Ремонт        30.09.2019   

Народы южного урала. Основные этапы заселения южного урала

Формирование любого этноса происходит на фоне природно-географической среды, которая оказывает решающее влияние на хозяйственную, культурную, политическую жизнь народов, на их быт и верования.

Район Урала – это, прежде всего, горы. Мировоззрение населения сформировалось под влиянием горного ландшафта. Люди, здесь живущие, не видят себя вне суровой природы родного края, отождествляя себя с ним, являясь его частичкой. Каждая гора, сопка, пещера для них являются маленьким миром, с которым они стараются жить в гармонии. Природа даёт им удивительные способности слышать и видеть то, что недостижимо для других людей.

Уральский район населён большим количеством наций и народностей, больших и малых. Среди них можно выделить коренные народы: , ненцы, башкиры, . К ним, в процессе освоения региона, примкнули русские, украинцы, мордва и многие другие.

Коми (зыряне) занимают зону тайги, которая в былые времена давала возможность жить за счёт пушного промысла и рыбалки в богатых рыбой реках. Впервые письменные источники упоминают зырян в XI веке. Известно, что с XIII века они регулярно платили новгородцам налог пушниной-ясак. В состав Российского государства включены во второй половине XIV столетия. Столица современной республики Коми город Сыктывкар берёт своё начало от Усть-Сысольского погоста, основанного в 1586 году.

Коми пермяки народ

Коми-пермяки проживают в районе с первого тысячелетия н.э. Новгородцы, активно путешествующие за «камень» (Урал) с целью торговли, пришли сюда в XII веке. В XV веке образуется государственность, впоследствии княжество признает власть Москвы. В составе современной РФ пермяки представляют Пермскую область. Город Пермь возник как центр медеплавильной промышленности во времена Петра I на месте деревни Ягошиха.

Удмурты народ

Первоначально входили в состав Волжской Булгарии, после завоевания монголо-татарами включены в Золотую Орду. После её распада часть Казанского ханства. В составе России со времён Ивана Грозного, захватившего Казань. В XVII- XVIII веках удмурты активно участвовали в восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачёва. Город Ижевск столица современной Удмуртии основан во второй половине XVIII в. графом Шуваловым при железоделательном заводе.

Большинство народов Урала проживают здесь всего несколько столетий, являясь пришлым населением. А что же до них? Уральская земля была облюбована людьми очень давно. Истинно коренным народом принято считать , ранее имеющим название вогулы. В местной топонимике и сейчас встречаются названия, связанные с этим именем, например, речка Вогуловка и одноимённый населённый пункт.

Манси принадлежат к финно-угорской языковой семье. Они являются родственниками с хантами и венграми. В глубокой древности заселяли земли, севернее Яика(Урала), но были согнаны с обжитых территорий пришедшими кочевниками. Летописец Нестор называет их «югрой» в древнейшей летописи «Повесть временных лет».

Манси малочисленный народ, состоящий из 5 самостоятельных и изолированных друг от друга групп. Их различают по месту проживания: верхотурская, чердынская, кунгурская, красноуфимская, ирбитская.

С началом российской колонизации, заимствовали многие традиции и культурно-бытовые особенности. Охотно вступали в семейно-брачные отношения с русскими. Но смогли сохранить самобытность.

В настоящее время народ относится к малочисленным. Исконные обычаи забыты, угасает язык. Стремясь получить образование и найти хорошо оплачиваемую работу, молодое поколение уезжает в Ханты-Мансийский округ. Поэтому, представителей древних традиции насчитывается порядка двух десятков человек.

Национальность башкиры

Башкиры, как и многие другие народы, впервые появляются в источниках только с X века. Образ жизни и занятия традиционны для этого региона: охота, рыболовство, кочевое скотоводство. В это же время были завоёваны Волжской Булгарией. Вместе с завоеванием вынуждены были принять ислам. В XIX в. по их территориям правительство России решило проложить железнодорожные пути, связывающие русский центр и район Урала. Благодаря этой дороге, земли были включены в активную экономическую жизнь, ускорилось развитие народов. Особенно быстро стал развиваться район с открытием в недрах земли нефти. В XX в. республика Башкирия стала крупнейшим центром нефтяной промышленности. Важную роль сыграл район в годы Великой Отечественной войны. На территорию края эвакуировались промышленные предприятия из районов, которым угрожала фашистская оккупация. Было перевезено около 100 промышленных объектов. Многие из них стали основой для дальнейшего использования. Столицей Башкирии является город Уфа.

Проживают во многих районах современного Урала. Существует много версий перевода имени черемисы. Одна из них говорит о татарском происхождении. Согласно ней, слово значит – «препятствие». До октябрьской революции использовалось именно это название народа, но позже его признали унизительным и заменили. В настоящее время, особенно в научных кругах, начинает использоваться заново.

Нагайбаки

Много споров ведётся и вокруг представителей этого народа. По одной из версий, их предками были тюрки, но принявшие христианство. В истории России особенно знамениты нагайбакские казаки, принимавшие самое деятельное участие в боевых действиях XVIII века. Проживают на территории Челябинской области.

Являются населением, относительно которого ведётся много споров, так как очень мало достоверных сведений о них. Большинство выводов сделаны на уровне предположений, гипотез. Ряд историков считают это население пришлым, особенно много пришло их с началом завоевательных походов золотоордынских ханов. Хотя, патриотично настроенные историки, видят в этом заселении лишь вторую волну. Предполагают, что татары упоминались как населявшие Урал ещё в XI веке. Об этом свидетельствуют персидские источники. Занимают второе место по численности, уступив лишь русским. Самое большое их количество проживают на территории Башкирии (около миллиона человек). Во многих районах Урала встречаются полностью татарские населённые пункты. Большинство татар придерживаются исламского вероисповедания и традиций.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Введение

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Прикамье, с исторической точки зрения, - один из интереснейших районов Урала.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Из многих любимых героев, которыми гордится уральская земля, один из самых любимых и популярных - казацкий атаман Ермак Тимофеевич. В Пермской и Свердловской областях множество речек, урочищ, скал, населенных пунктов носит имя Ермака и его друзей, сотников Ивана Кольца, Богдана Брязги, Микиты Пана. Имя Ермака было популярно в народе как символ свободы и независимости, в нем видели пример бескорыстного радетеля нужд народных, искреннего служения Родине.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Целью представленной работы является изучить исторические материалы о Прикамье и Древнем Урале.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Задачи:

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Проследить заселение Урала с самых древних времен.
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Определить основные этапы развития Пермского края.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Традиционно Прикамьем называют Пермский край, а его столицей - город Пермь. Постепенно люди осваивали край, который стал для них родным. Здесь 15-18 тысяч лет тому назад встретились два потока палеолитических охотников, осваивающих Евразию после отступления ледника, здесь зародилась и сформировалась Уральская антропологическая раса, к носителям которой относятся представители таких коренных уральских народов, как ханты и манси. Именно отсюда в Восточную Европу распространились технологии получения меди и бронзового сплава. В эпоху средневековья Прикамье было поставщиком мехового товара для международной восточной торговой системы и стало первым районом Урала, куда направился поток древнерусских поселенцев в самом начале культурной колонизации русскими евразийских просторов. Впоследствии Западный Урал - важнейший для России район цветной металлургии.

