Для теплого пола        14.03.2019   

Историческая «справка» базилики Максенция в Риме. История возведения базилики Максенция и Константина

Колонна Траяна - один из самых известных и хорошо сохранившихся древнеримских памятников, дошедших до нас. Когда я стою перед ней, то перед глазами у меня нет-нет, да и промелькнёт картина не нынешнего, а античного Рима с громадой и великолепием его императорских форумов. Это, конечно, секундное наваждение, и вновь - я вижу лишь развалины, в которых трудно угадать былое величие. И только Колонна Траяна стоит, как ни в чём ни бывало, стоит уже больше 1900 лет, практически не изменившись с тех пор. Несомненно, этот монумент заслуживает того, чтобы познакомиться с ним поближе.

Достиг пика своего могущества: правление Траяна положило начало «золотому веку» империи. После завоевания Дакии (нынешней Румынии) в 106 г территория государства достигла своих максимальных за всю историю размеров, а военная добыча была баснословной - даки владели золотыми копями. жил на широкую ногу, империя процветала.

Траян стал императором достаточно неожиданно, до него выходцам из провинции это никогда не удавалось. Но так уж сложились обстоятельства, и наверное, к лучшему: в истории Траян остался строгим, но справедливым правителем, любимым армией и народом.


Быть «счастливее Августа и лучше Траяна» желал сенат последующим императорам. Что говорить, если даже нетерпимые к язычникам христиане, впоследствии поминали императора добрым словом. По распространённой легенде Папа Григорий Великий, будучи не в силах вынести мысли, что такой справедливый правитель горит в аду, страстно молился за Траяна, и в итоге тому было даровано спасение. Рождение такой легенды в то время стоило многого: даже спустя 500 лет, когда Римской империи уже не существовало, Траян пользовался уважением и любовью людей.

Однако мы знаем, что римскому императору для того, чтобы остаться в веках, мало было победить врагов, проявлять щедрость и милосердие - нужно было ещё оставить после себя что-то монументальное, достойное великолепия и масштабов римской архитектуры. Что же оставил Риму после себя император Траян?

Форум Траяна

Как известно, ещё Юлий Цезарь заметил, что старый римский Форум становится тесноват для бурно развивающегося города. Он же и начал строить практически впритык к старому Форуму новый, названный впоследствии Форумом Цезаря. Так началась история «императорских форумов» Рима: с тех пор многие императоры вносили свою лепту в это строительство. В результате, по соседству со старым Форумом образовалось огромное, плотно застроенное пространство, включавшее Форум Цезаря, Форум Августа и др. В контексте моего рассказа нас, конечно, интересует Форум Траяна - последний из императорских форумов.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что если старый Римский Форум сравнительно неплохо сохранился, и туристов впускают теперь туда, как в музей, то от императорских форумов, в общем, мало что осталось. Огромная их часть скрыта под современной улицей Форо Империали, проложенной во времена Муссолини.


Если идти по этой улице от Колизея, то по левую руку можно наблюдать не особо впечатляющие развалины Форума Цезаря. От Форума Августа и Форума Нервы и вовсе практически ничего не дошло до нас. Правда, археологические работы ведутся в этих местах и поныне, и возможно, когда-нибудь в Риме попытаются воссоздать что-то из былых строений, пока же всё, что нам остаётся - напрягать воображение.
Из сооружений Форума Траяна до наших дней невредимой дошла только Колонна. Зато контуры его расположения и сейчас выделяются довольно ясно. Предлагаю вам вооружиться реконструированной схемой Траянского форума и взглянуть на его нынешние обломки другим взглядом.


Как видно, Форум Траяна представлял собой большую площадь, со всех сторон окружённую портиками - стандартный стиль для римской архитектуры. Строился Форум на золото, добытое во время войны с даками, и во славу победы над ними, что нашло отражение в украшении и оформлении отдельных элементов комплекса. Весь замысел форума (включая Колонну) и его реализация принадлежит знаменитому античному мастеру - Аполлодору из Дамаска.

