Для дымохода        15.02.2019   

Что растет в лесу? Какие цветы растут в лесу? Лесные ягоды. Осень в лесу. Лесные растения россии

Наша природа уникальна и удивительна. Она создала всё то, что есть на нашей планете, идеально сбалансировав свои творения. Сегодня мы поговорим о лесе, а точнее о его структуре. О чём тут говорить? Хм… А знаете ли вы, какие растения растут в лесу? Лес состоит из множества самых разных растений. В его основе лежат деревья, однако они являются далеко не единственными составляющими этого целостного организма. Сегодня мы поговорим о тех культурах, которые в совокупности представляют собой лес и поговорим об их основных характеристиках и свойствах.

Это кустарники и травы, лаги и лишайники, а также грибы. Самыми распространенными деревьями, формирующими так называемый шатер, являются ели, сосны, березы, осины, дубы, липы, клены и ясени. На восточных зонах нашей страны лес часто состоит из лиственницы. Чуть ниже, под высокими деревьями произрастают кустарники, среди которых калина и лещина, а также шиповник. Обычной составляющей таких посадок является малина, а влажные участки почвы обозначаются кустами смородины. На самом нижнем этаже леса располагаются травы и грибы, различные лишайники и представители мхов.

Деревья

Сосны, равно как и ели являются представителями хвойных, так как их листва выглядит, как хвоинки. Эти культуры не сбрасывают листья, благодаря чему остаются зелеными в течение всего года. Ель отличается высокой степенью влаголюбивости, она предпочитает глинистый грунт. Леса, состоящие из таких деревьев, весьма темные, так как кроны смыкаются плотно, затрудняя прохождение солнечного света.

Под елями могут произрастать лишь теневыносливые растения. Сосны намного лояльней относятся к характеристикам почвы, они легко растут даже на песчаном грунте. Данное растение является светолюбивым и тянется повыше к небу. Сосны и ели применяют в рецептурах народной медицины. При этом знахари собирают хвою, побеги, почки, шишки и живицу данных растений. Сосна оказывает противовоспалительное и общеукрепляющее воздействие, она дезинфицирует и успокаивает, расширяет сосуды и очищает кровь. Данное растение является также неплохим мочегонным и желчегонным.

Ель используют в качестве отхаркивающего, дезинфицирующего и обезболивающего средства. Она также способна оказывать мочегонное, желчегонное и потогонное воздействие. Медикаменты на основе хвойных деревьев используют в лечении кожных недугов.

Чуть менее распространенными хвойными деревьями являются кедр и лиственница. Первый встречается в сибирских лесах и является особенно могучим деревом, имеющим темную хвою. Данное растение отличается высокой степенью полезности, оно является источником орехов, содержащих огромное количество полезных свойств. Особенно известным является кедровое масло, которое содержит прорву активных веществ. Данный продукт эффективно вылечивает кожные недуги, в том числе и аллергические расстройства, борется с простудными болезнями, язвами и т.п. Кедровое масло замечательно укрепляет организм, помогает устранить синдром хронической усталости и повысить работоспособность.

Довольно распространенной является береза. Это дерево растет в основном на горках, но может формировать и целые посадки. Все части этой культуры характеризуются массой полезных свойств и активно применяются в рецептурах народной медицины. Препараты на основе березы обладают противовоспалительными и антисептическими свойствами. Помимо того они эффективно устраняют боль и вылечивают авитаминоз. Береза помогает вылечить кожные болезни, глистные инвазии, проблемы с суставами.

Кустарники

Довольно часто в лесу можно увидеть шиповник. Это растение таит в себе множество острых шипов, по весне оно украшается красивыми ароматными цветками, на месте которых к осени формируются яркие плоды красного цвета. Именно этот дикий кустарник принято считать прародителем всем известной королевы цветов – розы. Шиповник – это удивительное растение по содержанию полезных элементов. Именно его ягоды содержат просто огромное количество витамина С и поэтому часто используются в борьбе с простудами. Однако в терапевтических целях используют также прочие части растения, и листву, и корни. Шиповник излечивает малокровие, укрепляет сосуды, помогает избавиться от гипертонии и вывести шлаки

Орешник

Этот куст может жить в лесу до семидесяти лет, а плоды он начинает давать спустя шесть лет после посадки. Взрослое растение способно принести до трех килограмм орешков, чем спасает от голода самых разных обитателей леса. Лещина излечивает проблемы с венами, поэтому ее принято использовать в борьбе с варикозом, капиллярными геморрагиями, перифлибитами, трофическими язвами и прочими недугами подобного плана. Также эта культура помогает в борьбе с атеросклерозом и простатитом.

Малина

Лесная малина сильно отличается от своей окультуренной подруги. Ее ягоды обладают более мелким размером, да и вкусовые их качества другие. Однако это растение обладает огромным перечнем полезных свойств. При этом в терапевтических целях используют листки, цветки, ягоды и корешки лесной культуры. Они используются для борьбы с простудой, так как оказывают замечательное потогонное и противовоспалительное воздействие. Сок из плодов малины эффективно заживляет язвенные поражения. Препараты на основе данной культуры помогают устранить кожные недуги, гипертонию, малокровие, цингу и предотвратить атеросклероз.

Мы рассмотрели лишь небольшую долю растений, встречающихся в лесах по территории нашей страны.

Лесообразующим видом этого типа леса является сосна обыкновенная. Часто сосновый лес называют бором. Сосна имеет свои биологические особенности, а поэтому и общий облик, строение этого фитоценоза значительно отличается от леса елового.

