Для вентиляции        24.03.2019   

Проект. Необходимые условия для развития растений. Что необходимо растениям для жизни

Жизнь растений тесно связана с условиями окружающей среды . Для нормального их роста и развития необходимы питательные вещества, вода, воздух, тепло, свет . Эти факторы всегда действуют на растение комплексно и находятся в определенном сочетании. При отсутствии одного из них растение погибает, так как заменить, например, воду увеличением количества питательных веществ невозможно.

При выращивании цветочно-декоративных культур садовод должен создать наиболее благоприятные для развития растений условия, когда все факторы сочетаются оптимально . Следует помнить, что для растений вреден не только недостаток воды, тепла, питательных веществ, света, но и их избыток. Так, переувлажнение почвы может привести к загниванию корней, ослаблению роста и замедленному цветению, избыток в почве азота вызывает усиленный рост растений, они становятся более восприимчивыми к болезням.

В декоративном садоводстве используются растения почти всех частей света. Разнообразие происхождения цветочных культур определяет различные требования к условиям их выращивания: то, что способствует росту и развитию одних, часто плохо действует на другие. Например, астры, гвоздики быстро растут и обильно цветут при прямом солнечном свете , а ландыш и незабудки лучше развиваются при выращивании их в тени или полутени . Ботаники подразделяют такие растения на светолюбивые и теневыносливые.

Не одинакова потребность отдельных культур и в воде : она зависит от вида корневой системы , строения листа и т. д.. Растения с хорошо развитой корневой системой могут использовать влагу из более глубоких слоёв почвы, поэтому они часто выживают в тех условиях, в которых растения со слаборазвитой корневой системой погибают от недостатка воды. Виды с мелкими листьями меньше нуждаются в воде (так как мало ее испаряют), чем растения с крупной, широкой листовой пластинкой. Поэтому при поливе необходим индивидуальный подход к каждой культуре .
Деление растений на теплолюбивые и холодостойкие тоже не случайно. Наиболее требовательны к теплу так называемые красивоцветущие виды - георгины, канны, пеларгония и т. д.; менее теплолюбивы бальзамин, табак душистый, пиния; астра, левкой, флокс, гвоздика могут переносить даже небольшие заморозки - они относятся к холодостойким культурам.

Важную роль в жизни растений играет их питание . Все необходимые элементы питания , как вы знаете, растения получают в основном из почвы . Именно поэтому так требовательны к ней садоводы. Почва должна быть структурной, содержать все необходимые элементы питания в определенном количестве и легко усвояемой для растений форме, быть достаточно увлажненной и теплой.



Почвы, необходимые для различных цветочно-декоративных культур, не одинаковы . Например, анютины глазки лучше растут на легкой богатой перегноем почве ; луковичные хорошо размещать на питательных супесчаных и суглинистых почвах ; гвоздику, ирис нужно выращивать на более тяжелых, но богатых питательными веществами почвах . Большинство культурных растений лучше растет на слабокислых или нейтральных почвах , но некоторым культурам, например астре, гелиотропу и т. п., больше подходят почвы, богатые известью .

Приходится менять почвы и по мере развития растений. Сеять семена цветочных растений лучше в легкую почву с примесью песка: она хорошо проницаема для воды и воздуха. Вначале сеянцы растут за счет питательных веществ семени, но в дальнейшем им нужна почва, богатая элементами питания.
Растения хорошо растут и развиваются, когда в почве есть все необходимые элементы питания : калий, кальций, фосфор, азот, железо, магний и другие. Каждый элемент участвует в жизненно важных для растений процессах.

Растения не могут развиваться без микроэлементов - элементов питания, которые необходимы им в небольших количествах. Это бор, медь, цинк, молибден и т. д.
В разные периоды потребность цветочных культур в элементах питания не одинакова : например, во время роста растению более нужен азот, при цветении и плодоношении - фосфор и калий.
Поэтому при выращивании растений нужно хорошо знать и уметь создавать необходимые для каждой культуры условия .

Условия внешней среды играют решающую роль в жизни растений. Основные из них — тепло, свет, воздух, вода, питание. По требовательности к теплу овощные культуры делятся на морозостойкие (зимостойкие), холодостойкие и теплолюбивые. К морозостойким (зимостойким) относятся многолетние овощные растения: щавель, ревень, спаржа, хрен, эстрагон, любисток, все виды лука, и др. Эти культуры зимуют в почве под снегом, и их не надо специально укрывать на зиму.

Холодостойкими являются все виды капусты, морковь, свекла, редис, редька, репа, зеленные и бобовые культуры, чеснок яровой. Семена этих культур прорастают при температуре ниже 10°С. Всходы этих культур не погибают при небольших заморозках. Если же всходы подвергаются длительному воздействию пониженных температур (от 0 до 2°С), то многие растения (свекла, сельдерей, редис и др.) преждевременно выбрасывают цветочную стрелку и дают низкий урожай.

