Комплектующие        01.03.2019   

Роспись в стиле рококо. Выбираем мебель в стиле рококо. Каким должен быть пол в стиле рококо

Он более нежный и лёгкий. Линии мебели стали изогнутыми, а изысканные ткани наполнили интерьер романтикой.

Рококо - стиль для смелых и богатых людей, которые хотели бы, чтобы чувство праздника никогда их не покидало.

Почему стиль рококо так роскошен и привлекателен?

Считается, что стиль рококо должен создавать в доме атмосферу бесконечного наслаждения и беззаботности. Этому способствуют буквально все элементы дизайна: от декора до отделки и мебели.

Все мелочи должны очень хорошо между собой сочетаться и выполнять главное задание стиля - создавать ощущения праздника.

Большое количество золота и дорогих тканей постоянно напоминают гостям о богатстве и отличном вкусе хозяина, поэтому если вы не любитель вычурности, то лучше откажитесь от данного стиля, либо используйте лишь некоторые его аспекты в комбинировании с другими стилями. Как вариант, в стиле рококо можно оформить лишь одну комнату.

Как выбрать цветовую гамму, и какая отделка лучше всего подойдет стилю рококо?

Если говорить о цветовой гамме в стиле рококо, то предпочтение определенно отдается пастельным тонам. Это могут быть: лиловый, голубой, розовый, терракотовый, желтый и много других цветов.

В гостиных чаще всего преобладают холодные оттенки, а в спальнях более тёплые. На кухне можно использовать и вовсе яркие краски: красную, зеленую или синюю.

Отделке в стиле рококо нужно уделить особое внимание.

Стены обязательно должны быть украшены лепниной золотого либо белого цвета. Именно большое количество лепнины является одной из главных особенностей стиля.

Также стоит упомянуть об обоях из ткани, причем ткань должна быть дорогой и иметь цветочный рисунок или вензеля.

Потолок помещения в стиле рококо чаще всего окрашен в белый цвет и, как уже говорилось, богат на лепнину. Если же Вы оформляете квартиру и у Вас не особо высокие потолки, тогда лучше воздержитесь от каких-либо объемных элементов на них.

Для отделки пола лучше всего выбрать керамическую плитку. Допускается также деревянный паркет.

Мебель в стиле рококо элегантна и обладает изящными формами и изогнутыми линиями

Создавая интерьер в стиле рококо, выбору мебели нужно уделить немало времени.

Сегодня найти мебель в данном стиле не так уж и просто, но мебельные компании, как правило, все же смогут предложить вам несколько хороших вариантов.

Если Вам позволяют финансы, Вы можете поискать антикварную мебель, которая будет пропитана особым колоритом эпохи рококо.

В целом мебель должна обладать плавными формами, а особой её чертой, как и в стиле барокко, являются завитки и узоры.

Ножки стульев как правило резные и изогнутые. В обивке преобладают такие материалы как шелк, парча, бархат и особенно жаккард. В спальню в стиле рококо отлично впишется огромная кровать с балдахином.

Еще одним важным элементом интерьера всегда были ширмы. Они, как и остальная мебель, могут быть украшены резьбой и инкрустированы золотом.

Золото вообще должно присутствовать буквально во всех элементах интерьера.

Стоит также упомянуть о кухне в стиле рококо. Для её оформления Вам придется приложить больше усилий, поскольку найти кухонную мебель в данном стиле не так уж и просто.

Это должны быть шкафы, подобные сервантам с лепниной и золотыми завитками. Столешницу лучше всего выбрать из натурального камня или имитирующую его, но в целом стиль рококо не терпит имитаций.

Особое внимание уделяется обеденному столу. Он должен быть большой и иметь изогнутые ножки.

Аксессуары и текстиль - это неотъемлемый элемент интерьера в стиле рококо

При оформлении помещения в стиле рококо, аксессуарам и текстилю уделяется не меньше внимания, чем мебели и отделке, потому что главным его правилом является грамотная комбинация всех деталей интерьера.

Только при правильном сочетании всех мелочей, Вы сможете достигнуть нужного результата. Но если переборщить с аксессуарами, то Ваше жилье рискует превратиться в подобие музею.

Дизайнерами особо ценятся изделия из фарфора, позолоченного металла, а также предметы искусства.

На камине хорошо будут смотреться старинные часы и подсвечники. В гостиной можно увидеть много картин эпохи рококо в золотых рамах. Также популярна настенная живопись. Особого внимания заслуживают люстры.

Что касается текстиля, то, как уже говорилось, ткани должны быть исключительно натуральными и выглядеть богато.

На окнах хорошо смотрятся шелковые шторы с всевозможными лентами и рюшами, а самым главным элементом всегда будут ламбрекены. На шторах, как и на остальном текстиле должна присутствовать золотая вышивка и драпировка.

На кухне приветствуется большое количество фарфоровой посуды, которая размещается на виду.

Рококо в его современном исполнении предполагает меньшее количество аксессуаров и золотых элементов. В мебели так же преобладают более простые формы с лишь немногими деталями стиля.

В отличие от своего предшественника барокко, стиль рококо легко будет воплотить в маленьких квартирах, а также скомбинировать с другими стилями.

Если Вы любите роскошь и хотите создать в своем доме атмосферу вечного праздника - смело выбирайте стиль рококо!

Рококо – самый загадочный, уникальный стиль, господствовавший во времена французской аристократии. Это не просто стиль, а образ жизни и мышления высшего класса, в котором сконцентрировались особенности национальной психологии. Рококо – порождение исключительно светской культуры и, прежде всего, королевского двора. Причудливый и кокетливый, стиль рококо живёт и сейчас в интерьерах современных европейцев, довольствующихся роскошью и богатством.

История возникновения

Французское слово rococo произошло от rocaille – т.е. «осколки раковины». Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г.г.). Именно в это время Франция становится богатой, роскошной страной, законодательницей мод, и занимает ведущее место в художественной и культурной жизни Европы. Вдохновителем стиля рококо считается Жан-Луи-Эрнест Месонье́, поскольку именно в его творениях впервые появились ассиметричные формы и необычные контуры причудливо изогнутой морской раковины.

До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Считалось, что это барокко . Однако, являясь логическим завершением тяжеловесного барочного искусства, рококо трансформировал некоторые его идеи в нечто принципиально новое, непохожее на искусство своего предшественника. Таким образом, рококо, начавшись, как эволюция барочного направления, со временем стал самостоятельным художественным стилем, в какой-то мере даже антиподом искусства барокко.

Изначально rocaille – это способ декорирования интерьера садовых гротов, фронтальных чаш, а «рокайльщиком» называли мастера, работающего в этой сфере. Постепенно термин просочился во все виды искусства, однако в большей мере стиль рококо выразился в интерьере.

Для живописи и скульптуры характерны в основном эротические, мифологические и пасторальные сюжеты. Первым мастером картин в стиле рококо стал Ватто, в дальнейшем искусство развивается в творчестве Буше и Фрагонар. В рамках стиля развитие получил такой вид живописи, как . Ярчайшим представителем в скульптуре явился Фальконе, его бюстами и статуями украшались интерьеры.

Музыкальный стиль рококо в чистом виде проявил себя в творчестве великих французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Рамо. В этой манере работают сейчас современные музыканты: Андре Кампра, Марин Маре и др.

Эстетика рококо сыграла важную роль и в других европейских странах: более всего в Австрии и Германии, чуть меньше – в Италии, Англии (роскошный ), Испании.

В России рококо развивалось под влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Фальконе, Рослин). Также под этим влиянием в России работали такие великие мастера, как Растрелли, Ринальди (постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, Рокотов, Левицкий.

Именно в эпоху рококо произошёл расцвет графики.

