Поделки        20.03.2019   

Занятие на тему "цветы". Цветы и травы в картинках, заданиях, стихах и рассказах для детей


Детям нравятся цветы: Гоше - ГЕОРГИНЫ,
Потому что он - Георгий, в этом вся причина;
Роза - РОЗЫ обожает, Лиля любит ЛИЛИИ.
Любит Ромка лишь РОМАШКИ, в диком изобилии.

Мил Максиму алый МАК, а ЖАСМИН - Жаннетте.
Любит ИРИСЫ Иринка, больше всех на свете.
Симпатичен ЛЮТИК Любе, цветик АСТРА - Асеньке.
Лёве мил цветок ЛЕВКОЙ, ВАСИЛЁЧКИ - Васеньке;

Наде с Натою - НАРЦИСС, солнышко апреля.
А МИМОЗЫ любит Миша, НЕЗАБУДКИ - Нелля.
По душе ФИАЛКИ Филе, ОДУВАНЧИК - Оленьке,
Маргарите - МАРГАРИТКИ, КОЛОКОЛЬЧИК - Коленьке.

Нонна любит НОГОТКИ, ГЛАДИОЛУС - Глаша.
Сидор - белую СИРЕНЬ, розовую - Саша.
От НАСТУРЦИИ в восторге Настя до безумия,
ЛАНДЫШ нравится Ларисе, Пете же - ПЕТУНИЯ.

Любит Эдик ЭДЕЛЬВЕЙС, Эля любит тоже,
Он ведь цветик гор и скал, на звезду похожий!
Поле по сердцу ПОДСНЕЖНИК - любит, рвать не смея;
Кузе - милые КУВШИНКИ, Косте же - КОСМЕЯ.

А Прасковья влюблена в синие ПРОЛЕСКИ,
Мальчик Гия - в ГИАЦИНТЫ, в солнца вешнем блеске.
Любит Аннушка АНЮТКИ - цветики-трёхцветики...
Любят мамы нас, детишек, мы для них - БУКЕТИКИ!

(Н. Самоний)
Речевой материал для развития речи и координации движения

На клумбе под окошком (дети сидят на корточках лицом в круг),
Поднялись цветочки (медленно встают).
К солнцу потянулись (тянутся на носочках, руки вверх),
Солнцу улыбнулись (широко в стороны).
К солнышку листочки (ладошки развернуть вверх),
Повернут цветочки.
Развернут бутоны (руки соединить над головой).
В солнышке утонут (медленно развести руки в стороны).

Цветы.

Возле дома у калитки,
Там, где ползают улитки –
Идут по кругу, взявшись за руки.

Зацвели у нас цветы
Останавливаются, приседают.

Разноцветной красоты:
Медленно поднимаются – руки вверх.

Розы, астры и дубки,
Хризантемы, ноготки.
Загибают пальцы обеих рук, перечисляя цветы.

Пышный мы букет нарвем,
Обхватить себя скрещенными руками за плечи.

В детский садик отнесем.
Маршируют, высоко поднимая колени.

Одуванчик
Одуванчик, одуванчик!
Стебель тоненький, как пальчик
(присесть, медленно поднимаясь, показывая, как растет маленький цветок),
Голова, что шар пушистый
(руками показать большой круг).
Если ветер быстрый-быстрый
На полянку налетит
(быстрые повороты в сторону с распростертыми руками),
Все вокруг зашелестит
(потереть ладошки на вытянутых руках),
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(дети кружатся и медленно бегают в одном направлении)
И сольются с небосводом
(остановиться, прямые руки поднять вверх).
Цветы
(Дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).
Раз, два, три, выросли цветы
(медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальцами, имитируя цветы).
К солнцу потянулись —
Высоко:
(тянутся на носочках, смотрят вверх).
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелечки качал
(бегают на носочках по кругу, плавно махают руками).
Влево качнулись, низко пригнулись
(наклоняются влево, наклоняются вперед).
Вправо качнулись, низко пригнулись
(наклоняются вправо, наклоняются вперед).
Ветерок, убегай, ты цветочки не сломай
(грозят пальцем правой, потом левой руки),
Пусть они цветут, растут,
(хлопают в ладоши),
Детям радость несут
(кивают головой, улыбаются).
Колокольчик
Дон-дон-дон, — колокольчик звенит
(дети покачивают головой из стороны в сторону).
Ля-ля-ля, — что-то он говорит
(исполняют пружинку).
Динь-динь-динь, — наклоняет головку
(покачивают головой вперед).
Бом-бом-бом, — растрепал всю прическу
(легонько хлопают ладонями по волосам).
Дзынь-дзынь-дзынь, — солнцу он улыбнулся
(поднимают руки вверх, хлопают).
Дили-дон — наконец-то он проснулся
(стучат пальцами одной, потом другой руки).
Васильки
Утром солнышко проснулось
(дети трут глазки),
Улыбнулось, потянулось
(улыбаются, потягиваются),
Раскрывают лепестки
(разводят руки в стороны)
Голубые васильки
(складывают ладошки вместе).
Ветер в поле прилетел
(бегают на носочках),
Закружился, засвистел
(кружатся, свистят),
Закачались васильки,
Голубые лепестки
(качаются из стороны в сторону).
Дождь на облаке приплыл
(протягивают руки вверх),
Все вокруг он намочил.
Пьют водичку васильки,
Голубые лепестки
(причмокивают губами).
Вот и вечер пришел,
С неба солнце увел
(машут рукой).
Закрывают лепестки
Голубые васильки
(складывают руки на груди, наклоняют голову в сторону).
Цветочный сок
Пьет из чашечки жучок
(дети изображают чашку, складывая ладоши)
Колокольчиковый сок
(сжимают и разжимают пальчики на двух ладошках),
Пьют веселые букашки
(хлопают в ладоши)
Сок пахучий из ромашки
(раскрывают ладошки).
А нарядный мотылек
(машут руками-«крылышками»)
Земляничный любит сок
(потирают рукой живот).
Сока хватит всем в лесу
(разводят руки в стороны)!
Угощает шмель осу:
— Вот вам два стаканчика —
Сок из одуванчика
(показывают два пальчика на правой руке, потом на левой)!

Пальчиковые гимнастики
У нас в саду расцвел цветок (Соединяем пальчики в бутон).
Чтоб стал красив он и высок (Разъединяем пальчики).
Раскрыл наутро лепестки (ритмичные движения пальцами врозь, вместе).
Должны работать корешки (кисти вниз, пальцы врозь).
А теперь понюхаем наш цветочек - вдох носом, на выдохе длительно произносить «А-а-а-х!».
«Солнце»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)
«Цветок»
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок-пион.
(Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые — получается «бутон»; нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть; получается большой, раскрытый «цветок».)
«Оса»
Оса села на цветок,
Пьет она душистый сок.
(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — с пальцем левой руки.)
«Цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулачками вперед-назад.)
Диалоги, игры и драматизации
Черемуха
— Черемуха, черемуха, ты что стоишь бела?
— Для праздника весеннего, для мая расцвела.
— А ты, трава-муравушка, что стелешься мягка?
— Для праздника весеннего, для майского денька.
Скучать некогда
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок,
Подлетает к ней комар:
— Что ты ищешь там?
— Нектар!
— А тебе не надоело, не наскучило искать?
— Нет, тому, кто занят делом,
просто некогда скучать.
Пчела
— Где ты была?
— Тут и там.
— Где ты летала?
— По цветам.
— Что домой ты принесла?
— Мед, — ответила пчела.

