Полиэтиленовые трубы        17.03.2019   

История возникновения и развития ландшафтного дизайна. История ландшафтного дизайна в россии

Как вы думаете, сколько лет существует ландшафтный дизайн? Не знаете? На самом деле даже историки не могут дать точный ответ. Если говорить о самом названии, то ему всего-то около 200 лет.

А такое понятие, как «обустраивать пространство вокруг своего дома, высаживать деревья и растения», скорее всего, существует с момента возникновения земледелия. По разным данным оно возникло около 9-13 тысяч лет назад.

Фактически история развития ландшафтного дизайна шла параллельно с историей развития человечества. Древний человек был изначально привязан к природе, потому что от взаимодействия с ней зависела его жизнь – он получал от неё пропитание, одежду и жилище.

В большинстве своём близлежащие к дому территории «обустраивались» огородами, грядками для чисто утилитарных целей – получить пищу.

Однако в нашем современном понимании – это, всё-таки, не огород с помидорами. А нечто такое, чем можно любоваться. Это то, что доставляет эстетическое удовольствие. И, в конце концов, это место, где можно отдохнуть.

Так вот первые парковые зоны для эстетического созерцания, для удовольствия, для прогулок начали появляться тогда, когда появились первые зажиточные, знатные люди, т.е. с началом рабовладельческого строя. И чем богаче был человек, тем больше и красивее были сады, окружавшие его владения.

В каждой стране свой стиль

В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и множество других. Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране. Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности – французскими, сады с обилием цветов называют – голландскими и т.д.

Давайте посмотрим, как развивался ландшафтный дизайн с самых истоков.

Древние сады

Например, в Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках.

В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры чаще выращивали садовые розы.

Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние – кустарниками и цветами.

В Фивах – древнем городе Греции – широкое распространение в то время получила пергола. Это было такое «воздушное» сооружение, украшенное гроздьями винограда или другими растениями, которое тянулось вдоль всей территории двора. А беседки обвивали разные виды роз.

В Персии ландшафтное искусство начало развиваться благодаря созданию специальных парков наподобие сегодняшних заповедников, которые были густо населены различными видами животных: кабанами, львами, парнокопытными. Но создавались эти парки отнюдь не для защиты животных, а для охоты на них.

И персы, чтобы обеспечить себе больший комфорт в процессе охоты, стали разбивать в парках клумбы, цветочные газоны, устанавливать павильоны для отдыха и фонтаны. Именно в Персии появились первые, аккуратно подстриженные живые изгороди , делившие парк на зоны с разным ландшафтом.

В таких странах, как Китай и Япония, пейзажное искусство зародилось в глубокой древности. Садовые стили в этих странах сформировались под влиянием древних философий и исконных религий, которые призывали к единению природы и человека. Садам Китая и Японии свойственна умиротворённость, спокойствие и тишина. В них обязательно присутствовали водные объекты, беседки и камни.

Сады Средневековья и Нового времени

Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала неким рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, высаживались раскидистые деревья, высокорослые кустарники, создавались искусственные водоёмы.

В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. Примерно в это же время в Европе разделились понятия сад и парк. Сады стали использовать больше для уединения, отдыха. А парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, иллюминационные вечерние праздники.

К XVIII веку модное тогда в Европе регулярное направление сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек в них продумывались таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми пейзажами.

История ландшафтного дизайна в России

В России ландшафтное искусство развивалось практически в одном темпе с европейским. Однако наиболее свежие течения в России появились, когда Пётр I «прорубил» окно в Европу.

В XVII веке в России появились увеселительные парки и ботанические оранжереи. Особенно популярны были парки-лабиринты, дорожки которых разделялись высокой живой изгородью. А в скором времени клумбам с душистыми цветами пришли на смену цветники с луковичными растениями : нарциссами, тюльпанами, гиацинтами – этакий привет из дружественной Голландии.

Ландшафтный дизайн Новейшего времени

Надо сказать, что смена направлений, стилей, в какой бы то ни было стране, никогда не совершалась стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения. В особенности такое наслаивание заметно в период XIX века.

Двадцатый век внёс серьёзные преобразования не только в историю развития ландшафтного дизайна, но и в садовую архитектуру. Появились новые феерические постройки, благодаря которым граница между домашним интерьером и садовым ландшафтом стала практически незаметной.

