Для вентиляции        24.09.2019   

Постановка проблемы, ее формулирование. Как найти проблему текста

Для тех, кому совсем худо - 2

Л. С. Соколова, С. П. Белокурова учителя русского языка и литературы, Санкт-Петербург

1. Как сформулировать проблему?

    Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос – он и будет проблемой текста, сформулированной в вопросительной форме. Можно сформулировать проблему, используя конструкцию с родительным падежом: проблема чего? – влияния…, ответственности..., роли… и т. п.

    Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – повод для размышлений или иллюстрация к размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Но при этом нельзя формулировать проблему очень общо: проблема человека, проблема добра и зла. Проблема должна быть сформулирована достаточно узко, но при этом не сведена к конкретному примеру, приведенному в исходном тексте.

    Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

2. Как прокомментировать текст?

    Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься над тем или иным вопросом.

    Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной.

    Поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: Важно анализировать текст с точки зрения обозначенной вами проблемы и тех ее аспектов, которые позволят вам сформулировать позицию автора. Здесь важны слово, образ, деталь, жизненный материал, на котором строится рассуждение, опора на авторитетное мнение (цитаты). Возможны следующие варианты работы:

    1) Если текст художественный и есть сюжет, обязательно 1-2 предложениями передать суть сюжета. Далее можно ответить на следующие вопросы:

      От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)? Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя? Что вы как читатель отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей). Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора?

    2) Если текст публицистический или научный, то можно ответить на следующие вопросы:

      Что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)? Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)? Что именно вы как читатель отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным? Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения?

    Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Люди сталкиваются с проблемами в личной, профессиональной и общественной жизни. Любая из них может выбить из колеи, но попытка сформулировать суть часто помогает найти решение. Для начала соберите информацию о проблеме. Далее попытайтесь выразить суть проблемы словами. Наконец, проанализируйте формулировку, чтобы найти возможные решения.

Шаги

Часть 1

Как собрать информацию о проблеме
  1. Задавайтесь вопросом “Почему? ”, чтобы добраться до сути. Вопрос “Почему?” поможет глубже понять суть проблемы. Продолжайте задаваться таким вопросом, пока не будет больше нечего добавить. Такой подход работает при групповых обсуждениях, но одиночный “мозговой штурм” тоже должен принести результат.

    • Например, если вы ищете новую квартиру, то нужно начать с вопроса: “Почему мне требуется новая квартира? Причина в том, что мой сосед уезжает, я не могут найти нового соседа и не могу позволить себе такую квартиру самостоятельно”.
    • Для поиска информации о голодающих детях можно следовать такому ходу мыслей: “Почему дети голодают? Причина в том, что к концу месяца у родителей заканчиваются деньги. Почему у них заканчиваются деньги? Поскольку свою небольшую зарплату они получают в начале месяца”.
  2. Определите, что вам уже известно о проблеме. Запишите всю доступную информацию. Если вы работаете в группе, то все должны выполнить этот пункт. Можно составить план в виде короткого списка или в полных предложениях.

    • Например, если вам требуется новая квартира, то запишите конкретные детали вроде времени заезда, максимально допустимой суммы оплаты в месяц и подходящего района.
    • Если вы пытаетесь очертить проблему детского голода в вашем городе, можно составить список с примерным количеством детей, перечислить районы проживания и школы, в которые ходят такие дети.
  3. Определите другие необходимые сведения. Составьте перечень известных фактов и подумайте о том, что вам пока неизвестно. Это важный аспект, который поможет всесторонне сформулировать суть проблемы и найти решение. Если вы работаете не одни, тогда обсудите с участниками группы недостающую информацию.

    • Например, если вы ищете новую квартиру, то недостающая информация может касаться цены за аренду, которая вам по карману, местных предложений аренды, стоимости коммунальных услуг без соседа по комнате.
    • Если вы пытаетесь очертить проблему детского голода в вашем районе, тогда вам не помешает узнать, сколько еды не хватает семьям, какие имеются социальные программы и какие другие источники пищи доступны детям.
  4. Проведите исследование, чтобы заполнить пробелы. Попытайтесь найти необходимые сведения в интернете. Если поиск не принес результата, то потребуется совершить телефонные звонки или провести опросы и поговорить с экспертами по данному вопросу.

