Обслуживание        09.04.2019   

Устройство узла карниза скатной кровли. Подшивка свесов крыши - доступные варианты и способы

1.
2.
3.
4.
5.

Свес кровли – это конструкция, выступающая за пределы стен дома. Другое название этого конструктивного элемента – коробочка. Основная цель кровельного свеса – защита стен от атмосферных осадков.

Отметим, что необходимо защитить и фронтальную часть стен здания. Особенно это актуально, если дом деревянный. В таких случаях нужно заранее определиться, . Стандартная величина свеса кровли – 500 миллиметров в длину. Кровельный край при этом содержит доску карнизного типа.

Нижнюю часть кровельных свесов следует обшить. Самый распространенный подшивочный материал – шпунтованная доска. Стоит сказать, что существует отличие конструкции скатного свеса от сооружения фронтального свеса.

Кровельные свесы и их классификация

В строительстве, на протяжении многих веков, формировались различные варианты свесов.


Основные варианты свесов:

  • Неподшитые свесы – идеальный вариант для вальмовых крыш, а также двускатных и односкатных по типу конструкций.
  • Подшитые свесы – подходят для вальмовых крыш, также применяются на двускатных кровлях.
  • Коробчатые свесы – используют на односкатных, двускатных и вальмовых крышах.
  • Укороченные свесы кровли – используются на всех основных типах конструкций.

Свесы и их виды

Совет: Свес должен выглядеть так, чтобы он являлся продолжением крыши. В соответствии с особенностями климата региона, выбирается тип свеса и общая конструкция кровли.



Обшивка свесов: материалы и монтаж

  • Самый распространенный материал для обшивки свесов – доска. Предпочтение отдается хвойным породам дерева, например, ели, лиственнице или сосне.

Следует учитывать влажность подбираемого материала. Если она слишком большая – то материал может подвергнуться деформациям. Это приведет к ухудшению состояния внешнего вида свеса. Не стоит забывать и о толщине деревянной обшивки. По стандарту она должны составлять 17 миллиметров, при этом крайний порог – 22 миллиметра. Каждую доску следует подбирать индивидуально.


Процесс крепления дощатой обшивки осуществляется с двух сторон. Исключение – доски, длиной более 6 метров. Здесь шаг крепления составляет 1 метр длины обшивочного материала. Перед установкой, обработайте каждую используемую доску водонепроницаемым раствором. Для этой цели рекомендуется использовать специальную краску или лак для дерева. Деревянную подшивку свесов кровли нужно обрабатывать как можно чаще – раз в несколько лет. Только тогда свес карниза кровли может прослужить на протяжении долгого периода времени.


Еще один важный фактор – система вентиляции свеса. При этом нет разницы, какой тип конструкции используется. Выпускные отверстия должны быть примерного диаметра от 1/600 до 1/400 в зависимости от площади вентилирования.

Если рассчитать все верно – то воздух будет проникать в вентиляционные отверстия, а выходить через кровельное отверстие конька. Как правило, впускные отверстия прикрываются защитной сеткой. Это необходимо для того, чтобы в чердачное помещение не смогли проникнуть мелкие птицы или насекомые.


Кроме досок, обшивку свесов можно производить из таких строительных материалов, как:

  • Оцинкованные листы из стали. Толщина стали – от 0,6–0,8 миллиметров. Наряду с обычной листовой сталью, используются и металлические листы с перфорацией. Высота волны – не более 20 миллиметров. Чтобы осуществить обрезку стали до необходимых размеров, требуется специальное оборудование. Подогнав листы по размеру, их обрезанные кромки необходимо покрыть слоем краски. Эта процедура необходима для предотвращения коррозии.
  • Листы из алюминия, покрытые защитным слоем. Толщина листа – 6 миллиметров, ширина – 10–30 сантиметров. Алюминиевая обшивка закрепляется с помощью специальных защелок.

Кроме указанных материалов, производители предлагают ассортимент других материалов и элементов. Они позволяют повысить функциональные и эстетические свойства свесов.

Свес кровли из профлиста: его укрепление и защита


Для того чтобы водосток не закупоривался, устанавливают нагревательные элементы на крыше перед свесом и в водосточной системе. При этом снег, который налип на крышу, быстро тает и испаряется через сливную канализацию. Таким образом, нагрузка на свес крыши значительно снижается.

Вентиляционные отверстия под кровельными свесами

Обустроив , вы избежите порчи несущего стропильного каркаса. Также это позволит устранить неприятный микроклимат в чердачном помещении.

