Для вентиляции        10.10.2019   

Значение стахановского движения. Стахановское движение в советском обществе. Кратко

Массовое движение передовиков производства возникло в в 1935 году, названо по имени своего зачинателя, шахтера Алексея Стаханова, нарубившего 102 тонны угля за 1 ночную смену с 30 на 31 августа, на шахте «Центральная -Ирмино» в Луганской области Донбасса.

Причины успеха рекорда

Главной и основной новаторской идеей рекорда как самого Стаханова, так и последователей его явилось разделение рабочих обязанностей. Была проведена полная реконструкция организации труда. Так, во время рабочей смены Алексея Стаханова были проведены все подготовительные действия, предваряющие успешное проведение работы. Был подготовлен и спущен в шахту крепежный лес, приготовлена возможность бесперебойной подачи на-гора добытого угля, выполнено освещение забоя. Была изменена длина уступа и уменьшено количество уступов, что позволило уменьшить нагрузку на компрессор, а сам забойщик получил возможность свободно передвигаться в забое.

Проведение рекорда

Крепежные работы проводили специально для этого отобранные рабочие-крепильщики Щиголев и Борисенко. Вместе с бригадой в забой спустились парторг шахты Петров Константин и редактор местной газеты Михайлов, начальник участка Мащуров, они следили за проведением работы, отмеряя хронометраж. Надо сказать, что норма угля за смену, до рекорда Стаханова была 7 тонн. После Стаханова, его последователи, да и сам он неоднократно превышали рекорд. Наивысшим показатель по добычи угля был выполнен донецким шахтером Изотовым Н. А. он нарубил на шахте №1 «Кочегарка» в Горловке - 607 тонн угля.

Последователи Стаханова

Стахановское движение распространилось по всему Союзу и нашло применение практически во всех сферах народного хозяйства. Так в автомобильной промышленности им стал Бусыгин А. Х. Он перевыполнил норму по ковке коленчатых валов, выполнив и перевыполнив собственный рекорд доведя до 1146 валов вместо положенных по норме - 675. В обувной промышленности - Сметанин Н. С, он перевыполнил норму на 200% секрет его успеха также как у Стаханова кроется в разделении трудовых обязанностей.

Сестры Виноградовы, работающие на ткацкой фабрике г. Вычуга начиная с 26 станков перешли на 40, а впоследствии смогли работать одновременно на 284 станках. На железнодорожном транспорте передовиком производства стал П. Ф. Кривонос он увеличил форсировку паровозного котла, превысив техническую скорость вдвое.

Последствия стахановского движения

Рационализаторский подход, разделение труда, возможность выполнения квалифицированными рабочими основной задачи, освобождение их от выполнения вспомогательных работ. Все это было несомненно хорошо. Рекорды были самыми настоящими, только вот пользы они принесли немного. Так можно было добыть рекордное количество угля, но уголь необходимо поднять на-гора, а это требовало увеличить число вагонеток, изменить сечение выработок, улучшить состояние рельсовых путей изменить технологию откатки. К этому можно прибавить периодическое отсутствие крепежа и запасных частей для ремонта оборудования.

Если Бусыгин смог выковать рекордное количество валов, то на следующий день его молот стоял без движения из-за поломки, не было элементарных запасных частей. Изменение технологии производства было жизненно необходимо. Кроме этого, был еще один минус стахановского движения, увеличение выработки отдельными работниками вело к повышению трудовых норм, заработная плата между тем оставалась неизменной. Рабочих передовиков травили, били, а порой и убивали. Так что несмотря на прогрессивное начало широкого признания среди масс это движение не получило.


