Ремонт деревянных судов — вопрос по прежнему актуальный для большинства их владельцев. Об этом свидетельствуют письма читателей. Поэтому надеемся, что советы нашего постоянного автора, инженера - конструктора Владимира Михайловича Алексеева, окажутся полезными.
Объем ремонтных работ, выполняемых владельцем судна или его экипажем, напрямую зависит от навыков в работе и финансовых возможностей. По мере освоения необходимых методов и приемов ремонта строитель постепенно приобретает опыт, позволяющий приступать ко все более сложным работам и успешно заканчивать их.
Естественно, на первых порах следует немного поучиться у специалиста, наблюдая за его приемами, помогая ему прежде всего при ремонте конструкций, обеспечивающих прочность или герметичность.
Уход за судном в межсезонье. В этот период обычно ограничиваются мелкими клеевыми работами и лакировкой. Условия ми хорошей склейки являются чистые и не слишком гладкие деревянные части. Поэтому часто приходится прошкуривать поверхности с целью создания шероховатости.
Обычно используют водостойкий эпоксидный клей, пока еще редкие резиноподобные и фенольные клеи, чтобы, к примеру, приклеить на место отколовшийся слой шпона. Применяют и эластичный полиуретановый клей, рецептура которого разработана еще в СССР, полиэфирные клеи разной жесткости (они не дают усадку, а в их структурах не возникают внутренние напряжения)*.
Маленькие трещины и отверстия заполняют “шпаклевкой”, которую изготавливают из опилок той же древесной породы или микросфер и эпоксидного клея (гораздо полезнее и надежнее использовать древесную муку древесины нужной породы, получаемую при ошкуровке деревянных изделий). После затвердевания шлифуют, полируют и лакирует отремонтированное место.
Уход за судном в навигацию. Уход за деревянной яхтой в этот период можно свести к следующему:
Все отлакированные поверхности промывают пресной водой и тщательно просушивают;
Все внутренние помещения и льяла при хорошей погоде проветривают, чтобы они были чистыми и сухими, корпус периодически осматривают;
Обнаруженные царапины и другие повреждения краски, особенно с наружной стороны, сразу консервируют, предвари тельно удалив гниль, и планируют необходимые восстановление или ремонт в межсезонье…
Попавший на судно песок немедленно удаляют, поскольку он способствует быстрому износу краски и лака, а задерживаясь в льялах, способствует их увлажнению.
На стоянке судно должно быть хорошо ошвартовано, а корпус укрыт чехлом.
Защита от гниения. На деревянное судно постоянно оказывают влияние переменная влажность воздуха и температура, а незащищенная древесина подвержена гниению и обрастанию. Все это вместе взятое способствует интенсивному разрушению и потере прочности конструкций.
Традиционным способом защиты древесины от гниения является ее протравливание антисептиком и тщательное окрашивание, обычно несколькими слоями водостойкой краски.
Устранение мелких повреждений.
В конце навигации, после подъема судна, его основательно моют, осматривают и немедленно составляют перечень повреждений окраски и потемневших слоев дерева. В него включают повреждения, которые были выявлены в течение навигации.
Основой этих работ являются шлифовка, консервирование и лакировка. Наносить последние слои лака, краски и необрастающей краски следует весной, уже непосредственно перед спуском судна на воду, когда оно хорошо просохло. Естественно, до окраски и лакирования следует устранить все выявленные повреждения, отремонтировать места с глубокими царапинами.
Обработка открытых участков. Шлифуют поврежденные места и прилегающие области шириной около 30 мм (сухая шлифовка, зерно — от 100 до120 ед.).
Консервируют дерево масляными или алкидными красками, но только без заключительной лакировки.
Ремонт пазов и трещин.
Очищают внутреннюю поверхность паза или трещины (тонкой стальной лентой, на пример, от старой линейки или пилы).
По возможности обезжиривают внутренние поверхности трещины (например, ацетоном).
Трещины шириной менее 1 мм шпаклюют шпаклевкой на эпоксидном клее с тиксотропным наполнителем (древесные волокна, древесная пыль от ошкуровки или аэросил).
В трещины шириной более 1 мм вклеивают рейку шириной, равной толщине поврежденной, на эпоксидном клее. Древесину, ее цвет подбирают в соответствии с ремонтируемой поверхностью.
После затвердевания клея зашкуривают вставку снаружи и изнутри.
Постаревшие деревянные поверхности, как описывалось зачищают и окрашивают ранее.
Уплотнение пазов. При некоторых способах обшивки (например, вгладь) или при укладке настила палубы между рейками прокладывают пропитанные в льняной олифе или масляном лаке растительные волокна или нити. При разбухании реек от воды происходит уплотнение стыков.
Если они начинают пропускать воду, нити следует удалить и заменить на более толстые с применением стальной лебезы. Затем стыки шпаклюют эластичной мастикой. Жесткую применять нельзя, так как она будет раскалываться и расслаиваться при упругой деформации конструкции.
Уплотнять швы на лакированной натуральной древесине в надводной части корпуса судна этим способом нельзя, так как шпаклевка стыка остается заметной. Тонкие (до 2 мм), равномерные стыки оставляют свободными. Более широкие стыки уплотняют так же, как ремонтируют трещины.
При ремонте настила палубы применяют эластичную мастику, длительное время остающуюся упругой. Стыки в обшивке, комингсах надстроек, ширстреке также можно уплотнять конопаткой.
Признаком начала гниения является потемнение дерева вокруг пробки. В этом случае ее удаляют высверливанием и заменяют новой, из аналогичной древесины, но большего диаметра. После вклейки пробку обрезают, зачищают и обрабатывают, как новое изделие.
Восстановление покрытия подводной части. После того как все небольшие повреждения устранены, можно приступать к подготовке поверхности к лакированию и окраске подводной части. Предварительно снимают те дельные вещи и детали оборудования, которые нетрудно снять.
После этого основательно шлифуют палубу и наружную обшивку судна, используя водостойкую шлифовальную бумагу (зерно — от 180 до 220) с водой вручную или плоской вибрационной машинкой.
Вся поверхность должна стать матовой, т. е. выровненной. При влажном шлифовании поверхность получается более гладкой, при этом образуется меньше пыли. Она и предпочтительней сухой шлифовки.
ВНИМАНИЕ: 1. Поверхности натурального дерева, покрытые бесцветным лаком, шлифуют в направлении волокон, а не поперек их. При этом надо избегать слишком большого снятия древесины. Если такое случилось, проводят работы, как описано ранее.
2. При подготовке под окраску подводной части судна применяют только мокрое шлифование, так как пыль от необрастающей краски вредна для здоровья. Сразу после шлифовки поверхность тщательно промывают чистой водой. Если этого не сделать, то неубранная пыль может прочно, прилипнуть к шлифованной поверхности.
