Для отопления        10.10.2019   

Утопия в литературе. Значение слова «утопия

Альтернативные описания

Английский философ и писатель, основоположник утопического социализма

Немецкий химик и фармацевт (1806-1879)

Томас (1478-1535) английский гуманист, государственный деятель и писатель, "Утопия"

Томас, канцлер Англии, который отказался присягать королю как "главе церкви" и был казнен за государственную измену

Английский философ и писатель XV-XVI вв., гуманист, автор "Утопии"

И английский писатель-утопист, и нидерландский художник

Картина французского живописца Н. Пуссена "... в Азоте"

Кто разместил идеальное общество в "месте, которого нет"

М. шелковая ткань с серебром или золотом, шелковая парча; моровый, к ней относящ. См. также морить

Массовая гибель скота

Массовый падеж скота

Описал "Историю Ричарда III"

Павлин из "Книги джунглей"

Павлин, оповестивший обитателей джунглей о приходе весны в "Маугли"

Падеж скота

Падеж, но не грамматика

Пандемия

Повальная гибель скота

Повальная смерть

Повальная смерть скота

Повальная эпидемия

Повальная эпидемия, смерть

Поголовная смерть скота

Последствия эпидемии

Самый знаменитый утопист

Следствие ящура

Тотальная гибель

Шелковая ткань с серебром или золотом, шелковая парча

Эпидемия

Эпидемия или пандемия

Эпидемия среди домашнего скота

Этот лорд-канцлер короля Англии поместил счастливое общество будущего в "место, которого нет"

Этот утопист, причисленный к лику святых, был обезглавлен в 1535 году

Томас (1478-1535) английский гуманист, государственный деятель и писатель, «Утопия»

Томас, канцлер Англии, который отказался присягать королю как «главе церкви» и был казнен за государственную измену

Кто разместил идеальное общество в «месте, которого нет»

Этот лорд-канцлер короля Англии поместил счастливое общество будущего в «место, которого нет»

Картина французского живописца Н. Пуссена «... в Азоте»

Павлин, оповестивший обитателей джунглей о приходе весны в «Маугли»

Английский философ и писатель XV-XVI вв., гуманист, автор «Утопии»

Павлин из «Книги джунглей»

Описал «Историю Ричарда III»

Массовый падёж скота

Падёж (не грамматика)

Падеж (не грамматика)

При общении с людьми мы, иногда, рассуждая на ту или иную тему, слышим, а может, утверждаем сами, что речь идет об утопии, до конца не понимая значения этого слова. Что такое утопия, в каких случаях можно смело употреблять данное понятие, понимая его смысл?

Что означает слово «утопия»?

Слово утопия появилось в Древней Греции, где оно обозначалось так: «Топос» - место, «у-топос» - не место. В более широком понимании - место, которое не существует. Сегодня, это слово имеет несколько смыслов и используется по отношению к:

  1. Художественной литературе , описывающей модель фантастического мира, социально-идеального по задумке автора. Безупречный общественный строй. Примерами таких произведений могут служить: роман Ж. Верна «Таинственный остров, роман Дж. Лондона «Лунная долина».
  2. Существуют варианты применения термина в политическом смысле , при описании социальных проектов, призванных сделать жизнь населения лучше, но нереальных в осуществлении на практике. Например, теории В. И. Ленина о будущем индустриальном развитии России некоторые критики называли утопическими.
  3. Еще одно разговорное значение слова - мечта, которую невозможно осуществить , несбыточная. Например, когда вы утверждаете человеку, что его задумка нереальна, говорите: «Ты не сможешь - это утопия!» Таким образом, усиливая факт несостоятельности предстоящего события.

В любом из перечисленных случаев мы можем наблюдать определение слова, как отрицание реального положения дел.

Классификация и признаки утопии

Многие специалисты-словесники разделяют разные утопии по присущим им признакам:

  • Технократические , суть которых в описании общественного строя, где каждый человек обеспечен всем необходимым благодаря технологическому прогрессу. Такая модель подразумевает отсутствие денег у населения за их ненадобностью. Жизнеобеспечение и экономика строится на доступных человеку ресурсах.
  • Социальные, подразумевающие возможность изменения людьми собственного общества, пришедшего в итоге, к социальному равенству и справедливости. Проще говоря, к коммунизму, когда человек человеку - товарищ и брат независимо от дохода. Это миф о возможности отменить вообще частную собственность, рыночные отношения и даже государство и религию. Все равны перед коммунизмом, труд человека только во благо общества, а не ради собственного заработка.
  • Эгалитарные - утопии, предполагающие уравнивание всех по отношению к себе. Соответственно, эгалитарное общество - общество массового уравнивания. Например, родители относятся к своим детям не как к маленьким людям, а как ко взрослым, с соответствующими обязанностями.