Сосна обыкновенная – светолюбивая порода, она мирится с недостатком и избытком влаги в почве, нетребовательна к минеральному питанию. Характерной особенностью сосны является способность постепенно в течение жизни сбрасывать нижние ветви; крона ее сосредоточена вверху. Светолюбие сосны приводит к тому, что леса, образованные ею, всегда хорошо освещены до самых нижних ярусов, и все сопутствующие ей растения также относятся к группе гелиофитов (светолюбивых растений). Сосновый лес кажется редким, светлым, он не образует густых, тенистых насаждений. Ежегодно у сосны нарастает одна мутовка основных ветвей, поэтому по боковым мутовкам можно определить возраст дерева. Хвоинки сосны обыкновенной располагаются попарно на укороченных побегах, живут 3 – 4 года. Шишки сосны, в которых образуются семена, живут на дереве почти 2 года, и за это время, окраска чешуй и внешний вид шишек сильно изменяются. В насаждения сосны формируются высокоствольные деревья с прозрачной кроной (мачтовый лес). На открытых местах, у дерева образуется сбежистый ствол, на котором долго сохраняются освещенные со всех сторон нижние ветви. Сосна достигает в высоту 30 – 50 м при диаметре ствола 40 – 100 см. Живет до 300 – 350 лет, но встречаются и долгожители (400 – 500 лет).

В сосновом лесу создаются своеобразные экологические условиябольшое количество света, недостаточное количество влаги, бедность почвы минеральными веществами и своеобразный сухой климат. Сосны выделяют большое количество эфирных масел; воздух пропитан фитонцидами.

Рис.2 Растения соснового леса

1 – сосна обыкновенная; 2 – ястребинка волосистая; 3 –вереск обыкновенный; 4 – кошачья лапка двудомная; 5 – вейник наземный; 6 – очиток едкий; 7 – молодило побегоносный; 8 – тимьян обыкновенный; 9 – дивала многолетняя; 10 – олений лишайник (кладония).

Широкое географическое распространение сосны объясняется ее способностью расти в различных климатических и почвенных условиях. Сосна растет в самых разнообразных условиях: на сухих, торфяных почвах, на сыпучих песках, в горных районах. Это объясняется строением ее корневой системы.

Корневая система сосны стержневая. В отличие от ели корни сосны обычно глубоко проникают в почву и одновременно имеют хорошо развитые боковые поверхностные корни. Такое строение корневой системы способствует поглощению воды и из глубоких, и из поверхностных слоев почвы. На болотистых почвах сосна имеет поверхностную корневую систему. Сосна хорошо переносит заморозки.

Однако сосна как светолюбивое растение не переносит затенение, поэтому с появлением в сосновом лесу ели, сильно затеняющей почву, всходы сосны не развиваются, и постепенно ель полностью вытесняет сосну.

Пихта сибирская – дерево, достигающее в высоту 30 – 35 м. Это теневыносливое растение, ее нижние ветви сохраняются долго. В насаждениях созревания пихты и переход к цветению наступает к 40 – 50 годам. Живет до 200 – 250 лет, но уже к 70 – 80 годам ствол поражает гниль, что обесценивает древесину. Кора пихты гладкая, темно – серая, с многочисленными вздутиями, заполненными ароматной смолой. Хвоя пихты мягкая, плоская, с 2 – мя белыми полосками на нижней стороне – местами размещения устьиц. Женские шишки пихты направлены вертикально вверх.

Своеобразные условия среды в сосновом лесу способствуют росту в нем под пологом сосны светолюбивых кустарничков и видов травянистой растительности.

Кустарники соснового леса могут быть представлены можжевельником, вереском, брусникой и черникой.

Можжевельник обыкновенный вечнозеленый кустарник, двудомное растение. Узнать женский экземпляр можно по черно – синим шишкам похожим на ягоды. Чешуйки женской шишки во время созревания семян становятся мясистыми, образуя шишкоягоду, которой питаются многие птицы, разнося по лесу семена можжевельника

Вереск вечнозеленое растение, темно-зеленой окраски, с мелкими, прижатыми, почти трехгранными черепитчато расположенными листьями, с лилово-розовыми цветами, собранными в однобочные кисти, высота их 15-30 см.

Брусника и черника типичные растения хвойного леса, где они нередко образуют сплошной покров. Размножаются они семенами и вегетативно. Длительность жизни отдельного куста черники как структурной единицы многолетнего растения не превышает 12 –15 лет, брусника 10 –15 лет.

Рис.3 Кустарнички

А – брусника; Б –черника; В – первичный куст и образование новых кустов у черники: 1 – цветок; 2 – плод; 3 – система главного корня; 4 – придаточные корни; 5 – корневищ

Травянистые растения

Кислица обыкновенная – многолетнее, корневищное, летне–зимнезеленое растение с ползучими побегами. Горизонтальное положение листьев обеспечивает наиболее полное использование света, проникающего под полог леса. Цветки кислицы белого цвета, хорошо заметны под пологом олиственных деревьев.

Кошачья лапка – небольшое многолетнее двудомное растение с лежачими побегами семейства сложноцветных. Мелкие цветки собраны в соцветие – корзинку, которое выглядит как нежно бархатистые головки, напоминающие кошачьи лапки. Листья и стебель растения бело – войлочные от покрывающих их волосков (защита от испарения и перегрева на солнечных лучах).

Кроме этих растений могут встретиться: седмичник европейский, вероника лекарственная, грушанка круглолистая, ястребинка волосистая и т. д.

Папоротники

Обычны в сосновых лесах: Щитовник – мужской (рис.4) или женский папоротник; Кочедыжник – мужской или женский папоротник; Голокучник Линнея; Орляк.