Главные черты и особенности стиля рококо:

  • камерная декоративность;
  • изящество и лёгкость;
  • пастельные тона;
  • деталь как основной художественный приём;
  • сюжеты из мифов и пасторалей;
  • лепнина, орнамент, позолота (для интерьера)

Современное направление

Сегодня стилистика рококо проявляется главным образом в дизайне интерьеров. В нынешних условиях завитки и рокайли, присущие рококо, слегка упразднены; сейчас они присутствуют в основном на мебели, зеркалах и аксессуарах. Современную версию этого искусства можно , а скудность украшений сегодня – это дань моде, имеющей урбанистическую направленность.

Сегодня дизайнеры интерьеров в основном используют стиль рококо не в чистом виде, а в комбинации , главным образом мешая с барокко и . Искусство рококо в основном представлено только в деталях. В современной версии уже нет той нежной палитры оттенков, гармонирующих с золотом и серебром. Нынешние интерьерные решения – это более яркие стены, на фоне которых контрастирует светлая мебель. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: , плиткой (для кухни и ванной). На древесном ламинате интересно смотрятся мягкие шкуры животных, что тоже является комбинацией классики и рококо.

Главное для современного рококо – это атрибуты и аксессуары: торшер с подвесками из хрусталя, зеркала, канделябры, которые подчеркнут настроение той эпохи.

Смешение стилей можно наблюдать сегодня и в моде. Экстравагантные наряды подобной направленности впервые в XX веке продемонстрировали мастера одежды Dolce & Gabbana. Отличительной чертой их нарядов стали многообразность покроя одежды, применение всевозможных аксессуаров, преобладание красных, серых, золотых оттенков.

В наши дни модельеры успешно внедряют стиль рококо, используя красивые платья, украшенные стразами, бантами, бисером, золотом, кружевами и вышивкой. Бусы, ожерелья, массивные серьги, новые технологии вышивки металлической нитью, сложные манжеты, веера, шляпки с перьями – всё это в тренде сегодняшнего дня. Наряды в стиле рококо, очень пышные, помпезные и в то же время изящные и привлекательные, пользуются сегодня большим спросом.

Архитектура

Центром формирования новой культуры XVII столетия становятся не дворцы и грандиозные ансамбли, а небольшие нарядные салоны рококо. Новый стиль (в отличии от ) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности. Архитектура стремится стать лёгкой, игривой, красочной, приветливой. На смену усадебному замку приходит небольшой городской особняк, утопающий в зелени пышных садов. Вместо огромных залов в них размещаются нарядные салоны и будуары, в которых проводит время французская знать.

Планировка зданий отличается ассиметричностью; помещения в них круглые, овальные, восьмиугольные. Попытка избежать резких прямых углов бросается сразу же в глаза. Даже линия соединения стен маскируется орнаментом. Плоскость стены зачастую дробится, углубляется, и комнаты тем самым получают причудливую форму.

В целом стиль рококо не так сложен, как , и не привнёс никаких новых конструктивных элементов в архитектуру, а только украсил старые образцы своей декоративностью и нарядностью. Китайские домики, скрытые павильоны, укромные гроты, салоны и будуары, уютные нарядные помещения – это то новое, чем отличилась архитектура эпохи рококо. А главное внимание стиль рококо сосредоточил на декорировании интерьеров.

Интерьер

Стиль рококо прежде всего ориентирован на комфорт и уют интерьера. В убранстве комнат лежит печать доведённой до предела утончённости. Характерные черты интерьера помещений:

  • изогнутые линии и ассиметричные формы;
  • большая декоративная нагруженность;
  • грациозная орнаментальность;
  • большое внимание к мифологии;
  • множество миниатюрных предметов прикладного искусства.

Цветовая гамма

Приоритетные цвета – приглушённые, пастельные: жемчужный, серебристый, перламутровый, бледно-охристый, пастельно-розовый, зеленоватый и бледно-голубой. На фоне прозрачных, светлых красок интересно и причудливо смотрятся ажурные формы и сложный орнамент рококо. Всё вместе рождает праздничное, феерическое зрелище.

Материалы

Для мебели в стиле рококо используется дерево, в основном орех и липа, так как эти породы прекрасно поддаются резьбе. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Фарфор, керамика, золото – эти материалы просто созданы для экстравагантного и роскошного искусства рококо. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина».

Полы и стены

Потолок в стиле рококо – это произведение искусства. Он светлый, однотонный, но обязательно с лепниной, которая может быть украшена позолотой. Потолочные фрески смотрятся богато и удивительно красиво. Дополнением к декору потолка служит большая хрустальная люстра с большим количеством плафонов.

Оригинальность стен проявляется в том, что они не имеют углов. Вместо них – изощрённые изогнутые линии, украшенные орнаментом и элементами лепнины. Для отделки стен используются китайские обои различной фактуры с цветочным орнаментом. Возможны и крашеные стены, с добавлением шёлка и глянца.

В качестве напольного покрытия применяются дерево и мрамор, а также плитка и керамика. Характерная деталь полов в стиле рококо – это блеск, который должен бросаться в глаза. Яркие, красочные ковры сделают интерьер ещё уютнее.

Оконные, дверные проёмы, декоративные панно над ними – закруглённой формы.

Мебель

Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Волнообразный декор, изогнутые ножки кресел и диванов сочетаются с нежной расцветкой обивки. В изобилии используются различные скамейки, кушетки, маленькие диванчики, секретеры и комоды. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). В качестве мебельного декора применяются специальные накладки с узорами и резьбой, покрытые бронзовой краской. Богатство украшений на мебели в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, фигурок птиц только подчёркивает стиль.

Декор и аксессуары

Камерность – это главное для стиля рококо. Никаких пугающих трофеев, алебард, шпаг и мушкетов. В обстановке должно быть всё, что приятно глазу, что вызывает удовольствие. Легкомысленная эпоха рококо утопала в иллюзии вечного праздника, рассматривая себя в венецианских зеркалах будуаров. Их размещали повсюду: на стенах и потолках, ставнях и створках комодов.

Мода рококо оставила самый заметный след в предметах интерьера и аксессуарах. Именно в эту эпоху возникает идея целостного ансамбля в оформлении интерьера: стилевого единства здания, декора стен, потолков и мебели. Рокайль (завиток) и картель (композиция из рокайлей) – основные черты стиля.

Обязательный атрибут интерьера рококо – камин, отделанный натуральным камнем. Он должен быть заставлен различными вещицами: часами, канделябрами, фарфоровыми безделушками. Обычно над камином расположено зеркало в богатой позолоченной раме или картина.

Изобилие аксессуаров – неотъемлемая часть рококо. Здесь и различные фарфоровые статуэтки, и гобелены, картины и зеркала, подушечки и пуфы, расшитые шёлком, ширмы. Все эти приятные мелочи придают уют и комфорт помещению. Новшество дизайна – аквариум с рыбками.

Рококо в интерьере: видео

Выводы

Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Атрибуты рококо легко впишутся даже в небольшую комнату, сделав её уютной, по-домашнему тёплой. Цветочные скатерти, обои, занавески, подобранные в тон обивки мебели, различные вещицы из фарфора и керамики украсят любое помещение, будь то спальня или гостиная, кабинет или столовая. А если в интерьере появятся предметы мебели в этом стиле да ещё и лепнина на потолке и стенах, – комната будет выглядеть роскошно и изысканно.

Минимализм, как отдельный стиль интерьера, также имеет и этнические особенности в зависимости от страны, в котором он развивается ( , японский минимализм, китайский). Также и стиль рококо под влиянием разных культур имеет свои особенности, как пример, .

Рококо - стиль в искусстве и архитектуре, который ведет свою историю с начала XVIII столетия. Это течение отличает особая грациозность, легкость, а идейной основой является красота, неувядающая молодость, галантное изящество. Наиболее ярко проявился стиль рококо в интерьере. Характерные черты самого «нарядного» стиля - тяготение к всевозможным «женским штучкам» (украшениям, статуэткам, роскошным тканям, плавным линиям, приглушенным тонам), повышенное внимание к подбору мельчайших деталей, а также стремление к тому, чтобы каждый штрих был доведен до совершенства.

