Полипропиленовые трубы        24.02.2019   

Уголок природы в детском саду. Игровые уголки первой младшей группы

При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2--3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.

Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан и др.

Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья, -- аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами.

Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3--4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.

Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающую корм. Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.

В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка.

Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы младших групп вряд ли целесообразно. Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильное и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). На участке можно содержать кролика. Клетку с кроликом, белкой или морской свинкой, хомячком изредка приносят в группу малышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.

ПАСПОРТ

1 МЛАДШЕЙ

ГРУППЫ № 3

«ГНОМИКИ»

РАЗДЕВАЛКА

Цель: формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться; формирование навыков общения, умения приветствовать друг друга, прощаться друг с другом; привлечение к процессу воспитательной работы родителей, сплочение педагогов и родителей.

1. Информационный стенд для родителей;

2. Информационный стенд «ПДД»;

3. Информационный стенд «Объявления»;

5. Советы воспитателей (консультации);

6. Стенд «Мы художники»;

7. Папка-передвижка для родителей;

8. Индивидуальные шкафчики для раздевания.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ

УГОЛОК

Цель: развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость и координация); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

1. Мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера);

2. Бубен большой и маленький;

3. Скакалки, гантели детские;

4. Кегли; кольцеброс;

5. Кубики, флажки, «косички», погремушки, ленты;

6. Дидактический материал «Спорт»;

7. Мячи массажные;

8. Мешочки с песком;

9. Шапочки для подвижных игр;

10. Султанчики;

11. Обручи разных размеров;

12. Массажные дорожки и коврик;

13. Каталки;

УГОЛОК ПРИРОДЫ

Цель: знакомство детей с доступными явлениями природы, с домашними животными и их детёнышами, с овощами и фруктами; наблюдения за комнатными растениями.

1. Комнатные растения;

2. Природный материал;

3. Календарь природы, паспорт комнатных растений;

4. Инвентарь для ухода за комнатными растениями;

5. Ящики для рассады, вазы для цветов;

6. Фигурки домашних и диких животных;

7. Дидактические игры по экологии;

8. Альбом «Времена года»;

УГОЛОК ТРУДА

Цель: воспитывать потребность трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

1. Фартуки.

2. Инвентарь для ухода за комнатными растениями: тряпочки, палочки для рыхления, лейки, салфетки для протирания пыли, кисточки, пулевизаторы, клеёнки большие и маленькие;

3. Инвентарь для мытья игрушек и стирки кукольной одежды: тазики, бельевая верёвка, прищепки, мыло, фартуки клеёнчатые.

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ УГОЛОК

Цель: знакомство детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города; развитие интереса и уважения детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

1. Символы государства;

2. Набор открыток «Моя родина»;

3. Дидактический материал «Защитники Отечества», «9 мая - день победы», «Великая Отечественная война»- военные машины;

4. Флаг России.

УГОЛОК ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Цель: развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.

    Материал для рисования: альбомы, акварельные и гуашевые краски, цветные карандаши, баночки для воды, трафареты для рисования;

    Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные клеёнки;

    Материал для ручного труда: клей, кисти для клея, ёмкость под клей, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон, гофрированная бумага;

    Образцы по аппликации и рисованию;

    Нетрадиционная техника рисования: печатки, рисование ватными палочками, пальчик-палитра, трафарет.

    Виды живописи: иллюстрации к сказкам;

КНИЖНЫЙ УГОЛОК

Цель: формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем.

    Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.

    Тематические альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад».

УГОЛОК СЕНСОРИКИ

Цель: развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

1. Матрешки;

2. Пирамидки;

3. Мозаика;

4. Грибочки по цвету и размеру;

5. Шнуровка;

6. Лото;

7. Предметные сюжетные картинки;

8. Пособие на липучках;

9. Рамки - вкладыши (различные по размеру, цвету, форме).

10. Блоки Дьенеша;

11. Дидактические и развивающие игры для развития и восприятия свойств размера, формы: «Лото», «Формы», «Домик-формы».

УГОЛОК СТРОИТЕЛЬНО - КОНСТРУКТИВНЫХ

ИГР

Цель: развитие пространственных представлений, мелкой моторики, творческого воображения.

1. Конструктор мелкий и крупный «Лего»;

2. Пластмассовый напольный конструктор;

3. Пазлы;

4. Игрушки со шнуровками и застёжками;

5. Небольшие игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и животных, макеты деревьев;

6. Транспорт мелкий, средний, крупный: машины легковые и грузовые.

7. Образцы построек.

УГОЛОК «МЫ ИГРАЕМ»

Цель: создание условий для творческой деятельности детей, развития фантазии; формирование игровых навыков и умений; воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.

Наборы игрушек и предметов, отражающих доступные малышам операции труда и социального быта: "Магазин", "Доктор", "Шоферы", "Парикмахерская", "Семья".

    Предметы одежды, аксессуары, обозначающие ролевую принадлежность.

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»:

    Накидки пелерины для кукол и детей;

    Набор парикмахера;

    Журналы причёсок.

    Заколки, ободки, браслеты, бусы.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»:

    Касса;

    Кондитерские изделия;

    Хлебобулочные изделия;

    Корзины;

    Овощи, фрукты .

Сюжетно-ролевая игра «Шофёр»:

    Рули; нагрудные машины;

    Разнообразные машины;

    Светофор;

    Гараж.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»:

    Медицинские халаты и шапочки;

    Таблица для проверки зрения;

    Ростомер;

    Телефон.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»:

    Комплект кукольной мебели;

    Набор крупной чайной и кухонной посуды;

    Куклы, одежда для кукол;

    Коляски;

    Комплект пастельных принадлежностей для кукол;

    Гладильная доска, утюги.

