Обслуживание        03.02.2024   

Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление. Церковь флора и лавра на зацепе История церкви на Зацепе

Храм Святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе в Москве. Район в Замоскворечье, вокруг нынешней Дубининской улицы, 9, в XVI веке назывался Ямской слободой. Возникла она после сооружения здесь в 1593 году стен Земляного вала и переселения сюда ямщиков из одноименной слободы московского района Полянки.

Неизменным атрибутом любой слободы служила церковь, выстроенная в честь святых покровителей основной части населения этих общин.

Выбор святых Флора и Лавра для Ямской слободы не случаен. Именно они являются покровителями всех домашних животных, и в частности - лошадей. День почитания святых, 18(31) августа, именовали иногда «лошадиным праздником».

Фото 1. Храм святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе в Москве

История церкви

Первые упоминания о деревянной церкви на месте нынешнего храма относятся к 1642 году. Тогда она именовалась как храм великих апостолов Петра и Павла в Коломенской Ямской слободе. В честь мучеников Флора и Лавра, в ней был устроен придел и в народе ее называли не иначе, как «церковь Флора и Лавра на Зацепе».

В 1738 году в церкви случился пожар, из-за которого она полностью выгорела. Местная община испросила дозволения устроить ее из камня.

Ныне существующий храм строился по частям. Основная часть работ по возведению сооружения была завершена в 1778 году. В 1835 году были пристроены трапезная, боковые приделы и колокольня, выполненные в стиле ампир.

Современный вид церковь мучеников Флора и Лавра в Замоскворечье приобрела в 1862 году. Тогда же состоялось и его освящение.

Последним штрихом в архитектурном обличии храма стала пристройка для ризницы, возведенная в ее западной части.


Фото 2. Памятная табличка на церкви иконы Божией Матери на Дубининской, 9

Храм после революции и сегодня

После Октябрьской революции Зацепский храм превратили в склад церковных ценностей. Свозили их сюда из объектов культа Москвы, подлежащих сносу или закрытию. Так здесь появились икона святой великомученицы Екатерины и чудотворная икона Спасителя из Екатерининской церкви, располагавшихся на Большой Ордынке и в Пантелеймоновской часовне, соответственно.

В 1922 году экспроприации подверглись уже ценности самого храма, а у его стен разбили огромный Зацепский рынок.

Интересно отметить, что в сводках комиссии по изъятию храмовой утвари использовались весовые показатели конфискованного имущества в Храме Флора и Лавра на Зацепе (вес изъятого составил 28 пудов 24 фунта 66 золотников и бриллиантов 26 штук), а не естественная в таких случаях опись предметов.

Протоиерей Николай (Виноградов), настоятель храма, был арестован в 1933 году за «антисоветскую агитацию». В 1937 году его расстреляли. Собор РПЦ причислил отца Николая к лику святых в августе 2000 года, а днем его памяти принято считать 14 ноября.


Фото 3. Святые мученики Петр и Павел

В 1938 году здание церкви передают так называемым обновленцам, но из-за низкой посещаемости власти принимают решение о закрытии культового объекта. Случилось это в 1940 году.

1950 год стал черной страницей в истории Храма Флора и Лавра на Зацепе в Замоскворечье: была демонтирована глава над куполом, а колокольню просто взорвали после неудачи с разбором сооружения при помощи кирок и ломов. Правда, взрывом удалось разрушить только верхнюю часть звонницы.

В теперь уже бывшем храме устроили фабрику металлографии для производства штемпельно-граверных изделий.

В 1960 году здание храма признали историческим памятником архитектуры, но выводить промышленный объект власти не спешили.

Интересный факт. На территории храма, вплоть до 1992 года, располагался оборотный круг и начало маршрута самого известного московского трамвая с литерой «А» . «Аннушка», как ласково называли его москвичи, соединяла район Зацепы с Краснопресненским бульваром.

Из-за демонтажа рельсов, знаменитый маршрут закрыли и восстановили лишь в 1997 году по случаю 850-летия столицы. Правда, «Аннушка» теперь бегает от Чистых прудов и до района Калужской площади.

