Для отопления        22.09.2019   

Литературные места России. Великие русские писатели и поэты. Тема дворянской усадьбы в русской литературе


10 место

Открывает наш рейтинг усадьба известного русского драматурга Александра Николаевича Островского - "Щелыково", купленная им совместно с братом в 1867 году у своей мачехи за несколько тысяч рублей. Именно здесь были написаны известные всему миру пьесы - "Гроза" и "Бесприданница".

9 место

В начале XIX века Остафьево являлось одним их символов культурной жизни России, где частыми гостями были многие известнейшие литературные деятели, в частности - Жуковский, Грибоедов, Гоголь, Пушкин. Здесь, на протяжение нескольких лет, работал над "Историей государства Российского" великий историк Н. М. Карамзин.

В течение XX столетия имение не однократно меняло свой статус, являясь - то детским лагерем, то домом отдыха.

В 1988 году Остафьево было перепрофилировано в литературно-исторический музей, коим является и по сей день.

8 место

К сожалению, многие постройки имения были безвозвратно утеряны, а до наших дней сохранился только старинный парк на берегу реки.

7 место

Седьмую позицию в нашем TOPе занимает усадьба графа Алексея Константиновича Толстого - "Красный Рог". Во времена царствование Екатерины II имение являлось «охотничьим замком» всемогущего гетмана Кирилла Разумовского.

Со временем имение досталось брату матери Толстого, который после смерти завещал его своей сестре, а та сыну.

6 место

На пятом месте остановилась усадьба Николая Алексеевича Некрасова - "Карабиха", которая своим странным названием обязана Карабитовой горе, на которой была построена в 1740-ые годы по заказу княжеского рода Голицыных.

Во владения знаменитого русского поэта перешла в 1861 году за незначительную, ввиду ветхости постройки, сумму.

В период 1861-1875 гг. здесь были написаны Некрасовым лучшие его поэмы: «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», а также частично «Кому на Руси жить хорошо».

После Великой Отечественной Войны к 125-летию поэта в имении был открыт музей.

5 место

Далее в нашем рейтинге следует усадьба Евгения Абрамовича Баратынского - "Мураново". С 1816 года, после того, как деревню Мураново приобрела теща поэта, имение, в разные годы, принадлежало нескольким родственно связанным семействам Энгельгардтов, Боратынских, Путятов и Тютчевых.

В XX веке, благодаря усилиям потомков Ф. И. Тютчева, на базе усадьбы был создан литературно-мемориальный музей.

4 место

В шаге от призовой тройки остановилась усадьба Льва Николаевича Толстого - "Ясная Поляна", которая была основана (а точнее воссоздана) в XVII веке дедом писателя Н. С. Волконским.

Здесь в 1828 году родился и прожил большую часть своей жизни один из самых видных представителей русской литературы XIX-XX веков Л. Н. Толстой.

В 1921 году, благодаря усилиям дочери писателя Александре, по решением ВЦИК на месте усадьбы был основан музей.

3 место

Бронзовым призером нашего рейтинга становится усадьба Федора Ивановича Тютчева - "Овстуг", расположенная на берегу реки Овстуженка. "Родовым гнездом Тютчевых" имение стало в 70-ые годы XVIII века, после того, как дед поэта получил его в виде приданного своей жены.

При жизни Федора Ивановича усадьба активно обустраивалась и развивалась, однако после смерти поэта начала медленно угасать и уже в начале XX века пришла в полный упадок.

После революции практически все строения тютчевского времени были разобраны рабочими и крестьянами на стройматериалы.

Второе дыхание усадьба обрела в начале второй половины XX века, после того, как получила статус музея, что в свою очередь позволило имению стать украшением не только Брянской области, но и всей России.

2 место

Вторую строчку нашего TOPа занимает родовое имение Михаила Юрьевича Лермонтова - "Тарханы", где при жизни поэта хозяйкой усадьбы была его бабушка со стороны матери Елизавета Алексеевна Арсеньева.

В Тарханах прошло все детство Лермонтова, души не чаявшая в своем внуке бабушка всячески развлекала будущего гения, в том числе и устраивая на территории усадьбы потешные бои на манер боев Петра I.

В 1842 году сюда был привезен прах поэта, захороненный в часовне-усыпальнице рядом с могилами матери и деда.

После смерти Арсеньевой и до начала революции усадьба поддерживалось в относительном порядке различными управляющими, благодаря которым строения имели достойный вид.

В сентябре 1918 года большевики объявив Тарханы достоянием советского государства взяли их под особую охрану, а в 1934 году усадьба получила статус музея-заповедника.

1 место

Ну, а победителем нашего рейтинга становится легендарное дворянское имение величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина - "Михайловское", которое было пожаловано прадеду поэта - Абраму Ганнибалу в 1742 году императрицей Елизаветой Петровной.

Свое нынешнее название усадьба получила при деде Пушкина - Осипе Абрамовиче, который переименовал деревню "Устье" в "Михайловское".

1824-1826 годы Александр Сергеевич отбывал здесь ссылку, которая по мнению пушкинистов благоприятно сказалось на поэте в творческом плане. Именно здесь были созданы лучшие произведения "Солнца русской поэзии".

В 1836 году, после смерти матери, усадьба перешла в собственность А. С. Пушкина, а в 1922 году была объявлена музеем-заповедником.

Отдельной строкой:

Хорошая новость для всех влюбленный пар и почитателей романтики, отныне вам не нужно бегать по всему городу, в поиске интересных мест для проведения незабываемого вечера... Теперь достаточно зайти на сайт sweethotel.ru и к вашем услугам будут доступны все три виды отдыха - культурный, духовный и активный, уютный ресторан, комфортабельный номер на двоих в одном из лучших отелей подмосковья, а также многое другое.

Публикации раздела Литература

Усадьбы и дачи в произведениях русских классиков

З агородный дом или усадьба, расположенная недалеко от города, - это настоящий русский феномен. Описания таких поместий мы часто встречаем в отечественной классической литературе: многие важные события происходят именно в дачных декорациях, в тенистых аллеях и садах.

Лев Толстой

Одним из известных дачников был Лев Толстой . Его жизнь вращалась вокруг семейной усадьбы Ясная Поляна , где он воспитывал своих детей, учил крестьянских ребятишек и работал над рукописями. Русская усадьба стала для Толстого не просто домом, где проходят счастливые детские годы, но и местом, где закаляется характер. Его взгляды на устройство усадебного быта и образ жизни в целом легли в основу мировоззрения молодого помещика Константина Лёвина - одного из героев романа «Анна Каренина» .

«Дом был большой, старинный, и Лёвин хотя жил один, но топил и занимал весь дом. Он знал, что это было глупо, знал, что это даже нехорошо и противно его теперешним новым планам, но дом этот был целый мир для Лёвина. Это был мир, в котором жили и умерли его отец и мать. Они жили тою жизнью, которая для Лёвина казалась идеалом всякого совершенства и которую он мечтал возобновить с своею женой, с своею семьей».

