Для развития ребенка необходимо использовать все возможные средства, включая опыты для детей, провести которые в домашних условиях могут подготовленные родители. Такой вид деятельности очень интересен дошкольникам, помогает им узнать много нового об окружающем мире, принять непосредственное участие в процессе исследования. Главное правило, которого следует придерживаться мамам и папам, – отсутствие принуждения: занятия должны проводиться лишь тогда, когда сам ребенок готов к экспериментам.
Физические
Подобные научные эксперименты заинтересуют любознательного кроху, помогут ему получить новые знания:
- о свойствах жидкости;
- об атмосферном давлении;
- о взаимодействии молекул.
Кроме того, под четким родительским руководством он без труда сможет все повторить.
Наполнение бутылки
Следует заранее подготовить инвентарь. Понадобится горячая вода, стеклянная бутылка и миска с холодной водой (для наглядности жидкость следует предварительно подкрасить).
Порядок действий таков:
- Необходимо налить в бутылку горячую воду несколько раз, чтобы емкость как следует прогрелась.
- Полностью вылить горячую жидкость.
- Перевернуть вниз горлышком бутылку и опустить ее в миску с холодной водой.
- Можно будет увидеть, что вода из миски начнет набираться в бутылку.
Почему же так происходит? Благодаря воздействию горячей жидкости бутылка наполнилась теплым воздухом. Остывая, газ сжимается, вследствие чего объем, занимаемый им, уменьшается, образуя в бутылке среду с пониженным давлением. Вода, поступая, восстанавливает равновесие. Этот опыт с водой без проблем можно провести дома.
Со стаканом
Каждый малыш даже в 3-4 года знает, что если перевернуть наполненный водой стакан, жидкость выльется. Однако есть интересный опыт, способный доказать обратное.
Порядок действий:
- Налить воды в стакан.
- Накрыть его куском картона.
- Придерживая лист рукой, осторожно перевернуть конструкцию.
- Руку можно убирать.
Удивительно, но вода не выльется – молекулы картоны и жидкости в момент соприкосновения перемешаются. Поэтому лист будет держаться, став своеобразной крышкой. Ребенку также можно рассказать об атмосферном давлении, что оно есть как внутри стакана, так и снаружи, при этом в емкости оно ниже, снаружи – выше. За счет этой разницы вода и не выливается.
Подобный опыт лучше всего проводить над тазом, поскольку постепенно бумажный материал промокнет, и жидкость будет капать.
Развивающие эксперименты
Есть большое количество по-настоящему интересных экспериментов для малышей.
Извержение вулкана
Этот опыт по праву считается одним из самых увлекательных и потому любимых детьми. Для его проведения потребуется:
- сода;
- краска красного цвета;
- лимонная кислота или сок лимона;
- вода;
- немного моющего средства.
Сначала следует соорудить сам «вулкан», сделав конус из плотной бумаги, скрепив по краям скотчем и прорезав сверху отверстие. Затем получившаяся заготовка надевается на любую бутылку. Для сходства с вулканом ее следует покрыть коричневым пластилином и поставить на большой противень, чтобы «лава» не испортила поверхность стола.
Порядок действий:
- Насыпать в бутылку соду.
- Добавить краску.
- Капнуть моющего средства (1 каплю).
- Налить воды и как следует перемешать.
Чтобы началось «извержение», нужно попросить ребенка добавить немного лимонной кислоты (или лимонного сока). Это простейший пример химической реакции.
Танцующие червячки
Этот простой забавный эксперимент можно провести как с дошкольниками, так и с младшими школьниками. Необходимое оборудование:
- крахмал кукурузный;
- вода;
- противень;
- краски (пищевые красители);
- музыкальная колонка.
Сначала необходимо смешать 2 стакана крахмала и стакан воды. Получившееся вещество налить на противень, добавить краску или краситель.
Осталось только включить громкую музыку и приложить противень к колонке. Цвета на заготовке перемешаются в хаотичном порядке, создав красивое необычное зрелище.
Используем продукты питания
Чтобы сделать эксперимент – необычный, интересный малышу и познавательный, – вовсе не обязательно приобретать сложное оборудование и дорогостоящие материалы. Предлагаем познакомиться с очень простыми вариантами, доступными для исполнения дома.
