Материалы        10.04.2019   

Краткая история ландшафтного дизайна. История возникновения и развития ландшафтного дизайна парков и садов

История ландшафтного дизайна насчитывает тысячелетия. Первые окультуренные участки земли с растущими на них деревьями и кустарниками появились еще во втором тысячелетии до нашей эры на территории Египта и Месопотамии — в те времена сады носили чисто функциональный характер — они использовались для выращивания плодовых культур.

Искусство ландшафтного дизайна в древности

С развитием культуры и искусств, появилась потребность в организации декоративных садовых участков для отдыха и досуга. Одним из первых декоративных садов являются знаменитые висячие сады Семирамиды, вошедшие в список чудес света. Они представляли собой серию насыпных террас и ступенчатых платформ с , высаженными ярусами. В разных культурах искусство создания декоративных садов развивалось разными путями — в Персии и Индии преобладали строгие геометрические формы, пространства делились на мелкие и крупные квадраты и густо засаживались растениями. Здесь впервые начали использовать прием, который теперь называется миксбордером -это формирование пространства, в котором различные виды растений густо высаживаются рядом, создавая разноцветный ковер.

В первом веке до нашей эры искусство ландшафтного дизайна зародилось на Дальнем Востоке — в Китае, где сады выполняли не только декоративную, но и духовную функцию. В Японии ландшафтный дизайн развивался под влиянием Китая , как и многие другие искусства. Азиатские сады символизировали мир в миниатюре, и человек, созерцая сад, открывал для себя путь достижения гармонии с миром.

В Европе первые декоративные сады возникли на территории древней Греции , и выполняли не только эстетическую функцию, но и служили местом проведения религиозных обрядов и лекций философов и ученых. Отличительной чертой греческих садов служили декоративные колонны, статуи, лестницы и фонтаны. К началу нашей эры уже в древнем Риме существовало несколько видов садов, которые выполняли различные функции, к тому же существовали приватные и публичные сады. Это считается временем расцвета садово-паркового искусства в Европе, где с наступлением Темных веков и раннего Средневековья искусство ландшафтного дизайна совершенно изменило свою форму. Сады существовали в основном в монастырях, где монахи выращивали плодовые культуры и лекарственные растения. Планировка участков коренным образом изменилась, но в качестве декоративных приемов именно в этот период начали использовать перголы и трельяжи. На территории первых университетов студенты и преподаватели разбивали первые ботанические сады, в которых были представлены . С началом эпохи Возрождения начало возрождаться и древнее искусство оформления садовых участков. Пышные дворцы, пришедшие на смену мрачным укрепленным фортам, не только декорировались внутри и снаружи, но и соответствующим образом оформлялся участок перед фасадом. Европейские сады поражали обилием вычурных декоративных элементов — подражание античности ввело моду на колонны, фонтаны, различные водоемы и системы прудов с гротами, искусственными водопадами и каналами.

Современный ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн в его современном виде зародился в конце XIX века, и причиной тому стал технический прогресс, повлекший за собой тотальную урбанизацию. Городское пространство тоже нуждается в грамотной организации и озеленении, осознали архитекторы и садоводы, которые теперь трудились вместе, чтобы придать городу новый облик и создать новое понятие — общественные парки и сады.

В наши дни в ландшафтном дизайне наблюдается тенденция возвращения к природе — на пике популярности сейчас «дикие» участки и эко-сады, а садовое искусство приобрело множество самых необычных форм — озеленение крыш и стен небоскребов, создание зеленых экосистем в зданиях.

Введение

Ландшафтное проектирование является важнейшей областью деятельности ландшафтного архитектора. В процессе проектирования разрабатываются все чертежи, необходимые для создания объекта в натуре, составляются все дополнительные документы - сметы, расчеты, пояснительные записки и т.д., сопровождающие проект. Работая над проектом, ландшафтный архитектор должен не только хорошо представлять себе поставленную перед ним задачу, не только знать, как эту задачу выполнить, но и иметь четкое представление о своей профессии, ее содержании и историческом развитии.

Яркой спецификой ландшафтной архитектуры в целом и ее важнейшей ветви садово-паркового искусства в частности было и остается использование особых, природных строительных материалов - растительности, воды, земли, включая даже особенности топографии места.

Особенностью ландшафтной архитектуры в сравнении ее с общепринятой архитектурной практикой является главенствующая роль эстетического и, если можно так сказать, эколого-гуманистического начала. Функциональные и технические стороны формирования среды, при всей их важности, занимают в ландшафтной архитектуре подчиненное место. Это качество обусловило распространенное понимание ландшафтной архитектуры как разновидности искусства, а именно садово-паркового искусства.

История возникновения и развития ландшафтного дизайна парков и садов

ландшафтный зонирование сад дизайн

Человек осознанно начал окружать себя камнями и растениями ещё в самые далёкие времена. Ландшафтный дизайн, как искусство, берет свое начало в туманной глубине веков. Хотя, можно с определенной долей уверенности предположить, что как только древний человек начал заниматься устройством своего жилища, пусть даже в пещере или землянке, так и участок около жилища стал подвергаться воздействию его рук и видоизменению. Но первые, зафиксированные историей, попытки возделывания садовых участков, по мнению историков, были предприняты в древнем Междуречье (Малая Азия).

