Утепление и обогрев        02.04.2019   

Железный гараж внутри. Принципы утепления гаража. Пенополиуретан для утепления гаража

14234 0 7

Как утеплить металлический гараж всерьез и надолго

Теплый гараж является вожделенной мечтой любого автомобилиста. В свое время я радовался как ребенок, когда мне удалось обзавестись хорошим, как мне на тот момент казалось, металлическим гаражом. Но очень скоро выяснилось, что в межсезонье он сыреет, а зимой защищает только от ветра. Поэтому довольно быстро встал вопрос об утеплении. Этот материал я решил посвятить тому, как утеплить металлический гараж своими руками. В нем я поведаю о собственном опыте и расскажу о том, какие советы мне давали разные специалисты.

Если верить СНиП 21.02-99, для комфортного хранения легкового и грузового автотранспорта и запуска двигателя без предварительной подготовки, температура в боксе (гараже) не должна опускаться, ниже +5ºС, от этой цифры и следует отталкиваться.

Какой утеплитель лучше взять

Естественно утепление неотапливаемого металлического гаража у любого нормального хозяина начинается с выбора материала. И если раньше это был в основном только пенопласт, то сейчас рынок предоставляет множество вариантов.

  1. Плитные материалы средней и высокой прочности;
  2. Мягкие волокнистые;
  3. Пена;
  4. Жидкие утеплители.

Плитное утепление

  • Как в прошлом, так и по сей день при утеплении металлических конструкций одним из самых популярных материалов являются плиты пенопласта . Такая всенародная любовь связана, прежде всего, с доступной стоимостью. Но это не единственное достоинство старичка пенопласта. Эти плиты не боятся влажности и в нормальных условиях закрытого гаража могут служить не менее 25 – 30 лет. Из отрицательных качеств в нашем случае можно назвать только горючесть, хотя и здесь рынок предлагает самозатухающие плиты ПСБ-С;
  • Ближайшим родственником и конкурентом пенопласта считается экструдированный пенополистирол, в нашей стране больше известный как Пеноплэкс (по названию фирмы производителя). Этот материал практически по всем характеристикам обходит своего предшественника.

Прочности Пеноплэкса достаточно чтобы заливать по нему стяжку и ставить на эту стяжку машину. По уровню теплоизоляции он лучше примерно на треть, пенополистирол толщиной в 30 мм, легко заменяет лист пенопласта в 50 мм.

Если пенопласт частично пропускает воздух, то Пеноплэкс считается надежным гидроизолятором и может монтироваться даже под водой. Все в нем хорошо, но вот только цена, чуть ли не в 2 раза выше, чем у пенопласта, а для большинства владельцев металлических гаражей это важно.

Ватные утеплители

Здесь я вас сразу разочарую. Какая бы ни была плотность у волокнистых плит или матов, все они подвержены одной напасти. Эти материалы не переносят влажности даже в малых дозах. При намокании на 1%, теплоизоляционные свойства любого из этих утеплителей падают на 7 – 9%.

Металлический лист ватой утеплять нельзя. В условиях замкнутого пространства гаража, точка росы будет находиться в непосредственной близости к листу. И если наложить на металл гигроскопичный утеплитель, то даже с полиэтиленовой гидроизоляцией или слоем обычной он очень быстро напитается влагой и станет бесполезным. Здесь есть одна хитрость, но о ней я расскажу позже.

Пена

  • Самым известным материалом в этой нише является пенополиуретан . Разработчики обещают, что такая «шуба» будет служить не менее 50 лет. Она довольно прочная, не боится влаги, а по теплоизоляционным характеристикам немного уступает только пеноплэксу.
    Но есть у нее 2 серьезных изъяна: во-первых, цена на материал выше среднего, а во-вторых, вам придется заплатить еще и специалистам за нанесение этой пены, так как самостоятельное обустройство в данном случае невозможно из-за отсутствия у вас дорогостоящего оборудования;
  • Так называемый пеноизол, обходится не намного дешевле, чем предыдущий вариант . Я не стану его расхваливать, скажу лишь, что это тот же пенопласт, только в баллонах. По сравнению с плитами, он выигрывает разве что за счет герметичного бесшовного монтажа.

Монтажную пену в качестве основного утеплителя использовать не стоит, она придумана совсем для иных целей. Плюс, насколько я знаю, утепление одних только ворот исключительно монтажной пеной, потребует не менее 5 – 7 баллонов, а если посчитать общую квадратуру со всеми закоулками, то гараж выйдет «золотым».

Новомодные полимерные краски

  • Самым известным, на данный момент жидким полимерным утеплителем является теплоизоляционная краска «Астратек» . Это отличный выход для богатых и ленивых. Наносится она валиком или обычной кистью. Толщины слоя в 1 мм достаточно чтобы заменить пятидесятимиллиметровый ватный мат. Она не боится влаги, не горит и по заверениям разработчиков служит не менее 10 – 15 лет.
    Но чтобы обеспечить покрытие толщиной в 1 мм на 1м², вам понадобится чуть более 1 литра такой краски, а стоит этот 1 литр от 400 рублей и выше. Если учесть, что таких слоев нужно как минимум 2, не трудно посчитать во что вам обойдется все утепление;
  • Недавно на рынок вышла новая теплоизоляционная краска под маркой «Корунд» . Она составила достойную конкуренцию предыдущему варианту, так как при цене порядка 600 рублей за литр, для обеспечения того же уровня теплоизоляции на 1м² необходимо всего лишь 400гр состава, экономия очевидна.

Как утеплить гараж

С основным материалом мы как бы разобрались, теперь пришло время рассказать, как правильно утеплить неотапливаемый металлический гараж. Я думаю, вы сами знаете, как пользоваться кистью и краской, поэтому на жидком полимерном утеплении останавливаться нет смысла. А вот об остальных вариантах можно поговорить.

Как известно, в теории подобные работы выполняются как изнутри, так и снаружи помещений. Но честно сказать, я ни разу не видел, чтобы такие металлические сооружения обшивали чем-нибудь снаружи, поэтому далее речь пойдет только о том, как утеплить железный гараж изнутри.

Несколько слов о подготовке

Чем бы вы ни решили отделывать стены изнутри, прежде всего любую основу нужно подготовить. Если пропустить этот этап, то либо металлический лист со временем проржавеет, либо утеплитель отвалится.

