Поделки        02.07.2020   

Штрафные батальоны в годы вов история создания. Штрафбат, как он есть, а не как показывают. Штрафные формирования в Вермахте

Для начала небольшой ликбез, что такое штрафной батальон и история этого явления. Штрафные части - специальные воинские формирования в армии, куда во время войны или боевых действий в качестве своеобразного наказания направляются провинившиеся военнослужащие, совершившие самые разные преступления. Впервые в России штрафные формирования появились еще сентябре 1917 года, однако из-за полного коллапса в государстве и развале в армии, данные части не принимали участия в боях и были впоследствии расформированы. Штрафные батальоны в РККА появились на основе сталинского приказа №227 от 28 июля 1942 года. Формально, данные формирования в СССР существовали с сентября 1942 по май 1945 года.

Миф 1. «Штрафные части в РККА были многочисленны, половина красноармейцев воевала в штрафбатах».

Обратимся к сухой статистике численности штрафников в СССР. Согласно, архивным статистическим документам, численность (округленно) штрафников в РККА: 1942г. - 25 т. 1943г. - 178 т. 1944г. - 143 т. 1945г. - 81 т. Всего - 428 т. Таким образом всего в штрафных частях во время великой отечественной войны побывало 428 тысяч человек. Если учесть, что за время Великой Отечественной Войны, ряды вооруженных сил Советского Союза прошло 34 млн. человек, получается доля солдат и офицеров которые были штрафниками не более 1,25%. Исходя из приведенных выше статистических данных, становиться понятным, что численность штрафных батальонов сильно преувеличена и влияния штрафных частей на общую обстановку как минимум не решающая.

Миф 2. «Штрафные части формировались только из заключенных и преступников СССР».

Данный миф разбивает собственно текст самого приказа №227. «…Сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины». Для рядовых бойцов и младших командиров, виновных в аналогичных нарушениях, в пределах армии создавалось от 5 до 10 штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой). Таким образом стоит отличать штрафную роту и батальон, это принципиально разные боевые части.

Штрафные батальоны формировались из офицерского состава, которые провинились перед социалистическим отечеством, а не преступники, которых специально собрали в отдельный батальон, что бы их «немцы убили». Конечно, в штрафные части могли попасть не только военнослужащие, направлялись так же и лица, осужденные органами Советского Союза, но судам и военным трибуналам было запрещено отправлять осужденных в качестве наказания в штрафные части лиц, которые были замешаны в контрреволюционной деятельности, а так же лиц осужденных за грабежи, разбой, многократное воровство и всех лиц которые имели в прошлом судимость за выше перечисленные преступления, а так же тех кто не один раз дезертировал из РККА. По остальным делам, для отправки лица на службу в штрафные части, учитывалась личность осужденного, подробности совершения преступления и другие подробности дела. Не всем и не каждому выпадал шанс искупить своё преступление кровью перед Родиной.

Миф 3. «Штрафбаты были небоеспособны».

Однако наоборот, штрафные батальоны отличались серьезной боеспособностью и ставили эти части на самые опасные, и трудные участки фронта. Штрафные батальоны не нужно было насильно поднимать в бой, желание вернуть офицерские погоны и реабилитироваться перед Родиной было крайне велико.

По воспоминаниям Александра Пыльцина (российский и советский писатель, участник Великой Отечественной войны, историк. Награждён дважды орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу»): «Наши подразделения были срочно переброшены на самое опасное направление, усилив собой боевые порядки полка. Перемешавшись с его солдатами, мы заметили, что в их рядах возникло какое-то оживление. Ведь понимали они, что рядом с ними в роли рядовых бойцов находились недавние офицеры в самых разных званиях и в атаку они пойдут вместе. И в них будто влилась какая-то свежая необоримая сила».

Во время наступления на Берлин штрафникам приказали первыми форсировать Одер и создать плацдарм для стрелковой дивизии. Перед боем они рассуждали так: «Хоть сколько-нибудь из более чем сотни штрафников роты, да доплывут, а если доплывут - то не было еще у них невыполнимых задач. И пусть маленький плацдарм захватят, но будут удерживать его до последнего. У штрафников назад пути не будет», - вспоминал Пыльцин.

Миф 4. «Солдат штрафных частей не жалели и отправляли на убой».