Глава I Заселение русским народом земель Урала

1.1 Русские в Прикамье " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Первые сведения об Урале и Приуралье появляются в русских источниках именно в XI столетии. Под названием Пермь в XI- XIII вв. русским были известны племена вымской культуры - предки коми-зырян, или Пермь Вычегодская, Пермь Старая.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Русские вещи в Прикамье в XI-XIII вв. попадали двумя путями. Вещи южнорусского производства из Черниговской и Киевской земель, а также продукция из русских городов верхней Волги и Оки попадали в Приуралье с булгарскими купцами: пряслица, монеты, браслеты, игрушки погремушки глиняные.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Второй путь проникновения русских изделий в Прикамье - через северные земли, заселенные ближайшими родственниками коми- пермяков. По этому пути русские вещи из Новгорода, Пскова шли вместе с предметами, произведенными финно-угорскими мастерами северо-востока Европы. Следует отметить, что обменные связи были двухсторонними. На Русь из Прикамья поступали меха, различные бронзовые вещи: слитки меди, бронзы. Прикамские украшения найдены в древностях Новгорода, Киева. Даже в далекой Тьмутаракани, русском княжестве, расположенном на берегах Керченского пролива между Черным и Азовским морями, найдена коньковая подвеска прикамского типа.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В XIII - первой половине XIV вв. Верхнее Прикамье, если верить сообщению известного путешественника Марко Поло, входило в состав Золотой Орды. Археологи также сообщают, что ордынских вещей в древностях Прикамья найдено достаточно много. Это бронзовые замочки в виде собачек и коней, височные серебреные кольца в виде знака вопроса и многое другое.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В 1332 г. Иван Калита «возверже гнев, на Новгород, прося у них серебра закамьское». Иногда источники называют это серебро «закаменским», что вероятно всего, более точно, так как имелась в виду часть дани, собираемой новгородскими дружинами в Югре - в Приобье, за Уралом, а Урал в XIV - XVII вв. русские именовали «Камень», или «Каменный пояс», дословно переводя мансийское (югорское) название гор - Нер (камень). Безусловно, что «серебро закаменское»- это те запасы серебряной, прежде всего древнеиранской, посуды и монет, которые на протяжении многих столетий копились на святилищах уральских народов. Своих серебряных разработок на Урале не было. В 1333 г. новгородцы уступили Вычегду и Печору Москве, и здесь, на территории нынешних коми- зырян, устанавливается московский аппарат управления. В 1364 г. новгородцы, не желая терять свое влияние на Урале, предпринимает большой поход на восточной склон Камня и в Преобье. Тогда же здесь строятся первые русские городки. Один из них, на р. Сылве, получил имя Ляпин, по прозвищу одного из руководителей похода Степана Ляпы. В конце XIV в. вхождение Перми Вычегодской в состав Московского государства было закреплено деятельностью православного миссионера монаха Степана Храпа, позднее названого Стефаном Пермским. В 1383 году московский митрополит Пимен с одобрения Дмитрия Донского ставит его во главе новой Пермской епархии, которая позже распространила свою деятельность и на верхнее Прикамья- Пермь Великую 1 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

1.2 Русская крестьянская колонизация Прикамья

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Переселялись сюда в основном крестьяне русского Севера из бывших ростово-суздальских земель. Причиной такой колонизации был поиск свободных от Феодального гнета земель и естественное увеличение населения в уже обжитых районах. В начале XV в. (между 1401 и 1409 гг.) на верней Каме стоится первый русский городок, названный по имени его основателя Анфаловским. Что нам вообще известно об Анфале Никитине кроме того, что он основал первый русский городок в Прикамье и был новгородским воеводой?

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Имя его, к сожалению, почти позабыто. Знают о нём лишь специалисты по средневековой истории Урала и Новгорода. Как удалось выяснить, происходил он из знатного рода. Его отец Никита был посадником в Пскове во времена правления Дмитрия Донского. Кроме Анфала у Никиты было ещё два сына Герасим и Спиридон. От внука Спиридона - Луки Козмича Спиридонова - вели свой род Строгановы.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Год рождения Анфала точно неизвестен. Впервые на страницы русских летописей его имя попадает в 1360 году. Новгородские ушкуйники под его началом захватили и ограбили бесермянский город Жукотин близ устья Камы. Сам по себе факт захвата и ограбления города для XIV века обычен. Да и то, что «новгородские мужи» пошли в поход самовольно, без ведома не только Великого князя, но и не спросив «разрешения» городского вече, не удивительно. И раньше неоднократно собирались ватаги «охочих людей» в несколько десятков или сотен человек и уходили на север, северо-восток - в Заволочье, на Печору, на Югру.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Только среди названий рек, по которым они шли, постоянно стала упоминаться Кама. Это свидетельствует о том, что к началу ХY в ока центром ушкуйничества стало Верхнее Прикамье, а если говорить точнее – Анфаловский городок.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Откуда же мог брать Aнфал Никитин воинов для своих походов? Летописи пишут о ратях на десятках судов. Не могло же с ним уйти столько двинян. Одним из источников пополнения дружины, возможно, была Вятская земля, вторым, вероятно, было местное прикамское население. В одном из преданий про Перу-богатыря рассказывается о постройке больших кораблей «пыжей» и о походе на них на Волгу, где пришлось сражаться с Казан-баем.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сколько бы могли совершаться походы ушкуйников с Верхнего Прикамья - сказать трудно, но в 1409 году Анфал организовал поход, который оказался для него последним. Во время боя под г. Жукотиным он попадает в плен. Лишившись своего руководителя, движение сходит на нет. Так по иронии судьбы под г. Жукотиным началась военнная карьера Анфала и здесь же через сорок девять лет закончилась.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Долгие девять лет провёл в плену Анфал Никитин, но всё же в 1418 году ему вместе с сыном удается бежать. Он приходит на Вятку и здесь погибает от руки Михаила Разсохина, одного из атаманов вятской вольницы. Одно из преданий рассказывает, что во время битвы между сторонниками Никитина и Разсохина погибло с обеих сторон около двух тысяч человек. Сам Анфал убил девятерых человек. Насколько это верно, судить трудно. Но даже просто участие в вооружённой схватке для Анфала было подвигом, ведь в 1418 году ему было не меньше восьмидесяти лет. Но на этом мы не будем на истории Анфала ставить точку. Вероятно, у истоков небольшой речки под Чердынью было у Анфала Никитина тайное убежище, где он хранил захваченные во время походов сокровища. Возникает вопрос: где же они сейчас? Кто их увёз? Сам он их взять не мог. Наверное, после смерти Анфала их увёз и перепрятал или его сын, бежавший из плена, или же сокровища были вырыты кем-то из сподвижников Анфала, пока он находился в плену. Долгих шестьсот лет хранит земля тайну о кладе средневекового русского авантюриста, воина, полководца и землепроходца Анфала Никитина. Показав нам в августе 1986 года лишь частичку его, возможно, когда-нибудь кому-то она откроет тайну клада полностью. Анфал Никитин - двинский воевода - перешёл на сторону Москвы. Однако и на московской службе он успел поссориться с властями и вынужден был бежать в те места, где не было ни новгородских, ни московских властей. После смерти Анфала городок продолжал использоваться русскими отрядами ещё несколько десятков лет. К сожалению, остатки городка до сих пор не найдены археологами.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В XV в. русское население проникает в основном на север современной Пермской области. Если верить сообщению чиновника Пермской казённой палаты В.Н. Берха, который в XIX в. изучал древние документы в Соликамске, в первой четверти XV в. вологодские люди Калинниковы начали разработки соляных рассолов на речке Боровой, а в 1430г. перенесли промысел на речку Усолку. Здесь возникает русское промысловое (солеварение) поселение, которое XVI в. превращается в город Усолье Камское (Соликамск). Характерно, что русский солеваренный промысел в XV в. развивается в тех же местностях, где ещё в XI-XIII вв. добывали соль родановцы. К середине XV в. русское население Прикамье возросло настолько, что стало возможным считать север нынешней Пермской области русской землёй, и в 1451 г. московский великий князь Василий II Тёмный передаёт Пермь Великую в качестве удела бывшему вереинскому князю Михаилу Ермолаевичу. Подмосковная Верея перешла великому князю, а бывшая вереинские князя Великопермских. Резиденцией великопермских князей, столицей Перми Великой стал город Чердынь на р. Колве - древнейший русский город Урала из ныне существующих городов. Чердынь имела и второе имя - Пермь Великая. Судя по всему, она возникла на месте двух ещё родановских городищ, и долгое время была совместным пермяцко - русским поселением 2 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Глава II Пермский край в эпоху палеолита