Лев Толстой, «Анна Каренина»

Для Лёвина усадьба - это не только благодатная почва для ностальгии, но и средство заработка, возможность обеспечить себе и своей семье достойное существование. Только ухоженное и крепкое хозяйство могло выжить в новой России. В толстовской усадьбе не было места для изнеженных Онегиных - они сбежали в города. В деревне остался настоящий хозяин, которому чужда леность: «Лёвин ел и устрицы, хотя белый хлеб с сыром был ему приятнее» .

Иван Тургенев

Обитатели провинциальных дворянских гнезд у Ивана Тургенева - просвещенные и образованные люди, которые в курсе культурных и общественных событий. Вдовый помещик Николай Кирсанов хоть и жил безвыездно в имении, однако придерживался передовых идей: выписывал журналы и книги, увлекался поэзией и музыкой. Да и своему сыну дал прекрасное образование. Братья Кирсановы сделали из старинного родительского дома модный особняк: привозили туда мебель и скульптуры, разбивали вокруг сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки.

«А Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance (с франц. «в стиле эпохи Возрождения». [I]- Прим. ред.[I]) из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…»

Иван Тургенев, «Отцы и дети»

Во времена молодости Тургенева усадьба считалась местом, где дворянин мог спрятаться от высшего света, отдохнуть душой и телом. Однако писатель ощущал тревогу - словно скоро усадьба, как оплот надежности и покоя, исчезнет. Уже тогда в его произведениях появлялись описания ветшающих поместий - так он представлял себе будущее помещичьей культуры России.

«Лаврецкий вышел в сад, и первое, что бросилось ему в глаза, - была та самая скамейка, на которой он некогда провел с Лизой несколько счастливых, не повторившихся мгновений; она почернела, искривилась; но он узнал ее, и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, - чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал».

Иван Тургенев, «Дворянское гнездо»

Антон Чехов

Обветшавшие дачи из произведений Тургенева, заросшие бурьяном, лопухами, крыжовником и малиной, в которых следы человеческого присутствия окончательно умолкнут совсем скоро, отразились в творчестве Антона Чехова . Опустевшая или разоренная усадьба как место событий фигурирует практически в каждом его рассказе.

Сам Чехов не был «птенцом дворянского гнезда», в 1892 году он вместе с семьей переехал в запущенную и неудобную усадьбу в Мелихово . Например, в рассказе «Дом с мезонином» от былого помещичьего богатства остались только дом с мезонином да темные парковые аллеи, а вот жизнь хозяев подстраивается под новую эпоху: одна из дочерей навсегда покинула родителей, а вторая теперь «живет на собственные деньги», чем очень гордится.

«Про Волчаниновых сообщил он немного. Лида, по его словам, жила по-прежнему в Шелковке и учила в школе детей; мало-помалу ей удалось собрать около себя кружок симпатичных ей людей, которые составили из себя сильную партию и на последних земских выборах «прокатили» Балагина, державшего до того времени в своих руках весь уезд. Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где».

Антон Чехов, «Дом с мезонином»

В пьесе «Вишневый сад» Антон Чехов изобразил русскую аристократию обреченной и вырождающейся. На место увязших в долгах, не способных прагматично мыслить дворян приходит новый человек - купец, предприимчивый и современный. В пьесе им стал Ермолай Лопахин, который предложил хозяйке усадьбы Любови Раневской «вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи». Раневская решительно отвергла предложение Лопахина, хотя оно принесло бы огромную прибыль и помогло бы расплатиться с долгами. Чехов показывает читателям: пришло новое время, в котором царствует экономика и чистый расчет. А аристократы с тонкой душевной организацией доживают свой век и скоро исчезнут.

«Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п.».

Антон Чехов, «Вишневый сад»

Иван Бунин

Иван Бунин - представитель обедневшей дворянской семьи, «последний классик» русской литературы - не раз обращался к теме дворянской усадьбы в своем творчестве. На даче разворачивались события и в романе «Жизнь Арсеньева», и в сборнике рассказов «Темные аллеи», и в повести «Митина любовь», и, конечно, в рассказе «На даче».

Усадьба у Бунина - это не просто место действия, а полноценный герой произведения со своим характером и постоянно меняющимся настроением. В первых произведениях Бунина загородные дома неразрывно связаны с культурными традициями дворянства, налаженным бытом и своими обычаями. На дачах всегда тихо, зелено, сыто и многолюдно. Такова усадьба в рассказах «Танька», «На хуторе», «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол».

«Со двора звонко и весело раздавалось кудахтанье кур. В доме еще стояла тишина светлого летнего утра. Гостиная соединялась со столовой аркой, а к столовой примыкала еще небольшая комната, вся наполненная пальмами и олеандрами в кадках и ярко озаренная янтарным солнечным светом. Канарейка возилась там в покачивающейся клетке, и слышно было, как иногда сыпались, четко падали на пол зерна семени».

Иван Бунин, «На даче»

В 1917 году писатель стал свидетелем массового уничтожения дорогого и близкого ему мира дворянских гнезд. В 1920 году Иван Бунин покинул Россию навсегда - он эмигрировал во Францию. В Париже Бунин написал цикл рассказов «Темные аллеи», повесть «Митина любовь» и роман «Жизнь Арсеньева».

«Усадьба была небольшая, дом старый и незатейливый, хозяйство несложное, не требующее большой дворни, - жизнь для Мити началась тихая».

Иван Бунин, «Митина любовь»

Во всех произведениях чувствуется горечь утраты - отчего дома, родины и жизненной гармонии. Его эмигрантские дворянские гнезда хоть и обречены на гибель, но хранят воспоминания о мире детства и молодости, мире старинного дворянского быта.

Виллы того времени великих русских писателей

Виллы того времени великих русских писателей


Сегодня, 10 июня 2015 года, «Музею-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» исполняется 94 года. Мы сегодня решили вспомнить и рассказать вам о поместьях и имениях великих русских писателей.


Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»


Основы музея заложила еще жена Л. Н. Толстого Софья Андреевна, бережно сохранявшая не только вещи писателя, но и обстановку всего яснополянского дома.

Она привела в систему хранившиеся в усадьбе письма и оказывала помощь исследователям, работавшим над биографией Толстого. Большое участие в жизни усадьбы в первые два десятилетия после смерти Льва Николаевича принимали его дочери Татьяна и Александра, а первый путеводитель по Ясной Поляне еще за семь лет до официального открытия музея написал старший сын писателя Сергей.


Основы «Ясной Поляны»
заложила жена Л. Н. Толстого Софья Андреевна


Во время революции и в первые годы Гражданской войны семейное гнездо Толстых удалось уберечь от погромов благодаря созданному в Туле «Обществу «Ясная Поляна» и яснополянским крестьянам.



Дом Льва Толстого


В 1918 году Совет народных комиссаров принял специальное постановление, согласно которому местные власти обязаны были охранять имение «со всеми историческими воспоминаниями, которые с ним связаны». Право пожизненного пользования усадьбой было закреплено за Софьей Андреевной.


