Для дымохода        08.04.2019   

История развития ландшафтного дизайна. История ландшафта. Русское садово-парковое искусство

Древний мир

Первые упоминания об организованных ландшафтах относятся к VI-II векам до н. э. В это время на территории Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии садоводство и ландшафтное моделирование уже сформировались как отдельные области профессиональной деятельности. Чуть позже в Древней Персии появились так называемые "райские сады" для царской забавы - охоты. В Древней Греции и Древнем Риме появились и стали популярными общественные сады при школах, гимназиях, а во внутренних двориках домов возникли небольшие перистили своего рода патио.

Средние века

Суровые времена средних веков способствовали замкнутой жизни людей, сады и садоводство ушло во внутреннюю жизнь человека, «спрятались» за монастырскими и дворцовыми стенами и стали выполнять в основном практическую функцию. В этот период получили распространение «кухонные» и аптекарские огороды при больницах и богодельнях, сады лекарственных растений.

Аптекарские сады и сады-огороды

В разное время к красоте и созданию клумб подходили по-разному. Помимо классических цветочных клумб, где росли великолепные цветники, создавались и удивительные по своей оригинальности и функциональной насыщенности клумбы из овощных культур, зелени и разнотравья. Впервые такие клумбы появились в Европе в XVI веке. Один из самых известных огородов-клумб возник около замка Вилландри, во Франции. Такие сады-огороды радовали взор европейцев на протяжении нескольких столетий. Самое удивительное, что их основу формировали морковь, капуста, свекла и плодовые деревья. Такая клумба будет более чем уместна и в наши дни.

Екатерининские времена

Во времена Екатерины II в России цветы были не в почете. Вместо клумб сад украшала система газонов и дорожек - партер, обсаженный низкими стрижеными кустами и многолетниками. Цветы выращивали отдельно на грядках исключительно в интересах флористики. Вскоре пришла мода на ковровые клумбы - растения на них высаживались в виде геометрического "коврового" узора.

Двадцатый век

В ХХ веке такие клумбы вошли в обиход практически всех городов - они могут быть ковровыми узорами, вазами, часами и даже портретами. Такие клумбы очень эффективны, но для их поддержания требуется много сил. Поэтому постепенно их стали вытеснять «пестрые» клумбы, на которых высаживалось множество растений, постоянно цветущих и сохраняющих без особого труда свою декоративность. Цветы располагались на них в виде ромбов, прямоугольников или полос.

Желание человека быть ближе к живой природе становится все более актуальным с каждым годом. Поэтому в последние годы стали стали популярны клумбы и решения, напоминающие уголки дикой природы. Сначала в таком стиле создавали только альпинарии и водоемы, но сейчас таких решений, похожих на естественные природные группы растений, становится больше.


Ландшафтный дизайн или ландшафтное проектирование как наука и искусство созидания парков и садов берет свое начало из глубины веков. Определение "ландшафтная архитектура" впервые появилось в США около двухсот лет тому назад, но ярчайший путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками.

В местах поселения и жизнедеятельности древних земледельцев начинается формирование антропогенных ландшафтов - существенно измененных человеком природных ландшафтов. Первые попытки возделывания садовых участков, по мнению ученых, предпринимались в Междуречье (Малая Азия).

В 10-8 веках до нашей эры искусство создания парков и садов появляется в Древней Греции. На первых порах основной характеристикой садов была их утилитарность. Позднее прямолинейные дорожки и аллеи в саду, украшенные колоннами, вазами и скульптурой, стали отличительной особенностью древнегреческого стиля.

Об особенностях ландшафтного дизайна Древнего Рима известно из произведений Горация (65-8 года до нашей эры). Бассейны, гроты, фонтаны, прямые аллеи, разделяющие сад - присутствие всех этих элементов было характерно для древнеримского ландшафтного дизайна.