После одногодвух дней просушки и повторной протирки можно приступать к окончательной лакировке или покраске. Отлакированные поверхности вначале шлифуют, причем очень тщательно, а пыль удаляют, в том числе из самых небольших углублений.
Иначе кисть с липким лаком превратит все оставшиеся соринки в многочисленные бугорки или “щетину”. Перед лакированием рабочее место надо хорошо убрать, полы смочить водой и предусмотреть защиту от прямых солнечных лучей.
Работу лучше выполнять в безветренный день при относительной влажности воздуха не выше 75% и температуре воздуха не ниже 12°. Последний слой лака наносят кистями, ранее бывшими в работе, но только не новыми.
Слой лака должен быть тонким и равномерным, масляный лак и алкидный лак сначала наносят поперек поверхности, затем быстро и тщательно растушевывают его вдоль слоев дерева. Окончательный слой лака должен сохнуть недели три, но не менее недели.
Ремонтные работы большого объема. Перед началом такого ремонта составляют план работы. Следует заметить следующее:
Для ремонта можно использовать только, сухую и бездефектную древесину, обязательно учитывая необходимую прочность конструктивных элементов, расположение годичных колец;
Применять лишь водостойкие клеи;
Удалять поврежденные конструктивные элементы, по возможности не повреждая соседние участки;
Точно измерять заменяемые конструктивные элементы или изготовлять шаблоны; работать по возможности по чертежам ремонтируемой детали;
Новый элемент конструкции тщательно отрабатывать заранее и точно подгонять по месту;
Подготавливать заранее необходимые вспомогательные приспособления до установки детали;
Наносить защитные покрытия на отремонтированную конструкцию, например, нижние стороны шпангоутов, флоров, настила палуб;
Окрашивать отремонтированное место.
Ремонт клинкерной обшивки.
После осмотра определяют точные границы повреждения. Доски обрезают под прямым углом мелкозубой пилой.
Заклепки, включая проходящие сквозь шпангоут, побивают выбивкой (тонкой, узкой полоской стали, заточенной с одного конца, например из полотна пилы пилорамы или прутком).
Вставки изготавливают по возможности из одного куска дерева или нескольких частей, но подготовленных таким образом, чтобы внутреннюю часть можно было вытащить и по ней изготовить другую; если доска обшивки разрушена до такой степени, что по ней невозможно обрисовать новую, то изготавливают бумажный шаблон.
Зачищают кромки доски и удаляют зенкером оставшиеся части заклепок.
Концы остающихся в корпусе досок скашивают на длине от 3 до 5 толщин доски так, чтобы скосы были обращены в корму.
Вырезают новый кусок доски по размеру вырезанной части, скашивают торцы, как сказано ранее, или готовят его по шаблону и подгоняют по месту.
На длинные кромки досок наносят шпаклевку на олифе или старый загустевший лак, а на скошенные поверхности – клей (лучше эпоксидный).
Заготовку ставят на место, используя старые заклепочные швы. В местах крепления вставки к шпангоутам или флорам придется сверлить новые отверстия. После затвердевания клея вставку зачищают и консервируют.
Замена досок при обшивке вгладь.
Выпиливают поврежденную часть доски лобзиком, узкой ножовкой (“лисий хвост”).
До выпиливания торцов следует уяснить, каким образом будет закреплена новая доска: встык на прокладках или путем скоса стыков.
Крепеж удаляют стальными прутками нужного диаметра.
Поврежденную часть освобождают по возможности целиком, а если это невозможно, то снимают соответствующие шаблоны.
На торцах подготавливают подкладки, скосы кромок, фигурные стыки, причем скосы должны иметь протяженность от 3 до 5 толщин ремонтируемых досок. Все это должно обеспечивать надежное уплотнение.
Место ремонта тщательно зачищают.
Подгоняют заготовку. При прямой стыковке досок по концам заготовки предусматривают деревянные (дублирующие толщину доски) или стальные подкладки. Эти подкладки целесообразно делать значительно шире ремонтируемой доски для надежного крепления с соседними досками.
Консервируют нижнюю сторону шпангоута (льняной олифой, густым лаком) и загоняют конопатку в заранее подготовленные канавки в продольных пазах досок.
На места стыка вклеиваемой доски приклеивают (например, эпоксидным клеем) подкладки.
Монтируют вставку, проклепывают или ставят на винты клеевые соединения (при соединении досок встык или при скосах стыков), затем доски или скрепляют между собой, или крепят к набору предусмотренным крепежом, а если вставка расположена выше ватерлинии, то головки винтов закрывают деревянными пробками.
Ремонт реечной обшивки.
Решают, стыковать или заусовать поврежденную рейку. Заусовка предпочтительней, если используют однородную древесину с однородной структурой и цветом. Заусовка требует наличия определенного опыта и квалификации, так как место стыка может стать заметным при лакировании вставки.
Высверливают отверстия диаметром от 5 о 10 мм и выпиливают лобзиком поврежденную рейку.
При постройке рейки склеивают между собой и поджимают гвоздями, чтобы не было видно ни снаружи, ни изнутри; на это следует обратить внимание при выпиливании повреждения по пазам. Рекомендуется вблизи расположения гвоздей использовать полотно для резки металла, тогда удается обойтись без повреждения соседних реек.
В районе крепления шпангоутов или флоров крепеж демонтируют или просто выбивают.
Вставку подгоняют и срезают на ус, как же объяснялось раньше, место повреждения шлифуют.
Отрезок вставляемой рейки вырезают, подгоняют. Рейка должна быть на 2–4 мм толще обшивки, чтобы имелась возможность выровнять ее с поверхностью находящихся рядом реек. Ширину следует приять на 0.5 мм больше, чтобы при постановке на место на клею плотно ее вжать между другими рейками.
Нижние поверхности шпангоутов и флоров консервируют.
Наносят клей и запрессовывают рейку на место шурупами, болтами или клиньями.
После затвердевания клея убирают приспособления запрессовки и вставку зачищают, при болтовом соединении головки крепежа закрывают деревянными пробками.
Ремонт диагональной обшивки.
Уточняют, нужно ли менять внутренние слои обшивки вместе с наружным или можно обойтись заменой одного слоя.
Разъединяют штихелями слои досок в районе повреждения или снимают повреждение торцевой фрезой диаметром 8–12мм, установленной на толщину поврежденного слоя.
Крепеж выбивают, лучше в ту сторону, где подложены шайбы, отдают крепежные детали от шпангоутов и флоров.
Подготавливают место ремонта, скашивают стыки, зачищают пазы, места установок заклепок.
Подгоняют заготовку. Если место повреждения расположено на скуле с большой кривизной, то заготовку распаривают, и предварительно изгибают по шаблону затем оставляют ее остывать. Лучше заготовку слегка перегнуть, поскольку после освобождения ее от крепежа, она немного распрямится. Если нет возможности распарить заготовку, то ее изготавливают путем склеивания нескольких тонких досок на заранее подготовленной цулаге.
