Для канализации        13.10.2019   

Символические изображения иисуса христа. Православная символика — символы христианства и их значение

Символы христианства

Спеши теперь спасение принять.
Иисус готов тебя сейчас обнять!
Но если ты к спасенью безучастен,
Случится страшное: ты можешь опоздать!

Ранняя Церковь не знала иконы в её современном догматическом значении. Начало христианского искусства - живопись катакомб - носит символический характер. Оно склонно изображать не столько божество, сколько функцию божества.

Иисус использовал символы, когда ходил по дорогам Палестины. Он ссылался на Себя, как на Доброго Пастыря, Дверь, Вино и Свет Миру. Когда Он учил Своих учеников, Он говорил притчами, которые были богаты символизмом.
Мы используем символы в своей повседневной жизни.

На протяжении многих веков христиане использовали символы, чтобы выразить ими свою веру. Вряд им хоть кто-нибудь, посетив церковь или взяв религиозную книгу, не увидит при этом какие-ли-6о символы. Они помогают передавать Евангелие (благовествовать), питать веру и создавать особую атмосферу во время богослужений. Они служат нам как "путевые знаки" в земном странствии.

Существует множество христианских символов. Некоторые из них хорошо известны, но зачастую даже верующие (а не просто крещеные) люди не знают, для чего же в действительности первоначально был предназначен тот или иной знак.

  • Крест - Распятие изображение Распятия Христова, как правило, скульптурное или рельефное. Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным и обязательным символом христианской религии, оно обязательно присутствует в местах отправления культа, а также у верующих дома или в качестве нательного украшения. Первообразом символа креста выступает Крест Господень, на котором был распят Иисус.

В первые века христианства кресты делались без изображения Христа. Собственно распятия впервые появляются в V-VI веках, и на древнейших из них Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, - и только в X веке появились изображения мёртвого Христа.

  • Святая Благословенная Троица - В Афанасьевском Символе веры мы исповедуем: “И всеобщая христианская вера такова: мы чтим единого Бога в трех лицах и три лица в едином Божестве... надлежит поклоняться как триединству в единстве, так и единству в триединстве”. Мы слышим Бога, говорящего о Себе в Писаниях, как о существующем в трех ипостасях: Отца, Сына и Святого Духа, но как о едином в трех ипостасях Божестве. Поэтому мы и говорим о Нем, как о Троице, что означает “три в одном”.
  • Треугольник служит общим символом Троицы. Каждая из его равных сторон представляет личность Божества. Все же стороны вместе образуют единое целое Бытие. Этот знак можно обнаружить в самых различных формах, хотя значение каждой из них одинаково: Отец - Бог, Сын - Бог, и Святой Дух - Бог.
  • Агнец (ягненок) как символ пришел из Ветхого Завета. Белого агнца "без пятна и без порока" приносили иудеи в жертву Богу.

Согласно преданию, один из двух агнцеа, принесенных Аароном в жертву, был украшен терновым венцом. Пророки Ветхого Завета называли Агнцем Божиим ожидаемого Мессию. Агнец стал символом искупления, смирения и кротости Христа.

  • Бабочка - символ Христова Воскресения и вечной жизни для верующих.
  • Весы - символ справедливости и символ справедливого Божьего суда. На Страшном суде по левую руку Христа или непосредственно под его престолом разворачивается сцена взвешивания душ, которое проводит архангел Михаил. Он держит в руке весы, и на двух их чашах души - праведника (на правой от архангела) и грешника (на левой). Душа праведника тяжелее, и она перевешивает; чашу грешника тянет вниз дьявол. Так распределяются - кто в рай, кто в ад - представшие на этот Суд воскресшие.
  • Виноградная лоза - евхаристический образ, а также символ народа Божия, Церкви. В последней беседе с учениками Иисус сказал: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь..."
  • Вода - символ быстротекущего времени и Крещения. Недаром один из многочисленных символов Христа - ручей. Тот самый источник, который вытекает из-под Древа Жизни в раю, вода живая. Это о нем говорится в Евангелии: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек".
    Голубь с зеленой ветвью является символом новей жизни, пришел из Ветхого Завета: после потопа голубь вернулся к Ною с зеленой ветвью в клюве, оповестив, таким образом, Ноя о том, что вода уже сошла, и гнев Божий сменился на милость. С тех пор голубь с оливковой ветвью в клюве стал символом мира. Белый голубь без ветви может олицетворять Божье присутствие и Божье благословение.
  • Два дерева : зеленое и высохшее -идея деревьев зеленых и деревьев высохших связывалась с древом познания добра и зла и древом жизни, стоявшими рядом в Эдемском саду.
  • Зерцало - прозрачная сфера в руках ангела с надписью "ИС ХР" - символ, указывающий, что ангел служит Иисусу Христу и является духом, но не антропоморфным существом.
  • Ключи - золотой и железный символизируют врата рая и ада.
  • Корабль изображает церковь, которая ведет верующего безопасным путем через штормовые волны моря жизни. Крест на мачте символизирует весть Христа, которая дает власть церкви и руководит ею. Название части церкви, где располагается община, неф, означает "корабль".
  • Крест с пятью точками - вокруг креста мы очерчиваем окружность и в результате получаем пять точек: точка осеннего равноденствия, весеннего равноденствия, летнего солнцестояния, зимнего солнцестояния и центральная точка. Это та неподвижная ось, вокруг которой и движется время. Такая наглядная модель дает некоторое представление об отношении времени и вечности в рамках христианской культуры.
  • Кровь Христа , излившаяся из его ран на крест, обладает, согласно христианской доктрине, искупительной силой. Потому обычным было изображать ее обильно льющейся. Она может течь на череп (Адама), лежащий у основания креста. Череп иногда изображается перевернутым, и тогда святая кровь собирается в нем, как в чаше.
    Кровь Христа, как считали средневековые теологи, - реальное вещество, одной капли которого было бы достаточно для спасения мира.
  • Луна и Солнце - луна символизирует Ветхий Завет, а солнце -Новый Завет, и как луна получает свой свет от солнца, так Закон (Ветхий Завет) становится понятным лишь при освещении его Евангелием (Новым Заветом). Иногда солнце символизировалось звездой, окруженной языками пламени, а луна - женским ликом с серпом. Имеются также объяснения фигур солнца и луны как указания на две природы Христа или как символов самого Христа (солнце) и церкви (луна).
  • Оливковая ветвь - символ установления мира между Богом и человеком. Оливковая ветвь является символом надежды и мира.
  • Нимб - ореол, символ святости, славы. Изображается в виде круга вокруг головы.
  • Песочные часы традиционно символизируют быстротечность времени и смертность всего сущего.
  • Раковина с тремя каплями воды напоминает нам о крещении, когда вода была трижды пролита на нас во имя Отца и Сына и Святого Духа.
  • Ихтис - рыба один из самых распространенных в древности символов, олицетворявших Христа. В древнейшей части римских катакомб обнаружено изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином. Это евхаристический символ, обозначавший Спасителя, дарующего пищу спасения и новую жизнь.

Греческое слово "рыба" состоит из начальных букв фразы "Иисус Христос Божий Сын Спаситель". Это первый зашифрованный символ веры. Изображение рыбы было весьма удобным знаком, так как ни о чем не говорило людям, не посвященным в таинства христианства.

