Для канализации        03.04.2019   

Свирель из дерева своими руками

Изготовление панфлейты довольно сложное дело, но пусть это вас не пугает. Мы поможем вам в этом своими советами.

Первая проблема, с которой вы сразу сталкиваетесь - это материал. Эксклюзивные инструменты сделаны из бамбука и стоят очень дорого, потому что бамбук берется высокого качества. Чрезвычайно сложно подобрать бамбуковые трубочки, которые бы равномерно сужались, да еще были бы абсолютно круглые. С деревом в этом отношении проще - его достаточно грамотно обработать. Что касается пластика, то здесь встает нелицеприятная проблема - в продаже предлагаются трубы только строго определенного диаметра. В идеале, каждая трубка панфлейты должна быть индивидуальна по размерам – в этом и заключается неповторимость этого инструмента.

Мы предлагаем вашему вниманию несколько советов по изготовлению деревянных панфлейт:

Глиняная панфлейта

При желании можно изготовить панфлейту из глины. Представим вашему вниманию несколько вариантов изготовления инструмента:
  1. Из куска густой глины лепят флейту. Затем при помощи палочки делают в ней отверстия. Этот способ отличается простотой, но подходит только для очень маленьких и «высоких» инструментов.
  2. Сначала изготавливают набор палочек. Они должны соответствовать по форме внутренним поверхностям каналов в панфлейте. Эти палочки делают чаще всего из воска. Затем палочки скрепляют за непокрытые воском кончики. Дальше эту конструкцию покрывают глиной, то есть, изготавливают саму панфлейту вокруг уже собранных вместе отверстий. При обжиге воск плавится и вытекает из глины.
  3. Крутой глиняный замес оборачиваем вокруг отдельной палочки. Затем обернутые глиной трубки прижимаем друг к другу и обжигаем. Получается флейта.
  4. Готовят очень жидкую глину. Делают отдельные палочки, потом эти трубки макают в глину. Макать надо несколько раз. В результате, слой за слоем, набирается нужная толщина и панфлейта готова.

Вот те основные способы изготовления панфлейты, которые известны среди любителей и, надеемся, пригодятся и вам. Желаем удачи!

Флейта – это не просто красивый и мелодичный духовой инструмент, но в некоторых случаях, еще и предмет искусства, который украшает собой любую коллекцию музыкальных инструментов. Изготовить флейту можно и своими руками. Для этого следует ознакомиться с подробной инструкцией, как сделать флейту.

Необходимые материалы и приспособления

Для ее изготовления в домашних условиях вам понадобятся:

  • открытое пламя (например, газовый факел)
  • стальной стрежень с диаметром 12 мм.
  • мелкозернистая шкурка, прихватка или любой кусок грубой ткани
  • мелкозубчатая ножовка по металлу
  • пассатижи
  • маркер
  • сверло диаметром в 6 мм.
  • старая удочка
  • рулетка
  • льняное масло.

Приступаем к изготовлению

В начале процесса, перед тем как сделать флейту из дерева, необходимо вырезать из удочки трубку, длиной 45-50 см. Затем следует отрезать его таким образом, чтобы один конец трубки остался закрытым перегородкой между секциями. Теперь нужно отмерить место на расстоянии 25 мм для первого отверстия. Далее отмеряем еще 150 мм, и делаем еще пять отметок с разницей в расстоянии 25 мм. Затем берем прихваткой стальной прут и хорошо накаливаем его на огне. После этого, нужно вставить прут в открытую часть заготовки и проткнуть ее таким образом, чтобы прожечь все перегородки, кроме последней. Теперь необходимо нагреть на огне сверло и выжечь им трех местах ранее замеренные отверстия в трубке. Ни в коем случае нельзя пытаться просверливать отверстия, поскольку трубка, не выдержав напряжения, может лопнуть. Затем шкуркой необходимо вычистить из нутрии трубки остатки отдельных волокон и угольки. В завершении процесса изготовления флейты, стоит покрыть ее тонким слоем льняного масла.