Рококо - ближайший родственник помпезного итальянского барокко, который также поклоняется роскоши и охотно выставляет её напоказ. Но у рококо имеются существенные отличия. Его эстетика требует смягчать демонстрацию богатства и любые проявления экспрессивности. Богатство – окрашивая в нежные пастельные тона, экспрессивность - отдавая дань изяществу, лёгкости, игривости. Кроме того, рококо - это отказ от величия, монументальной торжественности, тёмных красок барокко в пользу лёгкости, чувственности, ненасыщенных светлых тонов. Поэтому рококо принято одновременно считать и логическим завершением тяжеловесного барочного стиля, и его художественным антиподом.

История стиля

Стиль зародился во Французском королевстве во времена, когда регентом при малолетнем короле Людовике XV состоял Филипп Орлеанский. Размышляя о французах той эпохи, А. С. Пушкин отмечал их «вольное легкомыслие», «безумство», стремление к роскоши, с которыми ничто не могло сравниться. Не удивительно, что именно в этот период появляется игривое, изящное течение помпезного барокко - стиль рококо, который находит применение, прежде всего, в обустройстве особняков французской знати (гостиных, будуаров, спален). На появление нового течения, конечно же, повлияли изменения философских взглядов. Но главным стимулом для его развития стала не философия, а образ жизни, вкусы, привычки представителей аристократических семейств.

Родившись во Франции, рококо быстро набирал популярность в других странах. Этому содействовали французские художники, которые работали за границей. Помогали распространению стиля и французские архитекторы, публиковавшие свои проекты за пределами родной страны. Наивысшего расцвета рококо, вобравший в себя элементы барокко, достиг в Австрии и Германии. Англия тоже не избежала влияния модного стиля, проявившегося более всего в прикладных искусствах, таких как инкрустация мебели, производство изделий из серебра. Стоит заметить, что развитие стиля рококо отразилось на многих отраслях производства художественных изделий. Особое отношение к нему сложилось у производителей фарфора.

Рококо не сдавал своих позиций, оставаясь на пике популярности, вплоть до самого конца XVIII столетия. Галантный стиль, превосходно сочетавшийся с легкостью нравов и непреходящим праздничным настроением, которые царили во времена правления Людовика XV, господствовал недолго, но оставил заметный след в искусстве украшения интерьера.

Для каких помещений подходит стиль

Поклонники стиля рококо встречаются и сегодня. Как правило, это склонные к мечтательности утонченные натуры, которые предпочитают аристократизм и изысканность во всём. Безусловно, не многие из них могут полностью воплотить поистине королевскую роскошь данного направления искусства. Больше шансов добиться успеха имеют утонченные особы, владеющие просторными загородными домами. Однако даже таких счастливчиков стилисты сдерживают, призывая не увлекаться чрезмерно, не стремиться к оформлению всего строения в стилистике давно минувших времен. Во-первых, результатом кропотливой, нелёгкой работы может стать нечто, более напоминающее исторический музей, а не уютный дом-мечту. Во-вторых, обустройство помещений в духе галантного века потребует довольно внушительных финансовых вложений. Отделочные материалы, эксклюзивная мебель, светильники, прочие элементы декора - всё это стоит недёшево.

Но добиться успеха несложно, если применять концепцию рококо в нескольких помещениях - гостиной, детской, спальне, ванной, либо включать отдельные элементы стиля в интерьер любой комнаты. Специалисты рекомендуют исключить из списка преображаемых комнат рабочий кабинет. Здесь должен царить созидательный, бодрый настрой, а не расслабляющая чувственная атмосфера, навевающая приятные мысли об отдыхе, неге, блаженстве.

Бытует мнение, что территория доминирования рококо – загородные дома, а ограниченные квартирные рамки практически не позволяют вместить всё, что требует стилевое направление. Но так ли это? Практика показывает, что аристократичный, невероятно эффектный и, вместе с тем (если проявить смекалку) достаточно бюджетный стиль рококо доступен жителям обычных городских квартир. Ведь современная интерпретация этой стилистики несколько упрощена, а при возникновении трудностей всегда можно рассчитывать на помощь профессионалов.

Цветовая гамма интерьеров и узоры

В цветовой палитре доминирует приглушенная, пастельная гамма: оттенки жемчуга, бежевые, розовые, светло-зелёные, фисташковые, лиловые, небесно-голубые тона в сочетании с позолотой и базовым цветом - белым. Акварельные, размытые цвета наполняют помещение спокойствием, обращают к миру чувств, фантазии, тонких, едва уловимых оттенков настроения.

Это интересно! Главный элемент орнаментального убранства в стиле рококо напоминает завиток раковины. Он носит название «рокайль». Французское слово rocaille переводится как «скальный». Изначально этим термином обозначали ракушки, окаменелости, обломки скал, прочие детали, имитирующие природные элементы, которые использовались для декора парковых павильонов-гротов и фонтанных чаш. Со временем все объекты, напоминающие морскую раковину, неровную жемчужину или камень, из-за необычной, извивающейся, причудливой формы стали называть rocaille. Само название стиля рококо связано с упомянутым термином.

XVIII столетие несколько обновило принципы декорирования помещений. Широко использовались следующие узоры:

  • гирлянды из переплетающихся стеблей, листьев, развивающихся лент;
  • причудливые орнаменты с обезьянками и детскими фигурками;
  • изображения мифологических персонажей - нимф, фавнов.

Оформление стен

Интерьеры рококо во все времена поражали легкостью, красотой, изысканной роскошью. Такое впечатление создавалось с помощью резных панелей, тканевых обоев, объемных драпировок, шпалер белых, нежно-розовых, голубых оттенков. Как правило, на стенах отсутствовали прямые линии, использовался лепной художественный узор - разбросанные с лёгкой небрежностью цветочные композиции, витиеватые завитки, переплетения, причудливые виньетки, ракушки. Декоративные композиции занимали все стены, включая плоскости над полукруглыми дверными и оконными проёмами.

Современное оформление невозможно без использования обоев - шелковых, плотных глянцевых, а также без декорирования ткаными вставками, венецианской штукатуркой. Иногда стены разделяются горизонтальной линией на две части. Нередко применяется такой вариант отделки, когда верхнюю часть обтягивают тканью, а нижнюю - оклеивают качественными обоями.

Непременно используются фрески, причудливо обрамлённые картины и зеркала. Зеркала обычно располагают одно против другого или в простенках между окон, что визуально расширяет помещение. Но одним этим роль зеркал не ограничивается. Призрачная игра отражений создает особую полусказочную атмосферу, где иллюзорный мир переплетается с реальностью.

Особенности оформления стен - закругленные углы, а также, незаметная линия стыка между стеной и потолком. Плавный переход от настенного узора к потолочному оформлению обеспечивает вспомогательная декорация, так называемая падуга. Это разновидность перекрытия между стеной и потолком, основное назначение которого - сглаживание углов. Обычно падуга декорируется лепниной, покрывается позолотой. Иногда для создания более строгой атмосферы на ажурный узор на падуге наносят серебряную краску.

Дизайн потолка

Интерьерный стиль рококо предполагает однотонное оформление потолка либо украшение яркими фресками. В качестве декора используется лепнина в тон отделки, чаще с позолотой. Композицию гостиной или столовой, где делается максимальный акцент на потолке, должна завершать парадная люстра - изящная, хрустальная, со сверкающими подвесками или имитацией каскада свечей. На потолках детской и спальни уместно небольшое количество лепных украшений, а также не слишком броская люстра.

Оформление пола

Пол в интерьере рококо непременно дорогой и броский. Идеальным вариантом напольного покрытия является надежный и долговечный художественный паркет. Изящество рисунков этого покрытия дарит ощущение комфорта, достатка, утонченного аристократизма. Интерьеры рококо не менее гармонично смотрятся, если пол выполняется из мрамора или покрывается керамической плиткой, воссоздающей мраморный узор. Важно, чтобы поверхность отражала элегантную мебель и изысканный декор. Эффект роскоши и уюта в одном флаконе достигается с помощью небольшого расписного ковра. Этот предмет обстановки уместен повсюду, но детская и спальня - наиболее подходящие для него места.

