Материалы        19.02.2019   

Автоматическая мойка авто: на что обратить внимание. Какие виды автомоек бывают

Автоматическая мойка авто – довольно популярная у многих автолюбителей услуга. Все операции по удалению грязи с внешних частей машины выполняются в автоматическом режиме.

Автоматические мойки для легковых автомобилей делят на контактные и бесконтактные. В первом случае, транспортное средство проходит через щетки, валики и тканевые полосы, во втором, очистка выполняется с помощью воды и моющих средств, пущенных под высоким давлением. Однако это еще не все разновидности автоматических моек. Бывают следующие виды:

1. Портальные автомойки. Принцип функционирования заключен в том, что авто в процессе очистки остается неподвижным. Все операции по отмывке, сушке и нанесения защитного воскового слоя, выполняются специальной рамой. Управляется портальная автомойка без вмешательства людей. За правильностью выполнения операций, следит специально запрограммированный компьютер. В среднем, таким способом за час может быть отмыто около 12 автомобилей. Относится к контактным видам автомоек.

2. Туннельные мойки. Гибридная автомойка. Опционально пользователь может выбрать контактный или бесконтактный способ очищения транспортного средства. В отличии от предыдущего варианта, здесь нет очередей. Автомобиль устанавливается на специальный конвейер, и проходит через датчики и фотоэлементы, которые отвечают за очистку транспортного средства. В среднем, авто может быть помыто от 1 до 5 минут.

Автоматические мойки подразумевают, что во время мытья, в салоне, могут находиться водители и пассажиры.

Устройство и принцип работы

Принцип работы автоматической мойки заключается в том, что транспортное средство помещается на специальный конвейер или подвижное полотно. Транспорт должен быть выставлен на нейтральную передачу. Далее, машина проходит через специальные валики, щетки и тканевые полосы, которые вкупе с воздействием чистящих средств, очищают автомобиль от загрязнений.

В правильной автомойке, используются мощные специальные моющие средства. Они разъедают закоренелое загрязнение, в том числе и остатки бокситовых смол с нижней части и колес автомобиля. Далее авто подвергается воздействию большого давления воды. Таким образом, смываются остатки моечного средства вместе с грязью. Далее авто покрывается восковой защитой, и сушится с помощью специальных приспособлений.

Важно наличие вентиляции для автомойки. Она позволяет эффективно уходить пару, образовывающемуся при использовании горячей воды.

Несмотря на обилие выполняемых действий, по времени, машину моют дольше при ручном смывании грязи. Автоматика очищает транспортное средство за 5-10 минут в зависимости от выбранного водителем режима очистки.

Виды услуг

В автомойках автоматического типа, проводится только наружная мойка автомобиля. Первый этап – мытье без использования чистящих средств и химикатов. Вода под давлением убирает пыль и небольшие загрязнения с авто. Далее, в зависимости от применения бесконтактного и контактного методов, процесс различается.

Если выбрать вид мойки не подразумевающий использование валиков и щеток, то также под давлением, на авто наносится чистящее средство и специальный автошампунь, после с транспорта это все смывается, автомобиль покрывается воском и сушится. Это самый оптимальный вариант для того, чтобы уберечь лакокрасочное покрытие машины от повреждений.

Во многих случаях, проводят очистку автомобиля, без использования воды. Валиками и тканевыми полосами удаляют пыль и небольшие загрязнения, далее наносят шампунь для сухого мытья, и тканевыми валиками обрабатывают поверхность кузова.

Преимущества и недостатки

Если соблюдать правила удаления грязи с поверхности машины, то можно избежать, механические повреждения лакокрасочного покрытия автомобиля. Автоматические бесконтактные мойки, популярны у тех водителей, которым важно внешнее состояние авто. При контактной очистке, валиками или тканью ненадлежащего качества, на покрытии кузова могут оставаться небольшие царапины, что испортит внешний вид машины. Также не рекомендуется пользоваться контактной очисткой после покраски транспортного средства.

