Для водопровода        01.03.2019   

Статуи в интерьере квартиры. Скульптура в интерьере – застывшее прекрасное мгновенье

Металлическая скульптура в интерьере, как и любая другая, используется в качестве декоративного элемента, подчеркивающего выбранное для него стилистическое направление, а также раскрывает внутренний мир и вкус хозяина дома. Данный вид искусства сопровождает человека с древних времен.

По мнению палеонтологов, рисовать он научился позже, чем изготавливать каменные, деревянные и глиняные фигурки для украшения своего жилища. Вот и сейчас, редко можно встретить интерьер, в оформлении которого не задействована хотя бы одна декоративная вещица в виде скульптуры или статуэтки.

Изначально небольшие фигурки изготавливались людьми в качестве ритуального или обрядового атрибута, символизирующего стихию и всевозможные природные явления, непонятные для человека, внушающие страх и благоговение. Например, ритуальная, мистическая суть лежала в основе создания скульптурных форм Древнего Египта.

Со временем статуи и небольшие их копии приобрели эстетичный художественный вид, а в эпоху барокко и вовсе стали неразрывным целым с архитектурой и живописью. С тех пор скульптура и ее более скромные проявления в виде статуэток, сувенирных копий признанных произведений искусства и современных арт-объектов стали одной из составляющих в декорировании интерьеров.

Как выгодно расположить скульптуру в интерьере?

Многое зависит от ее размера. Для крупных форм необходимо предусмотреть свободное пространство, чтобы композиция могла заполнить пустующую площадь.

Интересная закономерность – чем меньше размеры статуэтки, тем больше свободного пространства должно быть вокруг нее. Помимо этого, необходимо обеспечить качественное освещение самой фигуры и подсветку заднего фона.

Важно! Необходимо достичь гармоничного сочетания скульптуры с остальными декоративными элементами в интерьере, отделкой и стилевым направлением. Смешивать предметы разного стиля возможно при создании винтажного, эклектичного или фьюжн-интерьера.

Если массивные статуи и формы редко можно встретить, разве что в просторных домах, то так называемую скульптуру малых форм используют чаще.

Что же это такое? Именно этот вид творчества пришел к нам из глубокой древности. Он богат разнообразием направлений, используемых материалов и техник, но имеет одно общее сходство – высота таких изделий не должна превышать 80 см, а длина 1 метр.

Скульптура малых форм включает в себя понятие «малая пластика», которая является видом искусства ваяния и подчиняется его законам, главный признак которого – психологизм и обобщение. Интерьернaя скульптурa и мелкaя плaстикa граничат с декоративно-прикладным искусством в плане того, что может выпускаться массово.

Когда заходит речь о скульптуре в интерьерах загородных домов, то возникают ассоциации с чем-то монументальным, величественным и габаритным. Однако стоит отметить, что изделия, выполненные в технике «гжель» также являются скульптурой, как и любая статуэтка.

Это тот случай, когда размер не имеет значения, и даже небольшая статуэтка может создать необходимую атмосферу в интерьере. Главное — правильно организовать пространство.

Материал

Почему скульптура один из древнейших видов рукотворного искусства? Потому что изначально для изготовления фигурок использовалось подручное сырье.

И до сих пор, интерьерные статуэтки делают из следующих материалов:

  1. Камня (мрамор);
  1. Глины, фаянса и фарфора;
  1. Металлов и сплавов;
  1. Древесины;
  1. Стекла, хрусталя;
  1. Гипса;
  1. Бетона;
  1. Драгоценных и поделочных минералов;
  1. Из полистоуна;
  1. Пластика, резины и прочей синтетики.

Важно! Перед покупкой понравившейся статуэтки или скульптуры, следует оценить ее соответствие стилю в интерьере. Например, бронза и мрамор являются классическим скульптурным сырьем, не только крупных, но и мелких форм. Этот материал ассоциируется с мужественностью, силой и напором.

Использование бронзового бюста известной личности или конной статуэтки логично в интерьере кабинета, но неуместно в спальне. Мраморная психея, наяда или нимфа, напротив, станет причиной нарушения делового, рационального порядка, из-за того что этот материал передает женское начало, пластичность, нежные формы, наполняет пространство энергией «инь», и даже в какой то степени эротикой.

К универсальным материалам для изготовления статуэток относится натуральная древесина, фарфор, стекло, алебастр, тусклый металл. Декоративные фигурки из этих материалов будут уместны как в «женском», так и в «мужском» интерьере.

При изготовлении статуэток и статуй, в зависимости от вида материала, применяют различную технологию – лепку, чеканку, ковку, литье, высекание. Для изготовления арт-объектов из металла может использоваться сталь, чугун, бронза, латунь и медь.

В интерьерах, оформленных в этно-стиле или в классике, можно встретить изящные статуэтки, для изготовления которых было использовано золото, серебро, драгоценные камни, слоновая кость, бивень мамонта или моржа.

В просторных парадных залах уместен античный стиль, где статуи из гипса могут принимать различные позы – сидеть на стуле, помещаться в нише или на стене.

Скульптура и стиль

Скульптура — это дорогой, броский и характерный аксессуар интерьера, выражающий внутренний мир, подчеркивающий и раскрывающий индивидуальность пространства. Именно поэтому к выбору скульптуры следует подойти внимательно и вдумчиво.

Произведение искусства, которым является каждый арт-объект, должен гармонично сочетаться с окружающей обстановкой. Эффект зависит не от размера, как было сказано выше, а от визуального восприятия объекта – его внешнего вида, характера, отраженных мотивов, и материала, из которого он изготовлен.

Например, можно установить композицию, в которую включены несколько абстрактных объектов или фантастическое животное.

Никакой другой вид искусства не способен передать настолько выразительно красоту человеческого тела, нежели скульптура, но античные статуи подходят не для каждого интерьера.