Ассиро-Вавилония

Период расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья) пришелся на 8-7 в.в.до н.э. Этот период в истории называется Ассиро-Вавилонским периодом. В этот период было изобретено и получило широкое применение строительство на террасах. Это искусственные насыпные возвышения над поверхностью улиц. Даже при строительстве храмов-зиккуратов, которые имели вид ступенчатых пирамид, использовался этот принцип. Верхняя ступень увенчивалась, как правило, храмом. А на нижних ступенях в заранее устроенные ямы наполненные плодородной почвой, по периметру высаживали растения.

В истории осталось упоминание о знаменитых «висячих садах» Семирамиды. Они были устроены во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. и представляли собой ряд возвышающихся озелененных террас. Южная часть сада примыкала к дворцовым помещениям. Он был выполнен в виде четырех террас, которые постепенно сужались кверху. На нижних террасах росли крупные деревья, а на верхних - кустарники и цветы. Этот сад настолько поражал воображение своей красотой и необычностью, что потом этот принцип неоднократно применяли при устройстве садов Италии, Персии, и даже России (например, «верховые» сады Московского Кремля в конце 17 в.).

Также остались упоминания об обширном парке царя Саргона II в 8 веке до н.э. близ города Хорсбада. В нем росли деревья, привезенные из заморских стран: платаны, кипарисы, ивы, кедры, самшит, тополя, а также плодовые деревья. Существовали в то время и обширные парки, специально высаженные для прогулок верхом и охоты. Эти парки можно назвать прообразами современных лесопарков.

Египет

В древнем египетском государстве садовое искусство было также хорошо развито, как и градостроительство и архитектура. Сады в ландшафтном дизайне формировались по определенным законам:

* Регулярный план с использованием симметрии;

* Использование замкнутых композиций;

* Главная часть сада - водоемы;

* Использование ритма;

* Аллеи и рядовые посадки.

* В применяемом ассортименте растений в основном экзоты.

Сады разбивались при храмах, дворцах и жилых домах богатых владельцев. Они и были основным озеленением городов. Древнеегипетский сад сочетал в себе религиозные, утилитарные и эстетические функции.

Эллада

В Древней Греции (Элладе) садовое искусство связано, в основном, с завоевательными походами Александра Македонского. В эллинский ландшафтный дизайн было широко включено азиатское садовое искусство.

Древняя Греция имела такие виды озеленения, как священные рощи (герроны), философские сады и частные сады. Герроны носили исключительно мемориальный характер: архитектурные сооружения, скульптуры, естественные рощи с источниками. Священные рощи со временем превратились в спортивные парки. Для бесед ученых мужей специально создавали философские сады. Площади городов украшали рядовыми посадками вдоль дорог. Частные сады устраивались, в основном, для цветников.

Ландшафтный дизайн Эллады отличался пропорциональностью. Широко использовались принципы равновесия, симметрии и ритма. В древнегреческих садах, как и в Междуречье, использовали террасирование. На террасах высаживали большие деревья, цветы, делали фонтаны, использовали витые лестницы, обилие украшений.

Древний Рим

Расцвет ландшафтного дизайна в Древнем Риме пришелся с 1 в. до н.э. до 1 в. н.э. Этому способствовал мягкий климат, обилие воды, гор, наличие богатой флоры, строительного материала.

Здесь также были популярны священные рощи, общественные сады, сады при виллах, сады-перестили, сады-ипподромы. В виллах находились внутренние дворы, окруженные колоннадой. Они богато оформлялись кустарниками, цветами, скульптурой, водоемами. Большинство садов также разбивались на террасах горных склонов, их украшали цветами, различными архитектурными сооружениями, скульптурой и фонтанами. Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились аллеи, перголы, фигурная стрижка деревьев и кустарников.

Китай и Япония

Ландшафтный дизайн Китая, Японии и Кореи разительно отличался от европейского. Отношение к природе в Азии всегда было связано с философией и религией.

Садовое искусство Китая развивается в направлении свободного пейзажного стиля. Но в северной части Китая предпочитают разбивать большие сады, а в южной - малые. Но основные признаки всех китайских садов одинаковы. Обязательная часть сада - пруды. Их очень много и они различны, вокруг них обычно расположены дворцовые постройки. Широко используются и парковые сооружения - беседки, веранды, галереи, платформы, мосты. Постройки, окрашенные в яркие цвета выгодно смотрятся на фоне зелени парков. Растения очень разнообразны по составу: здесь используются и хвойные (кедры, сосны, можжевельники и др.), и лиственные (клен, дуб китайский, и др.), а также применяются и плодовые деревья (слива, груша, вишня и др.) деревья. Особенно любимы красивоцветущие растения и цветы. Скульптуры используются очень редко, основное предпочтение отдается камням. Ими оформляют берега водоемов и каменистые садики.

Японский сад также формируется исключительно в пейзажном стиле. Хотя по размеру он совсем небольшой, можно сказать даже крохотный. Типы японских садов - это плоский сад и холмистый сад. Интересно, что главную часть этих садов составляют вовсе не растения, а вода и камни. Вода присутствует в форме водоема либо водопада, камни же организовывают объемно-планировочное пространство сада. В «сухих» садах мелкая галька и песок символически представляют воду. Ассортимент растений в японских садах весьма разнообразен Предпочтительны красивоцветущие деревья и кустарники, а вот цветов, как ни странно, очень мало. Зато очень активно используются сооружения малой архитектуры: скамьи, ограды, мосты, ворота, каменные светильники. Основная черта сада - японская символика, пронизанная синтоизмом - исконной японской религией.