После удаления поврежденных досок на месте повреждения проверяют состояние консервирующей ткани. При необходимости настилают новую ткань и консервируют ее краской.
Ставят на место заготовку, скосы проклеивают, просверливают места установки крепежа снаружи или изнутри по старым отверстиям, крепят заготовку, при прямом стыковании проклепывают прокладки с досками обшивки, устанавливают крепеж на шпангоутах и флорах.
Место ремонта зачищают, шлифуют и консервируют.
Ремонт фанерной обшивки.
По углам повреждения просверливают отверстия, применяя сверла по дереву (с концом типа пёрки) диаметром 8–12 мм, вырезают лобзиком повреждение. Если повреждение находится вблизи шпангоута или флора, то удаляют весь крепеж.
Скашивают все кромки на длине от 3 до 5 толщин.
Заготавливают вставку, скашивают кромки, подгоняют по месту.
Заготовку промазывают клеем (лучше эпоксидным)и устанавливают на место, устанавливают крепеж, подклинивают. После отверждения клея зачищают.
При ожидаемых больших нагрузках, на пример, в ходе глиссирования, рекомендуется подклеивать дублирующую подкладку несколько большего размера.
Затем место ремонта консервируют.
Замена заклепок.
Обтачивают головку заклепки напильником или наждаком.
5.1. Общие положения, характер повреждений. Место поступления воды и характер повреждения корпуса зависят от обстоятельств (столкновение, посадка на мель, взрыв, навал и др.). Такие повреждения проявляются достаточно четко, их сравнительно легко обнаружить.
Более сложно установить причину и место водотечности при появлении усталостной трещины и свищей, расхождении швов стальных конструкций, повреждении трубопроводов.
Характерными признаками поступления воды в корпус являются: появление статического крена судна, изменение характера качки при неизменных внешних условиях плавания, заметное изменение осадки судна, крен судна при перекладке руля.
Косвенные признаки: шум вытесняемого из отсека воздуха через неплотности или воздушные трубы; появившиеся выпуклости переборок.
Принятие решения об осушении уже затопленного отсека является ответственным моментом, так как расчеты показывают, что при затоплении и осушении отсеков действуют разные физические законы.
Оперативно бороться с водой можно только при малых пробоинах, когда время затопления отсека измеряется часами, что позволяет четко подготовить и провести все операции по заделке пробоины и осушению отсека.
Борьба с водой предусматривает решение трех задач: предотвращение распространения воды по судну, так как почти все транспортные суда сохраняют плавучесть только при затоплении одного отсека; заделку
пробоины различными способами в зависимости от характера повреждения; удаление воды, уже поступившей внутрь судна.
Заделать пробоину можно двумя способами - изнутри и снаружи.
Заделка пробоины изнутри не требует остановки судна и позволяет быстро развернуть аварийные работы по устранению водотечности. Но во многих случаях применение этого способа нереально по следующим причинам: работам препятствует гидростатический напор воды; края пробоины чаще всего загнуты внутрь и имеют рваную форму; пробоина может находиться в труднодоступном месте; при средних и больших пробоинах затопление отсека происходит очень быстро, а осушить отсек судовыми водоотливными средствами не удается.
Заделка пробоины по внешнему контуру - постановкой пластыря - возможна даже при больших пробоинах независимо от района повреждения.
5.2. Заделка малых пробоин и трещин. Незначительную водотечность, вызванную трещинами, выпавшими заклепками и нарушением плотности швов соединения конструктивных элементов наружной обшивки, можно устранить различными способами, наиболее типичные из которых следующие.
Заделка с помощью аварийных клиньев и пробок (рис. 1.3, а): клин 1 (или коническую пробку 2), обернутый паклей (куделью), промасленной или пропитанной суриком, забивают в трещину (или отверстие от выпавшей заклепки) кувалдой. Заделку следует начинать с самой широкой части трещины, по мере ее сужения уменьшается и толщина клиньев. Промежутки между клиньями и очень узкие участки трещины проконопачивают прядями промасленной или пропитанной суриком пакли. При небольшом напоре воды работу может выполнять один человек, а при большом напоре - не менее двух человек.
Узкие, "слезящиеся" трещины можно заделать мастикой, подогретой до тестообразного состояния и составленной из семи частей каменноугольной смолы и одной части серы с добавлением гашеной извести.
Отверстие от выпавшей заклепки заделывают пробкой (описано выше) или болтом споворотной головкой (рис. 1.3, б): болт 3 вводят в отверстие в обшивке 7, при этом головка 6 самопроизвольно поворачивается, с внутренней стороны ставят деревянную прокладку 5 и шайбу 4.
Крепление деревянного щита на пробоине (рис. 1.3, в): на пробоину в наружной обшивке 7 накладывают деревянный щит 9 с прикрепленным к нему матом 8. На щит устанавливают деревянную прокладку 5, в которую упирается распорный брус 10. Другой конец бруса упирается в фундамент 11 механизма и расклинивается клиньями 1.
Рис. 1.3. Заделка мелких пробоин: а - аварийными клиньями и пробками; 6 - болтом с поворотной головкой; в - деревянным щитом; г - подушкой с куделью; д - войлочным матом или деревянным щитом; е - аварийной струбциной; 1 - клинья; 2 - коническая пробка; 3 - болт; 4 - шайба; 5 - деревянная прокладка; 6 - головка болта; 7 - обшивка; 8 - мат; 9 - деревянный щит; 10 - распорный брус; 11 - фундамент; 12 - подушка с куделью; 13 - переборка; 14 - строительная скоба; 15 - деревянный шит; 16-войлочный мат; 17 - струбцина; 18 - винт; 19 - захват; 20 - шпангоут; 21 - деревянный пластырь
Заделка подушкой с куделью (рис. 1.3, г): на пробоину или трещину в наружной обшивке 7 вертикальной
стальной конструкции накладывают подушку 12 с куделью и через деревянную прокладку 5 прижимают распорным брусом 10, который упирается в переборку 13 и расклинивается клиньями 1.
Заделка войлочным матом или деревянным щитом (рис. 1.3, д) трещин и пробоин в днище судна: при помощи строительной скобы 14 распорные брусья 10 скрепляют в виде буквы "Т". На пробоину (трещину) устанавливают войлочный мат 16 или деревянный щит 15. Поднимают скрепленные брусья и расклинивают их клиньями 1 с упором в подволок.
Заделка пробоины при помощи аварийной струбцины (рис. 1.3, е): на пробоину в наружной обшивке 7 устанавливают деревянный пластырь 21 с мягкой обивкой. Струбцину 17 крепят к шпангоутам 20 захватами 19. Обжатие пластыря производится винтом 18 через деревянную прокладку 5.