В 1928 году Ясная Поляна
приняла уже 8 тысяч посетителей


27 мая 1919 года Народный комиссариат просвещения выдал Александре Львовне Толстой охранную грамоту на Ясную Поляну, в которой удостоверялось, что усадьба и все находящиеся в доме Толстого вещи, имеющие «исключительную культурно-историческую ценность и являющиеся национальным достоянием, находятся под охраной государства».

А через два года, 10 июня 1921 года правительством было принято постановление, согласно которому Ясная Поляна объявлялась государственным музеем-заповедником. Отныне все усадебные посадки и постройки, включая интерьеры Дома Толстого, должны были сохраняться в неприкосновенном виде. Отвечать за это должен был «комиссар-хранитель музея»; на этот пост была назначена младшая дочь писателя Александра Львовна.

Музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

Судьба тургеневской усадьбы после смерти писателя складывалась драматически. Книги, портреты, рукописи, семейные ценности и памятные реликвии разошлись по наследникам. Многое так и исчезло безвозвратно. Опустевший дом Тургенева был уничтожен пожаром 1906 года.




Спасское-Лутовиново, усадьба Ивана Тургенева


Лишь благодаря предусмотрительности новых хозяев - Галаховых, заблаговременно были вывезены и в основном сохранены старинная библиотека и мемориальные вещи. В годы гражданской войны и смуты усадьба оказалась бесхозной, плохо охранялась.

Оставшиеся помещения ветшали, подвергались расхищению. Некоторые строения были разобраны. На протяжении ряда лет поместье Тургенева сдавалось в аренду - сначала частным лицам, позднее - сельхозартели, совхозу и местной школе. Жемчужина усадьбы - тургеневский парк - одичал, сильно пострадал от вырубок.

Дореволюционный губернский музей, номинально опекавший усадьбу, несмотря на попытки его заведующего П. С. Ткачевского, оказался бессильным остановить процесс ее запустения.




Поворотным событием явилось празднование 100-летия со дня рождения Тургенева в 1918 году. В Орле в национализированном для этой цели доме Галаховых, была открыта библиотека-музей имени И. С. Тургенева, что благотворно отразилось в дальнейшем на положении Спасского-Лутовинова.

Сохранившаяся часть тургеневского достояния - книги, мебель, рукописи, мемориальные вещи - были объявлены национальной собственностью.


В 1918 г. сохранившееся тургеневское достояние
объявили национальной собственностью


Осенью 1921 года советским правительством принят законодательный акт об охране исторических усадеб, памятников природы, парков и садов. Музей И. С. Тургенева в Спасском-Лутовинове создан 22 октября 1922 года распоряжением Наркомпроса. В 1937 году заповедник был возведен в ранг административной единицы, получил право иметь небольшой хозяйственный штат.

В 1976 году в Спасском-Лутовинове был восстановлен дом И. С. Тургенева. Сюда возвращены подлинные вещи. Возрождены интерьеры. В сентябре 1976 года мемориальная экспозиция была открыта для посетителей. 28 августа 1987 года постановлением Совета Министров Российской Федерации № 351 ему был придан статус Государственного мемориального и природного музея-заповедника.

«Тарханы» - лермонтовский музей-заповедник

Тарханы (ныне село Лермонтово) - бывшее имение бабушки М. Ю. Лермонтова, где прошли детские и отроческие годы великого поэта.



Тарханы


Здесь он провел половину своей короткой 26-летней жизни. Здесь покоится его прах, а в фамильной часовне-усыпальнице находится не только могила М. Ю. Лермонтова, здесь могила его матери, дедушки и бабушки. Рядом с часовней могила отца поэта - Юрия Петровича Лермонтова.


Лермонтовский музей «Тарханы»
является памятником федерального значения


Сейчас в селе расположен музей-заповедник «Тарханы» - уникальный историко-культурный памятник федерального значения. В экспозиционный комплекс входят помещичья усадьба с барским домом, две церкви, построенные на средства бабушки поэта: церковь Марии Египетской (на усадьбе) и церковь Михаила Архистратига (в центре села); восстановленные дом ключника и людская изба.



Барский пруд


Живописная усадьба с прудами, садами, парками, вековыми липами и вязами хранит память о том времени, когда в ней жил поэт.


В лермонтовском музее «Тарханы»
воссоздана жизнь первой половины XIXв.


В музее-заповеднике воссоздана жизнь первой половины XIX века. Здесь проводятся театрализованные представления, балы, фольклорные праздники, поздравительные программы, разыгрывается «Тарханская свадьба», на мастер-классах обучают старинным тарханским ремеслам, а посетители с удовольствием катаются на лодочках и лошадях.

Музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово»

Мелихово - один из замечательных памятников русской культуры. Здесь с 1892 по 1899 гг. жил и работал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.



Главный усадебный дом в «Мелихове».


Мелихова - один из главных чеховских музеев в России, который находится в окрестностях города Чехова Московской области. Здесь с 1892 по 1899 годы писатель проживал со своими родителями и ближайшими родственниками. Перед отъездом в Крым Чехов продал это имение, и после революции оно пришло в запустение.

Решение о создании музея как филиала Серпуховского краеведческого музея было принято в 1939 году. В 1941 году музей открылся для посетителей, первым его директором стал Пётр Николаевич Соловьёв. В воссоздании обстановки чеховского дома активное участие приняли сестра писателя - М. П. Чехова и его племянник С. М. Чехов.


Собрание чеховского музея в Мелихове
насчитывает более 20 тысяч экспонатов


В музее отражена деятельность Чехова как писателя, врача, общественного деятеля. Собрание музея в Мелихове насчитывает более 20 тысяч экспонатов. В музее хранятся картины художников - друзей писателя: И. Левитана, В. Поленова, Н. Чехова, П. Серёгина и других.



Actors perform a story from Chekhov on the veranda of his house
at Melikhovo, June 2011


Мелихово - место проведения концертов, театральных и музыкальных фестивалей, выставок, рождественских ёлок. Интереснейший его раздел - творческое наследие художников из семьи Чеховых.

Коллекция фотографий, хранящихся в музее-заповеднике, - это история жизни мелиховского дома, это подлинная галерея портретов А. П. Чехова и людей, близких писателю в его литературной, театральной и общественной деятельности

На территории музея в 1951 году установлен один из первых в СССР памятников писателю (скульптор Г. И. Мотовилов, архитектор Л. М. Поляков)

Мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»

Полное название - Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское». Общая площадь заповедника составляет 9800 гектаров.



Усадебный дом в Михайловском


В 1899 году, в столетнюю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина, Михайловское было выкуплено у наследников поэта в государственную собственность. В 1911 году в усадьбе были открыты колония для престарелых литераторов и музей памяти А. С. Пушкина. Почти 20 лет спустя усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское были разграблены и сожжены.

17 марта 1922 года, на основании постановления Совета народных комиссаров, усадьбы Михайловское, Тригорское и могила А. С. Пушкина в Святогорском монастыре были объявлены заповедными. К 1937 году (столетию со дня смерти А. С. Пушкина) были восстановлены дом-музей поэта в Михайловском, а также некоторые другие постройки.