Центральным входом на Форум служила триумфальная арка Траяна (1), которую венчала статуя императора, правившего упряжкой золотых коней. Выглядело всё это примерно вот так.


К сожалению, арка не сохранилась, но место, где она находилась, мы можем отыскать. Если мы идём в сторону Колонны Траяна со стороны Колизея, то в какой-то момент увидим, как от широкой via dei Fori Imperiali отходит вправо улица чуть поменьше - via Alessanrina. Чуть дальше этой развилки, примерно там, где сейчас виднеется статуя одного из императоров, и располагалась арка Траяна.


Подойдём к этому месту поближе. Сейчас справа виднеются постройки хорошо сохранившегося рынка Траяна (2), который в наши дни работает, как музей - рекомендую вам его посетить.


В прежние же времена здания рынка было не видно за массивной колоннадой (3). Вид развалин, открывающихся перед нами, едва ли может дать представление о впечатлении, которое производила эта площадь Форума на жителей и гостей античного Рима. Зато нам известно, что спустя 250 лет после строительства форума, когда уже не был столицей империи и клонился к упадку, город посетил император Констанций II, и из всего увиденного, его больше всего восхитил именно Форум Траяна.


Так площадь выглядела тогда, а вот что мы видим на этом месте в наши дни.


В центре площади располагалась конная статуя императора (4). Она тоже не дошла до нас, однако археологи откопали постамент этого памятника и сделали вывод: статуя Траяна была, по крайней мере, в три раза больше конного монумента Марка Аврелия, оригинал которого сейчас находится в Капитолийском музее. Посмотрите на этот памятник, чтобы представить себе размер не дошедшей до нас композиции.


Портик на противоположном от арки конце площади назывался Базиликой Ульпия (5). Как вы, наверное, знаете, в то время базиликами называли отнюдь не религиозные учреждения. Кстати, Форум Траяна отличался от прочих тем, что на нём не было храмов - только большое свободное пространство, ограниченное со всех сторон колоннадой. Увы, и от Базилики Ульпия не осталось ничего. Есть, однако, предположение, что отдельные элементы, украшавшие её, мы и сейчас можем увидеть в Риме. Речь идёт о некоторых фризах и скульптурах на Арке Константина рядом с Колизеем. На этой арке вообще собраны фрагменты памятников разных времён, и некоторые из них наверняка когда-то украшали Форум Траяна.

Через Базилику Ульпия посетители попадали в довольно тесный двор, в центре которого и размещалась Колонна Траяна (6). По бокам от Колонны симметрично располагались два одинаковых здания библиотеки (7), в одном из которых хранились рукописи на латинском, а в другом - на греческом языках (традиционное устройство книгохранилищ в Римской империи).


Сейчас мы видим Колонну Траяна издалека, в отдалении от зданий, на большой площади, и кажется, что так было всегда. А вот древние римляне видели её заключённой со всех сторон в узкое пространство небольшой площадки. То есть, получается, смотреть на Колонну народ приходил, почти как в музей. Давайте же узнаем, что в ней особенного?

Колонна Траяна

Колонна Траяна состоит из двадцати установленных друг на друга огромных цилиндров, вытесанных из каррарского мрамора, весом около 40 тонн. Думаю, вы легко сможете себе представить, какие трудности пришлось преодолеть строителям. Блоки были скреплены между собой металлическими фиксаторами, однако в Cредние века металл растащили. Между прочим, та же история случилась и с Колизеем, и остаётся только восхищаться античными строителями: даже без этих крепежей их творения выдержали испытание временем.

Внутри колонны находится винтовая лестница из 185 ступеней, позволяющая подняться на самый верх, к сожалению, публику туда не пускают. Наверху мы видим статую св. - её установили по указанию Папы Сикста V уже в XVI веке. Изначально там, конечно же, находилась статуя самого Траяна, но в Cредневековье она была утрачена.