Испания периода мавританского владычества

Испано-мавританский сад - это гармоничная простота планировки и яркая индивидуальность решения. Основной мотив в решении сада - вода. В планировке обязательно наличие внутреннего дворика (патио). Устраивали и богато оформляли аркады. Растения применяли экзотические, но, которые соответствуют испанскому климату: мандарины, кипарисы, апельсины, олеандр. Они высаживались в свободном стиле без последующей стрижки. Газоны не были популярны, так как выгорали из-за жаркого климата, участок оформлялся декоративным мощением - это один из характерных элементов мавританского сада.

Средневековая Европа

Ландшафтный дизайн средневековья характеризуется наличием небольших садиков при монастырях и замках. В монастырских садах, в основном, выращивали декоративные и лекарственные растения. Планировка была строгой, без изысков, обязательно устраивали фонтан или бассейн. Сад делили дорожками на четыре части и на пересечении дорожек высаживали куст розы или воздвигали крест. Сады были тихими, уединенными, созерцательными. внутри территории замков обычно устраивали феодальные сады. В садах были популярны цветы, аллеи, выращивали яблони, разбивали розарии. В крупных замках широко применяли крупные сады, называемые прато. Здесь тоже широко используют перголы, трельяжи, цветники и т.д.

В средневековье впервые появились сады-лабиринты и ботанические сады. Сады-лабиринты сначала зародились в монастырских садах, а в будущем развились в регулярные и пейзажные парки. Ботанические сады стали устраивать при появившихся первых университетах.

Эпоха Ренессанса

Эпоха Возрождения ознаменовалась планировочным и композиционным единством архитектурных ансамблей. Итальянский сад того времени - это цельное высокохудожественное произведение. Всем садам итальянского Ренессанса присущи следующие общие черты:

* Сады располагают на террасах и соединяют между собой лестницами. Широко применяют камень, устраивают ниши и гроты. Террасы, увенчанные балюстрадами и скульптурами, составляют основу итальянского сада;

* Широкое применение воды. Применяется в виде фонтанов и водопадов, бассейнов и различных прудов. Водоем - композиционный центр итальянских садов;

* Используются, в основном. деревья с раскидистой кровлей: дубы и платаны, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. В посадках применяют маслины. Здесь впервые появился новый прием - боскет. Боскет имеет геометрический контур и ограничивается прямыми дорожками. Внутри располагаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью. Широчайший ассортимент цветущих растений

* Большое значение придается колористике сада, игра цветами;

Русское садово-парковое искусство

На Руси сады, в основном, служили своему прямому функциональному назначению: главное место на земельном участке отводят огородам, плодовым насаждением, но со временем стали появляться и первые декоративные деревья. В качестве ограды широко использовалась живая изгородь или плетень. Пруды тоже устраивались лишь для разведения рыбы, купания и полива огородов.

Но в 17 веке в России уже создают первые развлекательные, или «красные» сады (Коломенское, Измайлово). Например, в Кремле - это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Известен знаменитый Измайловский сад в Москве. В нем есть масса аттракционов: зверинец, ботанический сад, лабиринт, устроено большое количество прудов, и даже разбиты виноградники.

В России 17 - 19 веков не существовало такого понятия, как «дизайнер» или «ландшафтный архитектор». Эта профессия именовалась «устроитель садов и парков».

При правлении Петра I русское садово-парковое строительство, подражая западным образцам, предпочетает классический регулярный сад. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Такие сады в Петербурге строят, в основном, иностранцы. А в 1710 г. в России открывается первая Садовая контора. Она занимается закупкой и доставкой различных экзотических растений за границей для строительства новых парков Петербурга и Москвы.

Франция, 17 век

Появляются сады, выполненные в стиле барокко, который заимствован из итальянских решений. Планировка их весьма проста, но они щедро украшены цветниками. Из цветов создаются яркие красочные партеры - бродери. Естественные лесные массивы популярны, как места для верховой езды и охоты. Вода используется в виде больших спокойных зеркал, популярны каналы и водные партеры.

Регулярный стиль применяемый в садово-парковом искусстве Франции того времени заложил предпосылки создания будущих садов.

Англия, 18 век

В Англии ландшафтный дизайн получил наибольшее развитие в 18 веке. Там, наоборот, преобладает развитие пейзажного парка, чему способствует мягкий климат и высокая влажность: создаются бескрайние луга, украшенные живописными группами деревьев и кустарников. Луга, одновременно, играют роль пастбищ, на них пасется скот.

Основа английского сада - это естественность. Устраиваются будто бы естественные поляны и лужайки, посадки деревьев - групповые, дорожки - криволинейные, пруды - с извилистыми берегами. Широко применяют малые архитектурные формы: беседки, трельяжи, павильоны, иногда устраивают фонтаны.

Пейзажный парк имеет свои законы построения - обязательно выявляется и подчеркивается естественная красота ландшафта, планировка всегда свободная, но все элементы парка подчиняются единому целому.

США, Западная Европа в 19-20 вв.

