Комплектующие        30.09.2019   

Сибирское ханство кратко и понятно – все самое важное. История покорения сибири и падения сибирского ханства

20.08.1598 (2.09). – Разгром воеводой А. Воейковым хана Кучума. Окончательное покорение Сибири.

Покорение Сибирского ханства

Сибирское ханство было частью татаро-монгольской Орды. К середине XVI в., то есть к тому времени, когда Сибирское ханство вступило в непосредственные отношения с Россией, уже и расширявшейся на восток, территория ханства простиралась на всю Западную Сибирь от восточных склонов Уральского хребта на западе до рек Надыма и Пима на востоке. Это обширное государство граничило на северо-западном Урале с Пермскими землями, населенными коми, пермяками и вогулами (манси), которым уже в конце ХIV века . На западном Урале это была граница с Казанским ханством, занимавшим бассейн Камы (). На юго-западном Урале Сибирское ханство граничило с Ногайской Ордой, в состав ханства в XV-XVI веках входили и земли башкир, живущих на восточных склонах Урала. На юге граница ханства шла по верховьям Иртыша и по реке Омь, а на юго-востоке включала всю Барабинскую степь.

Все Сибирское ханство, несмотря на свои огромные размеры, было малозаселенным. Считалось, что в середине XVI в. здесь было 30,5 тысяч жителей: это были преимущественно татары (особенно в западных и южных землях), а также манси, пермяки – на западе, ханты (остяки) – в центральных и восточных районах. Многие племена вели кочевой образ жизни. В Сибирском ханстве не было городов. В районах Вехнеобья, по притокам Оби – Сосьве и Пелыму, в местах, заселенных угро-финскими племенами, создавались по рекам небольшие укрепленные населенные пункты (городки). По такому же типу создавались позднее и татарские городки по берегам р. Туры. Таковы Кызыл-Тура (Усть-Ишим), Касим-Тура, Явлу-Тура, Тон-Тур. На Туре, при впадении в нее р. Тюмень, была создана и столица Сибирского ханства при династии Тайбугидов – Чимга-Тура (XIII в.) (ныне Тюмень). Другой столицей на р. Иртыш, на его правом крутом берегу в 16 км от нынешнего Тобольска, был основанный в XIII в. г. Искер. Он же позднее Сибер, Сибир, Сибирь, по которому и было названо все ханство. Эта столица в начале XV в. именовалась также Кашлык. В XV в. Сибирь (Искер-Кашлык) стала основной столицей Сибирского ханства, хотя в 1420 г. резиденция вновь была перенесена в Чимгу-Туру и в Тобольск.

Московское покорение и ханств не были восприняты в Сибири как общая война русских против всех татарских осколков Орды. Считалось, что у Москвы с казанскими татарами просто старые счеты из-за их набегов на Русь и что это касается только их.

Это подтверждается тем, что в 1555 г. в Москву приезжали послы Сибирского хана Едигера поздравить с приобретением Казанского и Астраханского ханств и просить взять всю Сибирскую землю под свою руку. Иван Грозный согласился и установил дань: давать по одному соболю и по 1 белке от каждого человека. «А людей у нас, – сказали сибирские послы, – 30700 человек».

Но сборщики дани в 1556 г. привезли только 700 соболей, после чего Царь послал в Сибирь московских татар с грамотой – собрать всю дань непременно. В сентябре 1557 г. посланные вернулись, привезя 1000 соболей и 104 соболя взамен за 1000 белок, а также письменное обязательство хана Едигера платить дань ежегодно с объяснением, что ввиду его непрерывных войн с узбеками и казахами собрать всю дань было невозможно.

В 1563 г. Едигер был убит новым ханом – Кучумом. Тот решил, что в силу дальности расстояния от Москвы и невозможности контроля он может позволить себе прекратить собирать дань и даже убил московского посла, приехавшего за данью. Более того, Кучум стал преследовать манси и хантов (вогулов и остяков), плативших дань Москве в Пермском крае. А после набега на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1571-1572 гг. осмелевший Кучум окончательно разорвал отношения вассальности с Москвой.

В 1573 г. хан стал безпокоить владения промышленников Строгановых в Пермской земле. Строгановы для охраны стали нанимать казаков. В июле 1579 г. к ним пришли 540 волжских казаков во главе с атаманом и его соратниками. А в 1581 г., отражая нападение кучумовского отряда, решили идти за Урал в Сибирь, чтобы отбить у наглеющих татар охоту новых набегов.

Поход отряда Ермака Тимофеевича в Сибирское ханство длился с 1 сентября 1581 г. по 15 августа 1584 г. После первых успехов и , Ермак предпринял покорение татарских поселений вдоль Иртыша и Оби. Однако небольшие силы русского отряда, вынужденного непрерывно воевать в течение двух лет, истощались и стали терять боеспособность. Кучум же старался неожиданными нападениями наносить им урон. 6 августа 1585 г. погиб и сам Ермак, с небольшим отрядом в 50 человек попавший в татарскую засаду. Оставшиеся в живых казаки были вынуждены уйти на Русь. Таким образом, через два года после "победоносного завоевания" Сибирь была потеряна. Там было восстановлено ханство Кучума.

К этому времени умер Иван Грозный, а новый еще не знал о гибели Ермака и бегстве своих воевод из Сибири. Не получая никаких известий из Сибири, управлявший при Феодоре Иоанновиче государственными делами, принял решение послать в Сибирь нового воеводу Ивана Мансурова и новый военный отряд. Так началось вторичное завоевание Сибирского ханства (1585-1598).

Мансуров отправился в Сибирь летом 1585 г. с отрядом стрельцов и казаков. Он основал на правом берегу Оби Большой Обский городок (до XVIII в. именовался по-хантыйски Руш-Ваш – Русский город. Вслед за Мансуровым из Москвы были посланы в Сибирь стрелецкие головы – Василий Сукин, Иван Мясной, Даниил Чулков с тремя сотнями ратников и с запасом огнестрельного оружия, артиллерией. Эти отряды не пошли к столице Кучума на Иртыше, а дошли вверх по Туре до бывшей татарской столицы Чимги-Тура и в устье р. Тюменки основали крепость Тюмень (1586 г.), а в устье р. Тобола – крепость Тобольск (1587 г.). Эти крепости стали опорными пунктами всего дальнейшего продвижения русских в Сибири. Занимая стратегически господствующие высоты и ключевые пункты на реках, они становились прочной военно-оборонной основой для дальнейшего освоения края и для контроля за местным населением.

Таким образом, казачья тактика скоропалительных военных походов была изменена на стратегию последовательного закрепления на реках путем строительства на них крепостей и оставления в этих крепостях постоянных гарнизонов – в первую очередь по рекам Туре, Пышме, Тоболу, Тавде, а затем Лозьве, Пелыму, Сосьве, Таре, Кети и, конечно, Оби. В 1590-х годах создается следующая сеть русских крепостей: Лозьвинский городок на р. Лозьва (1590); Пелым на р. Тавде (1592-1593); Сургут на р. Оби (1593); Березов на р. Сосьве (1593); Тара на р. Тара (1594); Обдорск на Нижней Оби (1594); Кетский городок на р. Оби (1596); Нарымский городок на р. Кеть (1596-1597); Верхотурье (1598).

