Полипропиленовые трубы        21.09.2019   

Лев термен - похороненный заживо. Лев термен - гений советской техники и разведки, создатель уникальной технологии кражи секретов - миростроительство

ТЕРМЕН Лев Сергеевич (1896-1993) - изобретатель, физик, музыкант.

Цитата: Создатель первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс (1919-20); одной из первых телевизионных систем дальновидения (1925-26); первой в мире ритм-машины ритмикон (1932); систем охранной сигнализации, автоматических дверей и освещения; первых и самых совершенных подслушивающих устройств и т.п.

Родился в 1896 году в Петербурге. Окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели, обучался на физико-математическом факультете Петербургского университета.

С 1919 г. - заведующий лабораторией Физико-технического института в Петрограде, одновременно с 1923г. - сотрудничал с ГИМН"ом (Государственный институт музыкальной науки, Москва).

В 1927 г. был направлен Наркомпросом РСФСР в зарубежную командировку. Объездил всю Европу, был одним из популярнейших людей в Нью-Йорке, входил в клуб миллионеров. В 1931-38 гг. - директор акционерного общества Teletouch Inc. (США). В его Нью-Йоркской студии бывали и работали такие выдающиеся люди своего времени, как эмигрант Альберт Эйнштейн, дирижер Леопольд Стоковский, актер Чарли Чаплин, художница Мари Элен Бьют и т.д. и т.п. Его изобретения, сделанные в 20-40-е, годы прочно вошли в наш обиход.

В конце 1938 г. возвращается в СССР. Арестован в 1939 г. и осужден на 8 лет лагерей. Год проводит на Колыме, но большую часть срока - в легендарной "Туполевской" шарашке. После освобождения работает в научно-исследовательском центре КГБ, разрабатывая различные электронные системы.

С 1963 г. - сотрудник акустической лаборатории Московской консерватории. В конце 60-х из-за разногласий с ректоратом после публикации статьи о Термене в Американской газете "Нью-Йорк Таймс", Льва Сергеевича со скандалом изгоняют из консерватории, он вынужден перейти на работу в МГУ.

С 1966 г.- сотрудник кафедры акустики физического факультета МГУ.

Последние двадцать пять лет Термен работал в лаборатории акустики МГУ. Механиком 6 разряда. Он потихоньку занимался своими терменвоксами - какие-то восстанавливал, какие-то усовершенствовал, даже придумал такой, в котором звук через систему фотоэлементов возникал от одного лишь взгляда музыканта.

Лев Термен умер в 93 году в нищете и в безвестности, затравленный соседями в коммуналке. Легендарный Термен…

Самое широко известное его изобретение - терменвокс, который понравился Ленину. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура и, как следствие, частота звука.

Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная - за его громкость.

Для игры на терменвоксе необходимо обладать идеальным слухом, так как во время игры музыкант не касается инструмента.

Но не только терменвокс...

Он изобрел:

1. Группу электромузыкальных инструментов:

Терменвокс

Ритмикон

Терпситон

2. Охранную сигнализацию

3. Уникальную систему подслушивания «Буран»

4. Первую в мире телевизионную установку -- дальновидение

работал над:

Системой распознавания речи

Технологией заморозки человека

Военной гидроакусткой.

Уже в 26 году он демонстрировал в Кремле телевидение.

В то время создавались телевизоры с экранами размером со спичечный коробок, а его телевизор имел огромный экран (1,5 х 1,5 м) и разрешение 100 строк.

В 1927 г. ученый демонстрировал свою установку советским военачальникам К.Е. Ворошилову, И.В. Тухачевскому и СМ. Буденному: государственные умы с ужасом наблюдали на экране Сталина, идущего по кремлевскому двору.

Эта картина так их напугала, что изобретение тут же засекретили… и благополучно похоронили в архивах, а телевидение вскоре изобрели американцы.

Tермен сразил мировую научную общественность своим терменвоксом, на котором он сам (а он помимо физики еще закончил консерваторию) давал концерты классической музыки.

СССР получил заказы от нескольких фирм на изготовление 2000 терменвоксов с тем условием, что Термен приедет в Америку курировать работы.

Но вместо одного задания Лев Сергеевич получил два: одно от наркома просвещения Луначарского и второе - от военного ведомства.

Цитата:

Еще по приезде в Америку он снял в аренду на 99 лет шестиэтажный особняк на 54-й авеню. Помимо личных апартаментов в нем разместились мастерская и студия. Здесь частенько Лев Сергеевич музицировал с Альбертом Эйнштейном: физик -- на скрипке, изобретатель -- на терменвоксе. Эйнштейн был увлечен идеей соединить музыку и пространственные образы. А Термен придумал, как это сделать: изобрел светомузыкальный инструмент ритмикон. Огромные прозрачные колеса с нанесенным на них геометрическим рисунком вращались перед стробоскопической лампой. Как только музыкант изменял высоту звука, менялась частота вспышек стробоскопа и рисунки -- зрелище получалось впечатляющее. Ну а фантастика начиналась, когда поднимались и опускались стены студии. Конечно, не по-настоящему, а с помощью игры света. Завороженные посетители ахали от удивления!

Слухи об этих экспериментах притягивали в студию многих известных людей. Среди гостей Термена были миллионеры Дюпон, Форд и Рокфеллер. Впрочем, и сам Термен к середине 30-х годов был включен в список двадцати пяти знаменитостей мира. И даже был членом клуба миллионеров.

Был ли он в самом деле миллионером? Доподлинно не известно. Одни говорят, что огромные деньги и Термену лично, и Советской России приносила Teletouch Corporation. А другие утверждают, что Термена финансировала военная разведка. Потому что истинной целью его командировки в Америку была шпионская деятельность.

Каждые две недели Лев Сергеевич приходил в небольшое загородное кафе, где его ждали двое молодых людей. Они выслушивали его донесения и давали новые задания. Впрочем, эти задания были необременительными и не особо отвлекали Термена от работы. А он уже вовсю был увлечен самой фантастической из своих идей -- инструментом, который рождал музыку из танца. По сути это разновидность терменвокса: звук создается не только руками, но и движениями всего тела, и название ему было дано соответствующее -- терпситон -- по имени богини танца Терпсихоры. При этом каждому звуку соответствовала лампа определенного цвета. Представляете, какое это было необычайное зрелище, потому что любое движение танцора отзывалось звуками и мерцанием разноцветных огней!

Для создания концертной программы Термен пригласил группу танцоров Афроамериканской балетной компании. Увы, добиться от них гармонии и точности не удалось, проект пришлось отложить. Но в этой труппе танцевала красавица-мулатка Лавиния Вильямс, которая покорила Льва Сергеевича не только как балерина, но и как женщина. Термен решил жениться.

Ему и в голову не могло прийти, что брак с темнокожей женщиной в корне изменит его жизнь. Но, как только влюбленные зарегистрировали свой брак, перед Терменом закрылись двери многих домов в Нью-Йорке: Америка тогда еще не знала политкорректности. Он потерял информаторов, что вызвало серьезное недовольство советской разведки. И в 1938 году Термену приказали немедленно отбыть в Россию. Лавинии было сказано, что она приедет к мужу следующим пароходом.

Больше супруги друг друга не видели. А Термен до конца дней хранил свидетельство о браке, выданное российским посольством в Америке.

Разразившаяся на рубеже 30-х годов «великая депрессия» разорила многих.

Но не Термена: у изобретательного ученого был еще один козырь - охранная сигнализация.

