Для теплого пола        26.06.2019   

Заливка ямы. Как сделать смотровую яму в гараже. Технология строительства смотровой ямы

В нашей стране смотровая яма планируется первой во время строительства гаража. Она является отличным помощником любого автомобилиста, т. к. позволяет провести мелкие ремонтные или профилактические работы, а также диагностику, причем без особых материальных затрат. Из этой статьи вы узнаете, как сделать смотровую яму в гараже, какие материалы для этого потребуются, а также то, в чем вообще заключается ее польза.

Для чего нужна смотровая яма?

Ответ очевиден: она нужна для того, чтобы было удобнее обслуживать транспортное средство. Некоторые при поломках обращаются в специальные технические центры, однако большая часть автолюбителей предпочитает самые сложные операции проводить своими руками. И делать это в уютной и спокойной обстановке намного удобнее

Помимо практических работ, смотровая яма способна обеспечивать беспрепятственный доступ к:

  • ходовой автомобиля;
  • выхлопной трубе;
  • днищу;
  • поддону картера;
  • коробке переключения скоростей;
  • глушителю.

Теперь, ознакомившись с предназначением смотровой ямы, приступаем непосредственно к работе.

Как сделать смотровую яму самому

Процесс состоит из нескольких этапов, рассмотрим их.

Этап первый. Предварительная разметка

Вначале вы должны определить форму и размеры смотровой ямы в гараже. Этот крайне важный момент, поскольку яма будет обустраиваться в уже наличествующем гараже, из-за чего, соответственно, задача будет усложнена, да и условия для работы будут стесненными.

При выполнении разметки руководствуйтесь тем, что почва, которая образует стенки ямы, будет иметь некоторый уклон, в то время как сами размеры сооружения должны быть такими, чтобы работа в нем была максимально удобной. Это во-первых. А во-вторых, в дальнейшем вы должны с легкостью парковаться над ямой, не опасаясь того, что транспортное средство провалится в нее. Существуют определенные меры защиты от соскальзывания, но о них несколько позже.

Исходя из всего этого, рабочая ширина ямы должна составлять 70 см – в таком случае даже у самых малогабаритных моделей автомобилей будет порядка 15-20 см для маневров. При необходимости ширину можно увеличить.

Обратите внимание! Если вы счастливый владелец «Жигулей» с шириной колеи в 1,3 м, то можете увеличить ширину ямы до 80-85 см.

Длина конструкции также определяется из соображений удобства работы, однако при этом следует учитывать и площадь самого гаража. В любом случае это должно быть как минимум 2 м.

При помощи колышков с веревкой или небольшого количества извести обозначьте на полу периметр ямы, добавьте с каждой стороны толщину стенок (зависит от устойчивости почвы) и сделайте небольшой запас для уклона. Если речь идет, к примеру, о плотном суглинке, это должно быть приблизительно 25-30 см. А вот глубина должна быть такой, чтобы от макушки вашей головы до днища машины оставалось около 25 см. Приведем небольшой пример.

Пример .

Для этого используем все те же «Жигули». Клиренс этого автомобиля составляет примерно 16 см. И если ваш рост составляет, скажем, 1,8 м, то «чистая» глубина ямы должна колебаться в пределах 1,7-1,8 м. Хотя лучше сделать ее несколько большей, ведь в дальнейшем всегда можно обустроить фальшпол до требуемой высоты или, как вариант, подставить скамейку.

Этап второй. Подготовка оборудования и расходных материалов

В ходе работы понадобится:

  • правило;
  • бетономешалка;
  • емкость;
  • лопата;
  • саморезы;
  • бетон;
  • доски;
  • сыпучие стройматериалы;
  • шуруповерт;
  • рулетка.

Количество того или иного материала зависит от размеров будущего сооружения.

Этап третий. Земляные работы

Вам предстоит выкопать порядка 9 м³ земли, что сложно, особенно если почва прочная, а работы будут выполняться вручную. Это самый трудный из этапов, однако к работе можно привлечь профессиональных землекопов.

Выкопав траншею, оставьте часть земли в гараже либо рядом с ним – с ее помощью вы засыплете пазухи по окончании строительства стенок. Все остальное вывозите. Чтобы правильно рассчитать технику, необходимую для вывоза, помните: объем разрыхленной почвы будет примерно на ¼ превышать объем самой ямы.

После этого выровняйте дно траншеи и утрамбуйте его, используя мелкофракционный щебень. Для этого насыпьте щебень слоем толщиной 5-7 см и уплотните его при помощи трамбовки.

Обратите внимание! Работать в смотровой яме будет гораздо удобнее, если сделать в стенах ниши для материалов, инструментов и запасных частей. Такие ниши предусмотрите заранее, еще на этапе выполнения земляных работ.

Этап четвертый. Сооружение стен и пола

Есть два возможных материала, которые в данном случае могут использоваться:

  • кирпич;
  • бетон.

Рекомендуем прибегнуть ко второму варианту, т. к. он обойдется дешевле. Кроме того, конструкция получится более надежной, да и закладные элементы будут закреплены качественнее. Поэтому рассматриваем вариант с монолитным бетоном.

Шаг 1. Вначале поверх щебня соорудите бетонный пол толщиной 6-7 см. Упрочните его армирующей сеткой толщиной 3-4 см и размерами ячеек максимум 15х15 см.

Шаг 2. Приготовьте бетон в следующей пропорции (для 1 м³): «четырехсотый» цемент (300 кг) + щебень с размером фракции от 0,5 до 2 см (1210 кг) + вода (210 л) + песок (680 кг). Если замешиваете вручную, то воды понадобится несколько больше, хотя рекомендуется все же использовать бетономешалку – так готовый раствор будет более подвижным.

Шаг 3. Полученным раствором залейте пол.

Обратите внимание! Коэффициент прочности на сжатие такой поверхности будет составлять примерно 200, чего в данном случае вполне достаточно.

Шаг 4. Приготовьте раствор для стен. Пропорции здесь должны быть несколько иными: 360 кг того же цемента + 1168 щебня + 670 кг песка. Объем воды такой же – 210 л. Толщина стен будет составлять 15 см.

Шаг 5. Из ОСП-плит толщиной 1-1,2 см соорудите опалубку. В дальнейшем эти плиты могут потребоваться и для других нужд.

Шаг 6. Армируйте стены. Многие этим пренебрегают, но на качестве лучше не экономить. Для этого можете использовать ту же сетку, что и для пола.

Шаг 7 . Бетон заливайте послойно, высота каждого яруса должна составлять 30-40 см. Каждый ярус уплотняйте при помощи штыковой лопаты. В последнем ярусе обустройте «стаканы» цилиндрической формы, в которые потом установите светильники. Для этого в отверстия в опалубке поместите куски канализационной трубы (обязательно под углом).

Шаг 8. Из предварительно сваренных металлических уголков выполните обрамление ямы, для крепления используйте закладные анкеры, сделанные из кусков арматуры. Обрамление будет выполнять сразу несколько функций:

  • укрепление углов;
  • «обойма» для настила из досок;
  • поребрик для страховки (чтобы машина не соскальзывала).

Шаг 9. Обратная засыпка. В образовавшиеся зазоры засыпайте землю слоями по 15-20 см, тщательно утрамбовывая каждый из них.

Этап пятый. Гидроизоляция

Если в вашем регионе уровень подземных вод достаточно высокий, то дополнительно позаботьтесь о качественной изоляции. Здесь есть несколько возможных вариантов.

  1. Рубероид . Укладывается двумя слоями поверх битумной мастики. Нахлесты должны составлять 20 см, всех их также проклеивают горячим битумом. Срок годности такой изоляции – до 15 лет.
  2. Сухие проникающие смеси . Их разводят водой непосредственно перед применением. Смеси проникают вглубь структуры, но используются преимущественно в качестве дополнительной изоляции.
  3. Полимерные мембраны . Отличаются большим эксплуатационным сроком (до 50 лет). Монтаж предусматривает обустройство армированного каркаса и укладки слоя геотекстиля. Мембраны самоклеящиеся, нахлест должен составлять 10-30 см.
  4. Жирная глина + отходы нефтеперерабатывающей промышленности . Практически не используется.