Этот способ покорения Сибири практически исключал кровопролитные сражения и русские потери, заставляя противника занимать пассивно-оборонительные позиции. Все это вынудило Кучума откочевать на юг и сократить свои набеги на освоенные русскими земли. Попытки Кучума взять крупную русскую крепость неизменно оканчивались поражением. В 1591 г. Кучум был разбит воеводой Владимиром Масальским-Кольцовым. В 1595 г. войска Кучума были обращены в бегство воеводой Доможировым. В 1597 г. отряды Кучума безрезультатно пытались захватить крепость Тару, и, наконец, в августе 1598 г. в устье реки Ирмень войско Кучума было разбито наголову отрядами воеводы Андрея Матвеевича Воейкова, часть ханского семейства была захвачена в плен. Сам хан с тремя сыновьями бежал и позднее был убит в Ногайских степях.

Эта последняя битва русских войск с отрядами хана Кучума, которой завершилось ведшееся в течение двух десятилетий завоевание Сибирского ханства, позднее расписанное красочно в различных художественных романах, исторических сочинениях, отраженное в народных песнях и даже в картинах , в действительности не носила грандиозного характера. Если в завоевании Казани принимало участие русское войско в 150 тысяч человек, то в последней решающей битве с Кучумом за Сибирское ханство с русской стороны участвовало всего навсего 404 человека. Со стороны Кучума войско тоже было не более 500 человек, не имевших огнестрельного оружия. Таким образом, в решающей битве за завоевание огромных земель Сибири с обеих сторон участвовало менее одной тысячи человек!

Кучуму в качестве Сибирского хана номинально наследовал его сын Али (1598-1604), который вынужден был кочевать по незаселенным, пустынным территориям Западной Сибири, не имея пристанища. С его смертью история Сибирского татарского государства, крупнейшего осколка былой могущественной Орды, не так давно разгромившей Русь, и формально и фактически прекратилась.

(Использована книга В.В. Похлебкина "Татары и Русь. 360 лет отношений в 1238-1598 гг.". М., 2000 г.).

Сейчас место той битвы лежит на дне Новосибирского водохранилища, где-то напротив Быстровки, среди Пичуговских островов. Начальник отдела археологии Центра по охране историко-культурного наследия Новосибирской области Сергей Колонцов говорит, что в устье Ирмени еще до затопления находили обрывки кольчуг и наконечники стрел. Ленинградский археолог Грязнов, когда обследовал этот район, отмечал наличие крупных курганов в этом месте – возможно, это были братские захоронения той битвы. Но раскопки проведены не были – шла комсомольская стройка, которая была важнее истории. Под воду тогда ушло 72 нанесенных на карту археологических объекта. В 1998 году, уже современные казаки прошли походом Воейкова от Тары и установили на берегу водохранилища памятный крест.

О достоверности сказаний романовских сочинителей истории о "завоевании русскими агрессорами Казани, Астрахани и Сибири у плохих татар" читайте основательно аргументированные труды историка-гумилевца Г.Р. Еникеева "Великая Орда: друзья, враги и наследники" и "Наследие татар" (Москва, "Алгоритм").

Сибирское ханство история, культура и присоединение к России

Сибирское ханство — государство в Западной Сибири, которое образовалось в конце XV века в процессе распада Золотой Орды.

Его центром первоначально был Чимга-Тура (ныне город Тюмень), другой столицей являлся город Искер (он же Сибер, Сибир, Сибирь), который находился на правом крутом берегу Иртыша.

По второй столице, которая в XV веке именовалась также Кашлык, ханство и получило своё название.

История образования

Некоторые исследователи считают, что во времена образования и существования Золотой Орды землями будущего ханства правили потомки татарского князя Тайбуга. Именно он образовал Тайбугинский юрт, на территории которого позднее образовалось Сибирское ханство. Но не все историки поддерживают эту версию, так как документов, подтверждающих или опровергающих эту теорию нет.

Другие, приводя в доказательства описание улусов, считают, что территория ханства находилась под контролем Шейбанидов.

Правители

Первым правителем улуса был Тайбуга, затем следовали Ходжа, Махмет, Ангиш, Касим, братья Бек-Булат и Едигер (занимали трон практически одновременно), Сенбакта, Саускан. Все они были потомки первого князя и назывались Тайбугидами. О них практически ничего не известны, так как сведения до нас дошли только в устной форме.

хан Кучум фото

Далее появляется более точная информация, которая опирается на достоверные письменные источники, из которых известно, что с 1396 года по 1406 год трон занял хан Тохтамыш. Наибольший вклад в развитие ханства внесли хан Ибак, изначально правивший Ногайской Ордой, и Кучум. При их правлении оно становится могущественным государством.

Ибак считается основателем независимого Сибирского ханства со столицей Чимга-Турой. Его территория простиралась от Барабинской степи до берегов Северо-Ледовитого океана. Чем же в истории запомнился хан Ибак?

Он одержал победу над Большой Ордой, убив последнего её правителя — Ахмада;
Объединил два престола — Сибирский юрт и Ногайскую Орду; Активно вмешивался в дела Казанского ханства (в некоторых источниках его называют «казанским ханом», хотя он не только никогда не занимал казанского трона, но даже и не бывал там).
Ибак был сильным правителем, что не могло раздражать его ногайских покровителей. Они его даже сместили с престола, но под напором беклербеков — высших сановников возвратили ему ногайский престол. Тем не менее, врагов у него хватало, и в 1495 году он погибает от руки Мухаммада из рода Тайбугидов. После совершения убийства Мухаммад становится ханом и переносит столицу в город Искер. С этого момента государство формально становится Сибирским ханством со столицей Сибирь.

После Мухаммеда трон заняли два брата — Едигер и Бек Булат, восстановившие дружеские отношения с ногайцами. Во время их правления произошло историческое событие — Иван Грозный покорил Казанское и Астраханское ханство. Это произвело сильное впечатление на Едигера, он поспешил поздравить русского царя и предложил выплачивать дань Московии, чем Иван IV не преминул воспользоваться. Почему Едигер так поступил?

Он прекрасно осознавал, что Шейбаниды рано или поздно, объединившись с ногайцами, захотят вернуть власть в Сибири. Рассчитывая на помощь Москвы, он думал отстоять трон, но расчёты оказались неверными, русский царь и не собиралась помогать ему. В 1557 году Шейбаниды начали действовать, решив восстановить везде свою власть, где правили раньше.

Совсем скоро они заняли Кызыл-Туру (самую первую столицу государства Тайбугидов). Не заняв ещё Искера, они провозгласили сначала ханом Муртаза бен Ибак, но так как тот был старым и не смог бы перенести поход на столицу Сибирского ханства, надежду возложили на Кучума бен Муртазу. Ему удалось захватить Искер только в 1563 году. Тайбугидов, братьев Едигер и Бек Булат, он казнил. С этого момента во главе ханства снова встал Шейбанид и началась эпоха Кучума.

Культура

К середине XVI века, ханство вступило в отношение с Россией. К этому моменту оно занимало обширную территорию, почти всю Западную Сибирь — от Уральских гор до рек Надым и Пима. Оно граничило с Пермскими землями, Казанским ханством, Ногайской и «Пегой Ордой». Однако заселено было крайне редко, в этот период в нём проживало 30,5 тысяч человек. Население составляли в основном тюркоязычные народы, чаще называемые «сибирскими татарами», которые вели полуоседлый образ жизни.

Население занималось кочевым скотоводством — разводило лошадей и овец, охотой на пушного зверя, рыболовством и бортничеством. В оседлых поселениях развивалось гончарное производство, земледелие, ткачество, плавили металл. Государство имело феодальный строй, состояло из многочисленных мелких улусов, во главе которых стояли беки и мурзы. Низший слой общества — «чёрные» улусные люди были обязаны каждый год платить подать и нести военную службу в отрядах знати. Среди последних распространялся ислам, который стал официальной религией.

При Кучуме государство достигло экономического и политического расцвета. Было образовано 15 городов, которые представляли собой мощные укрепления.