Вентиляционные отверстия располагаются на карнизном свесе крыши. Они бывают двух видов:

  • Самый простой вариант отверстий – небольшой зазор между пошивкой карниза и несущей стеной сооружения.
  • Следующий вид – использование специальных пластиковых вентиляционных решеток, которые различаются по размерам. Именно так выполняется подшивка карниза крыши также должна иметь отверстия для вентиляции. Ни в коем случае не закупоривайте доступ свежему воздуху.

    Если ваш чердак имеет большие габариты, то рекомендуется установить вспомогательное вентиляционное оборудование. Оно обеспечит более качественную вентиляцию помещения.


    Вот и все. Еще раз отметим, что свес кровли по нормам не только повысит благоприятный внешний вид вашего дома, но и обеспечит защиту крыши и стен от атмосферных осадков в виде дождя снега, града или ветра.

    Рекомендуем ознакомиться с фото- и видеоматериалами. Они помогут в правильном подборе свес крыши размер и проведении всех монтажных работ. Если вам не под силу обустроить свес кровли, то обратитесь к профессионалам. При этом предварительно рассчитайте свой бюджет.

Если вас интересует подшивка карнизов крыши, варианты, которые мы намерены вам предложить, могут пригодиться. Это заключительный этап строительства любой крыши, уже после того, как кровля была полностью обшита. К сожалению, на данном этапе многими людьми совершаются ошибки, которые приводят к техническим нарушениям крыши и ведут к неправильному водостоку дождя и снежных масс. Итак, чем подшить карниз?

Основные моменты данного процесса

Обшивка свеса крыши карнизами выполняет несколько различных функций. В первую очередь это защита фасада от повреждения при выпадении осадков и стекании их с крыши. Еще карниз должен правильно обеспечивать вентиляцию крыши, дабы не началось гниение стропильной системы. Но качественные свесы должны выполнять еще одну функцию - придавать зданию законченный и аккуратный вид, который невозможен без качественного карниза.

Данная работа, конечно же, не может охватить все существующие типы карнизов и используемых для их изготовления материалов, поэтому мы остановимся на нескольких основных вариантах, чтобы вы знали, чем и как сделать подшивку крыши. В частности, это будут такие популярные в частных домах материалы, как профнастил, деревянная вагонка и софит. Они отвечают всем техническим требованиям, которые необходимы, чтобы подшивка крыши прошла успешно. В то же время цена делает эти материалы доступными широкому кругу граждан. Именно поэтому мы и решили на них остановиться.

Поэтапная схема работ

Первое, на чем мы остановимся подробно - это правильное устройство карниза кровли, которое будет разобрано по основным элементам. В таком деле, как подшивка свесов крыши именно элементам, о которых далее будет идти речь, следует уделить основное внимание, если вы не хотите, чтобы уже через год или даже несколько месяцев потребовалось проведение срочного ремонта.

Так что же такое этот карнизный свес и зачем вообще нужна подшивка свесов крыши для частного дома? Под карнизом понимается часть стропил, которая выступает за пределы фасада дома. Это часть крыши, которая свешена наружу, отсюда и такое название.

Карнизный свес бывает двух основных типов: простые и с выносом. Мы рекомендуем использовать первый, так как он не такой сложный в устройстве, а еще не создаст проблем в будущем. При сильном ветре в нем не возникает гула и других звуков, чем часто грешит вариант с выносом.

Первый основной элемент, на котором мы остановимся - это узел свеса крыши. Мы не будем приводить тут подробный чертеж, вы легко найдете его в Интернете. Но укажем основные его части, без которых вам нельзя обойтись. В первую очередь, это, конечно же, водосток. Для чего он служит, в общем-то, понятно - в дождь и при таянии снега по его желобу будет стекать вода. Так она не будет размывать стены дома. Желательно, чтобы желоб был выведен в сторону от дома, чтобы постоянный поток воды не размывал вам постепенно фундамент. Поэтому мы не рекомендуем строить так, как это иногда делают частные домовладельцы, у которых водосток спускается вплотную к стене дома. Обдумать это вам стоит еще на этапе строительства крыши и устройства фасада дома.

Другой важной частью узла является специальный защитный лист металла, который должен закрывать лобовую доску за и под водостоком. Как бы не был идеален последний, часть воды все равно будет попадать на стену отдельными каплями и брызгами. Данный металлический фартук поможет защитить дерево от гниения.

Карнизный свес крыши может иметь различные виды, а именно фронтальный и боковой. Давайте остановимся на них подробнее, потому что без изучения этого вопроса правильно свес крыши не сделаешь. Далее вы можете ознакомиться с тем, какими преимуществами и недостатками обладает каждый из вариантов.

Как понятно из названия, фронтальный свес необходим для того, чтобы обеспечить достаточную защиту дома. От такого свеса крыши зависит еще и то, насколько привлекательно будет смотреться ваш дом снаружи, поэтому будьте с ним внимательнее. Такой карниз представляет собой два края скатов крыши. Поэтому если у вас кровля вальмового типа, еще именуемого четырехскатным, он будет отсутствовать.

