Утепление и обогрев        10.04.2019   

Материалы и технология изготовления трубок. Материалы для моих курительных трубок

January 19th, 2017

Вот так выглядит готовая трубка. На изготовление этой трубки у меня ушло два полных рабочих дня. Это большая удача: в среднем на трубку уходит больше времени, поскольку часто заготовки уходят в брак из-за скрытых дефектов материала (трещины, каверны). Плюс у меня было заранее подготовленное колечко из бивня мамонта.


Материал, из которого делаются трубки, называется бриар. Это нарост в корневой системе древовидного вереска - деревца, обитающего вокруг средиземного моря в засушливом климате в каменистой почве. В этом пористом наросте деревце накапливает влагу, а из грунта впитывает минералы, делающие его твердым и почти не горючим. Именно такие сложные условия произрастания делают этот материал идеальным для изготовления курительных трубок.

На этом снимке грубо вырезанный и расчерченный блок. В исходном блоке трубка размещена под углом, потому прежде чем вырезать, пришлось наклеить на эпоксидку обрезки бриара. Сейчас они видны по углам. Это упростит фиксацию заготовки в токарном станке. А в последствии эти уголки срежутся.

У деревянной части трубки - стаммеля - будет два отверстия. Одно в чубуке для крепления мундштука (мортиз), и одно в чаше - табачная камера. Из дна мортиза в одно табачной камеры будет просверлен дымовой канал. Оси всех трех сверловок находятся в одной плоскости, она расчерчена посередине блока.

Это колечко из бивня мамонта. Оно заранее подготовлено. Иногда приходится потратить целый рабочий день, чтобы заготовить такие колечки из разных материалов с разными размерами.

Один торец колечка сточен строго перпендикулярно оси. Этой стороной оно будет обращено к чаше. Другая сторона не сточена - сточится уже на месте.

Вот так выглядит сам бивень.

Помимо бивня мамонта я использую и другие материалы: коровий рог, лосиный рог, различные сорта дерева (люблю самшит и корень бубинго), акриловые имитации всевозможных материалов. Любопытно, что трубку с бивнем мамонта нельзя отправлять в США. Для защиты редких животных их законы запрещают импорт изделий из слоновой кости, а таможенники не могут отличить слона от ископаемого мамонта, которого уже немного поздно защищать. Потому на американский рынок используется только акриловая имитация слоновой кости.

На токарном станке я выточил на торце чубука цилиндрик под внутренний диаметр колечка. Приклеил колечко на эпоксидный клей, затем сточил торец и просверлил мортиз. Очень важно делать это за одну установку, чтобы ось мортиза была точно перпендикулярна торцу. Иначе на стыке чубука и мундштука была бы щелочка.

Именно потому, что заготовку на этом этапе нельзя снимать со станка, приходится заранее заготавливать колечки. Работу упростил бы второй токарник, даже самый маленький, но пока есть и более необходимое оборудование, на которое уходят свободные средства.

Если не делать колечка, то обойтись можно и без токарника, имея лишь сверлильный станок. Торец чубука в таком случае точится сверлом Форстнера. Это фреза, используемая для сверления под мебельные петли, например.

Следующий этап - сверление дымового канала. Я сверлю его, подавая руками заготовку на вращающееся в токарнике сверло. Упираясь в нужном месте задней бапкой, я не даю сверлу уйти в сторону.

Для этого нужно сделать лунку на тыльной стороне заготовки. В эту лунку и упрется центр задней бапки. Еще одна лунка на дне мортиза - в нее попадет сверло.

Дымовой канал просверлен на нужную глубину до предполагаемого места встречи со сверловкой табачной камеры.

Сверло - 4мм. Диаметр сверловки - вопрос спорный. Большинство фабричных производителей делают каналы узкими, около 3 мм. Датские мастера предпочитают чуть шире - 3.5 мм. Большинство наших мастеров сверлят на 4мм. Американские мастера тоже любят широкие каналы.

