Поделки        24.02.2019   

Воздействие цветов на человека. Цвет в интерьере: особенности, свойства и влияние на человека, рекомендации

Цветотерапия (хромотерапия) — это лечение нервной системы цветом. В разный период своей жизни у человека появляется то или иное предпочтение в цвете одежды, интерьере и т.д. Скорее всего, вы это замечали и на себе. Данное явление объясняется тем, что люди на подсознательном уровне стремятся к тонам, которые соответствуют настроению, помогут зарядиться энергией и избавиться от недуга.

Особенно сильно влияет цвет на представительниц прекрасного пола. У женщин сильнее развиты зрительные рецепторы, отвечающие за цветовое восприятие, чем у мужчин. Поэтому различные тона по-разному сказываются на их эмоции.

История цветотерапии

Факт влияния цвета на психику человека и его мироощущение замечен еще врачевателями предшествующих эпох. Они знали и активно применяли знания о цвете в лечении пациентов. Примером тому могут послужить подкрашенное травами лечебное питье, применяемое во времена Авиценны или окрашенные в разные цвета камни, прикладываемые к больным местам при Парацельсе. Воспаленные участки кожи при инфекционных заболеваниях в России в давние времена лечили наложением куска ткани красного цвета, а при гепатите больному надевали желтые бусы. Наука и медицина двигаются вперед семимильными шагами, а мы до сих пор можем видеть красную нитку, обвязывающую больной сустав. Сегодня все эти методы вызывают улыбку, но все же исключить влияние цвета на человека невозможно. Психика человека, его восприятие окружающей действительности и настроение – вот те сферы, где цветотерапия получила настоящее признание.

Первые сведения о влиянии цвета на психику человека доходят к нам из древнего Китая, Индии и Египта. При раскопках в Египте были обнаружены специальные комнаты, где, по мнению ученых, проводились сеансы цветотерапии. Врачи тех времен знали, что синий цвет действует успокаивающе на психику человека, поэтому сильно возбужденного человека помещали в комнату, где превалировала окраска нужного цвета.

Влияние цвета на психику человека

Активно применяется цветотерапия и сегодня. Невозможно отрицать влияние на настроение определенных цветов одежды, интерьера. Один цвет может расслабить, успокоить, воодушевить. Другой цвет вселяет панику или раздражает.

Это происходит из-за того, что различные цвета способны стимулировать разные участки головного мозга и гипофиз, который отвечает за выработку гормонов, регулирующих обмен веществ, сон, аппетит, половое влечение и эмоциональную стабильность. Поэтому мы являемся очень зависимыми от цветов, в окружении которых находимся. Если поместить на длительное время даже неисправимого оптимиста в комнату, в которой нет ни одной яркой детали, а присутствуют только серые и черные тона, его настроение неизбежно станет подавленным.

Каждый человек индивидуален. Но общие тенденции выделить можно. Знания о цвете систематизированы и активно используются. Они положены в основание теста, созданного Максом Люшером в 1923 году для психодиагностики человека.

Как же воздействуют разные цвета на психику человека? Что расскажет цветотерапия? Рассмотрим наиболее распространенные цвета.

Влияние белого цвета

Восприятие белого цвета отличается среди людей, принадлежащих к разным культурам и религиям. Для представителей одной культуры белый цвет – символ чистоты и безгрешности, для других – ассоциируется с трауром. Для славян характерно восприятие белого цвета как цвета добра и целомудрия. Отсюда корни выражения «белый свет» и белоснежное платье невесты. Белый цвет вселяет благодушие, успокаивает и придает силы.

Если на протяжении всего дня вам пришлось ходить в темной одежде, и вы хотите избавиться от негативных мыслей и повседневных забот, придя домой, наденьте светлую одежду.

Влияние черного цвета

Его восприятие также неоднозначно. «Видеть мир в черном цвете» — широко употребляемая поговорка, и это говорит о многом. Цвет мрака, нечистой силы или покоя и изящества? Очень многое здесь зависит от индивидуальных особенностей человека, выяснить которые и необходимо цветотерапевту.

