Для вентиляции        08.02.2019   

Мебель в стиле рококо. Люстра с множеством завитков – основной элемент стиля рококо. Шинуазри – лучший выбор для декорирования акцентной стены в гостиной

Рококо - стиль в искусстве и архитектуре, который ведет свою историю с начала XVIII столетия. Это течение отличает особая грациозность, легкость, а идейной основой является красота, неувядающая молодость, галантное изящество. Наиболее ярко проявился стиль рококо в интерьере. Характерные черты самого «нарядного» стиля - тяготение к всевозможным «женским штучкам» (украшениям, статуэткам, роскошным тканям, плавным линиям, приглушенным тонам), повышенное внимание к подбору мельчайших деталей, а также стремление к тому, чтобы каждый штрих был доведен до совершенства.

Рококо - ближайший родственник помпезного итальянского барокко, который также поклоняется роскоши и охотно выставляет её напоказ. Но у рококо имеются существенные отличия. Его эстетика требует смягчать демонстрацию богатства и любые проявления экспрессивности. Богатство – окрашивая в нежные пастельные тона, экспрессивность - отдавая дань изяществу, лёгкости, игривости. Кроме того, рококо - это отказ от величия, монументальной торжественности, тёмных красок барокко в пользу лёгкости, чувственности, ненасыщенных светлых тонов. Поэтому рококо принято одновременно считать и логическим завершением тяжеловесного барочного стиля, и его художественным антиподом.

История стиля

Стиль зародился во Французском королевстве во времена, когда регентом при малолетнем короле Людовике XV состоял Филипп Орлеанский. Размышляя о французах той эпохи, А. С. Пушкин отмечал их «вольное легкомыслие», «безумство», стремление к роскоши, с которыми ничто не могло сравниться. Не удивительно, что именно в этот период появляется игривое, изящное течение помпезного барокко - стиль рококо, который находит применение, прежде всего, в обустройстве особняков французской знати (гостиных, будуаров, спален). На появление нового течения, конечно же, повлияли изменения философских взглядов. Но главным стимулом для его развития стала не философия, а образ жизни, вкусы, привычки представителей аристократических семейств.

Родившись во Франции, рококо быстро набирал популярность в других странах. Этому содействовали французские художники, которые работали за границей. Помогали распространению стиля и французские архитекторы, публиковавшие свои проекты за пределами родной страны. Наивысшего расцвета рококо, вобравший в себя элементы барокко, достиг в Австрии и Германии. Англия тоже не избежала влияния модного стиля, проявившегося более всего в прикладных искусствах, таких как инкрустация мебели, производство изделий из серебра. Стоит заметить, что развитие стиля рококо отразилось на многих отраслях производства художественных изделий. Особое отношение к нему сложилось у производителей фарфора.

Рококо не сдавал своих позиций, оставаясь на пике популярности, вплоть до самого конца XVIII столетия. Галантный стиль, превосходно сочетавшийся с легкостью нравов и непреходящим праздничным настроением, которые царили во времена правления Людовика XV, господствовал недолго, но оставил заметный след в искусстве украшения интерьера.

Для каких помещений подходит стиль

Поклонники стиля рококо встречаются и сегодня. Как правило, это склонные к мечтательности утонченные натуры, которые предпочитают аристократизм и изысканность во всём. Безусловно, не многие из них могут полностью воплотить поистине королевскую роскошь данного направления искусства. Больше шансов добиться успеха имеют утонченные особы, владеющие просторными загородными домами. Однако даже таких счастливчиков стилисты сдерживают, призывая не увлекаться чрезмерно, не стремиться к оформлению всего строения в стилистике давно минувших времен. Во-первых, результатом кропотливой, нелёгкой работы может стать нечто, более напоминающее исторический музей, а не уютный дом-мечту. Во-вторых, обустройство помещений в духе галантного века потребует довольно внушительных финансовых вложений. Отделочные материалы, эксклюзивная мебель, светильники, прочие элементы декора - всё это стоит недёшево.

Но добиться успеха несложно, если применять концепцию рококо в нескольких помещениях - гостиной, детской, спальне, ванной, либо включать отдельные элементы стиля в интерьер любой комнаты. Специалисты рекомендуют исключить из списка преображаемых комнат рабочий кабинет. Здесь должен царить созидательный, бодрый настрой, а не расслабляющая чувственная атмосфера, навевающая приятные мысли об отдыхе, неге, блаженстве.

Бытует мнение, что территория доминирования рококо – загородные дома, а ограниченные квартирные рамки практически не позволяют вместить всё, что требует стилевое направление. Но так ли это? Практика показывает, что аристократичный, невероятно эффектный и, вместе с тем (если проявить смекалку) достаточно бюджетный стиль рококо доступен жителям обычных городских квартир. Ведь современная интерпретация этой стилистики несколько упрощена, а при возникновении трудностей всегда можно рассчитывать на помощь профессионалов.

