Для отопления        14.03.2019   

История развития ландшафтного проектирования. История возникновения и развития ландшафтного дизайна парков и садов. Испания периода мавританского владычества

Наши преимущества:

    Мы генерируем идеи отдельно для каждого проекта. Второго такого же не было и не будет.

    Гарантируем высокое качество работ.

    Используем новейшие технологии и прогрессивные материалы.

    Чтобы вы были уверены в прозрачности наших деловых отношений, работаем строго по договору.

    Стремимся лидировать на рынке, поэтому улучшаем производственно-техническую базу и повышаем квалификацию сотрудников.

    Не завышаем цены своих услуг – ориентируемся на рыночную стоимость работ.

История ландшафтного дизайна

Все имеет свою историю. Искусство оформления территории садов, приусадебных участков и парков – не исключение. История ландшафтного дизайна длинна и многогранна и уходит своими корнями во времена древних цивилизаций.

Традиция по-особому оформлять садовую территорию присуща каждому народу, независимо от местонахождения на карте мира и времени существования на Земле.

Впервые понятие «ландшафтная архитектура» прозвучало в Соединенных Штатах Америки порядка двухсот лет тому назад. Однако, весь путь развития ландшафтного искусства, от момента появления до сегодняшнего дня, исчисляется столетиями.

Ландшафтный дизайн в древние времена

Еще в первобытные времена человек старался окружить себя прекрасным. Тогда для этого использовалось, то, что было под рукой. Чаще всего в качестве основного материала для декора применялся натуральный камень. Первые признаки ландшафтного дизайна можно увидеть в Древнем Египте и странах Ближнего Востока.

Египетское искусство тех времен наглядно демонстрирует не только фараонов и жрецов среди помпезных интерьеров и природы, но и очень грамотные ландшафтные проекты. Здесь можно увидеть аккуратные садовые аллеи, дорожки, декор из стекла и керамики, скульптуры, колонны. В более позднее время все это стало отличительными чертами древнегреческого стиля.

Если человек был очень богат и знатен, то вокруг его дома располагался роскошный сад. Сады состоятельных египтян украшало множество цветов: ландышей, роз, ирисов, лилий, лотосов и нимфей.

Древнеримское ландшафтное искусство отличалось лаконичностью, простотой форм и роскошью. Красивейшие фонтаны, гроты, прямые аллеи и помпезные бассейны – все это можно было наблюдать в ландшафтном дизайне Древнего Рима.

В эти же годы в городе Фивы возникло особое искусство по уходу за садом и приусадебной территорией. Большинство горожан сооружали на территории своих землевладений фонтаны и бассейны с плавучими обитателями. В декоре повсеместно применялась виноградная лоза, кустарники, цветущие розы различных видов и «зеленые беседки».

Жители Вавилона также имели свои предпочтения в ландшафтном дизайне. Основное место здесь было отведено высадке клумб на фоне густых зеленых кустарников. Вавилоняне были настоящими коллекционерами, которые привозили и высаживали в своих садах растения, привезенные из разных уголков света. При этом мастерам строительного дела удалось довести практически до совершенства местные системы орошения почвы.

Зачатки ландшафтного дизайна на территории Персии возникли во времена появления первых парковых зон. В них обитали различные животные, которых древние персы разводили для охоты. Чтобы сделать процесс охоты более приятным и комфортным, местные жители засаживали сады цветами и кустарниками, украшали фонтанами, клумбами и цветущими газонами. Именно в Персии впервые появились «живые изгороди». Они использовались не только для декора экстерьера, но и для зонирования территории. Чаще всего в садах древних персов произрастали тюльпаны, сирень и нарциссы.

История ландшафтного искусства в Азии

Порядка 3 тысяч лет тому назад в Китае начали появляться первые зачатки науки ландшафтного дизайна. Основное влияние на развитие искусства оформления приусадебных территорий оказала религия, особое мировоззрение и философия. В основе оформления любой территории лежала идея максимального единения с природой. Отдельно стоит упомянуть философию под названием Фэн-шуй, история которой началась 6 тысяч лет тому назад. Именно она привела к последующему формированию и развитию разных направлений ландшафтного дизайна в Китае.

История Японского ландшафтного искусства также уходит в глубокую древность. Она повсеместно пронизана философией буддизма и основными догмами японской религии. Японские сады стали воплощением сложности и многогранности. Они представляют собой относительно небольшой участок земли, который выступает символом мира. При этом сам человек находится рядом и стремится испытать максимальную гармонию и единение с природой и познать сущность бытия.

Стоит заметить, что в последние годы японский стиль в ландшафтном дизайне стал весьма популярен в европейских странах.