ЦВЕТЫ ВЕСНЫ
Весна
Из-за гор, из-за морей
Мчится стая журавлей.
Ручейки в лесу поют.
И подснежники цветут.
Пробудилось все от сна —
Это я пришла — весна...
Тюльпаны
Нарядились все тюльпаны
В разноцветные кафтаны,
И у каждого наряд
Очень ярок и богат.
Гвоздики
Мы — гвоздички красные,
Лепестки атласные,
Стройные ножки,
Зеленые сапожки.
Одуванчик
Насмешил всех одуванчик:
Влез в пушистый сарафанчик,
Как юла он завертелся,
Сарафанчик разлетелся.

Три бабочки
(игра-драматизация по мотивам венгерской сказки)
Ведущий (В.). Жили на свете три бабочки: белая, красная и желтая. Они порхали с цветка на цветок и собирали пыльцу. Однажды солнышко исчезло. Небо заволокли грозовые тучи. Бабочки очень испугались.
Белая бабочка. Я так боюсь дождя.
Желтая бабочка. Если намокнут наши крылья, то мы не сможем летать.
Красная бабочка. Давайте спрячемся в чашечке тюльпана и переждем там дождь.
В. Тюльпан тоже боялся дождя и плотно сложил лепестки.
Желтая бабочка. Впусти нас, тюльпан; дождь начинается, а дом далеко.
Тюльпан. Желтую и красную я впущу. Но уж белую — ни за что.
Желтая бабочка. Мы же не можем бросить нашу подружку одну.
В. Но тюльпан закрыл глаза и ничего не ответил.
Красная бабочка. Что же нам делать?
Белая бабочка. Летим к лилии.
В. С трудом взмахивая крыльями, бабочки наконец добрались до озера, где жила лилия.
Белая бабочка. Впусти нас, лилия, мы мокнем под дождем.
Лилия. Белую я впущу, но желтую и красную — ни за что.
Белая бабочка. Как же я брошу подруг?
Лилия. Ну, как хочешь (и закрыла свои лепестки).
В. Бабочки горько заплакали. Их услышало солнышко и посмотрело вниз. Оно высушило слезы бабочек, улыбнулось им. Бабочки обрадовались и полетели играть в поле.
Рассказы для чтения
Одуванчики
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучиками. А рядом белеет пушистый шарик. Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Поэтому и называется одуванчик. Танюша пришла домой с золотым венком на голове. Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (По Соколову-Микитову)
В. Нарисуйте, дети, одуванчик. С чем сравнивают одуванчик?
Колокольчик
Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет горошек. А выше всех, веселее всех — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.
Ландыши
В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш. Мы любим ландыш за красоту, за нежный запах.
Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство. (По Ю.Дмитриеву)
лексическая тема
цветочная азбука с фото и стихами
загадки о цветах и карточки с цветами

Демонстрационный материал
карточки "Цветы" с названиями и заданием найти такой же цветок среди других
карточки Домана
"Цветы и деревья" тематический словарь в картинках с заданиями
карточки "Весенние цветы"
"Цветы" 16 карточек

мультфильм с музыкой Р. Шумана "Цветы" видео "Вальс цветов" Чайковского видео распускающиеся цветы под релаксирующую музыку

Игры - занятия
конспект в подготовительной группе "Ромашки"
конспект занятия "Летние цветы"
конспект занятия "Весенние цветы"

лабиринт "Растение в горшке"
рисуем по клеточкам василёк, ёлка, земляничка

прописи- обводилки-раскраски с загадками
по клеточкам "Василёк"
разрезные карточки- лото 2 для чтения и классификации, с названиями "Мир растений" (+ грибы, цветы и деревья) карточки- лото 1
настольная игра - бродилка "Цветики - цветочки"
развивающее лото "Растения"
лото "Азбука растений"
дид. игра "Необычные цветы"
дид.игра "Что где растёт"
дид. игра "Что лежит в лукошке?"
настольная игра - бродилка "Цветики- цветочки" и "В лесу"
"Соотнеси цветок с букетом"
Подвижные игры
Игра "Я садовником родился"
Каждый играющий называется каким-нибудь цветком. Водящий говорит:
Я садовником родился, Не на шутку рассердился, Все цветы мне надоели, Кроме... тюльпана Названный цветок должен быстро откликнуться: - Ой! - Что с тобой? - Я Влюблен! - В кого? - В розу! Теперь аналогичным образом откликается "роза", и игра продолжается.

Украинская народная игра "Мак"

Играющие стоят по кругу плечо к плечу. Один из них в середине круга — это огородник. Он поет:

Ой, на горе мак, Под горою так!

Играющие берутся за руки и, отступая назад, увеличивают круг на ширину отведенных в стороны рук. На слова:

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки!—

все участники делают шаг на месте, размахивая руками вперед-назад. На слова:

Станьте вы так,
Как на горе мак —

все приседают и показывают руками, вытянутыми перед грудью, какой вырос мак. Затем стоя спрашивают:

Огородник, огородник,
Поливал ли мак?

Огородник отвечает: «Поливал».
На припев:

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки! —

все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит в середине круга и имитирует действия поливки мака. На слова:

Станьте вы так,
Как на горе мак —

все стоя показывают, как вырос мак: поднимают руки в стороны, ладони поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты — имитируют цветок мака. На припев:

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки! —

все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками. Потом спрашивают:

Огородник, огородник,
Поспел ли мак?

Огородник отвечает: «Поспел!»

Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх. На слова: «Станьте так!» — показывают, какая спелая головка у мака.
Правила игры. Движения выполняются в соответствии с текстом песни.

С использованием вырезалки с яблоком и снежинкой
Татарская игра «Продаем цветы» («Чулмак цены»)
Играющие («продавцы») образуют круг, водящий - за кругом. Водящий, подходя к одному из «продавцов», начинает вести торг:
Эй, дружок, продай цветок.
Покупай…
Сколько дать тебе рублей?
«Продавец» называет цифру не больше 3.После этого водящий касается рукой хозяина цветка столько раз, за сколько «продавец» согласился продать цветок; затем и водящий, и «продавец» обегают круг навстречу друг другу соответствующее количество раз. Кто быстрее добежит до свободного места, становится «продавцом», а игрок, оставшийся без места, - водящим .

Русская народная игра "Первоцвет"

Программное содержание: уточнять представления детей о структуре, основных частях цветка, активизировать в речи их названия;

обогащать словарь детей названиями различных цветовых оттенков; ; знакомить детей с элементами флористики; развивать у детей внимание и аналитико-синтетическую операцию мышления в процессе сравнений: развивать связную речь детей путем распространения простого предложения однородными определениями и дополнениями; обогащать речь детей образными выражениями, пожеланиями и обращениями; развивать способности к коммуникации и ведению диалога; развивать у детей интонационную выразительность речи, тренировать голосовые модуляции, способствовать развитию эмпатии.

Оборудование : репродукции натюрмортов с цветами, открытки, гербарии, фотографии букетов; ; дидактические картинки леса, поля, клумбы в саду, водоема, окна; аудиозапись; наборы бумажных цветов для аппликации.

Ход комплексного занятия по развитию речи

В. Дети, какое значение в жизни имеет красота? К красоте мы относим и цветы. Что вы представляете себе, когда слышите слово «цветок»? Послушайте, как сказал о цветах в своем стихотворении Жак Джамиль.

Они прекраснее всего,

Что нам дает природа на земле.

То - дар ее бесценный.

Для всех искусств цветок -

Образчик неизменный!

Кого вдохновляет цветок? Для каких видов искусства он может являться образцом?

