Полипропиленовые трубы        14.06.2019   

Как сделать витражные окна своими руками? Витраж своими руками в домашних условиях

Три «кита», позволяющие сделать хороший витраж: глазомер, аккуратность, уверенность. Если одну ошибку или погрешность заметит не каждый, то две-три уже придадут изделию неряшливый вид, а то и вовсе испортят всю работу. Именно по этой причине стоит потренироваться на небольших композициях и только потом браться за реализацию масштабных проектов.

Эскиз+ножницы

Изготовление любого витража начинается не даже не с подбора идеальных для работы материалов, а с создания поэлементного эскиза в двух экземплярах. Для ускорения и упрощения работы, эскиз можно создать на компьютере, а затем распечатать. Но, увы, большое панно потребует создания эскиза в ручном режиме. Чтобы получить две одинаковые копии, нужно использовать светокопировальный станок. Нет, это не сложное устройство, которое придется брать в аренду, а достаточно простое приспособление. Его можно соорудить двумя способами. Прикрепить первый экземпляр эскиза к стеклу в светлое время суток, приложить второй лист, зафиксировать его и при помощи карандаша перенести изображение на чистую бумагу. Если же площадь окна не позволяет, то на обычные кухонные табуретки кладется лист стекла, на пол ставится настольная лампа, а ее свет направляется вверх, то есть на стекло. На стекло кладется эскиз, сверху чистый лист и переводится рисунок.

  1. Важно помнить, что сборка витража всегда должна делаться по первому эскизу, а второй его экземпляр используют как шаблон для изготовления элементов. Это делается для сведения к минимуму риска нестыковок и подгонки фрагментов.
  2. Если вы твердо намерены сделать витражный шедевр, то заранее приобретите шаблонные ножницы с тремя лезвиями (первые две разрезают эскиз, а третье отрезает полоску шириной чуть меньше двух сантиметров).
  3. Перед тем, как приступать к разрезанию эскиза, его лучше наклеить на тонкий плотный картон, чтобы в дальнейшем легче было обводить контур по мягкой бумаге.
  4. Когда начнете клеить, не забывайте, что размокшая от клея бумага будет немного тянуться.
  5. Не забудьте выверить шаблон по главному (первому) эскизу.
  6. Чтобы немного облегчить работу, особенно если витраж предполагает большое количество мелких деталей, все фрагменты полотна лучше пронумеровать на обоих эскизах еще до этапа разрезки.

Стеклянный витраж

Стеклянный витраж - признанная и проверенная веками классика. Он состоит из десятков разноцветных стекол, которые могут быть прозрачными, молочными и матовыми. Молочные стеклышки непрозрачны, а просто окрашены в какой-либо цвет. Матовые же искусственно «шершавят» с одной стороны. Каждая часть витража - смальта - обрамлена свинцовым, латунным, оловянным или медным профилем в виде буквы П. При изготовлении стеклянного витража каждая смальта аккуратно выкладывается на первичный эскиз, а затем производится запайка швов. Полотно выглядит как переплет фрагментов. Для увеличения прочности его оформляют латунными уголками, создавая рамку, и паяют по контуру. Получается полноценная картина, которую вставляют в проем и устанавливают сзади подсветку. Второй не менее распространенный вариант - установка такого витража в оконной раме. Недостатками классических витражей являются трудоемкость изготовления и хрупкость.

Пленочный витраж

Пленочный витраж - это имитация классического витража. На основу из прозрачного, матового или молочного стекла наносят рисунок, между фрагментами которого делают бордюры. Вместо смальт используют самоклеящуюся пленку. Сделать такой витраж под силу даже новичку, нужно лишь немного аккуратности и усидчивости. Секрет успеха - предварительная обработка стекла спиртом для обезжиривания поверхности. Можно вместо спирта использовать 1 чайную ложку средства для мытья посуды, разведенную в стакане воды. После такой обработки обязательно стекло следует промыть дистиллированной водой.

Если при изготовлении пленочного витража не удалось полностью избавиться от пузырьков воздуха, то их можно проколоть иголкой и аккуратно прогладить. Уже через сутки-двое вы и сами не найдете, где раньше были пузырьки.

Современные самоклеющиеся пленки красивы, долговечны. Издалека витраж смотрится эффектно, но вблизи сразу видно, что это всего лишь имитация. Кроме того, такой витраж красив только с одной стороны. Именно из-за этого пленочные витражи чаще всего оформляют потолочные окна. Еще совсем недавно витражи на потолках рисковали делать немногие. Разбившееся стекло может нанести вред жизни и здоровью людей, случайно оказавшихся в комнате. Впрочем, для потолочных витражей в последнее время активно используется акриловая основа. Акриловый пластик имеет толщину всего 1 мм, он легкий и чрезвычайно прочный, с годами практически не провисает, а если вдруг вывалится из рамы, тихо упадет на пол в комнате, ничего не повредив. Пленка великолепно сцепляется с акрилом, прочно держится. Недостаток материала - его стоимость. Он на порядок дороже обычного стекла.

Заливной витраж

С лицевой стороны заливной витраж сложно отличить от классического, но изнанка сразу же раскрывает все карты. Такие композиции смотрятся весьма эффектно, но их изготовление потребует большого опыта и терпении. Чтобы получилось по-настоящему красиво, нужно обеспечить гладкую или фактурную отражающую поверхность под стеклом-основой, тогда световые лучи будут проходить сквозь полотно дважды. Именно по этой причине заливные витражи часто выполняют на зеркале. Правильно залитая краска образует мениск, а лучи света проходят прямо и отражаются от зеркальной пленки. Разная их кривизна из-за такого преломления дает разнообразие длины световых лучей, а потому витраж буквально играет всеми цветами радуги. Бордюры в заливных витражах обычно делают темного цвета, но с эффектом металлик. Самыми дорогими считаются подобные витражи, где основой являются акриловые зеркала с дополнительной танталниобиевой подложкой.

Тиффани-витраж

Это уже полноценный витраж, собранный из десятков стеклянных смальт. Отличается от классического стеклянного витража он лишь тем, что переплет сформирован фолией - металлической паяющейся фольгой, а не литыми или коваными желобками. В пик расцвета витражного искусства, то есть в Средневековье, фолию делать еще не умели. Тиффани-витражи достаточно прочные, при необходимости ими декорируют даже распашные или французские окна, а также двери. Еще одним достоинством таких композиций является возможность заполнять криволинейные и объемные конструкции.

