На данном уроке подробно рассмотрены решения задач на кратное и разностное сравнение. Учащимся предоставляется возможность в ходе выполнения заданий повторить, как можно сравнить два числа, потренироваться решать и самостоятельно составлять задачи на разностное и кратное сравнение.
Прочитаем тему урока: «Задачи на кратное и разностное сравнение».
Вспомним, как можно сравнить два числа (рис. 1).
Рис. 1. Сравнение двух чисел
НА СКОЛЬКО, то это разностное сравнение и надо вычесть из большего числа меньшее.
Если вопрос начинается со слов ВО СКОЛЬКО РАЗ , то это кратное сравнение и надо разделить большее на меньшее.
Решим задачу.
С одной яблони собрали 40 кг яблок, а с другой только 10 кг. На сколько больше килограммов яблок собрали с первой яблони, чем со второй?
Составим схематический чертёж (рис. 2).
Рис. 2. Иллюстрация к задаче
На чертеже видим, сколько кг яблок собрали с первой и со второй яблонь. Вопрос задачи начинается со слов НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ . Значит, это задача на разностное сравнение , тогда необходимо из большего вычесть меньшее.
Запишем решение.
Ответ: на 30 кг больше собрали с первой яблони.
К данному условию можно поставить и другой вопрос, тогда задача будет читаться так.
С одной яблони собрали 40 кг яблок, а с другой только 10 кг. Во сколько раз меньше собрали яблок со второй яблони, чем с первой?
Внесем изменения в схематический чертеж.
Изменим вопрос задачи (рис. 3).
Рис. 3. Иллюстрация к задаче
Продолжим рассуждать. Вопрос задачи начинается со слов ВО СКОЛЬКО РАЗ МЕНЬШЕ. Значит это задача на кратное сравнение, и надо большее число разделить на меньшее.
Запишем решение.
40:10=4 (раза)
Ответ: в 4 раза меньше собрали яблок со второй яблони.
Потренируемся.
Прочитаем условие задачи. К данному условию поставим два разных вопроса. Один вопрос сформулируем так, чтобы задача была на кратное сравнение, а второй вопрос так, чтобы задача стала на разностное сравнение.
Бабушка посадила весной 8 кг картофеля, а осенью собрала 40 кг.
Для того чтобы задача получить задачу на кратное сравнение, надо поставить вопрос, который начинается со слов ВО СКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ.
Составим задачу.
Бабушка посадила весной 8 кг картофеля, а осенью собрала 40 кг. Во сколько раз больше собрала бабушка картофеля осенью, чем посадила весной?
Чтобы ответить на вопрос задачи, надо большее число разделить на меньшее. Запишем решение.
Ответ: в 5 раз больше.
ВО или В , значит, ответ начинается с предлога В.
Составим задачу на разностное сравнение. Для этого надо поставить вопрос, который начинается со слов НА СКОЛЬКО МЕНЬШЕ.
Составим задачу.
Бабушка посадила весной 8 кг картофеля, а осенью собрала 40 кг. На сколько кг картофеля меньше посадила бабушка весной, чем собрала осенью?
Чтобы ответить на вопрос задачи, надо из большего числа вычесть меньшее. Запишем решение.
Ответ: на 32 кг меньше.
Обратим внимание: в вопросе есть предлог НА , и ответ начинается с предлога НА.
Сегодня на уроке вы познакомились с задачами на кратное и разностное сравнение.
Список литературы
- М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1. - М.: «Просвещение», 2012.
- М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 2. - М.: «Просвещение», 2012.
- М.И. Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
- Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. - М.: «Просвещение», 2011.
- «Школа России»: Программы для начальной школы. - М.: «Просвещение», 2011.
- С.И. Волкова. Математика: Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
- В.Н. Рудницкая. Тесты. - М.: «Экзамен», 2012.
- School-collection.edu.ru ().
- Nsportal.ru ().
Домашнее задание
1. Начерти два отрезка. Длина первого отрезка - 12 см, длина второго - 3 см. Узнай, на сколько см первый отрезок длиннее второго? Во сколько раз второй отрезок меньше первого?
