Комплектующие        24.09.2019   

Смазка электротехническая контактная. Защитные покрытия и смазки для электрических контактов. Сфера применения данных средств

Что такое токопроводящая смазка, где и как она применяется Многим известно, что электрические контакты имеют свой безопасный срок службы, который находиться в прямой зависимости от показателя переходного контактного сопротивления, то есть контакт начинает интенсивно нагреваться под воздействием рабочего тока.

По официальным данным противопожарных служб, причиной 10 % всех промышленных аварий является тепловое разрушение электрических контактов вследствие коррозии и превышения нормы электрического сопротивления. Государственным стандартом предусмотрены специальные меры, применяемые для антикоррозийной защиты контактов с помощью нейтральных жировых смазок: литол, технический вазелин, циатим-221 и др.

Жировые смазки при возможных перегрузках не в полной мере защищают контакты от разрушения. Они выгорают или вытекают из рабочей зоны, и образуют высокоомную прослойку углерода. Для решения данной проблемы с минимальными затратами эффективно применять специализированные высокотехнологические токопроводящие смазки.

Токопроводящие смазки. Использование таких смазок позволяет уменьшить в 2 раза переходное контактное сопротивление в электрических контактах, сохранить их функциональные характеристики при термической перегрузке (при температуре до 350-4000°С).

Кроме того, токопроводящие смазки способны обеспечить антикоррозийную защиту электрических контактов в агрессивной и влажной среде.

При применении токопроводящей смазки срок работы разъемных и разборных электрических контактов увеличивается до 6-7 лет.

Токопроводящие смазки применяются достаточно широко: в металлургической промышленности, в химико-металлургическом, нефтехимическом, горно-обогатительном производстве, в атомных, тепловых и гидроэлектростанциях. Кроме того, они используются и в коммунальном хозяйстве, транспорте, военной технике.

Кроме вышеперечисленных неоспоримых достоинств, контактная паста выполняет и энергосберегающую функцию. Еще в прошлом веке было доказано, что потеря электроэнергии в электрических контактах в некоторых случаях может достигать до 10% от общей потребляемой электроэнергии. А с учётом увеличения износа электросетей и электрооборудования эта величина значительно возрастает.

Применение токопроводящей смазки, за счет снижения переходного контактного сопротивления, позволяет значительно снизить потери электроэнергии. Специалисты металлургических и химических производств подсчитали, что применение 1 кг токопроводящей смазки позволяет сэкономить в год до 100000 кВт/час.

Для электрических контактов в автомобиле, естественным образом создается неблагоприятная среда. Несмотря на то, что автомобильные разъемы имеют резиновые уплотнения в корпусе, внутрь все равно попадает влага.

В результате происходит сбой при передаче управляющего сигнала, или еще хуже: силовые линии начинают искрить в точке контакта, что приводит к подгоранию лепестков. Минимальные потери – перестает работать устройство. В самых запущенных случаях, возможно возгорание.

Как защитить контакты в разъемах?

Полная герметизация нецелесообразна. Через любое электрическое устройство должен проходить воздух. Иначе внутри будет образовываться конденсат, и коррозия моментально выведет из строя все контакты. Исключение составляют соединения, «наглухо» залитые компаундом.

Так можно защитить от окисления монтажную плату, для электроконтактов автомобиля способ не подходит. Вы не сможете отсоединить разъем. В целях эффективной защиты, сборщики применяют электроизоляционные смазки.

Еще одна проблема – вибрация. Пружинные ответные части ножевых контактов (так называемые «мамы») со временем ослабевают. От постоянной тряски (это нормальный режим работы в автомобиле), соединение может пропасть или стать ненадежным.

Появляется так называемый «дребезг» контактов. Последствия равносильны коррозии: искрение, неустойчивое прохождение управляющих сигналов. Выручает смазка для контактов автомобильная электропроводная. С ее помощью внутри каждой соединительной пары образуется токопроводящая среда.

Что такое токопроводящая смазка для контактов?

По сути, это обычное компонентное вещество пластичной консистенции, со специальными добавками. В качестве основы используется минеральное масло.

Для повышения вязкости добавляется присадка: это может быть этилцеллюлоза, имеющая в своем составе соли высокомолекулярных соединений (по сути – то же самое мыло).

Иногда добавляются высшие органические кислоты. Обязательно вводится стабилизирующий компонент: ацетоновый раствор бензотриазола.

Но такая смазка для контактов не является электропроводной. Она просто защищает разъем от коррозии. Поэтому в пластичную массу добавляется высокодисперсный (тонкого помола) порошок меди.