Невозможно обойти вниманием ландшафтное искусство в Индии. Роскошные дворцы окружали бассейны, цветочные клумбы из натурального камня и, конечно же, всемирно известные плавучие сады. Жители Индии со средним уровнем достатка предпочитали строить большие дома и ограждать их высоким забором, за которым насаживались плодовые деревья, кустарники и цветы.

Особый рубеж в развитии ландшафтного дизайна. Именно в этот период времени во всем мире оформлению садов стали уделять особое повышенное внимание. В садах тех времен можно увидеть огромное великолепие искусственных водоемов, скульптур, редких видов деревьев и цветов. Пик развития науки ландшафтного оформления территории приходится на 19-20 века нашей эры. В этот период взор человека был обращен на поиски чего-то нового и более интересного для оформления садов, выращивание роскошных зеленых и цветущих насаждений. Активно предпринимались попытки удачно объединить в одну композицию архитектурный и ландшафтный дизайн.

Как видим, ландшафтный дизайн имеет долгую историю, которая уходит своими корнями в древние цивилизации и продолжает совершенствоваться и сегодня. А все потому, что каждый человек стремится окружать себя красотой и воплощать в жизнь самые смелые идеи и фантазии.

Зарождение науки и искусства по созданию садов и парков — ландшафтного дизайна (проектирования), произошло еще много столетий тому назад. Понятие “ландшафтная архитектура” первый раз было применено в Америке пару веков назад, но различные виды ландшафтного дизайна появились и успешно развивались на протяжении многих сотен лет.

На месте первых древнейших поселений земледельцев и зарождаются первые антропогенные ландшафты (измененные людьми участки природы). Как считают ученые, впервые возделывать сады люди начали в Малой Азии (Междуречье).

История ландшафтного дизайна начинается с IХ века до нашей эры, да-да вы не ошиблись, когда появлялись первые декоративные сады. Правда тогда это называлось просто облагородить насаждения, которые имелись на тот момент. Есть архиважный факт, где описывается Вавилон со своим «Садом Семирамиды», великолепные и роскошные сады в Египте. Это и повлияло на то, что садовое искусство стало развиваться, только с годами менялся стиль и добавлялись различные элементы. В разных странах был свой стиль ландшафтного дизайна.

История ландшафтного дизайна Древней Греции берет свое начало в 10-8 столетиях до нашей эры. Поначалу первые сады характеризовались своей утилитарностью. Впоследствии древнегреческий стиль стал отличаться своими уникальными украшениями прямых дорожек и садовых аллей колоннами, вазами и скульптурами.

Ландшафтный дизайн Древнего Рима прекрасно описал в своих произведениях Гораций. Там можно было найти бассейны и гроты, фонтаны и сады, разделенные прямыми аллеями.

Около трех тысяч лет тому назад зародился дизайн ландшафтов в Китае. Его формирование находилось под влиянием философских и религиозных учений (теории следования законам Вселенной). Так, например, даосизм призывал к единению человека с природой, доверять интуиции в процессе познания. Также большое влияние на создание в Китае искусства по созданию парков и садов оказала философия фен-шуй (берет свое начало около шести тысяч лет назад).

Японский стиль ландшафтного дизайна, который сейчас так популярен в Европе, зародился еще в глубокой древности. Он пронизан философскими принципами дзен-буддизма и синтоизма (исконной религии Японии). Поначалу в японском стиле прослеживались элементы китайского ландшафтного дизайна, но со временем в стране обозначились собственные теория, идеи и принципы создания парков и садов. Сама теория не проста, и имеет много символов. В ней японский сад – это небольшой участок земли, символизирующий картину мира, а человек осознает суть бытия только в единении с природой.

В развитии науки и искусства по созданию садов и парков своеобразным рубежом стала Эпоха Возрождения. В этот период хорошо прослеживается стремление к гармонизации архитектурного ансамбля и ландшафтного. Большое внимание уделялось садам. В них было множество искусственных водоемов, раскидистых деревьев и скульптур.

Пика своего развития ландшафтный дизайн достиг в 19-20 веках нашей эры. Тот период ознаменовался поиском и внедрением новых композиционных элементов, желанием соединить архитектуру и ландшафтный стиль, имела особое значение растительность.

В России в 17-19 веках ландшафтных архитекторов называли устроителями парков и садов. В то время многие шедевры искусства ландшафтного дизайна были созданы непосредственно живописцами. Считалось, что задачей архитектора является покрытие пространства, а задачей устроителя сада – его открытие. Данная мысль, наиболее точно раскрывающая всю суть ландшафтного моделирования, не утратила своей актуальности и на сегодняшний день.