В этот период уже и во Франции отдают предпочтение пейзажным паркам. Главное их достоинство - это индивидуальная растительность. Сады обогащаются новыми породами деревьев и кустарников. В США, наоборот, происходит постепенный упадок художественного вкуса. Здесь устраивают растительные ковровые клумбы, глобусы, солнечные часы и т.д. Это совершенно не вписывается в естественность и гармоничность пейзажного парка.

Настоящим расцветом науки и искусства ландшафтного дизайна можно считать 19 - 20 века нашей эры. В этот период основное внимание уделяется растительности, поиску и внедрение новейших современных элементов композиции и стремлению к гармоничному объединению стилей - ландшафтного дизайна и архитектурного.

Ландшафтный дизайн является важной областью деятельности ландшафтного архитектора, архитектора-дизайнера и частич­но инженера зеленого строительства.
Ландшафтная ар­хитектура решает вопросы формирования и сохранения ландшаф­тов с различными соотношениями природных и искусственных компонентов.
За последнее столетие сфера деятельности ландшафтной архи­тектуры значительно расширилась. Ее объектами являются все более обширные городские и загородные пространства.
Ландшафтный дизайн - творческая деятельность, направленная на формирование искус­ственной архитектурной среды с использованием средств декора­тивного озеленения, геопластики, малых архитектурных форм, де­коративного покрытия, визуальной коммуникации. Ландшафтный дизайн - новое направление ландшафтной архитектуры и ее необ­ходимое ответвление.
Главная задача ландшафтного дизайнера - организовать пространство в соответствии с функ­циональными, экологическими и эстетическими требованиями, создать его яркий художественный образ и вызвать у человека положительные эмоции.
Цель ландшафтного дизайна - органичное слияние архитек­туры с природными элементами.

История развития ландшафтного дизайна.

Впервые термин «ландшафтный дизайн» появился чуть больше чем сто лет назад в США, когда там началась закладка первых национальных парков, но это не означает, что история ландшафтного искусства такая короткая. Отнюдь, своими корнями она уходит в далекое прошлое и имеет богатый опыт и бесценное наследие, которое дошло до наших дней.
История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья). Этот период именуется как Ассиро-Вавилонская культура (8-7 в.в. до н.э.) Основным строительным материалом был сырцовый кирпич. Это был непрочный материал, поэтому он явился причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры.

Города Двуречья имели округлую, а позднее прямоугольную форму, их окружало кольцо крепостных стен, иногда двойное или тройное. В развитии композиции в архитектуре применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. Этот принцип применялся при строительстве храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. Они представляли собой ряд убывающих, поставленных одна на другую квадратных или прямоугольных платформ. Верхняя платформа завершалась как правило храмом. На выступающих частях нижних платформ по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, которые наполнялись растительной землей.

Зиккурат - многоступенчатое пирамидальное сооружение с храмом на вершине. Это типичная конструкция для месопотамских цивилизаций, а ее форма символизирует стремление человека приблизиться к небу.

Особой известностью пользовались «висячие сады» Семирамиды. Они были созданы во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. Сады представляли собой ряд возвышающихся террас. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен. Его южная часть выходила к дворцовым покоям. Устраивался он в виде четырех ступенчатых террас, которые сужались кверху. На нижних террасах сажали деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Идея создания террасированных садов, или «висячих садов», оказалась достаточно плодотворной. Далее она нашла свое развитие в садах Персии, Италии, России («верховые» сады Московского Кремля в конце 17 в.).
Также в Ассиро-Вавилонской культуре существовал обширный парк, созданный ассирийским царем Саргоном II в 8 веке до н.э. у города Хорсбада. В нем были высажены деревья, привезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, самшит, некоторые плодовые. Существовали и обширные парки, предназначенные для охоты и прогулок верхом. Эти парки являются прообразами лесопарков.

Египет
В египетском государстве вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства развивалось и садовое искусство. В Древнем Египте сады в ландшафтном дизайне формировались по следующим принципам:

Регулярный план. Он включает использование симметрии, т.е. осевое построение композиции.
Формируются замкнутые композиции.

Водоемы – главная часть сада.

Ритм используется как композиционный прием.

Аллейные и рядовые посадки.

В ассортименте растений используются экзоты.

При дворцах, храмах и жилых домах состоятельных владельцев создавались сады. Они и составляли зеленое оформление города. Древнеегипетский сад характеризовался органичным слиянием религиозных, утилитарных и эстетических функций.

Древняя Греция

В Древней Греции садовое искусство связано с завоевательными походами Александра Македонского. В древнегреческий ландшафтный дизайн было включено азиатское садовое искусство.
Древняя Греция характеризовалась такими типами озеленения, как герроны (священные рощи), философские сады и частновладельческие сады. Герроны носили чисто мемориальный характер: скульптуры, архитектурные сооружения, лесные массивы с источниками, со временем они превратились в спортивные парки. Для ученых бесед создавали философские сады. Городские площади озеленяли рядовыми посадками вдоль дорог. Частновладельческие сады носили утилитарный характер, цветочные растения – их основное озеленение.

Сады в ландшафтном дизайне Древней Греции были строго пропорциональны. Для их создания использовались принципы равновесия, ритма и симметрии. В древнегреческих садах, в отличие от Египта, использовали террасирование. На террасах высаживали большие деревья, цветы, устраивали фонтаны. Здесь усматривается более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, витые лестницы, много украшений.