Грибы

Грибы – организмы, лишенные зеленой окраски и питающиеся готовыми органическими веществами. Насчитывается около 200 видов грибов, используемых разными народами в пищу. Хорошо известны и пригодны в пищу белые, подосиновики, подберезовики, моховики, маслята, сыроежки, осенние опята, рыжики, волнушки, грузди и др. Сильно ядовиты мухоморы (пантерный, порфировый, красный и др.), бледная поганка – желтая, зеленая, белая; ложный - серый опенок, ложный - кирпично – красный опенок.

Рис.4 Щитовник мужской

1 – часть листа; 2 – общий вид папоротника; 3 – заросток; 4 – лист и сорус на поперечном срезе

В хвойных лесах встречаются разнообразные мхи и лишайники. Из лишайников растут преимущественно кустистые кладонии. Внешний вид кладонии в сосновом лесу меняется в зависимости от погоды: в сухие летние дни подушкообразные массы лишайника – серо-зеленые, тусклые, после дождя они блестящие, темно-зеленые.

РАСТЕНИЯ ЛИСТВЕННОГО ЛЕСА

Лиственный лес значительно отличается от хвойного по внешнему виду, разнообразию видов растений и месторасположению. В лиственном лесу всегда прохладнее, чем в хвойном. Сообщество лиственного леса более сложное. В нем легко установить 2-3 яруса древесных растений, тогда как в хвойных лесах обычно один ярус древесных растений. Травяной покров в лиственном лесу богат видовым разнообразием и способен образовывать 2-3 яруса. В общей сложности в лиственном лесу легко установить 5-8 ярусов растений.

В лесу виды трав распределяются неравномерно: на лучше освещенных местах травы растут гуще и в большем разнообразии видов. В лиственном лесу обычно отсутствует покров мхов; вечнозеленых растений очень мало, а обычных травянистых растений значительно больше, среди них имеется большое разнообразие многолетних злаков и осок.

Для лиственных лесов характерно наличие большого количества ранневесенних трав, которые обычно называют подснежниками; в хвойных лесах они отсутствуют.

Лиственный лес в течение лета сменяет свой внешний вид несколько раз. С ранней весны в нем зацветают подснежники, затем кустарники; у доминирующих деревьев листья в это время еще не полностью распускаются. К осени в лиственном лесу снова происходит смена внешнего вида: листья желтеют, у некоторых деревьев краснеют, затем наступает листопад и лес становится голым (прозрачным).

Во время знакомства с древесными растениями лиственного леса следует обратить внимание на строение кроны отдельных деревьев. У одних деревьев (ясень) крона бывает довольно рыхлая – редкая, она легко пропускает солнечные лучи; у других деревьев (липа) крона очень густая – плотная, она меньше пропускает солнечные лучи к почве. Такое различие в строении кроны деревьев обуславливает наличие в лесу пород деревьев с разной теневыносливостью.

Рис.5 Растения лиственного леса

1 – дуб обыкновенный; 2 – клен платановидный; 3 – липа мелколистная; 4 – ясень обыкновенный; 5 – лещина обыкновенная; 6 – сныть обыкновенная; 7 – копытень европейский; 8 – медуница неясная; 9 – ландыш майский; 10 – вороний глаз; 11 – звезчатка ланцетовидная.

Из травянистых растений преобладают виды, приспособленные к значительному затенению: кислица, костянка, звездчатка, майник, седмичник, вороний глаз, овсяница, мятлик лесной и др. Большая часть травянистых лесных растений относится к числу тенелюбивых и теневыносливых многолетних корневищных растений. Цветки травянистых растений часто белые, хорошо заметные на фоне темной зелени в сумраке под пологом леса. Это способствует перекрестному опылению их немногочисленными насекомыми – опылителями в лесу. Однако семенное размножение у многих растений подавлено вследствие недостатка насекомых-опылителей. У большей части растений преобладает вегетативное размножение.

Под пологом лиственных деревьев встречаются весенние эфемероиды – многолетние травянистые растения с коротким вегетационным периодом. Они успевают закончить цикл развития до полного развертывания листьев на деревьях и тем самым как бы уходят от затенения (ветреницы, пролеска, зеленчук, чистяк лютичный, гусиный лук и др.).

Широколиственными называют леса, где преобладают липа, дуб, бук, граб, ясень или другие листопадные древесные породы с крупными листьями. В кустарниковом ярусе много орешника, жимолости бересклета, шиповника, крушины. Богат травяной покров: здесь и лесное широкотравье (сныть, осока волосистая, зеленчук желтый, фиалки, медуница и др.), и многочисленные папоротники и мхи, хотя последние и не образуют сплошного мохового покрова, как это можно видеть в хвойных лесах.

Лесная подстилка в широколиственных лесах – основная зона жизни растений травянистых ярусов. В ней находятся корни, корневища, клубни, столоны многолетних трав. Наиболее многочисленны здесь длинно- и короткокорневищные многолетние травы, которые разрастаются зарослями (копытень, сныть, осока волосистая, фиалки и др.).

В широколиственных лесах возможно подснежное развитие растений, особенно в тех районах, где почва зимой не промерзает. Некоторые травы зимуют с зелеными листьями (так называемые зимне–зеленые растения) – живучка ползучая, осока волосистая, копытень европейский, зеленчук желтый.