Датчики Термена отрывали с руками. Их установили даже в тюрьме Синг-Синг и в форте Нокс, где хранился американский золотой запас.

Тысячи американцев с энтузиазмом принялись учиться игре на терменвоксе, и корпорации «Дженерал электрик» и RCA (Radio Corporation of America) купили лицензии на право его производства.

Термен к середине 30-х годов был включен в список двадцати пяти знаменитостей мира и был членом клуба миллионеров.

В процессе концертирования он увлекся Лавинией Вильямс и женился на ней. Увы, она была темнокожей, и по тем временам такой брак считался неприличием.

Расисты Америки закрыли перед ним двери своих салонов… Политкорректность тогда еще не придумали.

Возможно, Термену любовь прекрасной Лавинии была дороже, чем общение с Рокфеллерами. Но…

Помимо концертов и контрактов на терменвокс он еще выполнял то самое второе задание: занимался шпионажем в пользу СССР.

Женитьба на мулатке лишила его информаторов. А это вызвало гнев советской разведки.

Он был срочно вызван в СССР, а Лавиния должна была приехать вслед за ним.

Когда за ним пришли, у нее сложилось впечатление, что его увели насильно, но кто б ее стал слушать.

Больше они не виделись.

Никогда.

В Москве его арестовали как «невозвращенца», и через месяц умелой обработки социалистической законностью на Лубянке Лев Термен признался во всем.

Например, в том, что вместе с группой астрономов он планировал убийство Кирова.

Версия была такая:

Киров (который к тому времени был уже давно мертв!) собирался посетить Пулковскую обсерваторию.

Астрономы заложили фугас в маятник Фуко.

А Термен радиосигналом из США (!!!) должен был взорвать его, как только Киров подойдет к маятнику (!) .

Следователя не смутило даже то, что маятник Фуко находится не в Пулково, а в Казанском соборе.

Льву Сергеевичу дали восемь лет и отправили на Колыму.

В лагере он немедленно изобрел самоходную тачку на монорельсе, и его вскоре забрали в так называемую «шарашку» Туполева, где у него в ассистентах был Сергей Павлович Королёв.

Началась война, и он разработал оборудование для радиоуправления беспилотными самолетами и радиобуи для военно-морских операций.

Но не только. Еще Термен в этой шарашке разработал знаменитую систему подслушивания «Буран».

Говорят, она до сих пор используется.

Венцом этого творения стало деревянное панно, которое американскому послу подарили советские пионеры.

Панно повесили в кабинете посла, и… вскоре стали искать, откуда происходит колоссальная утечка информации.

Только семь (!) лет спустя в этом панно обнаружили цилиндр с мембраной.

Еще полтора года инженеры американской разведки бились над загадкой - что это такое?..

А оказалось, что из дома напротив на окно кабинета направлялся луч, а мембрана, колебавшаяся в такт речи, отражала его назад.

Вместе с речью, которая и записывалась.

В дальнейшем Термен еще улучшил изобретение: можно было обходиться даже без мембраны, ее роль выполняло оконное стекло.

Советские власти так обрадовались этому полезному изобретению, что наградили Термена Сталинской премией 1 степени прямо в тюрьме.

А потом даже и выпустили, что было просто выдающимся актом гуманизма и торжества столь милой некоторым социалистической законности.

И даже осчастливили его двумя комнатками той самой «бесплатной жилплощади».

Ну кто же не согласится, что две комнатки Льву Термену дали бесплатно? Конечно же его буквально одарили. Разве он наработал для этой страны на две комнатки?

В 60-е годы Л. Термен снова хотел было заняться электронной музыкой, но какое-то партийно-гебешное мурло просто плюнуло ему в глаза, указав, что «электричество существует, чтобы казнить предателей, а не для того, чтобы создавать музыку».

Вот такие мыслители решали судьбу науки в стране вообще и гениального изобретателя Термена - в частности.

Конечно, он оставался сугубо засекреченным и продолжал работать на разведку, потому что больше никуда его на работу не брали.

Сначала занимался военной гидроакустикой, а потом ему поручили разработать «устройство для поиска летающих тарелок».

Такой идиотизм его совершенно не вдохновлял, и в 64 году он наконец ушел из органов и стал тихо-мирно работать в акустической лаборатории Московской консерватории.

Да так бы и работал, если бы корреспонденту «Нью-Йорк Таймс» не приспичило сделать о консерватории репортаж.

И там корреспондент наткнулся на Льва Термена. Весь мир был уверен, что он погиб в 38 году, смолотый мясорубкой миллионных репрессий.

Когда в США узнали, что великий Термен жив - это была бомба. Сенсация. Ахтунг. Абзац.

Научная общественность Америки и Европы буквально взревела.

К Термену хлынула лавина писем от ученых, коллег, к нему толпой ломились репортеры и телекомпании…

Его приглашали в Стэнфорд, в Париж, в Голландию, в Швецию…

Руководство консерватории так перетрусило от всего этого, что…

Термена просто уволили, а его аппаратуру и разработки - вышвырнули на помойку.

А разрабатывал он синтезатор, который вскоре успешно и разработала японская Ямаха, заработав на этом миллионы и миллионы…

И последующие 25 лет великий ученый, по таланту не уступавший, наверное, самому Леонардо, легендарный изобретатель, которого хвалил Ленин и уважал Эйнштейн - работал механиком 6 разряда в какой-то заштатной лаборатории.

Жил с семьей в двухкомнатной квартире, смотрел, наверное, телевизор - который ему не дали изобрести -, а по телевизору концерты рок-звезд на синтезаторах Ямаха.

Дочери выросли, завели свои семьи, и в маленькой двухкомнатной квартире на Ленинском проспекте жили пятеро - Л. С. Термен, дочь Наталья с мужем и двумя детьми.

С большим трудом ему удалось получить еще одну комнату в клопиной коммуналке, где его и затравили соседи".

На терменвоксе Лев Сергеевич научил играть свою племянницу Лиду Кавину. К двадцати годам она стала виртуозным исполнителем и с концертами объехала всю Европу. В 1989-м году и Термена пригласили на Фестиваль экспериментальной музыки во Францию. И он, 93-летний, поехал!

Когда в 1991 году в одном гамбургском театре решили использовать терменвокс, выяснилось, что практически единственный исполнитель в Европе — это Лидия Кавина. За прошедшие годы ситуация сильно поменялась: игре на терменвоксе учат в университетах, и в разных странах мира проводят фестивали.


10 октября 2004. Жан-Мишель Жарр устраивает очередную фантасмагорию в «Запретном городе» в Пекине.

Но больше всего на закате своей жизни Термен удивил окружающих своим вступлением в КПСС: "Я обещал Ленину". Лев Сергеевич и раньше пытался, но за "страшные преступления" в партию его не принимали. Так что коммунистом Термен стал только в 1991 году, одновременно с падением СССР.

September 17th, 2013

Секретно. Срочно.
Операция «Московская жара» началась – очаг возгорания возник на лестничной клетке в здании Посольства США по адресу улица Моховая, 13 и начал распространяться по второму этажу здания. Сильное задымление заставило провести эвакуацию членов американской дипмиссии, охраны, технических работников Посольства и членов их семей. В настоящее время на место ЧП прибыли наши «пожарные расчеты». Действуем согласно плану «Б».

…Во двор Посольства США влетели несколько огненно-красных машин с сиренами; пожарные команды бодро ринулись внутрь здания, попутно расправляя рукава брандспойтов. И тут же остановились в замешательстве — путь наверх преградили американские морские пехотинцы. На яростный окрик: «Убирайтесь с дороги! Там все сгорит, мать #%$#!!!» последовал жесткий ответ на ломаном русском языке: «Пусть все сгорит. Именем президента Соединенных Штатов, доступ посторонних запрещен».