Древний Рим

Римское садово-парковое искусство отличается от греческого многими элементами, например, они использовали монументальные и грандиозные конструкции ландшафтной архитектуры в композициях, то есть они как бы старались «подчинить природу». Многочисленные виллы у состоятельных людей включали большое разнообразных декоративных работ: фонтаны, каскады воды, разбитые цветники, искусство стрижки деревьев и кустарников, перголы, крытые аллеи, декоративная скульптура, скамьи и многое другое. Широким был и ассортимент сажаемых кустарников, деревьев, цветов. Свидетельством высокого развития ландшафтной архитектуры являются термы (банные комплексы) с садами, около 700 бассейнов, 500 фонтанов и акведуки. Даже до сих пор многие мосты и акведуки служат для транспортных перемещений. Многие приемы создания регулярных садов, парков, работ с землей, растениями и водными конструкциями берут начало в античности и служат основой создания искусственной среды.

Таким образом, античная и эллинистическая эпоха оказала огромное влияние не только на страны Европы, но и на многие другие регионы мира.

Арабская Испания

Характер испано-мавританского сада – это простота планировки и индивидуальность решения. Основной мотив сада – вода. В регулярной планировке обязательно присутствует внутренний дворик (патио). Устраиваются видовые точки, оформляются аркады. Растения экзотические, которые соответствуют климатическим условиям (мандарины, кипарисы, апельсины, олеандр). Они высаживались свободно, стрижка в основном не применялась. Газон не использовался из-за жаркого климата, территория оформлялась декоративным мощением – это один из важных элементов сада в Арабской Испании.

Аркада (франц. arcade ) - ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы.

Средневековье
Садово-парковое искусство в средневековье – небольшие сады при монастырях и замках.
Монастырские сады. Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Сад в основном делился на четыре части (дорожками). В центре пересечения дорожек высаживали куст розы или устанавливали крест Иисуса Христа. Сформировался Сад-лабиринт. Он представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках.

Феодальные сады. Сады при замках устраивали внутри их территории. Они были небольшими и замкнутыми. В садах устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также Цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы и др. При замках крупных феодалов создаются более обширные сады – прато. Позднее средневековье характеризуется открытием первых университетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага). Садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические сады (1525г. в г. Пизе)

Эпоха Возрождения

С Востока, многочисленные крестовые походы приносили европейцам новые культурные веяния. Данное обстоятельство подтолкнуло к наступлению в Европе эпохи Возрождения. Немного раньше, чем у остальных, в 14 веке, культурный подъём начался в Италии, садово-парковом искусстве это привело к началу образования стиля Барокко. Данный стиль предполагал, что сад должен быть логическим продолжением дворца, то есть иметь комнаты, коридоры и соответствующее роскошное убранство. Материальные затраты на устройство сада, стали сопоставимы с постройкой самого дворца. Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах, связанных между собой лестницами. Подпорные стенки облицовывают камнем, украшают нишами, устраивают гроты. Террасы, увенчанные балюстрадами, скульптурами составляют основу итальянского сада. Характерно наличие большого количества декоративных бассейнов и всевозможных водных устройств - каскадов, каналов, фонтанов являлась необходимой составляющей.

До конца 16 в. итальянские сады были небольшими по размерам 1 – 3,5 Га. Аллеи того времени проектировались узкими и короткими, дворец, обыкновенно, располагался по центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее положение.

Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора.

К началу 17 в. итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность, что отражается и в изменениях планировки. Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой "зеленые залы", а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов.

Расцвет Барокко это расцвет топиарного искусства, растительность приобретала фантастическую форму. Использовались ширококронные деревья: платаны и дубы, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. Также в посадках применяют листопадные и плодовые деревья, маслины. Здесь появился новый прием – боскет. Боскет ограничивается регулярными дорожками, имеет геометрический контур. Внутри высаживаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью.

Боске́т (фр. bosquet, от итал. boschetto - лесок, рощица ) - элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных стенок (шпалер), геометрические объёмы, иногда имитирующие архитектуру с арками и башенками и т. п.

Из Италии барокко перекочевал во Францию, где с развитием оформилось, в отдельный, известный всему миру стиль - Французский классицизм.

Происходит формирование садов в стиле барокко, заимствованном из итальянских садов. Планировка их простая, но они богато украшены цветниками. Из цветов создаются красивые партеры – бродери. Лесные массивы используют для верховой езды и охоты. Спокойную гладь воды используют для создания каналов и водных партеров.

Бродери (broderie) по-другому называемый «партер де бродери» (partierredebroderie) при дословном переводе этого термина с французского означает: «газон с вышивкой». Данный тип газона был придуман Этьеном Люпераком во Франции.

В последнем десятилетии 18 в. в Англии уже преобладает развитие пейзажного парка. Этому способствует мягкий климат и влажность: создаются обширные луга, украшенные группами деревьев и кустарников. Луга играют роль пастбищ.

В Англии отказываются от регулярного стиля при создании садов, усовершенствуют пейзажные парки. Их основа – это естественность. Устраиваются поляны и лужайки, посадки деревьев – групповые, дорожки - криволинейные, водоемы – с извилистыми берегами. Используют малые архитектурные формы – беседки, павильоны, трельяжи. Их размещают в парках. Также иногда устраивают фонтаны.