  • Трилистник-клевер символизирует Троицу, объединение, равновесие, а также разрушение. Он может символически заменяться на один, большой лист. Является эмблемой святого Патрика и гербом Ирландии.
  • Свечи в Церкви используются по сей день, благодаря их символичности. Они обозначают Христа, Который есть Свет миру. Две свечи на алтаре подчеркивают две природы Христа - божественную и человеческую. Семь свечей в канделябре за алтарем символизируют семь даров Святого Духа.
  • Феникс, поднимающийся из огня , - символ Христова Воскресения. Одна небиблейская греческая легенда гласит, что феникс, фантастическая птица, жила несколько сотен лет подряд. Затем птица сгорала, но возникала вновь из собственного пепла и жила несколько столетий еще, прежде чем повторялись ее смерть и "воскресение". Христиане заимствовали символ этого языческого мифа.
  • Чаша напоминает нам о той чаше, которую Христос благословил на Тайной вечере и которую мы разделяем каждый раз на Причастие.
  • Четыре евангелиста . Авторы четырех Евангелий называются евангелистами. Их символы существуют еще с ранних дней церкви. Художники находились под влиянием видения пророка Иезекииля, узревшего четыре создания, поддерживавшие трон Господень: "Подобие лиц их - лицо человека и лицо льва (с правой стороны у всех их четырех), а с левой стороны - лицо тельца (у всех четырех) и лицо орла (у всех четырех)". Иоанн видел сходное явление четырех созданий, подобных человеку, льву, орлу и тельцу. Крылатый человек представляет св. Матфея, так как его Евангелие уделяет особое внимание человечности или человеческой природе Христа. Оно начинается с перечисления человеческих предков Иисуса. Крылатый лев представляет св. Марка, так как его Евангелие особое внимание обращает на силу и чудеса Иисуса. Крылатый телец представляет св. Луку, так как его Евангелие особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса, а телец часто использовался как жертвенное животное. Крылатый орел представляет св. Иоанна, так как его Евангелие обращает особое внимание на божественную природу Христа. Орел выше, чем любое другое животное, взмывает к небесам.
    Эти четыре символа представляют главные события в жизни Христа: крылатый человек - Его воплощение; крылатый телец - Его смерть; крылатый лев - Его воскрешение; и крылатый орел - Его вознесение.
  • Языки пламени - символизируют помазание и силу Духа Святого. Огонь символизирует духовную ревность и может также представлять муки ада. Когда изображается святой с пламенем в руке, это символизирует религиозный пыл.
  • Якорь - знак надежды на спасение и символ самого спасения. До наших дней сохранились печати первых христиан с изображением якоря, монограммой Христа и рыбами. Встречаются изображения якоря, который оплетает большая рыба, - символ, соединяющий знаки Христа и спасения. Якорями украшали брачные кольца христиан, что означало спасение в сохранении верности супругов ради Христа.
  • Рука - появляющаяся в различных формах, является обычным символом Бога-Отца. Ветхий Завет часто говорит о руке Божьей, например: “В Твоей Руке - дни мои” (Псал. 30, 16). Рука означает силу, защиту и господство; например израильтяне пели Богу, спасшему их от египетского войска: “Десница Твоя, Господи, прославилась Силою; Десница Твоя, Господи, сразила врага” . Руку Божию мы видим исходящей из облака и простирающейся вниз, чтобы благословить свой народ. Рука Божия с кругом описывает Бога как Вечно Сущего с вечной заботой о Своем народе.
  • Глаз - является другим обычным символом Бога - Отца. Он передает весть о том, что Он видит нас: “Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его”. Глаз Божий означает любящую заботу Божию и участие Его в Своем творении. Он также напоминает нам о том, что Бог видит все, что мы делаем. Иисус напоминает нам, что Бог видит нас даже тогда, когда нас не видит больше никто: “Молись Отцу Твоему, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.”
  • Хризма - Монограмма это обычно две и более буквы - инициалы, идентифицирующие личность.

Ранние христиане использовали монограммы, чтобы удостоверить этим принадлежность Иисусу. IHS - это первые две буквы и последняя буква греческого имени Иисус, написанного греческими заглавными буквами: IHSOYS. “Иисус” означает “Господь спасает”. Монограмма IHS часта пишется на алтарях и параментах.

  • Chi Rho - первые две буквы греческого имени Христа - Xristos. Христос означает “Помазанник”. Ветхозаветные пророки и цари были помазаны: на их головы лили оливковое масло, чтобы посвятить их Богу. Христос был посвящен на служение (для Своей земной миссии) во время Его крещения. Альфа и Омега - это первая и последняя буквы греческого алфавита.

Иисус сказал: “Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец”. Иисус есть начало и конец всех вещей; мир был сотворен через Него и однажды Он придет опять, чтобы привести этот мир к Суду. Иисус говорил о Себе, как о Вине, Хлебе, Двери и как о других символах. Христианские художники на протяжении веков делали рисунки, чтобы передать весть об Иисусе Христе.

    Бог-Отец - Рука, появляющаяся в различных формах, является обычным символом Бога-Отца. Ветхий Завет часто говорит о руке Божьей, например: “В Твоей Руке - дни мои”. Рука означает силу, защиту и господство; например израильтяне пели Богу, спасшему их от египетского войска: “Десница Твоя, Господи, прославилась Силою; Десница Твоя, Господи, сразила врага”. Руку Божию мы видим исходящей из облака и простирающейся вниз, чтобы благословить свой народ. Рука Божия с кругом описывает Бога как Вечно Сущего с вечной заботой о Своем народе. Глаз является другим обычным символом Бога - Отца. Он передает весть о том, что Он видит нас:
    “Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его” . Глаз Божий означает любящую заботу Божию и участие Его в Своем творении. Он также напоминает нам о том, что Бог видит все, что мы делаем. Иисус напоминает нам, что Бог видит нас даже тогда, когда нас не видит больше никто: “Молись Отцу Твоему, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.”

    Бог-Сын - Есть много символов, представляющих Бога-Сына, Иисуса Христа, нашего Господа и Спасителя. Существуют монограммы, представляющие Его имя, кресты, представляющие Его распятие, и картины, изображающие события Его земного служения.


Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком. К этому периоду относится его изображение в римских катакомбах (деталь росписи крипты Луцины в катакомбах святого Каллиста, катакомбы Домитиллы. В 210 году н. э. Тертуллиан свидетельствовал, что видел изображение Доброго Пастыря на чашах для причастия и светильниках. Добрый Пастырь по сути не являлся иконой Иисуса, а выступает аллегорическим изображением. По этой причине он вместе с ихтисом, он стал первым изображением Христа в раннехристианском искусстве. Также по причине схожести с изображениями языческих божеств, он был безопасен в годы гонений, поскольку не содержал очевидной христианской тематики и не мог выдать владельца-тайного христианина. Одновременно в условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразом грядущего Царства Божие.

