Для дымохода        26.02.2019   

Педагогический проект для детей младшей группы в детском саду на тему: Цветы. Хороводная игра «Цветы». Правила сбора лекарственных растений

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад №4

Проект в средней группе

«Цветы бывают разные»

Руководитель проекта: воспитатель, С.А. Бондаренко

Венгерово 2015г.

Актуальность:

Красота цветов неоспорима, они прекрасны в любое время года.

Цветы являются одним из вечных символов добра - это чудо, которое создается руками человека и ярким палящим солнцем, дающим возможность растениям произрасти в земле.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Очень важно воспитывать у наших детей ответственное отношение к природе, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, через мультфильмы, дидактические игры, физминутки, стихи, слушанье музыки, рассматривание картин цветов и т.д.

Тема проекта выбрана не случайно, ведь цветы окружают нас круглый год, принося радость всем. Их аромат прекрасен, а видов цветов великое множество.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал и для чего, далеко не все.

Вид проекта : познавательно – исследовательский, творческий, коллективный.

По характеру содержания : ребенок и природа

Участники проекта: дети 4 -5 лет (средняя группа, воспитатель, родители)

По продолжительности : краткосрочный (2 недели).

Цель проекта: знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека.

Задачи данного проекта:

    Расширение и уточнение представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии;

    Закреплять понятия: комнатные, садовые, луговые, лекарственные растения.

    Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними.

    Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

    Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

    Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Основные формы реализации проекта:

    Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры.

    Детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования).

    Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (аппликация, изготовление книги о цветах).

    Трудовая деятельность (работа в уголке природы – уход за растениями).

    Беседы, заучивание стихотворений о цветах.

Методы, используемые в реализации проекта:

    Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.

    Методический инструментарий.

    Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, посуда для экспериментов, рассадники).

    Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное).

    Наглядный материал:

а) цветы живые, на иллюстрациях;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;

Предполагаемый результат проекта:

    Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности.

    Умеют ориентироваться в видах растений (комнатные, луговые, садовые, лекарственные).

    Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.

    Видят красоту окружающего мира.

    Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Продукт проектной деятельности: коллаж «Ваза с цветами»

Реализация проекта:

Познавательное развитие :

    Ознакомление с природой:

- «Все цветы разные». - Наблюдения – за цветами в вазе, комнатными растениями в группе. (см. Приложение №1)

- «Как продлить жизнь срезанным цветам?». (см.Приложение №2)

Речевое развитие :

    Коммуникация:

Беседы – «Мой любимый цветок», «Какие комнатные растения живут у вас дома?», «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».

    Развитие речи:

- «Что мы знаем о цветах?».

Заучивание стихотворений о цветах (индивидуальное) (см. Приложение №3)

Сказки, стихи – «Дюймовочка», «Как поссорились растения»; А.Толстой «Колокольчики», У.Благинина «Ромашка», Е.Трутнева «Цветы» и др.

Словотворчество (стихи, загадки).

Художественно – эстетическое развитие :

    Рисование:

- «Мой любимый цветок» (по выбору детей). (см.Приложение №4)

    Лепка:

- «Волшебные цветы».

    Аппликация: (коллективная)

Коллаж «Ваза с цветами» (см. Приложение №7)

Социально – коммуникативное развитие :

    Игровая деятельность:

Дидактические игры – «Найди растение»;

«Собери цветок из лепестков»; (см. Приложение №5)

«Отгадай, что за цветок»;

«Какого цветка не стало»;

«Найди такой же»;

«Узнай по описанию»;

Словесные игры – «Я садовником родился»;

«Опиши цветок»;

Подвижные игры – «Солнышко и дождик»;

«Живая клумба цветов»; (см. Приложение №6)

Настольные игры – мозаика «Выложи цветы»;

    Труд:

Полив комнатных растений.

    Безопасность:

Формирование основ экологической культуры.

Продолжение знакомства с правилами поведения на природе.

Приложение №1

Наблюдение «Все цветы разные»

Программное содержание:

Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски,

формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветков, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Материал: букет из живых цветов, картинки с изображением цветов.

Воспитатель, рассматривая с детьми золотые шары, ноготки, бархатцы, георгины, гладиолусы, побуждает искать сравнения, задумываться над названиями, правильно и разнообразно отражать в речи свои ощущения. Например: «Золотые шары очень высокие цветы. Намного выше ребенка и

даже выше взрослого человека. Их цветок похож на круглый шарик, поэтому

их так и назвали. Эти цветы желтые и похожи на лимон, на желтое яблоко

или желтую грушу».