Фацетный витраж

Такие витражи сейчас особенно популярны у обеспеченных людей, которые не скрывают свой достаток. Фацет - это полированная фаска на 6-миллиметровой стеклянной пластине. Фаска обычно достаточно широкая, а угол фацета зависит от оптических свойств стекла. Точный математический расчет мастера позволит создать так называемую алмазную грань, гарантируя максимальное преломление света. Фацетные витражи могут быть:

  • окрашенными;
  • бесцветными;
  • прозрачными;
  • поташными (из легкого стекла с небольшим показателем преломления);
  • свинцовыми (из тяжелого стекла с высоким показателем преломления).

Самыми дорогими являются крофлинтовые фацеты - комбинация поташных и свинцовых.

Фацетные смальты собираются по отдельности, так как имеют большой вес. Для этого используются индивидуальные алюминиевые профили. К сожалению, изготовления фацетного витража возможно только в промышленных условиях.

Фьюзинговый витраж

Такой витраж изготавливают из смальт, которые предварительно разогревают до 300-1200 градусов (температура размягчения зависит от типа стекла) и выкладывают согласно эскизу на жаростойкую поверхность, затем прокатывают. Фьюзинговый витраж - это плавный переход цветов, который недостижим в иных техниках. Фьюжн-витражи большого размера стоят очень дорого.

2 способа создания витража своими руками

Большинство витражей, которые вы можете изготовить дома, являются имитацией, зато они оригинальны, уникальны, а их создание - увлекательнейшее занятие. Чтобы создать хороший как пленочный, так и красочный витраж, необходимо знать о тонкостях имитации переплета-бордюра.

Бордюры можно изготовить тремя способами:

  • свинцовым скотчем;
  • мягкой проволокой;
  • контурной пастой.

Свинцовый скотч представляет собой ленту в 1/8 дюйма шириной, изготовленную из свинцовой фольги, клеящего слоя и защитной пленки. Рулончик аккуратно разматывают, выкладывают согласно границам фрагментов на эскизе, обрезают. Затем нужно снять защитную пленку, наложить на полотно и придавить. При создании пленочного витража работа со свинцовым скотчем - один из завершающих этапов, при создании заливных - один из начальных.

Мягкая проволока выгибается по контуру и приклеивается посудным ПВА (должна быть соответствующая маркировка на этикетке). Такие бордюры в заливных витражах делаются до работы с краской, в пленочных - по завершении выкладки рисунка. Проволоку можно использовать специализированную медную, но может подойти для работы и обычный эмальпровод, который легко найти в магазинах радиодеталей. Для создания особого эффекта проволоку можно слегка обработать наждачной бумагой.

Контурная паста - это особая смесь посудного клея ПВА (50 мл), черной туши (25 мл) и серебрянки (35 мл). Сначала нужно смешать клей и тушь, а потом понемногу добавлять серебрянку (алюминиевую пудру), пока не получится смесь, по консистенции похожая на сметану. При необходимости серебрянку можно заменить бронзовой пудрой. Контурную пасту наносят сразу после приготовления тонкой кисточкой, добиваясь, чтобы она легла равномерным бордюром по всем контурам. Новичкам лучше использовать небольшой кондитерский шприц.

1 способ создания простого витража

Имитация заливного витража предполагает последовательное выполнение ряда операций.

  1. Организация рабочего места. Ровный щит обтяните белой мягкой тканью (бязь, фланель, байка, фетр), положите на него первичный пронумерованный трафарет.
  2. Обезжирьте стекло, на котором планируется сделать витраж, положите его на эскиз.
  3. Оформите контур любым удобным для вас способом. Удобнее работать от верхнего левого края полотна. Оставьте контур подсохнуть примерно на сутки.
  4. Приступайте к заливке краской. С ячейками, расположенными рядом и требующими заливки одним цветом, работайте поочередно, дожидаясь, когда высохнут соседние. Если краска протекла на соседний фрагмент, аккуратно снимите ее лезвием.
  5. После завершения заливки оставьте стекло просушиться на сутки-двое.

Краску удобнее всего заливать шприцем, не касаясь бордюра. Она сама растечется по стеклу. Если краска слишком жидкая, то можно повторить заливку, когда первый слой полностью высохнет. Колеры для витража можно изготовить самостоятельно (рецепты как минимум четырех проверенных составов легко найти в Интернете). Сейчас в продаже в магазинах материалов для рукоделия или в торговых точках товаров для художников продаются замечательные витражные краски всевозможных цветов.

2 способ создания простого витража

Второй способ имитации витража - использование пленки. Пленка так и называется витражной, ее достаточно легко найти в продаже. Второй эскиз нарезается на фрагменты, которые поочередно становятся шаблонами. Из пленки необходимо вырезать отдельные детали и последовательно выложить их на обезжиренное стекло. Затем с каждого фрагмента необходимо удалить защитную пленку и приклеить его на нужное место. Завершающим этапом работы станет оформление контура удобным вам способом.

Сегодня мы расскажем о создании витражей: как выбрать рисунок для витража, способы переноса рисунка на витражное стекло, материалы и инструменты для самостоятельного изготовления витража, два способа создания рисованного витража, самостоятельное изготовление витражной краски, как получить матовую поверхность стекла.

Среди множества различных способов украшения помещений витражи выделяются особенной яркостью и нестандартным видом. Игра солнечных лучей или особая подсветка придадут особое очарование помещению, где установлены витражные изделия. К слову, если классический витраж — это орнамент из цветных стёкол, через которые пропущен естественный свет, то современное понятие витражей гораздо шире. Витражи художественные могут быть размещены в любом помещении — даже в таком, где естественное освещение полностью отсутствует.

Традиционно витражные композиции создавались из фрагментов цветных стёкол, скреплённых свинцовыми прокладками (свинец достаточно мягкий). При создании витражей из бесцветного стекла, роспись по нему выполнялась красками на силикатной основе.

Современные витражи соединены свинцовыми и латунными профилями (латунными со стальной вставкой), их можно установить как в оконные проёмы, так и в качестве плафонов для внутренних светильников в здании, для устройства подвесных потолков , формирования внутренних перегородок, создания витринных композиций и панно. Декоративные изделия, такие как витражи Тиффани, являются самостоятельными элементами декора.

Витражи художественные — технология создания

— создаётся по классической витражной технике, с той лишь разницей, что края некоторых (или всех) витражных элементов подвергаются огранке (снимается фацет). Благодаря этой операции достигается большая игра солнечного света в созданных гранях, что увеличивает красоту витражной композиции.