В 1991 году власти города передают храм Православной церкви, а уже 7 апреля здесь возобновились богослужения.

Главный престол возвращенного храма освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», северный придел - во имя великомучеников Флора и Лавра, а южный - в честь апостолов Петра и Павла.

Восстановительные работы в основном закончили к концу 1990-х годов, а последним этапом стала установка на колокольню 3 колоколов массой в полторы, три и 5 тонн. Освятил их, а также настенную мозаику с ликами святых апостолов Петра и Павла, архиепископ Дмитровский - Александр.

Храм (церковь) святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе (Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») расположен по адресу: Москва, Дубининская, 9, строение 1 (метро «Павелецкая»).

Есть в минуте ходьбы от Павелецкого вокзала (лучше ехать с радиальной «Павелецкой») отреставрированный храм Флора и Лавра на Зацепе. Он не бросается сразу в глаза. Мало ли храмов в стиле ампир в столице! Тем не менее, я рекомендую заглянуть внутрь.

Я не религиовед и не богослов, описание исключительно любительское.

Всего в храме три престола: мучеников Флора и Лавра, апостолов Петра и Павла, иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость».


Название «Флор и Лавр на Зацепе» народное, потому что в честь этих великомучеников осветили один из пределов храма. Правильное именование объекта - Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Зацепе. В храме есть т.н. «список» этой одной из самых почитаемых икон в православии, т.е. очень грубо говоря - копия особенно почитаемой иконы.

Икона Божьей Матери "Всех скорбящих радость"

А название «Зацепа» идёт с давних времён, когда у вокзала проходила граница Москвы, а специальные сторожа, выходили из своих будок, снимали цепь и пропускали телеги, прошедшие осмотр. Вот так Зацепа и стала Зацепой.


Как и у всех старинных храмов, история этого богата на события. Отстроенный в конце XVI века он горел во время пожара 1738, когда вся Москва была деревянной и вспыхивал от любой уроненной свечки. Потом храм отстроили в камне и он получил привычный облик. Тип постройки «корабль» совмещает в себе сам храм, колокольню и трапезную, расположенную на одной линии. Алтарь традиционно «смотрит» на восток (в сторону предполагаемого рая), а вход находится с запада (там, где находится ад). Именно на западной стене расположена сцена страшного суда. Можно надолго задержаться только у неё.


На самом деле, храм настолько интересно и любовно расписан, что больше напоминает музей. Можно смотреть и чувствовать мастерство художников. Кстати, реставрация этого храма получила гос. премию совсем недавно, если мне не изменяет память. Потому что, конечно же, всё, что мы видим – это новодел. После революции здесь хранили ценности из взорванных московских храмов, в том числе и из уничтоженного Храма Христа Спасителя. В 30-х годах настоятеля храма Флора и Лавра расстреляли, а в помещении устроили художественную мастерскую по граверным работам, сливая отходы под фундамент. От оригинальной росписи не осталось ничего. Поэтому восстановление шло с нуля. И сейчас это место с совершенно чистой энергетикой, без духоты и запаха ладана, с обилием света и простора. Внутри комфортно. Есть лавочки для тех, кто долго стоять не может. Ну а энергетику творят прихожане, как всегда, не только прося о чём-либо и каясь, но и благодаря за всё, что можно считать хорошим.


Несмотря на общую новизну храма, здесь есть редкие иконы, созданные до того момента, как утвердилась привычная для нас система иконописи.

Например, икона великомучеников Флора и Лавра. Эти римские братья-каменщики во II веке н.э. работали над созданием языческого храма, хоть и сами являлись скрытыми христианами.


Обратив своих коллег в христианство, Флор и Лавр сожгли приготовленных для перенесения в храм идолов. За что и были наказаны – их закопали живьём. Когда спустя много лет мощи нашлись – они оказались нетронутыми. И после обретения мощей на Руси закончили поголовный мор скота. С тех пор Флор и Лавр являются покровителями животных, особенно лошадей.


В храме совершаются традиционные таинства. Среди которых – крещение. Здесь (один из немногих в Москве), слева от входа, в специальном помещении находится купель баптистерия, в которую могут полностью окунуться взрослые люди, сознательно принявшие христианство и решившие не ограничиваться трёхкратным окроплением.

