Для вентиляции        11.10.2019   

Пошаговая инструкция: как открыть транспортную компанию по грузоперевозкам с нуля

Грузоперевозки – это деятельность по доставке груза от отправителя к получателю. Заняться этим бизнесом просто, достаточно иметь собственный или арендованный грузовой транспорт и водителя с нужной категорией прав. Если вас интересует это направление, предлагаем узнать, какую систему налогообложения выбрать для ИП по грузоперевозкам.

Обратите внимание, что для налогового учета грузоперевозки и дополнительные услуги перевозчика, например, экспедиторские — это разные виды деятельности:

  • грузоперевозки — 49.41 «Деятельность автомобильного грузового транспорта»;
  • код ОКВЭД экспедиторских услуг — 52.24 «Транспортная обработка грузов».

Для грузоперевозок можно применять такие льготные налоговые режимы, как и ПСН, а для дополнительных услуг – нельзя. Учитывая это, при выборе ЕНВД или ПСН следите за тем, чтобы в документах с клиентом у вас были указаны только услуги по перевозке. Если налоговая инспекция обнаружит в акте другие оказанные услуги, то этот доход будет обложен налогом дополнительно, в рамках или .

Как выбрать выгодный режим налогообложения

Разобраться в том, какая система налогообложения будет выгодной для ИП-грузоперевозчика, проще на конкретном примере.

Предприниматель, работающий в г. Киров, арендует пять грузовых машин, грузоподъемностью менее 10 тонн каждая. На одной работает сам плюс имеет шесть наемных работников.

Данные для расчета налоговой нагрузки:

  • Доходов в месяц – 1 800 000 рублей;
  • Расходов в месяц – 1 270 000 рублей;
  • Страховые взносы за работников в месяц – 60 000 рублей (учтены в общих расходах);
  • Взносы ИП за себя при таком доходе составят 249 238 рублей за год или 20 770 в месяц (тоже учтены в общих расходах).

Надо рассчитать, на каком в 2019 году предприниматель будет платить меньше всего налогов. Учитывая, что в нашем примере соблюдены все ограничения, действующие для специальных налоговых режимов, предприниматель может выбирать из таких вариантов:

  • ЕНВД;
  • УСН Доходы;
  • УСН Доходы минус расходы.

Налоговую нагрузку на каждом режиме будем считать отдельно, для корректного сравнения итоговых сумм.

Патентная система налогообложения (ПСН)

ПСН – это единственный налоговый режим, доступный только индивидуальным предпринимателям. Для ИП в 2019 году, который хочет купить патент на грузоперевозки, должны соблюдаться следующие ограничения:

  • количество работников по всем видам деятельности – не более 15 человек;
  • лимит годового дохода – 60 миллионов рублей.

Налог на патентной системе рассчитывается не от реально полученного дохода, а от расчетного – потенциально возможного годового дохода, установленного по этому виду деятельности региональным нормативным актом. Налоговая ставка – 6% от этой расчетной суммы.

ФНС разработала специальный калькулятор, с помощью которого легко рассчитать, сколько будет стоить патент на грузоперевозки для ИП в нашем примере. Укажем в калькуляторе место выдачи патента и количество единиц транспорта. Получаем, что сумма налога, при применении патентной системы налогообложения для данного вида предпринимательской деятельности на 12 месяцев составит 68 592 рубля .

Патент не обязательно покупать на весь год, можно оформлять его на один или несколько месяцев. Если считать стоимость патента на месяц, то получим 5 716 рублей или чуть больше 1 000 рублей на одну единицу транспорта. Совсем немного.

Один из минусов патентной системы в том, что при расчете налога не учитываются страховые взносы, уплаченные за работников и самого предпринимателя. На всех других режимах, как мы покажем дальше, взносы уменьшают налоговую базу или сам налог.

Единый налог на вмененный доход

Посчитаем, сколько должен платить кировский предприниматель при выборе ЕНВД грузоперевозки. Здесь налог считают по сложной формуле, и итоговая сумма тоже не зависит от реального дохода ИП.

  • БД – базовая доходность в месяц по конкретному виду деятельности на одну единицу физического показателя;
  • ФП – физический показатель, для грузоперевозок выражается в количестве единиц транспорта;
  • К1 – коэффициент-дефлятор, принимается на каждый год Минэкономразвития РФ, в 2019 году К1 равен 1,915.
  • К2 – корректирующий коэффициент, который дает право региональной власти для стимулирования развития отдельных отраслей существенно снижать налог на ЕНВД.

К2 для ЕНВД грузоперевозки в г. Киров составляет 0,8 (показатель взят из решения Кировской городской Думы), значения БД и ФП указаны в статье 346.29 НК РФ.

Для расчета налога советуем воспользоваться нашим , который выдал нам сумму 20 682 рубля в квартал или 82 728 рублей в год. Эта сумма больше, чем стоимость патента на год, но на ЕНВД рассчитанный налог может быть уменьшен на сумму взносов, уплаченных за работников и самого предпринимателя.

Если бы ИП работал сам, то уменьшить налог можно было бы на всю сумму взносов за себя, а поскольку у него есть работники, то уменьшение возможно не более, чем на 50% от расчетной суммы.

Подсчитаем – за год предприниматель заплатит за себя и работников 969 238 рублей взносов, но уменьшить налог в нашем примере можно не более, чем наполовину:

82 728/2 = 41 364 рублей .

УСН Доходы

На этом режиме подсчитать налог предельно просто – взимается 6% от доходов без учета налога. Считаем: (1 800 000 * 12 месяцев) = 21 600 000 * 6% = 1 296 000 рублей. Даже с учетом того, что рассчитанный налог можно уменьшить за счет взносов до половины получаем 648 000 рублей . Очень много!

Причина в том, что в доходах высока доля расходов, поэтому, возможно, из УСН надо выбирать вариант «Доходы минус расходы», а не «Доходы». Проверим это предположение расчетами.