2.1 Заселение Урала человеком

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Заселение Урала человеком было длительным и сложным процессом. Оно происходило в разное время и с различных территорий и характеризовалось прерывистостью. Заселенные места то оставлялись, то вновь осваивались. Это было связано в значительной мере с изменением географической среды: в эпоху оледенений возникали ледниковые, горно- и водно-ледниковые преграды, в эпохи межледниковые - преграды водные. Древнейшие памятники на Урале относятся к древнекаменному веку.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Почти 300 тыс. лет тому назад впервые нога человека ступила на берега Чусовой и древней Камы. До " xml:lang="en-US" lang="en-US">XVII " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> столетия н.э. человек в Прикамье прошел большой путь. Около 6 тыс. лет до н.э. на берегах Камы и Волги сложились основы для будущих финно-угорских народов Евразии.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В " xml:lang="en-US" lang="en-US">I " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тыс. до н.э. на берегах Камы и Волги складывается единая финноязычная общность - ананьинская. Ее племена стали предками современных финноязычных народов Поволжья и Приуралья.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В " xml:lang="en-US" lang="en-US">I " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тыс. н.э. это единство распадается на ряд племен, которые в первой половине " xml:lang="en-US" lang="en-US">II " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тыс. н.э. превратились в древние народности. Были среди них и предки современных коми-пермяков: племена ломоватовской, неволинской и родановской археологических культур.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">С севера и юго-востока к их территориям примыкали племенные земли чепецкой и вымской культур - предков современных коми и удмуртов. Через сарматские, а потом через тюркские степи приходят сюда караваны, везущие серебряные сосуды, бусы, прекрасные мечи и другие вещи. Обратно купцы везут меха соболя, бобра, белки, соль и даже зерно.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Х века в пермских землях торгуют булгарские купцы, а в " xml:lang="en-US" lang="en-US">XII " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> в. земли народа вису становятся частью булгарского феодального государства. Булгары селятся вместе с пермяками, в современных коми-пермяках течет определенная толика и булгарской крови 3 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">По мере знакомства русских с коренным населением Камского бассейна название «пермь» закрепляется и за этими землями. В отличие от Перми Вычегодской верхнекамские земли стали известны под именем Перми Великой. Это название часто встречается в письменных памятниках " xml:lang="en-US" lang="en-US">XIV " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> в.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Природные условия эпохи позднего палеолита (40 тыс. лет назад - VIII тысячелетие до н. э.) не препятствовали дальнейшему расселению человека на Урале. В своем последнем наступлении ледник распространился лишь на Болыпеземельскую тундру, Каспийское море не выходило за пределы прикаспийской низменности. Климат был холодным и влажным, а в конце ледниковой эпохи - резко континентальным. В приледниковой зоне обитали северные олени и быки, южнее - мамонты, шерстистые носороги, дикие лошади. Было много и других более мелких животных, а также птиц. Памятники позднего палеолита на Урале более многочисленны и разнообразны, чем в предшествующий период. На Южном Урале часть стоянок находится в пещерах. На западном склоне такие стоянки обнаружены в Ключевой и Бурановской пещерах. В культурном слое встречаются остатки костров - углистые очажные прослойки и скопления костей животных: шерстистого носорога, первобытного зубра, благородного и северного оленя, лошади, косули, сайги и др. Часть костей раздроблена, на некоторых есть следы обработки. Среди находок несколько кремневых пластинок и отщепов. В других пещерах (Смирновской, Гребневой, Усть-Катавской I и II, Кочкари I и II, Суходольной) также были обнаружены остатки очагов и скопления раздробленных костей животных. Несколько изделий из красно-зеленой яшмы известны из грота Зотинского. Интересные результаты дали раскопки многослойной стоянки Ильмурзино в Башкирии, где человек, видимо, жил непрерывно с конца палеолита до мезолита (эпоха среднего камня). Расколотые кости древних животных и кремневый инвентарь в виде отщепов, пластинок и нуклеусов найдены в Смеловской II пещере на восточном склоне Южного Урала. Отмечая архаичность этого комплекса, О. Н. Бадер относит его к началу позднего палеолита и находит аналогии в палеолитических комплексах Таджикистана. В Южном Зауралье на стоянке Шикаевка найдены остатки двух скелетов мамонтов, лежавших на площади 70 кв. м. Среди костей обнаружены каменные орудия из зелено-красной яшмы, часть которых относится к геометрическим вкладышам-микролитам. Время культурных остатков определяется XIII тысячелетием до н. э. В. Т. Петрин считает, что это было место разделки туш животных. Значительным археологическим памятником Южного Урала эпохи позднего палеолита является Капова пещера (Шульган-Таш) на р. Белой. В верхнем этаже пещеры открыты две группы изображений - рисунки мамонтов, носорогов, лошади, сделанные красной охрой на скале. Животные изображены в профиль, в позе идущих в одном направлении (влево). Рисунки выполнены в виде контуров или силуэтов с густо закрашенными контурами. Они переданы в разном масштабе и, по мнению О. Н. Бадера, не составляют композиции. В нижнем этаже рядом с аналогичными изображениями лошадей расположены геометрические фигуры. Это обстоятельство, а также подобные сочетания в пещерах франко-кантабрийского круга позволяют предположить их синхронность. Группы рисунков палеолитического времени, и остатки святилища открыты также в Игнатиевской пещере (Ямазы-таш) на берегу р. Сим. Несомненна сюжетная близость рисунков Каповой и Игнатиевской пещер гравированным изображениям мамонтов из Мальты и мелкой пластике памятников бассейна Дона. Она может быть объяснена значением мамонта в хозяйственной жизни населения трех регионов. Самые близкие параллели не только в содержании рисунков, но и в топографии, а также в стиле изображений Каповой пещеры О. Н. Бадер находил в палеолитической живописи юга Франции.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На Среднем Урале палеолитические памятники известны на обоих его склонах. Кроме стоянки Талицкого, в этом районе в начале 80-х годов найдено еще несколько памятников, из которых наиболее богаты находками стоянки предгорной части Западного Урала гроты Близнецова и Столбовой. Помимо этих пещерных местонахождений каменных изделий и остатков плейстоценовой фауны, на берегах Камского и Боткинского водохранилищ зафиксировано еще свыше десятка верхнепалеолитических стоянок: Горная Талица, Драчевское, Рязановский Лог, Ягодное I и др. На восточном склоне в гроте Медведь-Камень найдены только скопления костей и один отщеп, в гроте Безымянном, кроме костей животных, кремневых нуклеуса и пластины, обнаружены костяные изделия, а также уникальная находка-изображение хищного животного, выполненное из тонкой пластинки бивня мамонта в стиле плоской скульптуры. Несколько палеолитических стоянок известны и на Северном Урале. Одна из них находится в Медвежьей пещере, выше 62° с.ш. Главным объектом охоты обитателей пещеры являлся северный олень, а также мамонт, медведь, песец, лошадь, мускусный овцебык, заяц беляк. Стоянка занимает первое место среди других пещер Урала по количеству кремневых изделий (свыше 700). Главным источником жизни оставалась охота на крупных животных. На Урале начиная с позднего палеолита происходят постоянные контакты восточноевропейского, среднеазиатского и сибирского населения. Этот процесс нашел свое выражение в становлении уральского (смешанного) антропологического типа и в сложении культурных особенностей, свойственных контактным зонам. Так, каменные и костяные изделия, жилища эпохи позднего палеолита имеют аналогии как в памятниках Восточной Европы, так и Средней Азии.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Заключение

