ПВХ трубы        14.06.2019   

Техника составления букетов из живых цветов. Полезные советы начинающим флористам

Флористика один из видов прикладного искусства. Он позволяет творить шедевры из природных материалов. В результате получаются коллажи, букеты, панно, композиции. Это направление искусства позволяет проявить творческий потенциал и научится техническим приемам. В работе применяются только цветы и листья.

Начинающим флористам стоит попробовать складывать несложные композиции в виде букетов. Для творческого человека такое хобби может стать настоящим увлечением. Создавать необычные работы из природных материалов очень легко придерживаясь уроков и советов опытных флористов. В природе нет одинаковых цветов или листьев, поэтому работа всегда получается уникальной.

Начало работы с цветами

Просмотрев урок по выполнению букетов сразу же нужно подумать над тем из чего его составить.

Подобрать нужный материл

Можно использовать как живые компоненты, так и сухие. Материалы делятся по категориям: экзотические, полевые и другие. Есть растения, которые универсально впишутся в любой букет. Например, Ирисы или Подсолнухи.

В основном использую следующие материалы:

Некоторые растения не сочетаются между собой. Им свойственно выделять в воду вещества, которые отравляют другие растения. Принято отдельно от других держать розы, гвоздики и лилии.

Подарочные букеты имеют свои особенности. Цветы всегда имели собственный смысл. Расцветка тоже подразумевает определенное послание. Даже упаковка имеет значение.

Использование слишком большого количества разных цветков (более 4 видов) делает композицию тяжелой, нагроможденный или слишком простоватой. Букет от начинающего флориста должен отличаться от набора полевых цветов.

Этикет во флористике получает все большее развитие. На него все чаще обращают внимание. Если цветы могут передать чувства дарителя, то композиция может иметь значение полноценной открытки.

По канонам дизайна в любой сфере идеальное сочетание - это три основных цвета. В отношении составления букетов, это правило тоже применимо. Новичок продемонстрирует хороший вкус, если будет придерживаться скромной цветовой палитры.

Качество цветов особенно живых - это очень важный фактор. Составленный букет выглядит небрежным, если на листьях будут пятна или стебель будет вялый. Есть приемы для сохранения живых цветов в хорошем состоянии: хранить при подходящей температуре, срезать стебли под углом, очищать их от листьев и отростков до уровня воды. Срез нужно иногда обновлять - цветы будут дольше сохраняться.

Букеты из сухоцветов имеют ряд преимуществ:

  • Долговечны.
  • Простое оформление композиции.
  • Не нужен дополнительный уход.
  • Стоят без воды в вазе или даже в деревянных заготовках.
  • Дополнительная окраска придает яркости и уникальности букету.
  • Подходят темные углы дома, чтобы букет не выцветал.

Выбрать композицию

Есть несколько основных композиций, которые помогут начинающим собирать букеты из живых и сухих цветов очень быстро и качественно.

  1. Использование похожие цветы . Такая техника составления букетов самая популярная среди непрофессионалов. Пионы, ирисы, розы, сирень, фиалки легко компонуются.
  2. Борьба и единство противоположностей в контрастных композициях. Они получаются одними из самых эффектных и ярких. Использование базовых цветов делает оформление букетов интересным. Из живых цветов складывать букеты для начинающих будет особенно просто и интересно. Контраста можно добиться за счет светлых и темных оттенков.
  3. Сочетание различных цветов одной насыщенности. Для этого использую оттеночный круг. Существуют специальные компьютерные программы, позволяющие увидеть цвета сочетающиеся с отдельным оттенком. Это помогает работать художникам и веб-дизайнерам. Начинающий флорист может натренировать свое цветоощущение благодаря им.
  4. Сочетание цветов одного цвета , но разных оттенков. Букет похож на градиент.

На композицию также влияют форма и размер объектов. Они должны быть пропорциональны по отношению друг ко другу.

Инструменты для начинающих флористов

Все эти предметы нужны для начала работы. С опытом можно подобрать и другие приспособления.

Стили в искусстве флористики

Формолинейный стиль, характеризуется сдержанным количеством материалов и форм. Букет состоит только из одних цветов.

Массивный стиль - аранжировка, характеризующаяся большими формами и мягкими линиями. Вначале составляется главная часть букета, а потом дополняются все пустоты, чтобы достигнуть плавности линий.

Креативная флористика - применяются нестандартные формы и отдается приоритет уникальности изделия.