В наше время термин дизайн находит свое применение в разных аспектах жизни. Все, что связано с упорядоченной и красивой посадкой растений подходит под термин «ландшафтный дизайн». К примеру очень популярен ландшафтный дизайн дачи , причем им занимаются как любители садоводы самостоятельно, так и специализированный фирмы и организации. Теперь нет графских усадьб и имений, на их место пришли загородные дома и дачи. Стоить отметить, что все чаще дачники и садоводы-огородники на своих загородных участках обращают внимание на дизайн и ландшафтные композиции. Огороды уступают место красивым цветникам и прогулочным алеям. Не стоить впадать в крайности и совсем исключать овощные и ягодные посадки из проектов загородных посадок. Современный стиль ландшафтный дизайн дачи предлагает объединение красивого с полезным, ведь даже овощные грядки могут быть красивыми и прекрасно создавать оригинальный дизайн Вашего участка.

Cущевствует огромное количество видов ландшафтного дизайна, которыми можно воспользоваться для дизайна своей дачи, три из них являются самыми основными – это классический, восточный и пейзажный. Классический вид не зависит от географического положения земельного участка, его можно использовать практически для любого участка. Основа – придать участку выразительность и имеющуюся красоту. Узнаваемостью данного стиля являются: обрамлённые кустарники и деревья на широких аллеях, газоны с вставленными цветниками, фонтаны, бассейны правильной геометрической формы, наличие множества скульптур и украшений. Этот стиль превосходно подойдёт для ландшафтного дизайна вашей любимой дачи. Восточный вид чаще встречается на загородных участках, но его специфический подход не всегда подходит к регионам, где суровые климатические условия. Узнаваемость: водоёмы, мостики, многолетние растения, релаксирующее пространство. Пейзажный вид подходит для тех, кто любит природу и нужно лишь немного подкорректировать уже существующий ландшафтный дизайн и придать ему естественность. Как правило это асимметрия участка, отсутствие центра, отдельные уголки с различными клумбами, которые по отдельности представляют свою красоту и особенность, отдельные композиции из камней.

Существует такой стиль как минимализм, он достаточно простой и лаконичный. Главное в этом стиле – это минимум деталей и предметов, но расставленные так, чтобы участок стал необыкновенным и чудесным.

Рассмотрим четыре основных элемента ландшафтного дизайна дачи:

  • Газоны, цветники.
  • Овощные посадки.
  • Кустарники.
  • Деревья.
  • Садовые конструкции.

Эти элементы взаимно дополняют друг друга и образуют одно невероятно-красивое целое. Помните: сочетание цвета, формы, отсутствие нагромождений или наоборот слишком большое пространство играет большую роль при создании ландшафтного дизайна.

Попробуйте создать свой неповторимый дачный ландшафтный дизайн!

История ландшафтного дизайна

Ландшафтный дизайн или ландшафтное проектирование как наука и искусство созидания парков и садов берет свое начало из глубины веков. Определение “ландшафтная архитектура” впервые появилось в США около двухсот лет тому назад, но ярчайший путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками.

В местах поселения и жизнедеятельности древних земледельцев начинается формирование антропогенных ландшафтов - существенно измененных человеком природных ландшафтов. Первые попытки возделывания садовых участков, по мнению ученых, предпринимались в Междуречье (Малая Азия).
В 10 - 8 веках до нашей эры искусство создания парков и садов появляется в Древней Греции. На первых порах основной характеристикой садов была их утилитарность. Позднее прямолинейные дорожки и аллеи в саду, украшенные колоннами, вазами и скульптурой, стали отличительной особенностью древнегреческого стиля.

Об особенностях ландшафтного дизайна Древнего Рима известно из произведений Горация (65 - 8 года до нашей эры). Бассейны, гроты, фонтаны, прямые аллеи, разделяющие сад - присутствие всех этих элементов было характерно для древнеримского ландшафтного дизайна.


В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно три тысячи лет назад. Формирование ландшафтного стиля в Древнем Китае происходило под влиянием религии и философии, в частности, теории следования законам вселенной. К примеру, велико влияние даосизма, взывающего к единению природы и человека, к следованию интуиции на пути познания. Нельзя не упомянуть и философию фен-шуй, которая зародилась примерно шесть тысяч лет назад и оказала неоспоримое воздействие на формирование ландшафтного стиля парков и садов в Китае.

Традиции японских садов уходят корнями в глубокую древность. В Европе в последнее время пользуется громадной популярностью японский стиль ландшафтного дизайна, пронизанный философией дзень-буддизма и синтоизма, исконной японской религией. В японском стиле на первых порах прослеживались и мотивы китайского ландшафтного дизайна. Со временем в Японии установился собственный национальный стиль ландшафтного моделирования со своими принципами, идеями и теорией. Нужно отметь, что теория стиля японского сада необычайно сложна и полна символов: японский сад - небольшой земельный участок - символизирует собой картину мира, человек, соединяясь с природой, открывает для себя суть бытия.