Обычно данный миф идет рядом с текстом из сталинского приказа №227 «...поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины». Однако, почему-то забывают привести специальные пункты из «Положения о штрафных батальонах действующей армии», в котором указанно: «п.15. За боевое отличие штрафник может быть освобожден досрочно по представлению командования штрафного батальона, утвержденному военным советом фронта. За особо выдающееся боевое отличие штрафник, кроме того, представляется к правительственной награде». Исходя из этого становиться понятно, что главное для освобождения от наказания штрафбатом является не смерть и «пролитие крови», а боевые заслуги.

Конечно, штрафные части теряли больше солдат чем обычные гарнизоны РККА, однако не стоит забывать, что их отправляли на «самые трудные участки фронта», при этом штрафные части показывали свою боеспособность. К примеру, по результатам Рогачевско-Жлобинской операции в феврале 1944 года, когда Восьмой штрафной батальон действовал в тылу врага в полном составе, из чуть более 800 штрафников, около 600 были переведены в обычные части РККА, без «пролития крови», а именно за боевые заслуги перед Родиной. Редкая боевая задача выполненная штрафниками, оставалась без внимания командования и награждения солдат. Командование было заинтересованно в отбывания наказания красноармейцев в штрафных частях и в выполнении приказа, а не в их бессмысленной смерти на фронте. В своё время, К.К. Рокоссовский, хорошо охарактеризовал слова «искупить кровью», как не более чем эмоциональное выражение, призванное обострить чувство долга и ответственности на войне за свою вину.

Миф 5. «Штрафники шли в бой без оружия».

На самом деле, штрафные батальоны, имели вооружение ничуть не хуже чем в обычных частях РККА, а кое-где - даже и лучше, связано это было с тем, что эти части отправляли, как правило, только на «самые сложные участки фронта». Из воспоминаний уже упомянутого выше А.В. Пыльцына: «Хочу обратить внимание читателя на то, что наш батальон постоянно пополнялся новым оружием в достаточном количестве. У нас уже были ещё не широко применяемые в войсках новые автоматы ППШ вместо ППД. Получили мы и новые противотанковые ружья ПТРС (т.е. Симоновские) с пятизарядным магазином. И вообще недостатка в оружии мы никогда не испытывали.

Об этом я говорю потому, что нередко в послевоенных публикациях утверждалось, будто штрафников гнали в бой без оружия или давали одну винтовку на 5—6 человек и каждый, кто хотел вооружиться, желали скорейшей гибели того, кому оружие досталось. В армейских штрафных ротах, когда их численность превышала иногда тысячу человек, как мне рассказывал уже через много лет после войны офицер Михайлов Владимир Григорьевич (к сожалению, теперь уже покойный), командовавший тогда такой ротой, бывали случаи, когда просто не успевали подвезти нужное количество оружия и тогда, если перед выполнением срочно поставленной боевой задачи не оставалось времени на довооружение, одним давали винтовки, а другим — штыки от них. Свидетельствую: это никак не относилось к офицерским штрафбатам. Оружия, в том числе и самого современного, там всегда хватало» .

Таким образом, подходя к вопросу о штрафных частях, не в коем случае нельзя говорить о бесполезности таких подразделений и тем более отрицать героизм солдат, которые точно также сражались за свободу и независимость социалистического Отечества, как и другие части РККА. В тоже время, ни в коем случае нельзя говорить, что всё держалось на штрафных частях, что кругом были штрафные части и что их использовали как «пушечное мясо». Это самое настоящие кощунство по отношению к людям, которые прошли штрафные подразделения СССР.

ЦАМО РФ. Картотека Военно-медицинского музея по учету госпиталей.
Пыльцын А. В. «Штрафбат в бою. От Сталинграда до Берлина без заградотрядов».
Пыльцын А. В. «Страницы истории 8-го штрафного батальона Первого Белорусского фронта».

Многие свято верят в то, что штрафные батальоны – страшное изобретение Сталина, который применял самые жесткие методы ведения войны, чтобы победить в этой кровопролитной войне. Однако Сталин не является новатором в этой области. Систему подобных военных подразделений он позаимствовал у врага. Да, именно фашисты, задолго до вторжения в СССР формировали целые бригады, в состав которых входили бывшие преступники и антисоциальные элементы.