Не секрет, что главный враг большинства черных металлов это коррозия, поэтому лист нужно, прежде всего, защитить от банальной ржавчины. Если металл чистый, то есть не окрашенный, нужно пройтись по поверхности железной корд-щеткой. Дело пойдет быстрее, если взять соответствующую насадку на болгарку или дрель. Старая краска также хорошо соскребается корд-щеткой.

Если же лист качественно прокрашен хорошей краской, то снимать ее нет особого смысла, под плотным слоем утеплителя с ней ничего не будет. Отдельно хочется сказать о так называемых «ракушках» (гаражах из оцинкованного профлиста на каркасе из профилированных труб или уголка). Профлист изначально имеет качественное покрытие и трогать его не нужно.

Финальной стадией подготовки считается обезжиривание ацетоном или каким-нибудь подобным составом.

Дальше нужно действовать по ситуации. Для полиуретановой пены или пеноизола этого достаточно. А вот под пенопласт железо лучше прокрасить заново. В своем гараже я использовал «Кузбасслак» он не дорогой и качественный.

Монтируем пенопласт

На мой взгляд, если стены вашего гаража сварены из гладкого, ровного листа, то пенопласт станет оптимальным вариантом. В данном случае покупая Пеноплэкс, вы фактически в 2 раза переплачиваете за 3 – 4 см экономии пространства. На стенах и потолке прочность покрытия не играет большой роли, особенно если вы собираетесь потом их обшивать.

Для тех, кто стеснен в средствах, есть экономный вариант облицовки. Здесь следует отметить, что в регионах где температура зимой опускается до -20 – 25ºС, толщина пенопласта берется не менее 100 мм, иначе нет особого смысла все это затевать, для пеноплэекса достаточно 70 мм. Хотя есть одна хитрость, о ней я расскажу немного позже.

Сама инструкция предельно проста. Вам нужно взять необходимое количество листов, раскроить их так чтобы они полностью покрывали стены и приклеить. Можно брать любой строительный клей, лично я использовал «Жидкие гвозди». Небольшие щели и зазоры, которые неизбежно у вас будут, нужно задуть монтажной пеной.

Кстати, эту же монтажную пену можно использовать вместо клея. Наносите несколько полосок и прикладываете лист к стене. Только в этом случае прижимать нужно несколько раз в течение часа, так как пена расширяется и лист, на первых парах будет отходить.

В принципе на этом можно и остановиться. Но как я и обещал, существует одна хитрость. Дабы не покупать слишком толстый пенопласт, можно взять материал потоньше.

Только здесь вам понадобится фольгированный с обеих сторон изолон. Основа в этом мягком полотне сделана из вспененного полиэтилена, который с обеих сторон оклеен фольгой.

Так вот, поверх вашего пенопласта клеится этот самый изолон. В результате мы получаем эффект термоса, плюс довольно приличное серебристое покрытие стен. Что касается теплоизоляции, то этого достаточно. Но, как известно пенопласт материал мягкий и набить на него гвоздиков с крючочками или навесить полочек невозможно, а согласитесь, без этого в гараже тяжело.

Покрытие из пенопласта с изолоном отлично подходит для обустройства потолка в железном гараже. Навешивать на него вы ничего не будете, а красоты и так достаточно.

Для того чтобы сделать изнутри своими руками капитальную, теплую облицовку нам придется обустраивать деревянную обрешетку на стенах и воротах. Любой металлический гараж имеет армирующий каркас, вот к нему-то мы и будем крепить наши деревянные бруски. Не столь важно, чем именно армирован гараж, будь то уголок или , мы просто сбоку сверлим ряд отверстий и с интервалом порядка 20 – 30 см крепим деревянный брусок на саморезы.

Здесь есть один нюанс: высота бруска должна быть не ниже уровня пенопластового утепления. В противном случае, вам неудобно будет крепить внутреннюю финишную облицовку.

Когда деревянная обрешетка закреплена, действуем по выше описанной схеме. То есть четко по габаритам проемов, вплотную раскраиваем плитный утеплитель, приклеиваем его к основе и задуваем зазоры пеной. Дальше на обрешетку можно набить вагонку.

Для более простого варианта подойдет обшивка из OSB панелей или толстой фанеры, они выдержат любую разумную нагрузку. От себя добавлю, изолон или хотя бы просто слой фольги поверх пенопласта в любом случае стоит наклеить, такая прослойка увеличивает теплоотражающий эффект в разы.

Особенно, если вы собираетесь использовать для обогрева модные нынче излучатели «Уфо». Ультрафиолетовые лучи от фольгированного покрытия отражаются намного лучше, даже если это покрытие находится под деревянной облицовкой.

Утепление пола

Согласно строительным нормам, неутепленный фундамент в частном доме забирает до 20% энергии потраченной на отопление. Гараж в данном случае практически ничем не отличается от жилого дома. По опыту могу сказать, что утепленный пол блокирует сырость от бетонной стяжки.

Правда, на утеплении пола я решил не экономить. Металлическая гаражная коробка у меня стоит на небольшом, мелкозаглубленном ленточном фундаменте. Внутри прежние хозяева не стали напрягаться и просто засыпали пол отвальным шлаком. Те, кто знает, что такое отвальный шлак из сталеплавильных печей, представляет, сколько в таком гараже пыли, поэтому менять его нужно было в любом случае.

Сначала я снял порядка 150 мм грунта вместе со шлаком, после чего выровнял и немного утрамбовал основание. Первым слоем «пирога» у меня насыпан песок 50 мм, его по возможности нужно выровнять и утрамбовать по горизонту. Далее я уложил слой пеноплэкса толщиной 50 мм. Если основание ровное, то стыковать его не сложно, там есть специальные пазы.

Гидроизолировать Пеноплэкс не нужно, как я уже говорил, он сам по себе является хорошим гидроизолятором. На утеплитель я насыпал пару сантиметров песка, связал двухслойный арматурный каркас из десятимиллиметровой арматуры и сверху залил бетонную стяжку примерно в 50 – 70 мм.

Но это еще не все. Чтобы пол был действительно теплым, вокруг гаража нужно сделать наклонную отмостку, также как и при обустройстве фундамента в доме.