В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно три тысячи лет назад. Формирование ландшафтного стиля в Древнем Китае происходило под влиянием религии и философии, в частности, теории следования законам вселенной. К примеру, велико влияние даосизма, взывающего к единению природы и человека, к следованию интуиции на пути познания. Нельзя не упомянуть и философию фен-шуй, которая зародилась примерно шесть тысяч лет назад и оказала неоспоримое воздействие на формирование ландшафтного стиля парков и садов в Китае.

Традиции японских садов уходят корнями в глубокую древность. В Европе в последнее время пользуется громадной популярностью японский стиль ландшафтного дизайна, пронизанный философией дзень-буддизма и синтоизма, исконной японской религией. В японском стиле на первых порах прослеживались и мотивы китайского ландшафтного дизайна. Со временем в Японии установился собственный национальный стиль ландшафтного моделирования со своими принципами, идеями и теорией. Нужно отметь, что теория стиля японского сада необычайно сложна и полна символов: японский сад - небольшой земельный участок - символизирует собой картину мира, человек, соединяясь с природой, открывает для себя суть бытия. ландшафтный дизайн сад пейзажный

Эпоха Возрождения является своеобразным рубежом в развитии ландшафтного дизайна. Для этого периода характерно стремление к гармонии ландшафтного и архитектурного ансамблей. К саду было обращено самое пристальное внимание. Сады Эпохи Возрождения изобиловали скульптурными ансамблями, искусственными водоемами и раскидистыми деревьями.

Пиком развития науки и искусства ландшафтного дизайна считаются 19-20 века нашей эры. В этот период все внимание устремлено на растительность, поиск и внедрение новых элементов композиции и стремлению к унисону стилей - ландшафтного дизайна и архитектурного.

История возникновения и становления профессии ландшафтного архитектора также насыщена. В России 17-19 веков не существовало понятия "дизайнер" или "архитектор", и эта профессия называлась "устроитель садов и парков". Нужно отметить, что в большинстве случаев шедевры дизайна парков и садов того времени создавались живописцами. Максимально полно и точно отражает назначение ландшафтного дизайна и раскрывает его суть цитата того времени: "если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии". Это высказывание охватывает весь диапазон моделирования окружающей среды от самых малых композиций до масштабных проектов и не теряет своей актуальности и по сей день.

Ландшафтный дизайн - это не просто умение преобразить дизайн сада и придать ему красоту и эстетическую ценность, это настоящее искусство создания гармонии вашего "Я" с той природой, которая вас окружает. Думаю, эта статья про ландшафтный дизайн в картинках поможет вам научиться лучше разбираться в этом сложном виде дизайна.

Сады окружают человека с древних времён. Соответственно, широкое распространение получило и садоводство, со временем начинают цениться декоративные цветы и деревья. Но ландшафтный дизайн возник в XX веке, в Западной Европе, преимущественно в сильно заселенных и индустриализированных странах с целью внести гармонию между урбанистической структурой города и зелеными насаждениями внутри него.

Так как же осуществляется ландшафтный дизайн? Начинается всё с подготовки местности, где будут проводиться работы. Затем занимаются художественным проектированием, то есть созданием плана работ. При его составлении соблюдают определенные правила, такие, как:

  • * Посадка растений одного вида и близкородственных растений производится рядом друг с другом.
  • * Избегается симметрия и посадка растений в линию, так как это нарушает их кустистость.
  • * Делается поправка на климат региона, в котором производятся работы. Например, если климат засушливый, используют засухоустойчивые деревья и кустарники.

Ландшафтный дизайн содержит в себе множество элементов:

  • * Здания, которые являются центром ландшафтной композиции, цель которой - визуально убрать неестественность квадратных форм конструкций, сгладить их давление на природную среду, произвести маскировку дефектов здания.
  • * Газоны, которые состоят из различных трав, а также тропинки и дорожки, их разделяющие.
  • * Зеленые насаждения, такие как отдельные кустарники, деревья, или цветы, а также их комбинаций таких, как клумбы, сады.
  • * Различные крупные элементы декоративного типа. Таким элементом может быть бассейн, пруд, озеро ручей, возможно дажефонтан, или скульптура.
  • * Мелкие детали (Светильник, свечи и т.д.).