О штрафниках Вермахта мало что известно. До наших дней дошли лишь обрывки информации, по которым мы можем восстановить события тех дней.

Приход Гитлера к власти ознаменовался массовыми арестами. По декрету «О защите народа и государства» хватали всех, кто так или иначе провинился перед Третьим Рейхом. Но фюрер не учел того факта, что места в исправительных учреждениях скоро закончатся. Многие тюрьмы не выдерживали наплыва все новых и новых партий зэков. И тогда в Вермахте нашли простое и эффективное решение.

В 1936 году было сформировано первое подразделение, личный состав которого был сформирован из военных заключенных, которые оказались за решеткой в силу своего образа мысли, расходящегося с идеологией партии, либо по причине аморального поведения и систематического нарушения устава.

Изначально в каждом роде войск было создано по одному подразделению. Но вскоре непрерывный поток штрафников заставил генералов сформировать регулярные части, численность которых превышала 5 тысяч человек. Новых «воспитанников» присылали командиры подразделений и военный трибунал.

Самых упрямых и отчаянных выгоняли из армии и передавали в руки полиции, которая обычно отправляла упрямца в концентрационный лагерь. Но таких наглецов было немного. За первые три года существования штрафных подразделений в лагеря отправились всего 120 человек, ибо каждый заключенный понимал, что лучше проходить тяжелую службу под неустанным надзором командиров, чем умирать от голода за забором лагеря.

Начало Второй Мировой войны ознаменовалось роспуском штрафных подразделений. Фюрер посчитал, что штрафники неблагонадежны и дезертируют с поля боя при первой возможности. Но вскоре вопрос о создании новых батальонов встал ребром. Концепция была пересмотрена. Проштрафившимися считали солдат, трудно поддающийся воспитанию. Вот список «грехов» за которых человека могли сослать в исправительное подразделение:

«ленивые, небрежные, грязные, недовольные, упрямые, антисоциальные и асоциальные личности, бездушные (именно такая формулировка), жестокие, лживые, мошенники, безвольные, психопаты».

В 1942 году обстановка на фронте накалилась. По приказу генерального штаба было сформировано «испытательное подразделение 500», которое формировалось из солдат и офицеров, которые провинились на фронте. Попав в этот батальон, военнослужащий лишался всех званий, наград и регалий. 500-е батальоны отправляли на самые трудные участки фронта. Например, 561-й батальон вел кровопролитные бои с красноармейцами у Синявинских высот под Ленинградом. Обе стороны понесли колоссальные потери. Земля была буквально усеяна трупами на много километров. Именно 500-е батальоны немцы впервые использовали в качестве заградотрядов, хотя впоследствии всячески отрицали этот факт.

Был еще один вид «испытательных подразделений», с порядковым номером 999. В них отправляли узников концентрационных лагерей. Именно они становились пушечным мясом, которое гнали на убой заградотряды.

Срок пребывания в таком подразделении составлял от 3 до 6 месяцев. Лишь один из десяти штрафников доживал до конца своего срока, после чего его переводили в 500-е подразделения, где он мог полностью реабилитироваться перед Рейхом.

Однако было среди «штрафников» особое подразделение, под названием дивизия СС «Дирлевангер». Его история начинается с командира Оскара Дирлевангера, который воевал еще в Первую Мировую. На полях сражений Оскар получил два Железных креста. После войны он учился в университете, где получил докторскую степень в области политологии.

Дирлевангер был отморозком и психопатом. Его отправили в тюрьму после того, как застали за растлением своей тринадцатилетней ученицы. Два года заключения не изменили его отношения к женскому полу, и вскоре он вновь очутился в тюрьме по той же статье. Но доктор был хорошим другом нацистского бонзы Генриха Гиммлера, который помог Дирлевангеру вскоре выйти из тюрьмы.

Старого развратника отправили в Испанию, где он командовал легионом «Кондор», сражавшемся на стороне генерала Франко. Там его трижды ранили, после чего Оскар возвращается в Германию, где ему дают чин унтерштурмфюрера СС и назначают командиром браконьерского подразделения «Ораниенбург». Его формировали из бывших охотников, осужденных за браконьерство. Группа использовалась для выполнения разведывательных операций в лесах Европы.