2. Выпиши из данных сначала выражения, с помощью которых можно узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, а затем выражения, с помощью которых можно узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого. Вычисли.
3. Прочитай условие задачи. Сначала поставь вопрос так, чтобы получилась задача на разностное сравнение, затем - на кратное сравнение.
Кате купили 24 цветных карандаша и 6 фломастеров.
Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел
(учебник, с. 41 ) Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать задачи на кратное сравнение с опорой на рисунок, применять правила нахождения неизвестного числа в уравнениях, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
Метапредметные
(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные:
проявляют мотивацию к учебной деятельности и осознание личностного смысла изучения
математики
м
етоды и формы
обучения
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Ход урока
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях.
Показывают выполненную домашнюю работу.
2. Целеполагание.
Сообщает тему, цель урока.
Внимательно слушают.
3. Устный счет
Математический диктант.
– Увеличьте в 4 раза: 5,3.
уменьшите в 4 раза: 32; 26.
Записываю только ответы по цепочке у доски.
Задача 1
Саше 12 лет, а его сестре Лене на 2 года меньше. Сколько лет Лене?
Задача 2
В коробке лежали шарики красного и зеленого цвета. Красных шариков было 9 штук, а зеленых в 8 раз больше. Сколько зеленых шариков лежало в коробке?
Задача 3
У Миши в коллекции 30 зарубежных марок, а российских в 5 раз меньше. Сколько российских марок в коллекции у Миши?
Задача 4
Лена загадала число. Если умножить это число на 8 то получится 64. Какое число загадала Лена?
Выполняют задания
III. Изучение нового материала
1. Практическая работа: работа над задачами на кратное срав-
нение.
Приводит примеры задач на кратное сравнение.
– Положите в первый ряд 12 кружков,
во второй – 3 кружка.
Как узнать,
во сколько раз больше кружков в первом ряду, чем во втором?
– Сколько раз в 12 кружках содержится
по 3 кружка?
– Необходимо разделить
12 на 3. В первом ряду
в 4 раза больше кружков, чем во втором, а во втором – в 4 раза меньше, чем в первом
2. Работа
со статьей учебника.
– Откройте учебник на с. 41.
Под руководством учителя разбирают объяснение, данное в учебнике.
3. Решение задач.
– Выполните задание № 1.
10: 2 = 5 (раз).
Ответ : кружков в 5 раз больше, чем квадратов; квадратов в 5 раз меньше, чем кружков.
Физкультминутка
Организует проведение физкультминутки
Выполняют упражнения
IV. Практическая деятельность
Решение задач.
Самостоятельная работа по карточкам
№ 2.
После чтения можно инсценировать:
вызвать к доске 5 девочек и 7 мальчиков и разделить их поровну на две
команды.
1) 5 + 7 = 12 (д.) – всего.
2) 12: 2 = 6 (д.) – в одной команде.
Ответ : 6 детей в каждой команде.
Приложение1
Составляют краткую
запись задачи, записывают решение и ответ.
V. Итоги урока. Рефлексия деятельности
Обобщение полученных на уроке
сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок
– Что сегодня вспомнили, повторили?
– Где можно применить полученные знания?
– Какое значение они имеют для вас?
– Что по этой теме вам кажется непонятным?
Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения
VI. Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Задают уточняющие
вопросы
Приложение 1
Базовый уровень.
Вариант-1 (задания из учебника стр.41)
№1. Найди значения выражений.
21:3*5=
24:6*5=
30:(2*3)=
9* (20:4)=
6*(50-47)=
(18+32):10=
90-6=
96-46=
№2 Реши уравнения
х*4=36 20: х=4
Задача 4.В детском саду 7 машинок, а кукол в 2 раза больше. Сколько кукол в детском саду.
___________________________________________________________________________________________
Вариант-2 (задания из учебника стр.41)
№1. Найди значения выражений.
28:7*5=
36:4*5=
8*(25:5)=
(6:2)*5=
8*(90-86)=
(18+14):8=
90-46=
96-40=
Задача 3.