Искусно подобранная цветовая гамма ландшафтного дизайна способна сделать впечатляющим любой, даже весьма простой и малобюджетный проект. И, напротив, неудачно подобранная цветовая гамма может разрушить впечатление от самого дорогостоящего и креативного ландшафтного дизайна.

Цветовая гамма ландшафтного дизайна складывается из множества элементов, которые условно можно разделить на четыре основные группы.

  • 1. Элементы естественного ландшафта, куда входят деревья, кустарники, травы, водоемы, тропинки, песчаные или каменистые берега в их "диком", "первозданном виде". Все то, что дизайнер решил оставить для придания естественности будущему ландшафтному проекту. Данным элементам присущи относительно неяркие, спокойные цвета, оттенки и сочетания, которые способны меняться в зависимости от погоды и времени года.
  • 2. Элементы специального, декоративного ландшафта, куда входят разнообразные искусственные водоемы, рощи, аллеи, сады, палисадники, альпинарии и многое другое. Здесь ландшафтный дизайнер проявляет свою власть и креативность, имея возможность манипулировать цветами и оттенками. Он может принять решение высадить аллею из вечно зеленых растений, а может задумать аллею из красиво желтеющих и опадающих осенью деревьев, тем самым "запланировав" на осень роскошный листопад. Ландшафтный дизайне имеет возможность "играть" цветовыми гаммами, зная когда и как цветут садовые деревья, садовые цветы, а также специальные растения для искусственных водоемов.
  • 3. Архитектурные элементы, куда входит, прежде всего, сам загородный дом, вернее цветовая гамма его фасада, колонны, вертикальные маркизы, беседки, мосты и мостики. Все эти элементы не могут и не должны существовать отдельно от общей цветовой гаммы ландшафтного дизайна. Дом, или беседка не должны выглядеть, как случайное, лишнее цветовое пятно, диссонирующее с общим художественным впечатлением. Они должны гармонично вписываться в ландшафт, а ландшафт призван служить достойным и выгодным обрамлением загородного дома. Так, пользуясь принципами контрастности, можно с помощью темно-зеленых растений еще больше подчеркнуть светлый цвет дома, подчеркнуть его размеры. Дом будничного, сероватого цвета можно оживить и сделать более уютным с помощью ярко-цветущих растений.
  • 4. Другие элементы, куда входят такие элементы ландшафтного дизайна, как садовые и парковые дорожки, фонари, скульптуры, качели, клумбы и так далее. Цветовая гамма подобных элементов также важна. В вопросе цветовой гаммы нет и не может быть мелочей. Так, например, с помощью ярких цветовых пятен в ландшафтном дизайне можно маскировать его недостатки, с помощью определенного сочетания цветов можно зрительно увеличивать пространство возле загородного дома, создавать необходимое эмоциональное настроение.

Также в ландшафтном дизайне могут использоваться приподнятые настилы. Деревянные настилы могут быть отличной заменой кирпичу или же камню. Древесина, не прошедшая обработку, отлично сочетается с растительностью и кустами, а при дополнительной окраске сможет добавить ярких красок в ваш сад. Настилы строятся из заготовленных заранее панелей или же обычных брусьев из дерева. Каждую деталь предварительно обрабатывают специальным составом, предотвращающим гниение.

Думаю, ландшафтный дизайн в картинках позволит изменить ваш сад и сделать его украшением вашего земельного участка!

Сегодня и сами историки не смогут однозначно сказать, сколько сотен или тысяч лет уже распространен ландшафтный дизайн . Обустраивать территорию, прилегающую к своему жилому дому, начали с того момента, когда люди начали осваивать земледелие. По различным сведениям история ландшафтного дизайна насчитывает 10-13 тыс. лет. Можно сказать, что ландшафтный дизайн осваивался практически параллельно с развитием человечества. Это связано с тем, что уже в древности люди были сильно привязаны к природе, ведь именно взаимодействие с природой давало жизнь. Из природы люди получали не только питание, но и одежду и жилье.