Главной чертой утопии является то, что создавая ее, автору нет необходимости учитывать границы реального мира. Здесь все будет зависеть от фантазии создателя.

Что такое утопия и антиутопия?

В противовес утопии существует антиутопия. Ее направленность можно понять из приставки «анти», означающей противоположность. Это такая разновидность фантастического жанра, предусматривающая негативные тенденции существования мира или государства.

Для антиутопии характерно рассмотрение опасных вариантов социального устройства общества, приводящих к кризису. Отсюда можно сделать выводы, что никакая утопия не может быть создана без антиутопии, которая подразумевает ее критику, а значит, помогает привести к безупречному образу общественного строя. Какие же примеры антиутопии можно найти в литературе?

  • Николай Носов «Незнайка на луне».
  • Виктор Пелевин «Желтая стрела».
  • Джек Лондон «Железная пята».

Успех антиутопических романов огромен, это обусловлено тем, что они предполагают наихудший вариант развития событий, не похожий на сказку, автор которых ничего не предлагает делать, лишь только ждать ее развязки. Утопия же предполагает труд человека во имя человека, для человека.

Утопическая теория бессмертия

Современная утопия пошла дальше и сейчас она уже предполагает не просто безупречное общество: научно-техническое, морально-психологическое с совершенным человеком во главе, создающим во благо общества что-то, что обеспечит его. Она подразумевает общество биологическое, научившееся делать жизнь бесконечной, клонировать себе подобных.

Такая теория безупречности предполагает совершенное общество, которому не нужны будут высокотехнологичные машины и нескончаемые ресурсы, труд. Ведь бессмертным некуда спешить, нечего бояться, незачем работать. Но здесь появляются вопросы со стороны антиутопии. Что произойдет с нами в данном случае?

Если человеку нет необходимости питаться, развивать промышленность, заниматься наукой, изобретать новые лекарства, строить, учиться, то есть самосовершенствоваться, он станет деградировать, возвращаться к виду Homo sapiens . Мы забудем, как читать и писать, выращивать урожай - все то, что нам было необходимо для поддержания жизни и ее обеспечения. Вернувшись на миллионы лет назад, нам придется пройти этот путь заново.

А может быть это шанс еще раз попробовать усовершенствовать самих себя. Прийти к сверхчеловеку и сверхобществу. Значит, утопическая теория о бессмертии не может быть опровергнута антиутопией, так как в итоге, раз за разом, действительно приведет нас к безупречному строю. Дело осталось за малым, довести наши научные и технологические знания до того, чтобы мы могли жить вечно.

Что такое утопия в философии?

Здесь следует рассказать о Платоне - его вкладе в фундамент утопической мысли. Он первый сформировал утопические модели, от которых затем отталкивались авторы.

  1. Платон предлагал такую схему государства, в которой идет преобразование социальных отношений путем их критики.
  2. Мир, созданный Платоном, разделен на два уровня: видимый и невидимый. Видимый - реальное общество и государство, а невидимый - образующий высший мир, существующий наряду с материальным телесным, но познаваемый с помощью восприятия. Мир же видимый - это лишь пример мира невидимого, идеи которого - модели видимых вещей.
  3. Суть платоновского государства: существует ли идеальное общество изначально, основанное на независящих от времени, места обстоятельствах?
  4. Платон не предусматривает счастья для человека, только истину соответствия предмета его предназначению. Именно в этом он видит совершенство общества.

Таким образом, Платон формулирует главный смысл утопии, ее проблему: каким должно быть общество, чтобы соответствовать истинному своему понятию. На этом и будут основываться будущие утопические проекты.

Утопия и религия

Никакая религия не обходится без утопии. Соответственно, самой первой грандиозной утопией стало христианство. Ведь если перечитать библию, можно понять, что цель ее - создание безупречного человека и формирование таким образом совершенного общества . Чему нас учат заповеди:

  • Не укради.
  • Не завидуй.
  • Не сделай себе кумира. То есть все равны друг перед другом.
  • Не убивай.
  • Уважай родителей своих и близких.

Не такие ли пункты могли стать основой конституции идеального государства.