— создаётся путём сплавления разноцветных стёкол в высокотемпературных печах. При этом цветные элементы витража тщательно вырезаются и шлифуются, после чего помещаются на лист стекла (подложку), образуя законченную композицию. Далее — обработка в печи, после чего подложка и цветные элементы спаиваются в одно целое. Ещё одной отличительной чертой фьюзинговых витражей является их волнистая поверхность.

Существует другая технология создания фьюзинговых витражей — наклейка элементов витражного рисунка на подложку из закалённого стекла с помощью прозрачных клеев, предварительно подвергнув цветное стекло высокотемпературной обработке. Дело в том, что использовать подложку из закалённого стекла, необходимого при создании полностью стеклянных дверей и застекления оконных проёмов большой площади, для создания фьюзингового витража нельзя — в ходе температурной обработки оно станет хрупким. Наклеивание элементов позволит получить крепкую, высокохудожественную витражную композицию, причём её можно установить даже на потолок — если в силу каких-то причин такой витраж разобьётся, то никого не порежет, т. к. осколков не будет.

— на стекло силикатными красками наносится рисунок, затем стекло подвергают температурной обработке в печи. Рисованная композиция выполняется кистью или аэрографом.

— выполняется витражная композиция по одной из приведённых технологий, затем на её тыльную сторону наносится тонким слоем нитрид титана. При этом степень отражения можно повысить, понизить или получить односторонне прозрачное зеркало.

Гравированный витраж — рисунок создаётся только вручную, с использованием гравировального оборудования или ручным инструментом. Цветное стекло — основа для таких витражей — создаётся при смешивании стёкол разного цвета, которые нагреваются до жидкого состояния, затем несколько жидких стёкол разных цветов выливаются на стол и раскатываются. Полученное этим способом стекло имеет уникальный цвет и рисунок — получить два листа такого витражного стекла с идентичным рисунком и окрасом невозможно.

— методика, особенно популярная сегодня. Для получения матового витража применяется пескоструйная технология: подаваемая под высоким давлением струя песка царапает поверхность прозрачного стекла, выбивая микрочастицы и превращая одну сторону стекла в матовую. Для создания рисунка по этой технологии понадобиться трафарет — его закрепляют на стекле и помещают в пескоструйную камеру. После обработки места, закрытые трафаретом, остаются прозрачными, всё остальное становится матовым.

Особый интерес вызывает техника создания витражей по методу глубокой выработки — получение объёмных рисунков на стекле. Для этого используется пескоструйная машина и более сложный, многослойный трафарет. Технология создания следующая: все слои трафарета укладываются на листовое стекло и подвергаются пескоструйной обработке (снимается слой стекла около 1 мм), затем один трафаретный слой снимается и проводится новая обработка струёй песка (снимается слой в 1,5 мм) и т. д., до получения требуемой композиции. Создавать витражи таким способом можно только на стекле толщиной от 6 мм, причём сам процесс достаточно кропотлив и трудоёмок.

— внешне похож на классический, хотя создаётся более простым способом. Элементы рисунка для пакетного витража вырезаются на станке, управляемом компьютерной программой. Свинцовые прокладки, которыми скреплены фрагменты классического витража, здесь заменены современными материалами, внешне похожими на свинцовые. После формирования готовой витражной композиции, она наклеивается с помощью особого прозрачного клея на лист стекла — готовый витраж, изготовленный по данной технологии, легче и прочнее классического. Зачастую такой витраж зажимается между двумя листами прозрачного стекла.

— наиболее дешёвый способ создания витражной композиции. На рынке в большом ассортименте представлена плёнка разных цветов, из неё вручную или с помощью плоттера вырезаются элементы витражного рисунка и наклеиваются на листовое стекло. Полученный таким образом витраж будет недолговечен, но его легко заменить.

Рисунки для витражей

Важным моментом в подборе темы эскиза для витражной композиции будет назначение помещения. Если предполагается некая абстракция, то её лучше исполнить в единой цветовой гамме с помещением. Следует придавать значение смыслу, заключённому в витражной композиции — так она будет лучше смотреться в общем дизайне.

Важно учитывать, что витражные рисунки не должны оставлять чрезмерно много пустого места на стекле, равно как и слишком перегружать его. В первом случае можно составить витраж из небольшого центрального рисунка (узора), дополнив картину декоративными элементами по углам стекла, покрыв остальное свободное пространство лаком.

Учтите, что исправить пустоты в готовой витражной композиции много проще, чем скорректировать чрезмерно заполненный рисунок витража после его завершения (такое желание часто возникает при большом количестве мелких элементов).

Тщательно продумайте эскизный рисунок витража, поэкспериментируйте с размерами отдельных элементов композиции. Лучше всего вносить новые детали рисунка постепенно. Не менее важна цветовая палитра витражного рисунка — испробуйте несколько вариантов цветовых решений.

Как изготовить витраж своими руками

В домашних условиях создание витражей по промышленным методикам невозможно. Например, для фьюзингового витража требуется особая стекольная печь и температура в 900 °С.

Какие же виды витражей можно сделать в домашних условиях? Это витраж Тиффани, расписной витраж (обжиг заменён лакированием) и плёночный витраж. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Изготавливаем витраж Тиффани самостоятельно

Потребуется отдельное помещение для работы (достаточно кропотливой).

Из материалов: цветные стёкла, специальная медная фольга (продаётся в рулонах, её ширина 4,7 мм), прозрачный клей (не силикатный), паяльная кислота, припой для спайки элементов витража (содержание олова/свинца 50/50 или 60/40), любое средство для мытья посуды, патина.

Из инструментов: алмазный стеклорез (лучше именно алмазный), плоскогубцы, малые кусачки, малый станок для обточки кромки стёкол или точильный брусок, тонкий паяльник.

Создаём эскиз будущего витража — вначале на обычной бумаге (лучше в клетку), затем переносим окончательный вариант на более плотную бумагу (картон или ватман). Нужно разрезать эскиз на элементы, наложить их на цветные стёкла подходящего окраса и обвести по контуру маркером.

С помощью стеклореза вырезаем из стекла элементы будущего витража тиффани. Аккуратно обламываем стекло по линии разреза, образовавшиеся неровности нужно отломить малыми кусачками: для этого берём картонную коробку подходящего размера, стеклянный элемент держим (сильно не зажимая!) плоскогубцами, берём малые кусачки в другую руку и отламываем (без коробки кусочки стекла разлетятся по всему помещению).