Безусловно, взаимодействие с природой изначально направлено на получение хорошего урожая. И лишь позже люди стали уделять внимание эстетическому виду. Как правило, территории, приближенные к дому, обустраивались огородами и грядками. Парковые зоны, которые предназначались для прогулок, отдыха и эстетического созерцания начали обустраиваться в то время, когда появились 1-е знатные и зажиточные люди. Именно тогда и начался рабовладельческий строй, ведь для обустройства больших территорий нужна была рабочая сила. Чем красивее были сады, окружающие жилище, тем богаче считался его хозяин. Именно так можно было сразу определить социальный статус человека.

Каждая страна обладает собственным стилем

По сути, история ландшафтного дизайна в различных странах развивалась одинаково. При обустройстве на территории какой-либо страны дизайнеры опирались на ее историю, обычаи и философию. Как известно, имеются французские, итальянские, японские, а также другие стили. Вовсе не случайно каждый конкретный стиль приписывается конкретно какой-либо стране. Кроме истории самой страны, здесь немаловажную роль играют ее рельеф и климатические особенности. К примеру, регулярные парки, обустроенные на равнинной местности, называются французскими. А парки, созданные на холмистом рельефе, считаются итальянским стилем. Если сады украшены достаточно большим количеством цветов, это свидетельствует об использовании голландского стиля.

Древние сады

Древнеегипетские фрески позволяют узнать историю создания «садов для отдыха» на территории Древнем Египте. Там изображены первые богатые жрецы, которые вкушают сочные фрукты, отдыхая в тени деревьев. Также здесь выращивалось множество ароматных цветов, а водоемы покрывались очаровательными лотосами. При царствовании Клеопатры наиболее популярными в садах считались розы.

Широкую популярность получило сооружение в Вавилоне. Висячие сады Семирамиды имели 4 террасы, каждая из которых возвышалась над предыдущей. На нижних уровнях высаживали высокие деревья , верхние были украшены декоративными кустарниками.

В древних городах Греции часто использовались так называемые воздушные сооружения. Как правило, они украшались виноградными лозами и различными сортами роз.

Персия отличалась множеством уникальных парков, которые чем-то похожи на современные заповедники. Здесь разводили множество видов животных, например, львов, кабанов и различных парнокопытных. Однако стоит отметить, что такие парки создавались преимущественно не для отдыха или защиты диких зверей, а для охоты. Но чтобы охотиться было максимально комфортно, персы сооружали в этих зонах павильоны, фонтаны, цветочные газоны и клумбы. Считается, что именно здесь впервые появились аккуратно подстриженные растения, которые делили парк на различные зоны.

В Японии,а также Китае с глубокой древности начало развиваться пейзажное искусство. Стили оформления территорий в данных странах опирались на их религию и философию. Как правило, стили этих стран были направлены на единение человека с натуральной природой. Именно поэтому такие стили призывают к тишине, спокойствию и умиротворенности. Здесь обязательно присутствовали камни, беседки и различные водные объекты.

В 15 веке в стилях многих стран начали использовать скульптуры. Со временем создавались парки, на которых среди декоративных кустарников , деревьев и водоемов красовались целые аллеи, заполненные скульптурами. Огромную популярность стали получать регулярные парки, которые украшены большим количеством дорожек прямой формы. В 17 веке на территории Европы начали объединять парки и сады, обустраивая территорию для комфортного отдыха, места для уединений и неспешных прогулок. Еще через сто лет в Европе популярность стали получать пейзажные парки. Такое оформление было взято у восточных стран. Благодаря этому в парках выделялась красота именно естественной природы, можно даже сказать нетронутой.