Сегодня в мире встречаются сады любого направления и стиля. Какого-то безусловного преобладания того или другого стиля не существует. Более того, приветствуется смешение нескольких стилей и использование каких-то креативно обработанных элементов.

Однако история развития ландшафтного искусства на этом не остановилась, она совершенствуется и по сей день. Поскольку людям постоянно приходят на ум какие-то новые идеи. Каждый создаёт сад на свой вкус, и в итоге появляются новые стили. Так и происходит дальнейшее развитие этого прекрасного искусства.

тема 4 Ландшафтный дизайн

Ландша́фтный диза́йн - искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования (инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект), и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории (особенно из истории культуры) и философии. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий.

В отличие от садоводства и огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность (повышение урожайности садово-огородных культур), ландшафтный дизайн - более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна - создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.

Задачи ландшафтного проектирования участков - это, прежде всего, создание гармоничных и красивых ландшафтов, а также оптимизация пространства и реализация возможностей функционально использовать территорию. Грамотное ландшафтное проектирование, которое выполняют опытные специалисты, учитывает назначение территории, ее размер, экологические условия. Более того, удачный ландшафтный дизайн способен во многом изменить к лучшему и исходные данные: создать более благоприятный микроклимат, видоизменить рельеф, сделав его более интересным и привлекательным, улучшить экологию, за счет посадки растений, дающих кислород и фильтрующих атмосферу, устройства искусственных водоемов, увлажняющих воздух.

История ландшафтного дизайна

Как известно, начало ландшафтного дизайна связано с представлением рая на Земле, поэтому не угасает стремление человека создать возле своего жилища райский уголок. Каждый народ имеет свое представление о рае, зависящее от религиозных течений и веяний, природных условий той или иной страны. И как бы человек ни называл свой дом, начиная с античных времен и заканчивая современностью, «замки», «крепости», «дворцы» или коттеджи, - все они неразрывно связаны с Природой, со стремлением к прекрасному. О красоте древних садов мы можем судить по старинным картинам и фрескам, которые сохранились до нашего времени. К примеру, роспись в Садовой комнате в Доме Ливии в Риме, выполненная в I веке до н.э., отражает идеализированный образ райского места. Со сменой эпох менялось и представление о красоте. Сады не являются здесь исключением.

Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом. Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы.

Большое значение для развития садового искусства имела эпоха Возрождения. Возникли новые тенденции в развитии мысли, в стремлении личности к свободе, к радостям жизни. Изменились и взгляды на понимание места сада в жизни человека. Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках. Вместо труднодоступных крепостей начинается строительство замков. И ограниченные по площади, стесненные средневековые сады крепостей теперь заменяются обширными садами замков и парками.

Ренессансные сады напоминали «зеленые кабинеты», в которых можно было уединиться среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие «кабинеты» декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и другими садовыми строениями.

Во времена барокко (конец XVI и начало XVII веков) в садах стали модными скульптуры (в том числе и сформированные из зеленых растений), стало больше внимания уделяться цветовому решению садового ландшафта. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью. Одним из самых главных вкладов в искусство сада периода барокко является переход сада в прилегающий ландшафт. Это достигалось либо благодаря созданию специальных смотровых площадок с видом на соответствующий участок, либо фактическим слиянием сада с окружающим ландшафтом путем устройства аллей, тропинок и т.д.

Эпоха классицизма в садовых строениях и планировке отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. Нужно отметить, что смена стилей не происходила стихийно. Стили нагромождались друг на друга постепенно вытесняя более старые веяния. Особенно такое нагромождение стилей обозначилось в XIX веке, где стал преобладать «вещицизм» и приспособление к тому или иному стилю. Отличительной чертой архитектуры данной эпохи стал стиль модерн. И лишь когда Европой овладел дух английского стиля садов и парков, сформировалось правильное отношение человека к природе.

XX век (особенно его конец) отличается революционными преобразованиями в архитектуре зданий и ландшафтном дизайне. Появились новые, совершенно фантастические конструкции в садовой архитектуре. Домашний интерьер стал приближаться к садовому ландшафту, сместились и стали менее заметными границы их разделяющие.

Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Особенно часто архитекторы прибегали к восточной архитектуре доминирующую роль в которой играли Китай и Япония. Японский бонсай (искусство выращивания растений в сосудах) и китайский ландшафтный Фэн-Шуй использовались дизайнерами всех времен и народов. Рассматривая садовые строения из кирпича и камня, мы упоминали роль стилизованных животных в ландшафтном дизайне Фэн-Шуй. Но этим искусство Фэн-Шуй не ограничивается. Секрет этого искусства (или целой науки) заложен в глубоких знаниях законов природы, которые применяют при формировании ландшафтного участка. Многие считают, что процветание Тайваня и Гонконга связано именно с Фэн-Шуй, так как каждый уважающий себя бизнесмен в этих странах пользуется услугами специалистов данного искусства. Грамотная планировка помещений и садовых участков, тесная взаимосвязь их размещения и расположения относительно сторон света, выбор формы относительно местности - вот отличительная черта Фэн-Шуй. Эти знания законов природы помогают максимально правильно использовать их при формировании ландшафта.

Входу на территорию участка уделяется особое внимание, так он отделяет две условные зоны. Переходя эту границу, простой горожанин становится хозяином. Поэтому ворота являются символом его благополучия и удачливости. Хорошо, когда ворота выполнены в виде арки, то есть, закруглены сверху. Арка символизирует радугу - «небесные врата» и приносит удачу хозяину участка. Точно такой же смысл имеют арки, разделяющие отдельные зоны участка. Они могут быть каменными, деревянными, металлическими или в виде зеленых насаждений. Все зависит от того, в каком секторе участка расположена арка. В южном секторе арка делается деревянной, на юго-западе - кирпичной или каменной, а в западном секторе - желательно делать её из металла.

Размещение дома на участке тоже имеет очень важное значение. Фасад его должен смотреть на юг, восток или юго-восток, менее благоприятное направление фасада на юго-запад или запад и нежелательно северное и северо-западное направление. Через вход в дом проникает благотворная энергия, поэтому важны его парадность и солидность.

Важным атрибутом участка являются садовые строения и цветники. Цветы должны иметь различный оттенок, но их тоже следует размещать по зонам. Так, красные цветы в южном секторе сада приносят удачу, а для запада и северо-запада лучше подходят белые и желтые цвета. На востоке и юго-востоке уместны любые растения, кроме колючих насаждений, которые могут принести нежелательные (колючие) перемены.

Наверное, сейчас невозможно точно определить, где появились первые беседки и другие садовые строения, предназначенные для отдыха. Доподлинно известно, что в Древнем Египте строили деревянные беседки за много веко в. до н.э. Небольшие, легкие с раздвижными дверями садовые домики, напоминающие беседки и навесы, уже много веков строят в Китае и Японии. Среди южных народов всегда были популярны навесы, беседки, перголы, которые помогали укрыться от лучей палящего солнца. Особенно популярны были такие сооружения в странах Средиземноморья, которые нашли свое отражение в греческих портиках и римских колоннадах эпохи Возрождения. Беседки без стен, имеющие в плане форму квадрата или восьмиугольника, уже много веков строят в Англии и Нидерландах. Как правило, они строились на самом видном месте и являлись центром роскошного сада или парка, украшая его своими формами и архитектурой. Такие беседки - газебо были позаимствованы многими европейскими странами и стали широко известны всему миру. Из Европы архитектура беседок перекочевала, а Америку вместе с первыми поселенцами. Первоначально они ставились в садах и приусадебных парках только богатых людей как символ благополучия и связи с Европой. Не обошли стороной беседки и Россию, на которую оказывала большое влияние культура Франции и Англии. Практически ни одна богатая усадьба не обходилась без садовой беседки, в которой проводили досуг наши знатные предки. Вместе с беседками широко применялись деки, навесы, террасы, примыкающие к дому или построенные на склоне холма и имеющие дощатый настил. Над этими сооружениями трудились знаменитые архитекторы, создавая воистину произведения искусства. О внешнем виде садовых строений того времени мы можем судить по многочисленным художественным полотнам, которые сохранились до наших дней. И в настоящее время находится немало любителей архитектурных форм прошедших столетий. Но в архитектуре XX века (особенно в его второй половине) произошел революционный сдвиг. Этому способствовало появление в строительстве новых современных технологий и материалов (пластмассовые и алюминиевые профили, различные виды современной кровли и т.д.). Поэтому в садах и приусадебных парках наших современников можно встретить строения самых разнообразных форм и стилей. Но все они преследуют одну цель - создание уютной зоны отдыха на лоне природы.