    • Например, если вы хотите найти квартиру в конкретном районе и ценовом диапазоне, то можно изучить объявления в интернете или газетах, а также позвонить в риелторскую компанию.
    • В случае с проблемой детского голода можно поговорить с работниками школ или создать бланк опроса для родителей.

    Часть 2

    Как выразить проблему словами
    1. Опишите проблему своими словами. Попробуйте описать суть проблемы своими словами. Важно вдаваться в подробности и придерживаться максимальной конкретики.

      • Например, если вам нужно найти новую квартиру из-за отъезда соседа, то напишите: “Мне нужно найти новую квартиру, поскольку мне не по карману снимать двухкомнатную квартиру и я не могу найти нового соседа”.
      • Еще один пример: “Некоторые дети нашего района часто голодают ближе к концу месяца”.
    2. Дополните изначальную формулировку новыми подробностями. Попробуйте расширить описание проблемы с помощью собранной информации. Используйте в таком описании как можно больше деталей.

      • Например, если вы в поисках новой квартиры, то возможна такая формулировка: “Мне требуется найти новую квартиру до конца месяца, так как я больше не могу себе позволить нынешнее жилье. Нужна однокомнатная квартира или студия в этом же районе стоимостью не более 30000 рублей в месяц”.
      • Формулировка проблемы детского голода может выглядеть так: “Некоторые дети нашего района часто голодают ближе к концу месяца, так как у родителей заканчиваются деньги и они не знают о социальных программах”.
    3. Рассмотрите возможность улучшить формулировку. Групповое обсуждение изложения проблемы позволяет понять, что вы упустили. Проведите открытое обсуждение. Стремитесь улучшить такую формулировку и четче изложить проблему.

      • Задайте участникам группы такие вопросы: “Чего не хватает в формулировке? Какие аспекты можно улучшить?”. Старайтесь найти недостающие детали совместными усилиями.
    4. Определите ключевые понятия формулировки. Если вам нужно представить свою формулировку группе людей, то приложите определения ключевых терминов. Это необходимо выполнить даже в том случае, если формулировка кажется вам понятной.

      • Например, нужно пояснить, что подразумевается под “социальными программами” в изложении проблемы детского голода в вашем районе.

    Часть 3

    Как найти решение
    1. Ищите закономерности в описании проблемы другими людьми. Поговорите с людьми, которых затронула данная проблема. Читайте статьи и мнения о проблеме. Все это поможет вам лучше понять причину и найти возможное решение.

      • Например, если причиной поиска квартиры стала цена аренды, то вы можете заметить, что эта проблема коснулась многих людей. Наблюдение поможет вам понять, что корнем проблемы стала высокая стоимость аренды жилья в данной районе.
      • Если вы пытаетесь установить причины детского голода, то читайте статьи и мнения по теме. Может оказаться, что главной проблемой является недостаточное информирование населения о социальных программах.
    2. Уточните возможные причины проблемы. Причины проблем не всегда находятся на поверхности. Уделите время на поиски ответов. Причин может оказаться несколько. Об этом важно узнать еще до начала поисков решения.

      • Например, если высокая стоимость аренды обусловлена расположением района и достаточно развитой инфраструктурой, то подобные аспекты могут оправдывать дополнительные траты. Так, можно попытаться снизить расходы на развлечения и другие аспекты, чтобы иметь возможность снимать квартиру в таком районе.
      • Если вы пытаетесь сформулировать проблему детского голода, то возможной причиной могут оказаться высокие цены на продукты и низкий уровень зарплат.
    3. Определите возможные последствия проблемы. Нежелание искать решение проблемы может привести к увеличению масштаба проблем в будущем. Обдумайте все возможные последствия такой проблемы. Составьте список аргументов за и против поиска решения проблемы, чтобы не допустить отрицательных последствий. Иногда попытки решить проблему могут породить более опасные последствия, чем наблюдение.