  • Аист - символ благоразумия, бдительности, набожности и целомудрия. Поскольку аист возвещает о приходе весны, его связывают с Благовещением Марии — с благой вестью о пришествии Христа. Возможно, что существующее североевропейское поверье относительно того, что детей матерям приносит аист, произошло от того, что эту птицу связывали с Благовещением. В христианстве символизирует чистоту, благочестие и воскрешение. Несмотря на то что Библия причисляет всех ходульных птиц к "нечистым животным", аист рассматривается иначе, как символ счастья, главным образом потому, что он поглощает змей. Тем самым он указывает на Христа и его учеников, которые уничтожали сатанинские создания.
  • Ангел с огненным мечём - символ Божественной справедливости и гнева. Господь Бог, изгнавши наших прародителей из рая после их грехопадения, поставил "Херувима с огненным мечем, чтобы сторожить дорогу к дереву жизни. (Быт.3.24). В Откровении Евангелиста Иоанна про Сына Человеческого сказано: " Из уст Его выходил острый с обоих сторон меч".
  • Ангел с трубою - символ воскресения и страшного суда. Христос про приход Сына человеческого говорит: "Он пошлет своих Ангелов с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их". Подобно и апостол Павел о втором Христовом пришествии говорит: " Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде".
  • Белка - у христиан означает алчность и жадность. В европейской мифологии фигурирует белка Рататоск ("грызозуб"), постоянно снующая вдоль ствола мирового дерева и сеющая раздоры между орлом на его вершине и гложущим корни драконом, передавая их слова друг о друге. Она ассоциируется с дьяволом, воплощающегося в этого рыжеватого, стремительного, трудноуловимого зверька.
  • Вол - символ мучеников, которых убивали за Христа. Про этот символ говорят св. Иоанн Златоуст и св. Григорий из Назиянза.
  • Волхвы - Мельхиор (старший), Балтазар (средний), Каспар (младший). Встречается, однако, другое соотношение: старший Каспар (или Яспир), средний - Балтазар (он может изображаться негром), младший - Мельхиор. В эпоху средневековья они стали символизировать три известные тогда части света: Европу, Азию и Африку, и младший - Каспар часто изображался негром.
  • Ворон - символ уединения и отшельнической жизни.
  • Головы коней - вечная метафора необратимости бега времени.
  • Гранат - традиционный символ воскресения, указывает на Христа как на Спасителя мира. Гранат считается символом жизни... Cогласно легенде, ковчег Ноя освещался гранатом. Гранат родом из Азии, это один из самых первых фруктов, употребляемых человеком. Древний Карфаген был сокрушен римлянами и погиб безвозвратно. Говорят, что от него осталось только "карфагенское" или "пуническое" яблоко. Это название гранату -punica granatum - дали именно римляне. Есть мнение, что хвостик на вершине граната стал прообразом королевской короны.
  • Грифоны - вымышленные существа, наполовину львы, наполовину орлы. С острыми когтями и с белоснежными крыльями. Глаза же их подобны пламени. Первоначально в образе грифона изображали сатану, завлекающего людские души в ловушку, в дальнейшем это животное стало символом двойной (божественной и человеческой) природы Иисуса Христа.Таким образом грифон стал ещё и врагом змей и василисков.
  • Гусь - в гностической традиции гусь - воплощение святого духа, символ предусмотрительности и бдительности. Есть известная легенда о капитолийских гусях, которые спасли Рим от нашествия галлов. Но в средние века в Европе верили, что гуси являются ездовыми животными ведьм.
  • Дельфин - в христианском искусстве дельфина можно встретить гораздо чаще, чем других морских обитателей. Он стал символом воскрешения и спасения. Считалось, что дельфин, самая сильная и быстрая из морских тварей, переносит через море души покойных в мир иной. Дельфин, изображенный вместе с якорем или с лодкой, символизирует душу христианина или Церковь, которую Христос ведет к спасению. Кроме того, в сюжетах о пророке Ионе дельфин часто изображается вместо кита, что привело к использованию дельфина в качестве символа Воскресения, а также, хотя гораздо реже, в качестве символа Христа.
  • Дракон - одно из наиболее распространенных мифологических существ - крылатый змей, представлявший однако сочетания элементов других животных, обычно головы (часто нескольких голов) и туловища пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы или наподобие летучей мыши; иногда образ включал также элементы льва, пантеры, волка, собаки, рыбы, козла и др. Является одним из обличий дьявола. Но несмотря на то, что дракон был также образом водной стихии, он часто представлялся огнедышащим (соединение противоположных символов воды и огня). В Библии это - символ, который выделен особо; интересно заметить, что анаграмма Ирода на сирийском языке - ierud и es - означает "огнедышащий дракон". Яркое описание дракона как врага Бога было приведено в Откровении Иоанна Богослова. «И прошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен былвеликий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвер-жены с ним».
  • Дятел символизирует в христианской традиции ересь и дьявола, который разрушает человеческую натуру и ведет человека к проклятию.
  • Единорог - в античности ассоциировался с культом богини Девы-Матери и рано стал связываться христианскими богословами с девственностью Марии и Воплощением Христа. Библейский символ власти и силы, в таком качестве используется в гербе Британии. В "Зерцале Таинств Церкви" Гонорий Отенский писал: "Весьма свирепое животное, имеющее только один рог, называется единорогом. Чтобы поймать его, в поле оставляют девственницу; тогда животное подходит к ней и попадается, ибо укладывается на ее лоно. Это животное представляет Христа, рог же - его непобедимую силу. Он, возлегший на лоно Девы, был пойман охотниками, - то есть обретен в человеческом образе возлюбившими его".
  • Жезл - палица символ силы и власти, поэтому каждому епископу во время хиротонии вручают жезл. " Епископский жезл, - говорит архиепископ Фессолоникийский Симеон, - обозначает власть св. Духа, установления и управления людьми, силу управлять, непокорных карать, а тех, что отошли собирать вместе". Епископский жезл венчается двумя змеиными головками и крестом. Змеиные головы - символ мудрости и архипастырской власти, а крест должен епископу напоминать про его обязанности пасти свое стадо во имя Христа и для Его славы.
  • Замкнутый круг - символ вечности. Круг - неба выражал в средневековье идею вечности, бесконечности и совершенства.
  • Звезда - К месту рождения Иисуса волхвы отправились, увидев знамение - звезду на востоке, как сказано у Матфея, причем им было ясно, чью звезду они увидели - "звезду Его". В Протоевангелии Иакова нет прямого указания на звезду, но говорится лишь о необычайном свете в пещере, где родился Христос. И если этот источник был основой для многих других иконографических мотивов, то вполне резонно предположить, что он же объясняет изображение яркого света в пещере с помощью традиционного образа - звезды.
  • Змей в христианской символике является главным антагонистом Бога. Это его значение происходит от ветхозаветной истории грехопадения Адама. Бог проклял змея в следующих выражениях: "...за то, что ты сделал это, проклят ты перед всеми скотами и перед всеми зверьми полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей". Аспид в христианстве также символизирует зло, яд. Змея у дерева в раю, которая соблазнила Еву на неповиновение, в средневековой еврейской легенде выступает под именем Самаэль (соответствует князю тьмы Люциферу). Ей приписываются следующие мысли: "Если я заговорю с мужчиной, он не будет слушать меня, так как трудно сломить мужчину. Поэтому я лучше сначала заговорю с женщиной, у которой нрав полегче. Я знаю, что она будет слушать меня, потому что женщина прислушивается к каждому!"
  • Ибис - символ плотского желания, нечистоты, лености. Раннехристианский текст "Физиологус", так же как и средневековый "Бестиарий", отмечает, что ибис не умеет плавать и посему пожирает у берега дохлых рыб. Последних, приносит он в пищу и своим детенышам. "Словно ибисы те плотоядно мыслящие люди, что в пищу алчно потребляют смертоносные плоды деяний, да еще и детей своих, к их порче и погибели, оными питают" (Унтеркирхер). "Хуже всех этот ибис, ибо от грешников и побеги греховны" ("Физиологус").
  • Календарь - память человека о своих корнях и о своем истоке.
  • Камень в руке - символ епитимьи, наложенной самим на себя, и таким образом, знак того, что епитимья осуществлялась. Один папа эпохи Возрождения, рассматривая изображение святого, будто бы сказал: «хорошо, что он держит камень, этот знак добровольно принятой им на себя епитимьи, ведь без этого он едва ли считался бы святым».
  • Ключи - золотой и железный символизируют врата рая и ада.
  • Козёл символизировал сластолюбие. В виде козла сатана искушал св. Антония. В Евангелии от Матфея козёл — эмблема греха и проклятия («и поставит овец по правую свою сторону, а козлов - по левую»). В традиционных представлениях, восходящих к мифам, чёрный козёл связывался с «нижним» миром. Согласно поверьям, сатана присутствовал на шабашах в обличьи чёрного козла. В христианской символике козел является "вонючим, грязным, постоянно ищущим удовлетворения" существом, которое на Страшном суде обрекается на вечное наказание в аду. Непосредственно связан с козлом отпущения - символ перекладывания собственной вины на кого-либо другого. Отсюда традиционное значение козла как агента-лазутчика и его зловещая ассоциация с дьяволом.
  • Копье является одним из инструментов страстей Господних. В Евангелии Никодима говорится, а затем в "Золотой легенде" повторяется, что имя воина, пронзившего Христа копьем, было Лонгин. Он был слепым и, согласно "Золотой легенде", излечился от слепоты чудесным образом - кровью, вытекшей из нанесенной им Христу раны. Впоследствии, согласно преданию, он крестился и принял мученическую смерть. Как правило, он изображается с "хорошей" стороны от Христа. Художники по-разномудавали понять зрителю, что Лонгин слеп: копье, которое он стремится вонзить в тело Христа, может направлять рядом стоящий воин либо Лонгин специально указывает пальцем на свои глаза, обращаясь к Христу и как бы говоря: излечи меня, если Ты Сын Божий! Помимо копья, атрибутом Лонгина является дароносица, в которую, как об этом повествует легенда (в Евангелии об этом ничего не говорится), он собрал капли святой крови Христа.
  • Кошка - символизирует способность видеть и днем и ночью. Из-за своих привычек кошка стала символом лени и похотливости. Существует также легенда о «кошке Мадонны» (gatta del la. Madonna), в которой рассказывается, что перед тем, как родиться Христу, в тех же яслях кошка окотилась. Эта кошка обычно изображается с крестообразной меткой на спине. Когда кошка была дикой, она считалась в своей среде одним из самых свирепых животных.
  • Красная лилия - символ мученической Св. Крови Христа.
  • Красный сардоникс означал Христа, пролившего свою кровь за людей.
  • Кувшин и факе л указывают на сексуальную умеренность: вода тушит огонь вожделения.
  • Купель - символ непорочного чрева Девы, из которого посвященный вновь рождается.
  • Лампада - светильник познания. С древних времен светильники зажигали, чтобы рассеять физическую тьму - мрак ночи. С началом нового школьного семестра вновь зажигается светильник науки, чтобы покончить с невежеством и душевною тьмою. Свет истинного искусства и полезных знаний должен ярко гореть в нашем мире.Существует еще другой род тьмы. Это тьма духовная - мрак неверия, отречения от Бога и отчаяния. Христианское воспитание всех видов ведет учеников ко Иисусу Христу, Свету мира.Средство, употребляемое для духовного просвещения - Слово Божье. Псалом гласит: «Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей». Евангелие, сияющее со страниц Святого Писания, не просто учит нас, как жить в этом мире, - оно указывает нам путь к Небесам через веру во Иисуса Христа. «Сколь драгоценна богодухновенная Книга! Подобно светильнику, ее учения освещают нам путь на Небеса». В Ветхом Завете Господь повелевает Моисею, «чтобы горел светильник во всякое время». Горевший в скинии светильник символизировал постоянное присутствие Господа среди Его людей. Сегодня неугасимые лампады в некоторых церквях напоминают нам о присутствии Христа посредством Слова и Таинств. Это говорит о том, что христиане, собранные вокруг Слова, всегда и повсюду служат Богу. «Овоплощенное Слово Божье, О Высший Разум, О Истина вечная и неизменная, О Свет во тьме, мы прославляем тебя, сияющий со священных страниц, освещающий наши пути вечный свет».
  • Лачуга (обветшалая постройка) - она символизировала Ветхий завет, заменить который Новым явился в мир Христос.
  • Лев, как и орел, животное. символизирующее господство, часто фигурирует в геральдике и характеризуется в баснях как "царь зверей". Символ бдительности и неусыпной и духовной, крепости - поскольку считалось, что он спит с открытыми глазами. Часовой, поддерживающий устои церкви. Символ воскресения, т.к. считалось, лев вдыхает жизнь в львят, рождающихся мёртвыми. Поэтому льва стали связывать с воскресением из мертвых и сделали его символом Христа. Раннехристианский текст "Физиологус" так рассказывает об удивительных обстоятельствах рождения львят: "Когда львица производит на свет детеныша, то она рождает его мертвым и бодрствует у тела до тех пор, пока на третий день не приходит отец и не начинает дуть ему в физиономию... (львица) сидит напротив него целых три дня напролет и смотрит на него (на детеныша). Но если она отведет взгляд, то он не будет оживлен".Лев-самец пробуждает его, вдувая ему в ноздри жизненное дыхание. Лев становится эмблемой Иисуса Христа (ср. также Лев как эмблему ветхозаветного Иуды, из рода которого происходит Иисус Христос) и многих святых (Марка, Иеронима, Игнатия, Адриана, Евфимии и др.). В Ветхом завете с Львом сравниваются Иуда, Дан, Саул, Ионафан, Даниил и др., а сам Лев характеризуется как «силач между зверями».
  • Левое и правое - по правую руку Христа принято помещать праведников, а по левую - грешников. Нераскаявшийся всегда по левую руку Спасителя. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые о правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное нам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