Как правило, этот цвет отвечает за организованность и проявление . Как известно из уроков физики, он поглощает весь цветовой спектр, поэтому он включает все целебные качества всех цветов. Но несмотря на это, не стоит им злоупотреблять в одежде и интерьере, так как он может привести к плохому настроению и подавленности.

Влияние красного цвета

Замечено, что красный цвет возбуждает психику, вызывает ускоренное сердцебиение и даже активизацию мышечной деятельности. Цвет теплый и живительный. Избыток красного цвета не рекомендован раздражительным людям и тем, кто страдает избыточной массой тела, потому что с легкостью вызывает возбуждение нервной системы и вызывает усталость.

Влияние синего цвета

Цвет покоя. Успокоит нервную систему перед сном, снимет излишнюю нервозность и возбуждение. Цветотерапия использует синий цвет для облегчения болезненного состояния ипохондриков и меланхоликов. Он положительно действует на укрощение аппетита.

Влияние голубого цвета

Цвет водной стихии. Цвет легкости и невесомости. Станет хорошим помощником при снятии усталости после тяжелого дня. Положительно влияет на больных гипотензией. Но все же, избыток голубого цвета может привести к охлаждению и отчуждению в отношениях любящих людей. Как и синий, является цветом, сдерживающим аппетит.

Влияние желтого цвета

Действие желтого цвета на человека полностью противоположно действию синего. Накормить ребенка, который плохо ест и доставляет при этом массу хлопот, из посуды желтого цвета будет гораздо проще, потому что желтый является прекрасным возбудителем аппетита. Желтый цвет и все его оттенки тонизируют нервную систему, могут поднимать самооценку человека и стимулировать умственные способности. Стоит взять это на заметку тем, кто собирается делать ремонт в детской или ученической комнате.

Влияние зеленого цвета

Цвет жизнеутверждающий. Ассоциируется с , молодостью, свежестью. Способен успокаивать и умиротворять. Цветотерапия рекомендует использовать его людям, переживающим большие психоэмоциональные и зрительные нагрузки. Все оттенки зеленого цвета благоприятно действуют на способность концентрировать внимание. Однако темные оттенки зеленого могут подавлять и даже вызывать .

Влияние коричневого цвета

Цвет стабильности. Светлые оттенки коричневого создают ощущение защищенности, а темно-коричневый свет принесет уют и тепло. Излишек коричневого цвета может привести к легкой форме меланхолии.

Влияние оранжевого цвета

Воздействие оранжевого цвета на психику схоже с воздействием красного цвета. Он поможет раскрепоститься, взбодрит и поможет создать хорошее настроение.

Влияние розового цвета

Настроит на романтический лад. Ассоциируется с незащищенностью и наивностью. В большом количестве розовый цвет, скорее всего, быстро вызовет усталость и чувство неудовлетворенности, поэтому злоупотреблять им не стоит.

Цветотерапия в интерьере

1. Чтобы поднять жизненный тонус, рекомендуется использовать яркий желтый или оранжевый свет. Также можно поставить в доме зеленый абажур. Габаритную мебель, аксессуары выбирайте спокойных пастельных тонов: светло-желтый, светло-зеленый, голубой. Они успокаивают и не раздражают глаз.

2. Для повышения энергии, настроения и оптимизма цветотерапия советует поставить на подоконник растения с яркими цветками (красный, оранжевый), повесить на стену картину с изображением природы (горы, солнце, море, цветы).

3. Не стоит ставить мебель лилового и голубого цвета в комнатах, так как они могут вызвать , вялость и апатию. А вот для спальни они прекрасно подойдут — они успокоят вас и помогут быстро уснуть.

Хандра, длительная психоэмоциональная нагрузка, физическая усталость – прекрасный повод попробовать на себе воздействие цветотерапии. Полученные результаты удивят и порадуют вас.

А вы замечали на себе влияние цвета?

Подбирая цвет для интерьера квартиры, необходимо учитывать не только размеры помещений, а и сторону, куда выходят окна. Кроме того, при выборе цвета стоит брать во внимание то, как он влияет на психику человека.

Не редко при оформлении помещений возникает множество вопросов. Так как же правильно подобрать цвет для интерьера кухни, детской, спальни, гостиной? Как зрительно уменьшить или расширить пространство?