Ввиду успешности подразделения, его штат расширили до 300 человек и переименовали в Зондеркоманду «Доктор Дирлевангер». В 1941 году батальон отправляют в Польшу, для борьбы с местными партизанами. Личный состав комплектовался не только из браконьеров, но также из убийц, насильников, грабителей. Попав в Польшу, «бойцы» принялись заниматься любимым делом. Они насиловали, убивали, грабили и жгли целые деревни. В июле 1942 этот батальон уничтожил более 200 мирных жителей. Через несколько месяцев группу Дирлевангера отправили в Белоруссию, где они побили свой собственный рекорд, уничтожив за несколько недель 1050 человек (в основном женщин, детей и стариков).

Дирлевангер набирал личный состав исключительно из числа осуждённые за особо тяжкие преступления. Благодаря своим «достижениям» зондеркоманда удостоилась звания регулярного подразделения, а сам командир получил очередной Железный крест. Даже эсэсовцы ненавидели и боялись их.

Но в 1943 году группу послали на фронт. Там им противостояли не беспомощные мирные жители, а хорошо вооруженные и обученные части Красной Армии. В первом же бою каратели и душегубы потерпели сокрушительное поражение ввиду отсутствия элементарных навыков ведения боя. После чего группу отправили в тыл для переформирования. С тех пор отряд выполнял боевые задачи только в тылу. В основном их привлекали к подавлению восстаний на оккупированных территориях. К этому моменту количество ранений самого Оскара Дирлевангера достигло двенадцати и он получил пятый Железный крест. Но это не спасло его от расправы.

Ленинградского фронта принял постановление № 00274 «Об усилении борьбы с дезертирством и проникновением вражеских элементов на территорию г. Ленинграда», в соответствии с которым начальнику Охраны войскового тыла фронта поручалось организовать четыре заградительных отряда «для сосредоточения и проверки всех военнослужащих, задержанных без документов». 12 октября 1941 г. заместитель наркома обороны маршал Советского Союза Г.И. Кулик направил И.В. Сталину записку, в которой предложил «организовать по каждому шоссе, идущему на север, запад и юг от Москвы, группу командного состава» для организации отражения танков противника, которой придать «заградительный отряд для остановки бегущих».

Сколько человек в роте, батальоне, взводе и так далее

Срок наказания исчислялся от месяца до трех, ранение, полученное даже в первый день пребывания в штрафном подразделении, автоматически возвращало бойца в часть на ту же должность, в том же воинском звании, так что служба в штрафниках когда шли бои, считалась даже не сутками, а часами, так она была смертельна и опасна.


Штрафные батальоны находились в ведении военных советов фронтов, штрафные роты — военных советов армий.
Для непосредственного ведения военных действий штрафные части придавались стрелковым дивизиям, бригадам, полкам.


Инфо

Военнослужащие направлялись в штрафные батальоны приказом по дивизии (корпусу, армии, фронту — в отношении частей соответствующего подчинения), а в штрафные роты — приказом по полку (отдельной части) на срок от 1 до 3 месяцев.

Штрафные воинские подразделения

Внимание

И.И. Масленникова, требовавшая направить в штрафной батальон или предать суду военного трибунала военнослужащих, проявивших трусость на поле боя.


В опубликованной литературе и воспоминаниях фронтовиков содержатся сведения о том, что не всегда командиры и начальники придерживались правил, установленных в приказах и директивах.
Это, как показало исследование, касалось примерно 10 категорий штрафников: 1. Осужденные несправедливо, которых оговорили и оклеветали, чтобы свести с ними счеты.
2. Так называемые «окруженцы», которые сумели вырваться из «котлов» и выйти к своим войскам, а также воевавшие в составе партизанских отрядов.
3. Военнослужащие, которые утратили боевые и секретные документы.
4.

Командиры и начальники, виновные в «преступно-беспечной организации службы боевого охранения и разведки».

5. Лица, отказывавшиеся в силу своих верований, брать в руки оружие.
6.

Воинские звания рф

Однако внимательный читатель теперь достаточно просто и с незначительными ошибками может себе представить флотскую и авиационную иерархию. Теперь нам будет проще вести диалог, друзья! Ведь мы с каждым днем приближаемся к тому, чтобы начать разговаривать на одном языке.
Вы все больше узнаете воинских терминов и значений, а я все быстрее приближаюсь к гражданской жизни!)) Желаю каждому найти в этой статье то, что искал, автор блога Армия: взгляд изнутри.