Трубка с широким каналом курится, на мой взгляд, вкуснее и суше. Чуть возрастает вероятность засасывания в канал частичек табака, но для бесфильтровых трубок это не проблема: канал легко прочистить ершиком, не разбирая трубку. Сам я с этой проблемой и не сталкивался, поскольку курю в основном крупно нарезанные табаки английской группы. Датские табаки обычно нарезаны мельче, от того, наверное, и датские мастера предпочитают каналы поуже.

Отверстие просверлено чуть-чуть ниже центра дна мортиза. В бентах это необходимо, чтобы ершик легко проходил собранную трубку. При шлифовке канала отверстие будет чуть расточено вверх до овала.

За следующую установку на токарник я сверлю табачную камеру и точу цилиндр чаши. Форма трубки совершенно не цилиндрическая, и будет выводится другим инструментом, но будет от чего отталкиваться.

На заднем плане сверло для табачной камеры. Это переточенная на параболу перка.

Камера точится до тех пор, пока не сойдется с дымовым каналом. Канал должен войти в центр камеры по самому дну. Чуть правее-левее - не большая проблема, и в разумных пределах я такую ошибку допускаю. Чуть ниже, канавкой по дну - не совсем правильно, я стараюсь такой канавки не оставлять. Чуть выше - однозначно брак. Трубка с завышенной сверловкой канала не будет докуриваться до конца, начнет "закисать", что испортит вкус.

В данном случае все идеально. Выход канала будет еще аккуратнее после шлифовки.

Видно, что наклеенные уголки сточились и не станут частью трубки.

Следующий этап - точение формы. На заднем плане шлифовальный диск с липучкой. Я устанавливаю его на токарник, но можно приспособить любой мотор, или даже воспользоваться болгаркой.

Использовать для этого токарник даже не совсем правильно. Любящий свой станок токарь никогда не станет использовать на нем никакие абразивы. Но мой станок итак стар и не точен, до меня на нем работали много поколений учащихся какого-то ПТУ.

На снимке видны пара черных точек - это сендпиты - песчинки, попавшие в бриар из грунта. Эти сендпиты сточатся, но даже попав на поверхность трубки, они вполне допустимы. Гладкие трубки без сендпитов продаются дороже.

Сперва я точу закругления чаши только с четырех сторон.

Затем уже грубо вывожу всю форму.

Если намочить заготовку, видны грейнсы - естественный рисунок бриара. Позже я сделаю эти грейнсы контрастными с помощью последовательной шлифовки и окраски.

Стаммель еще немного отшлифован грубой шкуркой (150 грит), отрезан кусок эбонита под мундштук.

Мундштук будет чуть изогнутый, но сперва он делается прямым. Эбонит легко гнется при нагреве, затем застывает. Но это позже.

На токарном станке я вытачиваю цапфу - шип мундштука для соединения со стаммелем - деревянной частью. Цапфа имеет точный диаметр, чтобы плотно держаться в мортизе, но не застревать. И по длине точно подогнан под глубину мортиза, чтобы внутри собранной труби не было полости. Если быть совсем точным, длина цапфы все-таки чуть-чуть меньше глубины мортиза, на 0.2 мм примерно. Это нужно из-за температурного расширения, чтобы в теплой трубке не образовалась щелочка.

Канал мундштука просверлен тремя сверлами: сперва чуть-чуть 3.8 мм, затем 2.5 почти до конца, затем на встречу со стороны загубника 1.5мм.

Затем я растачиваю щель загубника. Для этого используются следующие инструменты:

Насадка для бормашинки Dremel нужна, чтобы набросать направление щели. Большинство фабричных производителей и некоторые мастера (итальянцы в основном) на этом и останавливаются. Но если делать все по уму, щель нужно расточить глубоким конусом вглубь мундштука. Для этого я использую обломок пилки для электрического лобзика.

Третий инструмент называется конусный риммер. Это треугольный надфиль со сточенной насечкой. В широком месте сечение вписывается в окружность диаметром 4мм - как раз под диаметр канала стаммеля. Вращая этот риммер в канале, я убираю "ступеньки" между сверловками разными сверлами. Получается плавное сужение от 4мм на входе до 1.5мм у загубника. Опять же, многие производители этот этап опускают, а эти ступеньки копят конденсат из дыма.

Затем я грубо точу форму мундштука тем же шлифовальным диском на липучке. Дальше - только ручной инструмент: напильники и шкурки.