Попытка силового прорыва в американское посольство провалилась. Наиболее «вкусные» помещения – кабинеты военных разведчиков, шифровальщиков, аналитиков, сотрудников Госдепа, а также самая важная комната — рабочий кабинет посла, были по-прежнему недоступны для советской разведки.

Бывшее здание Посольства США на улицу Моховой

Нет таких крепостей, которые не смогли бы взять большевики (И. Сталин)

Эта фантастическая история началась в конце 1943 года, когда Сталину доложили о создании в СССР уникального подслушивающего устройства – микроволнового резонатора конструкции Льва Термена.

«Вечный двигатель» не нуждался в батарейках и действовал в полностью пассивном режиме – ни магнитных полей, ни собственных источников питания – ничего, что могло бы демаскировать устройство. Размещенный внутри какого-либо предмета, «головастик» приводился в действие микроволновым излучением от удаленного источника – сам генератор микроволновых волн мог находиться в любом месте в радиусе сотни метров. Под действием человеческого голоса изменялся характер колебаний резонирующей антенны — оставалось лишь принять отраженный «жучком» сигнал, записать его на магнитную ленту и расшифровать, восстановив исходную речь.

Шпионская система, получившая кодовое название «Златоуст», стояла из трех элементов: генератора импульсов, резонатора («жучка») и приемника отраженных сигналов, размещенных в виде равнобедренного треугольника. Генератор и приемник могли располагаться за пределами прослушиваемого объекта, но главная проблема заключалась в установке «жучка» в кабинете американского посла.

Фокус с пожаром не удался. Как показала практика, с безопасностью у американцев было все О’кей. Доступ в секретные помещения Посольства был строго ограничен. Никого из советских граждан и членов официальных делегаций близко не допускали на верхние этажи здания.

Именно тогда родилась идея с «троянским конем».

В приемную наркома внутренних дел Берии была срочно доставлена богатая коллекция сувениров из дерева, кожи и слоновой кости: щит скифского воина из черной ольхи, двухметровые бивни мамонта, телефонный аппарат фирмы «Эрикссон», инкрустированный слоновой костью — подарок шведского короля Николаю II, роскошная корзина для бумаг, выполненная целиком из предколенья слоновой ноги…

Увы, ни один из раритетных экспонатов не впечатлил технических специалистов НКВД – для установки «Златоуста» требовался совершенно особый сувенир, сделанный с учетом технических характеристик самого прослушивающего устройства. Сувенир, который не смог бы оставить равнодушным американского посла в СССР Аверелла Гарримана. Исключительный раритет, который было бы невозможно кому-либо передарить или «забыть» в дальней комнате Посольства.

Как перехитрили Гарримана

…Грянул оркестр и хор пионеров запел:

O say, can you see, by the dawn’s early light,
What so proudly we hailed at the twilight’s last gleaming?
Whose broad stripes and bright stars, through the perilous fight,
O’er the ramparts we watched, were so gallantly streaming?…О, скажи, видишь ты в первых солнца лучах
Что средь битвы мы чли на вечерней зарнице?
В синем с россыпью звёзд полосатый наш флаг
Красно-белым огнём с баррикад вновь явится…

Торжественная линейка в лагере Артек, повязанные красные галстуки и строй юных звонких голосов, поющих на английском языке гимн Соединенных Штатов — американского посла прошибла слеза. Тронутый теплым приемом, Гарриман передал пионерской организации чек на 10 тысяч долларов. Присутствовавший на линейке британский посол также передал пионерам чек на 5 тысяч фунтов стерлингов. В тот же миг, под торжественные звуки музыки, четверо пионеров внесли лакированный деревянный щит с вырезанным на нем гербом США.

Под гром аплодисментов директор Артека передал «нашим американским друзьям» сертификат на раритетный герб, подписанный всесоюзным старостой Калининым: сандал, самшит, секвойя, слоновая пальма, парротия персидская, красное и черное дерево, черная ольха – самые раритетные породы дерева и искусные руки советских мастеров. Подарок получился на славу.

Я не могу оторвать от этого чуда глаз! Куда же мне его повесить? – редкий случай, когда Гарриман произнес вслух то, что он думал на самом деле.

Повесьте у себя над головой – ненавязчиво намекнул Гарриману личный переводчик Сталина товарищ Бережков, — британский посол сгорит от зависти.

Троянские страсти или операция «Исповедь»

Успешно проведенной операции по внедрению «Златоуста» в американское Посольство предшествовала длительная серьезная подготовка: специально организованное мероприятие – празднование 20-летия лагеря Артек, куда пригласили американскую и британскую дипмиссии с целью «выразить благодарность от советских детей за помощь в борьбе с фашизмом» — церемония, от посещения которой было невозможно отказаться. Тщательная подготовка – пионерский хор, линейка, оркестр, идеальная чистота и порядок, особые меры безопасности, переодетые пионервожатыми два батальона бойцов НКВД. И, наконец, сам подарок с «сюрпризом» — уникальное произведение искусства в виде герба США (Great Seal) с вмонтированным внутри «резонатором Термена».

Операция «Исповедь» началась!

Как показал анализ сигналов «жучка», герб со «Златоустом» занял подобающее ему место – на стене, прямо в кабинете главы американской дипломатической миссии. Именно здесь велись самые откровенные разговоры и проводились чрезвычайные совещания – советское руководство узнавало о принятых послом решениях раньше, чем сам Президент США.

На верхних этажах домов на противоположной стороне улицы, перед американским Посольством появились две конспиративные квартиры НКВД – там установили генератор и приемник отраженных сигналов. Система шпионажа заработала, как часы: янки говорили, советские разведчики записывали. По утрам на балконах квартир развешивалось мокрое белье, «домохозяйки» из НКВД старательно вытряхивали половики, в буквальном смысле, пуская пыль в глаза американской контрразведке.

Семь лет русский жучок «подтачивал» работал в интересах русской разведки. За это время «Златоуст» пережил четырех послов – всякий раз новые обитатели кабинета стремились поменять всю мебель и интерьеры, лишь чудесный герб неизменно оставался на прежнем месте.

О существовании «жучка» в здании Посольства янки узнали лишь в 1952 году – по официальной версии, радиотехники случайно обнаружили в эфире частоту, на которой работал «Златоуст». Была проведена срочная инспекция помещений Посольства, весь кабинет главы дипмиссии «перетряхнули верх дном» — и нашли…

Поначалу американцы не поняли, что за устройство спрятано внутри щита с гербом. Металлическая проволока длиной 9 дюймов, полая камера-резонатор, упругая мембрана…никаких батареек, радиодеталей и каких-либо «нанотехнологий». Ошибка? Неужели настоящий жучок был спрятан где-то в другом месте?!

Разобраться в принципах работы «Златоуста» американцам помог британский ученый Питер Райт – знакомство с микроволновым резонатором Термена шокировало западные спецслужбы, сами специалисты признавалась, что если бы не случай – «вечный жучок» мог бы по-прежнему «подтачивать» символ американской государственности в Посольстве США Москве.

Американцы не решились раскрыть СМИ шокирующий факт об обнаружении жучка, что более семи лет проработал в кабинете Главы дипмиссии США. Нелицеприятная информация стала достоянием общественности лишь в 1960 году – янки использовали «Златоуст» как контраргумент в ходе международного скандала, связанного со сбитым американским разведчиком U-2.