Цветовая гамма интерьеров и узоры

В цветовой палитре доминирует приглушенная, пастельная гамма: оттенки жемчуга, бежевые, розовые, светло-зелёные, фисташковые, лиловые, небесно-голубые тона в сочетании с позолотой и базовым цветом - белым. Акварельные, размытые цвета наполняют помещение спокойствием, обращают к миру чувств, фантазии, тонких, едва уловимых оттенков настроения.

Это интересно! Главный элемент орнаментального убранства в стиле рококо напоминает завиток раковины. Он носит название «рокайль». Французское слово rocaille переводится как «скальный». Изначально этим термином обозначали ракушки, окаменелости, обломки скал, прочие детали, имитирующие природные элементы, которые использовались для декора парковых павильонов-гротов и фонтанных чаш. Со временем все объекты, напоминающие морскую раковину, неровную жемчужину или камень, из-за необычной, извивающейся, причудливой формы стали называть rocaille. Само название стиля рококо связано с упомянутым термином.

XVIII столетие несколько обновило принципы декорирования помещений. Широко использовались следующие узоры:

  • гирлянды из переплетающихся стеблей, листьев, развивающихся лент;
  • причудливые орнаменты с обезьянками и детскими фигурками;
  • изображения мифологических персонажей - нимф, фавнов.

Оформление стен

Интерьеры рококо во все времена поражали легкостью, красотой, изысканной роскошью. Такое впечатление создавалось с помощью резных панелей, тканевых обоев, объемных драпировок, шпалер белых, нежно-розовых, голубых оттенков. Как правило, на стенах отсутствовали прямые линии, использовался лепной художественный узор - разбросанные с лёгкой небрежностью цветочные композиции, витиеватые завитки, переплетения, причудливые виньетки, ракушки. Декоративные композиции занимали все стены, включая плоскости над полукруглыми дверными и оконными проёмами.

Современное оформление невозможно без использования обоев - шелковых, плотных глянцевых, а также без декорирования ткаными вставками, венецианской штукатуркой. Иногда стены разделяются горизонтальной линией на две части. Нередко применяется такой вариант отделки, когда верхнюю часть обтягивают тканью, а нижнюю - оклеивают качественными обоями.

Непременно используются фрески, причудливо обрамлённые картины и зеркала. Зеркала обычно располагают одно против другого или в простенках между окон, что визуально расширяет помещение. Но одним этим роль зеркал не ограничивается. Призрачная игра отражений создает особую полусказочную атмосферу, где иллюзорный мир переплетается с реальностью.

Особенности оформления стен - закругленные углы, а также, незаметная линия стыка между стеной и потолком. Плавный переход от настенного узора к потолочному оформлению обеспечивает вспомогательная декорация, так называемая падуга. Это разновидность перекрытия между стеной и потолком, основное назначение которого - сглаживание углов. Обычно падуга декорируется лепниной, покрывается позолотой. Иногда для создания более строгой атмосферы на ажурный узор на падуге наносят серебряную краску.

Дизайн потолка

Интерьерный стиль рококо предполагает однотонное оформление потолка либо украшение яркими фресками. В качестве декора используется лепнина в тон отделки, чаще с позолотой. Композицию гостиной или столовой, где делается максимальный акцент на потолке, должна завершать парадная люстра - изящная, хрустальная, со сверкающими подвесками или имитацией каскада свечей. На потолках детской и спальни уместно небольшое количество лепных украшений, а также не слишком броская люстра.

Оформление пола

Пол в интерьере рококо непременно дорогой и броский. Идеальным вариантом напольного покрытия является надежный и долговечный художественный паркет. Изящество рисунков этого покрытия дарит ощущение комфорта, достатка, утонченного аристократизма. Интерьеры рококо не менее гармонично смотрятся, если пол выполняется из мрамора или покрывается керамической плиткой, воссоздающей мраморный узор. Важно, чтобы поверхность отражала элегантную мебель и изысканный декор. Эффект роскоши и уюта в одном флаконе достигается с помощью небольшого расписного ковра. Этот предмет обстановки уместен повсюду, но детская и спальня - наиболее подходящие для него места.

Особенности выбора текстиля

Обилие тканых изделий - одна из особенностей интерьера этого стилевого направления. Поэтому при оформлении окон приветствуются замысловатые конструкции из нескольких слоёв ткани. Залог успеха - шторы из натурального шелка, свободно спадающие до пола. Эффекта дворцовой роскоши помогают достичь укладка ткани волнами, струящимися складками, украшение бантами, бахромой, рюшами, лентами, вышивкой, аппликациями. Для стиля рококо подходят мебельные чехлы и скатерти с вычурной, сложной отделкой.

Освещение

Роскошная хрустальная люстра эксклюзивного дизайна - настоящая изюминка интерьера гостиной. Эстетика стиля рококо требует, чтобы этот осветительный прибор, помимо выполнения основной функции, демонстрировал элитарность дома, степень респектабельности, отменный вкус его хозяев. Что касается спальни, то здесь вполне уместна будет небольшая лампа с кружевным абажуром или интересной формы плафон.

