Ремонт        14.06.2019   

Как сделать правильное освещение комнаты, хорошее освещение. Советы по выбору освещения в доме и квартире

Дизайнер Екатерина Малая помогла The Village разобраться, для чего нужен светодизайн, что такое ярусы и сценарии освещения и почему уже на стадии планирования электрики необходимо точно знать, где будет стоять ваша любимая статуэтка.

Екатерина Малая

дизайнер

Даже если вы нашли «тот самый» оттенок для стен, потратились на деревянные полы, привезли из поездки марокканский ковёр и заказали в Милане мебель из последней коллекции успешного бренда, результат может разочаровать. Все ваши полугодовые усилия могут быть перечёркнуты одним-единственным промахом - неграмотным освещением. Так бывает, когда на стадии планирования электрику прокладывают наобум. И не от недостатка старательности, а просто потому, что ещё не решили, где будет стоять диван, какой длины будет обеденный стол, а об аксессуарах вообще не думали.

Правило первое

Приступайте к планированию электрики, когда готов детальный план расстановки мебели

Как минимум так вы сделаете ваш новый дом удобным для жизни. Выключатели обычно располагают на расстоянии 15 сантиметров от края дверного проёма, с той стороны, где у двери ручка: вы должны быть уверены в схеме открывания двери. Для верхнего света в спальне я всегда рекомендую своим заказчикам проходной выключатель, чтобы иметь возможность один и тот же верхний свет включить или выключить и у двери, и у кровати. Это удобно также для длинного коридора, ведущего из прихожей в спальни. Но старайтесь избегать большого количества выключателей. Если на пути от входной двери до кухни вам придётся включить свет больше двух раз, то схема плохая: вы просто не будете пользоваться ею в полном объёме.


Правило второе

Свет должен быть разным

Пространство, в котором мы живём, трёхмерное, и выстраивание освещения ярусами поможет подчеркнуть глубину и объём, что невозможно сделать при помощи единственного источника света. Дизайнеры выделяют четыре яруса освещения: верхний (потолочные светильники, люстры, встроенные точечные светильники), первый средний (настенные светильники, бра, торшеры), второй средний (прикроватные лампы, лампы на низких подоконниках и кофейных столиках) и нижний (светильники, встроенные в плинтус и в пол, напольные световые скульптуры).

Чем ниже источник света, тем более интимную атмосферу он создаёт, и наоборот. При включённом верхнем свете (даже если это потрясающе романтичная люстра со свечами и хрустальными подвесками) добиться эффекта уютной комнаты нельзя. Лучше всего для этой цели подходят два нижних уровня освещения - свечи в декоративном камине или настоящий огонь в очаге к ним также относятся.


Правило третье

Не настаивайте на бра

Настенные светильники (первый средний ярус) сейчас не используются самостоятельно. 150 лет назад это были свечи на стене, до которых было легко дотянуться, тогда как люстры зажигали только в особенных случаях. В современных же классических интерьерах бра остались по инерции, в качестве аксессуара. Включаются они редко, и всегда вместе с люстрой. Многие мои заказчики просят запланировать бра над кроватью. Но это не функционально. Идеальным для спальной зоны является сочетание лампы с мягким рассеянным светом на прикроватной тумбочке и маленького светильника на гибкой ножке для чтения, который можно закрепить на стене или в изголовье. Так вы получите возможность хорошо видеть текст, не утомляя глаз. Бра же освещает только стену или вашу макушку.


Правило четвёртое

Подумайте о необычных светильниках заранее

Ещё один вид настенных светильников: расположенные на той же высоте, что и классические бра (140-170 сантиметров от пола), они больше похожи на скульптуру или инсталляцию и способны стать центральным элементом в интерьере. Появление таких объектов в квартире лучше не откладывать на последний момент. Это та самая печка, от которой стоит плясать, продумывая покрытие стен, конфигурацию мебели и даже пропорции помещения. Если вы просто вывели на стену свободный кабель, чтобы потом подобрать сюда что-нибудь для подсветки тёмного угла, вас ждёт разочарование: света такие светильники дают не сильно больше, чем ночник, и смотреться, скорее всего, будут неуместно.


Правило пятое

Не допускайте ошибок при планировании точечного освещения

Встроенные, или точечные, светильники пришли к нам вместе с евроремонтом. Многоуровневый потолок с галогенками был призван заменить мещанскую люстру. Прошло уже 20 лет, но многие из нас до сих пор не догадываются, что можно использовать этот инструмент как-то иначе. Полезно знать, что у каждого точечного светильника есть определённая ширина луча. Если разместить серию точечных светильников с узким лучом очень близко к стене, мы получим ритмичный световой рисунок на поверхности стены, встроенного шкафа или обитого тканью высокого изголовья кровати. Кроме того, это самый эффектный способ подчеркнуть необычную фактуру - искусственный камень, кирпичную кладку, рельефную плитку.