  • Лиса - символ жадности и хитрости, нечестия и лукавства. Как традиционно устоявшийся символ хитрости и коварства, лиса стала символом дьявола. Изображения лисы часто появлялись в средневековой скульптуре, в эпоху Возрождения лиса стала основным персонажем книжных иллюстраций. Красноватый окрас её меха напоминает огонь, что (наряду с рысью и белкой) причисляет его к охвостью (свите) дьявола. Негативная оценка лиса находит свое выражение также в средневековых книгах о животных, например, когда речь идет о том, что он как обманщик и хитрец животное непревзойденное. "Когда он голоден и не находит ничего пожрать, так роется он в красной глине, пока не станет похож на окровавленного, растянется, как убитый, и сечет по сторонам. Птички видят, как он якобы истек кровью и язык отвалил, да и думают, что издох. Они на него, а он-то их тут-то и ловит, и жрет. Таков и дьявол: перед живущими он притворяется мертвым, пока в свои расчеты нс заманит, да и совратит" (Унтеркирхер). "Лис на гербовых щитах ли.На знаменах ли вообще означает ум лукавый, и у таковых, если их на гербах возводят, слово и дело едины суть".
  • Лодка является символом церкви, посредством которой можно спастись; сеть - христианское вероучение, а рыбы -люди ("человеки"), обращенные в христианскую веру. Многие ученики Иисуса до их призвания на апостольское служение были рыбаками. Иисус мог называть их «ловцами человеков», как бы намекая на их прежнюю профессию. Ктому же он сравнивает Царство Небесное с неводом, закинутым в море и захватившим рыб разного рода. Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.
  • Луна и Солнце - луна символизирует Ветхий завет, а солнце - Новый завет, и как луна получает свой свет от солнца, так Закон (Ветхий завет) становится понятным лишь при освещении его Евангелием (Новым заветом). Иногда солнце символизировалось звездой, окруженной языками пламени, а луна - женским ликом с серпом. Имеются также объяснения фигур солнца и луны как указания на две природы Христа, или как символов самого Христа (солнце) и церкви (луна).
  • Медный рукомойник и полотенце символизируют девственную чистоту.
  • Меч - символ справедливости. Св. Павел сам объясняет нам этот символ в Послании к Ефесянам: «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие».
  • Обезьяна - у христиан раннего средневековья - символ дьявола и обозначение скорее язычества, нежели человеческой греховности. В готическую эпоху обезьяна обычно изображалась с яблоком в зубах, как символ грехопадения Адама и Евы. В христианском искусстве обезьяна является символом греха, злобы, коварства и вожделения. Она также может символизировать нерадивость души человеческой - слепоту, жадность, склонность к грехопадению. Иногда в облике обезьяны изображают сатану, сцены с закованным животным могли означать триумф истинной веры. Иногда в сценах поклонения волхвов обезьяна присутствует вместе с другими животными.
  • Олень - оленя обычно изображают возле родников. Это символ души, которая жаждет Бога. Псалмопевец говорит: " Как олень стремится к водным потокам, так и душа моя стремится к Тебе, Боже".
  • Орёл , возносящийся к солнцу - символ вознесения. Орел - символ души, которая ищет Бога, в противоположность змее, которая символизирует диавола. Обычно орла считают символом Воскресения. Такое толкование основано на раннем представлении, что якобы орел, в отличие от других птиц, летая вблизи солнца и окунаясь в воду, периодически обновляет свое оперение и возвращает себе молодость. Это толкование далее раскрывается в Псалме 102:5: «... обновляется, подобно орлу, юность твоя». Кроме того, орел часто служит символом новой жизни, начавшейся с крещенской купели, а также души христианина, которая крепнет, благодаря добродетели. «А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы...». Орел способен парить в воздухе, поднимаясь так высоко, пока не скроется из виду, а также пристально" смотреть на палящее полуденное солнце. По этой причине он стал символом Христа. В более общем смысле он символизирует справедливость или такие достоинства, как храбрость, веру и религиозное размышление. Реже, когда орел изображается в качестве жертвы, он олицетворяет демона, пленяющего души, или грех гордыни и мирской власть. Евангелист Иоанн справедливо сравнивается с орлом,он, как кто-то написал, «от начала до конца своего Благовествования парит на орлиных крыльях до самого Престола Господня». В более общем смысле орел стал символом вдохновляющей идеи Евангелий. Именно исходя из этого толкования, аналои, с которых читались Евангелия, часто делались в форме орла, расправившего крылья.
  • Пеликан - согласно античной легенде, переданной Плинием Старшим, пеликан, дабы спасти от смерти своих птенцов, отравленных ядовитым дыханием змеи, кормит их своей кровью, которую он источает из нанесенной себе клювом раны на груди. Пеликан, питающий детей своей кровью, — символ жертвенной смерти Христа. Так пеликан стал символом Иисуса Христа, Который в Евхаристии кормит нас своим Телом и Кровью.
  • Песочные часы традиционно символизируют быстротечность времени и смертность всего сущего.
  • Плетка в руке - трехузельная плетка - символ того орудия, которым Амвросий бичевал еретика Ария и его последователей (ариан); три узла - символ св. Троицы.
  • Прозрачный берилл , пропускающий свет - образ христианина, озарённого светом Христа.
  • Пятнадцать ангелов - пятнадцать есть число добродетелей: четыре «кардинальные» - смелость, мудрость, умеренность, справедливость, три «богословские» - вера, надежда, любовь и семь «основных» - смирение, щедрость, целомудрие, довольство своим, воздержанность, спокойствие, упование. И еще две - набожность и покаяние. Всего получается шестнадцать, однако умеренность и воздержанность, в сущности, одно и то же. Таким образом, разных добродетелей всего пятнадцать. Тридцать три ангела - соответствует числу прожитых Христом лет.
  • Руки, крестообразно сложенные на груди - жест глубокого почитания и благоговения.
  • Рыба - в Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет "ловцами человеков", а Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода". В первые века христианства люди носили на шее стеклянных, перламутровых или каменных рыбок - будущие нательные кресты. Евхаристическое значение рыбы связывается с прообразовательными евангельскими трапезами: насыщением народа в пустыне хлебами и рыбами, трапезой Христа и апостолов на Тивериадском озере по Воскресении, которая нередко изображается в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей. В Писании Христос говорит: "Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?". По мысли толкователей образ рыбы относится ко Христу как истинному Хлебу Жизни, в противоположность змее, которая символизирует диавола. Изображение рыбы нередко сочетается с изображением корзины с хлебами и вином, и таким образом символ рыбы связывается с Самим Христом. Выше мы писали, что этой соотнесенности способствует и графический облик греческого названия рыбы. Символика рыбы оказывается связанной и с таинством Крещения. Как говорит Тертуллиан: "Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде." Это важный и часто использованный первыми христианами символ. Рыба была для них во первых символом возрождения от водою - св. крещения. Водозаборник, где происходило крещение, назывался по латыни писцыною, что значит рыбный бассейн. А тот кот при крещении в него погружался, назывался рыбою, по-гречески ihtis. " Мы рыбы, - говорит Тертуллиан, - и не можем иначе спастись, как только в воде" - т.е. через крещение. Греческое слово ihtis (рыба) , было символом Христа еще и потому что каждая литера в греческом языке составляет слова Иисус Христос, Божий Сын Спаситель. (Isus Hristos Teu Ius Soter). Очевидно, символ Рыба был знаком, по которому ранние христиане находили и распознавали друг друга, — особенно во времена гонений. Нацарапанный на стене, на полу рыночной площадиили возле фонтана, в местах скопления людей, он позволял странствующим христианам узнавать о том, где собираются их братья по вере.
  • Рыба с монетой во рту - символ Чуда, совершенного Иисусом Христом. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя. Он совершает чудо: если Иисус знал, что во рту рыбы, которая первой попадется Петру окажется проглоченная ею монета, - Он всеведущ. Если же Он монету эту сотворил у нее во рту - Он всемогущ.
  • Свеча в подсвечнике должна читаться: "Мать поддерживает Сына, как подсвечник свечу".
  • Свинья (Вепрь ) - служит олицетворением демона чувственности и обжорства, и поэтому она часто выступает одним из атрибутов Антония Великого, который одержал победу над этим демоном. Ненасытность, эгоизм, похоть, упрямство, невежество, но и материнство, плодовитость, процветание и удача. Позитивное отношение к свиньям в большинстве мифов контрастирует с их в основном отрицательной символикой в мировых религиозных традициях.
    В христианской живописи нередко изображается сцена изгнания бесов из одержимого. Иисус позволил им войти в стадо из 2000 свиней, которые затем бросились со скалы в море. В христианском искусстве свинья символизирует ненасытность и похоть (попираемые обычно аллегорической фигурой Целомудрия), а также лень. Притча об изгнании Иисусом из двух одержимых бесов, которые вошли затем в стадо свиней (Евангелие от Матфея, символизирует стремление человека очищаться от чувственных излишеств.
  • Семь колокольчиков (цветы) - имеют двойное символическое значение: во-первых, намекают на семь скорбей Девы Марии и, во-вторых, указывают на семь даров Святого Духа: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится».
  • Сердце . Встречается в изображениях начиная с XV столетия. Часто излучает языки пламени («пламенное сердце»), что символизирует духовное горение.
  • Сеть - христианское вероучение.
  • Скорпион - указывает на жизнь отшельника в пустыне. Скорпион, кусающий хвостом, воплощал лживость. Скорпион - один из символов зла. Жало, находящееся на конце хвоста скорпиона, содержит в себе яд, и человек, ужаленный скорпионом, испытывает ужасные муки. О нем часто упоминается в Библии: «...и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека» (Откр. 9:5). Из-за своей предательской манеры жалить скорпион сталсимволом Иуды. Скорпион как символ предательства присутствовал на флагах и щитах солдат, которые участвовали в распятии Христа. Из-за своего предательского, часто смертельного укуса является символом Иуды. В средневековом искусстве - знак смертельного предательства, иногда зависти или ненависти. Скорпион встречается также как атрибут аллегорической фигуры Африки и Логики (возможно, как символ последнего аргумента).
  • Собака - Ранние комментаторы Библии придерживались низкого мнения о собаке - как символе нечестивости. Более поздние отцы церкви, а затем и другие средневековые авторы изменили отношение к ней. В эпоху Возрождения собака на портретах ученых-гуманистов и религиозных деятелей стала как бы символом преданности истине. Собаки охотника - (их обычно четыре) персонифицируют четыре добродетели, о чем свидетельствуют относящиеся к ним латинские надписи: "Misericordia" (милосердие), "Justitia" (справедливость), "Pax" (мир), "Veritas" (истина).
  • Страус, откладывающий яйца в песок и забывающий их высиживать - образ грешника, не помнящего долга перед Богом.
  • Стрела или луч , пронзающие сердце. Это аллюзия на слова св. Августина из «Исповеди», касающиеся Божественной любви: «Sagittaveras tu cor nostrum caritatr tua et gestabamus verba tua transfxa visceribus» («Ты уязвил сердце наше любовью Твоею, и в нем хранили мы слова Твои, пронизавшие утробу нашу»). Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона. При первом принесении Иисуса в жертву в Храме присутствовал Симеон, муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева. По вдохновению Святого Духа он пришел в Храм и, взяв Младенца на руки, спел свою последнюю песнь "Ныне отпускаешь", а Его удивленной Матери изрек пророчество: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец". В этом пророчестве три предсказания, каждое из них относится к кому-то одному: к Иисусу ("Сей"), Израилю и Марии.
  • Три гвоздя стали одним из символов святой Троицы. В искусстве вплоть до XV века Христос изображался пригвожденным четырьмя гвоздями - по одному гвоздю на каждую руку и ногу. Позднее западноевропейские художники - изображают три гвоздя: ноги крест-накрест прибиты одним гвоздем. Наши грехи уничтожены, потому что Бог «пригвоздил [их] ко кресту».
  • Туфли, сброшенные с ног - символ святости места, где происходит событие. Такое толкование основывается на словах Бога, обращенных к Моисею, представшему перед горящим кустом: «Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».
  • Флаг триумфа — белое знамя с красным крестом. Этот образ появляется в так называемом Ратманнском миссале середины XII века (Хильдесхейм, кафедральный собор). Христос делает решительный шаг, переступая через передний край саркофага; он держит крест с укрепленным на нем стягом; с этого времени флаг - знак его победы над смертью - становится характерной особенностью всех последующих изображений Воскресения Христа. В качестве эмблемы Доброго Пастыря иногда изображалось знамя с крестом, прикрепленное к пастушескому посоху.
  • Хлеб и вино - "И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая".
  • Хлеб изображается в виде колосьев (снопы символизируют собрание Апостолов), или в виде хлебов причащения. В катакомбах ранних христиан на стенах можно увидеть изображение: рыба несет на спине корзину с хлебами и бутылью алого вина - так тогда изображали Христа, несущего причастие. Корзина - это образ огромного пирога, от которого достанется всем, как во время оно тысячи людей были накормлены несколькими хлебами и рыбами (насыщение Иисусом Христом пяти тысяч человек пятью хлебами).
  • Цветы - символизируют новую жизнь: Господь пришел на землю - и расцвели цветы. Цветы были привычным украшением на гробах мучеников в катакомбах как символ проходящей человеческой жизни. В книге Иова читаем: "Человек, который родится от женщины, веком короткий и тревоги полный. Вырастает словно цветок, и вянет, и бежит тенью без остановки". Св. Апостол Петр поучает: "Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве, засохла трава, и цвет ее опал".
  • Чаша, из которой вылезает змея. Происхождение этого атрибута восходит к средневековой легенде, согласно которой жрец языческого храма Дианы в Эфесе подал Иоанну испить отравленную чашу, дабы испытать силу его веры. Иоанн, испив, не только остался жив, но и воскресил двух других, которые до него выпили из этой чаши. Со времен Средневековья чаша стала символом христианской веры,а змея - Сатаны.
  • Череп - в качестве символа победы духа над плотью. Символ смертности всего сущего, обычно изображавшийся в сценах смерти и погребения. Другое основание присутствия черепа - включение в картину мотива Memento mori (лат. - Помни о смерти).
  • Четки - символ набожности и символ служения Церкви и людям. Четки - предельно простая и в то же время предельно емкая и впечатляющая модель времени. С одной стороны, в четках мы видим, что бусинки - они связаны одной нитью - это некий континуум. С другой стороны, есть и корпускулы временные.
  • Четыре женски