Поэтому во главе угла – общее стилевое направление интерьера:

  1. В классическом интерьере можно установить бюст выдающегося человека или античную скульптуру. На стене можно повесить гипсовую маску известного человека;
  1. В интерьере, оформленном в деревенском стиле прованс , характерно использование большого количества фарфоровых фигурок и статуэток – ангелочки, романтические пастушки;
  1. Кантри стиль с русским уклоном — это гжель, глиняные фигурки и деревянные матрешки;
  1. Для восточных интерьеров характерно наличие религиозных, мистических и символических существ – бронзовый Будда, Шива, позолоченный дракон, лягушка, слон или черепаха;
  1. В современных интерьерах скульптура должна подчеркивать выбранный стиль, формы, принятые в нем – строгие или плавные, уместные материалы. Допустимо использование абстракции или копии существующего шедевра;
  1. Для индустриальных интерьеров типа лофт скульптура выполняется из металлических элементов и может нести дополнительное функциональное назначение, как и в скандинавском стиле.

Часто в декорировании интерьеров встречаются реалистичные фигурки людей и животных из керамики. Назначение статуэток может быть культовым, утилитарным или исключительно декоративным.

К статуэткам можно отнести:

  1. Монументальные шедевры и памятники в уменьшенном виде;
  2. Сувенирную продукцию;
  3. Этнические изделия прикладного искусства;
  4. Игрушки в виде солдатиков, матрешек, дымковских скоморохов и барынь;
  5. Наградные изделия.

Скульптура и жанр

Статуэтки могут быть выполнены в разном жанре:

  1. Портретном, в виде бюстов, торсов и фигурок людей с хорошо различимой внешностью;
  1. Мифологическом – сказочные и мифические персонажи;
  1. Бытовом , в виде иллюстраций повседневной жизни;
  1. Историческом – отражающий значимые события и ее участников, отдельную эпоху;
  1. Символическом – олицетворение разных явлений, человеческих качеств, грехов, добродетелей;
  1. Аллегорическом – то же, что и символический, но с более явной «расшифровкой»;
  1. Анималистическом – фигурки животных, которые могут выполняться в символическом или аллегорическом жанре.

К скульптуре можно отнести также кинетические объекты в виде мобилей, создающие эффект бесконечного движения.

Как утверждают дизайнеры, получить эффектное размещение скульптурной композиции можно двумя способами. При традиционном варианте, дорогая декоративная вещь подбирается в соответствии с существующим стилем интерьера. Экспериментальный способ предполагает использование «случайного» или экзотического декоративного предмета, который может внести новую «историю» в существующее пространство.

Важно! Выбирая декоративный элемент в виде скульптуры необходимо обратить внимание на ее форму – она может быть круглая, рельефная или барельефная, а также учесть будет ли аксессуар представлять собой одиночный объект, бюст или композиционную группу.

Символизм в скульптуре

Скульптура дает очень мощный энергетический посыл и может обладать как благоприятной, так и отрицательной символикой.

Благоприятные статуэтки, притягивающие удачу, обычно выполняются в виде животных:

  1. Коллекция слоников, выстроенных по росту – символ изобилия, стабильности и успеха;
  2. Фигурки лягушек являются символом крепкого плодовитого брака, а те, что держат на языке монету – притягивают деньги;
  1. Символом карьерного роста являются фигурки самолетов, машин, ракет, яхт и пароходов;
  2. Скульптура в виде кота с приподнятой лапой – символ удачи и успешности;
  1. Бронзовая, медная, керамическая или стеклянная черепаха является мощным оберегом, охраняющим здоровье;
  2. Символом мира и целомудрия является фигурка ящерицы из малахита, сердолика или горного хрусталя;
  3. «Охраняют» дом ангелочки и единороги, уточки мандаринки и лебеди.

А что можно отнести к скульптуре с отрицательной символикой? В первую очередь это культовые предметы, принадлежащие к чуждому вероучению – африканские маски, диковинные божки и другие, с виду безобидные, безделушки.

По мнению психологов, негативной энергией обладают следующие скульптуры:

  1. Хищные звери с оскалом;
  2. Чудовища;
  3. Химеры;
  4. Режущее и колющее оружие.

Все они становятся причиной пробуждения агрессии, подавленности, тревоги, беспричинных вспышек гнева.

Правила расположения арт-объекта в интерьере

Способ расположения скульптуры в интерьере зависит от ее величины. Метровую статую устанавливают на постаменте, те, что имеют величину в пределах 50 см – могут располагаться в нише или на полке камина, а миниатюры и коллекционные фигурки ставят на полки, стеллажи и другие плоскости.

Важно! Статуэтка – это объемный предмет, поэтому необходима качественная подсветка, чтобы она смотрелась выгодно со всех ракурсов.

Существует несколько правил по размещению скульптуры в интерьере. Инструкция заключается в следующем:

  1. Для бюста, статуи большого или среднего размера выбирают место в просторной гостиной, при этом трехмерный арт-объект должен быть представлен в единственном числе. Если помещение небольшое, то достаточно разместить одну или две композиции в виде тематических статуэток небольшого размера, соответствующих стилю интерьера;

Скульптура может изменить облик практически любого интерьера, придать ему более величественный и торжественный вид, органично дополнить и подчеркнуть существующую концепцию интерьера. Скульптура может быть как исключительно декоративной, так и утилитарной. Современная скульптура очень разнообразна по материалу, стилю, назначению, однако во всех случаях нужно подбирать скульптуру так, чтобы она гармонировала с предметами интерьера и соответствовала общему стилю помещения.


Немного истории

Украшать скульптурой интерьер стали еще во времена античности. Древнегреческие мраморные статуи олимпийских богов, барельефы на мифологические сюжеты украшали многочисленные храмы, дворцы и площади. В повседневной жизни декором жилищ греков становились небольшие по размеру скульптуры (чаще всего копии известных произведений).
Скульптура превратилась в предмет роскоши в Древнем Риме. Мрамор, слоновая кость, полудрагоценные камни, золото делали скульптуры того времени главным элементом интерьера.