Встроенные светильники бывают фиксированными и поворотными. Последние особенно удобны для акцентированной подсветки предметов искусства или аксессуаров. Если вы собираетесь поставить на консоль или каминную полку коллекционный дедушкин парусник, позаботьтесь о паре встроенных в потолок точечных светильников, лучи которых можно будет направить на объект перекрёстно, как софиты на сцену. Ширина луча для акцентного освещения тоже играет большую роль. 40–50 градусов - оптимально для подсветки больших картин. Маленькие же скульптуры в таком потоке света потеряются и сольются со стеной, для них необходим узкий луч шириной 10 градусов.

Частая ошибка - использование в целях точечной подсветки плоских светодиодных светильников. Источник света обязательно должен находиться в углублении, иначе он будет привлекать внимание не к объекту, а к себе самому, и, что ещё хуже, просто слепить глаза. Это же правило справедливо и для подсветки рабочей поверхности в кухне, особенно если кухня совмещена со столовой. Глаза сидящего за столом человека находятся ниже уровня подсветки, закреплённой под навесными кухонными шкафами. И если лампы не углублены в дно шкафчиков, яркий свет бьёт в глаза и вызывает дискомфорт. Поэтому качественные современные кухни имеют утолщённое дно со встроенной подсветкой. Если ваш бюджет не позволяет потратиться на такую модель, на этапе планировки кухни не забудьте добавить специальный плинтус для верхних шкафов и монтируйте подсветку строго за ним.


Правило шестое

Экспериментируйте

Если возможности встроенных светильников постоянно используются в интерьерах на ярусе потолка, то нижний ярус совершенно незаслуженно игнорируется, в то время как встроить точечный светильник в пол ничуть не сложнее. Такие светильники зачастую являются влагозащитными и оснащены рассеивателями. С учётом того, что редкий ремонт обходится без выравнивания пола, необходимые для светильника сантиметры от перекрытия до поверхности напольного покрытия найдутся всегда, а в качестве результата вы получаете дополнительный объём и глубину помещения. Если вы являетесь счастливым обладателем глубоких подоконников, встройте пару миниатюрных точечных светильников в каждый из них вблизи откосов. Так вы, во-первых, подчеркнёте прекрасную архитектурную особенность вашей квартиры, а во-вторых, получите ещё один мягкий источник света на среднем ярусе.


Правило седьмое

Отнеситесь внимательно к выбору света для ванной комнаты

Свет в ванной комнате зачастую незаслуженно остаётся без внимания. А ведь он способен до неузнаваемости изменить помещение. Примените ярусное освещение, встройте светодиодную ленту в углубление в экране ванны (получится эффект «парящей ванны») и под раковиной, обрамите встроенными в пол светильниками выступ с подвесным унитазом и дверной проём. Используйте влагозащитные двунаправленные светильники в мокрой зоне: снопы света заставят заиграть вашу мозаику на стене.

Отдельного внимания заслуживает зона зеркала. Помните, что угол падения равен углу отражения, и используйте это правило, чтобы максимально выгодно осветить своё лицо. Распространённая ошибка - размещать над зеркалом настенный светильник на ножке, яркий свет которого направлен вниз. Ваше отражение при таком освещении будет казаться старше на 15 лет, цвет лица будет выглядеть безжизненным, на нём появятся глубокие складки, а под глазами - мешки. С лицом произойдёт то же самое, что и с фактурной стеной, которую подчеркнули встроенными светильниками: его рельеф многократно усилится за счёт жёстких теней. Выбирайте поворотный светильник и направляйте луч или используйте рассеянную круговую подсветку зеркала. Хорошей альтернативой могут стать два настенных светильника по обе стороны от зеркала: их перекрёстный свет уберёт ненужные тени.


Правило восьмое

Не перебарщивайте со светом на кухне

Принято думать, что много света на кухне не бывает. Как правило, апологеты этого принципа размещают большое количество лампочек на потолке, создавая сетку из точечных светильников. Ничего, кроме резких теней, неестественных лиц и атмосферы операционной, таким образом добиться нельзя. А между тем главное на кухне - подсветка рабочей зоны и правильное освещение обеденного стола, от которого зависит атмосфера и продолжительность семейных ужинов.

Светильник над столом должен обязательно иметь длинный подвес. Если он находится выше 150 сантиметров от пола, то, опять же, отбрасывает тени на лица и недостаточно освещает стол. Выбирайте светильник с широким абажуром из плотного материала: идеальная форма для круглого и квадратного стола - большая перевёрнутая миска. Габариты стола должны быть известны заранее, иначе вам не избежать переноса светильника. А натяжной потолок в зоне столовой вообще не даёт права на ошибку.

Дополнить схему освещения в кухне можно встроенной подсветкой на нижнем ярусе: например, вмонтируйте светодиодную ленту в дно нижних шкафов или точечные светильники в цоколь кухни.