Пейзажный парк имеет свои принципы построения – в них подчеркивается естественная красота ландшафта, планировка свободная, все элементы парка подчиняются единому целому.

Луковичные растения высажены на лугах в тени деревьев. Планировка садов и парков в пейзажном стиле проводилась масштабно, включая в себя устройство озер путем строительства дамб на небольших реках, перекапывание огромного количества земли, посадку лесов, которая велась не бессистемно, а в соответствии с высокими эстетическими требованиями.

В начале 19 в. начал падать интерес к пейзажной манере в ландшафтной архитектуре. Возник викторианский сад с симметричными посадками однолетних растений, в котором все прочие компоненты были подчинены расположению цветников. Но в таком виде сад просуществовал недолго. Основной вклад англичан в развитие ландшафтного дизайна - это газон и бордюр из однолетних травянистых растений.

В ходе 19-го столетия городская жизнь становилась всё более масштабной, это привело, к соединению городского архитектурного планирования с традициями ландшафтного садоводства, и придало ландшафтной архитектуре и дизайну нынешний уникальный статус. Следуя данным тенденциям, во второй половине 19-го века Американский архитектор Фредерик Лоу Олмстед завершил серию парков, которая и поныне оказывает огромное влияние на ландшафтную архитектуру. Среди его работ можно выделить Центральный Парк в Нью-Йорке, Проспект Парк в Бруклине и парковую систему в Бостоне, так называемое «Изумрудное ожерелье».

На рубеже 19 – 20 вв. родилось и перемешалось множество стилей и направлений ландшафтного искусства, большинство из них были скоротечны, но некоторые из них прижились и хорошо нам известны, такие как, например – модерн.

Китай и Япония

Ландшафтный дизайн Китая, Японии и Кореи отличался от европейского. Их отношение к природе всегда было связано с философией и религией.

Садовое искусство Китая развивается в направлении пейзажного стиля. В северной части Китая развиваются большие сады, а в южной – малые. Но некоторые черты всех садов характерны. Обязательная часть сада – водоемы. Их очень много, вокруг них размещают дворцовые постройки. Здесь же используются и парковые сооружения – беседки, платформы, мосты, веранды, галереи. Ярко окрашенные сооружения оттеняют зелень парков. Растения очень разнообразны: здесь используются и хвойные (сосны, можжевельники и др.), и лиственные (клен, дуб китайский, кедр и др.), и плодовые (слива, груша, вишня и др.) деревья. Много красивоцветущих растений и цветов. Скульптуры в оформлении используют редко, в основном камни. Ими оформляют берега водоемов, каменистые садики.
Японский сад также формируется в пейзажном стиле. Современные японские сады бывают трех типов: холмистые, равнинные и пересечённые.

Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водяным потоком ("холм и вода").

Равнинный сад не имеет даже малейших ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используют камни, деревья, каменные фонари, резервуары с водой и источники. Собранные вместе по вкусу архитектора, они неповторимы.

Японский пересеченный сад - это творение служителей культа и садоводов-профессионалов. Этот сад воспроизводит миниатюрную модель гористого региона Японии с небольшим озером, имеющим островок, оригинально размещенными камнями, декоративными каменными фонарями, мостиками и переходами. Красота японского сада раскрывается перед зрителем постепенно. Прямых линий здесь избегают, предпочтение отдают мягко разворачивающимся, искривленным, как это бывает в натуре. Искусственному фонтану предпочитают водопад или свободно бегущий ручей, асфальтовой дорожке - утоптанную тропинку.

В «сухих» садах галька и песок символически изображают воду. Ассортимент растений в японских садах разнообразен Предпочтительны красивоцветущие деревья и кустарники, цветов очень мало. Активно используются садовые сооружения: скамьи, ограды, мосты, ворота, каменные светильники. Характерная черта сада – японская символика.


Похожая информация.


Ландшафтный дизайн или ландшафтное проектирование как наука и искусство созидания парков и садов берет свое начало из глубины веков. Определение "ландшафтная архитектура" впервые появилось в США около двухсот лет тому назад, но ярчайший путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками.

В местах поселения и жизнедеятельности древних земледельцев начинается формирование антропогенных ландшафтов - существенно измененных человеком природных ландшафтов. Первые попытки возделывания садовых участков, по мнению ученых, предпринимались в Междуречье (Малая Азия).

В 10-8 веках до нашей эры искусство создания парков и садов появляется в Древней Греции. На первых порах основной характеристикой садов была их утилитарность. Позднее прямолинейные дорожки и аллеи в саду, украшенные колоннами, вазами и скульптурой, стали отличительной особенностью древнегреческого стиля.

Об особенностях ландшафтного дизайна Древнего Рима известно из произведений Горация (65-8 года до нашей эры). Бассейны, гроты, фонтаны, прямые аллеи, разделяющие сад - присутствие всех этих элементов было характерно для древнеримского ландшафтного дизайна.

В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно три тысячи лет назад. Формирование ландшафтного стиля в Древнем Китае происходило под влиянием религии и философии, в частности, теории следования законам вселенной. К примеру, велико влияние даосизма, взывающего к единению природы и человека, к следованию интуиции на пути познания. Нельзя не упомянуть и философию фен-шуй, которая зародилась примерно шесть тысяч лет назад и оказала неоспоримое воздействие на формирование ландшафтного стиля парков и садов в Китае.