Скульптура с тех времен претерпела множество различных изменений, прочно закрепившись в интерьерах жилых домов (интерьерная скульптура), административных зданий, в парках, скверах и на площадях городов (монументальная скульптура).
Меняются времена, и с ними вместе меняется представление о форме, размере и назначении скульптуры. Традиционные бюсты и фигуры соседствуют с абстракционистскими, модернистскими и концептуальными инсталляциями и арт-объектами.

Стиль, место и размеры

Скульптура - очень эмоционально выразительный элемент интерьера, поэтому она может как украсить комнату, так и внести диссонанс в ее убранство. Как скульптура будет смотреться в интерьере, зависит от многих факторов. В первую очередь, это стилевое решение и назначение помещения. Так, в антикварный интерьер кабинета с дорогой мебелью не впишется матрешка, а классическая скульптура будет чужеродным пятном в кантри-интерьере. Только поменяв их местами, можно достичь желанной гармонии.

Скульптура чаще всего становится элементом интерьера кабинетов, гостиных, спален. Так, респектабельный кабинет украсит классическая скульптура из черного мрамора. В антикварный интерьер она внесет законченность, а традиционные бюсты и фигуры будут идеально смотреться в классическом интерьере гостиной.

Нельзя не сказать про абстрактные формы, выполненные из стекла, керамики, металла или дерева, которые отлично вписываются и задают определенную динамику интерьерам в стиле минимализма или хай-тек. Для минималистских интерьеров подойдут лаконичные работы, без излишнего декора, с четкими и простыми формами, а для высокотехнологичных интерьеров понадобятся изделия из новых, необычных по фактуре или свойствам материалов, желательно фантастических, космических форм и сложной конструкции. Современное искусство осваивает новые техники и часто создается из нестандартных материалов. Например, популярный ныне треш-арт - это вещи и композиции (от скульптур до настенных панно), материалом для которых становятся обычный мусор и старые вещи. В чутких руках художника гнутые ложки, рваные чемоданы, неработающие телефоны, замки, потерянные ключи и другой хлам обретает новую жизнь, становясь настоящим произведением искусства. Такие чудо-скульптуры - выбор очень неординарных личностей и принадлежность нестандартных интерьеров.

Располагая скульптуру в интерьере, не менее важно отвести ей нужное место сообразно с ее размерами и стилем. Так, для большой классической скульптуры нужно пространство, в тесной комнате она будет смотреться чужеродно. Важно также определить ракурс, с которого фигура будет рассматриваться, необходимо учитывать цвет фона и совместимость скульптуры с другими элементами интерьера.

Материалы

Для изготовления скульптур используют различные материалы. Традиционно это мрамор, дерево, гипс, бронза и чугун, керамика. В последнее время возрос интерес именно к керамическим изваяниям. Они обладают целым рядом достоинств. Во-первых, керамическая скульптура может быть выполнена в любом стиле - от классики до кантри и модерна, а значит, впишется в любой уже готовый интерьер. Во-вторых, керамика способна принимать в умелых руках художника любую форму - от барельефа до статуи или бюста, позволяя воплощать любые идеи не только скульптора, но и ваши личные. Керамическая скульптура может быть не только украшением интерьера, но и нести функциональную нагрузку. Благодаря возможности создавать различные формы, керамика может стать украшением даже небольшой квартиры.

В-третьих, керамические вещи очень функциональны: краски на них не выцветают, они не собирают пыль, не подвержены воздействию воды, прекрасная фактура материала не надоедает и всегда привлекает внимание. В отличие от мрамора, гипса, бронзы, чугуна, камня, глина - это материал теплый, уютный, а именно это бывает так необходимо городскому человеку. Единственный недостаток керамики - ее хрупкость, с которой вполне можно мириться, учитывая перечисленные достоинства.

Мастерство побеждает

Если вы решились украсить свой дом скульптурой, то лучше, если к мастеру вы обратитесь на начальном этапе, когда интерьер еще только задумывается. В этом случае вы можете быть уверены, что скульптура впишется в любой интерьер и будет смотреться в нем вполне естественно.

И еще, скульптура - удовольствие довольно дорогое. Дешевый ширпотреб способен лишь испортить впечатление от вашего интерьера. Настоящее же произведение искусства может создать лишь хороший мастер. Лишь в этом случае ваша скульптура будет радовать вас и, возможно, станет настоящей семейной реликвией, синонимом домашнего уюта и тепла.

Материал подготовила Анна Разумовская
Использованы фотографии работ
художественной мастерской
«Керамика Красновой»

Украшение фигурками - классический прием в оформлении комнат. Не существует ограничений в плане формы, материала или функционального предназначения - это могут быть настольные статуэтки, большие памятники и фигуры, высеченные в скалах. Скульптуры не являются обязательной частью декора, однако до XIX ст. включительно они присутствовали во всех больших домах, а в античные времена были неотъемлемыми элементами фасадов зданий. Появлялись новые формы и жанры, совершенствовалась технология изготовления. Существуют три распространенных способа создания скульптур. Метод пластики подразумевает наращивание объема с помощью определенного материала. Для этого используют воск или глину. Ваянием называется отрезание лишних частей и обтачивание до получения окончательного результата. Основой для этого метода является камень, дерево и другие материалы. Отливка - вливание расплавленной бронзы или другого металла, или сплава в заранее приготовленную форму.

О скульптурах: история и интересные факты

Первые статуэтки появились еще в палеолите. Их форма не обладала симметричностью и четкими линиями. Все изменилось после появления древнеегипетской цивилизации, когда ваятели достигли принципиально нового уровня мастерства. Большие и маленькие человеческие фигурки теперь имели отчетливые черты лица, в точном соответствии с их настоящей анатомической формой. Если в ранний период скульпторы изображали преимущественно животных, то в древних цивилизациях современных Египта, Греции и Италии акценты окончательно сместились к человеческому телу. Со статуями связано множество легенд и интересных фактов. Раньше считалось, что греки не окрашивали свои скульптуры в разные цвета, и только недавние исследования показали, что краски исчезали естественным путем. Исторические и политические изменения заметно повлияли на сохранность культурного наследия. Больше всего страдали скульптуры. Статуя императора Марка Аврелия уцелела только благодаря тому, что его перепутали с Константином - христианином по вере.