К теплолюбивым культурам принадлежат огурец, кабачок, томат, патиссон, тыква, физалис. Семена этих культур прорастают при температуре 13 —14°С. Растения не переносят не только заморозков, но и длительного похолодания, особенно в дождливую погоду. Теплолюбивые овощные культуры выращивают или в теплице, или в открытом грунте с помощью рассады. Для повышения устойчивости теплолюбивых растений к пониженной температуре и повышения их жизнеспособности нужно проводить закаливание набухших семян и рассады. Набухшие семена выдерживают в течение двух- трех суток при температуре ниже 0°С, а затем высевают.

Закаливание рассады проводят в теплице, при появлении всходов температуру в ней снижают на несколько дней до б —8°С, а затем в дневное время повышают, но на ночь обязательно снижают. Это необходимо для усиления роста корней и предупреждения вытягивания растений.

Отношение к свету. Большинство овощных культур светолюбивы. Особенно требовательны к освещению огурец, патиссон, тыква, кабачок, томат, бобовые культуры. Менее требовательны — капуста, корнеплоды и зеленные овощи. К теневыносливым культурам относятся лук, выращиваемый на перо, лук-порей, щавель, ревень, спаржа.

Овощные культуры неодинаковы и по отношению к продолжительности освещения. Южным растениям (томат, огурец, патиссон, кабачок, тыква) для быстрого цветения и плодоношения требуется длина светового дня менее 12 час. Это растения короткого дня. Северным же растениям (корнеплоды, капуста, лук репчатый, ) для развития требуется световой день более 12 час. Это растения длинного дня.

В условиях Нечерноземной зоны, чтобы получить высокий урожай хорошего качества таких культур, как салат, шпинат, укроп, редис, их нужно выращивать в условиях короткого дня, то есть высевать или как можно раньше весной, или в конце лета. Особенно требовательны к освещению растения при выращивании рассады. При недостатке света и повышенной температуре рассада вытягивается, становится бледной, у нее плохо развивается и корневая система.

Требование к влаге. Овощные культуры требовательны к влаге. Это объясняется высоким содержанием ее в сырых овощах (от 65 до 97%), а также большой испаряющей поверхностью листьев. Наиболее требовательны к влаге скороспелые зеленные культуры, салат, шпинат, редис, огурец, капуста, репа, редька. У них слаборазвитая, поверхностная корневая система и большая облиственность.

Менее требовательны к влаге морковь, петрушка. У этих культур хорошо развита корневая система, и они экономно расходуют влагу на испарение.

У свеклы тоже хорошо развита корневая система, но она более требовательна к влаге, чем морковь и петрушка, так как расходует много влаги на испарение.

Томат имеет мощную корневую систему и значительно меньше, чем капуста, расходует влаги на испарение, поэтому он и менее требователен к ней.

Наиболее устойчивы к недостатку влаги в почве фасоль и арбуз. Потребность овощных растений во влаге в различные периоды роста и развития неодинакова. Особенно высока потребность в воде в периоды прорастания семян, высадки рассады, прорастания листьев у лука, во время налива кочана у капусты и плодов у огурца и томата. Горох, фасоль, бобы нуждаются в воде в первый период роста, а корнеплоды во время налива. При недостатке влаги во время роста корнеплоды растрескиваются, поэтому их нужно поливать в период вегетации регулярно.

Все теплолюбивые растения следует поливать теплой водой, нагретой на солнце B4 —25°С). Полив лучше проводить вечером или утром.

При недостатке влаги для полива применяют так называемый сухой полив — частое рыхление почвы в междурядьях . При рыхлении разрушается почвенная корка и образуются капилляры, по которым вода поступает из нижних слоев почвы в верхние. Избыток влаги в почве так же нежелателен, как и недостаток ее. При избытке влаги все поры в почве заполнены ею, поэтому ухудшается дыхание корней, а растения из-за недостатка кислорода погибают. При повышенной влажности хуже развивается корневая система растений, в результате уменьшается количество поступающих из почвы питательных веществ, снижается урожай. Кроме того, ухудшается развитие в почве полезных микроорганизмов. Чтобы уменьшить избыток влаги, на участках делают отводные канавки, борозды. После отвода воды почву, как только она подсохнет, рыхлят.