Возможны и другие варианты заделки малых пробоин: с помощью деревянного жесткого пластыря и раздвижного металлического упора или коробчатого пластыря и крючкового болта и др.
5.3. Устранение повреждений трубопровода. Причинами повреждения трубопровода могут быть: естественное старение и износ; внешние силы - удар при аварии, взрыве; нарушение правил технической эксплуатации - гидравлический удар, замораживание магистрали и др.
Характер повреждения трубопровода: трещины, свищи, повреждение прокладок, ослабление крепления соединений.
В судовых условиях применяют несколько способов устранения повреждений трубопроводов.
Заварка повреждений (свищей, трещин и небольших пробоин ) является быстрым и надежным способом восстановления работоспособности трубопровода. Для обеспечения качественной сварки поврежденный участок надо тщательно зачистить. Трубопровод, по которому перекачивают нефтепродукты, необходимо промыть и пропарить, а в необходимых случаях дополнительно продегазировать. В зависимости от расположения и характера перевозимого груза, условий загрузки и стоянки судна проведение сварочных работ иногда бывает невозможно.
Клетневание поврежденных участков (рис. 1.4, а) используют обычно в том случае, если применение других способов не возможно. Проволоку 2 укладывают на трубопровод 5 плотно прилегающими друг к другу кольцами (виды I, II) при помощи специальной лопатки 1 (виды I, III). В зависимости от рабочей среды перед клетневанием на поврежденный участок накладывают только резину 4 или дополнительно стальную накладку 3.
При заделке повреждений на изгибах трубопровода (рис. 1.4, б) применяют прокладки из мягкой резины с накладками из листовой латуни 6.
Наложение бугелей (рис. 1.4, в) является наиболее распространенным, удобным и надежным способом устранения повреждений трубопровода. Существует несколько типов бугелей: универсальные, ленточные, ленточные бугели-хомуты, шарнирные и раздвижные, цепные на болтах с накладками.
Рис. 1.4. Устранение повреждений трубопроводов: а - клетневанием; б - с помощью прокладок; в - наложением бугелей; 1 -лопатка; 2 - проволока; 3 - стальная накладка; 4 - резиновая прокладка; 5 -трубопровод; 6 - накладка из листовой латуни; 7 - бугели
Технология накладки бугелей:
район повреждения тщательно очистить, снять изоляцию;
выровнять края повреждения, загнув внутрь все заусенцы;
забить в поврежденные места пробки или клинья из мягкой стали, обернутые ветошью, смазанной суриком; обрезать или спилить выступающие части пробок заподлицо с поверхностью трубопровода;
промазать место заделки мастикой и наложить прокладку 4 так, чтобы она перекрывала повреждение на 40-50 мм (материал прокладки зависит от среды, проводимой трубопроводом);
на прокладку наложить накладку из красной меди или мягкой стали толщиной 2-3 мм, выгнутой по окружности трубы;
наложить один или несколько бугелей 7 и обжать, постукивая по ним ручником; если бугелей несколько, то затяжку производят от среднего к крайним.
Постановка заглушек на трубопроводы производится только в случаях, когда она обеспечивает возможность включить выведенный из действия котел, ввести в действие тот или иной важный механизм, либо устранить парение в отсеке, в котором необходимо присутствие людей.
5.4. Борьба с распространением воды по судну, подкрепление конструкций. Фильтрация воды из затопленного отсека в соседние происходит через неплотности водонепроницаемых переборок и закрытий: трещины, свищи, разрывы, повреждения уплотнений.
Для предотвращения распространения воды по судну при затоплении одного из отсеков необходимо тщательно проверить водонепроницаемость и прочность переборок со стороны смежных отсеков. При этом надо учитывать нагрузку, действующую на водонепроницаемую переборку 4 вследствие гидростатического напора воды, затопившей соседний отсек (рис. 1.5). Напор воды на водонепроницаемую переборку влияет на непотопляемость и остойчивость судна. Большинство транспортных судов сохраняют запас плавучести при затоплении только одного отсека, так что частичное или полное затопление смежного отсека может привести к гибели судна в результате потери плавучести. При фильтрации воды в смежные отсеки в них могут образоваться большие свободные поверхности воды, что отрицательно повлияет на остойчивость судна.
Рис. 1.6. Подкрепление переборки: с помощью брусьев и клиньев (а) и подкрепление двери с помощью брусьев и раздвижного упора (б): 1 - брусья; 2 - клин; 3 - раздвижной упор
Борьбу с распространением воды начинают с внешних конструкций, ограждающих затопленный отсек, при этом основное внимание следует уделять отсекам, имеющим большие объемы, и отсекам, имеющим жизненно важное значение для судна.
При появлении признаков нарушения прочности и водонепроницаемости переборок (выпучин, трещин, разошедшихся швов) необходимо произвести подкрепление переборок, используя комплекты брусьев 1 (рис. 1.6, а). Во избежание выпучивания полотна переборки упор брусьев должен приходиться на элементы набора.
При необходимости производят подкрепление двери (люка), ведущей в затопленный отсек (рис. 1.6, б). Для этой цели используют деревянные брусья 1 и раздвижные упоры 3. Брусья подкреплений расклинивают, для чего кувалдами, забивают клинья 2.
При выборе схемы подкрепления водонепроницаемых судовых конструкций надо учитывать все факторы: место, характер, размеры повреждения; действующие нагрузки; комплектацию судового аварийного снаряжения; возможность доступа к поврежденным участкам и их конструктивные особенности.
5.5. Постановка пластыря . Мягкий пластырь ставят при больших размерах пробоины, когда осушить затопленный отсек без предварительной заделки пробоины» невозможно. Перед началом постановки пластыря необходимо точно определить место пробоины, что иногда удается сделать только при водолазном осмотре района повреждения.
Для подведения пластыря к пробоине и установке на нее служит специальная оснастка (рис. 1.7, а): подкильные концы 5, шкоты 3, оттяжки 1, контрольный штерт 7. Подкильные концы изготовляют из мягкого стального каната, а шкоты и оттяжки - из растительного; на кольчужном пластыре шкоты и оттяжки - стальные.