После всесторонних исследований герба с «секретом», наши западные друзья попытались скопировать «Златоуст» — ЦРУ инициировало программу «Удобный стул», но так и не смогло добиться приемлемого качества отраженного сигнала. Англичанам повезло больше – созданный в рамках секретной правительственной программы «Сатир», жучок-резонатор смог передавать сигнал на дальности до 30 ярдов. Жалкое подобие советской системы. Тайна русского «Златоуста» оказалась Западу не по зубам.

Старое здание Посольства США на Новинском бульваре

Новое здание Посольства в Большом Девятинском переулке


Одна из наиболее успешных операций советской разведки в годы Холодной войны не на шутку встревожила американцев. «Златоуст» был только началом кампании по прослушиванию «стана врага» – много позднее, во время реконструкции здания Посольства США на Новинском бульваре в 1987 году, американцы обнаружили, что их апартаменты буквально кишат всевозможными «жучками» и подслушивающими устройствами. Но еще более шокирующий случай произошел 5 декабря 1991 года – в тот день председатель Межреспубликанской службы безопасности (МСБ, преемник КГБ) Вадим Бакатин на официальной встрече передал американскому послу Роберту Страуссу 70 листов со схемами заложения «жучков» в зданиях посольского комплекса США в Москве. Очевидцы утверждают, что в тот момент американец просто потерял дар речи — первое лицо службы госбезопасности сдало оружие противнику! Наконец, удивил объем всевозможных «закладок» — советские разведчики годами прослушивали все здание вдоль и поперек.

Бакатин и Калугин
Что касается жучка «Златоуст», то в наши дни герб с вмонтированным в него супер-жучком занимают достойное место в экспозиции музея ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния.

Забытый гений электронной музыки. Несколько слов о создателе «Златоуста».

Уникальный жучок-резонатор – заслуга (1896-1993 гг.). Музыкант по своему образованию, он начинал свою карьеру с создания невиданных прежде электромузыкальных инструментов. Глубокие познания в музыке и электротехнике позволили молодому изобретателю запатентовать в 1928 году «терменвокс» — необыкновенный музыкальный инструмент, игра на котором заключается в изменении положения рук музыканта относительно антенн инструмента. Движения рук изменяют емкость колебательного контура «терменвокса» и влияют на частоту. Вертикальная антенна отвечает за тон звука. Подковообразная антенна управляет громкостью.

Лауреат Сталинской премии 1947 года за создание подслушивающих устройств – свою награду Л. Термен получил не только за работу над гениальным «Златоустом». Помимо пассивного жучка-резонатора для американского посольства, он создал другой технический шедевр — дистанционную инфракрасную систему подслушивания «Буран», считывающую с помощью отраженного ИК-сигнала вибрацию стекол в окнах прослушиваемого помещения.

Лев Сергеевич Термен (1896-1993) изобрел

1. Группу электромузыкальных инструментов:

— терменвокс

— ритмикон

— терпситон

2. Охранную сигнализацию

3. Уникальную систему подслушивания «Буран»

4. Первую в мире телевизионную установку — дальновидение

работал над:

— системой распознавания речи

— технологией заморозки человека

— военной гидроакусткой

По материалам:
http://www.specnaz.ru/
http://www.softmixer.com/
http://wikipedia.org/
http://www.spybusters.com/
http://www.thesound.ru/

Пожалуй напомню вам еще одну шпионскую историю - Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Секретно. Срочно.
Операция «Московская жара» началась – очаг возгорания возник на лестничной клетке в здании Посольства США по адресу улица Моховая, 13 и начал распространяться по второму этажу здания. Сильное задымление заставило провести эвакуацию членов американской дипмиссии, охраны, технических работников Посольства и членов их семей. В настоящее время на место ЧП прибыли наши «пожарные расчеты». Действуем согласно плану «Б».

…Во двор Посольства США влетели несколько огненно-красных машин с сиренами; пожарные команды бодро ринулись внутрь здания, попутно расправляя рукава брандспойтов. И тут же остановились в замешательстве - путь наверх преградили американские морские пехотинцы. На яростный окрик: «Убирайтесь с дороги! Там все сгорит, мать #%$#!!!» последовал жесткий ответ на ломаном русском языке: «Пусть все сгорит. Именем президента Соединенных Штатов, доступ посторонних запрещен».

Попытка силового прорыва в американское посольство провалилась. Наиболее «вкусные» помещения – кабинеты военных разведчиков, шифровальщиков, аналитиков, сотрудников Госдепа, а также самая важная комната - рабочий кабинет посла, были по-прежнему недоступны для советской разведки.


Бывшее здание Посольства США на улице Моховой

Нет таких крепостей, которые не смогли бы взять большевики (И. Сталин)

Эта фантастическая история началась в конце 1943 года, когда Сталину доложили о создании в СССР уникального подслушивающего устройства – микроволнового резонатора конструкции Льва Термена.

«Вечный двигатель» не нуждался в батарейках и действовал в полностью пассивном режиме – ни магнитных полей, ни собственных источников питания – ничего, что могло бы демаскировать устройство. Размещенный внутри какого-либо предмета, «головастик» приводился в действие микроволновым излучением от удаленного источника – сам генератор микроволновых волн мог находиться в любом месте в радиусе сотни метров. Под действием человеческого голоса изменялся характер колебаний резонирующей антенны - оставалось лишь принять отраженный «жучком» сигнал, записать его на магнитную ленту и расшифровать, восстановив исходную речь.

Шпионская система, получившая кодовое название «Златоуст», состояла из трех элементов: генератора импульсов, резонатора («жучка») и приемника отраженных сигналов, размещенных в виде равнобедренного треугольника. Генератор и приемник могли располагаться за пределами прослушиваемого объекта, но главная проблема заключалась в установке «жучка» в кабинете американского посла.

Фокус с пожаром не удался. Как показала практика, с безопасностью у американцев было все О"кей. Доступ в секретные помещения Посольства был строго ограничен. Никого из советских граждан и членов официальных делегаций близко не допускали на верхние этажи здания.

Именно тогда родилась идея с «троянским конем».

В приемную наркома внутренних дел Берии была срочно доставлена богатая коллекция сувениров из дерева, кожи и слоновой кости: щит скифского воина из черной ольхи, двухметровые бивни мамонта, телефонный аппарат фирмы «Эрикссон», инкрустированный слоновой костью - подарок шведского короля Николаю II, роскошная корзина для бумаг, выполненная целиком из предколенья слоновой ноги…

Увы, ни один из раритетных экспонатов не впечатлил технических специалистов НКВД – для установки «Златоуста» требовался совершенно особый сувенир, сделанный с учетом технических характеристик самого прослушивающего устройства. Сувенир, который не смог бы оставить равнодушным американского посла в СССР Аверелла Гарримана. Исключительный раритет, который было бы невозможно кому-либо передарить или «забыть» в дальней комнате Посольства.

Как перехитрили Гарримана

…Грянул оркестр и хор пионеров запел:

O say, can you see, by the dawn’s early light,
What so proudly we hailed at the twilight’s last gleaming?
Whose broad stripes and bright stars, through the perilous fight,
O’er the ramparts we watched, were so gallantly streaming?...