Особенности выбора текстиля

Обилие тканых изделий - одна из особенностей интерьера этого стилевого направления. Поэтому при оформлении окон приветствуются замысловатые конструкции из нескольких слоёв ткани. Залог успеха - шторы из натурального шелка, свободно спадающие до пола. Эффекта дворцовой роскоши помогают достичь укладка ткани волнами, струящимися складками, украшение бантами, бахромой, рюшами, лентами, вышивкой, аппликациями. Для стиля рококо подходят мебельные чехлы и скатерти с вычурной, сложной отделкой.

Освещение

Роскошная хрустальная люстра эксклюзивного дизайна - настоящая изюминка интерьера гостиной. Эстетика стиля рококо требует, чтобы этот осветительный прибор, помимо выполнения основной функции, демонстрировал элитарность дома, степень респектабельности, отменный вкус его хозяев. Что касается спальни, то здесь вполне уместна будет небольшая лампа с кружевным абажуром или интересной формы плафон.

Внимание! Интерьер рококо требует игры света и теней, таинственного полумрака, столь необходимого для создания чувственной и интимной обстановки. Поэтому в помещении обязательно должно найтись место для бра, торшеров, старинных канделябров.

Усилить освещение комнаты, не теряя при этом колорит галантного века, можно с помощью нехитрого приёма. Достаточно разместить светильники рядом с зеркалами, либо напротив них. Хотите окунуться в пленительную эпоху красивых чувств? Зажгите свечу в золоченном или фарфоровом подсвечнике. Пусть зеркало в умопомрачительной овальной раме отразит её колеблющееся пламя.

Мебель эпохи Людовика XV

Все мебельные изделия XVIII столетия отличались изящными формами и плавными линиями. Для их изготовления использовались дорогие породы древесины: клён, палисандр, красное дерево, орех, лимон. Мягкая мебель обивалась шелком, парчой, бархатом. Однако мастера заботились не только о качестве мебели. Предметы для отдыха, неги, наслаждения они превращали в оригинальные произведения искусства, которые стремился приобрести каждый уважающий себя горожанин. В эпоху рококо считались модными низкие стулья, глубокие диваны и кресла, которые объединяла общая черта - изогнутые ножки и спинки, украшенные резным ажурным узором. На обивке этих изделий красовались замысловатые изображения виноградной лозы, цветочной гирлянды, ромбовидной сетки, романтической сцены.

Фигурные ножки, декорированные инкрустацией, искусной резьбой, бронзовыми накладками и позолотой, поддерживали элегантные кушетки, лаковые комоды, скамеечки, секретеры. В будуарах светских модниц заняли почетные места неизвестные ранее шкафчики для бумаг - картоньерки. Вновь стали актуальными небольшие столики с круглой столешницей, основой которой служили черные фигурки невольников-мавров. В эпоху рококо эти изделия стали именовать геридоны. Так назывались провансальские баллады, воспевавшие бесстрашие рабов.

Обязательными элементами в оформлении помещений являлись шкафы и комоды. В эпоху Людовика XV эти изделия утратили стандартную прямоугольную форму. Отныне они наглядно демонстрировали высочайший уровень мастерства своих создателей. Шкафы в стиле рококо отличались лаковыми поверхностями, волнистыми линиями, тонкими кружевными узорами по закругленным краям, а также аккуратными ручками, инкрустированными слоновой костью и самоцветами.

Спальня в стиле рококо немыслима без просторной кровати с огромным, искусно оформленным изголовьем. В XVIII столетии это великолепие дополнялось балдахином и резными столбиками. При желании подобный интерьер не сложно воссоздать и в наше время. Для полного погружения в мир дворцовой роскоши необходим ещё один утонченный и невероятно женственный предмет интерьера в стиле рококо. Речь идет о передвижной ширме с богатой росписью.

Использование предметов декора

Базовым элементом, с которого начинается оформление гостиной, является невысокий камин. От дизайна этого роскошного предмета во многом зависит то, как будет выглядеть убранство помещения. Чаще всего используются камины рококо, выполненные из бежевого или белого мрамора. Благородство внешнего вида изделия можно усилить, разместив на каминной полке канделябры со свечами, вазы, статуэтки, часы. Над камином рекомендуется развесить большие зеркала в эффектных рамах, а рядом поставить миниатюрный столик и кресла.

Не следует забывать об аквариуме. Именно эпоха рококо превратила прозрачное вместилище для рыбок в элемент декора. Помним и про милые безделушки: шкатулки, фарфоровые статуэтки, фигурки из слоновой кости. Они оживляют интерьер, символизируют достаток и беззаботность, а эти категории приветствуются стилем рококо. Для мягкой мебели тоже существуют украшения - маленькие подушки, всевозможные накидки, валики.

Одно из стилевых требований - обязательное присутствие в помещении антикварных вещей и предметов, стилизованных под ушедшие столетия. К примеру, гостиную могут украшать бронзовые часы, художественные панно, хрустальные вазы, столовые фарфоровые сервизы. Все это обогащает интерьер и формирует атмосферу аристократичной старины.


Исторические стили – неисчерпаемый источник для создания интересных и выразительных интерьеров помещений. Гостиная в стиле рококо – один из примеров яркого и насыщенного оформления пространства комнаты, в которой сочетаются роскошь дворца и изящная утонченность.

Легкий, игривый рококо возник во Франции при Людовике XV и украсил собой весь XVIII век. Рококо – это уход в мир фантазий и грез, интриг и чувственности, хрупкости и манерности.

Эмоциональная заразительность этого стиля позволила ему подчинить себе все виды искусства, проникнуть во внутреннее пространство дома и даже стать выражением определенного образа жизни.

В отличие от предшествующего помпезного и напыщенного стиля барокко рокайльный стиль жизнерадостен и приветлив. Ему присущи:

  • пристрастие к изысканным и причудливым формам;
  • утонченность;

  • грациозность;
  • атмосфера приватности и изощренной чувственности;

  • интимность;
  • затейливость;

  • импровизация;
  • пасторальность;
  • восточные (китайские и японские) мотивы;
  • камерность.

Рококо характеризует настроения, царившие в придворных и аристократических кругах почти всех европейских стран в XVIII веке: капризность, интриги, стремление к удовольствиям и удовлетворению малейших прихотей, всепоглощающее веселье.

XVIII век закончился для французской аристократии довольно печально: многие из них сложили головы (причем в буквальном смысле) у подножия революционной гильотины. Однако рококо выжил и до сих пор радует своим изяществом, легкостью и игривостью.

Интерьеры в стиле рококо отличают:

  • причудливые и изысканные линии;
  • обилие декора: вытянутых и грациозных колонн, затейливого лепного орнамента из раковин, завитков, маскаронов, арабесок, цветочных гирлянд;

  • атмосфера комфорта и уюта;
  • сочетание пастельных светлых тонов с белоснежными и позолоченными деталями;

  • большое количество безделушек и мелких предметов;
  • обилие зеркал в великолепных золотых рамах;

  • наличие богато декорированного камина, где на каминную полку устанавливают канделябры, фарфоровые статуэтки и другие безделушки, а над камином уместно большое зеркало в позолоченной раме;
  • легкая, светлая, изящная мебель с изгибами, закругленными углами и позолотой, туалетные столики с зеркалами и множеством ящичков, секретеры и бюро с потайными отделениями, канапе, шезлонги, глубокие кресла с приставными пуфиками, кушетки, мягкая мебель располагает к неге и приятному отдыху.

Интерьер в стиле рококо демонстрирует роскошь и богатство отделки, однако вместе с тем в нем уютно и комфортно.