Как правильно сочетать цвета?

Цвет в интерьере квартиры - влияние на человекаДля благоприятного воздействия на психическое самочувствие человека, а также на уют и благополучие в доме, цвет в интерьере квартиры играет первостепенную роль. Зеленый цвет и его оттенки больше всего подходят для жилых помещений. Они успокаивают, снимают усталость и напряжение, не спроста зеленые оттенки отвечают законам обустройства спальни по фен-шуй. Чтобы улучшить восприятие, необходимо добавить аксессуары желтого или синего цветов.
Преобладание красного цвета способствует повышению агрессии и раздражительности. К тому же этот цвет способствует зрительному уменьшению пространства. Красный цвет лучше использовать для декорирования столовой, так как он способствует пищеварению и возбуждает аппетит.
Желтый цвет – цвет концентрации внимания. Он активизирует активность, помогает сконцентрироваться, поэтому его лучше всего использовать для оформления кабинета. Но желтый цвет должен быть неярких и неброских оттенков, чтобы не привлекать к себе чрезмерного внимания. Если у вас окна выходят на северную сторону, то им можно оформить интерьер не только рабочего кабинета, а и другие помещения.
Для спальни можно подобрать синий цвет – цвет способствующий снятию эмоционального напряжения и расслаблению. Наиболее подходящая гамма оттенков для спальни - от зеленого до фиолетового, предпочтительней выбирать ненасыщенные, можно даже слегка размытые цвета, чтобы способствовать расслаблению и отдыху. Стоит быть осторожным с коричневым цветом и с темными оттенками синего , бардового и фиолетового , так как темные оттенки провоцируют появление мрачных, неприятных мыслей.
Если вы оформляете рабочее помещение, то стоит отказаться от синего цвета в его интерьере, который снижает остроту зрения. Для этих целей лучше подойдут белый, зеленый или желтый. Нейтральные цвета можно свободно использовать при оформлении любого интерьера, особенно белый. Если ему отвести в помещении большую поверхность, то он будет служить хорошим фоном и отлично дополнит любые другие цвета. В противовес белому, поверхность черного цвета должна быть очень ограничена. Ему лучше отвести оттеняющую роль, чем доминирующую.
Угнетающе может подействоватьсерый цвет в интерьере квартиры, поэтому в этом случае интерьер стоит оформить с определенной осторожностью. А вот светлые серые оттенки будут служить отличным фоном для обстановки помещения . В интерьере должны использоваться светлые оттенки и цвета. Другое дело, если темный цвет был выбран для оформления помещения специально. Наиболее гармонично будет смотреться обилие светлых тонов с вкраплениями ярких цветов.
В интерьер детской отлично впишутся нежные спокойные тона – розовый, голубой, желтый . Не стоит использовать мрачные темные цвета – лиловый, коричневый, серый и черный.

Сочетание цветов в интерьере квартиры

Подбирая цвет для стильного интерьера своей квартиры, необходимо помнить, что яркие и красивые цвета не всегда могут между собой сочетаться. Лучше одновременно не использовать контрастные цвета, гармонично подобрать которые чрезвычайно сложно.
Хорошие сочетания цветов в интерьре квартиры:
темно-коричневый и темно-синий цвета;
бежевый и желтовато-коричневый с элементами темно-бордового и ярко-красного цветов; светло-бежевый, песочный, терракотовый, темно-коричневый и кремовый цвета;
темно-коричневый и шоколадный.
Не стоит сочетать серый и синий цвет, так как такая композиция чересчур официальна. Поэтому для разбавления такого интерьера можно использовать элементы черного цвета.
Очень стильно в интерьере квартиры будут выглядеть сочетания одного цвета, но разных оттенков. Чтобы оживить интерьер в этом случае можно использовать яркие детали, которые будут гармонично вливаться в общее настроение.
Если вы решили оформить многоцветный интерьер, то необходимо помнить, что один из цветов обязательно должен преобладать. Не подойдет использование только теплых или только холодных цветов. К основному теплому цвету (желтому, красному, пурпурному, желто-зеленому, оранжевому) необходимо подбирать детали холодного цвета (голубого, зелено-голубого, зеленого, фиолетового, синего) и наоборот.

