Для отопления        30.09.2019   

Приручение огня человеком. Как человек огонь приручил

К такому парадоксальному выводу пришли археологи, чья статья опубликована на сайте журнала PNAS 14 марта.

Одна из двух кремневых пластин, покрытых черной смолой, из местонахождения Кампителло, Италия (Campitello Quarry), возрастом более 200 тыс. лет. Иллюстрация к обсуждаемой статье

"Приручение" огня – безусловно, одна из важнейших инноваций в истории древнего человечества. Именно огонь (вроде бы) позволил людям освоить северные регионы нашей планеты (а как же иначе можно было выжить в широтах, где температура зимой падала ниже нуля?). Согласно гипотезе Ричарда Рэнгема (Гарвардский университет, США), именно переход к термообработке пищи способствовал ускоренному росту мозга у гоминид (приготовление пищи на огне сделало ее легче усвояемой, что способствовало высвобождению энергии, необходимой для питания крупного мозга).

Когда же появилась данная технология, и когда использование огня стало для людей обычным делом? Первые (но не бесспорные) свидетельства использования огня имеют возраст 1.6 млн лет (об этих свидетельствах мы еще поговорим). Также считается, что уже гораздо позднее особо продвинутые технологии использования огня позволили африканским сапиенсам покорить Старый Свет, потеснив неандертальцев…

Проблема в том, что в отличие от орудийной деятельности, технологии, связанные с «контролируемым огнем», гораздо сложнее распознать по археологическим материалам.

Что обычно находят археологи на древних стоянках? Каменные орудия либо их фрагменты, и иногда остатки трапез. Если и был тут очаг – от него остается немного. Если стоянка находилась на открытой местности – то ветер или вода легко могли стереть все следы использования огня. В пещере вероятность, что что-то сохранится, больше. Чаще всего такими следами могут быть отложения, на которых находился очаг (их можно выявить по цвету и изменениям структуры); каменные орудия со следами нагрева; обугленные кости и древесный уголь.

Однако не только человек мог оставить такие следы.

А если тут было вулканическое извержение? Удар молнии, лесной пожар? Обугленные кости могли попасть в пещеру вместе с водным потоком. Мало ли что могло произойти за десятки тысяч лет! Вот если таких находок в пещере много, если они сосредоточены в одном месте, в сочетании с явными следами длительного пребывания человека, если всё это, судя по геологическому контексту, не было перемешано, а лежит «на своих местах» - только в таком случае можно считать, что огонь здесь, вероятно, разводил именно человек.

Авторы публикации - Паола Вилла из Колорадского университета в Боулдере (США) и Вил Рубрукс из Лейденского университета (Нидерланды) в поисках таких надежных свидетельств провели детальный анализ 141 палеолитического местонахождения. Авторы исследования обратили основное внимание на Европу, где есть большое количество хорошо изученных археологических памятников разного возраста.

Известно, что люди появились на юге Европы более миллиона лет назад (древнейшим местонахождением является в Испании). А на север Европы люди продвинулись более 800 тысяч лет назад (таким возрастом датируется английское местонахождение Хэпписбург / Happisburgh 3).

Поразительно, но при всем этом явные свидетельства использования огня человеком имеют возраст не более 300-400 тысяч лет! Такие датировки получены для двух местонахождений – Бичес Пит (Beeches Pit) в Англии и Шёнинген (Sch?ningen) в Германии.

Более древние свидетельства дружбы европейцев с огнем крайне скудны и ненадежны. Если говорить об открытых местонахождениях – отсутствие следов огня можно списать на кратковременность пребывания людей на них, либо на геологические процессы. Но аналогичная картина наблюдается и в пещерах. Авторы рассматривают 6 известных пещер: Треугольная (Россия), Козамика (Болгария), (Италия), (Испания), (Франция), (Испания).

Особенно удивительно отсутствие следов использования огня на таких богатых археологическими материалами стоянках, как и . В Араго найдено большое количество каменных орудий и костных останков. Следы огня обнаружены в Араго только в верхних слоях, моложе 350 тыс. лет. В нижних же уровнях (начиная с примерно 550 тыс. лет назад) – ни угля, ни обожженых костей… При том, что люди постоянно жили здесь в течение нескольких сотен тысяч лет! В Гран Долина – ситуация такая же, за исключением нескольких углей, которые явно попали сюда снаружи. «Это поразительно», пишут авторы статьи. Получается, что люди обитали в Европе, где зимой бывало совсем не жарко, в течение 700 000 лет, не зная огня!