Рассуждать об утопии можно долго, делая выводы и обоснования, приводя примеры. Тема эта еще не раскрыта до конца. Что такое утопия разобрать до основания можно, наверное, лишь придумав свой вариант развития событий. Может быть, тогда, нам все же и удастся создать идеальный безупречный вариант общественного строя.

Видео: любить всех - это утопия?



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Утопия (от др.-греч. οὐ «не» и τόπος «место»; по другой версии: ου – «благо», то есть «благое место») – жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Название

Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора – «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516 г.), в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian). Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории европейской литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство» (он же впервые использует слово Утопия в значении «место, которого нет» в трактате «Государство» (427–347 гг. до н. э.).

Детальная история жанра

Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.

Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка (см. утопический социализм). Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.

В современной литературе утопия рассматривается среди жанров научной фантастики. В утопиях конструируется некая «вторая действительность», которая противопоставляется окружающей реальности и содержит острую критику современности. Расцвет утопической литературы совпадает с полосами острых культурных кризисов и кардинальных перемен в жизни общества.

Основные черты утопии

Своими корнями утопическая литература уходит в архаические мифы о посещении подземного царства и в жанр народной сказки, в образно-композиционной системе, в которой важное место зачастую занимают некие блаженные волшебные страны, где добро окончательно побеждает зло, текут «молочные реки с кисельными берегами» и т.д. В процессе исторического развития в литературе выработался ряд устойчивых сюжетных ходов, обеспечивающих перемещение героя из обыденного мира в фантастическую реальность утопии: сны, видения, путешествия в неведомые дальние страны либо на другие планеты и т.п. Мир утопии располагается, как правило, вне привычных времени и пространства. Он помещается либо в странах на другом конце Земли (порой за ее пределами), недоступных простым смертным, и «случайно», «фантастическим образом» открывается стороннему гостю, либо переносится в «прекрасное будущее», воплотившее в жизнь светлые чаяния современного человечества. Принцип контраста настоящего и будущего в утопиях часто реализуется через диалог между сторонним визитером, которого все вокруг приводит в изумление, и его «чичероне», то есть проводником по новому миру, объясняющим чужестранцу устройство идеального общества.

Характерные черты утопий:

  1. Общество, которое писатели изображают, застыло в неподвижности; ни один утопист не изображает изобретённый им мир во временном протяжении.
  2. Все утопии предполагают полное единомыслие, в них присутствует упрощенный взгляд на человека, нет индивидуализации характеров, схематизм в их изображении.
  3. В утопиях нет каких-либо внутренних конфликтов. Сюжет утопии предполагает описание мира, его законов, взаимоотношение людей, основанных на разумных принципах и поэтому не располагающих к конфликту.
  4. Все процессы, происходящие в обществах, протекают по заранее установленному образцу.
  5. Эти совершенные общества полностью отгорожены от внешнего мира. Пространство в утопии замкнуто, изолировано.
  6. Утопиям свойственно изображать свой мир, ориентируясь на некий идеал, оторванный от реальности.
  7. В утопиях нет сатиры, так как там идет утверждение идеала и противопоставление этого идеала реально существующей действительности.

Известные произведения

  • «Государство», Платон.
  • «Утопия», Томас Мор.
  • «Город Солнца», Томмазо Кампанелла.
  • «История севарамбов», Дени Верас.
  • «Новая Атлантида», Фрэнсис Бэкон.
  • «Что делать», Николай Чернышевский (Четвёртый сон Веры Павловны).
  • «Остров», Олдос Хаксли.
  • «Туманность Андромеды», Иван Ефремов.
  • «Полдень, XXII век», А. и Б. Стругацкие.
  • «И не осталось никого», Эрик Фрэнк Расселл.
  • «Выбраковка», Олег Дивов.
  • Цикл «Меганезия», А. Розов.

Жанр утопии в русской литературе

Зарождение

В истории русской литературы существует также довольно прочная традиция создания утопических произведений, связанная с такими именами, как Сумароков, Радищев, Одоевский, Чернышевский, Достоевский, Салтыков-Щедрин и др. В России утопия появилась лишь в XVIII веке – в эпоху создания отечественной литературы нового времени и с этого периода начала активно развиваться, отвечая потребности русской общественной мысли. Русская утопия нередко была растворена в литературных произведениях других жанров – социальных романах, фантастических рассказах (например, утопические мотивы в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева). Русская литература более богата утопическими произведениями, чем об этом принято думать. Причем эти произведения разнообразны и по своему социальному содержанию, и по своим жанровым особенностям. Здесь мы находим и утопии в духе популярного в XVIII столетии «государственного романа», и декабристскую, и просветительскую, и славянофильскую утопии, и произведения в духе утопического социализма, и сатирические утопии, предвосхитившие ставший популярным во второй половине XIX – начале ХХ века жанр антиутопии, и другие виды утопической литературы.