Начерти ломаную линию из трёх звеньев. Длина ломаной линии равна 9 см.
№2 Реши уравнения
7*х=21 х:5=3
Задача 3.Начерти ломаную линию из четырёх звеньев. Длина ломаной линии равна 12 см.
Задача 4.
В зоопарке живут 10 обезьян, а тигров в 5 раз меньше. Сколько тигров живут в зоопарке?
______________________________________________________________________________
Повышенный уровень.
Вариант-3
№1. Найди значения выражений.
7+21:(15-8)=
50-24:(11-5)=
60-(24+3):3=
(4*7-5:5):3+28=
6*6+6*7-3*4=
8*9-14:2-45:9=
№2 Реши уравнения.
х:5=10 146-х= 122 25:х=5 132 +х= 178
Задача 3. В палатку привезли 45 кг груш и 4 ящика яблок по 8 кг в каждом. Сколько всего килограммов фруктов привезли в палатку?Задача 4. Начерти ломаную длина которой вычисляется так: 2*3+4.
Используемые источники информации:
Моро М.И. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2 ч. Ч. 1. / [М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.Б. Бельтюкова и др.] -М.: Прсвещение,2013, - (Школа России)
Компакт – диск Планирование учебной деятельности. Математика. Рабочая программа. Технологические карты уроков. 3 класс. УМК «Школа России». Издательство «Учитель»
Ирина Фомина
Презентация «Разностное и кратное сравнение чисел»
«Решение задач на »
Урок в 5 «в» классе коррекционной школы VIII вида
Подготовила : учитель математики
Фомина Ирина Николаевна
Предмет : «Математика»
Тема урока : «Решение задач на кратное и разностное сравнение чисел »
Образовательные :
Закрепить умение решать задачи на ;
Повторить этапы решения задачи
4. Учить навыкам проектной деятельности
Коррекционные :
развивать логическое мышление, память, навыки устного счета.
Воспитательные :
1. Развивать диалогическое общение
2. Социально адаптировать учащихся через составление и решение практических задач
Планируемые результаты : учащиеся научатся решать задачи на кратное и разностное сравнение ; пользоваться таблицей умножения и деления; придумывать текст задачи по картинкам, составлять план решения задачи; понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Оборудование : презентация с задачами - тренажерами, карточки с правилом, индивидуальные карточки для самостоятельной работы; примеры для устного счета, цветные картинки для составления задач
Этапы работы Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
I. Организационный момент
Цель : включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность. Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок!
Все ль на месте?
Все ль в порядке :
Книжка, ручка и тетрадка? Отвечают на приветствие учителя
Подготовка учащихся к активной работе на уроке.
II. Актуализация знаний.
Цель : повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Устный счёт
Начнем наш урок с устных упражнений.
Ребята, таблица умножения для нас очень актуальна, значит очень важно знать её.
Сейчас мы проверим, как вы её знаете.
1) 3 ученика у доски решают примеры.
7 3 30 : 5
18 : 3 2 8
Дополнительное задание сильному ученику :
Заполнить таблицу, найти неизвестный множитель
Множитель 6 - 5 - 8 - 7 6
Множитель - 4 8 9 - 2 - 8
Произведение 36 20 - 45 40 16 14 -
Развитие логического мышления.
III. Самоопределение к деятельности Решите примеры в столбик. Расставьте буквы в порядке убывания соответствующих ответов и прочитайте слово.
35 + 48 (з) 39 + 17 (а) 73 – 28 (а)
60 – 18 (ч) 39 – 24 (а) 15 + 36 (д) Ответ : (задача)
Чему будет посвящён наш сегодняшний урок? Решению задач
IV. Рабата по теме урока
Цель : усвоение нового материала, формирование нового знания. 1). Сегодня на уроке мы продолжим решать задачи на кратное и разностное сравнение . Давайте вспомним, как можно сравнить два числа ? (На парте у вас карточки-подсказки)
«на сколько» , то это разностное сравнение и надо…
Если вопрос начинается со слов «во сколько» , то это кратное сравнение и надо …
2). Работа по учебнику
Поработаем по учебнику. Откройте стр. 90
Прочитайте задачу №301 про себя.