Традиционно фотосъёмка не благославляется в храме. Я рада, что удалось получить разрешение. Надеюсь, так можно будет составить более полное представление об этом месте. Потому что оно точно заслуживает внимания. Богатая история, удобное месторасположение и уют делает храм Флора и Лавра тёплым и каким-то домашним. Здесь чисто, продаются свечки, всё как везде.



Зашла сегодня в храм Святых мучеников Флора и Лавра. Небольшая, ухоженная церковь. Так как вчера был праздник, храм украшен ветками, травой. Шла служба. Люди пришли причащаться. несколько кадров я все же сделала, стараясь не мешать. Хорошая служба, поют, голоса красивые. приятные. Территория чистенькая. Видно, что за ней следят. Храм 17 век. Красуется в самом центре Тулы близ Машзавода. Своеобразие архитектуры и редкость цвета сделали его тульским видом. Внутри, однако, еще много работы, реставрации.

Адрес: ул. Мосина, 1, Тула

Немного истории

Церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра была известна еще в начале XVII века. Тогда она была деревянной, с приделом святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Храм стоял в слободе, носившей его же имя - Флоровской. Это одна из древнейших тульских слобод, находившаяся за Никольскими воротами Земляного города. Никольские ворота располагались примерно там, где сегодня улица Металлистов выходит на улицу Советскую.

К 1710 году здание церкви с главным престолом было уже каменным; в 1748 году при ней с правой стороны на средства прихожан устроили каменный придел Косьмы и Дамиана. Приблизительно в то же время появился придел с левой стороны — во имя иконы Божией Матери «Знамение».

В 1771 году во время эпидемии чумы, по преданию, ознаменовалась чудотворениями Боголюбская икона Божией Матери, находившаяся в этом храме. История Боголюбской иконы такова. Благоверный великий князь Андрей Юрьевич, решив переселиться из киевских пределов в Суздальскую землю, взял с собой чудотворную древнюю икону Богоматери. Читаем в книге «Богоматерь» (1909 г.): «Когда князь приближался ко Владимиру, то недалеко от города, на том месте, где теперь расположен Боголюбов монастырь, кони, везшие икону, вдруг были остановлены какою-то невидимою силою и их никак нельзя было заставить двинуться с места. То же случилось и с новыми лошадьми, впряженными вместо прежних.

Князь Андрей <...> дал обет воздвигнуть здесь храм во имя Пречистой Девы. Уединясь в своем шатре, князь продолжал в нем свою молитву. Тут явилась ему Пресвятая Владычица со свитком в правой руке и с левой рукой, простертой на молитву к видимому в воздухе Христу. Богоматерь велела князю Андрею Свою икону поставить во Владимире, а на месте явления создать церковь и при ней устроить обитель. <...> По указаниям князя иконописцы написали превосходную икону. Богоматерь изображена во весь рост, держа в правой руке свиток, а левую подняв к небу.

От земли встают очертания монастыря, а пред Пречистой склонился в молитве князь Андрей. <...> В память того, что Богоматерь возлюбила место монастыря, монастырь с возникшим при нем городком стал называться Боголюбовым. Древняя икона была перенесена во Владимир <.„>. Новонаписанная же икона осталась навсегда в Боголюбове, получив имя Боголюбской».

Вернемся к тульскому храму Флора и Лавра. К началу 1770-х гг.«... настоящая церковь с алтарем от давнего построения пришла в ветхость, и внутрь оной во время службы Божией от собрания народного, по великоприходству, бывает весьма утеснительно, и для того приходские люди согласились всем обществом во славу Божию вместо оной церкви сооружить на том же кладбище (при приходских церквях тогда были кладбища. - Н.К.) близ оной вновь каменного здания церковь во имя Боголюбской Пресвятой Богородицы, с приделами по правую сторону Св. мучен. Флора и Лавра, по левую Св. бессребреников Косьмы и Дамиана». Так говорилось в храмозданной грамоте, данной преосвященным Феодосием в 1772 году. Сразу же началось возведение нового храма.