Какие чувства могут вызвать натюрморты с цветами, гербарии, букеты, открытки? (Радость от красоты и свежести цветка; жалость к надломленному цветку; грусть от увядших лепестков и т. д.)

Почему люди говорят, что цветы - это бесценное богатство природы? Объясните выражение: «Цветы - это сама жизнь!»

А хотите ли вы отправиться в волшебную страну цветов? Отправляемся в путешествие! (Идут под музыку к коврику в комнате, на котором разложены предметные картинки полевых цветов.) Вот мы и оказались на красивой цветочной поляне. Посмотрите, нас встречают цветы, кивают своими красивыми головками-соцветиями. Представьте себе поляну, всю покрытую цветами! Что вы почувствуете на такой поляне? Какие звуки? Какие запахи? (Ответы детей.)

Давай пройдемся

Медленно вокруг

И «Здравствуй!»

Скажем каждому цветку.

Здравствуй, ромашка!

Здравствуй, василек!

И так каждый ребенок говорит приветствие картинке с изображением какого-либо цветка.

В. Как можно сказать ласково слово «цветок»? Я собрала большой букет цветов из разных мест, но поднялся сильный ветер (аудиозапись звуков ветра) и разбросал все мои цветы. Вы будете моими помощниками - маленькими садовниками. Помогите вернуть цветки на свои места!

На столах лежат дидактические картинки леса, поля, клумбы, водоема, окна. Детям воспитатель раздает конверты с предметными картинками цветов.

В. Разложите карточки цветов на те места, где они растут! Посмотрим, кто из вас быстрее и правильнее разложит все цветы из своего конверта.

Почему ты положил ромашку к карточке «поле»? Это какая ромашка? Дикая? Как называется самая большая ромашка? (Нивяник.) Где еще она может расти? (На клумбе.)

Где растет клевер? Почему его еще называют «пчелиной кашкой»?

Назовите цветы, которые могут расти и в саду, и на клумбе. Где может расти ландыш? Чем отличаются полевые цветы от садовых? Как называются цветы, которые человек использует при лечении болезней? (Лекарственные.)

Поиграем в игру «Подбери цветок к цвету!» .

Я назову цвет, а вы назовете цветок такого цвета! (Воспитатель может показывать листы цветной бумаги названного цвета.)

Синий - василек;

Белый - ландыш, ромашка, роза, жасмин, сирень и т. д.

Красный - …

Алый - …

Голубой - …

Фиолетовый - …

Оранжевый - …

Цветы бывают разного цвета. Послушайте об этом стихотворение С. Белорусец «Цвета и цветы».

Непростая кругом красота:

Есть на свете

Цветы и цвета,

Словом, кругом идет голова,

Так созвучны слова!

Ведь среди всевозможных цветов

Есть цветы

Всевозможных цветов…

Будь готов к разноцветию ты

И не путай цвета и цветы…

Цвета и цветы вы, конечно же, не путаете! А вот я перепутала семена цветов, и у меня выросли цветы с необычными названиями! Давайте вместе с вами придумаем названия этим цветам. Например: ландыш с незабудкой - получится … Ланбудка.

Тюльпан с нарциссом - …

Бархатцы с ромашкой - …

Астра с колокольчиком - …

Какие фантастические получились цветы! Знаете ли вы, что у цветов есть свой язык, свой аромат, своя легенда, своя сказка и свой праздник?! Для цветов древние греки и римляне придумали богиню. Как ее зовут? Это Флора! А наука, изучающая цветы, называется флористикой.

Люди с давних времен используют «язык» цветов, чтобы выразить свои чувства и пожелания. Сейчас я познакомлю вас с «языком» некоторых цветов, и вы научитесь дарить пожелания при помощи цветов!

Как вы думаете, что может «сказать» одуванчик? Он одним из первых появляется весной. Растет почти везде и совсем неприхотливый. Кажется, что ему очень интересен окружающий мир, что одуванчик хочет поскорее узнать в своей короткой жизни много интересного. Он - яркий, привлекает к себе внимание… Как бы вы назвали такого человека? (Любознательный, пытливый.)

  • Колокольчик - какой? Он все звенит, болтает даже с ветерком. Значит, болтливый!
  • О незабудке говорит уже ее название: это цветок верности и постоянства.
  • Ромашка - какая? Простая, но в то же время нарядная, радует глаз, милая… Флористы так и говорят - «милая простота».
  • Ландыш - белый, чистый, прячется в тени - скромный.
  • У гладиолуса очень много цветков на одном стебельке. Они дружат между собой. Люди назвали гладиолусом дружбу.
  • А про царицу цветов - розу - вы все знаете! Она хоть и капризная, но уж очень красивая. Ее нельзя не любить. Роза символизирует любовь.

Ребята, в каких случаях люди дарят друг другу цветы? Для чего их дарят?

С помощью нашего маленького словаря - «языка» цветов - расшифруйте мое послание к вам в виде этого букета! (Воспитатель показывает набор предметных картинок из нескольких названных цветов.) Начинать послание-пожелание будем со слов «Желаю вам…»

Какие цветы вы хотели бы получить в подарок?

Представьте, что вы в цветочном магазине, вам нужно выбрать букет к празднику 8 Марта, чтобы поздравить маму. Какие цветы выберете для букета? Почему? А к Новому году? Какие цветы можно подарить девочке? Мальчику?

А сейчас попробуйте сами составить букет - пожелание нашим гостям! Это быстро и просто сделать с помощью аппликации из уже готовых цветов. (Дети выполняют работу под музыку «Вальс цветов».)

Какие цветы в поле первыми встретили весну? В саду? В лесу?

Назовите одним словом: первый цветок - это первоцвет. Цветок, растущий из-под снега, - это… (подснежник).

Луковички подснежника всю зиму «спали» в земле. Я вас превращаю в луковички подснежников! (Дети садятся на корточки.)

Как вы чувствуете себя в земле? Здесь темно, тяжело дышать… Сухо и хочется пить… Очень трудно пробиться сквозь твердую землю! Солнышко, согрей землю! Снег тает, и земля становится влажной, мягкой… Луковички выпустили корешки, росточки выглядывают из-под земли (дети встают).

Выполним под музыку пальчиковую гимнастику.

Вырос весенний цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки!

Мы сейчас украсим слово «цветок» разными определениями! Каким может быть цветок? (Нежным, добрым, маленьким, веселым, увядающим, искусственным.)

Чем отличается живой цветок от искусственного?

Я сейчас скажу простое короткое предложение, а вы все по очереди постараетесь его продлить: «Расцвел цветок».

  • Расцвел красивый цветок.
  • Красивый цветок расцвел в саду.
  • Красивый цветок расцвел в моем саду!
  • Очень красивый цветок расцвел в моем саду!
  • Очень красивый цветок быстро расцвел в моем саду! И т. д.

Я собрала в свою корзину разные слова. Выберите из них только такие, которые подходят для цветка. Я называю слово с карточки, а вы объясняете, подходит оно к цветку или нет.

Робкий, несмелый, весенний, трепетный, огромный, деревянный, яркий, нарядный, смелый, поникший, умирающий, грустный, иноземный и т. д.

Каким цветок был, когда только появился на свет? Каким он стал, когда расцвел? Каким мы его видим на этой картине?

В моей корзине есть слова, которые помогут вам узнать, что может делать цветок, что с ним происходило. Это - слова-действия. Я их буду читать с карточек, а вы говорите, к какой картине подходит такое действие!

Вырос, потянулся, распрямился, улыбнулся, засиял, поник, увял и т. д.

Используя такие слова, можно составить красивый рассказ о цветке. Я начну, а вы продолжите!