: Хи=Х и Ро=Р. Хотя технически Хи Ро не является крестом, он ассоциируется с распятием Христа и символизирует его статус Господа. Считается, что первым использовал Хи Ро в начале IV в. н.э. император Константин, украсив им лабарум, военный штандарт. Как отмечает христианский апологет IV века Лактанций, в канун битвы у Мильвийского моста в 312 г. н.э. Константину явился Господь и приказал нанести изображение Хи Ро на щиты воинов. После победы Константина в битве у Мильвийского моста Хи Ро стал официальной эмблемой империи. Археологи нашли доказательство того, что Хи Ро был изображен на шлеме и щите Константина, равно как и его солдат. На монетах и медальонах, которые чеканили в эпоху правления Константина, также был высечен Хи Ро. К 350 г. н.э. изображения стали появляться на христианских саркофагах и фресках.

Философ А.Н. Уайтхед говорил, что настоящие символы способны менять ход истории. Символ чаши является очень значимым. В XV веке произошло событие, после которого чаша стала олицетворением мужества чешского священника Яна Гуса. Он принял мученическую смерть за то, что поделился своим питьем с прихожанами в обход правил римской церкви, разрешающих делить вино только со священниками. За свой поступок он был сожжен на костре. Другая подобная история произошла со сторонниками унитарианства, которые тоже подвергались преследованиям за попытку демократизации религиозных институтов.