Сибирским ханам удалось подчинить угро-финские племена на Урале и заставить их платить ясак. Кучум покорил некоторые башкирские племена и барабинцев. Войско ханства состояли из татарских отрядов, а также из отрядов покорённых народов. О численности войска говорить сложно, но доподлинно известно, что при битве на Абалацком озере Маметкул командовал тумэном, то есть войском, состоявшим из 10 тысяч воинов. Однако, несмотря на впечатляющую численность, отряды были неорганизованны, поэтому Кучум и не смог остановить вторжение русских.

Воин сибирского ханства фото

Вооружение татар преимущественно состояло из лука и стрел, холодного оружия — палашей, сабель, дротиков. Сильной стороной военного искусства у них была разведка. Им не было равных в устройстве засад и неожиданных нападениях.

Присоединение к России

«Обложить данью ханство, которое возглавляет чингизид, а Кучум — настоящий чингизид, куда престижнее, чем брать дань с Тайбугидов, но, а если, как и Казань удастся взять, это будет победа», — так думал русский царь. Пока Кучум решал внутренние проблемы, он исправно платил дань Москве дабы не вызвать неудовольствия. Но как только он расправился со всеми внутренними врагами, он прекратил выплачивать дань и разорвал дипломатические отношения в 1572 году. Не менее дерзким поступком была его экспедиция в земли, которыми владели Строгановы, где татары убивали пермяков — основное податное население.

В 1574 году Иван Грозный дал «грамоту» Строгановым на территорию, где ему было разрешено строить городки, но на тот момент принадлежавшей ханству. В 1582 году казаки во главе с Ермаком, дружина была организована на деньги Строгановых, овладели Кашлыком, где Ермак вёл себя как правитель, накладывая дань и принимая верность покоренных местных князьков. Однако, несмотря на удавшийся захват, казаки страдали от голода.

Хозяйство страны было разрушено, запасы продовольствия довольно скоро истощились. Подкосил боевой дух казаков и смерть атамана, который попал в засаду, устроенную Кучумом и утонул в реке. Они бежали из завоёванной Сибири, оставив страну на произвол судьбы. Но хан Кучум не смог воспользоваться подвернувшимся счастливым случаем, чтобы снова занять престол.

Вначале на трон Искера сел сын Кучума Али, но племянник Едигера Сейдяк не дремал, он выгнал Али и провозгласил себя новым князем. С другой стороны и русские не собирались бросать богатые земли Сибири. В конце 1585 года русское войско продвинулось до Оби, поставило городок и в нём перезимовало. В начале 1586 года отряд стрельцов занял Чимги-Туру, и недалеко от крепости основали город — Тюмень. А весной 1587 года рядом с Искером основали Тобольск.

Покорение Сибири Ермаком фото

В это время Сейдяк проводил время за соколиной охотой, получив приглашение от русских на пир, он, ничего не подозревая, пришёл, где и был пленён. Однако Кучум не сдавался и занялся партизанской войной. Вплоть до 1598 году он совершал набеги на русские города, пока не погиб в 1601 году от рук ногайцев. Но даже после его смерти война против русских не закончилась. Сын Кучума Али объявил себя снова ханом.

Первая половина XVII века проходила в борьбе за возвращение трона Сибирского ханства многочисленными сыновьями Кучума. Одно из последних и серьёзных восстаний произошло в 1662-1664 годах, когда царевич Давлет Гирей поднял башкир с целью захватить все русские города, столицей сделать Тобольск и занять трон. Это восстание было с трудом и жестко подавлено. На этом история Сибирского ханства была завершена. Скоро Сибирь заселили русские. На сибирские земли устремился поток служивых и торговых людей, крестьяне и казаки бежали туда от крепостного гнёта.

Хан Едигер и его брат Бекбулат обратились к Грозному с просьбой о подданстве и получили согласие. В дальнейшем власть в ханстве захватит Кучум и начнет проводить враждебную Москве политику.

Уже в 1555 г. в Сибири отчетливо начали сказываться последствия падения Казани в 1552 г. Местные правители сколь-либо серьезных государственных образований больше не желали соперничать друг с другом за пространство и территории, а стремились найти защиты и покровительства у наиболее сильных игроков в регионе того времени. В 1555 г. хан Сибирского ханства Едигер обратился в Москву, с просьбой принять земли ханства в состав Московского царства. Однако власть в ханстве захватил соперник Едигера - Кучум, который начал проводить агрессивную политику по отношению к Москве.

ЗАПИСКИ О СИБИРИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ИСТОЧНИКАХ

Чекра пришел к Едигею, затем двинулся вместе с ним в упомянутую выше страну Сибирь, куда они шли два месяца, прежде чем до нее достигли. В стране этой находится гора, называемая Арбус (Arbuss) и простирающаяся на тридцать два дня ходьбы; живущие там люди полагают, что за горой этой находится пустыня, доходящая до оконечности света; никто не может также пройти через эту пустыню или жить в ней по причине диких зверей и гадов. На вышеупомянутой горе живут дикие люди, не имеющие постоянных жилищ; тело же у них, за исключением рук и лица, покрыто волосами; подобно другим животным, они скитаются по горе, питаясь листьями и травой, и всем, чем придется. Владетель упомянутой страны подарил Едигею двух диких людей - мужчину и женщину, которых поймали на горе, а также трех диких лошадей, которых там также словили; лошади же, живущие на горе, величиною с осла; водится там также много животных, которые в немецких землях не попадаются и которых я не могу назвать по имени. В упомянутой стране Сибирь есть также собаки, которых запрягают в повозки, зимою - в сани; они возят также по стране поклажу (wotseck) и так же велики, как ослы, а едят они там также собак. Еще следует заметить, что люди в этой стране поклоняются Иисусу Христу подобно трем святым царям, пришедшим для принесения ему даров в Вифлеем, и увидевшим лежащим его в яслях; поэтому в их храмах можно видеть изображение Христа, представленного в том виде, как застали его три святых царя, и этим изображениям приносят они дары и на них молятся. Приверженцы этой веры называются уйгуры (Uygiur); в Татарии встречается вообще много людей этой веры.

О ПОЛИТИЧЕСКОМ УСТРОЙСТВЕ СИБИРИ

В 1581-1585 гг. по «Сибирским летописям» известен «карача-думный царев», имевший собственный улус («карачин улус»), люди из которого относились, скорее всего, к его клану или улусу, о чем может свидетельствовать летописное выражение «иже бысть дому его». Этот карача командовал войсками, в 1584 г. во главе «многих воинских людей» осаждал «град Сибирь». Хотя Г. Ф. Миллер его называл «карача-мурзой», на самом деле он имел титул «бия» ~ «бека», что следует из двух совершенно самостоятельных источников - преданий сибирских татар и «Сборника летописей» Кадыр-Али-бека. М. А. Усманов, обращавшийся к изучению вопроса о личности и клановой принадлежности этого карача-бея, пришел к выводу, что под ним скрывается автор «Сборника летописей» (1602) Кадыр-Али-бек б. Хусум (Хушум) ~ Касим-бек из племени джалаир.
Дополнительным подтверждением его статуса карача-бея является участие этого бека после пленения в 1588 г. русскими в церемонии возведения в 1600 г. султана Ураз-Мухаммеда на престол Касимовского ханства среди трех других карача-беев (из кланов аргын, кыпчак, мангыт). К сожалению, ценность этой информации снижается тем, что существует вероятность прихода карачи Кадыр-Али-бека из клана джалаир в Сибирский юрт вместе с казахским султаном Ураз-Мухаммедом. Правда, тетя этого султана была замужем за братом Кучум-хана Ахмад-Гиреем, что оставляет место для вывода о том, что улус джалаир все-таки существовал в Сибирском ханстве и раньше.

