Конструкционные материалы, используемые в химическом маши - ностроении, условно делятся на четыре класса:
Цветные металлы и сплавы;
Неметаллические материалы.
Стали. Сталь представляет собой сплав железа с углеродом, содержание которого не превышает 1-2%. Кроме того, в состав стали входят примеси кремния, марганца, а также серы и фосфора.
Некоторые вещества взаимодействуют с редуцирующими электронами, другие - с зазорами, окисляются и поэтому разрушаются и эффективно удаляются за счет использования исключительно солнечной радиации в качестве источника энергии. Эффективность процесса резко возрастает, когда материал подвергается ультрафиолетовому излучению. В этом случае ультрафиолетовые фотоны обладают достаточной энергией для возбуждения электронов из валентной зоны в зону проводимости, что позволяет их миграции на поверхность частицы, где происходят соответствующие химические процессы.
Стали по химическому составу делятся на несколько групп:
Углеродистые обыкновенного качества;
Углеродистые конструкционные;
Легированные конструкционные и др.
Сталь углеродистую обыкновенного качества изготавливают в зависимости от химического состава по ГОСТ 380-88 и ГОСТ 16523-88. Сталь углеродистая обыкновенная делится на несколько категорий - 1,2, 3,4, 5, 6 - чем больше номер, тем выше механическая прочность стали и ниже ее пластичность. По степени раскисления стали всех
Один из способов - допамин материала путем введения различных атомов, следов азота, углерода или других элементов, которые, изменяя положение энергетических уровней, уменьшают энергию, необходимую для того, чтобы электроны переходили из состояний полного состояния в пустые состояния. Другая система состоит в том, чтобы действовать контролируемым образом по размеру самих частиц, так как ширина зоны может быть изменена, когда они имеют размер на несколько нанометров.
Альтернативно, чтобы модифицировать эти материалы, их можно комбинировать с другими веществами, которые могут захватывать свет намного эффективнее, что приводит к появлению передовых композиционных материалов. В топливных элементах электричество электрохимически производится контролируемым водородом и реагирующей с кислородом реакцией с образованием воды. Это чистый процесс, но он требует водорода в качестве топлива и что с использованием современных технологий он производит энергию намного дороже, чем традиционные методы.
В табл. 12.1 приведены примеры использования углеродистой стали обыкновенного качества в химическом машиностроении.
Свойства углеродистой стали обыкновенного качества значительно повышаются после термической обработки, которая для проката может выражаться в его закалке либо непосредственно после проката, либо после специального нагрева.
Постоянное улучшение различных компонентов клеток, от электродов до мембран, до электролитов, неизменно проходит через использование новых материалов, часто наноструктурированных. Например, топливный элемент протонов с обменной мембраной состоит из двух тонких пористых электродов, разделенных электролитом из твердой полимерной мембраны, который пропускает только протоны. Электроны движутся по внешней цепи, которая питает электродвигатель, в то время как протоны мигрируют к катоду через полимерную мембрану.
Катализатор, присутствующий на этом электроде, облегчает рекомбинацию возвратных электронов из цепи с протонами и кислородом воздуха для получения воды. Роль мембран и катализаторов имеет решающее значение для эффективности процесса и жизни клеток. Разработка высокопроводящих полимерных материалов, которые могут способствовать миграции протонов и, следовательно, производство энергии и катализаторов с той же эффективностью, но с более низкой стоимостью платины, являются двумя основными направлениями исследований в целях повышения эффективности и увеличить стоимость топливных элементов.
Например, термическое упрочнение листового проката из стали марок СтЗ, СтЗкп при охлаждении в воде повышает предел текучести более чем в 1,5 раза при высоком (15+26%) относительном удлинении.
Термическая обработка низкоуглеродистых сталей не только улучшает механические свойства сталей, но и приносит значительный экономический эффект.
Материалы для хранения водорода. Одной из основных проблем использования водорода в качестве топлива является его безопасное хранение. Водород - это газ, поэтому его можно разжижать и транспортировать в цилиндрах. Тем не менее, он очень отзывчив, и если он сочетается с кислородом, из-за искры или повышения температуры, он реагирует взрывоопасно, поэтому он требует специальных механизмов и защиты. Кроме того, контейнеры с жидким водородом являются крупными и тяжелыми. По этой причине они изучают материалы, способные хранить в них водород, а затем выделяя его слабым нагревом.