Освещенность почвы в широколиственном лесу резко меняется по сезонам. Можно наблюдать следующие фазы:1-я – светлая, весенняя (до раскрывания почек на деревьях, освещенность 50-90%); 2-я – полутеневая (от начала раскрывания почек до полного формирования листьев, освещенность 30-50%); 3-я – летняя теневая (освещенность 1-6%); 4-я – светлая осенняя (после опадения листьев с деревьев, освещенность 70-80%). Летняя теневая фаза занимает большую часть вегетационного периода. Соответственно этим фазам идет цветение трав в широколиственных лесах идет этапами:

1 – весеннее (ветреница, подснежники, гусиный лук, примула, чистяк, печеночница),

2 – весенне-летнее (ландыш, копытень, медуница, купена, герань лесная),

3 – летнее (лесные злаки, колокольчик).

Во всех районах, где есть широколиственные леса, можно встретить в травяном покрове виды сныти, звезчатки, осоки, чины, яснотки, золотарника, хохлатки, лилии, купены и др. Травяной покров широколиственных лесов очень богат (более 500 видов, относящихся к 209 родам из 52 семейств).

Дуб черешчатый – в благоприятных условиях крупное дерево с широкой густой кроной, которую дуб приобретает лишь к 60-80 годам. Возраст дуба может быть очень значительным (до 2000 лет), но обычно деревья в дубравах живут 300-400 лет и менее. Не всегда дубы имеют древовидную форму кроны, чаще в лесах можно видеть крупный дубовый кустарник, особенно в засушливых районах, где у дуба вместо одного высокого ствола образуется много мелких стволиков. Стебли дуба покрыты корой, богатой дубильными веществами, которые используются как в производстве, так и в медицине.

1 – ветвь с мужскими соцветиями; 2 – часть соцветия; 3 – побег с плодами; 4 – женский цветок; 5 – годичный побег из двух элементарных: а – первый прирост (весенний); б – второй прирост (летний, или Иванов побег)

Дуб – дерево листопадное, но у поздних форм листья, пожелтевшие и увядшие, остаются на дереве всю зиму и опадают весной перед появлением новых. Листорасположение очередное, листья черешковые, продолговато-обратнояйцевидные, перистолопастные. Цветет дуб одновременно с распусканием листьев. Цветение и распускание листьев дуба совпадает с последним возвратом холодов, что бывает в начале июня, после чего наступает летнее тепло.

Цветки дуба собраны в сережки – тычиночные и пестичные. Тычиночные сережки дуба имеют тонкие длинные оси, на которых расположены цветки; они легко раскачиваются ветром. Пестичные цветки развиваются в почках и открываются одновременно с распусканием листьев, они расположены группами по 2-3 вместе. Основание завязи, впоследствии превращающейся в плод – желудь, находится на дне особого образования – плюски.

Желуди дуба созревают осенью в год цветения и опадают на землю. Они способны прорасти сразу после опадения с дерева и даже на дереве.

Липа сердцелистная - высокое дерево, достигающее иногда 600- и даже 1000-летнего возраста, но обычно живущее не более 300 – 400 лет. Листорасположение у липы очередное, листья средних размеров, при основании сердцевидные, по края мелкозубчатые. Липа образует густую крону, дающую тень, и относится к теневыносливым породам. У листьев имеются крупные розовые прилистники, которые опадают весной одновременно с распусканием почек. Цветет липа поздно, в июне – июле. Цветки бело-желтого цвета, собраны в полузонтики по 5-7 на общей цветоножке, с прицветным листом. Они сильно пахнут и содержат много нектара. Липа – один из важнейших медоносов. Плоды-орешки созревают в конце лета и опадают с дерева осенью и зимой.

К почве липа требовательна, но встречается на свежих оподзоленных супесчаных и суглинистых почвах, а также в поймах рек и по оврагам. Исключительная теневыносливость и зимостойкость липы сделали ее желанным деревом во многих парковых хозяйствах и городских бульварах.

  • Расширить представления учащихся о природной зоне лесов.
  • Систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки растений и животных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

Дежурные синоптики сообщают прогноз погоды.

2) У. Сегодня на уроке нас ждут открытия. Какие они будут – большие или маленькие? У каждого они будут свои. А ждет нас сегодня, угадайте что? Презентация

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём.

Д. Лес.

У. Лес – это загадка природы, которую вы будете постепенно изучать, разгадывать.

У. Посмотрите на доску. Назовите одним словом, что изображено на картинках.

(Дуб, ель, земляника, малина, шиповник, одуванчик)

Д. Растения.

У. Как располагаются растения в лесу?

Д. Ярусами.

У. Сколько ярусов у леса?

У. Какой этаж в лесу называется первым?

Д. Первый ярус в лесу тот, который ближе к солнцу.

У. Кто живёт на первом ярусе?

Д. Деревья.

У. Кто живёт на втором ярусе?

Д. Кустарники.

У. А на третьем?

Д. Травянистые растения

У. И на четвертом.

Д. Мхи и лишайники

У. Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме: “Растения леса” предлагаю вам выполнить задания в тестовой форме.

Обведите кружочком варианты правильных ответов.

1. Растения, у которых один ствол:

а) травянистые растения;
о) деревья;
м) кустарники.

2. Зачем нужны леса?

т) дают пищу и убежище;
в) чтобы гулять;
з) для украшения земли.

3. Какой ярус самый высокий?

а) травянистые растения;
л) деревья;
у) кустарники.

4. Какое растение является жителем леса?

г) ковыль;
ф) типчак;
и) ландыш.

5. Почему растения растут ярусами?

ч) растениям нужно разное количество света;
д) удобно для животных;
э) удобно для человека.

6. Как называется сосновый лес?

ч) роща;
н) бор;
и) дубрава.

7. Наука о растениях называется …

я) зоология;
о) ботаника;
ш) анатомия.

Собери слово из букв

III.