На этом снимке грубо выведена форма загубника. Я делаю это плоским напильником.

Еще немного поработал напильником, а дальше - шкурка 150 грит на вот таком вот брусочке. Я использую разные брусочки: круглые, прямоугольные, сложных профилей. Шлифовать на пальцах не получится как минимум из-за разной плотности материалов: бриар провалится, мамонт и эбонит выпучатся.

Поточил еще.

Дошел до 240 грит. Намочил. Видны грейнсы.

Каналы стаммеля и мундштука пошлифовал шкурками на деревянной шпажке. Со стороны загубника - шкурками, сложенными в острый уголок. Канал стаммеля я шлифую до 320 грит - дальше нет необходимости. Задача лишь избавиться от следов сверла, затрудняющих чистку. Канал мундштука я не только шлифую до 800 грит, но и полирую пастой на длинном ершике (виден позади трубки).

Затем я нагреваю мундштук строительным феном и загибаю его. Затем остужаю холодной водой. Пока не было фена, я использовал простую свечку. Феном удобнее только потому, что невозможно случайно поджечь эбонит.

Отшлифовал шкуркой 320 грит. Вывел окончательную форму загубника. Загубник я делаю физиологичным, подобно боксерской капе.

Начиная с 320 грит я окрашиваю трубку между шкурками. Сейчас я использую черную водную морилку. После окрашивания смываю остатки морилки влажной тряпочкой.

Здесь окрашенная в черный цвет трубка отшлифована до 400 грит. Как видно, часть морилки, попавшая на более пористые волокна, впиталась чуть глубже, и осталась после шлифовки. Так проявляется контраст грейнсов.

Процедура повторена со шкуркой 500 и 600 грит.

Наношу основной цвет. Это уже спирторастворимая морилка. Опять же, излишки морилки смываются влажной тряпочкой, чтобы трубка не пачкала руки.

Полирую трубку пастой на полировальном круге. На отполированном мундштуке видны небольшие косяки шлифовки - там перешлифовываю, довожу до 1500 грит, и полирую повторно.

Подтеки морилок в табачной камере сошлифовываю шкуркой на такой вот палочке. Использую грубую шкурку 150 грит. Некоторые мастера шлифуют камеру в зеркало, но я считаю это не только излишним, но и вредным. На грубую поверхность камеры быстрее ложится нагар.

Наношу маркировку трубки клеймами. Свое имя - А. Бондарев. Грейдинг А-Б-В, А - самый высокий. И дату изготовления, в данном случае 2013-09-13. Традиционно мастера используют для клейм латиницу, но я предпочитаю родные русские буквы. Возможно, мне прийдется приумерить свой патриотизм, когда выйду на зарубежные рынки, но пока мои трубки продаются лишь в России и СНГ.

На готовую трубку я наношу карнаубский воск - натуральное вещество, придающее глянец, например, конфетам M&Ms. По сути это лишь предпродажная подготовка, поскольку со временем карнауба сотрется. Для нанесения карнаубы я использую такой же хлопковый диск, как для полировки.

Осталось сшить кожаный мешочек, и трубка готова. В камере осталась капелька черной морилки - не беда. Закурится. Бóльшую часть брызг стер, дальше тереть уже нельзя без искажения геометрии камеры.

Изготовление трубки своими руками - процесс долгий и трудоемкий. Для этого понадобится материал, инструмент, навыки и эксперименты. Как показывает практика, даже у опытных плотников первые экземпляры получаются далеко не самого лучшего качества. Из чего делают курительные трубки - это целая наука.

Курительная трубка своими руками делается из дерева. Оптимальный материал - это бриар, но найти его в свободной продаже практически невозможно. Бриар добывается из корня вереска, произрастающего в Средиземноморье. Поэтому, как правило, за основу берется древесина вишни или груши - доступные материалы для курительной трубки.

Стоит сказать, что создание курительной трубки своими руками обойдется в разы дороже, нежели покупка новой. Связано это с трудоемким процессом выпиливания основы, подготовки материала, а также просветления внутренних каналов. Придется испортить не одну заготовку, прежде чем получится некоторое подобие курительного устройства.