История ландшафтного дизайна в России

Изначально ландшафтный дизайн в России осваивался не так активно, как в других странах. Новые течения в этом направлении стали появляться после того, когда Петром I было «прорублено» окно в Европу. Именно тогда в России стали создаваться ботанические сооружения и парки отдыха. Широкой популярностью стали пользоваться высокие живые изгороди и парки, напоминающие лабиринты. Позже ландшафтные дизайнеры стали уделять внимание и цветам, которые, как правило, привозились из Голландии.

Современный ландшафтный дизайн

В истории ландшафтного дизайна моментальных перемен не происходило ни разу. Можно сказать, что разные стили плавно наслаивались друг на дружку. Со временем более современные веяние начинали заменять старые решения. Подобные перемены можно было наблюдать в 19 веке. Более серьезные изменения в развитии ландшафтного дизайна наблюдаются в 20 веке. Здесь впервые появилось такое понятие как «Садовая архитектура». Благодаря современному взгляду на жизнь и природу дизайнеры начали возводить поистине феерические сооружения. Это позволило практически избавиться от границы между садовым ландшафтом и дизайном интерьера дома.

В современном ландшафтном дизайне приветствует применение одновременно нескольких стилей. Благодаря этому история ландшафтного дизайна продолжается и сейчас, ведь новейшие идеи всегда будут посещать ум человека. Оформление территории в соответствии с определенными требованиями, приводит к тому, что начинают появляться совершенно новые стили. Именно поэтому можно смело сказать, что это прекрасное искусство развивается постоянно.

История ландшафтного дизайна

Ландшафтный дизайн или ландшафтное проектирование как наука и искусство созидания парков и садов берет свое начало из глубины веков. Определение “ландшафтная архитектура” впервые появилось в США около двухсот лет тому назад, но ярчайший путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками.

В местах поселения и жизнедеятельности древних земледельцев начинается формирование антропогенных ландшафтов - существенно измененных человеком природных ландшафтов. Первые попытки возделывания садовых участков, по мнению ученых, предпринимались в Междуречье (Малая Азия).
В 10 - 8 веках до нашей эры искусство создания парков и садов появляется в Древней Греции. На первых порах основной характеристикой садов была их утилитарность. Позднее прямолинейные дорожки и аллеи в саду, украшенные колоннами, вазами и скульптурой, стали отличительной особенностью древнегреческого стиля.

Об особенностях ландшафтного дизайна Древнего Рима известно из произведений Горация (65 - 8 года до нашей эры). Бассейны, гроты, фонтаны, прямые аллеи, разделяющие сад - присутствие всех этих элементов было характерно для древнеримского ландшафтного дизайна.


В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно три тысячи лет назад. Формирование ландшафтного стиля в Древнем Китае происходило под влиянием религии и философии, в частности, теории следования законам вселенной. К примеру, велико влияние даосизма, взывающего к единению природы и человека, к следованию интуиции на пути познания. Нельзя не упомянуть и философию фен-шуй, которая зародилась примерно шесть тысяч лет назад и оказала неоспоримое воздействие на формирование ландшафтного стиля парков и садов в Китае.

Традиции японских садов уходят корнями в глубокую древность. В Европе в последнее время пользуется громадной популярностью японский стиль ландшафтного дизайна, пронизанный философией дзень-буддизма и синтоизма, исконной японской религией. В японском стиле на первых порах прослеживались и мотивы китайского ландшафтного дизайна. Со временем в Японии установился собственный национальный стиль ландшафтного моделирования со своими принципами, идеями и теорией. Нужно отметь, что теория стиля японского сада необычайно сложна и полна символов: японский сад - небольшой земельный участок - символизирует собой картину мира, человек, соединяясь с природой, открывает для себя суть бытия.

Эпоха Возрождения является своеобразным рубежом в развитии ландшафтного дизайна. Для этого периода характерно стремление к гармонии ландшафтного и архитектурного ансамблей. К саду было обращено самое пристальное внимание. Сады Эпохи Возрождения изобиловали скульптурными ансамблями, искусственными водоемами и раскидистыми деревьями.