О, скажи, видишь ты в первых солнца лучах
Что средь битвы мы чли на вечерней зарнице?
В синем с россыпью звёзд полосатый наш флаг
Красно-белым огнём с баррикад вновь явится…

Торжественная линейка в лагере Артек, повязанные красные галстуки и строй юных звонких голосов, поющих на английском языке гимн Соединенных Штатов - американского посла прошибла слеза. Тронутый теплым приемом, Гарриман передал пионерской организации чек на 10 тысяч долларов. Присутствовавший на линейке британский посол также передал пионерам чек на 5 тысяч фунтов стерлингов. В тот же миг, под торжественные звуки музыки, четверо пионеров внесли лакированный деревянный щит с вырезанным на нем гербом США.

Под гром аплодисментов директор Артека передал «нашим американским друзьям» сертификат на раритетный герб, подписанный всесоюзным старостой Калининым: сандал, самшит, секвойя, слоновая пальма, парротия персидская, красное и черное дерево, черная ольха – самые раритетные породы дерева и искусные руки советских мастеров. Подарок получился на славу.

Я не могу оторвать от этого чуда глаз! Куда же мне его повесить? – редкий случай, когда Гарриман произнес вслух то, что он думал на самом деле.

Повесьте у себя над головой – ненавязчиво намекнул Гарриману личный переводчик Сталина товарищ Бережков, - британский посол сгорит от зависти.

Троянские страсти или операция «Исповедь»

Успешно проведенной операции по внедрению «Златоуста» в американское Посольство предшествовала длительная серьезная подготовка: специально организованное мероприятие – празднование 20-летия лагеря Артек, куда пригласили американскую и британскую дипмиссии с целью «выразить благодарность от советских детей за помощь в борьбе с фашизмом» - церемония, от посещения которой было невозможно отказаться. Тщательная подготовка – пионерский хор, линейка, оркестр, идеальная чистота и порядок, особые меры безопасности, переодетые пионервожатыми два батальона бойцов НКВД. И, наконец, сам подарок с «сюрпризом» - уникальное произведение искусства в виде герба США (Great Seal) с вмонтированным внутри «резонатором Термена».

Операция «Исповедь» началась!

Как показал анализ сигналов «жучка», герб со «Златоустом» занял подобающее ему место – на стене, прямо в кабинете главы американской дипломатической миссии. Именно здесь велись самые откровенные разговоры и проводились чрезвычайные совещания – советское руководство узнавало о принятых послом решениях раньше, чем сам Президент США.

На верхних этажах домов на противоположной стороне улицы, перед американским Посольством появились две конспиративные квартиры НКВД – там установили генератор и приемник отраженных сигналов. Система шпионажа заработала, как часы: янки говорили, советские разведчики записывали. По утрам на балконах квартир развешивалось мокрое белье, «домохозяйки» из НКВД старательно вытряхивали половики, в буквальном смысле, пуская пыль в глаза американской контрразведке.

Семь лет русский жучок «подтачивал» работал в интересах русской разведки. За это время «Златоуст» пережил четырех послов – всякий раз новые обитатели кабинета стремились поменять всю мебель и интерьеры, лишь чудесный герб неизменно оставался на прежнем месте.

О существовании «жучка» в здании Посольства янки узнали лишь в 1952 году – по официальной версии, радиотехники случайно обнаружили в эфире частоту, на которой работал «Златоуст». Была проведена срочная инспекция помещений Посольства, весь кабинет главы дипмиссии «перетряхнули верх дном» - и нашли…

Поначалу американцы не поняли, что за устройство спрятано внутри щита с гербом. Металлическая проволока длиной 9 дюймов, полая камера-резонатор, упругая мембрана…никаких батареек, радиодеталей и каких-либо «нанотехнологий». Ошибка? Неужели настоящий жучок был спрятан где-то в другом месте?!

Разобраться в принципах работы «Златоуста» американцам помог британский ученый Питер Райт – знакомство с микроволновым резонатором Термена шокировало западные спецслужбы, сами специалисты признавалась, что если бы не случай – «вечный жучок» мог бы по-прежнему «подтачивать» символ американской государственности в Посольстве США Москве.

Американцы не решились раскрыть СМИ шокирующий факт об обнаружении жучка, что более семи лет проработал в кабинете Главы дипмиссии США. Нелицеприятная информация стала достоянием общественности лишь в 1960 году – янки использовали «Златоуст» как контраргумент в ходе международного скандала, связанного со сбитым американским разведчиком U-2.

После всесторонних исследований герба с «секретом», наши западные друзья попытались скопировать «Златоуст» - ЦРУ инициировало программу «Удобный стул», но так и не смогло добиться приемлемого качества отраженного сигнала. Англичанам повезло больше – созданный в рамках секретной правительственной программы «Сатир», жучок-резонатор смог передавать сигнал на дальности до 30 ярдов. Жалкое подобие советской системы. Тайна русского «Златоуста» оказалась Западу не по зубам.


Старое здание Посольства США на Новинском бульваре


Новое здание Посольства в Большом Девятинском переулке


Одна из наиболее успешных операций советской разведки в годы Холодной войны не на шутку встревожила американцев. «Златоуст» был только началом кампании по прослушиванию «стана врага» – много позднее, во время реконструкции здания Посольства США на Новинском бульваре в 1987 году, американцы обнаружили, что их апартаменты буквально кишат всевозможными «жучками» и подслушивающими устройствами. Но еще более шокирующий случай произошел 5 декабря 1991 года – в тот день председатель Межреспубликанской службы безопасности (МСБ, преемник КГБ) Вадим Бакатин на официальной встрече передал американскому послу Роберту Страуссу 70 листов со схемами заложения «жучков» в зданиях посольского комплекса США в Москве. Очевидцы утверждают, что в тот момент американец просто потерял дар речи - первое лицо службы госбезопасности сдало противнику! Наконец, удивил объем всевозможных «закладок» - советские разведчики годами прослушивали все здание вдоль и поперек.

Что касается жучка «Златоуст», то в наши дни герб с вмонтированным в него супер-жучком занимают достойное место в экспозиции музея ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния.

Забытый гений электронной музыки. Несколько слов о создателе «Златоуста».

Уникальный жучок-резонатор – заслуга советского ученого и изобретателя Льва Сергеевича Термена (1896-1993 гг.). Музыкант по своему образованию, он начинал свою карьеру с создания невиданных прежде электромузыкальных инструментов. Глубокие познания в музыке и электротехнике позволили молодому изобретателю запатентовать в 1928 году «терменвокс» - необыкновенный музыкальный инструмент, игра на котором заключается в изменении положения рук музыканта относительно антенн инструмента. Движения рук изменяют емкость колебательного контура «терменвокса» и влияют на частоту. Вертикальная антенна отвечает за тон звука. Подковообразная антенна управляет громкостью.

Лауреат Сталинской премии 1947 года за создание подслушивающих устройств – свою награду Л. Термен получил не только за работу над гениальным «Златоустом». Помимо пассивного жучка-резонатора для американского посольства, он создал другой технический шедевр - дистанционную инфракрасную систему подслушивания «Буран», считывающую с помощью отраженного ИК-сигнала вибрацию стекол в окнах прослушиваемого помещения.

По материалам:
http://www.specnaz.ru/
http://www.softmixer.com/
http://wikipedia.org/
http://www.spybusters.com/
http://www.thesound.ru/

Вечером 3 ноября мы с друзьями выпили по стопочке за помин души изобретателя и музыканта Льва Сергеевича Термена. Этого человека я никогда в жизни не видела, но его волшебным талантом очарована с самого детства, когда впервые услышала удивительный музыкальный инструмент терменвокс, от которого пошла вся современная электронная музыка.


