ПВХ трубы        30.09.2019   

Историческая справка. История Орловского края с древнейших времен до конца XVIII века


    1. Казенное специальное (коррекционное) образовательное

    2. учреждение Орловской области для обучающихся, воспитанников

    3. с ограниченными возможностями здоровья «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
История Орловского края

с древнейших времен

до конца XVIII века

Адаптированные тексты

для учащихся 10 класса

Составитель:

Грюнберг И.В.

Содержание


1.

Наш край на карте Родины………………………………………...

1

2.

Откуда мы узнаем о прошлом нашего края………………………

3

3.

Исторические сведения об Орловском крае……………………...

5

4.

Древнейшее прошлое Орловской земли………………………….

6

5.

Наши далекие предки. Земля вятичей…………………………….

8

6.

Основные занятия, жизнь и быт вятичей…………………………

9

7.

Орловский край в составе Киевской Руси………………………..

11

8.

Орловский край в период борьбы с монголо-татарами………….

12

9.

Основание города Орла……………………………………………

13

10.

Орёл в 16 веке………………………………………………………

14

11.

Орёл в начале смутного времени………………………………….

15

12.

Орловский царик…………………………………………………...

16

13.

Набег Лисовского. 1615 год……………………………………….

17

14.

Восстановление Орловской крепости в 1635 – 1636 годах……..

19

15.

Облик Орловской крепости в 40 -60 годы 17 века………………

20

16.

Орловский уезд……………………………………………………..

21

17.

Город Орел в царствование Петра 1………………………………

22

18.

Жизнь и быт орлян в начале XVIII века………………………….

23

19.

Городской торг Орла……………………………………………….

25

20.

Струговая пристань на Орле………………………………………

27

21.

Орловские храмы и монастыри в 17 – 18 веке…………………...

28

22.

Орловская поместная конница…………………………………….

29

23.

Учреждение Орловской губернии………………………………...

30

21

Литература …………………………………………………………

32

Наш край на карте Родины

Орловский край – часть великой России. Его история неразрывно связана с жизнью всей страны, её культурой, наукой, борьбой русского народа против иноземных вторжений и важнейшими социально – экономическими процессами.

Орловская область расположена южнее Москвы, в центральной части Средне-Русской возвышенности. Граничит с областями: на севере с Тульской , на востоке с Липецкой , на юге с Курской , на западе с Брянской , на северо-западе с Калужской . Расстояние от Орла до Москвы – 382 км. Орловская область входит в состав центрального федерального округа. Дата образования - 27 сентября 1937 года . Численность населения - 765 231(2015), доля городского населения - 66,31%. Площадь территории составляет 24 652 км².

Административно-территориальное деление Орловской области

Количество муниципальных образований - 267, в том числе:


  • городских округов - 3,

  • муниципальных районов - 24,

  • городских поселений - 17,

  • сельских поселений - 223.
Городские округа:

  • Муниципальное образование город Орёл

  • Муниципальное образование город Ливны

  • Муниципальное образование город Мценск
Муниципальные районы Орловской области:

  1. Болховский район

  2. Верховский район

  3. Глазуновский район

  4. Дмитровский район

  5. Должанский район

  6. Залегощенский район

  7. Знаменский район

  8. Колпнянский район

  9. Корсаковский район

  10. Краснозоренский район

  11. Кромской район

  12. Ливенский район

  13. Малоархангельский район

  14. Мценский район

  15. Новодеревеньковский район

  16. Новосильский район

  17. Орловский район

  18. Покровский район

  19. Свердловский район

  20. Сосковский район

  21. Троснянский район

  22. Урицкий район

  23. Хотынецкий район

  24. Шаблыкинский район

Рельеф поверхности - холмистая равнина рассечённая узкими обрывистыми берегами рек и оврагами. В области встречаются разные виды почв, большая часть из которых – чернозём. Это определяет основное использование земель – для выращивания различных культур (пшеница, рожь, ячмень, овес, гречиха и т.д).

Основная река области - Ока - одна из крупнейших рек Европы, берущая начало на юге области. Её притоки: Зуша (с притоком Неручь), Вытебеть , Нугрь , Цон , Орлик , Оптуха , Рыбница , Крома .

В восточной части области протекает Сосна со своими притоками: Труды , Тим , Любовша , Кшень и Олым .

На западе области берут начало реки Нерусса , Навля и Свапа , относящиеся к бассейну Днепра .

В Орловской области есть полезные ископаемые, однако, большинство из них не разрабатываются. Имеются запасы железной руды приуроченные к Курской аномалии (крупное Новоялтинское месторождение в Дмитровском районе ). Имеются запасы бурого угля, фосфоритов, значительные запасы известняков, глин, песков, торфа, мела. Под Хотынцом добывают цеолит (минерал, который используется в промышленности в составе водоочистительных фильтров и т.д.). Месторождение урановых руд на юго-западе региона.

Вопросы и задания.


  1. Найдите Орловскую область на карте. Какое географическое положение она имеет? С какими областями граничит?

  2. Расскажите о географии Орловской области по плану:

  • рельеф поверхности, почвы;

  • климат края;

  • реки, протекающие на территории Орловского края;

  • полезные ископаемые.

  1. Заполните контурную карту, записав названия муниципальных районов Орловской области.
Откуда мы узнаем о прошлом нашего края.

История – наука о прошлом. Каждый человек помнит события, которые произошли за время его жизни в стране, в своей семье, в мире. Родители за свою жизнь также были свидетелями многих событий, могут рассказать о них. В старину глаза называли очами, поэтому человека, который наблюдает события своими глазами называют очевидцем. Как же узнать, что происходило в нашем родном крае в далёком прошлом, если давно нет в живых очевидцев событий? Каждый человек в ходе своей жизни оставляет на земле след, по которому можно восстанавливать события давно минувших дней. Для этого учёные – историки занимаются поиском исторических памятников.

Исторические памятники – источники, по которым учёные изучают жизнь людей в прошлом.

Существует три больших группы исторических памятников – вещественные, устные, письменные .

Вещественные памятники – это предметы, связанные с историческими событиями. К ним относятся здания и сооружения, орудия труда, ремесленные изделия, личные вещи, боевые награды, оружие, человеческие останки и так далее.

Как же найти вещественные памятники древности, которые скрыты от глаз людей под землёй? Поиском и исследованием таких источников занимается археология.

Археология - это наука, изучающая историю по материальным остаткам жизни и деятельности людей - вещественным (археологическим) памятникам.

Археологи проводят раскопки древних курганов, поселений и находят предметы быта, украшения, осколки посуды, орудия труда, одежду.

Сбором предметов старинного быта, а также записью и изучением устного народного творчества занимается другая историческая наука – этнография.

Рис. 1. Археологические раскопки захоронения в г. Орле

Устные памятники . Старинное название рта – уста. Передавать из уст в уста – рассказывать друг другу сказки, предания, былины. Так дошло до наших дней устное народное творчество. устными памятниками являются былины, легенды, предания, загадки, пословицы, песни, в которых говорится о жизни людей в прошлом.

Письменные памятники. Письменность возникла в древнее время, на Руси умели писать еще до прихода христианства. Писали на кусках бересты с помощью особых палочек. После крещения Руси монахи и старцы монастырей записывали все происходящие события в особые документы – летописи . Из древних летописей мы узнавали много фактов истории. Самой древней летописью считается Повесть временных лет , которую вел в Киеве монах Нестор. Более поздними письменными памятниками являются грамоты, указы, письма, газеты, книги и так далее.