Пиком развития науки и искусства ландшафтного дизайна считаются 19 - 20 века нашей эры. В этот период все внимание устремлено на растительность, поиск и внедрение новых элементов композиции и стремлению к унисону стилей - ландшафтного дизайна и архитектурного.

История возникновения и становления профессии ландшафтного архитектора также насыщена. В России 17 - 19 веков не существовало понятия “дизайнер” или “архитектор”, и эта профессия называлась “устроитель садов и парков”. Нужно отметить, что в большинстве случаев шедевры дизайна парков и садов того времени создавались живописцами. Максимально полно и точно отражает назначение ландшафтного дизайна и раскрывает его суть цитата того времени: «если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии». Это высказывание охватывает весь диапазон моделирования окружающей среды от самых малых композиций до масштабных проектов и не теряет своей актуальности и по сей день.

В России

История ландшафтного дизайна в России.

Этапы ине сильно отличаются от европейских.

В Древней России преобладали сады и огороды, но со временем появляются декоративные деревья. Широко используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды предназначались для разведения рыбы, купания или полива. Но уже в 17 веке создаются увеселительные сады. В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады. Измайловский сад состоит из зверинца, ботанического сада лабиринта. Кроме этого есть много водоемов и виноградники . При Петре происходит создание классических регулярных садов, которые строят иностранцы. Возникает Садовая контора. Она занимается закупкой растений за границей для обустройства парков Москвы и Петербурга. В это время появляются «устроители садов и парков», которые в наше время называются ландшафтными дизайнерами, а также профессиональная литература, которая считает, что задача устроителя сада заключается в его сотворении его с чистого листа.

Какие же основные стили использовались в истории ландшафтного дизайна в России ?

1.Барокко - активные торговые отношениями с Голландией, и участие голландских ландшафтных архитекторов в устроении увеселительных садов наложило определенный оттенок на все дошедшие до нас архитектурные памятники. Например, Санкт-Петербург построен с регулярной городской планировкой, Плюс используется водный компонент для проектирования искусственных каналов. Примером ландшафтного дизайна этого стиля можно считать Петергоф и Царское Село. Такому увлечению способствовали, прежде всего, мягкий климат и низменный рельеф, при котором хорошо приживалась самая разнообразная растительность. Сады были не «показными», скорее «домашними». Подчеркивали педантизм и аккуратность (которых в России всегда не хватало).

История ландшафтного дизайна в России развивалась постепенно. Довольно плоский рельеф требовал усложнения, поэтому начинаются использование искусственных форм, не очень больших по размерам. Также применялись искусственные формы, такие как вертюгадены и булингрины. В садах было много пышной растительности, которая м использовалась для огибных аллей-берсо, беседок, и живых изгородей. Кроме этого было много цветов, по большей части душистых. С середины 18 в., вошли в моду луковичные растения (тюльпаны, нарциссы, гиацинты).

Кроме этого в истории ландшафтного дизайна в России получил довольно большое распространение пейзажный стиль ландшафтного дизайна. Главной его особенностью является сохранение естественности. Этот стиль пришел к нам с востока. При его использовании главное - сохранить природную естественность природы. Например, пруд свободных очертаний, сотворенный руками человека выглядит таким же диким, как и натуральный. Сложность, которая возникает - все изменения необходимо максимально приблизить к природе. Используется асимметричное расположение предметов. Пейзажный стиль в противоположность голландскому барокко пробуждает романтические чувства и сентиментальность. В таком саду царит мир, свобода и гармония. Основным примером этого стиля может послужить дворянские усадьбы 19 - начала 20 века.

После революции появляется новый стиль в истории ландшафтного дизайна в России – формальный. Он отличался строгостью, геометричностью и симметричностью форм, а также некоторой статичностью элементов. Деревья приобретали правильные геометрические формы. Сады и парки при этом имеют строгий, торжественный вид, это настраивают человека на ощущение порядка и организации. Сейчас в России можно встретить сад практически любого стиля.