Смешанный стиль - это объединение нескольких стилей в необычные композиции.

Букеты для женщин более обтекаемые и круглые, а мужские более вытянутые.

Весенний букет: пошаговая инструкция

Мастер-класс по флористике для начинающих из нескольких простых шагов. Урок по составлению этого букета повторить под силу даже ребенку.

  1. Подготовьте инструменты. Обрежьте нежно-розовые пионы так, чтобы ножка была длиной 45 см. Удалите с ножки все листья, которые будут в воде.
  2. Выберете самый большой цветок, добавляйте к нему другие меньшего размера. Их нужно располагать чуть ниже основного цветка. Направьте букет бутонами к себе, чтобы увидеть как они располагаются.
  3. Стебли цветов должны находиться по отношению друг к другу под углом в 45 градусов.
  4. Наполняем букет до тех пор, пока он не будет нужного объема. Теперь его можно закрепить лентой для флористики. Закрыть фиксацию атласной лентой.
  5. Сравнять стебли, чтобы бутоны были на одном уровне. Заверните их в прозрачную упаковку.

Букет готов. Бутоны розовых пионов можно разбавить белыми.

Видео мастер-класс

Флористика позволит сделать уникальный подарок близким или украсить торжество. Даже новичок может сделать букет из цветов пошагово выполняя действия в мастер-классе.

Оформление творческих изделий из растений пройдет легко, если придерживаться техники из мастер-класса. В нем подробно описано составление композиции, создание формы и подбор оттенков цвета.

Кто-то считает, что флористика – это несложное занятие, обучиться которому может каждый. Другие полагают, что натуральная или искусственная флористика – это непосильная задача для обычного человека, не обладающего должными знаниями, навыками, художественным вкусом и креативным мышлением. На самом деле верны и первое, и второе утверждение.

Флористика — это декоративно прикладное искусство по сборке различных цветочных композиций, имеющее свою и техническую, и творческую сторону. А это значит, что обучиться может действительно каждый — в первую очередь при наличии желания. Потому, если близится день рождения любимой подруги, мамы или просто распустились розы в саду – не откладывайте свой первый урок и попробуйте самостоятельно собрать букет. Помогут в этом простые и понятные рекомендации опытного флориста.

Информация: Основная задача флористики – это обеспечить цветочное оформление интерьера, наряда, автомобилей на праздник, составление повседневных композиций для рабочих, торговых и жилых помещений, а также сборка букетов различных видов и предназначений. Кроме того, флорист может создать аксессуары из цветов – рамки, арки, гирлянды, корзинки, сумочки и даже колье с браслетами.

Подготовительный этап

Сборка букетов начинается с подготовки сырья и инструментов. Сырье – это в первую очередь сами цветы, а также вспомогательные элементы:

  • мелкие бутоны и цветочки;
  • зеленые веточки, травки, папоротники;
  • декоративные аксессуары – бабочки, мишки, сердечки и т.д.

Из инструментов нужны обязательно ножницы или секатор, нож, ускорят и облегчат работу степлер, канцелярская липкая лента (флористы используют специальную профессиональную). Понадобятся декоративная сетка, пленка или бумага для упаковки готового букета, возможно, некоторые дополнительные инструменты или декоративные детали.

Важно: чтобы букет смотрелся гармонично, следует запомнить одно простое правило: та его часть, которая будет в связке или в вазе, равняется примерно одной трети от общей высоты композиции. Есть и другие пропорции – пять частей от высоты цветов остаются снаружи, три части погружаются в вазу. Это правило работает для классических вертикальных букетов.

Варианты сборки

У флористов существует несколько способов сборки букетов. Просто собрать в охапку цветы и зелень, перевязать бечевкой и обернуть клеенкой нельзя – это будет некрасиво и неаккуратно. Хотя в некоторых случаях профессоналы используют именно такой прием, чтобы получить оригинальную и необычную композицию. Но новичкам лучше ознакомиться с классическими техниками сборки букетов, а потом уже переходить к креативным экспериментам. Существуют такие основные виды:

  1. Параллельная.
  2. Спиральная.
  3. Асимметричный.

Дата публикации: 18.01.2017

Флористика на сегодня – не просто хобби, но и знания, которые ежедневно делают наш мир красивее. Существует множество направлений, где данные умения широко используются. Эстетика нужна в украшении праздничного букета (на свадьбу, юбилей, День рождения или без повода), создания аксессуаров из живых растений (новогодний венок, икебана, цветочная композиция в корзине и др.), «живых» украшений (заколки или обручи для волос, серьги с живыми цветами) и т.д.