Во время ВОВ «Михайловское» сильно пострадал.
Его восстановили к 1949 г.


Во время Великой Отечественной войны заповедник сильно пострадал, были уничтожены здания усадеб, постройки Святогорского монастыря, повреждена могила Пушкина, сильно пострадали ансамбли усадебных парков. После войны началось восстановление объектов музея-заповедника и к 1949 году усадьбу Михайловское восстановили.

С 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» получил статус «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством А. С. Пушкина в селе Михайловском и его окрестностях в Пушкиногорском районе Псковской области».

Среди необозримых полей, лесов и перелесков, по берегам извилистых речушек на северо-западе Пензенской области раскинулось старинное село Тарханы. Здесь, в имении Арсеньевых Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича - деда и бабки поэта, провел детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Здесь он познавал жизнь, людей, себя. Здесь он впервые взял в руки карандаш, впервые коснулся клавиш рояля, начал познавать точные науки. Сюда он не раз возвращался, и здесь мечтал быть похоронен.
Сейчас в бывших Тарханах, ныне Лермонтово, находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта. Это уникальный историко-культурный памятник федерального значения.

Тарханы, памятник Лермонтову

Главная и самая значительная часть заповедника - это живописная барская усадьба с комплексом мемориальных памятников начала 19 века. Основание усадьбы было положено в излучине оврага, образуемого небольшой речушкой Милорайкой. В ее русле и в овраге Арсеньевы устроили каскад прудов, окружавших усадьбу с трех сторон. На восточном берегу Милорайки были разбиты два сада - Средний и Дальний. На западном берегу разместился Круглый сад, который липовой аллеей соединился с дубовой рощей.

Барский дом - это дом с мезонином, окрашенный в модный в те времена желтый цвет. Этот дом реставрирован с максимальным приближением к виду дома лермонтовского времени. Огромная зала сохранила обстановку дворянского быта первой четверти 19 века. Фамильные портреты доносят до посетителей черты характера его обитателей. Центральная фигура среди этих портретов - трехлетний Миша Лермонтов. В мезонине две комнаты Лермонтова. В первой комнате собраны личные вещи, характеризующие поэта в те времена, когда, будучи офицером, он приезжал к бабушке в отпуск. Вторая комната обставлена как рабочий кабинет поэта.

Рядом с домом с мезонином на месте прежнего барского дома находится небольшая однокупольная церковь Марии Египетской, построенная Елизаветой Алексеевной в память о своей дочери Марии, матери Лермонтова. В экспозицию так же входит еще одна церковь - церковь Михаила Архистратига, построенная в центре села, и фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых. Всего сто шагов отделяет барский дом от дома ключника и людской избы. Сейчас в восстановленном доме ключника размещена выставка "Русский народ, этот сторукий исполин…", рассказывающая о крестьянском окружении поэта.

А вы знаете чем еще славен Тарханский заповедник? Здесь находятся музей-усадьба В.Г. Белинского и музей А.И. Куприна, Поимский историко-архитектурный музей и Троице-Сканов монастырь. А еще по сложившейся традиции ежегодно в первые выходные июля в Тарханах проводится всероссийский Лермонтовский праздник, в котором принимают участие деятели литературы и искусства.

У вас есть замечательная возможность не только окунуться в мир лермонтовской эпохи, но и насладиться фольклорными праздниками и театрализованными представлениями. Вы увидите традиционную тарханскую свадьбу, получите удовольствие от катания на лодочках и лошадях, поучаствуете в мастер-классах, обучающих старинным тарханским ремеслам.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тарха́ны — российский государственный музей-заповедник федерального значения, усадьба конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России, где поэт провёл детские годы. Усадьба расположена в селе Лермонтово (ранее это село называлось «Тарханы») Белинского района Пензенской области.
Официальное название — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы».
В 17 км на юго-запад от с. Лермонтова в г. Белинском находится музей-усадьба В. Г. Белинского.

В первый комплекс входят:
Барский дом
Церковь Марии Египетской
Людская изба (восстановлена)
Дом ключника (восстановлен)
Во второй комплекс входят:
Склеп Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним
Сельская церковь Михаила Архангела
Сторожка

На территории усадьбы действует Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», образованный в 1939 году. Его площадь составляет 196 га. В фондах музея числится около 29 тысяч единиц хранения, из них основного фонда — 14,5 тысяч единиц. В Доме Ключника представлены экспозиции посвященные атмосфере, в которой Лермонтов жил в детстве (сцены из русского народного быта). В Людской избе организованы видеоэкскурсии, посвященные двум его произведениям — стихотворению «Бородино» и «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (посвященной нравам времен Ивана Грозного).

Традиционно в первые выходные июля в Тарханах проводится всероссийский Лермонтовский праздник, в котором принимают участие деятели культуры и искусства. В эти дни организуются специальные автобусные маршруты из Пензы, чтобы все почитатели творчества М. Ю. Лермонтова могли посетить этот праздник.


ИЗ ИСТОРИИ МУЗЕЯ
Основателем и первым владельцем села Тарханы стал поручик Преображенского полка Я. П. Долгоруков (1701). Следующими владельцами имения стали супруги Арсеньевы - дед и бабушка всемирно известного поэта.
Свое название село получило благодаря деятельности местных крестьян. «Тархан» - это скупщик, ездящий по деревням в поисках льна, холста, пеньки и т. д. На протяжении долгих лет село носило официальное наименование - Яковлевское, в обиходе же его частенько называли Тарханы. В феврале 1975 года Арсеньева обратилась с прошением о признании ее прав на владение поместьем. Она владела усадьбой более пятидесяти лет и была предприимчивой и умелой хозяйкой. Во времена ее правления поместье стало давать солидный доход. За всю многолетнюю историю этого села бабушка Лермонтова была единственной помещицей, жившей здесь постоянно и выезжавшей лишь на время, оставляя вместо себя управляющего Ф. Соколова или приказчика С. Матвеева.
В канун столетнего юбилея поэта (1914 г.) в селе была построена школа. В 1918 году нарком просвещения А. П. Луначарский вызвал к себе председателя Чембарского комитета РКП(б) Барышева и приказал навести порядок и взять под свою охрану «Тарханы» (Саратовская область). Усадьба Лермонтова стала с этого момента достоянием Страны Советов. Несмотря на это, владельцем поместья оставался сельсовет. Позднее (1925 г.) усадьба вместе со всем имуществом была передана в аренду товариществу «Лермонтовский рысак». За короткий промежуток времени были уничтожены практически все хозпостройки.
В доме Арсеньевой разместили контору. До 1930 года здесь функционировала школа колхозной молодежи, на первом этаже стали хранить зерно, а в мезонине содержали птицу. В 1934 году Президиум Средневолжского крайисполкома встал на защиту села «Тарханы». Усадьба Лермонтова была признана заповедником.
Но реставрационные и восстановительные работы начались лишь в 1936 году, когда имение было почти разрушено.
Все строившиеся на территории России усадьбы отличались одна от другой. Неподалеку от Москвы и Петербурга располагались поместья увеселительные. Это высокохудожественные сооружения, имеющие сложную планировку, богатую отделку и единство стилевого замысла. В глубине страны располагались «экономические» поместья. Их архитектура и оформление были гораздо проще. Как правило, такие усадьбы сочетали в себе несколько различных функций: они служили увеселительной резиденцией, местом, где можно уединиться, хозяйственным предприятием. Летом в них устраивали балы, здесь веселилась молодежь, отдыхали старики. Таким, довольно типичным, средним поместьем были и «Тарханы».
Усадьба Лермонтова, которую обустраивала бабушка поэта, имела большой барский дом, стоявший на крутом берегу. В нем насчитывалось более 30 комнат с террасами и колоннами. Выстроенная по всем правилам архитектуры и паркового искусства - с садами, парками с обязательной беседкой, с акацией и сиренью, розарием и липовыми аллеями - «Тарханы» полностью соответствовала понятию «русская усадьба».