Она имеет характерный цвет, и фактически является проводником электричества. Принцип действия простой: при правильном нанесении, токопроводящая смазка для контактов заполняет собой все микропустоты в соединении, и расширяет пятно взаимодействия.

Поскольку состав пластичный, при вибрации разрыва соединений не происходит, электрический ток протекает без перерыва. Кроме того, в месте нанесения обеспечивается защита от коррозии.

Еще один вариант: автомобильная электропроводная смазка для контактов на основе графита. Состав основы аналогичный, минеральное масло с добавлением стабилизаторов и загустителей.

Только в качестве токопроводящей среды применяется графит тонкого помола. Электропроводность материала почти не уступает медной добавке, но стоимость такой смазки существенно ниже. Выглядит она не так эстетично, но ведь это не декоративный элемент.

Также, как и медная, графитовая паста не просто обеспечивает надежный контакт, но и защищает от проникновения влаги и коррозии при соприкосновении с воздухом.

Преимущества и недостатки токопроводящих составов

  • Сильные стороны мы уже рассмотрели. Защита от внешних воздействий, надежный контакт при вибрации, облегчение размыкания разъема (электропроводность не причем, в любом случае – это смазка). Еще одно преимущество – токопроводящая паста в некоторых случаях может выступить в качестве разделительного слоя между разнородными металлами. Например, при прямом соединении меди и алюминия, возникает электрохимическая реакция, металлы стремительно коррозируют. Слой пасты снижает негативное влияние.
    Применение смазки для электрических контактов
  • К недостаткам можно отнести возможность замыкания. Если разъем достаточно плотный, паста может закоротить расположенные рядом контакты. Понятно, что при высоких значениях силы тока, смазка просто испарится: но может возникнуть и возгорание. В таком случае поможет предохранитель. А если замкнуть сигнальные слаботочные контакты, то в лучшем случае электронные модули не будут выполнять команды, а в худшем – выйдет из строя элементная база.

Поэтому, токопроводящие составы не наносятся как слой масла на бутерброд. Составом покрываются только контакты, по возможности без образования потеков и капель. Соответственно, на компактных разъемах с плотной гребенкой применение невозможно.

Изоляционные смазки для электроконтактов в автомобиле

Если вопрос надежности контактных групп остро не стоит, но требуется защитить разъем от агрессивной внешней среды – используют электроизоляционные составы. Область применения – любой разъем в подкапотном пространстве, датчики за пределами кузова автомобиля, фары и фонари.

Как правильно обработать и защитить контакты от окисления — видео

Обратите внимание

Консистентная смазка для защиты от коррозии не содержит медного или графитового порошка, и обладает нулевой проводимостью. Ее можно наносить обильно, не опасаясь короткого замыкания.

Общие правила нанесения смазки на контакты

  • полости внутри разъема следует очистить от пыли, влаги, и просушить;
  • по возможности, следует зачистить контакты типа «папа» мелкой наждачной бумагой, опилки удалить;
  • контакты типа «мама» зачищаются надфилем, иглой, узкой полоской наждачной бумаги.

Затем металлические части покрываются тонким слоем смазки. Если паста не токопроводящая, можно нанести ее на все внутренние поверхности, для 100% защиты от проникновения влаги. Наружные контакты (типа клемм аккумулятора) покрываются еще и с внешней стороны.


Разумеется, смазка не вечная, хотя бы 1 раз в год ее необходимо смывать и наносить заново.

От качества и состояния контактных соединений зависит:

1. Величина потерь электрической энергии в контактной части электроэнергетического хозяйства. Причиной потерь в контактных соединениях является большое переходное контактное сопротивление, возникающее между контактными поверхностями электрических контактов. Вследствие этого сопротивления температура контакта всегда выше температуры самого проводника.

2. Надежность функционирования всей электроэнергетической системы района или региона. Выход из строя контактных соединений по указанной выше причине очень часто приводит к прекращению подачи электроэнергии потребителю.

Электропроводящая смазка Суперконт акт. Применяется специалистами электротехнических служб при ремонте и эксплуатации силового электрооборудования.

Область применения смазки: разборные контактные соединения токопроводов, шинопроводов, ошиновок, присоединения к выводам электрооборудования жил проводов и кабелей оконцованных кабельными наконечниками без защитного металлопокрытия, разъемах низко- и высоковольтных выключателей, разъединителях, отделителях и др.


Применение электропроводящих (контактных) смазок позволяет:

Снизить и стабилизировать переходное электрическое сопротивление контактов;
- Повысить надёжность работы электротехнического оборудования;
- Повысить качество электромонтажа;
- Снизить количество человеко-часов на текущее обслуживание оборудования;
- В ряде случаев полностью отказаться от сварки и пайки в пользу применения легко выполняемых разъемных контактных соединений.