Как цвет в интерьере квартиры влияет на размер помещений

Выбирая цвета для оформления квартиры мы в основном преследуем одну из двух целей, либо зрительно увеличить пространство, либо, наоборот, уменьшить его. Как это сделать?
Зрительно «раздвинуть» пространство, например, при ремонте ванной комнаты своими руками, можно при помощи таких приемов:
для оформления стен использовать светлые оттенки;
использовать мебель светлого цвета, которая будет гармонировать с главным оттенком;
оформить помещение приглушенным неярким цветом;
разместить на одной из стен встык большие зеркала прямоугольной формы.
Зрительно «уменьшить» чересчур большое пространство и сделать его уютным можно при помощи таких приемов:
оформить стены помещения тканями или обоями с крупными изображениями, рисунками; использовать в качестве основного цвета в интерьер квартиры – теплые оттенки, а обои и мебель – холодного;
выбрать для оформления стен яркие, броские цвета;
использовать контрастную отделку; поперечные стены окрасить в более темные цвета, чем продольные.

Если знать все минусы и плюсы влияния цвета на состояние человека, можно создать интерьер, в котором каждому члену семьи будет комфортно.
6 простых правил при оформлении Интерьера.
1. При покраске стен в светлые тона помещение кажется более просторным.
2. Если светлую окраску довести до потолка, то комната будет казаться выше.
3. Узкие коридоры и комнаты не окрашивайте в темные цвета, визуально они становятся уже.
4. Мало освещенные помещения лучше отделывать светлыми красками теплых тонов -золотистого, светло-желтого, бежевого.
5. При темной покраске стен надо учитывать и цвет мебели: комнату с темной мебелью надо покрывать светлыми красками, а со светлой мебелью можно использовать более темные тона.
6. На фоне цветных стен белые двери, выглядят слишком резко, поэтому лучше, чтобы они были светло-кремовых оттенков.

Влияние некоторых цветов в помещении на человека.
Красный цвет.


Вызывает ощущение тепла. Красный цвет имеет мощное стимулирующее действие. Это цвет движения, страсти, победы. Он действует на человека возбуждающе, добавляет активности, склонности к импульсивным поступкам.


Красный цвет в интерьере воодушевляет, заставляет добиваться результата, олицетворяет победу. Психологи советуют использовать этот цвет в интерьере, где необходима активность и движение, например, лестничное пространство, кухня или прихожая.
В большом количестве он оказывает раздражающее действие.
Оранжевый цвет.


Создает чувство веселья и благополучия. Считают, что он способствует пищеварению. Оранжевый - оптимистичный, тёплый, яркий цвет. Он находится посередине между красным и жёлтым, и поэтому сочетает в себе характеристики обоих цветов.


Но он светлее красного, поэтому больше способствует улучшению настроения, чем активизации деятельности. Оранжевый цвет в интерьере способствует улучшению настроения, чувству единения, общительности, уравновешенности.


Это цвет открытости, доверия, энтузиазма. Оранжевый цвет будет хорошо смотреться в интерьере комнаты, где проходят различные встречи, вечеринки, собрания, он будет способствовать коммуникации.


Но в комнате такого цвета, вы не будете чувствовать себя умиротворённо и спокойно, у вас будет возникать желание что-то делать, вы будете излишне суетливы. Если оранжевый цвет кажется вам слишком экспрессивным, то можно использовать его оттенки: амбру, персиковый или цвет ржавчины.
Жёлтый цвет.


Хорошее настроение, самый весёлый и лёгкий цвет. Желтый цвет издавна символизировал Солнце, тепло, свет. Он активизирует умственную деятельность, сообразительность и интуицию.


Желтые оттенки в окружающей обстановке способствуют концентрации внимания, сосредоточенности. Неяркий жёлтый цвет в кабинете, поможет сосредоточиться и настроиться на работу, перестанете отвлекаться по мелочам.
Но в то же время ему присущи свойства излишней стимуляции нервной системы. Поэтому он может утомлять.