Традиции японских садов уходят корнями в глубокую древность. В Европе в последнее время пользуется громадной популярностью японский стиль ландшафтного дизайна, пронизанный философией дзень-буддизма и синтоизма, исконной японской религией. В японском стиле на первых порах прослеживались и мотивы китайского ландшафтного дизайна. Со временем в Японии установился собственный национальный стиль ландшафтного моделирования со своими принципами, идеями и теорией. Нужно отметь, что теория стиля японского сада необычайно сложна и полна символов: японский сад - небольшой земельный участок - символизирует собой картину мира, человек, соединяясь с природой, открывает для себя суть бытия. ландшафтный дизайн сад пейзажный

Эпоха Возрождения является своеобразным рубежом в развитии ландшафтного дизайна. Для этого периода характерно стремление к гармонии ландшафтного и архитектурного ансамблей. К саду было обращено самое пристальное внимание. Сады Эпохи Возрождения изобиловали скульптурными ансамблями, искусственными водоемами и раскидистыми деревьями.

Пиком развития науки и искусства ландшафтного дизайна считаются 19-20 века нашей эры. В этот период все внимание устремлено на растительность, поиск и внедрение новых элементов композиции и стремлению к унисону стилей - ландшафтного дизайна и архитектурного.

История возникновения и становления профессии ландшафтного архитектора также насыщена. В России 17-19 веков не существовало понятия "дизайнер" или "архитектор", и эта профессия называлась "устроитель садов и парков". Нужно отметить, что в большинстве случаев шедевры дизайна парков и садов того времени создавались живописцами. Максимально полно и точно отражает назначение ландшафтного дизайна и раскрывает его суть цитата того времени: "если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии". Это высказывание охватывает весь диапазон моделирования окружающей среды от самых малых композиций до масштабных проектов и не теряет своей актуальности и по сей день.

Ландшафтный дизайн - это не просто умение преобразить дизайн сада и придать ему красоту и эстетическую ценность, это настоящее искусство создания гармонии вашего "Я" с той природой, которая вас окружает. Думаю, эта статья про ландшафтный дизайн в картинках поможет вам научиться лучше разбираться в этом сложном виде дизайна.

Сады окружают человека с древних времён. Соответственно, широкое распространение получило и садоводство, со временем начинают цениться декоративные цветы и деревья. Но ландшафтный дизайн возник в XX веке, в Западной Европе, преимущественно в сильно заселенных и индустриализированных странах с целью внести гармонию между урбанистической структурой города и зелеными насаждениями внутри него.

Так как же осуществляется ландшафтный дизайн? Начинается всё с подготовки местности, где будут проводиться работы. Затем занимаются художественным проектированием, то есть созданием плана работ. При его составлении соблюдают определенные правила, такие, как:

  • * Посадка растений одного вида и близкородственных растений производится рядом друг с другом.
  • * Избегается симметрия и посадка растений в линию, так как это нарушает их кустистость.
  • * Делается поправка на климат региона, в котором производятся работы. Например, если климат засушливый, используют засухоустойчивые деревья и кустарники.

Ландшафтный дизайн содержит в себе множество элементов:

  • * Здания, которые являются центром ландшафтной композиции, цель которой - визуально убрать неестественность квадратных форм конструкций, сгладить их давление на природную среду, произвести маскировку дефектов здания.
  • * Газоны, которые состоят из различных трав, а также тропинки и дорожки, их разделяющие.
  • * Зеленые насаждения, такие как отдельные кустарники, деревья, или цветы, а также их комбинаций таких, как клумбы, сады.
  • * Различные крупные элементы декоративного типа. Таким элементом может быть бассейн, пруд, озеро ручей, возможно дажефонтан, или скульптура.
  • * Мелкие детали (Светильник, свечи и т.д.).

Искусно подобранная цветовая гамма ландшафтного дизайна способна сделать впечатляющим любой, даже весьма простой и малобюджетный проект. И, напротив, неудачно подобранная цветовая гамма может разрушить впечатление от самого дорогостоящего и креативного ландшафтного дизайна.

Цветовая гамма ландшафтного дизайна складывается из множества элементов, которые условно можно разделить на четыре основные группы.