Применяется электропроводящая смазка Суперконтакт в электрических контактах из любых металлов и в любых их сочетаниях в сетях постоянного и переменного тока, независимо от рабочего напряжения и силы тока, в том числе для непосредственного соединения алюминиевых контакт-деталей с медными, предотвращают их окисление.

Экономический эффект от применения контактных смазок достигается за счёт сокращения потерь электроэнергии в контактных соединениях, а также за счет значительного сокращения затрат трудовых и финансовых ресурсов, направляемых на обслуживание и ремонт электрооборудования, на ликвидацию аварийных ситуаций и их последствий.

Использование электропроводящей смазки Суперконтакт наиболее эффективно в цепях с большими токами, а также в разъёмных электрических соединениях, эксплуатируемых в условиях сырости, химически агрессивной окружающей среды. Объектами их применения являются также гальванические цеха, цеха электролиза, железные дороги, метро и другой электрофицированный транспорт, тяговые подстанции.

Принцип действия токопроводящих смазок:

- Токопроводящая смазка Суперкон такт, находясь между контактными поверхностями электрических контактов, заполняет собой все неровности их микрорельефа. Это приводит к увеличению эффективной площади контактирования и токопередачи, вплоть до размера рабочей площади контакта, уменьшая одну из главных составляющих переходного контактного сопротивления - сопротивление стягивания, возникающего по причине стягивания линий тока к точкам контактирования.
- Частицы медного порошка, входящего в состав смазки, при сжатии в контактном соединении образуют сплошную токопроводящую металлическую прокладку.
- Смазка Суперконтакт , находясь между контактными поверхностями, герметизирует рабочую зону контакта, препятствуя попаданию туда пыли, влаги, агрессивных аэрозолей и газов. Таким образом, предотвращается окисление контактов, которые остаются в идеальном состоянии на протяжении всего срока эксплуатации.
- Токопроводящая смазка агрессивна по отношению к оксидам. Находясь на поверхности электрического контакта, смазка разрушает окисные плёнки и препятствует их появлению, обеспечивая надёжную антикоррозийную защиту. Она легко удаляется при помощи ветоши, но не смывается с контакта проточной водой или дождём.


Состав смазки Суперконтакт

Настоящее изобретение относится к электропроводящей смазке, содержащей минеральное масло, присадку, металлический порошок, в качестве которого используют высокодисперсный порошок меди, стабилизирующую добавку, при этом смазка дополнительно содержит загуститель, в качестве которого используют этилцеллюлозу, при этом в качестве присадки используют органическую матрицу, представляющую собой соли высокомолекулярных органических соединений (мыло) и высших органических жирных кислот, а в качестве стабилизирующей добавки - 30%-ный раствор бензотриазола в ацетоне при следующем содержании компонентов, мас.%: органическая матрица 40, высокодисперсный порошок меди 30, загуститель 20, стабилизирующая добавка 5, минеральное масло - остальное. Техническим результатом настоящего изобретения является создание универсальной электропроводящей смазки, обеспечивающей электрическим соединениям многоуровневую активную антикоррозионную защиту от любых внешних воздействий, уменьшение потерь электроэнергии, защиту электрических соединений при аварийных перегрузках, нагревании, в частности до 200°С для алюминиевых, 300°С для медно-алюминиевых, медных и стальных.

Токопроводящую смазку получают смешением компонентов при определённом температурном режиме. Содержание компонентов в смазке должно поддерживаться в известных пределах. При содержании металлического порошка менее допустимого - ухудшается консистенция смазки, происходит ее расслоение, повышается переходное сопротивление разборного электрического соединения, возможно окисление контактов. При содержании металлического порошка более допустимых значений - ухудшается сцепление между частицами, резко ухудшаются адгезионные свойства и смазку невозможно нанести на контактные поверхности. Если в смазке используется менее требуемого процента высокомолекулярного органического мыла, ухудшаются ее адгезионные свойства, что приводит к росту переходного сопротивления и сокращению срока службы смазки. Использование более допустимого содержания высокомолекулярного органического мыла ухудшает консистенцию и другие свойства электропроводящей смазки, приводящие к росту переходного контактного сопротивления. Пластификатор менее заданных параметров не дает достаточной пластичности смазки, что снижает ее эксплуатационные свойства. Содержание пластификатора более требуемого - делает токопроводящую смазку недостаточно вязкой, снижает ее термическую устойчивость и сокращает срок службы. Также и при содержании минерального масла менее нужного процента, токопроводящая смазка превращается в твердое вещество и не может быть использована по своему прямому назначению. При содержании минерального масла более необходимого, происходит снижение вязкости смазки, расслаивание порошка и органической составляющей при хранении, что ухудшает потребительские свойства. Снижается также термическая устойчивость смазки.