Из воздуха растения получают необходимый им углекислый газ , который является источником углеродного питания. В воздухе его содержится очень мало — всего лишь 0,03%. Повышение содержания углекислого газа в приземном слое воздуха происходит за счет разложения органического вещества почвы микроорганизмами. Чем больше в почве содержится органического вещества, тем больше выделяется из нее углекислого газа, тем лучше углеродное питание растений. При увеличении количества углекислого газа, поглощаемого растениями, улучшается их рост и развитие, ускоряется плодоношение, увеличивается урожай. С улучшением углеродного питания у растений повышается устойчивость к болезням и вредителям. Для увеличения содержания углекислого газа в теплице нужно расставить сосуды с раствором коровяка или птичьего помета. В открытом грунте увеличить содержание углекислого газа в приземном слое можно за счет внесения в почву повышенных доз органических удобрений, использования жидких подкормок из разведенного коровяка, навозной жижи, птичьего помета. Применение кулис из высокостебельных растений, защищающих овощные культуры от ветра, способствует сохранению углекислого газа в приземном слое.

Почвенное питание . Для нормального роста и развития овощных растений требуются различные питательные элементы. Основные из них — азот, фосфор, калий, сера, магний, кальций, железо — растения потребляют в больших количествах. Эти элементы называются макроэлементами. Элементы, необходимые растениям в небольших количествах, называются микроэлементами, к ним относятся: бор, марганец, медь, молибден, цинк, кобальт, натрий. Макро- и микроэлементы поступают в растения из почвы. Особенно велика у растений потребность в азоте, так как он входит в состав белка и является основой всех жизненных процессов. При недостатке азота листья становятся бледно-зелеными, затем желтеют, растение замедляет рост. При избытке азота листья приобретают темно-зеленую окраску, буйно растут, но цветение и плодоношение задерживаются.

Фосфор входит в состав сложных белков и участвует в построении клеток растения . При его присутствии повышается усвоение и других элементов питания: азота, калия, магния. Фосфор ускоряет образование органов плодоношения, улучшает качество продукции, повышая содержание сахара, витаминов и других сухих веществ. При недостатке фосфора листья сначала приобретают тусклый темно-зеленый цвет, который в дальнейшем переходит в фиолетовый, а с нижней стороны листа вдоль прожилок — в пурпурно-красный. При засыхании листья чернеют. Кроме того, при недостатке этого элемента замедляется рост растений, задерживается созревание плодов. Недостаток фосфора только в течение нескольких дней после появления всходов неблагоприятно сказывается на всем развитии растений и приводит к снижению урожая. Следует учитывать, что в холодную погоду растения слабо усваивают фосфор, в это время необходимо подкормить их фосфорными удобрениями.

Овощные культуры выносят из почвы много калия . Это объясняется тем, что калий легко поглощается почвой и лучше усваивается из нее растениями, что способствует накоплению углеводов, которыми так богаты овощи. Калий повышает устойчивость растений к болезням и их холодостойкость. При недостатке калия по краям листьев овощных растений появляется бледно-желтая кайма, которая в последующем становится ярко-желтой. При остром недостатке калия листья вырастают неправильной формы, в середине их появляются бурые пятна, кайма на листьях из ярко-желтой становится буро-коричневой, ткань листа рассыпается. У свеклы и огурцов листья приобретают куполообразную форму, на огурцах образуются в основном мужские цветки, плоды принимают грушевидную форму. Магний играет большую роль во многих жизненных процессах растений. Он участвует в построении тканей, а также вместе с фосфором во всех обменных процессах, происходящих в растении. Характерным признаком недостатка магния является пестрота листьев. Ткань между прожилками листа сначала обесцвечивается, затем желтеет, но не сплошь, а пятнами. У томата на листьях появляются коричневые пятна между зелеными жилками, у огурца буреют края листьев.

Важное значение в питании растений имеют микроэлементы . При недостатке бора у овощных растений часто отмирает точка роста, на корнях бобовых не образуются клубеньки, в которых накапливается азот, цветки не оплодотворяются и опадают, черешки листьев становятся ломкими, у цветной капусты буреют головки, появляются пустоты в кочерыге, у свеклы загнивает сердечко, листья у огурцов принимают вогнутую форму.

Если не хватает марганца, листья у овощных культур становятся ломкими, на них появляются мелкие светло-желтые пятна. При недостатке меди кончики молодых листьев овощных культур белеют и края их становятся желтовато-серыми. Дефицит цинка сказывается в появлении бронзового оттенка в окраске листьев, способствует развитию хлороза. При недостатке любого микроэлемента понижается устойчивость растений к бактериальным и грибным заболеваниям. Нормальный рост и развитие овощных культур зависят от реакции почвенного раствора, то есть кислотности. При рН 3 — 4 почва считается сильнокислой; 4 —5 — кислой, 5 —б — слабокислой, 6 — 7 — нейтральной, 7 —8 — щелочной, 8 —9 — сильнощелочной.
Овощные культуры, такие, как кочанная капуста, лук, столовая свекла, сельдерей, шпинат, перец, пастернак, не выносят повышенной кислотности, им нужна нейтральная или слабощелочная реакция почвенного раствора. Для них оптимальна рН 6,8 — 7. При слабокислой и близкой к нейтральной реакции хорошо растут огурец, дыня, лук-порей, цветная капуста, салат, брюква. С кислой средой мирятся петрушка, морковь, горох, репа, редька, редис, тыква, кабачок.

