Для теплого пола        24.09.2019   

Социальная адекватность личности. Адекватная социальная организация

Отнимется от вас Царство Божие и дано будет

народу, приносящему плоды его.

Ев. от Матфея, 21, 43

Трудящийся достоин награды за труды свои.

Ев. от Луки, 10, 7

Адекватная социальная организация возникает тогда, когда разум постигает всё, что природа может дать ему для обеспечения выживания рода человеческого. Дальше разум может рассчитывать только на себя. Выживание и дальнейшее развитие всех может быть обеспечено только за счёт оптимальной организации, применения строго научных методов организации жизни общества. С этого момента наука становится «нематериальной». Она переходит к познанию иррационального и души человека. Наука больше ничего не даст для технологического совершенствования жизни человека в условиях, когда все идеи для технологического роста и совершенствования условий существования тела человека исчерпаны. Дальнейший технологический рост будет возможен только благодаря новым «инженерным» подходам и расширению за счёт этого окружающего пространства для развития цивилизации.

Высшая форма социальной организации также формально есть диктатура. Но на сей раз это диктатура не личности или какой-либо группы лиц. Это диктатура коллективного разума среди коллективов. Внутри коллективов личности предоставлена абсолютная свобода. Коллективный разум в своём развитии стремится к недостижимой высоте потенциала Бога Отца за счёт развития иррациональной науки. Именно в этом смысл развития и стохастического поиска разума после исчерпания возможностей принципиально новых технологических открытий. Новые строго детерминированные, чрезвычайно сложные технологии, требующие для своей разработки колоссальных средств и времени, могут быть созданы только с привлечением больших количеств абсолютно свободного интеллекта. Любые ограничения на свободу интеллекта, будь то в форме хозяев, начальников или «непогрешимых» авторитетов, обернуться колоссальными материальными и временны ми потерями для всего общества.

Второй важнейшей задачей адекватного общества является задача изучения свойств индивидуальных объектов и проявлений иррационального. Такие исследования принципиально в течение сравнительно значительного времени не принесут обществу никаких материальных благ. Но эти исследования будут открывать перед человечеством всё новые и новые возможности в бесконечном стремлении коллективного разума к недосягаемой высоте потенциала Бога Отца.

Задачи детерминированного технологического развития и исследования индивидуальных процессов не ориентированы на материальный интерес отдельной личности. Их результатом являются коллективные достижения. В силу этого, отдельная личность не может претендовать на исключительность в смысле материального обеспечения. Уровень материального обеспечения отдельной личности определяет только коллектив.


Весьма важной особенностью адекватной организации общества является то, что отдельный человек в таком обществе не имеет никаких прав. Он имеет только обязанности. Это обстоятельство есть следствие того, что адекватная организация есть диктатура. В предыдущих изданиях книги я, к сожалению, не сумел чётко сформулировать эту мысль. Я её совершенно неожиданно для себя услышал из уст священника во время телевизионной передачи «Ринг» с ведущим Соловьёвым. Я решил добавить этот фрагмент в книгу ввиду важности этой мысли. Это абсолютно правильная мысль. Я был просто поражён точностью формулировки сути христианина православным священником, отцом Михаилом. Отсутствие у христианина прав и наличие только обязанностей . Христианин всегда живёт в условиях абсолютной диктатурыВысшего Разума, Бога Отца. Он подчиняется беспрекословно Его велениям. Он – раб Божий. Поскольку общество адекватно постулатам Христа, то каждый член такого общества, по существу, является христианином. Его судьбу решает только коллектив, живущий в соответствии с Учением Христа или, что то же самое, с Волей Бога Отца. Законов и, следовательно, прав в таком обществе быть не может . Все люди в таком сообществе свободны. Поэтому право и свобода не совместимы. Свобода исключает существование какого-либо права.

Христос сказал нам, что единственным и абсолютным Господином в человеческом обществе может быть только Сын Человеческий, т. е. Разум, несущий в мир волю Бога Отца. Адекватное общество – это общество диктатуры Бога Отца . Все люди в таком обществе равны между собой.

Права существуют только там, где человек обладает собственностью, т. е. в неадекватных обществах. Право есть инструмент реализации насилия общества и человека по отношению к человеку. В этих обществах собственность выше разума и Бога. Право однозначно связано с собственностью. Правда, часто провозглашаются права на жизнь, здоровье, свободу слова, выбора и т. д. Но все они имеют чисто декларативный характер. Священна только собственность. Такие общества к христианству никакого отношения не имеют. Христос сказал, что на дороге жизни человеку не нужны ни сума, ни лишняя одежда, ни посох, т. е. ни каких-либо запасов, ни орудий труда, «ибо трудящийся достоин награды за труды свои» . Человека должно вознаграждать общество за его реальные труды. Это изречение Христа является наиболее актуальным для современности. Именно эту часть Учения современные «почитатели» Христа не видят в упор. Это потому, что реальная социальная цена всех этих трутней, будь то политики, бизнесмены или говоруны от телевидения, равна нулю. Они добровольно никогда не согласятся на то, чтобы их труд оценивал коллектив, делающий реальную работу. При таком положении действительно «последние станут первыми». А нынешние первые смогут в лучшем случае рассчитывать только на лом и лопату.

