Ремонт        20.03.2019   

Описание базилики Максенция в Риме. Где находится базилика и как до нее добраться

Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio) – постройка, одно из украшений Римского форума (Forum Romanum), по своим масштабам превосходящая все, построенные в различные века.

История

В 308 году было начато строительство базилики по приказу императора Максенция. Базилика имела гражданское назначение, в ней планировалось разместить городскую префектуру, объединившую всех представителей римской администрации. Закончилось строительство через несколько лет, в 312 году, незадолго до смерти императора.

Но в этом же 312 году после гибели Максенция уже при императоре Константине (Flavius Valerius Aurelius Constantinus) были внесены значительные изменения в проект и здание частично перестроено. Поэтому данный объект по-другому называют Базилика Максенция и Константина.




Если при Максенции здание имело 20-метровую апсиду с западной стороны со статуей Максенция и вход с восточной, то Константин отдал приказ добавить апсиду с северной стороны и еще один вход с южной, а вместо изваяния предшественника установить собственное скульптурное изображение из мрамора и бронзы. В настоящее время от этой скульптуры сохранились два элемента: ступня 2-метровой длины и голова, представленные для обозрения во внутреннем дворике Палаццо деи Консерватори (Palazzo dei Conservatori) на Капитолийском холме (Campidoglio).

Местоположение

Место для строительства было выбрано у самой Священной дороги (Via sacra), в самой северной ее части. Базилика должна была занять место между храмами Венеры (Il Tempio Di Venere), Ромы (Il Tempio Di Roma) и Божественного Ромула (Il Santuario Della Divina Romolo).

Там на незначительном возвышении многие века находился рынок специй и лечебных снадобий со складскими помещениями. На месте рынка и решили поставить базилику. Для этого рынок перенесли в другое место, а холм пришлось выравнивать.

Архитектурные особенности

При разработке плана постройки и его декора древние мастера взяли за образец термы Каракаллы (Le Terme Di Caracalla) и Диоклетиана (Le Terme Di Diocleziano). Особенность постройки заключалась в том, что верхнее перекрытие было сводчатым, а не состояло, как в предшествующих постройках такого же типа, из балок.

Базилика Максенция по своей конструкции напоминала термы тех времен, имевшие сводчатые потолки над основным пространством. Свет должен был проникать через оконные проемы в стенах среднего и боковых нефов. Основанием для крестообразного свода являлись столбы из бетона и колонны из монолитного порфирского мрамора высотой 14,5 метров.

По проекту общая площадь основного пространства базилики превосходила 4 тысячи м² . Стены были выполнены из бетона и обложены кирпичом, у восточного входа построили лестницу большой ширины. Своды также были бетонными, но украшенные позолотой.

Перед входом в основное пространство со стороны фасада располагалась площадка-вестибул длиной 8 метров.

Центральный неф был длиной 80 метров и высотой 39 метров, боковые соответственно – 20,5 метров в длину и 24 в высоту. Богатство внутреннего убранства подчеркивалось отделкой мрамором: белые мраморные плиты на стенах, цветные – на полу.



Пристроенный по указанию Константина вход с южной стороны, от Священной дороги, был украшен портиком с колоннами коринфского ордера. Пристроенная с северной стороны апсида была декорирована скульптурами и закрывалась воротами, так как там проводились заседания суда по разбору дел, в которых фигурировали имена высокопоставленных особ, членов Сената.

Кроме своего прямого назначения, здание использовалось как место деловых переговоров и др.

Судьба базилики Максенция в веках

В течение последующих веков базилика поддалась разрушениям. В 626 году Папа Римский Гонорий І (Papa Onorio I) использовал черепичное покрытие базилики, выполненное из медных пластин с позолотой, для декорирования Собора Святого Петра (La Basilica Di San Pietro).

Сильные землетрясения 847 и 1349 годов привели к разрушению центральной части и одной боковой галереи. Во время строительства в 1613 году Церкви Санта-Мария Маджоре (La Chiesa Di Santa Maria Maggiore) по приказу понтифика Павла V (Papa Paolo V) из древнего храма забрали последние уцелевшие колонны.



Сохранившийся фрагмент здания базилики активно использовался в XX веке. Например, на Олимпиаде 1960 года в базилике проходили состязания по греко-римской борьбе.

