Обслуживание        28.06.2020   

Антоновские яблоки проблема малой родины. Аргументы для сочинения (ЕГЭ по русскому языку). Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв

Меню статьи:

Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» заметно отличается не только от традиционных рассказов, но и от традиционной литературы в частности. Отличительные черты сюжета и особенности изображения стали причиной того, что рассказ привлек внимание читателей и исследователей литературы.

История создания и прототипы героев

Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» не стал произведением, созданным на одном дыхании. Его «рождению» предшествовал долгий путь.

В одном из своих писем В.В. Пащенко, датированным 14 августа 1891 года, Бунин описывает свое впечатление от осенних дней, проведенных в имении брата Евгения Алексеевича. Из письма мы узнаем о том, что Бунин всегда трепетно относился к осени – это была его любимая пора года. В гостях у брата он не только насладился прелестными осенними картинами, но и усилил их ароматом антоновских яблок. Спустя девять лет эти воспоминания стали ключевыми при создании рассказа.

Буниным не было обнародован прототип главного героя, но такая личность была обнаружена исследователями. Вера Николаевна Муромцева, жена И. Бунина, после смерти своего мужа в своей работе, посвященной жизни и творчеству Бунина, указала, что прототипом героя стал А.И. Пушешников – родственник Бунина.

Особенности сюжета

Необычность рассказа Бунина в первую очередь заключается в том, что в «Антоновских яблоках» отсутствует как таковой традиционный сюжет. По своей сути рассказ содержит в себе фрагментарное изображение воспоминаний лирического героя.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа Ивана Бунина – в миниатюре.

Все эти моменты объединены личностью главного героя и общим эмоциональным настроем. В рассказе полностью отсутствует сюжетная динамика. Фабула произведения состоит в накоплении различных воспоминаний, ключевым элементом к появлению которых и их функционированию стал запах антоновских яблок, который меняется так же, как и события в жизни героя.


Символично у Бунина, лето ассоциируется с расцветом помещичества – именно в это время запах яблок особенно значимый и сильный. Однако постепенно золото осени меняется серыми на серые и неприглядные цвета – таким образом достигается гармоничность и цикличность природы.

Рассказ состоит из четырех частей. В первой читатель узнает о ностальгических воспоминаниях о деревне и беззаботной жизни, здесь же и появляется образ антоновских яблок.

Во второй части мы узнаем об осенней поре. Состоятельные старухи и старики пекутся о саване и могильном камне. Здесь лирический герой переносится в воспоминаниях в усадьбу к Анне Герасимовне – своей тетке. В этой части усиливается образ антоновских яблок, которые для героя становятся ключевым моментов осени.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с который написал Иван Бунин – талантливый автор-классик.

В третьей части читатель видит иную осень – холодную и сырую. Герой переносится в усадьбу Арсения Семеновича и предается воспоминанием об охоте и былом задоре.

Заключительная, четвертая часть повествует о осенней хандре и унынии – в это время уже не пахнут антоновские яблоки. Герой огорчен упадком и отсутствием помещичества.

Роман был поделен на четыре части неслучайно – с их помощью автор изображает жизненный цикл и наступление зрелости взамен юности.

Тема и идея произведения

Несмотря на отсутствие традиционного сюжета, в рассказе традиционно выделяются тема и идея.
Тема «Антоновских яблок» заключается в сожалении героя в связи с запустением помещиков и их усадеб. Ностальгия по прекрасному времени переполняет главного героя.


Сопутствующим элементом является тема гармоничности и возвышенности природы.

Идея состоит в поэтическом отображении мира помещичества, которое пришло в упадок во всех смыслах этого слова.

Иван Бунин отмечает, что все в этом мире приходящее и уходящее. Очень часто все жизненные образы и символы меняются со временем. И это не удивительно, ведь жизнь человека также очень переменчива – меняются не только события, но и восприятие тех или иных элементов в жизни героя.

Художественные особенности рассказа

По мнению большинства исследователей, рассказ «Антоновские яблоки» Бунина можно отнести к поэзии в прозе. Текст рассказа обладает невероятным лиризмом, который роднит его с поэтическими произведениями.

Рассказ по своему художественному наполнению схож с акварельными картинами. В рассказе содержится много цветовых элементов – Бунин удачно играет цветом и цветопереходами – в его произведении все цвета живут своей жизнью. Такая цветовая градация способствует восприятию рассказа как необычного художественного явления, с её помощью создается реальность описываемой Буниным картины.