Большинство европейских утопий строились как путешествие или неожиданное посещение неведомой страны, которая не обозначена на географической карте. Собственно, этот традиционный сюжетный ход заимствует, например, Михаил Щербатов, описывая свою «землю Офирскую» («Путешествие в землю Офирскую»). Но чаще всего в русской литературе рассказывается о будущем, которое герой видит во сне. На этом приеме строятся рассказ Сумарокова «Сон «Счастливое общество», знаменитое описание сна из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева («Спасская Полесть»), «Сон» Улыбышева, четвертый сон Веры Павловны из романа «Что делать?» Чернышевского, «Сон смешного человека» Достоевского и др.

В 1858 году А. Герцен издал в Лондоне в одной книге два сочинения – «О повреждении нравов в России» Щербатова и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Он не случайно объединил эти два произведения, так как оба они являлись, по сути, документами русской критической мысли, политического радикализма. К числу декабристских утопий относится прежде всего повесть «Сон» (1819) писателя и литературного критика Александра Улыбышева, примыкавшего к декабристам, и «Европейские письма» Вильгельма Кюхельбекера. Последние написаны от лица американца, путешествующего по Европе XXVI столетия и рассуждающего о прошлом и настоящем европейских стран. По широте охвата истории, по своему просветительскому пафосу и вере в великое будущее России утопия Кюхельбекера. Предваряет более позднюю утопию Владимира Одоевского «4338 год».

Развитие

Характеризуя развитие русской утопической литературы, нельзя обойти стороной проблему антиутопии. Чаще всего негативные утопии в России XIX века описывали всевозможные отрицательные последствия технического и научного прогресса, механизации труда и стиля жизни, предупреждали об опасности мировых войн, могущих повернуть историю вспять. Мотивы утопии явственно присутствуют у Салтыкова в некоторых рассказах: «Сон в летнюю ночь», «Скрежет зубовный», где сны выступают в ироническом контрасте с реальностью. Как сатирическую утопию можно рассматривать и некоторые страницы «Истории города Глупова». Сатирической утопией является и повесть «Жизнь человека через сто лет» Григория Данилевского. Дальнейшая эволюция русской литературной утопии тесно связана с общественной атмосферой в России конца XIX – начала ХХ века. Поражение первой русской революции (1905-1907) вызвало серьезный идейный разброд в среде русской интеллигенции и усугубило пессимистические настроения в общественном сознании и литературе. Эти настроения дают себя знать и в развитии русской утопической прозы. Показательна в этом отношении, например, повесть Николая Федорова «Вечер в 2217 году» (1906). Труд лишен радости, сводится к бессодержательным, механическим операциям. Население разбито на сотни и тысячи, причем каждый должен носить свой рабочий номер. Стандартизации подчиняется и личная жизнь людей. Даже такая интимная область человеческих отношений, как любовь, подчинена единственной цели – выращиванию полноценного и здорового потомства. Семьи не существует, она давно отмерла как смешной и романтический пережиток.

Мотивы, связанные с утопией, все чаще звучат в творчестве известных русских писателей. Несколько утопических произведений пишет Валерий Брюсов. Среди них – «Земля», «Республика Южного Креста», «Семь земных соблазнов». Здесь читатель сталкивается с впечатляющими описаниями научно-технического прогресса: высотными домами, машинами, дирижаблями, электрическим и даже «радиоактивным» освещением. В творчестве Брюсова преобладает негативная утопия. Такова, например, «Республика Южного Креста». Социалистическую утопию представляет роман «Красная Звезда» Александра Богданова. В нем писатель изобразил основанное на коммунистических началах общество будущего, которое герой, профессиональный революционер, находит на Марсе.

Советская утопия вобрала в себя те традиции русской утопической литературы, которые обозначились уже в конце XIX – начале ХХ века. С одной стороны, насущная для русской литературы тяга к социалистической утопии, с другой – это антиутопия. Видимо, не случайно в один и тот же 1920 год были опубликованы две важные утопии – антиутопический роман Е. Замятина «Мы», положивший, по сути дела, начало развитию этого жанра в мировой литературе ХХ века, и роман Александра Чаянова «Путешествие моего брата Алексея Чаянова в страну крестьянской утопии», продолживший традиции русской и европейской литературной утопии. Кстати, оба писателя за свои романы подверглись репрессиям.