Повышенную кислотность переносят томат, щавель, картофель, ревень. Кислотность почвы на участке бывает различной, поэтому ее надо ежегодно проверять. Для этого огородники могут приобрести в магазинах прибор Алямовского, правила пользования которым есть в инструкции.

Узнать кислотность можно по сорнякам, растущим на огороде. На кислой почве растут конский щавель, полевой хвощ, мокрица (звездчатка), пикульник, подорожник, иван-да-марья, осока. На слабокислой и нейтральной — вьюнок полевой, мать-и-мачеха, пырей ползучий, ромашка непахучая, бодяк огородный.

Огородники могут определить кислотность и при помощи лакмусовой (индикаторной) бумаги, которую продают в магазинах «Хим-реактивы». Для этого на участке в нескольких местах берут на всю глубину пахотного слоя почвенные пробы. Каждую пробу хорошо перемешивают на пленке, затем от смеси отделяют небольшую часть, увлажняют водой (дистиллированной или дождевой) и прикладывают к ней лакмусовую бумагу. Если она окрасилась в красный цвет, значит, почва сильнокислая, в розовый — среднекислая, в желтый — слабокислая, в зеленовато-голубой — близка к нейтральной и в синий — нейтральная.

Вредную для овощных культур избыточную кислотность устраняют известкованием. Известь обогащает почву кальцием, улучшает свойства почвы, стимулирует развитие полезных микроорганизмов. В результате значительно возрастают урожаи всех овощных культур. При осенней обработке почвы известь вносят при перекопке гряд из расчета 100 — 400 г на 1 м в зависимости от кислотности. Необходимо учитывать, что при известковании почвы подвижность соединений бора, марганца, кобальта понижается, а молибдена повышается. Известь можно заменить мелом, доломитовой мукой, мергелем, золой. Известь вносят только очень мелкого помола, поэтому все известковые удобрения просеивают.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №91»

Проект

Необходимые условия для развития растения из семени

Выполнила: Антипина Полина,

ученица 6 «Б» класса

Руководитель: Деменева Г.В., учитель биологии

Новокузнецк, 2017

Содержание

1.Ведение…………………………………………………………………………3

2.Общая характеристика бобовых растений…………………………………..3

3.Биологические особенности………………………………………………….4

4.Практическая часть…………………………………………………………...4

5.Результаты опыта……………………………………………………………..4

6.Вывод…………………………………………………………………………5

7.Литература……………………………………………………………………5

Введение

Прорастание семян – это очень увлекательный и удивительный процесс. Наблюдать за развитием растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастит полноценное растение.

Нас заинтересовал вопрос: «Какие условия необходимы для прорастания семян?». Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили литературу по данному вопросу. Оказывается, для прорастания семян, необходимы следующие условия: вода, тепло, воздух, солнечный свет и питательные вещества. Мы решили проверить это проведением опытов.

Цель: рассмотрение влияния внешних фактор ов на проращивание семян бобов

Задачи: 1. Изучить литературу по вопросу проращивания семян растений.

2. Провести опыты по проращиванию семян бобов.

3. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Методы проекта : теоретические методы - изучение литературы;

эксперимент – опыт

Проблема : установить, что для прорастания семени необходимы воздух, свет, тепло и влага.

Общая характеристика бобовых растений

Бобы - термин, как правило, обозначающий плоды либо семена любой зернобобовой культуры, а также растений семейства Бобовые (Fabaceae) в целом.

Боб как плод

В ботанике словом «боб» обозначается растений семейства бобовых. Он состоит из двух длинныхтонких створок, соединённых краями. Внутри плода содержится небольшое количество семян, расположенных в одну линию. Семена крепятся к брюшному шву коротенькими . Форма плодаобычно вытянутая прямая или изогнутая, но у некоторых растений боб свёрнут спиралью. Созревший бобобычно высыхает и раскрывается, из него высыпаются семена. Однако, у многих растений боб падает на землю не раскрытым.

Боб как семя

В быту словом « боб » обозначается растений семейства бобовых . Оно имеет округлую , но несферическую форму . Наиболее частая встречается изогнутая овальная форма . Семя покрыто тонкойкожицей . Содержит очень большое количество , довольно много растительного масла . Многие семена применяются в пищу .

Биологические особенности

Прорастание семя - это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

Главные условия для прорастания и развития семя – это вода, воздух, тепло и солнечный свет.

Попадание воды в семя очень важно. После попадания воды семя набухает, питательные вещества растворяются в воде и зародыш уже может их использовать для начала своего роста и развития.