Внимание! Интерьер рококо требует игры света и теней, таинственного полумрака, столь необходимого для создания чувственной и интимной обстановки. Поэтому в помещении обязательно должно найтись место для бра, торшеров, старинных канделябров.

Усилить освещение комнаты, не теряя при этом колорит галантного века, можно с помощью нехитрого приёма. Достаточно разместить светильники рядом с зеркалами, либо напротив них. Хотите окунуться в пленительную эпоху красивых чувств? Зажгите свечу в золоченном или фарфоровом подсвечнике. Пусть зеркало в умопомрачительной овальной раме отразит её колеблющееся пламя.

Мебель эпохи Людовика XV

Все мебельные изделия XVIII столетия отличались изящными формами и плавными линиями. Для их изготовления использовались дорогие породы древесины: клён, палисандр, красное дерево, орех, лимон. Мягкая мебель обивалась шелком, парчой, бархатом. Однако мастера заботились не только о качестве мебели. Предметы для отдыха, неги, наслаждения они превращали в оригинальные произведения искусства, которые стремился приобрести каждый уважающий себя горожанин. В эпоху рококо считались модными низкие стулья, глубокие диваны и кресла, которые объединяла общая черта - изогнутые ножки и спинки, украшенные резным ажурным узором. На обивке этих изделий красовались замысловатые изображения виноградной лозы, цветочной гирлянды, ромбовидной сетки, романтической сцены.

Фигурные ножки, декорированные инкрустацией, искусной резьбой, бронзовыми накладками и позолотой, поддерживали элегантные кушетки, лаковые комоды, скамеечки, секретеры. В будуарах светских модниц заняли почетные места неизвестные ранее шкафчики для бумаг - картоньерки. Вновь стали актуальными небольшие столики с круглой столешницей, основой которой служили черные фигурки невольников-мавров. В эпоху рококо эти изделия стали именовать геридоны. Так назывались провансальские баллады, воспевавшие бесстрашие рабов.

Обязательными элементами в оформлении помещений являлись шкафы и комоды. В эпоху Людовика XV эти изделия утратили стандартную прямоугольную форму. Отныне они наглядно демонстрировали высочайший уровень мастерства своих создателей. Шкафы в стиле рококо отличались лаковыми поверхностями, волнистыми линиями, тонкими кружевными узорами по закругленным краям, а также аккуратными ручками, инкрустированными слоновой костью и самоцветами.

Спальня в стиле рококо немыслима без просторной кровати с огромным, искусно оформленным изголовьем. В XVIII столетии это великолепие дополнялось балдахином и резными столбиками. При желании подобный интерьер не сложно воссоздать и в наше время. Для полного погружения в мир дворцовой роскоши необходим ещё один утонченный и невероятно женственный предмет интерьера в стиле рококо. Речь идет о передвижной ширме с богатой росписью.

Использование предметов декора

Базовым элементом, с которого начинается оформление гостиной, является невысокий камин. От дизайна этого роскошного предмета во многом зависит то, как будет выглядеть убранство помещения. Чаще всего используются камины рококо, выполненные из бежевого или белого мрамора. Благородство внешнего вида изделия можно усилить, разместив на каминной полке канделябры со свечами, вазы, статуэтки, часы. Над камином рекомендуется развесить большие зеркала в эффектных рамах, а рядом поставить миниатюрный столик и кресла.

Не следует забывать об аквариуме. Именно эпоха рококо превратила прозрачное вместилище для рыбок в элемент декора. Помним и про милые безделушки: шкатулки, фарфоровые статуэтки, фигурки из слоновой кости. Они оживляют интерьер, символизируют достаток и беззаботность, а эти категории приветствуются стилем рококо. Для мягкой мебели тоже существуют украшения - маленькие подушки, всевозможные накидки, валики.

Одно из стилевых требований - обязательное присутствие в помещении антикварных вещей и предметов, стилизованных под ушедшие столетия. К примеру, гостиную могут украшать бронзовые часы, художественные панно, хрустальные вазы, столовые фарфоровые сервизы. Все это обогащает интерьер и формирует атмосферу аристократичной старины.


В Эпоху Возрождения самым популярным у европейской знати был архитектурно-декоративный стиль барокко. Высокопоставленные особы соревновались, кто оформит свой дом роскошнее. Но капризным французам не хватало в монументальном барокко изящества, и они изобрели свою версию: рококо.

Сегодняшний основной тренд в дизайне – стремление к функциональности и простору – при убранстве квартир нередко уступает место традиционализму и классике. Хотите, чтобы ваша гостиная выглядела, как апартаменты французской знати 18 века? Выбирайте рококо.

Основные черты стиля

Название – производное от rocaille (ракушка, завиток). Отсюда один из основных приемов – элемент узора в форме ушной раковины. В целом рококо похож на барокко: много позолоты, дорогих украшений, подчеркнутая вычурность и претенциозность, множество мелких декоративных деталей. Если вы оформляете небольшую гостиную, важно не переборщить, соблюсти баланс – иначе она превратится в музейный заказник.