Правило девятое

Самое важное - сценарии освещения

Вечер в кругу семьи, детский день рождения, домашняя вечеринка, работа дома, романтический ужин - очевидно, что в разных ситуациях вам понадобится разный свет. Для больших квартир и сложных схем идеальное решение - установка системы «умный дом», которая будет управлять не только освещением, но и акустической системой, шторами на электроприводе и тёплыми полами. Сценарий освещения в этом случае программируется и может быть изменён по вашему желанию.

Если же вам необходимо раз и навсегда продумать группы включения осветительных приборов и развести их по выключателям, руководствуйтесь воображаемыми ситуациями. Если вы ночью идёте в туалет, яркий свет вам совершенно не нужен. Значит, одной клавишей должна включаться вся мягкая подсветка - нижний ярус, подсветка ниш, а второй клавишей, на которую заведён заливающий верхний свет, вы будете пользоваться во время уборки или утром, чтобы проснуться.

Средний ярус в гостиной удобно завести на один выключатель. Вы когда-нибудь обращали внимание, как герои американских фильмов приходят домой и одним щелчком включают все настольные лампы и торшеры? Это так называемый вечерний сценарий освещения, идеальный в ситуации, когда вы вернулись после долгого трудового дня и мечтаете об одном - броситься на диван. Но не следует группировать светильники исключительно по принципу ярусности. Не бойтесь проявить фантазию: например, мягкий вечерний сценарий для коридора может включать в себя нижнюю подсветку и подсвеченную стенную нишу в тупике. Всё это - ваш сценарий и ваша драматургия.

ФОТОГРАФИИ: обложка - shutterstock.com / Ventura , 1 - shutterstock.com / Yarik , 2 - shutterstock.com /ER_09 , 3 - shutterstock.com / AnnaTamila , 4 - archiproducts , 5 - shutterstock.com / ShortPhotos , 6 - shutterstock.com / ARZTSAMUI , 7 - shutterstock.com / Photographee.eu , 8 - shutterstock.com / Henrik Winther Andersen , 9 - shutterstock.com / Jacek_Kadaj

Вечером с наступлением сумерек, а при неудачном положении окон и днем, приходится включать лампы, и возникает вопрос, как рассчитать освещенность помещения , чтобы экономить на электроэнергии и не сидеть в темноте.

Как рассчитать освещенность помещения правильно?

Комфорт в доме – это не только приятный микроклимат, радующий взгляд интерьер и потрескивающий в углу камин. Очень большое значение при создании уюта имеет правильное распределение ламп с тем, чтобы обеспечить не утомляющее глаза освещение или мягкий полумрак. В большой комнате возможно зонирование с помощью источников света, в маленькой может быть достаточно распределения их по уровням высоты, например: торшер, бра и люстра . Но, в любом случае, в каждый прибор обязательно нужно вставить наиболее подходящую по мощности лампочку. Выбирать ее придется из десятка различных вариантов, с тем, чтобы она не оказалась слишком яркой или тусклой.

При выборе оптимального уровня освещения комнат следует опираться на такие факторы, как наличие или отсутствие зеркал, цветовая гамма отделки помещения, цвет меблировки (темный или светлый). Даже высота потолков при выборе лампочек для люстры будет играть определенную роль. Также следует помнить о том, что освещение должно соответствовать назначению помещения. В спальне наилучшим вариантом будет приглушенный свет, в рабочем кабинете яркая лампочка понадобится только в районе письменного стола, в гостиной лучше использовать разные варианты. Мощность иллюминации обычно принимается на квадратный метр, пример можно увидеть в таблице далее.

Общепринятые нормы освещенности при высоте потолка помещения не более 3 м

Простейший способ, как рассчитать освещенность помещения, заключается в формуле P = (p . S)/N , в которой p является удельной мощностью, как правило принимаемое за 20 Вт/м 2 , S – площадь помещения, а N – количество ламп. Однако эта формула даст лишь приблизительную цифру и не покажет достоверно необходимость добавить или, наоборот, убавить яркость света. Начать с того, что удельная мощность для каждой комнаты своя, и может изменяться в зависимости от того, какого типа лампочка вставлена в патрон. Убедиться в этом можно, заглянув в таблицу.

Что нужно учесть при вычислении необходимой яркости ламп?

Итак, мы рассмотрели наиболее простой метод вычисления возможной мощности иллюминации в помещении. Но, опять же, это суммарная мощность. Можно вкрутить 2 лампочки по 100 Вт или 4 лампочки по 50, распределив их более широким фронтом. Что изменится? Количество источников света. Логично, что разместив двухрожковую и очень яркую люстру в центре комнаты, сидя к ней спиной за столом, вы будете видеть свою тень на рабочей поверхности. И несложно догадаться, что размещение 4 ламп с суммарной мощностью, идентичной предыдущему варианту по разным зонам помещения, включая и рабочую, даст куда больший эффект.