Ещё очень важен воздух, а точнее находящийся в нем кислород. Ведь зародыш семени, как и все живые организмы, дышит. Даже сухие семена дышат, хотя и очень слабо. Поэтому семена нельзя хранить в ёмкостях, не пропускающих воздух, например, в полиэтиленовых пакетах.

Температура также играет немаловажную роль в прорастании семян. Если температура окажется слишком низкой, семя замёрзнет и погибнет. А если температура окажется слишком высокой, то семя засохнет и также погибнет от недостатка влаги.

При посеве бобов важна глубина, на которую сажается семя. Так как боб довольно не маленькое семя, то его требуется сажать на 4-5 см.

Для чего нужен свет растениям

Только на свету в растениях происходит процесс фотосинтеза: из углекислого газа и воды образуются органические вещества, и выделяется кислород. Процесс фотосинтеза называют воздушным питанием растений. Если света растениям не хватает, растения вырастают слабыми и бледными.

Для чего нужно тепло растениям

Тепло – необходимое условие жизни. Растениям для нормальной жизни требуется определенное количество тепла в окружающей среде – в почве и воздухе. Каждый вид произрастает там, где для него складываются благоприятные температурные условия. Для одного и того же растения в разные периоды жизни необходимо разное количество тепла.

Для чего нужна вода растениям

Клетки растений содержат 85-90% воды. Только растворенные в воде минеральные и органические вещества могут передвигаться по растению и участвовать в процессах обмена веществ.

Практическая часть.

Я провела опыт над семенами бобов.

Опыт 1.Проращивание в благоприятных условиях

3 боба и поместила их в благоприятные условия для прорастания:

это воздух, вода, свет и тепло.

Опыт 2. Проращивание в недостатке кислорода, на свету и в тепле

2 боба и поместила их в большое количество воды, тем самым вызвав недостаток воздуха, но имея свет и тепло.

Опыт 3. Проращивание в недостатке кислорода, света и тепла

2 боба я поместила их в ёмкость с водой, но недостатком воздуха, тепла и света.

Результаты опыта

Вывод:

    для прорастания семени необходимы воздух, тепло и умеренная влажность.

    растение должно получать хороший доступ света для правильного развития.

    вода влияет на рост и развитие растений. При умеренном поливе растение развивается быстро. А при недостаточном поливе – растения развиваются намного хуже или не развиваются вообще.

Данная работа помогла мне выработать такое качество, как терпение. Вырастить урожай любого растения – это огромный труд. А, когда надо вести наблюдение, сравнивать и анализировать - это увлекательный и познавательный труд. Мне было интересно. Я многое узнал и многому научился.

Заключение

В процессе изучения теоретической части по данной теме я узнала, что для полноценного роста семя нужно: свет, воздух, вода и подтвердила в практической части моей работы.

Литература.

    Учебник « Биология. 6 класс». В.В. Пасечник. Москва, «Дрофа» ,2015.

Растения - это наши зеленые друзья. Они совершенно заслуженно получили такое название, ведь для людей и животных флора и ее компоненты - это источник питания, материалы для бытовых нужд, лекарственные средства, главный регулировщик чистоты атмосферного воздуха и так далее.

На сегодняшний день известно свыше 350 тысяч различных видов растений. Все они имеют своеобразные морфологические и генетические особенности, радуют нас пышностью и многоцветьем, доставляют настоящее эстетическое удовольствие. При этом их жизненные формы могут быть разными, но всегда важными, уникальными и прекрасными. И на их существование непосредственное влияние оказывают условия, необходимые для жизни растений.

Жизненные формы растений

Данную классификацию можно привести с точки зрения разных наук: систематики и экологии. Нас интересует больше именно систематическая, так как она основана на внешних признаках растений. С данной позиции все царство флоры можно разделить на группы, которые сформировались эволюционно, и на которые повлияли условия жизни растений.

  1. Деревья - ярко выражен ствол, высота не менее двух метров.
  2. Кустарники - от 50 см до 2 м высотой, несколько стволов, отходящих от самой земли.
  3. Кустарнички - образованы от предыдущей формы, но размер до 50 см.
  4. Полукустарники - сформировались от форм кустарничков, однако верхние части множественных стволов отмершие.
  5. Травы - низкорослые растения, на зимний период замораживающие свои надземные побеги.
  6. Лианы - характеризуются ветвящимися и ползучими стеблями, снабженными крючочками, усиками и другими цепляющимися устройствами.
  7. Суккуленты - растения, способные запасать большое количество воды в стебле и листьях.

Какие условия необходимы для жизни растений каждой из перечисленных групп? Рассмотрим их подробнее.

Экологические факторы как условия жизни растений

К таковым относятся следующие.

1. Абиотические:

2. Биотические: все живые организмы, которые окружают данное растение (животные, микроорганизмы, грибы).

3. Антропогенные - влияние человека и его деятельности в разных отраслях быта и промышленности.