    Набор крупногабаритной мебели, соразмерной росту ребенка "Комната", "Кухня".

Сюжетно-ролевая игра «Моряки»:

    Бескозырки, накидки;

    Штурвал;

    Мачта;

    Флажки;

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК

Цель: развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков.

1. Дудочки;

2. Погремушки;

3. Гитара;

4. Гармонь;

5. Бубен;

6. Музыкальные игрушки;

7. Деревянные ложки;

8. Дидактический материал «Музыкальные инструменты»;

9. Атрибуты для ряженья: шляпы, бусы, сарафаны, юбки, косынки.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ УГОЛОК

Цель: формирование навыков слушания; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

1. Ширма маленькая для настольного и кукольного театра;

2. Кукольный театр;

3. Настольный театр;

4. Театр на фланелеграфе;

5. Шапочки-маски различных персонажей к сказкам о животных;

6. Театр - фартуки;

7. Пальчиковый и перчаточный театр;

8. Дисковый театр;

9. Театр на палочках и на резиночках;

10. Элементы костюмов и украшений для ряжений: косынки, фартуки, жилеты, бусы, веночки, браслеты, платья, юбки .

УГОЛОК «НАША ЛАБОРАТОРИЯ»

Цель: формирование познавательной деятельности, наблюдательности, развитие любознательности.

1. Баночки;

2. Мыльные пузыри;

3. Мерные стаканчики и ложки, мячики, разноцветные стёкла;

4. Часы песочные;

5. Центр «Песок-вода»;

6. Набор резиновых и пластиковых игрушек;

7. Резервуары с крупами.

8. Фартуки;

9. Совки, разнообразные формочки, не крупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и др. геометрические формы разных размеров и цветов);

10. Палочки, грабельки, сито, ведерки;

11. Набор игрушек из разных материалов (для игры «Что плавает - что тонет?»), водяные мельницы, лейки, воронки, сито;

12. Прищепки, трубочки, губки, крупы(рис, гречка, манка, пшено).

13. Картотека опытов.

Игра «Разноцветные замочки»

Развитие мелкой моторики рук с помощью молний для одежды, а также цветового восприятия, т.к. все молнии разноцветные.

Программное содержание. Развитие цветового восприятия и мелкой моторики рук.
Возраст детей. 2-4 года.
Оборудование. Доска с разноцветными замочками.
Ход игры.
Воспитатель: Посмотри какая у нас яркая досочка.
— А каким она цветом?
Ребенок: Красная.
-А что у нас есть на досочке?(Ответы детей)
-Какого цвета вот этот замочик? (Ответы детей)
-Покажи замочик жёлтого цвета.
-А какого цвета этот?(Ответы детей)
Воспитатель: Попробуй расстегнуть замочик.
— А теперь застегнуть.
-Получилось?(Ответы детей)
Самостоятельная игровая деятельность.

Театрализованная игра по русской народной сказке «Репка».

Программное содержание. Познакомить с новой сказкой, предложить следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации, учить называть персонажей и их действия, эмоционально воспринимать действия героев. Предложить детям обыграть сказку на фланелеграфе.
Возраст детей. 2-4 года.
Оборудование. Фланелеграф, картинки героев сказки, книжка с иллюстрациями, маленькая игрушка- мышь.
Ход игры. Дети посмотрите какая крошечная гостья сегодня к нам пришла
(показываю мышку).
-Какая мышка? (Ответы детей)
-Как её можно ещё назвать? (Ответы детей)
-Эта мышка хвастает, что она сумела вытащить самую большую репку. Даже принесла нам такую «сказку». Давайте послушаем сказку.
По ходу рассказывания показываю иллюстрации. Беседа после рассказывания сказки:
-Дети, мышка сама вытащила репку? (Ответы детей)
-Назовите тех, кто ей помогал.(Ответы детей)
-Почему ей помогали? (Ответы детей)
А кто хочет поиграть в эту сказку? (Раздать картинки из театра-фланелеграфа)
Давайте повторим сказку вместе. (Обратить внимание на последовательность действий персонажей и интонацию, с которой они говорят). Дети последовательно выставляют свои картинки.
-Не хвастай, мышка, ведь мы трудились все вместе, дружно!

Игра « Осенние листочки».

Программное содержание. Учим находить и правильно называть цвет, согласовывать существительное с прилагательным.Развиваем координацию движений рук. Формируем пространственные представления и воспитываем правильно физиологическое дыхание, длительный ротовой выдох.
Оборудование. Набор осенних листьев. (красные, жёлтые, зелёные, ораньжевые).
Игра на развитие речевого дыхания.
Воспитатель. У меня есть осенние листочки, какого они цвета?(ответы детей)
Давайте подуем на листики так, чтобы они разлетелись. (дети дуют)

Мы — осенние листочки,
Разлетелись из кружочка.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок,
Мы присели все в кружок.

Дидактическая игра «Найди пару»

Предложить детям взять по одному листочку со стола.
-Найдите пару своему листочку. По цвету.

-Найдите пару листочку. По форме.

Дидактическая игра «Собирай урожай»

Программное содержание. Обогащаем представление детей об овощах. Знакомим с обобщающим понятием овощи. Развиваем зрительную память, зрительное внимание.
Оборудование. «Грядка»(коробка с кармашками), картинки овощей.
Ход.
Воспитатель показывает «грядку» с овощами.
-Как вы думаете, что это? (Ответы детей)
Мы пришли на огород.
Что же там у нас растёт?
Есть морковка, кабачок,
Репка есть и чесночок.
Мы корзиночки возьмём,
Урожай наш соберём!
-Что на нашей грядке растёт?(Ответы детей)
-Какого цвете репка?(Ответы детей)
-Какого цвета морковка?(Ответы детей)
-А какой она формы?(Ответы детей)


Игра «Собери целое».