Начинающему флористу нужно знать основные правила флористического компонования и декора, благодаря которым можно стать весьма успешным в данной сфере. Итак, рекомендуем вам приступить к освоению новых знаний.

Цветность

В создании любого флористического шедевра придерживаетесь правила гармонии цвета. Оттенок цветочного бутона – это, прежде всего, символика, поэтому насыщенный яркий или бледно-розовый несут совершенно разные значения. Так, прежде чем составлять цветочную композицию, узнайте: для кого она или к какому событию предназначается. Затем подберите соответствующие оттенки. Красная роза символизирует страсть, нежно розовая лилия поможет выразить романтический настрой и т.д. Эксперты в мире флористики все же рекомендуют использовать в одном букете/аксессуаре не более 3-х цветов.

Количество

Во флористике важно придерживаться гармонии во всем, даже в количестве бутонов или других растений. Если вы работаете с экзотическими цветами, тогда используйте их очень избирательно. Пусть Лизиантус, Орхидея Дендробиум или Ранункулюс станет центральным элементом вашей композиции. Их можно дополнить менее дорогими растениями, при помощи которых нужно создать фон. К примеру, в зимний период в качестве базы можно использовать веточки хвои. Весной или летом – лист Аралии, Салал, Лист Аспидистры и др. Для этого вам нужно обзавестись энциклопедией цветов, и изучить как можно больше растений, учиться их мгновенно распознавать.

Визуальное запоминание обязательно дополните смысловым. Профессиональный флорист при виде конкретного цветка знает не только его название, но и символику. Если вы достигните такого уровня, тогда вы станете специалистом.

В нашей стране принято дарить четное количество цветов только по поводу печального события – смерти человека. Во всех других случаях уместно нечетное количество бутонов. Однако в некоторых странах вполне нормально дарить пару роз живому человеку. Высокопрофессиональный флорист должен интересоваться и национальными особенностями флористики в разных странах. Только расширяя знания, можно стать лучшим специалистом в данной области.

Форма

Есть основные флористические законы: для круглого букета – цветы круглой формы, для растений с острыми лепестками подойдет асимметричное оформление при помощи цветочной бумаги и т.д. Однако в вопросах формы здесь также важно индивидуальное видение, а также собственный изысканный вкус. Можно, конечно, узнать предпочтения клиента, для того чтобы отталкиваться от его видения. Форму, как и другие особенности создания флористической композиции, необходимо чувствовать. Со временем вы научитесь это делать интуитивно, однако сначала рекомендуем придерживаться гармонии в форменном изобилии.

Уход за цветами

Живые растения – это дорогостоящий материал, а также быстро портящийся, поэтому необходимо знать основные правила обращения с ними:

Инструменты

Главные инструменты флориста – это его руки, чувство стиля и знания. Если у вас все это есть, дополните собственный флористический «набор» такими универсальными приспособлениями:

  • канцелярский нож;
  • секатор;
  • степлер;
  • кусачки;
  • шило;
  • скотч;
  • клеевой пистолет;
  • материал для декора: сетка, декоративный спрей, фольга, бусины, стразы, ленты, проволока и др. (зависит от рода деятельности).

Для формирования композиций, возможно, вам понадобится помандер, портбукетница, пиафлор, кензан, булька. Приобрести данные товары для крепления бутонов можно в специализированном магазине.

Основные правила составления букетов.

Если присмотреться к цветочным композициям, составленным опытными флористами, можно заметить, что, несмотря на все их великолепие и роскошь, выполнены они, как правило, из самых обычных цветов, которые можно встретить на многих приусадебных и дачных участках.

В чем же секрет таких флористических композиций? Все дело в их мастерском составлении, при котором флористы учитывают особенности цветов и правила составления букетов.

При грамотно подобранных цветах в композиции, каждый бутон подчеркивают красоту другого и, в то же время, сам является самодостаточным элементом букета.

Формы букетов могут быть самыми разнообразными, причем, каждая из них хороша по-своему:

  • Композиции круглой формы выполняются при помощи особой техники, при которой цветы располагают по спирали. Такие букеты популярны у невест, так как смотрятся они весьма гармонично и аккуратно, придавая образу завершенность и женственность.
  • Букеты, выполненные в виде дуги, требуют от флориста наличия определенных знаний и навыков. Такие композиции могут быть выполнены с использованием сразу нескольких техник, поэтому они по праву считаются одними из наиболее сложных.
  • Букеты, имеющие вытянутую форму, изготавливают, используя технику параллельного подбора цветов.