ГОРОДА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

На территории Западной Сибири в бассейнах Тобола и Иртыша известно довольно много позднесредневековых городищ, большая часть которых относится ко времени Сибирского ханства. Слабая изученность этих памятников пока не позволяет четко разделить городища золотоордынского времени и более поздние.

Тюмень. Город находился на притоке Тобола - Туре; в настоящее время застроен современной Тюменью. Название его известно по средневековым восточным источникам; известен также под именем Чинги-Туры. Археологические исследования не проводились. В XIV в. город являлся политическим центром улуса.

Искер. Остатки его находились на Иртыше, близ г. Тобольска. Во времена Сибирского ханства сюда была перенесена столица из Тюмени. Русские называли этот город Сибирью. Это же название в форме Себур фигурирует на карте Пицигани (1367 г.).

Раскопки выявили здесь мощный культурный слой, достигавший в толщину 2 м, содержащий находки золотоордынского времени.

Городище Тонтур. Находится на р. Оми в Барабинской степи. Золотоордынское название населенного пункта неизвестно. Археологические исследования выявили находки золотоордынского времени.

Города эти, значительно удаленные от современных им центров развитого градостроительства, имели все же фундаментальные постройки, возведенные квалифицированными архитекторами. Об этом можно судить по наблюдению академика И. П. Фалька, обследовавшего городище, находившееся на Иртыше, в 20 верстах ниже устья Ишима, и видевшего здесь «развалины обрушившейся мечетной башни и большого каменного дома». Подобные остатки каменных строений неоднократно отмечались путешественниками на различных сибирских городищах.

Конечно, история Сибирского ханства не сводится к его крушению. Степные пространства Западной Сибири входили в состав кочевнических государств еще в эпоху раннего Средневековья. В начале II тыс. н. э. на этих землях расселялись кыпчаки, против которых совершали далекие походы войска хорезмшаха Мухаммеда и старшего сына Чингисхана Джучи.

В XIII веке южные районы Западной Сибири вошли в состав улуса Джучи. Развал Золотой Орды привел к образованию в Западной Сибири в XV веке Тюменского, а затем Сибирского ханств. По территории Западной Сибири проходили важные торговые пути из Поволжья, Средней Азии и Восточного Туркестана. В средние века туда попадали товары из Хазарии, Волжской Булгарии, Ирана, Китая, Франции, Германии, Скандинавии.

На территории Сибирского юрта существовали города и оседлые поселения, получила распространение одна из мировых религий - ислам и арабская письменность. Под властью сибирских ханов находились не только татары, но и угорские и самодийские племена. Сибирское ханство поддерживало отношения с Казанским ханством и государством Шейбанидов в Средней Азии.

Отношения с Московским царством были неровными: сибирские ханы то признавали свою вассальную зависимость от московского царя, то посылали военные отряды для сбора дани с угорского населения и грабежа русских деревень в Прикамье. В Западной Сибири нашел свое последнее убежище хан Тохтамыш, сюда совершали походы Едигей и Кучум. Все это не позволяет согласиться с пренебрежительными оценками Сибирского ханства как "эфемерного государства".

Период, охватывающий XV-XVI века, в военной истории кочевых народов Евразии остается малоизученным. Отчасти это объясняется необратимыми изменениями в развитии военного дела, произошедшими тогда. Освоение огнестрельного оружия в европейских странах дало регулярным армиям значительное военно-техническое превосходство над конницей кочевников. В какой-то мере это снизило интерес к истории военного искусства кочевников в эпоху позднего Средневековья. Однако исследование вооружения сибирских татар может стать своеобразным эталоном для анализа других кочевых культур этого периода.

К событиям военной истории Сибирского ханства европейская наука обратилась в XVIII веке, вскоре после того, как это государство перестало существовать. Основные письменные источники, прежде всего сибирские летописи, были собраны в XVIII веке немецким ученым на российской службе, "отцом сибирской истории", Г. Ф. Миллером. Тогда же началось изучение археологических памятников сибирских татар. Внимание ученых было сосредоточено на обследовании фортификационных сооружений (Изучением татарских крепостей занимались многие известные ученые - Д. Г. Мессершмидт, Г. Ф. Миллер, И. Г. Гмелин, И. Э. Фишер, П. С. Паллас, И. П. Фальк и другие. Наиболее значительные раскопки средневековых памятников в Барабинской лесостепи и Прииртышье в XIX - начале XX века произвели В. Радлов и В. Н. Пигнатти. В последние десятилетия изучением археологических памятников сибирских татар активно занимались В. И. Молодин, В. И. Соболев, А. И. Соловьев, Б. А. Коников и другие ученые).

Письменные исторические источники содержат отдельные сведения о вооружении и оборонительных сооружениях, тактике ведения боя татарскими войсками, о характере военных действий во время похода отряда Ермака.

Среди археологических находок и этнографических материалов культуры сибирских татар есть детали луков и колчанов, стрелы, палаши и сабли, кинжалы, копья и боевые топоры, фрагменты кольчуг и панцирей.

Судя по имеющимся материалам, основным оружием дистанционного боя были луки и стрелы. Миллер называл луки и стрелы, наряду с копьями и саблями, "обыкновенным оружием татар". Исследовав луки средневекового населения Западной Сибири, А. И. Соловьев выделил несколько типов, характерных для сибирских татар: луки с фронтальными срединными и плечевыми накладками и изготовленные целиком из дерева. Это было достаточно эффективное оружие для стрельбы на короткие и средние расстояния, которое широко применялось во всем кочевом мире с начала II тыс. н. э. По сравнению с громоздкими и трудоемкими в обращении пищалями татарские луки были более простым, удобным и скорострельным оружием.

Помимо татарских военных отрядов в столкновениях принимали участие таежные угорские племена, вооруженные луками и стрелами, копьями, мечами, боевыми топорами и защитными панцирями.

Вопросы численности и формирования войска в Сибирском татарском ханстве мало исследованы. Вероятно, у сибирских татар применялась азиатская десятичная система деления войска и народа. Отдельные мурзы имели в своем распоряжении различные отряды и могли воевать как самостоятельно, так и вступать в бой, объединив свои силы.

Кучум-хан - сибирский хан. Шибанид. Его отцом был один из последних ханов Золотой орды Муртаза, сын Ибака - хан Тюмени и Большой Орды. Родился Кучум предположительно в 1510-1520 годах на Северном побережьи Аральского моря, в улусе Алты аул. В некоторых легендах отмечено, что Кучум был выходцем из Бухарского ханства. Тем не менее, Хади Атласи считает, что родиной Кучума были «киргизские», т. е. казахские, степи. Савва Есипов в летописи «О взятии Сибирской земли» также отмечает, что Кучум был родом из Казахского ханства.

Опираясь на поддержку своего родственника, бухарского хана Абдулла-хана II, Кучум вел длительную (в 1555 году борьба уже велась) и упорную борьбу с сибирским ханом Едигером используя войско, состоящее из узбекских, ногайских, казахских отрядов. Решительную победу он одержал в 1563 году.

Кучум достиг значительных успехов в укреплении своего государства. Помимо татар и кипчаков, он подчинил своей власти ханто-мансийские племена, обитавшие на Оби и Урале, барабинцев и часть башкирских племен, обитавших на восточных склонах Урала. Границы Сибирского ханства на севере доходили до Оби, на западе кое-где переходили на европейскую сторону Урала, на юге проходили по Барабинской степи.