С яйцом
Необходимое оборудование:
- стакан с водой (высокий);
- яйцо;
- соль;
- вода.
Суть проста – яйцо, погруженное в воду, опустится на дно. Если же добавить в жидкость поваренной соли (около 6 ст. л.), то оно поднимется на поверхность. Такой физический опыт с солью помогает проиллюстрировать малышу понятие плотности. Так, у подсоленной воды она больше, поэтому яйцо может держаться на поверхности.
Можно показать и обратное действие (именно поэтому и рекомендовалось взять высокий стакан) – при добавлении в подсоленную жидкость простой водопроводной воды плотность уменьшится, и яйцо опустится на дно.
Невидимые чернила
Очень интересный и простой трюк, который сначала покажется малышу настоящим волшебством, а после объяснения родителей поможет узнать об окислении.
Необходимое оборудование:
- ½ лимона;
- вода;
- ложка и тарелка;
- лист бумаги;
- лампа;
- ватный тампон.
Если лимона нет, можно использовать аналоги, например, молоко, луковый сок или вино.
Порядок действий:
- Выжать сок цитруса, добавить его в тарелку, смешать с равным количеством воды.
- Обмакнуть тампон в получившуюся жидкость.
- Написать с его помощью что-то понятное ребенку (или нарисовать).
- Подождать, пока сок высохнет, став полностью невидимым.
- Нагреть лист (при помощи лампы или подержав над огнем).
Текст или простой рисунок станет виден из-за того, что сок окислился и при повышении температуры приобрел коричневый окрас.
Цветной взрыв
Самых маленьких можно порадовать веселым опытом с молоком и красками, который без проблем можно провести на кухне.
Необходимые продукты и оборудование:
- молоко (желательно большой жирности);
- пищевые красители (нескольких цветов – чем больше, тем интереснее и ярче получится);
- средство для мытья посуды;
- тарелка;
- ватные палочки;
- пипетка.
Если жидкость для мытья посуды отсутствует, допустимо использовать жидкое мыло.
Порядок действий:
- Налить молоко в тарелку. Оно должно полностью скрыть дно.
- Дать жидкости немного постоять, чтобы она стала комнатной температуры.
- При помощи пипетки осторожно капнуть в тарелку с молоком несколько разных пищевых красителей.
- Слегка дотронувшись ватной палочкой до жидкости, нужно показать малышу, что происходит.
- Далее берется вторая палочка, обмакивается в моющем средстве. Ею касаются поверхности молока, задерживают на 10 секунд. Смешивать красочные разводы не надо, достаточно острожного прикосновения.
Далее малыш сможет понаблюдать самое красивое – краски начинают «танцевать», словно стремясь убежать от мыльной палочки. Даже если сейчас ее убрать, «взрыв» продолжится. На этом этапе можно предложить ребенку поучаствовать самому – добавлять краситель, погружать в жидкость намыленную палочку.
Секрет опыта прост – моющее средство уничтожает содержащийся в молоке жир, что и становится причиной «танца».
С сахаром
Для детей 3-4 лет очень интересными будут различные эксперименты с продуктами питания. Ребенок с удовольствием узнает о новых качествах привычной ему еды.
Для этого занимательного развлечения потребуется:
- 10 ст. л. сахара;
- вода;
- пищевые красители нескольких цветов;
- две ложки (чайная, столовая);
- шприц;
- 5 стаканов.
Сначала нужно добавить в стаканы сахар по такой схеме:
- в первый стакан – 1 ст. л.;
- во второй – 2 ст. л.;
- в третий – 3 ст. л.;
- в четвертый – 4 ст. л.
В каждый из них добавить по 3 ч. л. воды. Перемешать. Затем необходимо добавить в каждый из стаканов краситель своего цвета и вновь перемешать. Следующий шаг – при помощи шприца или чайной ложки аккуратно взять цветную жидкость из четвертого стакана и перелить ее в пятый, который был пустым. Затем аналогично по порядку добавляется окрашенная вода из третьего, второго и, наконец, из первого стаканов.
Если действовать осторожно, цветные жидкости смешиваться не будут, а, наслаиваясь друг на друга, помогут создать яркую необычную пирамидку. Секрет фокуса в том, что плотность воды меняется в зависимости от количества добавленного в нее сахара.