Во многих социально-фантастических и утопических романах 20-х годов – В. Итина «Страна Гонгури», Я. Окунева «Грядущий мир», А. Беляева «Борьба в эфире» В. Никольского «Через тысячу лет», Я. Ларри «Земля счастливых» и других – содержатся попытки нарисовать будущее как грядущую победу коммунистического общества во всем мире. Однако социальный образ будущего в них, как правило, подменялся научно-техническими прогнозами, футурологическими предсказаниями. После бурного подъема и развития утопической литературы в 20-х годах наступил резкий спад, и начиная с 30-х годов утопии довольно редко появляются на книжных прилавках. Возрождению этого жанра в последние годы во многом способствовало развитие научной фантастики.

Утопия как жанр кино

Утопия – это, как известно, идеальная модель общества, построенного на основе безупречных порядков, антиутопия же – полный антипод первого понятия, то есть государство, далеко зашедшее по самым негативным и пагубным путям развития. Но вот тут-то и возникает главный казус – у каждого человека, а тем более творческого, понятия об идеалах и пороках различные. В нашем случае это, впрочем, лишь дарит зрителю огромное разнообразие художественных композиций на любой вкус.

Утопия в кино

  • Классическая кинолента «Капитан Немо и подводный город» 1969-го года, снятая по мотивам творчества Жюля Верна, повествующая о прекрасном фантастическом обиталище в глубинах океана.
  • Великолепный «Плезантвиль» Гэри Росса, в котором американские подростки из девяностых попадают в идеальное общество в стиле мыльной оперы пятидесятых. Не так давно этому же режиссёру доверили съёмки другой антиутопии, отгремевшей в кинотеатрах всего мира – первой части Голодных игр.
  • Телевизионный фильм «Дивный новый мир», где наглядно изображено невероятно упорядоченное государство, без преступности и войн.

Некоторые картины не столь однозначны, и изображенные в них миры можно одновременно назвать и утопией, и антиутопией. Сложно уяснить, как две полных противоположности могут ужиться в одном творении? Проще всего понять это на конкретном примере – философском боевике Эквилибриум с Кристианом Бэйлом. В этом фильме изображено безупречно упорядоченное общество, лишенное изъянов, но одновременно автор задается вопросом – оправдывает ли свою цену достигнутая фантастическим правительством цель? Ведь под совсем иным углом жизнь обывателей в киноленте выглядит хуже самого страшного ужаса. Приблизительно такое же впечатление оставляет после себя и шедевральный мультфильм Тарика Салеха «Метропия», где совсем не по-детски изображено близкое к идеальному государство, изнанка которого совершенно иная.

История

Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона , в котором он описывает идеальное (с точки зрения рабовладельцев) государство, построенное по образу и подобию Спарты , с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.

Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка. Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.

Классификация и признаки утопии

Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:

  • технократические , то есть такие, где социальные проблемы решаются путём ускорения научно-технического прогресса .
  • социальные , которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества.

Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные , идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов , «Туманность Андромеды ») и элитарные , отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка »).

Широко распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.

Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности - исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.

Согласно определению Д. В. Панченко, «литературная утопия есть прежде всего картина наилучшей жизни». Фундаментальными жанровыми особенностями утопии Панченко считает счастье обитателей описанного в ней общества и то, что она описывает жизнь вымышленную, даже если не локализует ее в «месте, которого нет». При этом далеко не все детали описанной в утопии жизни могут способствовать счастью, а некоторые даже прямо ему противоречат. С точки зрения исследователя, этот парадокс по крайней мере в большинстве случаев объясняется тем, что автор утопии конструирует ее с позиций творца, а нередко и правителя (яркий пример - Кампанелла , всерьез рассчитывавший на реализацию своих построений). Отсюда любовь к геометрически правильным формам, максимальная стандартизация, централизация управления, указания на мельчайшие детали при замалчивании некоторых важнейших вопросов вроде механизма смены правителя и т. п. Панченко также упоминает о таких классификациях утопий, как: утопии Золотого века и социальные; описательные и созидательные; утопии «бегства» и «перестройки».

Согласно мнению советских идеологов об утопии, выраженном Константином Мзареуловым в книге «Фантастика. Общий курс», описанном как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором» . Что примечательно, согласно такой идеологически подкованной классификации практически все произведения киберпанка оказываются… утопиями.

