Для дымохода        10.02.2019   

Из чего сделать барельеф на стене. "Свободное" гипсование – простой метод получения декоративных элементов. С чего начинать работу по созданию барельефа

Как сделать барельеф на стене самостоятельно , избежав распространенных ошибок. Легкий мастер-класс для начинающих на примере моей работы - красочного рельефа с временами года на кухне.

Не стоит с первого раза пытаться изобразить сложный барельеф , если вы новичок. Если вы еще не имели опыта декорирования стен панно и рельефом , то лучше всего взять готовую шпаклевку (в ведре), мой выбор - Sheetrosk (Шитрок) . Эта смесь на виниловой основе не дает микротрещин и легко шкурится. Можно найти аналоги дешевле, главное - избежать сухих смесей при первых экспериментах.

Для создания барельефа нам также понадобится грунтовка, шпатель, плоская синтетическая кисть (у меня №10), абразивные губки или шкурки жесткостью 100 и 800/1000, акриловые краски.
Не накупайте много инструмента , для начала вам вполне хватит среднего шпателя и одной кисти!

Итак, сразу напишу порядок действий, которые нам предстоят:

Для данного рельефа я использовала готовую шпаклевку Sheetrosk и немного штукатурки Rodband в качестве основы. Штукатурка нужна для того, чтобы сократить количество слоев шпатлевки.

Первый же эскиз был одобрен заказчицей - колонну будет опоясывать ветка рябины, на стене с сувенирными тарелками из разных городов, было решено вырастить дерево с вкраплениями, повторяющими узоры некоторых тарелок. Рисунок объединила в фотошопе (как смогла))).

Как всегда, начинала с наброска. Предпочтительнее использовать твердый карандаш , чтобы на стене не оставалось жирных следов в случае ошибок. Если вы не уверены, что сможете перенести рисунок от руки - используйте кальку и копировальную бумагу, закрепив их на стене бумажным скотчем или булавками.
Поверхность под рельеф необходимо обработать грунтовкой (универсальной или укрепляющей) . Места, где предполагался большой барельеф, я промазала бетоноконтактом (он остался от предыдущего проекта). Это делать не обязательно, но и лишним не будет.

Следующий абзац начинающим следует :

На второй день я набросала основу будущего рельефа штукатуркой Ротбанд. Повторюсь, я развожу ее немного гуще, чем указано в рекомендациях на упаковке - на 1 кг сухой смеси лью 0,5 холодной чистой воды. Подробнее о том, как работать со штукатуркой и зачем она нужна вы можете почитать в мастер-классе по барельефу.
Не забывайте, что вода льется в сухую смесь, а не наоборот (вспомните как замешивать тесто).
Следующий день был посвящен нанесению шпаклевки. Рекомендую вам попробовать плоскую синтетическую кисть . С ее помощью легко заполняются щели в штукатурке и вообще объем легче формировать.
Шпаклевка Шитрок пластичная, долгое время не высыхает (процесс нанесения можно растянуть до часа). Рекомендуемый объем 2мм, но если вы нарушаете это правило - рельеф может потрескаться. Трещины легко замазать тем же составом.
(Чтобы сэкономить время и силы, я использовала штукатурку для формирования основного объема, а также нарушала рекомендации, доводя слой шпаклевки до 5-7мм. )

Ствол дерева я намеренно наносила толстым слоем, широким шпателем, высохнув, поверхность крупно потрескалась, стала напоминать кору. Затем я усилила эффект - по краям трещин положила новый слой.


Еще день ушел на тщательную шлифовку и грунтовку поверхности.
Заключительным этапом стала покраска рельефа готовыми акриловыми колерами с небольшим добавлением обычных колеров для более насыщенных цветов.
Начинающие могут использовать как художественные акриловые краски, так и строительные колеры. Проще всего работать в черно-белом или монохромном цвете. Наиболее эффектно выглядят рельефы, одновременно выделяемые и цветом и подсветкой.

Я предпочитаю не лакировать барельеф, поскольку даже матовые лаки дают блики. Но это свойство можно использовать, выделив детали на вашей работе (воду, блестящие и глянцевые элементы).
Фото готового барельефа "Времена года" вы можете посмотреть
Успехов и решительности вам!

Оформление стен, выполненное в однотонном варианте, очень быстро приедается, а оригинально исполненное, красивое – радует и изумляет.