Разумеется, главное в Колонне Траяна - это рельефные изображения, оформленные в виде непрерывной ленты, огибающей колонну снизу доверху. Тематика изображений связана с различными эпизодами войны с даками (война эта, кстати, была очень непростой, полностью покорить врагов римлянам удалось только со второй попытки). Лента делает 23 оборота вокруг колонны - говорят, что если её «развернуть» на земле длина составит 200 метров. Рельеф Колонны Траяна часто метко называют «гигантским античным комиксом», и может быть, для людей той эпохи подобные изображения и вправду представляли то, что для нас сейчас кино и комиксы вместе взятые. Тем более - обращу на это ваше внимание - изображения на Колонне Траяна в те времена были ярко раскрашены, как и многие другие античные памятники, которые мы привыкли видеть лаконично одноцветными. На картинке ниже показано, как примерно выглядела Колонна Траяна в годы расцвета Рима.


При всём этом, стоит отметить, что римляне создавали сооружения, подобные Колонне Траяна, не столько для того, чтобы народу было на что поглазеть, сколько из религиозно-нравственных соображений. Этим они выказывали уважение к богам, чтили традиции и, попросту говоря, выполняли свой долг перед государством (как они его понимали).

Считается, что изображения создавались, когда все 20 блоков колонны уже были собраны. Так, можно заметить, что ширина ленты с фризом неодинакова на разных уровнях колонны. Причём, лента сначала сужается снизу вверх, а наверху наоборот присутствуют несколько расширенных витков. Эту странность можно объяснить, предположив, что мастера сначала просто экономили место, а увидев, что всё прекрасно помещается, - расслабились.


Сюжетов на фризе очень много. Представлено, по сути, доскональное описание кампаний: подготовка и снабжение армии, мелкие и крупные сражения, осада крепостей, строительство мостов через Дунай и т. д., вплоть до триумфа. Сам Траян тоже часто появляется на картинках. Я с удивлением узнала, что для историков фриз Колонны Траяна - ценнейший источник информации о предметах той эпохи, тактике римской армии, быте людей и т.д.


Рассмотреть сюжеты Колонны Траяна во всех подробностях невозможно. Фактически, стоя внизу, мы можем разглядеть лишь малую их часть. Не знаю, как с этим обстояли дела в древности, возможно, с верхних уровней Ульпиевой Базилики или библиотек (если эти уровни существовали) всё было прекрасно видно. Но скорее всего, римлян подобные вопросы вообще не интересовали: как я уже говорила, отношение к таким сооружениям у них было скорее ритуально-почтительным, чем любознательным.

Однако, если вы всё же захотите рассмотреть «комикс» Траяна детально, рекомендую вам посетить Музей Римской Цивилизации в Риме. Там выставлены полные слепки всех изображений с Колонны Траяна. Также их копии можно увидеть в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и в Национальном музее в Бухаресте. Румыны, потомки даков, кстати, очень гордятся своей былой связью с Римской империей - даже нынешнее название их страны прозрачно намекает на это. И ведь владели римляне Дакией всего 100 лет, но маленький народ до сих пор гордится столь славной страницей своей истории.


Стоя у Колонны, обратите внимание на надпись на её постаменте. Она, помимо прочего, сообщает нам о том, что при строительстве Форума Траяна были проведены работы огромного масштаба - срыт целый холм, высотой как раз с колонну. О каком холме идёт речь, историки спорят до сих пор. Предполагается, что перешеек высотой 30 метров соединял два холма - Капитолий и Квиринал - его и срыли при сооружении Форума; однако существуют и другие версии.

Надпись на постаменте интересна ещё и тем, что стиль написания букв на ней в 90-х годах XX века вдохновил одного дизайнера на создание распространённого и сейчас шрифта под названием Trajan. Даже таким своеобразным способом шедевры Древнего Рима до сих пор влияют на нашу жизнь.