Одной из славных страниц в развитии промышленности и индустриализации СССР можно назвать период, когда возникли «Стахановские» движения. Насколько бы развитой не была промышленность, если не приложить смекалку и желание работать на благо своего общества мы не гордились бы этими славными страницами нашего трудового народа. Много воды утекло с того времени, но фраза «ну, ты и стахановец» до сих пор бытует в нашем обороте. Сейчас машины заменяют человека, труд человека заменяют механизмы, но мы всегда с гордостью вспоминаем трудовой подвиг наших соотечественников.
В 1935 году в ночь 31 августа забойщик шахты А.Г. Стаханов добыл 102 тонны угля при норме в 7 тонн, что в 14 раз превысило установленную норму для рабочего смены. Буквально на следующий день товарищ Валейников Л. превзошёл своего товарища Стаханова А.Г. и добыл 126 тонн, что превышало в 15 раз установленную норму. Так шахтеры подхватили пример своих товарищей, даже отстающие шахты начали выполнять и перевыполнять свои трудовые нормы, не было ни одной шахты, не перевыполнившей план. Так в 1935 году на шахте «Центральная-Ирмино» зародилось знаменитое «Стахановское движение», участниками которого восхищается нынешнее поколение. Газеты буквально пестрили передовиками производства ведь «Они были первыми».
Стахановцы стали появляться и в других отраслях промышленности. Страна была буквально ошеломлена успехами и настроена, ставить все новые и новые рекорды производства. В обувной промышленности рекорд по производству поставил Сметанин Н., в текстильной сестры Виноградовы. Особую роль движение сыграло в период Второй мировой войны, когда основная масса мужчин была на фронте, за добычу угля взялись женщины, тем самым повышая обороноспособность государства. Специально был учрежден специальный нагрудный орден «Знак Почета». Им награждались за ударничество и стахановское новаторство. Стахановцы награждались денежными премиями, транспортными средствами, памятными поездками в столицу.
Основными критериями зарождения стахановского движения служили не только воля трудового народа к новым совершениям, но и изменения в организации труда, улучшения оборудования, разделение труда забойщика и крепильщика.
Постепенно передовой опыт перекочевал в другие отрасли промышленности. На заслушивании докладов Пленума ЦК ВКП (б) о развитии стахановских акцентировали внимание партии на огромном перечне фабрик, заводов, на которых трудится множество передовиков, по-новому организовавших свой труд. Было очевидно, что эти движения укрепляют своими достижениями социализм на всех континентах земного шара, ломают старые нормы, подходы к работе, развивают культурно-технический уровень рабочего класса, превращают стану в наиболее успешную. Партия использовала эти стремления трудящихся для установления соревнования, чтобы успешно строить коммунизм. Благодаря поддержанию соперничества особого роста достигла сахарная промышленность. В 1935 показатели производства выросли на 35.5 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Сталин говорил: «Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса». Эти чудеса происходили на производстве сахара, сотрудники перевыполняли план на 170% , к примеру, Верхогляд И.Т. аппаратчик сахарного завода. Улучшались и другие методы производства вестовщики Новотаволжанского сахарного завода Марков, Салько усовершенствовали процесс производства сахара, уменьшив при этом время производства, тем самым повысив производительность. Особых показателей в производстве добились стахановцы Краснояружского сахарного завода, токарь Гомонилов перевыполнял план на 1000 % и более. К концу десятилетия на заводах по производству сахара насчитывалось более 30 % стахановцев от всего состава трудящихся. Незаменимый вклад в развитие сахарного движения оказал обмен опытом между заводами. Предприятия проводили не только регулярный подсчет показателей, также проводились семинары и курсы по изучению методов производства. Была цель повысить выхлоп готовой продукции и уменьшить отброс отходом.
Одной из передовых отраслей страны являлось производство добычи нефти и дальнейшая переработка. С развитием стахановских движений было обнаружено и запущено в эксплуатацию более двух десятков месторождений. Именно с приходом стахановского движения политическая элита партии поставила цель развитие механизации процесса бурения.
Таким образом, стахановское движение вызвало новый рывок в развитии промышленности, не только в стремлении трудящихся в скорейшем строительстве коммунизма, но и в нахождении новых технологических решений на производстве.

Они были первыми героями трудового фронта в Стране Советов, героями первых пятилеток...

Алексей Григорьевич Стаханов

Алексей Григорьевич Стаханов (21 декабря 1905 г. (3 января 1906 г.) — 5 ноября 1977 г., имя при рождении — Андрей) — советский шахтёр, новатор угольной промышленности, основоположник Стахановского движения, Герой Социалистического Труда (1970).

В 1935 году группа из забойщика Стаханова и двух крепильщиков за одну смену добыла в 14 раз больше угля, чем предписывалось на одного человека; позднее рекорд был побит ещё вдвое. Рекордная смена была спланирована заранее (перепроверено состояние компрессоров и молотков, организован вывоз угля, проведено освещение забоя).