С мукой
Рассмотрим еще один интересный детям опыт, простой и безопасный. Проводить его можно как в детском саду, так и дома.
Необходимое оборудование:
- мука;
- соль;
- краски (гуашь);
- кисть;
- лист картона.
Порядок действий:
- В небольшом стаканчике нужно смешать по 1 ст. л. муки и соли. Это заготовка, из которой в дальнейшем будем делать краску одного цвета. Соответственно, число таких заготовок равно количеству цветов.
- В каждый стакан добавить по 3 ст. л. воды и гуашь.
- При помощи краски попросить малыша нарисовать картинку на картоне, используя кисть или ватную палочку, для каждого цвета свою.
- Поместить готовое творение в микроволновку (мощность 600 Вт) на 5 минут.
Краски, представляющие собой тесто, поднимутся и затвердеют, сделав рисунок объемным.
Лавовая лампа
Еще один необычный детский эксперимент позволяет создать самую настоящую лавовую лампу. Посмотрев всего один раз, даже начинающий исследователь сможет повторить опыт своими руками, без помощи взрослых.
Необходимое оборудование и материалы:
- растительное масло (стакан);
- соль (1 ч. л.);
- вода;
- пищевой краситель (несколько оттенков);
- стеклянная банка.
Порядок действий:
- Наполнить банку водой на 2/3.
- Добавить растительное масло, которое на этом этапе образует толстую пленку на поверхности.
- Добавить пищевой краситель.
- Медленно насыпать соль.
Под тяжестью соли масло начнет опускаться на дно, а краситель сделает зрелище более красочным и эффектным.
С газировкой
Для демонстрации ребенку дошкольного возраста отлично подойдет эксперимент с газировкой:
- Налить напиток в стакан.
- Опустить в него несколько горошин или вишневых косточек.
- Понаблюдать, как они постепенно будут подниматься со дна и вновь опускаться.
Удивительное зрелище для малыша, который пока не знает, горошины окружены пузырьками углекислого газа, который и выносит их на поверхность. По аналогичному принципу работают и подводные лодки.
С водой
Есть несколько познавательных оптических опытов, которые при своей простоте очень любопытны.
- Пропавший рубль
В банку наливается вода, в нее опускается железный рубль. Теперь необходимо попросить кроху найти монетку, посмотрев через стекло. Из-за оптического явления преломления взгляд не сможет разглядеть рубль, если будет направлен сбоку. Если же заглянуть в банку сверху, монета окажется на месте.
- Изогнутая ложка
Продолжим исследовать оптику с дошкольником. Этот легкий, но наглядный эксперимент проводится так: нужно налить в стакан воды и опустить в него ложку. Попросите малыша посмотреть сбоку. Он увидит, что на границе сред – воды и воздуха – ложка кажется изогнутой. Достав ложку, можно убедиться, что с ней все в порядке.
Ребенку следует пояснить, что луч света при прохождении через воду искривляется, поэтому мы и видим измененное изображение. Можно продолжить водную тему и опустить эту же ложку в небольшую банку. Искривления не произойдет, поскольку стенки этой емкости ровные.
Этот биологический эксперимент поможет ребенку познакомиться с миром живой природы, понаблюдать за тем, как формируется росток. Для проведения необходимы фасоль или горошины.
Родители могут предложить юному ботанику самостоятельно смочить сложенный в несколько раз кусок марли водой, положить его на блюдце, поместить на ткань горошины или фасоль и накрыть влажной марлей. Задача малыша – внимательно следить за тем, чтобы семена все время были увлажнены, регулярно их проверять. Через пару дней появятся первые росточки.
Процесс фотосинтеза
Этот опыт с растениями и свечой лучше всего подойдет для младших школьников, которые знают, что деревья и травы поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
Суть такова:
- В две банки осторожно поместить горящие свечи.
- В одну из них поставить живое растение.
- Обе емкости накрыть крышкой.
Понаблюдать, что в банке с растением свеча продолжает гореть, поскольку в ней присутствует кислород. Во второй банке почти сразу гаснет.
Занимательные
Ловим электричество. Этот небольшой и безопасный опыт вполне может быть проведен с малышами.
- На стене размещают один надутый воздушный шарик, несколько других лежат на полу.