Многие задаются вопросом, как сделать трубку из фольги, бонг из бутылки. Это нельзя назвать трубкой для курения, поскольку пластик и искусственные покрытия не дают того эффекта, что дерево и бриар.

Технология и производство не допускает применение бумажной продукции.

Можно делать акцент на глиняную посуду, руст, но малейшая трещина приведет изделие в негодность.

Готовые решения

В табачных магазинах продаются своеобразные наборы, которые помогут понять, как сделать курительную трубку своими руками буквально за 5 минут. Это так называемые хобби-блоки. Обычно выполняется хобби-блок в виде квадратного или прямоугольного деревянного бруска. Внутри уже просверлено отверстие для чаши и дымового канала.

Все, что остается пользователю, это приделать мундштук. Купить дрип-тип также можно на онлайн-пространстве, причем согласно размерам, которые имеют хобби-блоки.

Говоря честно, хобби-блок это всего лишь игрушка для изготовления курительных трубок. Сделать из этого полноценную трубку проблематично. В большинстве случаев такие изделия рассматриваются исключительно как сувениры.

Подготовка оборудования

Ключевой инструмент - это ленточная пила и сверлильный станок. Найти станок можно в б/у состоянии примерно за 5000-7000 руб. по объявлениям в Интернете. Речь идет о простейших моделях, которые легко фиксируются на кухонном столе.

Ленточную пилу для изготовления курительных трубок найти не так просто и обойдется устройство скорее всего дороже. Однако, если предполагается изготовление трубок в долгосрочной перспективе, такое оборудование станет незаменимым.

Следующий элемент подготовительного комплекта - это сверло. Для дымового канала обычно подбираются модели диаметром 4 мм. Найти такие изделия для станков можно в специализированных магазинах. Оптимальный вариант - сверло для мебельных петель, с помощью которого делается ремонт, включающее широкий ассортимент вариантов, идеально подходящих для создания трубки.

Если предполагается резьба, потребуются художественные наборы. Резное украшение - это трудоемкий процесс.

Этапы изготовления курительной трубки

Узнать, как сделать трубку для курения табака, можно согласно следующим стадиям:


Как сделать мундштук?

Оптимальный выбор для мундштука - это эбонит. Материал трубки для курения можно приобрести в строительных маркетах или в тех же специализированных табачных магазинах. Перед тем, как сделать бонг или трубку, стоит закупить эбонит про запас.

Кусок эбонита вертикально устанавливается в сверлильный станок. Сначала сверлом создается перпендикулярно ровная поверхность. Далее делается отверстия под цапфу в соответствии с параметрами чубука.

Наиболее сложная часть - сверление дымового канала в мундштуке. Важно помнить, что отверстие должно быть конусным в длину. Обычно подбираются сверла в диаметре не более полутора миллиметров, но в любом случае подбирается именно то сверло, которое подходит под дымовой канал чубука.

Чтобы сделать отверстие конусным, мундштук сверлится с каждым разом все более тонкими сверлами и в несколько заходов. Деревянные трубки в таком случае курятся лучше.

Некоторые изготавливают и делают трубки из глины, из бумаги, других подручных средств. Но это уже качественно иная технология, реализовать которую без навыков проблематично. Бриаровый кустарник для курительных трубок и эбонит - это лучшие материалы.

Вконтакте

Раньше трубку курили все. Начиная от крокодила Гены и заканчивая Шерлоком Холмсом, от Карлсона (да-да) и до капитана Врунгеля. А Том Сойер и Гек Финн? Комиссар Мегре, Йозеф Швейк и прочие хоббиты?

Сегодняшний рассказ совсем не о Минздраве и вреде курения, а в точности наоборот - об удовольствии от курения табака, а точнее, о мастере, создающем трубки для этого самого табакокурения.

(Всего 27 фото)

1. Герой сегодняшнего рассказа - Александр Бондарев bondarev . Как и многие мастера он самоучка: смотрел на чужие работы, что-то подмечал, что-то пробовал делать сам, что-то совершенствовал и оно приживалось в работе. Я не буду вдаваться в технические детали, не буду подробно останавливаться на каких-то отдельных процессах. Это все есть в блоге у самого Александра, он подробно рассказывает о процессах и подводных камнях и делает это со знанием дела и с картинками.