Для постановки пластыря последовательно выполняют следующие операции (см. рис. 1.7, а, б):
Рис. 1.7. Постановка мягкого пластыря: 1 - оттяжка; 2 - таль; 3 - шкот; 4 - канат к тали (лебедке); 5 - подкильные концы; 6 - пластырь; 7 - контрольный шкерт; 8 - фальшшпангоуты; А, Б - положения подкильных концов
заводят подкильные концы 5 с носа судна, постепенно потравливая и смещая их вдоль бортов (положения А и В), подводят к месту пробоины; подкильные концы можно заводить и с кормы в зависимости от местоположения пробоины, но они могут зацепиться за лопасти винта или перо руля; операция по заводке подкильных концов очень трудоемка, и должно быть предусмотрено достаточное число людей на каждый подкильный конец;
одновременно с заводкой подкильных концов раскладывают на палубе пластырь 6 в районе шпангоутов, определяющих положение пробоины;
нижнюю шкаторину пластыря выносят за борт и к нижним угловым коушам крепят подкильные концы при помощи скоб;
к верхним угловым коушам крепят шкоты 3, а к средним боковым коушам - оттяжки 1 и начинают выбирать подкильные концы с противоположного борта талями 2 или лебедками, потравливая шкоты и
пластырь опускают за борт до тех пор, пока он не закроет пробоину, положение пластыря по глубине устанавливают по контрольному штерту 7, имеющему разбивку через 0,5 м;
после установки пластыря на пробоину крепят шкоты и оттяжки и обтягивают в тугую подкильные концы - пластырь гидростатическим давлением воды прижимается к пробоине, прекращая поступление воды в корпус судна;
если пробоина большая, то во избежание вдавливания пластыря внутрь отсека одновременно с подкильными концами заводят фальшшпангоуты 8 - туго обтянутые стальные канаты, проходящие через плоскость пробоины (см. рис. 1.7, б).
5.6. Постановка цементного ящика. Бетонирование и постановка цементного ящика позволяет полностью устранить водотечность и создает необходимые условия для продолжения плавания.
Последовательность операций по постановке цементного ящика (рис. 1.8, а, б):
пробоину (трещину) временно заделать одним из рассмотренных выше способов: постановкой клиньев,
установкой жестких щитов или пластырей различных конструкций, постановкой мягкого пластыря;
Рис. 1.8. Постановка цементного ящика на пробоину : а - днищевую; б - бортовую; 1 - упор; 2 - опалубка; 3 - водоотливная труба; 4 - жесткий пластырь; 5 - клинья для упора; 6 - клин для пробоины.
изготовить и установить опалубку 2 - деревянный прямоугольный ящик без двух граней боковыми ребрами установить к пробоине, верхняя открытая часть используется для загрузки бетона; после установки обеспечить жесткую фиксацию ящика установкой упоров 1 и клиньев 5;
зачистить металлическую поверхность в районе повреждения от грязи, ржавчины, следов нефтепродуктов;
установить дренажные (водоотливные) трубы 3 на случай возможной фильтрации воды так, чтобы один конец трубы был подведен к месту фильтрации, а другой выходил за опалубку; диаметр трубы должен обеспечить свободный слив воды и исключить ее скапливание;
при больших пробоинах вдоль района повреждения можно закрепить арматуры из стальных прутьев или труб;
изготовить творило - низкобортный деревянный ящик для приготовления бетона; приготовить бетон;
заполнить опалубку раствором бетона так, чтобы он равномерно распределился по всему объему цементного ящика; бетонирование надо произвести как можно быстрее, так как при наличии в растворе ускорителей он начинает твердеть уже через несколько минут; медленная, с перерывами подача бетона может привести к расслоению монолита;
удалить дренажные трубы после затвердевания бетона и забить отверстия деревянными клиньями 6;
после полного затвердевания бетона демонтировать мягкий пластырь, что обеспечит возможность движения судна.
Технология приготовления бетона:
приготовить сухую смесь цемента с песком в соотношении 1:2 или 1:3, тщательно перемешивая ее лопатами; применяют портландцемент марки не ниже 400 (400, 500, 600) - эти цифры означают допустимую нагрузку на бетон в единице кгс/см; цемент должен быть в пудрообразном состоянии, без комков и крупинок; песок должен быть крупнозернистый, речной или карьерный, применение мелкозернистого песка нежелательно;
малыми порциями добавлять воду и тщательно перемешивать; нормальным считается раствор бетона, легко соскальзывающий с лопаты; при избытке воды бетон налипает на лопату, при недостатке воды - трудно перемешивается; количество воды непосредственно влияет на скорость схватывания раствора и прочность бетона; рекомендуется применять пресную воду, так как морская вода снижает прочность бетона на 10 %;
перед приготовлением раствора добавить в воду ускоритель затвердевания, в качестве которого могут применяться: жидкое стекло (добавляют до 50 % общего объема смеси); хлористый кальций (7-10 %), каустическая сода (5-6 %), соляная кислота (1-1,5 %); с увеличением дозировки ускорителя снижается прочность бетона, однако в аварийных ситуациях решающим фактором является скорость его затвердевания; при низких температурах следует замешивать бетон на подогретой воде (не ниже 30 °С), если вода пресная - добавить в нее соль из расчета двух горстей на ведро; добавить наполнитель (гравий, щебень, битый кирпич, шлак); наполнитель повышает прочность бетона, но в судовых условиях его, как правило, не применяют.
Все подготовительные работы по постановке цементного ящика должны быть сделаны заранее, что обеспечит быстрое выполнение основных работ и высокое качество бетонирования.
6. Борьба с паром. На судне есть котельная установка с магистралью паропроводов, при повреждении которых создается аварийная ситуация. К наиболее характерным повреждениям относятся: образование свищей и трещин вследствие естественного износа; пробивание прокладок, ослабление крепления; разрыв паропровода в результате гидравлического удара.
Повреждение паропровода приводит к утечке пара, что грозит опасными последствиями: пар вытесняет кислород из помещения и резко повышает температуру; обладая высокой влажностью, может вывести из строя электрооборудование; при утечках в грузовых трюмах пар с пылью некоторых грузов образует взрывоопасную смесь.
Борьба с паром является одной из форм борьбы за живучесть судна, и в судовом расписании по тревогам должны быть предусмотрены конкретные действия экипажа в этом случае.
Каждый член экипажа, обнаруживший утечку пара, должен немедленно доложить об этом вахтенному помощнику или механику и, соблюдая все меры безопасности, приступить к ликвидации повреждения.
Вахтенный помощник объявляет общесудовую тревогу с указанием аварийного помещения и необходимости соблюдения мер безопасности.
Вахтенный механик обязан: отключить поврежденный участок паропровода; принять меры для защиты людей от поражения паром, а в необходимых случаях вывести их через аварийные выходы, защитив водяным орошением; открыть все световые люки и вентиляционные раструбы, ведущие на открытую палубу; включить всю нагнетательную вентиляцию для создания подпора воздуха; приступить к устранению повреждения.
Аварийное судно часто имеет повреждения наружного корпуса, через которые вода проникает в судно и заставляет его тонуть. Чтобы придать судну положительную пловучесть, необходимо повреждения корпуса заделать и откачать из судна воду.При проведении судоподъемной операции заделка отверстий производится временная, только для того, чтобы судно могло быть доведено до ремонтного пункта, где ему и дается соответствующий ремонт.