Физкультминутка

IV. Сообщение темы и целей урока

У. Прочитайте слова, записанные на доске.

Д. Волк, воробей, барсук, бабочка, ромашка, дрозд, стрекоза.

У. Какое слово лишнее? Почему?

Д. Лишнее слово – “ромашка”, потому что это травянистое растение.

У. К остальным подберите общее название.

Д. Животные.

У. Животные леса. Так звучит тема нашего урока.

V. Совместное открытие новых знаний.

У. Даже знакомый лес, в который вы часто ходите гулять, таит в себе немало загадок. Лес полон жизни, хоть это порой и скрыто от людских глаз. Его населяет множество живых организмов.

1) У. Отгадайте, о каких животных идёт речь.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы?

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт?

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна?

Д. Медведь

Кто по ёлке ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?

Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный.

Вывод: тело животных, которых покрыто шерстью, называют ЗВЕРИ.

У. Кого вы услышали?

У. Каких лесных птиц вы знаете?

У. Назовите существенные признаки этих животных.

Вывод: тело животных, которых покрыто перьями, называют ПТИЦЫ.

У. Какие интересные факты из жизни птиц вы знаете? Хотите пополнить свои знания?

Примерный рассказ ученика

– Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Вороны, галки, сороки, коршуны, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

А знаете ли вы, что …

– Выше всех летает … орел. Самая маленькая в нашей стране …. королек. Самый длинный язык у … дятла (15 см). Самый длинный хвост у …. сороки.

3) Разгадайте ребусы: (бабочка, комар, муха)

У. Назовите существенные признаки этих животных.

Вывод: животные, у которых 6 ног, называют НАСЕКОМЫМИ.

У. А можно ли паука назвать насекомым? (сообщение ученика о пауках)

Примерное сообщение ученика.

Паучка, конечно, видел каждый. Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко, соединенные между собой тонким перехватом. На голове у паука есть восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. Наверное, вы знаете, что пауки – хищники! Ведь они питаются другими насекомыми – мухами, комарами, жучками и бабочками. Крыльев у пауков нет, быстрых ног тоже, поэтому ловит хитрец летающих насекомых с помощью сети. Внутри брюшка у паука спрятаны особые паутинные железы. Оттуда через мельчайшие отверстия выступает тягучая жидкость, которая при движении паука вытягивается в тонкие нити. Сначала он строит рамку, потом ведет лучеобразные нити, и соединяет их особой клейкой паутинкой, к которой и прилипают попавшие в сеть насекомые. В конце лета у пауков появляются малыши. Мама – паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него несколько сот яичек. Скоро из них вылупляются маленькие новорожденные паучки. Некоторое время “ребятишки” живут все вместе в теплом и уютном гнездышке, сплетенном для них мамой. Паучиха старательно кормит малышей насекомыми, а кокон защищает их от холодной росы, дождя и ветра. Когда паучата подрастут, они начнут сами плести паутинки и добывать пропитание. А в начале осени попрощаются с родными местами и разлетятся по окрестностям.

VI. Физкультминутка “Топай, хлопай, приседай”.

Учитель называет животных леса. Приседают дети – показывают насекомых, хлопают – птиц, топают – зверей.

VII. Итог урока

Вот мы и познакомились с животными нашего леса.

Пусть живут в лесу у нас
Лоси и медведи.
Будем с ними мы дружить
Как добрые соседи.

У. Что надо делать, чтобы было так?

Д. Не кричи, не пугай зверей; не лови ради забавы бабочек и муравьев; не убивай змей, лягушек; береги муравейники; не сори в лесу, убирай мусор за собой.

VIII. Творческая работа “Рисуем вместе”

Участвует весь класс. Дети делятся на группы. Каждая группа выполняет задание: найди и раскрась. Затем все картины объединяются в одну большую картину.

У. Что объединяет все 4 картины? Озаглавьте картину, которая у нас получилась.

У. Не случайно говорят, что лес – наше богатство. Почему?

У. Лес – это бесценная красота, кислород, животный и растительный мир.

Молодцы! Спасибо вам за активную работу.

Урок окружающего мира

Тема урока: Лес – природное сообщество.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.

1. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

2. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

3. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

4. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.

растений, животных, мультимедийная презентация, атлас-определитель «От земли до неба», карточки с заданиями для групповой работы, карточки для самооценки.

Действия учителя

Действия учеников

1.Мотивация

к учебной

деятельно-

У меня хорошее настроение. А у вас? Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Закройте глаза (Включается запись пения птиц).

Представьте, что вы на лесной полянке, ярко светит солнышко, весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнять трудные задания.

2.Актуализа-

ция знаний

Ребята, отгадайте загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает,

Весной опять оживает.

Мы уже изучали лес, как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально, как бы "рассматривая его под микроскопом".

А что же такое лес? Что вы уже о нем знаете?

Сейчас ваша одноклассница расскажет «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес», а вы сделаете из нее вывод.

«Один художник решил нарисовать лес.

Что такое лес? - размышлял он. - Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи, они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался лесовик. Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

Нет, - сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

Вот это настоящий лес! - сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!».

Итак, что же такое лес? (Слайд№4 ).

-Ученые называют лес природным сообществом. Как вы это понимаете?

Что такое сообщество?

А в словаре Ожегова это слово объясняется так:

Лес – это природная зона, которая находится южнее зоны тундры. Обитатели леса:

животные, насекомые и птицы. Растения в этой зоне многообразны: деревья, кустарники, травы, грибы, ягоды (Слайд №2 ).

Слайд №3.

Лес - целый мир, в котором обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, а ещё больше скрыто от наших глаз.

Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

Сообщество –

1.Объединение людей, имеющих общие цели;

2.Группа растительных и животных организмов, живущих вместе.

Целеполага-ние и планирова-ние предстоя-

щих действий

Как вы думаете, чем мы займемся на уроке? Какую цель вы себе поставите на урок?

Сформулируйте тему урока (Слайд №5 ).

Чтобы изучить лес, как природное сообщество, нам нужно определить план наших действий. На слайде №6 есть план, но пункты перепутаны. Поставьте их в правильной последовательности.

(План записывается на доску).

Изучить лес, как природное сообщество. Проследить взаимосвязи в сообществе, познакомиться подробно с растениями и животными леса. Доказать, что лес является природным сообществом.

«Лес–природное сообщество».

Дети рассуждают и переделывают план.

1)Узнать, как располагаются растения в лесу.

2) Изучить обитателей леса.

3)Выявить взаимосвязи между обитателями леса (невидимые нити).

Систематизация знаний с

элементами исследова-

Физкультми-

Первичное закрепление с проговариванием

Закрепление

Рефлексия

Домашнее задание

Первый пункт плана помогу вам выполнить я.

Рассмотрите слайд «Смешанный лес» (слайд№7 ). Чем является лес для живых организмов? Какой это дом?

- Верно.Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. (На доске появляется модель многоэтажного дома в виде лесенки).

Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей.

2) Растения с мягкими зелеными стеблями.

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем.

4)На горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

На самой земле вместе с грибами растут мхи и лишайники.

Расположите названия ярусов в порядке уменьшения (на доске)

Итак, скажите, как располагаются растения в лесу? Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами?

Далее мы будем изучать обитателей леса: (растения, животных, грибы), и выявлять взаимосвязи между ними (2 и 3 пункты плана). Для этого разделимся на группы: ботаники, зоологи, экологи и отдельная группа ученых, которая будет изучать грибы.

1 группа – ботаники – будет изучать растения леса.

Задание: рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа-определителя и заполните таблицу (написать по 3 растения, которые растут в лесах нашего края).

Ярусы леса

Ответить на вопрос:

Какое значение имеют растения для животных?

2 группа – зоологи – будут изучать животных леса.

Задание: приведите примеры животных нашего края (с помощью атласа-определителя) и заполните таблицу:

Животные

на деревьях

Ведут наземный образ жизни

насекомые

земноводные

насекомые

пресмыкающиеся

млекопитающие

млекопитающие

млекопитающие

Составьте рассказ о животных, заполните пропуски.

«Весь лес от верхушек деревьев до земли заселён …. В нашем крае обитают разные животные, которые:

Обитают в почве: …, …, ….

В лесу нелегко найти животных, потому что ….

Животных в лесу …, чем растений.

Животные имеют для растений большое значение, например белка…»

3 группа – экологи – будет составлять цепи питания. Задание:

Составить из карточек 2 цепи питания, характерные для нашего леса.

1. Дятел, жук – короед, кора дуба,

2. Муравьи, листья дерева, медведь, гусеницы.

Привести пример экологического равновесия на примере взаимоотношения дерева и жука - короеда.

а) Страшен ли жук короед молодому дереву?

б) А когда дерево стареет?

в) Пользу или вред наносят короеды лесу?

4 группа ученых будет изучать отдельную группу - грибы. Задание: прочитать текст на с. 179 учебника и ответить на вопросы:

1. Как грибы связаны с растениями?

2. Как грибы связаны с животными?

3. Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?

Группы выполняют задания.

А сейчас немножко отдохнем. Выполним физкультминутку.

(«Мы старались, мы трудились»).

Группы выступают по очереди. По мере выступления на экране появляются слайды.

1)Ботаники: Слайды№8-11.

2)Зоологи: Слайд №12.

3)Экологи.

4)Отдельная группа ученых, изучающих грибы.

Сделаем выводы из наших исследований. В начале урока было сказано, что лес является природным сообществом. Приведите доказательства, что это действительно так. Расскажите о взаимосвязях между обитателями леса.

Итак, все живые организмы леса живут сообща. Мы доказали, что лес является природным сообществом.

Работа в парах. Решите экологические задачи на с 180-181 учебника. «В лесу складывается экологическое равновесие. Вот пример: живущие здесь мыши и полевки поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? А потому что в лесу…Закончите это объяснение. Приведите другие примеры экологического равновесия в лесу.

Что необходимо сделать в конце урока?

Какую цель ставили перед собой на уроке?

Как вы думаете, достигли вы цели?

Что было на уроке трудным? Интересным?

Проанализируйте свою работу на уроке. На карточке отметьте «+» те высказывания, с истинностью которых вы согласны.

1. Я знаю, что такое сообщество

2. Я знаю, почему лес называют многоэтажным домом.

3. Я знаю животных и растения леса

4. Я понял, как взаимосвязаны все обитатели леса.

5.Я доволен своей работой на уроке.

Слайд №13.

С. 175-182, изучить материал учебника, ответить на вопросы.

Для желающих – творческое задание:

Кто желает стать доктором - изготовить книжку-малышку «Зеленая аптека» (О лекарственных растениях леса).

Кто желает стать писателем – найти пословицы, поговорки, загадки о птицах и животных, оформить их в книжку-малышку.

У кого «золотые руки» - изготовить кормушки для птиц.

Кто желает стать художником – нарисовать плакат в защиту лесного сообщества.

Домом. Этот дом многоэтажный.

Кустарники.

Трава, цветы.

Деревья - хвойные, лиственные.

Деревья, кустарники, травы, грибы, мхи и лишайники (Дети прикрепляют карточки на доску).