Виды ландшафтных работ

    Декоративное покрытие садовых дорожек

    Живая изгородь

    проектирование ландшафтного дизайна

    строительство заборов

    дорожки и площадки

    выбор газона

    подпорные стены

    строительство прудов и бассейнов

    водонапорные сооружения

    системы полива

    посадки крупномеров

    посадка хвойных растений

Законы и приемы ландшафтного дизайна

Рассмотрим основные правила создания ландшафтной композиции, используя гармоничное сочетание свойств пространственных структур: геометрической формы, величины, фактуры, положения в пространстве, цвета, освещенности. Пренебрежение этими правилами ландшафтного дизайна может стать причиной того, что вместо прекрасного, радующего взгляд сада Вы получите лишь беспорядочно размещенные, не связанные между собой элементы.

- Единство и соподчиненность . В построении ландшафтной композиции существует 2 принципа: разделение и объединение. Разделение, ограничение отдельных частей наблюдается при зонировании участка, выделении различных типов пространств. Например, Вы планируете создать в своем саду въездную зону, зону отдыха, огород и сад, детскую площадку, хозяйственную зону и т.д. Каждая из этих зон несет свою смысловую и практическую нагрузку, т.е. она отличается от других по задачам, способам оформления, размерам, форме и т.д. С другой стороны, для того чтобы Ваш сад выглядел гармоничным и целостным, Вам необходимо объединить различные элементы. Для этого необходимо выявить что-то одно, наиболее важное для Вас, и подчинить этому главному все остальные части (это может быть тематическое подчинение, доминирование цвета, формы и т.д.).

- Пропорции. Соблюдение правильных пропорций при построении композиции чрезвычайно важно, так как дисбаланс в пропорциях исказит всю картину сада в целом. Для того, чтобы не ошибиться с выбором пропорций, используйте Закон золотого сечения: при делении отрезка на 2 части бOльшая часть относится к меньшей, как весь отрезок относится к бOльшей части 3:5: При нарушении закона исчезает чувство равновесия и комфорта. Пример: Вы хотите построить композицию из деревьев и кустарников. Чтобы композиции воспринималась целостно, Вы можете выбрать дерево высотой 8 метров, рядом разместить кустарник или некрупное дерево приблизительно 5 метров высотой и завершить композицию высадкой среднерослого 3-метрового кустарника. Таким образом, правило Золотого сечения 8:5:3 позволит Вам добиться правильных пропорций всей группы посадок.

Симметрия и асимметрия. Посадки и другие элементы ландшафтного дизайна могут размещаться в саду симметрично т.е. равноудалено от осевой линии, либо асимметрично. Для сада в формальном стиле подойдут, безусловно, симметричные посадки: это могут быть аллеи по бокам дорожек, симметричные партерные цветники и т.д. Для сада в пейзажном стиле, стиле кантри надо отдать предпочтение асимметрии, свойственной Природе.

Ритм. Это повторение какого-либо элемента ландшафтного дизайна с определенным временным или пространственным интервалом. Интервал может быть систематическим (например, аллея), а может быть и произвольным чередованием.

Контраст. Этот прием использует сильно выраженное различие пространственных форм (светлый темный, большой маленький, высокий низкий, гладкий шершавый и т.д.). Для создания такого эффекта из уже известного нам правила Золотого сечения убираем один элемент 8:5 убираем: Контраста можно добиться на различности форм: пирамидальная плакучая, шаровидная колоновидная; по фактуре: шероховатая глянцевая поверхность листьев; по цвету растений или декоративных элементов.

Нюанс. Это тонкий переход от одного объекта к другому, характеризующийся незначительным различием в свойствах объектов (например, композиция из флоксов светлых тонов с преобладанием белых и некоторого количества розовых цветов; или композиция из хвойников с постепенной сменой цвета от желтого к желто-зеленому, затем ярко-зеленому и, наконец, темно-зеленому тону).