Делаем флейту из бумаги

Для того чтобы приобщить своего ребенка к искусству, можно изготовить игрушечную флейту из бумаги. Если вы не знаете, как сделать флейту из бумаги, не волнуйтесь - это очень просто! Нужно взять плотный картон, свернуть его в трубочку и проделать с помощью шила несколько отверстий. Для того чтобы картон был более плотный, его можно покрыть несколькими слоями клея ПВА. А чтобы игрушечная флейта вызывала у малыша больший интерес, стоит раскрасить ее гуашью или фломастерами в яркие цвета.


Свирель, которую так же называют («сопелью» , «цевницей» или просто «дудочкой») - она является одним из видов флейт, которая была очень распространена на Руси, это очень старинный музыкальный инструмент. Зачастую ее изготавливали пастухи, для того, чтобы развлечь себя и других во время монотонной работы. Делали свирель как правило из камыша, тростника или другого пустотелого материала. В данной статье автор расскажет и покажет свой способ изготовления, следуя которому вы сможете повторить и изготовить музыкальный инструмент своими руками .

Для того чтобы изготовить свирель нам потребуется следующее:

Материалы:

Два деревянных бруска размером 30*2*1 см;
- клей ПВА;
- деревянная втулка диаметром 1,5 см и длиной 4 см.


Инструменты:

Линейка;
- наждачная бумага;
- карандаш;
- тюнер;
- небольшие тиски;
- надфиль;
- бормашинка;
- сверла разного диаметра от 0,8 до 4,2 мм;
- нож;
- полукруглый резец;
- две струбцины.

Приступим к изготовлению.

Для этого берем два бруска и на них наносим разметку. Нужно начертить границы внутренней части свирели. Внутренний канал должен немного сужаться, для этого с одной стороны нужно сделать ширину 1,5 см, а с другой – 1 см.

Теперь берем один брусочек и зажимаем его в тески, при помощи полукруглого резца начинаем вырезать внутренний канал.

Стараемся производить эту операцию не спеша, снимая слой за слоем, а так же нужно следить в каком направлении находится волокна древесины.

Должен получиться ровный полукруг по всей длине заготовки. На второй заготовке производим аналогичную операцию. Когда все готово нужно зачистить внутренние каналы при помощи наждачной бумаги, они должны быть гладкими.

Далее перейдем к изготовлению свистка. Для этого нужно отступить 4 см от верхней части (там, где находится широкий конец канала), чертим используя линейку и карандаш небольшой прямоугольник, он должен быть 5-7 мм, и должен располагаться по центру.

Затем берем плоский надфиль и делаем окошко прямоугольной формы.

Далее при помощи того же надфиля нужно сделать небольшое угловое углубление, примерно 30-45˚ - это часть работы является очень ответственной, от того насколько будет острая и гладкая грань в дальнейшем будет зависеть качество звука инструмента.

Теперь берем две половинки и соединяем их между собой, фиксируем при помощи клея ПВА. Для того чтобы не было смещений и детали качественно склеились между собой используем прижимные струбцины. Даем высохнуть изделию пару часов.

Когда изделие окончательно подсохнет, убираем струбцины. Теперь нужно взять деревянную втулку и при помощи ножа срезать верхнюю часть, примерно на 1,5 мм. Должна получиться ровная плоская грань. Втулку фиксируем при помощи клея. Более подробно смотрите на фото.

После того как клей высохнет, придаем свирели округлую форму, для этого используем нож. Далее по поверхности заготовки проходимся наждачной бумагой.

Для того, чтобы на инструменте было удобно играть - нужно срезать верхнюю часть торца свирели сзади.

Теперь самая интересная часть данной работы – это настройка инструмента. Первое, что нужно сделать – это подуть в свирель, и послушать звук, так же для этого используем тюнер. Если все сделано правильно – звук будет Ля диез, этот звук является самым низким, который сможет издавать свирель. У данного инструмента будет 7 нот.
Наносим разметку для шести отверстий. Первую отметку делаем, отступим 6 см от нижней части свирели, остальные через каждые 2 см.

Далее берем сверла с разным диаметром, при помощи которых будем производить настройку. Зачастую настройку свирели производят в натуральном мажоре, с такими рядами звуков Ля диез - До - Ре - Ре диез - Фа - Соль - Ля.