А. Г. Стаханов родился в деревне Луговая Ливенского уезда Орловской губернии. С 1927 года работал на шахте «Центральная-Ирмино» в городе Ирмино Луганской области тормозным, коногоном, отбойщиком. С 1933 года работал забойщиком на отбойном молотке. В 1935 году окончил на шахте курсы забойщиков. В 1936—1941 годах учился в Промакадемии в Москве. В 1941—1942 годах начальник шахты № 31 в Караганде. В 1943—1957 годах работал начальником сектора социалистического соревнования в Народном комиссариате угольной промышленности СССР в Москве. В 1957 году по указанию Н. С. Хрущева был возвращен в Донецкую область. До 1959 года был заместителем управляющего трестом «Чистяковантрацит», с 1959 года помощник главного инженера шахтоуправления № 2/43 треста «Торезантрацит».
С 1974 года — на пенсии.
Умер 5 ноября 1977 года на 72-м году жизни. Похоронен на городском кладбище в городе Торезе Донецкой области.

Рекордная смена
В ночь с 30 на 31 августа 1935 года за смену (5 ч. 45 мин.) добыл 102 тонны угля при норме в 7 тонн, в 14 раз превысив норму и установив рекорд. Причина небывалого достижения Стаханова заключалась в умелом владении отбойным молотком. До этого дня в забое одновременно работали несколько человек, которые вырубали при помощи отбойных молотков уголь, а затем, чтобы избежать обвала, укрепляли брёвнами свод шахты. За несколько дней до установления рекорда в беседе с забойщиками Стаханов предложил кардинально изменить организацию труда в забое. Забойщика необходимо освободить от крепёжных работ, чтобы он только рубил уголь. «Если разделить труд, то можно за смену не 9, а 70—80 тонн угля нарубить» — заметил Стаханов. 30 августа 1935 года в 10 часов вечера в шахту спустились Стаханов, крепильщики Гаврила Щиголев и Тихон Борисенко, начальник участка Николай Машуров, парторг шахты Константин Петров и редактор многотиражки Михайлов. Включили время отсчёта начала работы.
Стаханов уверенно работал, мастерски рубя угольные пласты. Крепившие за ним Щиголев и Борисенко намного отставали. Несмотря на то, что Стаханову нужно было прорубить 8 уступов, перерезав в каждом куток, что занимало много времени, за 5 часов 45 минут работа была выполнена. Когда подсчитали результат, оказалось, что Стаханов нарубил 102 тонны, выполнив 14 норм и заработав 220 рублей.
Этот рекорд доказал эффективность такого метода и способствовал изменению технологии труда шахтёров. Примеру последовали на других шахтах Донбасса, затем в других областях производства. Появилось поощряемое коммунистической партией движение последователей — стахановцев. Похожие пропагандистские кампании были позже развёрнуты и в других социалистических странах.

Память
С 1938 по 1947 год город Жуковский назывался Стаханово.
15 февраля 1978 года город Кадиевка был переименован в Стаханов.
Имя Стаханова присвоено двум шахтам в Донбассе и в Кузбассе, ПТУ № 110 в городе Торезе, где много раз выступал Стаханов.
Его именем названа улица в городе Торезе, на которой располагался дом А. Г. Стаханова, в честь Стаханова названы улицы в Липецке, в Самарe, в Пскове, в Салавате и Ишимбае, мост в Риге.
Учреждено 26 стипендий им. А. Г. Стаханова для лучших учащихся профессиональных училищ республики.

Награды и звания
Награждён орденом Ленина, по решению Политбюро ЦК ВКП(б) принят в члены партии без кандидатского стажа (1936).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1970 года был награждён вторым орденом Ленина и удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Удостоен нагрудного знака «Шахтёрская слава» трёх степеней.

Известные стахановцы
А. Х. Бусыгин — в автомобильной промышленности.
М. Н. Мазай — в металлургии.
И. И. Гудов — в станкостроительной промышленности.
П. Ф. Кривонос и К. П. Королёва — на железнодорожном транспорте.
И. М. Кавчук — в угольной промышленности.
Н. С. Сметанин — в обувной промышленности.
Е. В. и М. И. Виноградовы — в текстильной промышленности.
Б. Ихласов — в горнорудной промышленности.

П. Н. Ангелина — в сельском хозяйстве.