Наиболее эффектным способом декорирования по праву признаны барельефы. При правильном расположении на стеновых поверхностях они смотрятся весьма изысканно и креативно, при этом идеально гармонируя практически с любым дизайном.

Для этого нужно выбрать подходящий узор и соответствующую антуражу цветовую гамму.

Создать такие настенные украшения самостоятельно несложно, нужно лишь изготовить или купить специальные трафареты. В связи с этим барельеф может годиться существенным достоинством – формируемый дизайн получается абсолютно уникальным. Встретить где-нибудь похожий декор вряд ли возможно.

Барельеф на стене – что это такое?

Ещё много столетий назад люди активно оформляли стены собственных домов всевозможными украшениями. Могла это быть резьба по камню или дерева, оригинальные штукатурки и т. п. Однако в их ряду, барельеф всегда позиционировался как наиболее изысканный и статусный.

Барельеф являет собой выступающий над поверхностью стены, объёмный декоративный элемент. Это могут быть фигуры людей или животных, растения, узоры, предметы быта, мифические существа и многое другое. Часто встречаются семейные гербы или единичные картинные произведения. Такое широчайшее разнообразие вариантов позволяет реализовать самые затейливые стилистические идеи, оформляя помещение в произвольной цветовой гамме.

Чтобы воплощать в реальность такие проекты, используются специальные шаблонные формы из прозрачного полимера. Такие трафареты, после предварительного планирования будущего интерьера можно изготовить собственноручно, заказать в специальной мастерской или купить готовые матрицы. Последний вариант наиболее худший, поскольку модели неуникальны и выбор ограничен.

Читайте также: Гравийный сад своими руками: эффектный способ организации приусадебного участка

Предназначение матрицы, в общих чертах, состоит в нанесении на подготовленную поверхность стен выступающих узоров в виде дополнительного штукатурного слоя.

Внимание! Когда фигурный элемент выступает над общей поверхностью более 1/2 своего объёма, то это горельеф (рельеф высокий), а если меньше – барельеф!

Методика самостоятельного изготовления матрицы для барельефа

Никаких сверхсложных действий предпринимать не нужно. Следует подготовить такой набор материалов:

— рисунок-эскиз (узоры, линии, геометрические фигуры и т. п.);

— нетолстые листы прочного пластика. Каждый трафарет используется однократно, поэтому следует припасти достаточное количество ПВХ-листов;

— канцелярский скотч;

— графитовый карандаш, маркер перманентный.

После приготовления, следует выполнить манипуляции в полном соответствии с пошаговой инструкцией:

1. Выбор готового орнамента или самостоятельное его начертание. Можно подобрать интересные варианты на тематических сайтах или в специальных альбомах.

2. Приготовление материала для трафарета. Здесь, нужно очистить лист пластика от упаковки или загрязнений, если таковые имелись. Дополнительно рекомендуется обезжирить его поверхности.

Совет! Оптимальными заготовками для клеше будут листы ПВХ-пластика (толщина 0,14-0,17 мм) для обложек брошюр. Этот материал гибкий, очень прочный и прозрачный, а последнее свойство значительно облегчит перенос рисунка с трафарета-эскиза!

3. Вырезание трафарета. Края на срезах должны быть ровными и чёткими, нельзя допускать образование заусенец или надрезов – они могут испортить будущий трафарет, что в виде неровностей отразится на финишном результате.

4. Нанесение рисунка на пластик. Это можно осуществить несколькими простыми способами:

— используя копировальную бумагу, когда запланированный орнамент напечатан на тонкой бумаге;

— обводка контуров узора, подложенного под лист прозрачного пластика;

— аккуратное очерчивание вырезанных из плотного картона форм.

Подсказка! Чтобы не происходило смещений, необходимо лист с основным рисунком надёжно закрепить скотчем к поверхности пластикового листа!

Как сделать барельеф на стене своими руками с использованием трафарета

Чтобы выполнять качественное изготовление барельефов посредством матрицы без наличия базовых навыков в аналогичных работах, нужно предельно чётко усвоить основные нюансы и технологические особенности этого процесса.

Читайте также: Живая декоративная изгородь. Виды живых изгородей

Напутствие! Чтобы качественно начать работу, желательно потренироваться на куске доски или фанеры. Как только элементы будут получаться без дефектов, можно смело приступать к чистовой отделке стеновых поверхностей!

Посмотрите видео с подборкой фото барельефов в интерьере

Создание барельефа

1. Подготовка

На стене расчерчивается ориентационная разметка, необходимая для симметричного и ровного нанесения декоративных деталей.

