Для водопровода        13.10.2019   

Житие мученицы параскевы, нареченной пятницею. Святая Параскева Пятница: в чем помогает эта святая? Что у нее нужно просить

(о зачатии, о рождении ребенка, от соперницы)

«О святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, премудрых удивление, веры христианской хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная!

Молим тя, святая мученице: буди о нас (имена) печальница ко Христу Богу, Егоже преблаженнейшим зрением присно веселишися; разжени твоими святыми молитвами мрак, прибывший от грехов наших: испроси у Бога светов свет благодати душевным и телесным очесем нашим: просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О великая угоднице Божия! О мужественнейшая дево! О крепкая мученице, святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися об окаянных и зело нерадивых грешницех, ускори на помощь нам, ибо зело немощнии есмы.

Моли Господа, чистая девице, моли Милосерднаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствовани, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний божественных внидем в свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми небесными силами трисиятельное единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва святой мученице Параскеве Пятнице о здоровье

«О, мужественнейшая дево! О, крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешнецех, ускори на помощь нам, ибо зело немощни есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствовавши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми небесными силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Личное прошение святой мученице Параскеве Пятнице

«О, святая и преблаженная мученице Христова Параскево! Святыми твоими молитвами буди помощница нам грешным (имена), ходатайствуй, да твоими молитвами сподобимся (содержание прошения), и купно с тобою да славословим и воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Навигация по записям

3 сильных молитвы святой мученице Параскеве Пятнице : 12 комментариев

  1. Наталья

    О, святая и преблаженная мученице Христова Параскево! Святыми твоими молитвами буди помощница мне грешной Наталье, ходатайствуй, да твоими молитвами сподоблюсь встретить своего суженого и создать крепкую счастливую семью, и купно с тобою да славословим и воспеваю Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  2. Елена

    О, Святая и Преблаженная мученице Христова Параскева! Святыми молитвами буди помощницей мне грешной Елене, ходатаствуй, да твоими молитвами уподоплюсь сохранить беременность до 37 недель, родить здоровую доченьку, а УЗИ, чтобы ошиблось, что это мальчик, моей семье необходима доченька для того, чтобы члены семьи стали добрее. Прошу Вас, помогите мне в этом. Пускай эти ложные схватки исчезнут. А потом мне сделают Кесарево сечение и достанут из моего живота здоровую доченьку. Со мной же пусть тоже все будет хорошо. Я надеюсь только на ваше чудо, чтобы в моём животе сейчас была здоровая дочь. из-за 3 кесарева мне опасно будет рожать ещё. Помогите, пожалуйста. Купно с тобой воспеваем и славословим Единого Бога и Сына и Святаго Духа, ныне и присно во Веки Веков. Аминь.

  3. Лия

    О, Святая и Преблаженная мученице Христова Параскева! Помоги мне зачать дочь, в моей семье рождаются сыновья. Моли Бога Отца нашего небесного, о рождении чуда в нашу семью.И пусть болезнь та, ко мне больше не вернётся!
    Купно с тобой воспеваем и славословим Единого Бога и Сына и Святой Духа, ныне и присно во Веки Веков. Аминь.

  4. Домника

    «О, святая и преблаженная мученице Христова Параскево! Святыми твоими молитвами буди помощница мне грешной Домнике, ходатайствуй, да твоими молитвами сподоблюсь, помоги создать семью с достойным человеком, который стал бы опорой для меня и моей дочери, и купно с тобою да славословим и воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

  5. Анна

    «О, святая и преблаженная мученице Христова Параскево! Святыми твоими молитвами буди помощница мне грешной Анне, ходатайствуй, да твоими молитвами сподоблюсь встретить человека достойного,мужественного,сердцем кроткого,нравом веселого,щедрого и великодушного,который был бы мне надежей и опорой,а моим детям другом и уважаемым наставником,который бы принес с собой мир в нашу семью,благополучие в дом и радость в сердца, который любил бы меня,уважал моих детей, и купно с тобою да славословим и воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

  6. Татьяна

    «О, святая и преблаженная мученице Христова Параскево! Святыми твоими молитвами буди помощница мне грешной рабе божьей Татьяне, ходатайствуй, да твоими молитвами сподоблюсь встретить человека достойного для создания семьи,мужественного,сердцем кроткого,нравом веселого,щедрого и великодушного,без вредных привычек,трудолюбивого,который был бы мне надеждой и опорой,а моим детям другом и уважаемым наставником,который бы принес с собой мир в нашу семью,который любил бы меня,уважал,любил моих детей как своих, и купно с тобою да славословим и воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

  7. Валентина

Мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.

Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: "Святая Параскева, нареченная Пятница". Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева - покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученика - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.

***

Иконы святой Параскевы всегда были почти обязательными на домашних божницах наших предков. Ей молились о благополучии во всех делах семейных. Особенно - о здравии детей. А образа великомученицы в приходских сельских храмах украшались принесенными женщинами и девушками лентами и монистами. И еще цветами и душистыми травами - ведь Параскеву почитали как заботящуюся обо всем, что посеяли на полях, о труженицах-жницах. Первый обтрепанный стебель льна посвящали святой Параскеве, приносили в храм и подвешивали к ее образу. У иконы освящали разные плоды и хранили их в доме весь год. Считалась святая угодница и покровительницей домашнего скота, особенно млекопитательниц-коров. Существует необычный канон: на некоторых иконах Параскева изображается с мышкой.

Великомученица Параскева Пятница. Икона, 2-я половина XVI века. Из часовни д. Пасмурово, Вологодской области

На Руси с принятием христианства почитание святой Параскевы получил особое распространение. У святой Пятницы находилось дело на каждый день. На распутьях и перекрестьях дорог ставили деревянные столбцы с резными изображениями великомученицы, и назывались они "пятницами". К этим святым местам выходили встречать близких, до "пятниц" провожали отправляющихся в дальний путь. Сюда, таясь, приходили девушки, чтобы помолиться о даровании хорошего, доброго жениха.


Великомученица Параскева Пятница. Икона, начало XVIII века. Русский Север

Одним из древнейших храмов на Руси является Пятницкая церковь в Чернигове - ровесница "Слова о полку Игореве". А герой этого произведения князь Игорь одно время даже был Черниговским князем, где он просидел тихо, "как мышь", после неудачи с половцами в 1185 г., тогда он еще был Новгород-Северским князем.

Монастырский комплекс и церковь Параскевы Пятницы заложены в годы правления Черниговского князя Давида. В Пятницкой церкви прежде хранились мощи князя Михаила Черниговского (теперь они в Москве).

Ныне на территории монастыря располагается Черниговский украинский драматический театр, а площадь перед ним называется Красной площадью города. Во время войны фашисты разбомбили церковь. После войны усилиями архитектора Барановского, который в свое время спас от уничтожения большевиками собор Василия Блаженного в Москве, Пятницкая церковь была восстановлена.

Одной из славных исповедниц Христовых была святая мученица Параскева. Своим мученическим подвигом она свидетельствовала о Кресте Господнем, на котором Христос за нас, грешных принес Себя в жертву. Даже само ее имя - Параскева - стало живым напоминанием о пятнице - дне искупительных страданий Спасителя. Благочестием, целомудрием и праведностью она, как лучами солнечными, просияла среди неверных, безбоязненно проповедуя им Истинного Бога.

Святая Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий в семье богатого сенатора. Ее родители были христианами: они жили в страхе Божьем, строго соблюдая заповеди Господни. Супруги особо почитали пятницу и проводили этот день в посте и молитве, щедро подавая милостыню. За это Бог послал им в день пятницы дочь, которую они нарекли Параскевой.

Родители воспитывали Параскеву в благочестии и чистоте. Благословенная чета отошла ко Господу, когда девушка была еще весьма юной. С детства Параскева всем сердцем возлюбила Царя славы, Христа, подражая в вере и в делах своим родителям. Она строго исполняла заповеди Господни, всегда благоговейно чтила пятницу и принимала странников в своем доме. Блаженная Параскева щедро тратила свое значительное состояние, унаследованное от родителей. не на украшения и роскошную жизнь, а на пропитание и одежду для бедных.