Во время наблюдения воспитатель побуждает детей к разнообразным действиям: предлагает показать руками, какой высоты ноготки, поднять руки вверх и сравнить эту высоту с высотой золотых шаров, погладить пальцем бархатцы и ощутить их мягкость, изобразить с помощью двух ладоней цветок золотого шара, положить на ладонь лист бархатцев и рассмотреть его резную форму.

Включает в обследование разнообразные органы чувств: предлагает понюхать цветы, прижаться щекой к бархатцам, погладить листья золотых шаров, закрыть глаза и ощутить аромат клумбы и т. п. (все описанные

действия возможны, если у детей нет предрасположенности к аллергии).




Приложение №2

Исследовательская деятельность:

Для данного исследования были взяты цветы – бархатцы. Первый цветок мы посадили в ёмкость с землёй и стали за ним ухаживать (поливать). Второй тоже посадили, но поливать его не стали. Третий цветок мы срезали с клумбы, и поставили в ёмкость с водой. Четвёртый – срезанный цветок, мы поставили в пустую ёмкость. Во время исследования возникли следующие вопросы: - «Цветы не поливаешь, что произойдет?»; - «Можно ли срывать цветы и выбрасывать?»; - «Как продлить жизнь срезанным цветам?». - «Какой цветок проживёт дольше?»;

По истечении двух недель, дети, посмотрев на то, что произошло с цветами, пришли к следующим выводам:

Если цветы не поливать, то они погибнут. Всё живое любит воду.

Цветы, растущие на клумбе, долго радуют нас своей красотой. А сорванный и выкинутый цветок, быстро погибает.

Если мы сорвали цветок, то его обязательно нужно поставить в воду, он будет дольше радовать нас своей красотой.

Цветок, который мы посадили в землю и ухаживали за ним, прожил дольше всех. Срезанный и поставленный в воду цветок, порадовал нас своей красотой всего неделю. Остальные цветы погибли (засохли).

Приложение № 3

Дети рассказали свои стихотворения о цветах, сопровождая показом картинок, которые были изготовлены совместно с родителями.

Приложение №4

Рисование:

- «Цветочек для мамы» (по выбору детей).

Приложение №5

Дидактическая игра «Собери цветок из лепестков»

Цель: закрепление сформированных знаний о строении цветка, геометрических фигур «круг», «овал», основные цвета.

Ребёнок, назвавший часть цветка правильно, подходит и наклеивает лепесток. Дети любуются получившимся цветочком. Дают ему название: «Цветик восьмицветик».


Приложение №6

Подвижная игра – «Живая клумба цветов»

Воспитатель говорит:

«Дети, давайте играть! Вы будете цветами на клумбе, а я стану вами любоваться. В середину встанут ребята, которые будут „золотыми шарами”, они поднимут руки вверх – ведь эти цветы очень высокие. Вокруг них встанут дети - ноготки”. А последний круг образуют дети -„бархатцы”. Они присядут на корточки – ведь бархатцы – самые низкие цветы». После построения детей воспитатель ходит вокруг «клумбы» и приговаривает: «Ах, какая красивая желто-оранжевая клумба! В середине высокий букет желтых золотых шаров, вокруг

огненные ноготки! А самые крайние – темно-оранжевые бархатцы! Прекрасная клумба! Но вот подул сильный ветер, и все цветы зашевелились! Ожили! Пошли!» При этих словах дети -«золотые шары» вращаются вокруг себя и помахивают руками – качаются на ветру.

«Ноготки» идут хороводом в одну сторону, «бархатцы» движутся хороводом в другую сторону.

Приложение № 7

Аппликация: (коллективная) - Коллаж «Ваза с цветами»





Творческое название проекта: "Волшебные цветы, необычной красоты"

Ознакомление с окружающим, формирование мировозрения детей через красоту цветов; оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагога и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Горбунова Светлана Валентиновна

Бекетова Ольга Михайловна

Воспитатели ГБДОУ №16 Московского района г. Санкт-Петербург

ТЕМА ПРОЕКТА: «Цветы вокруг нас»

ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:

«ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТЫ, НЕОБЫЧНОЙ КРАСОТЫ»

ТИП ПРОЕКТА: творческий, информационно-исследовательский, художественно-эстетический, групповой

ВИД ПРОЕКТА: среднесрочный

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, воспитатели, родители

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: май – ноябрь

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:

Ознакомление с окружающим, формирование мировозрения детей через красоту цветов, оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и конечно же знать.