Гостиная комната в стиле рококо предназначена для светских бесед в доверительной атмосфере, приятного времяпрепровождения с близкими родственниками и друзьями.

Весь интерьер комнаты должен располагать к откровенности, создавать условия для тесного, приватного общения. Большую роль в этом играет правильно расположенная мебель.

Важно! Мебель в гостиной должна размещаться небольшими группами в разных частях комнаты и создавать своеобразные центры притяжения.

В такие группы входят стол, диван, канапе, кресла или стулья. Все вместе они составляют единую композицию. Таким образом в гостиной можно организовать несколько комфортных мест для тесного общения. Но такая расстановка мебели возможно только в просторном помещении.

Гостиная в стиле рококо должна быть светлой и просторной.

В цветовой палитре нужно отдавать предпочтение пастельным светлым тонам и цветам:

  • белому;
  • розовому;

  • светло-зеленому;
  • голубому;

  • перламутровому;
  • жемчужному;

  • нежно-лиловому;
  • лавандовому;

  • светло-фиолетовому;
  • золотисто-желтому;

  • кремовому;
  • кофейному;

  • фисташковому.

Огромную роль в декоративной выразительности стиля рококо играет позолота. Она присутствует практических во всех элементах украшения.

Совет: нужно помнить, что хотя рококо роскошный и великолепный, следует соблюдать меру и не превращать гостиную в музей.

В отделке стен используется и штукатурка, и бумажные обои. Самый дорогой вариант – обивка стен роскошной тканью, например, шелком. Удачным решением для гостиной будет создание в стенах отдельных ниш. С их помощью пространство комнаты делится, образуются интересные акценты, создается дополнительный объем. Ниши можно оттенить лепниной или обивкой другого цвета.

Очень часто стены украшают резными панелями, рельефным орнаментом, гобеленами, картинами и фресками на мифологические и пасторальные сюжеты.

Для декора потолка используют лепнину, ручную роспись античной или жанровой тематики. Посередине потолка уместна изящная люстра с лампами в виде свечей.

При отделке пола самый лучший вариант – паркет из ценных пород дерева. Возможна и керамическая плитка.

Важно! Помещение гостиной должно быть хорошо освещенным, с большими окнами.

Для этих целей в современном интерьере используются люстры, настольные лампы с большими плафонами, настенные бра, канделябры со свечами.

Окна в гостиной в стиле рококо декорируются причудливо драпированными шторами. Однако занавески не должны быть тяжелыми и массивными, загораживающими свет.

Предметы интерьера и декора

Рококо – изысканный, утонченный и праздничный стиль. При создании интерьеров в этом стиле необходимо учитывать малейшие нюансы и использовать самые изощренные приемы. Гостиная в стиле рококо должна производить впечатление пластического единства всех форм и частей комнаты, где каждый предмет занимает свое место и находится в гармоничной взаимосвязи с другими вещами.

Ключевой элемент гостиной – небольшой камин, отделанный природным камнем. На каминной полке демонстрируются статуэтки, вазы, часы и другие предметы декора.

Еще одна выразительная примета стиля рококо – большое количество разнородных вещей и деталей, составляющих единое целое. Среди предметов интерьера и декора в гостиной в стиле рококо обязательно должны быть:

  • картины;
  • фарфоровые изделия;

  • вазы с цветами;
  • шкатулки и другие предметы, стилизованные под эпоху рококо;
  • большие зеркала в золоченых резных рамах;
  • обилие свечей;

  • роскошный текстиль;
  • причудливые ширмы;
  • предметы в восточном стиле.

Особый акцент в оформлении гостиной в стиле рококо ложится на мебель. Она должна быть светлой, легкой и изящной, с гнутыми тонкими ножками.

На заметку! Аутентичная мебель изготавливалась из ценных пород дерева, отделывалась дорогими тканями – шелком, парчой.

Ее украшали резьбой и позолотой, бронзовыми накладками. Образцом мебели в стиле рококо служит мебель, созданная выдающим мастером Томасом Чиппендейлом. Ее отличает сочетание элементов французского и английского рококо с мотивами, позаимствованными из Китая.

Среди обязательных предметов меблировки гостиной комнаты в рокайльном стиле должны быть небольшие диваны, канапе, кушетки, кресла, маленькие столики.

Для оформления интерьеров в стиле рококо требуются большие усилия и значительные финансовые вложения. Чаще всего в таком стиле создают гостиные в особняках и больших загородных домах.

Мне нравится

Введение


«Стиль рококо - распространение, формы и средства воплощения в разных видах искусства» - одна из интереснейших тем на сегодняшний день.

За стилем барокко следует стиль рококо. Рококо предпочитает лёгкость и изящество в то время как барокко тяготеет к монументальной торжественности,. Тёмные цвета и тяжёлая позолота сменяются светлыми пастельными тонами - голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей. Стиль рококо зарождается во Франции и распространяется в Италии, Германии, России, Чехии и других странах Европы. Характерными чертами живописи того времени являются эротика, легкие пастельные тона, главными темами - галантные празднества, пастушеские мотивы, обнаженная натура. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж.М. Натье, Ф. Буше, Ж.О. Фрагонар.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы - рассмотреть стиль рококо - распространение, формы и средства воплощения в разных видах искусства.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Исследовать рококо как стиль в искусстве.

На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о средствах воплощения рококо в различных видах искусства

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.


Глава 1. Рококо как стиль в искусстве


1.1 Общее представление о стиле рококо


Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины,- его главный признак. Искусство рококо - это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками.

Рококо - изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Характерными чертами интерьера в стиле рококо являются изысканность, грациозный орнамент, большая декоративная нагрузка композиций и интерьеров, большое внимание к мифологии, комфорту, эротическим ситуациям, создание иллюзорного мира, наполненного атмосферой тепла, уюта, комфорта и изящества. Философия рококо - это мир будуара, игры карнавала. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания - белое с голубым, зелёным или розовым и, конечно же, золото.

Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый Антуан Ватто, давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля.

В интерьерах появляются передвижные ширмы, которые зрительно изменяют пространство, гобелены с изображениями пагод, цветов, людей в китайской одежде, изысканные орхидеи, знаменитый китайский фарфор, аквариумные рыбки, тонкоствольные деревья и изящная лакированная мебель китайских мастеров, словно созданная для рококо.

Основные элементы стиля Рококо:

·эротизм, камерность и уютность помещений, несимметричность композиций, изысканность форм;

·скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты;

·идеал стиля: женщина-подросток;

·материалы: дерево, позолота, текстиль, зеркала, бронза, хрусталь;

·богатая цветовая палитра: пастельные тона, жемчужная гамма, сочетание салатового и розового, бледно лиловые и мраморные оттенки;

·лепнина, позолоченные орнаменты, резные панели, зеркала;

·большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций;

·мелкий стилизованный тонкий рельефный орнамент в виде переплетений, гротесков, завитков, выпуклых щитов, и рокайля - орнамента в виде ракушек;

·небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане, динамичные ассиметричные формы.


2 История стиля рококо


Стиль рококо зародился во времена регентства во Франции (1715-1723) достигнув своего апогея при Людовике XV, перейдя в другие страны Европы и господствуя в них до 1780-х годов. Стиль рококо это продолжение стиля барокко, его видоизменение. Этот стиль не внёс в искусство никаких конструктивных элементов, он пользовался старыми, при этом не стесняя себя при их применении никакими традициями для достижения декоративного эффекта.

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Наивысшее своё развитие стиль рококо получил в Баварии.

Стиль рококо зародился во Франции во времена кризиса абсолютизма, отразив тяготение к бегству от действительности в идиллический и иллюзорный мир театральной игры, а также свойственные аристократии гедонистические настроения. Рококо - это порождение исключительно светского двора, культуры, а также французской аристократии. Тем не менее, оно смогло не только оставить свой след в искусстве, но и оказать влияние на дальнейшее её развитие.