Масштабность. Это свойство композиции, которое объединяет элементы сада по одному какому-либо свойству. Не должно быть так, чтобы элементы становились стеной, ширмой, т.е. необходимо соблюдать прозрачность, элементы композиции должны соответствовать росту человека.

Законы линейной и воздушной перспективы

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Линейная перспектива это изменение величины и формы предмета по мере удаления от него:

    все параллельные линии в перспективе сходятся на линии горизонта в одной точки

    вертикальные линии в перспективе всегда остаются вертикальными;

Воздушная перспектива -изменение цвета,яркости и четкости предмета по мере удаления от наблюдателя. Различные цвета по-разному изменяются по мере удаления от зрителя: желтый цвет становится зеленым; оранжевый – грязно-красным; зеленый – голубовато-синим; фиолетовый цвет растворяется; белый выглядит более эффектно на темном фоне и кажется ближе, чем на самом деле; черный растворяется и светлеет; красный приближает предмет к зрителю, синий, наоборот, удаляет.

Деревья с мягким контуром и с листвой холодного оттенка следует размещать на дальнем плане ландшафта. Там же размещаются синие и голубые пятна цветников и темные хвойные или лиственные композиции.

Построение пейзажной картины.

Пейзажная картина – часть пространства сада, которую визуально (зрительно) можно выделить из общего пространства, мысленно заключив в рамку. Пейзажная картина должна быть целостной, иметь центральный элемент, который не обязательно располагается по центру угла зрения. При этом все элементы пейзажной картины должны просматриваться, не закрывая и не заслоняя друг друга.

История ландшафтного дизайна насчитывает тысячелетия. Первые окультуренные участки земли с растущими на них деревьями и кустарниками появились еще во втором тысячелетии до нашей эры на территории Египта и Месопотамии — в те времена сады носили чисто функциональный характер — они использовались для выращивания плодовых культур.

Искусство ландшафтного дизайна в древности

С развитием культуры и искусств, появилась потребность в организации декоративных садовых участков для отдыха и досуга. Одним из первых декоративных садов являются знаменитые висячие сады Семирамиды, вошедшие в список чудес света. Они представляли собой серию насыпных террас и ступенчатых платформ с , высаженными ярусами. В разных культурах искусство создания декоративных садов развивалось разными путями — в Персии и Индии преобладали строгие геометрические формы, пространства делились на мелкие и крупные квадраты и густо засаживались растениями. Здесь впервые начали использовать прием, который теперь называется миксбордером -это формирование пространства, в котором различные виды растений густо высаживаются рядом, создавая разноцветный ковер.

В первом веке до нашей эры искусство ландшафтного дизайна зародилось на Дальнем Востоке — в Китае, где сады выполняли не только декоративную, но и духовную функцию. В Японии ландшафтный дизайн развивался под влиянием Китая , как и многие другие искусства. Азиатские сады символизировали мир в миниатюре, и человек, созерцая сад, открывал для себя путь достижения гармонии с миром.

В Европе первые декоративные сады возникли на территории древней Греции , и выполняли не только эстетическую функцию, но и служили местом проведения религиозных обрядов и лекций философов и ученых. Отличительной чертой греческих садов служили декоративные колонны, статуи, лестницы и фонтаны. К началу нашей эры уже в древнем Риме существовало несколько видов садов, которые выполняли различные функции, к тому же существовали приватные и публичные сады. Это считается временем расцвета садово-паркового искусства в Европе, где с наступлением Темных веков и раннего Средневековья искусство ландшафтного дизайна совершенно изменило свою форму. Сады существовали в основном в монастырях, где монахи выращивали плодовые культуры и лекарственные растения. Планировка участков коренным образом изменилась, но в качестве декоративных приемов именно в этот период начали использовать перголы и трельяжи. На территории первых университетов студенты и преподаватели разбивали первые ботанические сады, в которых были представлены . С началом эпохи Возрождения начало возрождаться и древнее искусство оформления садовых участков. Пышные дворцы, пришедшие на смену мрачным укрепленным фортам, не только декорировались внутри и снаружи, но и соответствующим образом оформлялся участок перед фасадом. Европейские сады поражали обилием вычурных декоративных элементов — подражание античности ввело моду на колонны, фонтаны, различные водоемы и системы прудов с гротами, искусственными водопадами и каналами.