Стали углеродистые конструкционные выпускаются по ГОСТ 1050-74 следующих марок: 08, 10, 15, 20, 25, 30,40,45, 55, 58 и 60. В зависимости от степени раскисления по ГОСТ 1050-88 выпускаются следующие марки стали: 05кп, 08кп, 08пс, Юкп, Юпс, 11кп, 15кп, 18кп, 20кп и 20пс.
В табл. 12.2 приведены примеры использования углеродистой конструкционной стали в химическом машиностроении.
Для этой цели существуют два основных типа учебных материалов: нанопористые материалы, богатые крошечными полостями, в которых может быть поглощен водородный газ, или металлические сплавы, способные выгружать водород посредством реальных химических реакций, которые его включают обратимо внутри структуры. Среди газопоглотителей имеются пористые материалы, такие как вышеупомянутые цеолиты, которые, однако, представляют собой силикаты, довольно тяжелые, чем количество водорода, которое они могут хранить.
Чтобы быть эффективным и экономичным, твердое вещество должно поглощать по меньшей мере 6 мас.% Водорода. Другой раствор переноса водорода в твердой форме включает использование металлических гидридов. Водород адсорбируется на поверхности некоторых металлических сплавов, а атомы распространяются внутри, где они сохраняются на промежуточных участках кристаллического твердого тела. Из металлического сплава пропускается металлический гидрид с различными химическими и физическими характеристиками. Одна из проблем этого метода связана с возможностью повторения цикла адсорбции и десорбции в тысячи раз, сколько запасов топлива приходится на средний срок службы автомобиля.
Таблица 12.2. Углеродистая сталь конструкционная |
Для улучшения физико-механических характеристик сталей и придания им особых свойств (жаропрочность, кислотостойкость, жаростойкость и др.) в их состав вводят определенные легирующие добавки.
Наиболее распространенные легирующие добавки:
Хром (X) - повышает твердость, прочность, химическую и коррозионную стойкость, термостойкость;
Циклы непрерывного преобразования имеют тенденцию ухудшать свойства материала, снижая его эффективность с течением времени. Батареи, устройства, в которых химическая энергия превращается в электричество, становятся все более важными для питания портативных электронных устройств и мобильной телефонии. Среди различных типов батарей были достигнуты большие успехи в прочности с перезаряжаемыми ионами лития, которые мигрируют между анодом и катодом во время разряда и в противоположном направлении во время фазы заряда.
Литий-ионные аккумуляторы очень широко используются в бытовой электронике из-за их низкого веса по сравнению с количеством накопленной энергии и медленной потерей заряда, когда они не используются. Их использование также распространяется на аэрокосмические и автомобильные применения. Основными компонентами литий-ионных батарей являются анод, катод и электролит, и они всегда испытывают новые материалы, которые могут повысить их эффективность. В качестве жидкого электролита используются соли лития, например.
Никель (Н) - повышает прочность, пластичность и вязкость;
Вольфрам (В) - повышает твердость стали, обеспечивает ее самозакаливание;
Молибден (М) - повышает твердость, предел текучести при растяжении, вязкость, улучшает свариваемость;
Марганец (Г) - повышает твердость, увеличивает коррозионную стойкость, понижает теплопроводность;
В зависимости от материала, используемого для анода, катода и электролита, такие свойства, как напряжение, долговечность, емкость и безопасность, могут значительно различаться. Последние имеют долгую жизнь и используются для питания систем сигнализации, имплантируемых электро-медицинских устройств, часов, карманных калькуляторов. В отличие от литиево-ионных батарей, они не перезаряжаемы. Постоянно растущий спрос на экологию, работу и даже предотвращение терроризма требует разработки быстрых, надежных и экономичных систем анализа.
Химический датчик - это устройство, способное, например, преобразовывать химическую модификацию в измеримый сигнал. Электрическое. Это происходит, когда контролируемое вещество, обычно газ, осаждается на поверхности материала. Существуют химические датчики, состоящие из мембраны, чувствительной к конкретным химическим видам или классу химических веществ. Устройство комплектуется опорой, которая может быть оксидом алюминия или кремнием, и электронным устройством управления. В присутствии восстановительных или окисляющих газообразных веществ могут быть измерены изменения электрического потенциала между двумя электродами, в которые вставлен датчик.