Как обустроено поместье
На месте первого огромного барского дома владелица имения построила небольшую церквушку в память о безвременно скончавшейся дочери Марии, а новое здание, гораздо более скромных размеров, было возведено почти рядом с церковью.
С западной стороны от него находилась парадная часть усадьбы с парком и розарием, с восточной - хозяйственный двор. Здесь же находился небольшой флигель, в котором жили ключник и конторщик. На одной линии с домом ключника располагалась хозяйская кухня. К юго-востоку от барского дома находились все необходимые помещения: людская изба, сарай для фуража, конюшня. У пруда располагались амбары и овин.


Усадьба после смерти Лермонтова
После трагической кончины поэта и смерти Арсеньевой по ее завещанию к А. А. Столыпину перешло поместье «Тарханы». Усадьба Лермонтова фактически перешла в управление И. А. Соколова, так как Афанасий Алексеевич постоянно проживал в Саратовской губернии. В 1867 году управляющего Горчакова на его посту сменил П. Н. Журавлев - образованный человек, хорошо понимающий значение усадьбы.
Он полностью реставрировал барский дом. Кроме того, он оказывал неоценимую помощь в собрании материалов о бабушке поэта, его юношеских и отроческих годах в «Тарханах». Этот человек управлял имением 35 лет, скончался в 1902 году и был похоронен у церкви Михаила Архистратига. Идея создания музея в «Тарханах» впервые была озвучена в 1905 году в «Пензенских ведомостях».
Неизвестный автор призывал к увековечиванию памяти поэта. Исследователи творчества Михаила Юрьевича и энтузиасты начали собирать экспонаты для лермонтовского музея. Создателями первой экспозиции стали: М. Д. Беляев - хранитель фондов Гослитмузея, консультанты Н. П. Пахомов и Т. А. Иванова, художник-оформитель Е. К. Рылова.

Реставрация была закончена в 1938 году. Весной 1939-го открыли доступ посетителей к могиле поэта, а 30 мая состоялось торжественное открытие музея Лермонтова. На митинг, посвященный этому событию, было созвано около 2000 человек. В самые первые годы своей деятельности музей имел единственное экспозиционное здание - барский дом. В нем все рассказывало о жизни и творчестве великого поэта.
В 1944 году музей Лермонтова переименовали в музей-усадьбу. В 1948 году Совет Министров СССР выделил для этой цели 9,6 га земли. В 1960 году «Тарханы» (усадьба Лермонтова) включили в список культуры и истории России.
С 1969 года бывшее имение является Государственным музеем-заповедником. Усадьба сегодня В настоящее время в состав музея входит барская усадьба с комплексом памятников конца XVII и начала XIX века, родовой некрополь Арсеньевых-Лермонтовых, а также поместье «Апалиха», находящаяся недалеко от «Тарханов».
Здесь юный поэт часто бывал в гостях у своей любимой тетушки - М. А. Шан-Гирей. Первый капитальный этап реставрации заповедных объектов был проведен в 80-х годах прошлого века.


Экспозиционные комплексы
В музее таковых три. В состав первого входят: церковь Марии Египетской, дом ключника, людская изба, барский дом, парк, пруды, дубовая роща, три фруктовых сада. Второй комплекс составляют кладбище Арсеньевых-Лермонтовых, где покоится прах великого поэта, часовня, церковь Архангела Михаила и сторожка. Имение тетушки Михаила Юрьевича («Апалиха»), которое находится в трех километрах от «Тархан», является третьим комплексом. Сегодня площадь, которую занимает усадьба-заповедник, равняется 140 га. В коллекции музея 28 тысяч ценных экспонатов.
Золотым фондом по праву считаются вещи, принадлежавшие поэту. Прижизненные и посмертные издания Михаила Юрьевича и иллюстрации к ним великих художников (К. Коровин, М. Врубель, И. Репин и др.) также хранятся в музее «Тарханы». Усадьба Лермонтова (фото вы видите в нашей статье) - это ценнейшее хранилище усадебного помещичьего быта XVII-XIX веков: посуды, мебели, живописи, скульптур, собраний книг.
И, безусловно, каждому русскому человеку хоть раз в жизни следовало бы посетить данное заведение. «Тарханы» (усадьба Лермонтова):
где находится музей?
Надеемся, после прочтения этой статьи вам захочется побывать в этих местах. Музей-усадьба «Тарханы» находится в Пензенской области, Белинском районе, в селе Лермонтово.
С мая по сентябрь заповедник работает ежедневно (кроме вторника и последнего четверга месяца), с 9.00 до 18.00 часов. В выходные дни усадьба открыта до 20.00. С автовокзала Пензы к месту назначения можно проехать транзитными автобусами, которые следуют по трассе Пенза - Тамбов. На машине - по Новорязанскому шоссе до Пензы, затем по трассе Пенза - Тамбов до Лермонтово. Многих очень интересует жизнь и творчества великого русского поэта. Поэтому туристы ежегодно приезжают в «Тарханы» (усадьба Лермонтова).

Мельница

ЭКСПОЗИЦИИ

Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" имеет три экспозиционных комплекса.

В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба, дом ключника, мельница и дом мельника, заповедный парк, три фруктовых сада, Дубовая роща, пруды, теплица, конюшня, беседки, место детских игр М.Ю. Лермонтова (флора и фауна "Тархан").

Второй комплекс — фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых с часовней, где покоится прах М.Ю. Лермонтова; находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка.
Третий комплекс — имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан.

Усадьба живет по традициям XIX в.: пасека дает мед (в среднем в год 1200 кг.), сады дают урожай яблок, вишни, сливы, малины; пруды зарыблены; выращиваются все виды овощей (чеснок, капуста, лук, огурцы, помидоры и др.), действующая ветряная мельница перемалывает тарханское зерно, в теплице выращивают цветочные 19 столетия. С 2006 г. организован небольшой лекарственный огород, на котором культивируется более 10 видов лекарственных растений и специй: мята, мелиса, лаванда, ревень, шалфей, анис, чабер, валериана и др. На современной конюшне содержатся: две лошади башкирской породы («Сольда» и «Солист»), русская рысистая, терская, траксненская, арабская и две маленькие верховые лошадки пони шетлендской породы.