Большинство построек рококо - это частные дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты в них не располагались анфиладой (как в XVII в.), а образовывали ассиметричные композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и быта аристократической верхушки.

Философию стиля Рококо определяли женщины - фаворитки короля: маркиза де Помпадур, мадам Дюбарри, Мария Лещинскя. Рококо считает главным в жизни праздник, утонченное наслаждение и любовь. Скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты. Камерность и уютность помещений рококо создавалась за счет гораздо меньших размеров и особого декорирования.

В России влияние рококо, было особенно сильным в середине 18 века, проявляясь главным образом в отделке интерьеров дворцов, лепном декоре зданий, во многих отраслях декоративно-прикладного искусства (художественное фарфор и серебро, резьба по дереву, ювелирное искусство и мебель).

Ветвью стиля рококо стал Шинуазри (от фр. chinois - китайский), использующий мотивы и стилистические приёмы средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века.

Основными принципами стиля Рококо есть уход от жизни в мир фантазии, игры, мифических сюжетов и эротических ситуаций. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Мебель изящна и легка. Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства 18 века по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций - от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо - лишь изысканно тонких, изящных. «Изящный» - ключевое слово данной эпохи.


Глава 2. Средства воплощения рококо в различных видах искусства


1 Архитектура и живопись


Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Дальнейшее развитие этот стиль получил в творчестве таких великих художников, как Фрагонар и Буше. Наиболее ярким представителем данного стиля во французской скульптуре является Фальконе, хотя в его деятельности преобладали статуи и рельефы, которые предназначены для украшения интерьеров, а именно бюсты, в том числе и из терракоты. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси).

В архитектуре стиль рококо нашёл самое яркое своё выражение в декоративном украшении интерьеров. Самые сложные асимметричные лепные и резные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали со строгим внешним видом зданий, примером тому может служить Малый Трианон, который выстроен в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.).

Зародившийся во Франции, стиль Рококо достаточно быстро распространялся в ряде других стран благодаря французским художникам, которые работали за границей, а также публикациям проектов многих французских архитекторов. За пределами Франции наибольшего расцвета рококо достиг в Австрии и Германии, где он впитал в себя многие традиционные элементы барокко. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.) (архитектор Нёйман), их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости.

Один из сторонников рококо в Италии, архитектор Тьеполо - способствовал распространению данного стиля в Испании. Что касается Англии, то в этой стране рококо оказал сильное влияние на прикладные искусства, примером тому служит инкрустация мебели, а также производство серебряных изделий, на творчество мастеров, таких как Хогарт или Гейнсборо, утончённость образов у которых и их артистическая манера письма всецело соответствует духу стиля рококо. Этот стиль был очень популярен в Центральной Европе до конца 18 века, в то время как во Франции и ряде других западных странах интерес к данному стилю ослабел уже в 1860-х гг. К этому году он воспринимался уже лишь как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.

Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого - возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.

Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др.) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Ж.М. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля.Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни.

Крупнейшие скульпторы рококо: Ж.Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Для архитектуры рококо характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере. Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм 17 в. Только ряд незначительных изменений смягчал строгость архитектурного образа. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид.

Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах; резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах. Крупнейшие французские зодчие рококо: Робер Декотт, Габриэль, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье.Франция явилась законодательницей эстетики рококо; европейские страны были неравномерно захвачены этим веянием.

Наибольшее распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Крупнейшие представители рококо в Германии - архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, живописцы Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе); под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий.Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.

Почти все большие живописцы 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Оформление книги, мастерство переплета, мебель, бронза и т. п. достигли большой художественной высоты. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.

Для рококо в живописи, скульптуре и графике характерен уход в область чистого искусства. Преобладают салонно-эротические, мифологические и пасторальные сюжеты. Для этого стиля характерна камерность и утонченная декоративность художественных решений. Живопись рококо - станковые картины, панно, росписи - отличается дробностью и ассиметричностью композиции. Обилием декоративных аксессуаров и деталей, изысканным сочетанием светлых красок и тонов.

Скульптура рококо представлена преимущественно декоративными рельефами и статуями, небольшими статуэтками бюстами. Отличается изящностью.

В целом для стиля рококо характерны отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная легкость, изысканность и причудливость форм. В архитектуре оформление интерьеров в стиле рококо сочеталось с относительной строгостью внешнего облика здания. С 1760х годов на смену рококо, как ведущему стилистическому направлению, приходит классицизм в историческом контексте смены распадающейся аристократической культуры идеями просветительства.


2. Музыка и поэзия


Ярчайший представитель музыкального рококо - Франсуа Куперен (1668-1733) родился на 13 лет и умер на 23 года раньше Иоганна Себастьяна Баха - ярчайшего представителя музыкального барокко.

Рококо во всех своих проявлениях - в архитектуре, живописи, музыке - ассоциируется главным образом с Францией. Его расцвет приходится на 20-е годы XVIII столетия. Совершенные музыкальные образцы рококо мы находим в творчестве Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо (1683-1764). В Германии элементы рококо обнаруживаются в музыке Телемана, но его творчество можно рассматривать также и в русле барокко.

О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем? Многое проясняет то обстоятельство, что стиль рококо возник в период завершения эпохи барокко. Он появился как своеобразная реакция протеста против строгости и даже некоторой жесткости музыкальных форм барокко. Протест - это, пожалуй, слишком сильно сказано о стиле, менее всего демонстрирующем какую бы то ни было силу. Скорее это каприз - неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати, и в других видах искусства тоже).

Это будет особенно очевидно, если для примера взять такую музыкальную форму, как фуга.

Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. Вероятно, это произошло также в силу различия их эстетических позиций: в Дрездене 1717 года, где должен был состояться турнир, господствовал стиль барокко. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер - жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Маршан же прибыл сюда из Версаля, весь пропитанный идеями рококо в их специфическом преломлении в музыкальной сфере.

Для музыки рококо характерны миниатюрность форм, ясность гармонических проследований, главенство мелодии над гармонией, гипертрофированная роль орнаментики.

На первый взгляд кажется, что многие музыкальные формы одинаковы в музыке барокко и рококо. Например, инструментальная сюита. Однако сравним классическую барочную сюиту Баха с сюитой Франсуа Куперена. Сюита Баха - произведение весьма значительное даже с чисто внешней стороны (длительность ее исполнения - около 20 минут).

В орнаментике искусство музыкального рококо, и в первую очередь французского, может считаться верхом изысканности и утонченности. Даже Бах, сравнения с которым не мог выдержать ни один из его современников, в сфере орнаментики опирался на достижения французских композиторов. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера.

Главным требованием, предъявлявшимся музыке рококо, было то, чтобы она услаждала слух и не требовала от слушателей слишком большой душевной отдачи. И творцы, и те, кому эта музыка адресовалась, избегали серьезности. Наиболее желанными характеристиками музыки этого направления были эпитеты «очаровательная», «прелестная», «милая», «чарующая»... Музыка должна была служить для развлечения.

Многочисленные разнообразные исполнительские ремарки - яркая отличительная особенность именно французской музыки рококо - в том же ключе: «нежно», «наивно», «весело», «любезно, учтиво», «воодушевленно» и т.п.

Музыка рококо демонстрирует поразительное гармоническое единство с живописью, архитектурой, литературой, дизайном (как мы теперь сказали бы) интерьеров и мебели того времени.

Музыка, литература, театр достигли в эту эпоху своей художественной зрелости, которая пришла в XVI-XVП вв. к живописи, в качестве примера достаточно назвать романы Филдинга, Прево, Смоллета, Гете, Вольтера, музыку Гайдна, Баха, Моцарта.

Излюбленные формы лирики в стиле рококо - это игривые послания, застольные песни, галантные сонеты, мадригалы, рондо, эпиграммы, романсы, стихотворения на случай, которые легкими штрихами фиксируют пёстрое движение великосветской жизни.