Эпоха Возрождения является своеобразным рубежом в развитии ландшафтного дизайна. Для этого периода характерно стремление к гармонии ландшафтного и архитектурного ансамблей. К саду было обращено самое пристальное внимание. Сады Эпохи Возрождения изобиловали скульптурными ансамблями, искусственными водоемами и раскидистыми деревьями.

Пиком развития науки и искусства ландшафтного дизайна считаются 19 - 20 века нашей эры. В этот период все внимание устремлено на растительность, поиск и внедрение новых элементов композиции и стремлению к унисону стилей - ландшафтного дизайна и архитектурного.

История возникновения и становления профессии ландшафтного архитектора также насыщена. В России 17 - 19 веков не существовало понятия “дизайнер” или “архитектор”, и эта профессия называлась “устроитель садов и парков”. Нужно отметить, что в большинстве случаев шедевры дизайна парков и садов того времени создавались живописцами. Максимально полно и точно отражает назначение ландшафтного дизайна и раскрывает его суть цитата того времени: «если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии». Это высказывание охватывает весь диапазон моделирования окружающей среды от самых малых композиций до масштабных проектов и не теряет своей актуальности и по сей день.

Ландшафтный дизайн или ландшафтное проектирование как наука и искусство созидания парков и садов берет свое начало из глубины веков. Определение "ландшафтная архитектура" впервые появилось в США около двухсот лет тому назад, но ярчайший путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками.

В местах поселения и жизнедеятельности древних земледельцев начинается формирование антропогенных ландшафтов - существенно измененных человеком природных ландшафтов. Первые попытки возделывания садовых участков, по мнению ученых, предпринимались в Междуречье (Малая Азия).

В 10-8 веках до нашей эры искусство создания парков и садов появляется в Древней Греции. На первых порах основной характеристикой садов была их утилитарность. Позднее прямолинейные дорожки и аллеи в саду, украшенные колоннами, вазами и скульптурой, стали отличительной особенностью древнегреческого стиля.

Об особенностях ландшафтного дизайна Древнего Рима известно из произведений Горация (65-8 года до нашей эры). Бассейны, гроты, фонтаны, прямые аллеи, разделяющие сад - присутствие всех этих элементов было характерно для древнеримского ландшафтного дизайна.

В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно три тысячи лет назад. Формирование ландшафтного стиля в Древнем Китае происходило под влиянием религии и философии, в частности, теории следования законам вселенной. К примеру, велико влияние даосизма, взывающего к единению природы и человека, к следованию интуиции на пути познания. Нельзя не упомянуть и философию фен-шуй, которая зародилась примерно шесть тысяч лет назад и оказала неоспоримое воздействие на формирование ландшафтного стиля парков и садов в Китае.

Традиции японских садов уходят корнями в глубокую древность. В Европе в последнее время пользуется громадной популярностью японский стиль ландшафтного дизайна, пронизанный философией дзень-буддизма и синтоизма, исконной японской религией. В японском стиле на первых порах прослеживались и мотивы китайского ландшафтного дизайна. Со временем в Японии установился собственный национальный стиль ландшафтного моделирования со своими принципами, идеями и теорией. Нужно отметь, что теория стиля японского сада необычайно сложна и полна символов: японский сад - небольшой земельный участок - символизирует собой картину мира, человек, соединяясь с природой, открывает для себя суть бытия. ландшафтный дизайн сад пейзажный

Эпоха Возрождения является своеобразным рубежом в развитии ландшафтного дизайна. Для этого периода характерно стремление к гармонии ландшафтного и архитектурного ансамблей. К саду было обращено самое пристальное внимание. Сады Эпохи Возрождения изобиловали скульптурными ансамблями, искусственными водоемами и раскидистыми деревьями.

Пиком развития науки и искусства ландшафтного дизайна считаются 19-20 века нашей эры. В этот период все внимание устремлено на растительность, поиск и внедрение новых элементов композиции и стремлению к унисону стилей - ландшафтного дизайна и архитектурного.

История возникновения и становления профессии ландшафтного архитектора также насыщена. В России 17-19 веков не существовало понятия "дизайнер" или "архитектор", и эта профессия называлась "устроитель садов и парков". Нужно отметить, что в большинстве случаев шедевры дизайна парков и садов того времени создавались живописцами. Максимально полно и точно отражает назначение ландшафтного дизайна и раскрывает его суть цитата того времени: "если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии". Это высказывание охватывает весь диапазон моделирования окружающей среды от самых малых композиций до масштабных проектов и не теряет своей актуальности и по сей день.