Программное содержание. Учим собирать целый предмет из отдельных частей;
развиваем мышление, внимание; учим восприятию целостного изображения предмета.
Оборудование. Картинка с изображением предмета, набор деталей разрезанной на части картинки(4 части).
Ход. Разложить на столе детали картинки. Предложить детям рассмотреть целостное изображение картинки.Попросить малышей найти эти детали на столе и собрать картинку.

Игровые уголки группы

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР».

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ.
НАБЛЮДЕНИЯ: ПОЛИВ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ, «УМЫВАНИЕ РАСТЕНИЙ», «КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ» (ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ», «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ», «ЖИВОТНЫЕ ЗООПАРКА», «ОВОЩИ», « ФРУКТЫ».

ЦЕНТР «МАЛЕНЬКИЙ ПЕШЕХОД».

ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ.
Дидактическая игра: «Светофор» , «тротуар для пешехода, а дорога для машин», «Грузовые машины».

ЦЕНТР «ХОЗЯЮШКА».

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ К СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ. УЧИТЬ БРАТЬ НА СЕБЯ РОЛЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ СО СВЕРСТНИКАМИ.
Сюжетно-ролевая игра: «Дом», «Дочки-матери», «Напоим кукол чаем», «Встречаем гостей».
Дидактическая игра: «Посуда» (Чайная, столовая); «Мебель», « Чего не стало?»; «Назови предмет».
Игровая ситуация: «Приготовим обед для кукол», «Мама кормит малыша»

ЦЕНТР «ЗДОРОВИЧОК».

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ В ПОТРЕБНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
Подвижная игра: «Достань игрушку», «Через ручеёк», «Весёлый мяч», «Воробышки и автомобиль».
Ходьба по дорожкам для профилактики плоскостопия.

ЦЕНТР «ГРИБОК-ТЕРЕМОК».

ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ ВЫПОЛНЯТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ПЕРЕДАВАТЬ ХАРАКТЕР ПЕРСОНАЖЕЙ, ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ, ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К ТЕАТРАЛЬНОЙ ИГРЕ.
Настольный театр, кукольный театр, варежковый театр, игры-драматизации.

Знакомство с окружающим миром, природой родного края - важные задачи образовательного процесса в детском саду. Их реализации подчинены все элементы учебно-воспитательной работы: занятия, прогулки, досуг, использующие ресурсы специализированного уголка предметно-развивающей среды - центра природы. Его оформление требует не только соответствующего возрасту малышей эстетического, но и методического наполнения. Особенно если речь идёт о двух младших группах (с 1,5 до 3 лет и с 3 до 4 лет), когда у детей формируются первичные представления о мире вокруг.

Роль центра ознакомления с окружающей средой

Организованная деятельность детей в уголке природы (центре природы, экоцентре, уголке ознакомления с окружающей природой, живом уголке) позволяет реализовывать целый ряд целей экологического воспитания.

Цели и задачи организации уголка природы

Центр для знакомства и наблюдения за живой и неживой природой имеет ключевое значение для формирования у детей осознанного и бережного отношения к окружающему миру. При этом образовательная миссия создания уголка природы имеет преемственный характер, то есть цели и задачи работы этого элемента предметно-развивающей среды во второй младшей группе расширяются и дополняют те, что были поставлены в первой младшей.

Работа в экоцентре во второй младшей группе логично продолжает ту, что была начата в первой

Таблица: цели и задачи создания уголка природы в первой и второй младших группах

Первая младшая Вторая младшая
Цели Задачи Цели Задачи
  • Познакомиться с содержанием уголка природы (названия растений, внешний вид и повадки животных).
  • Учиться наполнять копилку природных материалов для поделок (собирать каштаны, листья, жёлуди).
  • Расширять словарный запас.
  • Учиться выполнять инструкции взрослого.
  • Развивать чувство прекрасного, гармоничности созданного природой.
  • Воспитывать аккуратность, чувство ответственности.
  • Научиться различать комнатные растения по внешнему виду (цветущие - не цветущие, кактусы, крупнолистные).
  • Наблюдать сезонные изменения флоры и фауны (цветение растений, активное размножение рыб в тёплое время года, спячка ёжика зимой и т.д.).
  • Формировать представления о чередовании времён года, частей суток.
  • Получить представления о значении воздуха, воды и солнца в жизни человека, растений и животных.
  • Осваивать трудовые навыки (учиться аккуратно вытирать пыль с подоконника).
  • Привлекать к работе произведения художественной литературы, музыки (стихотворения, загадки, потешки о природе).
  • Формировать уважительное отношение к труду (своему и товарищей), бережное отношение к природе.
  • Углублять представления о многообразии мира вокруг за счёт дополнения списка растений, животных, пресноводных, земноводных и насекомых, природных материалов (жёлуди, каштаны, листья разной формы), новых видов дидактических игр (например, не только сортировка растений по классу - фрукты, овощи, а и выбор подходящих деревьев, овощных культур для собственного сада, огорода).
  • Развивать речь.
  • Учиться работать в парах, мини-группах.
  • Воспитывать эстетические вкусы, терпимость к темпу и качеству работы товарищей.
  • Познакомиться с некоторыми причинно-следственными связями между явлениями природы (время года - фаза роста растения - действия человека).
  • Расширить имеющиеся знания о представителях флоры и фауны своей местности (называния животных, растений, их характерные особенности).
  • Осваивать элементарные принципы ухода за растениями (полив в разное время года: обильный летом и менее интенсивный зимой).
  • Воплощать на практике принципы ухода за животными (наливать питомцам воду, насыпать им корм).
  • Продолжать освоение навыков уборки пространства уголка природы (поливать цветы, подметать пол, вытирать пыль с подоконника и со стола).
  • Познакомиться с литературными произведениями по теме, народными приметами.
  • Совершенствовать умение работать в парах, делить обязанности (один поливает, другой кормит и т.д.).