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Исходя поставленных задач, в ходе работы я могу сделать вывод, что на Урале сложение первобытной формации совпало с освоением всей его территории вплоть до Полярного круга.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сложная культурно-этническая история предопределялась расположением Урала на границе Европы и Азии. Удобные водные пути способствовали взаимным контактам народов двух частей света; степь и лесостепь с глубокой древности были районами постоянных миграционных процессов. Развиваясь по своим внутренним законам население Урала - предки удмуртов, коми, манси, хантов, башкир в эпоху первобытности создали богатую и своеобразную культуру.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Наша сегодняшняя история не столь ярка и радостна, как многие периоды прошлого. Приходят в запустение целые поселки и города. Все это последствия неудачных социальных экспериментов, в том числе и по переделке нормального трудолюбивого человека, заботливого, в потребителя не помнящего своих корней.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Список использованных источников и литературы

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
  3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Шилов В.В. История и культура Северного Прикамья. Березники, 1995. Кн. 1. С. 15-21, 62-67.

1 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> История Урала с древнейших времен до 1861 г. / отв. ред. А.А. Преображенский. М., 1989. С 10-100.

2 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Страницы истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала XVIII века / под ред. А.М. Белавина. Пермь, 1996. С.15-42.

3 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> История Урала с древнейших времен до 1861 г. / отв. ред. А.А. Преображенский. М., 1989. С 10-100.

PAGE \* MERGEFORMAT1

Первобытнообщинный строй на Урале

На Урале сложение первобытной формации совпало с освоением всей его территории вплоть до Полярного круга. Особенности исторического процесса региона определялись рядом факторов. Одинаковые темпы и уровень развития производительных сил населения эпохи камня, связанные с повсеместным распространением охоты и рыболовства, с освоением металла и становлением производящей экономики, сменяются различными формами хозяйства и несовпадающими темпами его развития в трех больших природных зонах Урала: таежной, лесостепной и степной. Сложная культурно-этническая история предопределялась расположением Урала на границе Европы и Азии. Удобные водные пути способствовали взаимным контактам народов двух частей света; степь и лесостепь с глубокой древности были районами постоянных миграционных процессов, волны которых доходили и до таежных массивов. Развиваясь по своим внутренним законам в общем потоке исторических событий Восточной Европы, Западной Сибири и Средней Азии, население Урала - предки удмуртов, коми, манси, хантов, башкир в эпоху первобытности создали богатую и своеобразную культуру.

(100 тыс. лет - 4 тыс. лет до н. э.) Заселение нашей страны человеком началось около 600 тыс. лет назад. Древнейшие стоянки открыты на Кавказе, в Прикубанье, Приазовье, Молдавии, Средней Азии, Южном Казахстане. Продвижение ледника до среднего Днепра замедлило заселение южных районов и даже заставило древнего человека покинуть некоторые уже освоенные территории. Однако в период последующего межледниковья около 100 тыс. лет до н. э. снова возникли благоприятные условия для продвижения человека в Среднюю Азию, Казахстан, Крым, на Русскую равнину, в Поволжье и на Урал.