До того, как рассчитать количество светильников, следует учесть высоту потолка и рабочей поверхности. Выше приведена таблица норм яркости освещения комнаты для потолков до 3 метров. А если они гораздо выше? Тогда те же показатели следует умножить на 1.5, а после 4 метров – на 2. В идеале следовало бы учитывать при вычислениях и естественные источники освещения, то есть , но пересчитать количество проникающих через них люмен вряд ли представляется возможным. А вот для ламп это вполне осуществимо, если воспользоваться таблицей.

Источник

Мощность
(Ватт)

Световой поток
(люмен) (Ф л)

Средний срок службы
(часы)

Лампа накаливания
теплый белый свет

15
25
40
60
75
100

90
230
430
730
960
1380

1000
Галогеновая лампа 12 В
теплый белый свет

20
35
50
75

340
670
1040
1280

2000 - 4000
Галогеновая лампа 220 В
теплый белый свет

100
150
200
300
400
500

1650
2600
3200
5000
6700
9500

2000 - 4000
Люминисцентная лампа
теплый белый свет
холодный белый свет
нейтральный белый свет

4
6
8
13
15
16
18
36
58

120
240
450
950
950
1250
1350
3350
5200

7500 - 8500
Ртутная лампа
теплый белый свет
нейтральный белый свет

50
80
125
250
400

2000
4000
6500
14000
24000

8000 - 12000
Натриевая лампа
желтый свет

35
50
70
100
150
250
400

2000
3500
5600
9500
15500
30000
51500

8000 - 10000
Металлогалогеновая лампа
теплый белый свет
холодный белый свет

39
75
150

3000
5100
12500

6000 - 9000

Поэтому обратим внимание не на внешние факторы, а на внутренние, то есть на свет ламп и его взаимодействие с отделкой. Матовое покрытие мебели и стен имеет свойство поглощать световые лучи, а глянцевое, как известно, отражает их . То же самое и с цветами, более темные требуют яркого освещения и наоборот. Удельную мощность из приведенной ранее формулы нужно брать, исходя из всех перечисленных факторов, и в этом поможет следующая таблица.

Помещение

Средняя мощность

Прямое освещение

Смешанное освещение

Отраженное освещение

Отделка помещения

светлая

темная

светлая

темная

светлая

темная

Для ламп накаливания

Прихожая
Кабинет, гостиная
Спальня
Ванная, кухня
Кладовая
Подвал, чердак

Для люминесцентных ламп

Прихожая, лестница
Ванная, кухня, гостиная
Кладовая, подвал, чердак

Как рассчитать количество светильников на комнату?

Итак, мы знаем высоту потолка, допустим, 3.2 метра, в кабинете у нас стоит стол высотой 80 сантиметров. Как определить, сколько потребуется источников света? Здесь уже не обойтись простым методом, а потому воспользуемся более сложным вариантом, для которого потребуется ряд формул. А оперировать придется помимо Ватт такими единицами измерения, как люкс и люмен. Прежде всего, высчитываем площадь комнаты по стандартному пути S = a . b , где a и b – длины сопредельных сторон помещения. Допустим, требуемое значение будет 12 м 2 .

Далее нужно узнать коэффициент использования осветительного прибора, для чего нам понадобится индекс помещения и коэффициенты отражения различных поверхностей. Формула для получения первого показателя используется следующая: φ=S/((h1 - h2) ∙ (a + b)). Здесь добавляются две новых переменных, h1 и h2 , представляющие собой высоту от потолка до пола и от потолка до освещаемой рабочей поверхности стола. Что же касается коэффициентов, то они зависят от того, из какого материала выполнена поверхность, какую имеет и текстуру. Подходящие значения можно выбрать из таблицы.

Характер отражающей поверхности

Коэффициент отражения r, %

Поверхности из материалов с высокой степенью отражаемости; белый мрамор
Побеленный потолок; побеленные стены с окнами, закрытыми белыми шторами; белая фаянсовая плитка
Обои белые, кремовые, светло-желтые
Побеленные стены при незанавешенных окнах; побеленный потолок в сырых помещениях; чистый бетонный и светлый деревянный потолок; сосновая древесина светлая
Дерево фанера
Дерево дуб светлый
Бетонный потолок в грязных помещениях; деревянный потолок; бетонные стены с окнами; стены, оклеенные светлыми обоями; серые поверхности
Обои темные
Стены и потолки в помещениях с большим количеством темной пыли; сплошное остекление без штор; красный кирпич не оштукатуренный; стены с темными обоями
Красный кирпич
Оконное стекло (толщина 1-2 мм)

Обычно принято брать коэффициенты отражения для потолка, стен и пола (преобразуются они в десятичные дроби, то есть значение 50 соответствует 0.5). По ним и результату вычисления индекса помещения не сложно найти еще одну переменную – индекс использования освещения U , который нам понадобится для дальнейших расчетов. Очередной коэффициент определяется по таблицам, которые существенно различаются в зависимости от использования той или иной марки лампы. Возьмем, к примеру, светильники с типом КСС М, то есть широким спектром освещения в пределах 180 градусов излучения максимальной яркости. Это как раз обычная бытовая лампочка.