Художественные средства скульптуры:

  • разработка фактуры;
  • лепка (построение модели);
  • разработка силуэта;
  • работа над объемной формой.

Как выбрать скульптуры

При выборе фигурки покупатель руководствуется тем, где ее необходимо разместить - в квартире, загородном доме или саду. Перед покупкой нужно найти специалиста или ближе ознакомиться с данным видом искусства. В интерьере используется в основном станковая скульптура. Она предназначена для близкого рассмотрения, совместима с любой средой, может выполняться в натуральную величину или быть уменьшенной. Станковая скульптура может содержать скрытый смысл. Фигурки способны облегчить обстановку, насыщенную ровными линиями, или наоборот - добавить ей строгости. Для украшения интерьера в современной стилистике нужны абстрактные формы, а не простая человеческая фигурка. Бюсты уместны в классическом оформлении, сделанном под старину. Размер статуэток подбирается в зависимости от габаритов помещения, чтобы они гармонично смотрелись.

По возможности нужно выбирать небьющиеся интерьерные скульптуры из ударостойких материалов.

Определяемся с типом

Круглыми называются такие скульптуры, которые можно обойти вокруг их оси. К ним относятся статуи и бюсты. Если необходимо украсить большое помещение, то следует выбрать несколько больших скульптур, например, исторических бюстов. Их лучше ставить в углах. Комната с необычным дизайном требует интересных решений в виде скульптур неправильной формы. Их располагают на свое усмотрение, предпочтительно там, где больше свободного места. Рельефными скульптурами называются различные формы, соединенные с плоской поверхностью. Горельеф устанавливают только в больших помещениях или на открытом пространстве. Барельеф уместен в комнатах любого размера. Остановить на нем свой выбор можно в тех случаях, когда горизонтальные поверхности выполнены в светлых тонах. Скульптурными группами называются ансамбли из нескольких статуй. Они украсят фасад здания или сад.

По предназначению скульптура делится на:

  1. Станковая. Самый универсальный из всех подвидов.
  2. Монументально-декоративная. К ней относятся элементы убранства зданий и архитектурных комплексов.
  3. Монументальная. Эти скульптурные объекты являются независимыми архитектурными единицами.



Материал изготовления

Статуэтки из керамики часто используются в быту. Они выполняют роль мелких украшений для гостиных и кухонь. Их делают в основном из фарфора. Статуэтки из хрусталя стоят по-разному - начиная от дешевых и заканчивая дорогими для статусного оформления. Фигурки из слоновой кости придадут интерьеру благородного вида. Скульптуры из красного или черного дерева хорошо вписываются в африканский и викторианский стили. Металл позволяет реализовать любые дизайнерские идеи. Металлические скульптуры уместны для прогрессивных стилей. Статуэтки из бумаги стали очень популярными за последние 5-7 лет. Если раньше этот материал широко использовался в Восточной Азии, то сейчас такая тенденция наблюдается на Западе. Статуи из камня сочетаются с любой обстановкой. Гипс используется в роли как основного, так и переходного материала. Это практичная субстанция, применяемая для создания форм, которые потом можно повторить в глине, фаянсе или фарфоре.

Скульптуры также делают из:

  • полудрагоценных камней;
  • стекла;
  • особых терракотовых сортов глины;
  • полимерных материалов;
  • скульптурного пластилина.

Разнообразие жанров

Портретный жанр подразумевает изображение конкретных людей или их собирательного образа. Подвидами являются такие портреты, как символ, настроение, тип и характер. Мифологический жанр - отображение мифических событий, преимущественно на рельефах. Бытовое направление посвящено воссозданию общественной и частной жизни периода, соответствующего годам жизни скульптора. Исторический жанр - это в первую очередь воплощение в скульптурах подлинных исторических событий, их прямая трактовка или подача через скрытый смысл. Символический жанр представлен работами, которые отображаются в форме условности, напоминающей, обозначающей или указывающей на какую-либо идею, образ или понятие. Скульптуры аллегорического направления наделены художественным представлением определенной концепции в виде конкретного образа. Анималистическая скульптура является жанром, где центральным объектом выступают животные.

Стиль интерьера и фигур

В африканском стиле акценты приходятся на животные мотивы и разнообразные рисунки. Скульптуры в подобном ключе являются обязательными элементами такой обстановки. В ней необходимо присутствие деревянных фигурок. Эффектно смотрятся скульптуры, собранные из большого количества металлических деталей. Они соответствуют метафизическому течению и стилю стимпанк. Направление контемпорари известно своими странными формами. Самые необычные дизайнерские решения и полная свобода мысли - вот главные характерные черты фигур в этом стиле. Статуи в стиле авангард состоят из округлых форм, плавных линий и переходов. Этнические направления включают в себя всевозможные конструкции и материалы. Самым значимым историческим стилем считается ренессанс. Скульптуры этого направления изображают людей и объекты живой природы. Монументальная скульптура выделяется своим величием и грандиозностью.

Одно из современных правил декорирования гласит, что стили можно совмещать, а правила нарушать, создавая новые сочетания.