Обыкновенный свес фронтального карниза устроен достаточно просто. Несущие перекладины выводятся наружу и закрепляются на стропилах. Но еще есть и другие варианты. Например, многие в целях экономии и простоты устройства делают карниз из обрешетки, уложенной поверх пароизоляции, прямо под кровельный материал. На этой обрешетке уже крепится сама карнизная доска, к которой в свою очередь и будет пришит выбранный кровельный материал. Такой вариант устройства тоже вполне допустим, если вам он кажется по каким-то причинам удобнее и проще. Но помните, что досками обрешетки должно служить хорошее дерево.

А вот боковой свес можно увидеть на любом типе наклонной крыши. Как же он создается? Его основа - стропила, которые выходят за стены дома. Каждый раз расстояние, на которое они будут выведены, нужно рассчитывать индивидуально при строительстве, исходя из того, какой высоты у вас дома, а еще какую ширину имеет отмостка. Но обычно это примерно от 50 до 70 сантиметров, редко больше и почти никогда меньше.

Итак, теперь, когда вы знаете, как правильно сделать карниз для фасада и боковых сторон дома, время перейти к еще одному важному вопросу - созданию необходимого вентилирования через карнизы для кровли. Без этого долго ваша крыша не продержится, начнется гниение в стропилах, появится плесень в утеплителе и еще много других неприятных последствий. Поднимающийся изнутри дома теплый воздух должен свободно выходить наружу, иначе начнет образовываться конденсат.

Поэтому при устройстве карниза ни в коем случае не используйте герметики, а еще монтажную пену. Они наглухо перекрывают движение воздуха, тем самым создавая внутри неправильную и вредную для материалов атмосферу.

Но вам еще следует знать, что фронтальные свесы необходимо делать полностью закрытыми, а вентилируемыми только боковые свесы. Это связано с особенностями циркуляции воздуха.
А теперь давайте разберемся в особенностях всех вариантов материала для обшивки карниза, чтобы вы знали, чем можно подшить свесы вашего дома. Выше мы уже перечислили варианты, которые можно встретить на данный момент в продаже. При выборе мы рекомендуем ориентироваться не только и не столько на внешнюю привлекательность, сколько на гарантированный срок службы, потому что каким бы красивым не был материал, вам едва ли захочется менять его слишком часто.

Первым материалом, на который вам стоит обратить свое внимание, является профнастил. Что он из себя представляет? Это специальная оцинкованная сталь, которая может иметь различного цвета полимерное покрытие. Профнастил обладает отличными техническими характеристиками, устойчив к механическим повреждениям, а еще резким изменениям температуры окружающей среды. Что еще важно, профнастил отлично справляется даже с самым сильным ветром. Но для того, чтобы была нормальная вентиляция, сделайте зазор между профнастилом и домом, который должен быть примерно равен высоте волны его листа. Обшивка таким металлопрофилем карниза достаточна популярна благодаря его высокой прочности.

Все более популярным с годами становится другой материал, подшив карниза которым имеет много преимуществ. Это софиты. По своему устройству они представляют собой обычные панели из пластика. Но эти панели имеют уже сделанные при изготовлении вентиляционные отверстия, благодаря чему обеспечивается отличная циркуляция воздуха. Что еще важно, софиты отлично защищены от воздействия солнечного света, в том числе ультрафиолетовых лучей, благодаря чему отлично подойдут для устройства карниза дома, расположенного на хорошо освещенной территории. Именно поэтому все больше людей решает подшить карниз крыши именно софитом.

Обшивание карниза деревянной вагонкой - это классический вариант. Он подкупает тем, что это природный материал, который отлично сочетается с деревянными домами и создает красивый органичный вид. Но нужно правильно выбирать дерево. Оно не должно быть слишком тонким, минимально допустимая ширина - около двух сантиметров. Ведь вагонка будет должна обеспечить надежную защиту свесов кровли от атмосферных воздействий и потому должна быть прочной и надежной.

Хорошим деревом будет такое, которое обладает средней влажностью - тогда оно дольше прослужит.

Теперь вы знаете, как подшить карниз крыши и каким материалом, а еще почему так важно создать правильную вентиляцию. Хотя подшивка карнизов - дело не такое простое, как кажется на первый взгляд, оно вполне по силам одному человеку. Вы вполне сможете сделать все своими руками, если подойдете к делу ответственно и серьезно, заранее просчитав все необходимое.

Когда завершены главные этапы монтажа перекрытия, можно приступать к не столь масштабным, но очень важным работам. Одна из них – подшивка карниза кровли. Целью данного этапа строительных работ является создание окончательного внешнего вида как крыши, так и дома в целом.