Составление любого букета начинается с оформления основной части. Для этого выбираются цветы, которые стану центром композиции и будут привлекать к себе наибольшее внимание.

Остальные цветы и декоративные растения будут служить фоном для центральной части, подчеркивая ее красоту и составляя с ней гармоничную композицию. Именно поэтому очень важно правильно подобрать цветы для центральной части букета, принимая во внимание их форму, цвет, длину стебля. При составлении букета очень важно соблюдать такое правило: вспомогательные растения в букете не должны быть эффектнее и ярче основных.

При оформлении цветочной композиции, приуроченной к определенному событию, флорист обязательно учитывает возраст и пол получателя букета и характер запланированного торжества:

  • Юным особам принято дарить небольшие композиции округлой формы. Для таких букетов подойдут орхидеи, розы светлых оттенков, лилии.
  • Женщинам средних лет лучше всего дарить букеты из гербер, кустовых хризантем, ирисов и роз. Главное – цветы в таких композициях должны быть яркими, а сами букеты – эффектными, при этом форма особой роли не играет.
  • Дамам в зрелом возрасте предпочтительней дарить массивные букеты округлой формы, состоящие из пышных цветов насыщенного оттенка. Такими цветами могут быть крупные хризантемы или розы цвета бордо.
  • Мужчинам принято преподносить сдержанно-элегантные букеты, имеющие слегка вытянутую форму. Цветы для таких композиций следует выбирать особенно внимательно. Лучше всего отдать предпочтение ирисам, гладиолусам, герберам или розам темных тонов.

Конечно же, вышеприведенные правила не являются строго обязательными, ведь важно учитывать и предпочтения того, кому предназначен букет. Если же выбор цветов вызывает затруднения, лучше обратится за помощью к опытному флористу, который примет во внимание и возраст получателя подарка, и его вкусы, и то, к какой дате приурочен букет.

При выборе цветочной композиции не стоит забывать и о том, как именно она будет упакована. Правильно выбранная упаковка не только придаст букету завершенный вид, но и деликатно подчеркнет его достоинства.

Опытный флорист не будет довольствоваться традиционной целлофановой оберткой, в которой обычно продают цветы на уличных рынках. Он непременно придумает нечто оригинальное, что сделает букет неповторимым и по-настоящему восхитительным.

Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.

Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3, 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.

При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.

Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, делее - это правило будет «срабатывать» автоматически. Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Пропорции в работах:

1) По высоте.

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части. При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы.

2) По длине.

Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.

    По высоте и длине.

Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы. Это соотношение часто называется закон рычага , т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы -5 частей.

4) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках...

Нашел соотношение цифр математик Леонардо Пизанский (или Фибоначчи ) .

1: 1: 2: 3: 5: 8: 13: 21:34 ...

Последовательность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел.

Основы композиции во флористике. Симметрия - Асимметрия

Существуют два основных способа создания флористических работ - симметричная и асимметричная постановка материала.

      Симметрия

Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией.

Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

Рассмотрим сначала симметричное построение и некоторые правила его выполнения.

Принцип образования симметричной композиции

Ось композиции - подразумеваемая вспомогательная линия - должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии.

Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины.

Симмметрия бывает:

* зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), рис 1

* зрительная (оптическая - добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), рис 4

* вертикальная, рис 1

* горизонтальная, рис 4

* радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например венках), рис 2 и 3

*симметрия групповая, при постановке нескольких работ (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала)

Все, что находится на одной стороне, должно повторятся на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине. Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия. Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным. Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

Симметричная композиция легко понимается, воздействует ясно и строго, как геометрическая фигура. Таким образом, она олицетворяет что-то ясное и измеримое, статически спокойное и архитектурное. Синонимами для нее являются: замкнутость, концентрация, спокойствие, достоинство, строгость, торжество.

Поэтому принцип симметрии является подходящим для торжественного или официального случая, украшения церковного праздника, декораций сцены для праздников.

Флористы используют следующие симметричные средства композиций: формовые деревья,гирлянды,цветочные колонны или цветочные пирамиды, декоративные аранжировки и даже цветочные стены.