2. Ну а я пройдусь по общим местам, набросаю, так сказать, эскиз.

3. Трубки делают из многих материалов, начиная от глины и камня и заканчивая кукурузным початком и тыквой. Хотя, традиционным материалом считается все же дерево. Тут тоже имеется множество вариантов: вишня, груша, бук, но самые лучшие трубки делаются из бриара. Бриаровые трубки еще называют вересковыми.

4. Бриар - это нарост в корневище вереска, произрастающего в сложных условиях каменистой почвы средиземноморья. Этот нарост служит деревцу для накопления воды, а вместе с водой впитывает в себя и минералы, становясь очень прочным и огнеупорным. Именно эти свойства делают бриар идеальным материалом для трубок.

5. Бриар заготавливается специально для трубочников. Его очищают, моют, сушат. Правильная сушка задает правильные свойства древесины и его вкус. Если высушить неправильно, то появятся трещины, а если недосушить, то хорошего вкуса у трубки не будет. Но последнее поправимо, бриар может дозреть и в виде готового изделия.

6. Заготовка крепится в станке два раза. В первый раз вытачивается чубук (это то, что встречается с мундштуком), а во-второй - сама чаша с табачной камерой. Причем, если на трубке используется колечко для украшения места соединения с мундштуком, а оно в хороших трубках чаще всего используется, то и установка его происходит прямо на станке с последующим рассверливанием мортиза, места посадки мундштука. Если колечко ставить отдельно, получится микроскопические трещины в местах стыка, а это недопустимо.

7. Колечки чаще всего делают из различных сортов дерева, рога, кости или драгметаллов. К примеру, в США нельзя экспортировать изделия из натурального рога и слоновьей кости, они там природу охраняют. Так что приходится заменять эти части на акрил.

8. У Александра есть повод для гордости: полуторакилограммовый «кусочек» бивня мамонта. Его хозяин жил давным давно на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потом умер, а потом рог нашли советские ученые. А потом ученых нашел Александр 🙂

9. Мы же продолжаем грубую обработку заготовки трубки. Лишнее беспощадно отсекается. Охраны труда и техники безопасности никакой 🙂

10. Грубая шлифовка на круге. На верхнем конце чубука можно увидеть то самое декоративное кольцо, правда не из того самого мамонта, а из самшита.

11. А вот и неприятный сюрприз. Небольшая каверна в массиве дерева портит всю картину. Каверну скорее всего не удастся сточить и эта трубка уже не станет гладкой, а будет рустрирована. Сложнее с трещинами. При их обнаружении заготовка чаще всего идет на выброс. А ведь это ценный материал дерева, мамонт или кость, да и несколько часов работы.

12. Так же без будущего остаются заготовки с кавернами внутри табачной камеры. В принципе, если каверна небольшая, то после нескольких месяцев курения ее и не найдешь, но продавать такую трубку нельзя, пострадает репутация мастера.

13. Очень важный этап - сверловка дымового канала. Сначала сверлится канал до точки встречи с табачной камерой, а потом выбирается камера. Причем, канал должен выйти точно внизу камеры. Если дно камеры будет ниже выхода канала, трубка не будет докуриваться до конца, что приведет к застою смолы и неприятному вкусу и запаху.

14. Прошло примерно пять часов с начала работы, а мы сделали только заготовку. Если бы резали ложки, назвали бы баклушей. Дальше начинается творческий процесс придания формы. Делается вручную затраченное время сильно зависит от формы трубки. В среднем на одну трубку уходит три-четыре полных рабочих дня.

15. Мы не будем злоупотреблять гостеприимством хозяина, поэтому вернемся к уже готовой трубке.

16. Ах, да, чуть не забыл. Мундштуки же. Их тоже делают из различных материалов, но сейчас традиционным считается эбонит или акрил. Александр использует теплый ламповый эбонит. В цилиндре высверливается отверстие под канал и цапфа, которая будет заходить в деревянную часть трубки. Там тоже необходима точность вплоть до 0,2 миллиметра на тепловой зазор.