Паша Ангелина


Прасковья (Паша) Никитична Ангелина (30 декабря 1912 (12 января 1913), с. Старобешево, Мариупольский уезд, Екатеринославская губерния Российская империя (ныне пгт Старобешево, Старобешевский район, Донецкая область, Украина) — 21 января 1959, Москва) — знаменитая участница стахановского движения в годы первых пятилеток, бригадир тракторной бригады МТС, ударница, Дважды Герой Социалистического Труда (19.03.1947, 26.02.1958).

Родилась 12 января 1913 года (30 декабря 1912 по старому стилю) в селе (ныне посёлок городского типа) Старобешево в греческой семье.
В 1929 году Паша Ангелина окончила курсы трактористов и стала работать трактористкой Старо-Бешевской машино-тракторной станции (МТС). В 1933 году она организовала женскую тракторную бригаду в этой МТС и возглавила её. Член ВКП(б)/КПСС с 1937 года.
Одна из первых женщин-трактористов. За перевыполнение плана была сделана символом технически образованной советской работницы. В 1938 году прославилась лозунгом «Сто тысяч подруг — на трактор!».
В 1940 году закончила Московскую сельскохозяйственную академию им. К. Т. Тимирязева.
В годы Великой Отечественной войны — в эвакуации в Бурлинском районе Западно-Казахстанской области Казахской ССР, где продолжала ударно работать на полях.
Автор книги «Люди колхозных полей» (1948).
Вследствие постоянной работы с машинными маслами и дизельным топливом, заболела циррозом печени и рано ушла из жизни.
Похоронена на родине, в посёлке Старобешево.
Знатная трактористка Паша Ангелина (2 слева) в перерыве совещания в ЦК ВЛКСМ, фото Ивана Шагина, 14 июля 1936.


Ангелина (слева) и Демченко со Сталиным на X съезде ВЛКСМ, 1936.

Награды и звания
Дважды Герой Социалистического Труда:
19.03.1947 — за высокие урожаи пшеницы и ржи,
26.02.1958 — за успехи в развитии сельского хозяйства.
3 ордена Ленина (30.12.1935, 19.03.1947, 8.02.1954)
орден Трудового Красного Знамени (7.02.1939)
медали
Лауреат Сталинской премии третьей степени (1946).

Память
Бронзовый бюст Паши Ангелиной установлен на её родине — в посёлке городского типа Старобешево, где её имя носит проспект, и где открыт музей прославленной землячки.


Александр Бусыгин

Александр Харитонович Бусыгин (28 мая 1907 — 19 февраля 1985) — кузнец Горьковского автомобильного завода, зачинатель стахановского движения в машиностроении. Герой Социалистического Труда (1975).

Родился 28 мая (10 июня) 1907 года в деревне Колеватовская Нижегородской губернии, ныне Ветлужского района Нижегородской области, в крестьянской семье. Русский. После окончания начальной школы работал в колхозе.
В 1931 году приехал на строительство Горьковского автозавода. После окончания строительства перешёл на работу в кузницу, в кратчайшие сроки овладев мастерством кузнечного дела и став специалистом высокой квалификации, инициатором принципиально новых методов, направленных на повышение производительности труда. Повышение производительности труда достигалось за счёт предварительной подготовки рабочего места, совершенствования станков и инструмента, оптимизации приёмов нагрева и штамповки металла, усиления трудовой дисциплины.
В сентябре 1935 года бригада, которой руководил Бусыгин, установила рекорд, отковав за смену 966, затем — 1001 коленчатый вал при норме 675 (впоследствии довёл выработку до 1146 валов). За рекордную производительность труда Александр Бусыгин был награждён орденом Ленина.
Даже Всесоюзное движение новаторов некоторое время носило название стахановско-бусыгинского. Слава о чудо-кузнеце дошла до Америки. Американские представители передали ему приглашение Форда на завод в Детройт, обещая платить золотом, на что Бусыгин ответил:
«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».