Стало понятно, что партия больше не нужна, а все хозяйственные руководители должны избираться. Элита мгновенно сообразила, что, в силу её абсолютной социальной бесполезности, её перспективы весьма плачевны. И был провозглашён очень сильный лозунг: «Давайте воровать все!». Работяги не сообразили, что украдёт больше тот, кто выше сидит. Зато их внимание было отвлечено сладостным процессом безнаказанной приватизации отвёртки. Именно на это и делалась вся ставка. В то же время высокопоставленные мародёры и прочие отбросы грабили страну по-чёрному. В результате первые правильные шаги были свёрнуты, и страна вверглась в пучину бессмысленного маразма. Фёдор Михайлович Достоевский писал будто бы про наше время: «Патриотизм обратился в драньё взяток с живого и мёртвого. Не бравшие взяток считались бунтовщиками, ибо нарушали гармонию…». И далее: «Пятнадцать лет реформ! А между тем никогда Россия, даже в самые карикатурные эпохи своей бестолковщины, не доходила…» до такого состояния.

Запад весьма умело воспользовался сложившейся ситуацией, тонко уловив устремления нашей партийной и хозяйственной элиты. Всем советским гражданам было дано право свободно открывать счета в любых банках. В результате деньги рекой хлынули на Запад. Европа и Америка получали и получают до сих пор нефть, газ, металлы, лес бесплатно, поскольку заплаченные за всё это деньги немедленно возвращаются к ним же в банки. В результате экономика Запада, находившаяся в глубокой стагнации в восьмидесятые годы, ожила и росла все девяностые годы двадцатого века. Кроме того Запад получил идеальное средство давления на нашу политическую и экономическую элиту. Наши политики и бизнесмены вынуждены работать на западные интересы, поскольку их деньги там. Как только кто-то из них проявляет малейшую нелояльность к Западу, там сразу возбуждается против него дело по поводу незаконно нажитых средств. Угроза ареста личных средств – самый простой и наиболее эффективный способ давления на нашу элиту. Человек всегда работает на то место, где лежат его деньги .

Не случайно элита так испугалась первых шагов нашего общества в направлении ликвидации всякой элитарности. В адекватном обществе не может быть значимых и незначимых дел. Коллектив просто ставит наиболее подходящего человека на выполнение той или иной работы и выдвигает своих представителей в коллективы, занятые другими делами. Не должно быть иерархии ни коллективов, ни людей. Любой человек, находящийся в коллективе, находится на материальном обеспечении этого коллектива. Оценку труда каждого человека может дать только коллектив, в котором он работает. При этом ликвидируется любая зависимость одного конкретного человека от другого. Ликвидируются и начальники, и хозяева, и наёмные работники, и подчинённые. В таких условиях нельзя ни украсть, ни угодить начальнику, ни задавить ближнего. Коллектив знает всё. Обмануть его нельзя. У человека не остаётся другой альтернативы, кроме хорошей работы. Каждый член общества становится истинным интеллигентом. Это и есть общество интеллигентного коллективизма. Распределение между коллективами производится в соответствии с планом, на основе научного прогнозирования развития народного хозяйства.

Я не буду давать каких-либо окончательных рекомендаций по построению адекватного общества. По сути дела, это общество должно строиться всеми людьми. И мой голос в этом случае совершенно не отличается от голосов других. Поэтому я просто расскажу о своём опыте работы и своих мыслях по этому поводу.

В своей работе я всегда, насколько это было возможно, реализовывал такие принципы. Они очень быстро создают чрезвычайно благотворную атмосферу в коллективе. Работа идёт быстро, качественно, люди отдают ей всё. Пессимизм в отношении такой организации проявляют, как правило, те, кто чувствует свою социальную бесполезность.

За годы советской власти наш народ полностью отвык от хозяев. Перестроечный рецидив, на мой взгляд, не только не опровергает этого, но, наоборот, подтверждает. Мы пока просто не осознали до конца, что произошло, какую липу хотят нам подсунуть. Не осознала этого ещё и сама власть, поскольку она продолжает на советский манер говорить о социальных гарантиях, хотя при уровне, до которого довели экономику страны, социальных гарантий уже быть не может.