18. После шлифовки трубку обрабатывают обычными морилками, шлифуют еще раз, по необходимости обрабатывают морилками повторно и еще раз шлифуют.

19. С лаками трубки не дружат, только полировка.

20. Чередуя шлифовку с прокраской можно добиться эффектного рисунка волокон дерева, грейнс.

21. Заключительный штрих - печать мастера.24. Каждая трубочка комплектуется кожаным чехлом. Шьется тут же теми же руками.

25. А вот и трубочки. Мне больше нравятся гладкие округлой формы, а кому-то больше приглянутся рустрированные. Есть вообще похожие на пеньки 🙂

26. «Нет, ты это не снимай, это мои рабочие трубки и вообще, тут бардак и так делать не надо» 🙂 Мастер может позволить себе такой творческий беспорядок. Тут нет трубок сделанных для себя, скорее, это трубки с небольшим браком, выявленным на завершающих стадиях. На какие-либо свойства, кроме эстетических показателей, такой брак не влияет, но и заказчику отдавать такое нельзя.

27. Здорово после трудного дня сесть в кресло или у костра в зимнем лесу, достать трубку, кисет, закурить и неспешно смакуя дым спокойно посидеть и подумать о бренности всего сущего. Прямо даже как-то жаль, что я курить бросил.

Очень советую к прочтению вот этот пост Александра. Он был сделан незадолго до моих съемок и, если честно, если бы я его вовремя увидел, то не поехал бы в гости 🙂 Там все очень подробно и вкусно расписано, рекомендую.

Своими руками, вам понадобятся некоторые инструменты. А если таковых нет в арсенале, можно вооружиться простым листом бумаги. Рассмотрим все варианты.

Смастерить прибор из дерева довольно сложно, нужно уметь обращаться со сверлом, пилой и шлифовкой. Это подвластно не каждому, и если опыта нет, лучше купить готовое изделие, во избежание травм. Хотя есть и безопасный способ изготовления устройств из бумаги. Правда, последние имеют серьезный минус – их хватает всего на один раз.

Мы предлагаем инструкцию и чертежи обоих вариантов – решать вам!

Как сделать трубку из древесных материалов

Используют несколько пород древесины: вишня, морта (особый вид дуба), бриар. Некоторые пишут о применении груши, но, в зависимости от климата произрастания, сырье слишком влажным и плохо переносить перепад температур. Как следствие – быстрое появление трещин.

Мы рассмотрим изготовление:

  • Из вишни – растение красного или темно-бардового цвета, поэтому ценится среди производителей. Иногда кору оставляют нетронутой, что подчеркивает первозданный древесный вид. А если ее удалить, проступают красноватые «венки». Обладает хорошей пластичностью.
  • Из морта – дубовая порода, впадающая в торфяную или глиняную почву. Теряя доступ к кислороду, древо не гниет, за счет чего древесина стает окаменелой и окрашивается в темный, почти черный, цвет. Прочность и пластичность варьируется в зависимости от первоначального качества ствола. Считается уникальным из-за свойств, однако довольно доступен для мастеров по выточке.
  • Из бриара – пористый нарост в корневой системе древовидного вереска (прибрежное растение каменистых склонов средиземного моря). В этом участке растения скапливается влага и впитываются минералы из почвы, поэтому часть не горюча и сверхпрочна.
  • Из яблони – самый популярный материал для самодельных устройств. Сырье всегда в доступности, легко поддается обработке и обладает неплохими жароустойчивыми качествами.

Для самостоятельной выделки уже не нужно искать бревна, вытачивать из них бруски. В специальных интернет-магазинах продаются хобби-блоки – почти готовые куски любой породы. В них уже имеется камера для табака и дым-канал. С блоками процесс значительно убыстряется. Вид блоков в процессе работы на картинках:

К хоббикам приделан пластиковый мундштук , если нет желания возиться с изготовлением оного, вам остается лишь придумать желаемую форму и выточить ее.

Еще одно преимущества заготовок – в продаже можно найти кубы с разным диаметром камеры и отверстия для мундштука. Поэтому можно приделать старый мундштук.