      • Например, если попытаться прожить в слишком дорогой квартире, то со временем вы рискуете оказаться в еще более трудном финансовом положении.
      • Если не решить проблему детского голода, то дети могут страдать от недоедания и получить психологическую травму, что отразится на всей их последующей жизни.
    4. Определите аспекты, которые можно изменить. Иногда нет возможности решить всю проблему целиком, если некоторые нюансы находятся вне вашего контроля. На какие аспекты проблемы вы действительно способны повлиять?

      • Например, если у вас не хватает денег на аренду квартиры, то вы не можете контролировать цену. При этом в ваших силах грамотно тратить деньги или найти подработку.
      • Если вы пытаетесь решить проблему детского голода в своем районе, то вы не в состоянии повлиять на семьи, но способны донести информацию о различных социальных программах.

В последнем задании ЕГЭ по русскому языку от ученика требуется прочесть текст и отыскать имеющуюся проблему. Таковых в задании имеется три, иногда более. Проблемы с их определением возникают нечасто. Однако следует детально рассмотреть данный процесс, поскольку важно не просто найти какую-то проблему и написать по ней сочинение, но и правильно ее аргументировать, опираясь на читательский и жизненный опыт. Также не стоит забывать, что проблему необходимо определить верно, иначе даже самое лучшее сочинение не будет засчитано.

Как найти проблемы текста

ЕГЭ по русскому языку и трудности его сдачи известны всем. В экзамене самым важным и максимально оцениваемым является последнее задание с написанием сочинения. Максимальные баллы за его выполнение составляют 24, или более 40, если переводить в итоговые значения. Однако выполнить его на максимум удается не всем. Трудности могут возникнуть с орфографией, пунктуацией, тавтологией и многими другими деталями, за которые могут снять баллы.

Однако задание не будет оценено вовсе, если ученик не найдет проблему или укажет её неверно. Чтобы с этим не возникло проблем, в первую очередь следует понять смысл текста. Учитывая, что он достаточно объемный, проблемы равномерно распределены по всем его частям. Однако легче всего выделить основную, прослеживающуюся от начала и до конца. Понять, что это за проблема, весьма просто, поскольку она заложена текста. При этом отдельные его части могут содержать намеки на другие проблемы, близкие к основной.

Формулировка проблемы

Как было сказано ранее, для начала следует разобраться со смыслом текста. После его осознания можно приступить к формулировке проблемы. В любом сочинении для правильного выражения проблемы требуется обобщить суть текста. К примеру, если в нем говорится об истреблении определенного вида животного или растения человеком, то основная проблема будет заключаться в неразумном вмешательстве человека в мир природы. Это не будет прямо записано в художественном тексте, однако прочитать эту мысль можно "между строк".

Все используемые в подобных заданиях художественные тексты зачастую содержат частные случае или ситуации, из которых затем делается общий вывод смысла. Полученное в итоге сочинение также должно соответствовать заданному объему, минимум в 150 слов. Желательным количеством является двести и более слов. Однако не следует слишком усердствовать и расписывать текст на десять листов, ведь будет учтено только два аргумента и пара примеров. Излишнее цитирование также нежелательно.

Проблемы в художественных текстах

Этот вид примеров оказывается наиболее сложным для работы, поскольку требуется анализ описываемого действия, героев, их характеров и прочего. Именно с этим у многих и возникают основные трудности. Чтобы разобраться с ними и облегчить процесс анализа, поделите текст на три части. Это деление будет условным.

В первой части, которая может состоять из вступления и завязки сюжета, можно отыскать основную проблему текста. Если она не прослеживается столь явно, то следует перейти ко второй части с основным сюжетом. В ней также можно отыскать намеки на общую проблему. Однако там будет еще одна тема для сочинения. И затем можно перейти к анализу третей и последней части. Нередко с ней может возникать путаница, поскольку мысли, высказываемые в финале, могут натолкнуть на размышления о сторонней проблеме.