Значение U, %

При r потолка = 0.7, r стен = 0.5, r пола = 0.3

и φ равном:

При r потолка = 0.7, r стен = 0.5, r пола = 0.1

и φ равном:

0.6 0.8 1.25 2 3 5 0.6 0.8 1.25 2 3 5
М 35 50 61 73 83 95 34 47 56 66 75 86

При r потолка = 0.7, r стен = 0.3, r пола = 0.1

и φ равном:

При r потолка = 0.5, r стен = 0.5, r пола = 0.3

и φ равном:

0.6 0.8 1.25 2 3 5 0.6 0.8 1.25 2 3 5
М 26 36 46 56 67 80 32 45 55 67 74 84

При r потолка = 0.5, r стен = 0.5, r пола = 0.1

и φ равном:

При r потолка = 0.5, r стен = 0.3, r пола = 0.1

и φ равном:

0.6 0.8 1.25 2 3 5 0.6 0.8 1.25 2 3 5
М 31 43 53 63 72 80 23 36 45 56 65 75

При r потолка = 0.3, r стен = r пола = 0.1

и φ равном:

При r потолка = r стен = r пола = 0.1

и φ равном:

0.6 0.8 1.25 2 3 5 0.6 0.8 1.25 2 3 5
М 17 29 38 46 58 67 16 28 38 45 55 65

Узнав значение U , затем подставляем его в формулу N=(E∙S∙100∙K з)/(U∙n∙Ф л) . В числителе у нас появились новые переменные: Е – минимальная освещенность, выражающаяся в люксах (лк), и К з – коэффициент запаса, учитываемый исходя из старения лампочек в процессе эксплуатации. Последний является, по сути, константой, которую можно найти в СНиП, но в среднем этот показатель соответствует 1.5 для люминесцентных ламп и 1.3 для ламп накаливания. В знаменателе нам неизвестна n – количество источников света в электроприборе и Ф л – излучение одной лампы, выражающееся в люмах (лм). Значение минимальной освещенности рассчитывается по формуле Е = Ф л / S . Используя все параметры, приведенные в таблицах, а также результаты второстепенных формул, найти количество светильников N на комнату не составит труда.

Сколько бы лампочек ни было в люстре, на всю комнату она светить не способна, где-то обязательно останутся более темные участки, поэтому разумнее распределить источники освещения по всему помещению.

Если вы думаете о том, как сделать ваш дом не только светлым, но и энергоэффективным, стоит обратить внимание на люминесцентные лампы. Они представляют собой газоразрядный источник света. Световая отдача в таких лампах в несколько раз больше, чем в обычных лампах накаливания. Срок службы также в целом выше. Как альтернатива, призванная полностью заменить лампу накаливания в быту, разработана компактная люминесцентная лампа (КЛЛ), которая так же вкручивается в цоколь, как и обычная, но потребляет гораздо меньше электроэнергии.

Обычной лампе в 100 Вт соответствует по уровню освещаемости КЛЛ мощностью всего в 20 Вт. Стоимость КЛЛ от 200 до 250 рублей. Однако все люминесцентные приборы освещения содержат ртуть в дозах от 1 до 70 мг. Поэтому такие лампы требуют специальной утилизации. На сегодня с ростом популяризации со стороны государства энергоэффективной политики не только на предприятиях, но и в быту открываются пункты бесплатного приема подобных ламп, о которых можно узнать либо в энергосбытовой компании, либо в администрациях районов города.

Свет может преобразить одно и то же помещение до неузнаваемости, создавая в нем самое разное настроение: начиная от романтичного мягкого сумрака женского будуара и заканчивая строгим, осветительным светом операционной. Такой феномен давно успешно используют художники света в театре, которые посредством освещения, не сменяя декораций, изменяют атмосферу сцены. Хорошее освещение квартиры превратит ее в сказочный дворец, а неудачное может безжалостно обнажить все ее недостатки.

Те времена, когда выбор источников света ограничивался одной люстрой на потолке, настольной лампой на письменном столе и торшером у кресла, прошли. Сейчас каждый с помощью света способен превратить квартиру в чудесный театр тени и света. И если Вы планируете сделать освещение в квартире, наши советы, приведенные ниже, Вам в этом помогут.

Для освещения в современных интерьерах помещений применяются такие осветительные приборы:

  • люминесцентные лампы;
  • лампы накаливания;
  • светодиоды;
  • металлогалоидные и галогенные источники света;
  • оптические волокна;
  • световые шнуры «дюралайт».
Спектр ламп накаливания – самый комфортный для зрения, но они расходуют только 10% своей мощности на создание света, остальная же просто преобразуется в тепловую энергию. По этой причине в комнате с большим количеством лампочек накаливания может быть душно и жарко, как в телевизионной студии или фотосалоне.