Первоначальное заселение Урала человеком

Заселение Урала человеком было длительным и сложным процессом. Оно происходило в разное время и с различных территорий и характеризовалось прерывистостью. Заселенные места то оставлялись, то вновь осваивались. Это было связано в значительной мере с изменением географической среды: в эпоху оледенений возникали ледниковые, горно- и водно-ледниковые преграды, в эпохи межледниковые - преграды водные. Древнейшие памятники на Урале относятся к эпохе мустье древнекаменного века (палеолита). Они пока единичны и встречаются на всем протяжении Уральских гор - от Южного до Приполярного Урала. Известна стоянка Мысовая на западном берегу озера Карабалыкты в 40 км от г. Магнитогорска. Озеро через близлежащие озера Сабакты и Банное и речку Янгельку, впадающую в р. Урал, связано с Прикаспием, что, возможно, способствовало раннему проникновению сюда человека. Для датировки комплекса мустьерским временем важно, что находки располагались в основании ледниковых отложений. Большая часть изделий представляет собой законченные орудия из разного вида кремня и яшм. Среди них остроконечники на удлиненном отщепе, несколько скребловидных орудий, серия бифасов (двусторонне обработанных орудий), а также ядрища для скалывания отщепов - нуклеусы и нуклевидные куски. Найдено также архаичное ручное рубило (чоппинг), которое отличается от других орудий более крупными размерами и примитивной техникой обработки. В 1939 г. в низовьях р. Чусовой в урочище Пещерный Лог было найдено несколько отщепов и типичное мустьерское орудие - ручной остроконечник с двусторонней оббивкой. На памятниках были обнаружены кости мамонта, носорога, слона и быка. Пробы пыльцы, взятые в прилегающем одновременном торфянике, дали значительный процент широколиственных деревьев (липа, дуб, граб, орешник), что свидетельствует о более теплом здесь климате в древности. В последние годы в пермском Приуралье выявлен ряд местонахождений типа Пещерный Лог: Конец Гор в низовьях Чусовой и Сосновка III на средней Каме. Особое внимание привлекают вновь обнаруженные памятники на Камском водохранилище - Ганичата I и II, расположенные в размытых отложениях третьей надпойменной террасы Камы.

На местонахождении Ганичата I собрано около 500 изделий из серовато-желтоватого кварцита архаичной техники раскалывания. Найдены нуклеусы различной стадии обработки, массивные скребла на расколотых кварцитовых гальках и отщепах, чоппинги. Пластинчатая техника полностью отсутствует. На местонахождении Ганичата II обнаружено около 1 тыс. изделий, по составу отличающихся от комплекса Ганичата I. Большинство изделий изготовлено также из желтовато-сероватого кварцита, но есть предметы из зеленоватого и темно-серого кварцита и темного кремнистого сланца. Набор орудий более выразителен: скребла на отщепах, чоппинги, рубилообразное изделие, отщепы с выемчатой ретушью. В составе инвентаря есть различные типы пластин. Близкие по характеру памятники выявлены также в бассейне р. Чусовой (местонахождение Ельники II и нижний слой Большой Глухой пещеры. Сырье для производства орудий древнее население добывало в районе мощного месторождения кварцитопесчаников близ д. Баранята, где найдены отбойники из крупных галек, отщепы, сколы. Находкам сопутствует плейстоценовая фауна - кости мамонта, лошади, носорога. Можно говорить о выявлении в Приуралье нового пласта раннепалеолитических памятников с галечной кварцитовой индустрией. Один из путей расселения мустьерского человека намечается из Средней Азии вдоль восточного побережья Каспийского моря, далее по р. Уралу к стоянке Мысовой (Урт-Тюбе) на Южный Урал, затем вдоль западного склона Уральских гор (через местонахождение Ельники II, Большая Глухая пещера, Ганичата I-II) в верхнее Прикамье. Второй путь проникновения человека на Урал следует связывать, повидимому, с кавказско-европейским центром. Он проходил вдоль Волги (стоянка Сухая Мечетка у Волгограда) в районы Среднего и Верхнего Прикамья (Сосновка III, Пещерный Лог, Конец Гор). Судя по характеру материалов Прикамья, эти два потока расселения относятся к разному времени. Эпоха мустье на Урале еще слабо изучена. Но имеются материалы, характеризующие трудовую деятельность человека этого времени. Основными орудиями труда были остроконечники и скребла, кроме них, неандерталец использовал другие типы орудий (скобели, острия, отщепы с краевой ретушью и др.). Независимо от очертаний и размеров заготовок (отщепов) орудиям придавалась заранее задуманная форма путем подтески и нанесения ретуши. Приемы вторичной обработки свидетельствуют о гибкости руки неандертальца. Исследование мустьерских памятников на территории нашей страны позволяет охарактеризовать некоторые общие черты образа жизни неандертальцев. Важнейшим результатом общественного прогресса эпохи было умение искусственно добывать огонь, строить жилища, изготовлять одежду. Все это не только расширило возможности заселения человеком Севера, но и позволило удержаться на уже освоенных территориях, когда наступило новое похолодание. Мустьерский человек охотился на крупных и стадных животных: мамонтов, носорогов, оленей; кроме охоты, древние люди занимались собирательством. Из-за несовершенства орудий охота на крупных животных могла быть удачной лишь при умении действовать организованной сплоченной группой. Коллективные формы охоты, совместный труд при сооружении жилья, намеренные захоропения - свидетельства сложной жизнедеятельности неандертальцев. Ее социальной формой объединения и организации была раннеродовая община.

Рис. 2. Изделия из камня и кости эпохи палеолита Стоянка Мысовая

1 - остроконечник; 2 - скребло; 3 - бифас; 6 - рубило-чоппинг. Стоянка Пещерный Лог (4-5): 4- ручное рубило; 5 - отщеп. Стоянка Бызовая (7-10, 13): 7, 9 - скребки; 8 - скребло; 10 - листовидное острие; 13 - острие. Стоянка Талицкого {11,12, 14): 11, 12 - скребла; 14 - костяное острие с кремневыми вкладышами. Гаринское местонахождение {15-20): 15 - нож; 16 - тесло; 17 - скребок; 18-20 - сечения. Местонахождение Шикаевка {21-28): 21, 22, 24 - ножи; 23 - скребок; 25 - пластина; 27 - нож-резец; 28 - нож-резчик