По правилам для того, чтобы грунт под строением не промерзал, ширина отмостки должна быть равна уровню промерзания в данном регионе. Но на практике обычно делается лента шириной около метра. Технология закладки отмостки такая же, только утеплитель и бетонная стяжка монтируются под наклоном минимум 3 см.

Меня уверяли, что вместо пеноплэкса можно закладывать в стяжку листы пенопласта плотностью порядка 37кг/м³. Якобы такая подушка способна выдержать любой легковой автомобиль вплоть до буса, плюс она выходит дешевле. Возможно это и так, но я считаю, что в таких конструкциях запас прочности еще никогда не был лишним.

Многие сейчас предпочитают вместо мелкозаглубленной бетонной фундаментной ленты, монтировать плитный фундамент. Проще говоря, делают небольшую песчано-гравийную подушку и укладывают на нее бетонные плиты перекрытия. Так вот, если вы только собираетесь строить гараж, то под плиты, прямо на отсыпу, нужно уложить слой пеноплэкса, нагрузку он выдержит.

Если же гараж на плитах уже стоит, то утеплить его снизу можно только соорудив накладной пол из дерева. Как известно, бетонные плиты перекрытия пустотелые, поэтому для начала нужно чем-нибудь заглушить отверстия в торцах.

Само обустройство не сложное. Дабы древесина от бетона не тянула влагу, основание нужно гидроизолировать. Тратиться на дорогостоящую рулонную гидроизоляцию не стоит, достаточно рубероида или технического полиэтилена.

Теперь поперек гаража укладываем лаги, между ними вставляем пенопласт и сверху все зашиваем напольным покрытием. В качестве лаг берутся бруски 50х50 мм, соответственно и плиты пенопласта используются толщиной 50 мм.

Дабы ваш пол гарантировано выдержал машину, расстояние между лагами должно быть не более 40 см.

Для напольного покрытия есть 2 варианта. Половая шпунтованная доска толщиной от 40 мм, или два слоя ФСФ фанеры, каждый толщиной не менее 16 мм. Чтобы пол меньше стирался, сверху можно уложить линолеум.

Альтернативные варианты

Сложнее всего утеплять свои гаражи владельцам «ракушек». Как известно, профлист сам по себе волнистый и всплошную зашить его пенопластом сложно. В теории, конечно можно соорудить на основе каркаса деревянную обрешетку и запаковать ее пенопластом, по сути, получается коробка в коробке.

Но проблема в том, что как правило, габариты «ракушек» и так более чем скромные, если забрать на утепление еще 150 – 200 мм, то это будет весьма ощутимо. Не считая утепляющей краски, выход здесь только один, использование пены.

В условиях средней полосы России слой пенополиуретана или пеноизола должен быть не менее 50 – 70 мм. Это при условии дополнительного монтажа деревянной финишной облицовки либо фольгированного изолона.

Сечение профилированных труб или уголков каркаса в таких конструкциях зачастую не превышает 35 – 40 мм. Этого мало, покрытие рифленое, а значит, на заполнение впадин уйдет больше пены. В то время как толщина слоя в узких местах будет менее 40 мм. В итоге, вы заплатите деньги, а гараж будет промерзать.

Я все это рассказал к тому, что деревянный навесной каркас, пусть и не такой объемный, в случае с «ракушками» монтировать все равно нужно. В какой-то мере сэкономить у вас получится, только если вы сами сделаете этот каркас и подготовите поверхность профлиста (обезжирите ее). Тогда вы заплатите только за материал и пару часов работы специалиста, профессионалу хватит 1 – 2 часа, чтобы задуть пеной гараж.

Вначале статьи я обещал рассказать о хитрости, при помощи которой можно выполнить утепление неотапливаемого металлического гаража минеральной ватой. Речь пойдет именно о плотных, базальтовых ватных плитах. Такие плиты при незначительном увлажнении не садятся. В то время как в случае намокания, мягкие минеральные маты, равно как и стекловата, сразу теряют объем и после высыхания уже не восстанавливаются.

Зачастую точка росы на стенах прогреваемого гаража находится практически на поверхности металла, поэтому капли конденсата и оседают на железных стенах. Я видел как один мой знакомый для того чтобы справиться с этой проблемой, набил деревянную обрешетку и поверх нее оклеил всплошную весь гараж толстым порядка 5 – 7 мм, фольгированным изолоном.

После чего в ниши вставил базальтовые плиты, накрыл все это еще одним слоем изолона и зашил вагонкой. В результате гигроскопичная базальтовая вата оказалась в изолированном коконе. А что самое главное, на расстоянии нескольких миллиметров от холодного железа. Результат получился вполне приличным, гараж вот уже несколько лет надежно держит тепло и не промокает.

Еще хочется пару слов сказать о вспомогательных вещах при утеплении гаражей. Естественно, когда при выезде или въезде в гараж ворота открываются настежь, все драгоценное тепло моментально улетучивается. Сколько я видел, реально бороться с этим можно только при помощи тепловой завесы.

То есть над воротами монтируется специальный тепловентилятор, который отделяет наружный холод мощным потоком теплого воздуха. Но цена такого вентилятора не малая, плюс потребляемая мощность у него солидная, как минимум 3 – 4КВт. Хотя если пользоваться им только при полном открывании створок, сильно не потратишься.

Такую вещ как прозрачные пластиковые лепестковые шторы, похожие на те, что в автомойках, можно вешать, только если вам не жалко царапать машину. Даже если сделать их из мягкого полиэтилена, после нескольких выездов, на крыше останутся царапины.

Вывод

Теперь вы имеете представление о том, как утеплить металлический гараж самостоятельно. На фото и видео в этой статье помещена дополнительная информация по теме. Если вы знаете другие способы утепления подобных конструкций или у вас остались вопросы, пишите в комментарии, мы все это обсудим.

4 сентября 2016г.

Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или скажите спасибо!

Для хранения машины многие автовладельцы приобретают гараж. Идеальный вариант, когда строение отапливается. Если в вашем владении металлический гараж, наверняка вам знакома проблема перегрева помещения на солнце летом и промерзание его зимой. Оба эти явления опасны для автомобиля. Чтобы стабилизировать температуру воздуха в металлическом гараже, целесообразно утеплить его стены, потолок и полы. Эти же меры можно применить в неотапливаемом каменном и бетонном гаражах.

Эффективные и безопасные материалы для утепления холодного гаража

Чтобы поддерживать оптимальную температуру в гараже, важно правильно подобрать утеплительный материал, а затем правильно его смонтировать и защитить.