Настраивать нужно по такому принципу: чем шире будет сделано отверстие, тем выше будет звук. Именно поэтому, сначала нужно сделать отверстие небольшого диаметра, и после этого послушать издаваемый звук. Если звук получился немного выше – отверстие необходимо немного рассверлить, сделав его шире. В данном процессе главное не переборщить, так как отверстие уменьшить обратно уже не получится.

Сверление производим с нижнего отверстия. После того, когда оно настроено, переходим к следующему отверстию. Второе отверстие следует настраивать при открытом первом, и так далее.

Когда настройка произведена, свирель можно немного украсить и покрыть морилкой.

Статья окончена, всем спасибо за внимание.

Здравствуйте Ольга Шотландия.
(Наверное, дальше я буду на "ты", извини, коль чего не так).

Имя мое Ринат, по фамилии зовут - в военкомате, хотя чаще меня называют (называли) Рельс.

Попытаюсь вкратце объяснить, зачем пишу. Когда-то давно, года два назад, попытался я в Интернете найти инфу по поводу изготовления флейт. Выудить что-либо путное не удалось. Пришлось мне тогда самостоятельно все понимать и постигать. Понимание прошло довольно успешно: две свистульки, и две флейты (или сопилки, дальше буду называть просто флейтами). А вот в прошлую пятницу (в субботу вообще-то, но… влияние Вини Пуха) дай думаю, кину удочки, вдруг что интересное наклюнется… Я даже не предполагал что поймаю… Свезло так свезло…

Полазил я по твоему сайту, понравилось страшно… Очень давно хочу срубить себе флейту Пана, руки не доходят. Теперь, наверное, дойдут.

Есть у меня и соображения насчет изготовления флейт. Точнее, могу описать как я их "строгал".

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ (ЧАСТЬ 1)

Когда-то давно, в далеком две тысячи первом нашей эры или семь тысяч пятьсот девятом году по славяно-арийскому календарю, нашел я на дороге палку. Забавная палка (см картинку) особенно форма.

Палка эта валялась у меня дома, пока не умерла. А смерть ее была не напрасна. Сначала она потеряла один из рогов (см. 10-12). Осталось только ее основание-"шея", еще 12-14 см. (я не ошибся, куда делся второй рог, просто не помню). Первый потерянный рог вскоре приобрел отверстие во все длину (на лекциях я доставал палку из кармана и ковырял в ней сверлом дырку). Естественно что я начал в нее дуть (когда внутри пыль, ваще весело, особенно в лицо кому-нить). Из этих пыли и дутья возникло желание сделать свистульку. Надо было только понять как. К счастью, рядом были всякие там хиппи и прочие, среди прочих была и флейта. Посмотрел я на конструкцию свистка, еще несколько пар, и готов мой свисток. Но вначале он свистел хреново. Я начал его по всякому настраивать (не жалко, все равно мусор - на улице подобрал). Тыкал его и так и эдак, обсверлил дырку во все дыр..э..э..хм..отверстия, и, кажись, понял. Для виду только в той палке еще дырок понаделал, чтоб ноты разные были, и подарил ее кому-то из хиппей или из прочих.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ (ЧАСТЬ 2)

Принялся я после за оставшуюся часть палки, а именно за основание-"шею". У меня уже была вполне определенная цель, поэтому на пары я не ходил -мешают. Через два дня получилась трубка. Начал делать свисток, я уже знал, что надо делать, получилось просто супер. Оставалось только насверлить дырки. Но… тогда я уже понимал процессы внутри флейты, и возникла идея менять высоту столба не дырками, а поршнем (см рис).

Замечу, что при таком способе изменения высоты звука конструкция свистка немного изменяется (просвет щели направлен внутрь трубки)

Инструмент получился отличный (местные хиппи и прочие стали считать меня чем-то вроде бога). Кстати, на тему примочек к флейте; заклейте все дырки скотчем и засуньте внутрь карандаш - игра на флейте слайдами.
Позабавившись с игрушкой, решился просверлить дырки, обнаружил вышеуказанное явление, сделал два отверстия и успокоился. На этой свистульке я смог взять шесть нот через полтона (целых пол-октавы на свистульке длиной 12 см. с двумя дырками - это круто). Эту игрушку я тоже кому-то подарил.
На этом игрушки закончились. Это были именно две свистульки. Флейта же от свистульки ничем принципиально не отличается, только размеры другие.