Девушка отличалась редкой красотой, но не обращала никакого внимания на юношей, домогавшихся ее руки: она уневестилась Бессмертному Жениху, для Которого жила в святости и праведности. Параскева непрестанно исповедывала перед народом Господа Иисуса Христа. Всем, кто приносил жертвы языческим богам, она говорила:

Ваши боги - бесчувственные и глухие идолы.

Часть горожан, слушая Параскеву, уверовала во Христа, однако многие с негодованием ополчились против нее, напали на исповедницу и ранили ее. Но Параскева продолжала смело проповедовать слово Божье и учить истинному пути.


Храмовая икона св. мц. Параскевы, Никольская церковь в Коломне.
Изображение со страницы «Возрождение» книги «Храм Николы Гостиного в Коломне».

Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, он повелел правителю Ликаонии Аэтию в подвластных ему городах преследованиями и мучениями истребить христианскую веру. Аэтий отправился в Иконий. Горожане торжественно встретили своего правителя. Они повели его в храм принести жертву идолам и воздать хвалу императорам.

Утром следующего дня эпарх Аэтий воссел на трибунале. Он приказал прочесть императорский указ о гонении на христиан. Язычники слушали глашатая и радостно восклицали:

Достойно повеление и праведен суд самодержца!

Тогда правитель произнес:

Будьте друзьями императора и выдайте нам всех так называемых христиан, которые не хотят приносить жертву богам.

Светлейший правитель, - ответили ему старейшины, - в нашем городе живет дочь сенатора. Эта девушка исповедует Распятого Христа. Она отвратила немало людей от наших богов и хулит самодержца. Как только до нас дошел слух о твоем приезде в Иконий для искоренения христианской веры, мы посадили ее в темницу.

Эпарх приказал привести девушку. Когда воины вели Параскеву к Аэтию, Святой Дух осенил блаженную исповедницу. Ее лицо стало светлым, и люди с удивлением говорили друг другу:

Посмотрите! Девица не боится суда грозного правителя. Она не удручена печалью, а сияет от радости.

Таков род христианский: он стремится к смерти больше, чем к жизни, - произнес один из жрецов. Параскева предстал перед эпархом. Аэтий посмотрел на нее, удивился ее красоте и сказал старейшинам:

Не клевещите ли вы на эту девицу? Нельзя губить такую солнечную красоту.

Затем Аэтий спросил Параскеву:

Как твое имя, девица?

Я христианка, раба Истинного Бога, - ответила Параскева.

Созерцание красоты твоего лица склоняет меня к кротости, - произнес эпарх, - а исходящие из твоих уст слова возмущают до глубины души!

Справедливый судья рад услышать правду, - возразила Параскева. - Ты же, узнав правду, разгневался.

Я спросил твое имя и не услышал ответа, поэтому и гневаюсь, - лукаво сказал Аэтий.

Прежде всего, я назвала свое имя в вечной жизни - христианка. Мое имя в жизни временной, земной - Параскева. Я родилась в пятницу. Именно в честь этого дня меня назвали Параскевой - Пятницей. Мои родители всегда с великим страхом и любовью почитали пятницу и проводили ее в посте и молитвах.

Как можно одновременно испытывать страх и любовь? - спросил правитель.

Пятница - день страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа за род человеческий. Страдания Христа вызывают благоговейный страх, а его искупительная жертва вселяет в наши сердца любовь. Христос пострадал за нас, и я ради него готова умереть, - ответила Параскева.

Перестань говорить как безумная! Принеси жертву богам, и тогда за твою красоту я возьму тебя в жены. Ты станешь обладательницей большого богатства. Многие будут тебя величать и ублажать, - предложил эпарх.

У меня есть на небе Жених - Христос, - ответила святая Параскева, - и в ином муже я не нуждаюсь.

Опомнись, Параскева, и откажись от Христа! Я не хочу отдавать тебя палачу для мучений, ибо очень ценю твою юность и красоту, - воскликнул правитель.

Не жалей, эпарх, временной красоты. Сегодня она цветет, а завтра увянет. Лучше подумай о своей душе: тебя ждут вечные мучения.

Мне кажется, тебя за тем назвали Параскевой, чтобы приготовить ко множеству страданий, - сказал эпарх.

Я была названа Параскевой, о правитель, дабы разрушить козни, приготовленные твоим отцом дьяволом, и ниспровергнуть силу и гордыню действующего в тебе сатаны.

Слова Параскевы оскорбили правителя. Аэтий повелел разодрать на девушке одежды и бить ее сырыми воловьими жилами, а раны растирать власяницей. Пока палачи истязали Параскеву, она не проронила ни одного звука. Взирая на небо, святая славила Господа и просила Его помочь перенести мучения. Вскоре эпарх, щадя красоту девушки, остановил палачей и ласково сказал:

Уверуй, девица, в богов, и я сохраню тебе жизнь.

Но Параскева молчала.

Мне ли ты не отвечаешь, злое христианское отродье? - с гневом воскликнул правитель.

Вместо ответа святая плюнула ему в лицо.

Аэтий страшно рассвирепел. Он приказал подвесить Параскеву на столбе и нещадно строгать ее бока железными когтями. Кровь страстотерпицы обильно обагрила землю, а тело было изодрано до костей. Один из палачей, думая, что мученица умерла, казал правителю:

Господин, девица мертва, зачем ты заставил нас так сильно ее терзать?

Но Параскева была жива, хотя едва дышала. Правитель решил, что она скоро умрет. Он приказал снять израненную девушку со столба, бросить в темницу и держать там, не оказывая ей никакой помощи. Святую отнесли в тюремную камеру. От потери крови и жестоких ран она была так слаба, что она не могла даже стонать и лежала как мертвая.

В темнице Господь не оставил Свою избранницу. В полночь к ней явился Ангел. Его плечи и грудь были крестообразно препоясаны золотым поясом. В руках он держал орудия мучений Спасителя: крест, терновый венец, копье, трость и губку.

Встань, девица, общница страданий Христовых. Я послан утешить тебя! Взгляни на крест и терновый венец Нетленного Жениха; посмотри на копье, ранившее Животворящие ребра, на трость, написавшую прощение грехов всего мира, и на губку, которая стерла Адамов грех. Встань, Параскева! Христос исцеляет тебя! - произнес Ангел.

Мученица как бы пробудилась от сна. Ангел отер губкой раны святой. И, о чудо! Тело девушки сделалось крепким и здоровым, а красота ее лица еще более поразительной. Параскева с благоговением облобызала орудия Христовых страданий и прославила Бога. Небожитель исполнил повеление Господне и стал невидимым.

Утром тюремная стража увидела, что на теле Параскевы нет ран. Святая была совершенно здорова. Она стояла и пела молитвы. Стражники испугались, отправились к правителю и известили его о чуде. Аэтий приказал немедленно привести Параскеву. Увидев девушку здоровой, невредимой и необычайно красивой, эпарх с удивлением воскликнул:

Как терпеливы наши боги! Они смилостивились над твоей юностью и красотой, Параскева, и исцелили тебя.

Покажи, эпарх, богов, спасших меня от смерти, - попросила мученица.

Иди в храм и увидишь наших богов, - ответил эпарх.

Святая вошла в языческий храм. За ней последовали жрецы и большая толпа людей. В храме было множество эллинских статуй. Все думали, что Параскева хочет поклонится богам и принести им жертву. Но святая Параскева обратилась с горячей молитвой к Единому Истинному Богу.

Прикоснувшись к статуе Аполлона, она произнесла:

Именем Иисуса Христа повелеваю тебе, льстивому Аполлону, и всем находящемся в этом храме суетным богам: пусть ваши статуи упадут на землю и разобьются вдребезги.

По слову святой произошло сильное землетрясение. Все идолы упали и рассыпались в прах. Люди выбежали из храма. Многие, видевшие это чудо, уверовали во Христа и стали восклицать:

Велик Бог христианский!

Нечестивые жрецы пошли к правителю и, плача, сказали ему:

О правитель! Мы говорили тебе, - казни эту колдунью: она обольщает горожан. Но ты не послушал нас, и теперь Параскева своим чародейством разрушила все статуи в храме. Убей эту волшебницу!