- Мама предлагает ребенку поместить на стену все шарики. Однако держаться они не будут и упадут.
- Мама просит малыша натереть шар о свои волосы и попробовать еще раз. Теперь шарик удалось прикрепить.
После этого нужно рассказать, что «чудо» произошло благодаря электричеству, которое образовалось при натирании шара о волосы.
Еще один вариант для любознательных – опыт с фольгой. Проводится так:
- Небольшой листок фольги нужно нарезать на полоски.
- Попросить кроху причесаться.
- Теперь нужно прислонить расческу к полоске и понаблюдать. Фольга пристанет к расческе.
Можно продемонстрировать детям и «Пропавший мелок». Для этого кусочек обычного мела помещают в уксус. Известняк начнет шипеть, уменьшаться в размере. Через некоторое время он полностью растворится. Связано это с тем, что мел при соприкосновении с уксусом превращается в другие вещества.
Опыты с детьми-дошкольниками – отличная возможность развить у них любознательность, ответить на многие вопросы в наглядной и понятной форме. Кроме того, предлагая малышам разнообразные эксперименты, внимательные родители помогут им в раннем возрасте очертить собственный круг интересов. А само проведение исследований станет отличным и веселым времяпрепровождением.
Химик - профессия очень интересная и многогранная, объединяющая под своим крылом множество разных специалистов: ученых-химиков, химиков-технологов, химиков-аналитиков, нефтехимиков, преподавателей химии, фармацевтов и многих других. Мы решили вместе с ними отметить приближающийся День химика 2017, поэтому выбрали несколько интересных и впечатляющих экспериментов в рассматриваемой области, которые сможет повторить даже тот, кто от профессии химика максимально далек. Лучшие химические опыты в домашних условиях - читайте, смотрите и запоминайте!
Когда отмечают День химика
Прежде чем мы начнем рассматривать наши химические опыты, уточним, что традиционно День химика отмечают на территории государств постсоветского пространства в самом конце весны, а именно - в последнее воскресенье мая. Это значит, что дата не фиксирована: например, в 2017 году День химика отмечается 28 мая. И если вы работаете в сфере химической промышленности, либо изучаете специальность из этой области, или как-то иначе непосредственно связаны с химией по долгу службы, значит, имеете полное право в этот день присоединиться к торжеству.
Химические опыты в домашних условиях
А теперь приступаем к главному, и начинаем выполнять интересные химические опыты: лучше всего делать это вместе с маленькими детьми, которые точно воспримут происходящее как магический фокус. Причем мы постарались подобрать такие химические эксперименты, реактивы к которым можно легко достать в аптеке или магазине.
Опыт №1 - Химический светофор
Начнем с очень простого и красивого опыта, который получил такое название отнюдь не зря, ведь участвующая в эксперименте жидкость будет менять свой цвет как раз на цвета светофора - красный, желтый и зеленый.
Вам понадобится:
- индигокармин;
- глюкоза;
- каустическая сода;
- вода;
- 2 прозрачные стеклянные емкости.
Пусть названия некоторых ингредиентов вас не пугают - глюкозу в таблетках можно запросто купить в аптеке, индигокармин продается в магазинах как пищевой краситель, а каустическую соду найдете в хозяйственном магазине. Емкости лучше взять высокие, с широким основанием и более узким горлом, например, колбы, чтобы их было удобнее взбалтывать.
![](https://i0.wp.com/megapoisk.com/uploads_art/1476730846.jpg)
Но чем интересны химические опыты - здесь всему есть объяснение:
- Смешав глюкозу с каустической содой, т. е. гидроксидом натрия, мы получили щелочной раствор глюкозы. Затем, смешав его с раствором индигокармина, мы окисляем жидкость кислородом, которым она насытилась во время переливания из колбы - это и есть причина появления зеленого цвета. Далее в качестве восстановителя начинает работать глюкоза, постепенно меняя цвет на желтый. Но встряхнув колбу, мы снова насыщаем жидкость кислородом, позволяя химической реакции пройти этот круг заново.