Заделка наружным пластырем
В речной практике обычно применяются мягкие пластыри, изготовленные из парусины в один или в два слоя. Пластыри изготовляются квадратными размерами 1,5 X 1,5 м, 4,5 X 4,5 м и 6 X 6 м. По кромкам парусина обшивается вокруг ликтроса, из которого по углам пластыря делаются петли с коушами. За коуши закрепляются концы пенькового троса окружностью около 75 мм, пользуясь которыми заводят пластырь на место и закрепляют к судну.Прокладывание пакли между двумя слоями парусины в пластыре нельзя считать рациональным, так как это вызывает быстрое загнивание пластыря и его выход из строя.
Для закрывания пробоины в корпусе судна пластырь подводится с наружной стороны корпуса и по возможности прижимается к нему за подкидыше концы. Если при этом начать откачку воды из поврежденного отсека, то давлением воды пластырь прижмется к пробоине и прекратит поступление в нее воды.
Заводка пластыря производится в следующем порядке. По обе стороны от поврежденного места корпуса заводятся подкильные концы, посредством которых под судно протягиваются привязанные к двум смежным углам пластыря концы тросов. Выбирая эти концы с противоположного борта, подтаскивают пластырь так, чтобы середина его приходилась против пробоины. Затем вытягивают концы втугую и закрепляют к бортам судна.
Недостатком этих мягких пластырей является то, что если пробоина имеет острые выступающие наружу кромки, то пластырь может быть легко разорван. В равной мере мягкий пластырь не может прекратить поступление воды через пробоину, если размеры последней очень велики, так как в этом случае пластырь давлением воды будет втиснут внутрь судна.
В таких случаях вместо мягкого пластыря применяются так называемые шведские пластыри, изготовляемые из двух-трех слоев досок толщиною в 50-75 мм, между которыми прокладываются парусина и смоленая пакля. В местах прилегания шведского пластыря к корпусу нашиваются деревянные планки, обиваемые мягкими подушками для более плотного прилегания. Для нейтрализации положительной пловучести к пластырю подвешиваются металлические грузы (обычно куски старых цепей).
Для закрытия особенно больших пробоин деревянному пластырю придается форма ящика. Такой пластырь носит название кессона. Крепление кессона производится подкильными концами. Для сохранения прочности внутри ящика ставятся распорные брусья.
Внутренние пластыри
Пластырь, применяемый для заделки повреждения корпуса изнутри судна, изготовляется следующим образом. На кусок парусины или обычного мешка, превышающий площадь пробоины примерно в три-четыре раза, накладывается слой смоленой пакли; пакля сверху промазывается рукой ровным слоем тавота, поверх которого кладется снова слой пакли, а сверху снова парусина. Такой пластырь перевязывается легко вдоль и поперек тонкой бечевкой или каболкой. Общая толщина пластыря - около 5-8 см. Пластырь укладывается на поврежденное место корпуса, а сверху кладутся обрезки досок толщиной в 50- 75 мм. Лучше эти обрезки забивать втугую между какими-либо частями набора корпуса, например, между шпангоутами, флорами или стрингерами. Ввиду того, что давление воды стремится оттолкнуть пластырь от пробоины, поверх досок ставятся бревна или толстые доски, которые втугую распираются в бимсы, карлингсы или в иную надежную связь корпуса.Если течь через пробоину не настолько сильна, чтобы она могла воспрепятствовать установке внутреннего пластыря, то заделка описанным способом вполне надежно выдерживает довольно длительный переход судна.
Заделка наружным тампоном
Тампоны применяются для временной заглушки небольших, пробоин и особенно в тех случаях, когда заводка пластырей невозможна. Изготовляется тампон так же, как внутренний пластырь, и подводится к пробоине водолазом снаружи судна. При подводке тампона одновременно должна производиться откачка, воды, так как только при этом условии тампон будет подтянут к пробоине, частично проникнет в корпус и прекратит доступ воды в судно.Если водолаз подойти к пробоине не, может, то тампон подвязывают к достаточно длинной палке на бечевке длиной около 30-40 см, считая от конца палки до тампона. Этой палкой водолаз водит тампон под корпусом в районе пробоины до тех пор, пока струя воды не подтянет его и не закупорит отверстие. При этом, конечно, вода из судна должна, откачиваться. Иногда заводку тампона удается сделать, водя его на длинной палке, с лодки или даже с самого аварийного судна,
Добившись прекращения доступа воды в судно, производят полную откачку и заделывают пробоину изнутри, после чего тампоны сами отваливаются.
Заделки деревом
Мелкие, трещины и дыры в наружном корпусе, разошедшиеся стыки и пазы обшивки временно могут быть заделаны водолазом посредством деревянных клиньев, забиваемых снаружи судна. Клинья изготовляются из сухого дерева с тем, чтобы после набухания в воде увеличить плотность заделки.Деревянные клинья являются мероприятием временного характера и должны заменяться немедленно после прихода судна на ремонтный пункт.
Незначительную течь через мелкие щели по разошедшимся пазам и стыкам наружной обшивки иногда удается прекратить, подпуская снаружи судна против места течи древесные опилки, отруби или сор из муравьиных куч: мелкие части древесины или отрубей забиваются и щелях, набухают и течь прекращается.
Само собою разумеется, что подобный способ прекращения течи является временным, пригодным лишь на время короткого перехода судна к ремонтному пункту.
Заделка йеменском
Заделка цементом надежна не только в осушенном! трюме, но и под водой. В последнем случае для надежной заделки работа по укладке цемента должна производиться с особой тщательностью. При заделке повреждений следует применять быстро схватывающиеся сорта цемента во избежание нежелательного размыва и выщелачивания его. Перед укладкой цемента поврежденное место должно быть тщательно, до блеска, очищено от краски и ржавчины и промыто зеленым мылом. К подготовленному таким образом железу не рекомендуется прикасаться руками, чтобы не наносить слой жировых веществ и не вызвать отставания цемента. Чтобы цемент не расползался, необходимо устроить опалубку из досок вокруг всего повреждения.Значительно труднее производить цементировку в том случае, если через повреждение продолжает поступать вода, которая легко пробивает себе канал в свеженаложенном слое цемента. В таких случаях необходимо сначала сделать отвод этой воды через кусок трубы или специально сбитый деревянный жолоб. Установив такой водосток, цементируют весь район вокруг него. После схватывания цемента созданный сток воды плотно (забивается пробкой,
При больших повреждениях, вызвавших ослабление корпуса, необходимо внутри цемента уложить каркас из железных прутьев, проволоки или кусков железа, увеличивающих прочность заделки.
Для заделки пробоин цемент принимается в смеси с песком, в пропорции от 1: 1 до 1: 4, в зависимости от необходимой прочности и скорости его схватывания. Чем меньше песку, тем обычно быстрее и схватывание.