Следующий этап — обточка кромки. Если есть специальный станок — работаем на нём, если же нет — нужно набрать воду в миску (лучше металлическую), положить туда точильный брусок (он должен быть утоплен в воде) и стачивать острые выступы на стекле об него. Качество проверяем на общем эскизе, если все стеклянные элементы идеально подходят друг к другу, то можно переходить к следующему этапу — обёртыванию кромки медной фольгой.

Используем специальную медную фольгу в виде ленты, имеющей одну клейкую сторону. Оборачиваем ею кромку: расположив середину медной ленты по центру кромки, загибаем её по двум сторонам. Важно, чтобы края загиба были одинаковы с обеих сторон стеклянного элемента витража Тиффани. Тщательно приглаживаем фольгу к стеклу, воспользовавшись лопаткой из дерева (не металлическую — поцарапает). Когда все стеклянные фрагменты витража будут обёрнуты фольгой, сложите их в композицию — проверьте прилегание ещё раз.

Далее потребуется обработать кромку, покрытую медной фольгой, паяльной кислотой — она выполнит роль флюса при пайке. Для нанесения паяльной кислоты воспользуйтесь ватным тампоном, закреплённым на палочке. Очередь пайки : разогреваем паяльник, набираем на него капли олова и пропаиваем элементы витража тиффани по кромкам, соединяя их между собой. Шов из олова должен быть непрерывным и напоминать небольшой валик — так будет красиво и аккуратно. Олово должно полностью покрыть всю видимую часть медной фольги — как между витражными элементами, так и по их внешним краям. Сразу у вас вряд ли получиться, поэтому тренируйтесь. Если изготавливаемый вами витраж тиффани предполагается подвешивать, то припаяйте к нему проволочную петлю.

По завершении пайки очередь за помывкой спаянного витража — если эту операцию пропустить, то остатки паяльной кислоты вызовут появление на оловянном шве образований, похожих на мох. Для мойки витража Тиффани вполне подойдёт обычное моющее средство для посуды и губка.

Дайте просохнуть витражу, затем покройте оловянные швы патиной (чёрной или медного цвета — на ваш вкус). Патину следует наносить палочкой с ватным тампоном: нанесите немного патины на тампон, затем с силой вотрите её в поверхность оловянного шва. Завершив эту операцию, требуется вновь вымыть витраж. Вот и всё, работа закончена!

Витраж, рисованный красками — одна из старейших методик. Предлагаем вам два способа создания расписного витража: в первом из них рисунок формируется путём нанесения его кистью и красками, во втором — краска заливается на рисунок.

Первым делом нужно подобрать рисунок для витража, подготовить его эскиз, пропорционально увеличив изображение (при необходимости).

После подготовить витражное стекло к нанесению рисунка — тщательно протереть его ватным тампоном или чистой тряпочкой, смочив в спирте. Эта простая операция окажет большое влияние на долговечность будущей витражной росписи.

Очередь за переносом контуров рисунка на стекло. Кстати, рисовать на стекле нужно при его горизонтальном положении — краска не будет растекаться. Проще всего переносить эскиз рисунка, наклеив его скотчем на обратную сторону стекла и перерисовав тонкими линиями его контур — вначале с помощью маркера, затем — особой витражной краской, нанесённой на тонкую кисть (см. ниже способы её изготовления).

Приступайте к окрашиванию рисунка, первыми нужно покрасить фрагменты, разделённые между собой (т. е. не смежные), в этом случае можно будет корректировать выход краски за пределы контура и она не смешается с краской другого цвета из соседнего фрагмента рисунка.

Существует другой способ окрашивания фрагментов витража. Для его исполнения потребуется вырезать на бумажном эскизе только тот фрагмент, который вы предполагаете окрашивать в этот раз. Совместите его по контуру с аналогичным участком на стекле и прокрасьте кистью или из распылителя. После высыхания краски, подготовьте новый фрагмент — и так далее, до полного завершения окраски витражного рисунка.

Для полного высыхания окрашенных фрагментов потребуется трое суток. После этого нанесите краску на оставшиеся участки и дайте ей просохнуть. Затем нанесите поверх окрашенных участков рисунка контур, воспользовавшись тонкой беличьей кистью и витражной краской — так вы сможете придать изображению чёткость, скрыть мелкие просветы и потёки. Будьте внимательны и неторопливы!

Через трое суток нужно выполнить завершающую операцию — нанести на витраж слой лака, воспользовавшись широкой кистью или распылителем краски . Покройте лаком весь витраж, включая те участки стекла, на которых нет рисунка. В этот раз срок сушки — неделя. На всё время сушки поместите стекло с витражным рисунком в чистое, сухое и хорошо проветриваемое помещение, не трогайте его, исключите возможность доступа к нему детей и домашних животных. По прошествии семи суток витраж готов, его можно вставить в раму или, к примеру, в межкомнатную дверь.

Рисованный витраж методом заливки краски

Начало работ по созданию такого витража — в выборе витражного рисунка и переносе его контура на стекло. Далее требуется сделать контур выпуклым (объёмным) для создания границ, препятствующих разливу краски за пределы положенного ей участка.

Здесь потребуется изготовить особую контурную краску, для этого нужны:

  • 50 мл клея ПВА, подходящего для склеивания фарфора и стекла;
  • чёрная тушь — 20-30 мл;
  • серебрянка (алюминиевая пудра) — около 30-40 г.

Контурная краска создаётся так — берём небольшую стеклянную баночку, наливаем в неё клей ПВА, добавляем чёрную тушь, перемешиваем и в процессе помешивания подсыпаем серебрянку. По консистенции полученная таким образом краска должна напоминать жидкую сметану свинцового цвета.

Сразу отметим — если в процессе нанесения объёмного контура на стекло краска в банке загустеет, то, добавив в неё некоторое количество тёплой воды и немного чёрной туши (для желаемого цвета), она вернётся в необходимое вам состояние.

Контур, образованный такой самодельной краской, будет устойчиво держаться на стекле, внешне будет похож на свинцовые прокладки, соединяющие элементы классического витража. Причём вы можете импровизировать с шириной контура при его нанесении — это придаст вашему витражу оригинальность. Итак, вооружаемся беличьей или колонковой кистью и приступаем к рисованию контура — он должен получиться объёмным (выпуклым) в достаточной степени, поэтому на краске особо не экономьте, но наносить её нужно осторожно и аккуратно. В процессе создания объёмного контура требуется периодически помешивать краску, т. к. более лёгкие частицы серебрянки начнут скапливаться на её поверхности. Не тяните с контурными работами — чем дольше будет стоять приготовленная вами краска, тем больше будет меняться её цвет, а значит, утратится однообразие контурных линий.