Эпарх повелел снова привести Параскеву и с гневом начал допрашивать ее:

Скажи мне, каким волхованием ты сокрушила наших богов?

Я низвергла твоих богов не волхованием, а именем моего Господа Иисуса Христа. В храме я обратилась к Нему с молитвой: "Явись, Спаситель, даровавший мне жизнь". И мой Господь явился, а твои боги, лишь только увидели Его, затрепетали, упали на землю и рассыпались. Видишь, эпарх, ваши боги не могут помочь даже себе, как же они помогут другим!

Что мог возразить на этот довод Параскевы жестокий языческий правитель? Вместо ответа он приказал снова повесить девушку на столбе и жечь ее ребра горящими светильниками.

Опаляемая огнем, святая обратила свой взор к небу и стала молится:

Господь и Бог мой, Создатель и промыслитель Всякого творения! Ты дал прохладу трем вавилонским отрокам в огненной печи и опалил халдеев (Дан. 3,12-97); Ты спас от огня первомученицу Феклу. Ныне прошу Тебя, Господи, да снизойдет на меня, недостойную, Твоя великая сила и избавит от беззаконных рук мучителей, ибо нечестивые мужи сжигают мое тело.

По молитве святой языки пламени повернулись от мученицы к мучителям - огонь стал очень сильным и опалил палачей. Часть горожан испугалась и бросилась бежать. Но многие из тех, кто видел чудеса Параскевы, уверовали во Христа и восклицали:

Велик Бог христианский! Мы веруем теперь в этого Бога.

Аэтий боялся, как бы на него не восстал весь город, и приказал немедленно усечь мечем голову Параскевы.

Когда святую привели на место казни, девственномученица повернулась лицом к востоку и обратилась к Богу:

Господи, прославляю многохвальное имя Твое. Ты, Господи, не оставил меня и дал мне, слабой, силы противостоять врагу. Помяни меня в этот час и благослови умереть за Тебя. Помоги всем людям, поклоняющимся твоему крестному подвигу и строго постящимся в день Твоих страданий. Помоги также призывающим в помощь мое имя, избавь их от всех бед и скорбей и отпусти им грехи, ибо Ты не хочешь смерти грешника, но желаешь всем прийти к познанию истины и спастись. Ты Бог наш, и Тебе подобает слава во веки. Аминь.

Дерзай, Параскева! Я исполню все, о чем ты просишь. Многие именем твоим спасутся от бед и скорбей. Я стану помогать всем, кто будет благоговейно вспоминать твое мученичество. У Моего Отца тебя ожидает обитель с мудрыми девами. Чертог Царства Небесного приготовлен, рай открыт для тебя.

Страстотерпица прославила Бога и радостно преклонила голову под меч. Когда палач отсек голову святой, воздух наполнился необыкновенным благоуханием и Голос с неба возвестил:

Радуйтеся, праведники, ибо увенчалась мученица Христова Параскева!

Так завершилось многострадальное житие славной Параскевы. Прекраснейшая невеста Христова отошла к своему Небесному Жениху.

На следующий день утром правитель Аэтий отправился на охоту. Внезапно его конь взбесился, встал на дыбы и сбросил эпарха в заросли. Аэтий разбился на смерть и отдал дьяволу свою окаянную душу.

Допропобедную мученицу Параскеву христиане с благоговением похоронили в ее домовом храме.

У честных мощей великомученицы исцелялись больные и совершалось множество чудес во славу Господа нашего Иисуса Христа, которому подобает честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приимши, женскую же немощь отвергши, диавола победи и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак, глас 3

Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вено пречестное, безсмертному Жениху Христу, Ангельское ликостояние возвеселила еси и победила еси демонские козни. Сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево многострадальная.

Помимо Пречистой Богородицы православными верующими особенно почитается Параскева Пятница. О чем молятся этой преподобномученице и в чем особенности этой святой? Предлагаем узнать, кто такая Параскева и почему она на протяжении веков наряду со Спасом и Богородицей наполняла иконостасы по всей Руси.

Будущая святая родилась в третьем веке при Диоклетиане. Она получила христианское образование от собственных родителей и имя Параскева, которое переводится как Пятница.

Имя указывало не только на день недели, когда дева явилась миру, но и на особенно почитаемый христианами день, ведь именно в пятый день недели Христос принял крестные страдания.

Наиболее существенными деталями биографии святой являются следующие:

  • в раннем возрасте осталась сиротой;
  • имела немало имущества, но раздавала его бедным;
  • к ней сваталось много женихов, но она видела своим супругом только Христа;
  • открыто заявила о собственной вере перед римским эпархом Аэтием;
  • предстала перед муками и явила многие чудеса милостью Господа.

До прибытия в Иконий римского эпарха девушка не особенно выделялась, хотя и была практически единственной христианкой.

Принятие мученичества

Римский император Диоклетиан отправил по провинциям и городам страны искать исповедников новой христианской веры. Аэтий, прибыв в Иконий, получил различные почести от горожан, которые и указали на молодую девушку, исповедовавшую христианство. Стражники привели ее, но слуга императора не увидел никаких признаков страха, даже наоборот.

Девушка рассказала о вере, отвергла предложения чиновника о замужестве и отказалась поклониться римским идолам. Тогда Аэтий приказал палачам совершить различные пытки и после бросить деву в темницу. Ночью она получила знамение и полностью исцелилась после суровых истязаний.

Узнав об этом, Аэтий посчитал такое возможным только благодаря римским идолам и сообщил об этом девушке, которую повел в языческий храм. Там девушка молилась Господу, и случилось землетрясение, которое обрушило статуи римских божеств. Аэтий приказал снова пытать девушку, посчитав ведьмой.

Девушка продолжала молиться, и ее не жег огонь, и другие пытки тоже не вредили. Тогда наблюдавшие за этим люди начали верить и отвращаться от язычества. Дабы не подорвать языческую веру, Аэтий приказал казнить непорочную деву.

После этого мощи Параскевы люди в городе захоронили в домовой церкви, и приняли христианство. Многие приходили туда и получали исцеление от останков святой. Аэтий спустя некоторое время упал с коня и скончался.

Народный образ

Не для всех верующих было доступно житие святой, особенно раньше, во времена, когда сведения не распространялись так активно. По большей части только монахи и священники имели доступ к церковной литературе, а на проповедях они могли рассказывать народу о чем-то.

Помимо этого, нужно отметить и некоторую простоту народного сознания и наслоение христианства на языческие верования, которые существовали до этого. Есть множество примеров, когда древние обряды были интегрированы в церковный календарь, а фигуры религиозных подвижников в народном сознании связывали с тем или иным поверьем.

Обратите внимание! Подобный феномен ассимиляции наблюдается повсюду, к примеру, соединение буддизма и шаманистской традиции бон на Тибете и множество других вариантов.

При чем тут икона Параскевы Пятницы и образ этой святой? Дело в том, как подвижница стала восприниматься на Руси. Она получила огромное значение, и в обывательском религиозном укладе зачастую даже могла замещать собой Богородицу, то есть имела сопоставимое с Ней значение. Часто звучала в устах женщин молитва Параскеве Пятнице, которая считалась:

  • «бабьей заступницей»;
  • помощницей в женском труде;
  • символом плодородия;
  • олицетворением женской милости.

В общем, этот образ был созвучным с основными женскими потребностями и мольбами и представлял собой, наряду с Богородицей, то, к чему обращались женщины.

Иконийская святая объединяла в себе различные народные образы и включала в себя веру народа в небесное заступничество именно для женщин. По сути, речь идет о собирательном образе, который частично даже может включать в себя некоторые свойства Богородицы. Как указывают некоторые исследователи, сюда (в традицию почитания Иконийской девы) также включены и традиции почитания языческих божеств.

Разные Параскевы

Продолжая тему, следует отметить слитность образа, в которой вмещали зачастую просто нечто собирательное, не особенно вдаваясь в детали. Именно поэтому Параскева Иконийская часто смешивается с Римской (которых на самом деле даже две) и Сербской.

Обратите внимание! Если посмотреть фото или подлинники икон, то преподобномученица изображается в красной и синей одеждах, которые символизируют принадлежность к Небесному Царству и мученический подвиг.