Как добраться до Колонны Траяна

Удобнее всего добраться до Колонны Траяна (1) следующим образом: доехать на метро до остановки Colosseo (2) и пройти вверх по via dei Fori Imperiali (3) примерно 10 минут.


Колонну видно издалека, в любом случае вы её не пропустите. Курсирует здесь и множество автобусов, например, такие маршруты, как 51, 85, 87, останавливаются буквально в нескольких десятках метров от Колонны. Рассмотрите её внимательно и не торопясь, окиньте взором развалины императорских форумов. Между прочим, в Риме можно найти и другую колонну, сооружённую позже, но в таком же стиле - Колонну Марка Аврелия. А если вы бывали в Париже, то наверно видели Вандомскую колонну - она также сделана «по мотивам» Колонны Траяна.

Мы сейчас стоим в самом центре Рима, и у вас есть множество вариантов, куда пойти. Я уже рекомендовала вам посетить Рынок Траяна (4), или можно подняться на Алтарь Отечества (5) - «пишущую машинку», «свадебный торт» - как его только не называют за помпезный внешний вид. Там работает несколько музеев, но главное - с обзорной площадки открывается отличный вид на Рим.


В двух шагах от Колонны Траяна расположены и главные римские музеи - Капитолийский (6), Римский Форум (7), Колизей (8). Так что день у вас получится насыщенным и полным новых впечатлений, чего я вам от души и желаю!

Контакты

Адрес: Clivo di Venere Felice, Roma, Италия

Телефон: +39 06 0608

Официальный сайт: www.turismoroma.it/cosa-fare/basilica-di-massenzio

Как добраться

Метро: станция Colosseo (линия В, В1)

Автобусы: остановка Colosseo (№ 51, 75, 85, 87, 117, 186, 810)

Рим завоевал любовь многих туристов благодаря тому, что в этом городе можно устроить себе интересный и познавательный отдых. Здесь находится рай для историков и архитекторов, гурманов и клаберов. В Вечном городе отдых настолько разнообразен, что каждый найдет себе увлечение по душе.

Здесь можно посещать музеи и галереи с произведениями искусства и другими памятками, послушать мессу в одной и местных церквей, устроить , съездить к морю или термальным источникам.

Кроме того, вы можете отведать блюда из итальянской или средиземноморской кухни, повеселится в одном из или развлечься в парке на аттракционах.

Во время всего вашего отдыха во всех частях города вам будут попадаться на глаза места археологических раскопок. Это весьма занятное зрелище, иногда захватывающее дух, ведь трудно поверить, что в Древнем Риме могли соорудить здания, сохранившиеся до наших дней. Одним из них является Базилика Максенция — Константина.

Историческая «справка» базилики Максенция в Риме

Строительство базилики началось в 308 году по инициативе императора Максенция на месте складских помещений, предназначенных для хранения специй. К сожалению, достроить это сооружение он не смог по причине своей смерти, но его работ

У продолжил его брат – следующий император Константин, занявший его трон.

Константин активно занялся реконструкцией базилики, придав ей христианский облик, так как был первым в Римской империи императором, который принял христианство. Поэтому часто можно слышать, что эту архитектурную памятку называют базиликой Максенция-Константина. Также ее называли Новой базиликой, так как она первая не использовалась по назначению – здесь слушались судебные дела.

Но, увы, базилика Максенция в Риме не настолько вечна, насколько вечен город, и со временем она начала терять свой впечатляющий внешний вид и в скором времени поддалась разрушениям. Например, в 626 году Папа Гонорий І снял черепицу из позолоченной меди в качестве украшения для базилики Святого Петра, в 847 и 1349 году землетрясения разрушили два нефа, в 1613 году Папа Павел V колонны из уцелевшего нефа использовал для церкви Санта-Мария Маджоре.

В 1960 году под сводами базилики во время проведения Олимпийских игр происходили соревнования по греко-римской борьбе. Сегодня здание базилики используется для проведения музыкальных концертов в теплое время года.