Окончательно захватив Сибирское ханство, Кучум сначала продолжал платить ясак и отправил в Москву своего посла с 1000 соболей (1571), но когда окончились его войны с прежними сибирскими владетелями, он подступил к Перми. Появление его вызвало попытку ногайских татар отделиться от Москвы и черемисский бунт. Несколько дальнейших походов его войск во владения Ивана Грозного и Строгановых, которые отправили вооруженные отряды для его усмирения, в итоге привели к потере им власти в Сибирском ханстве.

Получив известие о появлении отрядов Ермака, хан Кучум "послал гонцов для сбора людей", то есть объявил всеобщую мобилизацию своих войск. Он приказал "собрать татар, остяков и вогулов" и отправил войско во главе с царевичем Махметкулом навстречу противнику.

1 (12) октября 1581 Кучум выдержал натиск Ермака под Чувашской горой, но 23 октября (4 ноября) его стан был разбит казаками, основные войска состоявшие из местных народов разбежались, и через три дня Ермак беспрепятственно вступил в Искер, столицу Сибири.

Относительно легкая победа немногочисленной (менее тысячи человек) казачьей экспедиции под руководством Ермака над целым ханством объясняется непрочностью объединения различных народов, зачастую исповедовавших разную религию и образ жизни. Помимо этого многие местные князьки считали, что им намного выгоднее было подчиниться казакам, а потом московскому царю, чем служить пришлому хану, опиравшемуся к тому же на силу чуждых им бухарских, узбекских, ногайских, казахских отрядов. А главное – у Кучума не было большого опытного войска, его гвардия и уланы, набранные в южных степях и усиленные местными сибирскими татарами, были относительно плохо вооружены, использовали устаревшую тактику и вооружение. Им было сложно противостоять опытным в военном искусстве казакам и иностранным наемникам, в большинстве своем использовавшим огнестрельное оружие, качественные защитные доспехи и владевшим самыми передовыми техниками боя.

Несомненно, что по общей численности войска Сибирского ханства и его вассалов во много раз превосходили отряд Ермака. К тому же татары воевали у себя дома и подчинились отнюдь не "добровольно", а сопротивлялись долго и ожесточенно. Не обладая огнестрельным оружием, они были знакомы с его действием и вовсе не разбегались "как дикари" от одного звука выстрелов. В источниках подчеркивается, что во многих боях татарские воины храбро сражались. Например, бой в устье реки Туры с войсками шести татарских мурз "продолжался несколько дней с переменным успехом", хотя победа осталась за отрядом Ермака. Бой с отрядом Махметкула у Бабасанских юрт длился пять дней.

Как справедливо отметил Р.Г. Скрынников, помимо военно-технического превосходства воины отряда Ермака обладали большим боевым опытом в сражениях с кочевниками, татарами и ногайцами. Сам Ермак принимал участие в Ливонской войне. Атаманы Иван Кольцо, Никита Пан и другие успешно воевали с кочевниками в Поволжье. По некоторым источникам, купцы Строгановы, отправляя Ермака в Сибирь, включили в состав его отряда "триста человек немцев и литвы" из числа военнопленных с Ливонской войны. Европейские военные специалисты высоко ценились в Российском государстве в этот период и последующие века и сыграли огромную роль в освоении Сибири.

Оценивая боеспособность войск Сибирского татарского ханства, необходимо отметить, что она вполне соответствовала уровню развития военного искусства в кочевом мире в эпоху позднего Средневековья. Военная организация обеспечила Сибирскому ханству почти двухсотлетнее господство над угорскими и самодийскими племенами Западной Сибири, позволила противостоять другим кочевым объединениям. Однако их боевых сил и умения воевать оказалось недостаточно для успешной борьбы с вооруженным огнестрельным оружием, обладающим большим боевым опытом и решимостью в достижении цели противником.

Татары также имели некоторый опыт войн с русскими. Военные отряды сибирских татар и вогулов-манси неоднократно совершали походы через Урал, в земли купцов Строгановых. Однако крупных сражений при этом не происходило.

Татарские полководцы не смогли приспособиться к военной тактике отряда Ермака и в большинстве боев терпели поражения.

Вероятно, определенную роль в военных успехах отряда Ермака сыграл и психологический фактор. Ермак и его атаманы, в сущности, не могли вернуться без победы, так как на родине их ждала неминуемая расплата за предшествующие разбои. Лишь покорив для царя Сибирское ханство, они могли рассчитывать на царские "милости".

Поэтому Ермак продолжал упорно двигаться к цели, не считаясь со всеми трудностями и людскими потерями, преодолевая не только сопротивление татар, но и неверие своих подчиненных в успех предприятия. В то же время для Кучума и других татарских князей потеря того или иного "городка" не означала полного краха. За спиной у них лежала спасительная степь, в которой они могли укрыться.

После серии поражений Кучум без боя сдал столицу ханства Кашлык, что имело роковые последствия. Сибирское ханство развалилось не только под ударами извне, но и под напором внутренних противоречий. Для сибирских татар и угров Кучум и его окружение были пришельцами, завоевателями. После падения Кашлыка от Кучума отошли многие подданные. Некоторые татарские мурзы и угорские князья перешли на сторону Ермака.

Против Кучума поднялся Сеид-хан, потомок правящего ханского рода сибирских татар Тайбугидов, и мурза Карача. Даже после гибели Ермака и ухода остатков его отряда из Сибири за Урал Кучуму и другим претендентам на ханский престол не удалось восстановить целостность Сибирского ханства.

После уничтожения отряда Ермака хан Сибирского ханства Кучум вновь сумел во многом восстановить своё могущество и обложить данью значительные территории Западной Сибири. Русское правительство перешло к тактике последовательного продвижения вглубь Сибири с закреплением занятых территорий путём строительства укрепленных острогов и городов. На протяжении 15 лет Кучум вёл активные боевые действия с русскими отрядами, сам пытался захватывать русские остроги, но безуспешно.

Решающие удары по государственности сибирских татар были нанесены в конце 1580-1590-х годов.

В 1586 году в Сибирь были отправлены воеводы Василий Сукин и Иван Мясной. В следующем году в Сибирь с отрядом стрельцов прибыл голова Данила Чулков. Силы ханства были подорваны из-за междоусобной борьбы. Сейдяк (Сеид-хан), соперник Кучума, изгнал его сыновей из Искера, но в 1588 году сам был пленён Данилой Чулковым.

В 1588 году дьяк Д. Чулков заманил Сеид-хана и мурзу Карачу в Тобольский острог на пир и переговоры, во время которых их охрану предательски перебили, а самих татарских предводителей взяли в плен и отправили в Москву.

В 1590 году хан Кучум решил снова навестить свои прежние владения. 23 июня подошёл довольно близко к городу Тобольску, убил в деревнях нескольких татар и с захваченной добычей бежал, раньше чем тобольский воевода мог получить известие о его приближении. В другой раз хан сделал набег на Каурдакскую и Салымскую волости, которые находились вверху Иртыша и платили ясак русским; он убил там много людей и награбил большое количество всякого добра. Это было его местью тем татарам, которые не признавали его своим государем и подчинились русским

8 июля 1591 года выступил в поход воевода князь Владимир Васильевич Кольцов-Мосальский, и 1 августа напал на хана на реке Ишиме, у озера Чиликула, что после короткого сражения многие бывшие с ханом были убиты, а оставшиеся в живых бежали. Царевич Абдул-Хаир и две жены хана со многими другими пленными должны были в знак полной победы последовать за русскими, возвратившимися с богатой добычей в Тобольск.

Чтобы прикрыть город Тобольск с юга от кочевавшего в степях отряда хана Кучума, обезопасить и организовать управление вошедшими в состав России татарскими волостями Среднего Прииртышья, в Москве и Тобольске был сформирован полуторатысячный отряд из русских казаков и служилых татар и направлен в 1594 году для строительства нового города на Среднем Иртыше - Тары.

