ПВХ трубы        02.07.2020   

Суть понятий девиантного и делинквентного поведения. Девиантное и делинквентное поведение. Основные формы девиации. Причины возникновения делинквентности

Находясь в обществе, человек должен соблюдать общепринятые нормы. То, насколько качественно он это проявляет, характеризует его культурный уровень развития. В случае отклонения от принятых норм его поведение будет называться девиантным или отклоняющимся, а формальных – преступным и, как еще именуют, делинквентным.

Девиантное и делинквентное поведение личности

Данные два вида поведения отличаются тем, что:

  • первое – относительно, потому как относится к нормам культурного характера сугубо одной группы;
  • второе является абсолютным по отношению к нормам, установленными государством.

Для более ясного понимания этих двух понятий, приведем пример. Люди, совершившие уличное ограбление, считают это своей, скажем так, работой, видом зарабатывания денег или, словно Робин Гуд нашего времени, борются, таким образом, за справедливость в обществе. Но существует юридический закон, согласно которому, данное действие следует рассматривать как преступление, а это уже не есть отклонением (девиантным поведением).

Иными словами, девиантное (отклоняющееся) – все те поступки, что противоречат ожиданиям, нормам, официально установленными, или годами сложившимися в определенной социальной группе и делинквентное – поведение, что считается социально отклоняющимся.

Если говорить об этом более детально, то:

Под понятием «делинквентное поведение» понимаются поступки личности, являющиеся противоправными, то есть такими, что отклоняются от законов, установленных в конкретном обществе, но и угрожающие жизнедеятельности, благополучию, социальному порядку других индивидов. В психологии поступки такого человека – делинквент. называют деликтами, саму Поведение данного вида регулируется, в первую очередь, посредством дисциплинарных правил, законов, социальных норм. Общество активно осуждает и стремится наказать поступки делинквента. Стоит отметить, что в основе мотивов поступков нарушителя закона есть внутренний между личностными стремлениями и интересами общества.

Если мерой допустимого в понятии делинквентного поведения является закон, то в девиантном - социальные нормы, стандарты и в этом случае индивиды, дабы добиться желаемого, готовы прибегнуть к различным средствам. Такие личности становятся или правонарушителями, или преступниками.

Шаг за шагом, этап за этапом, развитие человечества накапливало опыт по вопросам поведения человека в той или иной ситуации. Эволюция человеческого сознания позволила сформировать алгоритмы поведения и действий, установила границы приемлемых колебаний в поведении, и поставила под контроль порой неудержимую в человеке животность.

Города, страны, континенты устанавливают правила, порядки, законы проверенные веками, для сохранения целостности мира и общества. Общество управляет и управляется, влияет и оказывается под влиянием, но существуют гласные и не гласные пакты, о соблюдении порядка в отношении человечества, его неприкосновенности — как личности, и как индивидуума.

Большинство живущих ранее на земле людей, установили формат поведения, исходя из опыта прошлого — опыта войн, революций, возникновения агрессии одного народа к другому, в межличностных отношениях — как частного характера, так и целых групп. Благодаря качеству этих правил мир ещё существует, и где-то процветает, если сравнить с прошлым опытом.

Но, как и в любом законе и порядке, существуют несовершенства, которые порождают искривленное понимание сути вещей. Результатом несовершенств является девиантное и делинквентное поведение.

Человек не живет только инстинктами! Его инстинкты все время вытесняются социально-культурными обязательствами по отношению к другим.

Однако любое вытеснение внутреннего, выстроенного мира человека, или его подмена, могут спровоцировать обратный эффект, если материал подается неправильно. Если подача не приемлема, не уживается в будущем носителе.

Объяснить это просто!

Большинство поступков, неприемлемых установками общества, которые несут угрозу, как моральную, этическую или физическую, следует называть проступками. Проступок, как отклонение в поведении человека , который уже давно живет не в темные времена, и не в первобытном веке, а является частью современного цивилизованного общества. Это деятельность, как посягательство на устои, порядки, традиции, закон. Такое поведение часто называют девиантным поведением .

Девиантное, то есть отклоняющееся от установленных норм общества поведение, может проявляться в любом обществе, возрасте, и подвержен ему каждый человек. Формироваться оно начинает с рождения!