Описание базилики Максенция в Риме

Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio) – это грандиозное сооружения с ярко выраженной архитектурой, которое еще является самым большим на . Ее общая площадь составляет более 6000 кв.м. Длина этого сооружения – около 101 м, ширина- 65 м, высота – 35 м.

Ко входу в базилику ведет большая лестница со стороны Священной дороги. Вся базилика поделена на три нефа : средний с высотой 35 м и два боковых высотой 24 м. Для перекрытия среднего нефа впервые использовались крестовые своды, которые будто опирались на 8 колонн из монолита и порфира. На самом деле эти колонны выполняли исключительно декоративную функцию, а в качестве опоры были 4 бетонных столба. Свет обеспечивали окна в верхней части стен и боковых нефах.

Стены и полы украшены цветными мраморными плитами по примеру и . Интерьер базилики завершает апсида в виде полукруга, придающая сооружению величественность и изящность. Здесь поместили сидящую скульптуру Максенция, у которого руки, ноги и голова были мраморными, а остальные части тела – из бронзы и парч. Константин, став императором, достроил еще одну апсиду, предназначенную для слушания судебных дел. Здесь установили статую Константина, переделанную из Максенция и небольшие скульптуры его родственников и помощников.

На внешней стороне помещены четыре карты Римской империи в период ее самого большого могущества. На них обозначены земли, которые принадлежали империи планы для будущих завоеваний.

На территории базилики в одной из ее частей оформлен дворик, где хранятся остатки скульптур. Если вы хотите собственными глазами посмотреть на останки Константина и Максенция, зайдите в палаццо Консерваторов на . Там можно увидеть 2-метровую ступню и голову императора.

Где находится базилика и как до нее добраться

Базилика Максенция-Константина находится около северной обочины Священной дороги. Если смотреть на ближайшие к базилике сооружения, то она расположена между храмами Ромы и Венеры . Неподалеку находится храм Божественного Ромула на холме Велии, поэтому если вы оказались около него, то до базилики рукой подать.

Чтобы посетить базилику Максенция (или точнее – то, что от нее осталось), необходимо добраться до Римского форума , на территории которого и расположена базилика. К форуму удобно добираться всеми видами транспорта.

  • Если вы выберете , то ехать надо до станции Colosseo,
  • если автобус – то до станции Parco Celio.
  • Также в этом направлении курсирует трамвай №3.
  • Еще вы можете использовать в качестве средства для передвижения, вызвав его предварительно к отелю или найдя на одной из стоянок.

Базилика Максенция на фото

Ниже размены фотографии базилики Максенция-Константина с разных ракурсов. На них вы сможете увидеть как само сооружение, так и его отдельные детали и остатки скульптурных композиций.

Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio) – сооружение, одно из украшений (Forum Romanum), по своим габаритам превышающая все, возведенные в разные столетия.

В 308 году приступили к возведению Базилика Максенция по указу императора Максенция. У Базилика была гражданская функция, в ней намеревались устроить городскую префектуру, связавших всех членов римской администрации. Завершилось возведение лишь через несколько лет, в 312 году, незадолго до кончины императора.

Однако в том же 312 году после смерти Максенция уже при императоре Константине (Flavius Valerius Aurelius Constantinus) были добавлены осязаемые изменения в проект и сооружение частично переделано. Потому этот объект по-иному именуют Базилика Максенция и Константина.

Если при Максенции строение обладало 20-метровой апсидой с западной стороны с изваянием Максенция и вход с восточной, то Константин приказал достроить апсиду с северной стороны и еще один вход с южной, а заместо статуи предместника поставить собственное скульптурное изваяние из мрамора и бронзы. Сейчас от данной скульптуры остались лишь 2-а элемента: ступня 2-метровой длины и голова, экспонированные для осмотра во внутреннем дворике Палаццо деи Консерватори (Palazzo dei Conservatori) на Капитолийском холме (Campidoglio).