Какие условия необходимы для жизни растений больше всего? То есть которые из перечисленных факторов являются определяющими? На такой вопрос сложно ответить. Только их совокупное грамотное сочетание позволяет растениям чувствовать себя максимально комфортно, безопасно и быстро расти, развиваться и размножаться.

Влияние света

Самое главное отличие растительных организмов от всех остальных - это автотрофный способ питания. То есть способность преобразовывать энергию солнечных лучей в энергию химических связей, заключенную в образуемых органических соединениях. Весь этот сложнейший биохимический процесс, построенный из двух фаз, называется фотосинтезом. Продуктом таких преобразований становится крахмал как запасное питательное вещество растений и газ кислород - как источник жизни на нашей планете.

Становится очевидным, что без фотосинтеза не было бы и жизни. А без солнечного света не будет этого процесса. Значит, энергия естественного солнечного излучения и дополнительных источников освещения - условия, необходимые для роста и Роль этих факторов определяющая.

По отношению к свету можно выделить несколько групп организмов.

  1. Теневые растения. Такие представители не переносят прямых солнечных лучей, им достаточно очень рассеянного слабого освещения. Например, значительная часть лесных трав, укрытых под тенью деревьев - кислица, майник, прострел, камнеломка, хохлатка, подснежник, горянка, пролеска, плющ, орляк, чистотел и другие.
  2. Теневыносливые. Данные растения предпочитают умеренное освещение и достаточно терпимо относятся даже к длительным затемнениям. Однако солнечный свет все же любят и на короткие воздействия прямых солнечных лучей реагируют положительно. Это, к примеру, смородина, ландыш, черника, бузина, брусника, купена, манжетка и другие.
  3. Светолюбивые - растения, которые больше всех нуждаются в ярких прямых солнечных лучах. Только при таких условиях процесс фотосинтеза происходит у них максимально быстро и полно. Примеры: мать-и-мачеха, клевер, лаванда, бессмертник, мелисса, лотосы, кувшинки, злаковые, кактусы, большая часть деревьев и другие.

    Итак, что необходимо растениям для жизни в первую очередь? Солнечный свет, который является источником главного растительного процесса - фотосинтеза.

    Значение воды

    Двуокись водорода является самым важным веществом в жизни не только растений, но и всех живых существ на планете. Известно, что жизнь на Земле стала возможна благодаря наличию жидкой воды. Поэтому переоценить ее значение сложно. Универсальный растворитель, в котором протекают все биохимические реакции живого организма, она является неотъемлемой структурной частью, компонентом каждой клетки.

    Значение воды для жизни растений не менее важно, чем солнечного света. Ведь вода создает тургорное давление на клеточные стенки, именно в ней осуществляется транспорт всех соединений, она - среда для химических реакций. Одним словом, для растений вода - источник жизненных сил.

    Не все представители флоры одинаково относятся к воде и ее количеству. Так, можно выделить три основные по отношению к оксиду водорода.

    1. Ксерофиты - обитатели самых засушливых районов, которые сумели адаптироваться к недостатку влаги. Примеры: пустынные и полупустынные растения, обитатели морских побережий. Эшшольция, кактусы, пырей, песколюб, бриофиллум, и так далее.
    2. Мезофиты - обитатели мест с умеренным содержанием воды. Это растения луга, лесные обитатели. Нормально относятся к увлажненной почве, но не переносят излишнюю влагу или засуху. Тимофеевка, ромашка, васильки, кровохлебка, любка, сирень, лещина, клевер, медуница, золотарник, все листопадные деревья и кустарники.
    3. Гидрофиты . Такие растения лучше всего чувствуют себя, когда находятся частично в воде (пресной, соленой) или полностью в нее погружены. Примеры: водоросли, водные лютики, роголистники, кувшинки, поседонии, рдесты, альтемии, наяды и другие.

      Итак, какие условия необходимы для жизни растений? Вода входит в их перечень.

      Роль температуры

      Теплые дни для всех живых существ в радость. Однако среди растений есть и такие, которые низкие температуры выносят достаточно легко. Всех представителей флоры по отношению к данному фактору можно разделить на три группы.

      1. Теплолюбивые . Условия, необходимые для жизни растений данной группы, - это температурный показатель не ниже +5 0 С. Оптимальным вариантом для них считается примерно +25-26 0 С. Такие растения не переносят резких колебаний температуры воздуха, не выдерживают даже легких заморозков. Примеры: рис, хлопчатник, какао, пальмовые, бананы, практически все тропические и субтропические обитатели.
      2. Холодостойкие растения. Предпочитают умеренные температуры, однако в состоянии переносить и довольно низкие, переживают заморозки без повреждений. Примеры: картофель, все корнеплоды, зелень, многие виды крестоцветных, злаковые культуры и прочие.
      3. Морозостойкие . Способны зимовать под снежным покрывалом, сохраняя жизнеспособность. Примерами могут служить такие садово-огородные растения, как ревень, многолетники лук, чеснок, щавель и другие.