Лучше всего сочетать жёлтый с цветом спокойствия и умиротворения - синим или голубым.
Чтобы не устать от желтого цвета, можно сочетать его с цветом графит, который в отличие от черного не вызывает тревоги (чёрно-жёлтый знак радиации).


Серый цвет хорошо использовать в графических работах на фоне жёлтого цвета стены.
Зелёный цвет.


Наиболее благоприятный для человека, освежает, успокаивает, полезен при бессоннице и переутомлении. Зелёный - это частичка природы у Вас дома.


Зеленый цвет - олицетворение жизни, весны, молодости. Этот цвет универсален, подходит для любых комнат. Он оказывает благоприятное влияние на здоровье человека, потому что воспринимается глазом по-особенному. Он избавляет от напряжения, способствует отдыху, вызывает приятные эмоции.


Это самый неконфликтный цвет, он за небольшим исключением гармоничен со всеми оттенками. Зеленые стены в гостиной в сочетании с красивыми предметами настенного интерьера создадут гармоничное сочетание. Зелёный цвет в интерьере успокаивает и освежает, особенно светлые холодные оттенки зеленого (аквамарин и мятный).


Насыщенные оттенки (салатовый, лайм) не всегда оказывают умиротворяющее действие, они «будоражат ум» и подойдут для творческих личностей.
Голубой цвет.


Холодный цвет. Ещё более спокойный чем зелёный, вызывает ощущение прохлады. Голубой цвет ассоциируется с беззаботным счастьем. Он по сути является разбавленным синим, поэтому сочетает в себе покой и глубину синего цвета и чистоту белого. Это цвет ясного неба.


Голубой цвет в интерьере создает ощущение беззаботности, благополучия и верности. Он выражает чистоту и свежесть, создает простор в комнате. В низких комнатах он расширяет пространство. В гостиной он придает ощущение прохлады и всегда очень элегантен. Добавить нотку экстравагантности помогут фотографии или картины в абстрактной манере. Но наиболее удачное место для голубого цвета - спальня. Там он смотрится ненавязчиво, располагает к отдыху и, в отличие от зеленого, весьма аристократичен.


Голубой цвет -сам по себе холодный, но использование некоторых оттенков голубого, наоборот, создает теплую атмосферу. Например, фотографии в строгом оформлении в сочетании с нежно-васильковым цветом гостиной делают интерьер уютным.

Бирюзовый цвет, наоборот, подчеркивает чистоту и прохладу. Спальня с таким интерьером и фотографиями в черно-белом варианте будет очень стильной.
Синий цвет.


Все оттенки синего универсальны. Его влияние на человека такого, что он даёт чувство уверенности, стабильности, при этом даже немного успокаивает.


В то же время исторически это самый классический цвет для интерьера гостиной. Его нежелательно использовать в северных комнатах, где мало света.


Синий цвет снижает аппетит, поэтому практически не используется в кухнях. Но в кабинете или в зоне камина он будет очень хорош, особенно темно-синий цвет, так как он располагает к глубоким размышлениям. Чтобы синяя комната не казалась угрюмой, необходимо сочетать синий цвет с белым, желтым или другими светлыми оттенками, которые могут присутствовать в фотографиях или других предметах интерьера.
Фиолетовый цвет.


Это мощный цвет, являющийся спутником лидеров. Обостряет зрение и чувства. Помогает сбалансировать физическую и духовную энергию.


Фиолетовый цвет отражает креативное настроение хозяев. Художники, люди искусства, часто выбирают фиолетовый цвет для своих интерьеров. Это цвет творчества, индивидуальности. Он обозначает чувственность.


Сиреневые оттенки, в отличие от фиолетового, очень нежные, романтичные. Они подходят для оформления интерьеров в романтическом стиле.
Лиловый цвет.


Лиловый цвет сейчас в моде, но обилие лилового цвета вызывает неприятные ощущения. А если при этом добавить ещё и асимметрию, человек начинает чувствовать себя не в своей тарелке и захочет поскорее покинуть комнату.
Тёплые тона.


Если вы часто болеете, у вас ослаблен иммунитет, чтобы воздействовать на здоровье и самочувствие, используйте тёплые оттенки, отлично, если в спальне будут теплые тона, тогда ваш иммунитет постепенно будет подниматься.
Белый цвет.