Люминесцентные лампы не могут нагреваться, но еще не так давно их неохотно применяли для освещения жилья из-за неприятного гула, некомфортного для глаз голубовато-белого света и необходимости дополнительных пусковых устройств, предназначенных для подключения. Современное поколение таких ламп свободно от таких недостатков, и они могут применяться вместо ламп накаливания.

Металлогалоидные и галогенные светильники излучают узкий направленный пучок света, а значит больше подходят для освещения отдельных зон и подсветки основных элементов интерьера – колонн, скульптурных групп, картин, ниш и т.д.

Светодиоды отличаются высокой прочностью, не нагреваются, в их широком спектре нет негативного для здоровья человека ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Долговечность светодиодов в восемьдесят раз превышает ресурс обычных ламп накаливания. Однако светоотдача светодиодов оставляет желать лучшего, чтобы использовать их в качестве самостоятельных источников света, а по этой причине в интерьере их применяют в качестве ночника или декоративной подсветки.

Световые шнуры «дюралайт» представляют собой декоративные источники света, выполненные на основе светодиодов, широко применяющиеся в наружном уличном освещении и для светового оформления различных элементов интерьера.

Оптические волокна излучают свет с торцов, но удаляя их на большие расстояние от главного источника света и применяя специальные насадки, Вы сможете создать невероятные световые эффекты.

Дизайнеры и архитекторы давно используют освещение в интерьере дома или квартиры, как визуальную коррекцию плохой геометрии помещения.

Одно из основных правил дизайна состоит в том, что яркий свет визуально расширяет пространство, если в отделке потолка и стен применяются светоотражающие материалы. Если нужно зрительно уменьшить большую комнату, то поверхности затеняют.

Светильники с направленными отражателями вверх визуально «приподнимают» очень низкие потолки. В свою очередь, слишком высокой потолок будет ниже, если его затенить посредством направленных вниз абажуров источников света.

Хорошо продуманный дизайн освещения дома должен сочетать источник общего освещения, к примеру, главную люстру на потолке, а также светильник точечного освещения. Причем важно, чтобы управление освещением в таком случае обеспечивало независимую работу каждой группы или вида светильников.

Общее освещение комнаты может быть приглушенным, так как его основная цель – обеспечить непринужденное общение обитателей и свободную ориентацию в комнате. Роль более яркого местного света заключается в освещении рабочих мест, к которым относят письменный стол либо секретер, рабочую зону в кухне и обеденный стол в гостиной или столовой.

Правила организации освещения советуют подсвечивать пространство за монитором компьютера или стену за телевизором. Это прием, который не нарушает освещения экрана, снижает утомляемость и напряжение глаз.

Хорошо, если общий свет в спальне будет рассеянным, немного снижающим высоту потолка, а у прикроватных и у зеркал тумбочек предусмотреть более яркие лампы или светильники. Если в интерьере дома перечисленные правила использования света несут рекомендательный характер, то освещения небольшой однокомнатной квартиры часто выступает единственным инструментом зонирования, которое выполняет функции спальни, рабочего кабинета, гостиной и даже столовой.

Обычно в ванной комнате дополнительными светильниками обеспечивают освещение туалетного зеркала, а в качестве общего освещения выступают галогенные светильники. А вот освещение коридора нужно спланировать так, чтобы Вы в любой момент могли включить общий яркий свет, когда надо обуться, одеться и поправить макияж.

Прихожая, помимо утилитарной роли, выполняет презентабельную функцию, то есть выступает визитной карточкой дома, и чтобы узкий коридор не напоминал своим внешним видом подземелье средневекового замка, с помощью освещения его можно визуально увеличить и расширить. К тому же освещение коридора должно гармонично сочетаться с освещением смежных помещений: если гостиная комната имеет яркое освещение, то и в прихожей входит яркий верхний свет и приглушают его, если в соседствующем помещении царит полумрак. Все эти задачи могут решить местные светильники.

Стоит отметить, что универсальных правил работы со светом не существует. Каждый самостоятельно выбирает концепцию дизайна, а также освещение своего жилья, но во избежание ошибок Вы можете полистать иллюстрированные журналы и почитать советы профессионалов по освещению квартиры.

Создание проекта освещения квартиры

Проект освещения в проекте дизайна интерьере обычно выполняют в качестве самостоятельного раздела, учитывая конфигурацию потолка, планировку комнат, границы потолочных и напольных отделочных материалов, места расположения стационарных элементов и расположения мебели.

На основе планов полов и потолков создается план освещения всей квартиры, отмечая на нем места и dbs расположения розеток, осветительных приборов и включателей, как настенных, так и потолочных – так называемый сценарий освещения.