Рис. 2. Повесть временных лет

Рис. 3. Летописец Нестор, скульптура

Вопросы и задания


  1. Почему историю называют «наукой о прошлом?»

  2. Что такое исторические памятники? какие виды исторических памятников вы знаете?

  3. Составьте рассказ об одном из самых главных событий своей жизни и расскажите в классе.
Исторические сведения об Орловском крае

Заселение Орловского края началось в глубокой древности. Плодородные земли орловского ополья издавна привлекали сюда земледельцев. Именно здесь расселились славянские племена вятичей, которые обороняли рубежи Киевской Руси от вторжения кочевников. Еще в большей мере Орловский край выполнял функцию передового форпоста Русского государства в более позднее время в борьбе против монголо – татар.

Нет ни одного значимого события в истории России, в котором не принимали бы участия уроженцы Орловского края.

Знание истории своей малой Родины необходимо каждому, так как любовь к своей стране начинается с любви к тому краю, в котором родился и вырос. Любите свой край!

Древнейшее прошлое Орловской земли.

Древнейшие следы пребывания человека на территории Орловской области отнесены к эпохам камня и бронзы (14 – 2 тысяч лет до нашей эры).

Каменный век, время, когда первобытные люди пользовались каменными орудиями труда, наступил 2 миллиона лет назад. Этот период подразделяется на:


  • палеолит («палайос» (греч.) - древний, «литос» - камень) от 2 миллионов до до 10 тысяч лет назад;

  • мезолит («месос» (греч.) – средний), 9 – 8 тысяч лет назад;

  • неолит («неос» (греч.) – новый), 7 – 6 тысяч лет назад.
Палеолит на территории Орловской области отличался суровым климатом, связанным с ледниковым периодом. В это время край представлял собой обширные пространства тундры и холодной степи с мхами, карликовыми березами. Здесь жили мамонты, шерстистые носороги, северные олени. В это время жили неандертальцы – низкорослые, сильные и ловкие люди. Люди жили мелкими изолированными группами, занимались охотой на крупных животных.

Рис. 1. Кремневые палеолитические орудия: скребок, отщеп, ножевидная пластина, в центре нуклеус (ядро, остающееся после снятия отщепов и пластин).

К памятникам того времени принадлежат стоянки у деревни Курасово Болховского района на р. Нугрь.

В эпоху мезолита климат меняется, ледники тают, появляются новые реки. Воздух становится теплее, тундра порастает лесами. Мамонты и крупные носороги в этот период вымирают, и основными обитателями леса становятся лоси, олени, кабаны, волки, лисы. В результате охота на крупного зверя уступает место более сложной охоте на мелкого, быстрого зверя. Люди изобретают лук, стрелы с каменными наконечниками.

Рис. 2. Лук и стрелы эпохи мезолита

В середине V или в IV тысячелетии до н. э. в бассейне реки Оки развивается культура неолита, на территории Орловской области представленная полутора десятками памятников, в основном остатками поселений древнейших обитателей края первобытных охотников и рыболовов.

Жизнь человека меняется после освоения технологий работы с бронзой и железом. Расширяются возможности охоты, обработки земли, изготовления украшений, предметов быта. В конце III начале II тысячелетия до н. э. на значительной части лесостепной и лесной зон Восточной Европы происходит расселение племен, применяющих бронзовые орудия труда. С их появлением в верховьях Оки начинается бронзовый век , развиваются земледелие и скотоводство. В Орловской области насчитывается около двух десятков поселений этой эпохи.

Рис. 3. Бронзовые орудия: боевой топор, рыболовный крючок, нож (из находок у с. Яковлево Свердловского района).

Орел подарил миру множество великих русских писателей, поэтов и других культурных деятелей. Немногим известно, что такие известные писатели, как Фет, Тургенев, Лесков и многие другие, были рождены именно в этой славной области, и сами писатели-орловцы с трепетом и любовью относятся к свей родине.

Биография орловского писателя Ивана Сергеевича Тургенева начинается в 1818 году. Воспоминания о детстве наложили глубокий отпечаток на творчество писателя. Еще в раннем возрасте в нем зародилось сочувствие к окружающим, и неприязнь к крепостничеству.

Учился Тургенев в Петербурге, Москве и за границей. В 1842 году он получил звание магистра философии. Знакомство с В. Г. Белинским переменило его жизнь: Тургенев посвятил ее литературе.

В 1847 году вышел первый выпуск журнала «Современник» с рассказом «Хорь и Калиныч», который в дальнейшем войдет в цикл известных сейчас «Записок охотника». Ввиду антикрепостнических настроений, которыми сочились демократически настроенные рассказы автора, писателя арестовали и сослали в Спасское-Лутовиново.

После долгого пребывания в ссылке Тургенев возвращается в Петербург. В 1850-х были опубликованы самые значительные произведения писателя из Орловской области: «Муму», «Ася», «Рудин», «Дворянское гнездо». Именно эти рассказы принесли автору известность.

В 60-х в стране обострились революционные настроения, что привело к разрыву писателя с «Современником», но демократические идеи все еще прослеживаются в его творчестве. Ярким примером этого являются романы «Отцы и дети» и «Накануне», вокруг которых поднялись жаркие споры. Тургенев вынужден вплоть до 70-х годов жить за границей.

Несмотря на бурную деятельность, писатель тоскует по родине. В 1876 году он возвращается и работает над романом «Новь». Тургенев понимает, что хочет прекратить скитания и доживать свою жизнь в родных краях.

В 1882 году Иван Сергеевич заболевает, а уже через год умирает во Франции от саркомы позвоночника.

Творчество писателя пропитано любовью к Орловскому краю. Теперь в Орле создан памятник а также музей писателя-орловца Тургенева. Кроме того, во Мценском районе расположен музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».

Николай Лесков

Список писателей-орловцев пополняет талантливый прозаик Николай Семенович Лесков. Писатель известен такими произведениями, как «Левша», «Некуда», «На ножах», «Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне», «Расточитель».

Лесков родился в 1831 году 4 февраля в селе Горохово Орловского уезда. Писатель Орловского края был старшим сыном среди еще четверых детей. В 10 лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию.

На службе частным агентом в фирме «Шкотт и Вилькинс» Лесков провел 3 года в странствиях по России: именно эти путешествия вдохновили его на писательский труд.

В 1860 году он уже печатался в «Экономическом указателе», «Современной медицине» и «Санкт-Петербургских ведомостях». В начале карьеры писателя Николай творил под псевдонимом М. Стебницкий, а также использовал многие другие имена.

Через год Лесков переезжает в Санкт-Петербург, где начинает публиковать свои заметки и статьи в местных журналах.

Лесков умер в 1895 году от приступа астмы, которая мучила его последние несколько лет жизни.

Орел помнит писателя-орловца: здесь установлен памятник Николаю Лескову, а также открыт дом-музей писателя.

Иван Алексеевич Бунин до 11 лет воспитывался дома, а в 1881 году отправился в Елецкую уездную гимназию, но после зимних каникул в 4 классе он объявил родителям, что не желает возвращаться обратно. Первые стихи он пробует писать уже в 8 лет, а к 17 годам пишет уже более серьезные произведения и публикуется в печатных изданиях.

Иван Алексеевич не является знаменитым писателем-орловцем. Он родился в Воронеже. Однако великий литератор провел в Орле не менее трех лет, о чем тепло отзывался в воспоминаниях. Орловские писатели и поэты, а также местная природа во многом повлияла на творчество писателя.