В наши дни в базилике устраиваются концертные мероприятия.

Простая по архитектуре, лишена декора. 3 нефа. Основополагающая схема. Самое большое здание, когда-либо построенное на Римском форуме. Заложено в 308 году императором Максенцием, а закончено его преемником - Константином в 312 году. Площадь нефа превышает 4000 кв. м., высота сводов 39 метров.

Базилика Сан Пьетро (св Петра) в риме. Была перестроена в поздний период, но можно

реконструировать ее план. Разделена колоннами на 5 нефов. Неф — по гречески корабль; продольное пространство в базилике. Центральный неф соединяет вход в базилику с экседрой. Атриум — большой двор перед базиликой; окружен колоннадой, в центре — фиал. Наос — все внутренне пространство, для верующих. Алтарь находится в апсиде, обращенной на восток. Алтарь никогда не закрывался от верующих, есть только алтарная преграда. Трансепт — неф

расположенный перпендикулярно наосу, чаще всего примыкает к алтарю.


бтистерый — место для крещения. Базилика строго ориентирована по сторонам света, на восток апсидой/ экседрой. Вход на западе(1/3/5 — по колличеству нефов). Ориентирован на восток так как там всходит солнце и там же находится Иерусалим. Базилика будет использоваться христианством почти все время в католичестве. Романика, готика, ренессанс — всегда использовали базилики в западной Европе. В Византии базилики будут использоваться только в ранний период 4-6 век, базилика окажется недостаточно удобной для греческого богослужения, поэтому в 6 веке будет сформирован новый тип храма. Базилики 4 — начала 6 века. В раннехристианский период были только простые балочные перекрытия. В христианской базилике с самого начала внешний вид был очень простой, а основное внимание уделялось внутреннему пространству.

Базилика Санта Сабина в Риме . нач 5 в.

Хорошо сохранилась снаружи. Отсутствие декора: только гладь стены и большие арочные окна. В алтаре и центральном нефе была концентрация окон. Клеристорий- ярус с окнами. Центральный неф — световой коридор. Впечатление от экстерьера храма было аскетичным, но внутри поражающая роскошь.

Базилика Сан Паоло фуори ле муре./

(Св Павла за стенами) Орнаментальный пол, инкрустирован мрамором. Центральный неф

отделяется рядами колонн и чаще всего подобные колонны приносили из сохранившихся

античных храмов. Иногда в интерьере базилики встречаются разные колонны, так как


приходилось быстро строить. Простое деревянное перекрытие, балки образуют кессоны.

Киворий/ сень — навес над алтарем. Все стены в мозайках. Много золотой смальты, интерьеры были погружены в драгоценное сияние золота, цветных смальт, мрамора, металла. Пространство базилики не статично. Колонны, арки, убегающая линия антаблементов, окон, рисунок пола, само пространство, светящийся в конце алтарь. Базилика — воронка, из пространства земного в сакральное. От тьмы к свету. От неверия к вере. Развитие мозайки: до этого она была только напольная и из мрамора. Теперь она используется на стенах. Смальта — цветное стекло, разбитое на небольшие кубики. Под смальту подкладывали листы тонкого золота или серебра, поэтому на свету мозаика светилась изнутри.

Базилика Санта Мария Маджоре (большая базилика Богоматери). Нач 5 века. 3 нефа. Маленький трансепт. Нартекс — место отделенное для не крещенных или наказанных. Интерьер: роскошно украшен, ионические колонны, на которых лежит простой прямой антаблемент(менее ритмично, но более динамичное движение).

Базилика Максенция и Константина − грандиозное архитектурное сооружение, являвшееся крупнейшим зданием на Римском форуме и находившееся неподалеку от храма Божественного Ромула, рядом с Храмом Венеры и Ромы, у Священной дороги.

Возведение базилики началось в 308 году нашей эры, в годы правления императора Максенция. Здание расположили на месте склада приправ и лекарств, известного как Перечные амбары, на небольшом холме Велия, предварительно выровняв его с помощью насыпной платформы. Фундаментом базилики являлась прямоугольная бетонная крепида длиной 100 метров и шириной 60 метров. Общая площадь здания составляла 6000 квадратных метров.