      Вывод: температурный режим - важное условие для нормального роста и развития всех растений на Земле.

      Минеральное питание

      Данный фактор чрезвычайно важен именно для плодово-ягодных, фруктовых и овощных культур, возделываемых человеком. Ведь в естественных условиях растения заселяют такие места обитания, к которым способны адаптироваться. В том числе и к содержанию минеральных солей в почвах.

      А вот культурным представителям нужна помощь. Каждый хозяин знает, какой комплекс минеральных удобрений следует внести для определенного растения, чтобы получить необходимый урожай.

      В целом минеральные вещества - это важный элемент питания всех особей, который поглощается растениями из почвы путем всасывания вместе с водой. Но для растений губителен переизбыток удобрений, а их недостаток ведет к медленному росту и плохому урожаю.

      Состав воздуха

      Какие условия необходимы для жизни растений, помимо рассмотренных выше? Важным также является состав воздуха. Ведь ночью растения, так же, как и другие живые существа, дышат, потребляя кислород. Поэтому его в воздухе для их нормального развития должно быть достаточно. Это значит, что в условиях повышенной концентрации вредных газов, пыли, грибков и микроорганизмов растения будут чувствовать себя крайне плохо.

      Биотические факторы и их влияние

      Мы рассмотрели все абиотические факторы жизни растений. Тепло, свет, воздух, вода - главные и неотъемлемые условия для их нормального роста и развития.

      Биотические же факторы - это влияние на них окружающей биомассы, то есть других растений, животных, грибов, насекомых и так далее. Чтобы рассмотреть все аспекты воздействия этих условий, была создана наука экология. Следует лишь заметить, что биотические факторы не менее важны, чем абиотические.

      Главные условия для жизни комнатных растений

      Условия среды, необходимые для жизни комнатных растений, ничем не отличаются от тех, что мы рассмотрели для всех в общем. Они так же нуждаются в солнечном свете, тепле, воде, минеральном питании, защите от вредных насекомых.

      Чтобы горшечные цветы чувствовали себя хорошо и выглядели красиво, следует подходить к ним индивидуально, учитывая особенности конкретного рода и вида растения.

Для правильного роста и развития растениям требуются определенные условия внешней среды. Основные из них – воздух, вода, свет, тепло и питательные вещества. Все эти условия равнозначны и поэтому ни один из них не может быть заменен другим. При отсутствии одного из условий действие остальных в значительной степени ослабляется или же и вовсе прекращается. Человек способен влиять может на рост и развитие растений, изменяя указанные условия.