Любое поведение человека формируют:

  • Семья (родители, дедушки, бабушки, сестры, братья…)
  • Близкие (друзья, знакомые, соседи)
  • Общество (детский сад, школа, университет, работа…)
  • Качество жизни и уровень жизни.
  • Жизненные установки и приоритеты и пр.

Всё, что окружает человека, может в той или иной степени влиять на поведение, вызывающее его изменения. От самых безобидных всплесков эмоций ребенка и до серьезных проступков, можно отнести к одной из форм девиантного поведения.

Рассмотрим примеры девиантного поведения

Ребёнок в детском саду ударил другого ребенка или оскорбил

Это пример влияния не общества в целом, так как ребенок достаточно мал, чтобы иметь возможность опыта общения с ним, но на него оказывают влияние родители, родные, соседи, и возможно СМИ. Сегодня детям часто разрешают смотреть телевизор. Ребенок в процессе развития и научения черпает опыт окружающих его людей. Такое девиантное поведение спровоцировано определённым кругом, маленьким обществом внутри семьи, но поведение ребенка часто считают за его собственное прегрешение или того хуже, за нестабильность психики.

Такое поведение ребенка критикуется, его ругают или даже наказывают! (первая ошибка) При этом отклоняющееся поведение вызвано не им самим, но им как инструментом, это поведение было приведено в действие.

Взрослый человек и азартные игры

Ситуация с любовью к азартным играм, это одна из форм проявления девиантного поведения. Человек пытается обыграть, выйти в лидеры — получить приз. За этим желанием могут стоять как бескорыстные цели (выиграть, чтобы помочь другу или отдать в храм, накормить старушку…), так и чувство наживы (иметь достаток, жить лучше других, быть в фаворе у женщин или мужчин, или повысить самооценку). Такое поведение в первом случае кажется «положительным», во втором «отрицательным», но оба мотива, не что иное, как отклонение от нормы, установленной обществом. Такой человек в обществе так же подвергнется критике, осуждению или отчуждению.

Из всех выше перечисленных причин, в этом случае могла повлиять любая, и даже в комплексе:

Семья, в процессе воспитания и развития ребенка не дала установок на качественную цель, не развила самооценку, для стараний и достижений законным и трудовым путем. Общество не создало устойчивой психологической атмосферы для взаимодействия с людьми (игроки, часто люди одинокие). СМИ и ТВ сформировали неправильные установки на получение желаемого (реклама красивой жизни, где все идеально). Качество жизни (ссоры в семье, непонимание, зависть) и условия (бедность, нищета) могли повлиять на стремление идти к лучшей жизни, но за короткие сроки. А неуверенность в себе, попытка изменить реальность спровоцировали девиантное поведение.

По этим же причинам, как правило, люди становятся алкоголиками, наркоманами. Проституция, гомосексуализм и пр. это как причина и следствие.

Бомж на помойке, бабушка с десятком кошек, хиппи, панки – все с нестандартным поведением. Как и различные субкультуры. Неспособность человека совладать с собой, подстроится под рамки общественного мнения, делает их поведение девиантным. Что значит, подвергнутому критике и осуждению.

Но правильно ли это сегодня в условиях развивающихся свободных отношений и разнообразия видения мира?

Общество предлагает отклоняющееся поведение сделать максимально полезным, как то поведение, что демонстрируют известные художники, великие ученые, одаренные или жертвующие люди. Да, и эти люди с девиантным поведением! Но с «положительным»! Их таланты и способности, которые не всем даны от природы, или воспитания, делают их отдельными от остальной массы.

Как ребенок, ударивший другого ребенка, так и полицейский, пожертвовавший жизнью ради спасения другого — девианты . Общество остерегается различного проявления волнений и протестов, беспокоится и поддерживает порядок. Это не редко зажимает! А вина девианта только в том, что само общество не дало нужного направления вовремя, списывая на сложности обучения человека, не похожего на себя. Если одни нашли правильный курс сами, другие тонули в критике окружающих людей, самобичевании, неуверенности и страхах.

Преступление и наказание

Если девиантное поведение не откорректировали вовремя:

не внесли изменений в установках на цель, не попробовали в семье и в обществе изменить отношение к методам воспитания, чтобы направить маленького человека на правильный путь, тогда, девиантность трансформируется в более опасное для общества поведение – делинквентное.

Делинквентное поведение рождается на фоне прогрессирующего девиантного поведения. Это раковая опухоль давшая метастазы по всему телу. Управлять делинквентным поведением очень сложно!