«Антоновские яблоки» - рассказ Бунина, вышедший в свет в 1900 году. Произведение построено на лирическом монологе-воспоминании. Какова основная тема «Антоновских яблок» Бунина? Что за события вдохновили писателя на создание этого произведения?

Иван Бунин

Анализ «Антоновских яблок», как и любое подобное задание, следует начинать с краткой информации об авторе. В литературу Иван Бунин вошел не как прозаик, а как поэт. Однако дебютный сборник стихов, который был опубликован в Орле, не вызвал особой реакции критиков. Признание Бунин получил после издания книги «Листопад», в которую тоже вошли исключительно стихотворения.

Иван Бунин оставил глубокий и яркий след в русской литературе. В своих лирических произведениях продолжил классические традиции А. Фета, Я. Полонского, А. Толстого. В рассказах и повестях показал, нередко с ностальгическим настроением, и оскудение дворянских усадеб, и жестокий лик деревни, и гибельное забвение нравственных основ жизни. Классиком русской литературы Бунин стал, благодаря таким прозаическим произведениям, как «Жизнь Арсеньева», «Лёгкое дыхание», «Окаянные дни», «Антоновские яблоки».

Анализ художественного произведения не может обойтись и без краткой истории создания произведения. Как возник замысел рассказа?

История создания «Антоновских яблок»

Иван Алексеевич Бунин задумал написать это произведение ещё в начале девяностых годов XIX века. Тогда он гостил в имении своего родственника. Однажды вышел на крыльцо и почувствовал удивительный, неповторимый запах яблок. Вместе с тем он испытал ностальгию по крепостным временам.

При анализе «Антоновских яблок» следует сказать, что в этом произведении автор воспел старый помещичий быт. Основная тема рассказа - лирические воспоминания о дворянской культуре. Ностальгией по прошлому пронизаны многие произведения Бунина, в том числе и «Антоновские яблоки».

Анализ творчества писателя предполагает изложение основных фактов из его биографии. Как известно, Бунин покинул Россию. Но произошло это спустя много лет после публикации рассказа. Однако уже в начале столетия Россия была не той, что изображена в произведении «Антоновские яблоки». Герои Бунина - это образы из прошлой, более счастливой жизни.

Выселки

Лирический герой вспоминает прошлое. В его воображении возникает ранняя золотая осень, поредевший сад, ни с чем не сравнимый аромат яблок. Автор вспоминает Выселки - деревню, которая со времен его дедушки известна в округе как самая богатая. Дома здесь были крепкие, кирпичные. Имелась и небольшая усадьба с яблоневым садом.

Арсений Семёныч

Вспоминает герой и людей, которых уже давно нет на свете. А прежде всего покойного родственника Арсения Семёныча. Это был заядлый охотник. В его доме собиралось много народу. Стол ломился от яств, а после обеда хозяин вместе с гостями отправлялся на охоту. Трубил рог, взвывали собаки. Автору вспоминается езда верхом, крики охотников...

Прошли годы

Но того, о чём вспоминает лирический герой, давно уж нет. Деревня всё так же стоит. Что она без хозяев? Арсений Семёныч застрелился. Владелица усадьбы и яблоневого сада умерла. Настало царство обедневших дворян.

Счастливые времена остались в прошлом. Теперь дворяне уже не те, они обеднели. Правда, по-прежнему собираются друг у друга по вечерам. Но жизнь никогда не станет прежней. Показана суровая деревенская действительность. И автор задается вопросом, как жить теперь. Но и это жизнь не так плоха… И снова автор предается красочному описанию сельского быта , ещё ничего не подозревая о том, что и мелкопоместному дворянству существовать осталось совсем недолго.

Анализ

Какие поднял Бунин проблемы в «Антоновских яблоках»? Автор показал, как уходит в прошлое патриархальный мир, разоряются, исчезают деревенские усадьбы. В своем произведении писатель сделал своего рода исследование исторически сложившихся устоев русской деревни, попытался уловить причины их распада, понять, что несет новая жизнь каждому отдельному человеку.

Рассказ «Антоновские яблоки» удивительно поэтичен. Однако лирический герой словно скрыт от читателя. Его история остаётся неизвестной. Читателю известно лишь то, что мужики называют его «барчуком». Акцент в произведении делается на ассоциациях, воспоминаниях о прошлом .