Кремний (С) - повышает твердость, прочность, пределы текучести и упругости, кислотостойкость;
Ванадий (Ф) - повышает твердость, предел текучести при растяжении, вязкость, улучшает свариваемость стали и увеличивает стойкость к водородной коррозии;
Титан (Т) - увеличивает прочность и повышает коррозионную стойкость стали при высоких (> 800 °С) температурах.
Изменение удельного сопротивления пленки пропорционально концентрации газа, поэтому, модулируя выбор оксида, морфологию пленки, наличие легирующих примесей может сделать устройство чувствительным к определенному типу газа и только к этому. Недавнее и очень интересное приложение - это так называемые электронные носы, состоящие из матрицы датчиков, системы выборки и программного обеспечения обработки сигналов. Целью этих датчиков является имитация чувства человеческого запаха и предоставление направлений и данных по смесям веществ.
Сверхпроводимость является физическим явлением, поэтому при определенных условиях некоторые материалы не выдерживают сопротивления электрическому току. Это лежит в основе других явлений, таких как, например, эффект Мейсснера, который возникает, когда сверхпроводник, погруженный в магнитное поле, демонстрирует идеальный диамагнетизм и изгоняет магнитное поле внутри. Следствием этого является то, что сверхпроводящие магниты могут создавать очень большие магнитные поля с лабораторными приложениями для таких устройств, как магнитно-резонансная томография, слабые детекторы магнитного поля, такие как мозг человека или магнитные левитационные поезда.
Обычно в состав легированных сталей входят несколько добавок. По общему содержанию легирующих добавок легированные стали делят на три группы:
Низколегированные - с содержанием добавок до 3%;
Среднелегированные - с содержанием добавок от 3 до 10%;
Высоколегированные - с содержанием добавок > 10%.
В табл. 12.3 приведены примеры использования легированных сталей в химическом машиностроении.
Алекс Мюллер и Георг Беднорц впервые наблюдали явление сверхпроводимости в керамическом материале, в частности смешанный оксид медь, барий и лантан. С тех пор сотни подобных оксидов были синтезированы, чтобы показать сверхпроводящий эффект до 130 К, что намного выше температуры, чем точка сжижения азота, открывая большие надежды в перспективе крупномасштабного применения этих материалов для транспортировки энергии. Однако такие надежды были в значительной степени разочарованы из-за некоторых технических трудностей.
Для практического использования керамические сверхпроводники должны быть изготовлены в виде пленок или проводов с высоким качеством и чистотой. Различные зерна, которые составляют поликристаллическую проволоку, должны быть выровнены друг с другом, чтобы провод мог использоваться для практических целей. Кроме того, материал, который должен быть полезен, должен иметь возможность поддерживать сверхпроводимость даже при переносе интенсивного электрического тока и в присутствии магнитного поля.
Таблица 12.3. Легированные конструкционные стали
|
Продолжение табл. 12.3 Комплексная разработка электронного потока и вытекающих из него электрических токов является основой современной компьютерной техники. Электрический сигнал, который должен передаваться с высокой скоростью, должен быть преобразован в оптический сигнал, способный перемещаться в специальных системах управления, чистых силикатных волокнах и транспортироваться дистанционно. Преобразование электрических сигналов в оптические сигналы, и наоборот, усложняет необходимую технологию и замедляет процессы. Возможность интеграции генерации оптических и электрических сигналов в одно и то же устройство представляет большой интерес и лежит в основе оптоэлектроники.
|
Окончание табл. 12.3
|
Существенное значение для улучшения качества стали имеет химико-термическая обработка, т. е. процесс насыщения поверхности стали различными элементами с целью упрочнения се поверхностного слоя, увеличения поверхностной твердости, жаростойкости и химической стойкости.
К основным видам химико-термической обработки изделий из стали относятся:
Цементация - процесс насыщения поверхностного слоя углеродом, что улучшает его прочность и твердость;
Азотирование - процесс насыщения поверхностного слоя азотом, что повышает стойкость изделий к истиранию и атмосферной коррозии;
Алитирование - процесс диффузионного насыщения поверхностного слоя алюминием, что повышает стойкость к окислению при температурах 800-5-1000 °С;
Хромирование - поверхностное насыщение изделий хромом, что значительно повышает твердость, износостойкость и коррозионную стойкость в воде, азотной кислоте, атмосфере и газовых средах при высоких температурах.