И только в более поздние эпохи использование огня, судя по археологическим данным, становится обычным делом. В частности, на стоянках неандертальцев найдено большое количество продуктов горения. В качестве топлива употреблялось как дерево, так и кости. И судя по всему, неандертальцы отнюдь не ждали удара молнии или «падения метеорита», они сами умели добывать и хранить огонь.

Особенно интересны находки, говорящие о том, что неандертальцы уже 200 тысяч лет назад не только «грелись у первобытного костра», но и с помощью огня добывали из древесной коры смолу, которую использовали для прикрепления каменных наконечников к деревянным рукояткам (см. фото).

Подобные технологии известны и у африканских древних сапиенсов (стоянка Пиннакл Поинт / Pinnacle Point в Южной Африке, возрастом 164 тысячи лет). Получается, что неандертальцы до такого смогли додуматься раньше, чем сапиенсы. Поэтому говорить о технологическом превосходстве древних сапиенсов, по крайней мере, в области «пиротехники», нет никаких оснований.

А за пределами Европы?

Авторы рассматривают и стоянки древних людей в Азии и в Африке. В Азии, судя по всему, применение огня -также как в Европе - становится обычным делом между 400 и 200 тыс. л.н. Например, в пещере Кесем в Израиле () древесный пепел является главной частью пещерных отложений, сопряженных со следами деятельности человека, т.е. здесь постоянно использовался огонь.

Авторы приводят, однако, одно исключение – местонахождение в Израиле, возрастом 780 тысяч лет. Здесь найдена обугленная древесина и множество маленьких фрагментов орудий (размером до 2 см) с явными следами нагрева. Такие фрагменты обычно остаются, если изготовление орудий происходило вблизи огня. Археологи считают, что подобные микроартефакты со следами горения – лучшие индикаторы того, что когда-то здесь был очаг.

Можно сделать вывод: уже 780 тысяч лет назад некоторые популяции людей использовали огонь, но общечеловеческой эта технология стала гораздо позже.

Этот очаг – вовсе не очаг?…

Теперь - о древнейших следах использования огня в Африке. К таковым относят многочисленные обожженые кости в , ряд находок в и , возрастом 1.5 – 1.6 млн. лет .

По мнению авторов статьи, хотя эти находки сделаны в местах, где жили гоминиды, «нет доказательств, что именно гоминиды использовали этот огонь». Возможно, речь идет об огне природного происхождения. Грозы с молниями в Африке, кстати, случаются гораздо чаще, чем в Европе – пишут авторы.

Очень странно. В Чесованье, вроде бы, даже найден целый … Он тоже появился от удара молнии?

Итак, по крайней мере в Европе люди стали регулярно использовать огонь достаточно поздно, не ранее второй половины среднего плейстоцена. «Это конечно не отвергает возможности случайного и эпизодического использования огня людьми в более древние эпохи».

Но как прожить без огня в Европе?

А вот так. «Мы полагаем, что ранние гоминиды НЕ нуждались в огне для колонизации северных областей», - пишут авторы статьи. Активный образ жизни и богатая белком пища помогали людям переживать холода. Ели они сырое мясо и рыбу (как некоторые современные охотники-собиратели), и видимо это не помешало их мозгам расти.

В конце концов, что мы знаем о выносливости наших далёких пращуров? Может быть, они могли зимой на снегу спать? Ведь современные люди – это «продукт длительной адаптации к изменениям в их рационе и образе жизни», и о том, как изменился наш организм в результате такой адаптации, известно очень мало…

Конспект урока по окружающему миру

для 4 класса

Выполнила: Котлова Оксана Николаевна

Предмет: окружающий мир «Человек и природа» 4 класс (образовательная система «Школа 2100»)

Форма урока: изучение нового материала

Тема: Приручение огня.

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 4

Технологии: компьютер, подключенный к Интернету, интерактивная доска, презентация

Цель: Сформировать представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Полумрак. Тихо звучит музыка. Учитель (вполголоса):

Горит дрожащая свеча.

Не дунь на пламя сгоряча.

А ты, волшебный огонек,

О чем бы нам поведать мог?

Учитель зажигает свечку.

– Ребята, посмотрите на этот «волшебный огонек» и скажите, какие чувства он вызывает.