После прорисовки контура витражного рисунка — 3 часа ждём полного высыхания краски.

Как изготовить краски для витражей

Продолжение материала по созданию витражного рисунка по методу заливки краски будет ниже, а пока самое время привести здесь несколько способов создания в домашних условиях витражной краски.

Первый способ. Потребуется нитролак НЦ-218 (можно использовать 222 или 2141), 647-й растворитель и масляные краски для художественных работ. Наливаем в баночку около трети нитролака, добавляем растворитель (примерно до 40% от количества нитролака), перемешиваем до получения состава, похожего на воду. Затем вводим каплю (размером с горошину) художественной краски, перемешиваем, добавляем ещё краски, если цвет не достаточно ярок (краски понадобится до 10% от количества нитролака). В итоге получаем хорошо растекающийся цветной лак, который отлично подойдёт для заливки рисунка витража.

Второй способ. Понадобится светлый клей БФ-2, ацетон, растворимая в спирте краска (можно использовать пасту из шариковых ручек). В стеклянную баночку наливаем клей, разбавляем его ацетоном по соотношению 1:1, перемешиваем и добавляем краску до получения цвета нужной насыщенности.

Третий способ. Понадобится желатин, тёплая вода, сухие красители для х/б, шерстяных или шёлковых тканей. Около 6 г желатина нужно развести в 200 г тёплой воды, перемешать. Отдельно в тёплой воде развести сухие краски. В новую стеклянную баночку отлить немного раствора воды с желатином, добавить туда необходимое количество раствора краски, перемешать. После нанесения этой краски на витраж и её высыхания, нужно будет поверху покрыть рисунок бесцветным нитролаком.

Важно: все приведённые ниже рецептуры витражных красок требуется смешивать исключительно в стеклянной посуде (идеально подойдут стеклянные баночки из-под детского питания).

Продолжаем создавать витраж методом залива краски

Итак — контурная краска на витраже высохла, а краска для заливки готова. Прежде чем приступить к окрашиванию витража, убедитесь в строго горизонтальном положении листа стекла — любой, даже незначительный перекос вызовет стекание и утолщение слоя краски в самой нижней точке раскрашиваемого фрагмента.

Вооружаемся круглой большой кистью (беличьей или колонковой), набираем на неё большое количество краски и наносим её на заданные фрагменты витража. В этом деле главное — не пересечь границу контура и полностью залить каждый из фрагментов краской определённого цвета. Если же вы попадёте краской на сам контур — ничего страшного, напротив — это даже хорошо, т. к. полностью исключит любые непрокрашенные участки близ контура. Боритесь с появлением воздушных пузырьков — следите за их появлением и быстро убирайте их движением кисти. Завершив окраску, выдерживаем паузу в 3-4 часа — даём краске полностью высохнуть.

Следующий этап заключается в повторной прорисовке контура. Старайтесь повторить предыдущие контурные линии, наносите краску так же обильно, как и при первой прорисовке контура. Теперь вы меже быть уверены в полном устранении любых неровностей и изъянов. Очередной этап работ — через 2-3 часа после высыхания нанесённого контура.

В завершении работ над витражом нужно нанести на него 3-4 слоя прозрачного нитролака, покрыв тонким слоем всю поверхность стекла. Эта мера защитит рисунок от царапин и влаги, продлит срок его службы. Нитролак лучше всего наносить не кистью, а распылителем, выдерживая перед каждым новым слоем не менее 10 мин для просушки предыдущего слоя.

Работа по созданию витража завершена — нужно только вставить его в раму. Такой рисованный витраж прослужит вам не менее 10 лет.

Дополнительные витражные работы

Приводить детальный метод создания плёночного витража считаем здесь ненужным — работа здесь самая простая, нужно подготовить эскиз, нанести его на стекло и на тонировочную плёнку, вырезать необходимые фрагменты и приложить к стеклу. Плёнка пристанет к стеклу сама.

В некоторых случаях требуется, чтобы витражные стёкла в дверях были непрозрачными, особенно, если эти двери ведут в ванную или спальню. Чтобы решить этот вопрос, необходимо придать стороне стекла, обратной витражному рисунку, матовое покрытие или наклеить на него тонировочную плёнку. Существует два способа создания матовой поверхности: используя составы на основе жидкого стекла или воспользовавшись составами, основанными на плавиковой кислоте.

Составы, основанные на жидком стекле:

  1. Необходимо немного развести жидкое стекло дистиллированной водой, затем добавить в него небольшое количество зубного порошка и тщательно перемешать.
  2. 10 частей жидкого стекла смешать с 15-ю частями дистиллированной воды, добавить в этот раствор 8 частей бария сернокислого и 1 часть кремнекислоты. Последний ингредиент можно получить, смешав жидкое стекло со значительным количеством серной или соляной кислоты — кремнекислота выпадет в виде осадка, её нужно выделить, высушить и перетереть в порошок.

Перед нанесением любого из этих составов стекло нужно тщательно вымыть мыльным раствором и высушить. Для нанесения использовать ровный валик — его обмакивают в состав, прикатывают и аккуратно покрывают раствором всю поверхность стекла. После просушки стекло следует промыть под водой.

Необходимо учитывать, что при работах с растворами, основанными на жидком стекле, нужно наносить покрытие как можно аккуратнее — матовая поверхность, созданная этим составом, проявит все дефекты.

Составы, основанные на плавиковой кислоте:

  1. 12 частей плавиковой кислоты, 10 частей бария сернокислого и 10 частей фтористого аммония смешиваются вместе, затем заливаются тонким слоем на поверхность стекла. После высыхания обработанную поверхность нужно промыть раствором соды (5%-ным), после — водой.
  2. 50% плавиковая кислота наносится тонким слоем на предварительно подготовленное стекло. Подготовка следующая — стекло помещается в деревянную рамку, с обратной стороны затянутую двумя слоями пвх-пленки, по краю стекла (вдоль деревянной рамки) делается бортик из пластилина. Слой плавиковой кислоты выдерживается на поверхности стекла в течение 10 с, температура раствора кислоты должна быть 30-40 °С. По истечении срока выдержки промойте обработанную поверхность раствором пищевой соды 5%-ной, после — водой.