Размеры скульптур и их размещение

В зависимости от размера статуэтки размещаются на полу (большие), столах (меньше среднего размера) или полках (маленькие). Некоторые предназначаются для каких-то конкретных мест. Часть скульптур могут быть представлены в виде одного фрагмента. В домашних условиях это выглядит необычно; совпадает с концепцией современного искусства. Гостиную можно оформить несколькими крупными, привлекающими внимание статуями. В спальне стоит разместить фигуру оригинальной формы или статуэтку, изображающую влюбленную пару. На кухне ставятся скульптуры небольшого размера холодных цветов. В детскую лучше покупать небольшие небьющиеся фигурки. Их следует размещать на полочках. Классическое решение - размещение скульптур по обе стороны от камина и создание над ним рельефа. Фигуры должны быть значительно темнее или светлее цветовой гаммы стен. Приветствуется сочетание разных материалов при декорировании скульптурами.

Не стоит размещать скульптурные объекты в убыток удобному расположению мебели или других элементов.

Заключение

Скульптура - классический элемент интерьера. Правильная расстановка фигурок требует наличия элементарных знаний о сочетаемости материалов со стилем, в котором выполнено помещение. Наиболее универсальны маленькие статуэтки: они подходят для реализации исторических и современных направлений в дизайне, не притягивают к себе слишком много внимания, реже бьются, удобны в эксплуатации и стоят дешевле. Главным достоинством скульптур из полудрагоценных камней является цветовая гамма. Статуэтку можно создать своими руками. Не владея особыми навыками, можно сделать скульптуру из нескольких металлических деталей. А вот для создания бумажной фигурки потребуется пройти специальные курсы. Скульптура в интерьере имеет универсальное предназначение - она может понравиться гостям, вызвать одобрение у ценителей искусства, заинтересовать детей. Благодаря гибкому ценообразованию она доступна для всех.

С давних времен люди украшали свои жилища фигурками, вырезанными из кости, дерева или камня. Некоторые из них становились первыми игрушками, а другие – оберегами, защитниками дома. Шли века, а скульптура в интерьере домов оставалась, только разнилась качеством да материалами. В крестьянских домах жили раскрашенные деревянные и глиняные собачки, птички и человечки, а в аристократических – за порядком в доме следили каменные львы, да гипсовые античные статуи. Скульптура больших и малых форм прекрасно вписывалась в классический и этнический стили. Однако развитие современного искусства предложило дизайнерам достойные образцы и для апартаментов в стиле модерн, минимализм, хай-тек. Но как правильно выбрать скульптуру для дома?

Скульптура выполняет чисто декоративные функции, ею даже дырку на обоях не закроешь, как картиной. Хотя некоторые умудряются использовать античные статуи в качестве вешалок. Но тем самым только подтверждая, что скульптура способна раскрыть внутренний мир хозяев, а также подчеркнуть вкус и индивидуальность, или их отсутствие.

Для того чтобы правильно выбрать это украшение для дома, задайте себе следующие вопросы:

1. Какого вида нужна:

  • круглая (статуи различного размера, бюсты, скульптурные группы);
  • рельеф: горельеф (если более, чем на половину выглядывает из стены) и барельеф (если менее).

2. Какой жанр больше нравится:

  • портрет (бюст и фигурки людей);
  • изображения представителей животного и растительного мира;
  • изображения исторических сцен, мифологических сюжетов, богов и святых;
  • символические изображения (змея, кусающая свой хвост, три обезьянки и т.д.).

3. Материал статуи:

  • керамика и фарфор;
  • гипс;
  • дерево (дуб и липа);
  • камень (гранит, мрамор, оникс, малахит, известняк и пр.), в том числе искусственный;
  • поделочные и полудрагоценные камни;
  • хрусталь и стекло (прозрачное, матовое и цветное);
  • металл (сталь, чугун) и сплавы (бронза, латунь, медь);
  • драгоценные изделия (золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни);
  • прочие (лед, песок, бумага).

Исходя из перечисленных материалов видно, что такие украшения можно получить с помощью лепки, литья, высекания, ковки и чеканки.

4. Какого размера предполагаемая статуя:

  • большая (максимум до 1 метра, устанавливается на постамент);
  • средняя (до полуметра, ставится на каминную полку, стеллаж, стол и т.д.);
  • миниатюрная (часто является предметом коллекционирования, поэтому требует отдельных выставочных шкафов с подсветкой, иначе можно поставить на полку, комод или консоль, журнальный столик).


Для расположения скульптуры требуется больше свободного пространства, эффективного освещения и хорошего заднего фона. Она – декоративный элемент, чье место должно быть идеально продумано. Маленьким статуэткам особенно нужно свободное пространство, чтобы не потеряться среди других вещей.

4. Где вы хотите ее поставить:

  • в гостиной уместны большие и средние статуи или бюсты, но только в больших комнатах. Иначе лучше обратить внимание на миниатюрные статуэтки. Не нужно делать из комнаты музейное помещение: достаточно одной большой или нескольких маленьких скульптур;
  • в спальне можно поставить статуэтки среднего размера у изножья кровати, а миниатюрные – на туалетном столике;
  • в детской лучше обойтись без дорогих, хрупких и металлических изделий, которые могут пострадать при общении с ребенком или причинить ему вред;
  • в рабочем кабинете скульптуру лучше поставить на полку или письменный стол, поэтому нужно выбрать небольшую и солидную статую, которая будет уместна в этой комнате (гипсовых хрюшек тут обычно не ставят).

5. В каком стиле оформлено помещение:

  • классический – гипсовые и мраморные реплики античных скульптур, гипсовые маски, бюсты выдающихся людей и т.д;
  • прованс и рококо – фарфоровые ангелочки, пастушки, смешные зверюшки, пасторальные сценки;
  • русский – деревянные и глиняные фигурки, созданные в технике гжель, матрешки и т.д.;
  • стиль Юго-Восточной Азии – бронзовые и костяные фигурки Будды, драконы и прочие мифические существа;
  • минимализм – строгие, плавные и лаконичные формы изделий из бронзы, металла, некрашеных дерева и керамики. В минималистском интерьере достаточно одной-двух статуэток людей, животных или абстракции. Кстати, при оформлении интерьера скульптурой разрешается пользоваться копиями музейных шедевров, чего нельзя позволить при выборе картины.