На что еще обратить внимание?

  1. Если освещение будет обеспечиваться упомянутыми выше цилиндрическими углублениями, то потребуется прокладка кабеля и монтаж розетки. Если источник света будет переносным, то все это не нужно.
  2. Вентиляция может потребоваться для защиты ямы от конденсата, притока свежего воздуха и оттока различной химии. Проще всего сделать этого при помощи гибкого воздуховода, который следует вывести из ямы на высоту 25 см над уровнем пола.
  3. При проведении земляных работ крепите стены котлована в обязательном порядке! Используйте для этого доски с распорками.
  4. Наконец, при выполнении работ используйте средства индивидуальной защиты (ботинки, перчатки, при необходимости – респиратор и очки).

Смотровая яма в гараже своими руками: видео

Итог

Смотровую яму легко сделать самому. Конечно, проще делать ее еще на этапе строительства гаража, но и в готовом сооружении сделать это не составит труда. С таким “бункером” вам будет намного легче ремонтировать и обслуживать свой автомобиль.

В итоге отметим, что работать лучше с помощником. Он не только будет помогать или подавать инструменты, но и придет на помощь в экстренной ситуации.

Выгребную яму можно назвать одним из незаменимых звеньев «цепочки» утилизации стоков отходов жизнедеятельности жителей и гостей частных домов, не имеющих доступа к центральной канализации. Залить яму бетоном можно своими силами, без привлечения наемного труда.

Как забетонировать выгребную яму?

Для того чтобы правильно и надежно залить яму бетоном, существует несколько технологий строительства выгребных ям. В их числе: строительство стенок ямы из красного кирпича, возведение из стандартных бетонных колец, обустройство из автомобильных покрышек и заливка стенок и перекрытия ямы из бетона.

Последний вариант является одним из самых простых и самых «бюджетных», поэтому стоит остановиться на заливке выгребной ямы из бетона подробнее. В общем случае предполагается заливка выгребной ямы габаритами 2х2х2 метра, что соответствует потребностям средней семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей.

Потребуются материалы и инструменты:

  • Портландцемент М400-М500, песок, гранотсев (мелкий щебень), суперпластификатор С-3, вода;
  • Битумная мастика для гидроизоляции;
  • Стальная арматура;
  • Стальной горячекатаный швеллер №10 для плиты перекрытия;
  • Обрезные доски толщиной 25-30 мм;
  • Деревянный брус 50х50 мм;
  • Бревна или деревянный брус 100х100 мм для подпорок при заливке плиты перекрытия;
  • Мягкая (вязальная) стальная проволока;
  • Конструкция люка;
  • Полиэтиленовая пленка;
  • Пластиковая труба диаметром не менее 100 мм для устройства канализационного слива;
  • Отрезки стальной или пластиковой трубы диаметром 100-120 мм, длиной 2000 мм, для дренажных отверстий;
  • Бетоносмесительная установка, лопаты, ведра;
  • Молоток, гвозди, саморезы;
  • Строительный уровень.

Порядок заливки стенок ямы

  • Разметка ямы, рытье котлована, выравнивание стенок, планировка прилегающей территории;
  • Изготовление опалубки. Оптимальный вариант – скользящая опалубка, длиной размерами 2х0,5 метра. Собирается из обрезных досок и деревянного бруса. На сторону опалубки, обращенную к бетону, набивается полиэтиленовая пленка;
  • Обустройство дренажных отверстий. В стенки ямы рядами (по 2 ряда на очередную заливку), на глубину 50 мм вбиваются отрезки труб для дренажных отверстий. Шаг между трубами в ряду примерно 300-400 мм, расстояние между рядами 350 мм. Выступающие части труб одновременно служат своеобразными разлучками между стенкой ямы и опалубкой, определяющими толщину бетонной стенки – 150 мм;
  • Установка опалубки. По периметру ямы устанавливаются шиты опалубки длиной 2 и шириной 0,5 метра. При этом щиты изнутри ямы расклиниваются между собой деревянными брусками. Яма подготовлена к заливке!
  • Готовится бетонный раствор в следующих пропорциях: 6 частей гранотсева, 4 части песка, 1 часть портландцемента тщательно перемешиваются между собой. Добавляется вода (до получения необходимой консистенции «густая сметана) и суперпластификтор (согласно инструкции по его применению);
  • Лопатами или ведрами заливают раствор в полость между стенкой ямы и опалубкой, вставляя в середину образующейся конструкции прутья арматуры с шагом 150-200 мм и утрамбовывая постукиванием по опалубке и штыкованием лопатой или куском арматуры;
  • Залитую конструкцию оставляют на 72 часа до полного схватывания, после чего в стену ямы набивают очередную «порцию» дренажных труб, переустанавливают опалубку выше и производят очередную заливку;
  • Перед последней заливкой опалубки следует вывести в яму канализационную трубу, расположив ее под углом 3-5 градусов на глубине примерно 300 мм от уровня почвы;
  • Последняя заливка также выдерживается 72 часа, по истечении которых опалубка демонтируется. При этом освободившиеся щиты можно использовать для обустройства «подпорочной» опалубки для заливки плиты перекрытия.

Заливка плиты перекрытия

  • На бетонные стены, с шагом 300-350 мм укладываются швеллера;
  • В центре конструкции, прямо на швеллера устанавливается конструкция люка. В общем случае надежная конструкция люка представляет собой квадратную рамку размерами 700х700, сваренную из четырех швеллеров №20-№25 полками наружу. Сверху рамки привариваются петли и полотно люка с ручкой. В полотне люка должно быть отверстие диаметром 20-25 мм для выхода воздуха. Соответственно швеллеры не должны перекрывать «зеркало» люка. Для этого их обрезают «в размер», а свободный конец образовавшегося куска швеллера проволокой или винтами крепят к полке швеллера рамки люка;
  • Снизу планируемого перекрытия, отступив вниз (от верхнего среза стены) 50 мм, по всей площади перекрытия, с помощью бревен или деревянных брусьев выставляют щиты «подпорочной» опалубки. При этом в месте расположения люка в опалубке вырезается отверстие для возможности выйти из ямы. Горизонтальность щитов контролируется строительным уровнем;
  • Для прочности плиты, швеллеры связываются между собой стальной вязальной проволокой;
  • Отступив от наружного периметра стен ямы на расстояние 50-100, из деревянных досок, по периметру ямы монтируется опалубка высотой 100 мм;
  • Заливка плиты перекрытия. В результате получается монолитная плита толщиной 150 мм, в центре которой расположены швеллера №10;
  • После выдержки залитой плиты в течение 72 часов, отступив о конструкции люка на 250-300, устанавливается опалубка (высота в зависимости от высоты швеллера рамки люка) и также заливается бетоном.

Обустройство смотровой ямы в гараже помогает провести самостоятельный ремонт автомобиля гораздо быстрее и дешевле, без привлечения специалистов. Кроме того, с ее помощью проводят периодический техосмотр различного рода техники. Правильное обустройство смотровой ямы обладает массой преимуществ, однако для его осуществления требуется соблюдать определенную технологию, о которой и поговорим далее.

Преимущества и недостатки обустройства смотровой ямы в гараже

Обустройство смотровой ямы в гараже имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В то время, когда сеть станций техобслуживания была развита слабо, смотровые ямы были практически в каждом гараже. При появлении большого количества СТО многие автолюбители отказываются от строительства смотровой ямы прежде всего из-за таких факторов, как отсутствие времени на ремонт автомобиля, скопление излишков влаги в яме, дополнительные временные и материальные затраты на строительство ямы.

Кроме того, повышенная влажность в яме, способствует более быстрой порче автомобиля, так как влага испаряясь из ямы, попадает на нижнюю часть кузова, тем самым ускоряя его коррозию.