Такая форма поведения выражает уже не только протест, изменение внешности, пристрастия, желание выделиться, или мелко похулиганить, привлекая внимание или прячась от него. Делинквентное поведение направлено на достижение цели любым путем, вплоть до самых тяжких преступлений и реального уголовного преследования.

Если девиантный игрок тратит свои средства, а проститутка девиант предлагает свое тело, то игрок делинквент скорее пойдет грабить игровые автоматы, а проститутка использует клиента, чтобы опоить, украсть деньги, или заразить болезнью, одним из видов посягательства на жизнь другого человека. Если первый будет пропагандировать, то второй принудит слушать, угрожая и запугивая. Человек становится преступником в полном значении этого слова.

Сегодня часто наблюдаются случаи показного делинквентного поведения среди детей и подростков. Избиение, истязание, унижение одним подростком другого выглядят удручающе. Такое поведение побуждает человека идти на преступления — от мелкого грабежа до насилия, и убийства .

Преступное поведение не одобряется, и не оправдывается. Человек превращается в существо агрессивное, беспринципное, и опасное, как для своей семьи, так и общества и всего государства. Таким людям требуется изоляция.

Наверное, это правильно, но все больше в мире людей, которым хочется сказать: — Изолируйте, пожалуйста, ОБЩЕСТВО от меня!

Характеристики девиантного поведения

В некоторых современных исследованиях нередко понятие «девиантное поведение» соотносят с еще одним типом поведения – делинквентным. Но в действительности эти понятия, несмотря на свою созвучность и некоторую идентичность, все же не совпадают.

Девиантное поведение человека – это понятие многогранное. С одной стороны, его определяют в качестве поступка человека, его действия, которое не соответствует общепринятым и формальным нормам и стандартам в обществе. С другой стороны, девиантное поведение – это особое социальное явление, которое выражается в массовых формах человеческого поведения и деятельности. При этом, данные формы также не соответствуют официально установленным нормам и стандартам, которые сложились в конкретном обществе.

Важно осознавать, что девиация – это отклонение, но она не всегда может носить отрицательный характер. поэтому, выделяют сразу два вида отклонений от социальных норм:

  • Позитивные отклонения от социальных норм, которые направлены на то, чтобы избавиться от устаревших и неактуальных стандартов и норм. Это способствует качественному изменению социальной системы, без которого общество не может дальше развиваться и выйти на совершенно новый уровень своего развития.
  • Негативные отклонения от социальных норм – иными словами их называют дисфункциональными, поскольку они могут дезорганизовать социальную систему, привести ее к неминуемому разрушению. Это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения членов общества, которые недовольны сложившимися обстоятельствами, и стремятся всеми силами и действиями продемонстрировать свое неудовлетворение.

Рисунок 2. Формы девиантного поведения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Девиантное поведение может быть нескольких типов:

  • Во-первых, это инновация, которая предполагает согласие с общими целями общества, но при этом отрицание общепринятых способов, которые могли бы помочь достичь поставленных целей;
  • Во-вторых, ритуализм – связан с отрицанием целей конкретного общества и абсурдным преувеличением способов их достижения;
  • В-третьих, ретретизм – отказ человека или группы лиц от социально одобренных целей и, соответственно, отказ от традиционных и привычных способов их достижения.

Последний тип девиантного поведения – бунт. Он отрицает и цели, и способы достижения целей, но при этом стремится к их замене на совершенно новые. К бунтарям следует относить революционеров, которые стремятся к коренной ломке всех общественных отношений. При этом, они могут предлагать новые способы достижения целей, а могут просто разрушать старые без возможностей альтернатив.

Рисунок 3. Причины девиантного поведения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Сущность делинквентного поведения

Делинкветное поведение – это также асоциальное поведение человека, которое проявляется в его поступках. Это может быть и какое-либо действие, и бездействие в отношении сложившейся ситуации. Делинквентные поступки могут наносить вред отдельному человеку или всему обществу в целом.

Замечание 1

В отличие от девиантного поведения, делинквентное – это скорее проступок, чем осознанное преступление.