Нормативы количества и мощности светильников

Одно из основных условий создания комфортного освещения любого жилого помещения – правильное соотношение количества, мощности осветительных устройств и освещаемой площади комнаты. Специалисты в области освещения советуют использовать на каждые 5 м 2 осветительные приборы, мощность которых будет составлять 60-75 кВт.

  • для однокомнатной квартиры в 30-40 м 2 понадобится не больше восьми светильников, к примеру, три потолочных, люстра, два бра, настольная лампа и торшер;
  • для двухкомнатных квартир достаточно девяти осветительных приборов: три потолочных светильника, две люстры, торшер, два бра и настольная лампа;
  • для четырехкомнатной квартир понадобится одиннадцать светильников: прошлый набор дополните одной настольной лампой и одним потолочным светильником.

Схема освещения квартиры

Схема освещения квартиры разрабатывается в соответствии с планом. При этом учитываются схемы подключения всех приборов, их групп и приборов управления светом.

На чертеже указан вид каждого выключателя с необходимым количеством клавиш и стрелками, которые указывают, для какого прибора или групп приборов он используется. Для длинных коридоров или слишком больших комнат неплохо было бы предусмотреть дублирующие выключатели для обоих приборов, установив их в различных точках помещения. Все потолочные и настенные осветительные приборы стоит привязывать соответствующими обозначениями к стене или ближайшему проему, оконному или дверному.

Точно так же на схеме к ближайшим стенам или проемам отмечают расположение выключателей, розеток и других приборов, используемых в системе освещения.

Когда готовый проект будет у Вас в руках, можно приступить к обустройству проводки и осветительных приборов, воплощая в материале результате проделанного труда проектировщика. В результате, Ваша квартира-золушка превратится в принцессу и жизнь заиграет новыми красками.

  1. Находим слагаемые успеха.

Освещение каждой комнаты заключается в сочетании трех слагаемых: общего, рабочего и декоративного. В группу к общему освещению нередко относят светильники, размещающиеся под потолком и обеспечивающие равномерное рассеивание света. Как правило, с этой функцией отлично справляются люстры, имеющие несколько лампочек с несколькими матовыми или текстильными стеклянными абажурами.

При этом потолочный светильник ни в коем случае не должен бросать блики и тени, в противном случае Вы не решите задачу мягкого равномерного освещения. К группе декоративных относится светильник с очевидными тенями. В качестве рабочих идеально подойдут любые светильники, которые дают направленный пучок света. Это могут быть торшеры, настольные лампы, точечные светильники прожекторного типа, бра и люстры некоторых конструкций. Важно, чтобы рабочее освещение было ярче общего, так как его задача – формировать комфортную обстановку для глаз на рабочей поверхности (обычно светильник находится к ней достаточно близко).

Рабочее освещение должно планироваться в зависимости от задачи: на кухне нужно обязательно освещать столешницу и обеденный стол. Письменный стол, изголовье кровати, кресло для чтения – выбор места для рабочего освещения напрямую зависит от образа жизни домочадцев.

Когда Вам удалось создать комфортное рабочее освещение, остается только создать в помещении необходимо атмосферу. Как правило, это достигается использованием любимой светодиодной ленты, которая может менять цвета. Иной раз ее могут установить в таких местах, что от неожиданности даже дух захватывает – на то она и декор.

  1. Придумываем светотехнический сценарий.

Это приятный, но в тоже время важный момент: Вам нужно представить комплекс работ всего освещения в квартире на протяжении суток. Требуется сесть и описать желаемые сценарии для любого помещения.

Если никаких особенных задач перед собственной квартирой Вы не ставите, для подавляющего большинства случаев могут подойти такие комбинации.

Гостиная

Постоянное общее освещение, рабочее в зоне журнального столика, декоративное в качестве акцентов. Если гостиная объединяет в себе функции кабинета или столовой, дополнительное рабочее освещение должно быть над рабочим столом или обеденным.

Кухня

Общее освещение делать совсем не обязательно, поскольку кухня в основном несет только функциональную роль. Прежде всего, если это касается кухни небольшой площади. Одноламповый светильник из центральной части комнаты уместнее сместить к обеденному столу и превратить его свет в рабочий.
Также на кухне важно обеспечить подсветку рабочей поверхности, выходящей из-под верхних ящиков. Стоит позаботиться о потолочной направленной подсветке, а также подсветки рабочей зоны и верхних ящиков.

В качестве дополнительной подсветки может использоваться декоративная, к примеру, по цоколю кухонного гарнитура.

Совет! Располагайте светильники так, чтобы они не отбрасывали тень на рабочую поверхность. Часто такую ошибку допускают при освещении.

Столовая

Общее освещение желательно, но во все не обязательно. Но что касается рабочего освещения, находящегося над обеденным столом, то это необходимая вещь. Вы можете организовать декоративную подсветку, но она ни в коем случае не должна пересекаться с рабочим освещением.