Высокопарная классицистическая ода не нашла приверженцев среди поэтов стиля рококо. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». Поэты не мыслят о вечности вовсе, о мраморе и бронзе, из которых поэты-классики высекли свои поэтические монументы. Их поэзия - это «поэзия мимолетностей» (poésie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. Здесь всё возвращается, ускользает, исчезает и ничто не прочно.

Стихотворения в стиле рококо обретают крайнюю легкость и гибкость. Тяжелоступный александрийский стих вытеснен более короткими и более подвижными размерами. Стихи в восемь, шесть и даже пять слогов занимают господствующее положение. При этом укорачиваются и сами стихотворения. Таким образом, многословие предыдущего века преобразуется в особую изящную сжатость речи, где много недоговоренности, на многое сделан только намек.

Большим успехом пользовались нескромные «сказочки» («Contes et nouvelles en vers») Лафонтена, в которых выдерживался длинный ряд изданий. Большим вниманием также была окружена галантно-пасторальная традиция европейской поэзии.

Иллюзорность - была характерной чертой искусства рококо. И это было вполне закономерным, в связи с тем, что социальное бытие самой феодальной аристократии, которая порождала искусство рококо, все больше становилось в XVIII в. иллюзорным. Власть ещё находилась в её руках, но почва быстро уходила из-под её ног и громы великой буржуазной революции становились всё ближе и ближе.

В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки, из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fées) в повествовательной литературе. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения».

Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды; но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. К тому же Восток дорог поэтам рококо соблазнами сераля, своим культом ленивой неги, безбурностью своего застывшего в патриархальной дремоте быта.

Рококо смакует фантастику и экзотику, как пряную приправу к обыденности, наскучившей им, любуется ими, как пышной декорацией, которая соткана из причудливых арабесков. Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. Сам мир он воспринимает сквозь призму театральных эффектов в виде непрестанной смены живых картин. В этом же кроются корни постоянного в литературе рококо приема переодеваний, который превращает жизнь в живописное лицедейство, участниками которого наряду с людьми выступают и сами боги. Иллюзия торжествует. Остров Цитера обретает космические очертания.

Характерным является тот факт, что английский XVIII в. не дал в области искусства рококо заметных явлений, зато в культурной жизни Германии и Италии XVIII в. Рококо сыграло важную роль. В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. В Германии поэзия рококо нашла своих мастеров в лице, Гёца и Якоби, который создал в своей галантно-фантастической поэме «Оберон» шедевр литературы европейского рококо. При этом необходимо отметить, что в Германии искусство и поэзия рококо никогда не могла подняться до той степени аристократической галантности, которая характеризовала литературу дворянской Франции.

В России поэзия стиля рококо не проявилась в виде ясно очерченного литературного течения и несла в себе в значительной мере спорадический и к эпигонский характер. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. На рубеже XVIII-XIX вв. мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр.


Для живописи, скульптуры и графики рококо, как уже было упомянуто выше, характерными являются пасторальные и эротико-мифологические сюжеты, камерные по духу галантные сцены, асимметричные композиции. В скульптуре рококо преобладали статуи и рельефы, которые предназначались для убранства интерьера, небольшие группы, статуэтки, бюсты, в том числе из терракоты, неглазурованного или расписного.

Богатая тонкими переливами и блёклая по колориту живопись в стиле также имела преимущественно декоративный характер. Прихотливое изящество отделки, которые нередко сочетались с заимствованием экзотических мотивов китайского искусства, свойственного произведениям декоративно-прикладного искусства рококо. Мастера стиля рококо умели тонко выявлять выразительные возможности материала.

Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое, идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни; словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. Триумфы рококо в процессе одновременной деградации классицизма ясно свидетельствуют о том, что духи былого героизма и величия отлетали от дворянского искусства XVIII в.; оно постепенно превращается в средство развлечения или грациозную безделушку.

Стиль - это стройная система конструктивных и декоративных элементов. Их комбинация для каждого стиля индивидуальна и, без сомнения, уникальна. Например, классицизм основан на конструктивной системе ордера, для рококо характерны декоративные орнаментальные элементы, декоративные колонны и т. д. Важно отметить, что стиль, помимо современных ему формальных пристрастий, отражает общественные и социальные вкусы. Смена общественных идей всегда сопровождается сменой стилей.

Таким образом, стиль рококо наиболее ярко проявился в декоративно-прикладном искусстве и преимущественно связан с убранством дворцовых интерьеров.

Отличительными чертами стиля рококо являлись обильный декор, асимметрия, светлая цветовая палитра. Среди излюбленных орнаментальных мотивов рококо были растительные завитки, стилизованные раковины, псевдокитайские орнаменты, головки амуров и т. п. Рококо отдавл предпочтение дробным, мелким формам. Образцом игривого и изящного стиля рококо является дворец Сан-Суси в Потсдаме.

В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов - золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п.). В изобразительных искусствах - живописи, скульптуре, графике - стилю рококо был свойствен особый круг сюжетов. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком.

Рококо противоположно предшествующей эпохе уже в том, что почти все предыдущие стили поначалу складывались преимущественно в архитектуре, и только затем распространялись на отделку интерьеров, одежду, мебель, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптуру и т.д. Стиль рококо практически не нашёл отражения в архитектурном экстерьере, но зато почти сразу возник как интимный камерный стиль дворцовых и аристократических интерьеров гостиных и будуаров.

Центром формирования нового стиля становится не парадный дворцовый интерьер, а салоны частных домов, где их хозяйки создают новый аристократический образ и стиль жизни со своими правилами поведения и своим искусством. Это изящное, галантное искусство, призванное обеспечить вечный праздник, уподобленный маскараду, жизни светских аристократических салонов, точно следует тем модным направлениям, которые диктуются главными фаворитами короля: маркизой де Помпадур, мадам Дюбарри и Марией Лещинской. Женщина, её образ, её капризы, её требования - вот что лежит в основе нового стиля. Поэтому главные особенности рококо определяют не предметно-пространственная среда и декор парадных залов и кабинетов, а декор и обстановка будуаров, насыщенных произведениями декоративно-прикладного искусства, одежда, галантные манеры и новые требования этикета.

В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Главное внимание теперь уделяется художником не достижению художественного образа как целого, а отдельным способам и приёмам композиции. Вместо возвышенного, недосягаемого, прекрасного идеала красоты Возрождения или барокко возникает идеал доступный, весьма телесный, игривый и пикантный. Теперь не сила, страсть и героика любимая тема художников, как было в предыдущее время, а нежность, игра, легкая фривольность, отражения сиюминутности жизни. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Возникает эстетика всего неуловимого, изменчивого, мимолетного и капризного, что нашло своё отражение в жанре «каприз», который отличается от барочного «каприччи» большей лёгкостью, грациозностью и ироничностью.

Эти ассоциации усиливались большим количеством фонтанов и бассейнов, расположенных в парках. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. cartel - карта, свиток бумаги). Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Форма морской раковины как декоративного элемента существовала и во времена Ренессанса и барокко. Но теперь её форма резко изменилась. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Поэтому слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Теперь оно стало обозначать странную, причудливую форму не только раковины, но и всего вычурного, беспокойного, извивающегося. Отсюда родилось название нового стиля - рококо.

Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Используются резьба, золоченая бронза, фарфор, мозаика из камня или различных пород дерева, лаковая живопись и т.д. В стиле рококо поражает острота рисунка, орнаментального убранства и свобода композиционного построения элементов декора интерьера. Рокайльный орнамент, варьировавший мотив фантастических раковин и динамичного узора из переплетающихся стеблей, листьев, завитков, с одинаковым успехом воплощался и в металле, и в фарфоре, и в дереве, и в стукко, и в декоративных тканях.