Сквозь землю пробивается трепетный цветок. Он потянулся изо всех сил. Был он сначала робкий, а потом распрямился и стал сильным…

Почти у всех поэтов есть стихи о цветах. И мы можем попробовать сочинить стишок! Я начну, а вы продолжите:

Лютик, лютик, что ты хочешь?

Да ведь ты меня… щекочешь!

Сам смеяться ты не… хочешь.

Так мне пяточки… щекочешь,

Что не хочешь - … захохочешь!

Цветы вдохновляют и сказочников, и поэтов, и художников! Посмотрите, какие цветы нарисовал художник на картине? (Сирень. П.П. Кончаловский.) К какому жанру живописи относится эта картина? Нравятся ли художнику эти цветы? Как мы узнали это? Он очень старательно их рисовал, использовал радостные, приятные краски.

Представьте, что мы оказались в этой комнате, рядом с этим букетом! Что вы почувствуете? Что услышите? Чем вам понравилась эта картина?

А какие цветы вы хотели бы нарисовать? Дома вместе с родителями или сами изобразите в любом стиле свои любимые цветы! Мы из ваших рисунков склеим большую цветочную поляну, которая будет радовать нас целый год! Тогда и цветы рвать не надо.

Нам нужно над цветами наклониться,

Не делая того, чтоб рвать их и топтать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо свое им показать.

А теперь все вместе скажем слова для цветов:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все - и я, и ты…

То останутся пусты

И деревья, и кусты…

Можете сами сочинить от своего сердца слова благодарности для цветка!

План проведения комплексного занятия по развитию речи подготовили Л. Ладутько, С. Шкляр

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»

Конспект занятия

на тему:

«Все о цветах»

Составила:

педагог дополнительного образования

Кузнецова Зарема Хаджумаровна

г. Владикавказ, 2014г.

Цель: Закрепление и обобщение имеющихся у обучающихся знаний о цветах и комнатных растений.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о значении цветов, их практическом применении, закрепление основных правил ухода за цветами.

Развивающие: Показать обучающимся цветы с новой стороны – как источник многочисленных загадок и тайн. Развивать эстетический вкус.

Воспитательные: Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте цветов, любовь и бережное отношение к ним.

Тип занятия: повторение пройденного материала.

Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковый.

Оборудование: демонстрационная доска, компьютер, проектор, картины с изображением цветов и растений

Педагог: Ребята, сегодня мы снова будем говорить о цветах. Мир цветов удивителен и красив, говорить о них можно бесконечно. Цветы разводят с глубокой древности и они играли важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Каждый цветок имел свою историю, а наиболее старая история превращалось в легенду, в удивительную, красивую и интересную легенду. Разве не интересна легенда о том, как белая роза превратилась в красную, легенда о цветке, которая возвращала людям память.

То, что цветы обладают удивительными особенностями, явилось главным поводом к возникновению легенд. Многим из них приписывали сверхъестественные силы. Кувшинка - не что иное как одолень - трава. Молва приписывала ей волшебные свойства. Она могла одолеть силы врага, оградить от бед и напастей, но могла погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами. По легенде папоротник цветет один раз в году, а его цветок обладает свойством указывать места, где зарыты клады. По преданию, кто найдет цветок папоротника, станет мудрым и счастливым.

Загадки:

    Платьица простые, глазки голубые, смотрят ясно и открыто, ничего не позабыто! (Незабудки).

    Всем цветкам цветок, строен и высок, яркий наряд, румян, как заря. Горд, как барон, зовется... (Пион).

    Тонкий аромат, праздничный наряд, и нежная, и смелая, и красная, и белая, а если дотронешься - на шип наколешься. (Роза).

    А если ставить ударенье на первый, на начальный слог - красивый вырастет цветок. (Ирис).

    Если к голове этого цветка прицепить нечто шипящее, то получится вражеский лазутчик. (Пион).

А сейчас, ребята, необычная загадка : вот из глубины водоема начинает что-то подниматься, и на поверхности показывается большой бутон. В считанные минуты он превращается в прекрасный белый цветок. Рядом появляется еще один, чуть поодаль один Удивительное дело: бутоны всплывают перед самым восходом солнца, а раскрываются, едва солнечные лучи коснуться поверхности воды. Когда солнце заходит, цветы закрываются и бутоны опускаются в воду - до следующего дня, если только он будет солнечным. Это растение очень любит солнце: чуть набегут тучи, цветы медленно закроются. Сорванные цветы очень быстро вянут (Кувшинка) .

Викторина «Цветы»

    Ботаники называют этот цветок виолой. А как называется этот цветок на русском языке? (Анютины глазки) .

    На какой цветок говорят, что он вырос на крови прикованного. Прометея (Эдельвейс) .

    На гербе какого государства можно увидеть цветок хризантемы? (Япония) . Ирис, камелия, хризантема - три самых любимых цветка Японии. С ними связано много мифов и преданий. Хризантема - любимец Японии. К примеру, трон японского императора с 8 века зовется «хризантемовым». Золотая хризантема - символ солнца, от которого согласно легенде произошел японский народ, хризантема украшает герб и печать Японии.

    Про какой цветок в лечебном травнике 18 века сказано, что он укрепляет сердце, голову, желудок и помогает зрению, прогоняет обмороки, кружение головы (Гвоздика).

    Праздник какого цветка каждый год отмечают в феврале во французском городе Канны (Мимоза) .

    Королевой цветов называют... (Роза)

    Легенда гласит, что этот цветок ночью беседует со звездами, неслучайно его название переводится как «звезда». (Астра) .

    Когда богиня Флора появилась на Земле, она стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имена и уже хотела уходить, как вдруг услышала слабый голосок «Не забудь меня, Флора». Оглянулась Флора, не видно никого, пригляделась и увидела голубенький цветок, совсем крошечный. «Хорошо», - сказала Флора, - не забуду и назвала этот цветок. Каким именем она назвала? (Незабудка)

Значение цветов

Педагог :а теперь, ребята, поговорим о том, что значат цветы в жизни человека. Мы видим их повсюду - в сквере, в парке, в огороде у бабушки, в учреждениях, и, наконец, дома. Подробней остановимся на цветах в доме. Для чего нам нужны цветы дома? Ответы детей:

Это красиво.

Для создания уюта.

Они полезны.

Да, ребята, цветы в доме, конечно же, нужны. Во-первых, украшение интерьера: красота и уют. Во-вторых, отдых для глаз и нервов, ибо зеленый цвет успокаивает. Вот какие свойства приписывают зеленому цвету.

Зеленый цвет - основной цвет природы. Зеленый цвет способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает противоаллергическое действие. Повышает слуховую чувствительность. Людям, страдающим заболеваниям глаз, врачи рекомендуют носить очки с зелеными стеклами. Зеленый цвет - цвет покоя и свежести.

Продолжаем говорить о пользе цветов.

В чем ещё польза цветов? Что выделяют цветы? (Цветы выделяют кислород).

Правильно, ребята, цветы обогащают воздух кислородом, который необходим для дыхания всего живого. Растения и цветы увлажняют воздух, значит, избавляют слизистые рта и носа от пересыхания, что очень важно, гак как мы большую часть времени проводим в помещении с сухим воздухом.

В последнее время у специалистов вызывает тревогу состояние воздуха в помещениях. Воздух загрязнен ядовитыми веществами и нашему здоровью наносится огромный вред.

А какими ядовитыми веществами загрязнен воздух в помещении. Откуда эти ядовитые вещества берутся? (Ответы детей).

Игра «Знаток цветов».