Они расположены ярусами (этажами). Деревьям нужно много света, это светолюбивые растения. Другим растениям его требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев. Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений. Каждое растение нашло в лесу своё место.

1группа – ботаники:

Ярусы леса

шиповник

земляника

ветреница

Растения являются средой обитания для живых организмов, растения являются пищей для животных, растения вырабатывают кислород для дыхания животных.

2 группа – зоологи:

Животные

на деревьях

Ведут наземный образ жизни

жук-короед

жук-могиль

«Весь лес от верхушек деревьев до земли заселён (животными). В нашем крае обитают разные животные, которые:

Живут на деревьях, например, …, …, …

Ведут наземный образ жизни: …, …, ….

Обитают в почве: …, …, ….

В лесу нелегко найти животных, потому что они прячутся в листве деревьев, в траве, кустах.

Животных в лесу больше, чем растений.

Животные имеют для растений большое значение, например белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, таким образом, распространяя семена».

3 группа – экологи:

1. Кора дуба, жук-короед, дятел, ястреб.

2. Листья дерева, гусеницы, муравьи, медведь.

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Для леса это польза.

4 группа – отдельная группа ученых:

1. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями.

2. Грибами питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, насекомые. Также грибы являются лекарством (мухомор).

3.Грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу: пней, упавших стволов, отмершей листвы.

Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи.

Растения не могут жить без животных, а животные без растений. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.

Например, животные распространяют семена. Растения дают животным укрытие, кислород для дыхания, пищу.

Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями, грибами питаются и лечатся животные, грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу.

Потому что в лесу существуют животные, которые питаются мышами, например, лиса, медведь, сова.

Подвести итог.

Изучить лес и доказать, что он является природным сообществом.

Леса - это главное богатство народа, а еще их называют легкими планеты. Без них люди задохнулись бы от вредоносных выбросов, которые ежедневно в огромном количестве попадают в атмосферу. Кроме того, лес дает древесину - экологически чистый строительный материал. Он - подлинный кормилец и лекарь, обеспечивающий людей ягодами, грибами, орехами и лекарственным сырьем.

Виды лесов

Лесные массивы занимают треть суши и растут как в холодных, так и жарких странах. Со временем их становится все меньше и меньше. Человек уничтожает лес, строя города, добывая древесину, распахивая поля для посева хлеба, огородов и садов. Лесные массивы состоят из хвойных, лиственных, смешанных и вечнозеленых растений. Они имеют ярусное строение, состоящее из:

  • полога - это кроны самых больших деревьев;
  • подлеска: низкие деревья и кустарники;
  • травяного яруса, состоящего из травы и совсем маленьких кустарничков;
  • приземного - мхи;
  • лесной подстилки, в ее состав входят остатки органики на поверхностном слое почвы;
  • подземного яруса, что состоит из корневой системы растений, грибов и микроорганизмов.

Какие растения растут в лесу (подлеске)? Здесь располагаются низкорослые деревья и кустарники, которые находятся в тени верхнего яруса. В смешанных и широколиственных лесных массивах, в подлеске можно увидеть малину, крушину, можжевельник, лещину, рябину, бересклет, а в светлохвойных и хвойных лесах - карликовые березки, плакучие ивы и ольху.

Условия произрастания

Лесная подстилка состоит из опавших плодов, листьев, коры, веток, умерших личинок насекомых, куколок и животных. В ней идет бурная жизнь, миллионы разных обитателей приходятся на каждый квадратный метр земли. В их число входят простейшие, различные бактерии, всевозможные насекомые и грызуны.

Значение подстилки заключается в следующем:

  • в образовании перегноя, который питает почву;
  • в предохранении земли от воздействия внешней среды;
  • в координации количества кислорода в грунте.

Валежник - это ветки, суки и стволы деревьев верхнего яруса, которые упали на землю. С одной стороны, он полезен тем, что удобряет землю, а с другой, опасен, так как в упавших живых остатках деревьев размножаются вредители, опасные для здоровья леса, также он может являться причиной пожара. Обычно его частично уничтожают.

Немаловажное значение имеет и подземный ярус. Разная глубина залегания корней трав, различных кустарников, низкорослых и высокорослых деревьев образует несколько ступеней под землей. Корни верхнего подземного яруса забирают дождевую влагу у находящихся ниже. А более глубоко расположенная корневая система получает подземную воду намного раньше.

Растения подлеска

Какие растения растут в лесу? Крупные деревья полога окутывают тенью массивы подлеска, поэтому там предпочитает размещаться тенелюбивая растительность. В таких местах значительно меньше испарение и температура поверхностного слоя земли. Эти условия благоприятны для роста грибов. Кажется странным, но рябина, что растет в лесу, родственница великолепной розы, которую превозносят за ее великолепнейшие цветы. А рябина популярна гроздьями ярко-красных ягод, корой и листьями, обладающими целебными свойствами. На Руси издавна считали, что рябиновый дух помогает отгонять болезни. Она занимает значительные площади подлеска.

Жимолость, кустарник, растущий в лесу, целый месяц цветет, притягивая благоуханием насекомых. Он является частью подлеска. Растения со съедобными ягодами представлены на Дальнем Востоке и восточной части Сибири. Вкус ягод напоминает плоды голубики. Бересклет - типичный кустарник подлеска, имеет ядовитые, но очень красивые плоды, которые используют в медицине. На приусадебных участках его используют как декоративное растение. Не все мелкие деревца представляют подлесок. К нему не относятся молоденькие деревья полога, называемые подростком.