Рисунок 4. Делинквентное поведение. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Очень большой интерес представляет подростковая делинквентность. В этом возрасте человек чаще всего совершает различные проступки, как умышленные, так и несознательные. Рост таких проступков и отсутствие их профилактики может привести к тому, что делинквентное поведение будет восприниматься человеком как норма. Как следствие, во взрослом возрасте это приведет к увеличению удельного веса тяжких насильственных преступлений, которые будут совершаться теми же людьми, не прошедшими профилактические занятия или воспитательные беседы.

Чаще делинкветное поведение представлено в виде причинения вреда. Это связано с посягательством дилинквента на человека, его права и свободы. Сюда же относится и собственность, которую он может испортить, следуя каким-либо собственным мотивам. Различные виды делинкветного поведения, несмотря на их относительную невинность в сравнении с девиантным поведением, все же осуждаются обществом. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений. За делинквентные поступки в рамках законодательства устанавливаются самые разные виды социальной или уголовной ответственности (которая редко выходит за рамки административной ответственности и общественных работ).

Существует несколько видов делинквентного поведения:

  • Во-первых, к делинквентному поведению относятся административные правонарушения – нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство. В качестве административных правонарушений рассматривают также курение или распитие спиртных напитков в общественных местах.
  • Во-вторых, делинкветнтым является дисциплинарный проступок – противоправное, виновное и намеренное неисполнение своих трудовых обязанностей. Такие делинквентные проступки влекут за собой дисциплинарную ответственность, которая предусматривается в трудовом законодательстве.

К таким проступкам следует отнести: прогул по неуважительной причине, появление на работе в ненадлежащем состоянии, наркотическом или токсическом опьянении, нарушение правил охраны труда.

Если делинквентное поведение вовремя не откорректировать, то получится довольно негативная картина: человек, воспринимающий свое поведение как норму, будет и дальше совершать преступления, только уже более тяжелые. В его сознании отложится нормальность таких

Анализ подходов к определению понятия «девиантное поведение» в отечественной и зарубежной психологии, а также в представлениях других наук (социологии, медицины, криминологии и др.) был предпринят С. В. Богдановой в её диссертационном исследовании . «Независимо от науки, все авторы, говоря об отклоняющемся (девиантном) поведении, выделяют отклонения от социальных и правовых норм общества», – пишет она . При этом указываются и отличия: «В социологии – это поступок, действие; в медицине – система поступков; в психологии – устойчивое поведение личности; в педагогике – специфический способ изменения социальных норм и ожиданий; в криминологии – преступность как социальное явление» .

Со ссылкой на Ю. Клейберга С. В. Богданова указывает, что «одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушение правовых норм, третьи – различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и т. П.), четвёртые – социальное творчество» .

Первым на позитивный характер девиаций обратил внимание Я. И. Гилинский: «Девиации… являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы» [Цит. по: 48. С. 109]. О. С. Осипова отмечает, что границы между позитивной и негативной формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве .

По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает, прежде всего, тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении ротивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

В английском языке преступление, преступность обозначается словом «crime», а термин «делинквентность » - «delinquency» имеет широкое значение. Это правонарушение, акт делинквентного поведения, проступок.



Делинквентом называется «правонарушитель», «преступник». Это молодые рецидивисты, «первичные делинквенты», осужденные впервые за юношескую делинквентность, подростки с полицейскими контактами, но отпущенные с официальным предупреждением, и подростки с «дурным поведением». Делинквентное поведение (от лат. Delictum - проступок, англ. - delinquency - правонарушение, провинность) - антиобщественное ротиивоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом

Здесь следует отметить близость делинквентности такому понятию как девиантность. Девиация (от лат. Deviatio) – отклонение в поведение человека от общепринятых норм, а девиантное поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Таким образом, ведущим признаком девиантного поведения в самом широком смысле является отклонение от принятых в обществе норм, правил, традиций.

Но по сравнению с делинквентностью это понятие не включает в себя серьезное нарушение закона, влекущее за собой уголовное наказание. Характерной чертой девиантного поведения является культурный релятивизм. Для одних курение, употребление алкоголя – норма, для других – отклонение.

Итак, девиантность и делинквентность – две формы отклонения поведения от существующих в обществе норм. Первая форма – относительная, а вторая – более значительная. Следовательно, они взаимосвязаны. Корни делинквентности следует во многих случаях искать в девиантности, которая ей предшествует.