Ихтус (их-тус) или ихтис по-гречески значит «рыба».
Греческие буквы, которыми писалось слово: йота, хи, тета, ипсилон и сигма. В английском переводе это IXOYE. Пять названных греческих букв – это первые буквы слов Iesous Christos, Theou Uios, Soter, что значит «Иисус Христос, сын божий, Спаситель».
Этот символ использовался преимущественно среди ранних христиан в I-II вв. н.э. Символ был завезен из Александрии (Египет), которая в то время была многолюдным морским портом. Товары шли из этого порта по всей Европе. Вот почему символ ихтис первыми стали использовать моряки для обозначения близкого им бога.

Тау-крест

После видения у распятия Сан-Дамиано Святой Франциск выбрал в качестве своей эмблемы более древний символ искупления: Тау-крест.
В комментариях к писаниям Израиля ранние христианские авторы использовали греческий перевод этого символа – Септуагинта, в котором последняя буква еврейского алфавита, тау, читалась по-гречески как «т». Стилизованное воплощение последней буквы еврейского алфавита крест Тау стал символизировать отмену непослушания старого Адама и превращение Христа в нашего Спасителя, нового Адама.


Латинский крест, также известный как протестантский крест и западный крест.
Латинский крест (crux ordinaria) служит символом христианства, несмотря на то, что он задолго до основания христианской церкви он являлся символов язычников.
Он был создан в Китае и Африке. Его изображения встречаются на скандинавских изваяниях Бронзового века, воплощающих образ бога войны и грома Тора. Крест считается магическим символом. Он приносит удачу и отгоняет зло. Одни ученые интерпретируют наскальные изображения креста как символ солнца или символ Земли, лучи которого обозначают север, юг, восток и запад. Другие указывают на его схожесть с человеческой фигурой.

Агнец: символ Христа как пасхального жертвенного агнца, а также символ для христиан, напоминавший им о том, что Христос – наш пастырь, и Петр велел кормить его овцу. Агнец также служит знаком Святой Агнессы (ее день отмечается 21 января), мученицы раннего христианства.


Голубь

Голубь: символ Святого Духа, часть культа Крещения Господня и Пятидесятницы. Он также символизирует после смерти, используется для вызова голубя Ноя, предвестник надежды.


Роза

Роза: Святая , Матерь божья, символ мученичества, тайны исповеди. Пять роз, объединенных вместе, обозначают пять ран Христа.

Якорь

Изображения этого символа на кладбище Святой Домитиллы относят к I веку, они также встречаются в катакомбах в эпитафиях II и III веков, но особенно много их на кладбище Святой Присциллы (только здесь около 70 образцов), Святого Каликста, Coemetarium majus.Смотрите Послание к Евреям 6:19.


Иерусалимский крест также известен как Крест крестоносцев, он состоит из пяти греческих крестов, которые символизируют: a) пять ран Христа; б) 4 Евангелие и 4 стороны света (4 креста поменьше) и самого Христа (большой крест). Крест был общим символом во время войн с исламскими агрессорами.

состоит из греческого креста с греческой буквой «Х» - начальной буквой слова Христос, символизирующего возрождение, и поэтому он ассоциируется с обрядом Крещения.

Крест Петра когда Петр был приговорен к мученической смерти, он попросил распять его вниз головой из уважения к Христу. Так, перевернутый латинский крест стал его символом. Кроме того, он служит символом папства. К сожалению, этот крест используется также сатанистами, цель которых – «переворот» христианства (см., например, их «Черную мессу»), в том числе латинского креста.

Вся православная символика – это олицетворение жизни Христа Спасителя: его распятия, воскресения, вознесения.

Изначально символы использовались как тайнопись, помогавшая христианам узнавать друг друга в периоды враждебных гонений.

Позднее, изображения приобрели глубокий философский смысл. Каждый знак имеет свою историю возникновения, свое значение.

Почему рыба – символ христианства

ИХТИС (рыба) – сокращение, появившееся при переводе выражения «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» с греческого языка, путем сложения первых букв.

Рядом с Иисусом было много апостолов – рыбаков. Он называл их «ловцами человеков», а себя ассоциировал с Альфой и Омегой (началом и концом всего живого). Изображая рыбу, христиане проповедовали свою веру и узнавали единоверцев.

По некоторым источникам, рыба стала символом благодаря своей легкодоступности.

Что символизирует якорь

Знак появился в начале нашей эры. В Греции изображался на монетах как надежда на светлое будущее. В Древнем Риме — олицетворял возвращение домой после долгих путешествий.

Большую известность имел амулет с изображением дельфина и якоря: дельфин – знак быстроты, якорь – сдержанности.

Знак святых

Атрибутами святых являлись одежда, звери, различные предметы, изображаемые рядом.

Святых мучеников рисовали с орудием своих пыток или казни, или с животными, являвшимся им во сне.

Некоторые святые на разных картинах изображались по-разному. Это объясняется тем, что про одного святого могло ходить много историй и легенд.

Христианский символ Троицы

Многие путают понятия «Троица» и «Трехликость». Чем же они отличаются?

Бог един, но имеет 3 лица: Отец, Сын, Святой Дух. А Святая Троица – это единое слияние, где один — плавно переходит в три, а три — становится одним.

Раньше символом был круг, внутри которого располагался треугольник. Одинаковые стороны фигуры означали триединство и вечную жизнь. Иногда изображение было в виде трех зайцев, уши которых соединялись в треугольник. Современный знак Троицы – орнамент, вплетенный в круг.

Голубь в христианстве

Существует повествование, как голубь во время всемирного потопа прилетел к Ною, держа в лапах оливковую ветвь. Оповестив о Божьей милости, птица стала символом мира и добра.

Другое предание гласит, что злые духи могут облачиться в кого угодно, кроме голубя. Поэтому он символизирует чистоту и надежду, правду и непорочность.

Значения:

  • птица с оливковой ветвью — новая жизнь, познавшая Иисуса Христа;
  • стая голубей – верующие;
  • белая голубка – спасенная душу, прошедшая этапы очищения;
  • пара голубей – любовь и крепкая семья.

Раннехристианские символы

Их количество не так мало, как кажется: оливковая ветвь, павлин, корабль, колосья хлеба и т.д. Рассмотрим самые известные.


Крест «Виноградная лоза»

Это восьмиконечный крест с изображением тонких ветвей винограда. Иногда в центре может изображаться Спаситель.

Виноград – олицетворение мудрости и бессмертия. Служители церкви – ветви, а гроздья – знак Причащения. Листья и ягоды символизируют жертву Христа собой ради людей. Такой крест всегда будет напоминать о любви Бога к каждому, кто в него верит.

Библейские символы

Самые распространенные:

  • антихрист – дьявол;
  • белые одежды – праведность Христа;
  • бодрствовать – хранить веру;
  • бросать пыль к небу – негодование;
  • венец – награда;
  • ветер – война;
  • ворота – место суда;
  • глина – человек;
  • дырявый кошелек – напрасные приобретения;
  • звезда – ангел;
  • змей – сатана;
  • лев – сила;
  • плоть и кровь – человеческое разумение.

Символ Иисуса Христа

Главным символом Иисуса Христа является «крест». Для искупления грехов всего человечества, Иисус принес себя в жертву. Крест – олицетворение жертвенной победы над злыми деяниями.

Неверующие считают, что поклонение кресту – это поклонение орудию казни. Но верующие знают — это символ жизни, спасения человечества.

Иконописцы часто рисуют возле креста Богородицу и Иоанна Богослова. Череп у подножия – знак смерти. Образ наполнен благодатной силой, почитая его, человек восхваляет Бога.

Символы апостолов

Каждый апостол изображается с определенным атрибутом.

Например, апостол Петр изображается с ключами в руках.

Они подарены Иисусом, открывают врата Царства Божия.

Апостол Павел изображается с орудием своей казни. Варфоломей – проповедник христианства, был замучен в одном из городов Армении – с него содрали кожу, потом распяли. Атрибуты – собственная кожа и нож.

Иаков Старший – ученик Христа, лишившийся жизни в Иерусалиме. Приходя на его могилу, паломники забирали с собой ракушки. Это означало, что они добрались до цели. Так и стали изображать его с посохом, в шляпе и с ракушкой.

Фома – нарисован с копьем, которым был пронзен. Иуда держит в руках мешочек денег. Он помогал нищим, но был жадным. Изображают его с рыжей бородой – это цвет трусости и предательства.

Символика храма

Каждый фрагмент храма имеет определенное значение.

Форма храма:

  • крест – спасение от дьявола, вход в рай;
  • круг – нерушимость Церкви;
  • восьмиконечная звезда – спасение человеческой души.

Форма купола:

  • шлемовидная – борьба Церкви со злом;
  • в виде луковицы – пламя свечи.