Несмотря на это, смотровая яма имеет ряд преимуществ в пользу ее обустройства в гараже. Во-первых, способность самостоятельного ремонта или проверки автомобиля. Данный факт, позволяет сэкономить на поездке в станцию техобслуживания. Кроме того, для некоторых мужчин, проверка автомобиля является неким хобби. Периодическая замена масла, в гараже со смотровой ямой становится вполне возможной в домашних условиях.

Обустройство правильной смотровой ямы в гараже

Если вы все же решили соорудить смотровую яму в гараже, это не всегда представляется возможным, прежде всего из-за высоты залегания грунтовых вод. Если вода, находится от гаража, на расстоянии около 200 см, то сооружение ямы недопустимо, так как придется постоянно выкачивать из нее воду.

Хотя при проведении правильной гидроизоляции и установке дренажной системы, эта проблема вполне разрешима.

Обустройство и установка дренажа требует консультации специалистов, так как даже мельчайшая ошибка приведет к неправильному функционированию всей системы. Если же дренажная система закладывается еще в процессе строительства дома, то вполне реально соорудить смотровую яму. В противном же случае, данная процедура будет слишком затратной и хлопотной.

Если же грунтовые воды находятся слишком высоко, то единственным вариантом станет оборудование смотровой ямы лежачего направления.

Для проверки уровня залегания грунтовых вод потребуется консультация специалистов, хотя вполне реально справиться и без них. Для этого, следует вырыть небольшой котлован, на месте расположения смотровой ямы и измерить, уровень на котором начинает подниматься вода. Вода начнет подниматься во время сильных дождей, поэтому до этого периода яма не подвергается бетонированию.

Размеры смотровой ямы в гараже: особенности проведения расчетов

В соотношении с конструктивными особенностями смотровая яма бывает:

  • комплексной, состоящей из ямы и погреба;
  • узкой, в таком случае, чтобы в нее спуститься достаточно небольшой лестницы;
  • лежачий вариант предполагает пребывание в яме, исключительно в лежачем положении.

Кроме того, данные варианты отличаются различными модификациями ям. Размер стандартной смотровой ямы в гараже зависит, прежде всего, от количества людей, которые будут в ней находиться, от размера самого гаражного помещения, от типа автомобиля или другой техники, которая будет находиться в гараже.

При наличии нескольких автомобилей, лучше использовать классический вариант, который предполагает такие размеры:

  • ширина смотровой ямы в гараже - от 80 до 100 см;
  • глубина смотровой ямы в гараже - около 170-200 см;
  • длина смотровой ямы зависит от длины гаража и составляет минимум 160-200 см.

Перед планировкой смотровой ямы следует учесть индивидуальные особенности строения, которые повлияют на определение размера и конфигурации ямы. Яма выкапывается с припусками, которые в длине и ширине составляют около сорока сантиметров, а в высоте, около двадцати. При необходимости в проведении утепления стен, следует увеличить размер ямы на размер материала, из которого будет изготовлен утеплитель.

Как сделать смотровую яму в гараже: начальный этап

После обустройства необходимого котлована и после его настройки до первого дождя следует немаловажный процесс - сооружение пола смотровой ямы. Если придерживаться всех технологических моментов, связанных с проведением данного процесса, то проблемы с накоплением излишней влаги не появятся.

В первую очередь, смотровая яма нуждается в естественной вентиляции, поэтому при обустройстве пола следует побеспокоиться о наличии отверстия, через которое будет проходить шланг в виде воздуховода.

Данный шланг закрывается с помощью крышки, а вводится минимум на двадцать сантиметров. Далее производится подготовка бетонной подушки, которая состоит из двух слоев. Сначала насыпается гравий, толщиной в минимум десять сантиметров, а затем песок, толщиной около шести сантиметров. Благодаря этому обустраивается дренажная система, которая отвечает за отвод влаги из ямы.

Каждый из ранее засыпанных слоев требует тщательной утрамбовки и выравнивания. Для этих целей используется специальный инструмент и вода.

После этого, на нее укладывается металлическая арматура, а поверхность заливается бетонным раствором. Когда бетон высохнет, производится укладка еще одного гидроизоляционного слоя, и только после этого, яма проходит финишную отделку либо обработку теплоизоляционными материалами.

При слишком глубоком заложении грунтовых вод, возможен вариант укладки пола в смотровой яме кирпичом.

Гидроизоляция смотровой ямы в гараже: особенности проведения

Современный рынок строительных материалов предлагает огромное количество гидроизоляционных материалов разной формы, размера и назначения. Главными требованиями к материалу для гидроизоляции смотровых ям выступает эффективность и высокое качество работы при умеренной стоимости.

Поэтому, исходя их данных критерием, предлагаем ознакомиться с основными вариантами, помогающими осуществить гидроизоляцию смотровой ямы:

  • полимерная однослойная мембрана - толщина данного материала составляет около двух миллиметров, он отличается долговечностью и высокой стойкостью, но в то же время, данный вариант отличается наивысшей стоимостью, кроме того, для монтажа мембраны потребуется наличие специального оборудования и инструментов для работы с ним;
  • материалы на основе битума в виде рубероида или битумной смазки - отличаются доступной стоимостью и простотой монтажа, длительность эксплуатации данного варианта гидроизоляции составляет минимум 15 лет, но при этом, не потребуется нанимать специалистов, материал имеет рулонную форму, легко укладывается и разрезается, для склеивания стыков его нагревают или используют битумный растворитель;
  • смазка для гидроизоляции смотровой ямы отличается невысокой стоимостью, легкостью нанесения, для ее установки следует предварительно смочить поверхность водой.

Выбор утеплителя для смотровой ямы в гараже

Процедура утепления смотровой ямы является нераспространенным вариантом, который требуется проводить лишь в случае наличия дополнительных материальных средств, и при работе в отапливаемом помещении гаража.

Утепление сократит количество электроэнергии, которое требуется для отапливания гаражного помещения. Материал в виде утеплителя приклеивают на стену и пол ямы. После его установки стены проходят финишную отделку.

Среди большого количества утеплителей лучше всего отдать предпочтение пенополистиролу, который отличается такими преимуществами:

  • длительность эксплуатации;
  • высокая устойчивость перед тепловыми потерями;
  • влагоустойчивость;
  • доступная стоимость;
  • пожарная безопасность.

Учтите, что материал для утепления пола выбирается более плотный, чем для стен смотровой ямы.

Как построить смотровую яму в гараже: технология работы со стенами

В процессе возведения стен смотровой ямы имеется два варианта дальнейших действий:

  • бетонирование;
  • кирпич.

После этого, на стены укладывается плитка или другие отделочные материалы.

Перед укладкой кирпича или заливкой бетона следует провести ряд подготовительных работ, которые состоят в нанесении глины на поверхность стен, укладке плотной пленки в виде гидроизоляции, установке опалубки, толщина которой составляет около 12 см.

Учтите, технологические нюансы, связанные с проведением данных работ:

  • для того, чтобы колесо автомобиля случайно не попало в смотровую яму следует позаботиться о наличии в ней страховой рейки, кроме того, она предотвратит попадание влаги и грязи от автомобильных колес;
  • смотровая рейка имеет т-образную форму, для ее изготовления требуется металл, который фиксируется на поверхности опалубки, и является опорным элементом, на который надевается крышка;
  • кроме того, не лишним станет обустройство выступов и ниш в стене, на которых удобно будут располагаться разного рода принадлежности.

Смотровая яма в гараже своими руками - обустройство освещения и крышки

Освещение в смотровой яме необязательно, так как достаточно использования переносного фонаря или лампочки. Однако, если смотровая яма используется слишком часто, то лучше этот момент предусмотреть заранее.

Максимальное напряжение розетки, которую устанавливают в смотровой яме должно быть 35В. Кроме того, в связи с повышенной влажностью, она должна быть высококачественной и влагоустойчивой. Использование стандартных двести двадцати вольтных ламп в смотровой яме запрещено, так как они несут угрозу для жизни человека, который работает в яме.