Требования к оформлению центра природы

Масштабность целей и задач, поставленных перед организацией уголка ознакомления с окружающим миром, предполагает тщательное наполнение образовательного пространства, которое должно отвечать определённым требованиям.


Наполнение предметно-развивающей среды для экологического воспитания малышей распределяется между двумя зонами:

  • живой уголок;
  • зона экспериментирования.

Центр природы включает в себя две зоны: живой уголок и зону для экспериментирования

Рассмотрим содержание каждой из этих зон отдельно.

Живой уголок: растения

Чтобы малыши могли во время наблюдений делать выводы относительно особенностей роста и развития растений, флора центра природы должна отбираться и содержаться в рамках определённых правил.

Требования


Какие растения выбрать

Как показывает практика, наиболее оптимальным выбором для учёта всех требований, будут представители трёх групп комнатных цветов.

  1. Тропические растения: лианы, орхидеи, эпифиты. Для малышей эти цветы интересны отсутствием периода покоя, то есть их рост можно будет наблюдать постоянно.
  2. Субтропические растения: аспидистра, сенполия, имеющие периоды покоя. Очень удобны в помещениях, расположенных на первом этаже, а значит, так или иначе, подверженных перепадам температур. Поэтому представители субтропиков особенно востребованы в первой младшей группе, так как малышей этого возраста обычно «селят» внизу.
  3. Обитатели пустыни: кактусы, суккуленты - любители жары и света. То есть угроза «забыли полить» им не страшна. К тому же забавный внешний вид этих растения привлекает малышей.