Я прекрасно помню, как многие мои знакомые восприняли начало перестройки. Естественно, всех «достали» выходки партийной и хозяйственной элиты. Кроме того, многие думали, что при сохранении привычных правил жизни (зарплата два раза в месяц, отдых, благоустройство и образование детей, бесплатная медицина и так далее) можно будет ещё и безнаказанно поворовывать. И при всём этом можно будет избавиться от надоедливых дундуков из парткомов. И эта замечательная перспектива просто сбила всех с толку. С такой надеждой многие не могут расстаться до сих пор. Они вовсе не поддерживают приход хозяев. Они просто мечтают об обществе, которое я называю адекватным. Адекватным постулатам Христа. Адекватным естественным устремлениям простых людей. Все же выросли на песнях В. Высоцкого, которого боготворили. А он пел: «Я хотел бы бегать в табуне, но не под седлом и без узды». И страшно будет прозрение людей для обманувших их.

Что за идиотская идея, что людей надо заставлять работать? Я никогда не заставлял. И хотел бы посмотреть на того, кто попробовал бы заставить меня. Если человеку интересно, он работает с полной отдачей. А кто за то, чтобы заставляли, так их и надо отправить в Сибирь и там заставить старыми, хорошо опробованными средствами. Это, конечно, потребуется только в переходный период, поскольку в нормальном обществе такие деятели очень быстро исчезнут. Надо только не дать им возможности снова перейти в начальники. Ибо у нас всё зло именно от начальников.

К сожалению, наш народ пока ещё этого не усвоил. Ну как же без начальников? Кто же будет руководить?

Для того чтобы понять, что без начальников вполне можно обойтись, очень важно усвоить то, что в детерминированной экономике, к которой общество начинает переходить, руководство материальным производством сопряжено исключительно с решением оптимизационных задач . А с этим лучше всего справляется машина. При этом её достоинством является то, что она, в отличие от начальника, не умеет надувать щёки и грабить своих подчинённых, как это делает хозяин.

После окончания века «эдисонов» и как только человек проиграл машине в шахматы, ни Савва Морозов, ни Генри Форд, ни Иван Лихачёв больше не нужны. Все их таланты и организаторские способности с лихвой заменит машина.

Я всю свою трудовую жизнь хожу в начальниках. Опыт моего общения с этой категорией весьма велик. Поэтому прекрасно знаю, что это такое. У меня было всего два места работы. Маленький начальник – начальник лаборатории, и средний – заместитель директора института. Основная функция начальника – представлять то, что делает твой коллектив, перед старшим и, как правило, менее осведомлённым начальником. Если передать функции представления конкретной работы наиболее компетентному сотруднику по данному направлению (а коллектив всегда знает, кто в таком качестве может выступить), то эта функция начальника быстро отомрёт. Представлять надо будет не перед клубом начальников, спокойно чувствующих себя в кругу таких же некомпетентных собратьев, а перед собранием таких же наиболее компетентных по данному вопросу представителей других заинтересованных коллективов. И не надо никаких защит, степеней, званий и наград. Человек должен стоить в данный момент столько, сколько он стоит в данный момент. Начать всё это надо с научных учреждений и Академии наук. Академия выродилась окончательно. Она сегодня – главный тормоз в развитии науки. Её центральный аппарат и институт академиков надо разгонять немедленно. Распределение ресурсов и составление планов работ Академии должны производить представители институтов. Никакой постоянный аппарат не нужен.

Важный вопрос – распределение финансов. И в этом вопросе начальники имеют чисто представительские функции, лишь утверждая то, что делает бухгалтерия. Распределение финансов между коллективами должны осуществлять представители отдельных работ в соответствии с планом работ всего предприятия на основании расчётов, выполненных отдельными коллективами. Очень важно уяснить, что роль человека, представляющего интересы коллектива, ничуть не выше роли того, кто в коллективе решает те или иные конкретные задачи. Кроме того, представитель не есть лицо постоянное. Он может меняться коллективом в зависимости от решаемой задачи. Отдельные исполнители в коллективе должны отличаться только функционально, но не иерархически. Именно в этом суть адекватной организации.

Важнейшая функция начальства и хозяев, на которой по существу держится их власть, является присвоенное ими право распределения материальных благ. Убери у них эту привилегию, и ни начальника, ни хозяина не будет.

Хозяин, будучи собственником, производит распределение просто по своему усмотрению. Начальники – по решению иерархической элиты. Распределение хозяев более эффективно, поскольку они непосредственно заинтересованы в результатах труда. Эффективное производство при начальниках существует только при постоянных сменах иерархической верхушки, что может быть реализовано только очень жёсткими методами. Подобру начальник никогда не покинет своё хлебное место.

Хозяева могут обеспечить прогресс только на технологическом этапе развития. После этого хозяева превращаются в непроизводительное ярмо для общества. Институт начальников вырождается после внедрения известных технологических достижений, полученных в результате последнего этапа развития рынка.