Сколько вопросов в задаче?
Прочитайте первый вопрос.
Назовите правило, которое поможет ответить на него.
Прочитай второй вопрос.
Назовите правило, которое поможет нам ответить на этот вопрос
Запишите кратко задачу и решите её .
I ряд – 9 ст.
II ряд–3 ст. На? ст. >,<
Стрелочка указывает на то, что их величины нужно сравнить , а за стрелочкой вопрос, как будем сравнивать .
Решение : 9 – 3 = 6 (ст.) Ответ : на 6 стульев >
Обратите внимание : какой предлог есть в вопросе?
Ответ начинается тоже с предлога «на»
Вычесть из большего числа меньшее.
Разделить большее число на меньшее.
Предлог «на»
К данному условию мы поставим другой вопрос.
Подскажите, какой другой вопрос?
I ряд – 9 ст.
II ряд –3 ст. Во? раз >,<
Решение : 9 3 = 3 (р.)
Ответ : в 3 раза <
Обратите внимание : в вопросе есть предлог (короткое слово во, значит ответ начинается с короткого слова в Во сколько раз < собрали со второй яблони, чем с первой?
V. Физминутка Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
VI. Закрепление
Цель : включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях. Показ презентации с задачами на разностное и кратное сравнение чисел Ученики составляют и решают задачи, обосновывая свое мнение
VII. Рефлексия учебной деятельности.
Цель : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. Задание : продолжить предложения :
Больше всего нашей группе понравилось (не понравилось…
Самым полезным для нас было…
Мы затруднялись …
Какую оценку вы поставили бы своей группе?
Какое волшебное правило вы запомнили? (продолжите)
Чтобы узнать, ___ раз одно число ___ или ___ другого, надо большее число ___ на меньшее. Познавательные : контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
VIII. Домашнее задание Стр. 86, повторить. правило; стр. 87 выучить правило
Вот и кончился урок,
Снова прозвенел звонок.
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело. Дети записывают задание в дневник.
Публикации по теме:
Презентация дидактической игры «Найди лишнее». Сравнение и классификация объектов Дидактическая игра "Найди лишнее" Цель: упражнять в умении сравнивать, находить сходства и различия, классифицировать предложенные объекты.
Конспект НОД по ФЭМП «Сравнение двух групп предметов. Сравнение двух предметов по величине» (средняя группа) Конспект непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» средняя группа Цель: Формирование.
Конспект НОД в подготовительной группе по математике и логике «В стране чисел» Цель: закрепить состав числа 10, отношение «больше», «меньше» между числами в пределах 10, понятие «соседи чисел»; развивать мышление, речь,.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «В гостях у Феи чисел» Конспект открытого занятия по математике (ФЭМП) в подготовительной группе «В гостях у Феи чисел» Конспект занятия подготовила: воспитатель.
Задача 1
На прилавке лежало 28 футболок и 7 свитеров. Во сколько раз больше лежало футболок, чем свитеров на прилавке?
Решение:
- 1) 28: 7 = 4 раза.
- Ответ: футболок лежало в 4 раза больше, чем свитеров.
Задача 2
В школьной столовой 54 стула и 9 столов. Во сколько раз столов меньше, чем стульев в столовой?
Решение:
- 1) 54: 9 = 6 раз.
- Ответ: столов в 6 раз меньше, чем стульев.
Задача 3
На улице 32 забора покрашено в зеленый цвет и 8 в синий. Во сколько раз зеленых заборов больше, чем синих?
Решение:
- 1) 32: 8 = 4 раза.
- Ответ: зеленых заборов в 4 раза больше, чем синих.
Задача 4
В саду росло 42 яблони и 7 слив. Во сколько раз больше росло яблонь, чем слив в саду?
Решение:
- 1) 42: 7 = 6 раз.
- Ответ: яблонь росло в 6 раз больше, чем слив.
Задача 5
У Васи 5 грузовых машинок и 20 спортивных. Во сколько раз спортивных машинок больше, чем грузовых?