Город Тара основан в 1594 году князем Андреем Елецким и отрядом служилых казаков. Из царского наказа Андрею Елецкому: «Идти город ставить вверх Иртыша на Тару-реку, где бы государю было впредь прибыльнее, чтоб пашню завести и Кучума царя истеснить и соль завести…». Но место в устье реки Тара оказалось непригодно для постройки крепости и заведению пашни, поэтому для закладки города выбрали место ниже по Иртышу, на берегу реки Аркарка. Тем не менее, название городу дала река Тара.

Тара стала первым русским поселением на территории современной Омской области. Поскольку сразу же было определено, что Таре быть центром нового воеводства, поселению царским указом был присвоен статус города. Первой городской постройкой стала Успенская церковь, а 15 августа (по ст. ст.) (праздник Успения Пресвятой Богородицы) считается днём основания Тары.

В 1594 году князь А. Елецкий выступил во главе с более чем полуторатысячным войском по Иртышу до устья Тары, желая усыпить бдительность Кучума мирными жестами, а затем неожиданно разбить его войско и по возможности захватить в плен. Кучум, узнав о намерении русских построить город на реке Таре, отправил царевича Алея к аялынским татарам, чтобы в виду наступления русских отвести их в места более безопасные по верхнему Иртышу, где в то время находился сам хан. Алей собрал 150 татар и повел их на остров, называемый Чёрным (в 40 верстах ниже Чернолуцкой слободы), где они поставили небольшой городок. Воеводой Елецким был отправлен отряд (276 человек во главе с письменным головой Борисом Доможировым) который при первом же нападении взял татарский Черный городок, но ему не удалось помешать бегству хана Кучума и большинства татар, находившихся в городке. В полон были взяты оба аялынских есаула Мамык и Сейткул, князец Илгулуй и Темсенек, сын князца Колкилдея, а также 60 человек рядовых аялынцев с их женами и детьми.

В 1596 году воевода Ф. Елецкий разбил войско Кучума в городке Тунус. Хану удалось бежать. Царское правительство пыталось подчинить Кучума. От имени племянника Махметкула и находившегося в российском плену сына Абулхаира ему посылали письма.

В 1597 году Кучум предложил заключить мир, при условии возврата земель по Иртышу и освобождения Шаима и двух других гостей, которые были направлены к Кучуму послами, а из имущества послов прошу вернуть воз с пушниной. В ответ московские власти послали Кучуму несколько грамот от Маметкула и Абдул-Хаира с предложением перехода на царскую службу и призда в Москву. Кучум грамоты не принял.

Кучум, высоко ценивший свободу, вовсе не желал переходить под покровительство царя. В последние годы он, сломленный неудачами, всё больше склонялся к миру с русскими, но никаких действий, однако, не предпринимал, по возможности тянул время и копил силы для решающего удара. Испугавшись слуха о новом набеге Кучума, царские власти предприняли решительное наступление.

В 1598 года по указу царя Бориса Годунова воевода А. Воейков с отрядом в 700 стрельцов и казаков и в 300 служилых татар вышел из крепости Тара «в поход за царем Кучумом». Известно, что в отряде Воейкова находился соратник погибшего Ермака атаман Иван Гроза.

9 мая 1598 года воевода А. Воейков и воевода князь И. Кольцов-Мосальский выступили в поход с отрядом в 700 русских и 300 татар. 4 августа 1598 года Воейков выступил из г. Тара. Войско его состояло из 300 казаков, 30 служилых татар, 60 татар-всадников, они напали на хана в его становище, в Ирменьском сражении 20 августа 1598 года убили множество татар.

Ирменское сражение - окончательный разгром войск хана Кучума русским отрядом воеводы А. Воейкова 20 августа 1598 года.

Находясь в районе озера Убинское, воевода получил сведения о местонахождении становища Кучума. Во главе конного отряда в 405 (по другим сведениям в 397) человек, А.Воейков за 5 дней преодолел около 400 километров, обнаружил и внезапно атаковал укреплённый ханский стан у места впадения речки Ирмень в Обь (в настоящее время окрестности села Верх-Ирмень Ордынского района Новосибирской области), в котором находилось около 500 воинов Кучума.

Бой продолжался с восхода 20 августа до полудня, носил ожесточённый характер. Стан был взят приступом, остатки отряда Кучума прижаты к берегу Оби. По донесению Воейкова, погибли в бою брат, сын и двое внуков Кучума, шесть князей, пятнадцать мурз и около 300 татарских воинов. В плен попали пять младших сыновей хана, восемь жён из его гарема, пять приближённых хана, 150 воинов. Однако самому хану с отрядом в 50 воинов удалось прорваться. Через несколько дней погони этот отряд был настигнут казаками и перебит, но Кучум и на этот раз сумел спастись. Несмотря на свое бедственное положение, он отказался пойти на службу к московскому царю. Он с несколькими людьми кочевал по Алтаю и кузнецким лесам, утратив всяческую власть, вскоре погиб в стычке с местными племенами или с бухарцами в 1601 году.

Это небольшое по своим масштабам сражение (менее 1 000 участников с обеих сторон) имело громадные последствия. Владычество Кучума было полностью утрачено, от него отошли и присягнули на верность русскому царю все западно-сибирские кочевые и оседлые племена. Сибирское ханство перестало существовать фактически, а через несколько лет, после смерти последнего сына Кучума - и номинально. Огромная территория от Урала до Оби вошла в состав Русского государства, которое перешло к дальнейшему стремительному продвижению на восток.

Русские 23 августа возвратились в Тару. Знатных пленников отправили из Тары в Тобольск, а оттуда в Москву. По случаю блестящей победы, одержанной в Сибири, было отслужено в Москве благодарственное молебствие.

В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума - царевичи Аблайкерим и Кирей - продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620-1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли. Значительная часть татарской знати к этому времени перешла на российскую службу, что обеспечило необратимость присоединения земель, населенных сибирскими татарами, к России. Хотя угроза со стороны царевичей, потомков Кучума, сохранялась до второй половины XVII века.

ТЕМА 1. СИБИРЬ НАКАНУНЕ РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ К РОССИИ

СИБИРСКОЕ ХАНСТВО

В конце XVI - XVII вв. на всей территории Сибири, но мнению историков, проживало всего тыс. человек. Более плотное население на юге и очень редкое на севере различалось по языку, хозяйственному развитию. На севере Западной Сибири, в тундре от Урала до реки Хатанги - ненцы, энцы, получившие от русских наименование «самоеды» (около 8 тыс. чел.). Южнее их в таежной полосе - ханты и манси тыс.), русские звали их остяками. На средней Оби и среднем Енисее - селькупы (около 3 тысяч человек) и другие племена, также именовавшиеся остяками.

На юге Западной Сибири кочевали тюркские племена: на среднем Иртыше, Ишиме, Тоболе - сибирские татары тыс. чел.), верхнем Енисее - енисейские киргизы и другие племена (8-9 тыс. чел.), на Алтае, верховьях Оби - томские, чулымские и кузнецкие татары (5-6 тыс. чел.) - предки современных шорцев, алтайцев, хакасов. Татарами русские звали и племена на верхнем Енисее и Саянском нагорье.