Место для возведения Базилики Максенция было избрано у самой Священной дороги (Via sacra), в наиболее северной ее части. Базилика Максенция должна была захватить место меж храмами Венеры (Il Tempio Di Venere), Ромы (Il Tempio Di Roma) и Божественного Ромула (Il Santuario Della Divina Romolo).

Там на небольшом возвышении множество столетии располагался рынок специй и лечебных снадобий со складскими помещениями. Вместо рынка и надумали возвести базилику Максенция. Для того рынок переместили в иное место, а холм понадобилось выравнивать.

Архитектурные особенности

При создании плана сооружения Максенция и ее декора античные мастера взяли за пример термы Каракаллы (Le Terme Di Caracalla) и Диоклетиана (Le Terme Di Diocleziano). Уникальность строения Базилику Максенция состояла в том, что верхнее перекрытие было сводчатым, а не было собрано, как в предыдущих сооружениях такого же вида, из балок.


Базилика Максенция по своей конструкции была похожа термы того периода, обладавшая сводчатыми потолками над главным пространством. Свет должен был проходить через оконные проемы в стенах среднего и боковых нефов. Базой для крестообразного свода были столбы из бетона и колонны из монолитного порфирского мрамора в высоту 14,5 м.

Согласно проекту общая площадь главного пространства базилики Максенция была более 4 000 м². Стены были исполнены из бетона и выложены кирпичом, у восточного входа возвели лестницу внушительной ширины. Своды тоже были бетонными, однако декорированные позолотой.

Перед входом в главное пространство базилики Максенция со стороны фасада располагалась площадка-вестибул длиной 8 метров.

Центральный неф был в длину 80 м и высоту 39 м, боковые сообразно – 20,5 м длиной и 24 высотой. Роскошь внутреннего убранства базилики Максенция акцентировалась отделкой мрамором: белые мраморные плиты на стенах, цветные – на полу.

Подстроенный по приказу Константина вход с южной стороны, от Священной дороги, был украшен портиком с колоннами коринфского ордера. Подстроенная с северной стороны апсида была украшена скульптурами и замыкалась воротами, потому как там проходили заседания суда по рассмотрению дел, в которых упоминались имена высокопоставленных особ, членов Сената.

Помимо своей прямой функции, строение было задействовано как место деловых переговоров и прочее.

На протяжении последующих столетий базилика Максенция начала разрушаться. В 626 году Папа Римский Гонорий І (Papa Onorio I) воспользовался черепичным покрытием базилики, исполненным из медных пластин с позолотой, для декорирования Собора Святого Петра (La Basilica Di San Pietro).

Мощные землетрясения 847 и 1349 годов способтвовали разрушению центральной части и одной боковой галереи базилики Максенция. Во время возведения в 1613 году Церкви Санта-Мария Маджоре (La Chiesa Di Santa Maria Maggiore) по указу понтифика Павла V (Papa Paolo V) из античного храма изъяли последние сохранившиеся колонны.

Уцелевший фрагмент здания базилики Максенция активно эксплуатировался в 20-м столетии. К примеру, на Олимпиаде 1960 года в базилике проводили соревнования по греко-римской борьбе.

Базилика Максенция и Константина − грандиозное архитектурное сооружение, являвшееся крупнейшим зданием на Римском форуме и находившееся неподалеку от храма Божественного Ромула, рядом с Храмом Венеры и Ромы, у Священной дороги.

Возведение базилики началось в 308 году нашей эры, в годы правления императора Максенция. Здание расположили на месте склада приправ и лекарств, известного как Перечные амбары, на небольшом холме Велия, предварительно выровняв его с помощью насыпной платформы. Фундаментом базилики являлась прямоугольная бетонная крепида длиной 100 метров и шириной 60 метров. Общая площадь здания составляла 6000 квадратных метров.