Одновременно с обшивкой свесов карнизов выполняют и установку водостоков, а также системы вентиляции подкровельного пространства.

Кровельный свес

Кровля выполняет несколько функций, главной из которых, несомненно, является защита здания от неблагоприятного воздействия ветров и влаги. От осадков надо сохранять не только внутреннюю часть дома, но и его стены.

Для того чтобы дождь не мог разрушить верхнюю часть стен, а ветер не проникал внутрь, крышу создают с выступающим над стенами выносом. При проявлении фантазии свесы вносят своеобразную изюминку в дизайн здания, делают его намного привлекательнее.

Свесы планируют и рассчитывают одновременно с проектированием самой кровли. С одной стороны, они увеличивают количество нагрузки на стены, а с другой – становятся ее составной частью и продолжением.

При подборе как формы, так и внешнего вида свесов обращают внимание на несколько обстоятельств:

  • особенности климатических условий региона;
  • геометрическая форма кровли и угол ее наклона;
  • размер отмостки фундамента;
  • материалы крыши и подшивки для ее свесов.

Применение определенных материалов для кровли диктует выбор конкретного вида подшивки, и это вносит некоторые изменения в вес всей конструкции и в расчет крепления.

Кровля может иметь два типа свесов:

  • фронтонный;
  • карнизный.

Фронтонный свес – это края кровли, которые выступают за границу фасадной стороны постройки.

Он может быть как балконным навесом, так и расположенным над входом или окном изолированным козырьком или небольшим свесом – это зависит от величины проектируемого выступа.

Карнизный свес устраивают по боковым сторонам здания на скатной кровле. На нем закрепляются устройства для водооттока. При этом нередко стропила не выходят за границы стен, а присоединяются к мауэрлату.

Очень большое значение имеет система оттока воды, поскольку при попадании под деревянный брус влага наносит непоправимый вред.

Варианты конструкций водостока со слезниками или капельниками, с применением специальных желобов или пленки защищают кровлю от попадания дождевой воды или влаги, образующейся при таянии сосулек. Окна для вентиляции предохраняют деревянные части от гниения и плесени.

Свесы могут отсутствовать только на оснащенных парапетами плоских кровлях.

Особенности конструкции подшивки кровли

Работы по подшивке свесов начинаются после окончания установки стропил, когда по границе покрытия крыши надо делать настил обрешетки.

До того как подшивать свесы, концы стропил следует отпилить четко по ровной линии. При этом необходимо следить, чтобы данная линия была параллельна примыкающей стене здания.

Обычно подшивку карниза выполняют досками. Чтобы добиться эстетически привлекательного вида, для различных отрезков стены надо использовать одинаковые по ширине доски. Концы стропил обрезают вертикально. Торцевая часть зашивается с подшивкой аналогично.

Завершив работы по отпиливанию по одной линии стропил, необходимо сверху прибить первую доку обрешетки. Она станет своеобразным ориентиром для следующих этапов работ.

Наружные стены можно утеплять только тогда, когда завершены работы по подшивке свесов кровли. При нарушении данной последовательности работ во время работы с карнизом утепление может быть повреждено.

Материалы для обшивки

Для подшивки карниза используют множество разнообразных материалов. Все они обладают различными свойствами и внешним видом, но при этом непременно должны соответствовать конкретным требованиям:

  • надежно защищать карнизную часть крыши от мороза и влаги;
  • обеспечить утепление;
  • защищать от осадков;
  • давать возможность проветривания подкровельного пространства.

Помимо перечисленных качеств, необходимо, чтобы материал сохранял все свойства по возможности более длительный промежуток времени.

Профнастил – это покрытая слоем полимерного материала оцинкованная сталь. На сегодняшний день рынок переполнен полимерными материалами разной цветовой гаммы.

Материал этот довольно жесткий и устойчивый по отношению к механическим воздействиям, ветровой и другой нагрузкам, резким колебаниям температурного режима.

Проветривание подшивки из профнастила осуществляется через зазор, равный по размеру высоте волны. Можно также самостоятельно изготовить панели, при этом следует руководствоваться их шириной.

Это значительно сократит количество потраченного на монтаж времени и стоимость подшивки.

Софиты представляют собой особые конструкции, созданные для облегчения работ по подшивке карнизов. Они состоят из планки и готового каркаса.

Эти пластиковые панели применяются для подшивки свесов наиболее часто. Внешне софит похож на сайдинг. Отличие состоит в наличии в софитах более толстого слоя пластика и особой перфорации, целью которой является возможность циркуляции воздуха под крышей.

Очевидным преимуществом софитов является наличие в данном материале специальных веществ – УФ-стабилизаторов, благодаря которым они надежно защищены от неблагоприятного воздействия солнечных лучей.

