Утепление и обогрев        29.08.2019   

Основные принципы дизайна интерьера и декорирования. Принципы дизайна интерьера При формировании общего стиля комнаты

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим с вами о важнейших принципах в дизайне интерьера, которые делают интерьер гармоничным, красивым и эстетически ценным. И это будет, если вы ещё не догадались, ещё один разговор о законах архитектурной композиции .

В конце этого урока вы сможете распознавать и использовать основные принципы дизайна интерьера, которые используются каждым архитектором, дизайнером интерьеров и декоратором, для того, чтобы создать великолепный интерьер. И кто знает, может быть, вы, благодаря этому, сэкономите деньги на ремонт, или начнёте новую карьеру! Но, давайте начнём с самого начала, и узнаем что такое дизайн интерьера с точки зрения профессионалов.

1. Единство и гармония

При работе над дизайном любого интерьера надо думать обо всём доме или квартире в целом, как о серии пространств, связанных между собой коридорами, холлами и лестницей. Поэтому очень важно, чтобы общий стиль или тема проходила во всём. Это не означает, что все внутренние элементы интерьера должны быть одинаковыми, но они должны работать вместе и дополнять друг друга, чтобы укрепить всю композицию.

Одним из способов создания этой «темы» или сюжетной линии является хорошо продуманное использование цвета (см. фото выше). Цветовые палитры в целом представляют собой отличный способ объединения пространства. Например, вы можете выбрать три или четыре базовых цвета и использовать их в различных оттенках повсюду в доме или квартире.

2. Фокусная точка (композиционный центр)

Самым большим врагом любого интерьера является скука. Хорошо продуманная комната всегда имеет, в зависимости от своего размера, одну или несколько фокусных точек (композиционных центров). Композиционный центр должен быть доминирующим элементом интерьера, чтобы привлечь внимание, и достаточно интересным, чтобы заставить зрителя смотреть на него дальше. Таким образом, композиционный центр, должен производить неизгладимое впечатление, но и должен стать неотъемлемой частью декора, связанного по размеру, стилю, цвету или сюжету с остальными элементами.

Камин или плоский телевизор является первым предметом, о котором большинство людей думают, когда мы говорим о композиционном центре в комнате (в данном случае в гостиной).

Если у вас нет естественного композиционного центра в пространстве, например, камина, вы можете легко создать его, выделив какой-нибудь конкретный предмет мебели, произведение искусства, картину или просто участок стены контрастного цвета. Но постарайтесь сохранять равновесие (баланс), чтобы ваша фокусная точка не забирала всё внимание на себя.

3. Баланс (равновесие)

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что все предметы в интерьере должны быть хорошо сбалансированы (уравновешены) и как-то по-особенному, размещены по всему пространству дома (квартиры). Соответственно в интерьере возникает понятие баланса. Коротко, для тех, кто просто пробежит глазами этот урок, баланс можно охарактеризовать как равное распределение визуального веса в интерьере комнаты. Есть три вида композиционного баланса (равновесия): симметричный, асимметричный, и радиальный. (О расстановке мебели по этим принципам читайте ).

Симметричный , как правило, широко использовался в традиционных классических интерьерах. Он характеризуется одинаковыми объектами, повторяющимися в одинаковых положениях по обе стороны от какой либо вертикальной или горизонтальной оси. Например, вспомните интерьеры комнат старинных дворцов и замков, где на каждой стороне комнаты располагается точная зеркальная копия другой стороны.

Симметрия также отражает форму человеческого тела, поэтому у нас врождённое чувство комфорта в сбалансированной симметричной обстановке. Но современные интерьеры сложно привести к полной симметрии из-за наличия различных разнообразных функций. Поэтому её используют фрагментарно.

Асимметричный является более подходящим принципом создания равновесия в дизайне в наши дни. Баланс достигается несколькими непохожими разнородными объектами (предметами), имеющими равный визуальный вес или точку притяжения. Асимметричное расположение предметов выглядит более случайным и менее надуманным, но более сложным для создания.

Попробуйте мысленно убрать жёлтую ширму, расположенную за диваном в этом интерьере, и зрительный вес сразу же переместить на жёлтое кресло и равновесие в интерьере будет потеряно.

Асимметрия всегда предполагает движение, и приводит к более оживленным интерьерам.