Природные условия эпохи позднего палеолита (40 тыс. лет назад - VIII тысячелетие до н. э.) не препятствовали дальнейшему расселению человека на Урале. В своем последнем наступлении ледник распространился лишь на Болыпеземельскую тундру, Каспийское море не выходило за пределы прикаспийской низменности. Климат был холодным и влажным, а в конце ледниковой эпохи - резко континентальным. В приледниковой зоне обитали северные олени и быки, южнее - мамонты, шерстистые носороги, дикие лошади. Было много и других более мелких животных, а также птиц. Памятники позднего палеолита на Урале более многочисленны и разнообразны, чем в предшествующий период. На Южном Урале часть стоянок находится в пещерах. На западном склоне такие стоянки обнаружены в Ключевой и Бурановской пещерах. В культурном слое встречаются остатки костров - углистые очажные прослойки и скопления костей животных: шерстистого носорога, первобытного зубра, благородного и северного оленя, лошади, косули, сайги и др. Часть костей раздроблена, на некоторых есть следы обработки. Среди находок несколько кремневых пластинок и отщепов. В других пещерах (Смирновской, Гребневой, УстьКатавской I и II, Кочкари I и II, Суходольной) также были обнаружены остатки очагов и скопления раздробленных костей животных. Несколько изделий из красно-зеленой яшмы известны из грота Зотинского. Интересные результаты дали раскопки многослойной стоянки Ильмурзино в Башкирии, где человек, видимо, жил непрерывно с конца палеолита до мезолита (эпоха среднего камня). Расколотые кости древних животных и кремневый инвентарь в виде отщепов, пластинок и нуклеусов найдены в Смеловской II пещере на восточном склоне Южного Урала. Отмечая архаичность этого комплекса, О. Н. Бадер относит его к началу позднего палеолита и находит аналогии в палеолитических комплексах Таджикистана. В Южном Зауралье на стоянке Шикаевка найдены остатки двух скелетов мамонтов, лежавших на площади 70 кв. м. Среди костей обнаружены каменные орудия из зелено-красной яшмы, часть которых относится к геометрическим вкладышам-микролитам. Время культурных остатков определяется XIII тысячелетием до н. э. В. Т. Петрин считает, что это было место разделки туш животных. Значительным археологическим памятником Южного Урала эпохи позднего палеолита является Капова пещера (Шульган-Таш) на р. Белой. В верхнем этаже пещеры открыты две группы изображений - рисунки мамонтов, носорогов, лошади, сделанные красной охрой на скале. Животные изображены в профиль, в позе идущих в одном направлении (влево). Рисунки выполнены в виде контуров или силуэтов с густо закрашенными контурами. Они переданы в разном масштабе и, по мнению О. Н. Бадера, не составляют композиции. В нижнем этаже рядом с аналогичными изображениями лошадей расположены геометрические фигуры. Это обстоятельство, а также подобные сочетания в пещерах франко-кантабрийского круга позволяют предположить их синхронность. Группы рисунков палеолитического времени и остатки святилища открыты также в Игнатиевской пещере (Ямазы-таш) на берегу р. Сим. Несомненна сюжетная близость рисунков Каповой и Игнатиевской пещер гравированным изображениям мамонтов из Мальты и мелкой пластике памятников бассейна Дона. Она может быть объяснена значением мамонта в хозяйственной жизни населения трех регионов. Самые близкие параллели не только в содержании рисунков, но и в топографии, а также в стиле изображений Каповой пещеры О. Н. Бадер находил в палеолитической живописи юга Франции. По мнению автора, обнаруженные на Урале рисунки есть доказательство того, что в соответствии с законами общественного развития на одной и той же ступени исторического процесса в весьма отдаленных районах возникали сходные явления социальной и культурной жизни. На Среднем Урале палеолитические памятники известны на обоих его склонах. Наиболее широко исследованным палеолитическим памятником Среднего Приуралья является стоянка имени М. В. Талицкого на р. Чусовой недалеко от г. Перми. Раскопки рисуют картину временного охотничьего стойбища, посещавшегося не более трех летних сезонов. Сохранились следы нескольких очагов, предполагается наличие легких жилищ наземного типа. Местами культурный слой окрашен красной охрой. В нем найдены кости северного оленя, дикой лошади, мамонта, носорога, косули, песца, зайца и других животных, обнаружено несколько тысяч отщепов, пластин, нуклеусов, нуклевидных кусков, скребков, скребел, скобелей, проколок, резцов, рубящих орудий из кремня, кремнистого сланца, кварцитового песчаника, изредка использовались также хрусталь и яшма (рис. 2). Среди костяных изделий наконечник зхопья со вставными кремневыми лезвиями, тщательно обработанная, но сломанная игла и две бусины из тонких трубчатых костей. Кроме стоянки Талицкого, в эхом-ще районе в начале 80-х годов найдено еще несколько памятников, из которых наиболее богаты находками стоянки предгорной части Западного Урала гроты Близнецова и Столбовой. Помима этих пещерных местонахождений каменных изделий и остатков плейстоценовой фауны, на берегах Камского и Боткинского водохранилищ зафиксировано еще свыше десятка верхнепалеолитических стоянок: Горная Талица, Драчевское, Рязановский Лог, Ягодное I и др. На восточном склоне в гроте Медведь-Камень найдены только скопления костей и один отщеп, в гроте Безымянном, кроме костей животных, кремневых нуклеуса и пластины, обнаружены костяные изделия, а также уникальная находка-изображение хищного животного, выполненное из тонкой пластинки бивня мамонта в стиле плоской скульптуры.


План-схема Игнатиевской пещеры

1 - местонахождение блоков со следами сколов; 2 - местонахождение изображений. План составлен В. Т. Петриным и В. Н. Широковым.

Единственным палеолитическим памятником Северного Зауралья является Гаринская стоянка, расположенная почти на 60° с. ш. Она связана с так называемым кладбищем костей мамонта, которое размывается р. Сосьвой уже многие годы. Здесь также встречены кости медведя, сайги, лошади и изделия из яшмы: нуклеусы, отщепы, пластинки, резцы, скребок, скобель, стамеска, острия, крупное рубящее орудие длиной 6,8 см (рис. 2). Стоянка находилась на крутом повороте Сосьвы, куда течение реки прибивало туши погибших (в основном молодых) животных. Сюда, видимо, приходил первобытный человек, чтобы воспользоваться шкурами, костью, а возможно, и мясом. Несколько палеолитических стоянок известны и на Северном Урале. Одна из них находится в Медвежьей пещере, выше 62° с.ш. Главным объектом охоты обитателей пещеры являлся северный олень, а также мамонт, медведь, песец, лошадь, мускусный овцебык, заяцбеляк. Стоянка занимает первое место среди других пещер Урала по количеству кремневых изделий (свыше 700). Для их изготовления обитатели пещеры пользовались местными породами кремня. Просторная и сухая Медвежья пещера была удобным местом для длительного поселения. По-видимому, местность, где находилась стоянка, имела для первобытных охотников особую привлекательность. Здесь у края отвесно обрывающегося плато можно было вести загонную охоту. Стоянка Бызовая находится на берегу р. Печоры несколько выше 65° с. ш. Здесь обнаружены остатки наземного жилища, построенного из крупных костей мамонта. Кости мамонта составляют 99% всех фаунистических остатков, остальные кости принадлежат шерстистому носорогу, дикой лошади, северному оленю, волку, медведю и мускусному овцебыку. Все орудия труда и заготовки (нуклеусы, пластины, бифасы, скребки, проколки, ножи, отщепы, отбойники) изготовлены из местных пород камня (рис. 2). Инвентарь Бызовой стоянки резко отличается от комплексов Медвежьей пещеры и стоянки Талицкого. Он имеет генетическое родство с находками нижнего слоя стоянки Костенки I Среднерусской равнины и Сунгиря. Итак, в позднем палеолите древний человек расселяется по всему Уралу вплоть до Полярного круга. Вопрос о том, откуда шли переселения, остается спорным. Анализ материалов с памятников свидетельствует о том, что было по крайней мере два пути продвижения человека на Урал. Следы первого пути, судя по инвентарю стоянок Бызовой и Крутая Гора, идут с юго-запада через Русскую равнину. Наличие изделий из южноуральской яшмы на большинстве уральских памятников позволяет предположить миграционную волну из Средней Азии на Южный Урал, а уже оттуда вдоль восточного склона хребта в Северное Зауралье. однотипных заготовок для изготовления специализированных орудий: скребков, резцов, ножей, скобелей, проколок и т. д. Значительно повысились качество орудий и их эффективность, более экономно использовался материал. Большое развитие получает обработка кости. Главным источником жизни оставалась охота на крупных животных. Применялись как загонная охота, так и выходы на. «кладбища животных». Происходит специализация охоты. Так, обитатели: Бызовской стоянки охотились в основном на мамонтов, а жители Медвежьей пещеры - на северных оленей. Наличие долговременных стоянок со следами очагов и производства. каменных и костяных орудий (Медвежья пещера и др.), следы утепленных жилищ говорят о том, что в позднем палеолите возникает и постепенно развивается оседлость, складывается домашнее хозяйство и совершенствуются формы общественной жизни. В эпоху позднего палеолита завершается процесс антропогенеза, происходит становление человека современного типа (homo sapiens), в Европе и Азии складываются основные расы. На Урале начиная с позднего палеолита происходят постоянные контакты восточноевропейского, среднеазиатского и сибирского населения. Этот процесс нашел свое выражение в становлении уральского (смешанного) антропологического типа и в сложении культурных особенностей, свойственных контактным зонам. Так, каменные и костяные изделия, жилища эпохи позднего палеолита имеют аналогии как в памятниках Восточной Европы, так и Средней Азии.