Для теплоизоляции могут быть использованы только те утеплители, которые не поддерживают горение, не воспламеняются, ведь на полу и стенах то и дело появляются пятна и капли горючих веществ. Что можно использовать для изоляции стен и полов:

  • Огнестойкий пенопласт, который содержит в себе огнеупорные присадки. Плиты материала легкие и без усилий крепятся к ограждаемым конструкциям;
  • Плиты минеральной ваты (базальтовые, стекловолоконные) не поддерживают горение и не воспламеняются, обладают низким коэффициентом теплопроводности;
  • Сэндвич-панели, в которых основным утеплительным агентом является пенополистирол или минеральная вата;
  • Пенополиуретан (ППУ) - распыляемый полимер, отличающийся одними из самых лучших характеристик по энергоэффективности;
  • Астратек - современный жидкий утеплительный раствор, который наносится на рабочую поверхность кистью;
  • Фольгированные утеплители, отражающие нагретый воздух внутрь помещения.

Теплоизоляция конструкций может быть произведена вручную плитными материалами, для распыления ППУ следует обратиться к профессионалам.

Утепление гаража изнутри

Прежде, чем начинать монтаж утеплителя, следует привести в порядок металлическую стену и потолок: очистить их от ржавчины, обработать антикоррозийными составами или эмалями. Современный рынок предлагает эффективные средства 2-в-1, что сэкономит ваше время. Поверх эмали не лишним будет нанесение гидроизоляционной мастики под утеплитель вместо пленки.

Начинать работы необходимо с потолка, после чего приступать к стенам и в последнюю очередь - к полу. Таким образом, двигаясь сверху вниз, мы получим качественное утепление и отделку всех поверхностей.

Как утеплить металлический гараж минеральной ватой

Минеральная вата из стеклянного волокна или базальта монтируется одинаково:

  1. После высыхания грунта и мастики к потолку, стенам и воротам крепят обрешетку: направляющие профили из дерева или металла. Под металлические профили рекомендуется положить слой гидроизоляции для предотвращения коррозии. Направляющие фиксируют вертикально с шагом, равным ширине утеплителя, можно сместить бруски на 1-2 см друг к другу для жесткой фиксации матов.
  2. Теперь можно размещать минераловатные плиты. Их вставляют между направляющими профилями встык друг другу, прижимая утеплитель к потолку, затем к стене. Есть альтернативный вариант: взять минеральную вату в рулоне и раскатывать ее по поверхности, параллельно фиксируя материал длинной рейкой. Такую работу нужно делать с напарником.
  3. Далее следует слой пароизоляции. Для этого подойдёт толстая полиэтиленовая пленка или специальная мембрана. Ей перекрывают утеплитель и фиксируют материал на направляющие рейки степлером.
  4. Далее следует еще один слой обрешетки, если размеров основного каркаса для обшивки недостаточно. Второй ряд крепят перпендикулярно первому, после чего обшивают поверхность сайдингом или панелями.

Для ворот потребуется дополнительная проработка стыков полотна и проема. Чтобы изолировать помещение от потери тепла, специалисты рекомендуют:

  • Проклеить периметр двери поролоновой лентой. Она перекроет щели в дверном проеме;
  • Отверстия водостоков на зиму надо забить тканью.

Внутреннее утепление пенополистиролом

Утепление металлического гаража пенопластом изнутри аналогично процессу монтажа минваты, только обустройство обрешетки не требуется. Плиты специального огнеупорного утеплителя садят на клей прямо на подготовленный потолок, затем на стены.

Достоинства метода:

  • Пенополистирол и пенопласт не боятся влаги, потому при их монтаже не требуется обустройство паро- и гидроизоляции.
  • Фиксация на клей исключает нарушение целостности стены из металла;
  • Простой монтаж за короткое время;
  • Низкая стоимость материала.

По верху пенопласта устраивается обшивка.

Утепление металлического гаража ППУ

Нанесение пенополиуретана требует использования компрессора и распылителя. Это оборудование есть у профильных специалистов, но при желании его можно арендовать. Сырье для утеплителя стоит совсем недорого.

Пенополиуретан, как и пенопласт, не боится влажности, потому для него тоже не нужна гидроизоляция. Пену наносят рядами на потолок, потом на стены. Нужно учитывать толщину утеплителя, поскольку при застывании он незначительно увеличивает свой объем.

Для облегчения процесса обшивки перед нанесением ППУ можно установить вертикальные профили, а затем между ними распределять вспененную жидкость.

Сэндвич-панели: быстро и просто

Утепление внутренних стен сэндвич-панелями решает сразу 2 задачи:

  • Надежное утепление;
  • Не возникает потребности в обшивке.

Панели можно купить или изготовить заранее самостоятельно. Для этого понадобятся профилированные металлические листы или полимерные сайдинговые панели. Берем по 2 изделия и крепим между ними слой утеплителя на клей. Получаются своеобразные детали конструктора, которые в итоге можно собрать у стены и прикрепить к ней на саморезы.

Как утеплить пол в металлическом гараже

Даже при качественной теплоизоляции стен гаражу требуется хорошо оборудованный и изолированный от проникновения холода пол.

Подготовку для теплоизоляции следует сделать перед установкой металлического каркаса. Если во владении уже готовый гараж без утепленного пола, нужно:

  1. Снять верхний слой пола сантиметров на 10;
  2. Постелить слой рубероида для защиты от поступающей из грунта влаги. Нахлёст полос должен быть не менее 8 см. Желательно сплавить между собой стыки, разогрев края горелкой или проклеить их мастикой для получения герметичности. Перекрыть следует всю площадь и сделать нахлест на стены.
  3. Засыпать 20-30 см керамзита и выровнять слой.
  4. Сверху укладывается арматура диаметром 8-10 мм, собранная в каркасные сетки.
  5. Заканчивает покрытие заливка слоя бетона, для надежности - 5…7 см. Толстый слой стяжки должен выдержать вес автомобиля и сохранить целостность покрытия и керамзитовых шариков.

Пол по такой же технологии можно утеплить экструдированным пенополистиролом (ЭППС), заменив им сыпучий утеплитель.