На горшки с цветами стоит прикрепить бирки с названиями

Таблица: примеры растений для оформления уголка природы в младших группах

Название Особенности роста, строения и ухода
Аглаонема («серебряная королева») Семейство ароидных. Аглаонема имеет индо-малайское происхождение - родом из Азии, регионов с тропическим и субтропическим климатом. В природе насчитывается по современным данным 22 вида. Имеет более широкие листья на коротких черешках, с ярко выраженной центральной жилкой и светлыми пятнами и штрихами. У некоторых форм по поверхности листа на средне-зелёном фоне серебристые полосы, почти параллельные, ровные, и рисунок чем-то напоминает узор на листьях калатеи. Аглаонему размножают весной и летом верхушечными и стеблевыми черенками, также при пересадке отделяют отростки с несколькими листочками и корешками.
Алоэ пёстрое Семейство ксанторреевых. невысокое растение, высотой до 30 см. Нижняя сторона листа ладьевидная, темно-зелёная с поперечными широкими и светлыми полосами-пятнами. Вдоль краёв листа тянется светлая тонкая полоска. Размножается семенами, черенками, прикорневыми отводками и отдельными цельными листьями. Летом большинство алоэ дают дочерние розетки, если их отделять, то растение может быть особенно крупным и иметь широкие мясистые листья. Черенкование удаётся почти круглый год, но лучше весной и летом (зимой с досветкой). Срезанные черенки обязательно подсушивают: летом - дней 5, зимой неделю и более.
Амариллис Родина пустыни Африки. Луковичное растение с крупными, очень красивыми, похожими на лилию цветками красной, розовой или белой окраски, с ремневидными листьями; цветёт в марте-мае. После того как засохнут листья, горшки с луковицами ставят в тёмное сухое место и прекращают поливку; в феврале-марте, когда начнут появляться цветочные стрелки, переносят на свет и начинают поливать. Условия хорошего цветения амариллиса: небольшой горшок, дренаж, обильная поливка во время роста.
Бальзамин, или огонёк, Ванька мокрый, недотрога. Родина тропические леса Африки. Стебли сочные, прозрачные, вздутые в узлах; листья очень нежные, яйцевидной формы, заострённые, с пильчатыми краями; розовые или красные цветки находятся под листьями, как под зонтиком. За яркую окраску цветков растение называют огоньком. Из опылённых цветков образуются сухие плоды, которые от прикосновения растрескиваются и стреляют семенами. Поэтому бальзамин называют ещё и недотрогой. Размножается бальзамин черенками и семенами, которые высевают летом и поздней осенью.
Бегония, королевская бегония. Родина тропические леса Азии. Растение с красивыми, яркоокрашенными, крупными листьями, которые, как и черешки, опушены; размножается листовыми черенками. Растения следует защищать от прямых лучей солнца, обильно поливать летом, умеренно зимой, опрыскивать нельзя, так как от этого на листьях образуются пятна.
Герань, или пеларгония, журавлиный нос. Родина - Южная Африка, бывает разных видов. Герань зональная, или окаймлённая. Листья душистые, зелёные, с коричневой или белой каймой; обильно цветёт яркими цветками, собранными в зонтик. Герань больше цветная. Цветки крупные, разной окраски, листья слегка складчатые.
Папоротник нефролепис Красивый папоротник, самый выносливый и распространённый среди комнатных культур папоротников. Размножается преимущественно делением куста или отводками, никаких проблем обычно не бывает - отрезаете ножом во время пересадки часть корней с листьями и сажаете в небольшой горшок. Приживается папоротник быстро. Но новые листья вначале растут медленно.
Колеус Родина остров Ява. У растений прямой, светло-зелёный сочный стебель и супротивно расположенные листья овальной формы. Растение ценится за красивые, пёстро-окрашенные листья с узорами и каёмками; цветки мелкие, голубые, собраны в метёлку. Яркость расцветок листьев зависит от освещения. Если света мало, окраска бледнеет. При уходе за колеусами летом нужны обильная поливка и систематическая подкормка, а зимой умеренная и редкая поливка, достаточное тепло. Размножается черенками и семенами.
Зигокактус («декабрист»), эпифитный кактус В природе растёт на стволах деревьев во влажных горных лесах восточной Бразилии. Разветвлённый стебель этого растения состоит из плоских сегментов до 2,5 см шириной и 5–6 см длиной с зубцами по краям. В конце осени на концах побегов появляются многочисленные бутоны и к Рождеству, в самое холодное и тёмное время года, расцветает красными, розовыми или белыми цветами. На родине зигокактуса в это время разгар лета и в комнатных условиях растения зацветают, следуя своему природному календарю. Размножается черенками, которые имеют 2–3 сегмента. Черенки рекомендуют отделять отщипыванием нескольких сегментов на концах побегов. Обычно это делают так: нижний сегмент придерживают пальцами, а верхний аккуратно поворачивают вокруг оси. Сегмент легко отделяется. После отделения черенки несколько часов (или даже дней) подсушивают и высаживают для укоренения. Чтобы черенки не загнивали, лучше их не заглублять в почву, а ставить вертикально, подпирая спичками или прислоняя к стенкам контейнера.
Каланхоэ Родина Южная и Юго-Восточная Азия, Южная Америка. Это суккулентные растения, появившиеся в России очень давно, их выращивают как декоративно-цветущие растения, и как лекарственные. У каланхоэ много народных названий: дерево жизни, комнатный доктор, комнатный женьшень, про него говорят «хирург без ножа». Его большое достоинство в том, что оно полностью безопасно. Размножение происходит легко, без стимуляторов. Достаточно поместить черенок или лист во влажную среду - на мокрый песок или поставить веточку в стакан с водой. Крупные черенки лучше укореняются в воде, мелкие листья и маленькие черенки - в песке или вермикулите. Оптимальное время для размножения - с марта по июнь, в другое время года каланхоэ тоже укореняется, если достаточно светло и тепло.
Сансевьера («щучий хвост») Родина тропическая Азия и Африка. Сансевьера - прекрасное, неприхотливое комнатное растение, которое подходит для выращивания, как одиночное растение, так и для составления композиций. Большое преимущество сансевьеры среди других комнатных растений даёт то, что она мирится с затенённостью (сорта, имеющие светлые полосы, более светолюбивы) и очень хорошо растёт в композициях как с другими суккулентами, так и с обычными комнатными растениями. Для размножения частью листа берут старый крепкий лист, который можно разрезать на куски по 4–5 см длиной и немного подвялить на воздухе. Затем лист нижним концом высаживают в песок или влажный вермикулит. После укоренения можно пересадить в горшок с землёй. На отращивание корешков уходит примерно две недели. Это единственный период, когда нужен равномерно влажный грунт без пересушки.
Сеткреазия Многолетнее вечнозелёное травянистое растение семейства Коммелиновы, родиной которого являются южные районы Америки и Мексика. У сеткреазии плетистые, ниспадающие побеги. Листья удлинённые, ладьевидные, охватывающие стебель, с заострённой прямой верхушкой и ровными краями, опушенные. Мелкие цветки собраны в плотные пучки на верхушках побегов. С возрастом побеги оголяются и при резком соприкосновении ломаются. Легко размножается верхушечными черенками в любое время года. 6–10-сантиметровые черенки высаживают в смесь песка и торфа или в воду, где они также могут пустить корни. После укоренения их следует пересадить по 3–4 черенка в один горшок.
Традесканция Родина - тропические леса Америки. Растение с длинными свисающими стеблями и зелёными ланцетовидными листьями, бледнеющими на ярком свету. Размножается черенками с весны до осени, отломленные стебли легко укореняются. У традесканции зебровидной листья с белыми, серебристыми, коричневыми или фиолетовыми полосками, на свету окраска листьев ярче, в тени они зеленеют. Хорошо растёт в аквариумах и террариумах. Когда на опущенных в воду побегах появляются корни, кусок стебля с ними и парой листьев можно обрезать и посадить на дно аквариума.
Узамбарская фиалка Родина - Узамбарские горы Африки. Узамбарская фиалка небольшое, очень изящное растение с плоской розеткой из многочисленных зелёных с серым опушением округлых листьев. Обильно цветёт почти круглый год. Цветки небольшие, собраны в кисть, по форме и окраске похожи на цветки обычной фиалки. Встречаются растения с сиреневыми, фиолетовыми и розовыми цветками. Любит свет, но не переносит прямых лучей солнца и сквозняков. Поливать это растение лучше с поддонника, так, чтобы земляной ком был всегда умеренно влажным. Пересаживают фиалку каждый год весной, размножают в любое время года листьями, которые сажают в воду или прямо в землю. После появления молодых листьев черенки пересаживают в горшки; молодое растение зацветает через 10 месяцев после черенкования. Высаженное растение первое время надо часто увлажнять.
Фикус Родина - джунгли Восточной Индии. Растение с крупными кожистыми листьями, быстро растёт, не требует много света, размножается верхушечными черенками, которые легко образуют корни в бутылке с водой на свету. Растение интересно для наблюдения над появлением и ростом новых листьев.
Хлорофитум («зелёное растение») Родина - Южная Африка. Листья длинные, линейные, растут пучками; иногда на тонких и длинных цветочных стрелках появляются маленькие белые цветки, которые похожи на звёздочки. На концах длинных побегов образуются отводки (пучок листьев с корешками), которые можно отсадить для получения новых особей. Растение требует много света. Поливают его обильно, но редко, так как оно имеет вздутые, очень сочные корни, в которых скапливается влага.
http://www.maam.ru/detskijsad/pasport-ugolka-prirody.html

Это интересно. Практика показывает, что для малышей 1,5–4 лет достаточно 3–4 цветка. На каждом цветочном горшке должна быть прикреплена памятка с названием растения и особенностями ухода (полива и удобрения). Несмотря на то что среди детей первой и второй младшей групп умеют читать лишь единицы, они должны знать о предназначении этих ярлычков. А впоследствии, когда уровень самостоятельности ребят повысится, смогут ими пользоваться при уходе за зелёными питомцами.