Чтобы сделать прибор саму, нужно иметь:

  1. Напильник;
  2. Наждачку: несколько листов от крупной до мелкой;
  3. Полировочная паста и диск из хлопка;
  4. Спиртовую морилку.

Придавать форму будем напильником, это наиболее трудоемкий этап. Выделка занимает много времени и сил. Мелкие недостатки можно убрать ножовкой, но тогда придется обзавестись и тисками, а это уже совсем другая история 😉

Процесс:

  1. Соединяем форму с мундштуком.
  2. Далее сглаживаем шероховатости сначала наждачкой на 100 грит, и постепенно переходим на 1000.
  3. Полировку осуществляем хлопчатым диском: устанавливаем его в сверлильный станок, смачиваем пастой. Заготовку подносить максимально аккуратно.

Не применяйте пасту «ГОИ» она имеет свойство окрашивать изделие в зеленый цвет

Чтобы добиться насыщенности, покрывают спиртовой морилкой. Небольшой секрет: если наносить вещество после каждого этапа шлифовки, оно глубже пропитается в древесину и даст насыщенный оттенок. Если взять пропитку разных оттенков, получится совершенно новый цвет бриара.

Нельзя использовать «неводную» морилку – она ядовита и в курительном приборе ее быть не должно.

На видео мастер-класс «Как самому сделать трубку»:

Раньше такие вещи изготавливали из глины. Они отличались хорошей жаростойкостью, но нагревались. Также их срок службы не так долговечен, в виду хрупкости материала. Сейчас найти подобное (не декоративного свойства) в продаже практически невозможно. Хотя в хорошей гончарной вам непременно покажут, как можно вылепить это своими руками.

Курительные приборы из подручных материалов

Как и обещали, рассказываем уникальную технологию выделки устройств из бумаги! Для этого нужен всего 1 тетрадный листок.

  1. Положите бумагу на стол в альбомной ориентации.
  2. Согните верхнее ребро в сторону центра примерно на три сантиметра и хорошенько придавите сторону сгиба по всей длине.
  3. Верхнее ребро загните еще на 3 сантиметра (в сторону центра) и снова придавите.
  4. Скручиваем в трубку от левой стороны к правой. По центру обматываем изолентой, для придания крепкости.
  5. Тот край заготовки, который будет находиться у губ, загните немного во внутрь.
  6. Далее берете изделие указательным пальцем с толстой стороны, в месте, противоположном концу оберточного покрова. Просто загибаете его вверх.

Самодельная бумажная конструкция готова!

Чтобы отрегулировать поток воздуха, делайте сгиб между колодцем и «мундштуком» больше или меньше. Весь процесс показан на видео.

Изготовление по-настоящему качественных трубок - кропотливый процесс, подразумевающий множество этапов. Сегодняшний рассказ посвящен изготовлению трубок мастером Александром Бондаревым.

Как и многие мастера Александр самоучка: смотрел на чужие работы, что-то подмечал, что-то пробовал делать сам, что-то совершенствовал и оно приживалось в работе. Я не буду вдаваться в технические детали, не буду подробно останавливаться на каких-то отдельных процессах. Это все есть в блоге у самого Александра, он подробно рассказывает о процессах и подводных камнях и делает это со знанием дела и с картинками.

Ну а я пройдусь по общим местам, набросаю, так сказать, эскиз.

Трубки делают из многих материалов, начиная от глины и камня и заканчивая кукурузным початком и тыквой. Хотя, традиционным материалом считается все же дерево. Тут тоже имеется множество вариантов: вишня, груша, бук, но самые лучшие трубки делаются из бриара. Бриаровые трубки еще называют вересковыми.

Бриар — это нарост в корневище вереска, произрастающего в сложных условиях каменистой почвы средиземноморья. Этот нарост служит деревцу для накопления воды, а вместе с водой впитывает в себя и минералы, становясь очень прочным и огнеупорным. Именно эти свойства делают бриар идеальным материалом для трубок.

Бриар заготавливается специально для трубочников. Его очищают, моют, сушат. Правильная сушка задает правильные свойства древесины и его вкус. Если высушить неправильно, то появятся трещины, а если недосушить, то хорошего вкуса у трубки не будет. Но последнее поправимо, бриар может дозреть и в виде готового изделия.