Для уменьшения выщелачивания бетона водой в процессе его схватывания и для ускорения этого процесса следует затворять бетон в теплой воде, к которой прибавлено жидкое стекло. После укладки бетона в опалубку его надо хорошо утрамбовать, что обеспечивает при затвердевании большую водонепроницаемость.
Заделывать пробоины раствором чистого цемента, как это иногда наблюдается на практике, не следует.
При выборе состава бетона можно пользоваться следующей таблицей:
Заделка глиной
Заделка глиной не обладает прочностью и применяется только как временная мера для прекращения течи до более надежного ремонта повреждения. Этот способ совершенно неприменим, если в пробоину продолжает поступать сколько-нибудь значительное количество воды.При заглушённом снаружи пластырем; поступлении воды работа производится следующим образом. Вокруг повреждения устраивается из досок по возможности плотная опалубка, причем отдельные доски должны пригоняться как можно точнее по форме тех частей корпуса, к которым они примыкают. В опалубку слоями накладывается и плотно трамбуется глина. Чем толще слой глины, тем надежнее заделка. Полезно некоторые слои глины прокладывать смешанными с тонкой стружкой, соломой или опилками, задерживающими вымывание глины просачивающейся водой. Кроме того, по снятии наружного пластыря хорошо к месту повреждения подносить опилки, которые струями воды увлекаются в пробоину, заполняют отдельные щели в заделке, разбухают и тем самым: прекращают или сильно сокращают поступление воды внутрь судна.
Вперед
Оглавление
Назад
В период эксплуатации суда по ряду причин могут получить повреждения корпусов в подводной части. Чаще всего это происходит вследствие ударов судов о грунт, портовые сооружения и различные подводные предметы, а также столкновений судов. Возможны также повреждения в подводных частях судов и плавсредств в результате перенапряжения обшивки при сильной качке или при плавании во льдах. 116
Повреждения корпуса могут быть трех видов: пробоины, трещины и разошедшиеся швы; к повреждениям корпуса относится также выпадение заклепок (на старых судах клепаной конструкции) .
Пробоины в корпусе могут иметь самую различную конфигурацию и площадь от нескольких квадратных сантиметров до десятков квадратных метров. Для пробоин характерно наличие рваных и загнутых краев, а также вмятин вокруг них, что затрудняет их заделку и требует применения различных пластырей.
Трещины и разошедшиеся швы по своим размерам могут быть также различных размеров, но по ширине они в большинстве случаев невелики, что облегчает их заделку.
Обследование повреждений корпуса. Если места повреждений неизвестны, водолазы обследуют корпус с подкильного конца или подкильного трапа. Детальное обследование места повреждения и снятия размеров, а также его заделку следует вести с рабочей беседки. При обследовании следует иметь в виду, что при поступлении в пробоину воды существует опасность затягивания или присасывания водолаза к пробоине. Поэтому водолаз должен вести осмотр и обследование пробоины со стороны, занимая положение, исключающее его затягивание или притягивание к пробоине.
При обследовании трещйк и разошедшихся швов водолаз устанавливает их протяженность и направление, а также ширину с тем, чтобы потом правильно выбрать клинья для их заделки. Обследование пробоин на ровных участках корпуса заключается в снятии их размеров и осмотре краев с целью установить возможность постановки пластыря и необходимость резки рваных и загнутых частей; размеры пробоин снимают с помощью водолазной линейки или какого-либо бруска, на котором водолаз делает зарубки.
Если пробоина расположена на скуле судна в районе форштевня или ахтерштевня и для ее заделки необходимо ставить фигурный пластырь, водолаз, пользуясь шаблонами, снимает обводы корпуса вокруг пробоины. Также снимают шаблоны для постановки пластырей на пробоины, окруженные вмятинами. Наиболее удобны шаблоны из дерева в виде коробок или угольников (рис. 75); Ко- рЪбчатый шаблон представляет собой четырехугольную раму, сделанную по снятым размерам пробоины с расчетом ее перекрытия со всех сторон на 10-15 см. С двух сторон рамы, а если нужно по форме участка постановки пробоины с ее четырех сторон, прикреплены на одном гвозде подвижные рейки. Изготовленный шаблон на подкильных концах подводят на пробоину, и водолаз устанавливает его подобно тому, как будет установлен пластырь. После установки шаблона водолаз подводит рейки поочередно вплотную к обшивке судна и закрепляет гвоздями.- Готовый шаблон отводят на подкильных концах от борта и поднимают наверх.
Для снятия формы пластырей в районах ахтерштевня и форштевня применяют шаблоны-угольники, которые изготавливают из двух досок или брусков с набитыми на них рейками. Подгонка реек по-
еле установки шаблона-угольника на подкильных концах производится так же, как для коробчатого шаблона. При значительном изменении кривизны корпуса скрепляют два шаблона-угольника на расстоянии, равном ширине будущего пластыря.
Заделка трещин, разошедшихся швов и мелких пробоин. Для заделки мелких повреждений корпуса судна используют деревянные тупоконечные и остроконечные пробки и клинья, размеры их устанавливают по результатам обследования с таким расчетом, чтобы они при забивке входили не менее чем на 2/з длины в заделываемое повреждение.
Рис. 75. Шаблоны для снятия обводов корпуса:
а -коробчатый шаблон; б - шаблон-угольннк
Пробки и клинья малых размеров подают водолазу на пеньковом конце с балластом, в который их втыкают между прядями; большие- предварительно балластируют. Водолаз вставляет пробку в пробоину и забивает ее кувалдой. Если пробка недостаточно крепко держится или вошла в пробоину менее чем на 2/3 своей длины, водолаз должен ее подать на поверхность для дополнительной обработки. Также водолаз забивает один к другому клинья в трещины и разошедшиеся швы. Клинья рекомендуется предварительно обмотать тонким слоем смоляной пакли.
Забив клин или пробку, водолаз обрезает или отвязывает конец и отдает балласт. При необходимости пробки и клинья подбивают смоляной паклей и обмазывают неплотности салом или специальной замазкой. Сильно выступающие клинья и пробки можно для предохранения от выпадения на ходу судна опилить, что лучше делать через 2-3 ч после постановки, когда древесина набухнет.
Постановка полужестких пластырей. Полужесткие пластыри ставят на пробоины в большинстве случаев в качестве временной меры их заделки силами экипажей судов без участия водолазов. Полужесткие пластыри бывают разной конструкции, чаще других применяется так называемый пластырь-тюфяк. Он состоит из мягкой ча-
сТй - два прОШи-Гых Между собой слоя парусины с прокладкой слоя смоляной пакли - толщиной до 200 мм. К мягкой части крепятся доски толщиной 50-75 мм с промежутками, равными толщине досок, что необходимо для изгиба пластыря по обводам корпуса. Для крепления досок на них накладывают и прибивают гвоздями слой парусины, который затем пришивают к мягкой части. Поверх досок накладывают и крепят скобками два куска стального троса с огонами, к которым крепят подкильные концы.