Чтобы понять, как выглядели исторические интерьеры рококо, посмотрите репродукции знаменитых дворцов: Китайский дворец (Ораниенбаум), Амалиенбург (Мюнхен). Упоминания о стиле в его исходном варианте часто связывают именем законодательницы парижской моды – маркизы де Помпадур.

Из Франции рококо распространился далеко по всей Европе, включая Россию. Считался самым эротичным, активно использовался в спальнях. Поскольку основным времяпровождением знати были светские приемы, гостиные в плане пышности не уступали спальням: оформлялись с тем же колоритом, имели те же элементы утонченности и эротизма.

Общие черты:

  • много лепнины – потолки, стены, потолочные плинтуса, порталы каминов, оконные откосы и др.;
  • нарочито пестрое декорирование любых плоских (и не только) поверхностей;
  • обильно декорированный многослойный текстиль – рисунок, вышивка, шелк с узорами;
  • резная мебель ручной работы с округлыми контурами и ножками;
  • инкрустация, позолота (реже – серебрение).

В отличие от барокко, где активно используются яркие сочные цвета, рококо тяготеет к пастельным и приглушенным. Приветствуются розовый, бледный салатовый, нежно-фиолетовый, голубой, кремовый. Популярные сочетания:

  • белый с золотом;
  • бежевый или песочный с золотом;
  • белый и светло-голубой;
  • светло-зеленый и бледно-розовый;
  • светлые тона голубого, розового, салатового.

Одновременно с европейскими чертами в рококо могут присутствовать китайские элементы – в те времена этот декор вошел в моду. В гостиной рококо уместны китайский фарфор и соответствующие этнические мотивы в живописи.

Классические апартаменты – симметричные, овальной формы. Симметрия в городской планировке, как правило, присутствует исходно, а вот овальную форму в современном интерьере создать сложно, не теряя полезного пространства. Но можно подчеркнуть стиль за счет округлых контуров мебели, арочных дверных и оконных проемов. Приветствуются колонны и декоративные арки.

Стены, потолки и полы

При декорировании можно использовать обои (они в ту эпоху уже были). Например, обои из велюра с цветочным орнаментом. Если вы предпочитаете окрашивание, в облицовке должно быть много детально прорисованных орнаментов, бордюров, лепнины. Живопись на стенах и потолках – орнаментальная и сюжетная.

В рококо принято делить стену на части и для каждого фрагмента использовать свое изображение.План-эскиз рекомендуется составить заранее. Часто стену делят горизонтальной линией примерно пополам. Наверху симметрично развешивают картины и зеркала, предпочтительно в багетах овальной формы. Нижнюю часть стены декорируют обоями или росписью. Популярны гобелены.

Потолки однотонными не делают, обычно там присутствуют «фрески» с изображениями античных или библейских персонажей. Потолок тоже делят на секции, каждая со своим изображением. Низкий можно сделать однотонным светлым, а по периметру установить карнизы с узором. Центральную люстру декорируют лепной розеткой. Переход от потолка к стене – плавный, скругленный (модификация карниза, называется «падуга»).

Полы рококо – глянцевый паркет, плитка. Богатый вариант – штучный художественный паркет. Древесину покрывают несколькими слоями лака и полируют до зеркального блеска. Популярны в этом стиле ковры с рисунком, но злоупотреблять ими не следует, так как они скрывают изюминку стиля – блестящий пол.

Мебель и камины

Мебель – пышная, но более утонченная, чем барочная. Контуры округлые, формы плавные, излишняя массивность нежелательна. Материал изготовления – орех, липа, другие ценные породы. Для отделки используются резьба, инкрустация, позолота. Обивка атласная, с рисунком или орнаментом. Две основные группы предметов: салонные и будуарные.

Салонные предназначены для сидения:

  • кресла, в том числе кресла-бержеры – с широким сидением и высокими подлокотниками, рассчитанные на объемные дамские туалеты;
  • диваны;
  • канапе;
  • кушетки;
  • шезлонги;
  • стулья.

Будуарные:

  • консоли, туалетные столики;
  • изящные небольшие комоды;
  • шкафчики с прозрачными дверцами;
  • секретер тоже появился во времена рококо.

Камин в гостиной рококо не редкость. От классического английского он отличается пышностью: лепнина, позолота, отделка под мрамор. На каминной полке располагают аксессуары: статуэтки, зеркала, часы.

Аксессуары и освещение

Отличительные черты стиля – витиеватость, нагруженность деталями. Это относится и к аксессуарам тоже: текстилю, зеркалам, статуэткам, вазам, посуде.

Совет : декорируя гостиную (особенно небольшую) рекомендуется распределять украшения равномерно по всей площади, чтобы не создавать музейно-выставочного впечатления.

Традиционные аксессуары рококо:

  • канделябры;
  • позолоченные часы в фигурном корпусе с лепниной и резьбой;
  • фарфоровые статуэтки, куклы, вазы;
  • зеркала;
  • гобелены;
  • картины;
  • ширмы, в том числе в китайском стиле.