ФЛЕЙТА НОМЕР РАЗ

На токарном станке вытачиваешь заготовку в виде трубки. Диаметр 15-20 мм., диаметр канала 10-12 мм., длина 30-40-(если не треснет)-60 см.. Моя например выглядела так (рупор на конце - стильно).

Один конец обрабатываешь под свисток:
1. входное отверстие растачиваешь сверлом большего (на 1-2 мм) диаметра на глубину 15-20 мм.
2. сверлам и надфилем вырезаешь (высверливаешь, выпиливаешь, etc…) отверстие свистка (labium), желательно ширину отверстия сделать как можно меньше. Потом при настройке она может неожиданно увеличится.
3. делаешь вставку. Диаметр должен быть подогнан как можно точнее без щелей. Лучше чуть больше чем диаметр отверстия, хотя повышается шанс расколоть трубку. Если же делать меньше, то нужно клеить, а это уже навсегда, без клея же, есть возможность вытащить вставку, поменять ее, чуть-чуть повернуть, настроить…
4. формируешь щель свистка (windway). Срезаешь (~1-1.5 мм.) верхнюю часть этой вставки и вытачиваешь часть трубки так, чтоб получить ровную прямоугольную щель. Можно, и даже лучше сделать ее чуть сужающейся. Вставляешь вставку (тавтология, конечно, но я не знаю, как еще ее назвать)
5. настраиваешь свисток. То есть: вставляешь вставку, дуешь - не то, смотришь - думаешь, вытаскиваешь вставку, подраниваешь и так далее. Алгоритма как все сделать правильно я не придумал. Поэтому, чем длиннее трубка, тем больше места для экспериментов. Если ни фига не получается, ножовкой срезаешь неудавшийся свисток под корень и переходишь к п.1. А если получилось…
6. срезаешь часть трубки вместе со вставкой для формирования мундштука. Чтоб губам приятней, и заноз поменьше.

Поздравляю, свисток готов. Самое сложное позади. Теперь надо насверлить дырок.
Но перед этим нужно измерить высоту звука без дырок. Я своему слуху никогда не верил, поэтому использовал компьютер. Подключаешь к нему микрофон, запускаешь Cool Edit (Sound Forge, SpectraLab etc), дуешь смотришь ноту, если вместо ноту частота в Гц, нужно перевести ее в ноты, см табл. Принцип расчета такой; частота ноты A4 (ля первой октавы) равна 440 Гц, для повышения/понижения на полтона нужно частоту умножить/разделить на "корень двенадцатой степени из двух"

нота

число полутонов от A4

частота в герцах

нота

число полутонов от A4

частота в герцах

Эта нота будет самой нижней нотой на которую способна флейта. Исходя из нее строишь строй флейты (опять тавтология). Теперь можно сверлить дырки.
Первой сверлишь самую нижнюю дырку (нижняя в смысле, если трубка вертикально и свисток сверху). Сверлишь заведомо меньшего диаметра (подскажу, что дырка диаметром в миллиметр на расстоянии 3-5 см от выхода на высоту звука почти не повлияет). Свистишь в микрофон возле компьютера, измеряешь ноту, если звук ниже нужного, расширяешь дырку (сверлом или надфилем). Если все в порядке, сверлишь следующую дырку, опять измеряешь и так далее.
В конце концов получается твоя флейта.
Когда я делал вторую флейту, заготовка была сборной из двух частей, в результате получилась сопрано блок-флейта.