Криминология рассматривает явление делинквентности как бы обособленно от других явлений в обществе. Социология же изучает делинквентов в рамках происходящих социальных процессов. Это может быть, например, такой процесс, как определенное психологическое давление на индивида к достижению материального успеха со стороны общества. Или процесс социальной изоляции делинквента может привести к повторному совершению преступлений.

К основным видам (формам) девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, бродяжничество, попрошайничество, самоубийства, проституция.

Самым неконтролируемым возрастом является подростковый. Не только сам подросток не контролирует своих поступков, но и родители, учителя, общество. Трудности заключаются в том, что подростки совершают вредные, а порой и преступные действия. Это еще называют делинквентным поведением, формы и примеры которого будут рассмотрены на сайте психологической помощи сайт.

Подростки являются трудными, поскольку с ними уже невозможно договориться на тех началах, которые действовали ранее. Теперь «малыш» не слушается, не подчиняется и еще делает все наоборот. Протест и отстаивание своего мнения являются приемлемыми формами подросткового поведения, которое просто .

Другой формой поведения является делинквентная, когда подросток уже не просто протестует, а что-то пытается доказать. Зачастую доказательства он делает предоставить себе, обществу и своим друзьям. Мол, «я могу вести себя, как взрослый человек». Только понимание того, что делает взрослый человек, у всех разное.

Чаще всего можно отметить такое поведение подростков:

  • Ранее вступление в сексуальные связи.
  • Употребление наркотиков, алкоголя, курение.

Подростки считают, что такое поведение делает их взрослыми, поскольку так ведут себя более старшие люди. Однако в некоторых случаях речь может идти о преступных действиях, например, избиение человека, разбитие стекол.

Таким образом подросток показывает обществу, что повзрослел. Хотя само общество понимает, что данные поступки являются противоправными, наказуемыми и ничего не доказывающими.

Что такое делинквентное поведение?

Все больше возрастает число подростковых преступностей. С чем это связано? С внутренним пониманием того, кто такой взрослый человек. Ведь это является главной целью каждого взрослеющего парня или девушки – повзрослеть. Только некоторые неправильно это понимают, что приводит к противоправным действиям. Что такое делинквентное поведение?

Речь в данном случае идет об асоциальном, противоправном действии, которое направлено на причинение вреда окружающим, на ущемление их прав, разрушение имущества, социального порядка. Происходит данное понятие от латинского слова «delictum», которое обозначает «проступок».

Проступки подростки в данном случае совершают в отношении общественных норм и правил, порядка, установленного в социуме. Вред направлен на разрушение общественного устоя, который является принятым. Причины такому поведению самые разнообразные, начиная от неблагополучия в семье и заканчивая общением с плохими людьми.

Следует отличать делинквентное поведение от девиантного. Не каждое отклоняющееся поведение от общественных норм является криминальным, однако каждое криминальное поведение является отклоняющимся.

Делинквентное поведение направлено на причинение вреда социуму, соответственно, наказывается государством. В зависимости от противоправности проступка, подростка наказывают через суд либо административными штрафами. Если подросток совершает делинквентные поступки, достигая совершеннолетия, то его называют асоциальной личностью. Если его поступки не наказываются законом, то он просто является антисоциальной личностью.

Кажется, что все подростки являются преступниками. Однако следует отличать разные модели поведения. Есть подростки, которые просто ярко одеваются, делают экстравагантные прически, громко смеются и слушают музыку по ночам. Однако другой категорией подростков являются те, кто имеет беспорядочные связи, употребляют наркотические средства, совершают преступления.

Делинквентное поведение всегда связано с законом. Подросток или группа лиц выступает против всего общества. Главной проблемой остается то, что разные поступки могут как поддаваться, так и не поддаваться уголовному наказанию. Подросток совершает поступки, которые граничат с законом. Когда он переходит эти границы, тогда наказывается по всем правилам закона.

Делинквентное и девиантное поведение

Все подростки совершают поступки, которые страшат, разрушают образ «милых мальчиков и девочек» в глазах взрослых. Можно сказать, что совершаемые ими поступки – способы найти себя в мире взрослых людей. Раньше они были маленькими, теперь тренируются быть взрослыми. Очевидным становится то, что подростки копируют поведение взрослых людей, которые совершают преступления, пьют, курят, занимаются сексом и т. д. Просто за этим подростки не видят другого поведения, которое делает человека взрослым (например, заработок денег, забота о ближнем). Вот почему их поведение является девиантным или делинквентным.