Воздух. Растения дышат, поглощая воздух из внешней среды и из почвы. В первом случае воздух поглощается через расположенные на листьях мельчайшие отверстия (устьица). Воздуха состоит из кислорода (21 %), азота (78) и из других газов, таких как аргон, гелий, неон, а также углекислый газ (0,03 %). Повышение концентрации углекислого газа в дневное время в приземном слое воздуха (в теплицах в 10-15 раз) заметно сказывается на повышении урожая, ускоряя рост и плодоношение растений.
Из почвы растения поглощают воздух через корни. Недостаток воздуха в почве задерживает прорастание семян и развитие корней задерживается, что в свою очередь отрицательно сказывается на росте растений. Поэтому для облегчения поступления воздуха в почву необходимо периодически взрыхлять грунт, уничтожая таким образом почвенную корку.
Вода. Содержание воды в овощах составляет от 65 до 97 %. Влага необходима растениям во все периоды роста и развития, поскольку питательные вещества поступают из почвы в растения преимущественно в виде водного раствора. Поэтому при достаточной влажности почвы рост, развитие и плодоношение проходят в благоприятных условиях. Вода растворяет углекислый газ, высвобождая кислород, способствует нормальному протеканию обмена веществ и обеспечивает нужную для растения температуру. Недостаточная увлажненность почвы в значительной степени снижает урожайность овощных культур и картофеля. Однако и избыточная влажность грунта негативно сказывается на росте растений, поскольку вода вытесняет необходимый для дыхания корней воздух. Для образования единицы сухой массы овощной продукции растению требуется от 600 до 900 единиц воды.
Отдельно следует сказать об относительной влажности воздуха. Чем ниже показатели влажности, тем растения активнее испаряют воду, интенсивнее дышат и тем выше их температура. Несколько повысить влажность воздуха можно дождеванием почвы, полезным для ряда растений. Высокая влажность в свою очередь способствует развитию различных грибковых заболеваний. Требования к относительной влажности воздуха у разных растений не одинаковы. К примеру, белокочанная и брюссельская капуста, огурцы, бобы, брюква нуждаются в повышенной влажности воздуха, в то время как для нормального роста и развития томатов, влажность воздуха должна быть невысокой.
Свет. Нужен растениям для образования из углекислого газа воздуха, воды и растворенных в ней минеральных солей – белка, крахмала, сахара, витаминов и других сложных соединений, обеспечивающих рост и развитие растений, а также определяющих уровень урожайности и качество овощей. При посадке растений в тени и при загущенных посевах растения наклоняются в сторону света и вытягиваются. Лучшему освещению также способствует уничтожение сорняков, затеняющих культурные растения, а также и своевременная прорывка овощных культур. Недостаток света тянет за собой негативные последствия: капусты, к примеру, не завязываются кочаны, у редиса не образуются корнеплоды, листья теряют зеленую окраску.
Существует определенная классификация растений по требованию к свету. С этой точки зрения выделяют растения длинного и короткого дня. Первым для перехода к цветению требуется 14–16-часовой световой день (капуста, лук, морковь, свекла, редька, укроп, салат, шпинат и др.) К растениям короткого дня относятся огурцы, томаты, перец, кабачки, баклажаны, фасоль, подсолнечник, кукуруза, бахчевые и др. Этим культурам для своего развития требуется 8–10-часовой день, но не более 12–14 ч. Однако у огородника есть возможность регулировать продолжительность светового дня, укрывая растения непрозрачными материалами. Таким образом можно менять сроки цветения овощных растений, получая более высокие урожаи хорошего качества. К примеру, лук, редис, салат, шпинат нужно выращивать при коротком дне, закрывая растения с 20 ч вечера до 7–8 ч утра. При этом редис способен дать корнеплод массой 200-300 г вместо 10-20 г в обычных условиях. Шпинат, не выбрасывая цветочной стрелки, может образовать 150-200 листьев, вместо 6-10 листьев, образующихся при длинном дне.
Тепло. Играет решающую роль в росте и развитии растений. Как низкая, так и высокая температура существенно задерживает рост овощных растений или картофеля и может привести к их гибели.
Существует классификация овощных растений по отношению к теплу:
морозо- и зимостойкие (лук-батун, многоярусный лук, хрен, чеснок, щавель, ревень, спаржа, эстрагон);
холодостойкие (лук репчатый, лук-порей, морковь, редька, петрушка, укроп, салат, шпинат, сельдерей, пастернак; капусты – белокочанная, брюссельская, пекинская, савойская, кольраби). Эти растения способны длительное время переносить температуру минус 1-2 °С, и даже минус 4-5 °С при кратковременном похолодании. Семена начинают прорастать при температуре около 5 °С, однако хотя в таких случаях появление всходов задерживается. Оптимальная температура для их быстрого и одновременного прорастания 18-25 °С, а для роста растений этой группы 17-20 °С. Температура выше 30 °С негативно сказывается на их росте и урожайности;
требовательные к теплу (огурцы, томаты, кабачки, баклажаны, перец). Наиболее интенсивный рост наблюдается при 20-30 °С. Теплолюбивые растения, в частности огурцы, требуют повышенных температур и в ночное время: 18-19 °С до начала цветения, и до 20-21 °С в период налива плодов;
жаростойкие (кукуруза, фасоль, тыква, арбуз, дыня). Начинают прорастать при 13-17 °С, а оптимальная температура для роста и развития растений – 25-30 °С.
Картофель занимает промежуточное место отношении требовательности к теплу, но его всходы не выдерживают заморозков даже минус 1-2 °С.
Питательные вещества. Овощные растения предъявляют повышенные требования к различным элементам питания. Основные из них – кислород, углерод, водород – растения получают из воздуха и воды; фосфор, азот, калий, кальций, магний, серу – из почвенного раствора. Указанные элементы усваиваются растениями в больших количествах и называются макроэлементами. Микроэлементы (цинк, бор, марганец, натрий, медь, молибден, кремний, кобальт и некоторые другие) потребляются растениями в незначительных количествах.
В период прорастания семян и до появления листьев растения наибольшую потребность растения испытывают в фосфоре. Позже, после появления листьев и в период усиленного роста корней (до начала цветения), растениям необходим азот и калий. От начала цветения до полного созревания урожая растения потребляют больше азота и калия, а фосфор необходим для ускорения созревания урожая. Поэтому огромное значение имеет подбор удобрений. К примеру, обильное внесение азотных удобрений перед цветением при малом количестве калийных и фосфорных задерживает образование плодов у огурцов, томатов и других культур.
Поглощая из воздуха углекислый газ, зеленые части растений под действием солнечного света, воды и поступающих из корневой системы растворенных питательных веществ образуют органические вещества. Процесс этот называют фотосинтезом. Основная масса органических веществ, выработанных в листьях, используется на построение корней, стеблей, листьев, цветков и плодов.