Проблемы в публицистических текстах

Этот вариант задания не часто встречается. Однако работать с ним легко, поскольку проблема может быть выражена в одном из предложений, и её не потребуется формулировать самостоятельно. Ученику будет достаточно выписать его, а после работать с полученными данными.

Что будет, если неправильно выразить проблему текста?

В таком случае сочинение будет просто не засчитано, даже если по всем другим пунктам оценивания будут набраны все баллы. Эта ситуация наиболее неприятна для ученика, поскольку даже идеально написанное сочинение не получит оценки.

Постараться избежать этой ситуации можно, стараясь искать тему не в отдельных предложениях (как упоминалось ранее, так как заключительная часть может легко натолкнуть на ошибочные выводы), а в целом. Так, зачатки основной темы легко прослеживаются в начале, середине и конце текста.

Что делать, если найдено несколько проблем?

Этот вариант наилучший, поскольку ученик имеет возможность выбрать, о чем писать. В первую очередь следует определиться, какая тема является основной. После нужно разобраться с тем, какую из них будет легче всего аргументировать. На основе этих двух деталей можно определиться с идеей и написать с ее помощью хорошее сочинение.

Как писать сочинение

Несмотря на то что подобное задание подразумевает выражение своих мыслей, без шаблонов не обойтись. Начиная с девятого класса, в котором также требуется написание сочинения, ученик заучивает определенный шаблон, по которому ведется все дальнейшее написание любого сочинения. Преимуществом этого является отсутствие необходимости в придумывании вступления, завершения и прочих мелких деталей. Они повторяются из раза в раз. Ученику остается только вставлять названия произведений и имена авторов, используемых в конкретном случае.

Такие стандартные конструкции, или клише, могут выглядеть следующим образом:

  • Вступление. В приведенном тексте (имя автора) поднимается проблема (формулировка проблемы). Названная проблема действительно важна в современном мире (или нечто подобное, высказанное своими словами).
  • Затем идут несколько примеров из текста. Обычно сначала записывается номер предложения (все они пронумерованы), после идет сам текст в скобках, затем пишем объяснение того, как это относится к поднимаемой проблеме. Таких примеров следует привести два (в формулировке задания к сочинению указывается точное значение).
  • После ученик переходит к аргументации своей позиции. Этих аргументов должно быть как минимум два. Один или оба должны быть основаны на читательском опыте. В качестве второго примера можно использовать исторические данные или даже фильмы (с указанием режиссера и года съемки). Аргумент может выражаться в кратком пересказе сюжета и том, какое он имеет отношение к проблеме текста.
  • Заключение также берется из клише. Цель этой части заключается в подведении итогов сочинения.

На что следует обратить внимание

Отдельного внимания заслуживают способы формулировки проблемы:

  • Самостоятельно (своими словами). Этот вариант также можно поделить на два способа: простой и сложный. В первом проблема может быть выражена одной фразой (автор поднимает проблему веры и т. д.) Такой вариант прост, поэтому редко встречается. Тексты к сочинению не всегда позволяют так просто найти проблему. В таких случаях может использоваться сложный вариант с выражением проблемы в форме вопроса: «Может ли один человек повлиять на историю? Над этим нам предлагает задуматься автор». Иногда подобная формулировка оказывается легче первой.
  • Цитирование. Некоторые тексты имеют авторское формулирование проблемы. В этом случае достаточно воспользоваться цитатой.
  • Предложения из текста. Иногда определенные предложения содержат суть поднимаемой проблемы или даже выражают её. В этом случае достаточно привести их номера из текста.

Книжные аргументы к сочинению

Как было указано ранее, в качестве аргументов могут использоваться книги, фильмы, исторические факты (жизненный опыт). Из всех них обязательным является книжный пример, поскольку одна из основных целей сочинения состоит в проверке читательского опыта ученика и умения использовать его в качестве аргументов. В качестве литературы можно использовать любые произведения отечественных и иностранных авторов. В число исключений попадают народные сказки (за счет отсутствия авторов). Особенностью данного аргумента является то, что не всегда проверяющий может знать используемое в примере произведение. Некоторые ученики успешно пользуются этим, придумывая свои названия для книг малоизвестных авторов или меняя сюжет истории, делая его подходящим для аргументации.