В 1920 году Бунин эмигрирует во Францию. Все эти годы писатель ведет дневник, названный «Окаянными днями», в котором он изливал всю свою ненависть к большевикам. Во Франции Иван выступает с лекциями и печатает публицистику. Бунин ведет активную общественную жизнь и всеми силами старается помочь литераторам и русским эмигрантам. Иван Алексеевич занимается бурной литературной деятельностью, что сделало его одной из главных фигур Русского зарубежья. Иван Бунин за свою жизнь получил множеств литературных и социально-значимых премий.

Умер писатель в Париже в 1953 году.

Федор Иванович Тютчев занимает почетное место в списке орловских писателей и поэтов. Рожденный в 1803 году в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, все детство он провел в этих краях.

Во время обучения в Московском университете Тютчев относился к кругу С. Е. Раича, для которого было характерно сочетание академической школы литературы с проявлением интереса к политической жизни страны. Преддекабристские настроения оказались близки юному Тютчеву. Поэт начинает печататься в «Северной Лире» и «Галатее».

Весной 1822 года Федора назначили сверхштатным секретарем русской миссии в Мюнхене. В этот период в стихотворениях поэта сквозит вопрос о смысле бытия: писатель смущен и растерян, острое чувство трагизма человеческой жизни разрывает душу поэта, наталкивая на размышления о смысле личности в масштабах вселенной. Кроме того, раздумья Тютчева обращены в сторону судьбы Родины, которая также немало его тревожит.

Проведя 22 года в Италии и Германии, Федор Иванович возвращается в Россию, в Петербург. Каждое лето поэт навещает родной Овстуг, который не покинул его сердце даже спустя столько лет. В 1855 году, уязвленный видом нищих российских деревень, он пишет душераздирающее стихотворение «Эти бедные селенья», которое вскоре было на слуху по всей стране.

На малой родине, в Овстуге, поэтом были написаны произведения «Чародейкою Зимою», «Есть в осени первоначальной» и многие другие. Сам поэт никогда не стремился к популярности и не принимал близко к сердцу литературную роль своих стихов. Лишь в 1854 году, уступив уговорам И. С. Тургенева, Федор Тютчев выбирает несколько своих произведений для отдельного издания, которое в последствии принесет поэту громкую славу.

Орловский писатель и поэт умер в 1873 году в Петербурге, где и был похоронен.

Писатель Орловской области Афанасий Афанасьевич Фет родился в селе Новоселки Мценского уезда в 1820 году. Любовь к поэзии у него проявилась довольно рано: Афанасий с детства пробовал сочинять, переводя с немецкого детские стишки.

По окончании пансиона Фет поступает на словесное отделение в Московском университете. Вскоре он начинает публиковать свои стихотворения в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и «Библиотека для чтения». Талант поэта был признан даже великим критиком и литератором В. Г. Белинским, и уже в 1840 году поэт издал свой сборник «Лирический пантеон».

На этот период пришелся расцвет творчества Афанасия Афанасьевича. Он пишет любовную и пейзажную лирику: «Чудная картина», «Вакханка», «Печальная береза», «На заре ты ее не буди» и многие другие.

В 50-х Фет сближается с «Современником», его стихи нередко попадали на страницы журнала. Вышли новые сборники Фета, высоко оцененные в литературной среде.

В 1860 году Фет покупает участок в Мценском уезде и становится помещиком. В 1863 году поэт выпускает сборник «Стихотворения» и надолго умолкает. Следующий сборник «Вечерние огни» появляется только в 1883 году. Но к тому времени талант поэта ничуть не иссяк: Фет вновь воспевает красоту и любовь, а также поднимает важные философские вопросы.

Умер Афанасий Фет в 1892 году в Москве.

В список писателей-земляков, живших в включен и граф Федор Васильевич Ростопчин, который родился в 1763 году в деревне Ливны. Ростопчин известен как государственный и литературный деятель. Получив прекрасное домашнее образование, уже в 10 лет он был записан в Преображенский полк. Следующие годы он строит свою военную карьеру, пока не получает чин капитан-поручика лейб-гвардии в 1789 году. Следующие годы Ростопчин принимает участие во множестве войн, в результате чего в 1799 году его возвели в графское звание Российской империи за многочисленные заслуги.

Через два года Ростопчин отправляется в отставку. Долгий период жизни Федор проводит в собственном имении Воронове, где начинает литературную деятельность, пополнив число писателей, родившихся в Орловской губернии.

В результате трудов в 1807 году печатается книга «Мысли вслух на Красном крыльце…», с помощью которой он завоевал громкую славу. В тот же период времени появилась на свет повесть «Ох, французы!», а также пара комедий, самой известной стала «Вести, или Убитый живой».

После событий 1812 года за Федором Васильевичем закрепляется слава инициатора Московского пожара, но тот публично отказывается от этой версии, подкрепляя свои слова собственным произведением «Правда о пожаре Москвы».

В 1814 году Александр I увольняет Ростопчина с должности московского главнокомандующего. С 1823 года Федор живет в Москве, находясь в отставке по причине болезни. Скончался Ростопчин в 1826 году.

Среди писателей-орловцев также называют Алексея Николаевича Апухтина, который родился в 1840 году в городе Болхове в Орловской губернии.

Первые стихи поэта появляются в издании «Русский инвалид» - это произведение «Эпаминоид», посвященное герою Севастополя адмиралу Корнилову, а также стихотворение «Подражание арабскому». В училище Алексей пишет много и с удовольствием: в его творчестве этого периода прослеживается влияние поэзии А. Пушкина, Е. Баратынского и М. Лермонтова. В стихотворениях стали читаться грусть, нередки размышления о смерти и смысле жизни. Тема разочарования крепнет, становясь отличительной чертой автора.

В 1858 году Апухтин прислушивается к совету Тургенева и отходит от печальных тем в творчестве и пишет поэму «Село Колотовка», но так и не оканчивает ее. В этом произведении поэт воспроизводит орловскую крепостную деревню - мотив стихотворений во многом перекликается с тургеневскими «Записками охотника».

В начале 60-х Апухтин принимает решение отойти от гражданских тем и своим стихотворением «Современным витиям» называет себя творцом «чистого искусства». Апухтин предчувствует сгущающийся мрак в ближайшем будущем, что отражается в его произведениях «Истомил меня жизни безрадостный сон», «Осенние листья», «Мухи», «Я ее победил, роковую любовь», «Встреча». Но подобное творчество не нашло отклика у читателей и критиков, и произведения Апухтина перестают печататься.

К 1864 году он возвращается в Санкт-Петербург, почти забытое имя поэта вновь обретает популярность с его новыми стихами, которые начинают печататься в местных литературных журналах. В 1886 году поэт решает издать первый стихотворный сборник, который в последствии завоюет громкую популярность.

Алексей изобретает собственный жанр - стихотворение-исповедь. К нему отнеслись «Год в монастыре», написанное в орловской деревне, а также «Перед операцией», «С курьерским поездом», «Сумасшедший» и «Из бумаг прокурора».

Не меньший интерес представляют прозаические произведения: «Архив графини Д.», «Дневник Павлика Дольского», «Между жизнью и смертью». Повести продолжают тему личного повествования, типичной его поэзии, выражаясь теперь в виде монолога, писем, дневников.

Работа над прозой была последним литературным трудом писателя: с 1893 года Алексей уже не мог встать с кровати. Умер Апухтин в этом же году в Петербурге.