Цель - закрепить названия цветов. (Слайд 1-11)

Мы много говорили о пользе цветов. Хотелось бы услышать конкретные примеры.

Сообщения обучающихся (Слайд 12-18)

Хлорофитум

На испытательном полигоне в ходе эксперимента хлорофитум за 24 часа погубил 80% всех вредных микроорганизмов. Судя по результатам 10 таких растений достаточно для того, чтобы в двадцатиметровой комнате, практически полностью, очистить воздух от патогенных частиц. Его присутствие желательно на кухне.

Калина

Цветет белыми душистыми цветами, словно невеста в белой фате. Калина очень полезна. Она оказывает противовоспалительное действие. Из ее ягод, молодых побегов, цветов делают лекарственные препараты. Калина обладает тонизирующим, болеутоляющим, кровоостанавливающим средством, обладает ранозаживляющим эффектом, лечит сердечно сосудистые заболевания.

Да, ребята, плоды калины очень полезны. В грозди калины - содержится столько же витамина С. сколько в 2кг апельсинов.

Ромашка

Целебная сила ромашки известна с древних времен. Настой ромашки укрепляет волосы, после умывания кожа становится влажной, бархатистой, применяют в парфюмерии для изготовления духов, одеколона, мыла. Ромашку полезно держать на кухне или чулане, где хранятся съестные запасы, запаха цветов бояться личинки.

Мимоза

Масло мимозы снимает стресс и депрессию, избавляет от беспокойства, очищает кровь, печень, желчный пузырь, уменьшает воспаление, обладает противовоспалительными свойствами.

Цветы, предсказатели погоды на длительный срок.

    Одуванчик. Если одуванчик рано весною зацветет, будет короткое лето, если он зацветет поздно, будет лето сухое.

    Розы. Обилие роз предвещает зиму с сильными метелями.

    Боярышник, шиповник. Если боярышник и шиповник сильно цветет, ожидай суровой зимы.

    Кизил. После того, как кизил отцвел, морозов можно не бояться.

    Кувшинки. Когда из воды покажутся кувшинки, больше не опасайся мороза.

(Примеры детей).

Педагог: Вы, ребята, обратили внимание цветы, которые предсказывают погоду, почти всегда сворачивают лепестки, поникают, закрывают цветки. А почему, ребята? Ответы детей:(Растения чувствуют наступление дождя и для защиты внутренностей цветков от сырости заранее поникают).

Внимательно следите за песочными часами, и не исключено, что когда-нибудь они сослужат вам хорошую службу.

Игра: «Волшебные лепестки»

На лепестках спрятаны задания. Они раскрашены в разные цвета, если дети затрудняются с ответом, подскажет цвет лепесточка. Дети должны отгадать о каком цветке идет речь. На обороте лепестка находится задание.

Мы, говорили цветы дарят нам красоту, уют, они полезны - врачуют, предсказывают погоду и т.д. А что мы должны сделать для того, чтобы отблагодарить за ту красоту, которую они нам дарят, за ту пользу, которую они нам преподносят. Или просто принимать это как должное? Прежде, чем ответить на мой вопрос, я бы хотела, чтобы вы вспомнили, что необходимо цветам. Цветам, как и людям необходимы 4 стихии. Какие?

-земле растем и живем;

-вода для нас смысл жизни;

-воздухом дышим;

-тепло огня греет нас.

Итак, чем мы можем помочь цветам?

Ответы детей. Сажать цветы, без надобности не рвать, не портить клумбы, ухаживать за цветами, поливать, удобрять, рыхлить землю. Правильно, ребята. Такой уход нужен цветам и растениям в огороде, в городе. А как нужно ухаживать на комнатными цветами и растениями? Ответы детей: (комнатным растениям нужен особый уход. Цветам вреден недостаток света. Они не любят сквозняки, чрезмерный полив, так же как чрезмерную сухость.).

Педагог: Ребята, уход за цветами и комнатными растениями - это целая наука от вас, конечно, не требуется научных подходов, но соблюдать самые главные правила ухода за ними, вы должны знать, я думаю вам поможет в этом то, что мы с вами узнали и еще узнаем. А теперь я предлагаю вам несколько очень важных, нужных и полезных правил, соблюдая которые вы сохраните в доме цветы и растения в прекрасном виде. И они будут радовать вас удивительной красотой.

Еще раз хочу подчеркнуть, что цветы украшают нашу жизнь. Любите цветы!

Будьте счастливы, будьте красивы, как цветы.

Итог занятия.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе по лексической теме:

«Садовые и полевые цветы»

Подготовила и провела учитель -логопед 1 кв. кат.

ГБОУ школы №760 имени А. П. Маресьева

с/п детский сад №997 Павлова Татьяна Игоревна

Москва, 2017 г.

Цель : развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи :

- Образовательные: уточнить представления о цветах, их частях; научить различать полевые и садовые цветы; формировать у детей бережное обращение с цветами; познакомить с особенностями выращивания цветов и ухода за ними.

- Коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; формировать грамматически правильный строй речи (упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, правильно пользоваться глаголами и предлогами), закреплять навыки слогового анализа и синтеза, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами, аргументировать свой выбор; развивать мелкую и общую моторику; развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; развивать речевое дыхание.

-Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе и любовь к её красоте, уважение к труду взрослых. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.

Оборудование: Предметные картинки для доски по теме «Цветы» (садовые: роза(5 шт.), пион, астра, нарцисс, флокс, гладиолус, лилия, тюльпан; и полевые: ромашка(5 шт.), одуванчик(5 шт.), василёк(5 шт.), мак (5 шт.), колокольчик, вьюн, клевер), корзинка для картинок с цветами и листочков с загадками, четыре картинки с вазами со схематическим изображением количества слогов, раскрашенные схемы слов: садовые, полевые, садовник.

Раздаточный материал: картинки с садовыми цветами: лилия, роза, флокс, пион, нарцисс, астра, гладиолус, тюльпан (по 1 на каждого ребёнка, т.е. если детей больше, чем указанных здесь цветов, то продублировать нужное количество)

1. Организационный момент, сообщение темы занятия:

У логопеда в руках корзинка с листочками с загадками, достаёт по одному листочку, читает загадку, дети отгадывают, и логопед показывает картинку с цветком-отгадкой. (Можно ещё попросить детей, чтоб они объяснили, почему именно так решили)

*Постучалось к нам в окошко

Лето красное с лукошком.

Что в нем спряталось, ребятки?

Ладно, подскажу, - загадки! (Догадался кто? Дети:- Загадки!)

Загадки слушайте внимательно, дослушивайте до конца:

Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи солнца белого лучи.

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.

Одуванчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет.

Колокольчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Солнце жжёт мою макушку, хочет сделать погремушку.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Про какие цветы были загадки?

Мак, колокольчик, василёк, одуванчик и ромашку. Это полевые цветы. Они растут сами по себе и ни какого ухода не требуют.

А какие ещё цветы вы знаете?

Роза, пион, флоксы, астры, тюльпаны, гладиолусы, лилии, нарциссы. Это садовые. Они требуют много ухода, и без помощи человека расти не смогут.

Какие же вы молодцы, всё правильно запомнили!

Сегодня на занятии мы будем играть и с садовыми и с полевыми цветами.

2. Основная часть:

Логопед помещает на доску картинки с цветами и все дети вместе считают.

Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек.

Один мак, два мака, три мака, четыре мака, пять маков.

Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, четыре одуванчика, пять одуванчиков.

Один василёк, два василька, три василька, четыре василька, пять васильков.

Одна роза, две розы, три розы, четыре розы, пять роз.

Получилось много красивых букетов, давайте посчитаем, сколько букетов на доске?