Разметку целесообразно делать по существующим ориентирам (углы, стыки, края проёмов и т. п.), поскольку они очень часто не идеально ровные. Если разместить барельефы по меткам, сделанным с помощью монтажного уровня, они будут идеально ровно «лежать» на стенах, а это визуально проявит «кривизну» стен, проёмов или углов комнаты.

2. Фиксация трафарета

Чтобы барельеф получился качественным, необходимо ровно разместить на стене каждый шаблон. Можно применять для этого несколько вариантных способов:

— использовать клеевые составы, однако, они часто оставляют впитавшиеся пятна и поверхностные неровности, которые потом дополнительно нужно удалять;

— применить двусторонний скотч или малярную сетку – они удобны в применении и легко удаляются со штукатурки.

В итоге фиксатор наносится на трафарет не ближе 4,0 мм к краю вырезанного орнамента. Аккуратно, без смещений, матрицу следует прикрепить к стене.

3. Грунтование стены

Этот этап не является обязательным, однако, он только улучшит прочность прилипания барельефов к декорируемой поверхности. Технология покрытия грунтовочным раствором участка стены под украшение не отличается от аналогичной подготовки стен перед покраской или поклейкой обоев.

После каждого грунтования (оптимально 2 слоя) должна следовать достаточная по времени просушка.

4. Нанесение барельефа

Эффектные, объёмные рисунки будут получаться только из мелкозернистой шпаклёвочной смеси. В готовом к применению виде она представляет собой однородную, вязкую, пастообразную массу.

Шпаклёвочный материал можно приобрести в готовом состоянии или как сухую смесь для самостоятельного разведения (инструкция с рецептом обычно прилагается).

Читайте также: Журнальный столик своими руками (с фото)

В несколько слоёв шпаклёвка наносится на трафарет (вырезанную область), равномерно покрывая его, причём каждый новый слой нужно добротно уплотнять.

5. Снятие шаблонной плёнки

Приступать к удалению матрицы можно только после полноценной просушки и затвердевания штукатурного состава. Никаких сложностей при снятии не должно возникать – крепко захватив край трафарета, плавным отклеивающим движением лист без спешки отделяется от стены.

Не нужно расстраиваться если края узора получились небезупречно ровными. Всё равно барельеф будет подвергаться чистовой обработке, после чего, дефекты сгладятся наждачкой.

Рекомендуем видео мастер-класс по изготовлению барельефа своими руками

6. Декорирование барельефов

— подкорректировать созданные элементы мелкоабразивной шкуркой и оставить до итоговой покраски стен. После её осуществления декор стен будет сплошным;

— декорировать барельефы по отдельно задуманному плану.

Первый вариант более простой и низкозатратный, а потому является часто используемым. Когда создаётся уникальный, дорогой, креативный интерьер ремонт продолжается по второму, длительному сценарию. Для этого нужно сохранить трафареты (можно только 3-4 листа) и очистить их от штукатурных загрязнений. После общей покраски стен и их полной просушки берётся чистый трафарет и накладывается на барельеф одной рукой, а второй, декоративный элемент раскрашивается подготовленными и разведёнными красками.

Таким образом, каждая деталь раскрашивается индивидуально. Трафарет при этом нужен для профилактики попадания красителей на отделанную стеновую поверхность.

Важно! Используя разные краски и комбинации оттенков можно получить удивительные, эффектные результаты, например, оформить края барельефов золотой или перламутровой краской!

Заключение

Несмотря на довольно сложное создание барельефного оформления (один, несколько или множество элементов), этот вариант декоративной отделки вполне можно осуществить самостоятельно. Такое оформление, несомненно, придаст жилью эксклюзивный шарм, креативность и будет радовать владельца, приятно изумляя при этом всех гостей!

Объемные изображения на стене смогут стать оригинальным украшением интерьера. В отличие от молдингов (накладных элементов декора), они создаются только вручную. Изготовление качественного барельефа – кропотливая работа, но при большом желании и наличии хотя бы элементарных навыков лепки его можно создать самостоятельно. Начинающие мастера могут воспользоваться трафаретами.

Материалы и инструменты

Для создания барельефа понадобятся:
эскиз будущего изображения;
карандаш, маркер;
листы из пластика для создания трафаретов;

Трафарет для барельефа

Малярный скотч;
колер или краски для гипсовых растворов (в случае, если барельеф будет цветным);
малярная кисть;
мастихины: стальные или пластиковые лопатки, используемые для создания текстурных и рельефных изображений;


Мастихины

Гипс, штукатурка, глина, алебастр или иной пластичный материал.