При выборе осветительного прибора, следует исходить из мощности розетки, под которую разработаны специальные виды ламп.

Завершает работу по обустройству смотровой ямы установка крышки, которая изготавливается чаще всего из дерева. Минимальная толщина материала составляет 3 см, так как слишком массивные доски будут тяжело подниматься.

Существует несколько вариантов изготовления крышки для смотровой ямы:

  • при использовании металлического уголка, для изготовления крышки потребуется несколько щитов на небольших роликах, именно с их помощью щиты сдвигаются между собой, Для каждого щита предназначена деревянная планка, ширина которой составляет около 25 мм;
  • при наличии всего лишь двух уголков, зафиксированных по контуру, для изготовления крышки используется два щита, которые располагаются на разных участках, на подвижном щите производится установка роликов, а на крайних частях планок - ограничителей, таким образом, при сдвигании щита, яма открывается наполовину;
  • крышки, которые открываются по роллетному принципу, изготавливают из дерева, толщиной около 4 см, и длиной, в зависимости от ширины ямы, каждая доска обрабатывается таким образом, чтобы соорудить на ней пазовой отверстие, в них, устанавливается металлический трос, между которым производится монтаж пружин, при легком надавливании на ручку яма открывается, данная крышка отличается удобством, но в процессе ее изготовления следует е обработать антикоррозийным составом и гидроизоляционным раствором.

Как залить смотровую яму в гараже

Как уже говорилось ранее, что стены смотровой ямы изготавливаются из бетона или кирпича. Первый вариант менее затратный материально, но требует более высоких временных вложений. Бетонные стены отличаются более высокой прочностью, долговечностью, надежностью.

Смотровая яма в гараже фото:

После уплотнения щебня начинается обустройство бетонного пола, его высота составляет около шести сантиметров. Предварительно пол нуждается в проведении армирования. Для этих целей используется проволочная сетка с размером ячеек в 15х15 см.

Для приготовления одного кубометра бетона потребуется наличие:

  • трехсот килограмм цемента, марки более чем 400;
  • 700 кг песка;
  • 200 литров воды;
  • 1200 кг щебня.

Если замес бетонной смеси производится вручную, то воды следует класть больше. При использовании бетономешалки пропорции сохраняются.

При увеличении воды в составе бетонной смеси следует добавить немного цемента. Данный вариант бетона отличается хорошей прочностью и долговечностью.

Оптимальная толщина стен составляет около пятнадцати сантиметров. Для приготовления раствора потребуется наличие:

  • 350 кг цемента;
  • 660 кг песка;
  • 1200 кг щебня;
  • 210 литров воды.

Для бетонирования стен следует соблюсти технологию послойности. То есть бетонный состав наносится слоями. Высота каждого яруса не должна превышать тридцати сантиметров. Для уплотнения состава следует использовать штыковую лопату или глубинный вибратор по бетону.

Обустройство стен смотровой ямы требует проведения армирования, с помощью такой же сетки, как и на полу. Сетка устанавливается полосами, так же как и укладывается бетон. После проведения работ бетон оставляют на три дня, а далее снимают опалубку.

Смотровая яма в гараже видео:

Если техобслуживание автомобиля вы делаете самостоятельно, то лучше всего оборудовать в гараже смотровую яму. Она позволяет проводить мелкий ремонт, экономить средства и время на дорогостоящий сервис.

Чтобы можно было эффективно использовать яму для технического осмотра необходимо соблюдение строительных норм и правил при ее обустройстве.

Как сделать смотровую яму в гараже: видео

Перед началом строительства необходимо определить качество почвы и уровень грунтовых вод. Наиболее подходящим является глинистый грунт, так как он не пропускает влагу и может служить естественным гидроизоляционным слоем.

При высоком уровне грунтовых вод смотровую яму оборудуют дренажной системой и погружными насосами, с помощью которых проводят осушение объекта.

Определение размеров смотровой ямы

Для обустройства смотровой ямы в гараже своими руками размеры определяют в зависимости от габаритов вашего автомобиля. Существуют общие требования, руководствуясь которыми производится строительство объекта для технического обслуживания автомобиля.

Однако любой автовладелец может сделать конструкцию смотровой ямы в соответствии со своими желаниями. Например, высоту определить размером 1,5 м или только в свой рост.

Иногда не удается построить яму в полную длину авто, в этом случае она может быть выполнена в половину длины. Во время ремонта легковой автомобиль загоняют передом или задом, в зависимости от неисправности.

Смотровую яму располагают обычно возле одной из стены на расстоянии примерно одного метра. Большую часть гаража занимает оборудование, запчасти и т. п. При устройстве котлована необходимо учитывать толщину стен и глубину стяжки пола.

Материалы и инструменты

Для строительства ямы техобслуживания своими руками потребуются следующие инструменты:

Необходимы материалы:

  • кирпич;
  • цемент, щебень, песок;
  • бетон М200 для заливки основания;
  • прутья арматурные;
  • уголки металлические, ширина 50 мм;
  • доски 400х50 мм;
  • гидроизоляционный материал.

Технология изготовления смотровой ямы

Как сделать смотровую яму в гараже своими руками

Перед началом строительства делается разметка котлована в соответствии с размерами автомобиля. После чего по углам будущей ямы устанавливают колышки, между которых натягивают веревку. Далее начинают копать яму, землю при этом оставляют недалеко от гаража, так как она может понадобиться для утрамбовки и выравнивания основания.

В процессе работы необходимо следить за степенью влажности грунта. Если почва остается сухой, то гидроизоляцию можно не устанавливать. Однако для подстраховки площадь ямы покрывают гидроизолирующей пленкой.

Следующий этап – это выравнивание стен и утрамбовка пола. В процессе работы необязательно добиваться идеально гладкой поверхности, достаточно просто разровнять стены без заметных неровностей. Для устройства пола выкладывают два слоя щебня и один (верхний) из песка по 5 см. Все плотно утрамбовывают с помощью ручной трамбовки, песок при обработке смачивают водой.

После утрамбовки пол выстилают гидроизоляционной пленкой, стыки делаются внахлест по 15 см и сверху проклеиваются двусторонним скотчем. После чего на пол устанавливают утеплитель и армирующую сетку из металлических прутьев. Сверху заливают раствор бетона (М200) слоем от 5 см. Период застывания длится в зависимости от окружающей температуры: при + 20 о С бетон затвердевает до 50% прочности за неделю, а при +17 о С – за две недели.

Монтаж стен, фото

Заливка стен бетоном. Предварительно делают опалубку стен из щитов влагостойкой фанеры (толщиной 16 мм) или ОСП, которые соединяют досками и саморезами. Сначала устанавливают наружные щиты, затем внутренние, расстояние между ними должно быть не менее 15 мм.

Смотровая яма




Между стенами делают распорки во избежание деформации. Внутри опалубки монтируют армирующую сетку. Далее проводится заливка бетона, в процессе которой раствор штыкуют погружным вибратором для бетона. Спустя два-три дня опалубку разбирают.

При односторонней опалубке котлован предварительно покрывают гидроизоляционным материалом. После чего вдоль стен устанавливают один ряд щитов из ОСП плит. Между гидроизолирующим слоем и щитами устанавливают металлическую сетку и заливают это пространство бетоном.

Смотровая яма из кирпича. Периметр котлована покрывают гидроизоляционным полотном. Делается это внахлест, по краям материал прижимают досками. Далее производят кладку стен толщиной в полкирпича. На уровне локтя (примерно 1,2 метра) предусматривают ниши для инструментов. Размеры выемки делают высотой в 3 ряда кирпичей, ее перекрытие изготавливают из досок. В нишу можно вставить металлический короб.

Стены поднимаются практически до уровня пола гаража. Сверху на последний ряд устанавливают металлический уголок с полкой 50 мм, толщиной 5 мм. Полки с одной стороны укладывают параллельно основанию, так как сверху будут располагаться доски, закрывающие смотровую яму. После устройства стен делается заливка пола.