Дети должны видеть связь цветов с окружающей средой, как они вливаются в жизнь человека не только в живом виде, но и как декоративное украшение, украшение нашего города.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

«Зачем цветы на Земле?»

ЦЕЛЬ:

Развитие экологического и эстетического воспитания детей;

Развитие познавательных, интеллектуальных, творческих способностей детей.

ЗАДАЧИ :

  • Дать понять, что такое цветы
  • Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, поле, сад, город, дом)
  • Отметить значение роли цветов для жизни и деятельности человека
  • Познакомить детей с профессией людей, связанных с цветоводством
  • Дать понять, что цветы могут быть не только в природе, а использоваться как декоративное украшение, цветочные росписи, каменные цветы, волшебные цветы в сказках, украшают ограды и решётки города
  • Развивать умение сравнивать и анализировать.
  • Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства
  • Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, объектов культуры и искусства нашего города
  • Развивать умения передавать свои чувства в рисунках и поделках
  • Пополнять и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, полевых, садовых, комнатных, сказочных и декоративных
  • Воспитывать бережное отношение к цветам, заботиться о них
  • Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

  • Информативно-рецептивный метод: проблемные вопросы, наблюдения, рассматривание, демонстрация наглядных средств
  • Словесный: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции, развитие наглядно-образного мышления
  • Репродуктивный: повторение способов действий, направлен на закрепление и знаний детей
  • Эвристический: направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте занятий, воспитатель предлагает самостоятельно выполнить задание
  • Исследовательский: опыты, самостоятельные наблюдения, коллективные наблюдения
  • Практический: связан с применением знаний в практической деятельности
  • Игровой: сюжетно-ролевые и дидактические игры, игры драматизации, развивающие игры, подвижные игры .
  • Эпизодические приёмы: загадки, упражнения, имитации, игровые действия

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Познавательные занятия (природный и социальный мир, развитие речи, Петербурговедение, аппликацмя, конструирование, лепка, рисование, музыка)
  • Экскурсии
  • Дидактические и развивающие игры,
  • Викторины
  • Самостоятельная деятельность детей в групповых уголках
  • Индивидуальные занятия с детьми
  • Слушание музыки
  • Разучивание танцев
  • Проведение консультаций для родителей
  • Мастер – класс «Цветы»
  • Итоговое мероприятие

ПРОДУКТ ПРОЕКТА (результат)

  • Развитие познавательного интереса детей, расширенное представление о цветах
  • Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребёнка
  • Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями
  • Индивидуальные и коллективные работы в разных видах деятельности
  • Конкурс совместных работ родителей и детей
  • Итоговое мероприятие:

«Путешествие к Феи Цветов»

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Подготовительный этап

Проблема: Зачем цветы на Земле?»

Разработка проекта:

1. Донести до участников проекта данную проблему.

2. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.

3. Подборка иллюстративного материала.

4. Подборка стихотворений, загадок, сказок, мифов, легенд.

5. Подборка дидактических, развивающих, подвижных игр, весёлых вопросов и упражнений по теме.

6. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

7. Задания родителям по данной теме.

2. Деятельный (основной) этап

  • Беседы с детьми

Беседа:

«Цветы – краса Земли»; «Почему их так назвали»; «Цветочные сны»; «Цветы – талисманы»; «Цветы в сказках»; «Цветы в решётках и оградах Санкт-Петербург

Экскурсии: по Санкт-Петербургу; Цветочный магазин; В парк

Чтение познавательной, художественной литературы;

Заучивание и чтение стихов;

Загадывание загадок, ребусов

Цель: знакомство с цветами моего города.

Беседа:

«Цветы в легендах, стихах, загадках, сказках, песнях»;

«Профессии людей, занятых в цветоводстве»

«Красота спасёт мир»

Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов;

Дидактические игры «Цветочный магазин»; «Сложи цветок»;

«Найди цветок по описанию»

Цель: закреплять умения различать цветы, находить нужный цветок среди других, группировать по цвету, составлять красивые букеты; уточнять знания о строении цветка; закреплять знания детей о комнатных растениях; наблюдать за пробуждением земли, о первоцветах.

Познакомить детей с волшебным миром цветов, через сказки.

  • РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ

О цветниках дома, на даче, в городе;

Как вместе с родителями заботятся о цветах;

Какие цветы занесены в «Красную книгу природы»

В каких случаях дарят цветы;

В каких местах цветы украшают наш город

Цель: формировать умение составлять рассказы творческого характера на тему предложенную воспитателем, воспитывать положительное отношение к окружающему миру.

  • ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

О.В. Маринечева, Н.В. Ёлкина: «Одуванчик», «Пчёлка на разведках», «Подснежник», «Под кустом» - сказка, «Незабудка», «Первоцветы», «Май – Цветень»

В. Александров «В рощах секретных» - главы из повести «Мой хутор»

В. Бахревский «Сокровенный цветок»

Алексей Толстой «Иван да Марья»

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»

Русская народная сказка «Золотой венок»

А. Майкова «Пейзаж»

Т. Нуждина «Мать-и-мачеха»

Ф. Абрамов «На мартовском солнышке»

А. Шевченко «Весна мастерица»

В. Степанов «Летающий цветок»

В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»

Ф. Троицкий «От чего завял цветок»

В. Катаев «Цветик семицветик»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

П.П Бажов «Каменный цветок»

Л. Ермолаева «Прогулки по Петербургу»

А. Булах «Каменное убранство Петербурга»

Сборник «Что? Где? Когда?»: «Летний сад»

  • ЧТЕНИЕ СТИХОВ

М. Познанская «Ромашка» Д. Михайловский «Цветок»

В. Ивченко «Васильки» В. Боков «Иван-чай»

М. Пронько «Подсолнух» А. Островский «Ландыши»

И. Беляков «Подснежник проснулся»

Г. Новицкая «Ромашки» И. Белоусов «Осень»

Наташа Б. «Подснежник» - стихотворение сочинённое детьми

А. Фет «Осенняя роза» И. Бунин «Подснежник»

А. Блок «Глушь» С.Я. Маршак «Круглый год»

Е.А. Благина «Черёмуха», «Одуванчик»

З.Н. Александрова «Белая черёмуха», «Подснежник»

А. Ахматова «Я к розам хочу…»

«Стихи о Петербурге для детей» - пособие для воспитателей детского сада

  • СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Цветочный магазин», «Аптека», «Продавец цветов», «Садовник»

«Сложи цветок», «Найди растение по описанию», «Цветок – твой талисман», «Угадай цветок по описанию», «Узнай цветок по загадке, иллюстрации», «Собери цветок из геометрических фигур», «Укрась цветочный ковёр», «Посади луговые и садовые цветы», «Назови лишний цветок», «Ошибка художника».

  • РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Воскобовича: «Эталон цвета (лепестки)», «Чудо цветик», «Чудо крестики – 1», «Чудо крестики – 2», «Чудо крестики – 3», «Двухцветный квадрат», «Четырёхцветный квадрат», «»Логоформочки 1-2-3», «Читайка на шариках 1-2»

«Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»

Развивающие игры Никитиных «Сложи узор»

Мировые головоломки: «Танграм», «Пифагор», Колумбово Яйцо», «Вьетнамская головоломка»

Пазлы с видами Санкт-Петербурга

Цель: развитие умственных способностей и творческой активности детей в процессе игровой деятельности.

  • ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ

Активное участие в мероприятиях, связанных с темой «Цветцы»;

Изготовление цветов из бумаги, бросового материала;

Рисование цветов красками, карандашами, мелками используя разные приёмы и технологии (ладошки, ватные палочки, набрызги, метод «тычок», рисование по мокрому);

Принимать участие в выставках в детском саду:

  • «Первые цветочки – Мать-и-мачеха»
  • «Красная книга - Ландыши»
  • «Осенние цветы»
  • «Цветы в решётках и оградах города»
  • «Цветы из сказок»

Коллективное рисование и коллективные работы по аппликации, конструированию, лепке, бумагопластике;

Цель: создавать сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы складывания, скручивания, вырезания бумаги; развивать эмоционально-ценностные отношения к художественным образам.

  • МУЗЫКА

Слушание музыки:

  • Ю. Антонов «Не рвите цветы»
  • В. Моцарт «Цветы»
  • П. И. Чайковский «Вальс с цветами»
  • Г. Гладков музыкальная пьеса «Добрая пьеса»
  • Ф. Шуберт «Вечерняя серенада»
  • Композиция на пьесу Поля Мориа «Звёзды в твоих очах»

Разучивание танцев:

  • Ю. Чичков «Волшебный цветок»
  • Г. Гладков «Упражнение с цветами»
  • Ф. Шуберт «Танец цветов и бабочек»
  • Поль Мариа «Лирический танец»
  • «Журавлиный клин»

Цель: формирование основ музыкальной культуры для детей.

  • ОПЫТЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Где семена быстрее взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей);

Если долго не поливать цветы, листочки увядают, цветочек падает;

Проращиваем семена –луковица;

Наблюдаем как растёт лук (зарисовываем)

Цель: развивать у детей любознательность, наблюдательность –основы исследовательской деятельности.

  • ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • На участке, в группе – посадка цветов, уход за ними;
  • Собрать коллекцию:

Цветы сделанные из разного материала

Цветы на ткани

Открытки «Букеты цветов»

Цель: формирование положительного отношения к труду. Развитие трудовой деятельности, формирование первичных представлений о труде.

  • РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация «Ребёнок и природа» (основы безопасности детей дошкольного возраста);

Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать весной, летом, осенью);

Консультации «Как разводить сады и огороды на подоконнике»;

Оформление фотоальбома «Цветы вокруг детей»;

Участие в выставке поделок и рисунков «Цветы вокруг нас»

Организация экскурсий «Сады и парки Санкт-Петербурга», «Ботанический сад», в «Выставочный зал «Цветы»»;

Помощь в изготовлении костюмов детям;

Сочинение сказок о цветах;

Изготовление книжек-малышек «Мой любимый цветок», «Мои цветы на даче»;

Сочинение стихов, изготовление игр с цветами;

Мастер-класс «Цветы»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЗТАП

  • Выставка детских работ
  • Выставка совместных работ на тему «Цветы вокруг нас»
  • Фотоальбомы «Цветы вокруг детей»
  • Книжки-малышки
  • Оформление зала
  • Итоговое мероприятие «Путешествие к Феи Цветов»

ВЫВОД

В ходе проекта, мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путём применения научных методов и приёмов;

Собрали материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте;

У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений;

Желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями;

Навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;

В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развили воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности;

Познакомились с цветами и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного и бросового материала;

Сформировали творческую личность ребёнка, умеющую проецировать полученные в ходе освоения образовательной программы знания и умения на деятельность, преобразующую окружающую действительность;

Развили более высокий уровень мелкой моторики, технические навыки и умения;

Развили устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками;

Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Материально-техническое:

  • Компьютер, канцелярские принадлежности, горшочки, баночки, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, вата, ткань с рисунком цветов, ножницы, проволока, садово-огородный инвентарь, рассадники.

Наглядный материал:

  • Цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
  • Дидактические игры;
  • Настольно-печатные игры;
  • Развивающие игры;
  • Альбом «Цветы в решётках и оградах Санкт-Петербурга»

Оснащение природным и бросовым материалом;

Подготовка развивающей среды для самостоятельной деятельности:

  • Материалы для продуктивной деятельности (рисование, конструирование, аппликация, лепка);
  • Подготовка иллюстраций и демонстрационного материала;
  • Сюжетно-ролевые, развивающие игры

ЛИТЕРАТУРА

1. О.В. Мариничева, Н.В. Ёлкина «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «академия развития», 2002г.

2. Н. Виноградова «Развитие умственных способностей детей через ознакомление с природой» Москва, 1978г.

3. Л. Горбань «Народный календарь» Киев, 1990г.

4. О. Дыбина «Неизвестное рядом» Москва, 2001г.

5.М. Лучин «Детям о природе» Москва, 1989г.

6. Л. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск, 1988г.

7. Л. Молодова «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников» Минск, 1999г.

8. Н. Новотворцева «Развитие речи детей» Ярославль, 1995г.

9. Т. Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе»

10. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» С-ПБ «Детство-Пресс», 2004г.

11. Т.Б. Ладыгина «Стихи к детским праздникам» М. ТЦ Сфера, 2012г.

12.Г.Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет» С-Пб, Паритет, 2008г.

13.А. Таланина «Решётки и ограды Санкт-Петербурга»

14. В.В. Гербова и другие «Книга для чтения в детском саду и дома» Москва, «Оникс», 2001г.

15. С.В. Соколова «Оригами для дошкольников» С-Пб «Детство-Пресс», 2001г.

16. И.М. Петрова «Объёмная аппликация» С-ПБ, «Детство-Пресс», 2001г.

17. Г.И. Долженко «100 поделок оригами» Ярославль, «Аадемия холдинг», 2004г.

18. Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги» Ярославль, «Академия холдинг», 2004г.

19. Т. Сержантова «365 моделей оригами» Рольф, «Айрис-пресс», 1999г.

20. А.П. Аверьянова «Батик»

21. И.А. Лыкова «Лепилка»

22. Г.Н. Давыдова «Пластилинография. Цветочные мативы» Москва, 2008г.

23. Г.Н. Давыдова «Поделки из бросового материала. Цветы» Москва,2008г.

24. Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике» Москва, 2008г.

25. И.М. Петрова «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких» С-ПБ, «Детство-пресс», 2000г.

26. Е. Румянцева «Праздничные открытки» Москва, «Айрис-пресс», 2005г.

27. Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова «Трудовое воспитание в детском саду» Москва, Мозаика-Сити, 2005г.

28.Л.Б. Фксюкова «Уроки экологии» Ранок, 2007г.

29. «Знакомство с окружающим миром и развитие речи», Цветы в картинках.

30. С.А. Васильева, В.И. Мирясова «Цветы, деревья» Школьная пресса, 2003,2004г

31.М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Познаём мир. Развивающие игры с карточками» Вентана-гаф, 2006г.



Аннотация : Проектная деятельность направлена на понимание пользы и необходимости ухаживания за растениями.
Проект делится на две части: исследовательскую и практическую. В исследовательской работе учащиеся находят нужную информацию о видах растений, о посадках, об ухаживание цветов, делают выводы. После сбора всей информации дети приступают к практике. Самостоятельно высаживают, ухаживают, поливают рассаду.
Активно используются информационные технологии для организации проекта. Работая над проектом с использованием информационных технологий, учащиеся получают доступ к информационным ресурсам, решают вопросы и проблемы, возникшие в результате проекта. Такая работа позволяет оценить важности растений в окружающей среде, оценить собственный результат.
Межпредметные связи : окружающий мир, технология, информатика.
Тема : «Цветы»
Время проведения : 5 недель

Цели :
- формирование знаний о пользе цветов, правилах ухода за ними;
- формирование умений выполнять правильный уход за цветами;
- изучение основных понятий темы: полив, размножение, уход, пикирование ростков.
Задачи :
- уточнить и расширить знания о цветах;
- развить способность к самостоятельному труду;
- воспитать чувство ответственности за жизнь цветов.
Актуальность :
В наше время человек очень сильно меняет окружающую среду, в худшую сторону. Мы всё больше замечаем, как гибнут растения. Сегодня у школьников экология должна быть на первом месте. Экологическое воспитание формирует положительное отношение к природе. Мы с ранних лет должны прививать любовь к природе.
Этот проект знакомит детей с разными видами растений, цветами. Учит высаживать, ухаживать за растениями, У детей проявляется творческий интерес и трудолюбие. Формируется экологическое и эстетическое воспитание.
По мнению академика Г.Я. Ягодина наша общая цель – «…научить каждого человека вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать себя её частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наносит ущерб самому себе».
Материалы и оборудования : семена цветов, инвентарь для рассады и посадки цветов.
Основополагающий вопрос : зачем нужны цветы в природе?

Темы исследований учащихся :
- Как сеять и высаживать цветы?
- Как ухаживать за цветами?

Этапы проведения проекта:

1. Организационный этап.
На этом этапе учащиеся знакомятся с темой проекта «Цветы», обсуждают и приходят к основополагающему вопросу «Зачем нужны цветы в природе?». При обсуждении вопроса выдвигаются следующие темы: «Как сеять и высаживать цветы? Как ухаживать за цветами?». Работают со словарями над понятиями полив, размножение, уход, пикирование ростков.
Для реализации проекта учащиеся делятся на группы. Каждая группа исследуют вопросы «Как сеять и высаживать цветы?», «Как ухаживать за цветами?».
Далее учащиеся знакомятся с цветами, растущие на клумбе при помощи презентации учителя. В презентации они узнают, какие бывают цветы, их происхождение, размножение растений и как бороться с вредителями.

2. Этап планирования.
В работе участвовали:


На этом этапе под руководством учителя учащиеся составляют план действия работы над проектом, маршрутный лист. Маршрутный лист выдается каждой группе.

3. Исследование.
Учащиеся начинают поиск необходимой информации с помощью энциклопедических книг, интернета; посещают библиотеки, находят информацию у учителей биологии, у родителей. Для того чтобы сеять семена, учащиеся посещают магазины, выбирают цветы (под присмотром взрослых или учителя).


4. Практика.
После сбора информации, дети приступают к практике.
Учащиеся подготавливают землю для семян. Далее высаживают семена цветов. После высаживания дети несколько недель поливают, наблюдают за ростом растений. Вместе с учителем учащиеся проводят опыт «Влияние света, тепла и воды на растения». В результате дети делают вывод: Без воды, света и тепла, растения не могут существовать.


Далее учащиеся рассаживают ростки по отдельности, наблюдают, поливают. При такой работе у детей развивается аккуратность и внимательность к своему делу.