Живой уголок: животные

Для полноценного знакомства с природой очень важно, чтобы дети могли наблюдать не только растения, но и животных. Поэтому целесообразным является организация так называемой экологической гостиной, расположенной в общем холле детского сада, куда бы имелся доступ у ребят всех групп. В этой зоне уместно поселить как водоплавающих, так и птиц, земноводных.


Это интересно. Все животные, кроме обитателей аквариума, должны пройти ветеринарный контроль, результаты которого фиксируются в справках.

Для младших групп целесообразно периодически на 1–2 дня приносить клетки с животными в группу для ознакомления с внешним видом и образом жизни обитателей живого уголка.

Зона экспериментирования

Эта часть предметно-развивающей среды предназначена для эмпирического исследования живой и неживой природы. Обычно размещается по коробкам, ящикам. Для детей 1,5–3 лет зона экспериментирования представлена в очень сжатом виде, так как малыши не делают опытов в том объёме, в котором этот вид работы практикуется в средней и старших группе. Во второй младшей происходит небольшое пополнение материалов, но в целом комплектация остаётся неизменной.


Это интересно. В младших группах (в отличие от средней и старших) необязательно, но очень полезно создавать «огород на окне», высаживая репчатый лук, чтобы дети могли наблюдать за процессом роста и развития растения.

Видео: экскурсия по центру природы в младшей группе

Фотогалерея: примеры макетов центров природы в группе

Под цветы и мини-огород можно приспособить отдельный столик Есть, так называемые, мобильные уголки природы, полностью меняющие своё содержание в зависимости от времени года - такая работа требует больше сил и энергии Информацию из уголка природы можно поместить в один плакат, но это оформление теряет индивидуальность Комнатные цветы могут быть не только содержательным элементом, но и средством декора уголка природы Для хранения материалов для экспериментирования, картинок и книг удобны открытые полочки

Средства для оформления уголка природы

Оформление центра экологического воспитания в детском саду обычно идёт по стандартной модели:

  • стенд с плакатами (о правилах полива растений, обращения с дикими и домашними животными и т.д.) и свободным местом для размещения календаря природы, рисунков малышей;
  • стол для размещения материалов уголка;
  • цветочные горшки, выполненные в одном дизайне;
  • коробки с материалами для работы.

Таким образом, все средства оформления можно купить. При этом уголок природы лишается некой индивидуальности, того, что будет отличать его от остальных. Казалось бы, не слишком существенный для выполнения задач экологического воспитания фактор, но между тем он играет огромную роль для детей первой и второй младшей группы. В этом возрасте малыши в окружающей обстановке должны видеть как можно больше предметов, созданных руками человека - это очень важный аспект воспитания уважения к труду. К тому же в дальнейшем на своём образовательном пути ребята ещё не раз столкнутся со стандартами, клише. Поэтому в группе младшего дошкольного возраста (особенно в первой) в уголке природы должно быть как можно больше элементов, сделанных руками педагога, родителей, а возможно, и самих детей.

В некоторых случаях даже один яркий элемент, сделанный своими руками, например, оригинальный календарь природы в виде домика, делает центр природы неповторимым

  1. В качестве стенда может выступать кусок фанеры, на которую через поролоновую прокладку натянута ткань. Таким образом, всю наглядную информацию (рисунки, картинки) можно прикреплять кнопками (или двусторонним скотчем), то есть обеспечивать частую смену материалов.
  2. Для хранения материалов удобнее использовать небольшой комод, в ящиках которого можно разместить всё необходимое.
  3. Чтобы сделать цветочные горшки оригинальным элементом интерьера, их можно обтянуть тканью или обклеить оракалом.
  4. Каждый ящик с подручными материалами также можно интересно оформить (сделать декупаж, обклеить разноцветной бумагой и пр.). Одно остаётся неизменным: каждая тара должна быть подписана.

Многие педагоги при оформлении уголка природы опасаются сделать его или обычным, таким как у всех, или, наоборот, слишком оригинальным, когда красота идёт в ущерб функциональности. Чтобы избежать перегибов в ту или другую стороны, лучше скомбинировать оба подхода.

Это интересно. Малыши очень любят сказки, причём страстно желают познакомиться, подружиться с понравившимся персонажем. Этим можно воспользоваться при создании уголка природы, разместив в нём интересного сказочного персонажа, от лица которого будут проводиться игры, ставиться задачи для трудовой деятельности. К тому же дети могут рассказывать ему о проделанной работе.

В уголке природы может обитать сказочный персонаж, от имени которого ведётся работа по экологическому воспитанию

Как назвать уголок природы

Как правило, центр экологического воспитания в группе вполне предсказуемое называется «Уголок природы». Но если есть желание уйти от обыденности, то и к названию можно подойти творчески. Для первой и второй младших групп оно должно быть кратким и по возможности легко произносимым (очень важно для малышей, которые только начинают разговаривать: сложные слова им трудно произносить). Вот некоторые примеры:

  • «Малыши и природа»;
  • «Мы и природа»;
  • «Мир природы»;
  • «Окно в природу»;
  • «Я познаю природу».