В 1935 году Бусыгин участвовал во Всесоюзном совещании стахановцев, делегировался на XVIII съезд ВКП(б), позднее дважды стал депутатом Верховного Совета СССР. Окончил Промышленную академию в Москве. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года.
Вся жизнь А. Х. Бусыгина была неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом: он работал начальником каркасного цеха, начальником участка кузнечного цеха, начальником кузнечного цеха, начальником ремонтно-механического участка. За ударный труд награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.
Последние годы жизни А. Х. Бусыгин посвятил общественной деятельности и воспитанию молодых рабочих. Персональный пенсионер союзного значения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР в 22 сентября 1975 года за большие заслуги в развитии массового социалистического соревнования, достижение высокой производительности груда, многолетнюю деятельность по внедрению передовых методов работы в автомобильной промышленности и в связи с 40-летием стахановского движения Бусыгину Александру Харитоновичу было присвоено звание «Героя Социалистического Труда» с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Звание «Почётный гражданин города Горького» А. Х. Бусыгину присвоено решением Горьковского городского Совета депутатов трудящихся от 17 июня 1976 года.
Умер 19 февраля 1985 года. Похоронен в Нижнем Новгороде на Бугровском кладбище.

Награды и звания
Герой Социалистического Труда (1975)
2 ордена Ленина (1935, 1975)
Орден Трудового Красного Знамени
Орден Красной Звезды
медали
Почётный гражданин города Горького (1976)

Макар Мазай

Макар Никитович Мазай (31 марта (13 апреля) 1910, станица Ольгинская, ныне Приморско-Ахтарский район Краснодарского края — ноябрь 1941, Мариуполь) — сталевар Мариупольского металлургического завода имени Ильича, рабочий-новатор, зачинатель соревнования за высокие объёмы выплавки стали.

16 августа 1930 г. поступил чёрнорабочим на Мариупольский металлургический завод имени Ильича.
В 1933 г. стал первым подручным у опытного сталевара М. В. Махортова.
В 1935 г. — сталевар мартеновского цеха.
В 1936 г. — один из зачинателей движения скоростного сталеварения. Страна развивалась, и требовалось всё больше стали. Макар Мазай предложил рискованное решение: углубить ванну мартеновской печи и одновременно поднять высоту свода мартена. После этого в печь можно было засыпать гораздо больше шихты, чем прежде. В октябре 1936 г. Макар Мазай один за другим устанавливает рекорды по съёму стали с квадратного метра пода печи с максимальным результатом 15 тонн за 6 часов 30 минут. После этого его опыт и методы работы распространились по всей стране, а сам Макар Мазай становится делегатом Чрезвычайного VIII Всесоюзного съезда Советов.
В 1937—1941 гг. — Мазай обучается в Промышленной академии им. Кагановича в Москве.
8 октября 1941 года немцы вошли в Мариуполь. Некоторые металлургические предприятия не успели эвакуировать. На «Азовстали» шла работа, и противник захватил завод по производству качественных сталей. «Азовсталь» без паузы стала работать на врага. Главным виновником произошедшего был С. Б. Задионченко, член военного совета Южного фронта. Задионченко преступно проморгал приближение врага к городу, не отдав вовремя распоряжение «закозлить» печи. В конце 1941 года гитлеровцы создали горно-металлургическое общество «Восток», которое должно было эксплуатировать производственные мощности Донецкого угольного бассейна. В основе стояла крупнейшая монополия «Крупп». Оккупационные власти надеялись, что Макар Мазай станет им служить, и на завод, по его примеру, вернутся оставшиеся в городе рабочие и специалисты. Но найти его не удавалось. На поиски сталевара были брошены все силы военной комендатуры и гестапо Мариуполя. За Макаром по пятам следовали шеф зондеркоманды Фогель, начальник мариупольского СД Вульф, фельдкомендант Гофман, обер-лейтенант Шаллерт. Немцы расстреляли друга Макара Мазая сталевара Толмачева и зверски замучили мастера мартеновского цеха Никиту Пузырёва. Может быть, и не удалось бы схватить Макара Мазая, но нашёлся и в Талаковке предатель. Он написал донос в гестапо о том, что Макар иногда появляется в доме брата жены. И как-то рано утром дом окружили немецкие солдаты. Макар Мазай был арестован. Ему предлагали командировку в Германию на заводы Круппа, но Мазай молчал. Его били и истязали, даже пытались купить, организовав банкет с вином и закуской. Он не согласился. Тогда его подвергли жесточайшим пыткам; ответ был всё тот же. 13 ноября 1941 года после очередных истязаний Макара Мазая расстреляли. Ему шёл 32-й год.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1 апреля 1939 г.).
Именем Макара Мазая названы улицы в Ильичёвском районе Мариуполя и в Пролетарском районе г.Тула
В ноябре 1948 в Мариуполе (в то время — Жданове) ему был установлен памятник на улице Бодрова, а потом перенесён на проспект Ильича.
В память Макара Мазая в Мариуполе проводится международный турнир по боксу - Мемориал Макара Мазая.