Для продления своего существования хозяева используют силу. А в качестве прикрытия выдвигают различные наукообразные принципы распределения. Одним из наиболее модных из этой серии является, например, принцип распределения по Парето, который гласит: «Распределение является оптимальным, если никакое его изменение не приводит к улучшению положения хотя бы одного участника рынка». Это надо же додуматься до такого маразма! Распределение не в интересах развития и прогресса. Главное – зафиксировать

существующий статус в интересах элиты. У нас это называется идеей примирения и всеобщего согласия.

Оптимальное ненасильственное распределение может обеспечить только воля коллектива. Такое распределение гарантирует максимальную интеллектуальную свободу и, следовательно, максимальную отдачу каждого члена коллектива. Прогресс в условиях разработки сложнейших технологий посттехнологического этапа развития и поиск новых идей развития может быть реализован только в обществе, построенном на адекватных принципах.

Детальное рассмотрение адекватной социальной организации выходит за рамки этой книги. Это предмет новой социальной науки, широкое поле исследований для новых социологов и экономистов, которые придут на смену нынешним.

И последний вопрос, на котором следует остановиться, это вопрос о названии такой социальной системы.

Адекватная социальная организация – это правильно, но не будет понято большинством. Коммунизм. Это слово сопряжено с мечтами лучшей части человечества на протяжении сотен лет. Однако последние «коммунисты» и их последователи демократы сильно дискредитировали это понятие. Возможно, оно ещё будет реабилитировано. Правильно было бы принять название, связанное с Учением Христа, но я не могу взять это на себя в условиях, когда общество ещё не приняло то, о чём говорится в этой книге. Поэтому вопрос о названии остаётся открытым.

см. в ст. Социальная адаптация.

  • - соответствие субъективного образа объекту, оригиналу. Когда говорится об А. о., имеется в виду, правильно ли и насколько правильно в образе отражается его объект...
  • - Этимология. Происходит от лат. adaequatus - приравненный, равный. Категория. Характеристика процесса восприятия. Специфика. Основана на инвариантности основных свойств субъективного образа...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Родители также должны, в еще большей степени, привлекаться к содействию подростку в реалистическом планировании получения полного среднего, или, при наличии показаний, среднего специального образования, а также...

    Психологическая энциклопедия

  • - Адекватность ощущения и восприятия - инвариантность основных свойств субъективного образа - , его соответствие конвенциональному описанию объекту...

    Психологический словарь

  • - - соответствие полученного образования объективным потребностям развития индивида как личности...
  • - - соответствие обучения содержанию, характеру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы или...

    Педагогический терминологический словарь

  • - англ. autonomy, social; нем. Autonomie, soziale. Возможность самостоятельного выбора и осуществления экон., полит, или культ, деятельности индивидом, группой или организацией...

    Энциклопедия социологии

  • - англ. adequacy; нем. Adaquatheit. Соответствие, совпадение к.-л. параметров, удовлетворительное с точки зрения определенных целей...

    Энциклопедия социологии

  • - уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.См. также: Информация  ...

    Финансовый словарь

  • - информированный выбор, воплощающий принципы рациональности...

    Большой экономический словарь

  • - 1. Соответствие выбора языковых знаков на языке перевода тому изменению исходного текста, которое избирается в качестве основного ориентира процесса перевода. 2...
  • - 1. Воссоздание единства формы и содержания оригинала средствами другого языка. 2. Тождественная информация, переданная равноценными средствами...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - АДЕКВА́ТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Вполне соответствующий, совпадающий. Адекватные понятия...

    Толковый словарь Ожегова

  • - адеква́тность ж. отвлеч...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - АДЕКВАТНОСТЬ и, ж. adéquat,-e adj. Соответственность, тождественность. За буквенность и adéquat"ность по смыслу своего перевода ручаюсь. 27. 12. 1877. Фет - Н. В. Гербелю. - Лекс. САН 1932: адэква/тность; МАС 1957: адеква/тность...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - соответствие, соответственность, достаточность, пригодность, тожественность, тожество, равнозначность, равноценность, созвучность, соразмерность, идентичность, нормальность, сообразность...

    Словарь синонимов

"Адекватность социальная" в книгах

Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция

Из книги Человек. Цивилизация. Общество автора Сорокин Питирим Александрович

Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция Геометрическое и социальное пространствоВыражения типа «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «Н. Н. успешно продвигается по социальной лестнице», «его социальное положение

15.1.6. Адекватность модели

Из книги Основы кибернетики предприятия автора Форрестер Джей

15.1.6. Адекватность модели Выводы разделов 15.1.1-15.1.5 дают представление о модели, поведение которой находится в соответствии с имеющимися сведениями о фактической системе. Уверенность в надежности модели основывается прежде всего на нашем знании отдельных частей системы.