Современный ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн в его современном виде зародился в конце XIX века, и причиной тому стал технический прогресс, повлекший за собой тотальную урбанизацию. Городское пространство тоже нуждается в грамотной организации и озеленении, осознали архитекторы и садоводы, которые теперь трудились вместе, чтобы придать городу новый облик и создать новое понятие — общественные парки и сады.

В наши дни в ландшафтном дизайне наблюдается тенденция возвращения к природе — на пике популярности сейчас «дикие» участки и эко-сады, а садовое искусство приобрело множество самых необычных форм — озеленение крыш и стен небоскребов, создание зеленых экосистем в зданиях.

Тема 1. История ландшафтного дизайна

КУРС

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ

«ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН»

Ландшафтный дизайн - искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве.

В отличие от садоводства или огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность, ландшафтный дизайн - более общая и универсальная дисциплина.

Главная задача ландшафтного дизайна - создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизациоными формами и природой, зачастую от них страдающей.

С самых давних времен, еще на заре цивилизации, когда развитие производственных отношений достигло сравнительно высокого уровня, человек стал искать вокруг себя радость и красоту.

В древнем мире, надо заметить, такого понятия не было, не было и профессии ландшафтного дизайнера, были талантливые зодчие, делали они дизайны, которые считались чудом света, например, Висячие сады Семирамиды! Сколь велик гений человека того времени, если уже на протяжении многих тысяч лет искусство ландшафтных творений поражает современное воображение. С древних времён сады являлись традиционной формой организации окружающего пространства с помощью зелёных насаждений. Особую популярность они получили при дворах правителей и вельмож стран Востока. Далее садоводство, как искусство, распространились практически повсеместно. При этом долгое время важную роль играла утилитарность садоводства (потребление фруктов и селекция фруктовых деревьев), позднее большее внимание получила декоративность цветов.

Из далекой Месопотамии и Египта искусство украшения земли вокруг дома пришло в Древнюю Грецию, где и получила громадный толчок в своём развитии. Газоны, декоративные кустарники, скульптуры в саду, фонтаны и бассейны – всё многообразие садовой архитектуры тех времен до сих пор сохраняется в нашем быте.

Готика внесла в ландшафтный дизайн земельного участка очень немного, тут больше внимания уделялось геометрии сада, симметрии и правильности форм. Но в эпоху Возрождения сады и парки появились и в городской застройке. Роскошь парков в поместьях и на виллах вельмож стала общедоступной, городские сады и парки становятся излюбленным местом приема гостей, массовых встреч и веселых гуляний. Садовое зодчество широко использует пространство, появляются красивые аллеи, укромные дорожки, беседки, лоджии и другие архитектурные сооружения.

Далее эпоха Возрождения дает начало стилю барокко, который был отличен тем, что сделал уклон в ландшафтном дизайне земельного участка в сторону взаимосвязи ансамбля зданий и окружающей среды. Переход искусственного ландшафта в естественный, использование контрастов для усиления визуального эффекта, совершенствование орнаментального декора, высаживание растений в виде различных геометрических фигур, широкое применение разновидностей водной архитектуры, устройство террас – всё это принесла в ландшафтный дизайн земельного участка эпоха барокко.



После периода феодализма пришел буржуазно-капиталистический строй, который внес в общество прагматизм и экономию, подчинение всего общественного устройства извлечению максимальной выгоды. Для эпохи капитализма вообще характерны контрасты, а в частном случае ландшафтного дизайна это тоже очень заметно. Разбогатевшие буржуа стремились создать для себя максимально роскошные условия жизни, новые помещики без дворянских титулов порой превосходили в десятки раз титулованных графов и князей по богатству и делали самые немыслимые вещи в погоне за красивой жизнью. Золотые фонтаны и хрустальные беседки появились как раз в этот период, хотя прогрессом ландшафтного дизайна земельных участков их назвать трудно, это скорее отклонение от нормы.