Вначале построили и в 1779 году освятили приделы. Главный престол с иконостасом обустроили к 1796 году. С этого времени церковь во всех актах стала именоваться Боголюбской. В народе же до наших дней удержалось ее прежнее название - Флора и Лавра.

Для времени возведения церкви было характерно смешение двух архитектурных стилей - затухающего барокко и идущего ему на смену классицизма. Приведем архитектурную характеристику храма, данную в путеводителе «Тула», изданном в 1973 году:

«Строительство церкви было начато с возведения трапезной. Элементы ее декора — закругленные рустованные углы, мансардная крыша, эллиптическая форма окон, декоративные наличники и т.п. — взяты еще из арсенала декоративных форм барокко. Но в здании самой церкви появляются уже такие типичные для классицизма формы, как довольно строгие колонные портики на обоих боковых фасадах, круглый в плане гладкий барабан над световым фонарем и т.п. Однако и здесь мы встречаем еще типичные барочные детали — граненый купол, сложная форма люкарн (окон в куполе, освещающих внутреннее пространство здания. - Н.К.), закругленные углы основного объема, ничего не несущие колонны в местах примыкания апсиды (алтарный выступ в восточной части храма. - Н.К.) к церкви. Да и квадратный в плане световой фонарь -вместо круглого барабана - представляет собою дань стилю барокко.

Очень интересно и необычно конструктивное решение церкви: ее внутреннее пространство не имеет несущих колонн, и вся нагрузка от высокой надстройки передана непосредственно на открылки свода. Такое оригинальное решение говорит о смелости и большом инженерном мастерстве зодчего, имени которого мы не знаем».

Однако в своей работе «Тульский оружейный завод» И.Ф. Афремов приводит имя архитектора, спроектировавшего основной объем храма: это К.С Сокольников. И.Ф. Афремов пишет о нем: «Как отличный зодчий-механик прославил себя построением в Туле <...> храма Флора и Лавра, где утвержденный им (минуя капитальных стен) большой купол свидетельствует о высоком искусстве и знании его в зодчестве и механике».

По мнению P.P. Лозинского, К.С. Сокольников принимал участие в построении колокольни, а не храма.

До начала XIX века при церкви оставалась старая колокольня, крытая зеленой черепицей, с железным крестом. В 1806 году прихожане подали прошение о строительстве новой колокольни. Она была возведена к 1830 году. В 1834 году был приобретен самый большой ее колокол весом в 519 пудов; средства на это - 22 тысячи рублей ассигнациями - пожертвовал купец Поддельщиков.

Главной святыней церкви была Боголюбская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями как во время эпидемии чумы в 1771 году, так и во время эпидемических болезней в XIX веке. Напуганные приближением холеры в 1892 и 1893 годах, туляне решили устроить на этой иконе, вместо бывшей серебряной, золотую ризу. Эта риза, с бриллиантовыми розами в венце, была изготовлена в 1894 году и обошлась более чем в 7000 рублей.

Еще одной святыней являлась Феодоровская икона Божией Матери весьма древнего письма.

В храме имелся старинный ореховый, с резными священными изображениями шкаф для хранения книг и разной утвари. По преданию, он был вывезен купцами Лугиниными из Голландии и потом передан по их завещанию в церковь.

Святые мученики Флор и Лавр в России считались покровителями коневодства, поэтому в день их памяти к храму съезжался народ освящать коней.

Церковноприходская школа открылась при храме в 1894 году.

По церкви назывался Флоровский переулок (в источниках советского времени — Фроловский). Он состоял из двух частей, расположенных под прямым углом друг к другу, и, проходя рядом с храмом, соединял улицы Ильинскую (ныне ул. Ленина) и Старо-Павшинскую (ныне ул. Мосина). В 1924 году Флоровский переулок переименовали в Красный.

В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в списке «Тульские здания, как исторические памятники», церковь Флора и Лавра относится к стилю «петербургского барокко».

В феврале 1929 года Тульский губисполком принял решение снести церковь Флора и Лавра. От сноса ее, видимо, спасла характеристика, данная Главнаукой Народного комиссариата просвещения. Это ведомство представило заключение о том, что церковь является памятником архитектуры XVIII века.