Изначально базилика имела единственный вход с восточной стороны, который вел в удлиненный атрий. Здание было разделено на три нефа: два боковых шириной 20,5 метра и высотой 24 метра и средний, имевший ширину 25 метров и высоту 35 метров. Три крестовых свода перекрывали средний неф и визуально опирались на 8 монолитных колонн из порфира, высота которых составляла 14,5 метров. Колонны выполняли лишь декоративную функцию, а настоящей опорой для конструкции являлись 4 бетонных столба. Освещение базилики осуществлялось с помощью окон, расположенных в верхней части стен среднего нефа и в наружных стенах боковых нефов. В западной части среднего нефа напротив центрального входа имелась полукруглая апсида шириной 20 метров, в которой некоторое время располагалась статуя Максенция. Бетонные стены базилики покрывала кирпичная кладка, облицованная мрамором. Для покрытия бетонных сводов использовался золоченый стукко (материал для отделки, искусственный мрамор). Пол был украшен геометрической мозаикой из различных видов мрамора.

Максенций не успел закончить возведение базилики, в 312 году император Константин завершил ее строительство и несколько видоизменил конструкцию здания. Оставив трехчастное деление базилики, он добавил второй вход с юга, со стороны Священной . Южный вход был акцентирован великолепным украшенным четырьмя порфировыми колоннами портиком со ступенями перед ним. Напротив нового входа в базилике располагалась апсида, обрамленная внизу ступенями, а вверху украшенная нишами со статуями. В центральной, самой большой нише, находилась статуя Константина, для обнаженных частей тела которой использовался мрамор, а для всего остального − позолоченная бронза.

Время и люди не пощадили грандиозное строение, возведенное двумя императорами. Землетрясение 847 года уничтожило своды двух нефов. Базилику не только никто не пытался реставрировать, но зачастую ее использовали как источник строительных материалов. Так в 626 году папа Гонорий I украсил первую базилику св. Петра позолоченной черепицей, снятой с базилики Максенция и Константина, а в 1613 году единственную уцелевшую колонну главного нефа папа Павел V переместил на площадь перед базиликой Санта Мария Маджоре. В настоящее время от величественного сооружения остался только боковой неф.

Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio) – сооружение, одно из украшений (Forum Romanum), по своим габаритам превышающая все, возведенные в разные столетия.

В 308 году приступили к возведению Базилика Максенция по указу императора Максенция. У Базилика была гражданская функция, в ней намеревались устроить городскую префектуру, связавших всех членов римской администрации. Завершилось возведение лишь через несколько лет, в 312 году, незадолго до кончины императора.

Однако в том же 312 году после смерти Максенция уже при императоре Константине (Flavius Valerius Aurelius Constantinus) были добавлены осязаемые изменения в проект и сооружение частично переделано. Потому этот объект по-иному именуют Базилика Максенция и Константина.

Если при Максенции строение обладало 20-метровой апсидой с западной стороны с изваянием Максенция и вход с восточной, то Константин приказал достроить апсиду с северной стороны и еще один вход с южной, а заместо статуи предместника поставить собственное скульптурное изваяние из мрамора и бронзы. Сейчас от данной скульптуры остались лишь 2-а элемента: ступня 2-метровой длины и голова, экспонированные для осмотра во внутреннем дворике Палаццо деи Консерватори (Palazzo dei Conservatori) на Капитолийском холме (Campidoglio).

Место для возведения Базилики Максенция было избрано у самой Священной дороги (Via sacra), в наиболее северной ее части. Базилика Максенция должна была захватить место меж храмами Венеры (Il Tempio Di Venere), Ромы (Il Tempio Di Roma) и Божественного Ромула (Il Santuario Della Divina Romolo).

Там на небольшом возвышении множество столетии располагался рынок специй и лечебных снадобий со складскими помещениями. Вместо рынка и надумали возвести базилику Максенция. Для того рынок переместили в иное место, а холм понадобилось выравнивать.

Архитектурные особенности

При создании плана сооружения Максенция и ее декора античные мастера взяли за пример термы Каракаллы (Le Terme Di Caracalla) и Диоклетиана (Le Terme Di Diocleziano). Уникальность строения Базилику Максенция состояла в том, что верхнее перекрытие было сводчатым, а не было собрано, как в предыдущих сооружениях такого же вида, из балок.