Пётр Кривонос


Пётр Фёдорович Кривонос (29 июня 1910, Феодосия — 19 октября 1980, Киев) — деятель советского железнодорожного транспорта, один из инициаторов Стахановского движения на железнодорожном транспорте, Герой Социалистического Труда (1943), кавалер Ордена Ленина.

Родился 29 июня (12 июля) 1910 года в городе Феодосии Российской империи в семье железнодорожника. В 1913 году семья переехала в город Славянск. После окончания школы-семилетки работал слесарем в паровозном депо. В 1926—1929 годах учился в школе ФЗУ в городе Славянске.
В 1929 году, после окончания ФЗУ, начал работать в паровозном депо Славянска Донецкой железной дороги. Член КПСС с 1929. В 1935 году, будучи паровозным машинистом, первым на транспорте при вождении грузовых поездов увеличил форсировку котла паровоза, благодаря чему техническая скорость была повышена вдвое, до 46-47 км/час. Имел многочисленных последователей («кривоносовцы»). Окончил Московский электромеханический институт ж.-д. транспорта им. Ф. Э. Дзержинского (1953). С 1953 начальник Юго-Западной железной дороги, однако ещё в 1941 году упоминается в газете «Известия» как начальник Северо-Донецкой железной дороги.
С именем Петра Кривоноса связано открытие Детской железной дороги в Киеве, в Сырецком парке. 2 августа 1953 на День железнодорожника в голубых и тёмно-красных вагончиках прокатилась детвора, и первый поезд вёл легендарный Пётр Кривонос. Также именно по его инициативе у центрального вокзала города был поставлен на постамент паровоз ИС, который в настоящее время является единственным сохранившемся целиком представителем серии.

Делегат XVIII-го съезда ВКП (б) и XXII-го съезда КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 1—5-го созывов. Избирался членом ЦК КП Украины на 14—16-м, 18—22-м съездах коммунистической партии Украины.
Жил в Киеве. Скончался 19 октября 1980 года, похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Награды
Почтовая марка СССР. 1986. Серия «Паровозы-памятники». Славянск. Паровоз на котором трудился Кривонос.
Награждён 4 орденами Ленина, 4 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Октябрьской революции, Суворова 2-й степени, Красной Звезды, «Знак Почета», медалями.
Почётный гражданин Славянска (1971).

Память
В честь Кривоноса в Славянске названа улица в железнодорожном районе, в Киеве — площадь и железнодорожная станция, установлена мемориальная доска.
В 1972 году в локомотивном депо Славянска на постаменте был установлен паровоз, на котором Пётр Фёдорович установил свой рекорд.

Клавдия Королёва


Клавдия Петровна Королёва (1907-?) — поездной диспетчер, инициатор организации работы по уплотнённому графику оборота локомотивов на железнодорожном транспорте, лауреат Сталинской премии третьей степени.

Клавдия Королёва работала на железнодорожном транспорте с 1933 года. В 1947 году Королёва применила уплотнённый график оборота локомотивов на участке Орехово — Воскресенск Московско-Рязанской железной дороги. В 1951 году явилась одним из инициаторов организации пропуска тяжеловесных грузовых поездов по постоянному расписанию.
Метод Королёвой нашёл широкое применение на сети железных дорог СССР.
За разработку и внедрение передовых методов труда в 1950 году Королёва была удостоена Сталинской премии третьей степени.
В 1942 году Клавдия Королёва была награждена орденом «Знак Почёта».

Мария Виноградова


Мария Ивановна Виноградова (22 мая (4 июня) 1910, д. Долматиха — 28 октября 1990, Москва) — одна из зачинательниц виноградовского движения (стахановского движения многостаночниц в текстильной промышленности).