Зеркал – чем больше, тем лучше. Обязательно отдельно висящие (стоящие) в золоченых, резных, инкрустированных рамах. Плюс отражающие и блестящие поверхности.Если гостиная небольшая и темноватая, зеркала помогут улучшить освещенность и расширить пространство зрительно, не выбиваясь из стиля.

Текстиль в гостиной – в первую очередь шторы. Пышные многослойные драпировки. Можно использовать классический комплект портьеры + гардины + ламбрекен или повесить пышные подъемные (французские, австрийские) полотна.

Подъемные фасоны различаются тем, что французские шторы присборены по всей высоте, а австрийские драпируются в нижней части, образуя одну пышную волну. Пышные подхваты – тяжелые кисти (как в барокко), ленты, банты. Обивка мебели тоже текстильная, с вышивкой, и такие же диванные подушки.

Картины. Рамы – как у зеркал, стиль изображения классический. Сюжеты – пасторальные, пейзажные, эротика, ангелочки, амуры. Романтические и любовные темы, в том числе из античной мифологии.

Много осветительных приборов. Обязательна центральная многорожковая люстра. В барокко она обычно позолоченная кованая, в рококо – хрусталь на бронзовой позолоченной основе. Лампочки в форме свеч. Канделябры вдоль стен, если пространство не позволяет – стилизованные бра. Свечи в серебряных подсвечниках.

Совет : оживить «музейную» гостиную можно за счет живых растений и цветочных гирлянд.

Основные элементы в узорах росписей и декоративных изделий:

  • раковина (стилизованная ушная) вписана в подавляющее большинство орнаментов;
  • картуш в сочетании с завитками типичен для мебели (в этой форме изготавливаются, например, спинки стульев);
  • стилизованные или детально выполненные изображения ангелов-купидонов;
  • королевская лилия;
  • цветочные орнаменты.

Современные технологии и рококо

В распоряжении сегодняшних декораторов есть много средств, которых не было в эпоху рококо. Можно ли использовать некоторые из них без нарушения стилистического единства? Если да, то какие и как?


Богатство цвета, роскошь обстановки, замысловатость декора - основные постулаты стиля рококо, взошедшего на новую волну популярности в наши дни.

Что характерно для рококо в интерьере

Многие специалисты рассматривали стиль рококо как продолжение напыщенного и чопорного барокко. У этого направления были и сторонники, и противники, но уже три десятилетия такое оформление помещений весьма востребовано.

История возникновения

Время появления стиля рококо - период 1700–1780-х годов. Историческая родина - Франция. Этимология слова «рококо» происходит от французского термина «рокайль», что в переводе обозначает «раковина» и символизирует асимметричность узоров и завитков. В виде таких причудливых изображений представляли ветки деревьев, облака, цветы и морские раковины. Именно от этих вычурных элементов и берёт начало стиль рококо.

Излишек декоративности, отрыв от реальности, мало практичности - такие отрицательные мнения в отношении этого стиля высказывали его противники. Но, несмотря на это, стиль начал своё шествие и по другим странам Западной Европы, особую популярность он получил у итальянских и германских художников и оформителей интерьера.

Современные веяния рококо перекликаются с исторически сложившимися особенностями:

  • предпочтение в оформлении - пастельные цвета;
  • тяга к золотым элементам интерьера;
  • роскошь и богатство.

Так могло выглядеть помещение в стиле рококо в былые времена

Характерные признаки

Стиль рококо, пришедший на смену барокко, можно назвать женским и определить по таким «приметам»:

  1. Комнаты, оформленные в этом стиле, - овальные, с закруглёнными углами.
  2. Отсутствие жёстких, прямых линий во всех элементах дизайна.
  3. Асимметричность форм.
  4. Изящность и витиеватость мебели.
  5. Большое количество зеркал.
  6. В текстиле - пышность, множество драпировок, складок, дорогие ткани.
  7. Самая используемая мебель - комоды, секретеры.
  8. В декоре и оформлении много цветочных мотивов, причудливых узоров.

Для кого подходит

Зарождавшийся стиль рококо стал «визитной карточкой» очень богатых людей - аристократов, представителей королевского рода, придворной знати. В настоящее время можно предположить, что такая обстановка тоже по карману людям обеспеченным. Декоративность стиля преобладает над практичностью. Поэтому люди рациональные и любящие функциональность интерьера вряд ли выберут рококо.

Если говорить о характере обладателей интерьера рококо, то, скорее всего, это уравновешенные, спокойные и не склонные к болтовне люди, желающие созерцать красоту и роскошь в одиночестве или в соседстве с немногословными гостями.

Дух прошлых столетий можно с наибольшей точностью воспроизвести лишь в больших апартаментах: загородных домах, квартирах с высокими потолками и огромными площадями. Владельцы шикарных помещений, почитатели старины, ценители искусства могут стать счастливыми обладателями интерьера в стиле рококо.