6. Какие прочие элементы декора вы намерены использовать?

Скульптура в интерьере комнаты должна соответствовать отделочным материалам, вазам, светильникам, коврам, обивке и т.д. Смешивать предметы, принадлежащие к различным стилям, позволительно лишь при оформлении комнаты в стиле эклектика, фьюжн или винтаж.

А в вашем доме есть статуи или статуэтки? Как вы вписали их в интерьер? Поделитесь с нами на странице группы в социальных сетях.

Инсталляция Тани Колпаковой "Искусство в вашем доме"







Современный интерьер отличается плюрализмом невероятного размаха – в нем прекрасно уживается система «умный дом» и текстиль ручной выделки, брендовый диван всемирно известного дизайнера и бабушкин буфет со стеклянными вставочками, бытовая техника почти космического уровня и авторские произведения искусства.

Фото на заставке: работа скульптора Олега Киевского (Москва)


После всякого рода революций – социальных, технических и эстетических – искусство вернулось в нашу повседневную среду обитания. Десятилетия вынужденной аскезы не уничтожили в человеке тягу к прекрасному, и как только 12 квадратных метров на душу населения перестали быть жилищной нормой, в современном доме появилось искусство.

Однако, если живопись так или иначе находит путь к сердцам и жилищам людей, то скульптура в интерьере встречается нечасто. Сразу отметим, что речь не идет о декоративной пластике и предметах под общим именем « интерьерные аксессуары»: разножанровые декоративные статуэтки и эффектные трехмерные объекты легко входят в наше предметное окружение.

А вот станковая скульптура – скорее исключение, чем тренд. Хотя какие-нибудь сто лет назад скульптурные произведения украшали не только дворцы, но и более скромные интерьеры. Мраморные или бронзовые бюсты и фигуры, скульптурная анималистика, символические и аллегорические изображения находили место как в парадных, так и приватных зонах жилища: в кабинетах и гостиных, каминных и бильярдных комнатах, столовых, холлах и спальнях.

Но сегодня традиция скульптурного убранства дома не спешит возвращаться, а почетные места в интерьере занимают живописные и прикладные работы. Возможно, это объясняется тем, что живописи достаточно плоскости стены, а скульптура требует пространства. И не всегда в современной квартире или доме найдется место, где хозяева готовы «поселить» скульптурное изображение.

Чтобы приобрести станковую скульптуру, недостаточно желания и денег: нужно пересмотреть возможности существующего пространства, создать для нее новое или заложить присутствие скульптуры на стадии проектирования интерьера.

И вообще, насколько и в каких случаях скульптура уместна и даже необходима в современном жилом интерьере? Как она взаимодействует с ним? Какова ее роль и место? Каких особых условий она требует – или не требует? Кто и зачем покупает скульптуру? Или не покупает и почему?

А может, время станковой скульптуры ушло безвозвратно?

Мы решили выяснить все эти вопросы у людей, которые связаны со скульптурой. В числе наших экспертов – известные скульпторы, дизайнеры, искусствоведы и галеристы Екатеринбурга.

Ответы мы получили разные, иногда прямо противоположные, но в каждом случае – искренние, заинтересованные и очень профессиональные.

Андрей Чернышов , скульптор

Юрий Крылов , скульптор, профессор УГАХА

Ольга Арапова , дизайнер

Елена Крутских , дизайнер

Мария Койра , дизайнер

Таня Колпакова , дизайнер

Игорь Аболин , Открытый аукцион «Татьянин день»

Анатолий Михуля-Морозов , «Белая Галерея»

Скульптура в жилом пространстве: обстоятельства места

Ольга Арапова, дизайнер

– Мне кажется, в современном мире мы не можем позволить себе скульптуру в интерьере. Даже богатые люди сегодня строят маленькие дома, никто не строит дворцов, в которых исторически обитала станковая пластика.

Ведь мало купить и установить скульптурное произведение – нужно еще заложить десяток или, пожалуй, несколько десятков квадратных метров для его полноценного восприятия. Круглая скульптура требует пространства, в котором она могла бы явить всю свою красоту. А кроме того, нужна свобода безопасного передвижения людей, если мы говорим о жилом интерьере.

Андрей Чернышов, скульптор

– Если говорить о скульптурных произведениях в современном жилом пространстве, то по большому счету для создания интерьера скульптура не нужна. Дизайнер реализует проект, выполняет свою задачу и не хочет нажить себе дополнительных трудностей, связываясь с художественным произведением.

Единицы дизайнеров хотят создать интерьер, которым можно блеснуть, в основном же проекты похожи друг на друга, потому что укомплектованы более или менее одинаковыми материалами. И это пока всех устраивает.

Мария Койра, дизайнер

– Совершенно согласна с тем, что в современных квартирах зачастую нет места для скульптуры, в отличие от живописи, для которой стена всегда найдется. Объемная пластика может существовать в жилом интерьере, если это дома и коттеджи большой площади.

Скульптура в частном интерьере возможна, но при этом и клиент должен иметь потребность в ней. Ведь созерцать прекрасное хочется тогда, когда все остальное в порядке.

Таня Колпакова, дизайнер

– Как и любой другой вид искусства, скульптура для меня не является чем-то особенным и требующим специальных условий. В восприятии любого искусства важно одно – любить его, хотеть его, чувствовать и понимать.

Да, скульптура требует немного больше места, но она дает другие ощущения и возможности. Она может жить в вашем доме: на комоде и на полу, на камине и книжной полке, на специальном постаменте и просто на письменном столе. Сопровождая вас повсюду, она не требует стены и гвоздя.

Как ввести скульптуру в интерьер: обстоятельства действия

Игорь Аболин, аукцион «Татьянин день»

– Скульптуру сегодня покупают редко, и с чем это связано – можно попытаться выяснить или предположить. И дело не только в том, что скульптуре необходимо пространство, которое все стараются экономить в любом интерьере, будь то квартира или особняк. Ее можно экспонировать на любой площади, если делать это грамотно.