УСН Доходы минус расходы

При расчете налоговой базы уменьшим полученные доходы на произведенные расходы и умножим на налоговую ставку 15%.

Считаем: ((1 800 000 – 1 270 000) * 12 месяцев) = 6 360 000 * 15% = 954 000 рублей. И хотя, на первый взгляд, эта сумма меньше, чем рассчитанная до уменьшения сумма на УСН Доходы, но ее нельзя уменьшить на уплаченные взносов. Они уже учтены в общих расходах. Итоговый платеж в бюджет не изменится и составит 954 000 рублей.

Льготное налогообложение для ИП

Таким образом, мы наглядно показали, что российское законодательство дает возможность малому бизнесу работать на минимальной налоговой нагрузке. Сравним в таблице рассчитанные для нашего примера суммы для разных режимов (общая система в расчетах не учитывалась, как априори самая невыгодная).

Что мы видим? Суммы налогов на УСН Доходы минус расходы и ЕНВД различаются в 23 раза! Обязательно делайте такой расчет (самостоятельно или с привлечением специалистов) до того, как приступите к реальной деятельности, и своевременно подавайте заявление на выбранный режим.

Для тех, кто выбрал ЕНВД и ПСН, советуем учесть, что налоговые органы будут тщательно проверять наличие правильно оформленных документов, подтверждающих реально оказанные услуги, а также соответствие цен рыночным. Дело в том, что недобросовестные налогоплательщики часто используют грузоперевозчиков на ЕНВД и ПСН в налоговых схемах.

Не соглашайтесь, если заказчик предложит процент за вывод своих денег из-под налогообложения, указав в акте, что сумма якобы оказанных услуг составляет несколько миллионов рублей в месяц! Вас могут уверять в том, что для грузоперевозчика здесь нет никакого риска, ведь он платит налог не с реального дохода, а рассчитанного. На самом деле, если схему раскроют, то грузоперевозчику грозит уголовная ответственность, а все полученные доходы обложат по максимальной ставке.

2005 год. Прошло уже несколько лет с момента окончания обучения в ВУЗе, а толкового применения я так себе и не нашел. По специальности я историк, но история меня не интересовала. Однако с молодости не раз замечал свой интерес к коммерции, к управленческим порывам и всевозможным финансовым схемам. Еще во время обучения в ВУЗе мною была создана Молодежная общественная организация «Наш Выбор» при Комитете по делам молодежи города N (в дальнейшем даже готовили меня на должность Председателя Комитета по делам молодежи). Однако что-то с общественной деятельностью в тот момент сытым я не стал, и желаемый «мерседес» тоже не появился (очень большое пристрастие с детства к автомобильной отрасли было).

И вот однажды, проезжая осенним днем по трассе Москва - Санкт-Петербург, я обратил внимание на безумно большое количество фур, пролетавших по дороге. Вот, видимо, в тот момент и пришла ко мне идея заняться автомобильным бизнесом, точнее, бизнесом, связанным с грузоперевозками. Сразу открыл интернет, журналы, газеты, короче, искал информацию о том, что это за бизнес и с чем его едят! В итоге понял одно - что ничего не понял, кроме того, этим бизнесом занимаются либо бывшие начальники «совдеповских АТП», попавших к ним в руки во «времена всеобщего дележа», либо криминальные структуры. Что-то в тот момент энтузиазма у меня поубавилось, но интерес не пропал, я бы даже сказал повысился. Пришлось даже на трассу прокатиться, с «водилами» пообщаться, мол, тоже, вот, хочу фуру купить. В последующие два-три месяца я изучал тип этого бизнеса и высчитывал математику данного проекта. Выяснил, что существует два типа этого «перевозочного» бизнеса. Первый, это когда ты пошел, купил себе фуру, посадил за баранку водителя, отправил его в рейс и сидишь себе, ждешь, когда он тебе кучу денег привезет за наезженные рейсы (это я так, в упрощенном варианте рассказал). Этот вариант для меня как-то мало подходил, так как денег-то и не было купить себе подержанный «мерседес», о котором я так мечтал, не то что фуру! А вот второй тип этого бизнеса мне как-то сразу приглянулся. Подумал, вот, моя тема! Заключался он в следующем... Все вот эти владельцы фур ведь к кому-то обращаются за грузом, ищут груз, чтобы фуру загрузить и перевезти груз? Правильно, ищут и находят всяких разных диспетчеров (правда, в России их оказалось несколько десятков тысяч). Задача диспетчера заключается в том, чтоб найти того, кому нужно свой груз перевезти, и найти того, кто сможет перевезти. Правда, есть еще много деталей и подзадач у диспетчера, но... об этом отдельно как-нибудь потом. Вот в этой простой формуле «из воздуха» и формировалась маленькая, но частая прибыль с каждого рейса. А чем больше фур загружаешь и чем чаще они катаются туда-сюда, тем и прибыль все больше и больше.

В итоге, я занял у приятеля 50 тыс. рублей. Зарегистрировал «ООО» (7000 р.), снял офис на месяц (8000 р.), купил компьютер, факс и принтер (20000 р.) и, конечно же, подключился к интернету. Остальные денежки оставил на «прозапас», мало ли что!

Первый рабочий день. Сижу, в интернете роюсь. Что там ищу, сам не понимаю. По разным сайтам лазаю (профильным, конечно). К тому моменту у меня уже были контакты нескольких водил, которые согласились на то, что если у меня появится какой-нибудь груз (за хорошие деньги), то они готовы будет его перевезти. Вот я и сижу в интернете роюсь, так сказать, клиентов ищу. И вдруг, нечаянным образом попадаю на сайт, в котором большой список самих этих водил и самих клиентов и даже все контакты есть, правда, за денежку (парни, что придумали тот сайт, огромное вам спасибо, век вас не забуду!).