Подобная слитность объясняется схожестью деталей биографии разных мучениц. Если говорить о ранних христианках (к которым относится и Иконийская преподобномученица, являющаяся основной темой этой статьи), то они:

  • были открытыми исповедницами христианства;
  • подвергались гонениям различных римских императоров;
  • раздавали имущество бедным;
  • отказывались поклоняться идолам;
  • сохраняли целомудренность, несмотря на внешнюю привлекательность.

Не многое известно, но общие детали у разных святых довольно похожи, чтобы не всем было понятно о какой святой идет речь.

Наиболее часто путаница возникает между Римской и Иконийской святыми. Параскеве Римской посвящен Топловский женский монастырь в Крыму, где находятся целебные источники. По преданию, именно там мученицу казнили. В свою очередь в православии более почитаемой является Иконийская дева, которой посвящены храмы в Москве. Когда перед вами православная икона Параскевы Пятницы, чаще всего речь идет именно об Иконийской святой.

Некоторые могут задаться вопросом, для чего вообще нужно знать об этих фактах? На самом деле различать святых (тем более, когда есть доступ к сведениям) нужно уметь. Православному следует воспитывать собственное разумение и знать важное о вере. Ведь если не разбирать, кто на иконах и кому молиться, то возможно оказаться в заблуждении.

Как молиться святой

После того как мы разобрались, кому именно посвящен акафист, с которым проводят особую службу в церкви 10 ноября, в день почитания Иконийской святой, осталось понять, как именно к ней обращаться.

Обратите внимание! На Руси земледельцы издревле приходили в церковь 10 ноября, чтобы освятить плоды, которые хранились до следующего года.

Традиционно молитва Параскеве Пятнице считается наиболее действенной помощницей в следующих ситуациях:

  • когда нужно наладить семейные отношения;
  • в ожидании супруга, когда хочется получить достойного жениха;
  • при трудностях в зачатии ребенка, когда хочется заиметь потомство;
  • в период искушений, когда нужно сохранить стойкость перед различными соблазнами;
  • если имеется потребность исцелить различные недуги или избавиться от болезненных ощущений.

Помимо этого до сих пор святая особым образом почитается всеми людьми, которые работают на земле, некоторые даже до сих пор имеют образок на иконостасе, который так же, как верующие веками ранее, завешивают отдельным кусочком ткани изо льна.

С чудесами излечения от различных недугов также связана традиция привязывать (подвешивать) к образу различные целебные травы, которые потом используют для создания отваров и настоев.

Помимо этого давней является традиция устраивать своеобразный праздник Параскевы Пятницы каждую неделю в пятницу – ярмарку. В связи с этой традицией непорочная Пятница считается помощницей в торговле и различных торговых делах.

Конечно, также следует отметить особую роль этой подвижницы для женского монашества. Ведь именно монахини принимают единственным собственным женихом Христа, речь идет о возвышенном, а не земном замужестве. В этом символическом образе заключается отречение каждой монахини от всего земного и избрание собственной целью только поиск Царства Небесного.

Девушка из Икония приняла обет монахини и сохранила целомудрие. При этом она не уходила в монастырь, где предоставляются довольно благоприятные условия для религиозного созидания.

Более того, она исповедовала веру и делала добрые дела в обстановке, фактически враждебной к новой для того времени вере. Поэтому многие монахини обращаются к этой великой подвижнице. По молитве они могут получить совет и помощь.

В завершение следует отметить огромное количество храмов, посвященных этой святой. Причем отличительной особенностью является наличие таковых в самых разных небольших селах и городах. Издревле сельскими жителями почитается Параскева Пятница, о чем молятся ей люди, живущие там, рассказывают друг другу из поколения в поколение и получают помощь по своим молитвам.

Полезное видео

Подведем итоги

Многие также до сих пор соблюдают пост (ограничение в пище) по средам и пятницам. Особенно полезным считается поститься в эти дни молодым девушкам, которые хотят получить помощь от святой. В эти дни (особенно в пятницу) также полезно прочитать тематическую молитву.

С 3 по 18 октября включительно в нашей обители будет пребывать мироточивая икона великомученицы Параскевы Пятницы из храма св. апостола Андрея Первозванного г. Владивостока. Сегодня мы публикуем житие святой великомученицы Параскевы, рассказ о почитании ее на Руси, а также краткие сведения о со-и-мен-ных ей свя-тых же-нах.


Четыре святые Параскевы

Ес-ли мы отк-ро-ем пра-вос-лав-ный ка-лен-дарь, то уви-дим, что в свят-цах ука-за-ны че-ты-ре свя-тые Па-рас-ке-вы: пре-по-доб-но-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (II век), пре-по-доб-ная Па-рас-ке-ва (Пет-ка) (XI век), му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (I век) и ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца (III—IV ве-ка).
На-пом-ним, что в ли-ке пре-по-доб-ных прос-лав-ле-ны свя-тые мо-на-хи и мо-на-хи-ни, в ли-ке му-че-ни-ков — те, кто пре-тер-пел стра-да-ние и смерть за имя Хрис-то-во. Ве-ли-ко-му-че-ни-ка-ми же на-зы-ва-ют-ся те свя-тые му-че-ни-ки, ко-то-рые, как и свя-тая Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца, ис-пы-та-ли осо-бен-но тяж-кие и про-дол-жи-тель-ные му-че-ния, про-я-вив при этом уди-ви-тель-ное му-же-ст-во и твер-дость в ве-ре. Их под-виг при-шел-ся на пер-вые ве-ка хрис-ти-а-н-ства, а это бы-ли вре-ме-на жес-то-ких го-не-ний на хрис-ти-ан им-пе-ра-то-ров-языч-ни-ков — пра-ви-те-лей Римс-кой им-пе-рии. Сре-ди ве-ли-ко-му-че-ни-ков нам из-ве-ст-ны свя-тые Ге-ор-гий По-бе-до-но-сец, це-ли-тель Пан-те-ле-и-мон, Фе-о-дор Стра-ти-лат, Ди-мит-рий Со-лу-нс-кий, свя-тые же-ны Вар-ва-ра, Ека-те-ри-на, Анас-та-сия Узо-ре-ши-тель-ни-ца и мно-гие дру-гие.
Ве-ли-ко-му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву час-то пу-та-ют с ее свя-ты-ми «тез-ка-ми», да-же в цер-ков-ной ли-те-ра-ту-ре фак-ты из жи-тия од-ной Па-рас-ке-вы иног-да при-пи-сы-ва-ют-ся дру-гой. По-э-то-му преж-де, чем на-чать рас-сказ о Па-рас-ке-ве Пят-ни-це, хо-те-лось бы посвятить нес-коль-ко слов и со-и-мен-ным ей свя-тым же-нам.
Пре-по-доб-но-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (26 ию-ля/8 ав-гус-та) жи-ла ве-ком рань-ше ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы и так же по-апос-тольс-ки про-по-ве-до-ва-ла хрис-ти-а-н-ство языч-ни-кам. По ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра Ан-то-ни-на она бы-ла бро-ше-на в ко-тел с ки-пя-щей смо-лой, но ос-та-лась нев-ре-ди-мой. Им-пе-ра-тор усом-нил-ся, действи-тель-но ли смо-ла в кот-ле расп-лав-ле-на, и не-ос-мот-ри-тель-но при-ка-зал плес-нуть в не-го жид-костью. Па-ла-чи ис-пол-ни-ли его по-ве-ле-ние, но рас-ка-лен-ная смо-ла по-па-ла пра-ви-те-лю в гла-за, и он мгно-вен-но ос-леп. Им-пе-ра-тор стал умо-лять му-че-ни-цу об ис-це-ле-нии. По мо-лит-ве свя-той Па-рас-ке-вы к Ан-то-ни-ну вер-ну-лось зре-ние, он уве-ро-вал во Хрис-та и при-нял Кре-ще-ние (эту ис-то-рию оши-боч-но часто приписывают Па-рас-ке-ве Пят-ни-це).
Бо-лее все-го пре-по-доб-но-му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву знают и по-чи-та-ют гре-ки. Час-ти-цы ее мо-щей на-хо-дят-ся на Афо-не, в Рус-ском Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-нас-ты-ре. В Кры-му, у се-ла То-по-лев-ка, есть Тро-и-це-Па-рас-ке-ви-е-вс-кий женс-кий мо-нас-тырь, ко-то-рый ос-но-ван имен-но в честь пре-по-доб-но-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы. Су-ще-ст-ву-ет мест-ное пре-да-ние, что имен-но здесь свя-тая встре-ти-ла свою кон-чи-ну, а в том мес-те, где зем-ля обаг-ри-лась ее кровью, появился це-леб-ный род-ник.
Пре-по-доб-ная Па-рас-ке-ва (Пет-ка) (14/27 ок-тяб-ря) осо-бо лю-би-ма в Сер-бии и Бол-га-рии. Ро-ди-лась она в бла-го-чес-ти-вой бол-га-рс-кой семье, пос-ле смер-ти ро-ди-те-лей пост-риг-лась в мо-на-ше-ст-во и уда-ли-лась в Иор-да-нс-кую до-ли-ну, где слав-но под-ви-за-лась до глу-бо-кой ста-рос-ти. Имен-но ее мо-щи, а не ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы (так оши-боч-но пи-шут в не-ко-то-рых кни-гах), по-ко-ят-ся те-перь в ста-рин-ном ру-мы-нс-ком го-ро-де Яс-сы. В Сер-бии свя-той Пет-ке пос-вя-ще-но мно-же-ст-во хра-мов.
Му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (20 мар-та/2 ап-ре-ля) бы-ла род-ной сест-рой Фо-ти-ны-са-ма-ря-ны-ни, с ко-то-рой бе-се-до-вал Спа-си-тель у ко-лод-ца Иа-ков-ля. Вмес-те с Фо-ти-ной и дру-ги-ми сест-ра-ми она при-ня-ла му-че-ни-чес-кий ве-нец, каз-нен-ная по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра Не-ро-на — жес-то-ко-го го-ни-те-ля хрис-ти-ан.
Все че-ты-ре свя-тые Па-рас-ке-вы по-нес-ли ве-ли-кие под-ви-ги и стра-да-ния за имя Хрис-то-во, и все они рав-ны в сво-ей свя-тос-ти пе-ред Бо-гом, но имен-но ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца осо-бен-но приш-лась по серд-цу рус-ско-му на-ро-ду, имен-но ей уда-лось, по-доб-но свя-ти-те-лю Ни-ко-лаю Чу-дот-вор-цу, стать поч-ти «рус-ской» свя-той.