Замешивание гипса

Создание эскиза

Даже если работа будет выполняться с помощью трафаретов, необходимо сделать ее эскиз в натуральную величину, чтобы проверить, как рисунок будет сочетаться с остальным декором помещения. Возможно, его придется подкорректировать – удалить лишнее или, напротив, добавить детали, чтобы закрыть какие-то пустоты. Готовый рисунок переносится на кальку или тонкую пленку .


Перенесение изображения на пленку

Новичкам лучше не использовать слишком объемные изображения с многоступенчатым рельефом. Достаточно оригинально на стене будут смотреться большой цветок или композиция из нескольких цветков, фруктов или ягод, веток с листьями, простейших контуров животных, птиц и пр.


Объемное изображение может состоять из нескольких несложных деталей, перенесенных на стену с помощью трафарета

Подготовка поверхности

Барельеф выполняется на заранее выровненной и оштукатуренной поверхности. Для увеличения сцепления с гипсом или штукатуркой она грунтуется не менее 2 раз . В помещении с повышенной влажностью лучше использовать противогрибковый состав.

Чтобы стена не выглядела идеально ровной, на нее можно нанести основу из акриловой шпаклевки или сатенгипса (тонкозернистого гипса). Для получения рельефной поверхности после нанесения раствора стена обрабатывается валиком или шпателем хаотичными штрихами. Достаточно оригинальный и выпуклый узор можно получить даже с помощью смятой бумаги или пленки.


Получение рельефной поверхности с помощью смятой пленки


Венецианская штукатурка


Создание неровной поверхности с помощью шпателя

Очень оригинально выглядит барельеф с подсветкой . Чтобы не повредить изображение и не засыпать его пылью, светильники для него лучше установить заранее.


Объемное изображение на стене с подсветкой


Барельеф-светильник

Изготовление барельефа

1. Чтобы перенести эскиз на стену, следует закрепить на ней копирку, а затем прикрепить сверху рисунок малярным скотчем. Места приклеивания в дальнейшем аккуратно затираются.

2. Перенести эскиз на стену можно и другим способом. Для этого на нее наносится небольшой слой раствора, прикладывается рисунок, а его контур обводится с помощью мастихина с заостренным концом, спички или зубочистки.

3. Если барельеф будет объемным, в самых толстых местах изображения лучше закрутить саморезы . Они будут выполнять роль арматуры, не давая изображению осыпаться.

4. Материал для трафаретов должен быть достаточно толстым. Причем чем объемней будет барельеф, тем большую толщину должен иметь трафарет. Удалять его следует очень аккуратно, чтобы не повредить изображение. Поврежденный барельеф можно в любой момент подправить.

Совет. Удалить мелкие неровности и огрехи можно после полного подсыхания штукатурки или гипса. Для этого по краям рисунка следует пройтись мелкой наждачкой.

5. Выпуклые изображения можно получить и с помощью крепления на стенах заготовок из картона или кусочков пенопласта с последующим покрытием раствором. Он будет держаться прочней, если заготовки предварительно обработать грунтовкой.


Заготовку для барельефа можно закрепить на саморезах

6. Дополнительную прочность крупным элементам изображения можно придать с помощью обычного или гипсового бинта, смоченного в растворе. Приобрести его можно в любой аптеке.


Гипсовый бинт

7. Штукатурка, гипс или алебастр разводятся водой согласно инструкции. Раствор тщательно перемешивается.

8. Раствор наносится на стену в несколько слоев . Каждый последующий слой следует выполнять после полного высыхания предыдущего.


Нанесение изображения с помощью мастихина

9. Выпуклые детали раскатываются пальцами, а затем прикрепляются на стену, чуть придавливаются и разравниваются.


Барельеф виноград

10. Последний слой изображения лучше делать из финишной (мелкодисперсной) шпаклевки, легко поддающейся шлифовке.

11. Прочерчивание мелких линий и заделку щелей делают по окончании всех работ.

12. Тонкие прожилки на листьях и цветах можно нанести с помощью медицинского шприца.

13. Готовый рисунок покрывается грунтовкой. Такое финишное покрытие не даст штукатурке или гипсу осыпаться.

Совет. Чтобы барельеф не растрескался при высыхании, его следует периодически смачивать влажной кистью.