В итоге оплатил с расчетного счета пару тысяч, получил 30-дневный доступ к контактам... и вперед! Вот тут началась моя работа. Звоню одним, предлагаю груз, звоню другим, предлагаю транспорт. И так с 8:00 и до 18:00 каждый день. И я такой не один, таких в сети тысячи и по всей России. После 18:00 составляю всякие списки (теперь это базы данных) водителей и заказчиков, кто хоть как-то заинтересовался моими предложениями. Правда, иногда приходилось привирать, типа того, что фуры мои. А то кто бы стал со мной работать? Подумали бы, очередной посредник! Хоть я таким и являлся на тот момент. Ну, а что ж делать-то, с чего-то стоило начинать.

В итоге за первую неделю я отгрузил около 8 машин и заработал 12000 рублей, за вторую еще 12 машин и так далее... за месяц я отбил «долговые» 50 тыс. рублей и был очень доволен! С бухгалтерией и отчетностью, слава Богу, мама помогла, она у меня бухгалтер со стажем.

Работаю я, работаю, и в середине второго месяца я выхожу на одного заказчика, который очень много машин в сутки отгружает своей продукцией. Звоню. Предлагаю. Меня «отфутболивают». Типа, мол, «у нас своих перевозчиков туча, вас тут не хватало еще!». Ладно, думаю, вы же не одни такие в России. И забываю про них. Благо, бизнес этот позволяет охватить большую географию, лишь бы телефон да интернет был. Потом нашел еще пару мелких заказчиков и так помаленьку, «с миру по нитке» вроде и денежка стала появляться.

Проходит несколько недель, дело уж близится к Новому году. И тут звонок. Звонит представитель того завода, что меня «отфутболил» и говорит, что у них не хватает машин перед новым годом, а они начали поставлять продукцию в новый регион и не успели наработать связи с местными перевозчиками. Просят, чтоб помог. Я, конечно, парень не злопамятный! Согласился. Но представитель говорит, что нам нужно встретиться, нюансы обсудить. Я соглашаюсь, понимая под этим официальное знакомство и заключение письменного договора с ценовым соглашением. В принципе, все так и происходило, правда, у меня в офисе, а не на заводе заказчика (что меня немного удивило). И не зря меня это удивило, так как в конце разговора мне было сказано, что стоимость каждой перевозки на которую я согласился, должна быть увеличена на 1000 рублей, и эта сумма должна передаваться данному представителю лично и ежемесячно в качестве вознаграждения за предоставленный контракт и поддержку по всем вопросам. Я взял пару дней на раздумья. Посоветовавшись с «опытными людьми», пришел к выводу «видимо все так работают».

Заказчик и вправду оказался очень серьезным клиентом, в день только на один его завод я подавал по 8-10 машин с прибылью от 2000 рублей. А заводов было три. К тому моменту я уже нанял себе заместителя, бухгалтера, пару-тройку менеджеров-диспетчеров и секретаря-операциониста. Работа кипела. Я постоянно в разъездах, встречи с новыми клиентами, перевозчиками, постоянное обсуждение направлений перевозок, ставок, решение спорных вопросов и т.д. Короче, то, о чем я мечтал, настоящая деловая активность! Всё шло отлично, добавились новые направления в бизнесе, пришлось даже в Москву весь бизнес перевезти. Конечно, с большей частью персонала. Переезд в Москву сопровождался эмоциональной радостью. Покупка квартиры, машины, аренда красивого и просторного офиса в современном бизнес-центре. Короче, жизнь наладилась!

Бизнес тоже рос, компания стала узнаваемой в своей сфере. Среди основных клиентов к тому времени уже были «Вимм-Биль-Данн», «Русский Алкоголь», «Росстеклопром», «Русский Алюминий» и т.д.

С «Вимм-Биль-Данн» вообще интересная история приключилась. Они очень долго отказывались с нами сотрудничать в сфере грузовых перевозок. А я их так достал, что они меня уже видеть не могли, я разве что не ночевал у них. В итоге очень хорошо был знаком с отделом логистики и его начальником, который и не против бы с нами поработать, но указаний сверху нет, следовательно, и договора нет. В итоге через два месяца я «переманиваю» к себе в компанию почти весь транспортный отдел с начальником. Конечно, на очень хорошие деньги. И буквально через три дня мне поступает звонок от руководства о том, что у них уволился почти весь транспортный отдел, и некому заниматься подачей транспорта. В итоге теперь уже мои парни занимались подачей транспорта на свой бывший завод. Как понимаете, проблем у меня и теперь уже моих сотрудников с этим не было. Правда, все это вскрылось через четыре месяца, в итоге им предложили еще выгоднее зарплату, и они снова поменяли работодателя. Хотя чего и стоило ожидать, раз так легко они пришли, так же легко и должны были уйти. Но выводов я сделал немало из этой ситуации. В первую очередь, я плотно занялся персоналом и его мотивацией, чтобы в будущем от меня так просто не уходили сотрудники.

Так прошли 2006-2007 гг, затем заканчивался 2008 год, и уже к концу года я почувствовал что-то неладное. Клиенты как-то странно стали рассчитываться за услуги, точнее, я бы сказал, перестали совсем рассчитываться. И.... вот он КРИЗИС!