Универсален и вполне пригоден к употреблению практически для всех людей, так как не вызывает реакции отторжения. Цвет является символом добра, справедливости, непорочности, совершенства и мира.


Это самый простой и в то же время самый сложный цвет. До сих пор художники не могут решить, это отсутствие цвета или всё-таки цвет? Физика дает нам ответ: белый цвет возникает при совмещении всех цветов спектра.

Во всех религиях он символизирует «сияние» и ассоциируется с совершенством, чистотой и невинностью. Белые интерьеры сейчас очень популярны. Белый цвет зрительно увеличивает размер помещения и создает впечатление легкости.


Но использовать только бескомпромиссный белый цвет трудно, да и не стоит добиваться «белоснежности», интереснее использовать различные оттенки белого: ванильный, кремовый, жемчужный, цвет шампанского, экрю.


Белый цвет любит соседство с другими цветами. Он сочетается со всеми оттенками. Но если Вы хотите оставить белый цвет доминирующим, то лучше сочетать его с песочным, серым, палевым.
Чёрный цвет.


В заключении несколько слов об интерьерах с использованием чёрного цвета. Как правило, он присутствует в оформлении как дополнительный цвет или же им декорируют одну стену. Фотографии в чёрно-белой гамме будут уместны в таком строгом интерьере. источник

Наша привычная среда обитания, которая формируется при помощи дизайна, оказывает огромное воздействие на здоровье и психику всех проживающих в квартире людей. Вот почему жизненно необходимо, чтобы планировка, окружающие нас предметы и цвета согласовывались с чертами характера жильцов, формировали здоровый психологический климат и способствовали комфортному проживанию.

В последние годы особенно много внимания уделяется цвету. Цветовое восприятие человека – это загадочный физиологический феномен. Мы способны воспринимать цвет лишь глазами, а он влияет практически на весь наш организм: на наше настроение, самочувствие, здоровье. Некоторые считают, что он способен исцелять болезни и задавать тон всей жизни. Давайте разберемся, как цвет влияет на дизайн интерьеров.

Как цвет воздействует на человека?

Издавна известно, что верно подобранная гамма цветов при оформлении помещений способна творить чудеса. Она не просто украшает интерьер и создает положительное настроение у находящихся в нем людей, но и поддерживает человека в его начинаниях.

Например, существуют цветовые сочетания, которые помогают существенно повысить производительность труда и облегчить работу, создать спокойную и уютную обстановку, способствующую хорошей беседе и отдыху.

Кроме того, при помощи цвета можно формировать представление о предметах, об их красоте и назначении. Цвет позволяет сделать акцент на определенных деталях в помещении, а другие спрятать.

Существует целая наука, которая изучает цвет, но она тесно связана с другими областями человеческого знания. Именно на стыке психологии, физиологии, физики, светотехники и искусствоведения можно узнать, как и почему цвет влияет на наши организмы.

Многолетние исследования и наблюдения выявили, что цвета коротковолновой части спектра (синий, зеленый, голубой) и длинноволновой части спектра (желтый, красный, оранжевый) воздействуют на разные отделы человеческой нервной системы. Поэтому первую группу цветов стали называть холодной, а вторую – теплой.

Теплые цвета воздействуют на нас, словно кофе по утрам. Они временно тонизируют нервную систему, кратковременно повышая работоспособность человека, а затем яркие кричащие краски начинают угнетать ее – и ресурсов для активной деятельности у человека не остается. Данные цвета отлично подходят для спортивных помещений.

Холодные цвета в интерьере наоборот успокаивают нервную систему. Они помогают разумно расходовать ресурсы организма, дольше сохранять работоспособность. Кроме того, они позволяют быстро снять напряжение и умиротворить человека. Эти цвета отлично подходят для помещений, где приходится заниматься умственным трудом, часто работать за компьютером.


Существует особая группа цветов: оттенки среднего участка спектра (сине-голубые, зелено-голубые, желто-зеленые цвета) и смешанные мягкие пастельные тона (зелено-серые, серо-голубые, бирюзовые цвета). Их воздействие на человека наиболее благоприятно. Они оказывают успокаивающее, умиротворяющее воздействие.