Когда человек ближе к природе, его быт и отношения с окружающими проще. Бунин ярко показал в этом рассказе идею гибельной и обреченной красоты. Проносится через все произведение мысль об общности судеб дворянства и крестьянства. Ведь всем в одинаковой мере грозит гибель.

Образ России

Книга «Антоновские яблоки» - это своеобразный взгляд на Россию. Для одних родной край ассоциируется с антоновскими яблоками, медом и утренней свежестью. Для других - с морозным зимним утром. Как никто другой, Бунин сумел открыть красоту России, нежность родной природы. Ведь даже читатели, которые никогда не были в деревне и с трудом могут представить запах яблок, проникаются сельскими старопомещичьими пейзажами, созданными этим писателем.

Критика

В литературном обществе рассказ вызвал неоднозначную реакцию. Максим Горький, прочитав произведение Бунина, сказал, что автору удалось «спеть красиво, задушевно, сочно». Однако Буревестнику революции не понравилась идея Бунина. Он выразил категорическое несогласие с философской концепцией произведения. С недоумением встретила «Антоновские яблоки» самая читаемая столичная газета . Известный публицист отметил: «Бунин пишет обо всём, что попадается ему под руку, а потому дочитаться до главного невозможно».

Через пять лет после публикации рассказа в журнале «Жупел» появилась пародия Куприна. В этом эссе были такие слова: "Г де ты, прекрасное время антоновских яблок, крепостных душ, выкупных платежей?". Существует версия, что пародия стала местью Куприна на «дворянина по матушке» - именно так однажды аристократ-Бунин имел неосторожность назвать своего коллегу. К слову сказать, свое сатирическое произведение Куприн назвал вовсе не поэтично - «Пироги с груздями».

«…Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август…» - так начинается рассказ «Антоновские яблоки». Мотив воспоми­наний придаст произведению особое лирическое настрое­ние - настроение грусти, сожаления об уходящем, о быстро­текущей жизни, о невозвратимой молодости. Как верно под­метил Ф. Степун, память возвышается над временем, над прошлым, настоящим и будущим, совмещая несовместимые в реальном измерении явления. Вот и в бунинском рассказе-вос­поминании время движется от осени, когда плодоносят сады и пахнет антоновскими яблоками, к зиме и возвращается к периоду цветения садов; от «раннего свежего тихого утра» к сумеркам; от молодости лирического героя к поре зрелости. Память позволяет связать воедино все временные пласты про­изведения, и перед глазами читателя предстает вся человечес­кая жизнь, неотделимая от жизни природы. Особую щемящую нотку вносит в рассказ деталь: с детства знакомый и милый сердцу запах антоновских яблок, запах России. При всей при­верженности автора к яркой и точной детали его невозможно назвать бытописателем, поскольку деталь эта вплетена в план лирический (чувство, воспоминание) и философско-эпичес­кий (размышление о быстротечности времени, о судьбе Рос­сии и русского человека).

В этом бунинском рассказе проявились особенности, харак­терные для поэтического произведения: отсутствие традицион­ного сюжета, усиление роли ассоциативных связей, повышен­ная эмоциональность, ритмичность. Организация прозаическоготекста по законам текста поэтического станет характерной особенностью стиля Бунина. Если критики воспринимали его то как прежде всего поэта, то преимущественно как прозаика, сам писатель подчеркивал: «Свои стихи, кстати сказать, я не отгра­ничиваю от прозы. И здесь, и там одна и та же ритмика, дело только в той или иной силе напряжения ее». Но отмеченная об­щность проявляется не в одной только ритмической организа­ции текста. Воздействие поэзии скажется во внимании писателя к излюбленным темам лирики (любовь, природа, одиночество, смерть), в ослаблении роли сюжета и перенесении акцента на переживание, чувство. Все это позволяет говорить о прозе Бу­нина как о лирической прозе.

Здесь искали:

  • что является предметом воспоминаний в рассказе антоновские яблоки

Тема уходящей России и смены времен в рассказе И. Бунина «Антоновские яблоки»

Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души.

М. Горький

И. А. Бунин - продолжатель традиций критического реализма в литературе XX века. Его имя стоит в одном ряду с именами Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. В произведениях Бунина удивительным образом сочетаются прекрасная, благоуханная проза и реализм событий, отражающий переживания русского общества. Вклад Бунина в литературу огромен. Он действительно принес в нее, как справедливо заметил М. Горький, «живой радужный блеск и звездное сияние». Писатель в полной мере достоин присужденной ему Нобелевской премии.