Базилика Максенция по своей конструкции была похожа термы того периода, обладавшая сводчатыми потолками над главным пространством. Свет должен был проходить через оконные проемы в стенах среднего и боковых нефов. Базой для крестообразного свода были столбы из бетона и колонны из монолитного порфирского мрамора в высоту 14,5 м.

Согласно проекту общая площадь главного пространства базилики Максенция была более 4 000 м². Стены были исполнены из бетона и выложены кирпичом, у восточного входа возвели лестницу внушительной ширины. Своды тоже были бетонными, однако декорированные позолотой.

Перед входом в главное пространство базилики Максенция со стороны фасада располагалась площадка-вестибул длиной 8 метров.

Центральный неф был в длину 80 м и высоту 39 м, боковые сообразно – 20,5 м длиной и 24 высотой. Роскошь внутреннего убранства базилики Максенция акцентировалась отделкой мрамором: белые мраморные плиты на стенах, цветные – на полу.

Подстроенный по приказу Константина вход с южной стороны, от Священной дороги, был украшен портиком с колоннами коринфского ордера. Подстроенная с северной стороны апсида была украшена скульптурами и замыкалась воротами, потому как там проходили заседания суда по рассмотрению дел, в которых упоминались имена высокопоставленных особ, членов Сената.

Помимо своей прямой функции, строение было задействовано как место деловых переговоров и прочее.

На протяжении последующих столетий базилика Максенция начала разрушаться. В 626 году Папа Римский Гонорий І (Papa Onorio I) воспользовался черепичным покрытием базилики, исполненным из медных пластин с позолотой, для декорирования Собора Святого Петра (La Basilica Di San Pietro).

Мощные землетрясения 847 и 1349 годов способтвовали разрушению центральной части и одной боковой галереи базилики Максенция. Во время возведения в 1613 году Церкви Санта-Мария Маджоре (La Chiesa Di Santa Maria Maggiore) по указу понтифика Павла V (Papa Paolo V) из античного храма изъяли последние сохранившиеся колонны.

Уцелевший фрагмент здания базилики Максенция активно эксплуатировался в 20-м столетии. К примеру, на Олимпиаде 1960 года в базилике проводили соревнования по греко-римской борьбе.

Базилика Максенция в Риме

В основу этой грандиозной римской базилики (рис. 257–260) - последнего гигантского монументального римского здания - положена система центрального зала терм в той форме, какую он принял в термах Диоклетиана (рис. 233 и 236). Боковые помещения очень развиты, перекрыты полуцилиндрическими сводами, перпендикулярными главному нефу, и соединены друг с другом пролетами, которые здесь значительно шире, так что образовались настоящие боковые нефы. Средний, более высокий, неф перекрыт тремя крестовыми сводами, пяты которых опираются на восемь колонн. Здание окончено Константином Великим, оно задумано и построено Максенцием, императором, которого Константин победил со своим войском и сместил. Максенций был сторонником восстановления и обновления старой традиционной римской культуры и язычества, и эта тенденция нашла себе яркое выражение в огромной базилике, которую он начал строить на старом республиканском форуме между храмом Венеры и Ромы и форумом Веспасиана (рис. 151 и 152). Первоначально главный вход в базилику помещался с широкой стороны, обращенной на форум; на противоположной длинной стороне, против главного входа, была апсида, отделенная тройной аркадой от внутреннего пространства. Но впоследствии ориентацию изменили, пристроили другую, подобную первой, апсиду, с узкой стороны выходящей на форум, а главный вход перенесли на узкую сторону, обращенную к храму Венеры и Ромы, приделав к этой стороне здания вестибюль, перекрытый семью крестовыми сводами.

Рис. 257. Рим, Базилика Максенция

Рис. 258. Рим. Базилика Максенция. Реконструкция

Базилика Максенция примыкает к предшествующим столичным сводчатым зданиям II и III веков. Она очень цельна по своей архитектурной концепции и совершенно не имеет тех элементов, заимствованных из восточной школы римской архитектуры, которые играли такую большую роль во дворце Диоклетиана в Спалато. Базилика Максенция завершает собой развитие римского сводчатого стиля.