Еще в августе 2008 года нашей компанией было создано новое направление, точнее, новые взаимоотношения с финансовыми институтами. Название направления: «Управление неликвидными транспортными активами банков и лизинговых компаний». Мы прекрасно понимали, что проблемы в банковском секторе, в первую очередь, отразятся и на нашей компании. К тому времени мы планировали расширение грузового автопарка и готовились к сделке с лизинговой компанией «N» по приобретению 40 единиц автотехники. Стоимость контракта была около 4,8 млн евро. Подготовка и проверка шли где-то два месяца, затем лизинговая компания запросила еще дополнительные документы, рассмотрение затянулось еще на несколько месяцев. В итоге, когда все согласовали, и нам даже выдали положительное решение кредитного комитета с подписью руководства и печатью, и мы были готовы уже вносить авансовый платеж, эта лизинговая компания присылает нам уведомление о приостановке финансирования, т.к. головной офис (в Европе) не был готов к финансированию. Стало понятно, если уж у лизинговой компании «N» все так туманно, что уж с другими-то делать! Тогда и было принято решение о начале работы с банковским сектором по программе «Управление неликвидными транспортными активами». К тому моменту кризис очень сильно затронул сферу грузоперевозок, и многие компании, не сумевшие подготовиться к мерам по оптимизации издержек и разработать антикризисную стратегию, стали разоряться. Так как наша компания в основном работает с моно-заказчиками (где ежедневно совершается от клиента не менее 30 региональных перевозок), то мы были готовы к суровым условиям конкуренции.

Лизинговое имущество изымалось и возвращалось кредиторам ежедневно. Банки и лизинговые компании не представляли, что с ним делать, продавать? А кому? Все автосалоны и дилеры сами не могу продать свою технику.

Мы вышли к банкам и лизинговым компаниям с предложением об управлении этой грузовой техникой. Наши юристы и финансисты разработали несколько вариантов управления. В основном мы делали ставку на то, что при управлении неликвидными активами банков и лизинговых компаний их платежный баланс остается положительным (мы платим за должников), значительно сокращаются просрочки по платежам, а активы по итогу за год выкупаются по остаточной стоимости нашей компанией. Эти меры позволили многим банкам и лизинговым компаниям освободиться от неликвидных (проблемных) активов.

Данное направление по «Управлению неликвидными транспортными активами» позволило нашей компании избежать рискованных инвестиций, приспособиться к кризисной ликвидности транспортных активов и создать необходимый парк транспортных средств, что является одним из важнейших конкурентных преимуществ в сфере автомобильных грузовых перевозок.

Коротко, но это один из вариантов, как мы решили проблему с нехваткой финансовых средств для увеличения парка.

Рассмотрены наиболее выгодные с точки зрения ведения учета и снижения фискальной нагрузки системы налогообложения – УСН, патент (ПСН) и ЕНВД. Условия применения, примеры расчета налоговых платежей.

 

Понятие «грузоперевозки» регламентируется ГК РФ (стат. 785 пункт 1) и подразумевает доставку и передачу перевозчиком груза по назначению согласно заключенным договорам (глава 40 ГК РФ). Такая деятельность не требует оформления разрешительных лицензий, достаточно зарегистрировать бизнес и выбрать подходящий режим. Как оптимизировать налогообложение грузоперевозок легальными методами? Какие сложности в учете транспортных операций поджидают руководителя? Все нормативные подробности ниже.

Важно! Не относятся к грузоперевозкам договора транспортной экспедиции. Правовое регулирование (глава 41 ГК РФ) определяет подобные сделки как гражданско-правовые взаимоотношения, что исключает возможность применения ЕНВД налогоплательщиком.

Допустимые налоговые режимы

Чтобы определить с выбором, необходимо принимать во внимание организационно-правовой статус фирмы, количество рабочих единиц транспорта, масштаб планируемых сделок и объем выручки за период. Доступные режимы для ИП и ООО различаются. При этом законодательно варьируются не только уплачиваемые налоги, но и документооборот, а также методология ведения учета.

Обсуждаемые системы налогообложения в сфере транспортных услуг:

  1. УСН - предусматривает уплату налога по объекту «доходы» (ставка 6%) или «доходы минус расходы» (ставка 15 %, но может применяться пониженный размер ставки по решению региональных органов власти). Выбор варианта осуществляется компанией самостоятельно, в течение года смена объекта налогообложения запрещена. Основные условия для применения в 2017 году (Закон № 243 от 03.07.16 г.) - численность (не более 100 чел.), совокупный размер выручки за отчетный период (не более 120 млн. руб.), предел выручки в части перехода (не более 90 млн. руб.).
  2. ЕНВД - применяется компаниями (предприятиями или ИП) с численностью единиц транспорта не более 20, включая арендуемые средства (стат. 346.26 подп. 5 п. 2), если вид деятельности относится к вмененной согласно региональному законодательству. При наличии нескольких видов ОКВЭД следует разграничить показатели путем ведения раздельного учета. Критерии для использования ЕНВД - численность наемного персонала (не более 100 чел.), доля участия прочих юридических лиц в бизнесе (не более 25 %).
  3. ПСН - применяется только ИП путем приобретения патента на календарный год по месту проживания предпринимателя (стат. 346.45 НК). Критерии для использования в 2017 году - численность в части ПСН (не более 15 чел.), общая выручка (не более 60 млн. руб.). При заключении договоров услуг по месту регистрации бизнеса приобретать патенты в других регионах не требуется. Это подтверждает Минфин в Письме № 03-11-12/15 от 07.02.13 г.

Обратите внимание! ОСНО (общая система налогообложения) в сфере грузоперевозок здесь не рассматривается, так как относится к одному из самых сложных с точки зрения учета налоговому режиму. Фискальная нагрузка на бизнесе по ОСН также считается обременительной в сравнении с более выгодными специальными режимами.

Какое налогообложение выбрать для грузоперевозок

Оценить положительные и отрицательные нюансы различных налоговых режимов помогут обзорные характеристики, собранные в единую таблицу. Предпринимателям следует учесть, что одновременное использование ПСН и ЕНВД не допускается. Планируемые коды ОКВЭД необходимо выбрать до регистрации фирмы или добавить к уже имеющимся в процессе работы.

Сравнительная таблица системы налогообложения для транспортных компаний:

Кто вправе использовать

Организации и ИП

Организации и ИП

Ограничения по количеству средств транспорта

Период действия

Без ограничений

До 2021 года (продлено Президентом 2.06.16 г. в Законопроекте № 1025686-6)

В пределах календарного года

Ограничение региона действия

Регион/субъект РФ постановки на учет как плательщика ЕНВД

Регион/субъект РФ выдачи патента в части заключаемых сделок

Лимит численности (чел.)

