Поделки        25.09.2019   

Презентация на тему "жизнь египетского вельможи"

Предположите, в какое время года проходят работы на храмовых землях. Почему вы так думаете? Представьте, как выглядело это же самое место через 2 месяца и через полгода. Чем в эти времена занимались земледельцы?

Конец осени - зима. Потому что в конце ноября заканчивался разлив Нила и вода сходила с полей. Тогда их обрабатывали и сажали урожай. Что и показано на рисунке. Через 2 мес., зимой, земледельцы уделяли массу внимания орошению полей, что делалось при помощи шадуфов. Весной собирали урожай, затем готовились к новому разливу Нила, укрепляя дамбы и оросительные сооружения. Летом, т.е. через пол года, начинался разлив Нила, поля покрывались водой. В это время земледельцы призывались на царские работы – строили усыпальницы фараонов и вельмож.

Вспомните, какие особенные условия для развития земледелия существовали в Древнем Египте. Как выглядел календарь сельскохозяйственных работ в Др. Египте? Какие работы и почему земледельцы выполняли в разное время года?

Весь календарь сельскохозяйственных работ зависел от разлива реки Нил. Июль – октябрь – разлив реки Нил. В ноябре заканчивался разлив Нила и вода сходила с полей. Тогда их обрабатывали и сажали урожай (ноябрь – февраль). Зимой земледельцы уделяли массу внимания орошению полей, что делалось и при помощи шадуфов. Весной (март – июнь) наступала засуха и собирали урожай, затем готовились к новому разливу Нила, укрепляя дамбы и оросительные сооружения. Летом начинался разлив Нила, поля покрывались водой. В это время земледельцы призывались на царские работы – строили усыпальницы фараонов и вельмож.

Каким образом современным ученым стало известно о жизни простых людей Др. Египта?

Из росписей на стенах гробниц вельмож и из записей на папирусах.

Дополните рассказ о труде крестьян, указав, какие еще повинности они выполняли?

Кроме строительства усыпальниц, крестьяне платили налоги в пользу государства. В качестве налогов древние египтяне отдавали часть урожая, те, кто занимался ремеслом, часть изделий. Это шло на содержание дома фараона, вельможам, армии и т.д. Также, они строили дороги, храмы, дворцы и крепости, дамбы, служили в войске.

Зачем писец рассказывал своему сыну о тяжелом труде ремесленника?

Он рассказывал это потому, что сын должен был видеть и ценить разницу между тяжелым физическим трудом и умственным. Что труд писца значительно легче и прибыльнее, что это почетная работа и дает независимость и уважение человеку. Это почетная должность, которая требовала образования, которое стоило дорого, поэтому освоить профессию писца могли более знатные и состоятельные, она зачастую передавалась по наследству, чтобы закрепить за своей семьей более высокое положение.

Составьте рассказ о жизни египетского вельможи.

Вельможи – это знатные и богатые египтяне, которые владели великолепными домами. Эти дома были окружены красивыми садами, внутри украшались росписью. Зачастую у вельмож были и бассейны. Комнаты обставлялись дорогой мебелью из драгоценных пород дерева, украшенной слоновой костью и золотом. Дом в порядке содержала прислуга. Вельможи отдыхали, ездили на охоту. Одежду носили из тонкой льняной ткани. Носили много драгоценностей: браслеты, серьги, кольца, ожерелья. Знатные египтянки носили парики и пользовались косметикой: краской для ресниц и губ, ароматными веществами, маслами. Зачастую глаза подводили и мужчины, что считалось, защищает их от песка и солнца.

Как вы думаете, почему жрецы были очень влиятельными людьми? Почему их опасались фараоны и вельможи, боялись и почитали простые земледельцы и ремесленники?

Египтяне верили в огромное количество богов, от благосклонности которых, они считали зависла их жизнь. Жрецы служили в храмах, сооруженных в честь этих богов. Они единственные знали священные слова – молитвы, с которыми нужно обращаться к богам, только они определяли принял ли бог жертвы и сообщали просителям. Они знали все церемонии и строго следили за их соблюдением. Они были очень образованными людьми – изучали иероглифы, знали наизусть предания и мифы, наблюдали за движением звезд на небе, вели календарь, изучали математику и историю, литературу. Все эти знания были очень необходимы жрецу и требовали долгого обучения. Должность жреца передавалась по наследству. Обучение детей начиналось с пяти лет.

Как вы поняли, почему в Египте вспыхнуло восстание? Кто и против кого его организовал?

Взбунтовались бедняки, крестьяне, ремесленники, рабы. Они выступили против власти фараона, вельмож, чиновников, писцов. Они терпели многочисленные бедствия, выполняли повинности, зачастую голодали. Восставшие устраняли власть знати, сделали зерно общим достоянием. Детей начальников выбрасывали на улицу. Они были против того, что знать передавала должности по наследству. Были опустошены даже пирамиды.

Какие вещественные, письменные памятники рассказывают о жизни простых людей Египта?

Из росписей на стенах гробниц вельмож, из записей писцов, археологические находки (посуда, украшения и т.д)

Напишите короткое сочинение об одном дне из жизни земледельца, ремесленника, вельможи, жреца, чиновника, писца (по выбору).

Земледелец. День для земледельца начался с рассветом. его семья проснулась, был приготовлен скромный завтрак и распределены между всеми обязанности на день. Взрослые занимались сбором урожая. Женщины сжинали колосья серпами. Дети помогали взрослым собирать колосья в снопы. Мужчины собирали снопы и несли к месту, где зерно обмолачивали, гоняя по снопам быков и коров. В полдень, когда стало нестерпимо жарко, семья вернулась домой, был приготовлен обед. Дети расставляли посуду. После обеда занимались домашними делами. Когда жара спала, вернулись к сбору урожая. Работы прекратились поздним вечером, когда уже практически ничего не было видно. Семья вернулась домой и поужинав, отправились спать.

Вельможи. Утро вельможи началось позже, нежели утро крестьянина, и не в жалкой лачуге, а в великолепном доме. Дом был украшен росписями, обставлен хорошей мебелью из драгоценных пород дерева, украшенной слоновой костью. Вельможа надел одежду, из тонкого льна, драгоценности, которые подчеркивали его положение. Завтрак был приготовлен прислугой, на завтрак он кушал свежие фрукты и рис. Жена вельможи следила за слугами, смотрела за домом и детьми. Слуги занимались уборкой, отправлялись за покупками, готовкой еды. Вельможа ушел с частью слуг в город, где выполняя свои обязанности, выслушивал прошения и жалобы горожан, следил за сдачей налогов и выполнением податей. Вернувшись к обеду, который включал большое количество блюд, мяса, овощей и фруктов, занимался домашними делами. Вечером он и его жена отправились в гости к хорошим знакомым, занимавшим такое же высокое положение в обществе. Где они отдыхали, беседовали на различные темы, слушали музыкантов. Домой они вернулись поздно.

Писца. Утро писца началось с сытного завтрака, после чего, он отправился на работу. Сегодня ему предстояло вести учет зерна, которое привозили крестьяне в царское хранилище. Он старательно подсчитывал размер урожая каждого крестьянина и записывал на папирус. Передохнув и покушав, продолжил работать. Когда он закончил работу в хранилище, отправился в дом чиновника, чтобы отчитаться о работе и оставить папирус записями. Они достаточно долго беседовали и оценивали размер урожая. После чего писец смог вернуться домой. Дом писца был небольшой, но в хорошем месте и богато обставлен, без предметов роскоши. Слуг они не держали. Домашним хозяйством занималась жена и дети. Завтра писцу предстояло снова отправиться в хранилище и вести учет зерна.

Используя текст параграфа и документ, расскажите о народном восстании в Египте.

4 тыс. лет назад вспыхнуло народное восстание. Взбунтовались бедняки, крестьяне, ремесленники, рабы. Они выступили против власти фараона, вельмож, чиновников, писцов. Они терпели многочисленные бедствия, выполняли многочисленные повинности, зачастую голодали и умирали на строительстве. Восставшие устраняли власть знати, сделали зерно общим достоянием, громили и грабили дома знати, детей начальников выбрасывали на улицу. Они были против того, что знать передавала должности по наследству. Везде царила разруха и были опустошены даже пирамиды.

К восстанию автор относится негативно, описывает бесчинства, которые творила беднота, как выглядела знать и сочувствует писцам, которые были также ограблены, чьи записи были сожжены. Сочувствует им, так как сам являлся писцом.


Предыстория возникновения класса вельмож

В дельте Нила возникло первое в истории государство, которое было названо древними греками Египет. Древнеегипетское государство просуществовало более 4 тыс. лет, и естественно, за такой период изменялись общественные отношения между разными сословиями.
В IV тыс. л. до н. э. приблизительно десять местных общин – номов, вели регулярные войны за лучшие территории для земледелия. В результате образовалось два государства Верхний и Нижний Египет. В конце IV тыс. до н. э. верхнеегипетский правитель Менез в результате войны объединил два региона в одно Древнегипетское государство и стал первым фараоном.
На начальном этапе не было ярко выраженной классовости, во многом сохранялся общинный строй, продолжались междоусобные войны.
Во времена Древнего царства (прибл. 2780-2220 гг до н. э.) фараон III династии Джосер монополизировал власть. Фараон стал не только владельцем всех земель, но и верховным военнокомандующим и законодателем. Для управления страной ему требовались помощники. Так начал образовываться аппарат центральной власти – класс государственных служащих, придворных людей, вельмож. Это стал высший класс древнеегипетского общества. В начале вельможами становились только родственники фараона, но потом этот титул стал передаваться по наследству независимо от правящей династии.

Профессии вельмож

Жрецы и военные какое бы ни занимали высокое положения к высшему классу общества не относились. Вельможами становились только государственные чиновники. Среди них была своя иерархия.
Второй человек по значимости в стране – главный советник фараона – визирь. В обязанности визиря входило управление государственной казной и строительными проектами, в т. ч. и пирамидами. Он также был верховным судьей.
Помимо придворных людей в классу вельмож относились правители административных регионов – номов. Номархи имели так же как фараон неограниченную власть, но только в пределах нома. Во многом от них зависело процветание страны. Правители номов помимо хозяйственных и судебных дел, обязаны были осуществлять сбор налогов и набор в армию. Хоть они и были слугами фараона, были периоды, когда номархи обладали таким могуществом, что не обращали внимания на центральную власть. В разные периоды территория Древнего Египта состояла из 36-42 номов. То есть количество египетской знати в отношении к низшим слоям была незначительной.

Образ жизни вельмож

Захоронения. Однако о жизни египетских вельмож мы знаем куда больше, чем о жизни обычных жителей. Связано это с традицией захоронения высших особ. В отличие от остальных, их хоронили не в пустыне, а мумифицировали в каменных саркофагах. Процесс мумификации длился до 70 дней. Чтобы сохранить тело, из него вынимались внутренние органы. Потом тело оборачивалось бинтами пропитанными специальной солью. По сохранившимся до наших дней мумиям, ученые восстановили как выглядел древнеегипетская власть. Также было принято изображать имущество умершего на его гробнице. Египтяне верили, что если на гробнице изобразить все чем обладал покойник: дома, слуги, титулы, – это перейдет с ним в царство мертвых. По этим изображениям и барельефам историки восстановили образ жизни вельмож.

Дома. Во всем вельможи пытались наследовать фараона. Их жилища мало чем уступали царским. Жила египетская знать в огромных домах из кирпича-сырца, в которых было по 40-50 комнат. В центре двора был фруктовый сад. В дальнем конце участка было хозяйство: коровы, гуси, амбар для пшеницы. Понятно, чтобы ухаживать за таким хозяйством ему требовалось много слуг. Они жили в маленьких одноэтажных домиках. Устройство владений вельмож было рассчитано так, чтобы все необходимое для их жизни производилось в их же имениях. Поэтому среди их слуг были ювелиры, плотники, гончары и др.
Еда. Питание знати также в корне отличалось от людей среднего и низшего классов. Блюда состояли из мяса домашнего скота и дичи. Рыбу почти не ели. Тогда ловля рыбы было опасным занятием, потому что в Ниле было много крокодилов. Обычные же египтяне по преймуществу были вегетарианцами. Среди фруктов особенно ценились дыня и финики. Самым популярным напитком было пиво.
Одежда. Египетские вельможи внешним видом всячески демонстрировали свое высокое происхождение. Облачались в белое, за что именовались “класс белых юбок“. Так же украшения из золота был обязательный атрибут. Носили босоножки, хоть чаще по городу передвигались на носилках.

Распорядок дня. Утро начиналось с омовения. Далее – уход за волосами. Для этого ежедневного и очень важного процесса во дворце служило несколько парикмахеров. Прическа для египтян была своего рода статусной вещью. Длинные волосы и узкая продолговатая борода были признаками власти. Чаще, из-за жары вместо собственных волос носили парики, а бороды были накладными. На волосы выливалось столько парфюма, что передвигаясь по жарким улицам, аромат распространялся на несколько метров. Любимым времяпрепровождением вельмож была охота и пиры. Именно им и была предоставлена вторая половина дня.

Одна из древнейших цивилизаций на планете - это Египет. Богатое историческое и культурное наследие запечатлено в веках. Великие пирамиды и сфинксы, таинственные саркофаги и мумии, удивительная река и государство, построенное на ней, занимают умы тысяч ученых и археологов. Египет всегда был государством с абсолютной властью правителя, с полной верой в его божественное происхождение. А общество в течение тысячелетий сохраняло строгий сословный уклад.

Какие сословия существовали в древнем Египте?

В древнем Египте было четкое сословное деление всего населения. Общество было структурировано, словно пирамида, наверху были боги, такие, как Ра, Осирис, Исида. Египтяне верили в них, считали их силу бесспорной, приносили жертвы, молились о хорошем урожае. Сразу после них располагался фараон - Бог в обличье человека, в его руках была сосредоточена Второе место по значимости в обществе занимали визири, помощники правителя, они едва ли не единственные были обучены грамоте, умели читать и писать. Следующую ступень занимают жрецы и вельможи.

Ниже - писцы и солдаты. Отдельной прослойкой общества являлись ремесленники. И в самом низу условной пирамиды общества находились те, кто обрабатывал земли, и рабы.

Место вельможи в древнем Египте

Сословие вельмож было очень значимым. Именно фараоны и вельможи древнего Египта строили и богато оснащали свои пирамиды и гробницы. По ним и по сей день многие историки и археологи изучают историю, культуру и обычаи Статус вельможи передавался по наследству. Они занимали важные государственные должности в различных отраслях: строительство, сельское хозяйство, медицина, юриспруденция. За что получали значительное денежное вознаграждение от фараона. Из семей вельмож часто выбирали нового правителя и создавали царские династии. Вельможи в древнем Египте возглавляли отдельные области страны - номы, то есть были наместниками фараона на местах. Поэтому там их социальная значимость была гораздо выше, чем у центральной власти, где постепенно главенствующее положение заняли визири.

Быт египетской знати

Вельможи жили в каменных домах, которые строились наподобие изгороди вокруг внутреннего дворика, куда не попадало солнце. Жилище имело богатое внутреннее убранство, было обильно устлано коврами, в доме имелись сундуки из черного дерева, предметы интерьера из меди и золота. У состоятельных вельмож уже в то время были деревянные кровати с каркасом из пальмовых веток и своеобразным матрасом. Вельможи в древнем Египте свой статус в обществе, естественно, подчеркивали внешним видом. Роскошные белые одежды украшали богатыми ювелирными изделиями, прежде всего, это своеобразные воротники, которые были обильно инкрустированы драгоценными камнями. Руки и запястья вельмож покрывало множество золотых браслетов и колец. На голове традиционно носили длинные парики из черной овечьей шерсти или людских волос. Для подчеркивания высокого надевали головной убор с полосатым рисунком или вышивкой. Свое свободное время вельможи проводили за охотой и рыбалкой.

Гробницы египетских вельмож и чиновников

Право иметь свою усыпальницу мог даровать только сам фараон, поэтому все вельможи и чиновники старались исполнять свои обязанности в полном объеме и наиболее эффективно. Египтяне верили, что гробница - это дом человека после его смерти. Центральное место в ней занимала статуя (саркофаг) с мумифицированными останками. Она чаще всего располагалась в западной части усыпальницы в специальной нише.

Внутреннее убранство включало многочисленные изображения похороненного человека: одиночные или чаще всего в окружении своей семьи. Также были изображены эпизоды из Картинки и барельефы рассказывают о быте, обычаях и культуре народа. Крайне распространено изображение путешествия хозяина усыпальницы в загробный мир уже после смерти. Гробницы, как правило, старались построить ближе к пирамиде, в которой хоронили фараона. Чем выше было положение тем больше вероятность, что его будет позволено похоронить рядом с правителем.

Возле пирамид Гизы можно увидеть многочисленные гробницы, где похоронены самые высокопоставленные чиновники и вельможи в древнем Египте. Фото наглядно демонстрирует, что их было достаточно много, но место надо было заслужить. Гробницы вельмож располагаются слева от пирамиды.

Уна: вельможа древнего Египта

Достоверных исторических сведений о древнем Египте мало, но все же они есть. Уна - вельможа, историческая личность, который оставил свой след в истории. При дворе фараона он начал свою службу с должности подобной современному лесничему. Затем стал судьей и параллельно сделал вполне успешную военную карьеру. Дальнейший привел его в высшие эшелоны власти, он стал правителем Верхнего Египта. Свою удивительную «автобиографию» он сохранил на стенах гробницы, в которой похоронен.

Социальной мобильности и подвижности в древнем Египте практически не было. Бедные фермеры могли накопить некоторое количество денег и отправить своих детей учиться грамоте в храмы. Крайне редко они становились писцами или солдатами. Но чаще всего человек рождался, жил и умирал в рамках своего сословия.

Ответ оставил Гость

Знакомьтесь, его зовут Ипусер. Он наместник фараона в одном из городов, расположенных недалеко от Мемфиса (столицы Египта), и при дворе занимает высокое положение.Утро вельможи начинается с умывания.Древние египтяне (от фараона до крестьянина) отличались чистоплотностью. Они мылись несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Для умывания египтяне использовали специальные тазики – «шаути». В воду для полоскания рта насыпали очищающую соль.По примеру фараона Ипусер превратил свой утренний туалет в настоящую церемонию. Вокруг хозяина дома собираются его многочисленные родственники. На корточках перед вельможей сидят писцы, готовые записывать приказы.После утреннего омовения цирюльники и слуги бреют хозяину щеки и голову, делают маникюр и педикюр, умащивают его тело маслами и благовониями, подводят глаза.Египтянам (как женщинам, так и мужчинам) нравились удлиненные глаза. Кроме красоты, такой грим предохранял нежные глаза от воспалений, вызываемых слишком ярким солнцем, ветром, пылью, насекомыми.После умывания Ипусер быстро съедает свой завтрак, состоящий из хлеба, куска мяса, пирога и пива, и спешит на службу во дворец фараона. Сегодня ему предстоит докладывать владыке обоих земель о состоянии дел по строительству каналов и дамб.Ипусер восседает на носилках, которые несут темнокожие рабы. Светлокожие рабы идут рядом и прикрывают своего господина опахалами от лучей палящего солнца.Во дворце фараона собралось множество вельмож и чиновников. Все ждут начала приема. Фараон восседает на троне. В руках он держит символы высшей власти – жезл и плеть. Показывая свое почтение фараону, Ипусер приближается к владыке с поднятыми в молитвенном жесте руками. Приблизившись к трону, он встает на колени, опускает лицо и ждет, когда фараон разрешит ему говорить.Свою речь перед фараоном Ипусер заканчивает фразой: «Пусть поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости». Фараон остался доволен Ипусером и похвалил его за службу.В хорошем настроении наш вельможа возвращается домой.Сегодня во дворце царит необычная суета. Это верный признак того, что в нем готовятся к приему гостей. Слуги поливают цветы и деревья, что-то толкут в ступах. Женщины-рабыни растирают зерно каменными зернотерками, готовят разнообразные блюда.Наконец слуги застилают пол самой большой комнаты свежими тростниковыми циновками. Вокруг развешивают многочисленные гирлянды цветов лотоса. К этому времени огонь в бронзовой жаровне прогорел. На угли кладут кусочки пахучей соломы, и все вокруг наполняется сладким запахом благовоний. Слышно, как музыканты настраивают свои инструменты. Ждут своей очереди акробатки и танцовщицы. Напитки и яства поданы. На вертелах жарятся гуси, на столах выстроилась целая вереница кувшинов с винами, ликерами, пивом. В корзинах и на подставках уложены фрукты: финики, инжир, виноград, бананы. Все готово для приема гостей.Особо почетных гостей встречает и провожает сам хозяин, остальных – его дети или слуги. Гости приветствуют хозяина лестными речами: «Да будет в твоем сердце милость Амона! Да ниспошлет он тебе счастливую старость! Да проведешь ты жизнь в радости и достигнешь почета! Губы твои здоровы, члены твои могучи. Твой глаз видит далеко. Одежды на тебе льняные. Рот твой наполнен вином и пивом, хлебом, мясом и пирожками. Твой хлев полон телят. Твои прядильщицы преуспевают. Ты нерушим, и враги твои падают».В ответ на подобные восхваления хозяин покровительственным тоном отвечает: «Добро пожаловать!»Покончив с приветствиями, Ипусер и его гости идут к столу. Хозяин дома садится в золоченое кресло, украшенное драгоценными камнями. Такие же роскошные кресла подают самым почетным гостям.

Конспект урока в 5 классе «Жизнь египетского вельможи»

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с жизнью египетского вельможи;
  2. продолжить формирование умений анализировать исторические факты, распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп;
  3. формировать чувство верности и преданности делу.

Задачи:

  1. формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
  2. метапредметные: владение умениями работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты и обосновывать выводы;
  3. предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания – фараон, вельможа, гробница

ХОД УРОКА

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Вспомните, пожалуйста, что такое государство? Какие признаки государства мы с вами выделяли? О каком государстве мы начали говорить пару уроков назад?

СЛАЙД 1. Посмотрите на слайд и выполните задание. Впишите недостающие слова.

А теперь тоже самое расскажите по карте.

В связи с какими обстоятельствами столицей Египта стал город Мемфис?

Расскажите, почему египтяне так восхваляли Нил? С какими занятиями египтян мы познакомились на прошлом уроке?

Существовала ли торговля в Египте? А что существовало вместо торговли? Вспомните, на какие слои делилось население Египта?

Кто такие фараоны? Вельможи? Писцы?

Кто из них является слугой фараона?

А вельможа? А у меня другая информация из достоверных источников, что не только писцы, но и вельможи были слугами фараона.

Исходя из этого, попробуйте определить какую проблему мы должны поставить на урок? На какой вопрос ответить?

СЛАЙД 2. Являлся ли вельможа слугой фараона?

А что бы вы хотели узнать о вельможе?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

СЛАЙД 3. Жизнь египетского вельможи

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

Скажите, пожалуйста, а откуда мы можем узнать о жизни египетского вельможи?

Что такое исторический источник?

Дома египетских земледельцев и ремесленников давно разрушились от времени, их могилы занесены песком. Гораздо больше мы знаем, как жили вельможи. И о жизни вельможи мы узнаем из гробниц. А кто из вас уже знает, что такое гробница? СЛАЙД 4.

Какому виду исторических источников мы ее отнесем?

Еще при жизни вельможи для него строили каменную гробницу, стены которой украшали росписями и рельефами. Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому, как вы думаете, кого приказывал изображать вельможа на стенах гробницы? Самого себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде, и даже лучше.

Сегодня мы почувствуем себя в роли настоящих исследователей. Давайте познакомимся с образом жизни вельможи. Задание: внимательно прочитать 2 пункт в учебнике. Когда будем готовы, поднимаем глазки на меня

Выполните задание, заполните пропуски.

СЛАЙД 5

У (вельможи) был красивый дом. Рядом с домом росли …. (фруктовые деревья, цветы), был… (пруд). Одежда вельможи (из тонких льняных тканей). Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений…(золотые браслеты, кольца, ожерелья). На столах … (вельможи) было вкусная еда (мясо, хлеба и печенья, фрукты, сладости, пиво). Развлекали…. (музыканты, красивые танцовщицы). Носили (вельможу) в … (специальном кресле с навесом).

Какой вывод мы можем сделать? Жизнь вельможи отличалась от образа жизни земледельцев и ремесленников. Можем ли мы ответить на вопрос урока? Являлся ли вельможа слугой фараона?

Посмотрите на название 3 пункта. Как он называется? Служба вельмож. Значит все-таки вельможи являются слугами?

Прочитайте 2 абзац 3 пункта и найдите в учебнике доказательства того, что вельможа действительно был на службе у фараона, поработайте в парах и свой ответ составьте в виде схемы. Какую работу выполнял вельможа?

Схема: СЛАЙД 6.

Можем мы уже ответить на главный вопрос урока? Являлся ли вельможа слугой у фараона?

Но нам предстоит выяснить как сам фараон относился к вельможе.

Об этом вы узнаете из учебника. Ваша задача будет состоять не только в том, чтобы прочитать о взаимоотношениях фараона и вельможи, но и учиться составлять вопросы по тексту. Итак, читаем пункт и составляем вопросы к этому пункту. Такие, чтобы класс смог ответить.

Исходя из того, что мы узнали о взаимоотношениях фараона и вельможи, какой окончательный вывод мы можем сделать по проблеме нашего урока? СЛАЙД 7.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ ЗУН

Для того, чтобы закрепить материал, я вам предлагаю небольшую самостоятельную работу. Я вам буду зачитывать утверждения, если вы согласны, то ставим плюсик, если нет, то минус.

Я утверждаю, что ….

  1. Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)
  2. Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)
  3. Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)
  4. Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)
  5. Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)
  6. Вельможа носил много украшений. (Да.)
  7. Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

Обменяйтесь листочками.

Слайд 8. Ключ.