В Восточной Сибири, от Енисея до Охотского моря и от тундры до Монголии и Амура обитали тунгусы, предки современных эвенков (около 30 тыс. чел.). Они делились на 3 группы: оленьих тунгусов (в тайге), пеших (на побережье Охотского моря) и конных (в степях Забайкалья). В Забайкалье и Прибайкалье, по рекам Селенге, Ангаре жили кочевые монголоязычные племена, составившие этническую основу бурят (около 30 тыс. чел.). По Лене, Вилюю и в Приморье - предки нанайцев, удэге, тюркоязычные якуты тыс. чел.). На северо-востоке Сибири от низовья Лены до Анадыря жили юкагиры, на севере Камчатки, побережье Берингова и Охотского морей - коряки (9-10 тыс. чел.), на Чукотском полуострове и низовьях Колымы - чукчи (2-3 тыс. чел.). На побережье Чукотки обитали эскимосы (около 4 тыс. чел.), на Камчатке - ительмены. Эскимосы и ительмены считаются самыми древними обитателями Северной Азии, оттесненными «на край света» пришельцами с юга - тюрками, монголами и другими племенами.

Племена по морскому побережью занимались промыслом тюленей и моржей, население тундры и тайги - охотой, рыболовством, оленеводством, в лесостепи и степи разведением лошадей, овец, крупного рогатого скота. Земледелие существовало на юге Западной Сибири, в предгорьях Алтая, Минусинской котловине, Прибайкалье, Приамурье. Оно было примитивным и играло второстепенную роль. Основой хозяйства земледелие отмечено только на Амуре у дауров. Татарам, бурятам, якутам, алтайским шорцам, тунгусам были известны добыча и обработка металла . У племен Северо-Восточной оконечности Сибири: юкагиров, коряков, чукчей, эскимосов, ительменов - русские застали каменный век, с каменными и костяными орудиями.

Власть стремилась упорядочить и подчинить себе заселение Сибири путем обложения переселенцев тяглом - совокупностью налогов и повинностей в пользу государства, что четко фиксировалось сначала в порядных и поручных записях, а позже в переписных и дозорных книгах.

В XVII в. сложились основные социальные слои сибирского населения:

Служилые люди, которых к началу XVIII в. насчитывалось около 10 тыс. Они делились на несколько категорий: казаки (пешие и конные), стрельцы, а также служилая знать - дети боярские и сибирские дворяне;

Промышленные люди (до середины XVII в. были преобладающей частью русского населения);

Посадские люди, официально считавшиеся торгово-ремесленной частью горожан, но занимавшиеся в основном земледелием и огородничеством и проживавшие не только в городе, но и в окрестных деревнях; эта часть населения, как и крестьянство, относилась к тягловому населению и несла нелегкое посадское тягло, складывающееся из различных платежей, ординарных и неординарных налогов, натуральных повинностей;

Крестьянство (по численности преобладало к началу XVIII века и насчитывало 160-190 тыс. человек). В этой социальной группе также имелось несколько категорий: черносошные (пашенные и оброчные), лично свободные, несущие тягло в пользу государства; монастырские крестьяне, лично и экономически зависимые от монастырей;

- «гулящие люди» представляли из себя пеструю социальную группу людей, считающих себя вольными и необремененными хозяйством, государство же стремилось записать их либо в тягловое население, либо в службу.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СИБИРЬЮ В XVII - XVIII ВВ.

Управление Сибирью осуществлялось из Москвы (до начала XVII в. через Посольский приказ, затем приказ Казанского дворца). По мере освоения Сибири усложнялась и система управления новыми землями. В 1637 г. создается Сибирский приказ (существовал до 60-х гг. XVIII в.), который имел более широкие полномочия, чем другие областные приказы, вплоть до таможенных и дипломатических. Сибирь в административном отношении делилась на уезды и волости, позже уезды объединили в несколько разрядов (например, Тобольский и Томский, затем добавились Ленский, Енисейский). Во главе разрядов и уездов стояли воеводы (чаще из Москвы).

Особенностью Сибири было всевластие уездных и разрядных воевод, а особенно воевод тогдашней столицы Сибири - Тобольска (с 1621 г. Тобольск стал и церковным центром Сибири). Это влекло за собой страшное беззаконие и злоупотребление властью , доводившие русское и коренное население до различных форм недовольства и возмущения, вплоть до вооруженных выступлений

Но в то же время сибирские власти умело использовали в своих и государственных интересах мирское (общинное и посадское) самоуправление, понимая, что их главная задача - освоение Сибири и управление ею. Через старост, сотских, десятников и других была налажена система собственного хозяйства, организовано выполнение государственных повинностей и т. д. Отношения с коренными народами власть строила, не только основываясь на давлении и насилии, но и привлекая на службу государству родоплеменную знать, сохраняя родоплеменную структуру и религиозное своеобразие, охраняя интересы собственников.

Во время преобразований Петра I существенные изменения претерпела система государственного управления , в том числе и в Сибири. В рамках I губернской реформы создается Сибирская губерния (1708 г.) с центром в Тобольске, а основные функции управления сосредоточиваются в руках сибирского губернатора (1-й губернатор Сибири - князь, казненный в 1721 г. за злоупотребление властью). Сохраняется уездное деление, а воеводы становятся комендантами и назначаются губернатором.

В ходе II губернской реформы Сибирская губерния была разделена на Тобольскую, Иркутскую и Енисейскую провинции во главе с вице-губернаторами.

Петровские реформы привели к значительной централизации власти, усилению влияния и роли губернаторов, вице-губернаторов, воевод, а местное самоуправление все более подчинялось административной власти.

В то же время особенностью управления Сибирью в 1-й половине XVIII в. было сохранение выборности низших должностных лиц и малочисленность сибирской администрации.

Во второй половине XVIII в. во время реформирования управления России при Екатерине II коренным образом меняется структура власти в сторону центра. С 1763 г. Сибирская губерния управляется на общих основаниях с другими губерниями, а функции сибирского губернатора распределяются по центральным учреждениям - коллегиям (но сибирский губернатор подчинялся только Сенату и монарху).

Согласно «Губернскому учреждению» Екатерины II, в Сибири, как и в России в целом, вводился принцип «разделения властей» (исполнительной, финансовой, судебной), это носило во многом формальный характер, но все же в Сибири впервые появились органы, занимавшиеся решением социальных проблем, совершенствовалась судебная система, исполнительная власть.

«Жалованная грамота городам» 1785 г. существенно изменила городское самоуправление, и хотя оно контролировалось администрацией, расширились его права и вырос авторитет .

ТЕМА 3. СИБИРЬ НАКАНУНЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЕРЕЛОМА (XVIII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВВ.). РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В ПОРЕФОРМЕННОЙ СИБИРИ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИБИРИ

К началу XVIII в. большая часть Сибири стала составной частью русского государства. Шло интенсивное хозяйственное освоение этой территории, и было необходимо продолжить ее изучение, чтобы дополнить сведения о Сибири и получить о ней более достоверное представление. Решающий перелом в исследовании Сибири произошел в XVIII в., когда были предприняты грандиозные по своим масштабам и результатам экспедиции. Проделанная работа по сбору географических, этнографических и исторических сведений дает основание с полным правом назвать эти экспедиции «вторым открытием Сибири». В результате всей исследовательской работы к концу столетия имелось уже достаточно полное представление о Сибири. Ее итогом стали изданные в 1785 и 1786 гг. Генеральные карты Российской Империи и составленные в конце 1780 - начале 1790 гг. «топографические описания» Тобольского и Иркутского наместничеств, в которых давалось комплексное описание Западной и Восточной Сибири: природа, ландшафт, климат, численность и состав народонаселения.

Изучение Сибири велось и в следующем столетии. Северную часть Тихого океана, в частности, берега Камчатки и Сахалина , обследовали и, совершив в 1гг. кругосветное плавание. В 1гг. под руководством состоялась экспедиция, которая прошла от Красноярска до Амура.