Утопии играют огромную роль в истории. Их не следует отожествлять с утопическими романами. Утопии могут быть движущей силой и могут оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления. Большевизм считали утопией, но он оказался реальнее, чем капиталистическая и либеральная демократия. Обыкновенно утопией называют неосуществимое. Это ошибочно. Утопии могут осуществляться и даже в большинстве случаев осуществлялись. Об утопиях судили по изображению совершенного строя Томасом Мором, Кампанеллой, Кабэ и др., по фантазиям Фурье. Но утопии глубоко присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них. Человек, раненный злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни. Прудон, с одной стороны, Маркс, с другой стороны, должны быть признаны в той же мере утопистами, как Сен-Симон и Фурье. Утопистом был и Ж.-Ж.Руссо. Утопии всегда осуществлялись в извращённом виде. Большевики - утописты, они одержимы идеей совершенного гармонического строя. Но они также реалисты, и в качестве реалистов они в извращённой форме осуществляют свою утопию. Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения. Но от искажённой утопии всегда остаётся и что-нибудь положительное

Критика жанра

Создатель одной из наиболее известных антиутопий Джордж Оруэлл считал, что все без исключения написанные утопии непривлекательны и весьма безжизненны. Согласно Оруэллу, все утопии похожи тем, «что они постулируют совершенство, но не в состоянии достичь счастья». В своем эссе «Почему социалисты не верят в счастье» Оруэлл соглашается с мыслью православного философа Н. Бердяева, который заявил, что «так как создание утопии стало людям по силам, перед обществом встала серьёзная проблема: как утопии избежать» . Это цитата из работы Бердяева "Демократия, социализм и теократия" в более расширенном варианте стала эпиграфом к роману Хаксли «О, дивный, новый мир» : «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления [...] Утопии осуществимы. [...] Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее "совершенному" и более свободному обществу.»

Классические утопии

Пожалуйста, добавляйте другие утопии в списки:
  • Томас Мор , «Утопия» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») ()
  • Томмазо Кампанелла , «Город солнца» («Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог») ()
  • Иоганн Валентин Андреэ , «Христианополь» («Крепость Христа, или Описание республики Христианополь») ()
  • Габриэль де Фуаньи «Приключения Жака Садера, его путешествие и открытие Астральной (Южной) Земли» (1676)
  • Этен-Габриэль Морелли «Базилиада, или Кораблекрушение у плавучих островов» (1753)
  • Николай Чернышевский , «Четвертый сон Веры Павловны » ()
  • Сэмюэл Батлер , «Едгин» (), «Возвращение в Едгин» ()
  • Александр Богданов , «Красная звезда » ()
  • В. В. Маяковский , «Мистерия-буфф » ()
  • Иван Ефремов , «Туманность Андромеды » ()