Софиты изготавливаются в соответствии со вкусом заказчика из таких материалов, как медь, алюминий, оцинкованная сталь с полимерным покрытием, поливинилхлорид (или пластик ПВХ).

Каждый вид софитов обладает особыми преимуществами.

Софиты из меди внешне очень привлекательны. С течением времени они становятся еще более презентабельными в результате естественной патины.

Медные софиты огнестойки, обладают высоким уровнем прочности. Кроме того, они не нуждаются в уходе и имеют длительный срок эксплуатации.

Минусом данного материала является относительная дороговизна, поскольку медные софиты изготавливаются из стали с применением особой технологии нанесения слоя меди – патинирования, покрытия оксидной пленкой, лужения оловом.

Алюминиевые софиты очень легки, эластичны, огнестойки, при температурных колебаниях сохраняют форму, после длительного нахождения на солнце не теряют насыщенности коричневого цвета, их легко ремонтировать. Выпускаются только в коричневом и белом варианте.

Оцинкованные софиты обладают высоким уровнем влаго- и огнестойкости, не нуждаются в обслуживании и обработке, не меняют форму под воздействием высокой температуры, очень прочны, прекрасно выносят изменения температуры, не теряют цвет (имеет расцветку под дерево). Минусом этого вида софитов является значительный вес.

Виниловые софиты недороги, очень легки и удобны, обладают высокой устойчивостью к коррозии. Однако они непрактичны, поскольку расширяются при нагревании, пожароопасны, не очень прочны, к тому же при нагревании выделяют токсичные вещества. Выпускаются в разной цветовой гамме.

Все софиты очень удобны и легки в монтаже. Собрать из них подшивку по силу даже новичкам. Однако некоторые моменты работы требуют совета профессионалов: когда необходимо подогнать нужный размер, подобрать сложную конфигурацию или выложить замысловатый угол.

Панели софитов нарезают по длине свеса кровли, а устанавливают их перпендикулярно стене, а не вдоль нее.

Обычная вагонка из дерева используется на улице, в результате чего подвержена влиянию экстремальных климатических условий. Поэтому к выбору древесины надо отнестись очень ответственно.

При покупке вагонки надо обращать внимание на толщину: не следует приобретать слишком тонкий материал.

Еще один существенный момент – влажность. Древесина должна быть средней влажности: очень сухой или мокрый материал не подходит.

Оптимальным выбором является вагонка, хранившаяся не менее месяца на открытом воздухе, влажность которой равна влажности внешней среды.

Обрезные и строганные доски толщиной 1,5-2 см дают возможность равномерной и качественной вентиляции воздуха по всему подкровельному пространству.

При набивании этого материала следует сохранять зазор размером от 1 до 1,5 см.

Важный момент: при применении деревянной подшивки надо самостоятельно позаботиться о системе вентиляции, в то время как софиты выпускаются перфорированными, притом в разной степени – частичной, полной или по центру.

Устройство подшивки и ее особенности, каркас для подшивки

Различают два типа подшивки свесов.

В первом варианте прошивку выполняют прямо по стропилам. Выбор данного варианта целесообразен при наличии не очень крутого уклона или когда необходимо увеличить высоту здания.

Для данного способа подшивки нужно, чтобы нижняя часть всех стропил располагалась в одной плоскости. При нахождении стропил в разных плоскостях выравнивание осуществляется при помощи дополнительных досок.

Они набиваются на стропила внахлест. После этого устанавливаются первая и последняя планки, между которыми натягивают нити, которые в дальнейшем служат уровнем.

Затем монтируются все остальные планки необходимого материала. При двустороннем схождении кровельных скатов установка стропильных досок производится с обеих сторон. Обычно длина свесов составляет 600 мм.

Второй способ является более популярным. Все используемые стропила обрезают по горизонтали и вертикали. В нижней части стропил закрепляется доска, а к стене прикрепляется брус.

Располагается он на 1 см выше лобовой доски для того, чтобы обеспечить возможность схода влаги.

Когда ширина свеса больше 450 мм, появляется необходимость установления дополнительной доски по середине. При схождении скатов кровли в одном месте доска прибивается от угла дома до угла кровли.

В обоих случаях короб кровельного свеса устанавливается одним и тем же способом: вдоль стены по фронтону доска набивается на обрешетку, потом от нее отделяют расстояние, которое соответствует ширине свеса, после чего доска прибивается параллельно стене фронтона.

Установка подшивки из профнастила

Кровельные свесы подшивают профнастилом следующим способом. Материал прикручивается к каркасу по линии карниза (параллельно стене) при помощи шурупов.