Очень важно, что в базилике Максенция последовательно проведена в конструктивном отношении концентрация массы в отдельных тяжелых столбах, выделенных из массивной оболочки, охватывающей внутреннее пространство, и несущих на себе всю тяжесть сводов. Только короткая сторона базилики с апсидой является непрерывной массивной полосой; в остальных частях здания своды опираются на двенадцать столбов. Эта система выступает особенно ясно на наружных стенах длинных сторон, которые очень тонки и сплошь прорезаны двумя ярусами расположенных друг над другом широких арочных пролетов, разделенных совсем узкими столбиками (рис. 258). Сквозные наружные стены базилики Максенция ничего не несут и являются только легким заполнением между столбами, на которых основывается вся конструкция. Столбы между отделениями боковых нефов имеют ниши, которые еще больше разлагают массу. Очень важна также система перенесения части бокового распора крестовых сводов центрального нефа на наружные столбы при помощи контрфорсов, перекинутых через кровли боковых нефов (рис. 258 и 260). В этих контрфорсах, которые развились в центральных залах терм, мы имеем предвосхищение готической системы контрфорсов и аркбутанов, получившей всеобщее распространение в Западной Европе в XIII веке (см. т. III). Световые пролеты под арками крестовых сводов были расчленены, как в термах, тонкими столбиками, на три части каждый, причем каждое деление не было завершено, как в наружных стенах, особой аркой, благодаря чему сохранилась цельность тройного светового пролета, завершенного большой аркой. Конструкция на столбах и сквозной характер массы базилики Максенция свидетельствуют о тенденции к большей инженерно-конструктивной изощренности, которая непосредственно связана с ростом значения замкнутого внутреннего пространства. По сравнению с Пантеоном и с более ранними термами конструкция базилики Максенция гораздо тоньше. Все же при современном состоянии развалин базилики особенно ясно, сколько лишней тяжести имеется, например, в сводах боковых нефов.

Рис. 259. Рим. Базилика Максенция. Боковой неф

Тенденция вскрыть наружные стены большим количеством широких арочных отверстий, которую мы наблюдаем уже в термах и которая диаметрально противоположна пещерному характеру внутренности Пантеона, выражает открытый светский характер здания. В этом стремлении к связи внутреннего пространства здания с окружающим его наружным пространством природы сказывается реакция эллинистической концепции, которая понимала архитектурное пространство как часть пространства природы. С другой стороны, в базилике Максенция наблюдается тенденция к живописным пересечениям и богатым архитектурным картинам, которые напоминают помпеянские росписи четвертого стиля и соответствующие им архитектурные композиции в домах Помпеи. Привлекательность и живость картин, которые зритель получал, проходя в различных направлениях по внутренним помещениям базилики, основывается главным образом на довольно широких арочных пролетах в простенках между отдельными делениями боковых нефов. Эти пролеты глубоко родственны арочным отверстиям между пролетами арки Септимия Севера (рис. 241). Когда зритель идет вдоль главного нефа, то перед ним проходят видимые им в три четверти перекрытые полуцилиндрами пространства, причем их формы очень усложняются пролетами в боковых стенах, через которые открываются виды в соседние помещения. Еще более живописно и богато внутренность базилики Максенция выглядит при движении зрителя вдоль одного из боковых нефов (рис. 259 и 260). Он видит перед собой спускающуюся вниз сторону полуцилиндра и пролет в соседнее помещение, при прохождении которого открывается следующий полуцилиндр и пролет. При этом сбоку от зрителя развертываются различные сменяющие друг друга виды на высокий средний неф и через него на противоположный боковой неф с полуцилиндрами и пролетами между ними.

Отмеченные черты: 1) связь внутреннего пространства с пространством природы; 2) группировка архитектурных форм в живописные картины, последовательность которых развертывается перед зрителем, - связаны в базилике Максенция с эллинистической традицией. Но в общую композицию базилики эти отголоски эллинистических концепций вносят только известный оттенок, придающий целому характерный отпечаток, но не составляющий его основы. Мощные столбы и особенно своды, главным образом полуцилиндрические, но также и крестовые, четко и ясно охватывают пространства, заключенные под ними, формуют их и выделяют из окружающего. Пролеты стен вскрывают массы и связывают внутренность с окружающим; но вместе с тем они и отграничивают замкнутые в себе самостоятельные архитектурные пространства. Открывающиеся внутри во все стороны живописные картины связывают друг с другом отдельные части внутренности, но вместе с тем они отделяют и противопоставляют друг другу, различно оформляя их, средний и боковые нефы. Над живописностью и пересечениями господствует простое и ясное членение на два ряда кубических клеток, завершенных огромными полуцилиндрами, которые, сопоставленные на известном расстоянии друг с другом, сдерживают три крестовых свода, опирающихся концами на колонны, три огромных «балдахина». Над всем господствуют широкие арки и своды, спокойно и мощно охватывающие людские массы, над которыми балдахины колонн и крестовых сводов строят образы монументализированных индивидуальностей вождей и героев.