  • 1. Элементы естественного ландшафта, куда входят деревья, кустарники, травы, водоемы, тропинки, песчаные или каменистые берега в их "диком", "первозданном виде". Все то, что дизайнер решил оставить для придания естественности будущему ландшафтному проекту. Данным элементам присущи относительно неяркие, спокойные цвета, оттенки и сочетания, которые способны меняться в зависимости от погоды и времени года.
  • 2. Элементы специального, декоративного ландшафта, куда входят разнообразные искусственные водоемы, рощи, аллеи, сады, палисадники, альпинарии и многое другое. Здесь ландшафтный дизайнер проявляет свою власть и креативность, имея возможность манипулировать цветами и оттенками. Он может принять решение высадить аллею из вечно зеленых растений, а может задумать аллею из красиво желтеющих и опадающих осенью деревьев, тем самым "запланировав" на осень роскошный листопад. Ландшафтный дизайне имеет возможность "играть" цветовыми гаммами, зная когда и как цветут садовые деревья, садовые цветы, а также специальные растения для искусственных водоемов.
  • 3. Архитектурные элементы, куда входит, прежде всего, сам загородный дом, вернее цветовая гамма его фасада, колонны, вертикальные маркизы, беседки, мосты и мостики. Все эти элементы не могут и не должны существовать отдельно от общей цветовой гаммы ландшафтного дизайна. Дом, или беседка не должны выглядеть, как случайное, лишнее цветовое пятно, диссонирующее с общим художественным впечатлением. Они должны гармонично вписываться в ландшафт, а ландшафт призван служить достойным и выгодным обрамлением загородного дома. Так, пользуясь принципами контрастности, можно с помощью темно-зеленых растений еще больше подчеркнуть светлый цвет дома, подчеркнуть его размеры. Дом будничного, сероватого цвета можно оживить и сделать более уютным с помощью ярко-цветущих растений.
  • 4. Другие элементы, куда входят такие элементы ландшафтного дизайна, как садовые и парковые дорожки, фонари, скульптуры, качели, клумбы и так далее. Цветовая гамма подобных элементов также важна. В вопросе цветовой гаммы нет и не может быть мелочей. Так, например, с помощью ярких цветовых пятен в ландшафтном дизайне можно маскировать его недостатки, с помощью определенного сочетания цветов можно зрительно увеличивать пространство возле загородного дома, создавать необходимое эмоциональное настроение.

Также в ландшафтном дизайне могут использоваться приподнятые настилы. Деревянные настилы могут быть отличной заменой кирпичу или же камню. Древесина, не прошедшая обработку, отлично сочетается с растительностью и кустами, а при дополнительной окраске сможет добавить ярких красок в ваш сад. Настилы строятся из заготовленных заранее панелей или же обычных брусьев из дерева. Каждую деталь предварительно обрабатывают специальным составом, предотвращающим гниение.

Думаю, ландшафтный дизайн в картинках позволит изменить ваш сад и сделать его украшением вашего земельного участка!

История ландшафтного дизайна

Ландшафтный дизайн или ландшафтное проектирование как наука и искусство созидания парков и садов берет свое начало из глубины веков. Определение “ландшафтная архитектура” впервые появилось в США около двухсот лет тому назад, но ярчайший путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками.

В местах поселения и жизнедеятельности древних земледельцев начинается формирование антропогенных ландшафтов - существенно измененных человеком природных ландшафтов. Первые попытки возделывания садовых участков, по мнению ученых, предпринимались в Междуречье (Малая Азия).
В 10 - 8 веках до нашей эры искусство создания парков и садов появляется в Древней Греции. На первых порах основной характеристикой садов была их утилитарность. Позднее прямолинейные дорожки и аллеи в саду, украшенные колоннами, вазами и скульптурой, стали отличительной особенностью древнегреческого стиля.

Об особенностях ландшафтного дизайна Древнего Рима известно из произведений Горация (65 - 8 года до нашей эры). Бассейны, гроты, фонтаны, прямые аллеи, разделяющие сад - присутствие всех этих элементов было характерно для древнеримского ландшафтного дизайна.


В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно три тысячи лет назад. Формирование ландшафтного стиля в Древнем Китае происходило под влиянием религии и философии, в частности, теории следования законам вселенной. К примеру, велико влияние даосизма, взывающего к единению природы и человека, к следованию интуиции на пути познания. Нельзя не упомянуть и философию фен-шуй, которая зародилась примерно шесть тысяч лет назад и оказала неоспоримое воздействие на формирование ландшафтного стиля парков и садов в Китае.

Традиции японских садов уходят корнями в глубокую древность. В Европе в последнее время пользуется громадной популярностью японский стиль ландшафтного дизайна, пронизанный философией дзень-буддизма и синтоизма, исконной японской религией. В японском стиле на первых порах прослеживались и мотивы китайского ландшафтного дизайна. Со временем в Японии установился собственный национальный стиль ландшафтного моделирования со своими принципами, идеями и теорией. Нужно отметь, что теория стиля японского сада необычайно сложна и полна символов: японский сад - небольшой земельный участок - символизирует собой картину мира, человек, соединяясь с природой, открывает для себя суть бытия.

Эпоха Возрождения является своеобразным рубежом в развитии ландшафтного дизайна. Для этого периода характерно стремление к гармонии ландшафтного и архитектурного ансамблей. К саду было обращено самое пристальное внимание. Сады Эпохи Возрождения изобиловали скульптурными ансамблями, искусственными водоемами и раскидистыми деревьями.

Пиком развития науки и искусства ландшафтного дизайна считаются 19 - 20 века нашей эры. В этот период все внимание устремлено на растительность, поиск и внедрение новых элементов композиции и стремлению к унисону стилей - ландшафтного дизайна и архитектурного.

История возникновения и становления профессии ландшафтного архитектора также насыщена. В России 17 - 19 веков не существовало понятия “дизайнер” или “архитектор”, и эта профессия называлась “устроитель садов и парков”. Нужно отметить, что в большинстве случаев шедевры дизайна парков и садов того времени создавались живописцами. Максимально полно и точно отражает назначение ландшафтного дизайна и раскрывает его суть цитата того времени: «если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии». Это высказывание охватывает весь диапазон моделирования окружающей среды от самых малых композиций до масштабных проектов и не теряет своей актуальности и по сей день.