Цвет купола:

  • золотой – посвящен Христу;
  • синий со звездами – Пресвятой Богородице;
  • зеленый – Троице.

Православный храм – это собрание множества таинств, значения которых может понять только истинно верующий человек.

Посещая храмы и открывая церковные книги, мы сталкиваемся с большим количеством всевозможной религиозной символики, значение которой порой бывает не вполне понятно. Особенно это ощутимо, когда приходится рассматривать иконы, а также фрески, картины или гравюры, созданные на библейские сюжеты много веков назад. Чтобы понять их тайный язык, познакомимся с некоторыми наиболее часто используемыми в них символами и поговорим об их происхождении.

Тайные знаки первых христиан

Наиболее ранние христианские символы встречаются на стенах римских катакомб, где последователи учения Иисуса Христа в обстановке жестокого гонения со стороны властей тайно совершали богослужения. Эти изображения отличаются от тех, что сегодня мы привыкли видеть на стенах наших храмов. Древние христианские символы носили характер тайнописи, объединявшей единоверцев, и тем не менее в них уже заключался вполне определённый богословский смысл.

Христиане первых веков не знали икон в том виде, в котором они существуют сегодня, и на стенах катакомб изображали не Самого Спасителя, а лишь символы, выражающие те или иные стороны его сущности. При внимательном их изучении раскрывается вся глубина богословия ранней Церкви. Среди наиболее часто встречающихся образов можно увидеть Доброго пастыря, Агнца, корзины с хлебами, виноградные лозы и многие другие символы. Несколько позже, уже в V-VI веках, когда христианство из гонимой властями секты превратилось в государственную религию, к ним прибавился Крест.

Христианские символы и их значения, малопонятные оглашенным, то есть людям, ещё не посвящённым в смысл учения и не принявшим Святое Крещение, являлись своего рода наглядной проповедью для членов Церкви. Они становились продолжением произносимых им перед толпами слушателей, но смысл которых он раскрывал лишь близкому кругу своих учеников.

Первые символические изображения Спасителя

Одним из наиболее ранних символических сюжетов катакомбной живописи является сцена «Поклонения волхвов». Исследователями было обнаружено двенадцать таких фресок, датируемых II веком, то есть выполненных примерно через столетие после событий, описанных в Евангелии. В них заложен глубокий богословский смысл. Восточные мудрецы, пришедшие поклониться Рождеству Спасителя, как бы свидетельствуют о предсказанности его появления древними пророками и символизируют собой неразрывную связь между Ветхим и Новым Заветом.

Примерно в тот же период на стенах катакомб появляется надпись, выполненная греческими буквами ΙΧΘΥΣ (в переводе - "рыба"). В русском прочтении она звучит как «Ихтис». Это акроним, то есть устойчивый вид аббревиатуры, получившей самостоятельное значение. Он образован из начальных букв греческих слов, составляющих выражение «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», и в нём заключён основной символ христианской веры, подробно изложенный затем в документах Никейского Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Малой Азии. Добрый Пастырь, а также Ихтис считаются первыми изображениями Иисуса Христа в искусстве раннехристианского периода.

Любопытно заметить, что в раннехристианской символике этому акрониму, обозначавшему Сына Божьего, сошедшего в мир, действительно соответствовало изображение рыбы. Учёные находят этому несколько объяснений. Обычно указывают на учеников Христа, многие из которых изначально были рыбаками. Кроме того, вспоминают слова Спасителя о том, что Царство Небесное подобно закинутому в море неводу, в котором оказываются рыбы разного рода. Сюда же относят и многочисленные Евангельские эпизоды, связанные с ловом рыбы и насыщением ею алчущих (голодных).

Что такое Хризма?

Символы христианского учения включают в себя и такой весьма распространённый знак, как «Хризма». Появился он, как принято полагать, ещё в апостольские времена, но широкое распространение получил с IV века, а представляет собой изображение греческих букв Χ и Ρ, являющимися началом слова ΧΡΙΣΤΟΣ, что означает Мессия или Помазанник Божий. Часто в дополнение к ним справа и слева ставились греческие буквы α (альфа) и ω (омега), напоминающие слова Христа о том, что он является Альфой и Омегой, то есть началом и концом всего сущего.

Изображения этого знака часто встречается на монетах, в мозаичных композициях, а также на рельефах, украшавших саркофаги. Фото одного из них приводится в статье. В российском православии Хризма приобрела несколько иной смысл. Буквы Х и Р расшифровывают как начало русских слов Христос Родился, что сделало этот знак символом Боговоплощения. В оформлении современных церквей он встречается столь же часто, как и прочие наиболее известные христианские символы.

Крест - символ Христовой веры

Как это ни странно, но первые христиане не поклонялись Кресту. Основной символ христианской веры получил распространение лишь в V веке. Первые христиане его изображений не делали. Однако после своего появления он в течение короткого времени стал обязательной принадлежностью каждого храма, а затем и нательной символикой верующего человека.

Нужно заметить, что на древнейших распятиях Христос изображался живым, облачённым в одежды, а зачастую и увенчанным царской короной. Более того, Ему, как правило, придавался торжествующий облик. гвозди, а также раны и кровь Спасителя появились лишь в изображениях, датируемых IX веком, то есть в период позднего Средневековья.

Агнец, ставший искупительной жертвой

Многие христианские символы берут начало от своих ветхозаветных прообразов. Среди них ещё одно изображение Спасителя, выполненное в виде Агнца. В нём заключён один из основополагающих догматов религии о жертве, принесённой Христом во искупление грехов людских. Как в давние времена агнец отдавался на заклание во умилостивление Бога, так теперь сам Господь возложил на жертвенник Своего единородного Сына для избавления людей от тяжести первородного греха.

В раннехристианские времена, когда последователи новой веры были вынуждены соблюдать конспирацию, этот символ был весьма удобен тем, что его смысл могли понять лишь посвящённые. Для всех прочих он оставался безобидным изображением ягнёнка, которое можно было, не скрываясь, наносить где угодно.

Однако на Шестом состоявшемся в 680 году в Константинополе, этот символ был запрещён. Вместо него предписывалось на всех изображениях придавать Христу исключительно человеческий облик. В пояснении говорилось, что таким образом будет достигаться большее соответствие исторической правде, а также создаваться простота в его восприятии верующими. С этого дня началась история иконографии Спасителя.

Этот же собор издал ещё одно постановление, не утратившее силу до настоящего времени. На основании этого документа запрещалось делать любые изображения Животворящего Креста на земле. В пояснении вполне логично и здраво указывалось, что недопустимо попирать ногами то, благодаря чему все мы были избавлены от проклятия, тяготевшего над человечеством после первородного грехопадения.

Лилия и якорь

Существуют также христианские символы и знаки, порождённые Священным Преданием и Писанием. Одним из них является стилизованное изображение лилии. Его появление связано с тем, что, согласно легенде, Архангел Гавриил, явившись Деве Марии с благой вестью о её великом предназначении, держал в руке именно этот цветок. С тех пор белая лилия стала символом непорочности Пресвятой Девы.

Это стало причиной того, что в средневековой иконописи вошло в традицию изображать с лилией в руках святых, прославившихся чистотой своей жизни. Тот же символ восходит и к дохристианским временам. В одной из ветхозаветных книг, носящей название «Песнь Песней», говорится, что храм великого царя Соломона украшался лилиями, что связало этот цветок с образом мудрого правителя.

Рассматривая христианские символы и их значения, необходимо также вспомнить изображение якоря. Оно вошло в обиход благодаря словам апостола Павла из его «Послания к евреям». В нём поборник истинной веры уподобляет надежду на исполнение безопасному и крепкому якорю, незримо соединяющему членов Церкви с Царством Небесным. Вследствие этого якорь стал символом надежды на спасение души от вечной смерти, и его изображение можно часто встретить среди прочей христианской символики.

Изображение голубя в христианской символике

Как уже говорилось выше, содержание христианских символов зачастую следует искать среди библейских текстов. В связи с этим уместно вспомнить изображение голубя, имеющее двойное толкование. В Ветхом Завете ему была отведена роль носителя благой вести, когда с оливковой ветвью в клюве он возвратился в ковчег Ноя, давая знать, что воды потопа отступили, и опасность миновала. В данном контексте голубь сделался и благоденствия в рамках не только религиозной, но и общепринятой во всём мире символики.

На страницах Нового Завета голубь становится зримым олицетворением Святого Духа, сошедшего на Христа в момент Его крещения в Иордане. Поэтому в христианской традиции его изображение приобрело именно это значение. Голубь символизирует собой третью ипостась единого Бога - Святой Троицы.

Образы, символизирующие четырёх евангелистов

К Ветхому Завету, а точнее, к Псалтири, составляющей одну из его книг, относится образ орла, символизирующего собой юность и силу. Основанием для этого стали слова, приписываемые царю Давиду и заключённые в сто втором псалме: «Обновится яко орля (как орёл) юность твоя». Неслучайно именно орёл стал символом апостола Иоанна - самого молодого из евангелистов.