Почитание святой Параскевы Пятницы на Руси

Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва всег-да поль-зо-ва-лась на Ру-си осо-бой лю-бовью и по-чи-та-ни-ем. Де-вуш-ки мо-ли-лись ей об удач-ном за-му-же-ст-ве, ма-те-ри — за сво-их де-тей. Во мно-гих де-рев-нях был обы-чай в день па-мя-ти ве-ли-ко-му-че-ни-цы (де-ся-тая пят-ни-ца по Пас-хе; 28 ок-тяб-ря/10 но-яб-ря) уст-ра-и-вать крест-ные хо-ды, мо-леб-ны, празд-нич-ные зас-толья. А име-нин-ниц в этот день бы-ло очень мно-го, пос-коль-ку поч-ти в каж-дой мно-го-дет-ной семье од-на из де-во-чек но-си-ла имя Прас-ковья (лас-ко-во Па-ра-шень-ка, Па-шень-ка, Па-рас-ка).
Счи-та-лось, что по мо-лит-вам ве-ли-ко-му-че-ни-цы сох-ра-ня-ет-ся се-мей-ное бла-го-по-лу-чие и счастье. До на-ча-ла XX ве-ка ико-ны свя-той Па-рас-ке-вы бы-ли поч-ти в каж-дом рус-ском до-ме. Кресть-я-не уби-ра-ли их лен-та-ми, цве-та-ми, вы-ши-ты-ми руш-ни-ка-ми, под-вес-ка-ми, ду-шис-ты-ми тра-ва-ми и так вы-но-си-ли на крест-ные хо-ды.
Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца по-чи-та-лась так-же пок-ро-ви-тель-ни-цей тор-гов-ли: имен-но по пят-ни-цам уст-ра-и-ва-лись тор-ги и яр-мар-ки. На этих тор-жи-щах неп-ре-мен-но ус-та-нав-ли-ва-лась ико-на Па-рас-ке-вы Пят-ни-цы.
В честь ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы на Ру-си стро-и-лись хра-мы и ча-сов-ни, ста-ви-лись до-рож-ные крес-ты с ее ико-ной, ко-то-рые так и на-зы-ва-лись «пят-ни-ца-ми». Да-же са-ми раз-вил-ки, пе-рек-ре-ст-ки до-рог то-же зва-лись «пят-ни-ца-ми». Бы-ло при-ня-то про-во-жать род-ных в даль-ний путь до «пят-ни-цы», или, на-о-бо-рот, встре-чать у «пят-ни-цы». У этих же «пят-ниц» де-ви-цы вы-ма-ли-ва-ли се-бе хо-ро-ших же-ни-хов.


Параскева - покровительница монашества

Хо-тя к свя-той Па-рас-ке-ве на Ру-си боль-ше об-ра-ща-лись как к пок-ро-ви-тель-ни-це семьи и бра-ка, ее мож-но счи-тать и пок-ро-ви-тель-ни-цей девства — са-ма свя-тая пред-поч-ла стать не-вес-той Хрис-то-вой, про-жив свою жизнь в чис-то-те и це-ло-муд-рии.
В жи-тии свя-ти-те-ля Гри-го-рия Бо-гос-ло-ва (IV век) есть сло-ва о том, что ви-де-ние этой свя-той де-вы оз-на-ча-ет при-зыв к не-по-роч-ной и це-ло-муд-рен-ной жиз-ни. Вот что рас-ска-зы-вал о сво-ей встре-че с ве-ли-ко-му-че-ни-цей из-ве-ст-ный ста-рец, схи-игу-мен Пско-во-Пе-че-рс-ко-го мо-нас-ты-ря Сав-ва (Ос-та-пен-ко) (1898-1980): «Ночью мо-лил-ся я пе-ред сво-ей чу-дот-вор-ной ико-ной Ка-за-нс-кой Бо-жи-ей Ма-те-ри. В за-бытьи (на-я-ву или в тон-ком сне — Бог весть!) яви-лась вдруг свя-тая же-на не-о-бык-но-вен-ной чис-то-ты и кра-со-ты. Кто она, я не знал. Она раск-ры-ла пе-ре-до мной всю кра-со-ту мо-на-ше-ст-ва, по-яс-ни-ла раз-ни-цу меж-ду жизнью мо-на-шес-кой и се-мей-ной. Она ска-за-ла, что мож-но спас-тись и в се-мей-ной жиз-ни, но мо-на-ше-ст-во вы-ше».
Вско-ре пос-ле это-го ви-де-ния отец Сав-ва (а тог-да он был еще прос-то Ни-ко-лай) уви-дел в хра-ме ико-ну свя-тых ве-ли-ко-му-че-ниц Вар-ва-ры, Ека-те-ри-ны и Па-рас-ке-вы. В свя-той Па-рас-ке-ве он уз-нал ту са-мую чуд-ную де-ву, ко-то-рая яви-лась ему в ви-де-нии и ука-за-ла путь к мо-на-ше-ст-ву.
Те-перь нас-та-ла по-ра рас-ска-зать о том, кто же она та-кая — свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва, по-лу-чив-шая от Гос-по-да дар ис-це-ле-ния ду-шев-ных и те-лес-ных не-ду-гов, хо-да-тай-ству-ю-щая за всех, кто об-ра-ща-ет-ся к ней с теп-лой мо-лит-вой.