Вместо заливки бетонной стяжки для размещения небольшого автомобиля можно обустроить деревянный настил. Конструкция простая:

  • На подготовленное основание выстилается рубероид;
  • Устанавливаются лаги;
  • Между лагами насыпается керамзит или укладывается ЭППС;
  • Выстилается гидроизоляционная пленка;
  • По лагам настилаются доски.

Такой пол обойдется значительно дешевле.

Утепление смотровой ямы

Нередко гаражи обустраивают смотровой ямой, чтобы автомобиль можно было осмотреть и починить самостоятельно. Выемка в грунте, как и остальные поверхности, способна отдавать тепло за пределы помещения. Утеплить ее можно по той же самой технологии, что стены или пол:

  • Стенки перекрываются гидроизоляционной пленкой. Стыки полотен должны перекрывать друг друга на 10-15 см, их необходимо проклеить двусторонним скотчем;
  • На пол насыпают керамзит, на него укладывается арматурная сетка, слои закрываются бетонной смесью толщиной 2-3 см;
  • Боковые стенки можно выложить кирпичом или навесить на них фольгированный утеплитель.

Как утеплить металлический гараж снаружи

Если помещение для хранения авто маленькое, утеплительные слои размещают с внешней стороны гаража. Правда, так можно поступить только со стенами. Процесс теплоизоляции аналогичен внутренней обшивке:

  • По стене выстилается полиэтиленовая утолщенная пленка и крепится на скотч;
  • Поверх пленки крепится каркас из деревянных или металлических направляющих;
  • Укладывается утеплитель между направляющими. На углах следует укладывать 2 слоя плит;
  • Утеплитель перекрывается пленкой для защиты от воды;
  • Осуществляется обшивка.

Таким образом можно сэкономить внутреннюю площадь гаража.

Чем обогреть гараж

Качественная теплоизоляция бессмысленна, если в зимний период теплому воздуху в помещении неоткуда взяться. Существует несколько вариантов обогрева для гаража:

  1. Отопление электрическими обогревателями. Эффективно, безопасно, компактно, но расход электричества немалый.
  2. Воздушный обогрев эффективный и быстрый: прибор повышает температуру проходящего сквозь него воздуха и выдувает его в помещение. Плюс метода - высокая скорость обогрева, минус - поток воздуха поднимает пыль с пола, потребуются частые уборки.

Эти компактные приборы занимают мало места в гараже, их можно включать на короткий промежуток времени, эффект сохраняется надолго.

К более массивным и основательным установкам относятся:

Выбор этих установок целесообразен только при постоянном использовании гаража и достаточной внутренней площади.

Каждому владельцу автомобиля известно, что в гараже должно быть сухо и относительно тепло. Сырость и температура ниже 5ºС могут пагубно сказаться на автомобиле. Создание оптимальных условий, то есть утепление металлического гаража, не только обеспечат бережное хранение автомобиля, но и позволят в дальнейшем избежать лишних затрат на его ремонт.

Как известно, каждое строение должно соответствовать определенным нормативам, определяющим наиболее оптимальные условия. На самом деле утепление — процесс очень серьезный, поскольку некоторые допущенные ошибки впоследствии могут привести к различным неприятностям. Так, например, в зимнее время года температура в вашем гараже не должна быть слишком высокой, в противном случае «тепличные» условия приведут к скоплению на автомобиле конденсата, который, как вы понимаете, со временем приведет к образованию ржавчины. Помимо этого, во время утепления гаража рекомендуется обустроить его хорошей вентиляцией. Это предотвратит появление в нем сырости и скопление угарных газов.

Утепление гаража из металла своими руками — задача вполне выполнимая, но будьте готовы к тому, что осуществляется она в несколько этапов. Прежде чем приступить к процессу утепления, очень важно правильно выбрать утеплитель, ведь от этого будет зависеть качество вашей работы.

Утеплители для металлического гаража и их виды

Многих, помимо всего прочего, интересует финансовая сторона вопроса, при этом экономить лучше не на качестве утеплительного материала, а на количестве. Металлический гараж можно утеплить классическими утеплителями, позволяющими предотвратить кондукцию и конвенцию, которые являются основной причиной теплопотери.

Классические утеплители для металлического гаража и их виды:

  • полимерный;
  • стекловолокнистый;
  • минераловатный.

Какому бы виду утеплителя вы не отдали свое предпочтение, главное, чтобы он обладал водонепроницаемостью и огнестойкостью. Как уже говорилось, утепление гаража выполняется в несколько этапов, что говорит о том, что процесс достаточно трудоемкий, поэтому желательно выбрать утеплитель, который отличается простотой в установке.

Утепление гаража минеральной ватой. Минеральная вата обладает очень высокими техническими характеристиками. При этом данный материал имеет один значительный недостаток — неустойчивостью к влаге. Утеплить гараж с помощью него можно, но для этого вам потребуется применить паро — и гидроизодяцию, которая обеспечит его надежную защиту. Очень важно не забывать и о «дышащем» зазоре. Стоит минеральная вата достаточно дорого.

Утепление гаража из металла с помощью стекловаты. Такая теплоизоляция обойдется несколько дешевле в отличие от вышеописанного варианта. Но помимо того, что стекловата абсолютно не устойчива к влаге, она еще и обладает свойством легко воспламеняться. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш гараж утеплял именно этот материал, стоит позаботиться о мерах безопасности.

Утепление гаража пенопластом. Пенопласт является одним из полимерных видов утеплительных материалов. Данный материал обладает абсолютной водонепроницаемостью, его теплоизоляционные свойства достаточно высоки. Помимо всего прочего, пенопласт очень прост в монтаже, что в основном объясняется его легким весом. Пенопласт имеет высокую бактериологическую стойкость, что говорит о том, что грибки и микробы ему не страшны, а также можно не опасаться того, что он может загнить. При этом данный утеплительный материал отличается своей достаточно низкой стоимостью.

Не смотря на большое количество преимуществ, не стоит забывать о том, что пенопласт — это горючий материал, поэтому в данных целях больше всего подойдет марка «ПБС-С», которая имеет в своем составе антипирен.

Вернуться к оглавлению

Немного о современных утеплителях

Выбор утеплительных материалов на сегодняшний день очень велик, помимо классических материалов можно воспользоваться современными аналогами, которые обладают всеми необходимыми качествами.