§3. Китайский взгляд на мир. Адекватность описания

Из книги Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур автора Корнеев Михаил Яковлевич

§3. Китайский взгляд на мир. Адекватность описания Китайская система мировидения развивалась совершенно иным по сравнению с индийским путем, в ней доминировали отличные от индийских представления, так что китайская мысль не выработала понятий, сколько-нибудь подходящих

Адекватность (Adéquation)

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Адекватность (Ad?quation) Полное или предположительно полное соответствие между двумя сущностями, в частности соответствие между идеей и ее предметом. Это соответствие во многом остается загадкой, поскольку речь идет о двух различных сущностях, не поддающихся абсолютно

Адекватность социальная

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АД) автора БСЭ

75. Адекватность трендовой модели

Из книги Ответы на экзаменационные билеты по эконометрике автора Яковлева Ангелина Витальевна

75. Адекватность трендовой модели Трендовая модель считается адекватной описываемому процессу, если значения случайной остаточной компоненты?t являются случайными центрированными некоррелированными нормально распределёнными величинами. Проверка адекватности модели

Из книги О банках и банковской деятельности автора Украины Верховная Рада

Статья 35. Адекватность капитала Банки, а также владельцы существенного участия обязаны поддерживать норматив соотношения между размером регулятивного капитала и суммой с учетом риска активов –адекватности капитала. От банков требуется поддерживать их регулятивный

Адекватность белкового питания

Из книги Питание мышц автора Буланов Юрий Борисович

Адекватность белкового питания История возникновения и совершенствования продуктов спортивного питания - это история попыток обеспечить организм адекватным количеством бета. Вряд ли кто-нибудь будет спорить с этой аксиомой. О жировом обеспечении речь не идет, жирами

Внутренняя адекватность

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Внутренняя адекватность И последнее: никогда не бойтесь казаться неадекватным в глазах других людей. Внешняя адекватность не важна, главное, чтобы у вас была адекватность внутренняя.У меня есть хороший знакомый – профессиональный военный-контрактник, из тех, про кого

Адекватность

Из книги Женщина. Руководство продвинутого пользователя автора Львов Михаил

Адекватность Женщина совершенно закономерно хочет убедиться, не болен ли на голову этот мужчина? Нормальный ли он? Можно ли вообще иметь с ним дело?– Сколько у тебя было девушек?Скрытый смысл: «Тебе вообще дают?». Правильный ответ: «Много, но я никогда и никому об этом не

ГЛАВА 2. Адекватность перевода

автора Бикман Джон

ГЛАВА 2. Адекватность перевода ЧТО ЗНАЧИТ АДЕКВАТНОСТЬ ПЕРЕВОДА? АДЕКВАТНАЯ ПЕРЕДАЧА СМЫСЛА ОРИГИНАЛА Экзегеза текста Адекватность исторических ссылок Адекватность дидактических ссылок Противоречия между исторической и дидактической адекватностью Как избежать

ЧТО ЗНАЧИТ АДЕКВАТНОСТЬ ПЕРЕВОДА?

Из книги Не искажая Слова Божия… автора Бикман Джон

ЧТО ЗНАЧИТ АДЕКВАТНОСТЬ ПЕРЕВОДА? В предыдущей главе рассматривались два подхода к переводу. Независимо от того, какому переводу отдается предпочтение - идиоматическому или буквальному, все переводчики едины во мнении, что в переводе должен сохраняться смысл

Адекватность исторических ссылок

Из книги Не искажая Слова Божия… автора Бикман Джон

Адекватность дидактических ссылок

Из книги Не искажая Слова Божия… автора Бикман Джон

Адекватность дидактических ссылок Переводить адекватно - значит передавать средствами ЦЯ ту же самую дидактическую информацию, которая содержится в оригинале. Священное Писание - это не просто историческая запись прошедших событий; одна из главных его целей -

Глава 7. Количественная адекватность питания

Из книги Гигиена физической культуры и спорта. Учебник автора Коллектив авторов

Глава 7. Количественная адекватность питания Организм человека для обеспечения своих физиологических процессов нуждается в постоянном притоке энергии, которую он черпает из пищевых продуктов. В этой связи необходимо вспомнить, что универсальным носителем свободной

Развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих её социальную адекватность. ʼʼНормальное психологическое состояние человека – отмечает И.Р.Сушков, - это состояние личности, согласовавшей в допустимых пределах требования своей нервной системы с требованиями социальных групп, в которых он вынужден жить. Это согласование на социальном уровне заключается не в простом приспособлении, подлаживании себя под внешние ограничения, но и в преобразовании себя путем перевода социальных норм, ролей, установок во внутренний мир, духовный мир человека, когда социологические требования становятся внутренними требованиямиʼʼ.

Понятие социальной адекватности используется в юриспруденции, в психиатрии, при решении ряда практических проблем. М.И.Бобнева, Е.В. Шорохова отмечают, что ʼʼпсихологические и социально – психологические свойства и способности, характеризующие личность в данном отношении, не стали ещё предметом специального психологического исследованияʼʼ. По мнению авторов социальная адекватность ʼʼобеспечивается выработкой и человека сложной системы ориентации на реальное и должное, перестройкой ʼʼвысшихʼʼ (по терминологии Л.С.Выготского) психологических функций и формировании качественно новых способностей и свойств личностиʼʼ (М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова, 1979).