На пробоину пластырь-тюфяк, так же как и другие типы мягких пластырей, заводят с палубы на подкильных концах. Работа водолаза при постановке полужесткого пластыря заключается в наблюдении за правильным его расположением и прилеганием к корпусу, а также за надлежащей обтяжкой подкильных концов. После установки пластыря и закрепления подкильных концов водолаз снимает с пластыря, балласт.
Постановка жестких пластырей. Жесткие пластыри бывают деревянные или металлические, в практике аварийно-спасательных работ чаще применяются деревянные, так как изготовление металлических более сложно и требует много времени.
Деревянный пластырь- имеет прямоугольную форму и изготовляется из досок по размерам пробоины, так чтобы пластырь перекрывал всю пробоину. В зависимости от размеров и глубины постановки пластырь изготовляют из двух или трех слоев досок или брусков, толщина пластыря выбирается из табл. 6.
Таблица 6
Толщина пластыря, мм, при глубине постановки |
||||||||||
пластыря, м |
||||||||||
0,3X0,3 0,5X0,5 1,0X1,0 2,0X2,0 2,5X2,5 3,0X3,0 4,0X4,0 5,0X5,0
Двухслойный пластырь изготавливают из заранее нарезанных по размерам пробоины досок нужной толщины. На ровном месте укладывают первый слой досок, из них накладывают бруски и пробивают гвоздями, сбитый щит переворачивают. На щит накладывают кусок парусины, который должен быть больше щита с каждой стороны примерно на 200 мм. Парусину прокрашивают суриком по площади прилегания к щиту и покрывают вторым слоем досок, прибивая их гвоздями по периметру для скрепления с первым слоем; гвозди должны быть такой длины, чтобы они проходили через оба слоя и их можно было бы загнуть с обратной стороны.
По периметру готового щита укладывают смоленую паклю так, чтобы получился плотный валик шириной 70-130 мм, высотой 30- 40 мм. Валнк обертывают выступающими из-за щита краями парусины и прибивают гвоздями таким образом, чтобы по краям пластыря образовался мягкий борт. В готовом пластыре просверливают отверстия для крючковых болтов, прибивают к нему скобы для крепления концов и балластируют.
Жесткий пластырь устанавливают на пробоины, не имеющие загнутых наружу краев или вмятин по краям. Загнутые наружу края
пробоин и торчащие части набора водолазы обрезают с помощью электрокислородной или бензокислородной резки. Крепление пластыря является самой ответственной операцией по заделке пробоины. Плотное прижатие пластыря может быть выполнено с помощью крючковых болтов и болтов с откидными головками, а также с помощью подкидных концов и оттяжек.
Для крепления пластыря крючковые болты заранее вставляют в пластырь по периметру пробоины. Количество болтов зависит от размеров пластыря и условий его постановки, но не менее одного болта диаметром 20 мм на каждые 0,5 м2 площади пластыря.
Забалластированный пластырь подают на концах водолазу, он наводит пластырь на пробоину и вставляет в нее болты. После того как болты зацеплены, водолаз, поочередно вращая барашковые гайки, добивается плотного прижатия пластыря к корпусу (рис. 76).
Если зацепить крючки болтов за кромки пробоин не удается, нужно установить изнутри корпуса отрезки труб или профильной стали, за которые и зацепить крючки болтов. В сложных случаях крепление пластыря крючковыми болтами осуществляется одновременно двумя водолазами, один из которых работает изнутри корпуса.
Болт с откидной головкой на своем конце имеет не крюк,а откидную скобу - головку длиной 450-500 мм, которая при вводе болта в пробоину располагается вдоль него, а затем разворачивается перпендикулярно для удержания за края пробоины. Это ограничивает применение болтов с откидной головкой для постановки небольших пластырей площадью до 0,5 м2, за исключением случаев, когда пробоина при большой длине имеет ширину менее длины откидной головки болта.
Процесс постановки пластыря на одном или нескольких болтах
Рис. 76. Установка жест-"
кого пластыря: 1 - корпус судна; 2 - пластырь; 3 - крючковые болты; 4 - барашковая гайка; 5 - мягкий борт (валнк)
с откидными головками аналогичен постановке на крючковых болтах.
Крепление пластыря на подкильных концах и оттяжках, заводимых через пробоину внутрь корпуса судна, производится с помощью шкотов, которыми обтягиваются подкильные концы и оттяжки после установки пластыря на место.
Независимо от способа крепления пластыря водолаз должен тщательно осмотреть его по периметру с целью установления плотности прилегания к корпусу. При обнаружении неплотностей водолаз должен подбить пластырь паклей с помощью деревянного клина. В дальнейшем при откачке воды из затопленного отсека судна водолаз наблюдает за пластырем, выявляет неплотности по току воды и устраняет их.
Постановка коробчатых пластырей. Коробчатые пластыри - разновидность жестких пластырей - бывают прямоугольные и фигурные. Прямоугольныё устанавливают на прямые участки корпуса, когда по каким-либо причинам нельзя обрезать выступающие кромки пробоин, а фигурные - на неровные обводы корпуса судна, а также при наличии вмятин и выпучин по краям пробоин.
Прямоугольный коробчатый пластырь - пластырь-ящик - изготавливают по снятым размерам пробоин, а фигурный - по шаблонам, снятым при обследовании повреждений корпуса судна.
Коробчатый пластырь имеет дно и боковые стенки, которые у прямоугольного пластыря одинаковые по высоте, а у фигурного- с криволинейными обводами, согласно снятому шаблону. Для постановки фигурного пластыря в местах с большой кривизной обшивки пластырь делают с дном, состоящим из двух частей, которые скрепляются под углом в 90° друг к другу (рис. 77).
Толщина дна коробчатого пластыря выбирается в зависимости от его размеров и глубины постановки так же, как и простого жесткого пластыря, по табл. 6. Толщина боковых стенок должна быть не меньше чем толщина дна, но обычно их делают большими для удобства набивки мягкого валика.
Герметичность дна коробчатого пластыря и его стенок достигается прокладкой прокрашенной суриком парусины между слоями досок или последующей конопаткой паклей.
Рис. 77. Коробчатый фигурный пластырь:
1 - донья пластыря; 2 - металлические шины; 3 - подушка (валик); 4 - скова; 5 - стенки; 6 - металлическая обшивка
Для придания коробчатому пластырю необходимой жесткости, особенно при больших размерах и большой высоте стенок, используют металлические шины.
Для установки коробчатого пластыря могут применяться те же средства, что и для установки обычных жестких пластырей, однако из-за отстояния их доньев от обшивки на большое расстояние использовать крючковые болты и болты с откидными головками бывает затруднительно. Поэтому коробчатые пластыри, особенно фигурные, чаще устанавливают с помощью подкильных концов и оттяжек.