Ландшафтный дизайн - это не просто умение преобразить дизайн сада и придать ему красоту и эстетическую ценность, это настоящее искусство создания гармонии вашего "Я" с той природой, которая вас окружает. Думаю, эта статья про ландшафтный дизайн в картинках поможет вам научиться лучше разбираться в этом сложном виде дизайна.

Сады окружают человека с древних времён. Соответственно, широкое распространение получило и садоводство, со временем начинают цениться декоративные цветы и деревья. Но ландшафтный дизайн возник в XX веке, в Западной Европе, преимущественно в сильно заселенных и индустриализированных странах с целью внести гармонию между урбанистической структурой города и зелеными насаждениями внутри него.

Так как же осуществляется ландшафтный дизайн? Начинается всё с подготовки местности, где будут проводиться работы. Затем занимаются художественным проектированием, то есть созданием плана работ. При его составлении соблюдают определенные правила, такие, как:

  • * Посадка растений одного вида и близкородственных растений производится рядом друг с другом.
  • * Избегается симметрия и посадка растений в линию, так как это нарушает их кустистость.
  • * Делается поправка на климат региона, в котором производятся работы. Например, если климат засушливый, используют засухоустойчивые деревья и кустарники.

Ландшафтный дизайн содержит в себе множество элементов:

  • * Здания, которые являются центром ландшафтной композиции, цель которой - визуально убрать неестественность квадратных форм конструкций, сгладить их давление на природную среду, произвести маскировку дефектов здания.
  • * Газоны, которые состоят из различных трав, а также тропинки и дорожки, их разделяющие.
  • * Зеленые насаждения, такие как отдельные кустарники, деревья, или цветы, а также их комбинаций таких, как клумбы, сады.
  • * Различные крупные элементы декоративного типа. Таким элементом может быть бассейн, пруд, озеро ручей, возможно дажефонтан, или скульптура.
  • * Мелкие детали (Светильник, свечи и т.д.).

Искусно подобранная цветовая гамма ландшафтного дизайна способна сделать впечатляющим любой, даже весьма простой и малобюджетный проект. И, напротив, неудачно подобранная цветовая гамма может разрушить впечатление от самого дорогостоящего и креативного ландшафтного дизайна.

Цветовая гамма ландшафтного дизайна складывается из множества элементов, которые условно можно разделить на четыре основные группы.

  • 1. Элементы естественного ландшафта, куда входят деревья, кустарники, травы, водоемы, тропинки, песчаные или каменистые берега в их "диком", "первозданном виде". Все то, что дизайнер решил оставить для придания естественности будущему ландшафтному проекту. Данным элементам присущи относительно неяркие, спокойные цвета, оттенки и сочетания, которые способны меняться в зависимости от погоды и времени года.
  • 2. Элементы специального, декоративного ландшафта, куда входят разнообразные искусственные водоемы, рощи, аллеи, сады, палисадники, альпинарии и многое другое. Здесь ландшафтный дизайнер проявляет свою власть и креативность, имея возможность манипулировать цветами и оттенками. Он может принять решение высадить аллею из вечно зеленых растений, а может задумать аллею из красиво желтеющих и опадающих осенью деревьев, тем самым "запланировав" на осень роскошный листопад. Ландшафтный дизайне имеет возможность "играть" цветовыми гаммами, зная когда и как цветут садовые деревья, садовые цветы, а также специальные растения для искусственных водоемов.
  • 3. Архитектурные элементы, куда входит, прежде всего, сам загородный дом, вернее цветовая гамма его фасада, колонны, вертикальные маркизы, беседки, мосты и мостики. Все эти элементы не могут и не должны существовать отдельно от общей цветовой гаммы ландшафтного дизайна. Дом, или беседка не должны выглядеть, как случайное, лишнее цветовое пятно, диссонирующее с общим художественным впечатлением. Они должны гармонично вписываться в ландшафт, а ландшафт призван служить достойным и выгодным обрамлением загородного дома. Так, пользуясь принципами контрастности, можно с помощью темно-зеленых растений еще больше подчеркнуть светлый цвет дома, подчеркнуть его размеры. Дом будничного, сероватого цвета можно оживить и сделать более уютным с помощью ярко-цветущих растений.
  • 4. Другие элементы, куда входят такие элементы ландшафтного дизайна, как садовые и парковые дорожки, фонари, скульптуры, качели, клумбы и так далее. Цветовая гамма подобных элементов также важна. В вопросе цветовой гаммы нет и не может быть мелочей. Так, например, с помощью ярких цветовых пятен в ландшафтном дизайне можно маскировать его недостатки, с помощью определенного сочетания цветов можно зрительно увеличивать пространство возле загородного дома, создавать необходимое эмоциональное настроение.