Производя отделку под рококо в маленьких помещениях, можно получить обратный эффект: вместо помпезности и красоты - пародийность и ущербность. Это явление подобно тому, как неуместна бедная рамка, обрамляющая живописный шедевр. Не следует малогабаритные апартаменты нагружать элементами рококо.

Фотогалерея: примеры готовых комнат

Обивка мебели, отделка стен, балдахин - все в едином стиле
Оформление спальни полностью соответствует стилю рококо
Приятное общение в спокойной обстановке наилучшим образом подходит для этого интерьера

Позолота, нежно-розовый цвет, изящная мебель на гнутых ножках подчёркивают причастность к рококо
Неплохой вариант воплощения стиля в современной обстановке
Роскошь, изящество, богатство присущи всем элементам оформления интерьера

Красота оформления помещения стоит здесь на первом месте
Традиционное оформление интерьера в стиле рококо

Оформление помещений в стиле рококо: общие сведения

Используя определённые «штампы» стиля, можно получить обстановку, приближённую к первозданному рококо.

Цвет

Цветовые предпочтения дизайнеров, оформляющих помещение в стиле рококо, - пастельные. Выбор размытости и ненасыщенности «заставляет» использовать нежно-розовый, сиреневый, салатовый, светло-голубой, золотистый.

Обычно сочетаются золото и оттенки нежных тонов. Золотой цвет отлично смотрится на фоне цвета слоновой кости, голубого, жёлтого, розового. Отличный цветовой дуэт можно получить, применяя в оформлении цвет изумрудный и розовый или лиловый. В современном рококо-оформлении допускается использование даже чёрного цвета, но только в качестве основного тона мебели или одного из элементов интерьера (например, лестницы).

Материалы

Конечно, в роскошь стиля рококо никак не впишутся материалы дешёвые и слишком простые. Дороговизна используемых «источников» оформления интерьера часто связана с их натуральностью:

  • редкие породы древесины;
  • эксклюзивные сорта камня;
  • золото;
  • бронза;
  • шёлковые и гобеленовые полотна и др.

На пике моды - буазери (узорчатые панели из дерева) и бумажные китайские обои.

Стены, потолок, пол

Дворцовое оформление не терпит никаких острых углов, поэтому для стен, пола и потолка применяются дизайнерские «ухищрения» по скруглению форм. Для плавного перехода потолка и стен в стиле рококо используется падуга. В наше время такую конструкцию легко воссоздать, взяв в помощники гипсокартон, который пластичен и может повторить любой изгиб. На потолке в стиле рококо очень часто помещают лепнину. Её витиеватые узоры (тонкий рельефный орнамент) постепенно спускаются на стены, создавая иллюзию монолитности и монументальности конструкций. Цвет лепнины либо белый, либо золотистый - это отличное решение для традиционного белого покрытия всего потолка.

Пол, как правило, выполняется из дерева или материалов, его имитирующих. Допускается на полу керамическая плитка «под мрамор» или «под паркет». Если по стилистике требуется ковёр, то он обязательно должен быть орнаментальным, из натуральных материалов. Размер ковра не должен препятствовать рассматриванию красоты и шика глянцевого покрытия пола, поэтому большие ковры редко применяются дизайнерами.

Идеальный вариант для стен, воссоздающий традиции французских дворцовых залов, - обивка шёлком. Но в современной действительности это большая редкость даже для стиля рококо. Дизайнеры чаще всего используют новые технологии: обои из ткани или флизелин с текстилем. Спокойствие цветового решения стен располагает к умиротворённости и созерцательности. Для этого выбирают белый, фисташковый, голубой, размытый бирюзовый и др.

Освещение

Во времена зарождения рококо главный упор при освещении огромных помещений делали на естественном свете, поэтому в таких интерьерах обязательно присутствовали витринные окна, способствующие проникновению дневного света. В вечернее время залы в стиле рококо освещались с помощью свечей и масляных ламп, «заключённых» в огромные люстры и светильники.

Люстра - основной элемент освещения

Современные дизайнеры для стиля рококо стремятся повторить старинные «световые приборы», применяя хрустальные или кованые массивные люстры, настенные канделябры-бра. Центральное освещение чаще всего выглядит как люстра из многих ярусов со множеством завитков, «висюлек» и др.

Все следы современности (провода, лампы накаливания и т. п.) стараются тщательно спрятать, чтобы не выбиваться из стиля. На столах и комодах размещают свечи в серебряных или позолоченных подсвечниках с обязательной витиеватостью в их оформлении.

Мебель

Интерьер в стиле рококо невозможно представить без основательной мебели, выполненной из красного дерева, с обивкой из бархата, парчи или натуральной кожи. Мебель чаще всего эксклюзивная, со множеством вырезанных элементов.

В настоящее время красное дерево практически не применяется, чаще всего используют липу, орех. Но если финансовые возможности позволяют, то можно раскошелиться на роскошную мебель из дерева дорогой породы семейства мелиевых (меранти, ньято, джоконг, махагон).