Психологам и живописцам известно, что цвет влияет на человека, вызывая определенные эмоции. Кроме того, в разных психологических состояниях мы можем воспринимать один и тот же цвет по-разному. Кроме того, исторически сложилось так, что определенные цвета заключают в себе четкую символику – государственную, религиозную, светскую. Используя этот массив знаний, дизайнеры и подбирают цвета для интерьера.

Обратите внимание!
Цвет имеет колоссальное воздействие на человека, но не только он способен влиять на нас. Любой предмет интерьера, любая конструкция в комнате никогда не предстает перед нами равномерно окрашенной. Освещение задает контуры предмета, смазывая или усиливая его очертания, формирует цветовые оттенки, расставляет акценты. Поэтому зачастую свет играет не меньшее значение в создании психологического комфорта, чем цвет. Помните об этом, выбирая, каким цветом покрасить стены!

Воздействие цвета на психику человека

Профессиональный , как и любой художник, прекрасно понимает, как различные цвета распределяются в спектре, взаимодействуют друг с другом, а также какое влияние оказывают цвета и полученные при их смешивании оттенки на человека.

Белый цвет

Символизирует чистоту, покой, целомудрие, уединение, безмятежность, сосредоточенность, совершенство. Это положительный цвет, который включает в себя все оттенки спектра. Зачастую его соотносят с духовностью и душевным здоровьем. Считается, что он очищает и одновременно заряжает энергией, открывает видение новых возможностей и дает силу для преодоления препятствий. Но переизбыток этого цвета создает ощущение превосходства либо, напротив, усиливает комплекс неполноценности. Рекомендуется использовать белый цвет лишь в сочетании с другими оттенками. Он является прекрасным фоном для различных акцентов, позволяет расширить помещение.

Черный цвет

Считается самым загадочным цветом спектра, поскольку легко поглощает свет и скрывает то, что несет. Поэтому его часто ассоциируют с любопытством, тайной и познанием. Его символика – окончание, тишина и покой. Он дает надежду на перемены, но способен усиливать депрессивные состояния и уныние, насаждать слабость и жестокость. Это очень насыщенный, содержательный цвет, который может мотивировать, подталкивать к созиданию и раскрытию сильных качеств. В некоторых обстоятельствах он выделяется изящностью и сексуальностью. Это деловой, серьезный цвет. Его не рекомендуется использовать в интерьерах в чистом виде. Зато он прекрасно подходит для контрастного подчеркивания. Кроме того, черный позволяет визуально уменьшить и удалить объект.

Красный цвет

Ассоциируется с огнем, жарой, динамичной жизнью, активностью, волей и энергией. В крайних состояниях он символизирует гнев, страсть, агрессию. Считается, что красный не только возбуждает нервную систему и усиливает выделение адреналина, но также положительно влияет на кровообращение и стимулирует сексуальное влечение. Этот яркий и насыщенный цвет хорошо подойдет для меланхоличных и неуверенных в себе людей, а вот для экстравертов и холериков он может оказаться избыточным, развивая у них нетерпимость, упрямство и жестокость. Рекомендуется использовать его в помещениях, где необходимо движение и активность: в спортивных залах, лестничных клетках и прихожих.

Оранжевый цвет

Это приятная теплота и мягкий свет восходящего солнца, а еще струящаяся лава. Поэтому данный цвет радует глаз, повышает настроение и держит в тонусе. Во многом он схож с красным, но его воздействие мягче. Он также укрепляет волю, усиливает сексуальность и стимулирует аппетит. Особенно хорошо оранжевый сочетается с холодными цветами, усиливая их положительные характеристики и очищая от тяжести. В общем, он способен внести радостное оживление практически в любой интерьер.

Желтый цвет

В первую очередь ассоциируется с солнцем и теплом. А еще он олицетворяет свободу, ум, познание, интуицию и сообразительность. Этот цвет помогает концентрировать внимание и бороться с трудностями, ускоряет процесс анализа фактов и принятия решений. Желтый цвет освобождает мысли от негатива и улучшает самооценку, придает уверенности в себе. При переизбытке желтых деталей можно сильно переутомиться – этот цвет становится назойливым.