На 5 недели учащиеся высаживают рассаду в грунт, рыхлят и поливают.


Наблюдают за ростом и развитием цветов.

5. Защита проекта.
Учащиеся представляют свои результаты работы в форме сообщения (исследовательская работа). Делятся информацией между группами, делают выводы. Так же демонстрируют результаты наглядно.


Они отмечают важность цветов в жизни человека и природы.

6. Этап оценки результатов.
Каждое выступление оценивается по 5-ти балльной системе. Каждая группа оценивает своих соперников.


Литература
1. Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ/ авт.-сост. Н.В. Федянова, И.С. Хирьянова. - Волгоград: Учитель, 2014.

Презентация на тему: Садовые цветы

Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деят

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы это не только красота, но и часть живой природы.

Цветы – сама жизнь

Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Проекты, на мой взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно – образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.

Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан исследовательский, познавательно-творческий проект «Бал цветов».

Нашим детям Фея цветов прислала приглашение на бал. На него дети должны прийти в костюмах цветов и представить свой костюм в форме стихотворения, загадки, песни. Выявилась проблема: у детей недостаточно знаний о цветах. Участники проекта – дети, педагоги, и родители.

На начало работы по проекту была проведена диагностика экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста. Проведенное исследование показало, что высокий уровень знаний имеют 15% детей, средний – 45% и низкий – 40%. Большинство детей допускали ошибки в названиях цветов. Не могли аргументировать свой выбор (садовые цветы и комнатные растения). Затруднялись рассказывать, что необходимо растениям для роста и как правильно ухаживать за комнатными растениями.

Актуальность проекта

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления

Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Цель проекта:

Знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека.

Для реализации цели были выделены следующие задачи:

1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии

2. Упражняться в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы

3. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах

4. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами

5. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира

6. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому

Исходя из намеченных задач предполагаемый результат работы

  • Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека
  • Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту
  • Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе)

Для этого разработаны этапы проекта:

— подготовительный

— основной

— заключительный

— перспективный

На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:

— подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

— подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

— адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

— разработано содержание образовательной деятельности разных видов,

— целевые прогулки по территории детского сада, экскурсии в цветочный магазин;

— подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты;

— проведено родительское собрание с целью включения родителей в проектную деятельность;

Считаю, что правильно организованная предметная экологическая среда несет в себе огромную ценность и определенным образом воздействует на ребенка, оказывает большое значение на воспитание экологической культуры у дошкольников. Обдумывая интерьер группы, я постаралась создать атмосферу тепла, красочности, удобства и уюта, где ребенок чувствует себя хорошо и комфортно. Все пространство группы разделили на небольшие мини-центры :

— уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений.

— центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей:

— центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания;

— книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки;

— игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре.

На втором (деятельном) этапе родители принимали участие в фотовыставке «Дети цветы жизни». Проявляя выдумку и фантазию, они представили свои работы, которые отличались красочностью и оригинальностью. Представляя своего ребенка в виде цветка, они рассказали о его характере, привычках. Вместе со своими детьми сочинили сказки, стихи, рассказы о цветах. Совместная работа пробуждает у родителей интерес к жизни группы и детского сада в целом.

Образовательную деятельность детей провожу в игровой форме с использованием проблемных ситуаций. Так были проведены педагогические мероприятия «Этот разноцветный мир», «Путешествие к Фее Цветов».

Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические игры. В утренние и вечерние часы проводили с детьми игры «Собери цветы в вазу», «Найди по описанию», «Четвертый лишний», «Садовник», «Я знаю пять названий цветов», «Разрезные картинки» и другие.

Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строение цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился в цветок, сколько времени проходит от цветения до увядания, принимали активное участие в сборе семян цветов.

Наблюдения дополняли экскурсии в цветочный магазин, просмотром видеофильмов, картин, иллюстраций, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы, в результате чего происходила первоначальная оценка детьми деятельности взрослых, общение с представителями растительного мира, эстетическое наслаждение красотой природы.

В осеннее — зимний период дети имели возможность постоянно наблюдать за растениями в уголке природы. На протяжении года в природный уголок вносились привлекательные комнатные растения, которые доступны и просты в уходе. В процессе наблюдения знакомили детей с их названиями (герань, фикус, хлорофитум, бегония и пр.), строением и другими характерными особенностями.

Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни.

Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, а также к непосредственной образовательной деятельности «Золотой луг», «В гости к первоцветам», беседы «Красота спасет мир», «Легенды о цветах». Оформлены альбомы «Лекарственные растения», «Первоцветы», «Луговые цветы», «Комнатные растения»

Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремились к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.