См. также

Примечания

Литература

  • Святловский В. В. Каталог утопий. М.- Пг., 1923. С. 5.
  • Фрейденберг О. М. Утопия // Вопросы философии, 1990, № 5, с. 141-167
  • Маннхейм К. Идеология и утопия // Маннхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С. 7-276.
  • Утопия и утопическое мышление : Антология зарубежной литературы / Сост. В. Чаликова . - М.: Прогресс, 1991. - 405 с.
  • Чернышов Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в древнем Риме : В 2 ч. Изд. 2-е, испр. и доп. - Новосибирск, изд-во Новосибирского университета, 1994. 176 с.
  • Русские утопии / Сост. В. Е. Багно. СПб.: Terra Fantastica, 1995. - 351 с.
  • Аинса Ф. Реконструкция утопии : Эссе / Пред. Федерико Майора; Пер. с франц. Е. Гречаной, И. Стаф; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. - М.: Наследие - Editions UNESCO, 1999. - 206 с - ISBN 5-9208-0001-1
  • Российская утопия: От идеального государства к совершенному обществу Философский век. Альманах. Вып. 12
  • Философский век. Альманах. Вып. 13. Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма Философский век. Альманах. Вып. 13 / Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. - СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2000.
  • Баталов, Эдуард Яковлевич Американская утопия (на английском языке). - М., 1985.
  • Баталов, Эдуард Яковлевич В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. - М., 1989.
  • «Утопия и утопическое» - материалы круглого стола // Славяноведение. - 1999. - № 1. - С. 22-47.
  • Утопия и утопическое в славянском мире. - М., 2002.
  • Геллер Л., Нике М. Утопия в России / Пер. с фр. - СПб.: Гиперион, 2003. - 312 с.
  • Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Л., 1989.- 288 с. ISBN 5-288-00135-9
  • Артемьева Т. В. От славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. - СПб.: Алетейя, 2005. - 496 с.
  • Панченко Д. В. Ямбул и Кампанелла (О некоторых механизмах утопического творчества) // Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984. - С. 98-110.
  • Мартынов Д. Е. К рассмотрению семантической эволюции понятия «утопия» // Вопросы философии. 2009. № .5. С. 162-171
  • Маркузе Г. Конец утопии // «Логос». 2004, № 6. - С. 18-23.
  • Мортон А. Л. Английская утопия. Пер. О. В. Волкова. - М., 1956.
  • Мильдон В . Санскрит во льдах, или возвращение из Офира : Очерк рус. лит. утопии и утопического сознания. - М.: РОССПЭН, 2006. - 288 с - (Российские Пропилеи). - ISBN 5-8243-0743-1
  • Егоров Б. Ф. Российские утопии : Исторический путеводитель. - СПб.: Искусство-СПБ, 2007. - 416 с - ISBN 5-210-01467-3
  • Китайские социальные утопии. М., 1987.-312 с. ил.
  • Чернышов Ю. Г. Была ли у римлян утопия? // Вестник древней истории.1992.№ 1. С. 53-72.
  • Шадурский М. И. Литературная утопия от Мора до Хаксли: Проблемы жанровой поэтики и семиосферы. Обретение острова. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 160 с - ISBN 978-5-382-00362-7
  • Штекли А. Э. Утопии и социализм. М., 1993.- 272 с. ISBN 5-02-009727-6
  • Штекли А. Э. «Утопия» и античные представления о равенстве // Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984. - С. 89-98.
  • «Мир Фантастики и Фэнтези», Борис Невский «Грезы и кошмары человечества. Утопия и антиутопия»
  • Дэвид Пирс , «Гедонистический императив » ()

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

УТОПИЯ
УТОПИЯ
(греч.: ou - отрицательная частица, topos - место, т.е. ‘место, которого нет’) - понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. от, соответственно, науки, мифологии и идеологии. Источником У. на каждом отдельно взятом отрезке реального исторического времени могли выступать социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т.д. Формирование У. - свидетельство процессов осознания и рефлексии всеохватывающих кризисных явлений общества. У. возможно трактовать также и в качестве мечты о совершенстве мира, способной обеспечить проверку и отбор наиболее функциональных моделей общественного развития. При этом трагизм процедур осуществления У нередко истолковывается как следствие того, что У. являют собой ‘выражение антиприродного, надприродного измерения, которые могут быть только силой внедрены в сознание среднего человека и без которых история была бы менее трагичной’. У. в ряду идеальных конструкций человеческого разума способны отражать: мечту о мире постоянного и полного чувственного удовлетворения; поиск идиллических состояний благополучия, сдерживаемого моральными и эстетическими ограничениями; ориентацию на акцентированно упорядоченное разумным и нравственным государством благополучие; надежду на осуществление одушевленной цели торжества Добра над Злом вне материальных аспектов этого процесса; проект усовершенствования человеческого общества сугубо посредством организационно-интеллектуальных новаций и т.п. В исторической ретроспективе У. могли быть: а) несбыточными в границах наличных общественных условий, но осуществимыми при трансформировании последних (например, гоббсовский проект гражданского общества в 17 ст.); б) перманентно конституирующимися (сопряженно с вызреванием необходимых предпосылок) сейчас и в мыслимом будущем (например, идеалы свободы и равенства в их понимании на рубеже 18-19 вв.); в) неосуществимыми в принципе (коммунистические лозунги всеобщего равенства и универсального изобилия). В античности У. тесно переплетались с легендами о ‘золотом веке’, о ‘блаженных городах и территориях’, являя собой, как правило, иллюстративный материал к тем или иным философско-этическим выводам авторов. В эпоху Возрождения и великих географических открытий У. приобрели преимущественную форму описания совершенных государств, либо якобы существующих либо существовавших в прошлом где-то на земле (‘Город Солнца’ Кампанеллы, ‘Новая Атлантида’ Ф.Бэкона, ‘История севарамбов’ Д.Верраса и т.п.). В 17-18 вв. У. получили распространение также как различные проекты социально-политических реформ. С середины 19 в. У. все больше превращаются в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме общественного идеала. У. разнообразны по социальным задачам: рабовладельческие У. (Платон - ‘Государство’, Ксенофонт - ‘Воспитание Кира’ и др.); феодально-теократические У. (мистическая философия истории Иоахима Флорского, 13 в.; В.Андреа - ‘Христианополис’, 1619 и др.); буржуазные У. (Дж.Гаррингтон - ‘Республика Океания’, 1656; Э.Беллами - ‘Взгляд назад’, 1888; Т.Герцки - ‘Фрейландия’, 1890, и др.); различные произведения утопического социализма (Ш.Фурье - ‘Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации’, 1822 и ‘Новый хозяйственный социетарный мир’, 1829; де Сен-Симон - ‘Катехизис промышленников’, 1823-1824 и ‘Новое христианство’, 1825, и др.); технократические У. (Веблен - ‘Инженеры и система цен’, 1921, и др.); анархические У. (У.Годвин - ‘Исследование о политической справедливости’, 1793; Штирнер - ‘Единственный и его собственность’, 1845, и др.). Многие утопические сочинения предлагали процедуры решения отдельных важных для человечества проблем: трактаты о ‘вечном мире’ (Эразм Роттердамский, Кант, Бентам и др.), педагогические У. (Я.А.Коменский, Руссо и др.), научно-технические У. (Ф.Бэкон и др.). По ходу модернизации число произведений утопического жанра на Западе в 16-20 вв. возрастало практически в геометрической прогрессии. В современной социально-философской традиции принято деление У. на ‘У. реконструкции’, направленные на радикальное преобразование общества, ‘У. бегства’ от социальной действительности, а также ‘обоснованные У’, У. воплощения в жизнь. У. отличаются негативным отношением их авторов к существующему социальному порядку, претензией на универсализм и ‘окончательность’ предлагаемых процедур разрешения общественных противоречий, верой в осуществимость соответствующих проектов. У. есть категория психолого-физиологическая, состояние предощущения и надежды, в чем-то атрибутивное мыслящему субъекту. У. в современную эпоху позволяют предвосхищать некоторые тенденции, ориентированные в вероятное будущее (которое на данном уровне познания не может быть описано в конкретных деталях), а также предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности. Эти формы У. стимулировали развитие в социальных науках методов нормативного прогнозирования, а также приемов анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий.