Работа в уголке природы

Исходя из целей и задач создания уголка природы, содействующего экологическому воспитанию малышей, он предназначен для:

  • дидактических игр, через которые дети получают знания о природе;
  • трудовой деятельности, прививающей ответственное отношение к миру вокруг.

В уголке природы много полезного дидактического материала, который может быть использован на любых занятиях, а не только на ознакомлении с окружающей средой

Дидактические игры

Игровая деятельность - ведущая в дошкольном возрасте, поэтому основные задачи экологического воспитания реализуются через неё.

Таблица: дидактические игры в уголке природы для первой и второй младших групп

Возраст детей Название Цель Материалы Ход игры
1,5–3 года Деревья и их плоды Учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание. Иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, клён), картинки (шишка, рябина, каштан, кленовая крылатка). Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.
Кто в лесу живёт Закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным. Наборы игрушек или карточек: «Дикие животные» и «Домашние животные». Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, что живут в лесу.
Найди цветок Закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы». Цветы уголка природы. Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название.
3–4 года Узнай животное Закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание. Аудиозаписи звуков, которые издают животные. Вариант 1.
Воспитатель издаёт звуки животных или ставит аудиозапись, а дети их отгадывают.
Вариант 2.
Воспитатель вызывает к себе ребёнка, на ушко называет ему животное. Ребёнок издаёт звуки животного, а дети отгадывают. Примечание: второй вариант возможен, только если у детей общая подготовка на хорошем или отличном уровне.
Кто как кричит Закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе. Картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы. Воспитатель показывает детям поочерёдно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.
Уход за цветами Закреплять умение детей ухаживать за растениями уголка природы; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях. Лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.). На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают и называют, что ими делают.

Трудовая деятельность

В первой младшей группе этот вид активности носит подсобный характер, то есть малыши помогают воспитателю: подносят лейку для полива, вместе со взрослым протирают крупные листья растений. На исходе первого года в детском саду ребята допускаются для посадки крупных семян или луковиц в подготовленные лунки в грунте. К такому виду работы привлекают всех малышей группы, а после работы педагог хвалит и благодарит за помощь. Очень важно также обозначить перспективу деятельности, например, «Вы - молодцы: посадили лук. Он вырастит красивым, сочным, и мы отдадим его на кухню, чтобы повара добавили лук в суп, и суп стал ещё вкуснее».

Дети с удовольствием включаются в работу по высаживанию мини-огорода

Во второй младшей труд приобретает более самостоятельный характер, дети учатся работать в парах, малых группах (4 человека максимум). При этом все участники выполняют одинаковые действия, которые педагог предваряет объяснением и показом каждого этапа отдельно. Например, малыши в парах поливают цветы и вытирают воду, попавшую на подоконник (наливаем неполную лейку, льём тонкой струйкой по четырём направлениям в горшок, ставим лейку на место, вытираем воду тряпочкой).

Зона природы в младшем дошкольном возрасте - важный элемент предметно-развивающей среды группы. Она помогает малышам осваивать основы экологической культуры, связанной с воспитанием бережного отношения к окружающему миру. И поскольку это направление образовательного процесса будет продолжаться и в школе, на педагога ложится большая ответственность, связанная с правильной организацией центра природы и выбором методически грамотных приёмов работы с материалами уголка.

Поделитесь с друзьями!

Анна Сидоренко
Уголок природы в 1 младшей группе

Уголок природы в 1 младшей группе .

1) Постоянные объекты :

Комнатные растения : хлорофитум 2, нефролепис, каланхоэ 2, фиттония скелетон, герань.

2) Временные объекты (оформление по сезонам) :

Осень :

На стене плакат с изображением осеннего пейзажа;

На тумбе желтая ткань «опавшие листья» ;

Букет из осенних листьев.

Зима :

На стене плакат с изображением зимнего пейзажа;

На тумбе кукла, одетая по сезону;

На тумбе белая ткань, сугробы из ваты;

Букет из голых веточек.

Весна :

На стене плакат с изображением весеннего пейзажа;

На тумбе кукла, одетая по сезону;

На тумбе белая ткань, голубая лента – ручеек;

Букет из веточек с почками, первыми цветами.

Лето :

На стене плакат с изображением летнего пейзажа;

На тумбе кукла, одетая по сезону;

На тумбе зеленая ткань «трава» ;

Букет из веточек с листьями, цветы.

3) Шкаф №1 :

Натуральные овощи (+огород) и фрукты (+ дерево, либо их муляжи;

Наборы картинок с изображением животных (домашних и диких, птиц (домашних и диких, насекомых, овощей, фруктов;

Альбомы «Времена года» ; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные;

Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?» , «Чей домик?» , «Чей малыш?» и другие;

Аудиозаписи : «Пение птиц» , «Шум ручейка» , «Шум дождя» , «Гроза» , «Ветер» , «Хруст снега» .

На подоконнике лейка, приборы для ухода за цветами, губка для протирания листьев, пульверизатор, паспорт комнатных растений.

Паспорт комнатных растений

ГЕРАНЬ (пеларгония)

Герань можно выращивать и на подоконнике, и в саду или на балконе. Помимо своей красоты, герань создает вокруг себя положительную ауру. За ней легко ухаживать, она редко подвергается заболеваниям, требует умеренного полива и не слишком питательной земляной смеси, устойчива к засухе, обладает высокой жизнестойкостью. Они долго цветут крупными и красочными соцветиями.