К преимуществам контактного мытья, можно отнести высокую эффективность борьбы с загрязнениями. Кроме того, выполняется полные обработка воском и чернение, что впоследствии защищает авто от коррозии и мелких дефектов. Бесконтактное мытье не позволяет избавиться от всей грязи, в особенности, от застывших бокситовых смол в нижней части транспортного средства, однако и такие мойки пользуются популярностью, благодаря тому, что очистка выполняется гораздо быстрее контактного способа, и не несет угрозы лакокрасочному покрытию автомобиля.

Неоспоримым преимуществом автоматических автомоек, является небольшое время обслуживания, относительно невысокая оплата, и круглосуточное функционирование.

К существенным недостаткам, относят малое распространение подобных сервисов в России. Чтобы открыть автоматическую автомойку, требуются серьезные финансовые вложения, кроме того, не во всех населенных пунктах будет корректно функционировать система работы сервиса без кассиров и операторов.

На территории Российской Федерации, в подавляющем большинстве, используются ручные автомойки, которые могут работать при автомобильном сервисном центре. Кроме того, нанесение воска и чернение, более эффективно именно при ручном выполнении этой операции.

Прежде чем отправляться очищать авто от грязи, необходимо навести справки о выбранной мойке:

  • Посетить официальный сайт. Там будут размещены данные о сертификате на автомойку, который сможет гарантировать высокое качество выполняемых услуг.
  • Ознакомиться с отзывами других посетителей.
  • Узнать о видах предоставляемых услуг, и оборудовании.
  • При подъезде к автомойке, согласно правилам ПДД, должен быть установлен соответствующий дорожный знак.
  • После выбора режима очистки, и оплаты, должен быть выдан чек. С его помощью, в случае нанесения авто повреждений, можно будет требовать компенсацию.

Автоматическая – популярный вид сервиса, который позволяет быстро и за небольшие деньги, привести транспортное средство в порядок. Однако перед тем, как отправиться мыть машину, нужно внимательно изучить всю информацию о выбранной автомойке, и ознакомиться с отзывами. Это впоследствии избавит от лишних разбирательств, связанных с нанесением дефектов на покрытие кузова транспортного средства.

Ручная мойка – это традиционная контактная мойка, в процессе которой человек с помощью губок, щёток, тряпок, специального автошампуня для ручной мойки и проточной воды моет машину. Плюс в том, что человек в процессе мойки видит самые загрязнённые участки и уделяет им больше внимания для тщательной очистки. Главный минус ручной мойки – это наибольшее количество затрачиваемого времени, а при неумелой работе качество ручной мойки оставляет желать лучшего, ещё есть вероятность повреждения лакокрасочного покрытия кузова щётками или неправильными тряпками.

Сухая мойка

Для выполнения сухой мойки используется особое средство, которое обволакивает пыль и грязь и не требует смывания водой. Выполняя сухую мойку можно дополнительно отполировать кузов.

Достоинства метода: не требует воды; мобильность – потребуются лишь микрофибровые салфетки и специальное средство для очищения, которые можно возить с собой; подойдет для очищения не слишком загрязненного автомобиля, что сэкономит средства и время на посещение стационарной мойки; можно добиться эффекта «антидождь», он позволит не допустить появления подтеков, появляющихся после дождя; одновременная полировка кузова.

Средство распыляется на автомобиль сверху-вниз, начиная с крыши, затем двери, крылья, багажник, капот, бамперы и т.д. Чтобы не образовывались разводы нужно убирать загрязнения при помощи микрофибровой салфетки в одном направлении. Это также избавит оттого, чтобы повторно обрабатывать одно и то же место. Обработав кузов при помощи моющего средства Когда вся грязь окажется на салфетках, можно приступать к полировке. В этом случае средство наносят на салфетку, а не на кузов. Вся работа займёт примерно час.

Но стоит отметить, что сухая мойка бессильна для отмывания автомобиля, покатавшегося по бездорожью, не подойдет она для мытья днища, колесных арок, но такой метод отлично спасет, когда кузов автомобиля нужно быстро помыть без воды. Можно даже сравнить его с мытьём влажными салфетками.