Уместно будет также упомянуть христианские символы, обозначающие авторов остальных трёх канонический Евангелий. Первому из них - евангелисту Матфею - соответствует изображение ангела, воплощающего собой образ мессианского предназначения Сына Божия, посланного в мир для его спасения. Следом за ним идёт евангелист Марк. Рядом с ним принято изображать льва, символизирующего царское достоинство Спасителя и Его могущество. Третьим благовестником (слово «Евангелие» в переводе означает «благая весть») является евангелист Лука. Ему сопутствует жертвенный агнец или телец, подчёркивающий искупительное значение земного служения Сына Божьего.

Эти символы христианской религии неизменно встречаются в росписи православных храмов. Обычно их можно видеть помещёнными с четырёх сторон свода, поддерживающего купол, в центре которого, как правило, изображается Спаситель. Кроме того, они же вместе с образом Благовещения по традиции украшают Царские врата.

Символы, значение которых не всегда понятно

Нередко у посетителей православных храмов вызывает удивление встречающееся в них изображение шестиконечной звезды - такой же, как на государственном Казалось бы, какую связь могут иметь православные христианские символы с этим сугубо иудейским знаком? На самом деле удивляться тут нечему - шестиконечная звезда в данном случае лишь подчёркивает связь Новозаветной Церкви с её Ветхозаветной предшественницей, и к политике не имеет никакого отношения.

Кстати, попутно вспомним и также являющую собой элемент христианской символики. В последние годы ею часто украшают верхушки рождественских и новогодних ёлок. Она призвана изображать ту которая в Рождественскую ночь указывала волхвам дорогу к пещере, в которой появился на свет Спаситель.

И ещё один символ, вызывающий вопросы. В основании крестов, венчающих купола православных храмов, часто можно видеть полумесяц, помещённый в горизонтальном положении. Поскольку сам по себе он принадлежит к мусульманской религиозной атрибутике, то нередко такую композицию истолковывают неправильно, придавая ей выражение торжества христианства над исламом. В действительности это не так.

Лежащий горизонтально полумесяц в данном случае является символическим изображением христианской церкви, которой придан образ корабля или челна, перевозящего верующих через бурные воды житейского моря. Кстати, этот символ также относится к числу наиболее ранних, и его можно увидеть в том или ином варианте на стенах римских катакомб.

Христианский символ Троицы

Прежде чем говорить об этом важном разделе христианской символики, следует заострить внимание на том, что, в отличие языческих триад, в состав которых всегда входили три независимых и отдельно «существовавших» божества, христианская Троица представляет Собой единство трёх Её ипостасей, неразрывных между собой, но и не слитных в единое целое. Бог един в трёх лицах, каждое из которых выявляет одну из сторон Его сущности.

В соответствии с этим начиная с периода раннего христианства создавались символы, предназначенные для зрительного воплощения этого триединства. Наиболее древними из них являются изображения трёх переплетающихся между собой колец или рыб. Они были обнаружены на стенах римских катакомб. Наиболее ранними их можно считать по той причине, что сам догмат Святой Троицы, появившись лишь в конце II века, получил развитие в последующее столетие, а официально закреплён был в документах Никейского собора 325 года, о котором уже упоминалось выше.

Также к элементам символики, означающим Святую Троицу, хотя и появившимся, как принято считать, несколько позже, следует отнести равносторонний треугольник, иногда обведённый кругом. Как и все прочие христианские символы, он имеет глубокий смысл. В данном случае подчёркивается не только но и Его бесконечность. Часто внутри его помещается изображение глаза, а точнее, ока Божьего, указывающее на то, что Господь всевидящ и вездесущ.

История Церкви знает и более сложные по начертанию символы Святой Троицы, появлявшиеся в те или иные периоды. Но всегда и во всех изображениях неизменно присутствовали элементы, указывающие на единство и в то же время неслиянность трёх составляющих его элементов. Их можно часто видеть в оформлении многих действующих ныне храмов - как восточных, так и относящимся к западным направлениям христианства.

Давайте поговорим о символике Православной церкви. Почему о символике, да потому что любой символ несет в себе определенный сокральный смысл, свою сокральную нагрузку.

Основным символом РПЦ является как известно крест. Этот символ присутствует везде, от нательного, до венчающего маковки Православных Храмов и монастырей. И вот что интересно, по каким то причинам внешний вид крестов на куполах Храмов самым непостижимым образом в последнее время стал меняться. Давайте проиллюстрируем это.

Новые кресты, устанавливаемые на куполах храмов:

В селе Умай Вадского района освящены кресты для воздвигаемого Спасского храма

Крест Храма Серафима Саровского в Медведково

А вот кресты на куполах исторических памятников, переданных государством РПЦ

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Софийский Собор в Вологде

Вот как трактуют элементы креста священнослужители:

Всякий, видевший православный крест, обращал внимание на его косое подножие, правда не всегда оно присутствовало на крестах. Но не многие знают, что это подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда, как нас уверяют священники.
Если вспомнить распятие Иисуса Христа, то не обойтись без рассказа о двух разбойниках, распятых рядом с Ним. Один из разбойников раскаялся в грехах, поверил на кресте в Иисуса и вошел вместе с ним в Царствие Небесное. Другой злодей так и остался нераскаянным. Так и в жизни каждого человека — крест служит мерилом его духовного состояния. Либо под тяжестью грехов перекладина весов опускается вниз, либо, облегченная раскаянием, поднимается вверх.
Шестиконечный православный крест с косой нижней перекладиной — один из древнейших русских крестов.
В народе подножие креста получило название «стояло». Правый конец его нижней косой перекладины всегда поднят вверх, показывая, словно Божий компас, направление пути. В отличие от обычного компаса «стрелка» его закреплена неподвижно: верхний конец указывает на север, а нижний обращен на юг.

Полумесяц внизу представляет собой символическую чашу . Объединенные вместе виноградная лоза и чаша напоминают о том, что при совершении Таинства Евхаристии (Причастия) — хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы . Причастившись Святых Тайн, человек соединяется с Христом и делается участником вечной жизни.

Даже беглое сравнение этих символов показывает существенную разницу. И такое сравнение можно приводить и приводить. Так в чем разница? Что приобрела и потеряла наша Церковь при проведении этой подмены, не замены, а именно подмены. Давайте разбираться с этим вопросом.

В основе староцерковных крестов, украшавших и украшающих величественные купола лежит глубокая старославянская древность, а именно Букова старославянской ВсеяСветной Грамоты (http://www.knlife.ru/antient-culture/slaviane/prajazik/bukovnik-vseiasvetnoi-gramoti.html ) Крестъ. Данная Грамота, была дарована нашим предкам более 7 500 лет назад и содержит 144 символа – Буковы. Начертание и смысловой образ Буковы Крестъ приведет на рисунке:

Столь величественна и многообразна в Изначальном (Здравом) понимании Корневая ОсНова «Крест», что об этом написаны многие и многие тома. Многие Буковы несут элементы по Кресту, чаще, правда, по составным Буковы «Крест» - этого поОстЕевого Отображения БиоМембранной ЭнергоОсновы Человека, да и не только Его. И недаром любая ИкОна – «поТворцово Единяющая Небо-Косм и Твердь- Землю» она прямо или косвенно имеет Крест.

И не случайно в основе всех свастичных символов древних Ариев лежит Крестъ

Ныне, правда, понимая, сколь тяжело побеждать вгрызшуюся ивристичность, даже Люди стали иногда понимать «КрестНость» в изуродовнном смысле: «Нести свой Крест», якобы нежелательное, тяжелое дело. Но ведь ПОБЕЖДАТЬ ВРАЗЕЙ РОДА ЛЮДСКОГО НЕОБХОДИМО!!! Врази для попытки воспитать отвращение к Смыслу Буковы Крест, состоящей из элементов A И, MA , O И и других, издревле стали изображать Крест, как будто он (ЯКрест) является орудием пыток, мученичества. И обидно, что Псы повесили многим даже вроде бы образованным христианам на грудь символ временного мученичества Христа как временную победу над сыном Божьим с попыткой увековечить иудейские гвозди в Иисусе Христе, вопя при этом, что Сын Божий должен будто бы быть съеден христианами – будто бы кровопийцами посредством Причастия. По ихнему выходит, что вместо сердца у Христа ликеро-водочный завод для опиумизации верующих в Христа.

Истиное предназночение Буковы Крест – этого ТриКрестия, возлелеянного на ЛучеЗарности! – Пийтизацией БиоЭнергий в еще более возвышенные Системы ЖизньВоздвигновений.

Так что Православный Крест – это еще одно заимствование древнейших «языческих» Знаний наших предков, урезанный и искаженный до своей противоположности.