Штрафбаты и заградотряды красной армии в годы великой отечественной войны

Взвод. Взвод включает в себя от 3 до 6 отделений, то есть может достигать от 15 до 60 человек. Командует взводом командир взвода. Это уже офицерская должность. Ее занимает минимум лейтенант, максимум - капитан. Рота.

Рота включает в себя от 3 до 6 взводов, то есть может состоять от 45 до 360 человек.

Командует ротой командир роты. Это майорская должность. По факту командует старший лейтенант или капитан (в армии командира роты или называют ласково и сокращенно - ротный). Батальон. Это или 3, или 4 роты + штаб и отдельные специалисты (оружейник, связист, снайперы и т.п.), минометный взвод (не всегда), иногда - ПВО и истребители танков (далее - ПТБ).

Батальон включает в себя от 145 до 500 человек. Командует командир батальона (сокращенно - комбат).

Это должность подполковника.

Mistervik

Практика показала, что при выполнении этого приказа допускались существенные нарушения, на устранение которых был направлен приказ № 0244, подписанный 6 августа 1944 г. заместителем наркома обороны маршалом А.М. Василевским. Примерно такого же рода приказ за № 0935, касающийся офицеров флотов и флотилий, подписал 28 декабря 1944 г. и нарком

ВМФ адмирал флота Н.Г. Кузнецов. В разряд штрафных переводились и войсковые части.

23 ноября 1944 г. нарком обороны Сталин подписал приказ № 0380 о переводе 214-го кавалерийского полка 63-й кавалерийской Корсуньской Краснознаменной дивизии (командир полка гвардии подполковник Данилевич) в разряд штрафных за утерю Боевого знамени. Формирование штрафных батальонов и рот осуществлялось не всегда успешно, как того требовало руководство наркомата обороны и Генерального штаба. В этой связи заместитель наркома обороны Маршал Советского Союза Г.К.

Поскольку штрафникам поручались наиболее сложные боевые задачи, поэтому и потери у них как у постоянного, так и у переменного состава штрафных подразделений были довольно высокими.

Так, в 1944 году среднемесячные потери переменного состава убитыми, умершими, ранеными и заболевшими достигали 10 506 человек, постоянного — 3685 человек.

Это в 3-6 раз больше, чем уровень потерь личного состава обычных войск в тех же наступательных операциях. Штрафники, получившие ранение в бою, считались отбывшими наказание, восстанавливались в звании и во всех правах и по выздоровлению направлялись для дальнейшего прохождения службы в обычные части, а инвалидам назначались пенсии из оклада содержания по последней должности перед зачислением в штрафной батальон.
Штурмовые батальоны предназначались для использования на наиболее активных, участках фронта. Срок пребывания личного состава в отдельных штурмовых стрелковых батальонах было установлено два месяца участия в боях, либо до награждения орденом за проявленную доблесть в бою или до первого ранения, после чего личный состав при наличии хороших аттестаций может быть назначен в полевые войска на соответствующие должности командно-начальствующего состава».

Впоследствии формирование штурмовых батальонов было продолжено.

Их боевое применение в принципе не отличалось от штрафных батальонов, хотя имелись и существенные особенности, Так, в отличие от штрафников, те, кто направлялся в штурмовые батальоны, не были осуждены и лишены офицерских званий.

Штрафные воинские подразделения в СССР

Штрафные подразделения существовали в Красной Армии с 25 июля 1942 по 6 июня 1945; они направлялись на самые трудные участки фронтов, чтобы дать штрафникам возможность «кровью искупить свою вину перед Родиной»; при этом были неизбежны большие потери в личном составе.

Самой первой Штрафной ротой во время Великой Отечественной войны была сформирована Армейская Отдельная Штрафная рота 42 Армии Ленинградского фронта - 25 июля , за три дня до знаменитого Приказа № 227 . В составе 42-й Армии она воевала до 10 октября и была расформирована. Самой последней Штрафной ротой была 32 Армейская Отдельная Штрафная рота 1 Ударной Армии, расформированная 6 июня .