Изначально базилика имела единственный вход с восточной стороны, который вел в удлиненный атрий. Здание было разделено на три нефа: два боковых шириной 20,5 метра и высотой 24 метра и средний, имевший ширину 25 метров и высоту 35 метров. Три крестовых свода перекрывали средний неф и визуально опирались на 8 монолитных колонн из порфира, высота которых составляла 14,5 метров. Колонны выполняли лишь декоративную функцию, а настоящей опорой для конструкции являлись 4 бетонных столба. Освещение базилики осуществлялось с помощью окон, расположенных в верхней части стен среднего нефа и в наружных стенах боковых нефов. В западной части среднего нефа напротив центрального входа имелась полукруглая апсида шириной 20 метров, в которой некоторое время располагалась статуя Максенция. Бетонные стены базилики покрывала кирпичная кладка, облицованная мрамором. Для покрытия бетонных сводов использовался золоченый стукко (материал для отделки, искусственный мрамор). Пол был украшен геометрической мозаикой из различных видов мрамора.

Максенций не успел закончить возведение базилики, в 312 году император Константин завершил ее строительство и несколько видоизменил конструкцию здания. Оставив трехчастное деление базилики, он добавил второй вход с юга, со стороны Священной . Южный вход был акцентирован великолепным украшенным четырьмя порфировыми колоннами портиком со ступенями перед ним. Напротив нового входа в базилике располагалась апсида, обрамленная внизу ступенями, а вверху украшенная нишами со статуями. В центральной, самой большой нише, находилась статуя Константина, для обнаженных частей тела которой использовался мрамор, а для всего остального − позолоченная бронза.

Время и люди не пощадили грандиозное строение, возведенное двумя императорами. Землетрясение 847 года уничтожило своды двух нефов. Базилику не только никто не пытался реставрировать, но зачастую ее использовали как источник строительных материалов. Так в 626 году папа Гонорий I украсил первую базилику св. Петра позолоченной черепицей, снятой с базилики Максенция и Константина, а в 1613 году единственную уцелевшую колонну главного нефа папа Павел V переместил на площадь перед базиликой Санта Мария Маджоре. В настоящее время от величественного сооружения остался только боковой неф.

У этого термина существуют и другие значения, см. Базилика (значения). Базилика. Соб … Википедия

Достопримечательность Базилика Косьмы и Дамиана Santi Cosma e Damiano … Википедия

- (греч. царский), большое общественное здание, возводившееся в центре древнеримских городов. Здесь отправлялось судопроизводство, заключались торговые сделки, кроме того, горожане приходили сюда провести время. Базиликой называют также… … Энциклопедия Кольера

Достопримечательность Базилика Эмилия Basilica Aemilia … Википедия

Достопримечательность Базилика Юлия Basilica Iulia … Википедия

- (базилика, базилика) (греч. βασιλική царский дом) тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов. Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями.… … Католическая энциклопедия

Базилика - (греч. царский дом). У римлян Б. был торговый или судебный зал. В Афинах назв. «Б.» было присвоено месту заседания первого архонта базилея. По своей форме Б. прямоугольное в плане здание, б. ч. со мн. нефами. Самой др. рим. Б. считается… … Словарь античности

Базилика Базилика святого Климента Basilica di San Clemente … Википедия

БАЗИЛИКА - [греч. βασίλειον; лат. basilica царская палата], в эллинистическо рим. источниках общественная постройка, предназначенная для собраний; в раннехрист. лит ре храм, церковь; тип прямоугольного, протяженного в плане здания, разделенного рядами опор… … Православная энциклопедия

Реконструкция базилики Базилика Ульпия была общественным зданием в Древнем Риме, размещённым в … Википедия

Книги

  • Путеводитель. Рим (2CDmp3) , . Путеводитель - самый удобный и доступный способ познакомиться с городом. - Виртуальное путешествие на персональном компьютере: фотографии, описание маршрутов, возможность изучить и…