Рис. 260. Рим. Развалины базилики Максенция

Полуцилиндрические своды сохранили рисунок касет (рис. 259 и 260) - больших, ясных и предметных, как в Пантеоне. (Это лишний раз подтверждает особое положение дворца Диоклетиана с его мавзолеем, свод которого дематериализован.) Обработка столбов и арок под ними не сохранилась, но она, конечно, соответствовала стилю касет.

Базилика Максенция очень велика, это одно из самых грандиозных римских сводчатых зданий. Она занимает площадь около 100?75 м (включая апсиды); диаметр арки крестового свода центрального нефа (равный диаметру полуцилиндров боковых нефов) достигает 25 м, высота полуцилиндров около 25 м, высота среднего нефа около 40 м. В современном виде развалины здания, от которого сохранился только один боковой неф, производят величественное впечатление. Но когда базилика Максенция была цела и ее внутренние массивы были покрыты тектонической мраморной облицовкой, когда стояли колонны, поддерживавшие крестовые своды, ее внутреннее пространство по тем же причинам, что и внутренность Пантеона, казалось меньше, чем можно было бы ожидать от такого грандиозного здания.

Schultze R. Basilika. Berlin und Leipzig, 1928; Douel M. L’Algerie romaine. Forums et basiliques. Timgad, Djemila, Khemissa, Madaure, Cherchell, Tipasa. Paris, 1930; Deville A. Histoire de Fart de la verrerie dans Fantiquite. Paris, 1871; Martini F. La Vetrina delle antichita. Roma, 1923; Neumann. Antike Glaser, Ihre Zusammensetzung und Farbung (Zeitschrift fur angewandte Chemie, 38), 1925.

Из книги Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы автора Анджела Альберто

11:30. Базилика Юлия, храм правосудия в Риме Мы направляемся в сторону базилики Юлия. Длинный ряд белоснежных пилястр и арок делают ее похожей на скелет огромного динозавра. По лестнице туда-сюда бегают люди. Ступеней всего семь, но они такие широкие, что кажутся мраморными

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

Базилика Спартак и его ближайший сподвижник Крикс встретились на галерее базилики Эмилия.Что же такое базилика?Базиликой в Древнем Риме называли обширный зал, разгороженный колоннами на три части. В базилике Эмилия, в одном из роскошнейших сооружений города, колонны

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

автора Грегоровиус Фердинанд

2. Смерть Льва I в 461 г. - Его учреждения в Риме. - Первый монастырь Св. Петра. - Базилика Св. Стефана на via latina. - Открытие ее в 1857 г. - Папа Гиларий, император Север, император Анфимий. - Вступление его в Рим. - Приношения Гилария В том же году, 10 ноября, умер и папа Лев I. Его

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Постройки Стефана II и Павла I. - Ватикан и базилика Св. Петра. - Первая колокольня в Риме. - Капелла Св. Петрониллы. - Перенесение мощей святых из катакомб в город. - Основание монастыря s.-silvestro in capite Мы проследили политическую деятельность Павла, а теперь перейдем к

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Беспорядки в Риме. - Бонифации VI, папа. - Стефан VI, папа. - Собор с участием покойника; посмертный суд над Формозой. - Базилика Латерана обрушивается. - Обстоятельства, вызвавшие возмутительные надругательства над телом Формоза. - Памфлет Ауксилия. - Инвектива на Рим.