Также в ландшафтном дизайне могут использоваться приподнятые настилы. Деревянные настилы могут быть отличной заменой кирпичу или же камню. Древесина, не прошедшая обработку, отлично сочетается с растительностью и кустами, а при дополнительной окраске сможет добавить ярких красок в ваш сад. Настилы строятся из заготовленных заранее панелей или же обычных брусьев из дерева. Каждую деталь предварительно обрабатывают специальным составом, предотвращающим гниение.

Думаю, ландшафтный дизайн в картинках позволит изменить ваш сад и сделать его украшением вашего земельного участка!

Введение

Ландшафтное проектирование является важнейшей областью деятельности ландшафтного архитектора. В процессе проектирования разрабатываются все чертежи, необходимые для создания объекта в натуре, составляются все дополнительные документы - сметы, расчеты, пояснительные записки и т.д., сопровождающие проект. Работая над проектом, ландшафтный архитектор должен не только хорошо представлять себе поставленную перед ним задачу, не только знать, как эту задачу выполнить, но и иметь четкое представление о своей профессии, ее содержании и историческом развитии.

Яркой спецификой ландшафтной архитектуры в целом и ее важнейшей ветви садово-паркового искусства в частности было и остается использование особых, природных строительных материалов - растительности, воды, земли, включая даже особенности топографии места.

Особенностью ландшафтной архитектуры в сравнении ее с общепринятой архитектурной практикой является главенствующая роль эстетического и, если можно так сказать, эколого-гуманистического начала. Функциональные и технические стороны формирования среды, при всей их важности, занимают в ландшафтной архитектуре подчиненное место. Это качество обусловило распространенное понимание ландшафтной архитектуры как разновидности искусства, а именно садово-паркового искусства.

История возникновения и развития ландшафтного дизайна парков и садов

ландшафтный зонирование сад дизайн

Человек осознанно начал окружать себя камнями и растениями ещё в самые далёкие времена. Ландшафтный дизайн, как искусство, берет свое начало в туманной глубине веков. Хотя, можно с определенной долей уверенности предположить, что как только древний человек начал заниматься устройством своего жилища, пусть даже в пещере или землянке, так и участок около жилища стал подвергаться воздействию его рук и видоизменению. Но первые, зафиксированные историей, попытки возделывания садовых участков, по мнению историков, были предприняты в древнем Междуречье (Малая Азия).

Ассиро-Вавилония

Период расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья) пришелся на 8-7 в.в.до н.э. Этот период в истории называется Ассиро-Вавилонским периодом. В этот период было изобретено и получило широкое применение строительство на террасах. Это искусственные насыпные возвышения над поверхностью улиц. Даже при строительстве храмов-зиккуратов, которые имели вид ступенчатых пирамид, использовался этот принцип. Верхняя ступень увенчивалась, как правило, храмом. А на нижних ступенях в заранее устроенные ямы наполненные плодородной почвой, по периметру высаживали растения.

В истории осталось упоминание о знаменитых «висячих садах» Семирамиды. Они были устроены во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. и представляли собой ряд возвышающихся озелененных террас. Южная часть сада примыкала к дворцовым помещениям. Он был выполнен в виде четырех террас, которые постепенно сужались кверху. На нижних террасах росли крупные деревья, а на верхних - кустарники и цветы. Этот сад настолько поражал воображение своей красотой и необычностью, что потом этот принцип неоднократно применяли при устройстве садов Италии, Персии, и даже России (например, «верховые» сады Московского Кремля в конце 17 в.).

Также остались упоминания об обширном парке царя Саргона II в 8 веке до н.э. близ города Хорсбада. В нем росли деревья, привезенные из заморских стран: платаны, кипарисы, ивы, кедры, самшит, тополя, а также плодовые деревья. Существовали в то время и обширные парки, специально высаженные для прогулок верхом и охоты. Эти парки можно назвать прообразами современных лесопарков.

Египет

В древнем египетском государстве садовое искусство было также хорошо развито, как и градостроительство и архитектура. Сады в ландшафтном дизайне формировались по определенным законам:

* Регулярный план с использованием симметрии;

* Использование замкнутых композиций;

* Главная часть сада - водоемы;

* Использование ритма;

* Аллеи и рядовые посадки.

* В применяемом ассортименте растений в основном экзоты.