Дальнейшее улучшение качества химико-термической обработки сталей развивается по двум направлениям: насыщение диффузионного слоя азотом и упрочнение деталей термоциклической обработкой в процессе насыщения. Основой новых технологических процессов стала нитроцементация со ступенчатым возрастанием расхода аммиака.
Толщина слоя при этом увеличивается до 1-2 мм и более, возрастает его твердость.
Чугуны. Серые чугуны представляют собой сплав железа, углерода и других металлургических добавок: кремния, марганца, фосфора и серы. Содержание углерода в чугунах колеблется от 2,8 до 3,7%, при лом большая его часть находится в свободном состоянии (графит) и только около 0,8-М),9% находится в связанном состоянии в виде цементита (карбида железа - РеС). Свободный углерод выделяется в чугуне в виде пластинок, чешуек или зерен. По микроструктуре различают:
Чугун серый - в структуре которого углерод выделяется в виде пластинчатого или шаровидного графита;
Чугун белый - в структуре которого углерод выделяется в связанном состоянии;
Чугун отбеленный - в отливках которого внешний слой имеет структуру белого чугуна, а сердцевина - структуру серого чугуна;
Чугун половинчатый - в структуре которого углерод выделяется частично в связанном, а частично в свободном виде.
Детали из чугуна изготавливают методом литья в земляных и металлических формах. Из чугуна получают детали сложной конфигурации, которые невозможно получить другими методами, например, ковкой или резанием.
Серый чугун является ценным конструкционным материалом, так как, имея сравнительно низкую стоимость, он обладает неплохими механическими свойствами.
Существенным недостатком серых чугунов является их низкая пластичность. Поэтому ковка и штамповка серого чугуна даже в нагретом состоянии невозможна.
Марки серых чугунов (СЧ) обычно содержат два числа: первое характеризует предел прочности на растяжение, второе - предел прочности на изгиб, например, СЧ 12-28; СЧ 18-36 и др.
Серые чугуны обладают низкой химической стойкостью, и детали из них не могут работать в агрессивных средах.
Для повышения качества чугуна его модифицируют различными модификаторами, которые воздействуют на процессы кристаллизации жидкого чугуна, изменяя его механические свойства.
Различают ковкий чугун и высокопрочный чугун. Ковкий чугун (КЧ) отличается от серого чугуна пониженным содержанием углерода и кремния, что делает его более пластичным, способным выдерживать значительные деформации (относительное удлинение КЧ составляет 3-10%). Высокопрочный чугун (ВЧ) является разновидностью ковкого чугуна, высокие прочностные характеристики которого достигаются модифицированием присадками магния и его сплавов. Ковкий и высокопрочный чугуны идут на изготовление коленчатых валов, цилиндров малых компрессоров и других фасонных тонкостенных деталей.
Широкое применение в химическом машиностроении имеют легированные чугуны, в состав которых входят легирующие элементы: никель, хром, молибден, ванадий, титан, бор и лр.
По суммарному содержанию легирующих добавок чугупы делят на три группы:
Низколегированные - легирующих добавок до 3%;
Среднелегированные - легирующих добавок о г 3 до 10%;
Высоколегированные - легирующих добавок более 10%.
Легирование позволяет существенно улучшить качество чугуна и
Придать ему особые свойства. Например, введение никеля, хрома, молибдена, кремния повышает химическую стойкость и жаропрочность чугуна; никелевые чугуны с добавкой меди (5-6%) надежно работают со щелочами; высокохромные (до 30% Сг) устойчивы к действию азотной, фосфорной и уксусной кислот, а также хлористых соединений; чугун с добавкой молибдена до 4% (антихлор) хорошо противостоит действию соляной кислоты.
Цветные металлы и их сплавы. Цветные металлы и их сплавы применяют для изготовления машин и аппаратов, работающих со средами средней и повышенной агрессивности и при низких температурах. В химической промышленности в качестве конструкционных материалов используются алюминий, медь, никель, свинец, титан, тантал и их сплавы.