Лев Сергеевич Термен (1896-1993

изобрел

1. Группу электромузыкальных инструментов:

Терменвокс

Ритмикон

Терпситон

2. Охранную сигнализацию

3. Уникальную систему подслушивания "Буран"

4. Первую в мире телевизионную установку -- дальновидение

работал над:

Системой распознавания речи

Технологией заморозки человека

Военной гидроакусткой

Весной 1926 года инженер Лев Термен демонстрировал в Наркомате обороны первую в мире телевизионную установку -- дальновидение. Он установил объектив камеры на улице, экран расположил в кабинете, и красные полководцы Орджоникидзе, Ворошилов, Буденный и Тухачевский дружно вскрикнули от восторга: на экране по двору шел Сталин!

Всего лишь год понадобился Термену на решение фантастической задачи -- создание электрического дальновидения. Впрочем, для него, казалось, в жизни вообще не существовало трудностей. С юных лет он поражал окружающих своими талантами: увлекался математикой, физикой, в его комнате вечно что-то взрывалось. В университете Термен учился одновременно на физическом и астрономическом факультетах, параллельно занимаясь в Петербургской консерватории по классу виолончели.

До революции он успел окончить военно-инженерное училище и даже повоевать за царя-батюшку в чине подпоручика радиотехнического батальона. Но большевики не расстреляли его, а, напротив, взяли на службу в электротехнический батальон. И год спустя назначили начальником самой мощной в стране Царскосельской радиостанции.

После демобилизации в 1920 году его пригласил на работу в Физико-технический институт профессор Иоффе. Термен получает задание -- заняться радиоизмерением диэлектрической постоянной газов при переменных температуре и давлении. При испытаниях оказалось, что прибор издавал звук, высота и сила которого зависела от положения руки между обкладками конденсатора. Быть может, просто физик и не придал бы этому значения, а физик -- выпускник консерватории попытался сложить из этих звуков мелодию. И получилось!

Так родился музыкальный инструмент терменвокс -- голос Термена. И упрощенный вариант терменвокса -- охранная сигнализация, -- построенный по тому же принципу: едва злоумышленник оказывался в электрическом поле, раздавался звуковой сигнал. Кстати, в наше время в дорогих машинах до сих пор устанавливается сигнализация, в основе которой лежит изобретение Термена.

А в жизни Льва Сергеевича оно стало первым шагом на пути к славе. Хотя коллеги посмеивались: "Термен играет Глюка на вольтметре", ученого это ничуть не смутило. В 1921 году он демонстрирует свое изобретение на VIII Всероссийском электротехническом съезде. Удивлению зрителей не было предела -- никаких струн и клавиш, не похожий ни на что тембр. Газета "Правда" напечатала восторженный отзыв, на радио прошли концерты для широкой аудитории. К тому же во время съезда был принят план ГОЭЛРО, и Термен со своим уникальным электроинструментом мог стать прекрасным пропагандистом плана электрификации всей страны.

Через несколько месяцев после съезда Термена пригласили в Кремль.

Стой, кто идет!

В кабинете, кроме Ленина, было еще человек десять. Сначала Термен продемонстрировал высокой комиссии охранную сигнализацию. Он присоединил прибор к большой вазе с цветком, и, как только один из присутствующих приблизился к ней, раздался громкий звонок. Лев Сергеевич вспоминал: "Один из военных говорит, что это неправильно. Ленин спросил: "Почему неправильно?" А военный взял шапку теплую, надел ее на голову, обернул руку и ногу шубой и на корточках стал медленно подползать к моей сигнализации. Сигнал снова получился".

И все же главным "героем" аудиенции стал терменвокс. Инструмент настолько понравился Ленину, что он дал "добро" на гастроли Термена и распорядился выдать ему бесплатный железнодорожный билет "для популяризации нового инструмента" по всей стране.

Кстати, с Лениным связан еще один впечатляющий штрих жизни Термена.

Лев Сергеевич был увлечен идеей борьбы со смертью. Он штудировал работы по исследованию клеток животных, замороженных в вечной мерзлоте, и размышлял над тем, что будет с людьми, если их заморозить, а потом разморозить. Когда стало известно о смерти вождя, Термен послал своего помощника в Горки с предложением заморозить тело Ленина, чтобы спустя годы, когда технология будет отработана, воскресить его из мертвых. Но помощник вернулся с печальным известием: внутренние органы уже изъяты, тело подготовлено к бальзамированию. С тем Термен и оставил исследования по оживлению человека. А спустя десятилетия его идея получила воплощение в Америке, и ныне десятки замороженных счастливцев ждут воскрешения.

Эпизод, который мог стать вехой

После демонстрации телевизионной установки в Наркомпросе Термен показал ее на V Всесоюзном съезде физиков в Москве. Изобретение вызвало фурор, "Огонек" и "Известия" с восторгом писали: "Имя Термена входит в историю мировой науки наряду с Поповым и Эдисоном!" Казалось, от эксперимента до серийного выпуска рукой подать...

Термену предложили создать телевизионную систему для пограничных воинских частей. Но до армии она не дошла: слишком бедной была техническая база страны. Поэтому разработки засекретили, а титул первооткрывателя в области телевидения несколько лет спустя достался эмигранту из России Владимиру Зворыкину.

В нокауте "Гранд-Опера" и другие

Летом 1927 года во Франкфурте-на-Майне собиралась международная конференция по физике и электронике. Молодой Стране Советов нужно было достойно себя представить. И Термен со своим инструментом стал козырной картой российской делегации. Он сразил европейцев и докладом о терменвоксе, и концертами классической музыки для широкой публики: "небесная музыка", "голоса ангелов" -- захлебывались газеты от восторга.

Одно за другим последовали приглашения из Берлина, Лондона, Парижа. Самый феерический концерт Термена прошел в Париже: консервативный театр "Гранд-Опера" впервые в своей истории отдал зал на целый вечер какому-то неизвестному русскому. Такого наплыва зрителей (продавали даже стоячие билетов в ложи) и такого успеха в театре не видели 35 лет...

Тем временем Иоффе, который в это время находился в США, получил заказы от нескольких фирм на изготовление 2000 терменвоксов с тем условием, что Термен приедет в Америку курировать работы. Но вместо одной командировки Лев Сергеевич получил две: от наркома просвещения Луначарского и от военного ведомства.

Козырь на стол!

И вот молодой красавец Лев Термен плывет на океанском лайнере "Мажестик" в Америку. Мировая знаменитость скрипач Йожеф Сигетти, плывший на том же теплоходе, обзавидовался гонорарам, которые предлагали Термену крупнейшие коммерсанты Америки за честь первыми услышать терменвокс. Но первый концерт изобретатель дал для прессы, ученых и известных музыкантов. Успех был впечатляющий, и с разрешения советских властей Термен основал в Нью-Йорке фирму-студию Teletouch по производству терменвоксов.

Дела пошли блестяще. Концерты Термена прошли в Чикаго, Детройте, Филадельфии, Кливленде, Бостоне. Тысячи американцев с энтузиазмом принялись учиться игре на терменвоксе, и корпорации "Дженерал электрик" и RCA (Radio Corporation of America) купили лицензии на право его производства.

Грянувший на рубеже 30-х годов "великий кризис" разорил многих богатых людей. А вот Термена он не подкосил. Конечно, народу стало не до музыки, но у изобретательного русского был еще один козырь -- охранная сигнализация. Teletouch Corporation быстренько переориентировалась на ее производство, и датчики объема Термена отрывали с руками. Их установили даже в жуткой тюрьме США Синг-Синг и в форте Нокс, где хранился американский золотой запас. Так что с бизнесом было все в порядке, а вот на музыкальном поприще наметился кризис.