Свет : яркий. Растение переносит прямые солнечные лучи.

Температура : летом - комнатная. Зимой пеларгонии содержат как можно прохладнее, при температуре 8-12°С.

Полив : умеренный, так как пеларгонии не любят переувлажнения. Зимой растения поливают очень умеренно.

Влажность воздуха : В жаркие дни можно опрыскивать.

НЕФРОЛЕПИС (папоротник)

Нефролепис – это одна из разновидностей папоротников, часто встречающихся в тропиках Австралии, Азии и Америки. Сочные зеленые листья, неприхотливость в уходе и полезные свойства нефролеписа сделали его желанным гостем во многих домах.

Свет : рассеянный, от полуденных лучей следует притенять.

Температура : умеренная, весенне-летний период оптимальная температура около 20°C, при температуре выше 24°C, должна быть высокая влажность, так как высокие температуры плохо переносит.

В осенне-зимний период оптимальная температура в пределах 14-15°C.

Полив : в весенне-летний период поливают обильно, в зимний период полив умеренный, почва постоянно должна быть слегка влажной.

Влажность воздуха : Высокая.

ФИТТОНИЯ СКЕЛЕТОН

Фиттония - одно из самых распространённых декоративноцветущих растений, относится к семейству акантовые. Родиной Фиттонии являются болотистые леса Южной Америки. Листья темно-зеленого оттенка, матовые, имеют овальную форму. В зависимости от вида растения, фиттония в длину может достигать до 60 см. Новички в цветочном деле очень любятФиттонию, потому что цветок достаточно неприхотлив в уходе.

Фиттония скелетон - очень элегантный сорт. Листья овальные и бархатные, оливкового оттенка с красноватыми прожилками. Окраска листьев настолько эффектна, что иногда производит впечатление светящегося эффекта.

Свет : Необходимо много дневного света, можно поставить растение на восточные и западные окна.

Температура : Оптимальная температура в помещении не должна быть выше 25 градусов. Следует избегать перепадов температуры, поэтому не рекомендуется выносить на открытый воздух.

Полив : В период активного роста цветок нуждается в обильном поливе и высокой влажности воздуха. В осенне-зимний период полив следует немного уменьшить, но, ни в коем случае нельзя допускать пересыхания почвы. Листья необходимо регулярно опрыскивать отстоянной и теплой водой.

Влажность воздуха : Высокая

ХЛОРОФИТУМ

Родина хлорофитума - Южная Америка. Он является одним из наиболее распространенных комнатных растений. Это не удивительно : он быстро растет, у него красивые изогнутые листья, а весной и летом на тонких стеблях появляются сначала мелкие белые цветы, а потом крошечные розетки листьев. Их можно отделить и укоренить. Хлорофитум относится к светолюбивым растениям.

Свет : Яркий рассеянный свет. Хорошо растет около восточного или западного окна. В слишком темном месте растение теряет декоративную привлекательность.

Температура : Умеренная. Зимой не ниже 18°С. Неприхотливый хлорофитум не погибнет при неблагоприятных температурах, но это обязательно скажется на его внешнем виде.

Полив : Обильный с весны до осени. Почва должна быть все время влажной. Умеренный зимой.

Влажность воздуха : Летом время от времени листья полезно опрыскивать и устраивать теплый душ. Обязательно опрыскивание, если растение содержится рядом с отопительной системой.

КАЛАНХОЕ

Этот толстоствольный цветок пришел к нам из теплых краев : из Мадагаскара. Несмотря на это каланхоэ довольно неприхотливое комнатное растение, которое с легкостью можно выращивать в домашних условиях.

Свет : Постоянно нуждается в солнечном свете, однако есть несколько особенностей освещения горшка. С утра и до двух-трех часов дня держать каланхоэ можно на подоконнике или любом другом месте с обильным попаданием солнечного света на цветок. Однако после обеда каланхоэ следует закрывать или перемещать в тень, создавая ощущение ночи.

Температура : Комфортнее всего себя чувствует при 17-19 градусах, однако если в комнате температура опуститься до 5-6 градусов с растением ничего не случится.

Полив : Растение не переносит переизбытка влаги. Если почва постоянно бывает слишком влажной, то в первую очередь страдают корни : начинается процесс гниения. Весной и летом

поливается каланхоэ прохладной водой (желательно держать одну стеклянную банку, постоянно пополняя ее : полив лучше осуществлять старой водой). Поливать так, чтобы ни в коем случае не задевать водой стебель, при попадании влаги он не впитывают ее, возможно, что начнется процесс гниения. Поливать следует умеренно, так чтобы почва была бы достаточной влажной, но не мокрой, вытекать вода не должна.

Осенью и зимой каланхоэ следует поливать в два раза меньше, чем в теплое время года. Ни в коем случае не оставляйте на поддоне воду (желательно даже, чтобы он был абсолютно сухой) . Поливать следует по необходимости : подождите пока почва полностью высохнет и можно смело добавлять воду.

Влажность воздуха : Нельзя держать в помещениях с высоким уровнем влажности.

Публикации по теме:

С раннего возраста у детей закладываются не только основы личности, но и большинство ценностей, в частности и отношение к природе. Уголок.

Вот и наступила долгожданная весна, которую все ждут устав от зимы. Всё живое соскучившись по тёплым солнечным лучам, тянется к солнышку.

Уголок природы в 1 младшей группе «Сказка». Разработала воспитатель высшей категории Устюжанина Олеся Владимировна Уголок природы в ДОУ.

Предлагаю вашему вниманию уголок природы. Долгое время, пользуясь уголками природы,где картинки крепились на липучки, вставлялись в кармашки,.