ФЛЕЙТА НОМЕР ДВА (или что есть у меня)

Я таких сделал уже две: одна сопранино, вторая сопрано. Опишу (похвастаюсь) вкратце, что получилось.
Еще до этих экспериментов, я купил сопранино флейту Yamaha. Теперь я ее достаю очень редко. Звучание ее довольно убогое (ее соль второй октавы на атаке просто выводит меня из себя), низы еще ничего, но верха… К передуву (если во флейту дунуть сильнее, то высота звука повыситься на октаву, а если со всей силы (дури), то на две, а то и на три октавы. Это и есть передув) относится довольно управляемо, перескочить на вторую гармонику можно, и не сложно. На открытом пространстве она очень хорошо орет
Самодельные же я использую в помещении. У сопрано очень чистое и прозрачное звучание, но довольно тихое. В нее нужно очень тихо дуть, иначе легко получается передув, и можно возбудить вторую, третью и четвертую гармоники. С неумеющими дуть всегда так получается.
Сопранино же отличается тем, что очень трудно перескакивает на вторую гармонику. Практически при перескоке сила дутья такова, что мои легкие опустошаются за две секунды. Звучание ее среднее между деревом и пластиком. Хотя на верхах звучит просто великолепно. Громкость достаточна для игры на открытой местности.
У обоих самодельных затруднено извлечение нижних нот, они очень тихие. Скорее всего, это связано с формой канала трубки. Если есть возможность сделать ее конусообразной, попробуй.

Как сделать дудочку (свирель) своими руками

Свирель (дудочка) - старинный музыкальный инструмент. Обычно ее делали пастухи, чтобы развлечь себя при монотонной работе. Делали дудочку (свирель) как правило из камыша, тростника или другого пустотелого материала. Для того,чтобы сделать такую дудку, вам понадобится какая-нибудь полая трубка длиной ок. 30см. с внутренним диаметром ок. 1 см. Это стебель камыша(он растет по берегам рек или в заболоченных местах)или трубка из ПВХ. Еще вам понадобится тюнер или какой-нибудь музыкальный инструмент для настройки звука, ножовка, выжигатель по дереву, острый нож, клей типа «Момент», надфиль, наждачка и кусочек дерева для свистка.



Ход работы по изготовлению свирели (дудочки) из камыша

Вначале необходимо отпилить трубку по длине (у меня она 27см), выровнить края и удалить внутренние перегородки (если они есть) ножом:

Затем зачищаем внутренний канал с помощью намотанной на палочку наждачки:

Теперь необходимо на расстоянии ок. 2см. от края вырезать отверстие свистка. Оно имеет прямоугольную форму. Ширина его 0,7 см., длина 0,5 см. Это ориентировочно. Окончательно его можно доводить при подстройке. Намечаем отверстие карандашом и прорезаем:

Теперь формируем надфилем угол свисткового отверстия (на стороне ближе к выходу). Он должен быть под углом 45 град. Этот угол очень важен, т.к. он непосредственно участвует в формировании звука, рассекая струю воздуха.

Теперь необходимо сделать пыж из кусочка дерева, и подогнать его под диаметр внутреннего канала (схема его устройства ниже). Он должен доходить до ближней грани отверстия свистка.

Можно стянуть ниткой край дудочки, чтобы камыш не треснул:

вставляем пыж в дудочку, предварительно примеряя его:

Отпиливаем лишнее, выравнивая край:

Промазываем пыж клеем и вставляем в дудочку. Когда он подсохнет, формируем для удобства игры скос края дудочки:

Теперь с помощью тюнера проверяем тональность (первый звук) нашей флейты. У меня получился»Ре». Дальше необходимо прожечь первое отверстие. В начале прожигаем дырочку маленького диаметра,проверяем тюнером и подстраиваем отверстия, расширяя его.Чем шире и выше к свистку отверстие,тем выше нота. Строй свирели диатонический, т.е. гамма мажорная или минорная. При всех закрытых отверстиях получилась нота «Ре», значит первая дырочка будет соответствовать ноте «Ми», вторая ноте «Фа диез», третья-»Соль», четвертая-»Ля», пятая «Си», шестая «До диез», и нижняя «Ре». Это мажор. Ниже выложу схему с промерами отверстий и устройством свистка.

После настройки шести дырочек с верхней поверхности флейты, необходимо зачистить внутренний канал от остатков гари наждачкой:

Последним прожигаем отверстие с нижней поверхности флейты:

Схема свистка и промеров отверстий дудочки:

Если вам понравились эти или другие изделия из дерева и бересты, которые мы делаем своими руками, вы можете их купить или заказать, связавшись с нами по e-mail: [email protected].

Скопипастено