Каждая партия контактной смазки, изготовленная в соответствии с техническими условиями ТУ 19.20.29-003-62027624-2019, перед поступлением в реализацию, проходит испытания согласно ГОСТ 10434 на соответствие следующим электрическим показателям:

Начальное электрическое сопротивление

Нагрев номинальным током

Режим циклического нагрева

Стойкость при сквозных токах

Смазка Суперконтакт при соблюдении условий, может храниться без срока ограничения.

Эффективность применения электропроводящих смазок

Из-за отсутствия стандартов и чётких требований к техническим характеристикам токопроводящих смазок и методике контроля их качества, расчёт показателей эффективности применения смазок часто, имеет произвольное толкование. Конкретные цифры энергоэффективности зависят от многих показателей: свойства материала проводника, усилие затяжки в процессе монтажа, степень предварительного износа, рабочая среда и т.п. Для проведения испытаний в лабораторных условиях, была разработана конструкция установки, позволяющая проводить экспресс-испытания с помощью методики высокотемпературного испытания путём циклического нагрева сборки контактов до предельных температур, гарантируемых изготовителем. Используя закономерность влияния химических процессов в рабочей зоне на темпы старения контакт-деталей, при высокотемпературном нагревании, в течение 5—10 циклов, можно с большой точностью определить эффективность, надежность, темпы старения, стабильность системы, потенциальный срок эффективной эксплуатации в сравнении с аналогичными стандартными контактами. Для испытаний применяются блюмсы из алюминия, как наиболее нестабильные.

Многие автомобилисты, подготавливая свой автомобиль к зиме или проводя плановое техническое обслуживание, используют смазки для защиты контактов. Ниже разберёмся, для каких целей применяется смазка для электроконтактов в автомобиле, и какой она даёт эффект. Также кратко рассмотрим несколько популярных аналогов этих смазок.

Где используется?

Основная область применения смазок для контактов в автомобиле - это клеммы аккумуляторов. Именно электроконтакты аккумулятора часто становятся проблемным местом в проводке авто. Учитывая, что клеммы АКБ изготавливаются из свинца, а контакты силовых проводов могут быть железными, алюминиевыми или медными, эти элементы особенно активно окисляются.

Обильное окисление приводит к двум главным негативным последствиям.

  1. Уменьшается пятно соприкосновения между клеммой на аккумуляторной батарее и контактом на силовом проводе. Из-за уменьшения сечения этот участок начинает активно разогреваться. Может образоваться локальное оплавление.
  2. Аккумулятор теряет способность отдавать электроэнергию в объёме, необходимом для нормальной работы стартера и в целом электрооборудования авто. Иногда это ошибочно интерпретируется износом самой АКБ. И автовладелец покупает новую батарею, хотя достаточно было просто почистить и обработать контакты.

Электропроводная смазка активно используется автомобилистами при обработке всех разъёмных соединений проводки автомобиля. Нередки случаи, когда из-за нарушения контакта в проводке какого-либо электроприбора автомобиль полностью отказывает, или серьёзно снижаются его эксплуатационные возможности. Например, отказавшее ночью наружное освещение из-за окисления проводки сделает движение по дорогам общего пользования практически невозможным (или крайне опасным).

Принцип действия и полезный эффект

Несмотря на то, что смазки для электроконтактов от различных производителей имеют разные химические составы, принцип их действия примерно одинаков. Ниже приведены основные функции смазок:

  • вытеснение влаги;
  • изоляция от воды и кислорода, что существенно снижает окислительные процессы;
  • защита от такого явления, как утечка тока;
  • снижение контактного сопротивления в пятне соприкосновения клемм;
  • проникновение в оксидные и сульфидные отложения, что останавливает коррозионные процессы и разжижает отложения на поверхности контактов.

То есть после обработки такой смазкой окислительные процессы в контактах сильно замедляются или останавливаются вовсе. Это существенно увеличивает надёжность проводки авто и продлевает срок службы клемм и контактов.

Смазка Liqui Moly и её аналоги

Рассмотрим несколько популярных смазок, используемых для контактов автомобильной проводки, начиная с самого известного и подходящего для этой цели.