Лимит годовой выручки (млн. руб.)

Ставка налога (%)

6/15 (в отдельных регионах может снижаться по решению муниципальных образований)

15 (в отдельных регионах может быть снижена до 7,5)

6 (в отдельных регионах может быть снижена до 0 для отдельных категорий ИП)

Основные базовые показатели для расчета налога

Объект налогообложения («доходы» или же «доходы-расходы»)

Базовая доходность, физические показатели, коэффициенты К1, К2

Величина предполагаемого дохода, процентная ставка, срок действия ПСН

Выплаты, уменьшающие размер налога к уплате

С ограничением в 50 % - страховые выплаты в части ПФР, ОМС, ФСС; взносы по договорам страхования добровольного характера; торговый сбор в определенных законом случаях (стат. 346.21 п. 8 НК)

С ограничением в 50 % - страховые выплаты в части ПФР, ОМС, ФСС; взносы по договорам страхования добровольного характера; больничные пособия. Для ИП - фиксированные платежи без ограничений

Налоговая разгрузка

Не платится НДС, имущество, прибыль

Не платится НДС (за исключением импортных операций), имущество, НДФЛ в части вмененных доходов для ИП, прибыль - для юридических лиц

Не платится НДС, имущество, НДФЛ

Сложность учета

Требуется тщательный учет доходов и расходов путем составления КУДиР. Декларации сдаются по итогам года. Бухучет разрешено вести в упрощенном порядке субъектам МП

Декларации предоставляются ежеквартально. Бухучет ведется предприятиями. ИП освобождаются от ведения учета и заполнения регистров отражения операций (Закон № 402-ФЗ пункт 1 стат. 2)

Сдача деклараций и прочих отчетов не требуется. Учет затрат и доходов не ведется

Реальный пример расчета налогов к уплате

Для определения оптимальной системы налогообложения грузоперевозок подсчитаем налоговую базу и возможные суммы налогов к уплате на конкретном примере.

Исходные данные:

  • Правовая форма перевозчика - ИП.
  • Муниципальное образование - г. Ростов-на-Дону.
  • Деятельность - грузоперевозки.
  • Количество единиц транспорта - 12.
  • Наемные служащие - 3 чел.
  • Выручка доход за 4 кв. - 875 000 руб.
  • Уплачены страховые взносы за сотрудников в 4 кв. 2016 г. - 37 500 руб.
  • При работе на ЕНВД уплачено фиксированных взносов в 4 кв. 2016 г. - 7 800 руб.

Таблица расчетов уплачиваемых сумм налоговых платежей за отчетный период:

Величина налога

«Доходы»

«Доходы - расходы»

Ставка налога с учетом особенностей муниципального образования

10 % (Закон № 843-ЗС от 10.05.12 г.)

15 %, БД = 6 000 на 1 машину; К1 = 1,798, К2 = 1

6 %, потенциальный доход на 12 машин = 3 832 000

Основание - Закон № 843-ЗС от 10.05.12 г.

Расчет налога

875 000 х 6 % = 52 500 - 26 250 (50 % от начисленной суммы налога) = 26 250

(875 000 - 37 500) х 10 % = 83 750

6 000 х 12 х 1,798 х 1 х 15 % = 19 418,4 х 3 мес. = 58 255,20 - 29 127,60 (50 % от начисленной суммы налогов) = 29 127,60 - 7 800 = 21 327,60

Расчет выполнен за 3 мес., исходя из срока действия патента в 1 год.

На 12 машин 57 480 = 3 832 000 х 6% / 12 х 3

Итого по применяемому режиму налогов к уплате, в руб.

Выводы

При указанных исходных данных, включающих регион ведения деятельности, наиболее оптимальным режимом для предпринимателей становится ЕНВД. Дополнительно при начислении вмененного налога в качестве уменьшающих сумм берутся фиксированные платежи, оплачиваемые ИП «за себя» по установленным тарифам.

Позволяет снизить налоговую нагрузку на компанию и применение УСН «доходы». Невыгодной при углубленных просчетах оказывается использование патента и УСН «доходы - расходы».

В части формирования учета и отражения хозяйственных операций предприниматели пользуются преимуществом, так как законом освобождены от необходимости вести бухучет.

Компаниями-юридическими лицами может применяться упрощенная методика построения учета со сдачей обязательных отчетов по сокращенному перечню. Что касается вышеприведенных расчетов, они действительны не только для ИП, но и для организаций.

Грузоперевозки – это довольно перспективный вид деятельности. Люди, живущие в деревнях, больших и маленьких городах, пользуются услугами транспортных компаний или частных лиц для перевозки вещей и грузов в разные места.

На данный момент грузоперевозки очень востребованы в нашей стране, поэтому число фирм, предлагающих свои услуги в этой сфере, растет с каждым днем. Если вы хотите заняться этим бизнесом, нужно занять свое место и стараться организовывать работу таким образом, чтобы она приносила доход, создать условия, коренным образом отличающиеся от условий конкурирующих фирм.

Грузоперевозки: бизнес с нуля

Это достаточно хлопотное и затратное дело. Для того, чтобы начать работу, придется обзавестись личным автотранспортом. Если вы ограничены в средствах, то автомобиль типа «Газель» или что-то в этом роде вполне подойдет на первый случай.

В чем состоит работа? На первом этапе заключается письменный договор с клиентом. Следующий шаг – упаковка грузов и вещей. Своевременная доставка имеет большую роль в этом деле: если вы хотя бы раз сорвете сроки доставки, пострадает репутация предприятия, и тогда вам придется заново зарабатывать хорошее имя фирмы. Распаковка и установка вещей на места – эта работа выполняется по дополнительному согласованию с заказчиком.