В 1930-х годах храм был закрыт и передан оружейному заводу. Первоначально в нем разместилась заводская столовая, затем - склады, техническая испытательная станция. В 1956 году здание арендовалось «Культремснабом» областного управления культуры под склад.

К началу 1970-х годов церковь находилась в запущенном состоянии, стояла с выбитыми окнами, купол ее был лишен кровли. В середине 1970-х проведена консервация здания бывшего храма — ремонт кровли, фундамента и фасадов.

В 1991 году церковь Флора и Лавра поставлена на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.

Храм был возвращен Тульской епархии в 1990 году. Храм достался верующим с уничтоженными системами отопления и освещения, с выломанными оконными рамами. Во время нахождения в здании церкви технической станции пол был забетонирован по самые окна. Пришлось отбойными молотками разбивать бетон и выносить его куски вручную.

Сегодня при храме действуют библиотека и воскресная школа.

И.о. настоятеля храма: протоиерей Григорий Григорьевич БЕЛОУС

Адрес: г. Москва, улица Дубининская, д.9/3, стр. 1

В июне 2016 года Департамент культурного наследия города Москвы выдал разрешение на продолжение работ по сохранению объекта культурного наследия. Приход заключил договоры подряда, а также на оказание услуг технического и авторского надзора («Моспроект-2»).

15 апреля 2016 года Межведомственной Комиссии по вопросам предоставления субсидий из бюджета города Москвы религиозным организациям «в целях возмещения затрат, связанных с проведением работ по сохранению объектов культурного наследия религиозного назначения, находящихся в государственной собственности», было принято решение о финансировании реставрационных работ в храме Флора и Лавры.

2016 году планируется полностью завершить реставрацию этого объекта. В соответствии с утвержденным графиком будут продолжены работы на четверике и апсиде: предстоит реставрация белокаменного лепного декора, штукатурного и отделочного слоя, реставрация цоколя, колонн, карнизов, гранитной паперти, окон и дверей, металлических элементов, мраморных подоконников, утепление подкупольного пространства, устройство гранитных полов, монтажные, а также штукатурные и малярные работы (стены, своды, откосы).

В 2015 году в рамках Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы подрядной организацией ООО «ЭШЕЛЪ» на колокольне и в трапезной были отреставрированы фасады с декоративными элементами, кровля, колонны, окна и двери .

История

Деревянная церковь в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе) впервые упоминается в архивных документах, по разным данным, в 1625 (1642) году. Первоначально храм с таким названием находился в районе Полянки, где тогда располагалась Ямская слобода. В 1593 году слободу перенесли на Зацепу, и ямщики выстроили новую церковь с тем же названием, что и прежняя.

Деревянный храм на нынешней Дубининской улице упоминается с 1642 года - как «храм апостолов Петра и Павла с приделом мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе». Однако в народе был более известен как «церковь Флора и Лавра на Зацепе».

Выбор имени неслучаен. Мученики Флор и Лавр почитались на Руси как покровители домашних животных, особенно лошадей. День памяти святых 18 (31) августа часто называли «лошадиным праздником». Одно из новгородских преданий гласит, что однажды по молитвам святых мучеников прекратился падеж скота, после чего их стали прославлять как покровителей животных.

После пожара 4 ноября 1738 года, который полностью уничтожил здание, возвели временную церковь. Тогда же было решено просить разрешения на строительство каменной.

Основная часть ныне существующего каменного храма была воздвигнута в 1778 году. Приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир выстроены в 1835-м. В окончательном виде церковь была освящена в 1862 году.

Около 1909 года для ризницы сделали западную пристройку. После революции в храм привозили иконы из других церквей, которые подлежали сносу или закрытию. Так в него попала икона святой великомученицы Екатерины из Екатерининской церкви на Большой Ордынке и чудотворная икона Спасителя из Пантелеимоновской часовни.

В 1922 году приход был разорен в ходе акции по изъятию церковных ценностей: храм считался самым богатым в этой местности. Тогда же рядом на площади был открыт большой Зацепский рынок. Опасаясь антисоветских вспышек, власти решили не закрывать его на время изъятия ценностей из храма, но взяли с рыночного комитета подписку, что в случае нарушения порядка все товары будут конфискованы, а члены комитета арестованы. Угроза подействовала: торговки заботились только о том, чтобы схватить свои товары «в случае чего», и оттаскивали любопытных мальчишек от оцепления храма.