За время моей работы у нас было продано очень немного скульптуры. В нашей постоянной экспозиции есть разные произведения пластики: небольшие бронзовые фигурки, несколько торсов из дерева, коллекция латунных собак. Вот, пожалуй, и все. А на торги мы выставляем только живопись и графику.

Елена Крутских, дизайнер

– Скульптура всегда интересна в любом интерьере. Даже в небольшой квартире можно поставить бюст на пьедестале или абстрактную форму, ведь она – тоже скульптура. Само собой разумеется, что нужно большое пространство.

В своей дизайнерской практике нам приходилось использовать различные скульптуры в проектах. Так, в классический интерьер домашней библиотеки хорошо вписалась двухметровая абстрактная фигура.

Мария Койра, дизайнер

– К вопросу, в какой интерьер – какая скульптура? Да в любой интерьер можно подобрать соответствующую. Я неравнодушна к современным минималистичным интерьерам, где много воздуха, и в такое пространство я бы подобрала какую-нибудь странную скульптуру, возможно, абстрактную.

В моей практике еще не было ситуации подбора скульптуры, но как-то заказчик спрашивал, что поставить в кабинете. Думаю, не обязательно закладывать конкретную скульптуру на стадии дизайн-проекта, если ей отводится второстепенная роль. Если же это немаловажная или даже ключевая деталь интерьера, хоть и с декоративной функцией, то в таком сценарии нужно все продумать заранее.

Игорь Аболин, аукцион «Татьянин день»

– На мой взгляд, приобретение и размещение в интерьере любого объема – скульптуры, вазы, рельефа, авторской куклы – дело очень интимное. Зритель и произведение искусства должны слиться в душевное единство... Особенно это относится к станковой скульптуре. Ибо зрители – возможные владельцы – имеют свойство ее одушевлять.

И если смогут «договориться», то скульптурное произведение обретет владельца надолго, оно станет частью того пространства, где будет жить вместе с домочадцами. Расстаться со скульптурой потом будет очень трудно – она становится частью быта и бытия.

Знаю это по своему опыту и опыту других собирателей: картины имеют свойство кочевать по стенам, а скульптура, однажды заняв «свое» место, уже его не меняет.

Скульптура как вид искусства: обстоятельства времени

Юрий Крылов, скульптор

– Если сделать беглый исторический обзор, то в частном интерьере скульптура появилась еще в эпоху Рима. В Средневековье произошел провал по религиозным причинам и новый взлет скульптуры – это уже Возрождение. Скульптура стала частью европейской дворцовой жизни, а затем появилась и в жилищах горожан.

В Европе эта традиция не прерывалась никогда, у нас же в силу общеизвестных причин скульптура выродилась в идеологическую: памятники по всей стране и бюсты вождей в каждом советском доме. Скульптура как вид искусства не могла развиваться, постоянно находясь под давлением разного рода обстоятельств.

И вдруг произошло нечто такое, что могло бы «оживить» скульптуру! Когда пришли «малиновые» 90-е и художники остались без работы, вдруг потребовались какие-то необыкновенные горшки, чтобы не такие, как у соседа, садовые гномики, фонтаны, портреты.

И вроде бы – ура! Но началось приспосабливание искусства к обстоятельствам, что не могло не отразиться на качестве скульптурных произведений.

Елена Крутских, дизайнер

Да, в Европе традиционно скульптура – часть интерьера, придающая пространству особое значение и элегантность. В европейских интерьерах присутствует много абстрактных форм больших размеров. Чаще, конечно, в общественных, но и в частных домах можно увидеть скульптуру, иногда отдельные части пластичных форм.

Если говорить о присутствии скульптуры в современном интерьере, то, на мой взгляд, здесь более уместна абстрактная пластика. Она органично впишется в минималистский интерьер, а классический смягчит и добавит в него особый штрих.

Таня Колпакова, дизайнер

– Скульптурой можно любоваться со всех сторон, ее можно поворачивать, трогать, держать в руках, если она небольшого размера, носить или возить с собой. Она почти живая! Иногда с ней можно поговорить или послушать музыку, почитать, а еще просто жить рядом с ней. И восхищаться.

Сделанная из шамота, гипса или бронзы, настоящая скульптура вызывает огромное количество чувств. Сначала поражает форма, потом детали, пластика, мастерство и идея мастера… Хотя, у всех по-разному получается влюбиться в скульптуру. А без любви в нашем доме не будет жить искусство. НИКАКОЕ!

Вопрос «цена-качество»: что почем и почему?

Ольга Арапова, дизайнер

– Хочу заметить, что площадь – не единственное препятствие для введения скульптуры в повседневную среду человека. Мне кажется, у нас в городе трудно найти скульптуру, которую безоговорочно хотелось бы иметь в доме.

Есть несколько авторов, чьи работы – при всем моем уважении к ним – я не могу взять ни в один свой в проект. Одни слишком брутальны для интерьера, другие чрезмерно гламурны, что-то не подходит по масштабу, а что-то просто находится для меня вне зоны эстетических характеристик.

И еще один немаловажный аспект – цена. Я понимаю, что труд скульптора дорогого стоит, но когда, например, с одной формы делают серию отливок и все продают по одной, очень высокой цене уникального произведения – это уже тираж. Тогда и стоить работа должна соответственно.

Юрий Крылов, скульптор

– Как же определить ценность и цену скульптуры? Кто оценит? Сколько это стоит и нужно ли это вообще? Как делать оценку для покупателя? Кого можно считать авторитетным специалистом в этом вопросе?

На Западе богатые люди покупают у известных галеристов, которые дорожат своей репутацией на рынке. У нас такого нет. Если даже человек захочет купить скульптуру, он абсолютно не защищен. Нет ориентира, по которому можно определить, что хорошо, а что плохо.