История Философии: Энциклопедия. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко . 2002 .

Синонимы :

Смотреть что такое "УТОПИЯ" в других словарях:

    - (от греч. ?? нет и место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от?? благо и место, т. е. благословенная страна), изображение идеального обществ. строя, лишённое науч. обоснования. Термин «У.» ведёт происхождение от назв. книги… … Философская энциклопедия

    - (от греч. u не, нет, и topos место). 1) сказочная страна, описанная Томасом Муром, с идеальным образом правления, в которой люди блаженствуют; небывалая, фантастическая страна. 2) все несбыточное, мечтательное, грезы о счастье. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Утопия - Утопия ♦ Utopie То, что не существует нигде (дословно «ни в одном месте»: u topos). Значит, утопия – это идеал? В некотором смысле да, но идеал запрограммированный и организованный, распланированный с маниакальной точностью деталей. Это… … Философский словарь Спонвиля

    См … Словарь синонимов

    утопия - УТОПИЯ особый способ социального предвидения, результатом которого является идея или образ совершенного государства, призванного служить образцом общественного устройства. Как особый жанр У существует на грани между собственно литературой … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Утопия - (гр.«u» «нeт» +«topos» «место»: место, которого нет – жоқ орын) – идеалдық қоғам, сол қоғамның өзі немесе оның идеясы суреттелетін философиялық әдеби шығарма формасы. «Утопиялық» және «утопия» сөздері іске аспайтын, реалды емес реформаларды… … Философиялық терминдердің сөздігі

    Изначально выражение означало фантастическую, выдуманную, несуществующую страну. Слово стало популярным благодаря английскому мыслителю, канцлеру Англии Томасу Мору (1478 1535), который издал (1516) на латинском языке сочинение под названием «О… … Словарь крылатых слов и выражений

    Грамматическая дефиниция утопии: будущее совершенное время. Максим Звонарев Лучше пусть погибнет человечество, чем система, вот девиз всех утопистов и фанатиков. Пьер Жозеф Прудон Следы многих преступлений ведут в будущее. Станислав Ежи Лец В… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (от греческого u нет и topos место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от eu благо и topos место, т.е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики;… … Современная энциклопедия