Важным моментом в исследовании Сибири XIX в. явились геологические изыскания, которые привели к открытию в Сибири золота, графита, каменного угля и т. д. В 1828 г. верхотурский купец Андрей Попов, прослышав о находке крестьянином Егором Лесным золота в Мариинской тайге, устроил там золотой прииск. Вскоре золото нашли на Алтае, в Енисейской губернии, Забайкалье.

СИБИРСКИЕ ГОРОДА: ИХ СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЛИК

В Сибири в XVIII столетии существенно начал меняться облик городов. Деревянное строительство постепенно сменялось, хоть и чрезвычайно медленно, каменным. Возрастает численность городского населения. Города становятся крупными центрами торговли и промышленности. Сибирские горожане при всех своих обременительных повинностях в пользу государства обладали строго закрепленными за ними правами, являясь и юридически, и фактически свободными людьми. «Жалованная грамота городам» Екатерины II защищала жизнь горожан, достоинство, собственность и давала им возможность беспрепятственно осуществлять любые виды профессиональной и экономической деятельности. Посадские люди и мещане, выплачивая большие налоги в пользу государства, выбивались, тем не менее, что называется, в люди, становясь удачливыми ремесленниками, приказчиками, купцами, заводчиками, фабрикантами и т. д. По данным середины 60-х гг. XVIII в. в Сибири насчитывалось около 14 , приписанных к купечеству.

Города интенсивно развивались в хозяйственном плане не только благодаря тому, что именно в них активно вводились многочисленные технические новшества. Поскольку именно городское население обладало строго фиксированными и четко закрепленными за собой правами, имело возможность заниматься самыми различными видами деятельности , именно города становятся ведущими центрами промышленности и торговли.

Благоустройство города, его приобщение к культуре были следствием успешного экономического развития.

КРЕСТЬЯНСТВО СИБИРИ: СОЦИАЛЬНОЕ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Сибирь, в отличие от европейской части России, не знала крепостного права. На ее территории селилось много беглых крепостных крестьян, бежавших от помещиков, значительное число так называемых государственных крестьян, которые не были в крепостной зависимости, а просто прибывали в Сибирь в поисках лучшей доли. Поэтому не только достаточно давнее местное население посвящало свою жизнь сельскому хозяйству , но и вновь прибывавшие сюда люди быстро становились крестьянами.

Численность крестьянства, проживавшего в Сибири, на протяжении XVIII в. возросла более, чем в 3 раза (со 100 тыс. человек в начале века до 330 тыс. человек в конце). В середине XIX в. число крестьян уже превысило 1 млн. человек. В правовом отношении государственный крестьянин рассматривался как лично свободный, но в то же время были сильно урезаны его права на перемещение. Кроме этого, ограничить возможности перемещения крестьян на территории Сибири правительство старалось давними формами общественного существования крестьян. Известно, что крестьяне Руси, а затем и России жили «миром», или общиной. Община строго контролировала деятельность каждого своего члена. Она следила за тем, чтобы он вовремя вносил свою долю в выплату налогов, не покидал без разрешения общины территорию своего проживания, исправно участвовал в общественных работах . В связи с этим, крестьян легче было мобилизовать на различные казенные повинности, которые заключались в строительстве и ремонте дорог , перевозке почты, сборе хлеба в «запасные магазины» и т. д.

Однако следует отметить, что в целом повинности и платежи сибирских крестьян были значительно меньше, чем в европейской России. После уплаты налогов и справления повинностей половина дохода оставалась за крестьянином.

Вместе с тем, уже в XVIII столетии среди сибирского крестьянства наблюдалась имущественная дифференциация . Однако она отличалась от той, что была в европейской части России. Слой богатых крестьян был невелик. Состоятельные крестьяне часто предпочитали переходить в мещанство, купечество, вкладывая свой капитал в различные промыслы, торговлю и ростовщичество. Слой бедняков был невелик, составляя всего лишь% от всего крестьянства Сибири. Во всех крестьянских волостях были ежегодные выборы членов волостного правления. Выборы волостных и сельских начальников проводились на сходе, который являлся главным руководящим органом общины. На сельский сход (местные названия: «сходка», «совет», «согласие») приглашались все жители деревни, в том числе и женщины. Любой желающий мог участвовать в его работе.

Если крестьянин пытался переселиться на те территории, которые были не освоены, но требовали освоения, администрация не препятствовала этому. При этом важным было то, чтобы переселенцы не «выпадали» из тягла, продолжая и на новом месте выполнять все государственные повинности.

В первой половине XIX в. в целях обеспечения рабочими руками промышленности и золотых приисков власти идут на существенное расширение возможностей официального перемещения населения.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТОРГОВЛЯ

Распространение в Сибири крупной промышленности относится к XVIII в., что было связано с открытием месторождений железной, медной и серебряной руды. В 1704 г. в Забайкалье был построен казенный сереброплавильный завод. В 1729 г. Акинфий Демидов строит на Алтае Колыванский, а в 1744 г. - Барнаульский медеплавильные заводы. С 1766 г. стал действовать Сузунский монетный двор . Выпускаемая сибирская монета отличалась по своему виду от общегосударственной. На ней изображался герб Сибири. После 1781 года на Сузунском монетном дворе начала чеканиться медная монета общегосударственного образца.

Некоторые из заводских мастеровых оставались жить в родных деревнях и продолжали заниматься сельским хозяйством, ведь на заводах они работали несколько месяцев в году (столько времени, сколько требовалось для выполнения заданного им «урока»). Например, угольщик, находившийся на отдельной оплате, должен был выжечь в год три двадцатисаженных кучи древесного угля . Тяжелый изнурительный ручной труд, большие нормы выработки очень осложняли, физически истощали жизнь мастеровых. Они часто уходили с предприятий. Вот почему в ряде районов Сибири постепенно вводилось принудительное закрепление мастеровых за предприятиями.

В Сибири на протяжении XVIII - первой половины XIX вв. стремительно росла добыча золота (с 45 пудов в 1831 г. до 1296 пудов в 1850 г.). Благодаря сибирскому золоту, Россия стала лидером в мировой экономике.

Сибирь не уступала европейской части России по степени оживленности торговли. В первой половине XIX в. здесь стремительно стала расти численность купцов. Причинами этого являлись повышение товарности крестьянского хозяйства, а также увеличение численности потребительских слоев городского населения. В городах функционировали ежегодные ярмарки, устраивались традиционные базары, В середине XIX столетия Западная Сибирь по-прежнему опережала восток Сибири по числу купцов. Большая часть сибирского купечества принадлежала в это время к 3-й гильдии (мелкое купечество). Состоятельные купцы (1 - й и 2-й гильдии) концентрировались в крупных городах (Тобольске, Томске, Иркутске и др.).

ГЕНЕЗИС КАПИТАЛИЗМА В СИБИРИ.

Основной массив земель в Сибири к началу буржуазных реформ был государственным и кабинетским. Государственных крестьян насчитывалось в это время 145 тысяч и свыше 20 тысяч казенных мастеровых. Феодализм, господствующий в Российской империи, серьезно тормозил генезис и развитие капиталистических отношений в регионе. Развитие сибирской экономики было тесно связано с общероссийской и мировой. В 70-е гг. XIX в. в Сибири началась массовая добыча золота, а золотопромышленность стала самой влиятельной среди остальных отраслей производства. Крупная буржуазия в Сибири включала в себя 1200 семейств. Источники формирования первоначального капитала здесь отличались тем, что были созданы, как отмечает большинство современных историков Сибири, в основном честным путем - оптовой и розничной торговлей. Внешняя торговля в Сибири приносила огромную прибыль и в рассматриваемый период была монополизирована