Алюминий. Обладает высокой стойкостью к действию органических кислот, концентрированной азотной кислоты, разбавленной серной кислоты, сравнительно устойчив к действию сухого хлора и соляной кислоты. Высокая коррозионная стойкость металла обусловлена образованием на его поверхности защитной оксидной пленки, предохраняющей его ог дальнейшего окисления. Механические свойства алюминия в значительной степени зависят от температуры. Например, при увеличении температуры от 30 °С до 200 °С значения допускаемого напряжения на растяжение снижаются в 3-3,5 раза, а на сжатие - в
5 раз. Верхняя предельная температура применения алюминия 200 °С. Алюминий не стоек к действию щелочей.
Медь. Взаимодействие меди с кислородом начинается при комнатной температуре и резко возрастает при нагревании с образованием пленки закиси меди (красного цвета). Медь сохраняет прочность и ударную вязкость при низких температурах и поэтому нашла широкое применение в технике глубокого холода. Медь не обладает стойкостью к действию азотной кислоты и горячей серной кислоты, относительно устойчива к действию органических кислот. Широкое распространение получили сплавы меди с другими компонентами: оловом, цинком, свинцом, никелем, алюминием, марганцем, золотом и др. Наиболее распространенными являются сплавы меди с цинком (латуни), с оловом (бронзы), с никелем (ЛАН), с железом и марганцем (ЛЖМ), цинком (до 10% цинка - томпак; до 20% - полутомпак; более 20% - константаны, манганины и др.).
Свинец - обладает сравнительно высокой кислотостойкостью, особенно, к серной кислоте, вследствие образования на его поверхности защитной пленки из сернокислого свинца. Исключительно высокая мягкость, легкоплавкость и большой удельный вес резко ограничивают применение свинца в качестве конструкционного материала. Однако широкое применение в машиностроении нашли сплавы с использованием свинца в качестве легирующего компонента: свинцовая бронза, свинцовая латунь, свинцовый баббит (свинец, олово, медь, сурьма).
Никель - обладает высокой коррозионной стойкостью в поде, в растворах солей и щелочей при разных концентрациях и темперагурах. Медленно растворяется в соляной и серной кислотах, не стоек к действию азотной кислоты. Широко применяется в различных отраслях техники, главным образом для получения жаропрочных сплавов и сплавов с особыми физико-химическими свойствами. Никель-медные сплавы обладают улучшенными механическими свойствами и повышенной коррозионной стойкостью.
Никедьхромсодержащие жаропрочные сплавы. Никелевые сплавы, легированные хромом и вольфрамом, являются стойкими в окислительных средах. Никелевые сплавы с добавкой меди, молибдена и железа стойкие в неокислитсльных средах. Никель-медные сплавы с добавлением кремния стойкие в горячих растворах серной кислоты, а сплавы никеля с молибденом обладают повышенной стойкостью к действию соляной кислоты.
Титан и тантал. Титан химически стоек к действию кипящей азотной кислоты и царской водки всех концентраций, нитритов, нитратов, сульфидов, органических кислот, фосфорной и хромовой кислот. Однако изделия из титана в 8-10 раз дороже изделий из хромоникелевых сталей, поэтому применение титана в качестве конструкционного материала ограничено. Тантал химически стоек к действию кипящей соляной кислоты, царской водки, азотной, серной, фосфорной кислот. Однако не обладает стойкостью к действию щелочей.
Титан и тантал по механическим свойствам не уступают высоколегированным сталям, а по химической стойкости намного превосходят их. Эти ценные металлы находят широкое применение в химическом машиностроении как в чистом виде, так и в виде сплавов.
Неметаллические конструкционные материалы. Применение в химическом машиностроении неметаллических конструкционных материалов позволяет экономить дорогостоящие и дефицитные металлы.
Фторопласт (тефлон) - элементы конструкций из фторсодержащих полимеров обладают высокой стойкостью практически во всех агрессивных средах в широком интервале температур.
Углеграфитовые материалы ~ графит, пропитанный фенолфор - мальдегидной смолой, или графитопласт, - прессованная пластмасса на основе фснолформальдегидной смолы с графитовым наполнителем. Обладают высокой коррозионной стойкостью в кислых и щелочных средах.