Сохранившийся документ:

Оперативная сводка (легенда) Московской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей на 8 апреля 1922 г.

Замоскворецкий район.

Изъятию подлежали в Замоскворецком районе на 8/IV 1 церковь и 2 часовни: 1) Церковь Флора и Лавра, 2) Часовня Казанской Божией Матери у Калужских ворот, и 3) Часовня Нечаянной Радости у Серпуховских ворот.

К работам приступлено (стиль сохранен – Ред.) с 10 часов утра, поставив на ноги весь аппарат, так как изъятие должно было коснуться самой богатой церкви района - Флора и Лавра, расположенной на Зацепе, где собирается огромный рынок. Было решено рынок не прикрывать, но взять подписку с рыночного комитета торговцев, что за малейший намек на эксцессы все товары будут изъяты, а совет арестован. Предупреждение дало удивительные результаты. Большого оживления на рынке не наблюдалось, торговки рассеянно отвечали на вопросы покупателей, сосредоточив все внимание на возможность наиболее быстрого сбора своих пожитков в нужную минуту. Те мальчишки, которые пытались проникнуть к церкви, хватались за полы торговками и оттаскивались с соответствующим назиданием. Работа прошла спокойно.

Изъято:
Из церкви Флора и Лавра ценностей весом 28 пудов 24 фунта 66 золотников и бриллиантов 26 шт.
Из часовни Казанской Божией Матери ценностей весом 8 фунтов 90 золотников.
Из часовни Нечаянной Радости ценностей весом 13 фунтов.
Губкомиссия Р. Медведь, Базилевич.
(лл. 32,33)»

В 1933 году арестовали за «антисоветскую агитацию», а в 1937 году расстреляли настоятеля храма протоиерея Николая (Виноградова). (Юбилейный Собор Русской Православной Церкви, прошедший в августе 2000 года, причислил его к лику святых (память его 27(14) ноября). Также расстреляли священника Димитрия (Розанова). Оба священника погибли на Бутовском полигоне под Москвой.

В 1938 году церковь передали обновленцам. Однако в 1940 году все равно закрыли, потому что сюда почти никто не приходил. Иконостас вывезли, росписи стен забелили. В 1950 году власти снесли главу над куполом и решили разрушить колокольню, но с помощью ломов и кирок рабочие этого сделать не смогли, все было построено крепко, на века. Тогда колокольню решили взорвать. Предупредили окрестных жителей, чтобы закрыли окна и двери, и взорвали. Разрушилась верхняя часть колокольни. На этом и успокоились (все было восстановлено в 1997 году). Здание храма приспособили под фабрику металлографии и штемпельно-граверных работ. Это вредное гальваническое производство с использованием кислот.

Судьба святынь храма, чтимых икон, остается неизвестной. В 1957 году, когда в Москве проходил Фестиваль молодежи и студентов, толченым кирпичом церковной колокольни празднично усыпали московские дорожки. Уже через 3 года после этого храм признали памятником архитектуры и поставили на госучет. Однако фабрика осталась, и ее производство продолжало вредить памятнику.

В 1978 году начинаются исследовательские и проектные работы по реставрации храма, в частности, к 1985 году создан проект восстановления колокольни и главки, однако воплощены эти работы в то время не были.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624 храм отнесен к объектам культурного наследия федерального значения. Решением Исполнительного Комитета Московского городского совета народных депутатов №27 от 8.01.1991 передан общине верующих Русской Православной Церкви. С этого времени на приходе были возобновлены регулярные богослужения, начались ремонтно-реставрационные работы.

Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов. На Пасху 6 апреля 1991 года состоялось первое богослужение. Окончательно производство было остановлено только к августу того же года «из-за нарушения экологических и пожарных норм». Территорию вокруг храма очистили от алюминиевых отходов. Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра сняли около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.