Один букет, два букета, три букета, четыре букета, пять букетов.

Кто самый внимательный? Ни чего интересного не заметили? Может есть лишний букет?

Лишний букет роз! Розы- садовые цветы, а все остальные - полевые.

Какие же вы внимательные! Молодцы!

Розы, как и большинство садовых цветов очень приятно пахнут. А полевые цветы почти не пахнут, или имеют чуть уловимый запах.

Давайте представим, как будто мы нюхаем настоящий букет роз!

Упражнение для развития речевого дыхания «Приятный запах»

Дети должны сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч. На выдохе произнести фразу: «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах».

Для того, чтобы дети сделали глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветы, а затем, просит детей положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

Ребята, а долго ли нас будет радовать букет своей красотой и приятным запахом?

Что надо сделать, чтоб букет дольше простоял красивым?

Букеты надо поставить в вазы с водой, или они быстро завянут.

Предлагаю поставить букеты в вазы. Но у нас будут необычные вазы! Давайте соберём букеты

из разных цветов! В первую вазу поставим цветы, в которых один слог, во вторую - из двух

слогов, в третью - из трёх, а в четвертой - из четырех.

Логопед помещает на доску картинки с изображением ваз со схематическим изображением количества слогов, а ранее размещённые на доске картинки цветов снимает.

Логопед показывает картинку:

Это мак. В слове мак один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Логопед помещает картинку с маком к вазе с одним кружочком и далее помещает цветы к нужной вазе с каждым ответом детей.

Логопед показывает следующую картинку:

Это роза. В слове роза два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Это тюльпан. В слове тюльпан два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Это лилия. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Одуванчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Пион. В слове пион два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Вьюн. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Колокольчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Василёк. В этом слове три слога, его поставим в вазу с тремя кружочками.

Флокс. В слове флокс один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Нарцисс. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Клевер. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Гладиолус. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Астра. В этом слове два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Ромашка. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Какие же красивые яркие букеты получились! Какие ещё слова можно сказать о них?

Садовые, полевые, яркие, пестрые, ароматные, летние, свежие, большие, шикарные, нарядные, нежные, праздничные.

Какие вы молодцы! Замечательные слова подобрали к букетам!

Только про эти букеты нельзя сказать садовые они или полевые, они получились смешанные.

Давайте отделим садовые от полевых.

Как вы думаете, какой цветок лишний в первой вазе? (мак, флокс, вьюн) Почему?

В первой вазе флокс - это садовый цветок, а мак и вьюн - полевые. Значит флокс лишний.

Во второй вазе? (роза, пион, нарцисс, астра, тюльпан, клевер)

Во второй вазе лишний клевер. Он полевой, а остальные садовые.

В третьей? (ромашка, василёк, лилия)

В третьей вазе ромашка и василёк - полевые, а лилия - садовая, значит она лишняя.

А в четвертой? (гладиолус, колокольчик, одуванчик)

В четвёртой вазе лишний гладиолус, он садовый, а остальные - полевые.

Какие же вы сообразительные! Правильно отделили полевые цветы от садовых!

Ребята, а как вы думаете, долго ли будут нас радовать цветы в вазе?

Нет… Они всё равно скоро завянут.

Да, ребятки, к сожалению, цветы не смогут долго простоять даже в вазе с водой, а долго они могут нас радовать на клумбе или в поле. Может кто-то догадался, почему так происходит?

Потому что цветочки без корешка расти не могут. Корешками цветы пьют воду и

питаются питательными веществами из земли, а без корешков цветочки гибнут.

Поэтому цветами лучше любоваться на клумбе или в поле, и без надобности не срывать.

А вы знаете, какие ещё части есть у цветка?

Корень, стебель, листья, лепестки, тычинки, бутон.

Давайте вместе покажем ручками части цветочков:

*Пальчиковая гимнастика (Логопед говорит и делает вместе с детьми)

стебель и

На стебельке

листочки,

А в бутоне есть

тычинки и

много лепесточков.

Показать ладонью одной руки «корень» (будто в руке держим яблоко, пальцами вниз)

Подставляем локоть другой руки к руке имитирующей корень (рука направлена вверх от локтя под углом 90 градусов)

Кисть руки, имитирующей стебель, имитирует бутон сомкнутыми округлёнными пальцами

К руке изображающей стебель, ладошкой другой руки приставляем «Листочки»

Акцент на «бутон»

Соединить ладони вместе пальцами вверх, растопырив пальцы

Открытыми ладонями показать «лепесточки»

Отличные знания о цветах! Здорово всё показали! Молодцы!

Как вы уже сказали, цветы, растущие на клумбе будут радовать нас долго, так давайте посадим их. По одному выходите и сажайте цветок.

*Спрятались цветочки в маленьком лукошке

Надо посадить их в клумбе под окошком!

Логопед держит в руках корзину с картинками садовых цветов (или ставит на столе) и предлагает детям подходить по одному, брать картинку из корзины и помещать на доску, комментируя свои действия. Ранее размещённые на доске картинки надо убрать.

Я посадил на клумбу розу.

Я посадил на клумбу пион.

Я посадил на клумбу нарцисс.

Я посадил на клумбу лилию.

Я посадил на клумбу флокс.

Я посадил на клумбу тюльпан.

Я посадил на клумбу астру.

Я посадил на клумбу гладиолус.

Какая же красивая клумба у вас получилась! Цветы на клумбе радуют не только людей, но и насекомых. Они собирают с цветов пыльцу, нектар.

А как вы думаете, надо ли что- то ещё сделать, чтоб цветы росли и всех радовали?

Цветы надо полить.

Упражнение для развитие общей моторики

Логопед говорит и делает вместе с детьми:

Я цветок, ты - лейка

Ты меня полей ка!

Показывают руками на себя, потом в сторону

Правую руку ставят на пояс, левую отводят в сторону, немного вверх и наклоняют корпус в сторону поднятой руки, имитируя лейку, поливающую цветы.

При повторе упражнения меняют руки

Молодцы! Посадили цветы, полили, а знаете, какие это цветы? Как их назвать одним словом?

Логопед помещает на доску заранее подготовленные схемы слов:

(Полоска- слово, разделённое на квадраты раскрашенные красным(гласные), синим(твёрдые согласные) и зеленым(мягкие согласные))

схема для слова «полевые»

Вы умело различаете садовые и полевые цветы, молодцы! Получится ли у вас так же умело различить эти слова в схемах?

Первая схема подходит к слову «садовые», а вторая- «полевые». В них одинаковое количество гласных и согласных, только в слове «садовые» все согласные твёрдые, а в слове «полевые» согласная, которая третья в слове, мягкая.

Молодцы, верно догадались!

А знаете ли вы, кто ухаживает за садовыми цветами?

Садовод, садовник.

Конспект занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по теме "Мир удивительных цветов".

Описание материала : предлагаю конспект занятий для детей старшей группы (5-6 лет) по теме "Мир удивительных цветов". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательного занятия направленного на развитие навыков трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, содействует развитию качеств личности: наблюдательности, отзывчивости, самостоятельности, трудолюбию, установки положительного отношения к миру природы, к труду в природе.