Заготовка крепится в станке два раза. В первый раз вытачивается чубук (это то, что встречается с мундштуком), а во-второй — сама чаша с табачной камерой. Причем, если на трубке используется колечко для украшения места соединения с мундштуком, а оно в хороших трубках чаще всего используется, то и установка его происходит прямо на станке с последующим рассверливанием мортиза, места посадки мундштука. Если колечко ставить отдельно, получится микроскопические трещины в местах стыка, а это недопустимо.

Колечки чаще всего делают из различных сортов дерева, рога, кости или драгметаллов. К примеру, в США нельзя экспортировать изделия из натурального рога и слоновьей кости, они там природу охраняют. Так что приходится заменять эти части на акрил.

У Александра есть повод для гордости: полуторакилограммовый «кусочек» бивня мамонта. Его хозяин жил давным давно на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потом умер, а потом рог нашли советские ученые. А потом ученых нашел Александр:)

Мы же продолжаем грубую обработку заготовки трубки. Лишнее беспощадно отсекается. Охраны труда и техники безопасности никакой:)

Грубая шлифовка на круге. На верхнем конце чубука можно увидеть то самое декоративное кольцо, правда не из того самого мамонта, а из самшита.

А вот и неприятный сюрприз. Небольшая каверна в массиве дерева портит всю картину. Каверну скорее всего не удастся сточить и эта трубка уже не станет гладкой, а будет рустрирована. Сложнее с трещинами. При их обнаружении заготовка чаще всего идет на выброс. А ведь это ценный материал дерева, мамонт или кость, да и несколько часов работы.

Так же без будущего остаются заготовки с кавернами внутри табачной камеры. В принципе, если каверна небольшая, то после нескольких месяцев курения ее и не найдешь, но продавать такую трубку нельзя, пострадает репутация мастера.

Очень важный этап — сверловка дымового канала. Сначала сверлится канал до точки встречи с табачной камерой, а потом выбирается камера. Причем, канал должен выйти точно внизу камеры. Если дно камеры будет ниже выхода канала, трубка не будет докуриваться до конца, что приведет к застою смолы и неприятному вкусу и запаху.

Прошло примерно пять часов с начала работы, а мы сделали только заготовку. Если бы резали ложки, назвали бы баклушей. Дальше начинается творческий процесс придания формы. Делается вручную затраченное время сильно зависит от формы трубки. В среднем на одну трубку уходит три-четыре полных рабочих дня.

Мы не будем злоупотреблять гостеприимством хозяина, поэтому вернемся к уже готовой трубке.

Ах, да, чуть не забыл. Мундштуки же. Их тоже делают из различных материалов, но сейчас традиционным считается эбонит или акрил. Александр использует теплый ламповый эбонит. В цилиндре высверливается отверстие под канал и цапфа, которая будет заходить в деревянную часть трубки. Там тоже необходима точность вплоть до 0,2 миллиметра на тепловой зазор.

После шлифовки трубку обрабатывают обычными морилками, шлифуют еще раз, по необходимости обрабатывают морилками повторно и еще раз шлифуют.

С лаками трубки не дружат, только полировка.

Чередуя шлифовку с прокраской можно добиться эффектного рисунка волокон дерева, грейнс.

Заключительный штрих — печать мастера.

На каждой трубке проставляется маркировка в виде фамилии мастера, даты рождения трубки и ее качества. У каждого трубочника своя шкала и он на свое усмотрение оценивает трубки.

Каждая трубочка комплектуется кожаным чехлом. Шьется тут же теми же руками.

А вот и трубочки. Мне больше нравятся гладкие округлой формы, а кому-то больше приглянутся рустрированные. Есть вообще похожие на пеньки:)

«Нет, ты это не снимай, это мои рабочие трубки и вообще, тут бардак и так делать не надо»:) Мастер может позволить себе такой творческий беспорядок. Тут нет трубок сделанных для себя, скорее, это трубки с небольшим браком, выявленным на завершающих стадиях. На какие-либо свойства, кроме эстетических показателей, такой брак не влияет, но и заказчику отдавать такое нельзя.