Мебель с росписью - тоже не редкость в интерьере рококо. Причём роспись стен и мебели обязательно должны были перекликаться, повторяя некоторые элементы. Это приводило к тому, что ни один предмет обстановки нельзя было «вырвать» из помещения, в другое окружение он просто не вписывался.

Софа идеально подходит для стиля рококо

Изящные изогнутые ножки, наличие позолоченной или бронзовой отделки, использование чехлов - отличительные признаки мебели стиля рококо.

Резные шкафы и шкафчики, комоды с витиеватыми узорами, секретеры, комоды, бюро, консоли - все эти мебельные представители «родом» из интерьерного рококо. Во времена зарождения стиля были придуманы специальные кресла-бержеры, учитывающие особенности женской одежды той эпохи, – с широкими сиденьями и высокими подлокотниками. На этих мебельных предметах дамы с пышными юбками и завышенными корсетами чувствовали себя очень уютно.

Современные женщины такую одежду не носят, но дизайнеры, следуя традициям, могут использовать и такую мебель в оформлении интерьера.

Основное предназначение мебели в рококо - для отдыха и сидения. Если вы наполните интерьер такими предметами, это будет очень стильно:

  • кресла;
  • диваны;
  • кушетки;
  • маленькие стулья;
  • шезлонги;
  • канапе.

Декоративные элементы

Всё, что присутствует в помещении стиля рококо, должно соответствовать этому направлению. Фарфоровые статуэтки, резные шкатулки и прочая «мелочь» не будут гармонично сочетаться со всем остальным, если будут выбиваться из стиля.

В качестве дополнения стиль рококо приемлет красивые дорогие ширмы, часы сложной формы, позолоченные канделябры. Много красивых зеркал с дорогим обрамлением, картины известных художников, подходящих по стилю рококо - не возбраняются в оформлении помещений этого стиля.

Использование ширмы в спальне приблизит ваш интерьер к традиционному рококо

В каминах, помещённых в интерьер рококо, преобладает больше художественная ценность, чем практичность. Мраморные столешницы, резные элементы или лепнина, роспись, пилястры - так выглядят «настоящие» очаги в стиле рококо. Прекрасный вариант - зеркало в едином стиле с камином, размещённое над этим источником тепла. Камины очень часто использовались как выставочный элемент - для демонстрации статуэток, редких часов, предметов роскоши.

Делаем интерьер в стиле рококо

Практически любое помещение можно оформить в стиле рококо, но наиболее органично он будет смотреться в гостиной, спальне и ванной комнате, хотя не возбраняется такая обстановка интерьера в рабочем кабинете и даже в кухне.

Спальня

Центральное место в спальне рококо занимает массивная кровать. По традиции, такой предмет мебели должен иметь две спинки и четыре резных колонны - для крепления балдахина из натуральной ткани.

Кроме кровати, в спальне можно разместить кресла, стол, стулья, диван. Не обойтись в этом помещении без различных шкафов - для книг, одежды, для дорогих безделушек. Секретер или комод также прекрасно впишутся в спальный интерьер рококо.

Типичное оформление спальни в стиле рококо

Главное требование для мебели в спальне рококо - плавность форм. Не выходя из стиля, можно развесить на стенах большие зеркала в узорчатых рамках и старинные подсвечники. Туалетный столик - обязательный предмет спальни рококо. На стенах уютно будут чувствовать себя картины в позолоченных рамках и старинные гобелены. Если позволяют площади, то камин с мраморной столешницей станет настоящим украшением и функциональным элементом интерьера.

Цветовое оформление необходимо сделать в традиционном варианте: бежевый тон с позолотой или нежно-голубой с элементами бронзы и др. На полу могут быть уютные натуральные ковры и коврики с красивым орнаментом.

Гостиная

Оформление этого помещения даёт большой простор для проявления всех преимуществ стиля рококо:


Цветовое решение - без яркости и броскости, в пастельных тонах. Желательно использование позолоты или бронзы. Роскошь, шик, подчёркнутое богатство - должны прослеживаться во всех элементах интерьера.

Кухня

В оформлении кухни в стиле рококо можно столкнуться с проблемой непрактичности и неприменимости некоторых материалов и цветовых решений для этого помещения, связанного с готовкой и вытекающими из этого нюансами.

Тем не менее дизайнеры находят компромисс между функциональностью кухни и соблюдением основных постулатов рококо. Не стоит брать для кухни рококо дешёвые материалы - ламинат, линолеум - лучше воспользоваться керамоплиткой с имитацией мрамора или паркетом из белёного дуба.

Современная кухня, оформленная в стиле рококо

Под обеденным столом можно уютно расположить ковёр с мягким ворсом, а сам стол вынести из рабочей зоны, поместив его в столовой или гостиной. На столе будут уместны наборы скатерти с салфетками, вышитые в тон всей обстановке.

Мебельные гарнитуры лучше всего выбирать с соответствующей декоративной отделкой: витражами, росписью, резьбой и небольшой лепниной. Колоннады и арки в уменьшённом виде также могут стать частью мебели кухни в стиле рококо.