Тип ситуации : открытие нового знания.
Тема: «Мир удивительных цветов».
Цель : формирование у дошкольников умения составления и чтения схем «последовательных действий» на примере рисуночной схемы посадки цветов.
Задачи.
Образовательные:
1). Расширить:
- начальные знания о природном мире (на примере мира цветов);
- знания об условиях необходимых для роста и развития растений;
2). Закрепить представления об экологических связях в природе: зависимость живой природы от неживой.
Развивающие:
1). содействовать развитию качеств личности: наблюдательность, отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие.
Воспитательные:
1). содействовать формированию
- экологической культуры детей старшего дошкольного возраста; - установки положительного отношения к миру природы, к труду в природе;
2). создавать условия для:
- развития бережного отношения к природе;
- проявления самостоятельности в трудовой деятельности (труд в природе).
Предварительная работа.
1 Беседа «Зачем растениям нужны вода, солнце, земля».
2 Наблюдение за ростом лука в земле, воде.
3 Рассматривание цветущих растений.
4 Чтение и пересказ русской народной сказки «Вершки и корешки».
5 Просмотр мультипликационного фильма по мотивам рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик».
6 Заучивание посевных стихов, приговорок.
Материалы к занятию.
Демонстрационный материал:
1 карточки с изображением солнца, воды, почвы, воздуха: размер: 13×13;
2 карточки с изображением пустого горшочка, горшочка с землёй, луковицы цветка с пророщенными росточками, совка для создания углубления в земле, горшочек с землёй и посаженной луковицей, лейка с водой: размер: 13×13;
3 стрелки - 5 шт.
Раздаточный материал:
1 горшочки, совочки, лейки с водой по количеству детей;
2 луковицы цветов по количеству детей;
3 ёмкость с большим количеством земли;
4 фартуки на каждого ребёнка.
Оборудование:
1 магнитная доска: размер: 120×100 см;
2 столы 2 шт. (поставленные квадратом) или один круглый стол;
3 клеёнка для покрытия стола;
4 стулья по количеству детей;
5 костюм для Феи Цветов;
6 сказочный цветок «Цветик-семицветик»;
7 зелёный настил (искусственный) для оборудования клумб - 2 шт.;
8 искусственные полевые цветы - 12 шт.:
ромашка - 4 шт.;
мак - 4 шт;
василёк - 2 шт.;
колокольчик - 2 шт.
9 искусственные садовые цветы - 12 шт.:
роза - 2 шт.;
нарцисс - 2 шт.;
тюльпан - 4 шт.;
ирис - 2 шт.;
лилия - 2 шт.
10 Корзина для цветов - 2 шт.
Необходимые материалы:
1 письмо Феи Цветов;
2 аудиозаписи:
В.Дашкевич, сл. Ю. Ким «Приходите с гости к нам» из к/ф «Там на неведомых дорожках» (без слов);
П.И. Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года»;
П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;
П.И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
3 Заставка-картинка «Цветочный город» для проецирования на экране.

Ход занятия.

1. Введение в игровую ситуацию.
Дети входят в групповую комнату.
-Ребята, к нам пришли гости! Поздороваемся с ними. Они рады Вас видеть, и улыбаются Вам! Покажите, что Вы тоже им рады. Познакомьтесь с ними.
Подойдите ко мне!
- Сегодня в наш детский сад пришло загадочное письмо!
Педагог читает письмо.
«Дорогие ребята! Я очень прошу Вас помочь мне в одном очень трудном, но полезном деле. Весна уж давно вступила в свои права, а я не успеваю справиться с посадками цветов. Надеюсь, Вы мне поможете!

Я живу в Цветочном городе. Я жду Вас! Фея Цветов».
- Ребята, а вы любите цветы?! (Да.), (Конечно мы любим цветы!), (Очень!).
- Расскажите стихотворения о цветах, которые вы знаете!
Дети читают стихи о цветах, которые выучили заранее.
- Вы хотите помочь Фее Цветов? (Хотим.), (Конечно.), (Мы любим помогать.).
- Кто же такая Фея цветов? (Волшебница.), (Сказочница.), (Красивая девушка.).
- Как Вы думаете, мы сможем ей помочь?! (Да.).
- Почему? (Мы уже многим помогали.), (Мы будем стараться, и у нас получится помочь.).
- Что надо для этого сделать? (Надо всем вместе посадить цветы.), (Надо, чтобы каждый из нас посадил по цветку.).
- Как же нам попасть к Фее Цветов? (С помощью волшебных слов.), (С помощью волшебных предметов: ковёр-самолёт, волшебная палочка, волшебный цветок, дудочка.).
- У нас в группе, в уголке природы, есть волшебное растение Цветик-семицветик. Он нам сможет помочь попасть к Фее Цветов?(Конечно поможет.).
- Думаю нам пора спешить на помощь к Фее Цветов! Как мы можем использовать возможности Цветика-семицветика? (Давайте возьмём один лепесток, произнесём волшебные слова и перенесёмся в Цветочный город.)
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в цветочном городе».
2. Актуализация в игровой ситуации.
На экране появляется картинка - заставка цветочного города. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
- Что мы видим в цветочном городе? (Цветы.)
- Какие бывают цветы (Садовые.), (Полевые.).
- Давайте познакомимся с жителями цветочного города! Выберите из корзины садовые цветы, назовите и расположите на зелёной полянке.
Ребята берут из первой корзинки, в которой находятся и садовые, и полевые цветы, только садовые цветы, называют и располагают на предложенном зелёном настиле.
В вазе на зелёном настиле оказываются собранными только садовые цветы.
- Вы знаете много садовых цветов. Мне очень хочется убедиться, что и полевые цветы вы знаете хорошо. Выберите из второй корзины полевые цветы и расположите на другой зелёной полянке!
Ребята берут из второй корзинки, в которой находятся и садовые, и полевые цветы, только полевые цветы, называют и располагают на предложенном зелёном настиле.
В вазе на зелёном настиле оказываются собранными только полевые цветы.
- Вы знаете большое количество цветов! Я думаю, что вы можете сказать много красивых слов о цветах! (Разноцветные.), (Изящные.), (Прекрасные.), (Красивые.), (Ароматные.), (Необыкновенные.), (Яркие.), (Благоухающие.), (Разноцветные.).
- Молодцы! Какие прекрасные слова о цветах вы сказали!
- Без чего цветы не могут расти? (Цветам нужна почва.), (Почва, в которой находятся корни, обеспечивает цветы питательными веществами.)
Ребёнок берёт карточку с изображением горшочка с почвой и прикрепляет на доску.
-Без чего цветы не могут расти? (Без воды.), (Вода поит растения, умывает их.)
- Выбери, (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением воды и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы не могут расти? (Без солнца.), (Солнце согревает растения, даёт им тепло.)
Ребёнок берёт карточку с изображением солнца и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы ещё не могут расти? (Цветам нужен воздух.), (Воздух нужен всем живым для дыхания!)
- Возьми, (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением воздуха и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы не могут расти? (Цветам нужен уход.), (Моя бабушка говорит, что без любви к ним, они плохо растут и сохнут.).
- Конечно, растениям необходимы: уход, забота и любовь, которые способствуют росту, цветению и красоте растений!
- Давайте представим себя растениями!
Психогимнастика «Я - растение».
На фоне музыки П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» звучит текст. Дети выполняют указанные движения.
Текст Движения детей
- Представь, что ты растение-малыш. Тебя посадили в землю. Ты ещё очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Дети присаживаются на корточки, пригибая голову к коленям, изображая себя маленьким растением.
- Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Воспитатель подходит к детям и гладит каждого по голове.Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка.
- Твои лепесточки подросли. Стебель стал крепким, ты тянешься к свету. Дети встают в полный рост, вытягивая вверх руки.
- Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами. Дети покачиваются, изображая себя цветами и улыбаются.
- Вам понравилось быть растениями? (Да.), (Понравилось.).
- Почему? (За нами ухаживали!), (О нас заботились!).
3. Затруднение в игровой ситуации
Звучит музыка П.И. Чайковского «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
- Слышите, кто-то идёт. Пойду, посмотрю! Только тихо!
Воспитатель выходит и надевает наряд Феи Цветов. Возвращается.
- Здравствуйте, ребята! Я Фея Цветов. Для чего вы пришли в мой город? (Мы пришли Вам помочь посадить цветы.).
- Вы знаете, как сажать цветы? (Нет.).
- С чем мы столкнулись? (Возникло затруднение!).
- Почему вы не знаете? (Мы не умеем), (Я видел только, как родители на даче сажали петрушку.), (Мы не пробовали.), (Все цветы разные: одни сажают с помощью семян, другие - луковицами).
4. Открытие нового знания
- Вы сможете научиться сажать цветы? (…… (Да!).
- Что необходимо для посадки? (Почва).
- Куда мы должны насыпать почву?! (В цветочный горшочек).
- ….. (имя ребёнка), выбери карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок прикрепляет карточку с пустым горшочком на доску.
- Как вы думаете, что мы будем делать дальше?
(Насыплем почвы.)
- Почему? (Для растений нужна почва.), (Чтобы цветок питался.), (В почве питательные вещества.)
- …… (имя ребёнка), выбери нужную карточку и прикрепи на доске.
Ребёнок прикрепляет карточку с изображением горшочка с землёй на доске.
- Я прорастила луковицы тюльпанов и нарциссов. Давайте их рассмотрим! Где корешки, где вершки? (Вершки - зелёные листочки, а корешки - внизу, тоненькие, как ниточки.)
- Вы видите, что появились первые росточки. Как мы будем сажать луковицу тюльпана (нарцисса) корешками или вершками?(Корешками.)
- Почему? (Корни у всех цветов в земле.)
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.
- …… (имя ребёнка), выбери нужную карточку.
Ребёнок выбирает карточку с изображением луковицы и прикрепляет к доске.
- Что нужно сделать, чтобы луковице было удобно находиться в земле.
(Надо сделать углубление.), (Совком разрыть ямку.)
- Молодцы. Такая ямка, называется лунка.
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.
- … (имя ребёнка), выбери, пожалуйста, нужную карточку и прикрепи на доске.
Ребёнок выбирает карточку с изображением совочка, находящегося в земле и прикрепляет к доске.
- Что же будем делать дальше?
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.
(Засыплем землёй.), (Прикроем землёй корешки луковицы).
- Молодцы! Выбери нужную карточку… (имя ребёнка), пожалуйста!
Ребёнок выбирает карточку с изображением луковицы в горшочке и прикрепляет к доске.
- Вы всё сделали, чтобы наши тюльпаны росли? (Не всё.)
- Что еще нужно сделать!
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.(Полить.)
- Что произойдёт, если не полить цветы? (Погибнет.)
- Почему? (Цветам нужна вода!), (Это их питание.), (От воды они растут.)
- Кто хочет найти нужную карточку? Хорошо, …. (имя ребёнка), иди, выбирай карточку.
Ребёнок выбирает карточку с изображением лейки с водой и прикрепляет к доске.
- Давайте повторим все наши действия при посадке цветов.
Фея ведёт указкой по выстроенной на доске рисуночной схеме, а дети проговаривают алгоритм посадки цветов.
- ….. (имя ребёнка), назови первое действие при посадке цветов.(Приготовить горшочки.).
- Далее, …. (имя ребёнка), что мы будем делать? (Насыпать почву.).
- Следующее наше действие какое, …. (имя ребёнка)?(Прорастить луковицы или семена до появления первых росточков.).
- Поясни, …. (имя ребёнка), глядя на схему, как мы действуем дальше. (Надо сделать углубление.), (Совком разрыть ямку, которая называется лунка.).
- Хорошо. Затем, …. (имя ребёнка), объясни своё действие. (Засыплем землёй, прикроем корешки луковицы.).
- И последнее действие, …. (имя ребёнка)? (Надо обязательно полить).