К 1997 году силами общины были восстановлены исторические объемы колокольни, воссоздано завершение главного купола, подняты колокола, написаны и установлены три иконостаса, частично заменены коммуникации.

За годы советской власти в Москве было снесено более трёхсот тридцати церквей. В Интернете их перечислено триста тридцать четыре. Тринадцать из них - только в Кремле.
В их числе - древнейший храм Москвы - 1300 года постройки - Спаса на Бору.

Я сегодня расскажу вам только о трёх из этих снесённых храмов. Кстати, есть надежда, что два из них восстановят - поскольку место, на котором они стояли, осталось незастроенным.

Один из этих храмов стоял вот на этом месте, на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка. Переулок назван так в честь купца семнадцатого века по прозвищу Бобр. На месте дома №21 по Мясницкой располагались в семнадцатом веке его палаты.

Потом этот участок приобрёл Иван Ильич Дмитриев-Мамонов, видный деятель Петровского времени, генерал, участник Полтавской битвы. Он был женат морганатическим браком на дочери царя Иоанна Алексеевича - Прасковье Иоанновне.

Иван Ильич Дмитриев Мамонов был похоронен возле церкви Флора и Лавра.

Вот как об этой церкви писал историк Москвы Алексей Фёдорович Малиновский:

"Фрола и Лавра с приделом св. апостолов Петра и Павла у Мясницких ворот, которые указом 1658-го апреля 16-го повелено было называть Фроловскими, а улицу - Фроловскою, но прежнее привычное название как ворот, так и улицы доныне удержалось. Церковь низменная, грубой готической архитектуры, о пяти круглых главах, а колокольня пирамидальная, в описи 1620 года значится деревянною, а через [авт. пропуск] лет построена боярином конюшим [авт. пропуск] каменная".

Как видим, Малиновский описал эту церковку довольно пренебрежительно. Однако, это был единственный храм Флора и Лавра в Москве - и уже этим он был уникален. Был ещё храм этих святых в слободе ямщиков на Зацепе (ныне - район Павелецкого вокзала), - но в 1628 году главный престол церкви уже был освящен в честь Петра и Павла, а позднее он был переосвящён во имя иконы Богородицы "Всех скорбящих радость". В этой церкви остался только престол во имя Флора и Лавра, - он есть в этой церкви и сейчас.

Святые Флор и Лавр на Руси считались покровителями лошадей. Интересно то, что именно Малиновский пишет (и больше я ни у кого этой информации не нашла), что на Мясницкой подле церкви Флора и Лавра были государевы конюшни. А Конюшенный двор в Кремле - пишет Малиновский - был построен при царе Феодоре II (сыне Бориса Годунова), - и назывался тогда Аргамачьим двором.

Фроловской называлась раньше Спасская башня Кремля. Малиновский пишет, что Фроловской эта башня Кремля называлась со времён Дмитрия Донского. Видимо, при Донском была построена первая церковь Флора и Лавра в Кремле - возле ворот. Там же - вероятно, - была тогда княжецкая конюшенная слобода. (Спасской башня стала после того, как царь Алексей Михайлович поместил на ней образ Спаса Нерукотворного и дал Указ от 16 апреля 1658 года, где повелел называть Фроловскую башню - Спасской).

Из Кремля к Мясницким воротам - видимо - перенёс слободу царь Иван Грозный. По крайней мере, есть свидетельства о том, что именно Грозный перенёс к Мясницким воротам церковь Флора и Лавра - тогда ещё, - конечно, деревянную. Но - поскольку Малиновский - словам которого мы не можем не доверять - пишет, что у церкви Флора и Лавра были государевы конюшни, - то логично предположить, что они и были перенесены сюда вместе с храмом - по указу царя Иоанна Первого (Четвёртого). А потом перенесены обратно в Кремль - по указу Феодора Второго; но храм уже не переносился, - а так и стоял на этом месте - до самого 1935 года. В 1935 году прокладывали первую линию Московского метро - и при строительстве станции "Чистые Пруды" - снесли церковь Флора и Лавра. Валентин Катаев в своей книге "Алмазный мой венец" , писал:«Церковка эта вдруг как бы… исчезла, превратилась в дощатый барак бетонного завода Метростроя, вечно покрытый слоем зеленоватой цементной пыли».