Павел Якушин

Павел Иванович Якушин - писатель-орловец, родился в селе Сабурово, Малоархангельского уезда, Орловской губернии в 1822 году. Является исследователем народного творчества. Еще в гимназические годы Павел выделялся одаренностью и своенравием. Будучи на четвертом курсе математического факультета Московского Университета Якушин завел знакомство с П. К. Киреевским и расстался с наукой по его совету, отправившись в странствия по поволжским городам. До него в России еще никто не собирал подобным образом сокровища народной поэзии. Павел Иванович совершил несколько походов, в результате которых записал множество исторических, обрядовых и лирических песен родного Орловского края.

Киреевский велел Павлу издать собранные песни, чем Якушин и занимался в 50-х годах. Народные песни П. И. Якушина были изданы в 1860 и 1865 годах, а его фольклорные заметки вошли в известный сборник А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки».

В 1860 году в журнале «Современник» были напечатаны письма, в которых Якушин описывает создание крепости у слияния рек Орлик и Ока, а также пересказывает народные предания о Петре Великом и Иване Грозном.

Якушин многое сделал для народной литературы и сохранения культурного наследия. Умер Павел в самарской больнице.

Леонид Андреев

Леонид Николаевич Андреев родился в Орле в 1871 году. В 20 лет он поступил в Петербургский университет, откуда был отчислен через два года. После этого он поступил в Московский университет и получил образование юриста.

Писать он начал еще в студенчестве. По окончанию обучения он публикует судебные репортажи и фельетоны, а также некоторые рассказы и очерки. В 1901 году он печатает свою книгу «Рассказы», которая вскоре принесла ему известность.

Ранние литературные труды вместили в себя множество идей, которые зародились в голове автора еще в Орле: в сюжетах рассказов «Гостинец», «Буяниха», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська» легко узнавались обездоленные орловской Пушкарной. Орловскими реалиями также навеяны такие рассказы Андреева, как «Весной», «Он, она и водка», «Весенние обещания», «На реке». Все эти произведения пронизаны разочарованием в мире, острым отчаянием и состраданием к людской боли.

Леонид Андреев тепло относился к социал-демократам и периодически предоставлял свою комнату для подпольных собраний членов ЦК РСДРП, за что впоследствии был арестован. В Таганской тюрьме он с большим вдохновением пишет о революции. В этот период появляются «Памяти Владимира Мазурина», «К звездам», «Из рассказа, который никогда не будет окончен», «Рассказ о семи повешенных» и «Губернатор».

Вскоре Андреева настигает духовный кризис, что приводит к пессимистическим произведениям, в которых жизнь человека становится похожей на бессмысленный бег на месте. Среди таких рассказов «Красный смех», который стал реакцией на Русско-японскую войну. Рассказ произвел огромное впечатление на читателей, а впоследствии стал переводиться на другие языки.

Отличительной чертой творчества автора стала яркая выразительность, которая стала проявляться в рассказах «Жизнь Василия Фивейского», «Смех», «Набат» и «Ложь». Также Андреев создает ряд экспрессионистских произведений, таких как «Царь Голод», «Жизнь Человека» и «Анатэма».

До конца жизни писатель не разрывал своей связи с родным Орлом. Он часто приезжал на Родину, устраивая различные социально-культурные мероприятия, поддерживая литературную деятельность и юных авторов. Орловская тема нередко звучит в творчестве Леонида: роман «Сашка Жегулев», пьеса «Молодость» и многие другие.

Во время революции Андреев оказался за пределами родной страны, вернуться в которую ему больше было не суждено: он умер через два года.

Дом Леонида Андреева стал музеем писателя-орловца: там он провел много лет в детстве и юности.

Михаил Михайлович Пришвин был рожден в 1873 году в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии.

В 1902 году Пришвин окончил после чего долго работал агрономом, сотрудничая с агрономическими журналами. Тогда он написал цикл работ по теме сельского хозяйства.

В своих первых трудах «За волшебным колобком» и «В краю испуганных птиц» Пришвин описывает свои северные путешествия. В этих очерках автор восхищается необъятной красотой русской природы и талантливостью простого народа, который сохранить сумел веру в добро в непростых условиях политического гнета.

Последующие путешествия Пришвина также отразились в его произведениях: «Адам и Ева», «Озеро Крутоярое», «Черный араб», «У стен града невидимого». В них он описывает простых русских людей, которых встречал на своем пути.

В 1912-1914-м выходит в свет трехтомное собрание автора от издательства «Знание»: все произведения объединены социально-философской идеей вечного поиска счастья.

Во время Первой мировой войны писатель пишет фронтовые корреспонденции в изданиях «Речь», «Биржевые ведомости» и «Русские ведомости».

Вскоре после Великой Октябрьской революции Михаил Пришвин какой-то период живет в Орловском крае, где трудится над исследованиями и занимается преподаванием.

В 1923 году он издает очерки, названные «Башмаки», где поднимается вопрос революции и искусства. На новый этап развития творчества писателя привела книга «Родники Берендея», в центре сюжета которой стоит Земля. Также в 20-е годы Михаил начинает работу над автобиографическим романом «Кащеева цепь», над которым трудится до конца жизни.

В 30-е годы Пришвин снова отправляется странствовать. По материалам, собранным в странствиях, он пишет книги «Неодетая весна», «Берендеева чаща», «Кавказские рассказы», а также поэмы в прозе «Фацелия» и «Лесная капель». Вершиной литературных трудов Михаила Пришвина стала поэма «Жень-шень».

Много Пришвин писал для детей: его сборники «Журка», «Зверь Бурундук», «Золотой луг», «Дедушкин валенок» и «Кладовая солнца» остаются популярными по сей день.

В первые дни мировой войны он пишет рассказ «Голубая стрекоза», в которым выражается уверенность автора в победе над врагом. К 1943 г. выходят «Рассказы о ленинградских детях», где он восхваляет матерей блокадного Ленинграда. Еще через год он пишет «Повесть нашего времени», также посвященную печальным событиям.

Старость Михаил посвящает дневникам, намереваясь напечатать их в отдельной книге. Также он заканчивает трудиться над романом-сказкой «Осударева дорога» и заканчивает повесть-сказку «Корабельная чаща». Последние написанные произведения стали итогом творческих исканий Пришвина.

Михаил Михайлович скончался в Москве в 1854 году.

Сколько талантливых авторов породил город Орел: писатели-орловцы, которым посвящено столько музеев в городе - настоящая легенда здешних краев. Как знаменитые авторы помнили о своей родине, так и она до сих пор хранит память о великих умах, родившихся на этих землях. Некоторые из писателей заслужили отдельного музея, но также историю бережно хранит музей писателей-орловцев в Орле, который навсегда закрепил память о своих талантливых земляках.

Христианизация вятичей была поздней. Причинами этого историки называют тяжелые условия обработки земли, когда у леса с трудом отвоевывалась пашня - у «лесных» племен в связи с этим дольше, чем у других, держался уравнительный принцип распределения продукта, который соответствовал языческому принципу: «всем богам поровну, главному богу рода больше; всем членам рода поровну, старейшине больше». Неравенство с трудом пробивало себе дорогу в этих краях. А ведь именно оно разрушало принцип уравнительного распределения и наносило удар по язычеству.