Это может показаться удобным, однако не следует злоупотреблять такой хитростью, ведь если проверяющий знает произведения автора или даже читал их, то трюк будет легко раскрыт, и аргумент может быть не засчитан.

Какие произведения лучше использовать при аргументации? Ученику следует писать о книгах, которые ему хорошо знакомы. При этом следует выйти за пределы классической школьной литературы. Даже современные фантастические книги могут сослужить хорошую службу при написании работы, ведь в них вполне может присутствовать хороший аргумент. Иностранные книги в качестве аргументов могут сильно пригодиться, однако следует учитывать проблемы перевода текста, поскольку иногда они могут натолкнуть на неверный вывод о содержании.

Прочие варианты аргументов

В роли второго аргумента можно использовать жизненный опыт или исторический случай. Это особенно актуально для тех, кто хорошо знает исторических личностей и их особые заслуги. Также можно вспомнить о настоящем времени и знаменитых личностях. Примеры из жизни какого-либо знаменитого человека могут стать полезным аргументом. В помощь ученику придут биографические фильмы. Однако не следует указывать их названия, если экзаменуемый точно не знает автора и год выпуска.

Для использования этого аргумента не обязательно заучивать всю историю. Зачастую достаточно двадцатого и двадцать первого веков. При этом особое внимание следует уделить мировым войнам и отдельным личностям, совершившим какой-либо подвиг. Этого вполне может хватить. И учитывая, что в формулировку такого аргумента входят слова о жизненном опыте, вполне можно использовать историю из своей жизни, имеющую отношение к описываемой проблеме.

Иногда некоторые задаются вопросом о том, можно ли в качестве аргументов использовать фильмы и сериалы. Да, такой вариант возможен. Однако для его использования нужно точно знать год выпуска и режиссера. И если с последним проблем не возникнет, то первое запомнить бывает весьма проблематично. Но если иного варианта в голову не приходит, то фильмы очень пригодятся.

Научный текст

Рассмотрим проблемы из научного текста. Этот тип текста используется очень редко. Однако в качестве тренировки с целью научиться формулировать проблему вполне подходят. Особенностью этих текстов является отсутствие излишней "воды" и красивых оборотов. Вся цель выражается ясно и четко с помощью соответствующей терминологии. Это сильно облегчает задачу поиска и может пригодиться тем, кто только учится определять проблему текста.

Проблемы из текста песни

Если отойти от темы ЕГЭ по русскому, то текст песни и проблемы, поднимаемые в нем, могут стать еще одной из причин, по которой необходимо научиться вычислять основные вопросы. Песни в этом случае - не столь популярный вариант, поскольку они часто имеют не столь высокие требования к содержанию и могут быть, по сути, бессмысленными. Например, если уделять особое внимание анализу, то можно даже найти проблемы в тексте песни Фараона или другого исполнителя. Особенно актуальны в этом зарубежные рок-певцы, поскольку у них, кроме сильного смыслового содержания в тексте, может иметься хороший видеоряд, благодаря которому легко понять заложенный смысл.

Песни и аргументы к сочинению

Ранее было упомянуто обязательное использование читательского опыта при аргументации сочинения. Далеко не лишним будет прибегнуть к стихам и песням различных исполнителей, чтобы укрепить аргументацию и быть более уверенным в том, что ваше мнение будет засчитано. Сегодня у многих возникают сомнения по поводу актуальности того или иного книжного аргумента в тексте, а также его верного толкования. В случае с песнями и стихами можно прибегнуть к цитированию, благодаря которому все объяснение сильно упрощается.