автора Фадеева Татьяна Михайловна

Базилика Одним из старейших сооружений Мангупа можно по праву считать храм в честь св. Константина и Елены, находящийся напротив мыса Чуфут-Чеарган-бурун. Это большая - 31,5 х 26,2 м - базилика, разделенная двумя рядами колонн, - по шесть в каждом, - на три нефа. С востока

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Базилика На самой вершине плато, куда через заросли ведет основная тропа, находилась площадь с базиликой, построенной из тесаного камня одновременно с городом, предположительно в VI в. "О былом значении и славе Эски-кермена, - писал М. Броневский, - свидетельствует храм,

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

БАЗИЛИКА ДА ЭШТРЕЛА - ТАМ СКОРБИЛА КОРОЛЕВА… Эта церковь прекрасна. Она была построена по повелению королевы Марии I Португальской в честь рождения наследника, сына Жозе. Строительство началось в 1779 году, а закончилось в 1790-м.Стиль позднего барокко с элементами

автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 26. О том, как он решился избавить Рим от Максенция Потом он представил себе всю Ойкумену, как одно великое тело и, видя, что глава этого тела - царственный город римской земли терпит рабское притеснение от тирана, защиту его сперва предоставил властителям над

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 33. О любодеянии Максенция в Риме И действительно, завладев хищнически царственным городом, тиран непрестанно отваживался на нечестивые и злодейские поступки, так что не было дерзости, которой не позволял бы он себе в делах мерзких и нечестивых. У мужей отнимал

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 35. Избиение римлян по велению Максенция Такими дерзостями жестокой тирании его стеснялись все: простолюдины и начальники, знатные и незнатные. Как ни спокойны были они, как ни переносили горькое рабство, - не могли избавиться от кровавой жестокости тирана.

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 36. Чародейство Максенция и голод в Риме Но концом злодеяний тирана стало то, что он вдался в чародейство. Для целей магии, то рассекал он беременных женщин, то рассматривал внутренности новорожденных младенцев, то умерщвлял львов и совершал другие невыразимые

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 37. Поражение войск Максенция в Италии Скорбя обо всем этом, Константин вооружился против тирании всеми средствами. Признав Бога всяческих и призвав, как спасителя и помощника, Христа Его, также поставив перед своими гоплитами и копьеносцами победную трофей со

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 38. Смерть Максенция на мосту реки Тибр Наконец, он был уже близ Рима. Но чтобы не принуждать его воевать с римлянами ради тирана, последнего, будто какими цепями, Бог сам увлек весьма далеко от городских ворот и, говоря вообще, всем верным и неверным, лично видевшим

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

4.5. Прыжок Ромула через ров и падение Максенция в Тибр с Мильвийского моста Гибель Рема и гибель Максенция По Плутарху, Рем перепрыгнул через некий РОВ И ЗА ЭТО (!?) БЫЛ УБИТ НА МЕСТЕ , с. 41. То есть, надо полагать, прямо во рву или непосредственно рядом с ним. Причем ров

У этого термина существуют и другие значения, см. Базилика (значения). Базилика. Соб … Википедия

Достопримечательность Базилика Косьмы и Дамиана Santi Cosma e Damiano … Википедия

- (греч. царский), большое общественное здание, возводившееся в центре древнеримских городов. Здесь отправлялось судопроизводство, заключались торговые сделки, кроме того, горожане приходили сюда провести время. Базиликой называют также… … Энциклопедия Кольера

Достопримечательность Базилика Эмилия Basilica Aemilia … Википедия

Достопримечательность Базилика Юлия Basilica Iulia … Википедия

- (базилика, базилика) (греч. βασιλική царский дом) тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов. Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями.… … Католическая энциклопедия

Базилика - (греч. царский дом). У римлян Б. был торговый или судебный зал. В Афинах назв. «Б.» было присвоено месту заседания первого архонта базилея. По своей форме Б. прямоугольное в плане здание, б. ч. со мн. нефами. Самой др. рим. Б. считается… … Словарь античности

Базилика Базилика святого Климента Basilica di San Clemente … Википедия

БАЗИЛИКА - [греч. βασίλειον; лат. basilica царская палата], в эллинистическо рим. источниках общественная постройка, предназначенная для собраний; в раннехрист. лит ре храм, церковь; тип прямоугольного, протяженного в плане здания, разделенного рядами опор… … Православная энциклопедия

Реконструкция базилики Базилика Ульпия была общественным зданием в Древнем Риме, размещённым в … Википедия

Книги

  • Путеводитель. Рим (2CDmp3) , . Путеводитель - самый удобный и доступный способ познакомиться с городом. - Виртуальное путешествие на персональном компьютере: фотографии, описание маршрутов, возможность изучить и…