Профессия ландшафтного дизайнера или, как тогда называлось, архитектора в том виде, как мы её воспринимаем сегодня, появилась в конце XIX века. Самым важным приоритетом в ней было провозглашение комплексного подхода к созданию удобной и красивой среды обитания человека . Не просто создание некоего набора помпезных украшений сада или парка, а именно искусство обустройства ландшафта, применение в нем классических законов гармонии формы, цвета и функционального содержания всех составляющих элементов. Красивый участок возле дома создает особую праздничную атмосферу на душе, препятствует унынию и придает стимул к самосовершенствованию. Это понимали древние, это знаем и мы сегодня, но сам стиль и дизайнерские решения развивались, что и привело к рождению строго научного современного подхода к дизайну ландшафтов нашего времени.

Контрольные Вопросы:

1. Что такое ландшафтный дизайн 2. В чём заключается задача ландшафтного дизайна 3. В каких странах появилось садоводство? 4. Какие элементы ландшафтного дизайна появляются в Древней Греции и Древнем Риме? 5. Опишите ландшафтный дизайн эпохи Возрождения? 6. Какие изменения в ландшафтной архитектуре произошли в эпоху Барокко? 7. Какие элементы ландшафтного дизайна принёс буржуазно-капиталистический строй? 8. В каком веке появилась профессия ландшафтного дизайнера? 9. Что считалось самым важным приоритетом в профессии ландшафтный дизайнер?

______________________________________________________________________________

В России

История ландшафтного дизайна в России.

Этапы ине сильно отличаются от европейских.

В Древней России преобладали сады и огороды, но со временем появляются декоративные деревья. Широко используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды предназначались для разведения рыбы, купания или полива. Но уже в 17 веке создаются увеселительные сады. В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады. Измайловский сад состоит из зверинца, ботанического сада лабиринта. Кроме этого есть много водоемов и виноградники . При Петре происходит создание классических регулярных садов, которые строят иностранцы. Возникает Садовая контора. Она занимается закупкой растений за границей для обустройства парков Москвы и Петербурга. В это время появляются «устроители садов и парков», которые в наше время называются ландшафтными дизайнерами, а также профессиональная литература, которая считает, что задача устроителя сада заключается в его сотворении его с чистого листа.

Какие же основные стили использовались в истории ландшафтного дизайна в России ?

1.Барокко - активные торговые отношениями с Голландией, и участие голландских ландшафтных архитекторов в устроении увеселительных садов наложило определенный оттенок на все дошедшие до нас архитектурные памятники. Например, Санкт-Петербург построен с регулярной городской планировкой, Плюс используется водный компонент для проектирования искусственных каналов. Примером ландшафтного дизайна этого стиля можно считать Петергоф и Царское Село. Такому увлечению способствовали, прежде всего, мягкий климат и низменный рельеф, при котором хорошо приживалась самая разнообразная растительность. Сады были не «показными», скорее «домашними». Подчеркивали педантизм и аккуратность (которых в России всегда не хватало).

История ландшафтного дизайна в России развивалась постепенно. Довольно плоский рельеф требовал усложнения, поэтому начинаются использование искусственных форм, не очень больших по размерам. Также применялись искусственные формы, такие как вертюгадены и булингрины. В садах было много пышной растительности, которая м использовалась для огибных аллей-берсо, беседок, и живых изгородей. Кроме этого было много цветов, по большей части душистых. С середины 18 в., вошли в моду луковичные растения (тюльпаны, нарциссы, гиацинты).

Кроме этого в истории ландшафтного дизайна в России получил довольно большое распространение пейзажный стиль ландшафтного дизайна. Главной его особенностью является сохранение естественности. Этот стиль пришел к нам с востока. При его использовании главное - сохранить природную естественность природы. Например, пруд свободных очертаний, сотворенный руками человека выглядит таким же диким, как и натуральный. Сложность, которая возникает - все изменения необходимо максимально приблизить к природе. Используется асимметричное расположение предметов. Пейзажный стиль в противоположность голландскому барокко пробуждает романтические чувства и сентиментальность. В таком саду царит мир, свобода и гармония. Основным примером этого стиля может послужить дворянские усадьбы 19 - начала 20 века.

После революции появляется новый стиль в истории ландшафтного дизайна в России – формальный. Он отличался строгостью, геометричностью и симметричностью форм, а также некоторой статичностью элементов. Деревья приобретали правильные геометрические формы. Сады и парки при этом имеют строгий, торжественный вид, это настраивают человека на ощущение порядка и организации. Сейчас в России можно встретить сад практически любого стиля.