Ответы учащихся.

– На что похож огонек пламени? В каких еще ситуациях вы могли смотреть на пламя и думать о чем-то далеком и таинственном, важном и глубоком?

– В храме, где горят свечи; в походе у костра; у бабушки в деревне, когда она топит печку...

– Несмотря на то, что электрический свет сейчас есть почти везде, иногда люди не отказываются от удовольствия зажечь настоящие свечи и любоваться ими. Почему бы не начать урок при свечах? И посмотрим: о чем же может поведать этот «волшебный огонек».

II . Актуализация знаний.

– Ребята, посмотрите на эти снимки. (Показ снимков: человек, машина, дрова, телевизор).

– В 3 классе мы учили, что для того, чтобы эти тела начали действовать, им нужна энергия. Пища для человека, бензин для машины, солнечная энергия, накопленная в дровах, электричество для телевизора – это источники энергии.

Давайте-ка вспомним, что же такое энергия.

Энергия – это источник движения, способность совершать работу.

Содержится ли энергия в куске хлеба? Как это проверить?

– Съев кусочек хлеба, человек запасается энергией, накопленной в хлебе, которая приводит человека к действиям.

Закон сохранения энергии.

– Ученые заметили, что использование энергии всегда приводит к какому-нибудь действию, движению, изменению. Это наблюдение позволило вывести закон сохранения энергии. Энергия никогда не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Но она может изменяться и переходить из одной формы в другую.

Можем ли мы наблюдать энергию в действии? Например: возьмем полено.

– Тепловая энергия, запасенная в дровах, при горении освобождается и нагревает воду в чайнике.

Вывод: Энергия выделяется при горении.

III . Проблемная ситуация.

Чтение диалога на стр. 104.

Лена: Миш, а ведь, правда, нельзя упрятать джинна в бутылку? Только в сказке можно, да?

– А вы, ребята, как думаете? А кто такой Джинн? Джинн (араб., буквально - дух), в Коране фантастическое существо из чистого (бездымного) огня, созданное аллахом. Джинны - популярнейшие сказочные персонажи. Часто изображаются как волшебные существа, заключенные в лампу или бутылку. Джинн подчиняется воле того, кто вызволил их заточения и исполняет его желания.

Учитель: «Чем горючее напоминает джинна в бутылке?»

Версии учеников.

– Это огонь, которого человек посадил в бутылку, и заставляет делать все, что хочет, т. е. приручил.

IV . Открытие новых знаний.

1) Определение темы и цели урока.

Ученики определяют тему урока: «Значит, мы будем сегодня говоритьо приручении огня».

Слово «приручение» записано на доске.

– Что значит «приручить»? Выделите корень этого слова, подберите однокоренные слова

– Рука, ручной.… Сделать ручным.

– Значит, огонь можно взять в руки или как Джинна посадить в бутылку и делать с ним,

что хочешь?

Ответы учащихся.

А давайте посмотрим толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова.

Приручить – сделать ручным, послушным.

Цель урока определяют дети.

– Значит, мы будем говорить о том, как человек сделал огонь послушным, т.е. научился пользоваться огнём.

– А при горении выделяется энергия.

– Значит, нам надо выяснить, как человек научился пользоваться этой энергией.

2) Новый материал.

а) Сначала надо выяснить: что такое огонь?

Это освобождение энергии.

б) Немного из истории.

– Давайте вспомним историю. А как же человек приручил огонь? (Ответы учащихся.)

Обобщение : Страшно было человеку ночью. Холод и тьма окружали его. Ещё больше пугала молния, зажигавшая безжалостные пожары. Человек приходил на пепелище, когда огонь утихал. Земля тут была тёплая, коренья в ней мягкие и вкусные. Однажды человек осмелился приблизиться к краснеющим углям. Они не давались в руки, но рождали на поднесённой палке маленький язычок пламени. Его можно было отнести в пещеру. Так человек и огонь подружились. «Приручение огня» позволило первобытному человеку существенно изменить его жизнь. Именно вокруг очага человек начал возводить стены, устраивать крыши, двери, окна.

в) Легенда.

Сколько помнит себя человечество, оно всегда восхищалось огнём и понимало, чем ему обязано. Множество преданий оставили нам древние народы о героях, будто бы отнявших или укравших огонь у властных и жадных богов. Самая знаменитая из таких легенд - древнегреческое сказание о Прометее.

На самом деле наши предки сами огонь добыли, сами научились им управлять. Сами сделали его за многие тысячи лет мастером на все руки.

И стал огонь для нас не только другом и помощником.

г) Олимпийский огонь.

Живое пламя огня - символ жизни и борьбы. Олимпийский огонь - один из символов Олимпийских игр.

– Что вы знаете об этом огне?

– Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания.

Город Сочи принял Олимпийский огонь Ванкувера.

Традиция зажигания Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге Прометея.

д) Огонь – это штука опасная.

Учащиеся приводят примеры.

Ежегодно в мире происходит 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, 2 получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок. А чтобы этого не случилось, повторим, что мы должны знать при пожаре.

Тест по теме «Пожарная безопасность»

1. Чем опасен пожар?

а) огонь; б) обрушения; в) затопления

2. Как нужно покидать помещение при пожаре?

а) идти медленно; б) быстро бежать; в) идти быстро

3. Что делают школьники, покинувшие помещение первыми?

а) бегут на улицу и кричат: «Спасите!»; б) бегут домой; в) спокойным голосом оповещают об опасности остальных.

4. При эвакуации идущий рядом с вами упал. Ваши действия.

а) невзирая на это, будете спасаться сами; б) попросите кого-нибудь помочь ему; в) выбежите на улицу и сообщите о случившемся

5. При эвакуации из класса вы

а) будете собирать портфель; б) продолжите дежурить по классу; в) все оставите, будете уходить; г) станете выносить из класса учебные пособия

6. По какому телефону надо вызывать пожарных?

а) «01»; б) «02»; в) «03»

Работа обсуждается коллективно.

е) Вечный огонь.

Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на могиле Неизвестного солдата.

– Ребята, кто из вас был когда-нибудь у такого огня? С кем? По какому случаю? Почему на могиле Неизвестного солдата горит огонь?

Выслушиваются версии детей.

–Нельзя вспомнить об огне войны, который загубил миллионы жизней, но в тоже время огонь мирный горит на их могилах как память о страданиях и смертях.

V . Физкультминутка.

(Ученики поворачиваются спиной к экрану).

Упражнение для мобилизации внимания.

Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища.

1-правую руку на пояс; 2-левую руку на пояс;

3-правую руку на плечо; 4-левую руку на плечо;

5-правую руку вверх; 6-левую руку вверх;

7-8 - хлопки руками над головой;

9-опустить левую руку на плечо; 10-правую руку на плечо;

11-левую руку на пояс; 12-правую руку на пояс;

13-14-хлопки руками по бёдрам.

Повторить 4 раза. Темп - 1 раз медленный;

2 раз - средний; 3 раз - быстрый; 4 раз - медленный.

VI . Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

Показываю спички и зажигалку.

– Ребята, как вы думаете: зажигалка и спички – весь источник энергии?

(Ответ на вопрос ребята ищут в учебнике. Стр. 105)

Со временем люди узнали, что кроме дров существуют более жаркие виды топлива, которые при меньшем объеме дают больше тепла. Это ископаемое топливо: торф, каменный уголь, нефть, природный газ.

Работа творческих групп (4 группы).

На экранах таблицы с названиями полезных ископаемых. На партах тектс: «Каменный уголь и его применение», «Нефть и нефтепродукты», «Торф».

1) Заполнить таблицу.

Название полезного ископаемого

Основные свойства

Применение

1 группа – каменный уголь.

2 группа – нефть.

3 группа – торф.

4 группа – природный газ.

Проверка заданий. Правильность заполнения таблиц проверить.

Учащиеся из других групп могут задавать вопросы и дополнять.

Оценка знаний групп.

Итог: все эти полезные ископаемые хорошо горят, а при горении дают энергию.

VII . Рефлексия (подведение итогов).

1) Игра «Крестики-нолики».

– Всё ли на уроке мы узнали о приручении огня? Для того, чтобы проверить наши знания, предлагаю игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад ваши бабушки и дедушки. Да и некоторые из вас иногда, на переменах увлекаются этой игрой. Она называется "крестики- нолики", и условия ее известны каждому. Девочки свой правильный ответ отмечают ноликами, мальчики – крестиками.

(На интерактивной доске нарисована решетка для этой игры – девять ячеек. Вопросы выбирают не по порядку.)

1. Ломоносов говорил, что … произошла из остатков организмов. (Нефть , газ, вода)

2. В электрическую розетку … засовывать посторонние предметы. (Нельзя . Можно)

3. Применение … в качестве топлива вызвало широкое распространение паровых машин. (Воды. Угля .)

4. … – это маленькая электростанция, которая вырабатывает ток с помощью особых химических веществ. (Печка, Батарейка .)

5. Что приводит тела в движение или вызывает их изменение? (Энергия . Кислород)

6. Жидкое топливо, полученное из нефти. (Бензин . Духи)

7. Что из домашнего «зверька» запросто может превратиться в страшную стихию? (Огонь.)

8. Источник энергии, который не относится к ископаемым видам топлива: каменный уголь, дрова, торф, природный газ. (Дрова .)

9. С помощью какого источника энергии работают утюг, телевизор? (Электричество .)

Оценка работы класса.

VIII . Домашнее задание:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание»

на тему «Как человек огонь приручил»

Подготовительная группа.

Воспитатель Полеева Вера Алексеевна

МДОУ д/с №31 общеразвивающего вида

п. Новый Быт, Чеховский р-н

Программные задачи:

  1. познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека;
  1. показать значимость его открытия в современной жизни; акцентировать внимание на то, что именно человек «приручил» огонь, сделал его необходимы людям.

Материал:

  1. блюдечко с кашей и ломтик белого хлеба;
  2. колосок или горсточка злаковых зерен;
  3. пинцет и шприц;
  4. кусочек кирпича и гранитный камешек;
  5. стеклянный стакан и цветные стеклянные бусы;
  6. столовая ложка и ваза для цветов;
  7. игрушечные паровоз и ракета.

Ход занятия

В начале занятия детям предлагается вимательно рассмотреть разложенные предметы и подумать, какое же великое открытие древнего человека объединяет все эти вещи.

Воспитатель (показывает блюдечко с кашей и ломтик белого хлеба). Как вы думаете, какое отношение к этим предметам имеет огонь? Оказывается, огонь можно назвать поваром. Многое из того, что мы едим, приходится варить, жарить, печь. Огонь готовит нам пищу и занимается этим уже сотни тысяч лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья, а чтобы вода не остывала, бросали в нее небольшие камешки, раскаленные на костре, - так варили первый суп. А потом зарывали в золу завернутое в листья мясо - получалось первое жаркое. Нанизывали на прутик кусочки мяса, держали их над костром - так и сейчас делают шашлыки. Чтобы огонь не погас, человек постоянно подбрасывал в костер прутья. Так человек «кормил» огонь, а огонь «кормил» человека!

Воспитатель (показывает колосок). А как огонь может помочь колоску вырасти? Оказывается, он может быть и земледельцем. Когда человек стал выращивать хлеб, ему понадобились поля. Как убрать траву, кустарник, лес? Вместе с первым земледельцем вышел на работу и огонь. Вырубленный лес сжигали, и получалось поле. И сейчас огнем иногда борются с сорняками. Весной, когда сорняки идут в рост, пускают на поле специальную машину, из которой бьют вниз струйки дыма и огня.

Воспитатель (обращает внимание детей на пинцет и шприц). Как вы думаете, а для чего нужен огонь этим предметам? Оказывается, он может быть и врачом. У многих народов древности гость, входя в дом, должен был перешагнуть через костер. Потому что хозяева верили: огонь прогоняет зло, если под злом понимать вредные микробы. Почти все опасные микробы гибнут при высокой температуре. Сейчас на пакетиках с молоком печатают: «пастеризованное». Значит, прогретое так, что микробы в молоке погибли. Когда же люди узнали о вредных микробах, медики стали свои инструменты стерилизовать. Много уже найдено лекарственных средств, которые убивают микробов, но и сейчас еще огонь часто заботится о нашем здоровье!

Показывая детям кусочек кирпича и гранитный камешек, воспитатель спрашивает: «А нужен ли этим предметам огонь, как вы думаете? Оказывается, и этим предметам нужен огонь, потому что огонь мы можем назвать строителем. Глину смешали с песком, обожгли - получился кирпич. А вот гранит обжигать не надо - он и так твердый. Но чтобы добыть гранит, давным-давно поступали следующим образом: на огромном камне, на скале, разводили большой костер. Скала раскалялась. Потом на нее лили холодную воду, и скала растрескивалась на маленькие кусочки.

Воспитатель показывает детям стеклянный стакан и цветные стеклянные бусы, спрашивает: «Как вы думаете, нужен огонь для изготовления этих предметов? Оказывается, огонь может быть стеклоделом. Однажды путешественники развели костер, положив дрова на какие-то странные белые камни. Проснувшись утром, увидели красивые кусочки неизвестного материала. Так появилось первое стекло. В него превратился песок, спекшийся с содой. Прозрачным оно стало не сразу, зато было красивым . Сначала из него делали украшения , затем догадались делать посуду, телескопы, очки,аквариумы...

Воспитатель предлагает обратить внимание на столовую ложку и вазу для цветов, задает детям вопрос: «Как огонь может помочь сделать эта вещи? (Ответы детей.)

Воспитатель. Оказывается, все, что сделано из металла, тоже встречалось с огнем. В жарких печах из руды выплавляют металл. Затем в других печах варят, превращая металл в сталь. И ее расплавляют на огне, потому что, горячая, она лучше слушается человека, лучше принимает нужную форму. Вот такой огонь - металлург!

Воспитатель . Оказывается, огонь может быть хозяином дорог. В паровозе огонь нагревал воду в котле, превращал ее в пар, пар вертел колеса. Теперь мчатся по железным дорогам тепловозы, катят по шоссе автомобили, плывут по морям теплоходы. И всем им нужны бензин, нефть, мазут или еще какое-нибудь горючее. Горючим оно называется потому, что горит. И в небо человека тоже поднял огонь. Первые воздушные шары наполняли горячим воздухом; огонь вырывается из сопла реактивного самолета, без огня не взлетают космические ракеты...

Воспитатель (показывает альбом для рисования). А зачем огонь необходим бумаге? (Ответы детей.)

Воспитатель . Огонь может быть волшебником. Он только тем и занимается, что делает из одних вещей другие, совсем не похожие на изначальные. На что ни посмотри, всюду огонь хоть немного да поработал. Вот бумага (альбом для рисования): уж она-то, кажется, огня боится, но без огня и самой бумаги бы не было. Ведь делают ее из измельченного дерева, из крошечных волоконец, и их приходится нагревать. Бумагу варят, как и стекло, как и сталь. Вот как многому огонь научился у человека! Человек сделал огонь своим помощником! Все, о чем мы говорили, придумывал сначала какой-то человек-изобретатель. Он пробовал, ошибался, исправлял свои ошибки и, наконец, добивался результата. И становился примером для многих других людей, которые тоже использовали эту технику.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРИРУЧЕНИЕ ОГНЯ ЧЕЛОВЕКОМ Подготовил: Ученик 4 «А» класса Щербаков Сергей

Огонь, ты стал для нас делом привычки. Тебя вызываем чирканьем спички, Тебя обуздали, тебя приручили, Тебя в зажигалках и плитах пленили. Ты был господином, а стал ты слугой, Но всё-таки мы не владеем тобой.

Огонь начали разводить первобытные люди еще несколько тысяч лет тому назад. Так, в пещерах Европы, где ранее жили люди, антропологами в Южной Африке были найдены угли, которые говорили о том, что именно в этом месте люди разводили огонь. Как же люди все-таки научились разжигать костры? «Приручение» огня относится к периоду позднего палеолита. Примерно двести тысяч лет тому назад первобытный человек научился сначала сохранять, а позже и добывать огонь. В Африке, где обитали первобытные люди, грозы и молнии были привычным явлением. Они постоянно воспламеняли лес. А оказать сопротивление огню никто не мог. Однако после пожара на земле оставались еще дымящиеся угольки, благодаря которым можно было добыть огонь.

Сложно себе вообразить, но хранение раскаленных углей на протяжении несколько десятков тысяч лет было единственным способом получения огня. После затухания костра люди оставались без огня, и тогда им снова приходилось отыскивать следующий пожар, дабы собрать тлеющие угли и опять заполучить костер.

Позднее люди научились добывать огонь собственными силами. Костер добывали при помощи трения палочки о сухое дерево. При стремительной прокрутки палочки древесина нагревалась до такой температуры, которая способна разжечь немного сухой травы.

Похожим способом первые поселенцы Австралии и тихоокеанских островов получают огонь и по сей день. А в Европе, Северной Африке и в некоторых районах Америки для добывания костра люди использовали кресало и кремень. Эти инструменты являли собой камни твердых пород, в которых содержалось большое количество кремния. Высекаемые гальками искры разжигали трут, в качестве которого чуть позже применяли промасленный кусок веревки. Наидревнейшие инструменты для получения огня кресало (куском железа о кремень выбивают искру, которая зажигает фитиль - рыхлое вещество, состоящее из высушенных грибов) вошли в жизнь человечества столь прочно, что использовались и до двадцатого столетия. Помимо того, кремнем и кресалом пользуются, и по сей день. Например, зажигалка, которая состоит из металлического колесика и кремния из магниевого сплава. Однако в зажигалке взамен труту используются либо смоченный керосином хлопчатобумажный шнур, либо малогабаритная газовая горелка.

С эволюцией цивилизации проблема получения огня решалась разными способами. Изначально огонь просто сберегали в виде раскаленных углей в глиняных горшках или в кострищах. Потом были найдены способы заполучения костра с помощью кремня и кресала. Чуть позднее, когда люди научились производить и подвергать обработке стекло, огонь можно было получить стеклом - лупой, направляющей солнечные лучи на поверхность высохшего трута. До того как появились спички, прошло очень большое количество времени.

Впервые спички были изобретены в 30-х годах девятнадцатого века. Они являли собой высеченные деревянные палочки, на которых была нанесен состав смеси, которая включала в себя белый фосфор. Во время трения спички о любую шершавую поверхность головка разгоралась и воспламеняла деревянную основу спички. Спички производились из осины, которая является самой пластичной древесиной и в случае производственной обработки не дает сколов и трещин. Позднее спички стали изготавливать из картона, что дало возможность облегчить и снизить стоимость их производства. Первые спички были наделены хорошими потребительскими качествами, но они были небезопасны. Фосфорная спичка могла загореться от легкого трения о твердую поверхность, что приводило к печальным последствиям. Но все же опасней была смесь, которой покрывали головку спички, поскольку она включала в себя белый фосфор, который является очень ядовитым.

В Швеции в 1855 году были созданы безопасные спички. Их назвали « шведскими » и очень быстро распространились по всему свету. На сегодняшний день они известны, как обыкновенные спички, которые люди используют ежедневно.

Использование огня не только внесло изменения в жизнь первобытного человека, оно самым прямым образом оказало воздействие на его мышление. Первые инструменты труда - это попытка древних людей адаптироваться к окружающей среде, добыть пропитание, защититься от разных хищников и стихий. Применение огня является первоначальной попыткой изменить окружающую среду, адаптировать ее к своим нуждам.

Огонь дал человеку защиту от ветров и морозов. Он позволил приготавливать пищу и таким образом отказаться от употребления сырого мяса. Огонь раскрыл древнему человеку такие полезные ремесла, как создание посуды из глины и обожженного кирпича. В конце концов, применение огня дало возможность людям группироваться в сообщества, выделяющиеся от примитивной ватаги высокой организацией. Что же служило древнему человеку топливом? Изначально топливом служила древесина. Спустя некоторое время, в качестве топлива люди стали применять каменный уголь и торф.

Огонь также пускали в ход и в аграрном производстве. Научившись выращивать полезные растения, люди подготавливали ниву к засеву, испепеляя траву. Пепел костров стал первым удобрением, которым воспользовался в своих целях человек.

Также огонь использовали для строительства домов. Люди смешали глину с песком, обожгли, так и получился кирпич. Затем начали добывать гранит. Гранит обжигать не надо, он и так твердый. Но чтобы добыть гранит люди разводили на огромном камне или на скале большой костер, скала раскалялась, затем на нее лили холодную воду, и скала растрескивалась на маленькие кусочки.

Из пещер, в которых жили предки современного человека, огонь перенесли в дома. В конечном счете, очаг, а потом печь были той основой, вокруг которой строились крыша и стены. Огню придавали священное значение. Не случайно древние греки считали, что огонь был преподнесен в дар человечеству Прометеем, которого за такой подарок постигло жестокое наказание Богов.

А в современных религиях свеча является неотъемлемым атрибутом богослужения.

Огонь дал нам всё, но правильно обращаться с ним мы так и не научились. В неумелых руках пламя может превратиться в пожар, принести материальный ущерб, а в некоторых случаях – забрать человеческую жизнь. Давайте будем осторожны, не будем играть с огнём. От этого зависит наша жизнь.