Как открыть фирму по грузоперевозкам, чтобы бизнес приносил реальную выгоду? Перевозками зачастую занимаются все, кто не знает, куда себя девать. Сажают диспетчера на телефон, принимают заказы, а выполнять их не спешат. Стоимость работ очень часто не совпадает с заявленной в соглашении, поэтому люди недовольны работой таких «фирм». Окончательная сумма иногда озвучивается только тогда, когда вещи уже разгружены и клиенту приходится выкладывать озвученные суммы. Чтобы не случалось таких проколов, нужно выстраивать свою работу честно по отношению к заказчику. Только тогда люди будут пользоваться услугами вашей конторы, и она будет приносить неплохой доход.

Актуальность данного вида бизнеса

Актуальность грузоперевозок в современном мире трудно переоценить. Услуги по транспортировке востребованы все больше и больше с каждым годом.

Еще до недавнего времени заказчику приходилось ожидать свой груз несколько недель, а то и месяцев. Теперь ситуация изменилась коренным образом. Люди стали больше ценить свое время. Поэтому багаж стараются доставить в максимально короткие сроки. Вне зависимости от цели доставки актуальность перевозок растет большими темпами.

Сложно даже представить себе, что будет, если рынок грузоперевозок по какой-либо причине перестанет функционировать. Жизнь встанет, особенно в больших городах. Не будут доставляться товары первой необходимости и продукты питания, в аптеках исчезнут медикаменты. Этот список можно продолжать до бесконечности. Поэтому недооценивать значимость грузоперевозок в современном мире нельзя.

Основные цели

  • Грамотная организация перевозок на автомобилях различного вида.
  • Доставка коммерческих грузов.
  • Офисные, квартирные, дачные, производственные переезды.
  • Перевозка крупногабаритных грузов.
  • Предоставление обученного персонала для погрузочно-разгрузочных работ.
  • Предоставление услуг по вынужденному хранению грузов.

Самое важное – иметь упорство и стремиться идти к поставленным целям. Уверенность в себе и своих возможностях так же стоит далеко не на последнем месте.

Регистрация и налоги компании

Для того, чтобы открыть транспортную компанию по грузоперевозкам, необходимо . Если вы планируете иметь дело с малотоннажными перевозками, в вашем автопарке будет работать несколько небольших авто типа «Газель», а в штате — находиться небольшое число сотрудников, то в этом случае можно .

Вам понадобиться заплатить госпошлину и собрать пакет необходимых документов. Их перечень вам дадут в налоговой инспекции. Затем сюда же подается заявление соответствующего формата. В нем должны быть указаны ваши паспортные данные, телефон, по которому с вами при необходимости могут связаться работники налоговой службы, и . Все эти манипуляции могут быть произведены вами лично или через доверенное лицо.

Каждый зарегистрированный перевозчик должен вовремя платить налоги в государственную казну. Для того, чтобы налогообложение было оптимальным, нужно учитывать следующие факторы:

  • масштаб будущей компании;
  • виды перевозок.

На продажу.

Кофейные аппараты как простой способ заработка. об особенностях вендинга.

Виды налогообложения для грузоперевозчиков

  • . Это самый приемлемый вариант. Он подразумевает под собой следующее: вы сможете платить 6% от общего дохода фирмы или 15% от дохода с вычетом расходов.
  • Общая система. Это не лучший вариант для малого бизнеса. В этом случае нужно платить все налоги. В вашем случае это будет прямой дорогой к разорению.
  • . Он может быть применен только в том случае, если в вашем автопарке будет не более 20 машин. Если вы не можете выбрать самостоятельно для себя систему налогообложения, то региональная власть автоматически переведет вашу фирму на единый налог.

Для того, чтобы зарабатывать прилично, приложите все силы для перехода на единый налог. Не забывайте рассчитываться с государством полностью, а главное – вовремя. Существует еще и Пенсионный Фонд, в который тоже придется носить отчисления. Размеры взносов в ПФ часто меняются, поэтому необходимо постоянно уточнять цифры, которые перечисляются со счетов вашего предприятия.

Где и как открыть транспортную компанию?

Выбор помещения

Без офисного помещения, в котором будет размещаться диспетчерская служба, вам не обойтись.

Помещение можно взять в аренду. К выбору его места расположения нужно отнестись очень ответственно. Сэкономив деньги, работая на дому, вы не добьетесь хороших результатов. «Домашний» уровень работы не принесет больших доходов. Если вы не располагаете средствами на аренду собственного помещения, можно снимать офис в колл–центре. Это потребует меньше денежных вложений. Диспетчерская служба может разместиться на 20 кв. метрах.

Офис необходимо обустроить. В распоряжении диспетчеров должны быть компьютеры или ноутбуки. Наличие принтера и сканера – необходимое условие. Без стационарного телефона работа будет вестись не на должном уровне. Наличие двух телефонных линий – огромное преимущество в работе фирмы. Мобильные телефоны сотрудников будут задействованы в не меньшей мере. Желательно приобрести рацию для переговоров водителей с диспетчером — это удобно и недорого.

Подбор персонала

В компании, которая планирует заниматься грузоперевозками, в штате обязательно должны состоять диспетчеры — не менее 2-х человек. Их главным качеством должна быть хорошая дикция, отличная память, коммуникабельность и способность к логическому мышлению.

Хороший управляющий поможет правильно организовать работу предприятия. Грамотный бухгалтер будет вести всю документацию фирмы, а ее там будет немало.

Обязательное условие для успешной работы – действенная реклама. Поэтому менеджер по рекламе тоже будет не лишним.

Покупка машин

Бизнес в этой сфере начинается с покупки автомобиля. При выборе машин необходимо четко уяснить для себя, какие цели вы перед собой ставите и какими средствами располагаете. Подержанные иномарки надежнее отечественных машин и удобнее в эксплуатации. Но российские авто значительно дешевле в ремонте. В то же время импортные авто ломаются реже.