Решение:
- 1) 20: 5 = 4 раза.
- Ответ: спортивных машинок в 4 раза больше, чем грузовых.
Задача 6
На столе лежало 24 тетради в клетку и 8 в линию. Во сколько раз больше лежало тетрадей в клетку, чем тетрадей в линию?
Решение:
- 1) 24: 8 = 3 раза.
- Ответ: тетрадей в клетку лежало в 3 раза больше, чем тетрадей в линию.
Задача 7
У Пети 12 оловянных солдатиков и 4 пластмассовых. Во сколько раз пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных?
Решение:
- 1) 12: 4 = 3 раза.
- Ответ: пластмассовых солдатиков в 3 раза меньше, чем оловянных.
Задача 8
В зоопарке живут 18 мартышек и 2 тигра. Во сколько раз мартышек больше, чем тигров живет в зоопарке?
Решение:
- 1) 18: 2 = 9 раз.
- Ответ: мартышек живет в зоопарке в 9 раз больше, чем тигров.
Задача 9
В маршрутном такси ехали 16 женщин и 4 мужчины. Во сколько раз женщин ехало больше, чем мужчин?
Решение:
- 1) 16: 4 = 4 раза.
- Ответ: женщин ехало в 4 раза больше, чем мужчин.
Задача 10
Карандаш стоит 6 рублей, а фломастер 36. Во сколько раз фломастер дороже, чем карандаш?
Решение:
- 1) 36: 6 = 6 раз.
- Ответ: фломастер стоит в 6 раз дороже, чем карандаш.
Задача 11
В магазин привезли 48 рубашек и 8 курток. Во сколько раз курток привезли меньше, чем рубашек?
Решение:
- 1) 48: 6 = 8 раз.
- Ответ: курток привезли в 8 раз меньше, чем рубах.
Задача 12
На школьных соревнованиях по шашкам было 12 мальчиков и 4 девочки. Во сколько раз мальчиков было больше, чем девочек?
Решение:
- 1) 12: 4 = 3 раза.
- Ответ: мальчиков было в 3 раза больше, чем девочек.
Задача 13
В подъезде дома, в котором живет Саша 15 квартир, а на каждой лестничной площадке 3 квартиры. Во сколько раз квартир больше в подъезде, чем на лестничной площадке?
Решение:
- 1) 15: 3 = 5 раз.
- Ответ: в подъезде квартир в 5 раз больше, чем на лестничной площадке.
Задача 14
В секции шахмат занимается 9 мальчиков, а в секции единоборств 36. Во сколько раз больше мальчиков занимается в секции единоборств, чем в секции шахмат?
Решение:
- 1) 36: 9 = 4 раза.
- Ответ: в секции единоборств мальчиков занимается в 4 раза больше, чем в секции шахмат.
Задача 15
На столе стояло 18 белых тарелок и 6 синих. Во сколько раз синих тарелок меньше, чем белых?
Решение:
- 1) 18: 6 = 3 раза.
- Ответ: синих тарелок в три раза меньше, чем белых.
Тема: Упражнение в сравнении чисел и величин
Класс: 3
Цели:
УУД:
Метапредметные:
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности.
1. Организация класса.
В класс крадётся тишина,
Подожди её пока,
Ну, а чтобы подождать
Надо просто замолчать.
Раз, два, смолк звонок,
Три – ротик на замок,
На четыре помолчи,
А на пять – урок начни!
Хотели бы вы сегодня узнать что-то новое? (ответы учащихся)
- Мне очень приятно это слышать.
Ни к чему стоять на месте,
От безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!
Под таким девизом и проведём этот урок.
2) - Давайте начнем урок с физминутки (для улучшения мозгового кровообращения).
- Растираем уши вверх – вниз.
- А теперь давайте наденем шапку размышлений, и начнем урок (дети показывают, как надевают шапку).
3) Сообщение темы и задач урока.