О том, как интересно это выглядит вживую, вы получите представление из данного короткого ролика:
Опыт №2 - Универсальный индикатор кислотности из капусты
Дети обожают интересные химические опыты с разноцветными жидкостями, это не секрет. Но и мы, как взрослые, ответственно заявляем, что выглядят такие химические эксперименты очень зрелищно и любопытно. Поэтому мы советуем вам провести в домашних условиях еще один «цветовой» опыт - демонстрацию удивительных свойств краснокочанной капусты. В ней, как и во многих других овощах и фруктах, содержатся антоцианы - природные красители-индикаторы, меняющие свой цвет в зависимости от уровня pH - т.е. степени кислотности среды. Это свойство капусты нам и пригодится, чтобы получить далее разноцветные растворы.
Что нам понадобится:
- 1/4 краснокочанной капусты;
- сок лимона;
- раствор пищевой соды;
- уксус;
- сахарный раствор;
- напиток типа «Спрайт»;
- дезинфицирующее средство;
- отбеливатель;
- вода;
- 8 колб или бокалов.
Многие вещества из этого списка довольно опасны, поэтому соблюдайте осторожность, выполняя простые химические опыты в домашних условиях, наденьте перчатки, по возможности защитные очки. И не подпускайте детей слишком близко - они могут опрокинуть реагенты или итоговое содержимое цветных колбочек, даже захотеть их попробовать, чего никак нельзя допустить.
Приступаем к выполнению:
![](https://i1.wp.com/megapoisk.com/uploads_art/7786efb717e2affbfe5319374c772ad9.jpg)
А как эти химические опыты объясняют изменения цвета?
- Дело в том, что на все объекты, которые мы видим, падает свет - а он содержит в себе все цвета радуги. При этом каждый цвет в луче спектра имеет свою длину волны, а молекулы разной формы, в свою очередь, отражают и поглощают эти волны. Та волна, которая отражается от молекулы, и является той, которую мы видим, и это определяет, какой цвет мы воспринимаем - ведь другие волны просто поглощаются. И в зависимости от того, какое вещество мы добавляем к индикатору, он и начинает отражать только лучи определенного цвета. Ничего сложного!
Немного другой вариант этого химического опыта, с меньшим количеством реагентов, смотрите в видео:
Опыт №3 - Танцующие желейные червячки
Продолжаем делать химические опыты в домашних условиях - и третий эксперимент мы проведем над всеми любимыми желейными конфетками в виде червячков. Даже взрослым он покажется забавным, а детей и вовсе в восторг приведет.
Возьмите следующие ингредиенты:
- горсть желейных червячков;
- уксусную эссенцию;
- обыкновенную воду;
- пищевую соду;
- стаканы - 2 шт.
Выбирая подходящие конфеты, остановитесь на гладких тягучих червячках, без сахарной обсыпки. Чтобы они не были тяжелыми и легче шевелились, разрежьте каждую конфетку вдоль на две половинки. Итак, начинаем интересные химические опыты:
- Сделайте в одном стакане раствор теплой воды и 3 столовых ложек соды.
- Поместите туда червячков и подержите их там около пятнадцати минут.
- Другой глубокий стакан заполните эссенцией. Теперь можно потихоньку бросать желешки в уксус, наблюдая, как они начинают двигаться вверх-вниз, что в некотором роде похоже на танец:
Почему так происходит?
- Все просто: пищевая сода, в которой четверть часа пропитываются червячки - это гидрокарбонат натрия, а эссенция - 80% раствор уксусной кислоты. Когда они вступают в реакцию, образуется вода, углекислый газ в виде мелких пузырьков и натриевая соль уксусной кислоты. Именно углекислым газом в виде пузырей обрастает червячок, поднимается вверх, а затем опускается, когда они лопаются. Но процесс все еще продолжается, заставляя конфетку подниматься на образующихся пузырьках и опускаться вплоть до полного своего завершения.
А если вы всерьез интересуетесь химией, и хотите, чтобы в будущем День химика стал и вашим профессиональным праздником, то вам наверняка будет любопытно посмотреть следующее видео, где подробно рассказывается о типичных буднях студентов-химиков и их увлекательной учебно-научной деятельности:
Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Показать еще
Занимательная физика в нашем изложении расскажет, почему в природе не может быть двух одинаковых снежинок и зачем машинист электровоза сдает назад перед тем, как тронуться, где находятся самые большие запасы воды и какое изобретение Пифагора помогает бороться с алкоголизмом.