Радиальный - это когда все элементы дизайна группируются вокруг центральной точки. Винтовая лестница и круглый обеденный стол являются отличным примером радиального баланса. Хотя этот вид и не часто используется в интерьерах, он может создать интересную фокусную точку, если используется должным образом.

4. Ритм

Если бы мы говорили о музыке, мы бы описали ритм как удары барабана в музыке. В дизайне интерьера, ритм - это всё о визуальном повторении свойств и характеристик предметов или самих предметов. Ритм определяется как непрерывность, повторение или организованное движение композиции. Для достижения этого в дизайне интерьера, вы должны думать о повторении, прогрессии и контрасте. Используя эти композиционные механизмы, можно создать ощущение движения в вашем пространстве, что проводит глаз зрителя от одного элемента дизайна к другому.

Повторение характеризуется использованием одного элемента несколько раз во всём пространстве. Вы можете повторить модель, цвет, текстуру, линии, или любой другой элемент, или даже больше, чем один элемент. Ниже пример точного повторения элементов в интерьере кухни: барные стулья, абажуры светильника, ручки на дверцах навесных шкафов.

Прогрессия берёт за основу какой-либо элемент, и увеличивает или уменьшает одну или более из его характеристик. Таким образом, получается уже не простое тиражирование элементов как при повторении, а более интересное. Наиболее очевидной реализацией этого принципа будет градация по размерам или по цвету. Например, картины над диваном имеют одинаковый размер, но мягкий переход цветов делает их «неодинаковыми» из-за естественной прогрессии, как показано на рисунке.

Ещё можно достичь эффекта прогрессии при помощи цвета, в однотонной цветовой гамме, где каждый элемент немного другого оттенка, но одного и того же базового цвета.

Переход немного сложнее определить. В отличие от повторения или прогрессии, переход имеет тенденцию создать более гладкой перетекающий поток, где глаз естественно скользит из одного предмета к другому. Наиболее распространенным примером перехода в интерьере является использование кривой линии, чтобы аккуратно привести взгляд, как например арочные двери или изогнутые линии потолка.

Наконец, контраст - тут довольно просто. Два элемента противоположных друг другу, например, чёрно-белые подушки на диване , являются яркой отличительной чертой этого принципа.

Контраст также может быть в виде круга и квадрата, используемых вместе, например, форма журнального и кофейных столиков на фото выше.

Контраст может быть довольно резким, и обычно используется, чтобы оживить пространство. Однако, будьте очень осторожны, чтобы не перечеркнуть все старания при оформлении интерьера, которые вы сделали с помощью других принципов, используя слишком много контраста! Опять же, должно соблюдаться равновесие или баланс.

5. Масштаб и пропорции

Эти два принципа дизайна идут рука об руку, так как они оба относятся к размеру и форме предметов. Пропорции связаны с отношением одного элемента дизайна к другому или одного элемента ко всему пространству. Масштаб же касается собственного размера одного объекта по сравнению с другим.

В этом примере, обратите внимание на достаточно большие подушки на диване, которые выглядят достаточно непропорциональными дивану, а тем более к креслам. Если такую подушку положить на кресло, то сесть в него уже не получится.

6. Детали

Еще один очень важный элемент дизайна интерьера, где необходимо принимать бесконечные трудные решения – это детали. Всё, начиная от окантовки на абажуре, цвета полосок на диванных подушках, до выключателей света и ручек шкафа требуют тщательного подбора и внимания. В отличие от цвета люди, зачастую, находят детали скучными. В результате ими пренебрегают и касаются только вскользь, или вообще игнорируют, но детали, столь же важный основополагающий элемент дизайна интерьера.

Детали не должны быть очевидными (ведь это не композиционный центр или фокусная точка), но они должны быть в гармонии со всем, дополняя общий вид комнаты.

7. Цвет

Цвета имеют определенное влияние на атмосферу интерьера , которую вы хотите создать при разработке дизайна. Для цвета также характерны все основные понятия композиции: гармония, композиционный центр, баланс, ритм. Более подробный урок о том, как цвета используются в интерьере, и влияют на наше настроение, вы можете найти .

Похожие материалы:

Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети.

Для начала давайте уточним, что обозначают по отдельности эти слова.

«Дизайн» - design (англ.) (сущ.) - замысел, план, проект, чертеж, эскиз, набросок, рисунок (гл.) - задумывать, придумывать, разрабатывать, замышлять, проектировать, конструировать, делать эскизы, наброски, создавать узоры и т. п.