Инициаторами перемены религии стали племенная знать и дружинники во главе с князем. При накоплении материальных благ они первыми отказались от полигамии (это распыляло наследство), от человеческих жертвоприношений по жребию и от кровной мести, от которой не были застрахованы. Сильное недовольство язычеством возникло, прежде всего, в дружинной среде. Дружинники, как известно, первыми принимали крещение.

Те из славянских племен, которые жили «у великого водного пути», сближавшего их между собою и знакомившего с просвещенной Византией, скорее других вошли в состав Русского государства и первыми приняли христианство. Обитатели же Орловского края находились в стороне от него, посреди дремучих лесов, непроходимых топей и болот, в соседстве с финнами, хазарами и печенегами, которые стояли к ним во враждебных отношениях и, во всяком случае, не могли служить хотя бы косвенными проводниками христианства.

Россия ждала себе просвещения с юга, со стороны православного Царьграда, а географические условия ставили наших предков лицом то к мрачному северу, где они должны были завоевывать у финнов место для своих поселений, то к варварскому востоку, который готовился сделать их своими данниками. Вятичи первые из южнорусских славян должны были признать над собою власть хазар и последними вышли из-под их зависимости. Хазарское владычество тяготело над ними более века. А жизнь в кругу враждебных соседей, чуждых им по языку, нравам и обычаям, при полном разобщении с единоплеменниками, группировавшимися у Днепровского бассейна, развивала в вятичах исключительную самозамкнутость, строгий племенной сепаратизм и слепую преданность своим началам. Вот почему, когда под грозными ударами Святослава Игоревича сокрушилось могущество хазар и пало их царство, наши предки с такой энергией принялись защищать свою свободу от Русских князей и после, когда они принуждены были уступить силе русского меча, - так долго и упорно отстаивали ещё свой языческий быт и свои предания.

В IX-Х веках вятичи вынуждены были платить дань хазарам. Великому князю Святославу Игоревичу (правил с 957 по 972 г.г.), победившему хазар, удалось обложить их данью, но он не смог их окончательно покорить. Никоновская летопись донесла до нас смутное известие о том, что киевский князь Владимир Святославович крестил «лучших мужей» вятичей, расселенных в пограничных городах по рекам Десне, Осетру, Трубежу и Суле. Основная же масса вятичей по-прежнему оставалась языческой. В бывших племенных центрах, возможно, во Мценске, Кромах, Дедославле и других, князь располагает свою администрацию и гарнизоны, а после крещения Руси - духовенство. Строятся новые города и первые церкви, а вятические городища-убежища передаются боярам под владельческие замки. Но Владимир не лишил вятичей самоуправления и перед смертью не назначил сюда на княжение ни одного из своих сыновей.

Вятичи регулярно отказывались платить дань киевским князьям, и те приводили их к покорности. Отголоски того времени отражены в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике, в которой, возможно, изображен поход княжеского дружинника против вятического князька. Вероятно, имя «Соловей» являлось не только именем собственным, но и племенным тотемом. В верховьях реки Вытебеть находились владения Соловья Рахматовича. Там, по преданию, в урочище Девять Дубов (современный Хотынецкий район), произошла его схватка с Ильей Муромцем. Село находится недалеко от водораздела рек Снежеть и Цон, и Соловей- разбойник мог нападать на воинские и купеческие суда, когда они пользовались переволокой, чтобы попасть из бассейна Десны в Оку. Здесь же протекает и упоминаемая в былине речка Смородинка.

Страна вятичей была глухим углом Киевского государства. Сюда с юга не было прямой дороги. Когда в 1015 году князь Глеб из Мурома, на Оке, ехал в Киев, то повернул на северо-запад, пересёк Волгу выше Твери, свернул к югу на Смоленск и по Днепру спустился в Киев.

В 1078 - 1097 гг. Черниговский князь Владимир Мономах предпринимает два зимних похода и заставляет это племя признать свою власть. Существует предание, что князь решил наказать вятичей за отказ платить дань и военное сопротивление, и поэтому двинул свою рать вглубь их страны. Вятичи выставили против него несколько отрядов, во главе которых стояли князья - Ходота и его сын Кордн. Они были разобщены между собой, и Мономах убил непокорных Ходоту и Кордна, а Кукшу взял живым в плен. (Впрочем, существует другая интерпретация слова Кордн, или Кордно, считающая его названием города).

После Любечского съезда и договора 1097 года земли вятичей окончательно входят в состав Северского и Рязанского уделов Черниговского княжества. К первому отошли земли по Десне и Оке, а ко второму - все течение реки Сосны. Позднее из него образуются три самостоятельных княжества: Черниговское, Новгород-Северское и Муромское. По этому разделу земля вятичей отходит к Новгород-Северскому княжеству. Однако их земли в церковном отношении пока составляли нечто единое и находились под управлением Черниговской кафедры, которая могла взять на себя распространение христианства среди вятичей. Первые миссионеры появляются в этих краях в начале XII века.

В 1113 году в область Вятичей отправляется христианская миссия во главе с Кукшей и его учеником Никоном. Иаков Тихомиров считал, что, опасаясь восстаний и желая отрешить захваченного в плен князя Кукшу от наследственной власти, Владимир Мономах отвез его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи, лишив вятичей наследственного вождя. «Спустя много времени, некогда воинственный князь вятичей делается известным в истории уже под именем смиренного инока Кукши, просветителя своего народа», - замечает Тихомиров. По другой версии, Кукша был выходцем из числа «лучших мужей», крещенных святым Владимиром, в среде которых продолжало развиваться христианство, и этим могут объясняться смутные предания о его знатности. При пострижении, по преданию, он получил имя Иоанн. Однако достоверных сведений об этом нет, поскольку Церковь причислила его к лику святых под тем именем, которое он получил в язычестве. В этом многие историки также усматривали дополнительное свидетельство его знатного происхождения. Обычай, кроме христианского имени, иметь ещё и народное, долго сохранялся в нашем крае после принятия христианства. Даже при царе Михаиле Федоровиче в переписных книгах Болховской десятни, изданных Апухтиным, упоминаются такие имена: «Медведь Нечаевъ, сынъ Кишаевъ», «Неустрой Ивановъ, сынъ Беленихинъ», «Селя Ивановъ, сынъ Кокоревъ», «Дружина Василевъ», «Миленька Карповъ, сынъ Калининъ», «Шестакъ Мих, сынъ Иващенцевъ», «Жданко Ивановъ, сынъ Кудиновъ». Среди таких имен обычным было и имя Кукши.

Орловским Церковным историко-археологическим обществом в ХIХ веке были сделаны попытки филологически объяснить имя подвижника. Указывалось, что на языке народа, который вятичи вытеснили из нашего края, «Кукшею» назывался молитвенный дом, и служитель храма на том же языке тоже мог получить имя Кукши. По мнению сторонника финно-угорского происхождения вятичей П.И.Якобия, в основе имени священномученика лежит корень Кук, что означает сухой. Обширный список географических названий Орловской губернии начала XX века с этим корнем убеждает в том, что св. Кукша являлся выходцем из земель вятичей.

Достоверно известно то, что святой равноапостольный священномученик Иоанн Кукша был иноком знаменитого Киево-Печерского монастыря, основанного в середине XI века преподобным Антонием в княжение Ярослава Мудрого. Уже во времена основателя численность монастырской братии достигла ста человек. Обитель был ведущим духовным центром, а монахи, по выражению Н. М. Карамзина, «служили ревностно Богу и человечеству», оставляя свои имена в отечественной истории.