С какой трудностью, мы встретились на занятии? (Мы не умели сажать цветы.).
- Что вы мне скажите сейчас? (Мы поняли, как сажать цветы!).
-Только поняли?!
Педагог ведёт указкой по выстроенной на доске рисуночной схеме.
(Мы составили рисуночную схему «Как сажать цветы?»).
- Зачем рисуночная схема нам нужна? (Объяснить другим.), (Если забыл, на нее посмотришь и быстро всё вспомнишь.).
- Что обозначено в схеме? (Порядок действий при посадке цветов.), (Мы знаем, как надо действовать при посадке цветов).
- Значит, у нас получится посадить цветы!
5. Включение нового знания в систему знаний
- Сейчас мы подойдём к столу и приступим к работе! Наденем фартуки. У каждого из Вас есть всё необходимое для посадки цветов.
- Приступайте к работе.
Дети приступают к посадке цветов. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов». Воспитатель корректирует деятельность детей, обращая их внимание на рисуночную схему посадки цветов на доске.
- Молодцы! Вы всё сделали согласно схеме. Чтобы наши цветы росли быстрее, расскажем посевную приговорку.
Посевная приговорка.
Уж, ты, луковка, моя,
Ты, не бойся, что земля!
Ляжешь в лунку ты на дно!
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты, росток, скорей пошли!
Как весною в ранний час
Пусть ростки взойдут у нас.
Выйдут к солнышку из тьмы:
«Здравствуй, солнце, это мы!»
- Что ещё нужно цветам? (Тепло.), (Солнышко.).
- Давайте все вместе поставим горшочки с посаженными цветами на подоконник.
Дети вместе с Феей Цветов ставят горшочки на подоконник.
- Вы мне очень помогли! Я Вам благодарна и дарю волшебную шкатулочку с сюрпризом! Её можно открыть только в группе детского сада. Нам пора прощаться. Всего доброго!
Звучит музыка П.И. Чайковского «Танец Феи Драже». Фея уходит (снимает наряд). Возвращается, как воспитатель.
- Ребята, нам надо возвращаться в детский сад!
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят волшебные слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в детском саду, в нашей группе», отрывают лепесток и возвращаются в группу.
6. Итог.
- Ребята, где мы сегодня были? (В Цветочном городе.).
- Для чего мы туда отправились? (Для того, чтобы помочь Фее с посадкой цветов).
- Что нам помогло справиться с посадкой цветов? (Мы составили схему, на которую можно было смотреть и видеть, как правильно сажать цветы.), (Мы в горшки насыпали почву, делали лунку, посадили пророщенную луковицу тюльпана корешками вниз, присыпали почвой, полили и поставили на подоконник к солнышку.).
- Это очень важные и полезные знания. Где они могут вам пригодиться? (Мы можем посадить цветы на даче, у бабушки в деревне.), (Научить других детей или взрослых по схеме сажать цветы.).
- Почему у вас всё получилось? (Потому что мы научились составлять и читать схему.), (Мы были умными, внимательными, старательными, сообразительными.).
- Вы действительно сегодня были дружные и вместе составили, и прочитали схему посадки цветов.
- Давайте посмотрим, что Фея Цветов положила в шкатулочку!
- Ой, да здесь луковицы нарциссов, которые мы сможем посадить на участке нашего детского сада! Ай, да Фея Цветов! Здорово, здесь ещё и медальки для всех детей! Это, значит, что вы все трудились очень хорошо! Воспитатель награждает воспитанников медальками и хвалит.
- Попрощайтесь с нашими гостями, и спросите у них: понравилась ли им наша схема посадки цветов?
Дети общаются с взрослыми-слушателями и прощаются.