Последнее задание ЕГЭ требует сформулировать проблему очень важный этап, поскольку он помогает определить читательский опыт ученика и его умение аргументировать свою позицию. Проблема текста и сочинение также связаны, поскольку недостаточно просто назвать найденную тему. Необходимо уметь использовать её для составления полноценного сочинения, в котором она будет полностью раскрыта. Задание не является чем-то особенным, поскольку проблемы текста и русский язык тесно связаны. Достаточно вспомнить любое классическое произведение. Во всех из них имеется как минимум одна проблема. Чем больше какое-либо творение, тем большее количество проблем в нем заложено. Актуально это не только для отечественных авторов, но и для зарубежных. Суть написания любой книги лежит в составлении истории, которая может базироваться как на одной проблеме, так и включать сразу несколько на протяжении всего повествования.

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор .

Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».

Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая

    дает большой простор для выражения мысли, т.е. соответствует вашим знаниям, жизненному и читательскому опыту.

Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно задать следующие вопросы к тексту:

    Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (Социальный – человек и общество; политический – человек и государственная власть, экологический – человек и окружающая среда; нравственный (этический) – взаимоотношения людей, нравственные ценности.)

    Какие аналогичные ситуации, случаи вам известны?

    Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.)

    Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (Понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).

Формулировка проблемы текста в виде вопроса:

Нужно ли …

Зачем…

Что будет, если…

Возможно ли…

Что делать…

Кому выгодно…

Кто виноват в…

Когда будет…

Откуда …

Как объяснить…

Почему…

Как связаны…

Как влияет…?

Такова одна из проблем текста. Об этом размышляет автор статьи. Этот вопрос рассматривает автор. На этот вопрос пытается ответить автор.

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?

Задание 1. Какие проблемы не затрагиваются К.Г.Паустовским в тексте?

    проблема предназначения человека;

    проблема материнской любви;

    проблема одиночества;

    проблема старости;

    разрыва связи между поколениями;

    проблема гражданского долга;

    проблема смысла жизни;

    проблема жизни и смерти.

Задание 2. В приведенных фрагментах дается формулировка проблемы, над которой размышляет К.Г.Паустовский. Оцените фрагменты сочинений, при необходимости отредактируйте или напишите свой вариант.

    «Автором данного текста является Г.К.Паустовский. Он пишет о Катерине Ивановне, одинокой старушке. Какое значение в жизни Екатерины Ивановны сыграл герой текста? Какую роль в жизни общества играют сострадание и милосердие? Почему дети покидают своих родителей и бросают их на произвол судьбы? Проблема, поднятая автором, крайне актуальна в наши дни».

    «Автор данного текста К.Г.Паустовский рассказывает о теплых чувствах, вызываемых в душе героя Катериной Ивановной и ее одиночеством. В связи с этой темой автора интересует проблема: «Почему ее бросила дочь Настя»?

    «Паустовский ставит в тексте про Катерину Ивановну очень актуальные проблемы. Во-первых, это проблема взаимоотношений в семье. Во-вторых, писатель заставляет задуматься о том, что порой чужой человек ближе родной дочери…»

    «На мой взгляд, рассказывая о Катерине Ивановне, которая была «одна на белом свете», Паустовский по-новому высвечивает одну из самых трагических проблем человечества – разрыв связей между поколениями, который в наше время влечет за собой не идейный конфликт (как, например, в романе «Отцы и дети»), а, казалось бы, нечто совсем обычное и потому еще более грустное – одинокую старость».

    «Каждый из нас хочет встретить старость не в одиночестве, хочет иметь любящую семью, детей, внуков, которым будет что рассказать и которых будет чему поучить, и каждый мечтает, чтобы близкие люди были рядом всегда и никогда не бросали на произвол судьбы.

Как и все люди, этого хотела и героиня рассказа К.Г. Паустовского Катерина Ивановна. Автор делает главной проблему одинокой старости, одновременно осуждая нравственную глухоту любимых детей по отношению к родителям».

Приложение

1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.(3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(По К.Г. Паустовскому)

(31,0 Кб, 2 109 hits)

Правильная формулировка проблемы

Люди решают только те задачи, которые они для себя определили. Если они неправильно определили проблему, они тем не менее могут ее решать, используя великолепные нестандартные подходы, но всегда будут удивлены, почему найденное решение не работает должным образом. Центр креативности и инноваций компании DuPont не раз помогал различным подразделениям и отделам решать задачи необычными и неожиданными способами. Но вспоминая опыт всех креативных сессий, которые мы проводили, могу с уверенностью сказать: ни разу ни одна проблема, выносимая каким-либо отделом компании на креативную сессию, не была первоначально сформулирована правильно.