Какую машину покупать – это решать вам. Для грузоперевозок в пределах города часто покупают «Газели». Благодаря своей маневренности они прекрасно справляются с поставленными задачами в городской черте. «Газели» экономично расходуют топливо и недороги в обслуживании.

Если вы планируете заниматься перевозкой продуктов – для этой цели подойдут тентованные автомобили. Для больших объемов грузов подойдут авто с дополнительными прицепами — в этом случае грузоподъемность увеличиться до 24т. Для скоропортящихся продуктов нужно покупать специальные рефрижераторы или изотермические фургоны. Для перевозки мебели или офисных переездов незаменима машина российского производства «Зил — Бычок». Этот автомобиль проедет там, где не сможет передвигаться большой грузовик.

Какую машину купить для развития бизнеса по грузовым перевозкам? Этот вопрос индивидуален. Один момент стоит помнить наверняка – для того, чтобы предоставлять качественные услуги населению, необходимо иметь в наличии соответствующий парк автомобилей.

Автотранспортные услуги по перевозки грузов

Очень важно, если вы сможете организовать работу фирмы, которая будет предоставлять клиентам полный перечень услуг. Будет неплохо, если вы обеспечите заказчика не только подходящим транспортным средством, но и грузчиками.

Компании, которые специализируются в этой области, предоставляют следующие услуги:

  • страхование грузов;
  • услуги по таможенному оформлению документов;
  • офисный, дачный, квартирный переезд;
  • транспортировка негабаритных и тяжелых грузов;
  • перевозка опасных и особо ценных вещей.

Для того, чтобы качество услуг было на высоком уровне, необходимо придерживаться следующих правил :

  • разработать четкий маршрут следования;
  • рассчитать стоимость всей процедуры;
  • подготовить необходимую документацию;
  • осуществлять непрерывный контроль за передвижением груза на всем пути следования.

Маркетинговый план по развитию компании

Прежде чем начать оформление документов по открытию собственного дела, необходимо иметь хорошо разработанный маркетинговый план. Что сюда входит?

  • Проведение активной рекламной кампании, которая в полной мере раскроет предоставляемые вашей фирмой услуги. В данном случае необходимо привлечь местные СМИ, оформить и максимально распространить визитки фирмы.
  • На ближайшее будущее стараться привлечь как можно больше клиентов и заинтересовать постоянных заказчиков выгодными предложениями и бонусными скидками.
  • Четко разработанная стратегия развития предприятия, в которой будут прописаны действенные мероприятия по продвижению и развитию бизнеса.

Хорошо разработанная маркетинговая стратегия и правильные тактические действия выведут вашу компанию на лидирующие позиции среди аналогичных фирм в регионе.

Маркетинговые исследования необходимы прежде, чем составление подробного бизнес-плана перевозки грузов. Эти данные будут являться основой для успешной работы и развития предприятия.

Финансовые вопросы: выгодно ли заниматься грузоперевозками?

Вы должны понимать, что составить подробный финансовый отчет для создания компании грузоперевозчика — это нереально. Для получения конкретных цифр нужны точные данные о состоянии будущего предприятия. Приблизительная картина будет выглядеть следующим образом:

  • «Газель» принесет около 10 тыс. рублей чистой прибыли;
  • «Зил – Бычок» — 20 тыс. рублей;
  • машина грузоподъемностью 5 тонн даст прибыль до 25 тысяч;
  • фура – 100 тыс. рублей.

Эти цифры отображают картину предприятия, которое исправно платит налоги и зарплату сотрудникам.

Если вы планируете начать бизнес с покупки 2-х автомобилей, вам предстоят следующие расходы:

  • затраты на покупку автомобилей — 900 тыс.–1 млн. руб.;
  • ремонт машин и затраты на ГСМ – 40–45 тыс. руб.;
  • аренда помещения – 10 тыс. руб.;
  • боксы – 10 тыс. руб.;
  • заработная плата сотрудникам – 40 тыс. руб.;
  • реклама – 15 тыс. руб.;
  • прочие расходы – 30 тыс. руб.

Таким образом, вам понадобиться около 1 миллиона 200 тыс. руб. Это при условии, что у вас в штате будет 1 диспетчер, 1 водитель и 1 грузчик.

При необходимости привлечения второго автомобиля вам самому придется садиться за руль. Бухгалтерские отчеты будет вести специалист с другой фирмы. Данная схема работы предполагает доход с одного автомобиля 30 тыс. руб. в месяц.

Все ваши затраты окупятся не раньше 1,5–2-х лет. Если пользоваться арендованными машинами, то этот срок можно сократить вдвое.

Более точные расчеты зависят от множества факторов. Так, одной из главных составляющих является месторасположение компании.

Делая вывод, можно сказать, что организация бизнеса по малотоннажной перевозке – это выгодное и перспективное дело, на которое стоит обратить внимание начинающим бизнесменам.

Чтобы заняться грузоперевозками в качестве индивидуального предпринимателя, нет необходимости оформлять какие-то лицензии, разрешения или согласования. Достаточно лишь открыть ИП и начать работу.

Оформление ИП

Итак, чтобы грузоперевозки стали вашим бизнесом, необходимо официально открыть ИП. Помните, что подавать документы можно как лично в налоговую, так и по Интернету на ее официальный сайт. Обратите внимание, что для работы вам в обязательном порядке понадобится ИНН. Если вы еще не регистрировались, то вам его оформит налоговый инспектор при проведении процедуры регистрации. Но учтите, что оформление ИП занимает 5 дней, а для ИНН понадобится как минимум две недели.

При регистрации необходимо указать ОКВЭД под номером 60.24: «Деятельность автомобильного грузового транспорта». Налоги придется платить по ЕНВД – каждый квартал отдавать фиксированную сумму.