Следует отличать данные понятия. Делинквентное и девиантное поведения имеют общую черту – они противоречат общественным правилам и устоям. Подросток совершает действие, которое приносит вред. Он может вредить себе, другим людям, всему социуму.

Отличие в данных моделях поведения заключается в том, насколько сильно нарушаются государственные законы. Грубо можно обозначить такое отличие:

  1. Девиантное поведение – это поступки, которые противоречат морали, нравственности, этике того социума, в котором человек находится.
  2. Делинквентное поведение – это поступки, которые причиняют физический или материальный вред социуму или отдельному индивиду, что наказывается законом.

Оба поведения являются следствием внутреннего конфликта, который возникает у подростка, который имеет желания и цели, но должен соизмерять свои действия с правилами и законами государства.

  1. Если подросток достигает желаемого путем нарушения норм, этикета, стандартов общества, тогда его поведение называется девиантным.
  2. Если подросток самоутверждается и становится взрослым через совершение поступков, которые являются криминальными, тогда его поведение называется делинквентным. Эти действия регулируются законом.

Следует понимать, что повторяющиеся деликты (противоправные поступки) входят в привычку, делая из человека преступника (делинквента), у которого возникают постоянные проблемы с законом.

Делинквентное поведение подростков


Авторитетами для подростков являются их друзья. Родители уже отходят на второй план, становясь одними из врагов. Общение с другом или группой друзей заставляет искать общие интересы. Можно пойти по пути занятия спортом, увлечения музыкой, развития у себя физической силы. Однако у подростков, которые не имеют хобби и увлечений, возникают другие направления общей деятельности. Это в итоге приводит к появлению делинквентного поведения у подростков.

Обычно дети, которые не имеют интересов и увлечений, просто где-то гуляют, смотрят фильмы. Такой праздный образ знакомит их с вредными привычками и повадками. Они постепенно начинают курить, пить, колоться, нюхать травку и пр. Нередко в таких компаниях появляются бандиты, которые воспринимают физическую силу как единственное средство достижения своих целей и самоутверждения.

В зависимости от качеств характера, темперамента, интересов и наклонностей, подросток выбирает тот или иной путь. Условно делинквентных подростков можно разделить на три типа:

  1. Раскаивающиеся – они имеют острую потребность в совершении антисоциальных поступков, но потом начинают раскаиваться из-за содеянного.
  2. Бессовестные – они не только испытывают потребность в совершении асоциальных поступков, но еще и не испытывают угрызений совести, не раскаиваются. Зачастую они действуют в группе, где есть главарь, который сам ничего не делает, а только руководит остальными.
  3. Без границ – они сознательно идут против правил общества, совершая преступные поступки. Они не чувствуют границы между дозволенным и наказуемым. Взгляды их циничны, а поступки самые жестокие.

Делинквентность подростков является социальной проблемой, поскольку во многом причиной противоправных или аморальных поступков являются окружающие подростка люди:

  • СМИ, положение экономики, поведение взрослых людей. Подростки являются впечатлительными и внушаемыми. Если они видят, что люди совершают преступные действия и остаются безнаказанными, тогда они позволяют себе их тоже совершать. Если преступников оправдывают, тогда подростки ждут, что их тоже пожалеют и оправдают, если они что-то сделают.
  • Семья. Многое зависит от того, какая обстановка наблюдается в семье родителей или опекунов подростка. ь, его не понимают, игнорируют и прочее, тогда он естественным образом ищет других лиц, которые дадут ему желаемое. Преступники всегда вырастают в неблагополучных семьях, а точнее отношениях, где его постоянно принижали, игнорировали или ограничивали.
  • Качества характера и моральные ценности. Каждый подросток совершает поступки, которые шокируют. Однако граница, которую себе позволяет подросток, полностью зависит от его характера, темперамента, взглядов и ценностей, которыми он руководствуется. Подросток не пойдет против себя.
  • Удовлетворение желаний. Если общество не будет позволять ребенку удовлетворять его желания приемлемыми способами, тогда подросток будет готов совершить аморальный поступок. Сила желания у любого человека высока.
  • Наличие хобби и уровень интеллектуального развития. Если у подростка нет интересов, хобби и увлечений, тогда его досуг становится однообразным, монотонным, скучным. Противоправное поведение хоть как-то делает его жизнь разнообразной. При этом было отмечено, что интеллектуальный уровень преступников намного низок, чем просто у девиантных подростков. Чем легче информация, которая не требует интеллектуальных осмыслений, тем лучше для того, кто ею готов воспользоваться.