Житие святой великомученицы Параскевы

Свя-тая Па-рас-ке-ва ро-ди-лась в го-ды царство-ва-ния им-пе-ра-то-ра Ди-ок-ле-ти-а-на (ко-нец III — на-ча-ло IV ве-ков) в го-ро-де Ико-ний (сов-ре-мен-ный Ко-ний, ны-не при-над-ле-жит Тур-ции) в семье бо-га-то-го се-на-то-ра. Ее ро-ди-те-ли бы-ли тай-ны-ми хрис-ти-а-на-ми и жи-ли в стра-хе Бо-жи-ем, стро-го соб-лю-дая за-по-ве-ди Гос-под-ни, но дол-гое вре-мя ос-та-ва-лись без-дет-ны-ми. Суп-ру-ги осо-бо по-чи-та-ли день крест-ных стра-да-ний Хрис-то-вых — пят-ни-цу, и про-во-ди-ли его в пос-те и мо-лит-ве, щед-ро по-да-вая ми-лос-ты-ню. За их ве-ру и тер-пе-ние Бог пос-лал им дочь, ко-то-рая ро-ди-лась имен-но в пят-ни-цу. Они так и наз-ва-ли ее Па-рас-ке-ва, что по-гре-чес-ки зна-чит «пят-ни-ца».
Ро-ди-те-ли вос-пи-ты-ва-ли Па-рас-ке-ву в бла-го-чес-тии и чис-то-те. Бла-гос-ло-вен-ная че-та отош-ла ко Гос-по-ду, ког-да де-вуш-ка бы-ла еще весь-ма юной. С детства Па-рас-ке-ва всем серд-цем воз-лю-би-ла Хрис-та и, дос-тиг-нув со-вер-шен-но-лет-не-го воз-рас-та, ста-ла под-ра-жать ве-ре и де-лам сво-их ро-ди-те-лей. Она стро-го ис-пол-ня-ла за-по-ве-ди Гос-под-ни, всег-да бла-го-го-вей-но чти-ла пят-ни-цу и при-ни-ма-ла стран-ни-ков в сво-ем до-ме. Бла-жен-ная Па-рас-ке-ва щед-ро тра-ти-ла свое зна-чи-тель-ное сос-то-я-ние, унас-ле-до-ван-ное от ро-ди-те-лей, не на ук-ра-ше-ния и рос-кош-ную жизнь, а на про-пи-та-ние и одеж-ду для бед-ных.
Де-вуш-ка от-ли-ча-лась ред-кой кра-со-той, но не об-ра-ща-ла ни-ка-ко-го вни-ма-ния на юно-шей, до-мо-гав-ших-ся ее ру-ки: она уне-вес-ти-лась Бес-сме-рт-но-му Же-ни-ху, для Ко-то-ро-го и жи-ла в чис-то-те и це-ло-муд-рии. По-доб-но рав-но-а-пос-толь-ным же-нам, Па-рас-ке-ва ре-ши-ла пос-вя-тить свою жизнь расп-ро-ст-ра-не-нию хрис-ти-а-нс-кой ве-ры сре-ди сво-их сог-раж-данязыч-ни-ков и неп-рес-тан-но ис-по-ве-до-ва-ла пе-ред на-ро-дом имя Гос-по-да Ии-су-са Хрис-та. Всем, кто при-но-сил жерт-вы язы-чес-ким бо-гам, она го-во-ри-ла:
— Ва-ши бо-ги — бес-чу-в-ствен-ные и глу-хие идо-лы!
Часть го-ро-жан, слу-шая Па-рас-ке-ву, уве-ро-ва-ла во Хрис-та, од-на-ко мно-гие с не-го-до-ва-ни-ем опол-чи-лись про-тив нее, на-па-ли на ис-по-вед-ни-цу и ра-ни-ли ее. Но Па-рас-ке-ва про-дол-жа-ла сме-ло про-по-ве-до-вать Сло-во Бо-жие и воз-ве-щать ис-тин-ный путь.
Ког-да им-пе-ра-тор Ди-ок-ле-ти-ан на-чал жес-то-кое го-не-ние на хрис-ти-ан, он по-ве-лел пра-ви-те-лю Ли-ка-о-нии Аэ-цию в подв-ла-ст-ных ему го-ро-дах прес-ле-до-ва-ни-я-ми и му-че-ни-я-ми ист-ре-бить хрис-ти-а-нс-кую ве-ру. Аэ-ций отп-ра-вил-ся в Ико-ний. Го-ро-жа-не тор-же-ст-вен-но встре-ти-ли сво-е-го пра-ви-те-ля. Они по-ве-ли его в храм — при-нес-ти жерт-ву идо-лам и воз-дать хва-лу им-пе-ра-то-рам.
Ут-ром сле-ду-ю-ще-го дня Аэ-ций вос-сел на три-бу-на-ле. Он при-ка-зал про-честь им-пе-ра-то-рс-кий указ о го-не-нии на хрис-ти-ан. Языч-ни-ки слу-ша-ли гла-ша-тая и ра-до-ст-но воск-ли-ца-ли:
— Дос-той-но по-ве-ле-ние, и пра-ве-ден суд са-мо-де-рж-ца!
Тог-да пра-ви-тель про-из-нес:
— Будь-те друзь-я-ми им-пе-ра-то-ра и вы-дай-те нам всех так на-зы-ва-е-мых хрис-ти-ан, ко-то-рые не хо-тят при-но-сить жерт-ву бо-гам.
— Свет-лей-ший пра-ви-тель,— от-ве-ти-ли ему ста-рей-ши-ны,— в на-шем го-ро-де жи-вет дочь се-на-то-ра. Эта де-вуш-ка ис-по-ве-ду-ет Рас-пя-то-го Хрис-та. Она отв-ра-ти-ла не-ма-ло лю-дей от пок-ло-не-ния на-шим бо-гам и ху-лит са-мо-де-рж-ца. Как толь-ко до нас до-шел слух о тво-ем при-ез-де в Ико-ний для ис-ко-ре-не-ния хрис-ти-а-нс-кой ве-ры, мы по-са-ди-ли ее в тем-ни-цу.
Пра-ви-тель при-ка-зал при-вес-ти де-вуш-ку. Ког-да во-и-ны ве-ли Па-рас-ке-ву к Аэ-цию, Свя-той Дух осе-нил бла-жен-ную ис-по-вед-ни-цу. Ее ли-цо ста-ло та-ким свет-лым, что лю-ди с удив-ле-ни-ем го-во-ри-ли друг дру-гу:
— Пос-мот-ри-те! Де-ви-ца не бо-ит-ся су-да гроз-но-го пра-ви-те-ля. Она не уд-ру-че-на пе-чалью, а си-я-ет от ра-дос-ти.
— Та-ков род хрис-ти-а-нс-кий: он стре-мит-ся к смер-ти боль-ше, чем к жиз-ни,— про-из-нес один из жре-цов.
Аэ-ций, пос-мот-рев на де-вуш-ку, уди-вил-ся ее кра-со-те и ска-зал ста-рей-ши-нам:
— Не кле-ве-ще-те ли вы на эту де-ви-цу? Нель-зя гу-бить та-кую сол-неч-ную кра-со-ту!
За-тем он спро-сил Па-рас-ке-ву:
— Как твое имя, де-ви-ца?
— Я хрис-ти-ан-ка, ра-ба Ис-тин-но-го Бо-га,— от-ве-ти-ла Па-рас-ке-ва.
— Со-зер-ца-ние кра-со-ты тво-е-го ли-ца скло-ня-ет ме-ня к кро-тос-ти,— про-из-нес правитель,— а ис-хо-дя-щие из тво-их уст сло-ва воз-му-ща-ют до глу-би-ны ду-ши!
— Спра-вед-ли-вый судья рад ус-лы-шать прав-ду,— воз-ра-зи-ла Па-рас-ке-ва.— Ты же, уз-нав прав-ду, разг-не-вал-ся.
— Я спро-сил твое имя и не ус-лы-шал от-ве-та, по-э-то-му и гне-ва-юсь,— лу-ка-во ска-зал Аэ-ций.
— Преж-де все-го, я наз-ва-ла свое имя в веч-ной жиз-ни — хрис-ти-ан-ка. Мое имя в жиз-ни вре-мен-ной, зем-ной — Па-рас-ке-ва. Я ро-ди-лась в пят-ни-цу. Имен-но в честь это-го дня ме-ня наз-ва-ли Па-рас-ке-вой. Мои ро-ди-те-ли всег-да с ве-ли-ким стра-хом и лю-бовью по-чи-та-ли пят-ни-цу и про-во-ди-ли ее в пос-те и мо-лит-вах.