Новый элемент интерьера в рококо - плавный переход от стены к потолку, т.н. падуга, заменяющая карниз и делающая незаметной линию стыка между вертикальной и горизонтальной плоскостями стены и потолка. Углы стен закруглены. Помимо картин, главным видом изобразительного искусства рококо становятся, как и в предыдущую эпоху, панно, плафоны и декоративные композиции, которыми украшались плоскости стен над оконными и дверными проёмами, т.н. десюде-порты (от фр. dessus de porte - над дверью).

В этот стилевой период усиливается тяга к восточному, в первую очередь, китайскому искусству. Первые образцы китайского декоративно-прикладного искусства завозились в Европу ещё в начале XVII в. В первую очередь это были фарфоровые изделия и лаковые панно и шкатулки. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Налицо повальное увлечение т.н. китайщиной - шинуазери (от фр. chinoiserie - китайщина). Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. В интерьерах появляются передвижные ширмы, гобелены с изображениями китаянок, мандаринов, цветов, пагод и т.п., аквариумы с рыбками и др. Китайское влияние сказалось и на том, что в отделке жилых помещений стали использовать бумажные обои, которые раньше во Франции не применялись.

Ведущим декоратором того времени был Ж.-О. Мейссонье. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо - использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». Фантастические формы рокайля у него причудливо переплетаются и соединяются с вьющимися растениями, изображениями животных, рыб, потоками воды. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера).

В мебели рококо существует большое количество типов столов, делавшихся в зависимости от их назначения. Существовали обеденные столы и столы для завтрака, подвижные столы на колёсах для подачи пищи, столы для посуды и подносов, кофейные, карточные столы и столы для игры в шашки, столы для цветов, столы для вязания, туалетные столы, подвижные столы для различных предметов для рукоделия, столы-тумбы у изголовья кровати, столы-подзеркальники, столы-консоли, рабочие столики, письменные столы, столы-конторки, декоративные столы на одной или четырех ножках и др.

Выдающимися мастерами-бронзовщиками эпохи рококо были Ж. Каффиери и его сын Филипп, который после смерти отца в 1755 г. продолжил его дело. Это были яркие представители известной с XVII в. династии скульпторов и резчиков. Помимо украшений для мебели Ж. Каффиери делал высокохудожественные бронзовые канделябры, люстры, часы и др. предметы.

В декоративно-прикладном искусстве Германии рококо начинает завоевывать свои позиции к 1730 г., а полной зрелости этот стиль достигает, как и во Франции, в середине XVIII в. Распространению этого стиля на юге страны содействовали проекты декора интерьеров и мебели, которые выполняли такие мастера как Габерман, Кювилье, Мейль. Своеобразный центр рококо, который в это время сложился в придворных кругах Пруссии под сильным влиянием французского рококо, получил название фридерианского рококо - своеобразного историко-регионального стиля. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства.

Возрождения и барокко, что напоминает стиль Людовика XIV, а в интерьерах, мебели, произведениях декоративно-прикладного искусства и др. - рококо в его французском варианте, т.е. стиль Людовика XV. При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. В это время развернулись большие строительные работы в Петербурге и Царском селе, строятся знаменитые Петергофский, Царскосельский, Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы, в отделке которых применяется много золоченого дерева в стиле рококо, лепных узоров, искусно расписанных плафонов, блестящих паркетов, отражающихся в зеркалах, и др. В 1757 г. И. Шувалов открывает в Петербурге Академию художеств, в Москве открывается МГУ, в 1746 г.

Д. Виноградов разгадывает секрет фарфора, и под Петербургом разворачивается производство фарфоровых изделий на отечественном сырье, в 1752 г. М. Ломоносов получает «привилегию» на открытие фабрики по производству цветного стекла, которое идёт на изготовление мозаик, витражей, посуды, ваз и т.п. По заказу императрицы французский ювелир Ф.-Т. Жермен в 1756-1759 гг. выполнил знаменитый «Парижский сервиз» из серебра в стиле рококо. Стилистика рококо весьма нравится Елизавете, и потому вновь создаваемые интерьеры и мебель дворцовых помещений имеют обильную и изысканную рокайльную орнаментику

В декоре все чаще присутствуют женские головки, как бы вырастающие из цветка, трактованные в изящном повороте изображения нимф и фавнов. Все эти причудливые переплетающиеся, свивающиеся друг с другом элементы орнамента обвиваются вокруг зеркал, декоративных панно и дверных проемов, украшают рамы картин, стенные панели, обои, декоративные ткани и мебельные объекты, присутствуют в форме накладных бронзовых украшений, в форме ручек, уключин замков и др. Стиль рококо, отрицая симметрию и прямую линию, характерен, тем не менее, композиционной целостностью своих орнаментов, своеобразным равновесием их элементов и сложным, но ясно прочитываемым ритмом. некоторых исторических особенностей и мировоззрения того времени, стиль рококо оставил самый заметный след не в крупных монументальных формах, а в предметах интерьера и аксессуарах. Рококо - стиль, основанный на детали. Модным словом становится bagatelle (фр. пустяк, безделушка). Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен, потолков, мебели. Сочетание ажурных форм, сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно феерическое зрелище. Все искусство стиля рококо было построено на асимметрии, которая создавала ощущение беспокойства - вычурное, игривое и насмешливое.

Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций, симметрии и прямых линий. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. Основное место в убранстве мебели стиля Рококо занимают бронзовые накладки, преимущество которых ещё и в том, что ими удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности предметов. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывается цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золочёной резьбой.

Заключение


Рококо - это стиль в искусстве, который зародился во Франции в начале 18 века и распространился по всей Европе. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо был одновременно и его художественным антиподом, и логическим результатом его развития. Со стилем барокко, стиль Рококо объединяет стремление к завершённости форм, но если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает лёгкость и изящество. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора была заменена светлыми тонами - голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность; само его название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов).

Стиль рококо, в отличие от многих других исторических стилей, вполне подходит почти для всех помещений. Естественно, более органично он впишется в гостиную, спальню, ванную комнату. Что из них вы превратите в будуар - решать вам. Но рококо впишется и в рабочий кабинет, и в библиотеку, и даже кухню. Это живописный, романтичный и уютный стиль, а какое помещение откажется от таких эпитетов.

Интерьер в стиле рококо - это праздник вечной молодости и беззаботной жизни, где личный комфорт выходит на первое место.

Стиль рококо идеален для утонченных и нежных натур, тяготеющих к сложным вычурным деталям. Ведь именно рококо сочетает в себе легкость, изящество и декоративность.


Список использованной литературы

рококо искусство стиль

Белецкий И.В. Рококо в России. - СПб.: 1975 г.

1.Большой Энциклопедический словарь / ред. Прохоров. - М.: 1998 г.

2.Жеребин А.И. Стиль рококо как пространство культуры // ХУШ век: литература в контексте культуры. - М.: 1999 г.

Джорджи Р. Эль Греко / пер. с итал. Соколовой. - М.: 2002 г.

Козлов С.Л. Проблема рококо и французское литературное сознание ХУП-ХУШ веков. - М.: 1985 г.

Михайлов А.Д. Рококо. Заблуждения сердца и ума. - М.: 1974 г.

Пахсарьян Н.Т. Генезис, поэтика и жанровая система рококо. - Днепропетровск: 1996 г.

Переводы: А. Баженова, М., 1861, Водовозова. - СПБ.: 1988 г.

Ренессанс. Барокко. Рококо. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. - Ответственный редактор Виллер. - М.: 1966 г.

Самин Д.К. Рококо. - М.: 1999 г.

Эскина Н.П. Рококо.- Музыкальная жизнь. - М.: 1991г.

Laufer R. Style rococo, style des Lumieres. - P. - 1963 g.

12.Hatzfeld H. The rococo. - N.Y.: 1972 g.

13.Brady P. The rococo style versus Enleihtenment novel. - Geneve.: 1984 g.

Weisgerber J. Les masques fragiles. Esthetique et formes de la litterature rococo. - Lausanne, 1991 g.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.