Документы для подачи

Регистрация ИП проходит в налоговой инспекции. Чтобы открыть собственное дело, необходимо туда подать такие бумаги:

  • копии всех страниц паспорта;
  • два экземпляра заявления о переходе на ЕНВД;
  • квитанция, свидетельствующая об оплате госпошлины за регистрацию;
  • соответствующее заявление на регистрацию в качестве ИП (форма P21001).

После приема документов налоговый инспектор должен выдать вам расписку о том, что он принял бумаги. Вместе с ней отдается завизированный второй экземпляр заявления на ЕНВД.

Документы к выдаче

В указанный налоговым инспектором день необходимо вновь прийти снова, и инспектор вам обязан выдать такие бумаги:

  • ОГРНИП – свидетельство о регистрации ИП;
  • ЕГРИП – выписка из реестра ИП;
  • уведомление о постановке в налоговой;
  • уведомление о присвоении статистических кодов;
  • уведомление о постановке в Пенсионном фонде (по месту жительства).

Получив указанные документы, вы должны открыть расчетный счет, у любого выбранного вами банка. Для этого шага потребуется приготовить примерно тысячу рублей.

Налогообложение в сфере грузоперевозок

Налоги в сфере грузоперевозок могут выплачиваться по таким основным системам:

  1. Общая, которая требует вести бухгалтерскую документацию полностью, платить по полному объему все налоги. Обратите внимание, что ИП, который работает на этой системе, должен платить не только налоги, предусмотренные для предприятий, но и налоги на добавленную стоимость, на доходы физических лиц.
  1. Также предприниматель может работать на упрощенной системе. Она позволяет выбрать один из двух режимов налогообложения. Первый выставляет размер налоговой ставки составляет в 6%, которая охватывает общий доход предприятия. Второй предполагает ставку в 15% от доходов, из которых вычтены расходы. При этом общая сумма налога не может быть меньше одного процента. Предприниматель сам имеет право выбирать и менять режим. Обратите внимание, что в этом случае он освобождается от выплаты налога на доход физических лиц, единый социальный, с продаж, на имущество, добавленную стоимость.
  1. В области грузоперевозок это самая распространенная система налогообложения. Но чтобы нею пользоваться, предприниматель должен иметь не менее 20 единиц транспорта. Но позволить пользоваться этой системой может только муниципальный орган. Если же по региону не предусмотрено использование этой системой, то перейти на нее не удастся.

Налогообложение ИП

Как правило, выбрать систему налогообложения предприниматель может тогда, когда принимает решение открыть ИП. Но если он этого не сделал, ему автоматически ставят систему ЕНВД, если деятельность включена в перечень его услуг.

Вмененный доход для грузоперевозок рассчитывается на основе установленной ранее законом базовой доходности. Что касается грузоперевозок это 6 тыс. руб. каждый месяц, пассажироперевозок – 1,5 тыс. руб. При этом учитывается налоговая ставка в размере 15%.

Плюсы и минусы

Действующая система налогообложения имеет свои преимущества и недостатки. Так, из преимуществ можно назвать то, что самой выгодной в сфере грузоперевозок является система ЕНВД, которая очень оправдывает себя при высоких доходах. Если есть желание перейти на единый налог, делается это автоматически, когда соответствующее решение принимается муниципальными органами. Если такового решения нет, предприниматель всегда может успешно работать на упрощенной системе.

Решая открыть ИП для ведения грузоперевозок, надо помнить, общая система уплаты налогов считается самой обременительной, поэтому желательно сразу переходить на упрощенную.

Документы для грузоперевозок

Для частных перевозок, особенно для грузов до 3,5 тонн, никаких лицензий и разрешений не требуется. Но если вы решите заняться международными перевозками, водитель должен иметь при себе такие документы таможенные документы и разрешение на перевозку.

Также при нем должны быть:

  • доверенность для получения груза;
  • медицинский страховой полис;
  • паспорт;
  • товарно-транспортная накладная;
  • путевой лист;
  • лицензионная карточка;
  • водительское удостоверение;
  • документы на машину.

Междугородние перевозки

Междугородними признаются те перевозки, которые осуществляются за черту города на расстояние более 50 км. В таком случае перевозимый товар должен быть опломбирован тем, кто груз отправляет.

Если у водителя есть подозрения, что машина имеет неисправности, которые будут мешать ему осуществить рейс, он должен отказаться от предоставления этой услуги. Соответственно владелец груза должен отказаться грузить товар на машину. О чем поставить соответствующую отметку в путевом листе, товарно-транспортной накладной. Эта информация визируется печатью и подписью. Если между водителем и владельцем груза возникают разногласия, они оформляются в виде акта, на котором каждый из них должен расписаться. Аналогично акт составляется при его утере или порче в пути.

Предрейсовый осмотр

Любой водитель, осуществляющий грузоперевозки, междугороднего формата, обязан пройти предрейсовый осмотр. Без него осуществлять грузоперевозки нельзя. Этот шаг позволяет обнаружить различные заболевания у водителя, которые могут привести к несчастным случаям в дороге.

Если водитель планирует осуществить международный рейс, он должен пройти освидетельствование в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. Для этого он должен подать туда такие бумаги:

  • заявление;
  • копию бухгалтерского баланса (на нем должна быть отметка о том, что он был сдан налоговой);
  • справку из налоговой о состоянии долгов по налогам;
  • копию лицензионных карточек;
  • копию лицензии на автомобильные перевозки грузов;
  • копию свидетельства государственной регистрации.

Несколько нюансов

При осуществлении ИП грузоперевозок, следует учитывать такие нюансы:

  • стоит стремиться к исключительно высокому качеству предоставлению услуг;
  • серьезности и весу предпринимателю придаст собственный сайт;
  • всегда берите у довольных клиентов, особенно крупных, рекомендательные письма – они станут вам отличным залогом успешного сотрудничества с другими клиентами;
  • стремитесь устанавливать с клиентами долгосрочные отношения – они позволят сэкономить на рекламе;
  • не имея опыта предоставления подобных услуг, начинайте с перевозок внутри города.