Сады разбивались при храмах, дворцах и жилых домах богатых владельцев. Они и были основным озеленением городов. Древнеегипетский сад сочетал в себе религиозные, утилитарные и эстетические функции.

Эллада

В Древней Греции (Элладе) садовое искусство связано, в основном, с завоевательными походами Александра Македонского. В эллинский ландшафтный дизайн было широко включено азиатское садовое искусство.

Древняя Греция имела такие виды озеленения, как священные рощи (герроны), философские сады и частные сады. Герроны носили исключительно мемориальный характер: архитектурные сооружения, скульптуры, естественные рощи с источниками. Священные рощи со временем превратились в спортивные парки. Для бесед ученых мужей специально создавали философские сады. Площади городов украшали рядовыми посадками вдоль дорог. Частные сады устраивались, в основном, для цветников.

Ландшафтный дизайн Эллады отличался пропорциональностью. Широко использовались принципы равновесия, симметрии и ритма. В древнегреческих садах, как и в Междуречье, использовали террасирование. На террасах высаживали большие деревья, цветы, делали фонтаны, использовали витые лестницы, обилие украшений.

Древний Рим

Расцвет ландшафтного дизайна в Древнем Риме пришелся с 1 в. до н.э. до 1 в. н.э. Этому способствовал мягкий климат, обилие воды, гор, наличие богатой флоры, строительного материала.

Здесь также были популярны священные рощи, общественные сады, сады при виллах, сады-перестили, сады-ипподромы. В виллах находились внутренние дворы, окруженные колоннадой. Они богато оформлялись кустарниками, цветами, скульптурой, водоемами. Большинство садов также разбивались на террасах горных склонов, их украшали цветами, различными архитектурными сооружениями, скульптурой и фонтанами. Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились аллеи, перголы, фигурная стрижка деревьев и кустарников.

Китай и Япония

Ландшафтный дизайн Китая, Японии и Кореи разительно отличался от европейского. Отношение к природе в Азии всегда было связано с философией и религией.

Садовое искусство Китая развивается в направлении свободного пейзажного стиля. Но в северной части Китая предпочитают разбивать большие сады, а в южной - малые. Но основные признаки всех китайских садов одинаковы. Обязательная часть сада - пруды. Их очень много и они различны, вокруг них обычно расположены дворцовые постройки. Широко используются и парковые сооружения - беседки, веранды, галереи, платформы, мосты. Постройки, окрашенные в яркие цвета выгодно смотрятся на фоне зелени парков. Растения очень разнообразны по составу: здесь используются и хвойные (кедры, сосны, можжевельники и др.), и лиственные (клен, дуб китайский, и др.), а также применяются и плодовые деревья (слива, груша, вишня и др.) деревья. Особенно любимы красивоцветущие растения и цветы. Скульптуры используются очень редко, основное предпочтение отдается камням. Ими оформляют берега водоемов и каменистые садики.

Японский сад также формируется исключительно в пейзажном стиле. Хотя по размеру он совсем небольшой, можно сказать даже крохотный. Типы японских садов - это плоский сад и холмистый сад. Интересно, что главную часть этих садов составляют вовсе не растения, а вода и камни. Вода присутствует в форме водоема либо водопада, камни же организовывают объемно-планировочное пространство сада. В «сухих» садах мелкая галька и песок символически представляют воду. Ассортимент растений в японских садах весьма разнообразен Предпочтительны красивоцветущие деревья и кустарники, а вот цветов, как ни странно, очень мало. Зато очень активно используются сооружения малой архитектуры: скамьи, ограды, мосты, ворота, каменные светильники. Основная черта сада - японская символика, пронизанная синтоизмом - исконной японской религией.

Испания периода мавританского владычества

Испано-мавританский сад - это гармоничная простота планировки и яркая индивидуальность решения. Основной мотив в решении сада - вода. В планировке обязательно наличие внутреннего дворика (патио). Устраивали и богато оформляли аркады. Растения применяли экзотические, но, которые соответствуют испанскому климату: мандарины, кипарисы, апельсины, олеандр. Они высаживались в свободном стиле без последующей стрижки. Газоны не были популярны, так как выгорали из-за жаркого климата, участок оформлялся декоративным мощением - это один из характерных элементов мавританского сада.

Средневековая Европа

Ландшафтный дизайн средневековья характеризуется наличием небольших садиков при монастырях и замках. В монастырских садах, в основном, выращивали декоративные и лекарственные растения. Планировка была строгой, без изысков, обязательно устраивали фонтан или бассейн. Сад делили дорожками на четыре части и на пересечении дорожек высаживали куст розы или воздвигали крест. Сады были тихими, уединенными, созерцательными. внутри территории замков обычно устраивали феодальные сады. В садах были популярны цветы, аллеи, выращивали яблони, разбивали розарии. В крупных замках широко применяли крупные сады, называемые прато. Здесь тоже широко используют перголы, трельяжи, цветники и т.д.