Бесконтактная мойка

На сегодня это самый популярный вид мойки. При бесконтактной мойке отсутствует механическое воздействие приспособлениями для ручной мойки. Губки, щетки, тряпки - которые обладают абразивным воздействием на лакокрасочное покрытие, заменяются профессиональным оборудованием, которое предполагает работу с ним подготовленного специалиста и специальных моющих средств. Оборудованием служат компрессоры для подачи струи воды под давлением и пеногенераторы с набором разных насадок.

В процессе бесконтактной мойки вначале грязь смывается струей воды под давлением, затем пеногенератором наносится активная пена (иногда пена наносится сразу, без предварительного ополаскивания авто водой). Активная пена способна растворить практически любую грязь. Затем наносится слой полимерного воска и сушка в завершении.

Концентраты автошампуней предназначены для профессиональных автомоек. Категорически не рекомендуется использовать специальные бесконтактные моющие средства вне профессиональных автомоек. Они, как и большинство шампуней для ручной чистки, поставляются в концентрированном виде в канистрах объёмом 5-20 литров и требуют разбавления, иногда смешивание компонентов. Такие средства гораздо агрессивнее шампуней, предназначенных для ручной мойки.

Специальные автошампуни для коммерческого транспорта содержат сильнощелочные компоненты, их нецелесообразно использовать для мытья легковых автомобилей. Химические вещества в составе таких концентратов для пены агрессивны и к окружающей среде, и к автомобильным поверхностям - царапины и потёртости краски могут увеличиться. Работающие с такими веществами специалисты знают такие нюансы и со всей серьёзностью подходят к выбору профессиональной химии. Это относится и к наличию необходимых сертификатов на шампуни, и к соблюдению техники безопасности при работе с агрессивными жидкостями. На автомойках, которые дорожат своей репутацией работает обученный персонал и когда концентрат для пены выбран профессионалом, верно соблюдены пропорции, то беспокоиться о лакокрасочном покрытии авто ненужно.

Существуют мойки самообслуживания бесконтактного типа. Пользоваться специальным настроенным оборудованием на таких мойках не сложно, даже интересно.

Портальная автомойка

В П-образную конструкцию портальной мойки вмонтированы вертикальные щетки, горизонтальная и вентиляторы. Автомобиль заезжает на платформу, и вокруг авто движутся все эти элементы мойки. Портальные мойки эффективно справляется с разными типами автомобилей: легковыми, микроавтобусами, грузовыми. По заданной программе и с минимальным вмешательством человека в процесс мойки. Портальные мойки бывают щеточные, а также более современные - бесконтактные портальные мойки.


Тоннельная мойка

Тоннельную мойку ещё называют конвейерной или проездной. Машина медленно движется по тоннелю, в котором встроены вращающиеся в разные стороны вертикальные щетки и оборудование, наносящее автошампунь и полироль, в конце тоннеля устройство для сушки. Тоннельные мойки также оснащают горизонтальными щетками для чистки колес и днища. Длина тоннеля может составлять от 10 до 50 м, иногда тоннель бывает в виде полукруга.

Многие автовладельцы задумываются, какой же тип мойки менее травматичный для лакокрасочного покрытия. Любой тип мойки может нанести повреждения, контактный – царапины, а бесконтактный разъедает слой краски при некачественном или неправильно разведённом концентрате. Здесь, на самом деле, всё зависит от автомоечного комплекса, репутации мойки, компетентности и профессионализма работников, качества концентратов для пеногенераторов, качества щёток и своевременность их обновления в портальных и тоннельных мойках.

Мойка может быть ручной, портальной или туннельной, и отдельно можно выделить мойки самообслуживания и мобильные мойки. Это если по размеру и начальным затратам. По типу воздействия на машину можно поделить способы мойки на контактные, бесконтактные и комбинированные. Итак, по порядку.