В отличие от составов на жидком стекле, применение плавиковой кислоты даёт более ровную матовую поверхность, вне зависимости от допущенных ошибок при нанесении.

Это сегодня технологии остекления достигли таких высот, что окно может быть практически любого размера, формы и цвета, а нашим предкам приходилось ломать голову над заполнением оконных проемов. Так появился витраж – светопроницаемое панно из кусочков цветного стекла или тонких каменных пластин. В этой статье мы рассмотрим, как делать витражи своими руками, которые актуальны по сей день. И не только как вид искусства, но и как возможность разнообразить практически любой интерьер. Рассмотрим:

  • какие техники изготовления витражей сегодня используются;
  • способы создания витражей своими руками;
  • как сделать витраж Тиффани своими руками.

Техники создания витражей

Популярность мозаичных картинок во многом обусловлена возможностью их самостоятельного изготовления различными способами. В зависимости от материалов и технологии это могут быть не только витражи на окна, но и различные элементы декора. Это и плафоны, и дизайнерские цветочные горшки, и вставки в двери, и предметы меблировки, и обрамление межкомнатных арок, и многое другое. Сегодня существует несколько распространенных техник изготовления витражей своими руками.

Пайка

Классика витражного дела. Сюжет по эскизу нужно собирать из отдельных стеклянных фрагментов (витражные смальты), которые фиксируют между собой свинцом, медью, оловом или латунью. Каждая смальта оборачивается кованным или литым «шнурком» и спаивается с остальными.

Сейчас этот способ несколько модифицировали и для окантовки используют мягкую металлическую ленту (фолию) – медную или латунную.

Ярким примером современной пайки являются известнейшие витражи Тиффани, это уже практически имя нарицательное, распространившееся и на саму технику создания витража с использованием фолии.

Сюжеты из разных мелких деталей собирают, спаивают и обрамляют, технология позволяет создавать любые формы, а не только плоские панно.

Фацет

Для витражей используется толстое, от 6 мм, стекло, со всех граней каждого элемента под небольшим углом снимается фаска, что обеспечивает преломление света. Фацетные витражи выполняют из особых сортов стекла – свинцового и поташного, первое тяжелее, но дает сильный оптический эффект, второе легче, но и лучи в нем не так играют. Наиболее зрелищными считаются комбинированные фацетные витражи из стекол обоих видов. В силу толщины и тяжести элементов собирают такие картины только в алюминиевый профиль. Поэтому их второе название – алюминиевые витражи.

Фьюзинг

Более сложная техника, но и витражи можно сделать объемные и более зрелищные, возможно изготовление многослойных картинок или фигурок. Разноцветные стеклянные элементы укладываются согласно сюжету, запекаются и прокатываются, границы фрагментов могут оставаться четкими или наслаиваются, проявляя фактуру рисунка, недостижимую в других техниках.

Травление

Рельеф на стекле образуется в процессе обработки поверхности специальными кислотами, используются трафареты, по контуру которых вытравливают рисунок.

Аппликация (пленочные витражи)

Это не совсем техника создания витражей своими руками, хотя в результате и получается нечто подобное, это способ изготовления имитации с помощью стеклянной или пластиковой основы, разноцветных витражных пленок и специального металлического скотча. Рисунк постепенно создается на основе посредством наклеивания слоя матовой пленки, а контуры изображения обклеиваются скотчем, чтобы дать рельефный узор.

Роспись (заливка)

Тоже имитационная техника, только рисунок не наклеивается, а раскрашивается на стекле своими руками стекспециальными витражными красками. Роспись получается прозрачнее, а заливка дает более яркие, насыщенные витражи. Контуры в этом случае сначала прорисовываются более толстыми линиями контурной пастой, для придания фактуры, или также обклеиваются скотчем/проволокой. Требует художнических навыков.

Витражи своими руками

Для самостоятельного создания витражей в домашних условиях подойдут не все техники, так как вряд ли у каждого в кладовке завалялись кованные или литые металлические полосы, фаскорез с алюминиевыми профилями или печное оборудование. Теоретически можно достать плавиковую кислоту, но придется дышать испарениями, а гарантировать получение узора, а не ожога, сложно. Поэтому домашним мастерам остается техника Тиффани и две имитации на выбор.

Для витражей Тиффани потребуется определенное оборудование, да и работа это достаточно кропотливая и трудоемкая, росписью же и заливкой можно заниматься любому начинающему витражисту и даже с детьми. Но если Тиффани – это полноценный витраж, который можно вставить хоть в окно, хоть в двери, то имитация классического витража все равно себя выдает, даже если рисунок зеркальный с двух сторон.

Витраж Тиффани

Рассмотрим пайку с использованием фолии, которую можно купить в любом художественном магазине, как способ создать настоящий витраж в технике Тиффани.

Рисунок – выбирая рисунок, стоит избегать слишком сложных линий, их потом не только вырезать из стекла, но и обрабатывать и соединять, лучше остановиться на фигурах с плавными изгибами и для начала из средних размером деталей. Эскиз можно взять из интернета, там масса вариантов узоров в различных техниках с учетом специфики витражной живописи. Можно нарисовать самостоятельно, при условии, что желание подкреплено хотя бы минимальными навыками. Если таковых не наблюдается, лучше воспользоваться типовыми заготовками.

Резка – эскиз переносится на толстый картон и разрезается на детали (пронумерованные). Чтобы осталось место на пайку, контур смальты должен быть глубже контура шаблона на 0,5-0,7 мм. Шаблон прикладывается к стеклу и обводится, а затем из стекла вырезается деталь.

Больше шансов вырезать фигуру, а не испортить стекло, на твердой, ровной поверхности, используя качественный алмазный стеклорез (с криволинейной режущей гранью) и не делая резких движений.

Листовое витражное стекло стоит прилично, чтобы сэкономить, можно воспользоваться старым боем. Перед тем, как приниматься за смальты, желательно потренироваться на резке обычного стекла изогнутыми линиями, чтобы набить руку.

Обработка – грани каждой детали необходимо обработать шлифмашинкой для стекла.

Но это дорогое удовольствие и чаще для доводки смальт используются бруски № 220-240, шириной 12-20 мм, как минимум, квадратный и полукруглый, треугольный нужен для сложных элементов, когда есть изгибающаяся вовнутрь линия.

Бруски должны быть крепкие, подойдут корундовые или гранатовые, песочная присыпка стекло не возьмет.