Полученные в процессе экспериментирования наблюдения, впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности, изготовление цветов своими руками в совместном сочинительстве «Сказки о цветах», в драматизации, постановка спектакля «Радуга цветов». В группе были проведены конкурс рисунков «Мой любимый цветок», выставка букетов «Вальс цветов», «Бумажная оранжерея».

На заключительном этапе был проведен праздник «Бал цветов», где дети совместно с родителями выбирали и изготавливали костюмы любимого цветка из бросового и подручного материала, потом представляли его на празднике в интересной форме. На протяжении всего бала дети, участвовали в конкурсах, играх, импровизациях, показали хорошие знания о садовых и комнатных растениях, выражали свое отношение к цветам. С родителями организовали конкурс на лучшую клумбу «Я садовником родился». Вместе с детьми создали «Красную книгу цветов России»

Проведенное в конце проекта диагностическое исследование показало положительные результаты. Высокий уровень экологических знаний дошкольников вырос на 45% и составил 60%, средний снизился на 20% и составил 25%, низкий снизился до 15%.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!

Проект «Удивительный мир цветов». Старший дошкольный возраст

Цель проекта
- Знакомить с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания;
- Формировать осознанно-правильное отношение к представителям растительного мира;
- Развивать творческие способности детей.
Актуальность
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта: 2 недели
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, воспитатели.
Задачи
- Образовательные
- Развивающие
- Воспитательные
Образовательные задачи
-Углублять знания детей о цветах и их разнообразии;
-Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
Развивающие задачи
-Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.
-Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
Воспитательные задачи
-Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
-Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Целепологание (выявление проблемы).
2 этап – Разработка проекта
3 этап - Выполнение проекта (организация совместной деятельности детей и педагогов над проектом).
4 этап - Подведение итогов (презентация).
Ожидаемый результат
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
Специально-организованная деятельность

Реализация проекта:
-Уголок природы. Уход за растениями.
-Путешествие в царство комнатных растений.
-Весенние первоцветы (интегрированное занятие)
-Растения лечат.
-Одуванчик и растения луга.
-Красная книга – сигнал опасности.
Совместная деятельность детей и педагогов:
-Утренняя гимнастика «Волшебные цветы»;
-Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва);
-Словесные игры «Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем»;
-Загадывание загадок;
-Дидактические игры:
«Найди растение»
«Найди, что опишу»
«Отгадай, что за растение»
«К названному растению беги»
«Собери цветок»
«Найди такое же растение»
«Какого цветка не стало?»
«Отгадай по загадке»
«Собери букет»
«Четвертый лишний»
«Украсим комнату»
«Найди такой же»
«Что изменилось?»
«Где спряталась матрешка?»
«Найди растение по названию»
«Продайте то, что назову»
«Где спрятано растение?»
«Узнай растение»
Магазин «Цветы»
«Найди о чем расскажу».

Продуктивные виды деятельности:
-Коллаж «Цветочное царство»
-Аппликация «Волшебные цветы»
-Лепка «А мы по лугу гуляли»
-Рисование «Мой любимый цветок» (методом тычка)
-Рисование «Мой любимый луговой цветок»
-Рисование пластилином «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу»
-Оригами «Тюльпан»
-Пальчиковые игры: «Наши алые цветы», «Мак», «Цветы», «Растения».
-Подвижные игры: Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения».
-Хороводные игры: «Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла».
-Игра – беседа: «Если бы ты был цветком» (лекарственным, луговым и др.)
-Соревнование «Кто быстрее посадит цветы луговые и садовые».
-Беседа: «Что мне больше всего запомнилось и понравилось»

Трудовая деятельность:
-Поливка комнатных растений.
-Мытье комнатных растений.
-Посадка рассады цветов.
-Черенкование комнатных растений.

Наблюдение:
-Наблюдение за ветками смородины и липы.
-Наблюдение за ростом рассады бархатцев.
-Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.

Чтение:
Стихи о цветах.
Шорыгина Т. «Колокольчики и гном».
Пришвин М. «Золотой луг».
Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова.
Ж. Санд. «О чем рассказали цветы.
Дмитриев Ю. Хоровод лепестков.
Онегов А. Первый цветок. На лугу. На лесной поляне. Тропинка полевая.
Смирнов А. Цветок солнца. Кто на яблоньку похож?
Соколов-Микитов И. Цвета леса. Легенды о цветах.
Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».
Участие в субботнике.
Спасибо за внимание.