1. Ручная контактная мойка – это когда машину обливают водой из аппарата высокого давления (АВД), наносят автошампунь и губкой это все растирают, чтобы убрать грязь. Это самые распространенные мойки, потому что требуют меньше всего расходов для старта. Вдвоем за час на одном посту можно помыть 3–4 машины.

2. Ручная бесконтактная мойка – здесь тоже используется АВД, только грязь убирается не оттиранием, а специальной активной химией, которую наносят на машину. Полежав на кузове пару минут, химия сама отколупывает частицы грязи, и поэтому тереть автомобиль не нужно. Потому мойка и называется бесконтактной. После этого машины обмывают АВД и сушат.

3. Портальная мойка (англ. In-Bay Automatic) – в этой мойке машина чистится автоматически. Портал представляет из себя П-образную арку, в которую заезжает машина, а арка движется вдоль автомобиля и делает свое чистое дело. Может быть контактной, где грязь оттирается щетками; бесконтактной, где используется только высокое давление; также есть оборудование, сочетающее оба способа мытья. Проходимость такой мойки – 6-20 машин в час в зависимости от программы мытья и оборудования. Для обслуживания портальной мойки обычно достаточно одного человека.

4. Туннельная мойка (англ. Conveyor) – тоже автоматика. Грубо говоря, это несколько арок и устройств, стоящих друг за другом вдоль моечного туннеля. Машина заезжает на специальный транспортер, который провозит ее через эти устройства, каждое из которых имеет свою функцию. Одно наносит моечную смесь, другое оттирает грязь щетками, третье покрывает машину воском и т. д. Длина туннельной мойки может варьироваться (в зависимости от модели и комплектации) от 10 до 50 метров. На такой мойке можно отмыть 40-150 машин за час. Конвейер, одним словом.

5. Мойка самообслуживания (англ. Self-Service) – принцип мойки как и у обычной ручной: с помощью АВД. Клиент платит деньги и получает в распоряжение все необходимое оборудование для мытья машины.

6. Мобильные мойки – в Интернете есть много предложений по мобильным мойкам, которые сделаны в виде готового контейнера. Я считаю, что такая мойка для серьезного бизнеса не подходит, почему – расскажу далее.

У каждого типа мойки есть свои сильные и слабые стороны с точки зрения бизнеса. Я имею в виду стартовый капитал, необходимый для открытия, будущую прибыль, сложность процессов согласования и получения земли, сложность в управлении и т. д. Понятно, что если денег для старта у вас немного, туннельную мойку вы открывать не будете. С другой стороны, если деньги есть, вы можете прикинуть, как их эффективнее вложить: построить одну туннельную мойку или, может быть, несколько ручных.

Плюсы и минусы ручных моек

Самый главный плюс при старте – низкие расходы на открытие. Оборудование стоит относительно недорого, и если мойку не строить с нуля, а взять в аренду помещения, получается вполне бюджетно. Войти в рынок можно, имея на руках $20 тыс.

Следующий плюс – возможность предоставлять большой набор дополнительных услуг на небольшой площади. В одном и том же боксе можно заниматься полировкой машины, глубокой химчисткой салона, дитейлингом, нанесением специальных защитных покрытий и т. д.

Также на ручной мойке самое высокое качество мытья. Ни один автомат никогда не сможет промыть все труднодоступные места так, как это сделает человек с АВД. Для клиентов, которым важно в первую очередь качество, это существенный аргумент в пользу ручной мойки.

Обратная сторона медали – зависимость качества мытья от персонала. И собственно сам персонал, который нужно искать, обучать и контролировать. Плюс к этому, чем больше людей работает на мойке, тем больше будут налоги и всякие отчисления в госфонды. Это, правда, не касается Москвы, там налоги для мойки не зависят от количества персонала.

Еще один минус – низкая пропускная способность ручной мойки. Максимум, на что можно рассчитывать, 50–60 машин в сутки на один пост.

Ручные мойки самые распространенные и составляют 95 % всех моек в России. Если вы живете в небольшом городе и у вас нет огромных денег на открытие бизнеса, ручная мойка – наиболее подходящий вариант.