В точках стыка профнастила и стены устанавливается лобовая планка и внутренний уголок. Планку прикручивают к лобовой доске, а внутренний уголок – к профнастилу.

Закрепление наружного уголка производится по внешним стыкам материала. Профнастил по фронтону устанавливается вдоль стен, по внешней кромке свеса.

Затем закрепляются торцевая планка и уголки. Для удобства проведения монтажа и обеспечения вентиляции ширина листа профнастила должна быть на 2 см меньше ширины свеса.

Чтобы установить софит к основе, используется J-образная планка. Она закрепляется вдоль карниза и стены при помощи шурупов.

Между планками располагаются листы софита. Они нарезаются по длине, которая равна расстоянию между планками в форме буквы J минус 6 мм (предназначено для термического расширения).

В таком случае при размере свеса более 900 мм следует вычитать по 6 мм с двух сторон. Лобовая доска должна быть закрыта лобовой планкой.

Итак

  • Функцией кровельных свесов является защита от воздействия неблагоприятных факторов и придание дому более привлекательного вида.
  • Выбор подшивки зависит от климатических условий и кровельного материала.
  • Свесы бывают фронтонными и карнизными.
  • До начала работ по подшивке свесов стропила необходимо подпилить.
  • Для подшивки используют многие материалы, но наиболее удачным выбором являются софиты.
  • Свесы подшиваются двумя способами.
  • При установке подшивки из профнастила необходимо соблюдать определенную последовательность действий.

Видео инструкция по монтажу софитов:

  • Возведение крыши предполагает проведение ряда масштабных работ, которые достаточно ответственны и требуют кропотливого подхода. К их числу можно отнести, к примеру, устройство стропильной системы или кровельного пирога. Однако установка крыши на этом не завершается, так как следом приходит черед столь же важных, но более мелких мероприятий.

    Чтобы полноценно защитить кровлю, стены и пограничное с фундаментом пространство, нужно разобраться, что это такое карниз крыши здания и для каких целей он служит.

    Для чего нужен карниз крыши дома

    В архитектуре карнизы для дома (фото ниже) определяются как элементы кровельной конструкции, которые выступают за плоскость фронтальных стен и защищают их таким образом от воздействия атмосферных осадков. Свес карниза не дает проникнуть влаге и холоду в подкровельное пространство при сильном ветре.

    Однако защитная не единственная функция, которую выполняет кровельный карниз. Под ним удачно скрываются малопривлекательные элементы несущей конструкции, а эстетичная обшивка придает крыше привлекательность.

    Этот элемент обеспечивает дополнительную вентиляцию. Устройство принудительного воздухообмена на свесах кровли полностью безопасно, поскольку через данный воздуховод не может проникнуть ни грязь, ни влага. Существует несколько вариантов устройства вентиляции. Самый простой из них – зазор между стеной и свесом. Можно также установить решетки в профили обшивки или перфорированный материал при использовании софитов. Вентиляция через наружные карнизы помогает справиться с конденсатом, скапливающимся на верхних уровнях строений, к примеру, в банях или двухэтажных домах.

    Карнизы зданий фактически продолжают крышу, поэтому помимо защиты кровли от разрушительного воздействия влаги. Устройство этой конструкции придает ей необходимую жесткость.

    Карнизный свес кровли, как видно на фото, дополнительно поддерживает водосток, причем это касается как внутренней, так и наружной системы.

    Конструкция

    Под карнизом кровли фактически поминают часть стропильных ног, выступающую за границы фасада здания. Иначе говоря, это свешенный наружу участок крыши.

    В идеале его длина должна равняться 0,5–0,6 м. Если кровельная конструкция не позволяет обеспечить такую ширину свеса крыши, то прибегают к принудительному удлинению стропил, используя для этого кобылки.

    Устройство карнизов и свесов возможно в двух основных вариантах:

    • простые;
    • с выносом.

    Фронтальные и боковые карнизы: преимущества и недостатки

    По месту расположения свесы делят на фронтальные и боковые. Устройство карниза крыши для каждого вида имеет определенные отличия.

    • Фронтальный. Он необходим для защиты фасадной части дома. Свес образуется боковыми краями наклонных кровельных скатов, поэтому на вальмовой крыше, имеющей четыре ската, таковой отсутствует.

    Свес можно выполнить совместно со стропилами. Чтобы внешние стропила имели основу, необходимо вынести за стены несущие элементы, скажем, опорный коньковый брус и горизонтальные перекладины. Желательно, чтобы сечения горизонтальных брусков и стропил совпадали. Затем с торцов закрепляют карнизную доску.

    Полученная конструкция будет достаточно надежной, чтобы обеспечить значительный вынос свеса (а он может в этом случае достигать 1 м) даже для кровель с тяжелым покрытием типа натурального шифера или керамической черепицы.