Стекло и эмали. Стекло применяется в качестве конструкционного материала в производствах особо чистых веществ. Эмали - специальные силикатные стекла, обладающие хорошей адгезией с металлом. Промышленностью выпускаются чугунные и стальные эмалированные аппараты, работающие в широком интервале температур от -15 до +250 °С при давлениях до 0,6 МПа.
Керамика - выпускается кислотоупорный кирпич для футеровки химического оборудования, крупноблочная керамика для аппаратов башенного типа, например, в производстве серной кислоты. Кера - мические материалы обладают высокой устойчивостью ко многим агрессивным средам, исключение составляют щелочные среды. Трубопроводы из кислотостойкой керамики широко применяют для транспортировки серной и соляной кислот.
Фарфор - обладает высокой стойкостью ко всем кислотам, за исключением плавиковой. Недостаточно стоек к действию щелочей. Фарфор используется в качестве конструкционного материала в производствах, где к чистоте продуктов предъявляются повышенные требования.
Винипласт - термопластичная масса, обладающая высокой устойчивостью почти во всех кислотах, щелочах и растворах, за исключением азотной и олеума. Детали из винипласта надежно работают в интервале температур 0-40 °С и давлении до 0,6 МПа.
Асбовинил - композиция из кислотостойкого асбеста и лака, обладающая сравнительно высокой стойкостью к действию большинства кислот и щелочей в интервале температур от -50 до +110 °С.
Полиэтилен, полипропилен - термопластичные материалы, стойкие к действию минеральных кислот и щелочей при условиях:
Полиэтилен - температура от -60 до +60 “С, давление до 1 МПа;
Полипропилен - температура от -10 до +100 °С, давление до
Фаолит - кислотостойкая пластмасса с наполнителями: асбест, графит, кварцевый песок. Используют при температуре до 140 СС и давлении до 0,06 МПа. Фаолит стоек к действию многих кислот, в том числе серной (концентрацией до 50%), соляной (всех концентраций), уксусной, муравьиной (до 50%), фосфорной, а также бензола, но не стоек в растворах щелочей и окислителей.
Текстолит - по механической прочности превосходит фаолит и отличается высокой стойкостью к агрессивным средам, в том числе к кислотам - серной (концентрацией до 30%), соляной (до 20%),
Фосфорной (до 25%), уксусной (всех концентраций). Верхний температурный предел применения текстолита 80 °С.
Пропитанный графит - графит, полученный после прокалки каменноугольной смолы и пропитанный связующими смолами - фенол - форматьдегидными, кремнеорганическими, эпоксидными и др.
Вследствие хорошей теплопроводности пропитанного графита его широко применяют для изготовления теплообменников и трубопроводной арматуры. Пропитанный графит стоек во многих химически активных средах, в том числе в кислотах - азотной (низкой концентрации), плавиковой (концентрацией до 40%), серной (до 50%), соляной, уксусной, муравьиной, фосфорной. Некоторые сорта пропитанного графита стойки к действию щелочей.
Жаропрочный кислотостойкий бетон - применяется для бетонирования дниш башенного оборудования сернокислотного производства, дня изготовления фундаментов под оборудование. Надежно работает в условиях 900-1200 °С. В последнее время находят применение полимербетоны на основе органических смол, которые обладают высокой стойкостью к действию концентрированных кислот, щелочей, бензола, толуола и фторсодержащих сред.
Природные силикатные материалы: диабаз, базальт, асбест, хризотил, андезит обладают высокой кислотостойкостью, исключение составляет хризотил, который не стоек в кислотах, но устойчив к действию щелочей. Все эти материалы обладают хорошими физико-механическими свойствами и широко используются в качестве конструкционных теплоизоляционных и футеровочных материалов.
Это материалы, из которых изготавливаются детали конструкций (машин и сооружений), воспринимающих силовую нагрузку и отличающихся износостойкостью.
Длительный период в своем развитии человеческое общество использовало для своих практических нужд ограниченный круг материалов: дерево, камень, натуральные волокна, обожженную глину, стекло, железо и др. Промышленный переворот XVIII в. и дальнейшее развитие техники, особенно создание паровых машин и двигателей внутреннего сгорания, электрических машин и автомобилей, усложнили требования к материалам их деталей, к их прочности, температурной стойкости и т. п. В то время основными конструкционными материалами были сплавы на основе железа (см. Железо, сталь, чугун), меди (бронза, латунь), свинца и олова.