Плюсы и минусы портальных моек

Затраты на открытие портальной мойки существенно выше и найти подходящее помещение в аренду сложнее. Площадь помещения больше, нужно проводить сложные фундаментные работы для установки оборудования. Стоят сами порталы от $30 тыс. Качество мытья автоматики ниже, чем на ручной мойке, и главное ее преимущество – скорость и минимальное влияние человеческого фактора. Через портал можно пропустить 150–400 автомобилей в сутки.

Чтобы не было больших проблем с качеством, нужно очень тщательно выбирать оборудование. Надо понимать, что идеального качества мойки можно добиться только при ручном способе. Портальные мойки иностранных производителей делаются без поправок на российскую грязь, и для хорошего качества мытья их нужно дорабатывать и настраивать.

Как я уже говорил, порталы бывают щеточные и бесконтактные. Но чтобы качество мойки было удовлетворительным, нужно сочетать оба способа. Сначала необходимо обработать машину бесконтактным способом, чтобы убрать грязь, а потом уже щетками, чтобы избавиться от темного налета, который не отмыла химия.

Чаще всего перед портальной мойкой ставят человека с АВД, который и делает предварительный обмыв. А это лишние расходы на зарплату и налоги. Плюс уменьшается преимущество в скорости. Плюс необходимо увеличивать размер помещения согласно санитарным нормам.

Следующий момент: дополнительные услуги. На них маржа существенно выше, чем на простую мойку кузова. Обычно в портальных мойках есть три-четыре программы, и клиент может выбрать самую подходящую. Если вы хотите на портальной мойке оказывать дополнительные услуги вроде уборки салона, химчистки и полировки, нужно существенно увеличивать площадь помещений, чтобы после выезда из портала было куда поставить машину. Плюс к этому также будет необходимо участие работника.

Еще один минус – в случае поломки оборудования бизнес встанет. Если на ручной мойке вы можете обойтись одним АВД вместо двух и подождать, пока сломанный починят, то на портальной мойке мыть машины можно будет только после того, как оборудование приведут в рабочее состояние.

В качестве компромисса портал можно купить, например, только на один из постов. В этом случае у вас будет качественная ручная мойка для требовательных клиентов и более быстрая для тех, кто торопится и кому достаточно «портального» качества.

Плюсы и минусы туннельных моек

Открывать туннельную мойку стоит только после очень тщательного анализа рынка. Если город небольшой – однозначно не советую. Инвестиции очень серьезные, ошибка может обойтись очень дорого.

Начнем с того, что под туннельную мойку практически невозможно найти подходящее помещение, и единственным приемлемым вариантом открытия я считаю строительство с нуля. А участок понадобится очень немаленький.

С другой стороны, туннель – это огромная производительность (до 3500 автомобилей в сутки) и автоматизированный процесс мытья. По качеству мытья туннели тоже уступают ручным мойкам, но могут превосходить портальные при правильном наборе оборудования. Для борьбы с российской грязью лучше всего использовать гибридные туннели, которые совмещают бесконтактный и контактный способы мытья. Я видел мойки, где перед туннелем стоят люди с АВД, но, на мой взгляд, это – «ни рыба ни мясо».

Оборудование стоит серьезных денег, от $200 тыс., но намного больше «съедят» земля и коммуникации. Площади под туннель требуются очень большие. Одна парковка для очереди клиентов может занимать треть участка. Для предоставления дополнительных услуг также понадобится дополнительное место, а организация эффективной работы туннельного комплекса полного обслуживания достаточно сложна.

Риски с поломкой оборудования те же, что и у портальной мойки. Поэтому для туннеля невероятно важны грамотное обслуживание и профилактика.

Самый главный риск состоит в ошибках при расчетах предполагаемой загрузки. Для туннеля нужно ну очень много машин и следует десять раз все проверить и просчитать, прежде чем вкладывать такие серьезные деньги.