Спальня

В этом плане все намного проще: парное рабочее освещение (по сторонам кровати), общее освещение – настольные лампы, бра, одноламповые светильники, использующиеся на длинном подвесе. Для атмосферы используйте декоративное освещение в роле вечернего.

Совет! Не засвечивайте спальню, поскольку это никак не способствует расслаблению.

Санузел

Независимо от площади необходимо рабочее и общее освещение у зоны зеркала (удобнее всего разместить парные светильники по бокам). Уместна декоративная подсветка, например, из-под навесных предметов мебели или плинтуса.

Совет! Подсвечивайте зону у зеркала мягким рассеянным светом, который расположен с трех или четырех сторон. Таким образом, Вы избавитесь от жестких теней.

Внимание! Для санузлов выпускают много премиальных устройств с функцией хромотерапии: гидромассажные ванны, душевые стойки подсвечиваю воду, а также меняют настроение во время омовений. Но использовать или нет устройства с функцией хромотерапии – решать Вам.

  1. Приступаем к расчету.

Итак, Вы до мелочей придумали световой сценарий и рветесь потратить деньги на инструмент, который бы воплотил Вашу мечту. Закончилась творческая часть и началась техническая: без точных расчетов для каждого отдельного светильника Вы не получите желанного эффекта. К тому же, Вы можете испортить общее впечатление об интерьере.

Какой бы дорогой ни была Ваше кухня, свету не важно. Может случиться так, что дорогостоящий светильник расстроит Вас еще больше, поскольку без точного просчета освещения он не сработает в команде с другими приборами, что приведет к разрушении светового сценария.

Внимание! Если Вы всерьез задумались над инвестициями в освещение и над созданием качественного проекта, то без помощи опытного светодизайнера Вам просто не обойтись. Далеко не каждый архитектор или дизайнер сможет самостоятельно произвести такие расчеты.

  1. Особенности выбора лампочек по характеристикам.

Как только Вы сделаете расчет, стоит задуматься о выборе ламп. От этого в целом зависит тип светильника, который Вы купите. Одно дело, когда это светильник под галогенки, другое – под люминесцентные лампы. Лампа определяет все: сможет ли ярко светить светильник, возможно ли его диммирование (плавно регулировать уровень освещения). Наконец, будет ли свет теплым или холодным белым (индекс цветопередачи и температура света существенно отличаются у разных лампочек).

Виды лампочек

  • Лампы накаливания. Классические «Груши» уже не выпускаются, но в коллекциях с ретро-нитью ламп накаливания очень много. Они потребляют много энергии, очень дорогие, греются (не могут находиться рядом с бумажными абажурами), быстро выходят из строя. Однако при этом лампы накаливания имеют комфортную температуру света и их можно применять с диммерами.
  • Галогенные. Они характеризуются высоким значением тепловыделения: дотронувшись до металлического плафона, Вы можете легко обжечься.
  • Люминесцентные. Среди преимуществ: энергопотребление до восьми раз меньше, а срок эксплуатации – до 20 раз больше, по сравнению с лампами накаливания. Практически не греются. Можно выбрать лампу необходимой температуры света. Однако не все лампы можно применять с диммерами, а другие непривлекательны и отличаются большими размерами.
  • Светодиодные (LED). Несмотря на свою высокую цену, являются очень экономичными – работают с диммерами, служат долго, имеют маленькие габариты.

Совет! Применяйте светодиодную ленту в сочетании с рассеивателем, что обеспечит более мягкое свечение и сможет исключить появление таких неприятностей, как отраженная лента на плитке кухонного фартука или глянцевом потолке.

Если еще лет пять назад специалисты не советовали записывать цифры оптимальной температуры света, то сейчас они указываются на каждой упаковке лампы вместе с комментариями о том, холодный ли это свет или теплый.

Запомните главное правило: чем больше будет температура в К (Кельвинах), тем холоднее свет. Приятнее всего для глаз 2600-3500 К (нейтральный белый или теплый белый свет) или 3600-5500К (нейтральный белый). Все, что более 5500-6500К, больше подходит для офисов.

Внимание! Не стоит использовать холодный свет у зеркал, а также в зоне приема пищи. Так, Вы создадите только неприятные ощущения.

Мощность лампочки

С точки зрения дизайна, мощность интересна тем, что при ее повышении увеличивается световой поток, и его значение требуется для расчета освещения в квартире.

Индекс цветопередачи

Чтобы диван не изменил цвет при электрическом свете, необходимо выбирать лампочки с учетом индекса цветопередачи. Оптимальный показатель составляет Ra = 100: с ним лампа излучает свет, который оптимально отображает все цвета. Также индекс цветопередачи у солнечного света может приниматься за 100. Чем ниже показатель Ra, тем соответственно хуже передаются цвета объекта. Отталкиваться стоит от таких значений: цветопередача высочайшего уровня – 90Ra и больше, очень хорошая цветопередача – 80-89Ra, хорошая цветопередача – 70-79Ra.

  1. Учитываем основные практические моменты.