Торт для скрипачки с терменвоксом

В восторженном хоре поклонников Термена стали раздаваться голоса недовольных: на концертах он безбожно фальшивит. Дело в том, что чисто играть на терменвоксе неимоверно трудно: у исполнителя нет никаких ориентиров (как, например, клавиши у рояля или струны у скрипки) и полагаться приходится исключительно на слух и мышечную память.

Исполнительского мастерства Термену явно не хватало. Здесь нужен был виртуоз. И тут судьба свела его с юной эмигранткой из России Кларой Рейзенберг. В детстве она слыла чудо-ребенком, скрипачкой с великим будущим. Но то ли переиграла руки, то ли из-за голодного детства со скрипкой ей пришлось расстаться: мышцы не выдерживали нагрузок. А вот терменвокс оказался по рукам, и Клара быстро научилась играть на нем. Не обошлось и без бурного романа, тем более что Термен к тому времени был свободен.

В первый раз Термен женился в 1921 году на прелестной Кате Константиновой, и до приезда в Америку их семейная жизнь была ровной и стабильной. Но в Нью-Йорке Катя смогла найти работу лишь в пригороде и приезжала домой раз в неделю. Через полгода такой "семейной" жизни к Термену пришел молодой человек и сообщил, что они с Катей любят друг друга. А тут еще стало известно, что визитер состоит в фашистской организации. И в советском посольстве потребовали, чтобы Термен со своей женой развелся. Что он и сделал. Поэтому ко времени встречи с Кларой Лев Сергеевич был открыт новой любви.

Ему 38 лет, ей -- 18. Они были роскошной парой, любили бывать в кафе и ресторанах. Лев Сергеевич очень красиво ухаживал и любил удивлять подругу разными чудесами. Например, на день рождения он подарил ей торт, который вращался вокруг своей оси и был украшен свечой, загоравшейся при приближении к нему.

Красивому роману не суждено было завершиться свадьбой. Клара выбрала другого -- Роберта Рокмора, адвоката и успешного импресарио, так что ее музыкальная карьера была обеспечена.

Почему плавают стены?

А Термен с головой погрузился в работу. Еще по приезде в Америку он снял в аренду на 99 лет шестиэтажный особняк на 54-й авеню. Помимо личных апартаментов в нем разместились мастерская и студия. Здесь частенько Лев Сергеевич музицировал с Альбертом Эйнштейном: физик -- на скрипке, изобретатель -- на терменвоксе. Эйнштейн был увлечен идеей соединить музыку и пространственные образы. А Термен придумал, как это сделать: изобрел светомузыкальный инструмент ритмикон. Огромные прозрачные колеса с нанесенным на них геометрическим рисунком вращались перед стробоскопической лампой. Как только музыкант изменял высоту звука, менялась частота вспышек стробоскопа и рисунки -- зрелище получалось впечатляющее. Ну а фантастика начиналась, когда поднимались и опускались стены студии. Конечно, не по-настоящему, а с помощью игры света. Завороженные посетители ахали от удивления!

Слухи об этих экспериментах притягивали в студию многих известных людей. Среди гостей Термена были миллионеры Дюпон, Форд и Рокфеллер. Впрочем, и сам Термен к середине 30-х годов был включен в список двадцати пяти знаменитостей мира. И даже был членом клуба миллионеров.

Был ли он в самом деле миллионером? Доподлинно не известно. Одни говорят, что огромные деньги и Термену лично, и Советской России приносила Teletouch Corporation. А другие утверждают, что Термена финансировала военная разведка. Потому что истинной целью его командировки в Америку была шпионская деятельность.

Известный шпион

Каждые две недели Лев Сергеевич приходил в небольшое загородное кафе, где его ждали двое молодых людей. Они выслушивали его донесения и давали новые задания. Впрочем, эти задания были необременительными и не особо отвлекали Термена от работы. А он уже вовсю был увлечен самой фантастической из своих идей -- инструментом, который рождал музыку из танца. По сути это разновидность терменвокса: звук создается не только руками, но и движениями всего тела, и название ему было дано соответствующее -- терпситон -- по имени богини танца Терпсихоры. При этом каждому звуку соответствовала лампа определенного цвета. Представляете, какое это было необычайное зрелище, потому что любое движение танцора отзывалось звуками и мерцанием разноцветных огней!

Для создания концертной программы Термен пригласил группу танцоров Афроамериканской балетной компании. Увы, добиться от них гармонии и точности не удалось, проект пришлось отложить. Но в этой труппе танцевала красавица-мулатка Лавиния Вильямс, которая покорила Льва Сергеевича не только как балерина, но и как женщина. Термен решил жениться.

Ему и в голову не могло прийти, что брак с темнокожей женщиной в корне изменит его жизнь. Но, как только влюбленные зарегистрировали свой брак, перед Терменом закрылись двери многих домов в Нью-Йорке: Америка тогда еще не знала политкорректности. Он потерял информаторов, что вызвало серьезное недовольство советской разведки. И в 1938 году Термену приказали немедленно отбыть в Россию. Лавинии было сказано, что она приедет к мужу следующим пароходом.

Больше супруги друг друга не видели. А Термен до конца дней хранил свидетельство о браке, выданное российским посольством в Америке.

Убийца Кирова

Через десять лет после отъезда из России Термен прибыл в Ленинград. И оказалось, что он никому не нужен: в Физико-техническом институте старых работников почти не осталось. Термен поехал искать работу в Москву, но 15 марта в гостиницу у Киевского вокзала за ним пришли с ордером на арест.

В Бутырской тюрьме следователь заявил Термену, что его, как невозвращенца, конечно же, расстреляют, если он не будет сотрудничать. Спустя месяц Термен "признался", что вместе с группой астрономов он планировал убийство Кирова. Его версия была такая: Киров (который к тому времени был уже мертв!) собирался посетить Пулковскую обсерваторию. Астрономы заложили фугас в маятник Фуко. А Термен радиосигналом из США должен был взорвать его, как только Киров подойдет к маятнику. Следователя не смутило даже то, что маятник Фуко находится не в Пулково, а в Казанском соборе! Льву Сергеевичу дали восемь лет и отправили на Колыму.

Но в лагере Термен пробыл всего год. Его назначили старшим над уголовниками, которые возили камни с горы и мостили ими дорогу. Термен процесс механизировал, построив тачку с монорельсом. Работа закипела! Бригаде втрое увеличили паек, а бумаги о необычном заключенном ушли в Москву.

Зимой 1940 года его перевели в Омск, в авиационную шарашку Туполева, где он всю войну разрабатывал оборудование для радиоуправления беспилотными самолетами и радиобуи для военно-морских операций. Но венцом его пребывания в шарашке стало изобретение подслушивающей системы "Буран".

Троянский конь от пионеров

В День независимости, 4 июля 1945 года, американский посол в России Аверелл Гарриман получил в подарок от советских пионеров деревянное панно с изображением орла. Панно повесили в рабочем кабинете посла. А потом американские спецслужбы потеряли покой: началась загадочная утечка информации. Только 7 лет спустя обнаружили внутри подарка загадочный цилиндр с мембраной внутри. Полтора года бились инженеры над разгадкой этого фокуса. Секрет оказался прост: из дома напротив на окно кабинета направлялся невидимый луч, а мембрана, колебавшаяся в такт речи, отражала его назад, и он записывался на специальное устройство.

Потом Термен так усовершенствовал свой "Буран", что мембрана стала не нужна -- ее роль выполняло оконное стекло. Поговаривают, что "Буран" до сих пор находится на вооружении наших секретных служб.