БАРСКИЙ ДОМ
"Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской..." - таким запомнился Лермонтову, дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился.

Дом построен в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А. Арсеньевой. В 1908 году во время крестьянских волнений он горел, через год был восстановлен на старом фундаменте и в прежнем виде. В 1999 году была проведена реставрация дома с учетом всех известных документов по тарханскому дому и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века. Сейчас в доме размещена экспозиция "Лермонтов и Тарханы в контексте эпохи", которая раскрывает тему биографических и творческих связей поэта с Тарханами.

Среди меморий тарханского дома парадные носовые платки матери поэта и его бабушки, икона XVII века "Спас нерукотворный", туалетный стол, принадлежавший М.М. Лермонтовой, рисунки поэта карандашом, одна из самых больших живописных работ Лермонтова-художника "Кавказский вид близ селения Сиони", а также личные вещи поэта: трубка, портсигар, дорожная шкатулка, фарфоровая чернильница, дорожный альбом, экземпляр 3 главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", изданный в 1827 году.

Бытовая обстановка, воссозданная в барском доме, позволяет оценить роль усадебной культуры в формировании личности Лермонтова. Именно жизнь в Тарханах дала будущему великому поэту ощущение свободы, единения с природой, ощущение причастности к традициям предков.

Научные статьи разных лет в "Тарханских вестниках":

ЦЕРКОВЬ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ
Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви Марии Египетской. Время пощадило памятник: он сохранил свою архитектуру. Небольшое стройное ампирное здание возведено хозяйкой имения Е.А. Арсеньевой в память о дочери. Церковь строилась с 1819 по 1820 г. С 1826 по 1840 г. она выполняла функции приходской. Здесь ребенком бывал Лермонтов. А 31 декабря 1836 г. в церкви служили благодарственный молебен в честь приезда поэта в Тарханы. Действующей церковь была до 1925 года.

Сейчас она вновь освящена, в ней размещена экспозиция "Но чувство есть у нас святое...". При разработке и создании экспозиции использовались исторические документы, фотографии. В церкви находятся мемориальные иконы из тарханских церквей (конца XVIII - начала XIX вв.). Предметы церковной утвари со всеми элементами церковного убранства воссоздают образ храма лермонтовского времени. По сохранившимся документам, описи церковного имущества и фотографии иконостаса 1923 года, восстановлен первоначальный интерьер церкви: дубовый, с позолоченными элементами иконостас, иконы (в большинстве местные, тарханские), часть из них - мемориальные.

Особый интерес представляют книги. Произведение русской церковной литературы "Четьи-Минеи" на сентябрь 1754 года, метрические книги. В рукописной книге церкви Николая Чудотворца весной 1815 года среди прихожан впервые упомянут Лермонтов в возрасте «полугоду», а в 1821 г. семилетний Лермонтов несколько раз записан восприемником (крестным отцом) в семьях крепостных бабушки. В книге за 1845 год сохранилась запись о смерти бабушки поэта Е.А. Арсеньевой.

ДОМ КЛЮЧНИКА И ЛЮДСКАЯ ИЗБА

В непосредственной близости от барского дома расположены две усадебные постройки, в которых жили дворовые крестьяне: дом ключника и конторщика, а также людская изба. Здания восстановлены на фундаментах лермонтовского времени, в них размещена единая экспозиция "Русский народ, этот сторукий исполин...". Ее материалы: домашняя утварь, повседневная и праздничная крестьянская одежда, орудия труда, домотканые вышитые полотенца, ткацкие станы, изобразительные материалы лермонтовского времени рассказывают о повседневном крестьянском быте и народных праздниках.
В экспозиции представлены документы XVIII - XIX веков, гравюры и литографии, изображающие сцены крестьянской жизни, материалы археологических раскопок. Они рассказывают об истории заселения и освоения земель, вошедших в состав имения Е.А. Арсеньевой, о его экономической культуре.

Крестьянский быт Тархан дал богатый материал для М.Ю. Лермонтова. Его произведениям, истоки которых поэт черпал в повседневной жизни села, посвящена литературная часть экспозиции в людской избе. Роман "Вадим", стихотворения "Родина" и "Бородино", поэма "Песня про царя Ивана Васильевича..." - произведения, которые, по словам В.Г. Белинского, свидетельствуют о кровном родстве их автора с народом: "Поэт... подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи".

Жизнь крестьян была хорошо знакома поэту с детства. Он играл с крестьянскими детьми, бывал в селе у "мамушки" - так Лермонтов называл свою кормилицу тарханскую крестьянку Лукерью Шубенину. Поэт посещал народные праздники, которые в Тарханах "встречались с большими приготовлениями, по старинному обычаю". Он хорошо знал и высоко ценил народное творчество, особую роль отводил песне: "Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях".
Народных песен в Тарханах Лермонтов слышал много. Как вспоминал С.А. Раевский, Святками ряженые приходили каждый вечер в барские покои, пели и плясали, потешая маленького барина. "На Троицу и Семик ходили в лес со всею дворней, и Михаил Юрьевич впереди всех. Поварам работы было страсть - на всех закуску готовили, всем угощение было", рассказывали тарханские "старушки" первому научному биографу поэта П.А. Висковатову. На поляне ставили березку, украшали ее лентами, цветами, водили хороводы, пели песни.
Исследователь тарханской поры поэта С.А. Андреев-Кривич отмечает: "Достаточно в современном селе Лермонтово послушать старинные песни, особенно когда они излагаются "сказкой", а не поются "на голос", чтобы понять, откуда лермонтовский "калашниковский" язык и стих: прямо от народа, от хранимого из веков национального стиха".

Сценический мир бессмертных произведений поэта проиллюстрирован экспонируемыми в людской избе предметами быта, декоративно-прикладного искусства, изобразительными материалами с использованием современных технических средств визуализации. Это костюмы времен царствования Ивана Грозного, орудия восставших крестьян Пугачевского бунта, оружие и офицерские мундиры образца 1812 года, портреты героев войны с Наполеоном, русских государей Екатерины II и Александра I, издания произведений, иллюстрации к ним русских и советских художников.

ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА

Архитектурный комплекс заповедника в центре села сложился исторически при бабушке поэта, Е.А. Арсеньевой. Три мемориальных здания XIX века: церковь Михаила Архистратига, часовня и сторожка - обнесены кирпичной оградой, которая восстановлена в 1967 г., реконструирована в 2004 г.
Строительство церкви Михаила Архистратига началось в 1826 году. М.Ю. Лермонтов видел эту церковь еще недостроенной, когда зимою 1836 года проводил в Тарханах свой первый офицерский отпуск. Строительство церкви было завершено в 1839 году, а освящение состоялось в 1840 г.
Как культовое здание церковь функционировала до 1930-х годов, а после закрытия использовалась сначала как складское помещение, затем ее приспособили под сельский клуб и библиотеку.
В 1947 году по просьбе верующих церковь была открыта для богослужений, но ненадолго. В 1963 году здание церкви и сторожка перешли в собственность музея, и в 1980-х годах была проведена серьезная реставрация памятника. С 1992 года сельская церковь была вновь открыта для прихожан.