При шлифовке смальту и брусок опускают в подходящую емкость с водой. После шлифовки каждую смальту по контуру оборачивают фолией, края завальцовывают (разравнивают и прижимают ленту деревяшкой или пластиком). После краев разглаживают торцы и еще раз проходятся по всему периметру.

Сборка – профессионалы рекомендуют нарезать, обрабатывать и укладывать смальты по одной, но это личное дело каждого. Сборку проще выполнять на светокопировальном станке. За неимением можно положить прозрачный лист пластика или толстого стекла между опорами и подсветить настольной лампой. Еще проще, если есть журнальный столик со стеклянной столешницей – тонкая ткань, калька (трафарет) и вперед. Подсветка необходима, чтобы не допустить щелей между смальтами, при укладке их плотно подгоняют друг к другу или к границам узора. Трафарет фиксируют двумя планками – слева и сверху или справа и сверху (для левшей), выкладку начинают с угла, постепенно заполняя весь узор.

Флюсовка – собранный витраж обжимают рейками с оставшихся сторон, следя, чтобы детали не выпирали вверх или в угол, при необходимости довальцовывают кромки, приглаживают и прижимают. В идеале, витраж перебирают заново, чтобы равномерно покрыть флюсом и грани и торцы, но можно и упростить задачу, тщательно пройдясь обильно смоченной кисточкой или ватной палочкой по граням каждой детали. Флюс выбирают полуактивный, с бурой, остатки активного могут с течением времени разъесть переплет.

Пайка – отличается от привычной радиотехнической и оборудованием и способом исполнения.

Для пайки Тиффани нужен особый паяльник, у которого бронзовое никелированное жало (короткое, белого цвета с характерным блеском).

Мощность этого инструмента всего 100 Вт, он нагревает элементы до нужной температуры, но припой к нему не прилипает. Обычные, оловянно-свинцовые припои не рекомендуются, из-за них могут трескаться смальты. Поэтому для Тиффани лучше использовать припои с кадмиевыми присадками (ПОСК-50-18, Авиа-1). Можно обойтись и припоем ПОС-61/61М, но он мягче и не такой прочный.

Паяют Тиффани капиллярным способом в два этапа – сначала по контуру смальты прокапывают расплавом припоя примерно через сантиметр (нитка по ширине как жало), не касаясь деталей паяльником и припоем. За один подход не рекомендуется проходить большой участок, если витраж габаритный. Проходят фрагмент с мужскую ладонь, дают витражу остыть, продолжают, пока не прокапают каждую деталь. Вторым заходом каждый шов пропаивают, накладывая припой по контуру каждой смальты и нагревая, пока он не просочится сквозь шов и не покроет соединение изнутри.

Обрамление – готовый витраж припаивается к профильной рамке, прямоугольной, если это плоское панно, или фигурной, если речь о плафоне или другом элементе декора. Зачищенная и обезжиренная (спиртом) рамка покрывается флюсом изнутри, а витраж по кромке с лицевой и боковой стороны. Раму накладывают на композицию или вставляют композицию в каркас и паяют, как смальты, фрагментами, если остается щель, ее тоже флюсуют и пропаивают.

Промывка – часть изготовления витража, необходимая для удаления остатков флюса, как ни старайся, а собирается он не только в швах, но и на смальтах. Сегодня простейший способ избавиться от этих пятен на этом этапе – обработать витраж губкой, смоченной в средстве для мытья посуды, после чего изделие промывается и вытирается.

Патинирование – если уже браться за Тиффани, стоит раскошелиться на специальное цветное стекло, листовое или бой, так как пленка или краска смотрится все же хуже. А вот патинирование такому витражу не повредит, а только подчеркнет его красоту. Аккуратное нанесение готового состава на переплет выполняется в перчатках и респираторе, а помещение должно хорошо проветриваться. Если напачкали – смело мыть, вытирать и в заключении – аккуратно полировать мягкой тканью. При необходимости металлическое обрамление закрывают декоративной рамкой из дерева или имитации.

Независимо от выбранной техники, витраж, сделанный своими руками, будет не только украшать дом, но и радовать осознанием того, что и вам по плечу древнейшее из искусств.

Самостоятельно изготовленный витраж придаст вашему помещению оригинальность и необычность. Вещи для интерьера, изготовленные самостоятельно, имеют значительное преимущество перед серийным выпуском. В данной статье будут рассмотрены 4 способа изготовления витражей своими руками.

Первый способ изготовления витражей

Для устройства витражей своими руками требуются окрашенные стекла. Вырезанное по размеру стекло тщательно моют и обезжиривают. Выбранный рисунок выполняют на листе бумаги в натуральную величину. Контуры рисунка переносят на стекло черной масляной краской с помощью тонкой кисточки. Для этих целей можно приспособить резиновый баллончик с наконечником из медицинской иглы. Краску в данном случае разбавляют до необходимой вязкости. Следует помнить, что, перенося контуры рисунка, нельзя касаться руками обезжиренной поверхности.

Разделить фрагменты витража можно с помощью узких реек или половинок прутьев лозы, которые приклеивают к стеклу.

Другой способ нанесения контура рисунка на витраж — эпоксидной смолой, в которую добавлена алюминиевая или бронзовая пудра. Этот состав удобно наносить на контурные линии, используя старый тюбик от зубной пасты.

Теперь можно приступать к раскрашиванию изображения. Краски для витражей в домашних условиях готовят на основе:

  • пищевого желатина;
  • клея БФ-2 (или других аналогичных клеящих составов);
  • бесцветного мебельного нитролака.

Для получения краски для витража на основе желатина в его раствор добавляют гуашь или анилиновый краситель, применяемый для окраски ткани. Полученными составами раскрашивается узор. Контурные линии не позволяют перемешиваться разным оттенкам, поэтому не надо ждать, когда высохнет ранее окрашенный смежный участок. Краски на основе желатина не пожароопасны, практически не токсичны, ими можно работать даже в закрытых помещениях.

Краски для витражей на основе БФ-2 изготавливают из светлых сортов клея, разбавляя его ацетоном вдвое. В полученный раствор добавляют спирторастворимую краску, тушь или пасту от шариковых ручек. Такая краска очень быстро загустевает, поэтому использовать её надо в короткий срок.

Краски на основе мебельного нитролака готовят следующим образом. Лак разбавляют специальным растворителем вдвое. К полученному составу добавляют художественные масляные краски необходимого цвета. Следует помнить о том, что доля краски не должна превышать 10% от приготовленного состава. Работу с растворителями надо проводить в хорошо вентилируемом помещении и соблюдать правила пожарной безопасности.