Растительность смешанного леса

Такое название лес получает, если в нем только пять процентов всего количества составляют лиственные деревья, остальные - хвойные породы. К деревьям, растущим в смешанном лесу, относятся тополя, клены, липы, дубы, ивы, рябины, ольха, ели и сосны. Травянистая растительность лесов довольно разнообразна. Здесь можно встретить медуницу лекарственную, фиалку, сныть, чину весеннюю. В них находится большое скопление птиц, которым достаточно корма и есть возможность укрыться от врагов.

Съедобные ягоды в лесу

Собирать лесные ягоды можно в летний и осенний периоды.

  • Брусника растет на маленьких кустиках в сухих сосновых лесах. Плоды имеют ярко-алый цвет, а в зрелом виде темно-коралловый. Время сбора: конец августа - сентябрь. Ягоды парят, мочат, варят варенье и джемы.
  • Часто можно встретить невысокое стелющееся по земле растение, что растет в лесу, под названием костяника. Ее плоды по внешнему виду напоминают ягоды малины с косточками внутри. Их используют для приготовления домашнего вина.
  • Голубика растет на высоких кустах, ягоды крупные, цвет темно-синий, мякоть водянистая с зеленоватым оттенком. Из нее варят варенье, употребляют в сыром виде, готовят вино.
  • Черника является одной из самых полезных ягод, имеющих сине-черный цвет. Плоды содержат краситель. Растет на небольших кустиках, на влажных, затененных местах. В ягодах содержится много полезных веществ. Применяется в свежем, сушеном и мороженом виде.
  • Бузина, что растет в лесу на деревцах или кустарниках, содержит ядовитые вещества в недозревших ягодах красного цвета. Спелые некрупные черные плоды схожи с черной смородиной. Время сбора август-сентябрь. Некоторые виды растения культивируют на дачных участках.
  • Клюква произрастает на болотистых местах. Из всех дикорастущих ягод она считается самой целебной. Растение, стелющееся с мелкими листочками. Плоды красного и бордового цвета имеют кислый вкус, содержат много полезных веществ, хорошо хранятся. В нетрадиционной медицине клюкву использовали с древности.

Ягоды, растущие в лесу, более полезны для здоровья человека, чем садовые.

Как отличить съедобные от ядовитых?

Лесные ягоды могут быть ядовитыми, которые ни в коем случае нельзя употреблять в пищу человеку. Следует отметить некоторые растения, плоды которых употреблять нельзя:

  • белладонна (красавка), ягоды имеют шаровидную форму черного цвета, напоминают плоды вишни;
  • болиголов крапчатый обладает мелкими плодами яйцевидно-шаровидной формы, бока которых сплюснуты;
  • волчье лыко, ягоды величиной с горошину, сочные, цвет ярко-красный, на вкус жгучие, смертельная доза от 3 до 5 штук;
  • вороний глаз, плоды блестящие, синевато-черного цвета;
  • паслен сладко-горький, ягоды имеют удлиненную форму, сладкие, блестящие, цвет ярко-красный.

Съедобными ягодами питаются птицы, поэтому заметив помет на кустах и земле под ними, а также косточки или кожуру, можно сделать вывод, что плоды не являются ядовитыми. Хотя этот факт не дает стопроцентной гарантии, бывает, что птицы могут склевывать ягоды, которые представляют опасность для человека.

Какие цветы растут в лесу?

Некоторые люди считают, что в лесу растут только деревья и кустарники. На самом деле в нем можно увидеть поляны с разными цветами, которых большое разнообразие, очаровывающей красоты. Весной появляются первые подснежники, которыми любуются многие, кто бывает в это время в лесу. Ведь этот нежный, хрупкий цветок сумел пробиться сквозь мерзлую землю и корочку снега. Стоит заметить, что роскошная роза родом также из леса.

В сухих местах, на опушках, среди кустарников цветет фиалка трехцветная, что растет в лесу, радуя глаз своими разноцветными лепестками. В мае можно увидеть белый ковер из цветков кислицы, листочки которой кислые на вкус и содержат большое количество витамина C. Она предпочитает хвойные леса. А вот герань лесная растет в России повсюду. Фиолетовые цветки с пальчатораздельными листьями украшают лужайки лесов, растут у кустарников и оврагов, издавая запах эфирных масел. Многие лесные цветы обладают лечебными свойствами и занесены в Красную книгу.

Осень в лесу

Пришел сентябрь, после солнечных теплых дней наступила сказочная осень. Весь лес покрылся яркими красками: зелеными, желтыми, оранжевыми, красными. Подсохшая трава и опавшие листья утешительно шуршат под ногами. Иногда встречаются красочные осенние цветы, восхищающие глаз. Еще встречаются грибы: разноцветные сыроежки, рыжики, опята. Осень в лесу - это прекрасное время для грибников-любителей. Солнечные лесные поляны украшают гроздья красной рябины, а на кочках болот россыпью лежат бордовые ягоды клюквы.

В воздухе чувствуются ароматы осени: пахнет сыростью, опавшими листьями, засохшей травой. Ощущается холодок и свежесть. Быстрокрылые стрижи и ласточки уже улетели в теплые страны, а другие пернатые еще только готовятся к отлету куропатки, тетерева и рябчики устраиваются на зимовку. Путешествуя по лесу, приятно наслаждаться красотой осенней природы.

В заключение

Нелегко вообразить нашу планету без лесных просторов. Это чудное творение природы таинственным волшебником появляется в жизни человека с первых лет жизни. Лес всегда присутствует в русских народных сказках, рассказах, былинах и является соучастником богатой истории человечества. Он всегда чудесен - при любой погоде и во все времена года.