6 087

Всем известна Гардарика — страна городов, обнаруженная в степях на Южном Урале. А что же Средний, Северный Урал, Приуралье, Зауралье? А там археологами также обнаружены раскопы древних поселений. Неожиданно найден целый мир, созданный предками уральских народов в эпоху бронзы (конец 3 тысячелетия — 8-й век до н.э.), железа (по 9-й век н.э.) и раннего средневековья (10-13 века).

И главное — это развитая сеть протогородов, во многих из которых оседлая жизнь велась не одну сотню лет. Археологи доказали, что строительство городов на Урале происходило за тысячу лет до нашей эры.

Города древних уральцев имели одинаковую систему оборонительных сооружений. Они были разной площади от совсем маленьких до 10 квадратных километров. Самый большой пока обнаружен на Северном Урале в бассейне реки Туры. Там жили в 3-2 веках до Рождества Христова. А раскопки возле Сургута поразили весь ученый мир. На небольшом участке в 8-9 километров были найдены 60 древних городищ и сотни поселений, прилегающих к ним! Ученые считают в протогородах могли обитать 1200-3000 человек.

Археологи считают, что на Урале было три волны в строительстве городов. Такие всплески прауральской урбанизации.

Первая — это 8-6 века до н.э.,

вторая — 3-2 века до н.э. и

третья — середина первого тысячелетия н.э.

Установлено, что в эти периоды площадь городов увеличивалась в десятки раз за короткий период времени. Это было очевидно следствием резкого всплеска численности населения. Такие бурные исторические события никак не могли происходить в диком, первобытном обществе. Происходили какие-то серьезные миграции народов, они сопровождались военными столкновениями. Во всех древних захоронениях найдено много оружия. Например, в Прикамье древние воины наиболее часто использовали лук и стрелы, боевые топоры, мечи и кинжалы. Анализ показывает, что древние угры-уральцы были вооружены ничуть не хуже славян и других народов, а в чем-то и получше.

Археолог из Уфы В.Н.Васильев считает, что родина вооружения средневекового европейского рыцаря — степи Южного Урала. Это следует из раскопок «царских» курганов 4 века до н.э. Именно здесь появились первые воины-аристократы, катафрактарии. Металлические чешуйчатые доспехи, двустворчатые железные панцири, щиты со сплошным покрытием из металла. Длинное копье — длиннее трех метров снабжено наконечником, могущим пробивать любую защиту. Меч, лук со стрелами, кинжал довершают вооружение воина. Такое могучее вооружение говорит о наличии серьезного противника, а также о том, что общество могло себе позволить содержание таких дорогих дружин.

Раскопки показывают наличие плужного землепашества, развитого скотоводства — обнаружены остатки хлевов для стойлового содержания скота. Захоронения показывают глубокое расслоение по социальным слоям. например во второй половине I тысячелетия н.э. в бассейне реки Сылвы кроме княжеских выделяются захоронения военной верхушки, которые были профессиональными военными и никакой другой деятельностью не занимались. Уральское общество I тысячелетия н.э. было весьма военизировано. В Прикамье в пяти больших могильниках 5-9 веков н.э. из почти семисот захоронений в каждом шестом найдено оружие. А ведь в могилы укладывали именно те вещи, которыми наиболее всего пользовался умерший.

Повсюду на уральской земле в 10 веке, а кое-где и раньше появились хорошо укрепленные усадьбы. Это такие же феодальные замки как у волжских булгар и русских того времени.

На Урале имелось и сырье, и топливо для самостоятельного производства вооружений. Всем известны металлургические центры страны городов в степях Южного Урала, которым 5 тысяч лет. Но и в Прикамье и в Зауралье имелись древние традиции по добыче и переработке металлов. Уральские металлурги достигали большого мастерства. Они знали отливку в двусторонних литейных формах, ковку, сварку и наварку. Они знали закалку стали, а также могли паять медью… Изделия уральских металлургов обнаружены далеко за пределами Урала, то есть торговали с соседями.

В 12-15 веках определились этнические территории, об этом говорят даже арабские источники. Предки коми — вису, угры Зауралья — юра… В некоторых источниках их называют «страны» — страна и народ Вису.

Интересно, что в отличие от степных южноуральских протогородов эпохи бронзы, в более северных краях в эпоху железа имеется характерная деталь. Вокруг укрепленного городища, где жил вождь-князь с дружиной, строились многочисленные неукрепленные поселения. Так остяцкий князь Лугуй правил шестью городками. Вместе с окружающими селениями это было весьма внушительное по тем временам княжество.

Проводя экскурсии в выставочном зале Верхнеуральского музея, я не раз ловила себя на мысли, как близок к нам Верхнеуральск купеческий, Верхнеуральск казачий, Южный Урал в целом с его многовековой историей периода Гражданской войны, Отечественной, советский период, «лихие девяностые». Но каким он был в древности? Как развивался Урал со времен палеолита до железного века? Кого можно считать коренным населением Урала? Все эти вопросы дали основание обратиться к истории древнего Урала.