Таким образом, социальная адекватность – это такое взаимодействие человека с окружающей средой, при котором имеет место реалистическая форма отражения окружающей действительности, усвоение, осмысление и личностная переработка системы социальных ценностей и норм.

Социальная идентичность личности . Впервые психологическое понятие ʼʼидентичностьʼʼ, как уже упоминалось, появилось в работах Э.Эриксона.Основная функция идентичности, по мнению Э.Эриксона – приспособительная, так как идентичность дает человеку возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом.

Роль идентичности состоит в регуляции поведения в соответствующих условиях. Идентичность можно разделить на личностную и социальную. Личностная идентичность – это самоопределение различных личностных особенностей˸

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДЕКВАТНОГО ПИТАНИЯ СПОРТСМЕНОВ

Л.В.Майорова,
кафедра философии и социологии

Интенсивное развитие олимпийского и профессионального спорта, стремление сделать подготовку спортсмена более результативной и уберечь его от истощения стимулировали широкомасштабные исследования проблем питания в крупнейших научных лабораториях многих стран мира. В этих исследованиях человек изучается, как биологический объект, ведь с первых минут жизни и до последних, человек, в первую очередь, думает об удовлетворении своих биологических потребностей: еде, питье, сне, здоровье, продлении своего рода /как любое живое существо/ и все это для решения социальных задач, так как человек - существо, конечно же и общественное. "Человек понял, - пишет В.И.Вернадский, - что он житель планеты и может - должен мыслить и действовать, как и все живое... только в области жизни - в биосфере... с которой он неразрывно закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду." Принадлежа обществу, человек является объектом изучения со всеми его телесными и душевными страданиями, обусловленными также и социальными факторами, многие их которых способствуют возникновению и развитию функциональных расстройств и болезней. Поэтому биосоциальный подход к изучению природы человека весьма плодотворен и позволяет успешно разрабатывать проблему "человек - питание -здоровье".

Занимаясь проблемами спорта, это направление можно трансформировать "спортсмен - питание - здоровье - результат". Но поскольку человек рассматривается в биосоциальном аспекте, то для решения таких проблем требуется системный подход. Ведь в отдельности не существует чисто социальных или чисто природных проблем. Все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. В системе отношений человек - природа - общество это проблемы научно-технического прогресса, образования и культуры, роста народонаселения, развития и адаптации человека, резервов здоровья и управления трудовыми ресурсами.

Решая вопрос социальных проблем адекватного питания спортсменов необходимо рассматривать эти 2 схемы в комплексе, в следующем виде:

Этот вопрос очень обширен и рассматривать его во всем многообразии очень сложно. Экосистемы (внешняя и внутренняя) включает в себя природу (физическая и биологическая среда), общество и как часть общества - индивида - человека.

До развития производственной деятельности человеком экологические проблемы были результатом действия геологических или космических сил и разрешались стихийно самой природой. Производственная деятельность человека часто не только не дает возможности природе самой справиться с нарушением природных процессов, но и приводит к тому, что эти процессы приобретают разрушительный характер /эрозия почв, наступление пустынь, кислотные дожди/.Экологические проблемы возникают в результате несовершенства технологических процессов современного производства. В Москве на каждого жителя в год выпадает около 120 кг отходов хозяйственной деятельности. В конечном счете все экологические проблемы прямо или косвенно оказывают влияние на физическое и нравственное здоровье человека. По данным ВОЗ значительная часть болезней (80%) является производной от состояния экологического напряжения. Известно, что здоровье организма защищает, сдерживая неблагоприятные факторы внешней среды, иммунная система. Так, по данным РАМН, у 40% взрослого населения страны выявляются различные нарушения иммунной системы, что и приводит в итоге к росту числа заболеваний.

На повестку дня поставлена фундаментальная задача - добиться значительной гармонизации взаимодействия людей с физической и социальной средой их жизни, чтобы это взаимодействие не приносило вреда здоровью нынешнего и грядущих поколений. Поэтому надо стремиться к определению здоровья, предложенного ВОЗ: здоровье - это не только отсутствие физических дефектов или заболеваний, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Для спортсмена экологические условия имеют еще большее значение, так как их изменение вызывает напряжение физиологических механизмов адаптации организма. Проблема высокого результата в спорте - это прежде всего проблема здоровья. Никто из нас в принципе не представляет спортсмена больным, но имидж не всегда соответствует реальности, так как практически все спортсмены-профессионалы имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Современная спортивная тренировка, направленная на достижение высоких результатов требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения физиологических резервов и психических возможностей. Предельный уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением часто приводит к перенапряжению физиологических систем и снижению функционального состояния организма в целом. Это проявляется, в частности, в значительных изменениях иммунологической реактивности организма спортсмена, что в некоторых случаях обусловливает снижение сопротивляемости инфекциям, возникновению аллергических реакций, аутоиммунных и других заболеваний. В этой связи встают наиболее важные проблемы о взаимодействии нагрузки и восстановления организма как факторов, которые обусловливают адаптационные процессы, проявляющиеся в структурных и функциональных преобразованиях в организме спортсмена, где одну из важных ролей выполняет адекватное питание с необходимостью учета социальных изменений, особенно в неблагоприятных экологических условиях.