Вопрос, становящийся особенно актуальным с наступлением теплого, сухого сезона. Любой городской житель сейчас имеет возможность помыть свою машину чуть ли не на каждом перекрестке. Но мойки бывают разные...

По своему устройству, оборудованию и технологическому процессу все они делятся на ручные и автоматические, а также контактные (щеточные) и бесконтактные. Каждый из четырех видов имеет свои достоинства и недостатки, которые стоит учитывать, выбирая место, где мыть машину.

Ручная контактная мойка

В России это самый распространенный вид автомоек. По сути процесса мало чем отличается от «бытового» мытья машины. Разница лишь в том, что вместо садовых шлангов и леек, бытовых шампуней и старых полотенец, на профессиональной мойке применяют аппараты высокого давления и специальные автошампуни с протирочными материалами.

Достоинства. При добросовестном подходе ручная контактная мойка с «Кехером», хорошими шампунями и мягкими протирками позволяет отмыть машину практически идеально, поскольку мойщик может добраться до любого труднодоступного места - внутренние поверхности колесных арок, «спицы» дисков, соединения зеркал, дверных ручек и т.д., удалив оттуда въевшуюся грязь и масляные налеты. При этом, в случае обнаружения «непромытых» от загрязнений или непротертых от воды участков на кузове, у владельца есть возможность сразу же указать на них и недоделки тут же (хочется верить) будут устранены.

Недостатки. «Человеческий фактор». Качество ручной контактной мойки напрямую зависит от старательности и аккуратности мойщиков. А поскольку сей труд престижным и высокооплачиваемым не является, то и отношение к работе у персонала соответствующее. Да и в сезон, когда очереди велики, мойщики просто устают, и у них не находится ни сил, ни времени, «вылизывать» каждый автомобиль.

Ручная бесконтактная (пенная) мойка

Мойки такого типа появились в России около 10 лет назад, но широкого распространения все еще не получили. Ключевым звеном процесса здесь выступает т.н. «пеногенератор», он же «пенопистолет», генерирующий из специальных «зарядов-таблеток» моющую пену, которая через распыляющее сопло наносится сверху на кузов и колеса автмобиля, покрывая машину целиком. Затем, спустя 3-7 минут выдержки, пена смывается аппаратом ВД и кузов высушивается мощным «феном».

Достоинства. Отсутствие ручной протирки, а значит механического воздействия на краску кузова. Ручная протирка может выполняться человеком с разным усилием и разной чистоты салфетками, где могут оставаться песчинки и грязь, которые при сильном нажиме царапают краску.

Недостатки. «Человеческий фактор» и «фактор бизнеса». Также как и на обычной ручной мойке персонал может не полностью отмыть и высушить автомобиль. Кроме того у владельцев пенных моек присутствует соблазн экономить на расходных материалах — «зарядах» для пеногенератора, которые отличаются в цене и качестве.

Автоматическая контактная (щеточная) мойка

Хорошо знакомы всем, но малораспространенные в России мойки. Их организация требует на порядок больших капиталовложений, нежели обычных ручных моек, обслуживаемых недорогой рабочей силой. По своей конструкции автоматические мойки бывают двух видов: «туннельного», где автомобиль закрепляется на «конвейер» и проводится вдоль внутри моечного комплекса, и «портальные», в которых автомобиль стоит неподвижно, а над ним движется П-образная рамка с моечным оборудованием. Основным рабочим элементом автоматических контактных моек являются вращающиеся щетинные валики, протирающие кузов. Также в процессе мойки через распылители на кузов подаются моющие шампуни, вода, а в конце производится подсушивание «фенами»-вентиляторами.

Достоинства. Полное отсутствие «человеческого фактора». Втрое-вчетверо меньшее rвремя на мойку кузова, по сравнению с ручной. При использовании качественных новых щеток-валиков и правильной отладке всего комплекса, позволяет достичь хорошего косметического результата для «быстрой мойки».