Сегодня наш урок необычный. К нам на урок пришли Миша и Маша. У них к нам просьба. (Задача № 341. На доске фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник). Конструируя детскую площадку, у них возник вопрос: во сколько раз периметр цветочной клумбы треугольной формы больше периметра клумбы квадратной формы, но меньше периметра клумбы прямоугольной формы. Они затрудняются в решении этой задачи. Поможем им справиться с этой задачей? (да)
- А что надо знать, чтобы решить эту задачу? (как найти периметр фигуры; уметь выполнять кратное сравнение чисел)
- Значит чему же мы будем сегодня на уроке учиться? (выполнять кратное сравнение чисел и величин, находить периметр фигур)
- Итак, тема сегодняшнего урока - Кратное сравнение чисел и величин.
- А что такое кратное сравнение чисел?
- Что нужно делать при кратном сравнении чисел?
План-задачи на доске (на листах)
1. Повторить таблицу умножения и деления.
2. Решить задачи на кратное сравнение чисел и величин.
3. Повторить правило нахождения периметра квадрата, треугольника, прямоугольника.
А чтобы справиться с задачами урока, я вам предлагаю вместе Мишей и Машей отправиться в морское путешествие по стране «Математика». Хотите путешествовать? (да).
- Только я вам хочу напомнить, что в пути нам могут встретиться препятствия, которые необходимо преодолеть. У каждого из вас на столе лежат таблички с номерами заданий. Сейчас они пустые, а по ходу путешествия они заполнятся. (Красный цвет – трудно, зеленый – легко). В конце урока посмотрим, насколько трудно или легко вам было в путешествии. (В карточках таблица, где дети отмечают степень трудности предлагаемых заданий. Красный – трудно, зеленый - легко)
Маршрут путешествия.
2) Знакомство с маршрутом:
Маршрут.
1. Остров «Считалкин».
2. Остановка «Айсберг».
3. Море Задачное.
4. Океан Дружный
5. Остановка «Школа».
«Большому кораблю большое плавание»
1. Остров «Считалкин»
4) - Чтобы нам было легче в дальнейшем путешествии, проведём игру-соревнование «Меткие стрелки».
Работа по вариантам.
1 вариант – примеры на умножение
2 вариант – примеры на деление
63 56:8 9
78 36:4 7
94 18:6 5
27 32:8 2
84 30: 6 4
65 14:7 3
Что повторяли во время игры? (таблицу умножения и деления).
- А для чего нам необходимо знать таблицу умножения и деления?
- Назовите пример, где нужно узнать во сколько раз 6 меньше 18?
- К этому примеру задайте другой вопрос (во сколько раз 18 больше 6)
- Задайте вопросы к другим примерам (дети задают вопросы и отвечают)
III. Самостоятельная работа
2. Остановка «Айсберг»
- Мы не натолкнёмся на айсберг, если правильно решим задания на сравнение величин.
1) № 333, 334*, 335* – на выбор.
- Что надо помнить, чтобы правильно выполнить кратное сравнение чисел и величин? (при кратном сравнении чисел, нужно большее число разделить на меньшее; при кратном сравнении величин в ответе получается какое-то число раз)
2) Проверка выполнения задания. (На слайде)
№ 333
56км:8км=7 36т:9т=4
48м:8м=6 72г:9г=8
№334
21км:7000м=3
№335
14т:2000кг=2
Физминутка (под музыку)
3. Море Задачное
- Как вы думаете, что мы будем решать здесь? (задачу)
Задание по выбору учащихся - самостоятельно:
1) № 336 – на доске (1 уч-ся), № 337
· все остальные
Карточки: Джаджиев И., Лимпаух Д.
2) Проверка. Взаимопроверка
№ 336
1) 80-8=72(см) ленты осталось.
2) 72:8=9(раз) длиннее оставшаяся часть
№337
1) 100-10=90(г) масла осталось.
2) 90:9=10(раз) меньше оставшаяся часть
Ответ: в 9 раз оставшаяся часть ленточки длиннее отрезанной части.
(раскрасить клетки на карточках)
4. Работа в «парах». Океан Дружный
1) – Решите задачу № 341 «в парах».
- Как будем решать задачу? Что нужно в первую очередь сделать? (Найти периметр фигур).