Одной из основных форм деятельности монастыря в то время была апостольская миссия в землях язычников. В этом отношении территория вятичей, вероятно, давно привлекала внимание киевских иноков, в числе которых упоминается некий Феодосий из области курской, соседней вятичам, а потом в обитель вступает преподобный Никола Святоша, князь Черниговский. Он и посещавшие его черниговские князья с семействами могли немало рассказать о воинственных язычниках.

Киево-Печерская Лавра, откуда совершалась миссия, была тесно связана с Черниговской кафедрой. Вероятнее всего, на проповедь Евангелия среди вятичей святого Кукшу призвал Черниговский архипастырь Иоанн, который обращает свое внимание на духовное состояние вятичей. Очевидно, миссия состояла из нескольких человек, иначе на речных судах было бы невозможно проплыть такие расстояния и преодолеть дебри лесов и топи болот.

В 1113 г. архиепископа Иоанна сменил святой Феоктист, игумен Киево-Печерского монастыря с 1103 по 1113 годы, ближайшим сподвижником которого и был Кукша. Духовная миссия под настоятельством преподобного Кукши соединила лучшие силы Киево-Печерской лавры и Черниговской епархии, при содействии со стороны светской власти.

Историки полагают, что миссионеры отправились в путь весной-летом 1113 года, а не осенью и не зимой, так как вообще лучшими путями сообщения служили водные артерии, а к вятичам вел только один удобный путь из Чepнигова - по реке Десне. Из летописи известно, что св. Кукша шёл на проповедь к вятичам именно по этой реке.

Далее путь представлял уже значительные трудности. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населенные северянами, миссия достигла пределов вятичей вблизи города Брянска и развернула свою деятельность. В Брянском уезде, по наблюдениям Иакова Тихомирова, сохранилось предание о «великом муже», когда-то бывшем в той местности и творившем великие дела. Затем последовал переход к Карачеву, после которого монахи через непроходимые дебри и болота углубились в языческие земли. Достигнув Оки, по реке отправились ко Мценску. Здесь от миссии отделился преподобный Авраамий Печерский, проповедовавший в земле Новосильской.

Согласно преданиям, святой Кукша во мценской Введенской церкви - маленьком деревянном храме, срубленном из огромных дубов, росших поблизости - поставил чудотворный образ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и большой восьмиконечный каменный крест. Образ Николая Чудотворца был высечен из дерева в человеческий рост. В правой руке он держал меч, а в левой - ковчег для Святых Даров. Вскоре о нем пошла весть, что он исцеляет и имеет чудотворную силу. В 1238 году, когда Батый шел на Мценск, священники спрятали его у подножия соборной горы в тайнике подземного хода, у скрытого источника. Найден он был лишь в год окончательной победы христианства во Мценске.

Проповедь Кукши сопровождалась чудесами. О них составителем песнопений в честь святого сказано так: «Кукше священне со учеником сосуды священник суще, пронесесте имя Христово пред неверными, их же знамении и чудесы удививши к благоразумию приведосте». Как поется в 4-й и 5-й песне канона, Кукша «недужных исцелял и чудодеиствием многих приведе ко Христу».

В Печерском Патерике читаем, что современник Кукши, епископ Владимирский преподобный Симон (Симеон), в своем послании к блаженному Поликарпу, впоследствии архимандриту Киево-Печерского монастыря, писал: «Не подобает глаголати много, идеже дела свидетельствуют ясно, якоже и о сих блаженных. Блаженный же священномученик, нарицаемый Кукша, един от отец святого Печерского монастыря, всем знаем бе, зане вятич и людей неверствием помраченных крести и многих верою просвети. Многи же и велика чудеса сотвори». Он бесов прогна, «дождь с невесе сведе, езеро иссуши». В числе обожествляемых стихий была вода, олицетворяемая в образе Купалы, а все озера и реки, по представлению наших предков, были наполнены низшими божествами, носившими общее название «водяных». Таким образом, иссушенное святым Кукшей озеро имело для вятичей священный характер.

«Осененный благодатию свыше, - говорится о Кукше в Словаре Историческом Святых, прославленных в Российской Церкви,- он творил многия чудеса», и «изумленные чудною его силою язычники начали принимать учение св. проповедника и креститься». В Киево-Печерском патерике сообщается, что святой «много чудес сотвори, и по многих муках усечен бысть со своим учеником Никоном». О том, кем он был, сведений до нас не дошло, но Киево-Печерская Лавра совершает его память вместе с памятью святого Кукши и постника Пимена. Так как святой Симон не называет Никона священномучеником, то не подлежит сомнению и то, что он не имел священного сана, а был простым послушником или келейником при Кукше.

По преданию, для молитвы святой просветитель Орловщины в 12 км от города Мценска, по направлению к Болхову, около правого берега Оки, в лесу на косогоре в 1,5-2 верстах от деревни Карандаково поставил скитский дом, а рядом сам выкопал «Богомольный», или «страдальческий святой», колодец. В начале ХХ века местные жители говорили, что святой Кукша жил в этих местах. Местный старый крестьянин рассказал Тихомирову, что от своих дедов слышал, будто Кукша пришел во Мценск, возле Карандаковой кровь пролил, и показал место, расположенное в полуверсте от колодцев, в лесу при большой дороге у болота, берега которого постепенно сужались. На дне его виднелось немного воды.

Видимо, августовской ночью язычники именно здесь напали на миссионерский стан, подвергли иноков мучениям, а затем святой Кукша «по многих муках от неверных», был отведён на полверсты в сторону и у болота обезглавлен - мечом «усечен бысть с учеником своим» (Никоном). Мученическую кончину святого прозрел его духовный брат, подвижник Печерского монастыря блаженный Пимен Постник. В Печерском Патерике мы читаем, что он тоже от Бога «прозрел усечение отстоящего далече, посреде церкве печерския велегласно возопи: брат наш Кукша в сей день, противо света убиен есть. И сие рек, преставися во един день с Кукшею, святым учеником его». Слова «против света», вероятнее всего, надо понимать так, что мученическую кончину он принял на утренней заре 27 августа 1113 г. Видимо, убийцы стремились застать его врасплох.

Нет сведений об убийцах святого Кукши. Составители «Исторического словаря о святых, прославленных в Российской Церкви», полагали, что мучителями и убийцами преподобного были жрецы из вятичей. Хотя, если допустить отсутствие у вятичей, как и у других славян, особого жреческого сословия, то, возможно, убийцами были старейшины, потомки князей, боровшиеся с русским владычеством. Г. М. Пясецкий предполагал, что, лишившись политического значения в своей стране, эти старейшины надеялись удержать за собой влияние в религии и быту племени.

Киевские монахи отправили людей в страну вятичей на поиски тел миссионеров. Прибывшие на место трагедии печерские иноки увезли только мощи первокрестителя, которые были помещены в ближние (Антониевы) пещеры Лавры, где находятся и поныне. Ученик Кукши Никон мог быть связан и отведен для расправы на другое место. Ходили легенды о его мощах, которые, возможно, откроются в селе Григорово. Память святого мученика Кукши празднуется Русской Православной Церковью 22 августа (8 сентября).

Анонимный автор «Церковно-исторического исследования о древней области вятичей» (1862 г.) писал о святом Кукше так: «Великость совершенного им подвига затмила в памяти современников прежние не столь благоприятные усилия; и близкие к тому времени летописцы, благоговея перед памятью святаго мученика, относили к его лицу всю честь обращения суровых вятичей». Христианская проповедь священномученика пустила корни в вятической среде.