Утепление пеноизолом. Пеноизол является жидким пенопластом, соответственно он водонепроницаем. Помимо этого, данный материал огнеустойчив и долговечен. Стоит он при этом гораздо дешевле, чем обычный пенопласт.

Утепление гаража астратеком (утеплитель в жидком виде). Наносится данный материал методом нанесения краски. Астратек будет надежно утеплять ваш гараж на протяжении длительного времени. Он имеет все необходимые качества и достаточно просто применяется.

Утепление ППУ (пенополиуретаном). Для того чтобы утеплить гараж с помощью данного материала, необходимо специально предназначенное оборудование. Плотная корка пенополиуретана обеспечит надежное удержание тепла. Прослужит такая теплоизоляция очень долго, но стоить она будет достаточно дорого.

Вернуться к оглавлению

Немного о металлическом гараже и о его утеплении

Металлический гараж требует хорошего утепления и защиты от скопления конденсата, который может привести к образованию ржавчины. В том случае если вы решили сделать в гараже утепление с помощью минеральной ваты, необходимо приобрести и пленку, которая будет ее покрывать. При этом пленку должно защищать твердое покрытие, например, ДСП, ГВЛ или ДВП.

Утепление гаража с помощью пенопласта является достаточно простым вариантом. Прежде чем приступить к его установке, необходимо подготовить поверхность. Ее нужно тщательно очистить и обезжирить, после чего можно приступить к нанесению клеевого состава. Очень хорошо для этих целей подойдет битумная мастика, также можно воспользоваться жидкими гвоздями. С помощью нанесенной на все поверхности мастики можно обеспечить дополнительную защиту от влаги. Здесь стоит иметь в виду, что мастика обладает неприятным запахом, поэтому важно, чтобы все швы были заделаны максимально качественно. Помимо этого, жаркая погода может привести к отклеиванию согнутых листов материала. Для того чтобы пенопласт долго и надежно утеплял ваш гараж, все швы следует обработать, применив для этого силиконовый герметик. Имейте в виду, что пену в данном случае применять нельзя.

Вернуться к оглавлению

Металлический гараж и процесс его утепления своими руками

Если для того чтобы утеплить гараж своими руками вы остановили свой выбор на пенопласте, вам потребуются следующие основные материалы и инструменты:

  • пенопласт;
  • клеевой состав (мастика или жидкие гвозди);
  • кисточка для нанесения клея;
  • зубчатый шпатель.

Выбрав материал для утепления, который обеспечит оптимальную температуру в вашем гараже, можете приступить к процессу работы. Для качественного утепления позаботиться нужно не только о стенах, покрыть утеплителем необходимо также крышу и пол в гараже.

Металлический гараж защищает машину от осадков, но не в состоянии защитить от воздействия температуры, которая в неутепленном гараже фактически равна температуре на улице.

В нашем континентальном климате, как известно, летом жарко, зимой - холодно, а это вызывает неудобства при пользовании машиной (летом она раскаленная, зимой - ледяная) и работе в гараже. Снять проблему поможет утепление гаража, как того требуют правила эксплуатации автомобиля и здравый смысл.

О том, насколько, как и чем утеплить металлический гараж, расскажет этот текст.

Условия утепления гаража

Главными предпосылками того, до какой температуры нужно утеплять гараж являются господствующий климат и влажность воздуха. Потому что при изменении температуры с положительной на отрицательную и наоборот, влага замерзает или оттаивает, конденсируется или превращается в лед. Например, на все металлические элементы попавшего с «холода» в «тепло» автомобиля выпадает конденсат. Когда машина снова выезжает на мороз, эта влага при замерзании может «порвать» металл, т. к. вода при замерзании расширяется. Это будет происходить не сразу, а постепенно, потому, что из-за присутствия влаги в узлах соединения машины, они начнут корродировать.

Когда температура в гараже -20, то при выезде машину придется согревать не менее пяти минут, а работать при таком морозе трудно и почти невозможно.

Вывод из вышесказанного: гараж нужно утеплить, но так, чтобы температура зимой повышалась на 15-20 градусов и не превышала -1 °С. А если нужно будет работать в гараже, то можно и подогревать воздух до +15 °С.

Этого можно достичь с помощью тепловых пушек различных модификаций: электрической, газовой или дизельной или другим способом, например, используя электрокотел с принудительным током жидкости.

Если в гараже после утепления держится положительная температура, то отсутствие конденсата может гарантировать правильно устроенная вентиляция.

Обычно приточное отверстие, устраиваемое на уровне 10-15 см от земли делается в виде отдушины, а в вентиляционное - на высоте 2,0-2,2 м - вставляется электровентилятор. Работая, он перемещает воздух в помещении, что заставляет «работать» отверстие для забора воздуха.

Для естественной вентиляции необходимо два отверстия; вернее обычно делается в крыше, куда выводится труба. Необходимо, чтобы ход воздуха не перекрывал конек крыши, поэтому труба поднимается выше уровня конька. Если у гаража есть подвал, то нужно искусственно сформировать нижнее вытяжное отверстие, опуская трубу на те же 10 см от пола; верхним будет служить выход на верхний уровень. При устройстве плотно закрывающегося люка нужно позаботиться о вентиляционном отверстии, возможно, прямо на улицу, чтобы обеспечить вентиляцию подвального этажа.

Вентиляция в гараже необходима не только для того, чтобы сушить покрывающийся испариной автомобиль, но и выветривать угарный газ и другие вредные запахи, присущие гаражу.

Свойства утеплительных материалов

Гараж такое место, где хранятся пожароопасные вещества - горюче-смазочные материалы и где работы по обслуживанию автомобиля могут привести к возгоранию. Это значит, что утеплять гараж следует с помощью негорючих или самозатухающих материалов. К ним относятся: базальтовая минеральная вата, стекломагниевый лист (с плотностью выше 800 кг/м³), металлическая и пластиковая вагонка для фасадов.

Правда, отделочный материал также не должен впитывать запахи, должен быть грязеотталкивающим и ударопрочным, чему пластик не вполне соответствует.

Как конструкция для утепления гаража лучше всего подойдут металлические профили - между ними удобно прокладывать утеплитель, также они прочны и негорючи.

Пол в гараже можно оставить бетонный или покрыть керамической плиткой (керамогранитом).