За все годы Великой Отечественной войны через штрафные подразделения прошло, по некоторым данным, 827 тыс. 910 человек. Если учесть, что за всю войну через армию прошло 34 476,7 тыс. чел. , то доля штрафников среди них составляет примерно 4,2 %.

Например, в 1944 общие потери Красной Армии (убитые, раненые, пленные, заболевшие) - 6 503 204 чел; из них штрафников - 370 298. Всего в 1944 в Красной Армии имелось 11 штрафных батальонов по 226 человек в каждом и 243 штрафные роты по 102 человека в каждой. Среднемесячная численность Армейских Отдельных Штрафных рот в 1944 на всех фронтах колебалась от 204 до 295. Наивысшая точка ежедневной численности Армейских Отдельных Штрафных рот (335 рот) была достигнута 20 июля 1943.

Основная терминология:

  • Штрафной батальон (штрафбат) батальона .

В Красной Армии туда направились военнослужащие офицерского состава всех родов войск, провинившиеся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости. Данные подразделения формировались по приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 в пределах фронтов в количестве от 1 до 3 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 800 человек. Командовали штрафбатами кадровые офицеры.

  • Штрафная рота (штрафрота) - штрафное подразделение в ранге роты .

В Красной Армии туда направились военнослужащие рядового и сержантского состава всех родов войск, провинившиеся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости. Данные подразделения формировались по Приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 г . в пределах армий в количестве от 5 до 10 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 150-200 человек. Командовали штрафными ротами кадровые офицеры.

  • Штрафник - разговорное наименование бойца штрафного воинского подразделения.

Штрафные воинские подразделения в иностранных армиях

  • Afrika-Brigade 999

В кино

  • Гу-га - художественный фильм СССР , 1989 год Режиссёр Вилен Новак.
  • Грязная дюжина (The Dirty Dozen) - американский кинофильм Роберта Олдрича по новелле-рассказу Натансона E.M. (1967).
  • Штрафбат - российский телесериал (2004).

См. также

Литература

  • Дайнес В. О. Штрафбаты и заградотряды Красной Армии (Серия: Великая Отечественная: Цена Победы) М.: Эксмо, 2008. - 448 с. ISBN 978-5-699-25316-6
  • Пыльцын А. В. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2003. - 295 с.
  • Пыльцын А. В. Правда о штрафбатах: Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. Изд. 3-е. (Серия: Великая Отечественная. Неизвестная война) М.: Эксмо, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-699-21470-9
  • Пыхалов И. , Пыльцын А., Васильченко А. Штрафбаты по обе стороны фронта (Серия: Военно-исторический сборник) М.: Эксмо, 2007.
  • Рубцов Ю. В. Штрафники Великой Отечественной. В жизни и на экране. (Серия: Военные тайны ХХ века) М.: Вече, 2007. - 432 с. ISBN 978-5-9533-2219-5
  • Сукнев М. Записки командира штрафбата. Воспоминания комбата. 1941-1945 (Серия: На линии фронта. Правда о войне) М.: Центрполиграф, 2006. - 264 с. ISBN 978-5-9524-2746-4

Ссылки

  • Штрафные, штурмовые и дисциплинарные подразделения Макар Иванович Тонин
  • Пыльцын А. В. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина
  • Пыхалов И. Штрафники: правда и вымысел
  • Юрий Веремеев. Ложь и правда о штрафниках. Приведены выдержки из документов.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Штрафбат" в других словарях:

    Штрафбат … Орфографический словарь-справочник

    ШТРАФБАТ, а, муж. Сокращение: штрафной батальон. | прил. штрафбатовский, ая, ое (разг.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 батальон (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    штрафбат - ШБ штрафбат штрафной батальон воен. ШБ Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского… … Словарь сокращений и аббревиатур

    М. Штрафной батальон. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    штрафбат - штрафб ат, а … Русский орфографический словарь

    штрафбат - (2 м); мн. штрафба/ты, Р. штрафба/тов … Орфографический словарь русского языка

    штрафбат - штрафба/т, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    штрафбат - у, ч., розм. Штрафний батальйон – військовий підрозділ, в якому проходять службу військовослужбовці, що відбувають дисциплінарне покарання … Український тлумачний словник