    Еще один вариант устройства свеса на выпуске обрешетки. При этом стропила не выводятся за фронтонные стены. Этот вариант устройства больше подходит для покрытий из металлочерепицы, ондулина, битумной черепицы или других легких кровельных материалов. Фронтальный свес не должен быть слишком большим, чтобы избежать возможных прогибов. Обычно ширина карниза в этом варианте не более полуметра.

    • Боковой. Свес оформляют за счет стропил, выступающих за стены дома. Его глубина составляет порядка 0,5–0,7 м и рассчитывается индивидуально для каждого конкретного здания в зависимости от таких параметров дома, как его высота и ширина отмостки, а также климатических особенностей местности.

    Ширина карнизного свеса крыши может быть и больше, но никак не меньше. Устройство свеса кровли, меньшего по размеру, стандартное, принесет хозяевам массу неудобств. Если не обеспечить ветрозащиту стены на должном уровне, то она намокнет от косых дождевых струй.

    Эффективность функционирования кровли во многом обусловлена качеством обустройства карниза.

    Виды по форме

    • Укороченные. Это идеальное решение практически для всех типов крыш, включая нестандартные: шале, мансардные и другие.
    • Коробочные. Устройство карниза крыши возможно на одно- или двухскатной, а также на вальмовой конструкции. Необходима внутренняя обшивка рубероидом и теплоизоляционным материалом.
    • Подшитые. Это одно из возможных вариантов устройства для двухскатных и вальмовых крыш. Это доски, которыми обшивают выступающие стропила. Эти свесы можно подшивать как по вертикали, так и по горизонтали. Чаще всего их устанавливают на фронтон.
    • Неподшитые. Они представляют собой продолжение скатов, поэтому составляют единое целое с кровельной поверхностью. Применимы для скатных и вальмовых крыш. Конструкцию не нужно дополнительно облицовывать.

    Устройство

    Основные типы устройства

    • Заподлицо. Концы стропильных ног не выходят за пределы несущих стен. Принудительное удлинение выполняют за счет сливной доски, закрепленной горизонтально к краю стропильных брусьев. На ней в дальнейшем будут установлены водосточные желоба. Для деревянного дома длина свеса должна превышать 55 см, для кирпичного – он может быть чуть короче.
    • Такая конструкция имеет существенный недостаток, поскольку не позволяет полноценно защитить верхние участки стен от разрушения под воздействием влаги и низкой температуры.
    • Закрытого типа. Подходит для стропил, на выступающей части которых с внутренней стороны имеются специальные пазы. Они нужны для фиксации элементов обшивки. Такой свес нужно обеспечить вентиляцией, особенно если на крыше обустроен теплый чердак.
    • Открытый. Самый востребованный вариант в частном строительстве. Длина свеса варьируется в промежутке 50–60 см. При их устройстве желоба водостока проходят по его верхней кромке.
    • Фронтонный. Здесь в принципе нет ограничений, все зависит от дизайнерской мысли. Единственное обязательное требование – обшить незащищенную поверхность карнизного свеса.

    Это, как правило, заключительный элемент в строительстве. Именно по этой причине нужно сначала позаботиться о наружном утеплении стен. В противном случае часть стены, оставшаяся под коробом, останется неутепленной, и она может промерзать.

    Способ крепления зависит от материала стен.

    • Карниз деревянного дома крепят на специально врезанные кронштейны. Доски для конструкции обрабатывают антипиренами и средствами биозащиты. Первую доску выбирают примерно на 30–50 мм шире остальных. Фактически она выступает в качестве капельника, который препятствует попаданию воды на нижнюю поверхность обшивки.

    Можно просто обшить концы балок. Если стропила по длине не превышают пределы стен, их следует нарастить кусками досок.

    • При оформлении кирпичного здания создают профили, выполненные из штукатурки. Слой ее достаточно тонкий – не более 50 мм, поэтому раствор наносят на заранее подготовленную конструкцию. Это может быть:

Для защиты здания от разрушений нужно обеспечить ему должную изоляцию от агрессивных внешних факторов. Карниз крыши необходим для того, что оградить кровлю и стены частного дома от воздействия влаги, пара и снега.

Конструкция

Подшивка карнизов крыши может производиться профнастилом, вагонкой, металлопрофилем, деревянной доской, пластиком и сайдингом. Цвет и фактура подбирается по личным предпочтениям.

Это процедура облицовки, необходимая для получения плотной и утепленной крыши с определенным уровнем жесткости. Благодаря тому, что карниз является продолжением крыши, он обеспечивает не только определенную защиту этой конструкции от разрушения под воздействием влаги, но придает всей кровле нужной жесткости.