Зеленые оттенки

Ассоциируются с природой, жизнью и гармонией. Но зеленый цвет не только объединяет нас с природой, но и помогает людям сблизиться друг с другом. Он расслабляет, успокаивает. Фактически, этот цвет не излучает энергию, а наоборот генерирует и накапливает для будущих начинаний. Это цвет отдыха, стабильности и процветания. Но при его избытке появляется скука, сонливость. позволяет нейтрализовать влияние других цветов.

Голубой цвет

Это небо, ветер, лед и холод. Традиционно его соотносят с искренностью, чистотой. Этот цвет сильно связан с интеллектом и речью. Он позволяет отрешиться от мира, сосредоточиться на своих мыслях или просто созерцать происходящее. Кроме того, он улучшает общение, позволяет преодолеть застенчивость и боязнь публичных выступлений. Переизбыток голубого ведет к разногласиям и манипуляциям.

Синий цвет

Воплощает в себе постоянство, строгость, преданность, серьезность. Это цвет порядка и систематизации, принципиальности и идеалов. Он словно морская глубина, которая опьяняет, манит, зовет на поиски истины. Но это не цвет одиночек. Напротив, он символизирует товарищество, принадлежность к целому, объединение. Как и любой холодный оттенок, он позволяет зрительно увеличить помещение: сделать его выше и просторнее.

Фиолетовый цвет

Самый величественный. Он символизирует мудрость, благородство, творчество, вдохновение и закон. Это наиболее чувственный цвет, который скрывает огромное возбуждение – радость творческой самореализации. Исследователи полагают, что фиолетовый цвет позволяет сосредоточиться и продуктивно размышлять. Этот цвет объединяет тело и дух, материальные и духовные потребности.

Обратите внимание, что приведенные выше описания относятся лишь к чистым цветам. Оттенки данных цветов могут оказывать другое воздействие на человека, в том числе и прямо противоположное.

Интересно знать!
Зачастую цвет подбирается так, чтобы регулировать темперамент и характер человека. Если в квартире живет холерик, нет смысла окрашивать ее в яркие бодрящие оттенки. А вот меланхолику теплая гамма пойдет на пользу.


Какие цвета подойдут для комнаты?

Выбор цвета для ваших интерьеров определяется вашим вкусом, темпераментом и задачей, которая стоит перед дизайнером. И все-таки есть некоторые закономерности, которые соблюдается практически всегда.

  • Для наружных помещений квартиры, которые располагаются ближе к входной двери, лучше подойдут яркие цвета либо контрастные сочетания теплых и холодных тонов.
  • Для гостиной также лучше использовать оживляющие и бодрящие оттенки.
  • Какой выбрать цвет спальни? Разумеется, он должен умиротворять. Поэтому комнаты для сна и отдыха окрашиваются в пастельные и холодные тона. Иногда можно оживить палитру с помощью ярких деталей, но не переусердствуйте!
  • Для туалета и ванной комнаты также подойдут спокойные оттенки.
  • Цвет стен на кухне должен возбуждать аппетит и способствовать хорошей беседе. Поэтому сюда отлично впишутся умеренно яркие цвета: оранжевый, желтый, коричневый и зеленый.

И напоследок…

Если вы собираетесь самостоятельно подобрать цвета для своего интерьера, скачайте в Интернете цветовой круг, который позволит попарно комбинировать цвета в соответствии с правилами художественной гармонии.

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека". Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры. Физические ассоциации: а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...); б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...); в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...); г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...); д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...). Эмоциональные ассоциации: а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...); б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...); в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...). Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены: а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума); б) интенсивность ощущения; в) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. 1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. 2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково). 4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета. 5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.) 6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.) Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации. Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь. Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук. Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными. Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет. Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки. Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием. Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета. Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые. Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света. Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом. С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ". С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский". В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования. Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма". Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым. При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения . Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам". Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому. С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания. Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский). Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д. Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе. Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты: Сумрак над морем. Лишь крики диких уток вдали Смутно белеют. Мацуо Басе Льют майские дожди. И ветер в листьях сливы Свежо зазеленел. Саймаро Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус": "Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны". Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..." Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот". Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).