Кроме экологического напряжения в обществе существует огромное социально-психологическое напряжение, связанное с различными факторами, в том числе и экономическими. Которые, в свою очередь, сказываются и на организации рационального питания. Недостаток материальных средств не всегда позволяет наладить соответствующее питание/низкая заработная плата, стипендия; оплата спортивных сборов/. Но и достаток материальных средств не определяет правильное питание. В противном случае в развитых странах почти все люди были бы здоровыми. Очень важное влияние на отношение к питанию имеет элемент удовольствия. Так как особенно в больших количествах пища является психически активным веществом - наркотиком. Когда разовое потребление большого количества пищи с целью снятия напряжения и получения удовольствия приводит к развитию эйфории, снимает тревогу. Это можно назвать пищевым ударом.

Проблема эта нередка и в среде спортсменов. В конечном счете большой объем пищи и несбалансированность ведут к напряжению ферментных систем и в итоге к сбою адаптационных процессов и нарушению функциональных систем. Возможно и противоположное состояние - отсутствие аппетита - анорексия. Часто связано с нервно-психическим состоянием, что усиливается настоящими социальными проблемами /нестабильность общества, социального благополучия/, а также у молодых девушек /спортсменок/ личными мотивами - сохранение веса и фигуры за счет ограничения объема пищи. Что в конечном счете приводит к недостатку питательных веществ и нарушению функциональных систем организма, в том числе нарушению менструального цикла и деятельности эндокринных желез.

Важной социальной проблемой является качество пищи, которое зависит от технологии выращивания и хранения продукта, технологии приготовления пищи: селекция - уменьшает содержание полезных веществ, нитраты и пестициды - увеличивают урожайность, но и содержание вредных веществ, неверное хранение продуктов приводит к размножению гнилостных бактерий и плесени, жарение и копчение к появлению канцерогенов.

Так например, ВОЗ оценивает безопасное поступление нитратов в организм человека величиной до 5 мг на килограмм веса тела в день, т.е. 350 мг при весе 70 кг. В самом же организме за сутки образуется около 60 мг нитратов, а при некоторых заболеваниях еще больше. При употреблении 300 г отварного картофеля в организм поступит 60 мг нитратов.

В России существуют нормативные акты, позволяющие обеспечить медицинские требования к пище, не допустить загрязненности ее вредными веществами в опасных количествах. Существует производственный контроль и надзор за качеством пищевых продуктов. Но сфера торгового питания, к которой нам порой приходится прибегать в силу обстоятельств или образа жизни, далека от представлений рационального и здорового питания.

Наряду с этим каждый должен знать и выполнять несложные правила, позволяющие обезопасить потребление пищи: приобретать только свежие продукты питания и насколько возможно экологически чистые, хранить в соответствующих температурных условиях, готовить еду незадолго до употребления, обеспечить достаточное прогревание пищи при ее обработке, не допустить возможности загрязнения пищи при доставке и ее приготовлении человеком.

К сожалению исследование показывает, что знания о предмете питания среди спортсменов зачастую не верны и не значительны. Огромное влияние оказывают традиции питания, сложившиеся в обществе или той среде общения, где находится человек. Говоря о традициях питания и о питании наших предков, нельзя не отметить, что пищевые традиции россиян с годами менялись в том же направлении, что и в других развитых странах, причем не в пользу здоровья. Систематически возрастало потребление сахара, кондитерских изделий, хлеба, обедненного полезными веществами. У части населения увеличивалось излишнее поступление в организм животных жиров и холестерина. Одно время болезни, возникающие в этих условиях, - сердечно-сосудистые, атеросклероз, рак, кариес зубов - пытались даже назвать болезнями цивилизации, хотя развитие цивилизации вовсе не обязательно должно приводить к дисбалансам в питании. Впервые вопрос о болезнях цивилизации был поставлен в книге В. Прайса "Питание и физическая дегенерация, вышедшей в 1939 г. в США. Традиции питания разных народностей и слоев населения настолько разнообразны и разноречивы, что отыскать идеальный тип питания не так-то легко и просто невозможно соотносить с ним средние показатели заболеваемости и смертности.