  1. Liqui Moly. Производитель выпускает электропроводные смазки в двух видах: аэрозоль (Electronic Spray) и гель (Batterie-Pol-Fett). Пластичная смазка более эффективна в долгосрочной перспективе, так как она устойчива к смыванию водой и начинает самопроизвольно стекать только после разогрева до 145 °C. Однако использовать пластичную смазку для труднодоступных мест неудобно, так как её необходимо наносить контактным способом. Аэрозоли хорошо подходят для быстрой обработки контактных поверхностей, в том числе труднодоступных. Но эффект от аэрозолей кратковременный. Для эффективной защиты обрабатывать контакты потребуется не реже, чем 1 раз в 3 месяца.

  1. Солидол или литол. Это традиционные смазки для клемм аккумулятора и других контактов авто. Они не совсем подходят для подобных целей, так как не обеспечивают достаточно надёжной защиты от окисления и довольно быстро высыхают. Требуют частого обновления. Используются в основном водителями старой закалки.
  2. Графитовая смазка. Основной недостаток этого средства для защиты от окисления - частичная электропроводность и низкая температура самопроизвольного стекания. Подходит для обработки одиночных контактов (АКБ, стартера, генератора). При промазывании маленьких, многопиновых фишек может вызвать утечку тока с сопутствующим сбоем в работе электроники.

Смазки для контактов - это хорошее решение для тех автомобилистов, которые не желают сталкиваться с проблемами окисления проводки.

Смазка токопроводящая является очень важным материалом, который применяется для устранения трения между контактами в картриджах. Специалисты утверждают, что для каждого такого устройства существует свой смазывающий материал. Подробнее о вышеуказанном веществе читайте далее.

Смазка токопроводящая: применение

Вышеуказанное вещество используется практически во всех картриджах. Основная его задача - это снижение уровня трения в местах контакта электричества.

Специалисты отмечают, что использовать вышеуказанное вещество нужно только в тех частях техники, где оно изначально было нанесено еще производителем.

Второй задачей этого смазывающего материала является обеспечение лучшего уровня проводимости.

Следует отметить, что некоторые специалисты считают, что токопроводящая смазка для контактов может увеличить заряд фотобарабана и магнитного вала. Но рекомендации сделать так при возникновении такой неполадки, как темная печать, в действительности не дадут положительного результата. Избавиться от темного изображения и темного фона таким способом практически невозможно.

Как подготовить картридж для нанесения смазки

При заправке вышеуказанного элемента нужно убедиться, что все его электрические контакты тщательно очищены от грязи и старого тонера. Ведь данные загрязнения в большинстве случаев являются основной причиной не совсем хорошего заряда фотобарабана и магнитного вала.

Чистка контактов картриджа осуществляется при помощи изопропилового спирта и обычной сухой салфетки, обязательно безворсовой.

Последние не должны содержать волокон. Также можно применять для чистки и щетки (тоже безворсовые). Специальные тонер-салфетки использовать для этой цели не рекомендуется. Они пропитаны и должны применяться для очистки только наружных частей картриджа.

Который содержит большее количество воды, оставляет поверхность, которую очищают, влажной на протяжении длительного времени. Поэтому его концентрация в 91-99% является идеальной для удаления загрязнений на внутренней части картриджа. Специалисты предупреждают, что наносить вышеуказанный смазывающий материал нужно только на исключительно сухую поверхность. В противном случае могут возникнуть проблемы с работой картриджа.

Как правильно наносить смазывающий материал

Смазка токопроводящая должна использоваться очень аккуратно. Ее наносят тонким слоем, толщина которого равна примерно толщине листочка от записной книжки.

В качестве подручных материалов можно применять деревянный наконечник щетки. С его помощью можно хорошо дозировать вышеуказанный смазочный материал.

Если смазка токопроводящая каким-то образом попадет на другие детали может не совсем благоприятно повлиять на его работу. Таким образом, качество печати заметно ухудшится. Например, если маленькая точечка смазывающего порошка случайно окажется на поверхности PCR, возникнет такой дефект, как повторяющиеся черные точки.

Специалисты отмечают, что вышеуказанный смазочный материал должен задерживаться на поверхности до следующей перезаправки.

Токопроводящая смазка для картриджей: нанесение

Специалисты отмечают, что ни в коем случае нельзя менять смазку для картриджа. То есть к конкретной модели существует определенное вещество. указана детальная информация о токопроводящей смазке для данного картриджа.

Только после тщательной очистки вышеуказанного элемента можно наносить смазочный материал. В случае поломки картриджа смазка токопроводящая применяется на той же поверхности, что и на прежней детали.

Работать с вышеуказанным материалом нужно осторожно. Любая халатность в его нанесении может привести к поломке техники.