В средневековье впервые появились сады-лабиринты и ботанические сады. Сады-лабиринты сначала зародились в монастырских садах, а в будущем развились в регулярные и пейзажные парки. Ботанические сады стали устраивать при появившихся первых университетах.

Эпоха Ренессанса

Эпоха Возрождения ознаменовалась планировочным и композиционным единством архитектурных ансамблей. Итальянский сад того времени - это цельное высокохудожественное произведение. Всем садам итальянского Ренессанса присущи следующие общие черты:

* Сады располагают на террасах и соединяют между собой лестницами. Широко применяют камень, устраивают ниши и гроты. Террасы, увенчанные балюстрадами и скульптурами, составляют основу итальянского сада;

* Широкое применение воды. Применяется в виде фонтанов и водопадов, бассейнов и различных прудов. Водоем - композиционный центр итальянских садов;

* Используются, в основном. деревья с раскидистой кровлей: дубы и платаны, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. В посадках применяют маслины. Здесь впервые появился новый прием - боскет. Боскет имеет геометрический контур и ограничивается прямыми дорожками. Внутри располагаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью. Широчайший ассортимент цветущих растений

* Большое значение придается колористике сада, игра цветами;

Русское садово-парковое искусство

На Руси сады, в основном, служили своему прямому функциональному назначению: главное место на земельном участке отводят огородам, плодовым насаждением, но со временем стали появляться и первые декоративные деревья. В качестве ограды широко использовалась живая изгородь или плетень. Пруды тоже устраивались лишь для разведения рыбы, купания и полива огородов.

Но в 17 веке в России уже создают первые развлекательные, или «красные» сады (Коломенское, Измайлово). Например, в Кремле - это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Известен знаменитый Измайловский сад в Москве. В нем есть масса аттракционов: зверинец, ботанический сад, лабиринт, устроено большое количество прудов, и даже разбиты виноградники.

В России 17 - 19 веков не существовало такого понятия, как «дизайнер» или «ландшафтный архитектор». Эта профессия именовалась «устроитель садов и парков».

При правлении Петра I русское садово-парковое строительство, подражая западным образцам, предпочетает классический регулярный сад. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Такие сады в Петербурге строят, в основном, иностранцы. А в 1710 г. в России открывается первая Садовая контора. Она занимается закупкой и доставкой различных экзотических растений за границей для строительства новых парков Петербурга и Москвы.

Франция, 17 век

Появляются сады, выполненные в стиле барокко, который заимствован из итальянских решений. Планировка их весьма проста, но они щедро украшены цветниками. Из цветов создаются яркие красочные партеры - бродери. Естественные лесные массивы популярны, как места для верховой езды и охоты. Вода используется в виде больших спокойных зеркал, популярны каналы и водные партеры.

Регулярный стиль применяемый в садово-парковом искусстве Франции того времени заложил предпосылки создания будущих садов.

Англия, 18 век

В Англии ландшафтный дизайн получил наибольшее развитие в 18 веке. Там, наоборот, преобладает развитие пейзажного парка, чему способствует мягкий климат и высокая влажность: создаются бескрайние луга, украшенные живописными группами деревьев и кустарников. Луга, одновременно, играют роль пастбищ, на них пасется скот.

Основа английского сада - это естественность. Устраиваются будто бы естественные поляны и лужайки, посадки деревьев - групповые, дорожки - криволинейные, пруды - с извилистыми берегами. Широко применяют малые архитектурные формы: беседки, трельяжи, павильоны, иногда устраивают фонтаны.

Пейзажный парк имеет свои законы построения - обязательно выявляется и подчеркивается естественная красота ландшафта, планировка всегда свободная, но все элементы парка подчиняются единому целому.

США, Западная Европа в 19-20 вв.

В этот период уже и во Франции отдают предпочтение пейзажным паркам. Главное их достоинство - это индивидуальная растительность. Сады обогащаются новыми породами деревьев и кустарников. В США, наоборот, происходит постепенный упадок художественного вкуса. Здесь устраивают растительные ковровые клумбы, глобусы, солнечные часы и т.д. Это совершенно не вписывается в естественность и гармоничность пейзажного парка.

Настоящим расцветом науки и искусства ландшафтного дизайна можно считать 19 - 20 века нашей эры. В этот период основное внимание уделяется растительности, поиску и внедрение новейших современных элементов композиции и стремлению к гармоничному объединению стилей - ландшафтного дизайна и архитектурного.