Недостатки. «Бизнес-фактор». Щетинные валики автмоек являются дорогим расходным материалом, на котором у владельцев есть соблазн сэкономить. Между тем от состояния щеток напрямую зависит и качество самой мойки, и степень воздействия на лакокрасочное покрытие кузова. Кроме того, по своим конструктивным особенностям автоматические щеточные мойки дают поверхностный результат и они не в состоянии отмыть въевшуюся грязь в труднодоступных местах, таких как низы порогов, внутренние поверхности колесных арок, соединения молдингов, зеркал и т.д.

Автоматическая бесконтактная мойка

Один из самых распространенных, скажем, в США и довольно редкий в России вид автомоек. По организации процесса и конструкции такая мойка близка к щеточной, но с одной существенной разницей - «шерстяных» валиков здесь нет и они заменяются распылителями воды под высоким давлением.

Достоинства. Отсутствие «человеческого фактора» и «бизнес-фактора»: для текущего обслуживания такой мойки нужен только оператор-кассир, и отсутствуют дорогие расходные материалы, на которых выгодно сэкономить. Физический контакт протирочных средств с кузовом отсутствует, лакокрасочное покрытие не стирается.

Недостатки. Поверхностный «косметический» результат, техническая невозможность тщательного удаления загрязнений из труднодоступных мест. Для автомобилей имеющих проблемы с резиновыми уплотнителями дверей и багажника, высока опасность попадания воды внутрь.

Вместо постскриптума: что мы выбрали

На наш взгляд, наилучшими вариантами автомоек будут первый и последний - ручная контактная и автоматическая бесконтактная мойки. В пользу ручной говорят широкая распространенность, самые низкие цены и возможность предъявить претензии, которые тут же могут быть удовлетворены. Автоматическую бесконтактную мойку выбираем за быстроту процесса и минимальное воздействие на покрытие кузова.

Автомойка – организация, осуществляющая мойку автомобилей и оказывающая сопутствующие услуги (чистку салона, полировку, удаление битумных пятен, мойку двигателя и др.). Зачастую автомойки располагаются на автозаправочных станциях либо рядом с автомагазинами и станциями технического обслуживания автомобилей.

Классификация автомоек:

  1. По типу обслуживания: бывают мойки самообслуживания (владелец самостоятельно моет автомобиль), а также мойки, где операции с автомобилем осуществляются обслуживающим персоналом — автомойщиками.
  2. По механизму мойки: контактная и бесконтактная мойка.
  3. По техническому исполнению: ручная мойка, портальная, туннельная, с помощью аппаратов высокого давления (известная в России как «бесконтактная»).

Классификация является независимой, то есть, например портальная и туннельная мойка могут быть как контактными, так и бесконтактными и даже комбинированными (контактная мойка сильно загрязненных участков+бесконтактная), в зависимости от конструкции.

Контактная мойка предполагает механическое удаление грязи с поверхности автомобиля с использованием щёток, тряпок, губок и др. Для контактной мойки не требуется специальных высокотехнологичных моющих средств, подойдет даже раствор обычного мыла для рук. Главное высокая пенность — для облегчения скольжения.

В контактной мойке велик риск повреждения лакокрасочного покрытия, за счет механического воздействия губки и грязи. Для исключения этого необходимо сначала смыть основную грязь при помощи воды или аппарата высокого давления, а далее нанести моющую пену на автомобиль и использовать крупно-волокнистые текстильные материалы для мойки, лучше всего специальные губки с крупными порами. Крупные поры вмещают частицы грязи и абразива, препятствуя их контакту с лако-красочным покрытием. Так же необходимо часто промывать губку в воде.

Ручная мойка простейший вариант контактной мойки, выполняется самостоятельно или работниками автомойки с помощью воды, моющих средств и как правило губки. В России была наиболее распространена до массового появления импортных аппаратов высокого давления (АВД). В последние годы ручная мойка получает распространение и моду в области детейлинга автомобилей.

Бесконтактная мойка — удаление загрязнений осуществляется с использованием специальных сильнодействующих моющих веществ (активная пена или бесконтактный шампунь) и мощных струй воды под высоким давлением. Главное – при бесконтактной мойке к автомобилю прикасаются только струи воды и моющий раствор. Бесконтактная мойка является самой безопасной и щадящей для лакокрасочного покрытия.