Правильное формулирование проблемы может потребовать нескольких часов интенсивной групповой работы, во время которой участники, используя дивергентное мышление, предлагают различные варианты правильного определения проблемы и затем согласованно выбирают вариант для постановки задачи. Из всех этапов решения проблемы этот – самый важный, так как именно он задает определенное направление для дальнейших креативных усилий.

Итак, формулировка проблемы – это критически важный этап. Основные рекомендации здесь следующие:

Всегда начинайте формулировку проблемы так: «Как мы могли бы …»

Никогда в формулировке не предлагайте возможное решение (Например, не следует формулировать так: «Как мы могли бы повысить безопасность труда за счет дополнительного обучения персонала?»)

Формулируйте только одну проблему (Например, не следует формулировать так: «Как мы могли бы улучшить качество и снизить издержки при производстве нашего продукта?»)

Каким образом члены группы могут быть уверены, что правильно определили проблему? Хороший способ – представить идеальное будущее состояние, затем вернуться назад и определить, какая проблема должна быть решена, чтобы это идеальное состояние было достигнуто. Этот подход проиллюстрирован на Рис. 3–1. Каждый участник группы, используя самоклеящиеся листочки, должен завершить как минимум десятью разными способами фразу: «Было бы хорошо, если …». Далее участники группируют все листочки в соответствии с тематикой и составляют для каждой темы подходящую формулировку. Главные темы выделенных групп должны быть учтены в окончательной формулировке проблемы.

Предположим, участники выделили тему «Коммуникации». Формулировка проблемы в соответствии с этой темой может звучать так: «Как мы могли бы улучшить коммуникации между подразделениями компании?» Затем участники обращаются к другим темам и по каждой из них готовят согласованную формулировку. Теперь время расставить приоритеты.

Чтобы показать, насколько данный метод может быть эффективным, рассмотрим реальную ситуацию, которая произошла в исследовательском институте Midwestern. Первоначально проблема звучала следующим образом: «Как нам убедить наших клиентов участвовать в разработке наших программ для того, чтобы они представляли собой бо?льшую потребительскую ценность?» Однако очень скоро члены креативной группы поняли, что формулировка проблемы неверна, так как заключает в себе элементы решения поставленной проблемы. Когда участники группы применили алгоритм, который мы только что рассмотрели, то увидели, что истинная проблема – в повышении ценности услуг их организации. После этого они сформулировали две тематические проблемы, каждая из которых могла бы рассматриваться отдельно для поиска решений: «Как мы могли бы увеличить выгоду для наших потребителей от использования наших сервисов?» и «Как мы могли бы сократить свои издержки по обеспечению таких выгод?» Участники группы осознали, что если бы они стали работать с первоначальной проблемой, стараясь поощрить своих клиентов активнее участвовать в разработке своих программ, то проблема повышения ценности услуг вообще не была бы затронута.

Рис. 3–1. Сформулируйте проблемы правильно

Из книги Первый миллион долларов самый тяжелый автора Ватутин Сергей

Правильная мотивация сотрудников И тут встает вопрос о мотивации персонала. В нашем случае он действительно ключевой. Как замотивировать людей, чтобы они работали без регулярных пинков? Как сделать так, чтобы они активно продавали?Шеф на собрании:– Кто первый выполнит

Из книги Покажите мне деньги! [Полное руководство по управлению бизнесом для предпринимателя-лидера] автора Рэмси Дэйв

Правильная продажа имеет большое значение Продажа, и в особенности продажа, совершенная надлежащим образом, – это ключевой элемент не только в бизнесе, но и существенная часть жизни в целом. Генри Форд сказал: «Ничего не произойдет, пока кто-нибудь что-нибудь не продаст».