Зачем нужен карниз для двускатной и односкатной крыши:


Существуют разные варианты карнизов крыши. Они классифицируются по месту расположения и форме. По месту установки они делятся на фасадные и фронтонные. Фасадные располагаются на фасаде дома. Они являются лицевой стороной кровли, и от их часто зависит общая атмосфера и фундаментальность здания.

Фронтонные призваны защищать боковые (торцевые) участки дома и кровли от промокания. Они всегда превышают размер фасадных из-за того, что именно эти участки кровли нуждаются в особой защите от атмосферных осадков.


По форме бывают такие виды:

  1. Укороченные. Они являются универсальными, т. к. походят под абсолютно любые виды зданий. Кроме того, их можно использовать для неправильных, нестандартных кровель: шале, мансарда;
  2. Коробочные. Подходят для двухскатной и односкатной кровли, а также для вальмовой поверхности. Обшиваются изнутри рубероидом и утеплителем;
  3. Наподшитые. Являются продолжением скатов, поэтому представляют собой одно целое с поверхностью крыши. Они не нуждаются в дополнительной облицовке, за счет этого не всегда могут обеспечить должную защиту от воздействия атмосферных осадков;
  4. Подшитые. Также могут использоваться для вальмовых крыш. Наиболее часто устанавливаются на фронтон. Они представляют собой доски, которыми облицовываются выступающие стропильные балки. Они могут подшиваться как вертикально по отношению к стене, так и горизонтально.

Установка

Пошаговая инструкция, как сделать монтаж деревянного карниза скатной крыши своими руками:

  1. Первым делом нужно рассчитать ширину отвеса. Конечно, существуют стандартные параметры, но лучше всего производить расчеты индивидуально для конкретного региона и дома;
  2. Изначально оборудуется каркас для выбранного вида свеса. Для этого потребуется удлинить имеющиеся выступы стропильной системы или сделать дополнительные ребра жесткости. Если длин стропил недостаточно, то нужно прибить доски параллельно к системе. Ниже представлена схема каркаса;

  3. Края балок должны располагаться на одном уровне относительно друг друга. Для этого к концу свесов крепится веревка или уровень, по которому они подрезаются и выравниваются;
  4. Подшивка осуществляется только под прямым углом относительно дома. Перпендикулярность также дополнительно измеряется при помощи уровня. Узел перехода между фронтонным и фасадным карнизом укрепляется при помощи гвоздей или саморезов. Общий чертеж выглядит так;

  5. После этого все стропильные балки объединяются между собой при помощи досок. Нужно отметить, что если каркас крыши выполнен из металлических балок, то для соединения выступов нужно использовать профиль;
  6. Далее, обустройство карниза включает в себя утепление, гидроизоляцию и обшивку. Для обеспечения паро- и гидроизоляции карниза, как и конька, используется плотная ленка, которая настилается с нахлестом не менее 5 см. Примыкание изоляции к стене здания является обязательным условием – это поможет защитить кровлю от протекания;
  7. Обрешетка обязательно утепляется. Для этого можно использовать пеноизоляцию или геотекстиль. Специалистами рекомендуется делать устройство карниза общим с крышей. Такая технология обеспечивает долговечность и высокое качество получаемого свеса. Кроме того, это дополнительная защита здания от промерзания;

  8. После установки основного пирога остается только обшить свес крыши. Это не только важный конструктивный элемент, но и декоративный. Для того чтобы зашить карниз под скатную или плоскую крышу можно использовать виниловые панели, остатки металлочерепицы. Если применяется деревянная обшивка, то сечение резной доски должно быть не меньше 20 мм. Сейчас большой популярностью пользуется обшивка при помощи софитов. Это современное покрытие, которое является устойчивым относительно огня, воздействия солнечных лучей. Еще большой популярностью пользуется декорация карнизов при помощи наличников.

  9. От стены рекомендуется установить планку, которая предотвратит протекание системы. На этом оформление карнизов может считаться оконченным. Ремонт этой части кровли понадобится каждые 5 лет. В большинстве случае, поврежденные части конструкции просто подшиваются или заменяются металлом. Рекомендуется использовать материалы, устойчивые к воздействию воды и перепадам температур.

После на опоры карниза производится крепление водостоков для крыши. После строительство завершается установкой доборных элементов – обогрева, снегосборников.

Видео: пример монтажа карниза крыши GAMRAT.

Изготовление досок можно провести самостоятельно, либо купить готовые комплекты для обшивки. Расценки на готовые комплекты зависят от используемых материалов. Можно выбрать дешевые пластиковые панели, цена которых не превышает 5 долларов за 1 квадратный метр, или дорогие софиты для карниза крыши, стоимость которых от 10 у. е. Эти покрытия можно найти в строительных магазинах любого города (Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и т. д.).