История Урала - древнейшая история. Первые его обитатели оставили неизгладимый след, подтверждение которому мы находим по сей день. Историки античности очень много писали о Рифейских (Уральских) горах, по которым проходила граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого, таинственного - азиатского. В экспозиции музея имеются прекрасные экспонаты, предметы эпохи неолита и энеолита: каменные топоры, долото, каменные ножи, скребки, наконечники копий и многое другое. Всеми представленными предметами пользовался человек. Человек той эпохи -неандерталец, а позже (35-12 тыс.лет назад) кроманьонец, конечно, он был превосходным охотником и уже мог добывать огонь, но еще не умел возделывать землю. Жил человек в шалашах и пещерах, покрывал их шкурами. Издревле Урал населяли различные нации - башкиры, удмурты, коми, манси, ханты (IX век). Проникновение русских на Средний и Северный Урал происходило в основном с территории Великого Новгорода начиная с XI века. Так, например, все мои родственники по отцовской линии, будучи староверами, после раскола бежали с Новгорода в башкирские леса, отсюда следует полагать, что переселение народов проходило довольно-таки длительный период. Активный процесс заселения Урала русскими пришелся на 15-16 века, а промышленное освоение края к концу 18 - началу 19 века, когда здесь были построены первые железоделательные и чугунолитейные заводы. Видимо, именно тогда уже была заложена основа будущей индустриальной мощи Урала. Раскрывая тему дальше, я двигаюсь к эпохам раннего железного века, бронзы и средневековья, передо мной на витрине наконечники стрел (бронзовые), пряслице керамическое, бронзовые колокольчики, железные ножи, пряжки, фрагменты украшений и много другое. Невозможно представить, но ко всем этим предметам прикасалась рука «того» человека, человека из прошлого, человека, жизнь которого, наверное, навсегда останется для всех нас неизученной в полной мере. Прекрасные керамические сосуды, имеющие не просто беспорядочные узоры, а четкие, плавные линии, треугольники, точечки. Однажды к нам в музей приехала организованная группа на экскурсию, и руководитель задала мне вопрос: «Как вы думаете, что означают узоры на этих сосудах?» Я, конечно, ответила ей, мы долго рассуждали, и Наталья (так ее звали) подала мне идею изучить славянские руны, которые могут быть связаны с этими узорами. Прочитав некоторую литературу и посидев на сайтах Интернета, я поняла: ничего общего с руническими рисунками на сосудах нет. Все-таки я склоняюсь к тому, что население, оставившее нам эти уникальные предметы, уже тогда имело первую культуру и она не совсем связана со славянской письменностью того времени. Сосуды имеют полуяйцевидную форму. Не будучи сильным специалистом в этой области, я могу лишь предполагать что все это свидетельства гончарного дела позднего неолита, все видимые признаки говорят об этом. Что хотел передать человек узором, так бережно выдавленном на сосуде, мы можем только догадываться и предполагать, письменных источников в то время не было. Однозначно сегодня это шедевры для нас. Говоря о найденных «сокровищах» человека, не могу упомянуть и о стоянках, на которых все это веками заметалось временем. На Урале неоднократно находили древние стоянки и городища, вот, например, в Верхнеуральском районе были найдены стоянки древнего человека в пещерах Смеловских 1 и 2, относят их к эпохе палеолита. Именно здесь были найдены угольки, кости животных ледникового периода (мамонт, шерстистый носорог, зубробизон и др.) Известны нам и пещера Каменная Сопка (неолит, средневековье), святилище Дзие-Таш, курганы Новотомино 1 и 2. Даже сегодня, когда информационная база переполняет нашу жизнь, люди до конца не верят в то, что, например, на озере Б.Бугодак когда-то бродил мамонт или шерстистый носорог. Наиболее известные нам городища Урала - это Синташтинское поселение и Аркаим (бронзовый век). Аркаим - это поселение площадью около 20 тыс.кв.м. Внешний круг состоит из 40 жилищ. Здесь когда-то были и колодцы, и очаги, и ямы-хранилища. Найдено много остатков металлургического производства. Жителей Аркаима смело можно считать металлургами, скотоводами, земледельцами и воинами. У поселения довольно сложное построение: 4 входа, ориентированных по частям света. Система построения складывается в красивую композицию. Аркаим выстроен по заранее продуманному плану. Есть здесь и ложные входы, лабиринты, потайные лестницы. Все это еще раз только подтверждает, что в эпоху бронзы существовала интересная культура, развитие которой прервалось по неизвестным причинам. Сегодня Аркаим - заповедная зона. Железный век знаком нам сильным рывком в металлообработке. Именно тогда (3 век н.э. -начало 2 тысячелетия н.э.) происходило великое переселение народов. Двигаясь по степям Южного Урала, смешиваясь с уже живущими здесь народами (сарматы, саргаты или гунны), степные племена оставались здесь навсегда. Население преобладало тюркскими племенами, видимо, отсюда все наши легко переводимые с тюркского названия озер, рек, поселений. Начало 2 тысячелетия н.э. стало временем формирования современных народов. Этнографы постоянно спорят и отмечают этническую сложность и неоднородность состава населения. Кто же был «аборигеном»на Урале? Южный Урал издревле служил коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось «великое переселение народов», а впоследствии накатом прошли волны миграции. Исторически здесь закрепились три мощных слоя - славянский, тюркоязычный и угро-финский. И, наверное, даже сегодня современное население представляет собой ту же разнослойность. Заселение Южного Урала - это неизбежный процесс его освоения. Начало этому положила деятельность Оренбургской экспедиции (1734 - 1744 гг.). До нее его просторы были малолюдны. Так что же получается - нет коренного населения на Южном Урале? Есть основание полагать, что все народы, живущие ныне здесь, -пришлые. Усилиями Оренбургской экспедиции была заложена целая сеть укрепленных населенных пунктов, образовавших Оренбургскую пограничную линию. Все народы, поселившиеся здесь в самое разное время, избрали Урал местом своего постоянного жительства. Сегодня их уже нельзя делить на коренных и некоренных. В подтверждение этой версии обратимся к факту: в первом тысячелетии до нашей эры на степных просторах региона жили древние ираноязычные племена - сарматы, и в ходе великого переселения народов они растворились в общей массе людского потока, позже (в 13-9 веках) ? на Урале обитали венгры (мадьяры), в 9 -10 веках историческими источниками упоминаются башкиры, с середины XI века в степях хозяйничали половцы, в 13-14 веках, в период татаро-монгольского нашествия и образования Золотой Орды, возросло тюркское население - татары, ногайцы, киргиз-кайсаки. Население Золотой Орды было неоднородно. В него входили волжские булгары, башкиры, гузы, половцы, финно-угорские народы, называвшиеся в европейских источниках общим именем - «татары». Нельзя не упомянуть, что, по мнению фольклористов, на Урале обитал древний народ «чудь белоглазая», оставивший яркий след в многочисленных преданиях. Опыт Урала показывает, насколько туго народы «повязаны» историей и культурой, мы веками делим территории и выясняем, кто здесь «хозяин». У земли, родного края не может быть хозяина! Сохраняя историю древности, мы многое понимаем в современном мире. Хочется верить в то, что наш Урал остался не совсем тронутым, даже немного диким в своем роде.