Творчество Бунина нельзя рассматривать вне исторического контекста. Писатель не принял ни Февральской, ни Октябрьской революций, был противником изменений, которые приносил с собой зарождающийся капитализм. По мнению интеллигента Бунина, человека дворянской культуры, буржуазное общество несет бесчеловечность, лицемерие, жажду наживы, вносит жестокость в отношения между людьми. Идеальной для писателя является прошлая жизнь девятнадцатого столетия, которую он воспевает в рассказе «Антоновские яблоки» (1900).

В прозу Бунина органично входит тема воспроизведения жизни поместного дворянства, а именно мотив оскудения старых помещичьих усадеб. Рассказы такого рода окрашены нотами печали, сожаления. Они отличаются лирической манерой повествования и нередко носят автобиографический характер.

Автор с горечью осознает, что рушится привычный жизненный уклад; старому, идеализированному в его сознании помещичьему быту приходит конец. Жизнь разбилась, будто чашка. И чтобы еще раз подчеркнуть эту грустную мысль, писатель использует художественный прием, который можно назвать «мозаичностью изображения». Рассказы Бунина часто представляют собой кадры, зарисовки отдельных картин действительности. Одним из лучших произведений такого рода является рассказ «Антоновские яблоки».

Он построен на повествовании от первого лица, как воспоминание рассказчика о детстве и юности, проведенных в дворянской усадьбе. Автор останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещичьего быта - это изобилие, достаток, единство человека и природы, дворянства и крестьянства. Запах антоновских яблок служит отправной точкой повествования.

Именно антоновские яблоки становятся символом идиллической патриархальной жизни, которая и поэтизируется Буниным. Главы, посвященные старинной жизни, во многом напоминают стихотворения в прозе. Они музыкальны и поэтичны. Мажорные картины природы занимают особое место: зарисовки яблоневого сада, описание «бриллиантового созвездия Стожар», панорама степи, момент охоты.

Автор делает основной акцент именно на раскрытии красоты, гармонии жизни, ее мирного течения. Из прошлого рассказчик вспоминает только самые светлые и привлекательные моменты. «Вспоминается урожайный год…» - так начинается одна из глав рассказа. И в этом вся суть позиции автора. Прошлая Россия для него становится олицетворением счастливого края, где не было нужды и голода, где крестьяне ходили в чистых белых рубахах, а урожай яблок превосходил все ожидания.

«Крепостного права я не помню», - говорит рассказчик, намеренно уходя от социальных проблем; он убежден, что в далекие времена его детства помещики и крестьяне не противостояли друг другу, все они жили в гармонии и единстве с природой и друг с другом.

Поэтическое прошлое сопоставляется в рассказе с прозаическим настоящим, где исчезает запах антоновских яблок, где нет троек, гончих и борзых собак, нет и самого помещика-охотника. В рассказе о настоящем воспроизводится целая череда смертей могучих стариков, красивых женщин, шурина Арсения Семеновича, Анны Герасимовны.

Картины кладбища, уход из жизни красивых и сильных людей рождают элегические мотивы и ассоциируются с переменами жизни.

Многие критики отмечают, что рассказ «Антоновские яблоки» напоминает эпитафию ушедшей жизни, родственную тургеневским страницам о запустении «дворянских гнезд».

Но противопоставление старой дворянской и новой жизни, тоска по уходящему патриархальному быту - это только поверхностный пласт романа. Автор поэтизирует не только прошлую жизнь дворян, но и простую деревенскую жизнь вообще. Она прекрасна своим единством с природой. Здесь Бунин, по всей видимости, придерживаясь точки зрения французского философа и писателя Ж.-Ж. Руссо, восхищается человеком, живущим в естественных условиях - среди лесов и полей, дышащего чистым воздухом, а потому и ведущего здоровый и простой образ жизни.

Центральный мотив рассказа - мотив антоновских яблок - становится почти символом. Он несет здесь важную сюжетообразующую роль. Запах яблок ассоциируется у рассказчика с ароматом самой жизни. Это нечто прекрасное само по себе. Даже форма яблок совершенна, как совершенна и гармонична сама естественная жизнь. Вот почему наряду с печалью, вызванной картинами разрушения старого уклада, в рассказе присутствует и мотив радости, утверждения жизни. И здесь воплощается надежда автора на всеисцеляющую силу природы, в которой, по его мнению, и заключается спасение мира и человека.