Родилась в деревне Долматиха Вичугского района Ивановской области.
Ткачихой стала в 14 лет. В 1927 году на её фабрике стали устанавливать ткацкие станки-автоматы системы «нортроп». Осваивать новое оборудование доверили молодым ткачихам, в том числе Марии Виноградовой. С 1935 года ткачиха стала переходить на повышенное уплотнение.
Летом 1935 года Мария Виноградова стала сменщицей своей однофамилицы Евдокии Виноградовой, которая с мая 1935 года уже обслуживала 70 станков. Это было рекордное уплотнение в СССР, которое несколько месяцев руководством фабрики не афишировалось для широкой публики. Но после рекорда Стаханова (31 августа 1935 года) и публикации в «Правде» от 6 сентября 1935 года статьи «Советские богатыри» (о трудовом достижении Стаханова и Дюканова), отраслевая газета «Лёгкая индустрия» в номере за 12 сентября сообщила о первом всесоюзном рекорде обслуживания ткацких станков, достигнутом на вичугской фабрике имени Ногина. С этого момента начался звёздный взлёт ткачих Дуси и Маруси Виноградовых.
С октября 1935 года ткачихи Виноградовы обслуживали сначала 100 станков, затем 144 станков, а с ноября 1935 по июль 1936 года — 216 станков.
В январе 1936 года Марии Виноградовой вручили первый орден Ленина. В том же году она поступила в московскую Промакадемию, где училась до 1941 года.
В 1938 году Виноградовы на фабрике имени Ногина установили новый мировой рекорд (обслуживание 284 станков), который через несколько месяцев был повторён и на протяжении 18 лет являлся нормой для других ткачих: Е. Подсобляевой, Л. Большаковой, Л. Марфиной (в три смены).
Мария Ивановна Виноградова с 1938 года была депутатом Верховного Совета РСФСР 1-го созыва по Середскому избирательному участку Ивановской области (по её инициативе, в частности, город Середа был переименован в Фурманов). После войны Мария Виноградова несколько раз избиралась депутатом Моссовета.
С 1939 года — член КПСС.
В 1941 году — технолог на Московской ткацкой фабрике имени М. В. Фрунзе. Во время войны — заместитель управляющего конторой Текстильснаба.
В 1948—1963 годах — заместитель директора московской фабрики имени Фрунзе (с 1992 года «Даниловская мануфактура»).
С 1963 года до пенсии — заместитель директора ЦНИИ лубяных волокон.
Мария Виноградова умерла в 1990 году в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище.
В 1937-1938 гг. для канала им. Москвы на Пермской судоверфи была построена целая серия буксирных колесных пароходов, названная именами стахановцев. Один из восьми 150-сильных буксиров был назван именем Марии Виноградовой. В 1960-е годы он был переименован в «Маяк», затем в «Коприно».

Награды и Звания
В 1971 году ей присвоено звание Героя Социалистического труда.
Награждена 4 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Почётная гражданка Вичуги (с 3 сентября 1975 года).

Увековечивание памяти
улица Виноградовых в Вичуге.

Билял Ихласов


Ихласов Билял (1905—1940) — буровой рабочий, новатор промышленного производства, один из зачинателей стахановского движения в горнорудной промышленности. Награждён орденом Ленина.

С 1929 года работал на экибастузских угольных копях, в 1930-1931 годах — грузчиком на пристани Павлодар, затем на руднике Риддерского полиметаллического комбината. С 1932 года работал буровым рабочим.
29 сентября 1935 года Билял Ихласов установил Всесоюзный рекорд добычи руды, выполнив задание на 485 %, что явилось одним из толчков для массового движение за перевыполнение норм в СССР. В 1937 году Ихласов был назначен инструктором по внедрению передовых методов и приёмов труда.
Избирался Депутатом Верховного Совета Казахской ССР 1-го созыва.

Последователей шахтера Алексея Стаханова, новаторов социалистического производства в СССР - рабочих, колхозников, инженерно технических работников, за повышение производительности труда на базе освоения новой техники. Являлось одним из видов ударничества - первой и наиболее массовой формы социалистического соревнования.

Родоначальником стахановского движения стал Алексей Григорьевич Стаханов - забойщик шахты «Центральная Ирмино» города Кадиевка (ныне - Стаханов), добывший в ночь с 30 на 31 августа 1935 года за 5 часов 45 минут 107 тонн угля при норме выработки 7 тонн.