«Интерьер» - in-terior - внутренний вид (лат.) В контексте темы - это внутренне пространство, как здания, так и отдельной квартиры или помещения.

Таким образом, дизайн интерьера – это проект внутреннего пространства, замысел по его оформлению. Вообще же, разработка дизайна сводится не только к красивому внешнему виду интерьера, а подразумевает решение целого ряда задач и основывается на определенных правилах. Грамотным проект можно считать в том случае, когда все эти задачи решены успешно в соответствии с основными правилами. Ремонт , строительно-отделочные работы, являются достаточно затратными процессами, и начинать их следует, максимально представляя конечный результат и заранее планируя некоторые действия, чтобы в дальнейшем избежать трат на переделки или неучтенные и непредвиденные работы. Именно с этой целью и разрабатывается дизайн-проект интерьера, когда необходимо продумать и представить свое будущее пространство в плане функциональности, эргономики, конструктивных и технических решений, а также внешнего вида.

Какие правила должны соблюдаться при работе над дизайном интерьера?

Перечислю основные и, в общем-то, главные:

  1. Функциональность
  2. Прочность
  3. Красота

Функциональность

При создании, как предмета, так и интерьера помещений в первую очередь учитывается его назначение. Именно функция помещений является отправной точкой при разработке интерьера для них. Помещения должны максимально соответствовать своему назначению.
Удобным дом становится тогда, когда отвечает всем нашим потребностям, когда в нем мы располагаем всем необходимым - предметами, техникой, мебелью для осуществления наших желаний. Поэтому дизайн интерьера , начинается с определения основных функциональных зон, таких как зоны сна, отдыха и приема гостей, приготовления и приема пищи, гигиенических процедур, работы и/или учебы, детские и игровые зоны, зоны хранения. Также следует предусмотреть зоны, отвечающие увлечениям и индивидуальным потребностям членов семьи.

Вопрос функциональности особо остро стоит в малогабаритных квартирах, и в особенности там, где на каждого члена семьи приходится недостаточно пространства. В таких квартирах очень важно с максимальной пользой использовать каждый метр, и даже сантиметр площади. Именно поэтому дизайнеры интерьеров или архитекторы, работая над маленьким квартирами с большими и сложными требованиями к организации пространства, оценивают свои услуги зачастую выше, нежели при работе с просторными квартирами и домами.

Вообще, учитывая немалую стоимость жилья, такое понятие как «полезная площадь» особенно важно, поэтому планировка помещений и расстановка мебели должны быть максимально продуманными, чтобы задействовать пространство с наибольшей пользой. Иногда требуется даже перепланировка квартиры , когда возникает необходимость «перекроить» пространство квартиры под себя, добиваясь от него как можно больше пользы. Здесь особо хочется посоветовать обратиться к специалистам, которые с учетом конструктивных особенностей квартиры найдут подходящее решение и соответствующим образом оформят проект для дальнейшего согласования.

Комфорт и удобство. Эргономичность

Интерьер может быть красивым, необычным и эксклюзивным внешне, но при этом некомфортен и неудобен, если при работе над ним не учитывались нормы эргономики. Неудачная планировка, неправильно расставленная мебель и оборудование осложняют пребывание человека в таком помещении, поскольку свободно действовать и перемещаться бывает затруднительно. Размеры основных предметов в помещении и расстояний между ними должны соответствовать правилам эргономики, чтобы пространство было максимально полезным, функциональным и удобным.

Ощущение комфорта также зависит и от других факторов. Среди них не только грамотное и удобное расположение вещей, но и правильное и достаточное освещение, и подходящие и соответствующие помещению материалы.

Прочность

Что включает в себя это понятие? Безусловно, помимо устойчивости конструкций, это еще и долговечность срока службы, и безопасность в использовании.

Прочность, устойчивость стен и перекрытий – понятия, относящиеся больше к архитектуре и инженерно-конструкторской категории, нежели к дизайну интерьера , но в работе над перепланировкой квартиры особо важны. Соблюдение строительных норм и правил (СНиП) предотвращает опасные для жизни ситуации, помогает избежать конфликтных ситуаций с соседями и серьезных финансовых потерь в последующем, когда дело доходит до суда.