Делинквентному поведению подростков можно воспрепятствовать. Однако данная профилактика должна производиться, начиная с самого рождения ребенка.

  1. Во-первых, следует заниматься воспитанием и умственным развитием ребенка.
  2. Во-вторых, следует заинтересовывать ребенка полезными занятиями. Пусть лучше будет хобби, которое кажется бестолковым, нежели ребенку нечем будет заняться.
  3. В-третьих, следует повышать самооценку, уважать и уделять внимание ребенку. Все это будет способствовать осознанному выбору друзей в будущем.
  4. В-четвертых, следует поощрять ребенка за хорошие действия, предлагать ему варианты достижения целей.
  5. В-пятых, следует приучать к труду, создавая такую атмосферу, когда ребенку будет комфортно заниматься социально приемлемыми занятиями.

Не следует исключать влияния общества, СМИ, школы и учителей. Ребенок будет сталкиваться с негативными проявлениями людей и мира. Однако если в ребенка вложить правильные ценности и моральные устои, тогда они будут его контролировать и останавливать, когда наступит период подросткового возраста.

Формы делинквентного поведения


Самыми распространенными и тяжелыми формами делинквентного поведения являются:

  • Наркомания.
  • Преступность.
  • Проституция.

Преступное поведение подростков заставляет специалистов рассматривать уровень вовлеченности ребенка в общество, его занятость различными увлечениями, а также предпосылки, которые подтолкнули к такому поведению. Надеяться на полное исчезновение преступности в обществе не стоит. Скорее всего, существующие устои пока не способны взрастить и воспитать здоровое общество.

Наркоманическое поведение подростков заставляет рассматривать семейное положение, которое царствует у родственников наркомана, а также его уровень ощущения счастья. Можно сказать, что наркоманами становятся люди, которые чувствуют себя несчастными. Ощущение эйфории, которое они испытывают после употребления дозы, является единственным способом расслабления и наслаждения. Иногда подростки балуются наркотиками из интереса и любопытства.

Под проституцией понимаются половые связи с людьми, с которыми человек не состоит в брачных отношениях, не испытывает к ним никаких любовных чувств и получает за это плату. Появление проституции среди подростков может быть следствием желания заработать, неуверенности в себе и низкой самооценки, отсутствия поддержки со стороны родных, формой получения любви.

Примеры делинквентного поведения

Если рассматривать примеры делинквентного поведения, то можно разделить их на три группы:

  1. Административные нарушения. Это могут быть любые поступки, нарушающие спокойствие граждан: применение нецензурной лексики, громкая музыка по ночам, нарушение правил дорожного движения, оскорбление окружающих, проституция, употребление алкоголя в общественных местах, распространение порнографии и пр.
  2. Дисциплинарный проступок. Сюда относят поступки, которые мешают или нарушают трудовые обязательства: прогулы без причин, приход на учебу/работу в опьяненном состоянии, употребление наркотиков на рабочем месте, оскорбление школьников, учителей и пр.
  3. Преступность. Сюда относятся поступки, которые наказываются законом: воровство, изнасилование, вандализм, убийство, похищение, мошенничество, угон автомобилей, торговля психотропными веществами или наркотиками, терроризм. Если человек не достиг совершеннолетия, его наказанием будут общественные работы, направление в специализированное учебно-воспитательное учреждение, строгий выговор.

Итог

Подростки являются особенно опасными, если их действия являются противозаконными. Они еще не совсем понимают всей ответственности собственных поступков. Также они поддаются постороннему влиянию, когда подростком управляют в корыстных целях. Итог может быть печальным, поскольку подросток, который не меняет своего поведения, становится преступником, постоянно сталкивающимся с правоохранительными органами и наказанием.

Родители не должны упускать первых моментов появления делинквентного поведения. Если девиантное поведение нарушает моральные и этические ценности, за что не происходит наказания, то преступные действия делают из ребенка будущего уголовника. Родители должны это жестко пресечь. В случае необходимости можно обратиться за психологической помощью, когда будут выявлены причины делинквентного поведения и способы его устранения.