Советское правительство высоко оценило заслуги изобретателя -- в 1947 году зеку (!) была присуждена Сталинская премия I степени. А после освобождения Термену выделили двухкомнатную квартиру на Ленинском проспекте.

Казалось, кончилось глупое и злое недоразумение и теперь изобретателя осыплют почестями. Но никаких официальных званий Термен не получил, все его патенты были прикрыты грифом "сов. секретно". И Лев Сергеевич продолжил работу в секретных лабораториях КГБ. Вскоре он там же нашел себе новую жену -- молодую машинистку Машу Гущину, которая родила ему дочек-близняшек.

Почти двадцать лет Термен занимался специфическими разработками для всемогущего ведомства. Поначалу это были перспективные работы -- системы распознавания речи, идентификации голоса, военная гидроакустика. Но со временем приоритеты изменились. Как вспоминал Термен, "якобы на Западе придумали устройства для определения, где находятся летающие тарелки, и нам тоже надо было биться над подобными устройствами. Я понимал, что это жульничество, а отказаться нельзя -- и однажды решил, что лучше уйти на пенсию".

Работодатели не возражали, посчитав, что со старика уже ничего не возьмешь, и в 1964 году Термен таки расстался со спецслужбами, под незримым оком которых находился без малого 40 лет.

Термен -- не мрет!

70 лет. Казалось, жизнь закончена. Но Лев Сергеевич, верный своему девизу "Термен -- не мрет!" (так читается его фамилия наоборот), устраивается в акустическую лабораторию Московской государственной консерватории. Ничто не нарушало размеренной жизни старика до тех пор, пока в 1968 году корреспондент "Нью-Йорк Таймс", готовивший репортаж о Московской консерватории, не узнал, что великий Термен жив.

Это сенсационное известие в Америке восприняли как воскрешение из мертвых: во всех американских энциклопедиях было указано, что Термен умер в 1938 году. На имя Льва Сергеевича хлынул поток писем от его заокеанских друзей, с ним пытались встретиться репортеры из различных газет и телекомпаний. Консерваторское начальство, испугавшись такого интереса к скромной персоне механика, попросту его уволило. А всю аппаратуру выкинули на помойку.

Последние двадцать пять лет Термен работал в лаборатории акустики МГУ. Механиком 6 разряда. Он потихоньку занимался своими терменвоксами -- какие-то восстанавливал, какие-то усовершенствовал, даже придумал такой, в котором звук через систему фотоэлементов возникал от одного лишь взгляда музыканта.

Еще Лев Сергеевич зачастил в музей Скрябина, где принимал участие в создании музыкального синтезатора. Наступило долгожданное время -- эпоха электронных инструментов. Термен словно из воздуха ловил идеи, которые иной раз казались утопическими. А позже выяснилось, что над этими идеями независимо от него работала японская фирма "Ямаха".

Ну а на терменвоксе Лев Сергеевич научил играть свою племянницу Лиду Кавину. К двадцати годам она стала виртуозным исполнителем и с концертами объехала всю Европу. В 1989-м году и Термена пригласили на Фестиваль экспериментальной музыки во Францию. И он, 93-летний, поехал!

Но больше всего на закате своей жизни Термен удивил окружающих своим вступлением в КПСС: "Я обещал Ленину". Лев Сергеевич и раньше пытался, но за "страшные преступления" в партию его не принимали. Так что коммунистом Термен стал только в 1991 году, одновременно с падением СССР.

Лебединая песня

В 1951 году будущий американский режиссер Стив Мартин увидел фильм "День, когда остановилась земля". Но потрясли его не инопланетяне, а неземное звучание терменвокса, сопровождавшее действие. Несколько лет он общался со своим братом звуками, похожими на те, что рождает терменвокс. А спустя много лет, в 1980 году, Стив Мартин искал музыку для своего фильма. И поиски привели его к Кларе Рокмор, которая рассказала режиссеру о легендарном изобретателе. Тогда-то и возникла у Мартина мысль создать о Термене документальный фильм. Но прошло 11 лет, прежде чем он смог приехать в Москву, познакомиться с Терменом и пригласить его в Америку. Престарелый маэстро растерянно ходил по улицам Нью-Йорка и с трудом узнавал места, где прошли десять лет его жизни. Самой волнительной стала встреча с Кларой Рокмор. Клара долго не соглашалась на нее -- годы, мол, не красят женщину.

Ай, Кларенок, ну какой наш возраст! -- сказал 95-летний Термен.

После Америки он съездил еще в Нидерланды на фестиваль "Шенберг -- Кандинский", а, вернувшись в Москву, застал в своей комнате в коммуналке полный разгром -- поломанную мебель, разбитую аппаратуру, растоптанные записи. Видимо, кому-то из соседей сильно понадобилась его комната. Дочь забрала Льва Сергеевича к себе. Но жизненные силы его иссякли, и через несколько месяцев, 3 ноября 1993 года, Термен умер.

Фильм Стива Мартина "Электронная одиссея Льва Термена" вышел на экраны уже после смерти героя. Но его терменвоксы живут и поныне. Среди многочисленных компаний, производящих их, -- компания Moog Mugic, которой владеет изобретатель первого синтезатора Роберт Муг . Когда-то он сказал про Термена: "Это просто гений, который способен на все!"

Не удалось ему только одно -- стать национальной гордостью России...

Терменвокс звучит в:

1. альбоме "Территория" группы "Аквариум"

2. композиции "Хорошие вибрации", поп-группы "Бич Бойз"

3. фильме Хичкока Spellbound ("Зачарованные")

4. фильме Билла Уайдера "Потерянный уик-энд"


Изобретатель системы:Ле́в Серге́евич Терме́н — подслушивающая система «Буран», считывающая с помощью отражённого инфракрасного луча вибрации стекла в окнах прослушиваемого помещения. Именно это изобретение Термена было отмечено Сталинской премией первой степени. Но из-за весьма пикантного статуса лауреата (на момент представления к премии Термен был ещё заключённым) и закрытого характера его работ, о награждении нигде публично не сообщалось.

Поставлена задача: зарегистрировать звук внутри комнаты, имеющей окно наружу, на расстоянии. Имеется несколько способов сделать это, но здесь будет описан так называемый "лазерный микрофон" . Применение лазера, как приемника звука от оконного стекла, часто используется в фильмах, создавая при этом ложное впечатление, что задача съема информации через окно легка, а сам лазерный микрофон является портативным и легко монтируемым прибором. Это, однако далеко не так. Ниже приводится несколько возможных (но не все) вариантов его реализации.

1. На рис. 1 изображен простейший вариант подобной системы: луч лазера падает на стекло окна под некоторым углом (например, 45 градусов). На границе стекло-воздух происходит модуляция луча звуковыми колебаниями. Отражённый луч улавливается фотодетектором, расположенном с другой стороны окна на угле, равном углу падения. Система в самом деле довольно простая, но требует тщательной юстировки.

2. Второй способ, использующий сплиттер (делитель) пучка и показанный на рис. 2, несколько сложнее, но он позволяет совместить лазер и детектор. Отпадает необходимость в тщательной юстировке системы. Применение сплиттера позволяет свести падающий и отражённый луч в одну точку.

3. Используя интерферометрию (рис. 3), можно получить более высокую чувствительность, чем дает предыдущая схема. Но система очень сложна в настройке из-за большой разницы в длине оптических путей до окна и до зеркала. Отражённые лучи должны приходить когерентными по фазе, в противном случае когерентная картина "замазывается", или вообще отсутствует, что приводит к падению чувствительности.