Прочность и безопасность таких конструкций и предметов в помещениях, как лестницы, подиумы, мебель, двери, также очень важны и, безусловно, должны учитываться в работе над дизайном интерьера . Не зря, к примеру, существуют рекомендуемые размеры высоты ступеней для лестниц – подниматься и спускаться по ним удобнее и безопаснее. Все это также вопросы эргономики, которые следует учитывать. Месторасположение мебели, дверей, оборудования должны быть продуманы, чтобы полка, висящая в неподходящем месте, или же дверь, открывающаяся в узкий коридор, не стали причиной травмы.

Кроме безопасности конструкций и предметов стоит учитывать и безопасность отделочных материалов. Скользкий глянцевый керамогранит более травмоопасен, нежели полуглянцевый или матовый. Не менее важен и химический состав материалов. Так, например, в детских комнатах уместнее использовать бумажные обои, нежели виниловые, т.к. они считаются наиболее экологичными. К материалам, используемым в общественных интерьерах, предъявляются особые требования, среди которых такие как пожаробезопасность и гигиеничность.

Во избежание опасности от поломки мебели, оборудования или декоративных конструкций следует также учитывать и их надежность и долговечность.

Красота

Красота – вот что мы оцениваем в первую очередь и хотим видеть в пространстве вокруг себя, поэтому дизайн интерьера должен разрабатываться в соответствии с этим естественным желанием. Красота, вызывая положительные эмоции и оставляя наиболее приятные впечатления, является важной составляющей дизайна. Именно красота внешнего вида предметов сглаживает их холодную и скучную утилитарность, придает им индивидуальность. Красивыми вещами мы с большим удовольствием пользуемся, в красивом и продуманном интерьере нам приятнее и комфортнее находиться.

Что же делает интерьер красивым? Безусловно, это гармоничное сочетание цветовых оттенков, текстур и фактур, а также грамотная композиция, как в целом, так и в частности. В красивом, по-настоящему гармоничном интерьере цвет и форма предметов, их размер и расположение относительно друг друга всегда выверены и неслучайны.

Случается, что работая над интерьером и подбирая вместе с заказчиками вещи для его наполнения и оформления, мне иногда приходится сдерживать их желание приобрести тот или иной предмет, причем не такой уж и дешевый. Почему? Причина в том, что отдельные предметы мебели, аксессуары, светильники или отделочные материалы могут быть очень красивыми и оригинальными, но в соседстве друг с другом начинают «спорить» и смотрятся негармонично. Зачем, в таком случае, приобретать вещь, если в конечном итоге она не впишется должным образом и тем самым не оправдает ожиданий.

И еще… Красота красотой, но все-таки в угоду ей не стоит забывать о функциональности, удобстве и прочности.

И пусть дизайн интерьера вашей квартиры или коттеджа будет грамотным и продуманным, а результатом воплощения такого проекта в реальности станет функциональное, комфортное, красивое и уютное жилье.

Дизайн интерьера является серьезной проблемой для многих людей. Некоторые даже путают дизайн интерьера с декорированием интерьера. В чем разница? Дизайн интерьера решает задачу по реализации плана по размещению внутренней структуры помещения. В то время как декорирование решает задачу украшения уже существующей архитектуры и порядка.

Основные принципы дизайна интерьера

Обустройство интерьера квартиры является захватывающим занятием. Вы можете посетить сайт housesdesign.ru и посмотреть примеры замечательных работ. Люди часто украшают свои квартиры различными элементами, но им не хватает стиля и гармоничности. Создание теплого и уютного пространства на самом деле не составляет большого труда, если вы знаете основы по дизайну и декорированию интерьера.

Сосредоточьтесь на этих простых принципах и вы получите больше уверенности в принятии решений и сможете достичь успеха. Рассмотрим важные моменты:

Цвета хорошо передают настроение

Масштаб и пропорции

Это основной принцип оформления интерьера, чтобы придать помещению сбалансированный вид. Термин «масштаб» должен относиться к размеру каждого элемента дизайна. Это может быть элемент домашнего декора. Таким образом, хорошего результата можно достичь, если соблюдать пропорции между каждым элементом и пространством.

Цвета и линии

Один из знаменитых дизайнеров сказал, что цвет — это самый замечательный элемент, воздействующий на эмоции, поэтому его выбор является одной из самых первых задач, которую нужно решить в вопросе украшения и реконструкции пространства. Линии, с точки зрения дизайна интерьера, помогают расположить элементы так, чтобы нашим глазам было приятно наслаждаться видом помещения.