— Как мож-но од-нов-ре-мен-но ис-пы-ты-вать страх и лю-бовь?— спро-сил пра-ви-тель.
— Пят-ни-ца — день стра-да-ний и смер-ти Гос-по-да на-ше-го Иисуса Хрис-та за род че-ло-ве-чес-кий. Стра-да-ния Хрис-та вы-зы-ва-ют бла-го-го-вей-ный страх, а Его Ис-ку-пи-тель-ная Жерт-ва все-ля-ет в на-ши серд-ца лю-бовь. Хрис-тос пост-ра-дал за нас, и я ра-ди Не-го го-то-ва уме-реть,— от-ве-ти-ла Па-рас-ке-ва.
— Пе-рес-тань го-во-рить как бе-зум-ная! При-не-си жерт-ву бо-гам, и тог-да за твою кра-со-ту я возь-му те-бя в же-ны. Ты ста-нешь об-ла-да-тель-ни-цей боль-шо-го бо-га-т-ства, мно-гие бу-дут те-бя ве-ли-чать и уб-ла-жать…
— У ме-ня есть на не-бе Же-них — Хрис-тос,— от-ве-ти-ла свя-тая Па-рас-ке-ва,— и в ином му-же я не нуж-да-юсь.
— Опом-нись, Па-рас-ке-ва, и от-ка-жись от сво-е-го Хрис-та! Я не хо-чу от-да-вать те-бя па-ла-чу для му-че-ний, ибо очень це-ню твою юность и кра-со-ту!— воск-лик-нул пра-ви-тель.
— Не жа-лей вре-мен-ной кра-со-ты. Се-год-ня она цве-тет, а завт-ра увя-нет. Луч-ше по-ду-май о сво-ей ду-ше: те-бя ждут веч-ные му-че-ния!
Пос-ле этих слов пра-ви-тель разг-не-вал-ся. Он по-ве-лел ра-зод-рать на де-вуш-ке одеж-ды и бить ее сы-ры-ми во-ловь-и-ми жи-ла-ми, а ра-ны рас-ти-рать вла-ся-ни-цей. По-ка па-ла-чи ис-тя-за-ли Па-рас-ке-ву, она не про-ро-ни-ла ни од-но-го зву-ка. Взи-рая на не-бо, свя-тая сла-ви-ла Гос-по-да и про-си-ла Его по-мочь пе-ре-нес-ти му-че-ния. Вско-ре Аэ-ций, ща-дя кра-со-ту де-вуш-ки, ос-та-но-вил па-ла-чей и лас-ко-во ска-зал:
— Уве-руй, де-ви-ца, в бо-гов, и я сох-ра-ню те-бе жизнь.
Но Па-рас-ке-ва мол-ча-ла.
— Мне ли ты не от-ве-ча-ешь, злое хрис-ти-а-нс-кое от-родье?— с гне-вом воск-лик-нул пра-ви-тель.
Вмес-то от-ве-та свя-тая плю-ну-ла ему в ли-цо.
Аэ-ций страш-но рас-сви-ре-пел. Он при-ка-зал под-ве-сить Па-рас-ке-ву на стол-бе и не-щад-но стро-гать ее бо-ка же-лез-ны-ми ког-тя-ми. Кровь страс-то-тер-пи-цы обиль-но обаг-ри-ла зем-лю, а те-ло бы-ло изод-ра-но до кос-тей. Один из па-ла-чей, ду-мая, что му-че-ни-ца умер-ла, ска-зал пра-ви-те-лю:
— Гос-по-дин, де-ви-ца мерт-ва. За-чем ты зас-та-вил нас так силь-но ее тер-зать?
Од-на-ко Па-рас-ке-ва бы-ла жи-ва, хо-тя ед-ва ды-ша-ла. Пра-ви-тель ре-шил, что она ско-ро ум-рет. Он при-ка-зал снять из-ра-нен-ную де-вуш-ку со стол-ба, бро-сить в тем-ни-цу и дер-жать там, не ока-зы-вая ей ни-ка-кой по-мо-щи. Свя-тую от-нес-ли в тю-рем-ную ка-ме-ру. От по-те-ри кро-ви и жес-то-ких ран она бы-ла так сла-ба, что не мог-ла да-же сто-нать и ле-жа-ла как мерт-вая.
В тем-ни-це Гос-подь не ос-та-вил Свою изб-ран-ни-цу. В пол-ночь к ней явил-ся Ан-гел. Его пле-чи и грудь бы-ли крес-то-об-раз-но пре-по-я-са-ны зо-ло-тым по-я-сом. В ру-ках он дер-жал ору-дия му-че-ний Спа-си-те-ля: крест, тер-но-вый ве-нец, копье, трость и губ-ку.
— Встань, де-ви-ца, общ-ни-ца стра-да-ний Хрис-то-вых. Я пос-лан уте-шить те-бя! Взгля-ни на крест и тер-но-вый ве-нец Нет-лен-но-го Же-ни-ха; пос-мот-ри на копье, ра-нив-шее Жи-вот-во-ря-щие Реб-ра, на трость, на-пи-сав-шую про-ще-ние гре-хов все-го ми-ра, и на губ-ку, ко-то-рая стер-ла Ада-мов грех. Встань, Па-рас-ке-ва! Хрис-тос ис-це-ля-ет те-бя!— про-из-нес Ан-гел.
Му-че-ни-ца слов-но про-бу-ди-лась ото сна. Ан-гел отер губ-кой ра-ны свя-той. И, о чу-до! Те-ло де-вуш-ки сде-ла-лось креп-ким и здо-ро-вым, а кра-со-та ее ли-ца еще бо-лее по-ра-зи-тель-ной. Па-рас-ке-ва с бла-го-го-ве-ни-ем об-ло-бы-за-ла ору-дия Хрис-то-вых стра-да-ний и прос-ла-ви-ла Бо-га. Не-бо-жи-тель ис-пол-нил по-ве-ле-ние Гос-под-не и стал не-ви-дим.
Ут-ром тю-рем-ная стра-жа уви-де-ла, что на те-ле Па-рас-ке-вы нет ран. Свя-тая бы-ла со-вер-шен-но здо-ро-ва. Она сто-я-ла и пе-ла мо-лит-вы. Страж-ни-ки ис-пу-га-лись, отп-ра-ви-лись к пра-ви-те-лю и из-вес-ти-ли его о чу-де. Аэ-ций при-ка-зал не-мед-лен-но при-вес-ти Па-рас-ке-ву. Уви-дев де-вуш-ку здо-ро-вой, нев-ре-ди-мой и не-о-бы-чай-но кра-си-вой, он с удив-ле-ни-ем воск-лик-нул:
— Как тер-пе-ли-вы на-ши бо-ги! Они сми-лос-ти-ви-лись над тво-ей юностью и кра-со-той, Па-рас-ке-ва, и ис-це-ли-ли те-бя!
— По-ка-жи, Аэ-ций, бо-гов, спас-ших ме-ня от смер-ти,— поп-ро-си-ла му-че-ни-ца.
— Иди в храм и уви-дишь на-ших бо-гов,— от-ве-тил пра-ви-тель.
Свя-тая вош-ла в язы-чес-кий храм. За ней пос-ле-до-ва-ли жре-цы и боль-шая тол-па лю-дей. В хра-ме бы-ло мно-же-ст-во эллин-ских ста-туй. Все ду-ма-ли, что Па-рас-ке-ва хо-чет пок-ло-нить-ся бо-гам и при-нес-ти им жерт-ву. Но свя-тая об-ра-ти-лась с го-ря-чей мо-лит-вой к Еди-но-му Ис-тин-но-му Бо-гу. При-кос-нув-шись к ста-туе Апол-ло-на, она про-из-нес-ла:
— Име-нем Ии-су-са Хрис-та по-ве-ле-ваю те-бе, льс-ти-во-му Апол-ло-ну, и всем на-хо-дя-щим-ся в этом хра-ме су-ет-ным бо-гам: пусть ва-ши ста-туи упа-дут на зем-лю и ра-зобь-ют-ся вдре-без-ги!
По сло-ву свя-той про-и-зош-ло силь-ное зем-лет-ря-се-ние. Все идо-лы упа-ли и рас-сы-па-лись в прах. Лю-ди вы-бе-жа-ли из хра-ма. Мно-гие, ви-дев-шие это чу-до, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и ста-ли воск-ли-цать:
— Ве-лик Бог хрис-ти-а-нс-кий!
Не-чес-ти-вые жре-цы пош-ли к пра-ви-те-лю и пла-ча ска-за-ли ему:
— О пра-ви-тель! Мы го-во-ри-ли те-бе — каз-ни эту кол-дунью: она оболь-ща-ет го-ро-жан. Но ты не пос-лу-шал нас, и те-перь Па-рас-ке-ва сво-им ча-ро-дей-ством раз-ру-ши-ла все ста-туи в хра-ме! Убей эту вол-шеб-ни-цу!
Аэ-ций по-ве-лел сно-ва при-вес-ти Па-рас-ке-ву и с гне-вом на-чал доп-ра-ши-вать ее:
— Ска-жи мне, ка-ким волх-во-ва-ни-ем ты сок-ру-ши-ла на-ших бо-гов?
— Я низ-ве-рг-ла тво-их бо-гов не волх-во-ва-ни-ем, а име-нем Гос-по-да мо-е-го Ии-су-са Хрис-та. В хра-ме я об-ра-ти-лась к Не-му с мо-лит-вой: «Явись, Спа-си-тель, да-ро-вав-ший мне жизнь». И мой Гос-подь явил-ся, а твои бо-ги, лишь толь-ко уви-де-ли Его, зат-ре-пе-та-ли, упа-ли на зем-лю и рас-сы-па-лись. Ви-дишь, ва-ши бо-ги не мо-гут по-мочь да-же се-бе — как же они по-мо-гут дру-гим?
Что мог воз-ра-зить на этот до-вод Па-рас-ке-вы жес-то-кий язы-чес-кий пра-ви-тель? Вмес-то от-ве-та он при-ка-зал сно-ва по-ве-сить де-вуш-ку на стол-бе и жечь ее реб-ра го-ря-щи-ми све-тиль-ни-ка-ми. Опа-ля-е-мая ог-нем, свя-тая об-ра-ти-ла свой взор к не-бу и ста-ла мо-лить-ся:
— Гос-подь и Бог мой, Соз-да-тель и Про-мыс-ли-тель вся-ко-го тво-ре-ния! Ты дал прох-ла-ду трем ва-ви-ло-нс-ким от-ро-кам в ог-нен-ной пе-чи и опа-лил хал-де-ев, Ты спас от ог-ня пер-во-му-че-ни-цу Фек-лу. Ны-не про-шу Те-бя, Гос-по-ди, да сни-зой-дет на ме-ня, не-дос-той-ную, Твоя ве-ли-кая си-ла и из-ба-вит от без-за-кон-ных рук му-чи-те-лей, ибо не-чес-ти-вые му-жи сжи-га-ют мое те-ло.
По мо-лит-ве свя-той язы-ки пла-ме-ни по-вер-ну-лись к му-чи-те-лям — огонь стал очень силь-ным и опа-лил па-ла-чей. Часть го-ро-жан ис-пу-га-лась и бро-си-лась бе-жать. Но мно-гие из тех, кто ви-дел чу-де-са Па-рас-ке-вы, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и воск-ли-ца-ли:
— Ве-лик Бог хрис-ти-а-нс-кий! Мы ве-ру-ем те-перь в это-го Бо-га!
Аэ-ций бо-ял-ся, как бы на не-го не вос-стал весь го-род, и при-ка-зал не-мед-лен-но усечь ме-чем го-ло-ву Па-рас-ке-вы.
Ког-да свя-тую при-ве-ли на мес-то каз-ни, ве-ли-ко-му-че-ни-ца по-вер-ну-лась ли-цом к вос-то-ку и об-ра-ти-лась к Бо-гу:
— Гос-по-ди, прос-лав-ляю мно-гох-валь-ное имя Твое! Ты, Гос-по-ди, не ос-та-вил ме-ня и дал мне, сла-бой, си-лы про-ти-вос-то-ять вра-гу. По-мя-ни ме-ня в этот час и бла-гос-ло-ви уме-реть за Те-бя. По-мо-ги всем лю-дям, пок-ло-ня-ю-щим-ся Тво-е-му крест-но-му под-ви-гу и стро-го пос-тя-щим-ся в день Тво-их стра-да-ний. По-мо-ги так-же при-зы-ва-ю-щим в по-мощь мое имя, из-бавь их ото всех бед и скор-бей и от-пус-ти им гре-хи, ибо Ты не хо-чешь смер-ти греш-ни-ка, но же-ла-ешь всем прий-ти к поз-на-нию ис-ти-ны и спас-тись. Ты Бог наш, и Те-бе по-до-ба-ет сла-ва во ве-ки. Аминь.
С не-ба из свет-ло-го об-ла-ка пос-лы-шал-ся Го-лос:
— Дер-зай, Па-рас-ке-ва! Я ис-пол-ню все, о чем ты про-сишь. Мно-гие име-нем тво-им спа-сут-ся от бед и скор-бей. Я ста-ну по-мо-гать всем, кто бу-дет бла-го-го-вей-но вспо-ми-нать твое му-че-ни-че-ст-во. У Мо-е-го От-ца те-бя ожи-да-ет оби-тель с муд-ры-ми де-ва-ми. Чер-тог Царства Не-бес-но-го при-го-тов-лен, рай отк-рыт для те-бя!
Страс-то-тер-пи-ца прос-ла-ви-ла Бо-га и ра-до-ст-но прек-ло-ни-ла го-ло-ву под меч. Ког-да па-лач от-сек го-ло-ву свя-той, воз-дух на-пол-нил-ся не-о-бык-но-вен-ным бла-го-у-ха-ни-ем, и Го-лос с не-ба воз-вес-тил:
— Ра-дуй-те-ся, пра-вед-ни-ки, ибо увен-ча-лась му-че-ни-ца Хрис-то-ва Па-рас-ке-ва!
Так за-вер-ши-лось мно-го-ст-ра-даль-ное жи-тие слав-ной Па-рас-ке-вы. Прек-рас-ней-шая не-вес-та Хрис-то-ва отош-ла к сво-е-му Не-бес-но-му Же-ни-ху.
Вско-ре не ста-ло и му-чи-те-ля пра-вед-ни-цы. На сле-ду-ю-щий день ут-ром пра-ви-тель Аэ-ций отп-ра-вил-ся на охо-ту. Вне-зап-но его конь взбе-сил-ся, встал на ды-бы и сбро-сил се-до-ка в за-рос-ли. Аэ-ций раз-бил-ся нас-мерть и так злос-ча-ст-но ис-пус-тил свою ока-ян-ную ду-шу.
Доб-ро-по-бед-ную му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву хрис-ти-а-не с бла-го-го-ве-ни-ем по-хо-ро-ни-ли в ее до-мо-вом хра-ме. На мес-те ее пог-ре-бе-ния сра-зу же на-ча-ли со-вер-шать-ся чу-дес-ные ис-це-ле-ния. Мно-гие, кто при-хо-дил и ис-це-лял-ся, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние. Впос-ле-д-ствии мо-щи ве-ли-ко-му-че-ни-цы бы-ли роз-да-ны по мно-гим мо-нас-ты-рям и хра-мам, преж-де все-го тем, что на Святой Горе Афо-н.
Час-ти-цы ее свя-тых мо-щей хра-нят-ся и в Рос-сии: в Свя-то-Тро-иц-кой Сер-ги-е-вой Лав-ре, а также в мос-ко-вс-ком хра-ме Воск-ре-се-ния Гос-под-ня в Со-коль-ни-ках в лар-це, до-став-лен-ном с Афо-на в XIX ве-ке, и в дру-гих ме-с-тах. В Ка-за-ни (Чу-ваш-ская епар-хия) в хра-ме Рож-де-ст-ва Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы есть ра-ка с ча-с-ти-цей мо-щей ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-ра-ске-вы.