Принципы утепления гаража

Продумывая, как и чем утеплить металлический гараж, нужно помнить главное:

  • Утепляются все поверхности, включая пол, который стоит утеплить с помощью слоя керамзита или полистирольной крошки, которая добавляется в раствор для бетонной стяжки.
  • При прокладке листового или рулонного утеплителя следует особое внимание уделить стыкам материала, укладывая его внахлест или соединяя полотна алюминиевым скотчем. Это нужно, чтобы избежать утечек тепла и мостиков холода, возникающих из-за них.
  • Также нужно с особой тщательностью утеплять углы и места сочленения конструкций.
  • Важно утеплить гаражные ворота. Наиболее практичная конструкция ворот - с дверью, врезанной в одну из створок. При таком решении не происходит утечки тепла через всю створку, предназначенную для въезда автомобиля при перемещении людей наружу и внутрь гаража.
  • Потолок гаража может быть устроен (и утеплен) двумя способами. Первый: когда его утепление подобно утеплению стен и крепится к плоскостям, формирующим крышу. Второй: когда сначала устраивается фальшпотолок, параллельный полу. Затем он утепляется снизу, а его верхняя часть может использоваться, в качестве чердачной системы хранения.

Утепление стен и крыши гаража

Конечно, удобнее и дешевле утеплять гараж одновременно с его строительством. В этом случае можно выбрать не цельный металлический гараж, а каркасную конструкцию, обшитую специальными сэндвич-панелями, которые сделаны из двух стальных листов толщиной 0,45 мм с проложенным слоем пенополиуретана в 40 мм.

При утеплении металлической конструкции, она обшивается профилями, между которыми закладываются листы минваты на основе базальта, а поверх обшиваются негорючим облицовочным материалом. Швы между плитами обшивки стоит залить герметиком, чтобы конструкция была цельной.

Существуют бесшовные теплоизоляционные материалы: напыляемые (пена) и наносимые кистью или валиком (краска). Напыляемый пенополиуретан (ППУ) закрывает все неровности и пазы, не оставляет щелей, не имеет стыков. Материал имеет в составе антипирены, препятствующие горению, а до достижения температуры 500 °С не выделяет токсичных веществ.

Теплоизоляционная краска может наноситься также с помощью краскопульта. Она не отбирает объем у утепляемого помещения, не требует дополнительных материалов для монтажа, легка и экономична в использовании. Осуществляет антикоррозионную, антигрибковую защиту; имеет хорошую адгезию ко всем материалам, кроме полиэтилена. Температура ее эксплуатации от -60 до +260 °С.

Утепление гаражных ворот

Гаражные ворота утеплять нужно обязательно, так как они являются местом утечки тепла из помещения. Значит, чем меньше проем, пропускающий людей в гараж и чем лучше утеплены сами ворота, тем теплее будет в гараже.

Утеплять ворота можно вышеописанными сэндвич-панелями или способом, аналогичным утеплению стен. Все эти материалы легкие, поэтому они не создадут особой нагрузки ни на конструкцию механизма открывания, ни на петли.

Также нужно позаботиться об уплотнительных прокладках, обеспечивая плотное прилегание по периметрам ворот и входной двери для людей.

Гараж это не просто место для машины. В нем и ремонт можно провести, и посидеть компанией и вещи ненужные сохранить. Только для всех этих целей необходимо тепло.

А что же делать в холодные дни, да еще при металлическом каркасе? Можно, конечно, установить буржуйку или электрический обогреватель. Но это вряд ли поможет при наличии сквозняков. А правильное утепление металлического гаража способствует комфортному микроклимату. Потому об этом и поговорим.

Почему следует утеплять гараж

В первую очередь вспомним о том, что при соприкосновении тепла и холода образуется конденсат. Это значит, что при не утепленном, но подогреваемом гараже, корпус машины может быть подвержен ржавчине.

Холод плохо влияет на работу двигателя. При глубоком минусе машину придется долго греть. Ведь масло при низких температурах становится вязким.

Оптимальным показателем считается промежуток от +5 до +25°С. Утепление обеспечит защиту как от холода, так и от значительного повышения температуры.

При использовании различных отопительных приборов защищенные стены удержат тепло внутри. Железо имеет высокий показатель теплопередачи. Получается, что грея металл, подогреваем и улицу. Это приводит к перерасходу энергии.

Подготовительные работы

Качественное утепление требует нескольких этапов в подготовке коробки гаража:


Утепление стен гаража

Защитить стены от проникновения холода можно:

  • изнутри;
  • снаружи;
  • с обеих сторон.

Последний вариант самый эффективный, но и самый затратный. Чаще применяют внутреннее утепление. Но оно удобно только при начале строительства. Для него необходимо свободное пространство вокруг стен. Также неудобство составляет уменьшение площади эксплуатации. С последним помогут справиться тонкие утеплители и теплосохраняющие краски.

Утепление фольгированными утеплителями

В основном, с одной или обеими отражающими поверхностями, выпускают рулонные материалы. Они создаются на основе:

  • вспененного полиэтилена;
  • минеральной ваты;
  • полистирола.

Толщина такого утеплителя невелика. Фольга удерживает внутри гаража до 90% тепла. Это дает возможность уменьшит толщину основания. В итоге процедура утепления практически не влияет на площадь помещения.
Еще одним плюсом служит паро- и водонепроницаемость материала. Фольга не дает парам из комнаты проникать к металлу. Это защищает стены от коррозии. Благодаря такой характеристике экономятся средства на пароизоляции.

Крепится такой вид утепления к металлу при помощи деревянных реек. Располагать элементы обрешетки нужно вертикально. При горизонтальном расположении дерево будет напитываться влагой, стекающей по фольге.

Перед фольгированным слоем обязательна воздушная прослойка. Она способствует движению воздуха и естественному удалению влаги.

Утепление при помощи покраски

Преимущество такого вида работ в:

  • простоте. Наносить краску можно при помощи обычной кисточки или валика;
  • долговечности. Покрытие устойчиво к механическим воздействиям, маслу, бензину и прочим составам, часто встречающимся в гараже;
  • влагонепроницаемости. Высыхая, краска образует прочную, эластичную пленку, которая отталкивает жидкость;
  • экологичности. Все краски изготавливаются из безопасных материалов;
  • пожароустойчивости. Обугливание слоя происходит при температуре +260°С;
  • эффективности. 1 мм слоя равен 50 мм минеральной ваты.

К минусам такой технологии относится высокая стоимость материала.

Утепление минеральной ватой

Данный вид утепления имеет хорошие характеристики. Он:

  • способствует затуханию огня при пожаре;
  • не токсичен;
  • легко обрабатывается;
  • имеет малый вес.

Приобретать материал можно в рулонах или плитами. Крепление происходит по деревянному каркасу. Еще одним преимуществом ваты является ее сжимаемость. Можно не так жестко подходить к измерению расстояний между рейками.

Перед установкой утепления следует поверх металла закрепить влагоизоляционную пленку. После установки, на утеплитель настилается пароизоляция. Она крепится к деревянным рейкам степлером.

Минераловатные волокна имеют высокое водопоглащение. При попадании влаги материал теряет свои утепляющие свойства.

Утепление пенопластом

Преимущества пенопласта в:

  • доступности;
  • разнообразии плотностей и размеров;
  • малом весе;
  • низкой впитываемости жидкостей;
  • легкой обработке.

Пенопласт крепится по каркасу или при помощи клея. Второй способ менее затратный, но более рискованный. Нужно подобрать правильный, высокоадгезионный клеевой состав.

В условиях средней полосы России необходимо применять 100-миллиметровый слой. Но лучше, перед началом работ произвести теплотехнический расчет. Он покажет необходимую толщину материала для сохранения оптимальных условий внутри помещения.

Утепление при помощи засыпки

Данная технология очень проста и эффективна. Она подходит только для гаражей с большой площадью. Ведь для установки каркаса понадобится не менее 30 см свободного места.

Утепление заключается в установке дополнительного ограждения внутри помещения по периметру стен. Пространство между двумя конструкциями засыпается утепляющим материалом:

  • опилками;
  • керамзитом;
  • гранулами пенопласта;
  • шлаком и т. п.

Получается что-то наподобие колодцевой кладки.

Недостаток данного вида изоляции стен в возможности высыпания содержимого. К тому же между стенками могут завестись мыши, но для гаража это не большая проблема.

Преимуществами служат:

  • легкость монтажа;
  • эффективность;
  • экологичность.

Наружное утепление зависит от:

  • отсутствие деревьев по периметру гаража;
  • солнечной и теплой погоды;
  • близости других гаражей.

Оно делается при помощи тех же материалов, что и внутреннее. Разница заключается в финальной отделке. Она должна быть прочнее, а гидроизоляционный слой более плотным.

Устройство вентиляции

Избыток токсичных газов, которые выделяет:

  • работающий автомобиль;
  • топливо;
  • лакокрасочные материалы;
  • масла и т. п.

требуют обязательного наличия вентиляции. Нужно чтоб в гараж поступало не менее 190 м3/час свежего воздуха. Но эта деталь помещения повышает теплопотери на 30%. Потому вентиляционные трубы нужно обязательно утеплять.

Утепление вентиляции может быть как за счет материалов, так и за счет технологий. Например, система «труба в трубе», позволяет согреть, поступающий с улицы воздух, до комнатной температуры.

Материалом для утепления труб служит:

  • пенополиуретан;
  • пенополистирол;
  • изолон;
  • войлок;
  • минеральная вата.

Крепление материалов к коробу происходит:

  • за счет системы замков в самом материале;
  • посредством пластиковых хомутов;
  • закреплением на клей;
  • заматыванием скотчем.

Снизить потери тепла можно, установив приточно-вытяжную систему с подогревом воздуха. Она также способна очищать воздушные массы, насыщая их ионами.

Утепление потолка гаража

Потолок может быть плоским или с уклоном. Расход на утепление неровного потолка обойдется дороже. Поэтому лучше выровнять все в один уровень.

Материалами для утепления служат:

  • плотные утеплители;
  • насыпные материалы;
  • мягкие маты.

При выборе любого утепления технология укладки одинакова:

  • на черновой потолок накручиваем деревянные рейки. Толщина зависит от выбранного утепления;
  • прокладываем слой пленки, крепя ее к рейкам степлером;
  • подшивает пространство между рейками фанерой или плитами OSB. Таким образом, на потолке формируются ячейки. Зашиваем пространство частями;
  • заполняем ячейки утеплителем, вкладывая его наверх зашивки

Прокладку проводов желательно делать в защищенных коробах. Это исключит возможность возгорания утеплителя при искрообразовании.

Пенопластовые плиты можно крепить сразу к потоку на клей или монтажную пену. Это упростит монтаж, сократив время утепления.

Утепление пола

Пол одно из самых проблематичных мест гаража. Он подвергается немалым нагрузкам и механическому воздействию. Потому утепление должно быть плотным и способным выдержать все транспортного средства.

Для утепления гаражей применяются специальные плитные материалы. Например, используют пенопласт с маркировкой ПСБ С-35. Он рассчитан под высокие статические и динамические нагрузки.

Утепление менее прочными изделиями возможно при сооружении несущего каркаса. Он создается из металлического профиля. Металлические балки привариваются к железному основанию. Для этих целей лучше использовать двутавры. Высота элемента зависит от «пирога» пола.

Стандартно делаются такие слои:

  • гидроизоляционное полотно;
  • бетонное основание толщиной 100 мм;
  • утеплитель;
  • гидроизоляция;
  • выравнивающая армированная стяжка.

Армирование производится в двух направлениях арматурой Ø 8 мм.

Утепление пола керамзитом делается следующим образом:

  • на металл устраивается гидрозоляционная пленка;
  • на нее укладывается керамзитовая засыпка;
  • на керамзит настилается пленка. Это исключает возможность просачивания внутрь засыпки цемента;
  • поверх пленки ложится металлическая сетка, служащая армированием;
  • основание заливается цементом.

Покрытие можно оставить бетонным или положить поверх стяжки плитку. Также для пола гаражей используется железнение бетона. Оно защитит основание и, скрывающийся под ним, утеплитель.

  • находить на петли и засовы;
  • цепляться за пол, препятствуя закрыванию;
  • попадать в проем, препятствуя плотному примыканию.

Перед утеплением необходимо осмотреть раму ворот и калитки на предмет перекоса. Если обнаружены щели при закрывании их нужно удалить, наварив необходимый металл.

Зная как утеплить металлический гараж можно создать уютное, сухое и, главное, теплое место для хранения транспорта. Правильный выбор материалов и соблюдение последовательности действий продлят срок эксплуатации на многие годы.