После высыхания красок поверхность витража покрывают бесцветным лаком, чтобы стекло можно было мыть водой.

С помощью тонких реек, пива и английской соли стеклянную дверь можно раскрасить под старину. Древесину окрашивают под мореный дуб и располагают рейки так, чтобы получилась имитация расстеклования в мелкую клетку. Для обработки стекла готовят раствор такого состава: стакан пива и пачка английской соли. Для лучшего растворения пиво можно слегка подогреть. Раствор наносится губкой на горизонтальную поверхность витража. Конечно же, стекло предварительно должно быть хорошо вымыто и обезжирено. Высыхая, английская соль образует декоративные узоры желто-коричневого цвета. После просушки стекло покрывают защитным слоем лака.

Второй способ изготовления витража

После разработки эскиза витража накройте его стеклом, на котором будет изготовлен витраж. Оно должно быть чистым и обезжиренным.

Первый метод изготовления витража основан на использовании растворимых цветных тканей, таких как ацетатный шелк, который легко растворяется ацетоном и нитролаками. Вырежьте кусочки тонкой ткани необходимой конфигурации и цвета согласно рисунку будущего витража. Покройте стекло тонким слоем прозрачного нитролака и просушите. Затем тот же нитролак наносится на отдельные зоны, и к ним приклеиваются лоскуты заготовки. Приклеивание необходимо производить максимально точно, так как ткань практически сразу начинает растворяться, и её невозможно будет передвинуть. Приклеив лоскут на отведенное для него место, промажьте его сверху нитролаком и переходите к следующему.

Заполнив элементами витража все стекло, нанесите еще один слой нитролака, а поверх пару слоев паркетного. Следующим этапом изготовления витража своими руками — изготовление псевдорамы. Для этого эпоксидная смола смешивается с отвердителем в соотношении 1: 8~10. Полученная масса смешивается с тальком и алюминиевой или бронзовой пудрой до момента, когда смесь приобретет металлический блеск и не будет растекаться по стеклу. Затем полученную массу заправляют в кондитерский шприц или использованный тюбик из под зубной пасты и ровным валиком выдавливают по очертаниям витража. При этом важно не допускать пересечений между линиями, так как валики не должны наезжать друг на друга.

Рекомендуем производить все действия с нитролаком в хорошо проветриваемом помещении или на отрытом воздухе, а с эпоксидной смолой нужно работать в резиновых перчатках. Растворителем для эпоксидки является бензин.

Третий способ изготовления витражей

Можно выполнить витраж из битого стекла и силикатного клея. Сначала необходимо разработать рисунок витража в натуральную величину на листе бумаги. Изображение должно быть цветным. При разработке эскиза за основу берется рисунок с открытки, плаката или журнальная иллюстрация. Следует учитывать, что на рисунке важную роль играет темный контур, поэтому его рисунок должен быть выразительным, но простым и конструктивным. Оформленный эскиз нужно наклеить на обратную сторону стекла, на котором будет изготавливаться витраж, лицевой стороной к стеклу. Затем тонкой кистью и быстросохнущей краской черного, темно-коричневого или темно-синего цвета следует нанести на стекло контуры изображения. Теперь необходимо подобрать цветные стекла. Подойдут негодные автомобильные фонари, отработанные светофильтры, стеклянная посуда и т. п. Стекла нужно разбить на осколки требуемой величины. Витраж выполняется следующим образом. Стекло с наклеенным на него эскизом следует уложить на горизонтальную основу, например на стол, лицевой стороной вверх.

Затем его поверхность нужно обезжирить нашатырным спиртом, нанести на нее слой силикатного клея (жидкое стекло) и выложить мозаику из цветных осколков стекла с опорой на рисунок. Орнамент витража можно выкладывать участками, которые ограничены контурами. Спустя 4-6 часов необходимо залить поверхность готового витража клеем так, чтобы он покрыл все выступающие осколки. Чтобы предотвратить стекание клея со стекла, вокруг витража можно выложить ограничение из деревянных реек, прикрепив их пластилином.

Сплошной слой силикатного клея сглаживает шероховатости витража, в результате чего его поверхность становится волнистой и блестящей и хорошо пропускает свет. Для того чтобы при изготовлении витража получить сплошной цветной слой, нужно приготовить кашицу, смешав силикатный клей с толченым стеклом, и ровным слоем выложить её на поверхность стекла торцом кисти. Вместо силикатного клея можно использовать эпоксидный клей или полиэфирную смолу

Руководитель студии художественного витража Александр Полтавец говорит о стекле для витражей:

Иногда очень сложно найти стекло нужного цвета. Однако из любого безвыходного положения всегда можно найти два выхода. Бесцветное стекло можно окрасить цапон-лаком. В качестве красителя применяют и анилиновые краски: желтая — аурамин, риванол; синяя — метиленовая синяя; зеленая — бриллиантовая зелень (можно приобрести в аптеке); красная — родамин. Чтобы покрытие было равномерным, поверхность стекла обливают лаком, давая излишку стечь. Если стекло подвергается сильному солнечному воздействию, лучше использовать для окраски стекла глифталиевый лак. Он представляет собой раствор искусственной смолы (глифталя) и анилиновой краски того или иного цвета в винном спирте. Если цапонового или глифталевого лака нет, можно приготовить спиртовой цветной лак следующего состава:

  • 500 мл этилового (винного) спирта,
  • 1 г анилиновой краски,
  • 1 г шеллака.

Четвертый способ изготовления витража

Можно выполнить витраж из целиковых цветных стекол по следующей технологии. Подготавливаем эскиз витража и крепим его с обратной стороны прозрачного стекла, как и в предыдущих случаях. Вырезаем из целых цветных стекол участки рисунка необходимой конфигурации. На прозрачном стекле-основе делаем "сухой" набор витража. Пространство между кусочками цветного стекла заливается раствором следующего состава: цемент — 1 часть, песок — 3 части, клей (типа ПВА) — 1 часть. Для удобства при этой операции можно взять даже полиэтиленовую тару из-под шампуня, в пробку которой вставляется стеклянная или пластмассовая трубка диаметром 4-5 мм. Перед заливкой края цветных стекол в местах соединения с силикатным стеклом тщательно смазываются раствором с помощью деревянной палочки. После подсыхания производится основная заливка. При такой обработке раствор не подтекает под цветные стекла, и витраж получается аккуратным.