Оформление входной двери

14. Раскрасить изображение можно самыми разными способами: как с помощью добавления колера для акриловых красок непосредственно в раствор, так и нанесением краски для гипсовых растворов с помощью художественной кисти. Излишки краски снимаются с помощью влажной губки.


Раскраска изображения

Совет. Получить тонкие переходы цветов можно при нанесении краски на еще влажный барельеф.


Готовое изображение

Техника «терра»

Работа в данной технике не требует особых навыков. Следует лишь запастись заранее сухими ветками, травам, цветами или колосьями . Можно также использовать песок, крупу, лапшу, мелкие камушки и пр.

На загрунтованную клеем ПВА стену (его следует развести в пропорции 1: 1) с помощью того же ПВА вдавливается композиция из сухих растений. После полного высыхания состава рисунок покрывается клеем еще несколько раз, а затем обрабатывается акриловой краской или финишной шпаклевкой.

Совет. Если обработать еще не пожелтевшую листву и цветы глицерином, их можно законсервировать. В таком случае на стене можно создавать настоящие цветные картины из трав и листьев. Чтобы они не осыпались, их несколько раз обрабатывают клеем ПВА.


Барельеф из подсолнухов, обработанных глицерином

Для желающих необычно украсить интерьер и придать ему декоративной самобытности и эксклюзивности можно воспользоваться техникой гипсовой лепнины на стенах – барельеф. Это одновременно простая и замысловатая техника, чем-то схожая с нанесением венецианской штукатурки, но сложнее и интереснее. Все зависит от навыков, фантазии и терпения. Тем не менее эту работу можно выполнять даже с детьми. В помощь придут их надежные ручки, когда нужно смешивать гипсовый раствор.

Барельеф - что это?

Довольно давно люди начали обработку и оформление стен различными украшениями. Это могла быть резьба по камню или дереву. Но по сравнению с другими техниками наиболее востребованной и статусной считался барельеф.

В это понятие входит выпуклый декоративный элемент. Это может быть фигура животного, человека, растения, а также узор или мифическое существо. Все зависит от фантазии и дизайна квартиры.

Для воплощения таких проектов довольно часто используются специальные шаблонные формы, изготовленные из прозрачного полимера. Трафареты можно сделать самостоятельно или заказать в мастерской, также в продаже есть готовые матрицы.

Мастер-класс по выполнению барельефа

Прежде чем начать работу, нужно подготовить место на стене, где будет выполняться лепка, украшающая интерьер. А также определиться с дизайном картины, то есть найти непосредственнорисунок для эскиза, который планируется воспроизвести при помощи гипса или шпаклевки. Для начинающих мастеров не стоит сразу браться за создание глобальных работ. Попробуйте стартовать с выполнения на стене в своей квартире простого изображения, например, дерева или несложного цветка-

Представляем небольшой мастер-класс по выполнению барельефа на стене в домашних условиях:

1. Найти подходящий рисунок. Можно мелом или карандашом перерисовать его на стену в требуемом масштабе.

2. Следующий этап - грунтовка поверхности стены внутри контура рисунка. Обязательно нужно дать ему высохнуть.

3. В небольшой емкости развести гипсовую штукатурку до вязкого состояния соотношением 1:1. Нужно следить, чтобы замес был однородным и без комочков.

4. При помощи небольшого шпателя или специального мастихина (или воспользоваться обычным десертным ножом) нанести смесь малыми порциями на рисунок снизу вверх, вдоль всего ствола дерева. Можно даже оставлять свободные места для лучшего обозначения структуры коры. Пока шпаклевка сырая, сформировать рельеф, выполняя при помощи ножа неглубокие надрезы, выемки.

При нанесении шпаклевки в места расположения листвы нужно использовать немного больше раствора. При этом массу следует лепить перпендикулярными движениями к стене с частыми, хаотичными проколами.

5. После высыхания шпаклевки прокрасить дерево. Для этого используются обычные акриловые краски. Первый слой ствола можно окрасить желтым цветом. Когда он высохнет, нанести второй слой краски – уже коричневый. Снова дать подсохнуть, смочить губку и с бугорков смыть ее так, чтобы краска осталась внутри углублений. Должен получиться красивый перелив. Листва окрашивается по такой же технике в зеленоватый цвет.

Мастер-класс для продвинутых мастеров

Продвинутые мастера смогут повысить уровень мастерства более сложным дизайном и глобальностью сюжета барельефного изображения.