Вероятно, в церкви Михаила Архистратига 21 апреля 1842 года на двое суток был установлен доставленный из Пятигорска гроб с телом М.Ю. Лермонтова для последнего прощания. 23 апреля 1842 года состоялось погребение. Сбылись слова шестнадцатилетнего поэта:
Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшися с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.

ЧАСОВНЯ
Над могилой поэта был воздвигнут памятник из черного мрамора, на нем золотыми буквами высечено: "Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814-1841". Слева от него памятник матери поэта, со сломанным якорем на кресте. На памятнике надпись: "Под камнем сим лежит тело М.М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой. Скончавшейся 1817 года февраля 24 дня в субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев и 7 дней".
Справа - памятник деду, М.В. Арсеньеву.
После перезахоронения внука над дорогими ей могилами Е.А. Арсеньева выстроила часовню. Здесь же, в фамильной усыпальнице, она и сама была захоронена через четыре года после гибели внука.
В 1974 году вблизи часовни захоронили отца поэта, Юрия Петровича Лермонтова, останки которого были перевезены из Липецкой области.

В часовне сохранились старые иконы, которые находились здесь еще при жизни Е.А. Арсеньевой.
У входа в часовню растет могучий дуб. В 1859 году слуга Лермонтова А.И. Соколов рассказывал: "Старая барыня, как только похоронили Михаила Юрьевича, тотчас же приказали вырыть в лесу и посадить вблизи часовни несколько молодых дубков, из которых принялся только один... " Записавший это свидетельство И.Н. Захарьин-Якунин заметил: "Осуществилось отчасти и заветное желание поэта, выраженное им в своем вдохновенном стихотворении-молитве "Выхожу один я на дорогу..."

Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Лермонтовские чтения

АПАЛИХА
От юго-западной границы Тархан начинается дорога в Апалиху, имение М.А. Шан-Гирей, племянницы Е.А. Арсеньевой. М.Ю. Лермонтов часто бывал в Апалихе в 1826-1828, 1836 годах. Со всеми членами семьи Шан-Гиреев у Лермонтова складывались теплые дружеские отношения. Первые из дошедших до нас писем поэта адресованы в Апалиху "милой тетиньке" Марии Акимовне.

Благодаря апалихинским родственникам до нас дошли рукописи Лермонтова, среди которых "Панорама Москвы", драма "Люди и страсти", поэмы "Черкесы" и "Боярин Орша", а также учебники, тетради, записи лекций, рисунки и картины поэта, платки матери и бабушки, "Маскарадная книга", в которую М.Ю. Лермонтов вписывал посвящения своим московским знакомым.

Сегодня Апалиха - роскошный парк, который привлекает посетителей своей таинственностью и поэтичностью, шумом вековых деревьев и тишиной степной речушки, покрытой кувшинками. Здесь невольно приходят на память стихи поэта, в которых ощущается прикосновение к тайнам природы, по-новому прочитываются баллады "Тростник", "Русалка"...

В 2007 г. большие капиталовложения освоены в парке усадьбы «Апалиха»: восстановлен фруктовый сад, граничный вал и канава, проведена ландшафтная рубка, лечение мемориальных деревьев.

ПАСЕКА
В 1993 г. была восстановлена пасека примерно на том же месте, где она когда-то находилась у Е.А. Арсеньевой (юго-восточная часть усадьбы). С севера пасека граничит с Дальним садом и дичками, на западе — с небольшим прудом и «Зеленым театром», на юге — с балкой реки Марарайки, на востоке — с фруктовым садом.

В настоящее время численность пасеки составляет 55 пчелосемей серой горной кавказской породы. Пчелы заселены в ульи разных конструкций: многокорпусные, Дадана-Бладта, ульи системы КУМ. Валовый сбор меда в среднем на одну пчелосемью составляет примерно 52,5 кг. Для благоприятной зимовки на пасеке в 1994 году построен зимовник.

Усадьба живет по традициям XIX в.: пасека дает мед (от 55 улей в среднем в год 1200 кг. меда, сады дают урожай яблок, вишни, сливы, малины; пруды зарыблены; на бахче выращиваются все виды овощей (чеснок, капуста, лук, огурцы, помидоры и др.). С 2006 г. организован небольшой лекарственный огород, на котором культивируется более 10 видов лекарственных растений и специй: мята, мелиса, лаванда, ревень, шалфей, анис, чабер, валериана и др.

Тарханский мед можно приобрести в Центре приема посетилей музея-заповедника.

МЕЛЬНИЦА И ДОМ МЕЛЬНИКА

В северной части усадьбы, на большой поляне при въезде в музей-заповедник "Тарханы", возвышается ветряная мельница, рядом с ней находится дом мельника. Усадебный ветряк производил муку для потребностей господ и дворовых крестьян, существование свое прекратил в последней четверти XIX века. Восстановленная в 2007 году, мельница в Тарханах представляет собой действующий, функционально живой памятник деревянного зодчества и сельского быта прошлого; возраст ее - более 100 лет.

Во все времена работа мельника уважалась и почиталась, сельский мельник был, как правило, человеком состоятельным. По роду занятий его дом служил постоялым двором и харчевней для приезжающих на мельницу крестьян. Экспозиция мельницы и дома мельника "Крестьянский мир Тархан" раскрывает экономический уклад жизни села, быт зажиточного крестьянина-мельника, реконструирует обычаи, трудовую этику и эстетику предков.
Ветряные мельницы в Тарханах ставились за околицей, на выгоне, на возвышенном месте, открытом для свободного потока воздуха. В разное время их количество, по рассказам старожилов, было разным: две, три, пять и более. К 1935 году осталась одна высотой 17 метров. Ее воздвигли во второй половине XIX века, а сломали в 1960-х. Одним из последних мельников был правнук кормилицы М.Ю. Лермонтова Лукерьи Шубениной Степан Иванович Чичанин (по-уличному Кормилицын). С его уходом в 1950-х жернова приводились в движение уже дизельным двигателем.

На территории барской усадьбы тоже стояла ветряная мельница. Существует легенда, будто однажды мельник-богатырь Анисим Медведев один, без посторонней помощи, втащил наверх мельницы скатанный канат весом в двадцать пудов, и хозяйка имения Е.А. Арсеньева наградила его пятью выходными днями. На месте, где стояла эта мельница, современница М.Ю. Лермонтова, в 2007 году и была поставлена ветряная, до этого служившая жителям села Дубенки в Мордовии в течение ста десяти лет. Первые ее жернова износились, а из существующих один сохраняет клеймо: "1918". Мельница шатрового типа, распространенного в средней полосе России. По производительности и способу обмолота является двухпоставной. Представляет собой двухъярусную срубовую постройку, соединенную внутри деревянными лестницами. Основной объем - "восьмерик" - диаметром у основания 6,7 м, сужающийся кверху, срубленный "в лапу" из бревен хвойных пород диаметром 280 - 300 мм. С двух сторон к основному объему примыкают два одноэтажных пристроя амбарного типа. Высота сооружения - 14,3 м без флюгеля, с крыльями - 19,4 м. Общий строительный объем - 96 куб.м.