Обустройство металлической ямы для техосмотра (кессона). Одним из способов избежать грунтовых вод – это устройство кессона. Он представляет собой металлический короб, установленный в смотровой яме. Швы кессона герметично заваривают во избежание течи и обрабатывают специальными антикоррозионными составами.

Перед установкой короба необходимо вбить в грунт металлические пруты на глубину 1–1,5 метра, которые приваривают к корпусу кессона за боковые уголки. Таким образом предотвращают опасность «всплытия» конструкции при повышении уровня грунтовых вод. При устройстве кессона котлован приходится сделать немного больших размеров.

Чтобы короб не всплыл, можно просто сделать в его стенке дыру, куда будет заливаться вода при затоплении. В последующем ее приходится откачивать, однако кессон останется на своем месте.

Смотровая яма из дерева. Доски для устройства смотровой ямы необходимо обработать антисептическими и водоотталкивающими средствами. Перед монтажом в котловане дополнительно оборудуют гидроизоляционный слой. Доски устанавливают горизонтально, в узкой части ямы делаются распорки. Сверху закрепляют раму из металлических уголков, дно лучше залить бетоном.

Гидроизоляция смотровой ямы в гараже своими руками

Гидроизоляцию объекта можно осуществить как до устройства объекта, так и после его возведения.

Если уровень грунтовых вод не поднимается выше 2,5 метра, то опасность затопления для смотровой ямы не ожидается. Однако нужно учитывать, что геологическая ситуация может быть изменчивой. Поэтому при устройстве объекта лучше сделать наружную гидроизоляцию.

Для монтажа наружной гидроизоляции применяются специальные пленки или мембраны (акваизол, бутилкаучук и т. д.). Полотнища выстилают по стенам внахлест на 15 см, с заходом на пол гаража в 10–15 см. Для лучшей герметизации стык проклеивают двусторонним скотчем. Пленку нужно расправить таким образом, чтобы она плотно прилегала к поверхности стен.

Материал расплавляют паяльной лампой, в результате чего он более плотно прилегает к поверхности стен и основанию. Целостность пленки не должна быть повреждена, так как в этом случае будет нарушена гидроизоляция смотровой ямы.

Внутренняя гидроизоляция делается с помощью пропитки глубокого проникновения, позволяющая уменьшить гигроскопичность стен. Состав представляет собой грунтовку на основе цемента, содержащего полимерные частицы. Полимеры способны блокировать проникновение влаги сквозь основной материал.

Другой способ гидроизоляции – это обработка поверхности жидким веществом, которое при высыхании создает гидроизолирующий слой. Одним из таких средств является состав для бассейна. Его наносят в два слоя и после высыхания он образует водоотталкивающую пленку, напоминающую резину.

Приямок для сбора воды

Если устроенная своими руками гидроизоляция недостаточно эффективна, можно сделать дренажную систему возле гаража или устройство для сбора воды – приямок. Для чего в смотровой яме с одного конца выкапывают небольшой колодец, который одновременно с основанием оборудуют гидроизоляционным слоем и покрывают бетоном. В колодце также можно было бы установить кессон.

По мере скапливания воды в приямке, ее откачивают с помощью насоса. Для удобства устанавливается датчик наличия влаги , который включает насос в автоматическом режиме. Так как в смотровой яме полностью избавиться от влаги не получится, то пол лучше сделать из деревянного настила, обработанного водоотталкивающей пропиткой.

Утепление смотровой ямы

В целях утепления смотровой ямы используется ЭППС (экструдированный пенополистирол), обладающий хорошей водонепроницаемостью и низкой теплопроводностью. Материал может выдерживать значительные нагрузки.

ЭППС устанавливают между гидроизоляционной пленкой и стеной, толщина слоя пенополистирола должна составлять не менее 50 мм для создания необходимого эффекта. Утеплитель можно укладывать и под бетонную стяжку.

Крышка для смотровой ямы

Крышку изготавливают из металлических листов или досок. Для деревянной крышки подбирают доски из твердых пород дерева (лиственницы, дуба), толщиной более 40 мм. Предварительно их обрабатывают антисептическими средствами для защиты от грибка и влаги. Укладывают доски в проемы металлических уголков, установленных сверху смотровой ямы.

Металлические листы для крышки не очень удобны, так как они подвержены коррозии и тяжелее деревянных. Металлическое покрытие может прогибаться в процессе эксплуатации. Кроме того, использование металла обойдется дороже, чем дерева.

После окончания строительства стены можно оштукатурить или выполнить облицовку кафелем. Таким образом, сделать смотровую яму своими руками не представляет большого труда, если должным образом следовать рекомендациям специалистов.

Устройство смотровой ямы позволяет регулярно отслеживать техническое состояние своего автомобиля. Сооружение может быть использовать и в качестве хранения овощей, для чего в конструкции предусматривают специальные полки и ниши.

Видео: как правильно сделать смотровую яму в гараже

Для удобства выполнения профилактических работ и ремонта автомобиля у хорошего хозяина гараж обычно оснащается смотровой ямой. Это неудивительно – менталитет большинства наших мужчин таков, что практически каждый автолюбитель предпочитает сам осуществлять контроль за состоянием машины, а при необходимости — и производить его починку. Вложившись в такое обустройство гаража однажды, в будущем можно сэкономить приличную сумму на сервисном обслуживании, так как провести такие нехитрые, но необходимые процедуры, как замена масла или покрытие дна антикоррозийным составом, а также ряд других работ, связанных с днищем или подвеской автомобиля, можно будет самостоятельно.

Однако, необходимо сразу же отметить, что оптимальным расположением смотровой ямы считается место под навесом рядом с гаражом, или же в гараже, но рядом с площадкой, предназначенной для стоянки автомобиля, так как влажные пары, скапливающиеся между днищем машины и дном ямы, часто способствуют активизации коррозийных процессов. Но, как известно, чаще всего место в гараже бывает ограничено, поэтому смотровая яма устраивается в средней части помещения. Исходя из этого обстоятельства далее и будет рассмотрено, как может быть сделана смотровая яма в гараже своими руками с обустройством надежной гидроизоляции, вентиляции и с применением различных материалов для возведения стен.

Оптимальным вариантом будет постройка ямы до начала возведения стен гаража, на распланированном для него месте, параллельно с созданием фундамента и пола. Понятно, что в уже готовом строении можно столкнуться с рядом ограничений, которые значительно усложняют работу.

Например, тот же котлован, устраиваемый на открытом пространстве, может быть вырыт быстро и аккуратно с помощью специальной техники. В готовом же гараже его придется копать исключительно вручную, а эта работа достаточно трудоемка, так как придется не только разрыхлить, но и извлекать несколько кубов грунта с достаточно большой глубины, а затем еще организовывать его вынос из гаража и дальнейший вывоз с территории.

При планировании выкапывания котлована рекомендовано заранее получить информацию о расположении грунтовых вод на участке строительства, чтобы обезопасить постройку от их проникновения внутрь ямы, иначе она станет непригодна для выполнения работ, а со временем начнется ее обрушение. В этом случае придется «спасать» гараж, привозить грунт и закапывать яму. Поэтому лучше всего все нюансы ее обустройства продумать заранее и получить всю необходимую для этого информацию, иначе работы могут быть проделаны напрасно.

Материалы для сооружения ямы

Для постройки смотровой ямы потребуется достаточно много различных материалов, которые нужно приобретать с небольшим запасом. Обычно профессиональные строители советуют увеличивать их количество на 10÷15%.

Итак, для создания полноценной смотровой ямы могут понадобиться следующие материалы:

  • Песок, гравий или щебень. Песок и гравий необходимы для кладочного или заливного раствора, а для обустройства подушки на дне ямы кроме этих материалов потребуется щебень. Для замешивания всех типов растворов требуется цемент.
  • сечением в 30×30 или 40×40 мм, доски 25 мм или фанера толщиной в 10÷15 мм – для изготовления опалубки, и хорошо обработанные доски толщиной в 40÷45 мм – для крышки ямы.
  • Арматурный прут диаметром 6÷8 мм для вязки армирующей решетки при укреплении стен и пола.
  • Гидроизоляционные материалы – плотная полиэтиленовая пленка, рубероид и мастика. Для гидроизоляции могут быть использованы и более современные материалы, но они имеют более высокую цену.
  • Металлический уголок размером 50×50 мм для закрепления периметра ямы на уровне пола. Часто из уголка делают еще и колесоотбойник.
  • Стальная проволока сечения 1,5÷2 мм - для скрутки арматурной решетки.
  • Пластиковые трубы диаметром 100 мм – для обустройства вентиляционной системы ямы.
  • Кирпич или пеноблоки, если из них планируется возводить стены ямы.

Определение размеров смотровой ямы

Работу по планировке и обустройству смотровой ямы обычно начинают с определения ее размеров. Все параметры рекомендовано сразу же фиксировать, для дальнейшего составления проекта, в котором необходимо показать месторасположение ямы в гараже, ее ширину, длину и глубину. Эти значения в первую очередь зависят от базы автомобиля, то есть расстояния между колесами по длине и ширине машины, а также от роста владельца гаража. Правильное определение этих параметров важно и для обеспечения безопасности, и для комфортной работы, и удобства постановки автомобиля в гараж.

  • Ширина котлована должна быть на 300÷350 мм больше, чем задуманный размер смотровой ямы, а ее ширина в готовом виде – на 200 мм меньше, чем расстояние между колесами автомобиля на одной оси (с промером между внутренними поверхностями покрышек). При этом яма должна быть комфортна для нахождения внутри нее человека. Занимаясь планированием смотровой ямы, не стоит брать точные размеры между колесами конкретной легковой машины, так как, возможно, со временем ее захочется заменить на новую. Поэтому рекомендуется брать среднее расстояние для различных вариантов автомобиля.

Общепринятым, наиболее удобным параметром ямы является ширина в 800÷850 мм.

  • Длина ямы может быть различной, и это уже зависит от желания автовладельца, с учетом, естественно, длины гаражного помещения. Стандартная длина ямы должна равняться длине автомобиля плюс 1000 мм, но в некоторых случаях приходится делать ее меньших размеров. Поэтому этот параметр может варьироваться от 2000 до 6000 мм.

Делая расчеты, также нужно учесть место для спуска в яму при стоящем в гараже автомобиле. Спуск должен быть оборудован приставной или ступенчатой лестницей. Обычно выбирается приставная лестница, так как она занимает значительно меньше места.

  • Глубина ямы определяется ростом владельца гаража. Она должна быть такой, чтобы человек, стоя на дне, мог свободно дотянуться до любого механизма автомобиля, выходящего на его нижнюю часть и требующую профилактики или ремонта.

Следует отметить, что будет лучше, если котлован будет отрыт немного глубже, чем требуется, так как нужную глубину можно компенсировать за счет поднятия пола, увеличив его толщину. Обычно глубина ямы равняется росту владельца плюс 100÷200 мм и составляет примерно 1800÷1900 мм.

Кроме вышеназванных параметров, при рытье котлована нужно учитывать расстояние для гидроизоляции, кладки или заливки стен, а также для засыпки вокруг смотровой ямы глины, слой которой станет дополнительной гидроизоляцией. Если стены будут выкладываться из кирпича или заливаться бетоном, то котлован должен быть увеличен в ширину в каждую сторону на 120÷150 мм, для газосиликатных блоков на 200 мм, для обустройства бетонированного пола глубина увеличивается на 200 мм. Если вокруг ямы будет устраиваться дренажный или гидроизолирующий слой, то котлован увеличивается в ширину еще на 150÷170 мм.

Как уже говорилось выше, необходимо получить информацию о глубине расположения грунтовых вод. Эти данные должны быть указаны в отчете, который дается после исследований участка перед возведением гаража.

Уровень расположения грунтовых вод играет важную роль в постройке любого здания, будь то жилой дом или гараж. Если он будет проходить выше, чем 2500 мм, то рыть смотровую яму в гараже или делать погреб под домом затруднительно, так как они будут заполняться водой, даже если будет сделана качественная гидроизоляция.

В ряде случаев есть выход – чтобы избежать этой неприятной ситуации, по периметру всей ямы на высоту ее стенок и под делается дренажная система, которая поможет отводить воду в канализационный колодец.

При условии расположения грунтовых вод ниже указанного выше уровня, ограничений для обустройства смотровой ямы нет.

Практически всегда владельцы гаража, устраивая смотровую яму, предпочитают делать в ее стенках ниши, располагая их в верхней или средней части боковых стенок.

Глубину и ширину таких «окошек» необходимо рассчитывать таким образом, чтобы в них во время работы удобно было положить инструмент, от мелкого до достаточно крупного. Эти ниши также должны быть просчитаны и внесены в план постройки.

Работы по самостоятельному созданию смотровой ямы в гараже

Разметка смотровой ямы и выкапывание котлована

Разметка смотровой ямы проводится по-разному, так как она может обустраиваться в уже готовом гараже или же перед его возведением.

Иллюстрация
Проще разметить месторасположение смотровой ямы в уже построенном помещении с готовым полом, но труднее будет ее обустроить.
Если планируется сделать смотровую яму в уже построенном гараже, в котором пол покрыт бетонной стяжкой, то разметку провести достаточно просто - отмерить от стен нужное расстояние, сделать отметки и прочертить контур будущей ямы.
Но здесь необходимо учитывать, что расстояние между стенами будущей ямы и гаража должно быть не менее 1000 мм.
Когда разметка будет завершена, начнутся самые сложные этапы работы.
Если пол гаража деревянный, то снять покрытие, естественно, проще: по разметке доски просто выпиливаются и удаляются.
Гораздо сложнее избавиться от качественно сделанной стяжки, так как ее нужно будет удалить до грунта.
Для этого потребуется отбойный молоток или, по крайней мере, перфоратор и шлифмашинка с диском по металлу. Сначала по разметке разбивается бетон, а затем «болгаркой» вырезаются прутья армирующей конструкции.
В любом случае, котлован под смотровую яму в готовом гараже придется копать вручную, так как никакая землеройная техника в помещение не пройдет.
Этот этап работ можно назвать самым трудоемким, так как обычно стандартный размер ямы составляет 1800×1100×6000 мм, а это почти что 12 кубометров земли.
В одиночку такой объем грунта извлечь достаточно сложно, поэтому лучше всего иметь двух-трех помощников.
Длительность этого этапа земляных работ будет зависеть от активности работников и от состава грунта.
Для работы потребуются штыковые и совковые лопаты, ведра для подъема грунта с глубины, тачка для его вывоза с территории построенного или будущего гаража.
Нужно отметить, что для трудных глинистых или же каменистых грунтов может потребоваться еще кирка или лом.
Определяя место, куда будет вывозиться грунт, необходимо учесть, что в разрыхленном состоянии он займет пространство на 20÷25 % больше, чем занимал в утрамбованном виде.
К явным преимуществам такого способа постройки смотровой ямы можно отнести лишь то, что она в процессе рытья котлована не промокнет под дождем, а значит - работу можно будет проводить в любое время, без особой оглядки на установившуюся погоду.
Если это выкапывание котлована под смотровую яму проводится на еще открытой местности, то в этом случае будет сложнее с высокой точностью провести разметку, но намного проще проводить землеройные работы, так как может быть задействована специализированная техника.
Недостаток этого способа выкапывания котлована – это то, что яму придется все равно выравнивать вручную, а также то, что она не будет защищена крышей.
Если вдруг пойдут дожди, тем более – затяжные, то после них придется долго ждать просыхания грунта, прежде чем продолжить работу, а иногда даже прибегать к откачиванию воды с помощью дренажного насоса.
Поэтому, на случай резкого изменения погоды, необходимо заранее подготовить материал или приспособления (например, деревянные щиты, обтянутые пленкой), которыми можно закрыть сверху котлован, защитив его тем самым от попадания воды.
Если в процессе выкапывания обнаружатся глинистые слои, то этот грунт рекомендуется не вывозить далеко, а оставить поблизости от гаража или свалить его рядом с котлованом, так как глина лучше всего подойдет для заполнения наружных пазух вокруг стен ямы.
Далее, следует сразу подумать о вентиляции. Если она будет выводиться через стену или проходить под фундаментом гаража, то для вентиляционных труб роется траншея.

Планирование и обустройство вентиляции смотровой ямы

Несмотря на предпринятые меры для защиты ямы от влаги, в ней со временем, так или иначе, может появиться неприятный запах затхлости, бензина и отработанного машинного масла, поэтому установка вентиляции в ней просто обязательна. Обустраивают ее по тому же принципу, что и систему проветривания подвалов.

Иллюстрация Краткое описание выполняемой операции
Работы по монтажу вентиляционных каналов обычно предусматриваются еще на этапе выкапывания котлована.
Вентиляционная система может быть общей для смотровой ямы и гаража, или же выполняться индивидуально для каждого из этих помещений.
На представленной схеме-иллюстрации показан принцип объединенной системы вентиляции.
Воздух поступает в смотровую яму и помещение гаража через одну приточную трубу (поз. 1), разветвляющуюся на два патрубка – прямой для гаража (поз.2) и опускающийся вниз – для смотровой ямы (поз. 3).
Выход воздуха также осуществляется через одну вытяжную трубу (поз. 4), проходящую через крышу на улицу и поднятую, как минимум на 500 мм над кровельным покрытием гаража.
Эта труба также имеет два отверстия: одно из них находится в верхней части стены смотровой ямы (поз. 6), а другое вентиляционное окно размещено под потолком гаража (поз. 5) на противоположной стене от приточного отверстия.
Нужно сказать, что такую схему можно назвать оптимальным вариантом, эффективно работающим и не ведущим к лишним затратам.
Если планируется сделать для смотровой ямы отдельную вентиляционную систему, то оба отверстия располагают на одной из ее сторон или на противоположных стенах.
В этом случае, трубы могут выводиться на улицу не через крышу, а под стеной гаража, через фундамент.
Приточная труба поднимается примерно на 500 мм над землей и закрывается сверху защитной решеткой или специальной «проходной» крышкой.
Вытяжной канал поднимается на 2000÷2500 мм над уровнем земли, и на эту трубу сверху закрепляется металлический зонт, во избежание попадания в нее влаги и грязи во время ветра и осадков.
Приточную трубу оптимально будет вмуровать в грунт с наружной стороны смотровой ямы, а ее нижний край провести патрубком через толщину стены в нижней ее части.
Впрочем, если позволяет пространство, то трубы могут быть оставлены и в помещении гаража. В этом случае они монтируются, закрепляются к стене и выводятся через потолочное перекрытие и крышу постройки.
Если каналы будут расположены на одной стене смотровой ямы, то приточная труба опускается к полу, и отверстие для нее обустраивают на расстоянии от него в 100÷150 мм и обязательно закрывают защитной решеткой.
Отверстие вытяжного канала монтируется на 200÷250 мм ниже верхнего края смотровой ямы.
Трубы вентиляции вмуровываются в кирпичную кладку (или заливаются бетоном – если стенки ямы будут монолитными). Изнутри смотровой ямы они выглядят в виде окошек.
Для прокладки вентиляционных каналов оптимально использовать пластиковые канализационные трубы диаметром 100 мм.
Они монтируются поверх гидроизоляционного полотна, уложенного вокруг стен, выполненных из кирпичной кладки, или опалубки для заливки бетона.
После того как работа над вентиляцией будет полностью закончена, а концы труб будут вмурованы в стены ямы, необходимо провести испытание системы на работоспособность.
Проверка сама по себе – несложна. Необходимо понести зажженную свечу сначала к вытяжке - ее пламя должно явно отклониться в сторону вытяжного канала. Затем проверяют на приточном отверстии, где свеча под сильным напором воздуха вообще может даже потухнуть.
Если испытания прошли с таким результатом, то система вентиляции обустроена правильно и полностью работоспособна.

Обустройство пола и стенок смотровой ямы

Теперь, разобравшись в общих чертах с вопросами вентиляции смотровой ямы, вернемся к общестроительным работам – в выкопанном котловане пора заняться полом и стенками.