Если флорист хочет смягчить строгость симметричного построения, он может использоваться более свободные отдельные мотивы, более светлые и нежные цвета, изящно свисающие формы.

Композиции, выполненные в декоративном стиле, имеют геометрически ясные очертания и отвечают требованиям ясности и простоты, даже если выполнены в декоративном стиле и имеют капле-, куполо- и конусообразную форму.

Форма-линейно- экспозиции крайне редко бывают симметричными. но в этих редких случаях они действуют необычно и притягательно.

Так как симметрия имеет правильное воздействие только в центральной перспективе, композиции должны устанавливаться соответственно.

Симметрия внутри группы - В центре - главный элемент, вспомогательные - на равном расстоянии от главного. Может получаться 2 оси симметрии.

    Асимметрия

В отличии от строгого порядка симметрии, асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Флорист должен обязательно знать правило баланса и уметь его применять, а поэтому создание асимметричных композиций оказывается более сложным, чем симметричных.

Принципы создания асимметричной композиции

Первый, и самый важный принцип - основной мотив нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа. В большинстве случаев основной мотив размещают в правую или левую треть основной площади. Между геометрической серединой и основным мотивом или на самом основном мотиве лежит ось всей группы с ее центром тяжести. Она может быть установлена только чувственно, а не геометрически, как при симметричной структуре.

Все части, дополняющие основной мотив, являются разными по виду, высоте и глубине. Рядом с главной частью расположена второстепенная, а на другой стороне группы - третья часть, изображающая оптическое весовое равновесие. Действует закон рычага, и поэтому чем меньше и, соответственно, легче изображен противоположный основному мотив, тем дальше он должен быть поставлен, чтобы соблюдался баланс всей группы в целом. Баланс может регулироваться следующими способами:

* Изменением оптического веса основной или второстепенных частей

* Удалением или приближением части к групповой оси

* К трем основным элементам могут быть добавлены и другие связующие части экспозиции. Основная фигура асимметрии - это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива. Во всех асимметричных структурах - от маленьких подставок до больших цветочных декораций - он играет большую роль.

Воздействие асимметричной структуры

Принцип асимметрии, как уже сказано выше, называется еще свободным порядком, так как флорист может группировать экспозицию без строгой закономерности. Ее части смотрятся вместе как собранные непринужденно. Создать асимметричную экспозицию достаточно сложно, так как далеко не все в ней подчинено строгим правилам геометрии. Наблюдатель часто может находить ее прекрасной, не понимая, что именно вызывает такие чувства. Это делает асимметричную группу привлекательной, и фантазия имеет здесь неограниченную возможность.

Воздействие асимметричных композиций хрупкое, свободное, непринужденное, случайное. Так как каждая часть неповторима, различия становятся более видимыми и эффектными, чем в симметрии. Чувствуется движение, действие и противодействие, созвучие. Поэтому асимметрия имеет что-то общее с сущностью всего живого материала экспозиции. Таким образом, оживленность и развитие, свобода и разнообразие цветов и растений в асимметричных группировках выражаются лучше, чем в симметричных. Это воздействие можно усилить богатством комбинаций цветов с мягкими тонами, или применением графических форм. Смягчить асимметрию можно с помощью ясного одного- или двухцветия, или посредством симметрично оформленных отдельных частей.

Применение асимметричной структуры

Она используется для всех вегетативных, форма-линейных стилей. Асимметричные группировки позволяют взгляду свободно перемещаться по всем частям экспозиции, в то время как симметричная группа приковывает взгляд к середине.

В больших декорациях, тематических экспозициях асимметрию используют в том случае, если есть веселый, жизнерадостный или романтический повод. А в траурной композиции ее можно использовать только в том случае, если хотят подчеркнуть личность умершего.

Основы композиции во флористике.

Важнейшей составляющей мастерства флориста является построение композиции.

Композиция - организующий элемент художественной формы, придающий любому произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Во флористике методика размещения растений и материалов основана на знании законов построения художественно- декоративной композиции и особенностей каждого вида растений.

Существует несколько основных законов (*), которые нужно учитывать при построении работ из цветов. Есть еще ряд принципов достаточно важных для профессионального флориста, но новичок может их пропустить.

симметрия - асимметрия

закон пропорций, или золотого сечения

теория цветового контраста и гармонии

форма работы

Дополнительные : Ранжирование; Акцент; Напряжение; ряды и т.д.