Есть в рассказе и еще более глубинный, философский пласт. Писатель описывает не просто смену укладов в России, он воспроизводит череду суток, затем смену сезонов и, наконец, сам ритм времени, бег истории. Он угадал и отразил в «Антоновских яблоках» время перелома, перехода бытия. И в этом отношении «Антоновские яблоки» немного предвосхищают «Вишневый сад» А. П. Чехова. Возможно, бунинский рассказ имел впоследствии и отклик в есенинских строках «Все пройдет, как с белых яблонь дым».

Таким образом, в «Антоновских яблоках» Бунин обратился к широкому осмыслению исторических судеб России и ее народа, к раскрытию наиболее существенных, как ему казалось, свойств и черт русского национального характера, к выявлению связей прошлого и современного, к закономерности смены эпох.

Бунин правдиво отразил закат старой помещичьей России. Он ясно видит теперешнее положение дворянства, обреченного самой историей на «непоправимое разложение». Но, осознавая неизбежность смены эпох, все же свои симпатии Бунин отдает прошлому.

>Сочинения по произведению Антоновские яблоки

Любовь к родине

Одной из главных тем, которые поднимаются в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки», является тема любви к родине. Эти чувства автор выражает особенным образом. Для него они проявляются, прежде всего, в привязанности к русскому быту (как дворянскому, так и крестьянскому), а также в восхищении красотами дорого сердцу края.

Главный герой произведения с любовью описывает наступление осени в родных Выселках. Ее приход в деревню всегда сопровождался сочным запахом спелых антоновских яблок. Больше всего этот запах чувствовался у летнего шалаша, в котором жили два брата-мещанина.

Герой подробно рассказывает об убранстве их жилища: «В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке - посуда». Он часто любил бывать летом в этом доме и по-прежнему приходит сюда в сентябре, чтобы поговорить с хозяевами, полюбоваться звездным небом и выстрелить в ночной тишине из ружья, слушая, как по всему поселку раздается гулкое эхо.

Восторг у рассказчика вызывает и быт простых русских мужиков, он даже немного завидует им. Герой-дворянин и сам хотел бы целый день косить, молотить, а потом отдыхать прямо на гумне. Нравятся ему и русские праздники. В такие дни жители деревни отправляются на ярмарку или в гости к своим родственникам, чтобы отобедать у них бараниной с медом и брагой.

Особенно дороги главному рассказчику русские старопомещичьи усадьбы, в которых до сих пор ощущается дух крепостничества, в хорошем смысле этого слова. Ему нравятся эти крепкие и приземистые постройки, запущенный сад, окружающий дом тетки Анны Герасимовны, темные уютные комнаты этого жилища все с тем же неизменным запахом антоновки.

Всей душой герой тяготеет к русской охоте. Прежде, во времена его детства, это занятие было единственным, что «поддерживало угасающий дух помещиков». Охотиться было принято в начале октября, когда отшумел сезон дождей и, вновь, установилась ясная, теперь уже по-настоящему прохладная погода.

С каким восторгом вспоминает рассказчик о том, как он вместе с друзьями своего красавца-шурина Арсения Семеновича отправлялся в такие дни загонять зверя. Как было приятно с компанией бравых охотников прокатиться по осеннему лесу под лай собак и шум выстрелов, а затем уже поздно вечером прийти в дом совершенно незнакомого холостяка-помещика, чтобы поужинать и заночевать у него.

Именно такой видит, помнит и любит герой свою родину, и сердце его не может желать ничего иного. Вот только эти времена давно уже прошли. Многие знакомые рассказчика умерли, их дворянские гнезда разорились, а некогда богатые Выселки обнищали, и теперь в деревне наступило «царство мелкопоместных».

Герою грустно оттого, что невозможно вернуть светлые дни его юности, но он настолько сильно любит родной край, что и в новой «нищенской мелкопоместной жизни» находит свои прелести. Это все та же охота, но уже в одиночестве, простые песни деревенских жителей, работающих в поле или на кухне в хозяйском доме, приятный шум идущей полным ходом молотьбы и широкие бескрайние поля, которые вот-вот уже засыплет первым снегом. Одного только не хватает рассказчику - это запаха антоновских яблок, который теперь уже почти исчез из усадеб.