Кто любил в школе лабораторные работы по химии? Интересно, ведь, было смешивать что-то с чем-то и получать новую субстанцию. Правда, не всегда получалось так, как было описано в учебнике, но по этому поводу никто не страдал, не так ли? Главное, чтобы что-то происходило, и мы это видели прямо перед собой.
Если в реальной жизни вы — не химик и не сталкиваетесь с куда более сложными опытами каждый день на работе, тогда эти эксперименты, которые можно провести в домашних условиях, вас точно позабавят, как минимум.
Лава-лампа
Для опыта нужно:
— Прозрачная бутылка или ваза
— Вода
— Подсолнечное масло
— Пищевой краситель
— Несколько шипучих таблеток «Супрастина»
Смешиваем воду с пищевым красителем, заливаем подсолнечное масло. Перемешивать не нужно, да у вас и не получится. Когда будет видна чёткая линия между водой и маслом, бросаем в ёмкость пару таблеток «Супрастина». Смотрим на потоки лавы.
Так как плотность масла ниже плотности воды, оно остаётся на поверхности, с шипучая таблетка создаёт пузыри, которые выносят воду к поверхности.
Зубная паста для слона
Для опыта нужно:
— Бутылка
— Небольшая чашка
— Вода
— Моющее средство для посуды или жидкое мыло
— Перекись водорода
— Быстродействующие пищевые дрожжи
— Пищевой краситель
Смешиваем в бутылке жидкое мыло, перекись водорода и пищевой краситель. В отдельной чашке разбавляем дрожжи водой и заливаем получившуюся смесь в бутылку. Смотрим на извержение.
Дрожжи выделяют кислород, который вступает в реакцию с водородом и выталкивается наружу. Из-за мыльной пены получается плотная масса, извергающаяся из бутылки.
Горячий лёд
Для опыта нужно:
— Ёмкость для нагревания
— Прозрачный стеклянный стакан
— Плита
— 200 г пищевой соды
— 200 мл уксусной кислоты или 150 мл её концентрата
— Кристализированная соль
Смешиваем в кастрюле уксусную кислоту и соду, ждём когда смесь перестанет шипеть. Включаем плиту и выпариваем лишнюю влагу, пока на поверхности не появится маслянистая плёнка. Получившийся раствор переливаем в чистую ёмкость и остужаем до комнатной температуры. После чего добавляем кристалик соды и смотрим, как вода «замерзает», а ёмкость становится горячей.
Нагретые и смешанные уксус и сода образуют ацетат натрия, который при плавлении становится водным раствором ацетата натрия. При добавлении в него соли он начинает кристализироваться и выделять тепло.
Радуга в молоке
Для опыта нужно:
— Молоко
— Тарелка
— Жидкий пищевой краситель нескольких цветов
— Ватная палочка
— Моющее средство
Наливаем молоко в тарелку, капаем красителями в нескольких местах. Смачиваем ватную палочку в моющем средстве, опускаем в тарелку с молоком. Смотрим радугу.
В жидкой части находится взвесь капелек жира, которые соприкасаясь с моющим средством расщепляются и устремляются от введённой палочки во все стороны. А правильный круг образуется из-за поверхностного натяжения.
Дым без огня
Для опыта нужно:
— Гидроперит
— Анальгин
— Ступка и пестик (можно заменить керамической чашкой и ложкой)
Эксперимент лучше делать в хорошо проветриваемом помещении.
Измельчаем таблетки гидроперита до порошка, то же самое делаем с анальгином. Смешиваем получившиеся порошки, немного ждём, смотрим, что получится.
Во время реакции образуются сероводород, вода и кислород. Это приводит к частичному гидролизу с отщеплением метиламина, который взаимодействует с сероводородом, взвесь его мелких кристалликов которого и напоминает дым.
Фараонова змея
Для опыта нужно:
— Глюконат кальция
— Сухое горючее
— Спички или зажигалка
Кладём на сухое горючее несколько таблеток глюконата кальция, поджигаем. Смотрим на змей.
Глюконат кальция разлагается при нагревании, что приводит к увеличению объёма смеси.