Сенсационное достижение Стаханова было достигнуто благодаря замене прежней индивидуальной работы шахтеров бригадной организацией труда с разделением трудовых функций. Стаханов работал только отбойным молотком, а вслед за ним шли двое других шахтеров, расширявших забой и укреплявших стены.

Получив пропагандистскую и материальную поддержку Коммунистической партии Советского Союза, стахановское движение за короткое время охватило все отрасли промышленности, транспорт, строительство, сельское хозяйство и иные виды деятельности, распространившись на всей территории СССР.

В кожевенно обувной промышленности - перетяжчик ленинградской обувной фабрики «Скороход» Николай Сметанин, выполнивший производственную норму на 200%. В текстильной промышленности ткачихи вичугской фабрики им. Ногина Евдокия и Мария Виноградовы, обслуживавшие одновременно до 284 станков. В лесной промышленности - рамщик Соломбальского ЛДК (Архангельская область) Василий Мусинский, распиливший за 7 часовую смену 313,8 кубометров древесины. На железнодорожном транспорте - машинист Донецкой железной дороги Петр Кривонос, более чем вдвое увеличивший техническую скорость движения паровоза. В металлургии - сталевар Мариупольского металлургического завода Макар Мазай, значительно увеличивший выработку стали в мартеновских печах. В сельском хозяйстве активистами стахановского движения являлись организатор первой в СССР женской тракторной бригады Прасковья Ангелина, комбайнер Константин Борин, звеньевая колхоза Мария Демченко.

В военные годы стахановское движение отошло на второй план по сравнению с новыми формами социалистического соревнования - движением двухсотников (200% плана), тысячников (1000% плана), многостаночников, совместителей профессий, комсомольско молодёжных и фронтовых бригад, позволявших добиться увеличения выработки продукции меньшим числом работников.

В конце 1950-х гг. на смену стахановскому движению пришло движение за коммунистическое отношение к труду, а рабочие стахановцы сменились ударниками и коллективами коммунистического труда.

Успешный пропагандистский опыт стахановского движения был перенят некоторыми странами Восточной Европы. В послевоенной Польше широкую известность получил шахтер Винцент Пстровский , работавший на шахте компании «Ядвига» в городе Забже, выработавший за смену 240% нормы добычи угля.

Cтахановское движение организовали последователи Алексея Стаханова, который был забойщиком на шахте в Донбассе. Основная идея заключалась в том, что люди работали, не жалея себя, и выдавали несколько норм за смену.

Начало стахановского движения.

Датируется начало движения 1935 годом . В конце августа один из шахтеров начал превышать норму в 10, затем и в 30 раз. Такая производительность поразила руководителей партии, они стали ставить Алексея Стаханова в пример другим строителям коммунизма.

Со временем начало формироваться стахановское движение. Изначально оно включало только шахтеров, ведь сам Алексей Стаханов работал на шахте. В этой сфере было возможно выдавать большие нормы производства с вложением существенных физических усилий, но без потери качества.

В дальнейшем к движению начали присоединяться работники других сфер. Результаты у них были куда более скромными, чем у шахтеров, что объяснялось сложностью производства и необходимостью соблюдать определенные стандарты качества.

Точной даты окончания движения нет. Считается, что стахановцы в той или иной форме присутствовали на всем протяжении существования СССР. Подвиги Стаханова вспоминались в разные годы, и они становились стимулирующим фактором для рабочих.

На сегодня есть несколько версий возникновения данного движения. По одной из них, Стаханов Алексей Григорьевич не имел особых заслуг в производительности, а цифры приписывались для того, чтобы в дальнейшем стимулировать рабочих. Еще одна версия и вовсе отвергает существование этого человека.

Результаты.

Стахановское движение оказало существенное влияние на страну в довоенное время, в период Великой Отечественной войны и после ее окончания.

Оно имело такие преимущества, как:

  • выработка нескольких норм рабочими позволила существенно увеличить производительность ряда производств;
  • стахановское движение и его последователи поощрялись руководителями партии. Было понятно, что только за идею люди перевыполнять нормы не смогут, поэтому таким рабочим повышали заработную плату;
  • улучшилось материальное обеспечение многих последователей движения;
  • ускорился экономический рост, а во время войны стимулировалось производство продукции для нужд фронта.

Именем Стаханова названы многие улицы в нашей стране. В других социалистических государствах были свои примеры для подражания, подобные люди существовали в Польше, Югославии и ГДР.