Из книги Быстрее, лучше, дешевле [Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов] автора Хаммер Майкл

Как правильная система показателей влияет на работу персонала Хорошая система показателей не только направляет усилия по перестройке процессов в нужное русло, но еще и влияет на поведение сотрудников. Именно такой вывод сделало руководство компании D.W. Morgan, которая

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Формулировка миссии корпорации Второй этап процесса планирования начинается с формулировки миссии корпорации. Значимость этой формулировки подчеркивается в плановых разработках корпорации. При ее отсутствии управляющие маркетингом, равно как и оперативные

Из книги Организуй себя автора Каунт Джон

9. ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТОМ Какие бы другие технологии вы ни выбрали, вряд ли вам удастся избежать встречи с Интернетом. Его появление привело к революции в коммуникационных системах, к решению проблемы доступа к информации, а его роль как средства

Из книги Карьера - суперигра. Нетривиальные советы на каждый день автора Берг Вольфгарт

9 Правильная интрига, или как остаться наверху Большинство начальников на предприятиях, как правило, мужчины. А как же участь особ женского пола, конечно, кроме тех, кто занят домашним хозяйством? Но ведь и заведующая зубным отделением руководит своими медсестрами, у

Из книги Общая теория занятости, процента и денег автора Кейнс Джон Мейнард

ГЛАВА 18. Новая формулировка общей теории занятости IМы достигли теперь той стадии, когда можно собрать воедино нити нашей аргументации. Для начала может оказаться полезным выяснить, какие элементы в экономической системе мы обычно принимаем как данные, какие являются

Из книги Управление ключевыми клиентами. Эффективное сотрудничество, стратегическое партнерство и рост продаж автора Шиффман Стефан

2. Правильная стратегия удержания клиентов Во время интервью меня иногда просят сформулировать в одном предложении суть той или иной сферы продаж, но обычно ее невозможно передать несколькими словами.Например, журналист говорит: «У нас осталось 30 секунд, прежде чем мы

автора Детмер Уильям

Формулировка конфликта Конфликт методов обеспечения, обозначаемый знаком молнии, читаем так:? «С одной стороны, нужно (МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1), а с другой – (МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Формулировка исходных предположений Ошибочные исходные предположения о логических связях являются источником конфликтов, выявляемых при помощи ДРК. Наша задача – перечислить все основные предположения и выявить среди них неверные, которые ответственны за возникшее

Из книги Метод McKinsey. Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения личных и деловых задач автора Расиел Итан

Правильная подготовка мозгового штурма Многим кажется, что мозговой штурм должен быть спонтанным, но на самом деле он дает эффект только тогда, когда ему предшествует достаточно напряженная предварительная работа.Главная особенность мозгового штурма – он не может

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

4.3. Формулировка проблемного поля SWOT-анализ показывает ключевые для внимания управленческого персонала зоны, которые влияют на успешную работу компании. В частности, видно, что основные угрозы исходят от действий конкурентов настолько, насколько компания нова на рынке

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

7.3.1. Правильная интерпретация коэффициентов Комплементарность (взаимодополняемость). Коэффициенты измеряют минимальный (PR) и максимальный (OR) уровень ожидаемой конкуренции относительно определенного количества лотов и участников. Фактический уровень конкуренции

Из книги Готовность ко всему автора Аллен Дэвид

30. Правильная реакция способствует выживаемости Всё, что может улучшить ваше понимание окружающего мира, ускорить вашу реакцию и сбалансировать внутреннюю систему (так, чтобы вы устранили все чрезмерные или недостаточные ответные реакции), всё это обеспечит

Из книги Бизнес путь: Джек Уэлч. 10 секретов величайшего в мире короля менеджмента автора Крейнер Стюарт

Из книги Как создавать инновации автора Пратер Чарльз

1. Неправильная формулировка проблемы Возможно, вы уже задумывались над тем, почему проблемы часто остаются нерешенными или найденные решения не дают ожидаемых результатов, хотя вы прикладываете лучшие свои усилия. Во многих случаях это происходит из-за того, что была