Экспозиция строится на демонстрации интерьера и рассказе-комментарии об истории ветряных мельниц вообще, их устройстве, функциях и, далее, на объяснении назначения узлов и деталей механизма данной мельницы. При наличии ветра, достаточного для вращения главного вала, производится помол муки. Эта «живая экспозиция» представляет собой включение экскурсантов в рабочий процесс на мельнице.

Небольшим, но существенным дополнением к экспонированию механизма мельницы, ее интерьера, являются ручные жернова на деревянной подставке с регулирующимся зазором между «лежаком» и «бегунком». Экскурсанты могут воочию убедиться, насколько сила ветра производительнее и эффективнее, чем мускульные усилия человека. Каждому желающему можно попробовать сделать несколько оборотов на ручной мельнице.

К другим деталям, дополняющим экспозиционный интерьер мельницы, относятся весы «коромыслового» типа (вторая половина XIX - начало XX вв.), расположенные над ларем. Они дают представление о способах взвешивания зерна и муки в начале XIX в. Интерьер рабочего крыла мельницы дополняется тремя скамьями и двумя полавочниками на восточной стене, где в настоящее время из экспонатов находятся бутыль стеклянная (четверть); корзина и глиняный горшок.

САДОВО-ПАРКОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ

В 1794 году молодые супруги Михаил Васильевич и Елизавета Алексеевна Арсеньевы — дед и бабка М.Ю. Лермонтова — купили имение в Чембарском уезде и начали обустраивать усадьбу. Эстетической стороной обустройства занимался Михаил Васильевич.

Новая усадьба была разделена на две части: парадную (c домом и парком) и хозяйственную (с подсобными постройками).
От барского дома открывались три основные видовые перспективы. Западная представляла широкую панораму Большого пруда и села с церковью. Южная открывала взору широкую липовую аллею через Круглый сад в Дубовую рощу. На восток просматривалась аллея Дальнего сада. На западной стороне усадьбы не было никаких построек, а сразу за домом начинался «роскошный сад, расположенный на полугоре» и парк.

В 1969-1971 гг. Московское предприятие «Леспроект» (автор В.А. Агальцов) подготовило проект реставрации зеленых насаждений в музее, после осуществления которого восстановлены главные особенности усадьбы: парк стал «открытым», светлым, он состоит теперь, как в лермонтовское время, из декоративных кустарников и нескольких аллей, обсаженных соснами, липами, ветлами. Живописная группа деревьев между домом ключника и церковью Марии Египетской и старый вяз у барского дома украшают парк. Восстановлены фруктовые сады, цветники, дерновая скамья, элементы парковой архитектуры (беседки, мостики …), Дубовая роща, пасека.

Пруды в Тарханах образованы путем устройства плотин в русле речки Марарайки в оврагах. В воспоминаниях А.П. Шан-Гирея, жившего в Тарханах в 1825 году и позже часто их навещавшего, упомянут “большой пруд перед домом”.
Уровень Большого пруда не всегда был одинаков. При восстановлении плотины (ее часто сносило) никто не стремился точно соблюдать прежний уровень. Плотина могла быть и ниже, и выше прежней, отчего пруд мог уменьшаться, отступать от барской усадьбы, и, наоборот, увеличиваться, подступая к ней.

На литографии по рисунку Рудкевича (1842 г.) четко обозначена береговая полоса, которая тянется между прудом и парком; эта же береговая полоса видна на фотографии В. Чудинова (1937 г.). Протока речки Марарайки и колодцы, которые обслуживали питьевой водой усадьбу, были затоплены водой, когда в 1938 г., а потом и в 1950 г., подняли плотину Большого пруда. А.П. Шан-Гирей упоминает один пруд, но на усадьбе был и другой пруд, Барский или Верхний, который находился в овраге возле входа в усадьбу. Основной подпиткой Барского пруда были талые и грунтовые воды, а также родник, который находился в восточной части пруда. Е.Ф. Сорокина (1873-1962) рассказывала, что в той части пруда нельзя было купаться: не подпускала ледяная вода, поступавшая постоянно снизу. Старожилы отмечали, что Барский пруд отличался чистотой и свежестью воды, и жители села пили ее еще в 1930-е. Дно пруда илистое и только в одном месте, рядом с амбаром, песчаное. Вероятно, здесь могла быть купальня. Барский пруд в настоящее время занимает площадь гораздо большую, чем раньше. Старожилы рассказывали, что отрог в северную, левую от плотины, сторону был меньше в два раза. В овраге за домом ключника расположен Средний пруд. По-видимому, восстановил его в 1882 году П.Н. Журавлев, управлявший в то время имением.
Все три пруда соединены между собой естественным водостоком и представляют собой каскад, что отразилось в вариантах названий: Верхний, Средний, Нижний.
Восточнее Барского пруда на территории усадьбы расположен пруд-садок, предназначенный для разведения малька.
В центре улицы Овсянка находится Кормилицын пруд, названный так потому, что на его берегу была усадьба семьи Л.А. Шубениной, кормилицы М.Ю. Лермонтова.
Небольшой прудок - Ильинский - находится на улице Ильинка.

РОЩА "ДВЕНАДЦАТЬ ДУБКОВ"

Роща “Двенадцать дубков”, находится в 16 км от Тархан, в окрестностях г. Чембар (ныне г. Белинский). Это живописное место знаменито величественными экземплярами старых дубов. Существует легенда, будто четырнадцатилетний М.Ю. Лермонтов написал здесь свою раннюю поэму “Черкесы” (1828). Опирается легенда на запись, сделанную рукою поэта на оборотной стороне копии автографа поэмы. Эта запись в литературе о М.Ю. Лермонтове долгое время воспроизводилась неверно: “В Чембаре за дубом”. На самом деле Михаил Юрьевич написал так: “Въ Чембаръ за дубомъ”. Как видим, добавление буквы “е” совершенно не оправдано. Оно ведет к искажению смысла лермонтовской записи, фактический смысл которой пока не установлен. Легенда бытовала в Чембаре еще в XIX в., ее включил в свои записки о Лермонтове П.К. Шугаев, но при публикации их в “Живописном обозрении” в 1898 году издатель легенду снял. В рукописи она выглядит так: “200-летняя дубовая роща, которая видна от бывшей школы, где учился В.Г. Белинский, ныне поредевшая, ...сохранилась и поныне. Здесь “в Чембаре за дубом” - М.Ю. Лермонтов 14-летним мальчиком написал поэму “Черкесы” в 1828. Отсюда открывается прекрасный вид на Чембар и долину рек Большого и Малого Чембара. Здесь было место, которое любил Михаил Юрьевич во время приездов в Чембар”.
В 1930-х роща была объявлена местными властями Лермонтовским заповедником. На камне, установленном посреди рощи на поляне, укрепили плиту с надписью: