Для канализации        13.10.2019   

Православие и астрология. Религия и астрология

Астрология это не просто гороскопы. Она представляет собой религиозно-философское учение, основывающееся на том, что звезды и планеты оказывают влияние на человеческую личность. Имеются в виду предрасположженности людей, разность их характеров, а также судьба.


Христианская Церковь никогда не относилась к учению астрологии о сути бытия мира положительно. Это, прежде всего, связано с тем, что в астрологическом учении серьезно принижается человеческой личности и нарушается свобода человека. Господь сотворил людей независящими от расположения звезд и планет, и он сам имел отношение к спасению человека.


По учению Церкви, именно люди являются венцом творения Бога, они - . Судьба человека определяется его личным поведением и свободой выбора, а не спецификой даты или расположения звезд и планет. Конечно, есть факторы, влияющие на человека извне, но, по учению Церкви, они находятся в ведении Бога, а не расположении небесных светил.


Негативное отношение Церкви к астрологии имеет древние корни. Еще во времена до нашей эры многие астрологи параллельно занимались колдоством и волхованием, что не могло восприниматься положительно со стороны веры в единого Бога.


В астрологическом учении могут просматриваться черты мистицизма, неопределенности сути бытия человека. В этом учении нет ничего, говорящего о Боге в христианском понимании, а потому православный человек не может принимать такой взгляд на мир.


Астрология не является наукой в прямом смысле этого (в этом ее значительное от астрономии). Астрологическое учение псевдонаучно и взывает к области человеческого мировоззрения, в которой вместо Бога звезды и планеты, влияющие на человеческую жизнь.


Христианство предупреждает верующих людей о том, что необходимо понимать суть величия человеческой личности. Господь Иисус Христос принимает на себя человеческую плоть, которая подвергается обожению. Человек возвеличен до высочайшей степени единства с Богом. Поэтому учение, говорящее о воздействии неодушевленного творения на личность, не может быть применимо, ведь, согласно , весь мир зависит от человека, а не наоборот.


Видео по теме

В богослужении божественной литургии до сих пор сохранилось упоминание об людях, которым в определенный момент нужно было выходить их храма. Такая практика имело место в первых веках христианства. являлись особой категорией людей, которые желали стать христианами, но до принятия крещения ими не являлись.

В христианской Церкви первых веков специальные институты оглашения, в которых читались циклы лекций об основах вероучения и нравоучения Церкви. Главными преподавателями были священнослужители, а слушателями - оглашенные. В древности нельзя было единично прийти в храм и сразу принять таинство крещения. Сначала человек готовился к этому великому событию в своей жизни. Он оглашался основными истинами . Именно поэтому Церковь и именует этих людей оглашенными.


Оглашенные могли несколько лет беседы и поучения перед принятием таинства крещения. Им разрешалось, даже вменялось в обязанность, посещение воскресного богослужения. Оглашенные присутствовали на вечернем богослужении и литургии. Правда, на литургии только первая часть богослужения была доступна оглашенным. Потом они выходили из храма. Кроме этого, готовящиеся к святому крещению (оглашенные) уже должны были вести благочестивую жизнь, стремится к нравственной чистоте.


По окончании курсов оглашения, люди, готовящиеся принять крещение, могли сдавать соответствующие экзамены на знание основ христианской веры. Только если священнослужитель видел искреннее желание сочетаться Богу в святом таинстве и осознанность подхода к этому, крещение совершалось. После этого человек именовался уже верным.

Были очень востребованы различные предсказатели. Кто-то из них определял будущее по внутренностям животных, кто-то одурманивал себя наркотическими веществами и «пророчествовал», другие же предпочитали составлять гороскопы по звездам. Последнее сохранилось до наших дней и, несмотря на полное расхождение с доводами науки и здравого смысла, астрология довольно популярна.

Православный взгляд на предсказания по звездам

Отношение Церкви к астрологии однозначно осуждающее, как и ко всем другим языческим суевериям. В первую очередь, само понятие предустановленного будущего противоречит христианскому учению о свободе и ответственности человека за свою жизнь.

Еще о суевериях:

Отношение православной церкви к астрологии

Если верить звездным прогнозам и предсказаниям, люди - это просто марионетки неодушевленных астрономических объектов. Когда человек рождается, черты его личности уже определены «положением луны». Опытный астролог, как следует из его собственного учения, может выявить потенциального серийного убийцу или наркодиллера, когда им еще нет и часа от рождения.

Добрый ли человек, злой ли, все уже заранее предрешено. Кого-то небесные светила наделяют благородством и самоотверженностью, а кто-то получится скандальным, мстительным эгоистом. Свободы совести не существует.

Но «определения характера» мало, звезды ни на минуту не выпускают человечество из своих цепких лап, и не дают людям ни одного дня, свободного от своего влияния. Захочет, например, бизнесмен заключить деловой договор с конкурирующей фирмой, сколько бы там ни были его предложения взаимовыгодными, переговоры обречены на провал, если стрелец в этом месяце находится в неблагоприятном сочетании с луной.

Так что, людям не стоит тратить время на курсы предпринимательства, а лучше чаще ходить за советом к гадалке или экстрасенсу . Способности, знания на самом деле ничего не значат, главное, поймать такое время, когда рожденные под знаком стрельца просто не могут не разбогатеть.

Как церковь относится к астрологии

Все это идет в полный разрез с христианской антропологией. Нет никакого предопределения. Бог дал человеку разум и полную свободу. Есть какие-то врожденные склонности характера, есть среда, в которой человек растет, и которую не выбирают, но какие черты в себе развивать, а с какими наклонностями бороться, как отвечать на влияние среды, решает сам человек. Выбор между добром и злом делается свободно.

Важно! За все свои поступки люди несут ответственность перед Богом. И свою жизнь, и свою душу человек формирует сам, переложить вину на звезды не получится.

Что об астрологах говорит Библия

В Ветхом Завете есть несколько мест, где осуждается гадания по звездам. Особого внимания стоят слова из книги пророка Исаии, в них как раз речь идет о попытке людей с помощью астрологии избежать ответственности перед Богом за свое зло:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

Что еще нужно знать о Библии:

В Новом Завете языческие маги, к которым относятся и астрологи, также осуждаются:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, »…«, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5. 19-21).

В Евангелии есть одно место, на которое астрологи любят ссылаться, утверждая, что оно якобы доказывает правильность их учения. Это те отрывки, где говорится о рождении Спасителя. О том, как к нему пришли поклониться волхвы из далеких земель, увидевшие «звезду Его на востоке».

Вифлеемская звезда

Но та звезда вряд ли действительно могла быть астрономическим объектом. Это была какая-то очень странная звезда, которая вела волхвов до самой пещеры в Вифлееме, указывая им путь. Поскольку такие маршруты совершенно противоречат физико-астрономическим законам движения звезд, вероятно, прав был Иоанн Златоуст , предположивший, что волхвы видели ангела, принявшего облик небесного светила.

А смысл этого явления был не в том, чтобы доказать истинность астрологии, а, напротив, в том, чтобы увести людей от ложного служения звездам к познанию Истинного Бога. Об этом поется в рождественском тропаре : «Рождество Твое Христе Боже Наш возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие, звездою же учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».

Что о гаданиях по звездам говорится у отцов Церкви

Астрология осуждалась самыми авторитетными из богословов Церкви, такими как Василий Великий , Иоанн Златоуст или блаженный Августин и многие другие. Все они писали о том, что человек сотворен Богом свободным и не может быть никакого предопределения.

Например, преподобный Иоанн Дамаскин заметил, что если бы поступки человека определялись движением звезд, то само понятие греха было бы нелепо:

«Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби».

А Антоний Великий писал, что и юридическое понятие преступления оказывается бессмысленным, если правы астрологи: «И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд.

Занятия астрологией, как и любыми другими видами языческого оккультизма, Церковь всегда серьезным грехом. Об этом писалось во многих церковных постановлениях.

Еще о греховных увлечениях:

Например, в правилах Шестого Вселенского собора тем, кто обратился к предсказателям, полагалась шестилетняя епитимия . Из более поздних постановлений можно упомянуть определение собора РПЦ 1994 года, где перечисляются современные оккультные движения, в том числе упоминается и астрология, а далее говорится:

«Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Вред для души, причиняемый подобными учениями, зависит от того насколько серьезно человек в них погрузился. Если он прочел в какой-нибудь газете гороскоп, улыбнулся и забыл, это не страшно. Если начал чувствовать к астрологии веру и интерес, значит, он уже увлекся суевериями, которые ставят преграду между человеческой душой и Богом.

А если он настолько погрузился во все это, что строит свою жизнь, руководствуясь советами астрологов, особенно, если напрямую обратился к предсказателю, значит он уже вполне вовлечен в оккультизм, и душа его находится в очень опасном греховном состоянии.

Православие об астрологии

В современном мире астрология и религия считаются областями, совершенно не связанными между собой. Более того, астрология и церковь сегодня воспринимается среднестатистическим человеком как две противоположности, два вражеских лагеря. Давайте узнаем возможные причины противостояния религии и астрологии.

Астрология и религия: общие истоки

Для того, кто ходит в церковь, астрология находится под запретом. Православная церковь категорически против того, чтобы люди обращались к астрологам . А между тем, были времена, когда религия и астрология мирно сосуществовали друг с другом, и тому много доказательств.

Например, Апокалипсис, одна из книг Нового Завета, является астрологическим трудом. Не нужно также забывать о том, что три волхва, которые предсказали день рождения Христа и спасли его от верной гибели, были астрологами.

Многие религиозные праздники, такие как Пасха и Рождество, соотносятся с астрономическими явлениями солнцестояния и равноденствия. Правда, даты праздников, которые мы отмечаем сейчас, все же с течением времени сместились, потому что их основа – природные ритмы – забылись людьми и не принимаются сегодня религиозными деятелями во внимание.

Итак, ранее празднование народом какого-либо события было связано с астрономическими явлениями. Участвуя в праздновании, народ чувствовал свою связь с природой и вселенной и получал от них силу и мощь. Люди в древности считали, что астрологические знания помогают толковать божественные послания.

Мир земной и космический они рассматривали как единое целое, а законы, которые действовали наверху, находили свое отражение в жизни на Земле. Поэтому к астрологии было отношение как к философской науке, поскольку она формировала и расширяла взгляды человека на устройство мира.

Астрология как учение о планетах и звездах, наука о появлении мира лежала в основе многих других наук и оказывала влияние на формирование культуры и религии древних цивилизаций.

Древние были уверены, что человек благодаря астрологии мог постичь не только свою судьбу, но и тайны и загадки мироздания. С помощью астрологических знаний он мог оказать достойный отпор силам зла и тьмы, которые достаточно сильно представлены в нашем мире.

Астрология и церковь: причины противостояния и необходимость его преодоления

Почему же сегодня астрология отвергнута церковью и, по мнению большинства верующих, является в лучшем случае лженаукой?

Все дело в том, что в один прекрасный момент государству и церкви астрология стала неугодной. В мире и на уровне многих государств началась борьба за власть и веру своих граждан, за их приверженность уже не Богу, а вполне земным институтам. Из этого следует, что конфликт астрологии и христианства носит больше мировоззренческий, нежели социально-политический характер.

Многие люди неверно понимают суть астрологии и воспринимают ее как некое гадание. А ведь задача астролога вовсе не заключается в том, чтобы вынести человеку «приговор» и лишить его свободы выбора дарованной Создателем. Профессиональные астрологи, в отличие от колдунов, шаманов, ведьм и ясновидящих и гадателей, вовсе не конкуренты представителей официальной церкви, потому что они, в отличие от остальных, не предсказывают будущее однозначно, лишая обратившегося к ним человека свободы воли и действий.

Задача грамотного астролога – открыть человеку его собственный потенциал, помочь разобраться в сильных качествах своей личности и в качествах, нуждающихся в улучшении, выделить благоприятные периоды для деятельности, дать информацию о завершении кризисного этапа в жизни.

Таким образом, астролог помогает человеку сориентироваться в своей жизни, но не навязывает ему картину жизни с определенным набором событий. Человек, являясь творцом, сам создает свою реальность и жизнь, он же и несет за них ответственность.

Остается надеяться, что в будущем астрология будет признана на уровне государства как наука, и ее положительная роль будет оценена также социальными институтами, ведь цель и у религии, и у астрологии одна: помочь человеку осознать свою цель и роль в этом мире, познав и поняв свою божественную сущность.

Необходимо различать астрономию (греч. astron – звезда; nomos – закон) и астрологию (astron; logos – учение).
Первая возникла для удовлетворения практических потребностей: составления календаря, мореплавания, метеорологии. Накапливая знания и совершенствуя методы, она постепенно сформировалась в точную науку.

Астрология зародилась в лоне халдейского языческого культа. К науке она имеет такое же отношение, как гепатоскопия (гадание по печени животных) к физиологии. Астрология в течение тысячелетий изощрялась в своих разработках и построениях, но ни на йоту не изменила своей идолопоклоннической сущности. Она всегда была разновидностью языческого фатализма. Святые пророки обличали астрологов как занимающихся богопротивным делом: «Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев <...> Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, - не избавили души своей от пламени» (Ис.47:1,13-14). Святитель Григорий Богослов пишет, что она оскорбляет Божественный Промысел. «Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинакий конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина» (Слово 5, о Промысле). Живучесть ее объяснить нетрудно. Она является подменой истинной религии. Христианство, имея цель исправить нашу греховную природу, требует от человека духовно-нравственных трудов и подвига . Астрология освобождает его от этой работы. Слово Божие учит, что автором всех духовных подмен является диавол. Через астрологию он отводит людей от Бога. Кто увлекся гороскопами, тому не нужно молиться Богу . Достаточно лишь подстраиваться под результаты вычислений. В наше время астрология является живучей по причине оторванности большинства людей от религиозных корней. Выросшие вне традиции, многие люди становятся жертвами лжедуховности.

Отношение Церкви к астрологии

Приведем выдержку из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября - 2 декабря 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»:

4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества…

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

Некоторые астрологии не соглашаются с таким постановлением Православной Церкви и обвиняют ее Священноначалие в некомпетентности и предвзятости. Но тот, кто прочел предыдущие разделы, вряд ли задастся вопросом, почему Церковь так относится к астрологии.

Вообще, можно сделать небольшой укор астрологам: прочитав массу книг по астрологии, и в целом будучи людьми любознательными, они имеют самое темное и сбивчивое понятие о христианстве, на уровне каких-то басен. При всей своей начитанности, они не считают для себя нужным ознакомиться с основными понятиями христианства, прочитать несколько святоотеческих книг о вере, Церкви и ее Таинствах.

Астрологи о христианстве

Несмотря на видимую толерантность астрологии к христианству, все астрологическое учение проникнуто духом презрения к нему. Сколько бы астрологи публично не заверяли слушателей в своем уважении к Церкви, их учителя, авторитеты астрологии имеют на этот счет свое мнение:

«Мнимо уникальная жизнь Христа стала священным символом…» (К. Г. Юнг. О становлении личности)

«Что же разрушило земной рай Иова? Сорвавшая оковы природа. Поэт дает здесь узреть, как Бог обернулся другою своею стороною, которую зовут дьяволом…»(К. Г. Юнг. Гимн Творцу)

«Идею, согласно которой душа в течение одного короткого срока жизни в теле может заслужить либо вечное райское блаженство, либо вечные адские муки, следует рассматривать как самое дьявольское из когда-либо изобретенных средств насаждения неврозов и разлагающего страха смерти». (Д. Редьяр. Потребность в многоуровневой психологии, ориентированной на процесс)

«Павел отклонил позитивный импульс Христа в русло психологического эскапизма и эмоционального благочестия. Христианство Павла и большинства Отцов Церкви было юпитерианской компенсацией функции Сатурна, разрушенной чувством вины, греха и раскаяния». (Там же)

«То, что человечество фактически не приняло христианства, точнее, так его исказило, что постижение этой великой религии начнется (по существу заново) только в эпоху Водолея, прямо связано с описанной преградой между тонким и плотными мирами.

Внесла свою лепту в процесс укрепления черной стены и церковь, цементируя возникающие в ней трещины и провозглашая собственное существование в мирах горних». (А. Подводный. Символические системы в эпохи Рыб и Водолея) – Как астрологи хотят переосмыслить христианство, легко понять, например, из раздела «супружество и астрология»

Г. Санто так пишет об исполнении Божественных заповедей: «Адам и Ева ослушались заповедей Бога и были изгнаны из Рая. Пуповина была перерезана. Некоторые люди не могут решиться даже на этот необходимый шаг к свободе». (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии.) Только астролог умалчивает, что этот «необходимый шаг к свободе» лишает человека богообщения и делает его рабом диавола. Человек свободен исполнять заповеди Бога и быть в общении с Ним, или исполнять антизаповеди сатаны с соответствующими последствиями. Третьего пути не существует.

Напрасно нам будут говорить, что астрология является наукой и не имеет отношения к религии – шило в мешке не утаишь. Научность астрологии является не более чем оболочкой, а внутренняя, основная ее часть без натяжек может быть отнесена к отрасли сатанизма. И это не поверхностный вывод, к такой оценке астрологии невольно приводит изучение книг известных авторов, «отцов» астрологии, сформировавших ее учение.

«Вместо принятия целого, Церковь отделила себя от природы через неприятие темной стороны Бога. Утверждая, что некоторые наши части являются демоническими, она принудила нас отделиться от этих частей… Иисус в своем послании особо указывал на принятие целого. И до 600 года нашей эры Христос и Сатана принимались как равные братья, как два ребенка Бога». (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии.) – в каком «послании» и кем «принимались» автор не уточнил.

Вот в какого бога верят астрологи: отсюда и астрологическое принятие зла и придание ему «оффициального» статуса. Кстати, слово «сатана» астрологи пишут исключительно с большой буквы. Деятельно воспринятое учение Церкви соединяет человека с Богом, а с кем соединит человека учение астрологии? Комментарии, как говорится, излишни.

Библия и астрология

Еще в Ветхом Завете Господь через пророка Моисея запретил обращаться к магам, звездочетам и гадателям.

Повторим цитату из пророка Исаии, который, предрекая гибель Вавилона за его нечестие и пагубное занятие магией и астрологией, от имени Господа с иронией говорит: «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

«И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иер.27, 9-10).

«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иер. 10, 2).

«…К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Левит 19, 31).

«…И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела». (Втор.4, 19-20)

«Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Левит 20, 27).

«…Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18, 10–14).

Святые Отцы Церкви об астрологии

Святые Отцы Церкви на протяжении всей ее истории уделяли большое внимание борьбе с волшебством и астрологией.

Тертулиан: «Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, – чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что в этом случае астрологи уподобляются падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого… Если магия наказуема, а астрология – ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны» (Об идолах).

Татиан в «Речи против эллинов» пишет: «Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы… демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, – пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, – для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчинясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей». (Речь против эллинов).

Блаженный Августин: «Что касается их всевозможных разгольствий о влиянии звезд и их мнимых опытах астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры: подобными словопрениями они стараются устранить в нас побуждение молиться, и в худых, заслуживающих справедливейшего порицания, делах с нечестивою извращенностью располагают обвинять скорее Бога, творца звезд, чем человека-преступника». (О звездочетах)

Преподобный Максим Грек: «Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности – неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!»

(1 голос : 5 из 5 )

Что говорит Библия об астрологии? Как Святые Отцы Церкви относились к «звездочетам и гадателям»? В статье доказательно приводятся причины неприятия христианством этой «науки».

«Ты назовешь меня односторонним, не довольно просвещенным, ригористом? – Оставь мне односторонность мою и все прочие недостатки: желаю лучше при этих недостатках быть послушным Восточной Церкви, нежели при всех мнимых совершенствах быть умнее ее и потому позволять себе непослушание ей и отделение от нее».

Святитель Игнатий Брянчанинов.

Отношение Церкви к астрологии

Приведем выдержку из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября - 2 декабря 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме »:

4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества…

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

Некоторые астрологии не соглашаются с таким постановлением Православной Церкви и обвиняют ее Священноначалие в некомпетентности и предвзятости. Вообще, можно сделать небольшой укор астрологам: прочитав массу книг по астрологии, и в целом будучи людьми любознательными, они имеют самое темное и сбивчивое понятие о христианстве, на уровне каких-то басен. При всей своей начитанности, они не считают для себя нужным ознакомиться с основными понятиями христианства, прочитать несколько святоотеческих книг о вере, Церкви и ее Таинствах.

Астрологи о христианстве

Несмотря на видимую толерантность астрологии к христианству, все астрологическое учение проникнуто духом презрения к нему. Сколько бы астрологи публично не заверяли слушателей в своем уважении к Церкви, их учителя, авторитеты астрологии имеют на этот счет свое мнение:

«Мнимо уникальная жизнь Христа стала священным символом…» (К.Г. Юнг. О становлении личности)

«Что же разрушило земной рай Иова? Сорвавшая оковы природа. Поэт дает здесь узреть, как Бог обернулся другою своею стороною, которую зовут дьяволом…»(К.Г. Юнг. Гимн Творцу)

«Идею, согласно которой душа в течение одного короткого срока жизни в теле может заслужить либо вечное райское блаженство, либо вечные адские муки, следует рассматривать как самое дьявольское из когда-либо изобретенных средств насаждения неврозов и разлагающего страха смерти». (Д. Редьяр. Потребность в многоуровневой психологии, ориентированной на процесс)

«Павел отклонил позитивный импульс Христа в русло психологического эскапизма и эмоционального благочестия. Христианство Павла и большинства Отцов Церкви было юпитерианской компенсацией функции Сатурна, разрушенной чувством вины, греха и раскаяния». (Там же)

«То, что человечество фактически не приняло христианства, точнее, так его исказило, что постижение этой великой религии начнется (по существу заново) только в эпоху Водолея, прямо связано с описанной преградой между тонким и плотными мирами.

Внесла свою лепту в процесс укрепления черной стены и церковь, цементируя возникающие в ней трещины и провозглашая собственное существование в мирах горних». (А. Подводный. Символические системы в эпохи Рыб и Водолея) .

Г. Санто так пишет об исполнении Божественных заповедей: «Адам и Ева ослушались заповедей Бога и были изгнаны из Рая. Пуповина была перерезана. Некоторые люди не могут решиться даже на этот необходимый шаг к свободе». (Г.Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии.) Только астролог умалчивает, что этот «необходимый шаг к свободе» лишает человека богообщения и делает его рабом диавола. Человек свободен исполнять заповеди Бога и быть в общении с Ним, или исполнять антизаповеди сатаны с соответствующими последствиями. Третьего пути не существует.

Напрасно нам будут говорить, что астрология является наукой и не имеет отношения к религии – шило в мешке не утаишь. Научность астрологии является не более чем оболочкой, а внутренняя, основная ее часть без натяжек может быть отнесена к отрасли сатанизма. И это не поверхностный вывод, к такой оценке астрологии невольно приводит изучение книг известных авторов, «отцов» астрологии, сформировавших ее учение.

«Вместо принятия целого, Церковь отделила себя от природы через неприятие темной стороны Бога. Утверждая, что некоторые наши части являются демоническими, она принудила нас отделиться от этих частей… Иисус в своем послании особо указывал на принятие целого. И до 600 года нашей эры Христос и Сатана принимались как равные братья, как два ребенка Бога». (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии.) – в каком «послании» и кем «принимались» автор не уточнил.

Вот в какого бога верят астрологи: отсюда и астрологическое принятие зла и придание ему «оффициального» статуса. Кстати, слово «сатана» астрологи пишут исключительно с большой буквы. Деятельно воспринятое учение Церкви соединяет человека с Богом, а с кем соединит человека учение астрологии? Комментарии, как говорится, излишни.

Библия и астрология

Еще в Ветхом Завете Господь через пророка Моисея запретил обращаться к магам, звездочетам и гадателям.

Повторим цитату из пророка Исаии, который, предрекая гибель Вавилона за его нечестие и пагубное занятие магией и астрологией, от имени Господа с иронией говорит: «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14 ).

«И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иер.27, 9-10 ).

«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иер. 10, 2 ).

«…К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Левит 19, 31 ).

«…И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела». (Втор.4, 19-20 )

«Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Левит 20, 27 ).

«…Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18, 10–14 ).

Святые Отцы Церкви об астрологии

Святые Отцы Церкви на протяжении всей ее истории уделяли большое внимание борьбе с волшебством и астрологией.

Тертулиан : «Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, – чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что в этом случае астрологи уподобляются падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого… Если магия наказуема, а астрология – ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны» (Об идолах) .

Татиан в «Речи против эллинов» пишет: «Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы… демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, – пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, – для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчинясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей». (Речь против эллинов) .

Блаженный Августин : «Что касается их всевозможных разгольствий о влиянии звезд и их мнимых опытах астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры: подобными словопрениями они стараются устранить в нас побуждение молиться, и в худых, заслуживающих справедливейшего порицания, делах с нечестивою извращенностью располагают обвинять скорее Бога, творца звезд, чем человека-преступника». (О звездочетах)

Преподобный Максим Грек : «Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности – неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!»