Эти линии можно увидеть на дверях, окнах, колоннах, арках, плитке, мебели, обоях и даже шторах. Они также могут передавать ощущения и влиять на эмоции. Например тонкие линии могут говорить о неуверенности, толстые указывают на уравновешенность. Прерывистые линии говорят о беспокойстве, а различные зигзаги и узоры могут быть признаком активности и жизни.

Линии являются прекрасным инструментом в дизайне интерьера

Баланс очень важен в интерьере. Это относится к сочетанию всех элементов, которые должны быть в балансе друг с другом. Чувство равновесия может быть симметричным или ассиметричным. Только так можно добиться действительно красивого вида интерьера помещения. В качестве примеров желательно изучить разные фотографии интерьера от профессионалов.

Здесь делается ставка на повторение форм и цветов. Повторение цвета, размеров и форм создает чувство единства и гармонии.

Контраст

Создание контраста в комнате помогает обратить внимание на определенные вещи. Так поддерживается атмосфера помещения.

Гармония

Гармония помещения достигается с помощью использования всех принципов (баланс, ритм, контрастность и т.д.) в помещении. Главное правило здесь — это союз единства и многообразия.

Основными элементами дизайна и средствами его реализации являются пространство, форма, линия, фактура, цвет и свет.

Пространство. Пространство, ограниченное стенами, потолками, плоскостью пола и мебелью, было и остается важнейшим и сложнейшим из элементов дизайна. Когда человек находится в пространстве интерьера, его соотношение с ним непрерывно изменяется. Само пространство можно определить как позитивное или негативное. Позитивные пространства образуются массами - предметами мебели, оборудованием, стенами, тогда как негативное пространство - это обычно сам "воздух", окружающий предметы. Именно соотношение позитивного и негативного пространств, выраженное их объемами и конфигурацией, создает атмосферу интерьера. Другими словами, помещение с большим числом позитивных пространств будет ощущаться сложным и замкнутым, тогда как интерьер с большей долей негативных пространств кажется более простым и открытым. То, как взаимодействуют между собой позитивное и негативное пространства, определяет структуру пространства и пути через него. Это обстоятельство особенно существенно в определении того, статичным или динамическим будет характер интерьера. В более статичном интерьере границы позитивного и негативного пространств определены максимально четко, как это происходит с рядами сидений в аудитории. В динамичном интерьере границы между позитивным и негативными пространствами переменчивы - в ресторане, к примеру, где множество столов разного размера и формы расположены под разными углами один к другому.

Форма и контур . И позитивное, и негативное пространство определяется формой и контуром. Под контуром имеется в виду внешний абрис объектов, выраженных в двухмерной проекции, тогда как формой считается трехмерный объем предмета. Дизайнеры классифицируют формы и контуры по их соотнесенности с элементарными геометрическими фигурами - квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником и ромбом. Подавляющее большинство интерьеров основаны на квадрате и прямоугольнике. Они стабильны и придают пространству устойчивость. Треугольники и ромбы более динамичны и обладают собственной направленностью. Наконец, криволинейные фигуры, круги и овалы придают интерьеру мягкость, разнообразие и динамику.

Линия . Основные направления линий - горизонталь, вертикаль, диагональ. Сами они могут быть толстыми и тонкими, прямыми или изогнутыми. При этом дизайнеру помещения приходится считаться с линейным рисунком, заданным архитектурой: углами и линиями, разграничивающими пол, стены и потолок. Кроме того, он обязан принимать во внимание структурные линии предметов меблировки и линии рисунка тканей или обоев. Обычно одно направление линий является в пространстве основным и определяет общее его настроение. При господстве вертикальных линий интерьер будет казаться выше, но вместе с тем более официальным и статичным. Интерьер, в котором господствуют горизонтали, производит впечатление неформального и спокойного. Диагонали вносят динамику в интерьер, их сдержанное использование, например, наклонный потолок или установка мебели под углом к стене, привносит в помещение оттенок необычности и интриги. При этом чрезмерное использование диагоналей грозит созданием ощущения тревоги и даже хаоса. Непрямые линии, изогнутые формы и контуры облегчают жесткую сетку прямых архитектурных линий. Если они длинные, то несут в себе сочетание изящества и покоя, если короткие, - игривость и возбуждение.