Иллюстрация Краткое описание выполняемой операции
Выкопав котлован, грунт на его дне необходимо очень хорошо уплотнить ручной трамбовкой.
После этого, на дно котлована засыпается гравий или некрупный щебень и снова утрамбовывается. В уплотненном состоянии толщина этого слоя должна составлять не менее 100 мм.
Следующим слоем, толщиной в 50 мм, засыпается и утрамбовывается песок, затем песчаная «подушка» закрывается еще одним пятисантиметровым слоем гравия.
Некоторые строители ограничиваются двумя слоями засыпки – песка в 100 мм и гравия в 100 мм, которые следует также утрамбовать. Чаще всего толщина слоев и их последовательность зависит от влажности грунта на дне котлована.
Следующим шагом дно и стены ямы застилаются гидроизоляционным материалом.
Для этого может быть использован плотный полиэтилен, рубероид или одна из современных гидроизоляционных мембран.
Если применяются листы рубероида, то их укладывают внахлест один на другой на 120÷150 мм. И эта полоса взаимного наложения промазывается битумной мастикой, так как слой гидроизоляции должен быть герметичным.
Материал заворачивается на края ямы и закрепляется грузом из камней или труб.
Однако, натягивать его сильно не следует: полотна должны располагаться свободно, так как на дне котлована будет заливаться стяжка, которая неминуемо потянет листы вниз.
Далее прокладываются вентиляционные трубы, о чем уже говорилось выше.
Следующим шагом необходимо укрепить все дно котлована армированной стяжкой.
Для этого из арматуры диаметром в 6÷7 мм с помощью проволоки вяжется решетка, которая поднимается над утрамбованным щебнем на 50÷70 мм – установить ее можно на обломках кирпичей, так как их высота 60 мм.
При необходимости сделать стяжку более толстой, по периметру ямы монтируется опалубка для заливки бетона.
Раствор для стяжки изготавливается из песка, гравия (мелкого щебня) и цемента в пропорциях 2: 4: 1 (если точнее, то 1.9: 3,7: 1), если исходить из условия, что применяется цемент марки М-400.
Обычно бетонный раствор для заливки пола готовится в бетономешалке, тогда она получается однородным, и с ним проще работать.
Если же раствор будет замешиваться вручную, то рекомендовано добавить в него один из пластификаторов или же жидкое мыло.
Некоторые мастера рекомендуют добавлять в раствор жидкое стекло, из расчета 250 граммов на 5 литров бетона.
Эта добавка рекомендована в том случае, если в нижней части котлована при его выкапывании была обнаружена повышенная влажность грунта.
Пол заливается готовым раствором с таким расчетом, чтобы слой бетона над арматурной решеткой составлял не менее 40÷60 мм.
Залитый бетон хорошо разравнивается с помощью правила. Таким образом, стяжку придется делать в два этапа – сначала заливается большая часть площади пола, а когда она схватится, и на ее поверхности можно будет стоять, работа доводится до конца.
Стяжка должна сохнуть и набирать первичную прочность 3÷4 дня. Только по истечении этого времени можно осуществлять дальнейшие работы.
В период первоначального созревания рекомендуется ежедневно проводить увлажнение бетонной поверхности водой – так стяжка станет монолитнее и прочнее.
Постройка стен может быть произведена из разных материалов – они могут выводиться из штучного материала - кирпича или блоков, или же делаться монолитными, то есть заливаться из бетона.
От того, какой способ будет выбран, зависят дальнейшие действия.
При выборе способа возведения стен из кирпича или газосиликатных блоков, кладку производят по периметру бетонного пола, армируя ее через 2÷3 ряда сеткой из проволоки.
Между стенками, застеленными гидроизоляцией и кирпичом должен оставаться просвет в 100÷120 мм, который позже будет засыпаться грунтом, смешанным с глиной, а затем утрамбовываться.
Кладка может производиться в половину- или четверть кирпича.
Раствор для нее изготавливают из просеянного песка и цемента, взятых в пропорции 1:3.
Если для работы выбирается красный кирпич, то его перед возведением стены, рекомендовано замочить в воде на 15÷30 минут для того, чтобы он не впитывал из раствора влагу, и раствор просыхал естественным образом.
Для ровности кладки в качестве ориентира используется натянутая веревка, а при ее выполнении необходимо обязательно производить проверку горизонтальности и вертикальности, применяя строительный уровень.
Кроме этого, сразу же планируются и формируются ниши для удобного размещения инструментов при выполнении ремонтных работ.
Для этого кирпич в определенном месте, сдвигается на ½ своей толщины наружу, или же в кирпичную кладку вмуровывается металлическая коробка, которая может выходить за пределы толщины стены, создавая достаточно глубокую нишу для инструментов или установки светильников.
После того как стены будут подняты, на них заворачивают полотна гидроизоляционного материала, оставляя между ними и грунтовыми стенами котлована свободное пространство.
Следующим шагом образовавшийся зазор постепенно заполняется глиной, смешанной с грунтом, при этом каждые 150÷200 мм засыпанной смеси увлажняются и тщательно утрамбовываются.
Если планируется возвести стены из бетона, то для них необходимо соорудить опалубку. Ее можно установить тоже по-разному.
В первом варианте от стен котлована отгибается гидроизоляционная пленка и складывается на зацементированный пол. По периметру котлована устанавливается стенка опалубки, сбитой из досок или фанеры (ОСП) толщиной не менее 10 мм.
Затем, на деревянные стенки поднимается пленка, здесь она необходима для предотвращения вытекания бетона через щели, образованные между досок.
Далее, вдоль гидроизолированной внешней поверхности опалубки монтируется арматурная решетка с ячейками 150×150 мм.
Можно применить готовые сетки-карты, либо связать их из арматурных прутов диаметром в 7÷8 мм, закрепляя их между собой проволочной скруткой.
Здесь необходимо отметить, что, выбирая такой вариант возведения стен, армирование полов под стяжку, а затем и ее обустройство можно проводить одновременно с армированием будущих стен.
В этом случае, в первую очередь заливается пол, а затем устанавливается вторая, внутренняя стенка опалубки, которую можно сделать из фанеры (листов ОСП) или досок.
Благодаря фанерной (ОСП) опалубке, стены будут гарантированно гладкими, а бетон не будет в большом объеме просачиваться между стыками.
Чтобы бетон равномерно распределился внутри опалубки, не нужно внутреннюю ее стенку поднимать сразу до верха.
Заливку обычно проводят по ярусам. Для начала достаточно возвести опалубку высотой в 500÷700 мм по всему периметру, а противоположные стенки, во избежание их деформации под массой сырого раствора, укрепить распорками.
Затем, в опалубку заливается бетонный раствор.
После схватывания этого яруса возводится еще одна надстройка внутренней стенки опалубки, которую в свою очередь, тоже заливают бетоном.
И так продолжается до самого верхнего края.
Во втором варианте гидроизолирующая пленка остается на стенах, а вдоль нее, с отступом в 50÷70 мм монтируется арматурная решетка, то есть в качестве внешней стороны опалубки выступает стена котлована, покрытая гидроизоляцией.
После этого по всему периметру ямы возводится первый ярус внутренней стенки опалубки, которая заливается раствором.
Затем она наращивается и снова заливается, и так работа продолжается до верха.
Опалубка может быть снята не ранее, чем через две недели после последней заливки бетона.
Недостаток этого варианта изготовления заключается в большем расходе бетонного раствора.
Для формирования ниш для инструментов изготавливается армированное углубление в стене, и закрывается с внешних сторон фанерой, то есть бетон будет заливаться в опалубку вокруг углубления, не попадая внутрь.
После того как бетон застынет, опалубку снимают и окультуривают нишу бетонным раствором.
В этом случае для обустройства ниш также может быть использован металлический короб. Его закрепляют на армирующей решетке с помощью сварки или проволоки, в зависимости от толщины стального листа, использованного для изготовления коробки.
Залитые армированные бетонные стены необходимо оставить для просыхания и набора прочности примерно на две недели. После этого опалубка снимается.
Если планируется отделка стен, например, керамической плиткой, то бетон оставляется дозревать еще на полторы - две недели.
Однако, чаще всего стены остаются бетонными, и в этом случае их рекомендовано покрыть специальной упрочняющей грунтовкой глубокого проникновения. Такие составы проникают в толщину бетона, заполняя все его поры и микротрещины, защищая от влаги, предотвращая пыление, эрозию и разрушения.
Кроме этого, после заливки и разравнивания бетона в опалубке по верху стен, рекомендуется по их краю закрепить на шпильки (длиной 150÷200 мм) металлические уголки.
Шпильки погружаются в раствор через отверстия, высверленные в уголках, а чтобы они не утянули его их собой, под кант из уголка перпендикулярно подкладываются металлические полоски, края которых будут лежать сверху стенок опалубки.
Уголки послужат ограничителем для ямы, подставкой для укладки закрывающих яму досок, а также колесоотбойником, который предотвратит попадания колес на опасный участок.
Чтобы этот обрамляющий яму элемент выполнял свои функции, его необходимо поднять над уровнем основной поверхности пола гаража примерно на 50÷70 мм.
После снятия опалубки, производится засыпка зазора между построенной и грунтовой стеной, если он остался. Для этого смесь глины и грунта после засыпки ее в пространство между стенами хорошо утрамбовывается и армируется, так как сверху нее будет устраиваться стяжка пола.
Конструкция и материал изготовления лестницы для спуска в яму могут быть различными.
Но какой бы из вариантов ни был выбран, надежное закрепление этого элемента на стене и полу является обязательным условием.
Для закрытия смотровой ямы сверху чаще всего используются обычные отдельные доски или же собранные в щиты.
Есть и более интересные варианты, например, когда доски свободно скрепляют между собой прочным водостойким канатом. Подобный подход удобен во всех отношениях – такая «мобильная» крышка быстро сворачивается и разворачивается в раме из уголка, поэтому не придется подбирать и укладывать каждую из досок отдельно.

К полам в гараже предъявляются особые требования

Важно, чтобы покрытие было прочным, износостойким, и не боялось воздействия ГСМ или иных агрессивных технических жидкостей. Подробную информацию о том, как правильно сделать , и какое покрытие для него выбрать можно получить в специальной статье нашего портала.

В качестве «бонуса» ниже размещён калькулятор, который поможет быстро и точно определить необходимое количество бетона марочной прочности М300 для заливки гаражного пола. В опциях этого мини-приложения есть возможность учесть и количество раствора, которое требуется в том случае, если стенки ямы будут заливаться также из бетона.

Если речь идет только лишь о яме, без учета гаражного пола (например, стяжка уже была залита ранее), то можно в первой группе полей ввода значений указать не длину и ширину гаража, а соответствующие параметры самой ямы. В этом случае расчет будет произведен только для стяжки на полу ямы, которая потребуется в любом случае.

Можно учесть в расчетах и въездную аппарель, если она также планируется бетонной – при выборе этого пути расчета откроются дополнительные поля ввода соответствующих данных.

Итоговый результат будет выдан, прежде всего, в общем объеме бетонного раствора – это удобно, если он будет заказываться на профильном предприятии. А для тех, кто собирается изготавливать раствор самостоятельно, приводится количество необходимых ингредиентов. Причем, оно будет показано как в весовом, так и в объемном измерениях, так как различные торговые организации могут реализовывать, например, песок или гравий как на вес, так и кубометрами.