В связи с существующими традициями питания в обществе родились мифы (модные диеты) о питании, нанося огромный социальный вред. Если наука оперирует строго установленными фактами и доказанными теориями, то в мифах предпочтение отдается художественности в ущерб научной достоверности. Мифы распространяются среди населения подобно эпидемии заразных болезней. Следование некоторым положениям модных диет, не соответствующим законам природы и науке о питании, может нанести вред здоровью. Примером этому могут служить различные виды голодания. О противопоказаниях к голоданию говорит не только современная медицина, но и опыт йогов. Р.Баллентине в книге "Диета и питание, целостный подход", изданной Международным институтом гималайской медицины (США), весьма критически относится к попыткам европейцев и американцев воспроизвести опыт голодания, имевшийся у йогов. И дело не только в противопоказаниях (возбудимый тип личности, базедова болезнь, туберкулез), но и в том, что йоги вступали в период голодания после сбалансированного питания, богатого витаминами и минеральными веществами. Их современные последователи обычно приступают к голоданию после накопления излишнего веса на рационах, не обеспечивающих их этими веществами. Г.Фарнер отмечает, что даже в клиниках при голодании отмечались смертельные исходы.

Обсуждая вопрос связи питания и здоровья, уместно поговорить и о роли в этой проблеме женщины, хозяйки. Известно, что в среднем около 80% дневного рациона люди съедают дома. Женщине приходится составлять меню, определять количество и набор продуктов, объем пищи, а значит в конечном счете формировать привычки и отношение к питанию, а также определять роль питания в здоровье человека.

Рассматривая глобальные последствия влияния научно-технической революции на биосферу планеты и самого человека, американский ученый Н.Винер писал: "Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя". Причина социальных и социально-психологических проблем адекватного питания лежит прежде всего в отношении самого человека к вопросу питания, в понимании того, что есть пища для человека, в формировании культуры питания - сознательного и правильного применения в повседневной жизни принципов рационального питания.

Рациональное питание - физиологически полноценное питание с учетом особенностей каждого человека, которое обеспечивает постоянство внутренней среды организма, поддерживает его жизненные проявления (рост, развитие, деятельность различных органов и систем), способствует укреплению здоровья, повышению сопротивляемости человека инфекциям и т.п.

Основные принципы рационального питания.
/ Н.Ф.Сорока. Питание и здоровье.Минск,1994./

Для научного обоснования принципов рационального питания ученые разработали две теории - теорию сбалансированного питания и теорию адекватного питания. Суть теории сбалансированного питания: идеальным считалось питание, при котором приток пищевых веществ в организм соответствует их расходу, так как обмен веществ у человека определяется уровнем концентрации аминокислот, моносахаридов (глюкоза и др.), жирных кислот, витаминов и минералов в строго сбалансированном соотношении. Согласно теории адекватного питания, было сформулировано представление о внутренней экологии (эндоэкологии) человека. Оно базируется на утверждении важной роли микрофлоры кишечника, а значит и необходимости и важности балластных веществ (пищевых волокон), не учитывающихся в теории сбалансированного питания.

Таким образом, питание должно быть не только сбалансированным, но и адекватным, то есть соответствовать возможностям организма, на протяжении тысячелетий сформировавшимся процессом усвоения пищи.

Правильное питание не относится к тем факторам, которые оказывают влияние на здоровье сиюминутно. Мы можем месяцами питаться исключительно мясом и не заметим значительных отклонений в состоянии здоровья.

Становится очевидно, что в настоящее время, чтобы достичь высокого результата необходимо, чтобы тренировочный процесс соответствовал механизмам адаптации, а адекватное питание способствовало сохранению здоровья, восстановлению работоспособности и физиологических функций организма, а также нивелировало вредное влияние экологических условий.

Но возможно это только при правильном формировании отношения к питанию.

Поэтому выявление социальных проблем адекватного питания спортсменов занимает важное место. Вопрос питания спортсменов имеет и обратную связь влияния на общество. Чтобы спортсмен достиг высокого результата и сохранил здоровье, общество должно сформировать правильное отношение к пище и обеспечить спортсмена адекватным питанием, в свою очередь спортсмен правильным отношением к себе, к своему здоровью, физической активностью должен стать примером здорового образа жизни для подрастающего поколения. Важно, чтобы в обществе сформировались социальные нормы и санкции в вопросе питания, чтобы неправильное питание и обжорство стало дурным тоном.

Отмечая кризис здравоохранения в России, профессор П.П.Горбенко главное место отводит "Службам здоровья", с мощной системой обучения, где должны быть задействованы валеологи, врачи - натуротерапевты, работники физической культуры, социальные работники, военные, культурологи.

Они будут заниматься разработкой и осуществлением персональных программ жизнеобеспечения, обучением здоровому образу жизни.

Без здоровья нации не может быть здорового поколения, а значит и здорового, сильного спортсмена.