Спустя пять лет по смерти Кукши можно найти следы христианства в городах края. Так, возле Кром, в 1147 году, был подписан и утвержден крестным целованием видных вятичей мирный договор Святослава Ольговича с его Черниговскими родственниками. В клятве 1147 года, подтверждающей верность черниговским князьям, они ведут речь о повиновении земным властям - эти идеи почерпнуты ими из христианского вероучения. Историк В. И. Татищев отмечал, что не только посадники, но и значительная часть вятической «старшины» уже были приобщены к христианству. К этому времени относятся и первые летописные упоминания о городе Мценске, входившем в Северское княжество. Епископы Порфирий I и Порфирий II на своем пути во Владимир не раз проезжали через Мценский край. Помощниками епископам в деле христианского просвещения края являлись его светские властители - князья Черниговские и Северские, строившие церкви и достойно их украшавшие.

Так, при тесном только единении великих центров христианской жизни Киева и Чернигова, смогла наконец образоваться духовная миссия, имевшая своею задачей насадить и утвердить христианство в пределах Орловского края и смежных с ним местностях. В этом благодетельном взаимодействии не сомневался и Черниговский архиепископ Филарет: «По времени, к которому должны быть отнесены подвиги просветителя Вятчан преподобного Кукши, по благочестию преподобного епископа Феоктиста и по духовной любви, связывавшей Печерских подвижников, не можем сомневаться в том, что Черниговский святитель Феоктист принимал живое участие в апостольском подвиге преподобного Кукши и содействовал ему всеми способами, зависевшими от него». Автор «Истории Русской Церкви», профессор Е. Е. Голубинский считает святого Кукшу только одним из многих проповедников в земле вятичей; он говорит: «Из немалого, вероятно, числа проповедников, трудившихся над обращением особенно упорных в отечестве людей, мы знаем только одного стороннего, - монаха Печерского монастыря св. Кукшу».

По церковному делению XI века, земля вятичей была отнесена к Черниговской епархии. Поддержать начатое святым Кукшей дело христианского просвещения вятичей было, следовательно, обязанностью черниговских архиереев. И черниговские епископы исполнили эту обязанность: они посылали к вятичам новых проповедников и священников для укрепления и распространения христианства, совершения служб и таинств, иногда и сами, хотя бы проездом, посещали этот далекий от них край.

Память о священномученике Кукше первое время поддерживалась. Так, святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (ум. в 1226 году) писал о том, что в его время святой Кукша был всеми знаем и почитаем.

По утверждениям крестьян в XIX веке, колодец, у которого был убит просветитель, являлся «святым местом» и богомолье возле него «происходило с незапамятных времен». По преданию, у болота на месте гибели священномученика Кукши, над «Богомольным», или «страдальческим святым», колодцем, его почитатели построили часовню с крестом, где местные жители ежегодно, на второй день праздника Святой Троицы - День Сошествия Святого Духа, собирались на водосвятный молебен перед иконами из приходского храма с. Тельчье. На вопрос, что их заставляет идти с иконами так далеко от села, они отвечали: «Наши деды и отцы так молились, и мы молимся; а как не помолимся, так случится какая-либо беда». Рассказывали, что в один год местные жители не пошли молиться на колодец, и случилась засуха, горели нивы, падал скот. Устрашенные бедствиями, крестьяне пошли крестным ходом с иконами к колодцу. Вскоре бедствия прекратились. На дороге против колодца был поставлен крест с вделанной кружкой для сбора пожертвований. Однако с течением времени это почитание постепенно стало ослабевать. К концу XIX века эти сооружения разрушились и были возобновлены только в начале ХХ века. Видимо, эти места долго находилось в забвении потому, что в крепостное время владелец Карандаково помещик Шереметьев купил у помещика Лыкова крестьян из деревни Рыбиной (Мценского уезда) и поселил их в Карандаковой. Коренных же ее жителей он перевел под Белев и Москву.

На Орловской земле старые языческие верования тогда были ещё сильны. Язычники по-прежнему сходились между селами «на игрища и на плясания и на бесовския песни, и тут умыкали себе жен, с какою кто из них совещался наперед»; имели у себя по две и по три жены. Покойников своих не хоронили, а сжигали на кострах и, собрав пепел в глиняные урны, уставляли ими перепутья дорог. Рядом с мирным населением жили во множестве и разбойники, мешавшие проповедникам. В четырех верстах от Нарышкино у села Сергиевское была гора с трясиной посередине, окаймленная лесом. По преданию, здесь жил разбойник Кудеяр, пока, под старость, не переселился в Брянские леса. В Болхове покрытые дубами овражистые урочища Рагозино, Обрынь, Ястребиный, Охотный - служили прибежищем разбойников; не менее был страшен и Алляной луг, а Сухая Зуша Мценского уезда была ещё ужаснее. Те, кто ехал из Болхова во Мценск, прощались с родными, готовясь на смерть, и по ним плакали, как по покойникам.

Только к середине XII века движение переселенцев «сквозе вятичей» проложило настолько свободный путь с юга на север, что по этой дороге Юрий Долгорукий водил полки. Первоначально сюда переселялись жители Новгорода, а затем, в бегстве от кочевников, и киевляне.

К этому времени относится предание о том, что в середине XII века в Новосиле Ольгой - женой Юрия Долгорукого, был основан женский монастырь. Однако других сведений о нем нет. К середине XII века появляются и крепнут первые города: Вщиж (1142 г.), Болдыж (1146), Брянск (1146), Карачев (1146), Севск (1146), Домагощ (1147), Елец (1147), Кромы (1147), Мценск (1147), Новосиль (1155), Трубчевск (1185). В некоторых из этих городов поселяются Черниговские князья, в других - княжеские посадники, обязанные собирать дань с окрестностей. Нетрудно понять сколь сильную поддержку черниговским архиереям в деле христианского просвещения вятичей оказывали светские владетели края - черниговские, северские и муромо-рязанские князья. Надеясь посредством христианской веры сплотить в одно целое разноплеменный состав языческого населения в своих княжествах или по искреннему расположению к христианской вере, князья, прибегая часто к военной силе, утверждали христианство в своих уделах, особенно в тех городах, которые служили их резиденциями. Результатом этой совместной деятельности черниговских архиереев и князей было увеличение христианских общих среди вятичей, построение и украшение храмов, снабжение их церковной утварью и земельными угодьями. Первыми руководителями верующих в пределах Орловского края были Черниговские иерархи, разделившие впоследствии власть с Рязанскими епископами; им обязаны были наши предки проповедию святого Кукши и первыми успехами веры Христовой; но вообще медленно и с большими препятствиями укреплялась у нас церковь Христова под духовным рукодительством Черниговских архипастырей.