1 пара – периметр квадрата (пишут на доске длину стороны квадрата)
2 пара – периметр треугольника (пишут на доске длину сторон треугольника)
3 пара – периметр прямоугольника (пишут на доске длину сторон прямоугольника)
2) Проверка нахождения периметра фигур.
- Получив необходимые данные, ответьте на вопрос задачи. (Каждая «пара» самостоятельно)
4) Взаимопроверка. – Ответьте Маше и Мише во сколько раз периметр цветочной клумбы треугольной формы больше периметра клумбы квадратной формы, но меньше периметра клумбы прямоугольной формы?
IV. Подведение итога урока
4. Остановка «Школа»
1) - Наше путешествие подошло к концу.
- На какой остановке больше всего понравилось?
- Над выполнением какого задания затруднялись?
- Решили мы задачи, которые стояли перед нами в начале урока?
- Хочется ли вам ещё совершить путешествие с Машей и Мишей по стране Математика?
- Оцените свою работу на уроке.
2) Рефлексия («солнышко» и «тучка»)
V. Оценки.
Д/З с. Т. № 135 – СРАВНЕНИЕ ВЕЛИЧИН
№ 136 – ЗАДАЧА НА СРАВНЕНИЕ ВЕЛИЧИН – задание по выбору учащихся.
задание
«Меткие стрелки»
2 задание
«Кратное сравнение величин»
3 задание
«Задача 337»
4 задание
«Задача Миши и Маши»
1 задание
«Меткие стрелки»
2 задание
«Кратное сравнение величин»
3 задание
«Задача 337»
4 задание
«Задача Миши и Маши»
Самоанализ урока математики в 3 классе
Тема: Кратное сравнение чисел и величин.
Цели:
УУД
Личностные: учебно - познавательный интерес к учебному материалу, к способам решения учебной задачи; способность к самооценке.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнёра.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; использовать знаково – символические средства (схемы, модели); выполнение логических операций: сравнение, анализ; строить рассуждения, обобщения.
Предметные: создать условия для развития навыков кратного сравнения чисел и величин; повторить правила нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника; совершенствовать устные вычислительные навыки табличного умножения и деления.
Тип урока: урок закрепления знаний
Техническое обеспечение: компьютер.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word
Данный урок математики является закреплением пройденного материала. При планировании учитывались возрастные особенности, уровень ЗУН учащихся, их отношение к предмету, различным видам и формам учебной деятельности. Содержание соответствует принципам обучения и воспитания: научности, доступности с достаточно интенсивным трудом учащихся, повторения ранее изученного, связи с жизнью.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся использовалась нестандартная форма проведения урока: урок – путешествие «Морское путешествие по стране Математика». На уроке применялись ИКТ (компьютер) с целью формирования мотивации, интереса к процессу обучения, создания положительного эмоционального климата на уроке, реализации принципа наглядности, что повышает эффективность обучения.
Для создания психо-эмоциональной комфортности детей на уроке использовалась ситуация «вхождения в урок» (стихи).
На первом этапе урока были поставлены цели и задачи, для реализации которых детям был предложен план действий (маршрут путешествия).
Этап повторения пройденного материала был осуществлён в форме игры «Меткие стрелки», в которой учащиеся совершенствовали вычислительные навыки табличного умножения и деления. Все дети показали владение ранее изученной темой.
Совершенствование решения задач на кратное сравнение осуществлялось на последующих этапах на практическом уровне: самостоятельная и индивидуальная работа (при этом школьники сами осуществляли выбор задания), работа в парах. Задания на выбор во время этой работы позволили реализовать личностно-ориентированную направленность, т.к. дети выбирали уровень сложности заданий, посильный для них. При этом они участвовали в проверке других заданий, что позволило поработать и над ними.
В течение всего урока учащиеся высказывали мнения об ответах и выполненных заданиях своих товарищей, давая возможность им самим исправить свои ошибки. А также дети оценивали свои знания и умения, осознавая и анализируя выполненные ими задания. Такая работа позволяет учащимся увидеть свои успехи и проблемы, понять, над чем следует поработать.