При выполнении барельефа «Роза» понадобятся такие материалы:

  • гипсовая шпаклевка (можно использовать алебастр, средство для стартовых и финишных работ);
  • штукатурка гипсовая;
  • кварцевый грунт;
  • набор мастихинов;
  • набор стамесок;
  • набор художественных петель;
  • резиновый шпатель;
  • абразивная сетка;
  • абразивная губка;
  • емкость для замеса;
  • пленка для защиты от загрязнений;
  • губка;
  • тряпка;
  • распылитель с водой;
  • перчатки;
  • художественная краска (водоэмульсионная акриловая и т. д.);
  • маска для защиты от пыли.

Условно можно представить этапы выполнения барельефа следующим образом.

Подготовка стены

Перед началом художественной росписи стены нужно подготовить непосредственно саму поверхность. Она должна быть идеально ровной, хорошо оштукатурена, обработана специальным клеевым составом (клеевой или флизелиновый грунт) и 2 слоями шпаклевки под покраску. Затем грунтуется обычным грунтом.

Нанесение эскиза рисунка на стену

Выбирается рисунок, по которому выполняется эскиз. На стену его можно переносить карандашом, зачастую используется трафарет или копирка. При помощи кварцевого грунта, который наносится внутрь границ изображения, готовится поверхность для нанесения начального слоя лепнины.

Нанесение первого слоя гипсовой штукатуркой

Первый слой нанесенного состава должен быть очень тонким и прочным. Для этого обычно используется гипсовая штукатурка. В емкость для замеса вливается около 200 мл воды, и затем при помощи мастихина всыпается порошок гипсовой штукатурки в пропорции с водой 1:1. Можно замешивать при помощи дрели с насадкой, шпателем либо мастихином до получения однородной массы, по консистенции напоминающей густую сметану.

Она не должна стекать со шпателя и крепко на нем держаться. Цель нанесения первого слоя – выполнить начальную лепнину для хорошей сцепки между поверхностью стены и будущими слоями шпаклевки барельефа. При помощи двух мастихинов гипсовый состав тонко наносится по всей поверхности рисунка, стараясь не выходить за границы нанесенного эскиза. В первом слое можно выделять объемные части будущего барельефа, используя чуть более толстый слой в определенных на рисунке местах.

В завершении этого этапа поверхность заготовки смачивается водой из пульверизатора. Можно аккуратно пригладить пальцами то, что получилось, и дать время высохнуть.

Нанесение второго слоя гипсовой шпаклевки

На хорошо высохший первый слой необходимо нанести второй, уже из гипсовой шпаклевки. Аналогично готовится водошпаклевочный замес - примерно 1:1. При помощи небольшого мастихина на рисунок наносится и аккуратно разглаживается по направлению от края к центру гипсовый состав.

Далее следует немного смочить рисунок водой из распылителя и при помощи мастихинов, художественных специальных приспособлений - петель и пальцев рук - пригладить и сформировать нужный рельеф на нанесенный слой шпаклевки для получения более гладкого изображения. Скорректировать все неровности и изъяны, пока не «схватится» состав. Когда второй слой высохнет, можно прошпаклевать видимые дефекты финишной акриловой шпаклевкой. И снова дать хорошо высохнуть рисунку.

Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Барельефы современной работы

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

Виды барельефов

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»



Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  • Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  • Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  • Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  • Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Рельефные панно

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Инструменты для изготовления барельефов из гипса

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Сушка искусственных цветов в процессе гипсования

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Лепной плафон под люстру

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Обратное литье из гипса

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Мини обратное литье из гипса

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

Низкая лепка из гипса

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Ветки на барельефах из гипса

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Лепка из гипса по каркасу

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

Пробу готовим так: накалываем гвоздем с небольшим наклоном по еще пластичному покрытию ГКЛ ровные ряды лунок в шахматном порядке и вплотную друг к другу. Наклон гвоздя и ориентацию ребер его острия относительно направлений рядов нужно выдерживать как можно точнее, чтобы лунки получились одинаково асимметричными.

Следующий шаг – выносим пробу на прямой солнечный свет и, поворачивая так и этак, и еще как-нибудь, наблюдаем игру светотени. При этом стараемся вообразить, как надо бы наколоть лунок, чтобы получился меняющийся рисунок. И, как знать, может быть, у вас обнаружатся способности к этому редкому, но необычайно эффектному искусству – теневому барельефу.