При конструировании самолетов от конструкционных материалов потребовалась высокая удельная прочность; широкое распространение получили древесные пластики (фанера), малолегированные стали, алюминиевые и магниевые сплавы. Дальнейшее развитие авиационной техники привело к созданию новых жаропрочных сплавов на основе никеля и кобальта, титановых, алюминиевых, магниевых сплавов, пригодных для длительной работы при высоких температурах.
С совершенствованием техники требования к конструкционным материалам все более усложняются. Так, судостроению необходимы стали и сплавы, хорошо поддающиеся сварке, коррозионностойкие, а химическому машиностроению - с высокой и длительной стойкостью в агрессивных средах. Ядерная энергетика использует конструкционные материалы, которые при наличии прочности должны удовлетворять еще одному требованию - малому поперечному сечению захвата нейтронов.
Существует огромное количество различных конструкционных материалов. По своей природе они подразделяются на металлические, неметаллические и композиционные.
К металлическим конструкционным материалам относится большинство марок стали. Сталь получают в конвертерах, мартеновских и электрических печах, а также способами электрошлакового переплава (см. Литье), вакуумирования и др. Чугун широко применяется в машиностроении для изготовления станин, коленчатых валов, зубчатых колес, цилиндров двигателей внутреннего сгорания и т. д.
Никелевые и кобальтовые сплавы сохраняют прочность при 1000-1100° С, выплавляются в вакуумно-дуговых, плазменных и электроннолучевых печах (см. Плазмотрон, плазменная технология, Электроннолучевая технология). Эти сплавы используются в авиационных и ракетных двигателях, паровых турбинах и др. Алюминиевые сплавы служат для изготовления корпусов самолетов, вертолетов, ракет, судов. Магниевые сплавы применяются в конструкциях летательных аппаратов, в автомобилестроении, в текстильной и полиграфической промышленности и др. Титановые сплавы, отличающиеся особенно высокой удельной прочностью и коррозийной стойкостью, используются в авиационной, химической промышленности, медицине и др. В различных отраслях техники нашли применение также сплавы на основе меди, цинка, молибдена, циркония, хрома, бериллия.
Неметаллические конструкционные материалы включают пластики, термопластичные полимеры, керамику, огнеупоры и др. Пластики на основе термореактивных, эпоксидных, фенольных смол и фторопластов, армированные (упрочненные) стеклянными, кварцевыми, асбестовыми и другими волокнами, применяются в конструкциях самолетов, ракет, энергетических и транспортных машин. Термопластичные полимерные материалы - полистиролы, полиамиды, фторопласты - используются в деталях электро- и радиооборудования и др.
Из керамических материалов изготовляют детали, работающие при высокой температуре. Резины на основе различных каучуков, упрочненные кордными тканями, применяются для производства покрышек или монолитных колес самолетов и автомобилей.
Современная техника продолжает предъявлять все новые требования к конструкционным материалам. Так, например, для уменьшения массы летательных аппаратов используются многослойные конструкции, отличающиеся одновременно легкостью, прочностью и жесткостью. Для многих областей техники необходимы материалы, сочетающие конструкционную прочность с высокими электрическими, теплоизоляционными, оптическими и другими свойствами.
В составе конструкционных материалов нашли применение почти все элементы таблицы Менделеева. Эффективность классических металлических сплавов достигается сочетанием особого легирования, высококачественной плавки и термической обработки.
В перспективе одним из методов получения эффективных конструкционных материалов будет широкое синтезирование их из элементов, имеющих предельные значения свойств, т. е. предельно прочных, предельно тугоплавких, термостабильных и т. п. Такие материалы получили название композиционных. При их изготовлении используются высокопрочные элементы (волокна, нити, нитевидные кристаллы, тугоплавкие соединения и т. п., составляющие армировку или наполнитель), связуемые матрицей из прочного и пластичного материала (металлических сплавов или полимерных материалов). Композиционные материалы по удельной прочности могут на 50- 100% превосходить стали или алюминиевые сплавы и обеспечивают экономию массы конструкции на 20-50%. Поэтому сейчас производству конструкционных материалов и улучшению их качества уделяется особое внимание.