Успешному распространению христианства в Орловском крае препятствовала обширность Черниговской епархии, в состав которой, по описанию Черниговского архиепископа Филарета, входили следующие губернии: Черниговская, Орловская, Курская, Калужская, Тульская, Рязанская и отчасти - Воронежская, Владимирская, Московская, Могилевская и Смоленская. Понятно, что, при такой обширности епархиальной территории и при скудости просветительных средств, Черниговские архипастыри не могли лично наблюдать за состоянием своей паствы и своевременно удовлетворять духовным ее нуждам. Летописец упоминает о двух только путешествиях Черниговского владыки в течение XII века на дальний север своей епархии; но и эти путешествия, предпринятые епископом Порфирием в 1177 и 1187 г., были вызваны не нуждами церкви, а политическими видами Черниговского князя, и были так поспешны, что, во всяком случае, не могли сопровождаться благодетельными последствиями для Орловского края, чрез который должен был проезжать архипастырь. Кроме того, деятельность Черниговских иерархов по отношению к Орловскому краю немало стеснялась враждой, существовавшей между Черниговскими и Северскими князьями. При этом архипастырь, естественно, должен был поддерживать интересы первых, ближайших своих государей и покровителей, и находиться в некотором отдалении от последних. К счастью, недостаток епархиального внимания к духовным интересам Орловского края в значительной мере восполнялся благочестивым стремлением Северских князей к искоренению язычества между своими подданными. При этом, занимая нередко великокняжеский престол, Северские князья нередко находились в самых близких отношениях к Киево-Печерской лавре и могли удобно пользоваться ее духовными богатствами для христианского просвещения своей области.

Близкая духовная связь между Печерской обителью и Северскими владетелями, установившаяся со времен св. Кукши, продолжалась не только в XII-м веке, когда память о святом Кукше и его равноапостольных подвигах была ещё жива, но и спустя долгое время.

Подобно Северским князьям, заботились о своей волости и князья Рязанские. В 1198 году юго-восточная часть края, в бассейне реки Сосны, вошла во вновь образованную Рязанскую епархию. Размеры тогдашних епархий затрудняли проповедь христианства (от Орла до Рязани или Чернигова не менее 350 километров).

Это разделение Орловской губернии между двумя соседними епархиями было, без сомнения, выгодно для нее в церковном отношении. Но, прежде чем христианство успело одержать здесь полную победу над язычеством, обе эти кафедры - Черниговская и Рязанская, подверглись совершенному разорению от монголов.

В 1240 году, при нападении Батыя на Чернигов, Черниговский епископ Порфирий II был взят в плен и отведен в Глухов. Отсюда татары позволили ему идти, куда он хочет; но удрученный бедствиями святитель, как видно из жития святого благоверного князя Михаила Черниговского, не возвратился уже в Чернигов, где все предано было огню и мечу, а искал себе нового места для поселения. Наиболее удобным местом для пребывания Черниговских архипастырей представлялся тогда город Брянск, в котором утвердил свою резиденцию Черниговский князь Борис Михайлович, а с ними поселились бояре и все «лучшие люди» Черниговского княжества.

Для Орловщины это имело положительное значение: после сожжения Чернигова в середине ХШ века архиерейская кафедра была перенесена в Брянск, что приблизило центр духовного просвещения к территории будущей Орловской епархии. Но это случилось, когда здешняя округа вошла в состав Литвы. Захват земель края Литвой в 1365 году создал особенно нестабильную ситуацию. В течение полутора веков Черниговская епархия переходила то к Литовской митрополии, то под юрисдикцию Москвы. Великий князь литовский Ольгерд прилагал все свои усилия к тому, чтобы православная Русь на юге отделилась от Московского митрополита и подчинялась Константинопольскому Патриарху.

Время литовского владычества над Орловским краем - кровавая драма, разыгравшаяся на фоне спора сторон за обладание этими землями, продолжавшася около полутора веков. Спор вели и ханы Золотой Орды, и князья Рязанские, и князья Московские. Города Мценск, Карачев, Брянск, Трубчевск не один раз переходили из рук в руки, не один раз предавались огню и грабежу вместе со своими селами; жителей уводили в плен то в Орду, то в Рязань, то в Москву. «Жалобы слышались со всех четырех сторон; и все оправдывались друг перед другом огнем, пленом и убийством». Брянская епархия делается предметом долгой борьбы между Московским митрополитом и Литовским. Город Мценск тоже переходил из рук в руки; по настоянию литовского князя он был отчислен от Рязанской епархии к Брянской и таким образом разделил участь западных городов.

Борьба за Брянскую епархию сопровождалась разорением жилищ, церквей, городов, кровопролитием, причиняемыми литовским князем Ольгердом под влиянием митрополита Романа обитателям Брянской земли. Успех в этой борьбе был то на стороне литовского, то московского митрополита. Брянские епископы, втянутые в усобицу, иногда добровольно переходили на сторону литовского митрополита (как, например, архиепископ Исаакий).

В 1500 году западные города Орловского края были окончательно отвоеваны великим князем Московским Иоанном III (1462 - 1505) у литовского князя Александра. Брянский епископ Иона, сторонник литовского князя, был отправлен в Москву в качестве пленника, и Брянская епархия снова перешла в ведение Московского митрополита.

Время, когда пределы Черниговско-Брянской епархии были ареной политической и церковной борьбы между Москвой и Литвой, было неблагоприятным для церковного дела в западных пределах Орловского края. Смута вносила смущение и дезорганизацию в церковную жизнь - брянская паства все время колебалась между неизбежным выбором Московского или Литовского митрополита, Православия или унии с Римом.

В те годы окраина Руси находилась в 300 км от Москвы, и города края, в первую очередь, Мценск, находились на границе литовских владений с русскими. Великий князь Московский и митрополит не могли мириться с тем, что рядом с ними живут язычники, тем более, что Мценск оказался под Литвой сравнительно недавно.

В период временного обладания краем Москвой, по повелению князей Василия и Андрея 29 мая 1415 года происходит крещение амчан. Вот как об этом повествует древнее сказание об обращении жителей Мценска в христианство в 1415 г. и о явлении им чудотворного образа святителя Николая, предполагаемым автором которого являлся пресвитер Фотий, известный также под именем Иоанна: «В лето 6923, правящу скипетры великого княжества Василия Димитриевича и брата его Андрея Димитриевича, в пределех и градех и во всех весех неверующих просвещаху во Христову веру. Во граде Мценске мнози (беша) неверующи во Христа Бога нашего».

Это утверждение косвенно подтверждает и то, что христиане в городе имелись, пусть и малочисленные. И язычники, и христиане жили одной семьей, называя себя «амчанами». Политические смуты и нападения литовцев и татар, столкновения с соседями сближали их. «Тогда послани беша от князей великих вои со многим воинством и от митрополита Фотия просвитер (по преданию - Иоанн). Живущии Мецияне устрашишася и ратоваша на них, и одержими бяху слепотою», - то есть жители Мценска выступили против принятия христиантва и в наказание были поражены слепотой.

Это подействовало на них так, что они сами крестились и стали призывать других. «Они же прихождаху, и увещеваху их ко святому крещению. Десятый неделе по Пасце, в пяток, прием святое Крещение, мецняне Ходины, Юшинки, и Зикии и прозреши; и обретоша крест Господень, ино камень изсечен, и образ Святителя Николая, яко воин, в руце имущ ковчег, в нем жезлы тела и кровь Господни. Во граде вероваху, всяких недуг свобождавшеся; окрест страны живущий прихождаху, всякий болезни свобождахуся и создаша церковь десятыя недели пятка». Таким образом, сказание указывает, что первыми из жителей Мценска крестились Ходины, Юшинки и Зикии, тут же прозревшие, и нашли у подножия крутой горы образ Святителя Николая и большой каменный восьмиконечный Крест, спрятанные по преданию ещё при нападении войск Батыя в XIII веке.

В честь этого события жители Мценска построили на соборной горе два храма. Один - деревянный - в честь св. мученицы Параскевы Пятницы, так как событие это произошло в ее день, а другой - каменный - в честь Святителя Николая Мирликийского. Вплоть до революции паломничество ко Кресту было постоянным и многочисленным.