Фактура поверхности . Качество поверхности любого объекта является одним из главных элементов в дизайнерском проектировании, поскольку оно воспринимается зрительно и на ощупь. Фактура во многом определяет степень официальности интерьера, она может придавать пространству оттенок холодности или теплоты. Фактуру используют для создания ощущения разнообразия при единстве цвета. Так, сияющие хромированные трубки стульев, контрастируя с грубым ковровым покрытием пола, могут придать очарование интерьеру, который в противном случае казался бы скучным. Среди фактур поверхности выделяют шероховатые и гладкие, твердые и мягкие, блестящие и матовые, прозрачные и непрозрачные. Как правило, шероховатые матовые поверхности, будь то каменная кладка камина или рыхлое плетение шерстяной обивки мебели, считаются неофициальными, а гладкие блестящие поверхности, например, черный лаковый рояль, подчеркивают формальность обстановки. Мягкие ковровые покрытия придают ощущение тепла и комфорта, в то время как гладкие твердые поверхности характерны для холодных деловых по характеру интерьеров. Если дизайнер не учел в достаточной мере архитектурные фактуры, заданные стенами, окнами, каминами и полами, равно как и фактуры мебели, то в одном интерьере может оказаться излишнее разнообразие фактур. Это почти неизбежно приведет к ощущению хаоса и распада интерьера на разные элементы.

Цвет - важнейший элемент, определяющий настроение интерьера, он нередко оказывает на человека физиологическое и психологическое воздействие. По поводу цвета сформировались три области теоретического знания: физиологическое влияние цвета; соотношение цвета и света; цвет и его зависимость от красителей. Цветовой тон (оттенок) определяет наименование цвета. Все цвета образуются смешением трех основных тонов - красного, желтого и синего. Красный и желтый образуют оранжевый, синий и красный - фиолетовый, синий и желтый - зеленый. Цветовые тона определяются в чистом виде, без добавки белого или черного, и соотношение оттенков демонстрируют на так называемом цветовом круге. Чем ближе один к другому оттенки на круге, тем спокойнее их сочетание; оттенки, лежащие на противолежащих частях круга, резко контрастируют, их сопоставление возбуждает. Оттенки цвета подразделяют также на теплые и холодные.

Свет обычно связывается в нашем представлении с количеством черного или белого пигмента в краске. Он измеряется обычно на ахроматической (серой) шкале с градацией от черного до белого. Хотя люди при выборе цветовой гаммы нередко обращают внимание на оттенок, в действительности на характере интерьера сильнее всего сказываются вариации световой плотности.

Насыщенность, или сочность цвета, определяется долей основного пигмента в общем объеме краски. Оттенок, образуемый, к примеру, чистым красным пигментом, обладает максимальной насыщенностью. Насыщенность будет меняться при добавлении черного или белого пигмента, либо пигмента, соответствующего оттенку, лежащему на противоположной стороне цветового круга. Подобно градации световой плотности отстраивается и градация насыщенности в зависимости от пропорциональной добавки черного, белого или контрастного цвета. Тона нулевой насыщенности (серые тона) называют бесцветными (ахроматическими), они образуются смешением черного и белого или двух контрастных цветов в равных долях и различаются по световой плотности.

Цветовые гаммы интерьеров строятся на различных комбинациях цветовых тонов, световой плотности и цветовой насыщенности. Основные колористические схемы бывают монохромные, аналогичные, взаимодополняющие и ахроматические. В монохромной схеме используется только один оттенок, это придает интерьеру ощущение абсолютной цельности, разнообразие в которую привносится варьированием плотности света и цветовой сочности. Аналогичные, или подобные схемы основаны на использовании оттенков, расположенных близко один к другому на цветовом круге. За счет близости оттенков возникает эффект гармонического спокойствия, которое для преодоления возможной монотонности требует привнесения разных вариаций световой плотности и сочности цвета. Взаимодополняющие схемы строятся на оттенках противолежащих частей цветового круга, их контраст добавляет интерьеру интриги, придает ему возбуждающее звучание.

Чтобы несколько затушевать эффект такого контраста, оттенки цвета обычно смягчают. Ахроматические схемы могут быть построены только на черном, белом и промежуточных серых тонах, или с добавлением какого-то оттенка ради обогащения общего эффекта. Ахроматические цветовые гаммы нередко применяют для видимого объединения пространства или зрительного его увеличения. При этом следует помнить, что эти схемы не являются жестким сводом правил, а лишь основными принципами, к тому же не все цветовые комбинации укладываются в четкие схемы.