Анатолий Михуля-Морозов, «Белая Галерея»

– Сегодня у нас очень востребована антикварная камерная пластика, и все, что предлагает рынок, практически раскуплено: скульптура ар нуво с ее тончайшей проработкой, этническая скульптура разной географии из дерева, кости, камня. Все эти вещи приобретают люди, которые понимают скульптуру, чувствуют материал и ценят мастерство обработки.

Ведь скульптура – это, в первую очередь, материал. Мрамор, бронза, которые прошли проверку временем и остаются классическими материалами для создания станковой скульптуры.

В Екатеринбурге ситуация с покупкой скульптуры, я бы сказал, невнятная. За время моей галерейной практики удалось продать одну объемную вещь – это была скульптура из металла, трансформирующаяся в мангал.

О льга Арапова, дизайнер

– Если скульпторы хотят «продаваться», им самим придется изменить свой подход к скульптуре и ее судьбе, пойти « в народ» и сделать что-то, чтобы их искусство было востребовано.

И не обязательно это должна быть станковая скульптура в энциклопедическом смысле, пусть это будет вещь с неким прикладным смыслом. Как это делают, например, Бранд и ван Эгмонт в своих уникальных скульптурах-светильниках, всякий раз предлагая новую версию даже на базе существующей модели.

Скульптура в исторической перспективе: вчера, сегодня – а завтра?

Андрей Чернышов, скульптор

– Почему станковая скульптура так плохо востребована? Сегодня, кроме малой пластики, существует огромное разнообразие видов и форм искусства. Современный человек интересуется больше какими-то визуальными эффектами. К сожалению или к счастью, но классическая скульптура себя просто исчерпала в тех темах, сюжетах и материалах, в которых она традиционно существовала.

Она должна стать иной, откликаться на требования времени, а художник должен чувствовать, что нужно обществу. Надо создавать современные формы, использовать новую тематику, экспериментировать с материалом. И в этом смысле малая пластика дает широчайшие возможности.

Юрий Крылов, скульптор

– Опять же, так исторически сложилось, что в Екатеринбурге очень хорошо развита живопись, графика, ювелирка, и об этом много и хорошо писали искусствоведы.

У нас часто скульптуру путают с Каслинским литьем, однако, этот художественный феномен имеет мало отношения к скульптуре – это, прежде всего, мастерство литейщиков, мужиков с хорошими руками.

А скульптуры как таковой на Урале не знают. Единственная сохранившаяся у нас настоящая скульптура – это памятник Свердлову, нравится вам это или нет. Не будем касаться идеологической стороны, но если говорить о скульптуре как искусстве, то ее автором был академик, настоящий мастер из Петербурга.

И как произведение искусства эта работа – самая лучшая, качественно отлитая, идеально вписанная в городскую среду.

Игорь Аболин, аукцион «Татьянин день»

– На мой взгляд, причина невостребованности скульптуры скорее психологическая. В эпоху тотальной «гаджетизации» люди привыкли к плоскому изображению мира, они живут в виртуальной реальности и, похоже, уже просто боятся пространства и объема, не умеют с ними взаимодействовать.

Станковая скульптура исторически – это, прежде всего, изображение человека, пусть даже и стилизованное. Она всегда воспевала красоту человеческого тела в мраморе и бронзе.

Сегодня люди, выросшие на фильмах ужасов, относятся к антропоморфной пластике в своем доме с опаской. И если уж решаются ввести в интерьер скульптурное произведение, то это чаще какая-то абстрактная вещь.

Андрей Чернышов, скульптор

– Осмелюсь предположить, что скульптура будет развиваться все же по неким проектам. К примеру, я предлагал в коттедж бронзовую пластику, что называется, в комплекте: от звонка на входной двери и элементов с темой в интерьере до круглой скульптуры и мельчайших декоративных деталей.

Это уже было в эпоху ар нуво – идеальный пример того, как органично пластика может быть связана с интерьером. Такой же проектный подход я использую, когда работаю над скульптурным оформлением различных зон в интерьере – холлов, гостиных, ванных комнат.

Авторскую скульптуру – в дизайнерские интерьеры!

Мария Койра, дизайнер

– Мне кажется, сегодня у нас не налажены отношения между скульптором и заказчиком, и необходимы иные варианты этой связи. Может быть, делать выставки в торговых центрах, создать фотобанк или единую интернет-площадку с описанием произведений скульптуры для дизайнеров, и не только.

Анатолий Михуля-Морозов, « Белая Галерея»

– Если говорить о введении скульптуры в современный интерьер, то это могли бы делать проектирующие дизайнеры. Они работают с пространством, цветом, светом – им и карты в руки!

Но, к сожалению, нежелание или недостаточная информированность дизайнеров пока не делает скульптуру важным предметом интерьера.

Мария Койра, дизайнер

– Одно время я считала, что в моих проектах пространство огранизовано так, что заказчик может смело вводить сюда любую скульптуру, живопись – и все будет хорошо. Оказалось, что нет! В дизайнерские интерьеры лучше подбирать эти объекты самому дизайнеру.

Андрей Чернышов, скульптор

– Как правило, скульптура в интерьер попадает случайно: ее приобретает сам хозяин после того, как дизайнер сдает ему объект, или вводит художник-декоратор по своему усмотрению. И чаще это бывает далеко не авторское произведение, а какой-нибудь китайский ширпотреб: при сегодняшней глобализации можно купить все в любом стиле по доступной цене.

Анатолий Михуля-Морозов, « Белая Галерея»

– А может, в этом виновата сама современная скульптура? Она не находит места в жилом пространстве, потому что зачастую груба, лишена изящества и выполнена в промежуточных материалах? Как галерист я мечтаю о том, чтобы появился скульптор и принес нам работы, в которых была бы интересная идея и ее достойное пластическое решение в бронзе или мраморе, с проработанными деталями, размером 30-40 см.

Я уверен, такие вещи нашли бы своего покупателя и украсили его дом. А пока, увы…