Неньютоновская жидкость
Для опыта нужно:
— Миска для смешивания
— 200 г кукурузного крахмала
— 400 мл воды
Постепенно добавляем воду в крахмал и размешиваем. Постарайтесь сделать так, чтобы смесь стала однородной. Теперь попробуйте скатать шарик из получившейся массы и удержать его.
Так называемая неньютоновская жидкость при быстром взаимодействии ведёт себя как твердое тело, а при медленном - как жидкость.
Дети – великие почемучки. Самой природой они нацелены на познание мира, и до определенного возраста мир готов едва ли не каждый день дарить им открытия. Дети готовы на самые рискованные опыты ради ответов на вопросы «Как?», «Почему?», «Что будет?». Мы, родители, из опасений за их безопасность и безопасность окружающих детей предметов, стараемся ограничить полет их фантазии, особенно если речь идет о дошкольниках и 7-8 лет.
Сохранить эту любознательность и пытливость очень важно, именно эта черта принесет ребенку и глубокие знания, и умение реализовать их. Занимательные опыты заставят ребенка осознанно читать учебники физики или химии, в стремлении понять и объяснить результаты эксперимента.
Поэтому ответственные родители стремятся поддержать детей в этом их стремлении самому открыть химические, физические, биологические и прочие законы. Уловив спрос, магазины предлагают купить разные детские наборы, чтобы проводить опыты и эксперименты для детей 7-8 лет в домашних условиях.
Можно купить эти наборы, но многие веселые и интересные научные опыты дети вполне могут провести с родителями сами, создав нужные наборы из подручных средств в домашних условиях. Дома можно сделать опыты по химии, физике, биологии. Только с кока-колой можно сделать как минимум 10 экспериментов. Главное научить маленьких исследователей правилам безопасности.
Большая часть опытов и экспериментов для детей, о которых родители могут читать и предлагать малышам для практики, совершенно безопасны. Но многие дети в 8, а тем более 10 лет, уже достаточно свободно находят в интернете видео, где ребята чуть постарше демонстрируют свои эксперименты, и далеко не все из них, даже с кока-колой, безопасны для начинающего.
А может быть ваш юный исследователь решит провести химический опыт собственной разработки. Поэтому правило номер один, которому, прежде всего, нужно научить детей – это обязательно согласовывать с взрослым предстоящие научные эксперименты.
- Перед тем, как делать, внимательно читать инструкцию по проведению опыта. Все продаваемые наборы снабжены ими.
- Место для опытов должно быть тщательно выбрано и хорошо подготовлено. Убрать всё лишнее, особенно горючие материалы и хрупкие предметы. Должно быть достаточно света, недалеко вода, и возможность проветривания.
- Осторожное обращение с огнём, горячими или острыми предметами.
- Использовать отдельную посуду для экспериментов. После использования тщательно её мыть и убирать.
- Ничего не брать в рот, не пробовать на вкус и не баловаться с используемыми или полученными продуктами.
- Если руки испачкались, сразу их помыть, чтобы не тереть лицо и глаза грязными руками.
- Не наклоняться близко к месту эксперимента, чтобы брызги, искры и т.п. не попали на кожу или в глаза.
- По окончании опыта всё тщательно убираем, моем руки, если нужно – проветриваем помещение.
- Использованные жидкости аккуратно вылить в раковину, включив холодную воду, чтобы она её разбавляла.
Но всё же простые опыты с огнем или химическими веществами, даже такими распространенными в домашних условиях, как уксус, дети должны делать только под присмотром взрослого.
Опыты для детей! Эксперимент для детей №1 – Радужная вода
Лодочка на мыльном двигателе
Для этого опыта не придется купить сложные наборы. Достаточно воды, жидкого мыла и пластикового уголка. Из уголка или пленки ножницами вырезаем треугольный кораблик с прорезью и круглым отверстием посредине. Это вполне по силам для детей 7-8 лет. Затем получившийся кораблик опускаем в сосуд с водой и в отверстие капаем жидкое мыло. Кораблик начинает быстро двигаться по воде. И так после каждой капли мыла.
Опыт с газировкой
Этот простой и забавный опыт поможет привлечь внимание детей к таким понятиям из физики, как плотность, объем и вес. Для него не нужны специальные наборы, достаточно купить несколько одинаковых по объему металлических баночек с газировкой. Например, купить «Спрайт», «Кока-колу», «Пепси» и «Фанту», и задать ребенку вопрос: «Что случится с ними, если опустить их в воду? Утонут или нет?».