Рабочие-метростроевцы, жившие в этом бараке, обнаружили в полу подземный ход. Поползли слухи о найденном московском кладе. Но ход быстро засыпали, а слухи прекратили. Так до сих пор о нём ничего и неизвестно.

Церковь же Флора И Лавра знаменита была тем, что к ней свозили лошадей со всей России - в лошадиный праздник - 18 (30) августа - День святых Флора и Лавра. В этот день лошадок окропляли святой водой и служили молебен во здравие их. "Умолил Флора и Лавра - жди лошадям добра!" - говорили в народе. Флор и Лавр - это братья-христиане II века, жившие в Иллирике. Они были каменотёсами. Как каменотёсы, братья были привлечены к строительству языческого храма в Константинополе. Флор и Лавр подговорили других рабочих разрушить языческих идолов и водружить вместо них Крест. Братьев бросили живыми в колодец и засыпали землёй. Через некоторое время в Константинополе начался падёж скота. А из забытого колодца забил источник. Вода этого источника оказалась целебной для заболевших животных. Колодец разрыли, и мощи братьев обрели нетленными. Флора и Лавра причислили к лику христианских святых, и они стали покровителями домашнего скота. А в России их почитали прежде всего как покровителей лошадей.

В этом храме - Флора и Лавра, - каменном с 1657 года - были изображения античных мудрецов - Платона, Аристотеля и Солона. Подобные изображения есть только в Благовещенском соборе Московского Кремля - домовой церкви русских царей и ещё - в Преображенском соборе Новоспасского монастыря.

Вообще, в этом скромном по московским меркам храме - Флора и Лавра на Мясницкой - была какая-то загадка. И подземный ход, и изображения, которые свойственны царским храмам. (Новоспасский монастырь - место захоронения бояр Романовых, Романовская усыпальница. Там захоронена, в частности, монахиня Досифея - княжна Тараканова).

Очень жаль, что Москва утратила этот уникальный храм. Хорошо бы, чтобы его восстановили. Но - конечно, - это будет всего лишь "новодел"... Но всё же - лучше и правильнее, чтобы на этом месте - как много веков подряд - стоял храм Флора и Лавра, - чем чтобы засчёт территории бывшего храма разросталось вширь неуклюжее и некрасивое здание театра Александра Калягина с претенциозным - на мой взгляд - названием: "Et cetera...".

*Паперть Преображенского собора, подобно как и всего храма, сплошь расписана изображениями. Из них наиболее замечательны - при входе на паперть с восточной стороны по обе стороны изображения 10-ти древних греческих философов. Все они имеют в своих руках свитки с выписанными каким-либо изречением. На правой стороне изображены: Орфей, Гомер, Солон, Платон и Птоломей, по левой Ермий, Анахарис, Аристотель, Плутарх и Иродион. /История Новоспасского монастыря и ее связь с Романовыми. М. Маркабов, кандидат физико-математических наук.

Нет, увы! Победил Калягин! На месте Храма строится второе здание театра Et cetera.

В своём обращении - ещё к Ю.М. Лужкову - артист писал - как, мол, может согласоваться то, что в храме будут отпевать покойника, а в театре - играть комедию?

А теперь комедию будут играть прямо над кладбищенским захоронением, над героем Полтавской битвы И.И. Дмитриевым-Мамоновым, который был захоронен при храме Флора и Лавра, - и над многими другими покойниками. Это - ничего. Это- согласуется!..

Судя по всему, храм этот уже не будет восстановлен. Театральные хапуги победили.

Фиг я буду теперь слушать и смотреть лучший номер артиста Калягина - песенку "тётки Чарлея" на слова Роберта Бёрнса! Я теперь ему - не верю. "Любовь и бедность навсегда (его) поймали в сети?.." Не смешите! Мы с Робертом Бёрнсом теперь - отдельно, а театральные дельцы, не уважающие русскую (и - значит - никакую) культуру - отдельно.

Ил.: А.М. Васнецов. Мясницкая улица. Возле Мясницких ворот. (Слева - храм Флора и Лавра.)