Существует пять основных факторов для успешной бесконтактной мойки: качество воды, температура мойки, химия, время, давление воды, создаваемое оборудованием. Если эти факторы все настроены правильно, автомобили будут чистыми и блестящими без шансов повреждения лакокрасочного покрытия.

Это наиболее распространённый в России способ мойки. Однако, в силу нарушения технологии или использования дешевых/некачественных моющих средств или высокого их разведения в погоне за экономией, автомойки иногда растирают пену с помощью губки или тряпки, а это уже не бесконтактная мойка.

Мойка самообслуживания

В Европе довольно широко распространены мойки самообслуживания. Они представляют собой пункты, где опустив жетон в монетоприемник, клиент берет пистолет и выполняет мойку автомобиля самостоятельно. Обычно программа мойки включает такие функции как нанесение активной пены, мойка высоким давлением, нанесение жидкого воска и др. Зачастую посетителям предлагается воспользоваться пылесосом.

Иногда мойки самообслуживания способны функционировать при небольшой отрицательной температуре окружающей среды (до -5). Незамерзание воды в системе осуществляется благодаря следующим решениям: постоянный небольшой отток воды из пистолета высокого давления, продувка системы сжатым воздухом после завершения цикла мойки. Однако, при низкой температуре окружающего воздуха и автомобиля резко снижается качество мойки.

Главное достоинство по сравнению с другими видами мойки — низкая цена одного цикла мойки для потребителя.

Портальная мойка (Портал) — это автоматическая установка, похожая на арку, которая движется вдоль автомобиля, пока он стоит, и удаляет с него грязь.

Различают контактные и бесконтактные портальные мойки. В бесконтактных портальных мойках не используются вращающиеся щетки, вместо этого установлены аппараты высокого давления. Основным плюсом портальной мойки является скорость мойки. Также меньшие издержки на персонал и воду, по сравнению с ручной мойкой. В некоторых порталах возможно мыть машины различного размера — от фур до легкового авто.

Производители порталов стараются повысить качество и скорость мойки. Для этих целей разработан целый ряд улучшений и дополнительных опций:

  • Дополнительный отдельный портал сушки (ускоряет цикл мойки автомобиля)
  • Мойка днища высоким давлением
  • Устройство для мойки колес (высокое давление, щетки, комбинированное)
  • «Ломающиеся» боковые щетки, способные очистить труднодоступные для обычных щеток неровности кузова
  • Устройство мойки порогов (высокое давление, щетки, комбинированное)
  • Различные материалы ворса щеток (текстиль, вспененный полиэтилен). Например, вспененный полиэтилен придает легкий эффект полировки.

Туннельная автомойка (конвейерная) — представляет собой туннель, в котором установлены несколько неподвижных арок, каждая из которых выполняет свою функцию: щеточная станция, станция полировки, рама оборудованная форсунками высокого давления и т.д.

По сути это конвейер, сквозь туннельную мойку автомобили протягивает лента конвейера, пропуская через различные моющие агрегаты. На выходе получается чистый, практически сухой автомобиль за очень короткое время, ведь пропускная способность таких автомоек до 120 автомобилей в час. Первые автоматические мойки конвейерного типа появились в 30-х годах XX века.

Модульность, заложенная в основу конструкции конвейерных автомоек, позволяет создавать варианты под различные требования и бюджет заказчика. Цена конкретного проекта конвейерной автомойки зависит от длины и разнообразия моечного оборудования, включенного в заказываемую комплектацию. Туннельные автомойки могут включать в себя зону предварительной и основной мойки, систему мойки колес и порогов (в том числе с применением высокого давления), зону споласкивания, полировки и сушки, а также мойку или сушку качающимися текстильными лентами и многое другое. К плюсам туннельной мойки можно отнести высокую скорость, даже по сравнению с портальной мойкой, так как на конвейере может находиться сразу несколько автомобилей.