Можно даже держать пари о том, как себя поведет очередная банка. Затем осторожно опускаем банки в контейнер с водой и наблюдаем. Одни банки опускаются на дно, а другие плавают в ней. Хотя ребенок 7 или даже 10 лет ещё не учит физику или химию, но этот наглядный опыт поможет запомнить, что предметы с одинаковым объемом могут иметь разный вес, разную плотность.
Крышка из бумаги
Этот научный опыт похож на фокус. Берем стакан воды, наливаем в него воды, сверху прижимаем листок плотной бумаги и аккуратно переворачиваем стакан. Вода не выливается! Бумага остается прижатой к стакану, как приклеенная. Объяснение секрета этого эксперимента в том, что на бумагу давит воздух.
Домашняя радуга с помощью воды и зеркала
Можно порадовать детей, дав им почувствовать себя волшебником, создав самому радугу. Для этого ребенок небольшое зеркало погружает в воду и направляет на него свет фонарика. На белый лист бумаги ловим отражение и вот она – радуга!
Опыт Рене Декарта или пипетка-водолаз
Считают, что этот интересный эксперимент первым сделал физик и механик 16 века из Франции Рене Декарт. Повторять его опыт точь-в-точь мы не будем, ведь сегодня есть пластиковые бутылки. В одну из них набираем воды почти до самых краев и опускаем туда пипетку. В пипетку предварительно немного набираем воды, так, чтобы погруженная в бутылку она плавала, своим верхним резиновым концом чуть выступая из воды.
Закрываем бутылку и сдавливаем её. Пипетка идет ко дну. Отпускаем бока бутылки – пипетка всплывает вверх. При сдавливании бутылки давление воды в ней увеличивается, и она проникает в пипетку. Та становится тяжелей и идет ко дну. Давление ослабевает, и воздух выталкивает воду, пипетка вновь становится легче и всплывает.
Из стакана в стакан
Такой эксперимент можно сделать даже малышу 5 лет. Один стакан заполняется водой и в неё погружается полоска ткани, второй край которой опускается в пустой стакан. Он ставится чуть ниже, чем полный, и постепенно вода по ткани перетекает из полного в пустой.
Опыт с кока-колой
Интернет полон видео, где ребята проводят самые разные опыты с кока-колой. Таких экспериментов можно найти и 10, и 20. В кока-колу добавляют сахар, конфеты «Ментос», соду или соль, молоко и сухой лёд и смотрят на результат. С ребенком 8 – 10 лет вполне можно создать вулкан из кока-колы.
Для этого высокий стакан или небольшую пластиковую бутылку вставляем в бумажный темный конус, который будет изображать вулкан. Ставим вулкан в таз. В сосуд наполовину наливаем кока колу и бросаем туда конфеты «Ментос». Потом любуемся извержением вулкана из фонтана пены. Фонтан из нашего вулкана будет даже выше, если вместо конфет в кока колу добавим соду.
Эксперимент Непослушный шарик. Простые эксперименты с бутылкой
Краткое содержание: Химический опыт - невидимые чернила. Опыты с лимонной кислотой и содой. Эксперименты с поверхностным натяженим на воде. Могучая скорлупа. Научи яйцо плавать. Анимация. Опыты с оптическими иллюзиями.
Ваш малыш любит всё таинственное, загадочное и необычное? Тогда обязательно проведите вместе с ним описанные в этой статье нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
Ваши сын или дочь непременно заслужат уважение сверстников, показывая им опыты как фокусы. Например, они смогут заставить "кипеть" холодную воду или с помощью лимона запускать самодельную ракету. Подобные развлечения можно включить в программу дня рождения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Невидимые чернила
|
Лимон надувает воздушный шар
|
Лимон запускает ракету в космос
|
Разбегающиеся зубочистки
|
Могучая скорлупа
|
Научи яйцо плавать
|
"Наживка" для льда
|
Может ли "кипеть" холодная вода?
|
Соломинка-пипетка
|
Соломинка-флейта
|
Соломинка-рапира
|
Птичка в клетке
|
Как квадрат превращается в круг?
|
Сильная газета
|
Могучее дыхание
|
Рекордный вес
|