Посуда в идеале - серебряная или фарфоровая, лучше всего подойдут раритетные столовые сервизы.

Ванная

Отличное место для приложения стиля рококо - ванная комната. Отделочные материалы здесь могут быть более насыщенной цветовой палитры. Обои, керамическая плитка, влагостойкая штукатурка с нанесёнными причудливыми узорами вполне подойдут для такого оформления ванной.

Необычайное богатсво и роскошь может быть продемонстрировано даже в ванной комнате

Саму ванну, как главный предмет этого помещения, можно разместить посередине, сделав на ней ещё больший акцент. У ванны могут быть изогнутые ножки, канделябры, фрагменты вылепленных цветов. Интересный вариант, не без доли самоиронии - балдахин над ванной или хрустальная массивная люстра по центру этого помещения. Колонны, лепнина, узоры - всё это также приемлемо в ванной комнате. Существенным декоративным предметом может стать большое зеркало во всю стену, «заключённое» в красивую позолоченную рамку.

Лоджия

Если все помещения квартиры оформлены в стиле рококо, то и лоджия не должна оставаться в стороне от этого процесса. Чтобы балкон или лоджия гармонировали со всей остальной обстановкой жилища, нужно постараться изменить функциональное назначение этого помещения. Конечно, нелепо будет выглядеть бельё на верёвке в окружении лепнины, позолоты и другой роскоши, присущей рококо.

Поэтому измените своё отношение к балкону или лоджии, сделав их местом для отдыха и приёма гостей в тёплое время года.

Диваны с множеством подушек, светлые стены, оклеенные обоями, лепнина, небольшой изящный обеденный столик помогут сделать это место уютным и тёплым. Здесь можно будет посидеть в семейном кругу или принять небольшое количество гостей.

Рабочий кабинет

Место для работы можно оформить, используя основные моменты стиля рококо. Стены можно обить деревянными панелями из дорогих пород древесины (буазери), их же можно использовать для отделки шкафов, оконных рам.

Секретер, бюро - самые подходящие виды мебели для кабинета. Если вы сможете заполучить такую мебель из раритетных источников, то это будет просто находкой. Стулья, кресла, пуфы в стиле того времени подойдут для обладателей кабинета, к которым часто приходят посетители или друзья.

Всё в этой обстановке располагает к работе

Не стоит перегружать пространство излишней роскошью и количеством аксессуаров, ведь это место предназначено для работы и должно способствовать настрою его обитателей на серьёзный лад.

Стиль рококо не остался в прошлом, он приемлем и в наши дни. Оформляя помещение в этом стиле, можно поднять свой статус и собственную самооценку, наслаждаясь при этом роскошью и изысканностью.

Рококо - (фр. rococo - декоративная раковина, ракушка, рокайль) - стиль в искусстве, в 1730-1789 гг. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.

Главный декоративный элемент рококо - рокайль - орнамент, украшение в виде соединения природных камней с раковинами и листьями растений. Плавные изогнутые стебли, прихотливые линии орнамента вписывались во все детали интерьера, образуя единый декоративный фон. Рокайль употреблялась в оформлении интерьеров, садовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов.

Парадное великолепие барокко стало утомлять аристократов. Появилась тяга к камерности и личному комфорту – именно поэтому черты рококо появились прежде всего в области декора спален, будуаров, а также в садово-парковой архитектуре. Кресла и диваны с удобными спинками и мягкими сиденьями, изящная мебель малых форм, украшенная изогнутыми ножками, сложным орнаментом, в котором присутствовали мотивы причудливых растений и птиц, фигурки крылатых младенцев и т.д.

Архитектурный (точнее - декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715-1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой

Мебель эпохи рококо очень изящна. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Ножки мебели выгнуты изящной линией. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Стены оформляются деревянными панелями. На полу - узорный паркет и ковры-гобелены. Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо - очень нежная, используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Кроме того, обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера.

Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела.

Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам. Идеал мужчины - утончённый придворный, франт. Идеал женщины - хрупкая стройная жеманница. В моде - осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки - панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки».

Женская причёска претерпела значительные изменения. Так, в 1720-1760-х годах (после того, как фонтанж окончательно вышел из моды) в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов. Потом причёска начала «расти», чтобы в 1770-е годы превратиться в знаменитые «фрегаты» и «сады», которые так любила Мария-Антуанетта. Мужчины сперва отпускали с боков букли, а сзади носили длинную косу. В моде были белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади.

Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Под него надевали камзол. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. На рукавах были широкие обшлага. На карманах - огромные клапаны. Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.

Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушённые (по сравнению с эпохой барокко) тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми (им как будто всем за тридцать), то рококо - это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати. Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. Модные запахи, духи, - фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода.

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля - вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях.

Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции - Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа.

В Италии крупнейший представитель того времени - Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция - 1770, Мадрид). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Была даже особая специализация среди художников - квадратурист. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.